Меню Рубрики

Проблема бытия как предмет философского анализа

Бытие как предмет философского анализа (виды и формы бытия). Проблема бытия в истории философии — раздел Образование, Мировоззрение, его структура и основные функции. Классификация форм и типов мировоззрения Целостное Бытие Как Реальное Многообразие Различных Вещей И Я.

Целостное бытие как реальное многообразие различных вещей и явлений подразделяют на определенные виды и формы. Выде-ляют два основных вида бытия — материальное и духовное (иде-альное).

Материальное бытие обозначает все то, что составляет объек-тивную реальность (природные объекты, феномены человеческой и общественной жизни), т.е. существует независимо от человека и может оказывать воздействие на его органы чувств.

Идеальное бытие представляют явления духовной жизни че-ловека и общества — их чувства, настроения, мысли, идеи, теории (субъективная реальность). Данный вид бытия объективирован в виде понятии, формул, текста, ценностей и т.д. Эти два основных вида бытия могут быть представлены в четырех основных формах:

бытие духовного (иде-ального)

Отсюда можно говорить о разных онтологиях: онтологии природы, онтологии человека, онтологии культуры, онтологии общества.

Философской категорией, фиксирующей специфику матери- ачьного бытия, традиционно выступает понятие материи, а иде-ального — понятие сознания, являющиеся базовыми категориями онтологии.

Эта тема принадлежит разделу:

Мировоззрение это система устойчивых взглядов человека на мир и свое место в.. структура мировоззрения представлена следующими уровнями..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Бытие как предмет философского анализа (виды и формы бытия). Проблема бытия в истории философии

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Специфика философского знания, социокультурный статус и основные функции в современном мире
Философия оказывает влияние на людей как непосредственно (развивает их мышление, аналитические способности, свободо¬мыслие), так и опосредованно через науку, религию, искусство и т.

Предмет философии и структура философского знания
Определение предмета философии как исторически первой формы теоретического и рационального постижения мира в его целостности и включенного в его структуры человека — задача достаточ

Проблема метода в философском познании
Для эпохи Нового времени (к. XVI-XVII вв.) характерен на- укоцентризм Этому способствовало изменение задач философии: ее первоочередной целью ста-новится поиск всеобщего метода научного по

Основные черты и этапы развития античной философии
В качестве базовой категории античной философии выступает понятие космоса. Являясь антитезой хаосу, космос символизиру¬ет здесь высший порядок и гармонию, причину соразмерности и со

Гуманизация философской мысли в эпоху Возрождения. Социально-политические учения
Возрождение, или иначе Ренессанс, охватывает XIV-XVI вв. Культура Возрождения оценивается как художественно-гуманистическая традиция,начало которой положили поэты, писатели, художни

Социально-политические проекции философии в эпоху Просвещения. Основные идеи французского материализма XVIII в
Философия Просвещения стала идейным основанием новой культурной ситуации в Европе и Америке 18 в., связанной с преодолением феодальных дословных отношений и утверждением ценностей л

Эволюция философской мысли Беларуси, статус и содержательная специфика
Статус и содержательная специфика белорусской философии определяется историческими, геополитическими и социокультур-ными факторами: — отсутствие в истории самостоятельной н

Философия экзистенциализма
Ее формирование обусловлено «антропологическим кризисом» в философии и культуре нач. XX в., связанного с крушением иде-алов классического гуманизма и его веры в чело

Понятие Универсума. Представления о материи в философии и науке
Материальный мир имеет достаточно сложную организацию, т.к. в нем любое материальное явление представляет собой систе-му определенных элементов, организованных в единое целое ус-той

Пространственно-временная и динамическая организация материального мира
Специфика динамической организации бытия раскрывается в онтологии с помощью категорий движения, развития и покоя. Движение как философская категория обозначает свойство из-

Генезис сознания и его структурно-функциональные характеристики
Помимо основных подходов к самой проблеме сознания в философии существуют различные точки зрения на вопрос о происхождении сознания. Можно выделить две основополагающие: 1. Сознание имеет

Социокультурная размерность сознания. Сознание и язык
Один из основных факторов, посредством которого осуществляется социально-творческая природа сознания, – это деятельность. Практика и деятельность фактически обусловили возникновение и функционирова

Основные традиции философского анализа общества
Вопрос о том, что способствует развитию общества, ставится перед учеными давно. В современной философии выделяются 4 подхода на данную проблему. Натуралистический. Согласно этой т

Философия истории и ее проблемное поле
Философия истории как раздел социальной философии ориен­тирована на постижение смысла и закономерностей исторического процесса, а также способов и механизмов его познания. Термин «философия истории

Познание как ценность культуры и предмет философского анализа
Для того, чтобы успешно интегрироваться в природную и социальную среду обитания, а также целесообразно и осмысленно преобразовывать ее, человек должен получать адекватное и истинное знание об этой

источник

Доказан факт — зрительная память для гуманитарией — второй по важности навык в его профессиональной деятельности. Бесплатный тренажер «Тайная комната» помогает развитию данного навыка. По отзывам обучающихся — первые результаты видны через 3-5 занятий на тренежере.

Проблема бытия, реальности чего-либо – это фундаментальная мировоззренческая и методологическая проблема. В философии нет более фундаментальной проблемы, чем выяснение сущности бытия. С самого начала становления философии мыслители пытались уяснить смысл всего существующего, и в настоящее время эта проблема остается одной из главных в философии. При этом необходимо различать обыденный смысл понятия «бытия», где фиксируется факт существования какого-то явления, предмета, процесса и сугубо философский смысл категории «бытия». Бытие – есть начало, не имеющее причины, то, что обеспечивает существование и последнее, о чем еще можно спрашивать.

Античные мыслители стремились найти одну первопричину всего сущего, при этом они подчеркивали изменчивую природу вещей. Заслуга выделения категории «бытия» как предмета философского анализа принадлежит Пармениду, согласно ему бытие: едино, неделимо, неизменно и неподвижно. Значительный вклад в трактовку бытия внес Платон, он выделил два противоположных бытия «истинное» и «чувственное». По Аристотелю, бытие – это живая субстанция, характеризующаяся следующими принципами: 1) каждая вещь есть самостоятельный факт, на который мы обращаем свое внимание; 2) каждый объект обладает структурой, части которой соотнесены друг с другом; 3) каждая вещь обязательно указывает на свое происхождение; 4) каждая вещь имеет свое определенное назначение. Платоновская концепция получила развитие в средневековой христианской философии, где под «истинным бытием» понимали бытие Бога.

В эпоху Возрождения и, особенно в Новое время бытие осмысливается как нечто телесное, вещественное, как объективная реальность, противостоящая человеку и его разуму, т.е. бытие – это предельная форма субстанции. Таким образом в учении о бытии появляется новое понятие, выработанное для обозначения общей основы мира, философская категория субстанция (от лат. сущность). Под субстанцией в философии понимают некую сущность, нечто неизменное, существующее благодаря самому себе и в самом себе, а не по причине другого и в другом. В истории философии субстанция интерпретировалась по-разному: как субстрат (основа, основание, носитель); как конкретная индивидуальность; как сущностное свойство; как-то, что способно к самостоятельному существованию; как логический субъект и т.д.

В марксистской философии бытие сводилось к материальной субстанции и через детальный анализ структурной организации материального мира выделяется бытие неорганической, органической и социально организованной материи, находящихся в сложной системе взаимосвязей и взаимозависимости.

В XX веке в рамках проблемы бытия получили толкование человеческое бытие, ценностное бытие, бытие языка. Обращаясь к философии неопозитивизма (например, К. Поппера) мы находим деление бытия на три уровня: материальное бытие вне нас, мир психики как субъективное бытие, мир объективного духа. Наиболее глубокий анализ категории бытия связан с философией экзистенциализма, сводящий проблему бытия к человеческому бытию, к бытию человека, вопрошающего себя о бытии, способного переживать бытие. Для экзистенциализма предметом философствования может быть бытие таинственное, сокровенное, покрытое тайной, недоступное разуму, тогда как реальный, предметный мир, допускающий логическую фиксацию содержания, не имеет философского смысла бытия.

Проблема бытия изначально включала два подхода в ответе на вопрос: что избрать первоначалом философствования: бытие или небытие? При рассмотрении проблемы бытия можно создать цепь вопросов, каждый из которых побуждает к постановке следующего:

Где существует? – Здесь и везде.

Как долго он существует? – Теперь и всегда.

Мир был, есть и будет, он непреходящ.

Категория бытия отражает общие свойства вещей и процессов, т.е. факт их существования в прошлом, настоящем и будущем, и в своем существовании они объединяются со всем тем, что есть в мире. Можно выделить следующие основные специфические формы бытия: бытие вещей, явлений и процессов; бытие человека; бытие духовное; бытие социальное. Итак, философская теория бытия является самой сложной в плане раскрытия ее сущности. Подчеркивая единство и многообразие бытия, философия выходит на проблему атрибутивности бытия, т.е. необходимое, неотъемлемое, существенное свойство объекта. Под атрибутивными свойствами бытия в философии понимают: движение и покой, пространство и время.

источник

Осознание бытия как некоей проблемы, которая нуждается в разрешении, было впервые осуществлено в философии элейской школы античности (VI—V вв. до н.э.).
Парменид. бытие есть, небытия нет» (то, что есть — существует; то, чего нет — не существует). Бытие неизменно и неподвижно.Зенон Элейский -нельзя мыслить движение, множественность, делимость и прочие привычные характеристики бытия непротиворечивым образом. Чтобы снять логическое противоречие, необходимо признать (по логике элеатов) неделимость, а значит, и единство (не множественность), и неизменность бытия. Демокрит основой мира провозгласил атомы — мельчайшие неделимые частицы. Предел делимости существует, и конечный отрезок нельзя делить до бесконечности (а только до атома). Поэтому и множественность, и делимость, и движение можно мыслить без противоречия. Бытие едино (состоит из одних и тех же атомов) и множественно одновременно (поскольку из различных сочетаний атомов рождаются разные вещи). Бытие есть (это атомы), но и небытие тоже есть — это пустота, в которой движутся атомы. Платон — идеи (эйдосы) — это и есть подлинное бытие. А все то, что движется, изменяется, возникает и исчезает, т.е. материальный мир, — это небытие. Чтобы объяснить вещь, надо найти ее идею, т.е. то общее, устойчивое, постоянное в ней, что дано только разуму, а не чувствам. Только разум в состоянии «схватить» сущность вещей. Плотин иерархизировал бытие, объявив его высшей ступенью некое «Единое» (Благо), в котором исчезают все мыслимые различия.
Результатом усилий античных философов были следующие мировоззренческие установки.
1. Видимый, чувственно-материальный мир скрывает за собой некий абсолют, представляющий истинную суть бытия.

2. Подлинное бытие постижимо исключительно разумом.

3. Оперирование понятиями способно приводить к истине и без опоры на чувственно-материальный опыт.

4. Наше земное существование неистинно, несовершенно. Его хорошо бы изменить тво имя стремления приблизиться к подлинному, настоящему бытию.
Средневековье на первый план вышло противопоставление земного, ограниченного существования подлинному, сверхчувственному бытию. Всецелой полнотой бытия в христианской картине мирозданья обладает только Бог. Все остальное — «тварно», т.е. сотворено Богом, и поэтому не имеет самостоятельности. Чем дальше от материи, тем ближе к Богу.
Новое время. Декарт, Спиноза, Лейбниц. Декарт -существование двух субстанций («мышления» и «протяжения») как первоосновы всего сущего. (дуалистическая) Спиноза- единая и самодостаточная субстанцией, содержащей «мышление» и «протяжение» в качестве атрибутов (т.е.свойств, без которых вещь не может существовать и развиваться. (монистическая). Лейбниц -бесконечная множественность субстанциальных основ мира «монад», каждая из которых отражает в себе весь мировой порядок (плюралистическая).
В XVIII в. (в эпоху Просвещения) классическая метафизика с ее представлениями о субстанциях и божественной воле была подвергнута беспощадной критике. Ее атаковали как материалисты (Гольбах, Дидро, Ламетри), так и идеалисты (Беркли), и даже агностики (Юм). Суть претензий -метафизический стиль мышления пренебрегает практическим опытом и экспериментом.

Расщепление проблемы бытия на две составляющие: бытие природы и бытие общества, человека.

Природное бытие:

· не существует никаких сверхчувственных субстанций, единственная реальность этого мира — вещество, т.е. материя

· движение — неотъемлемый атрибут материи; никакое первоначало (первотолчок) не допускается;

· идея всеобщей причинности и закономерности;

· случайность объявляется категорией субъективной, это — то, причину чего мы не знаем.

Бытие общества и человека:

· доминантой общественного развития объявляется разум

· всячески подчеркивается и укрепляется уверенность человека в своей автономии, в независимости от сверхъестественных сил

· формируется убежденность в способности человека изменять социальный мир на основе открытых «законов разума»;

· появляется идея общественного прогресса, главным критерием которого признается степень просвещенности общества и «разумность» социальных институтов

Подобные идеи фактически разрушили античную традицию трактовки бытия как некоей высшей, запредельной реальности, которую человек должен найти и понять. Различение подлинного и мнимого бытия, поиск опоры на внежитейские слои бытия становились излишними. «Бог умер», — провозгласил во второй половине XIX в. Ф. Ницше. Философы потеряли интерес к проблемам онтологии.

Читайте также:  Как делать анализ на английском

Философия постмодернизма (Ж.-Ф. Лиотар, Ж. Бодрийар, М. Фуко, Ж. Деррида) сосредоточилась на критике социального бытия. Если общественная жизнь представляется свободным состязанием различных социальных групп за место под солнцем, то, естественно, не может быть единой для всех системы приоритетов и ценностей. Нет никакого смысла искать опору этому несуществующему ценностному единству в бытии мира в целом

Суть философской проблемы бытия.Исследование наиболее общих вопросов бытия составляет содержание специального раздела философского знания — онтологии.. Центральной категорией этой области философии является категория «бытия».
Зафиксировав в качестве аксиомы факт существования мира в целом, наша мысль неизбежно двинется дальше: а каким образом он существует? Этот вопрос подразумевает прояснение сразу нескольких характеристик бытия:
— Мир существует вечно? Конечен или бесконечен наш мир пространственно? Благодаря чему существует наш мир? Если наблюдаемый нами мир когда-то возник, то по какой причине или по чьей воле? Из чего? Наш мир един или множествен? Мир в целом развивается, изменяется, или он стабилен и постоянен? Есть ли в существовании нашего мира какой-либо смысл?
Практически каждое действие человека целесообразно и осмысленно →такой же характер должна иметь и вся его жизнь. Определить, в чем они заключаются, что может придать жизни человека приемлемый смысл, — это и есть главная задача философствования, его «основной вопрос».

Формы бытия:

  1. природы -Вещей и процессов–естественное бытие, иногда его разделяют на миры:

микромир–на уровне элементарных частиц, макромир–на уровне человека, мегамир.

  1. социальное –Человека и общества в целом. Чел сущ-ет как чел благодаря уникальной связи природного(чел.)тела и чел.духа(созн-я).Эта уникальность связи в других объектах отсутствует. Имеет след тенденции: -технологизация –институализация –глобализация –информатизация (виртуализация)
  2. Духовного(идеального).делится на субъективное познание, сознание индивида и объективное идеальное.

Отсюда можно говорить о разных онтологиях: онтологии природы, онтологии человека, онтологии культуры, онтологии общества.

Два основных вида бытия – материальное (объективное) и духовное (идеальное, субъективное). К материальному бытию относят все то, что составляет объективную реальность (природные объекты, феномены человеческой и общественной жизни). Идеальное бытие представляют явления духовной жизни человека и общества – их чувства, настроения, мысли, идеи, теории (субъективная реальность). Данный вид бытия принимает объективированную форму в виде понятий, формул, текста.

Дата добавления: 2015-04-21 ; просмотров: 33 ; Нарушение авторских прав

источник

Любое философское рассуждение начинается с понятия о бытии. Вопрос о том, что такое бытие, постоянно присутствует в любом философствовании. Под бытием в самом широком смысле этого слова подразумевают предельно общее понятие о существовании, о сущем вообще. Философским учением о бытии является онтология.

Понятие онтология (греч. ontos — сущее, logos- учение) впервые было использовано Р. Гоклениусомв 1613 г. в работе «Философский лексикон» в значении метафизика. Но в качестве термина, обозначающего самостоятельный раздел метафизики, в философский язык его ввел X. Вольфв труде «Первая философия, или Онтология» (1730), определив онтологию как учение о сущем как таковом. «Отцами» онтологии считают Гераклита, Парменида, Платона.

Специфика онтологиисостоит в том, что она исследует проблему существования (бытия)реальности, законов организации, функционирования и развития всех типов вещей. В различных исторических

типах онтологии эти задачи решались по-разному.

В античности,онтология занималась поиском внутренне присущих миру первоначал (материальных или идеальных), из которых все возникает. Бытие рассматривается в качестве предмета философской рефлексии и является категорией, которая означает то, что есть. Функция бытияи состоит в том, чтобы свидетельствовать о наличии того, что нечто уже есть,осуществилось как действительность и приобрело определенный вид. Подлинное знание, реализуемое с помощью разума, обладающего способностью созерцания того, что не дано в чувствах, а является умопостигаемой реальностью. Созерцание здесь превалирует в силу своей возможности свободно постичь истину и сформировать целостное видение предмета. Такое бытие объявлялось трансцендентным и противопоставлялось эмпирическому миру, который множествен, изменчив, всегда стремится к бытию, но не достигает его, поэтому о нем есть только правдоподобное знание как следствие его опоры на чувства. Таким образом в эпоху античности получила широкое распространение онтология созерцания.

В средние века предметом онтологии выступает уже сверхсущее бытие, т.е. Бог как единственно подлинная реальность, в котором сущность и существование совпадают, а все сотворенное им бытийствует через Него.

В Новое времяприоритет приобретает гносеология(теория познания) и предметное поле онтологии смещается в сторону вопросов о природе научного знания, о способах его получения и адекватности изучаемой реальности и др. В рамках гносеологического подхода субъективность приобретает статус ведущего предмета познания, что задало иное понимание специфики онтологического знания, т. к. онтология из учения о всеобщих законах мира вещей становится учением о первых основах человеческого познания. Такая формулировка предмета онтологии в полной мере представлена в трансцендентализме И. Канта, хотя ее истоки проявляются в эмпиризме и рационализме Нового времени.

С Х1Х-ХХ вв. онтология возрождается путем осмысления проблем существования человека в универсуме в аспекте его историчности, временности, конечности, определения сущности подлинного

и неподлинного человеческого бытия и др.

(Более подробное уточнение см. в таблице по конспекту «Сравнение классики и постклассики», 1 раздел – онтология!.

Онтологический подход реализуется с помощью определенного набора философских категорий (бытие, субстанция, материя, сознание, движение, пространство, время и т. д.), но историческим и логическим началом онтологического анализа реальности служат такие фундаментальные понятия, как бытиеи небытие.

Категория бытия связана с поиском объединяющего начала в многообразном мире вещей. Ее функция состоит в том, чтобы свидетельствовать о наличии того, что нечто уже есть, осуществилось как действительность и приобрело определенный вид. Конкретная же расшифровка бытия зависит от той или иной целостной философской системы. Поэтому бытие интерпретировалось как число (Пифагор и др.), логос (Гераклит и его последователи), единое (Парменид и его школа), идея (Платон), форма (Аристотель), благо (Платон), Бог (Августин, Фома Аквинский и др.), материя (Ф. Энгельс) и т. д. Каждая из этих интерпретаций отражает выявление либо идеального (духовного), либо материального основания всего сущего.

Категория небытия фиксирует все то, что реально не существует, что пока еще не возникло или уже прекратило свое существование.

Форма проявления бытия — нечто, форма проявления небытия – ничто!

Наиболее фундаментальная философская проблема — это проблема отношения бытия и небытия. Что является изначальным – бытие или небытие? Иначе, это вопрос о предельных основаниях мира и природе его существования, разное решение которого позволяет выделить: философию бытия – исходит из того, что бытие изначально, мир в той или иной форме всегда существовал, а потому небытие относительно, производно от бытия поскольку «из ничего не может возникнуть ничего»;

философию небытия – признает первичным небытие («все из ничего») и полагает бытие производным от него или даже иллюзорным.

Сегодня самыми актуальными онтологическими темами являются — проблема небытия и способы ее обоснования, виртуальное бытие и реальность его существования и т.д. Целостное бытие как реальное многообразие различных вещей и явлений подразделяют на определенные виды и формы. Выделяют

два основных вида бытия – материальное и духовное (идеальное). Материальное бытие обозначает все то, что составляет объективную реальность (природные объекты, феномены человеческой и общественной жизни), т.е. существует независимо от человека и может оказывать воздействие на его органы чувств. Идеальное бытие представляют явления духовной жизни человека и общества – их чувства, настроения, мысли, идеи, теории (субъективная реальность). Данный вид бытия объективирован в виде понятии, формул, текста, ценностей и т.д. Эти два основных вида бытия могут быть представлены в четырех основных формах: бытие вещей (природы), бытие человека, бытие духовного (идеального) и бытие социального. Отсюда можно говорить о разных онтологиях: онтологии природы, онтологии человека, онтологии культуры, онтологии общества.

Философской категорией, фиксирующей специфику материального бытия, традиционно выступает понятие материи, а идеального – понятие сознания,являющиеся базовыми категориями онтологии.

29. НАПРАВЛЕННОСТЬ ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА: ЛИНЕЙНЫЕ И НЕЛИНЕЙНЫЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ИСТОРИИ.

В философии историческая динамика общества является предметом особой области знания – философии истории, изучающей природу исторического процесса, фундаментальные принципы и начала исторического бытия, механизмы и закономерности исторического развития социума, а также осуществляющей рефлексию над самим историческим познанием и осмысливающей статус исторического знания, его репрезентативность и достоверность. Термин «философия истории» был введен Вольтером, с эпохой Просвещения связано и ее дисциплинарное оформление.

Одной из важнейших проблем философии истории является вопрос о направленности и периодизации исторического процесса, т.е. по направлению к чему и, минуя какие стадии развивается общество. В решении вопроса о направленности выделяют линейные и нелинейные (циклические) интерпретации истории.

Нелинейные интерпретации истории корнями уходят в глубокую древность, будучи воплощенными в представлениях о «колесе истории», круговороте событий, «вечном возвращении». Эта незамысловатая интерпретация развития общества обрела вторую жизнь в теоретических обоснованиях итальянского философа ХVIII в. Дж. Вико, выделившего в истории человечества три эпохи – божественную (власть жрецов и безгосударственность), героическую (аристократическое государство) и человеческую (демократия), последовательно сменяющих друг друга. При этом начало «века человеческого» — это начало упадка и возврата к первобытному состоянию, за которым вновь последует возрождение «века божественного» и так далее по этапам цикла.

В неклассической философии нелинейные интерпретации истории развиваются в концепциях культурно-исторических типов Данилевского, «морфология культуры» Шпенглера, теория локальных цивилизаций Тойнби. Общими для цивилизационно-циклических моделей являются следующие моменты: а) отказ от идеи единого общечеловеческого прогресса и акцент на множестве типов исторического развития; б) приоритет духовно-мировоззренческих факторов над материально-производственным; в) подчинение развития цивилизации «жизненными циклами» (Данилевский: рождение – развитие – старость – смерть; Шпенглер: весна – лето – осень – зима; Тойнби: возникновение – рост – надлом – распад).

Линейные концепции истории восходят к христианству, в рамках которого впервые были выдвинуты идеи о «стреле времени» и единстве исторической судьбы человека. Линейные интерпретации истории представлены в двух основных моделях, получивших названия регрессизма и прогрессизма.

Регрессизм идеализирует прошлое, в котором усматривается «золотой век» цивилизации, в то время как настоящее и будущее представляются в образах грядущих катастроф (эсхатология– учение о грядущем конце истории и финальной судьбе мира). В наше время позиции исторического регрессизма разделяются представителями достаточно распространенных идейных течений экологического пессимизма, технократического антиутопизма, религиозно-сектантского финализма.

Прогрессизм подчиняет прошлое и настоящее будущему, в рамках которого станет возможным осуществление всех мечтаний и чаяний человечества о справедливости, благополучии и свободе. Оформляется он в философии Просвещения, связывающий прогресс с развитием научных знаний и рациональной реорганизацией общества. В немецкой классике прогресс также определяется через развитие духовных факторов (нравственность у Канта, свобода у Гегеля).

Для неклассических концепций прогрессизма характерно выделение материально-производственных факторов в качестве критериев и гарантов прогресса; подчинение истории человечества единым универсальным законам; абсолютизация прогресса как направленного качественного развития общества от его низших стадий к высшим. В зависимости от выбранной единицы периодизации истории выделяют формационный и цивилизационно-стадиальный подходы.

Формационная концепция развивается в марксизме, согласно которому, история – это закономерная смена общественно-экономических формаций (первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая). Формация – исторический конкретный тип общества, характеризующийся определенным единством базиса и надстройки. При этом именно базис (совокупность производственных отношений, среди которых центральное место занимают отношения собственности) является определяющим по отношению к надстроечным институтам, обуславливая одновременно специфику формации в целом.

Цивилизационно-стадиальные модели представлены в концепциях постиндустриального (Белл, Турен) и информационного общества (Масуда, Тоффлер) общества. В рамках этой модели выделяют три типа цивилизаций: доиндустриальная (аграрная, традиционная: доминирование с/х в экономике, традиции и религии в социальной и культурной сферах); индустриальная (приоритет промышленного производства, модернизация, прогресс, власть капитала); постиндустриальная (акцент на сферу услуг). Конкретизацией теории постиндустриального общества в современной философии стала концепция информационного общества (превращение информации в основной ресурс и капитал общества).

Дата добавления: 2015-02-16 ; просмотров: 76 | Нарушение авторских прав

источник

Бытие как предмет философско-категориального

Онтологический подход реализуется с помощью определенного набора философских категорий (бытие, субстанция, материя, сознание, движение, пространство, времяи т. д.), но историческим и логическим началом онтологического анализа реальности служат такие фундаментальные понятия, как бытиеи небытие.

Читайте также:  Простата анализ какие надо сдать

С помощью категории бытия обозначают не просто конкретное сущее и даже не их сумму, т. к. ее основная функция в том, чтобы прежде всего указывать на то, что нечто есть, которое может существовать в любой форме (материальной или идеальной). Конкретная же расшифровка бытия зависит от той или иной целостной философской системы. Поэтому бытие интерпретировалось как: число (Пифагор и др.), логос (Гераклит и его последователи), единое (Парменид и его школа), идея (Платон), форма (Аристотель), благо (Платон), Бог (Августин, Фома Аквинский и др.), монады (Г. Лейбниц, Н. Лосский и др.), материя (Ф. Энгельс) и т. д. Каждая из этих интерпретаций отражает выявление либо идеального (духовного), либо материального основания всего сущего.

В современный понятийный аппарат онтологии активно вводится категория виртуальное бытие как следствие развития информационных технологий. В результате возникают новые интерпретации этого понятия, способы его обоснования и аппликации на разные сферы культуры: например, иллюзорное бытие в интернет-сети, своеобразное бытие-небытие.

Небытие – это то, что реально не существует, что пока еще не возникло или уже прекратило свое существование. Форма проявления бытия – нечто, форма проявления небытия – ничто. Наиболее фундаментальная философская проблема – это проблема отношения бытия и небытия. Что является изначальным – бытие или небытие?: «есть или не есть»? – спрашивает Парменид (VI–V вв. до н. э). Иначе, это вопрос о предельных основаниях мира и природе его существования. Подобный вопрос обнаруживают и у других мыслителей, например, у Г. Лейбница, Ф. Шеллинга и М. Хайдеггера: почему есть бытие, а не ничто? Все другие философские вопросы, включая и так называемый “основной вопрос философии” (в диалектическом материализме – это вопрос об отношении мышления к бытию), приобретают смысл после решения вышеозначенной философской проблемы, выступая по отношению к ней вторичными.

В связи с тем, что философы по-разному решали фундаментальную философскую проблему, этот факт позволил сегодня говорить о двух основных философских парадигмах – философии бытияифилософиинебытия.Первая исходит из того, что бытие изначально, мир в той или иной форме всегда существовал, а потому небытие относительно, производно от бытия по принципу «из ничего не может возникнуть ничего». Вторая признает первичным небытие («все из ничего») и полагает бытие производным от него или даже иллюзорным.

Основные формы бытия и их взаимосвязь. Бытие материальное и идеальное. Целостное бытие как реальное многообразие различных вещей и явлений подразделяют на определенные виды и формы. Выделяют два основных вида бытия – материальное и духовное (идеальное). К материальному бытию относят все то, что составляет объективную реальность (природные объекты, феномены человеческой и общественной жизни). Идеальное бытие представляют явления духовной жизни человека и общества – их чувства, настроения, мысли, идеи, теории (субъективная реальность). Данный вид бытия принимает объективированную форму в виде понятий, формул, текста и т.д. Эти два основных вида бытия могут быть представлены в четырех основных формах: бытие вещей (природы), бытие человека, бытие духовного (идеального) и бытие социального. Отсюда можно говорить о разных онтологиях: онтологии природы, онтологии человека, онтологии культуры, онтологии общества.

Философской категорией, фиксирующей специфику материального бытия, традиционно выступает понятие материя, а идеального – понятие сознание.

Категория материи. Эволюция представлений о материи в философии и науке. Материя (лат. materia – вещество) – философская категория, которая в материалистической традиции обозначает субстанцию, обладающую статусом первоначала (объективной реальности) по отношению к сознанию (субъективной реальности). Данное понятие включает в себя два основных смысла: 1) категориальный,выражающийнаиболее глубокую сущность мира (его объективное бытие), 2) некатегориальный, в пределах которого материя отождествляется со всем Универсумом.

Историко-философский экскурс в эволюцию категории материя осуществляется, как правило, путем анализа трех основных эта­пов ее развития, для которых характерна трактовка материи как: 1) вещи,2)свойства (атрибута),3) отношения.

Первый этап был связан с поиском некоторой конкретной, но всеобщей вещи, составляющей первоос­нову всех существующих явлений. Вначале это были стихии в виде воды, огня, воздуха, земли (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен), затем – атомы (Левкипп, Демокрит). Материя интерпретировалась как «первичный субстрат каждой вещи» (Аристотель). На втором этапе (Новое время) понятие материи стало обозначать всеобщие атрибуты вещей – наличие у них массы, протяженности, непроницаемости и т. п. На третьем этапе (XX в.) это понятие стали определять на основе субъект-объектного отношения. В результате материя понимается как философская категория, которая обозначает лишь единственное всеобщее свойство вещей и явлений – их объективную реальность, т.е. свойство существовать вне и независимо от человеческого сознания. Данное понятие может быть определено только через отношение материи к сознанию (Г. В. Плеханов, В.И. Ленин). Материальность стала преимущественным аспектом в понимании бытия вообще и общественного бытия в частности.

Системная организация бытия. Категории системы, структуры, элемента. Система(составленное из частей, соединенное) – категория, обозначающая объект как совокупность взаимосвязанных между собой элементов, образующих его единство и целостность. Структура (строение, расположение, порядок) – категория, указывающая на способ связи между элементами, наличие внутренних связей, внутреннее устройство объекта. Элемент (стихия, первоначальное вещество) – понятие, означающее относительно простые части, из которых складывается любое целое.

Основные структурные уровни организации материального бытия. Структурная организация всего сущего означает, что любое материальное явление – система определенных элементов, организованных в единое целое устойчивыми связями. В результате все явления можно сгруппировать в некоторые классы сущего (физической, химической, биологической, социальной реальностей), определить их структурные уровни в системной организации Универсума.

В неживой природе такой ряд выстраивается следующим образом: физический вакуум (как особое состояние материи), элементарные частицы – атомы – молекулы – макротела (в различных агрегатных состояниях – твердые, жидкие, газообразные) – планеты – звезды – галактики – Метагалактика («Мир естествоиспытателя»).

В живой природе:протоплазма(живые молекулы)клеткаорганизм (особь) – вид (популяция) – биоценоз – биогеоценоз (эквивалент понятию экосистемы).

В рамках биосферы формируется и специфический тип материальной системы – человеческое общество, в котором выделяют особые подсистемы: семья – классы – нации и др. В принципе иерархия уровней и материальных систем может быть различной, так как все зависит от выбора исходных критериев для классификации.

Динамическая организация бытия. Движение и развитие как атрибуты бытия. Как полагал Аристотель, «всякое движение есть некоторое изменение». Трансформации качеств предстают как развитие в его широком значении. Специфика этой динамики раскрывается в онтологии с помощью категорий движения, развития и покоя.

Движение как философская категория обозначает свойство изменения, которым обладает любое сущее. Выделяют разные формы движения, исходя из качественной специфики сущего и характера его изменений: например, физическую, химическую, биологическую, социальную, духовную. Интерпретация направленности изменений зависит от выбора общего принципа: круговорота, восхождения от низшего к высшему, нисхождение от высшего к низшему, единства восходящей эволюции и нисхождения.

В отличие от движения категория развития обозначает закономерные необратимые качественные изменения. Развитие сущего может совершаться в разных направлениях, отличающихся друг от друга степенью совершенствования системы, – прогрессивном, регрессивном и нейтральном. Кроме того, оно может осуществляться с помощью разных механизмов: эволюционным и революционным путем.

С помощью категории покой фиксируется относительная устойчивость всякого сущего. Поэтому способ бытия сущего проявляется не только в его движении и развитии, но и в покое, образуя единство движения, развития, покоя.

Исторические формы диалектики. Историческая ретроспектива указывает на содержательные вариации понятия диалектика, которые проявлялись в его применении. Этимология данного термина означает «искусство вести беседу» и его первоначальное употребление в философском смысле связывают с именем Сократа, понимавшим под диалектикой искусство обнаружения истины путем столкновения противоположных мнений как способ ведения философского диалога. В античности диалектика стала трактоваться прежде всего как метод правильного мышления. Средневековая мысль наследует этот смысл диалектики, понимая под ней логику вообще или искусство различения истины и лжи и т. п. В разных трактовках сохраняется традиция использования понятия диалектика как способа рационального, логического мышления.

В новоевропейский период философии данное понятие приобретает новые смыслы, заданные немецкой классикой и марксистским учением. Так, Гегель трактует диалектику как универсальный метод мышления, базирующийся на идеях развития и противоречивости бытия и противоположный методу метафизики, связанной с поиском неизменных принципов и первоначал всей реальности. У К. Маркса и Ф. Энгельса диалектика выполняет функции метода познания и всеобщей теории бытия. В марксистской философии она определяется как наука «о всеобщих законах движения и развития природы, общества и человеческого мышления». В предельно общем значении диалектика – философское учение о развивающемся бытии и метод его познания, основанный на принципах взаимосвязи и развития.

Таким образом, в качестве исторически значимых форм диалектики выделяют: диалектику античных философов (Востока и Греции), диалектику немецкой трансцендентально-критической философиии материалистическую диалектику, хотя можно говорить и о диалектике Возрождения, Нового времени и др.

Диалектика как философская теория развития, ее основные принципы, законы и категории. Структуру диалектики как теоретической системы образуют принципы, законы и категории. Основных два принципы – развития(фиксирует динамику всех вещей и явлений реальности) и всеобщей связи (характеризует отношения, существующие в мире между вещами, явлениями, их свойствами). Связи, которые носят общий, существенный, необходимый и устойчивый характер, называют законами. Традиционно законы диалектики подразделяют на основные (раскрывают сущность развития) и неосновные (дополняющие картину развития). К основным относят: закон единства и борьбы противоположностей, или закон противоречия (выясняет источник процесса развития), закон перехода количественных и качественных изменений (раскрывает механизм процесса развития) и закон отрицания отрицания (указывает направление развития). Неосновные законы диалектики выражают отношения между причиной и следствием; необходимостью и случайностью; возможностью и действительностью; содержанием и формой, частью и целым. Трансформацию представлений о развитии привнесла синергетика, эксплицировавшая общие принципы, лежащие в основе процессов самоорганизации: так, источником развития самоорганизующейся системы выступает не противоречие между ее элементами, а, напротив, их кооперативное, согласованное взаимодействие; случайность становится для такой системы не столько формой проявления необходимости, сколько инициатором возникновения последней.

Принцип глобального эволюционизма. В основе схемы глобального (универсального) эволюционизма лежат, согласно Н. Н. Моисееву, исходные принципы:

§ Вселенная – это единая саморазвивающаяся система;

§ эволюция систем носит направленный характер: развитие идет по пути усложнения систем, роста их разнообразия и уменьшения их стабильности;

§ во всех ее процессах неизбежно присутствуют случайные факторы, влияющие на их развитие;

§ во Вселенной господствует наследственность: настоящее и будущее зависят от прошлого, но не определяются им однозначно;

§ динамику мира можно представить как постоянный отбор, когда из множества виртуальных состояний система избирает наиболее реальные;

§ принцип отбора допускает существование бифуркационных состояний, в результате последующая эволюция оказывается принципиально непредсказуемой, ибо вступают в силу случайные факторы, действующие в период перехода.

Пространственно-временная структура бытия. Универсум – это не беспорядочный хаос, а упорядоченное множество, в котором каждое сущее занимает определенное место. Понятие пространствообозначает свойство вещей обладать размерами и занимать определенное положение по отношению друг к другу. Понятие время указывает на свойство вещей иметь какую-то длительность – скорость развертывания процессов, их ритм и темп. Из этих определений видно, что категории пространства и времени характеризуют прежде всего реальные параметры сущего. Вместе с тем в философии и науке часто используют понятия перцептуального и концептуального пространства и времени. Перцептуальное пространство и время обозначают психическое восприятие человеком реальных пространственных и временных свойств сущего, а концептуальное – теоретические формы их отражения, научные и философские представления социума о пространстве и времени.

К основным свойствам пространства обычно относят:

§ размерность – способность вещей и явлений обладать некоторыми параметрами, которые могут быть измерены и зафиксированы (скажем, длина, ширина, высота вещи, ее положение в той или иной системе координат). В макромире размерность пространства реализуется в его трехмерности. Правда, в математике часто используется понятие многомерного пространства (n > 3), но оно обозначает иные (не только пространственные) характеристики вещей и процессов – например, их разнообразные функции, состояния и др.

§ изотропность – свойство «равенства», физической тождественности всех пространственных измерений, т. е. характеристики объектов не зависят от таких параметров как длина, ширина и т. д.

§ Основным свойством времени чаще всего считают:

§ необратимость (одномерность) – способность процессов развертываться лишь в одном направлении: от настоящего к будущему (так называемая «стрела времени»).

Читайте также:  Медкнижка какие анализы сдавать 2017

Следует иметь в виду, что данное представление о свойствах пространства и времени сформированы прежде всего в рамках классической физики. Современное же естествознание в принципе допускает существование, скажем, 5, 6 и т. д. – мерных физических миров. Более того, некоторые физические теории допускают существование 10 и 11-мерных структур и обратимых во времени процессов в микромире.

Субстанциональная и реляционная концепции пространства и времени. Субстанциальная концепция рассматривает пространство и время как особые самостоятельные сущности. Пространство предстает в ней как абсолютная пустота, вместилище вещей и явлений (Демокрит и Ньютон), а времякак бесконечный поток состояний и событий. Эта концепция имеет своих сторонников – как среди физиков, так и философов – и сегодня: например, французский философ Ж. Дидье определяет пространство как гомогенную и бесконечную среду, в которой расположены объекты, а время – как смену событий, разворачивающихся в этой среде.

Реляционная концепция понимает пространство и время как систему отношений, которые не обладают самостоятельным существованием, а выступают как особые характеристики вещей, их атрибуты (Аристотель, Лейбниц, Эйнштейн). В современной науке реляционная концепция конкретизируется в ряде физических теорий (квантовой механике, квантовой теории поля, космологии, теории относительности). В результате формируются новые, неклассические представления о пространстве и времени, в частности:

§ пространственные и временные характеристики тел зависят от скорости и движения (чем выше скорость, тем оно короче и тем медленнее течет для него время);

§ пространство и время взаимосвязаны, образуют неразрывное единство – 4 – мерный континуум пространство-время;

§ свойства пространства и времени зависят от распределения и плотности вещества: вблизи тел с большой массой пространство «искривляется», а время течет медленнее.

В трактовке времени выделяют также динамическую (указываются прошлое, настоящее и будущее течение событий) и статическую (отрицается «течение» времени, т. к. нет разницы между временными событиями) концепции.

Пространство и время в неживой и живой природе. Пространственно-временные характеристики неживой природы в значительной мере зависят от уровня ее структурной организации. С развитием химии, биологии и социальных наук трансформируются физикалистские представления о пространстве и времени, т. к. существует множество форм, отличных от протяженности и длительности неживых систем. Сформировались такие понятия, как пространство химической реакции, химические часы, свидетельствующие о взаимодействии химических веществ и регулярном изменении их свойств; биопространство, в котором существование живых систем связано с нарушением так называемой зеркальной «симметрии» (аминокислоты поляризуют свет только влево, а нуклеиновые кислоты только вправо). Биосфера является таким биопространством.

Специфично пространство надорганизменных структур: так, участок среды обитания биоценоза определяется как биотоп (греч. topos – место). Каждый вид занимает свою экологическую нишу. Процессы жизни характеризуются особым биологическим временем – внутренним временем живых существ, которое зависит от физиологических процессов организмов (так, для новорожденного ребенка один физиологический год в семьдесят раз продолжительнее, чем для 100-летнего старика, т. к. за это время организм младенца сделает в семьдесят раз больше физиологической работы).

Специфика социально-исторического пространства и времени. Жизнедеятельность человека задала пространственные и временные формы своего осуществления. Социальное пространство представляет собой социально организованную среду, которая необходима для подлинно человеческого бытия людей. Основные характеристики социально-исторического пространства: динамизм, глобализм, противоречивость, с одной стороны, и интегративизм, неделимость, целостность – с другой. Социальное время понимается как исторический роцесс, допускающий параллельное развитие культурных и цивилизационных процессов, их ветвление и т. д.

Т е м а5. ФИЛОСОФИЯ ПРИРОДЫ

1. Понятие природы в философии и науке

В предельно широком смысле понятие природа обозначает весь мир в целом как бесконечное многообразие его конкретных проявлений. Понятие природы совпадает в своем содержании с такими научными и философскими категориями, как бытие, Универсум,реальность, Вселенная, космос, поскольку с помощью этих терминов также обозначают совокупность всего сущего, включая и самого человека.

В философии истоки понятия природа связывают с древнегреческим термином φύσις (фюсис), имеющим целый спектр этимологических значений: органическое произрастание; рост и выросшее в процессе этого роста; процесс, рассматриваемый в целом; и т. п. Анализ Аристотелем исходного понятия фюсис привел его к набору определений природы – от понимания ее как возникновения того, что растет до всякой сущности вообще, включая и сущность (усия) искусственных вещей. В результате природа понимается как внутренне присущий вещам принцип (архэ), придавший им опре­деленность.

В Новое время природа обозначается латинским термином natura (натура), который используется и в таких смыслах, как мир, миропорядок, Вселенная и др. С этого периода преобладающим смыслом понятия природа становится ее статус как объекта естествознания. Современное понятие природа содержит в снятом виде все первоначальные многочисленные смыслы и оттенки. Используют и «размытые» определения, сравнения, метафоры – они могут оказаться яснее и компактнее строгих формальных дефиниций (например, «Природа – это дом Человечества»). В современной культуре наряду с понятием природа используется категория образ природы (в естествознании ее аналогом выступает понятие картина природы, обозначающее систему представлений о природе, сформированных в той или иной конкретной науке). Образ природы задает исходные параметры описания и объяснения природного мира, объединяет в единое целое представления общества о природной среде и способах ее освоения и т. п.

Греческая философская традиция ориентирована на умозрительное познание природы как целостности. В то же время у античных философов просматривается различие в подходах: так, у Демокрита и Эпикура превалирует естественнонаучный смысл, ибо природа рассматривается здесь как совокупность атомов и пустоты. С позиции Сенеки, разделившим философию на три части: нравственную, естественную и ту, что посвящена человеческому разуму, четко обозначается философский подход. Философ исследует сущность и причины природы, т. е. исходит из понимания природы как целого, в то время как математик и естествоиспытатель только описывают и высчитывают ее «число и меру». Физика вплоть до И. Ньютона называлась натуральной философией. В естественнонаучных работах излагались фундаментальные принципы физического познания природы. Именно в эту эпоху под усиливающимся влиянием естествознания достигает вершин философия природы (натурфилософия), ориентирующаяся на фундаментальную науку как свой эталон.

Динамика образов природы в классической и неклассической науке. Научная картина природы строилась на принципах объективности, когда мир виделся как совокупность объектов; в модельных схемах мир представлялся как закрытый, линейный и конечный; превалировал дискурсивный, логический, линейный тип мышления. Наука второй половины XX в. разработала методы исследования сложных систем, отличающихся уровневой организацией относительно самостоятельных и вариабельных подсистем, наличием у них обратных связей, обеспечивающих целостность системы, и т. д. Вселенная предстала как иерархически организованное сложное динамическое единство. Определяющую роль в утверждении нового понимания природы сыграл синергетический подход (Г. Хакен, И. Пригожин, В. Эбелинг), сформированный благодаря важнейшим открытиям неравновесных структур, возникающих в результате необратимых процессов, способных к самоорганизации своих связей; признанию конструктивной роли времени, что позволило рассматривать любые типы объектов как исторически развивающиеся; обнаружению нелинейного типа детерминизма.

Видение природы в аспекте присущей ей множественности, темпоральности и сложности потребовало умения ориентироваться во времени, различать прошлое и будущее, без чего немыслимо научное исследование природного мира. Ведущей идеей становится принцип процессуальности, когда природный мир видится в череде событий. Мир предстает как многомерный, открытый, бесконечный. Востребован новый тип мышления – вероятностный, статистический, открытый для вненаучного знания. Синергетическое мировидение соединяет в себе два способа постижения мира – восточное образно-интуитивное и западное логико-вербальное.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

источник

Онтология – это раздел философского знания, аккумулирующий в себе учение о бытии. Категория «бытие» выступает как универсалия культуры. Основными формами бытия являются природный мир, социальный мир, духовный мир. Особое место в некоторых современных философских учениях отводится загадке человеческого бытия.

Наряду с «бытием» в онтологии используется ряд других категорий: «реальность», «существующее», «действительность». Понятие «реальность» соразмерно категории «бытие». В философии рассматриваются два вида реальности: объективная и субъективная.

Объективная реальность понимается как то, что существует вне сознания субъекта. В материалистической философии это реальность природного мира (космосфера) и реальность созданной человеком «второй природы» (техносфера). В философии объективного идеализма роль объективной реальности отводится вынесенному за пределы природы и человеческого сознания духовному началу: логическим понятиям (Платон), абсолютной идеи (Г. Гегель), мировому разуму, мировому духу, космическому духу и т.п.

Субъективная реальность существует лишь постольку, поскольку существует человек, и является продуктом его психики. Субъективный идеализм отрицает наличие какой-либо реальности вне сознания субъекта. Окружающий мир сводится к индивидуально-личностному восприятию субъекта, комплексу его ощущений. Наиболее яркое выражение субъективный идеализм получил в концепциях английских философов XVIII в. Дж. Беркли и Д. Юма. В крайней форме субъективный идеализм ведет к солипсизму, согласно которому весь мир рассматривается как продукт сознания единственного мыслящего субъекта.

Своеобразную трактовку объективного и субъективного, материального и идеального дал вульгарный материализм (К. Фогт, Л. Бюхнер, Я. Молешотт), возникший в середине XIX в. под влиянием успехов естествознания того времени. Вульгарный материализм сводил сложные психические процессы к физиологическим проявлениям работы мозга. В целом данная концепция отказывала идеальному в реальном существовании, отрицала регулятивную, социальную природу сознания.

Различные акценты проблемы бытия обосновываются в философских концепциях монизма, дуализма и плюрализма. Монистическая традиция утверждает единственное начало бытия, материальное или идеальное. Дуалистическая позиция связана с признанием равноправного существования двух начал: материального и духовного. Основоположником философского дуализма является французский философ XVII в. Р. Декарт. Он утверждал наличие двух несводимых друг к другу начал: духовной и материальной субстанций. Плюралистическая позиция признает существование множества независимых друг от друга и несводимых друг к другу начал или видов бытия.

Вопрос 18: Динамика представлений о материи в философии и науке. Структурная организация материального мира.

Материя (лат. materia – вещество) – философская категория, которая в материалистической традиции обозначает субстанцию, обладающую статусом первоначала (объективной реальности) по отношению к сознанию (субъективной реальности). Данное понятие включает в себя два основных смысла: 1) категориальный, выражающий наиболее глубокую сущность мира (его объективное бытие), 2) некатегориальный, в пределах которого материя отождествляется со всем Универсумом.

Три основных эта­пов развития, трактовка материи как: 1) вещи,2)свойства (атрибута),3) отношения.

1)был связан с поиском некоторой конкретной, но всеобщей вещи, составляющей первоос­нову всех существующих явлений.Вначале это были стихии в виде воды, огня, воздуха, земли (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен), затем – атомы (Левкипп, Демокрит). Материя интерпретировалась как «первичный субстраткаждой вещи» (Аристотель).

2) (Новое время) понятие материи стало обозначать всеобщие атрибуты вещей – наличие у них массы, протяженности, непроницаемости и т. п.

3) (XX в.) это понятие стали определять на основе субъект-объектного отношения.

В результате материя понимается как философская категория, которая обозначает лишь единственное всеобщее свойство вещей и явлений – их объективную реальность, т.е. свойство существовать вне и независимо от человеческого сознания. Материальность стала преимущественным аспектом в понимании бытия вообще и общественного бытия в частности.

Берется соотношение материи и сознания

1)объективна(независима от сознания)

2)познаваема (сознание может ее познать)

3)сознание явл. Св-вом материи

4)материя сущ. Как в природе, так и в общ-ве

(в природе конкретные тела, в общ-ве – мат. отн.)

Структурная организации материального бытия. Любое материальное явление – система определенных элементов, организованных в единое целое устойчивыми связями. В результате все явления можно сгруппировать в некоторые классы сущего (физической, химической, биологической, социальной реальностей), определить их структурные уровни в системной организации Универсума.

В неживой природе такой ряд выстраивается следующим образом: физический вакуум (как особое состояние материи), элементарные частицы – атомы – молекулы – макротела (в различных агрегатных состояниях – твердые, жидкие, газообразные) – планеты – звезды – галактики – Метагалактика («Мир естествоиспытателя»).

В живой природе:протоплазма(живые молекулы)клеткаорганизм (особь) – вид (популяция) – биоценоз – биогеоценоз (эквивалент понятию экосистемы).

В рамках биосферы формируется и специфический тип материальной системы – человеческое общество, в котором выделяют особые подсистемы: семья – классы – нации и др.

Материя обладает следующими свойствами: конечностью и бесконечностью, прерывностью и непрерывностью, системностью, массой и энергией и т. д. Но важнейшими свойствами являются:

Дата добавления: 2015-04-24 ; Просмотров: 1576 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

источник