Меню Рубрики

Предприятие как объект экономического анализа кратко

Термин «анализ» ведет свое происхождение из греческого языка, где слово «analysis» означает расчленение, раздробление какого-либо предмета или явления на отдельные элементы с целью детального изучения этого предмета или явления. Противоположным является понятие «синтез» (оно произошло от греческого слова «synthesis»). Синтез представляет собой объединение отдельных составных частей какого-либо предмета или явления в единое целое. Анализ и синтез представляют собой две взаимосвязанные стороны процесса изучения любых предметов и явлений.

Экономические науки, и в том числе экономический анализ, относятся к совокупности гуманитарных наук, и объектом их исследований служат экономические процессы и явления.

Экономический анализ входит в группу взаимосвязанных конкретных экономических дисциплин, куда, кроме него, входят бухгалтерский учет, контроль, статистика, аудит, микро- и макроэкономика, финансы и кредит и другие науки. Они изучают хозяйственную деятельность организаций, но каждая под определенным, характерным только для нее углом зрения. Поэтому каждая из этих наук имеет свой, самостоятельный предмет.

Экономический анализ (иначе — анализ хозяйственной деятельности) играет важную роль в повышении экономической эффективности деятельности организаций, в укреплении их финансового состояния. Он представляет собой экономическую науку, которая изучает экономику организаций, их деятельность с точки зрения оценки их работы по выполнению бизнес-планов, оценки их имущественно-финансового состояния и с целью выявления неиспользованных резервов повышения эффективности деятельности организаций.

Предметом экономического анализа является имущественно-финансовое состояние и текущая хозяйственная деятельность организаций, изучаемая с точки зрения ее соответствия заданиям бизнес-планов и с целью выявления неиспользованных резервов повышения эффективности работы организации.

Содержание экономического анализа — это всестороннее и детальное изучение на основе всех имеющихся источников информации различных аспектов функционирования данной организации, направленное на улучшение её работы путем разработки и внедрения оптимальных управленческих решений, отражающих резервы, выявленные в процессе проведения анализа и пути использования этих резервов.

Экономический анализ подразделяется на внутренний и внешний в зависимости от субъектов анализа, то есть от тех органов, которые его проводят. Наиболее полным и всесторонним является внутренний анализ, проводимый функциональными отделами и службами данной организации. Внешний же анализ, проводимый налоговыми органами, банками, дебиторами и кредиторами и другими организациями, как правило, ограничивается установлением степени устойчивости финансового состояния анализируемой организации, ее платежеспособности и ликвидности как на отчетные даты, так и в перспективе.

Объектами экономического анализа являются имущественно-финансовое положение организации, ее производственная, снабженческо-сбытовая, финансовая деятельность, работа отдельных структурных подразделений организации (цехов, производственных участков, бригад).

Экономический анализ как наука, как отрасль экономических знаний, наконец, как учебная дисциплина тесно взаимосвязана с другими конкретными экономическими науками.

Смеха №1. Взаимосвязь экономического анаиза с различными экономическими науками

Экономический анализ представляет собой комплексную науку, использующую наряду с собственным, также аппарат, свойственный ряду других экономических наук. Экономический анализ так же, как и другие экономические науки, изучает экономику отдельных объектов, но под свойственным только ему углом зрения. Он дает оценку состояния экономики данного объекта, а также его текущей хозяйственной деятельности.

  • Научность. Анализ должен соответствовать требованиям экономических законов, использовать достижения науки и техники.
  • Системный подход. Экономический анализ необходимо проводить с учетом всех закономерностей развивающейся системы, то есть изучать явления в их взаимосвязи и взаимозависимости.
  • Комплексность. При исследовании необходимо учитывать влияние на хозяйственную деятельность предприятия множества факторов.
  • Исследование в динамике. В процессе анализа все явления должны рассматриваться в их развитии, что позволяет не только понять их, но и выяснить причины изменений.
  • Выделение основной цели. Важным моментом в анализе является постановка задачи исследования и выявление наиболее важных причин, сдерживающих производство или мешающих достижению цели.
  • Конкретность и практическая полезность. Результаты анализа обязательно должны иметь числовое выражение, а причины изменения показателей должны быть конкретными, с указанием мест их возникновения и путей устранения.

Слово «метод» пришло в наш язык из греческого языка. В переводе оно означает «путь к чему-либо». Следовательно, метод представляет собой как бы способ достижения поставленной цели. Применительно к любой науке метод — это способ изучения предмета этой науки. Методы любых наук в своей основе имеют диалектический подход к изучению рассматриваемых ими предметов и явлений. Не является здесь исключением и экономический анализ.

Диалектический подход означает, что все имеющие место в природе и обществе процессы, явления следует рассматривать в их постоянном развитии, взаимосвязи и взаимозависимости. Так экономический анализ изучает показатели, характеризующие деятельность каких-либо организаций, в сравнении их за несколько отчетных периодов (в динамике), а также в их изменении. Далее. Различные стороны деятельности организации экономический анализ рассматривает в единстве и взаимной связи, как элементы единого процесса. Так, например, объем продаж продукции зависит от её выпуска, а выполнение планового задания по прибыли — в основном от

Метод экономического анализа обусловлен его предметом и стоящими перед ним задачами.

Способы и приемы, используемые в анализе хозяйственной деятельности, подразделяются на традиционные, статистические и экономико-математические. Они подробно рассматриваются в соответствующих разделах сайта.

Для того, чтобы практически осуществить использование метода экономического анализа, разработаны определенные методики. Они представляют собой набор способов и приемов, применяемых для оптимального решения аналитических задач.

Используемые в экономическом анализе методики на отдельных этапах проведения аналитических работ предусматривают применение различных приемов и способов.

Узловым моментом метода экономического анализа является исчисление влияния отдельных факторов на экономические показатели. Взаимосвязь экономических явлений представляет собой совместное изменение двух или большего числа этих явлений. Существуют различные формы взаимосвязей экономических явлений. Наиболее значимой среди них является причинная взаимосвязь. Её сущность заключается в том, что изменение одного экономического явления вызывается изменением другого экономического явления. Подобная взаимосвязь носит название детерминистской, иначе — причинно-следственной взаимосвязи. Если два экономических явления связаны такой взаимосвязью, то экономическое явление, изменение которого вызывает изменение другого, называется причиной, а то явление, которое изменяется под влиянием первого, называется следствием.

В экономическом анализе те признаки, которые характеризуют причину, носят название факторных, независимых. Те же признаки, которые, характеризуют следствие, принято называть результатными, зависимыми.

Итак, в данном параграфе мы рассмотрели понятие метода экономического анализа, а также важнейшие методы (способы, приемы), используемые при проведении анализа деятельности организации. Более подробно эти методы и порядок их использования мы рассмотрим в специальных разделах сайта.

Наиболее полным и глубоким является внутренний (внутрихозяйственный) анализ, проводимый, как правило, функциональными отделами и службами данной организации. Поэтому перед внутренним анализом стоят гораздо более многочисленные задачи, чем перед внешним анализом.

  1. проверка обоснованности заданий бизнес-планов и различных нормативов;
  2. определение степени выполнения заданий бизнес-планов и соблюдения установленных нормативов;
  3. расчет влияния отдельных факторов на величину отклонения фактических величин экономических показателей от базисных
  4. изыскание внутрихозяйственных резервов дальнейшего повышения эффективности деятельности организации и путей мобилизации, то есть использования этих резервов;

Из перечисленных задач внутреннего экономического анализа главной задачей является выявление резервов в данной организации.

Перед внешним же анализом стоит, по-существу, лишь одна задача — оценка степени платежеспособности и ликвидности организации как на определенную отчетную дату, так и в перспективе.

Результаты проведенного анализа являются основой для разработки и внедрения оптимальных управленческих решений, способствующих повышению эффективности деятельности организаций.

В процессе проведения экономического анализа используются методы индукции и дедукции.

Метод индукции (от частного к общему) предполагает, что исследование хозяйственных явлений начинается с отдельных фактов, ситуаций и переходит к изучению хозяйственного процесса в целом. Метод же дедукции (от общего к частному) характеризуется, наоборот, переходом от общих показателей к частным, в частности к анализу влияния отдельных факторов на обобщающие экономические показатели.

Важнейшим при проведении экономического анализа является, конечно же, метод дедукции, поскольку последовательность проведения анализа как правило предполагает переход от целого к составляющим его элементам, от синтетических, обобщающих показателей деятельности организации к аналитическим, факторным показателям.

Когда проводится экономический анализ, все стороны деятельности организации, все процессы, составляющие производственно-коммерческий цикл организации, исследуются в их взаимосвязи, взаимозависимости и взаимообусловленности. Такое исследование представляет собой узловой момент проведения анализа. Оно носит название факторного анализа.

После окончания анализа его результаты должны быть определенным образом оформлены. Для этих целей используются пояснительные записки к годовым отчетам, а также справки либо заключения по результатам проведенного анализа.

Пояснительные записки предназначаются для внешних пользователей аналитической информации. Рассмотрим, каким должно быть содержание этих записок.

В них должен быть отражен уровень развития организации, условия, в которых протекает ее деятельность, должна быть охарактеризована конкурентоспособность продукции, политика цен на нее, данные о рынках сбыта продукции, и др. Следует также привести сведения о том, на какой стадии жизненного цикла находится каждый вид товаров на рынке. (К ним относятся стадии внедрения, роста и развития, зрелости, насыщения и спада). Кроме того, необходимо привести сведения о конкурентах данной организации.

Затем должны быть представлены за несколько периодов данные об основных экономических показателях.

Должны быть указаны те факторы, которые оказали влияние на дятельность организации и ее результаты. следует также приводить те мероприятия, которые намечены с целью устранения недостатков в деятельности организации, а также для повышения эффективности этой деятельности.

Справки, а также заключения по результатам проведенного экономического анализа могут иметь более детальное содержание по сравнению с пояснительными записками. Как правило, справки и заключения не содержат обобщенных характеристик организации и условий её функционирования. Основой упор здесь делается на описании резервов и путей их использования.

Результаты проведенного могут быть оформлены также и в бестекстовой форме. В этом случае в аналитических документах имеется лишь набор аналитических таблиц и отсутствует какой-либо текст, характеризующий хозяйственную деятельность организации. Эта форма оформления результатов проведенного экономического анализа в настоящее время применяется все шире.

Кроме рассмотренных форм оформления результатов анализа, применятся также внесение важнейших из них в определенные разделы экономического паспорта организации.

Таковы основные формы обобщения и оформления результатов проведенного экономического анализа. Следует иметь в виду, что изложение материала в пояснительных записках, а также в других аналитических документах должно быть ясным, простым и кратким, а также должно быть увязано с аналитическими таблицами.

Экономический анализ может быть подразделен на различные виды в соответствии с определенными признаками.

Прежде всего экономический анализ принято подразделять на два основных вида — финансовый анализ и управленческий анализ — в зависимости от содержания анализа, выполняемых им функций и задач, стоящих перед ним.

Финансовый анализ, в свою очередь может быть подразделен на внешний и внутренний. Первый проводится налоговыми органами, банками, статистическими органами, вышестоящими организациями, поставщиками, покупателями, инвесторами, акционерами, аудиторскими фирмами и др. Основной задачей внешнего финансового анализа является оценка финансового состояния организации, ее платежеспособности и ликвидности. Проводится при самой организации силами ее бухгалтерии, финансового отдела, планового отдела, других функциональных служб. Внутренний финансовый анализ решает гораздо больший спектр задач по сравнению с внешним. Внутренний анализ изучает эффективность использования собственного и заемного капитала, исследует показатели прибыли, рентабельности, выявляет резервы роста последних и укрепления финансового состояния организации. Внутренний финансовый анализ, таким образом, направлен на разработку и внедрение оптимальных управленческих решений, способствующих улучшению финансовых показателей деятельности данной организации.

Управленческий анализ, в отличие от финансового, носит внутренний характер. Его проводят службы и отделы данной организации. Он изучает вопросы, связанные с организационно-техническим уровнем и другими условиями производства, с использованием отдельных видов производственных ресурсов (трудовых ресурсов, основных фондов, материалов), анализирует объем выпуска продукции, ее себестоимость.

Читайте также:  Медкнижка какие анализы сдавать 2017

В зависимости от содержания, функций и задач анализа, выделяют также следующие виды анализа: социально-экономический, экономико-статистический, экономико-экологический, маркетинговый, инвестиционный, функционально-стоимостной (ФСА) и др.

Социально-экономический анализ рассматривает взаимосвязь и взаимообусловленность между социальными и экономическими явлениями.

Экономико-статистический анализ используется в целях исследования массовых общественно-экономических явлений. Экономико-экологический анализ изучает взаимосвязь и взаимодействие между состоянием экологии и экономическими явлениями.

Маркетинговый анализ имеет своей целью изучение рынков сырья и материалов, а также рынков сбыта готовой продукции, соотношения спроса и предложения, на эту продукцию, конкурентоспособность продукции данной организации, уровня цен на продукцию, и др.

Инвестиционный анализ направлен на выбор наиболее эффективных вариантов инвестиционной деятельности организаций.

Функционально-стоимостной анализ (ФСА) представляет собой метод системного исследования функций какого-либо изделия, либо какого-либо производственно-хозяйственного процесса, либо определенного уровня управления. Этот метод имеет своей целью минимизацию затрат на проектирование, освоение производства, продажу изделий, а также на промышленное и бытовое потребление этих изделий при условиях их высокого качества, максимальной полезности (в том числе долговечности).

В зависимости от аспектов исследования различают два основных вида (направления) анализа хозяйственной деятельности:

  • финансово-экономический анализ;
  • технико-экономический анализ.

Первый вид анализа изучает влияние экономических факторов на выполнение бизнес-планов по финансовым показателям.

Технико-экономический анализ исследует влияние на экономические показатели факторов техники, технологии и организации производства.

В зависимости от полноты охвата деятельности организации можно выделить два вида анализа хозяйственной деятельности: полный (комплексный) и тематический (частичный) анализ. Первый вид анализа охватывает все стороны финансово-хозяйственной деятельности организации. Тематический анализ изучает эффективность отдельных сторон деятельности организации, Экономический анализ может подразделяться также по объектам изучения. Микроэкономический и макроэкономический анализ. Микроэкономический анализ изучает деятельность отдельных хозяйственных единиц. Его можно подразделить на три основных вида: внутрецеховый, цеховый и заводской анализ.

Макроэкономический он может быть отраслевым, то есть изучать функционирование определенной отрасли экономики или отрасли промышленности, территориальным, который анализирует экономику отдельных регионов, и, наконец, межотраслевым, исследующим функционирование экономики в целом.

Отдельным признаком классификации видов экономического анализа является подразделение последнего по субъектам анализа. Под ними понимают те органы и лица, которые проводят анализ.

Субъекты экономического анализа могут быть разделены на две группы.

  1. Непосредственно заинтересованные в деятельности организации. К этой группе могут быть причислены собственники средств организации, налоговые органы, банки, поставщики, покупатели, руководство организации, отдельные функциональные службы анализируемой организации.
  2. Опосредованно заинтересованные в деятельности организации субъекты анализа. Сюда относятся юридические организации, аудиторские фирмы, консультационные фирмы, профсоюзные органы, и др.

В зависимости от времени проведения анализа (иначе говоря, от периодичности его осуществления) различают: предварительный, оперативный, итоговый и перспективный анализ.

Предварительный анализ позволяет дать оценку состояния данного объекта при разработке бизнес-плана. Например, оценивается производственная мощность организации, в состоянии ли она обеспечить планируемый объем изготовления продукции.

Оперативный (иначе текущий) анализ проводится повседневно, непосредственно в ходе текущей деятельности организации.

Итоговый (последующий, или ретроспективный) анализ изучает эффективность хозяйственной деятельности организаций за уже истекший период.

Перспективный анализ применяется для определения ожидаемых результатов в предстоящем периоде.

Перспективный анализ имеет решающие значение для обеспечения успешной деятельности организации в будущем. Этот вид анализа изучает возможные варианты развития организации и намечает пути достижения оптимальных результатов.

В зависимости от используемой методики исследования объектов в экономической литературе принято подразделять анализ хозяйственной деятельности на следующие виды: количественный, качественный, экспресс-анализ, фундаментальный, маржинальный, экономико-математический.

Количественный (иначе факторный) анализ имеет в своей основе количественные сопоставления, измерение, сравнение показателей и изучение влияния отдельных факторов на экономические показатели.

Качественный анализ использует качественные сравнительные оценки, характеристики, а также экспертные оценки анализируемых экономических явлений.

Экспресс-анализ — это способ оценки экономико-финансового состояния организации на базе определенных признаков, выражающих те или иные экономические явления. Фундаментальный анализ основывается на комплексном, детальном изучении экономических явлений, как правило, на основе применения экономико-статистических и экономико-математических методов исследования.

Маржинальный анализ исследует пути оптимизации величины прибыли, получаемой в результате продаж продукции, работ, услуг. Экономико-математический анализ базируется на использовании сложного математического аппарата, с помощью которого устанавливается оптимальный вариант решения какой-либо экономико-математической модели.

По своему характеру экономический анализ можно подразделить на два следующие: динамический и статический. Первый вид анализа основывается на исследовании экономических показателей, взятых в их динамике, то есть в процессе их изменения, развития с течением времени, за несколько отчетных периодов. В процессе динамического анализа определяются и анализируются показатели абсолютного прироста, темпа роста, темпа прироста, абсолютного значения одного процента прироста, а также осуществляется построение динамических рядов и их анализ. Статический же анализ предполагает, что изучаемые экономические показатели являются статичными, то есть неизменными.

По пространственному признаку экономический анализ может быть подразделен на следующие два вида: внутренний (внутрихозяйственный) и межхозяйственный (сравнительный). Первый изучает деятельность данной организации и её структурных подразделений. При втором виде осуществляется сравнение экономических показателей двух и более организаций (анализируемой организации с другими).

По методам изучения объекта анализа он делится на следующие виды: комплексный, системный анализ, сплошной анализ, выборочный анализ, корреляционный анализ, регрессионный анализ, и др. Важнейшее значение имеет комплексный итоговый анализ деятельности организаций, всесторонне изучающий их работу за отчетный период; результаты этого анализа используются для прогнозирования как на краткосрочную, так и на долгосрочную перспективу.

Оперативный экономический анализ применяется на всех уровнях управления. Доля оперативного анализа в принятии оптимальных управленческих решений возрастает с приближением к отдельным организациям и их структурным подразделениям.

Важнейшей чертой оперативного анализа является то, что он максимально близок по времени к осуществлению отдельных фаз производственно-коммерческого цикла данной организации. оперативный анализ своевременно устанавливает причины имеющихся недостатков и их виновников, вскрывает резервы и содействует их своевременному использованию.

Очень важную роль в разработке оптимальных управленческих решений играет итоговый, последующий анализ. Важнейшим источником информации для проведения такого анализа является отчетность организации.

Итоговый анализ дает уточненную оценку деятельности организации и ее результатов за определенный период, обеспечивает выявление обоснованных величин резервов повышения эффективности деятельности организации, изыскивает пути мобилизации, то есть использования этих резервов. Результаты итогового анализа, проведенного самой организацией, отражаются в пояснительной записке к годовому отчету.

Итоговый анализ является наиболее полным видом анализа хозяйственной деятельности организации.

источник

В специальной литературе сложилось несколько следующих определений экономического анализа:

1) экономический анализ– это система специальных знаний, способствующая идентификации тенденций, присущих деятельности предприятий и организаций за анализируемый период времени, а также их экономическая интерпретация на основе сопоставления с определенными критериями оценки (данный процесс составляет сущность диагностикирезультатов деятельности организаций) с целью выявления «узких мест»;

2) экономический анализ– это способ познания хозяйственных процессов экономического субъекта, основанный на разложении целого на составные элементы и изучение последних в их взаимосвязи путем синтеза, т. е. объединения ранее выделенных частей объекта;

3) экономический анализ– это применение аналитических инструментов к показателям различных экономических и финансовых документов с целью выявления существенных связей и характеристик, а также с целью преобразования данных учета в экономическую информацию, всесторонне характеризующую деятельность субъекта хозяйствования.

Под объектом обычно понимают то, на что направлена познавательная деятельность.

Предмет познания — это отдельные стороны, свойства, отношения в объекте, которые изучаются только данной наукой. Один и тот же объект может быть предметом исследования различных наук.

Предметом экономического анализа являются причины изменения результатов хозяйствования и их отклонений от целевых параметров. Познание причинно-следственных связей в хозяйственной деятельности предприятий позволяет раскрыть сущность происходящих в ней процессов и на этой основе дать правильную оценку достигнутым результатам в сложившейся ситуации, выявить резервы повышения эффективности работы, обосновать планы и управленческие решения, направленные на достижение поставленных целей.

Предметная сфера анализа определяется целями его проведения, зависящие от запроса пользователей аналитической информации

Субъектами экономического анализа принято называть пользователей его результатов, которых можно разделить на две группы:

внутренние пользователи – это руководство организации, которое ставит перед экономическим анализом цели и задачи оценки состояния и перспектив результативности и эффективности деятельности организации;

внешние пользователи, которые подразделяются на две подгруппы:

а) лица и службы, прямо заинтересованные в результатах деятельности организации: собственники и акционеры итд

б) лица и службы, кому результаты анализа необходимы для защиты интересов первой подгруппы внешних пользователей: аудиторские службы,юристы итд

Объектами изучения в прикладном экономическом анализе являются хозяйствующие субъекты экономики (предприятия и коммерческие организации и др. формы бизнеса и хозяйственной деятельности).

При этом в конкретных случаях анализа та сторона объекта, которая подвергается изучению – предмет анализа – может быть различной. Причем степень дифференциации предмета анализа определяется его целями, но в целом под предметом экономического анализа понимается хозяйственно-финансовая деятельность предприятий в целом, в т. ч. его структурных подразделений, и составляющие ее процессы, складывающиеся под воздействием объективных и субъективных факторов. В более узком понимании предметом экономического анализа выступают причинно-следственные связи экономических показателей, отражающих результаты деятельности организаций.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Студент — человек, постоянно откладывающий неизбежность. 10710 — | 7359 — или читать все.

источник

Горизонтальный (временный) анализ позволяет осуществить сравнение каждой позиции с предыдущим периодом.

Вертикальный (структурный) анализ позволяет определить структуру итоговых финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчетности на результат в целом.

Трендовый анализ позволяет осуществить сравнение позиции с рядом предшествующих периодов и определить тренд, т.е. основную тенденцию динамики показателей, исключающей случайные влияния и индивидуальные особенности отдельных периодов. С помощью тренда определяется возможное значение показателей в будущем.

Анализ относительных показателей (коэффициентов) позволяет осуществить расчет отношений данных отчетности, определить взаимосвязи показателей.

Факторный анализ позволяет определить влияние отдельных факторов (причин) на результативный показатель с помощью различных приемов исследования.

Сравнительный (пространственный) анализ может осуществляться как внутри предприятия (сравнение внутрихозяйственное по отдельным показателям хозяйствующего субъекта), так и вне, т.е. сравнение показателей данного хозяйствующего субъекта с показателями конкурирующих субъектов хозяйствования, со средними общеэкономическими данными.

Финансово-экономический анализ может осуществляться разными методами. К количественным методам относят статистические (наблюдение, сравнение, абсолютные и относительные величины, средние величины, сводка, группировка, ряды динамики, индексы и т.д.), экономико-математические (методы математического программирования, экономико-математического моделирования и факторного анализа, исследование операции и т.д.). Каждый из экономико-математических методов делится на отдельные приемы, способы, используемые в аналитической работе [19, С. 88].

Классификация анализа хозяйственной деятельности имеет важное значение для правильного понимания его содержания [12, С 257].

технико-экономический анализ, которым занимаются технические службы предприятия (главного инженера, главного технолога и др.). Его содержанием является изучение взаимодействия технических и экономических процессов и установление их влияния на экономические результаты деятельности предприятия;

финансово-экономический анализ (финансовая служба предприятия, финансовые и кредитные органы) основное внимание уделяет финансовым результатам деятельности предприятия: выполнение финансового плана, эффективность использования собственного и заемного капитала, выявлению резервов увеличения суммы прибыли, роста рентабельности, улучшения финансового состояния и платежеспособности предприятия;

аудиторский (бухгалтерский) анализ – это экспертная диагностика финансового «здоровья» предприятия. Проводится аудиторами или аудиторскими фирмами с целью оценки и прогнозирования финансового состояния и финансовой устойчивости субъектов хозяйствования.

Читайте также:  Какие анализы нужно принести гастроэнтерологу

социально-экономический анализ (экономические службы управления, социологические лаборатории, статистические органы) изучает взаимосвязь социальных и экономических процессов, их влияние друг на друга и на экономические результаты хозяйственной деятельности;

экономико-статистический анализ (статистические органы) применяются для изучения массовых общественных явлений на разных уровнях управления: предприятие, отрасли, региона;

экономико-экологический анализ (органы охраны окружающей среды) исследуют взаимодействие экологических и экономических процессов, связанных с сохранением и улучшением окружающей среды и затратами на экологию;

маркетинговый анализ (служба маркетинга предприятия или объединения) применяется для изучения внешней среды функционирования предприятия, рынков сырья и сбыта готовой продукции, ее конкурентоспособности, спроса и предложения, формирования ценовой политики и т.д.

По методике изучения объектов анализ хозяйственной деятельности может быть сравниваемым, диагностическим, факторным, маржинальным, экономико-математическим, экономико-статистическим, функционально-стоимостным и т.д.

При сравнительном анализе обычно ограничиваются сравнением отчетных показателей о результатах хозяйственной деятельности с показателями плана текущего, данными прошлых лет, передовых предприятий.

Факторный анализ направлен на выявление величины влияния факторов на прирост и уровень результативных показателей.

Диагностический (экспресс-анализ) представляет собой способ установления характера нарушений нормального хода экономических процессов на основе типичных признаков, характерных только для данного нарушения. К примеру, если темпы роста валовой продукции опережают темпы роста товарной продукции, то это свидетельствует о росте остатков незавершенного производства. Если темпы роста валовой продукции выше темпов роста производительности труда, то это признак невыполнения плана мероприятий по механизации и автоматизации производства, улучшению организации труда и на этой основе сокращение численности работающих. Знание признака позволяет быстро и довольно точно установить характер нарушений не производя непосредственных измерений, т.е. без действий, которые требуют дополнительного времени и средств.

Маржинальный анализ – это метод оценки и обоснования эффективности управленческих решений в бизнесе на основании причинно-следственной взаимосвязи объема продаж, себестоимости и прибыли и деление затрат на постоянные и переменные.

С помощью экономико-математического анализа выбирается наиболее оптимальный вариант решения экономической задачи, выявляются резервы повышения эффективности производства за счет более полного использования имеющихся ресурсов.

Стохастический анализ (дисперсионный, корреляционный, компонентный и др.) используется для изучения стохастических зависимостей между исследуемыми явлениями и процессами хозяйственной деятельности предприятий.

Функционально-стоимостной анализ (ФСА) представляет собой метод выявления резервов. Он базируется на функциях, которые выполняет объект и сориентирован на оптимальные методы их реализации на всех стадиях жизненного цикла изделия (научно-исследовательские работы, конструирование, производство, эксплуатация и утилизация). Его основное назначение в том, чтобы выявить и предупредить лишние затраты за счет ликвидации ненужных узлов, деталей, упрощения конструкции изделия, замены материалов и т.д.

По субъектам (пользователям анализа) различают внутренний и внешний анализ. Внутренний анализ проводится непосредственно на предприятии для нужд оперативного, краткосрочного и долгосрочного управления производственной, коммерческой и финансовой деятельностью. Внешний анализ проводится на основании финансовой и статистической отчетности органами хозяйственного управления, банками, финансовыми органами, инвесторами.

По охвату изучаемых объектов анализ делится на сплошной и выборочный. При сплошном анализе выводы делаются после изучения всех без исключения объектов, а при выборочном – по результатам обследования только части объектов.

По содержанию программы анализ может быть комплексным и тематическим. При комплексном анализе деятельность предприятия изучается всесторонне, а при тематическом – только отдельные ее стороны, представляющие в определенный момент наибольший интерес. Например, вопросы использования материальных ресурсов, производственной мощности предприятия, снижения себестоимости продукции и пр.

Каждая из названных форм анализа хозяйственной деятельности своеобразна по содержанию, организации и методике его проведения [20, c. 341].

Роль анализа как средства управления производством с каждым годом возрастает. Это обусловлено разными обстоятельствами. Во-первых, необходимостью неуклонного повышения эффективности производства в связи с ростом дефицита и стоимости сырья, повышением науко — и капиталоемкости производства. Во-вторых, отходом от командно-административной системы управления и постепенным переходом к рыночным отношениям. В-третьих, созданием новых форм хозяйствования в связи с разгосударствлением экономики, приватизации предприятий и прочими мероприятиями экономической реформы.

Эффективность деятельности предприятия может исследоваться с самых различных сторон: с точки зрения формирования затрат, планирования объема производства, прибыли, реализации инвестиционных проектов и др. Однако, анализ поведения затрат, методов их распределения, составление и контроль выполнения смет, калькулирование себестоимости изделий и продукта, определение порога рентабельности производства и реализации продукции – все эти вопросы являются лишь необходимым начальным этапом оценки общей эффективности деятельности предприятия, функционирующего как единое целое.

Оценка общей эффективности хозяйственной деятельности предприятия является прерогативой высшего звена управленческих структур предприятия. Эффективность или неэффективность частных управленческих решений, связанных с определением цены продукта, размера партии закупок сырья или поставок продукции, замена оборудования или технологии и другие решения должны пройти оценку с точки зрения общего успеха фирмы, характера ее экономического роста и роста общей эффективности.

Основными задачами оценки эффективности являются:

· оценка хозяйственной ситуации;

· выявление факторов и причин достигнутого состояния;

· подготовка и обоснование принимаемых управленческих решений;

· выявление и мобилизация резервов повышения эффективности хозяйственной деятельности.

При проведении анализа хозяйственной деятельности предприятия и оценки ее эффективности необходимо соблюдение следующих принципов:

1) Анализ должен базироваться на государственном подходе при оценке экономических явлений, процессов, результатов хозяйствования. Иначе говоря, оценивая определенные проявления экономической жизни, нужно учитывать их соответствие государственной экономической, социальной, экологической, международной политике и законодательству.

источник

Предмет и объекты экономического анализа. Роль анализа финансово-хозяйственной деятельности в управлении организацией

Экономический анализ — это способ познания хозяйственных процессов экономического субъекта, основанный на разложении целого на составные элементы и изучении последних в их взаимосвязи и взаимозависимости путем синтеза, т.е. объединения выделенных ранее частей объекта.

Экономический анализ представляет собой процесс применения аналитических инструментов и методов к показателям различных экономических и финансовых документов с целью выявления существенных связей и характеристик, преобразования экономических данных в информацию.

Являясь важным элементом в системе управления производством, экономический анализ может использоваться:

  • как вариант предварительного прогноза при оценке инвестиционных проектов;
  • как инструмент прогнозирования финансовых условий и результатов;
  • для выявления текущих проблем управления производством, выявления внутренних резервов, присущих каждому функционирующему объекту;
  • для оценки финансового состояния организации.

Оценка финансового состояния организации предполагает систему последовательных аналитических процедур:

  • рассмотрение каждого показателя, полученного в результате анализа с точки зрения соответствия его уровня параметрам, нормальным для данной организации;
  • выявление факторов, повлиявших на величину показателя, и расчет возможных изменений последнего при динамике того или иного фактора;
  • прогнозирование необходимой величины показателя на перспективу и установление способов достижения этой величины;
  • выявление взаимозависимости показателей финансового состояния с целью обеспечения их целенаправленного воздействия на повышение эффективности деятельности организации;
  • обоснование гипотез динамики финансового состояния при изменении условий деятельности предприятия.

В результате экономического анализа повышается обоснованность составления бизнес-планов и нормативов, устанавливается экономическая эффективность использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, выявляются и измеряются внутренние резервы, осуществляется контроль за выполнением и оптимизацией хозяйственных решений.

Экономический анализ является важной составной частью экономических и финансовых наук, составляющих теоретическую основу экономической работы в организации. Он имеет свой предмет, объекты исследования, а также методы (приемы) исследования показателей и взаимосвязи между ними.

Предмет экономического анализа включает:

  • экономические процессы, происходящие в результате хозяйственной деятельности организации;
  • познание причинно-следственных связей в хозяйственной деятельности организации;
  • классификацию, систематизацию, моделирование, измерение причинно-следственных связей, складывающихся под влиянием различных объективных и субъективных факторов и получающих отражение в системе экономической информации.

Объектами анализа являются основные экономические результаты хозяйственной деятельности:

  • производство и реализация продукции;
  • себестоимость продукции;
  • использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов;
  • финансовые результаты производства;
  • финансовое состояние организации.

Система управления любой организацией включает разнообразные взаимосвязанные элементы, среди которых можно выделить следующие блоки, связанные с экономическим анализом.

Планирование определяет направления и содержание деятельности организации; учет обеспечивает сбор, систематизацию и обобщение данных, необходимых для управления. В ходе анализа проводится первичная обработка экономических данных, что позволяет принять необходимые решения. Это определяет место экономического анализа в управленческом процессе.

Ведущую роль при проверке исполнения принятых решений играет оперативный анализ. Внедрение управленческого учета, действенного коммерческого расчета, соблюдение режима экономии требуют повседневного анализа затрат по статьям и элементам, непроизводительных расходов и потерь. Принятие тактических управленческих решений делает необходимым постоянный анализ различных вариантов экономических параметров.

Выбор наилучшего варианта хозяйственного развития неразрывно связан с текущим и прогнозным экономическим анализом и основывается на экономико-математическом моделировании, системном анализе эффективности.

Без анализа влияния на экономику организации внешней и внутренней среды, состояния рынка, покупателей и потребителей продукции, конкурентной обстановки, рыночных цен, конечных финансовых результатов невозможны разработка маркетинговых программ и контроль за их исполнением.

Экономический анализ и его составная часть — финансовый анализ являются неотъемлемой частью составления практически всех видов бизнес-планов и существенными элементами управления финансами в целом. Практически все пользователи финансовой отчетности используют методы финансового анализа для принятия решений по оптимизации своих интересов.

Для управления финансами рассматриваются три взаимосвязанных аналитических блока:

  • анализ финансовых результатов деятельности организации;
  • анализ финансового состояния организации;
  • анализ эффективности финансово-хозяйственной деятельности организации.

Решение взаимосвязанных аналитических задач позволяет обеспечивать основные функции финансового менеджмента:

  • управление текущей устойчивостью деятельности организации, ее ликвидностью, платежеспособностью и источниками краткосрочного финансирования;
  • управление финансовой рыночной устойчивостью развития организации;
  • управление инвестиционной деятельностью организации;
  • управление долгосрочными источниками финансирования развития бизнеса;
  • управление портфелем ценных бумаг, долгосрочными и краткосрочными финансовыми вложениями;
  • управление финансами организации при ее реорганизации и ликвидации, в условиях банкротства, при работе на международных рынках капиталов.

В последнее время необходимым элементом управления деятельностью организации становится аудит. Он предполагает обязательное использование методов экономического анализа для: определения аудитором деловой активности клиента; оценки финансово-хозяйственных перспектив его функционирования; выявления зон возможных преднамеренных и непреднамеренных ошибок во внешней отчетности клиента.

Аналитические процедуры аудитора в ходе предварительного ознакомления с бизнесом клиента сводятся к следующим действиям:

  • сравнению текущих данных с данными предыдущих периодов;
  • сравнению текущих данных с данными плана и прогноза;
  • сопоставлению текущих данных с нормативными показателями;
  • сравнению текущих данных предприятия со среднеотраслевыми данными;
  • расчет финансовых коэффициентов в динамике.

Таким образом, экономический анализ является одним из важных слагаемых планирования, регулирования и управления организацией.

источник

Тема 2. Основные понятия, предмет, задачи и виды экономического анализа.

1.Предмет, задачи и принципы анализа хозяйственной деятельности.

2. Объекты и субъекты анализа

3. Классификация видов экономического анализа и их роль в управлении организацией.

4. Организация аналитической работы.

Предмет, задачи и принципы анализа хозяйственной деятельности.

Предметом анализа финансово-хозяйственной деятельности являются хозяйственные процессы, показатели организации, конечные финансовые результаты, эффективность использования ресурсов (трудовых, материальных, финансовых), складывающиеся под воздействием объективных и субъективных факторов и отражаемые в системе экономической информации.

Содержание и предмет экономического анализа определяют задачи науки, к которым относятся:

— оценка и всестороннее изучение результатов деятельности организации, выполнения планов и изменений показателей в динамике, соблюдения нормативов на основе данных учета и отчетности;

— выявление причин (факторов), влияющих на результаты работы организации, измерение их влияния (факторный анализ);

— определение экономической эффективности использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов, выявление внутренних резервов

— выявление внутренних резервов и упущенных возможностей на всех участках управления организацией в целях достижения наибольших результатов с наименьшими затратами на всех стадиях производственного процесса, определение базовых показателей для разработки производственных планов и программ на предстоящий период с целью повышения научно-экономической обоснованности планов и нормативов;

Читайте также:  Географический язык какие анализы сдать

— подготовка аналитических материалов для выбора оптимальных управленческих решений;

— проверка соблюдения принципов коммерческого расчета: принципов материальной заинтересованности; распределения по труду; экономической самостоятельности организации; ее ответственность перед государством, самоокупаемость, самофинансирование и т.п.

— прогнозирование результатов хозяйствования

Исходя, из содержания анализа и предмета исследования можно сказать, что основная цель анализа заключается в оценке достигнутых результатов, подготовке вариантов управленческих решений, в выявлении резервов повышения эффективности функционирования хозяйствующих субъектов.

Анализ финансово-хозяйственной деятельности следует проводить, руководствуясь определенными принципами. К ним относятся:

Конкретность – анализ основывается на реальных данных, и его результаты получают конкретное количественное выражение;

Комплексность – всестороннее изучение экономического явления или процесса с целью объективной его оценки;

Системность – изучение экономических явлений во взаимосвязи друг с другом, а не изолированно;

Регулярность – анализ следует проводить постоянно через заранее определенные промежутки времени, а не от случая к случаю;

Объективность – критическое и беспристрастное изучение экономических явлений, выработка обоснованных выводов;

Действенность – пригодность результатов анализа для использования в практических целях, для повышения результативности производственной деятельности;

Экономичность – затраты, связанные с проведением анализа, должны быть существенно ниже того экономического эффекта, который будет получен в результате его проведения;

Сопоставимость – данные и результаты анализа должны быть легко сопоставимы друг с другом, а при регулярном проведении аналитических процедур должна соблюдаться преемственность результатов;

Научность – при проведении анализа следует руководствоваться научно-обоснованными методиками и процедурами.

Объекты и субъекты анализа

Экономический анализ (анализ финансово-хозяйственной деятельности) является элементом управления, который позволяет получить объективную информацию о финансово-хозяйственной деятельности организации для обоснования грамотных управленческих решений, позволяющих регулировать ее развитие. Глубокое и всестороннее изучение экономической информации с целью принятия оптимальных управленческих решений определяет содержание экономического анализа.

Анализ изучает хозяйствующий субъект с помощью показателей производственно-хозяйственной, финансовой деятельности и через их взаимосвязь. Тогда:

Предмет анализа – это деятельность экономического субъекта, факторы и резервы изменения анализируемых показателей или причинно-следственные связи экономических явлений и процессов.

Объект анализа – показатели финансово-хозяйственной деятельности, к которым относятся ресурсы, источники средств, основной и оборотный капитал, эффективность использования капитала, трудовых ресурсов, объем производства, реализации, ритмичность производства, качество продукции, себестоимость, финансовое состояние, платежеспособность, финансовые результаты и т.п.

Цель анализа и последовательность его проведения претерпевают существенные изменения в зависимости от преследуемых задач и интересов пользователей.

Пользователи экономической информации как субъекты проведения экономического анализа могут быть внешними и внутренними.

К внутренним пользователям относят собственников, руководство, персонал предприятия, которые могут пользоваться всей необходимой и доступной документацией о деятельности предприятия.

К внешним пользователям можно отнести поставщиков, покупателей, кредиторов, налоговые органы и других коммерческих партнеров, которые могут пользоваться только публичной информацией.

Субъекты экономического анализа могут быть прямо и косвенно заинтересованы в деятельности предприятия. При таком подходе:

— к внутренним пользователям относят пользователей условия работы которых, непосредственно зависят от результатов деятельности предприятия (покупатели, кредиторы, другие коммерческие партнеры, собственники, персонал, руководство организации и т.д.).

— к внешним пользователям – относят пользователей, непосредственно не заинтересованных в результатах деятельности предприятия, но обязанных защищать интересы внутренних пользователей (аудиторские, консалтинговые фирмы, страховые компании, юридические ассоциации, профсоюзы и т.п.).

Каждый субъект анализа изучает информацию исходя из своих интересов и возможностей:

внешние субъекты могут пользоваться только публичной информацией;

руководство или собственники — максимально полным набором данных о деятельности организации.

Субъекты экономического анализа могут быть непосредственно и опосредственно заинтересованы в деятельности организации пользователями информации.

3. Классификация видов экономического анализа и их роль в управлении организацией.

Экономический анализ (анализ финансово-хозяйственной деятельности) является элементом управления, поэтому в основе классификации его видов лежат функции управления.

В зависимости от организации, объекта исследования и методов проведения различают внешний и внутренний анализ.

Внешний анализ позволяет оценить взаимоотношения организации с государством и другими внешними пользователями: кредиторами, поставщиками, покупателями, налоговыми органами и т.п. Все перечисленные субъекты анализа изучают деятельность организации исходя из своих интересов и, как правило, используют данные публичной (финансовой) отчетности. Поэтому внешний анализ часто называют финансовым анализом.

Однако, изучение только публичных отчетных данных, т.е. ограниченной части информации о деятельности предприятия, не всегда позволяет объективно оценить конечные результаты работы организации или ее финансовое положение. Поэтому нельзя ставить знак равенства между внешним и финансовым анализом, т.к. финансовый анализ при использовании дополнительной информации, может быть значительно подробнее, чем внешний.

К особенностям внешнего анализа можно отнести:

— разнообразие целей и интересов субъектов анализа;

— использование внешней публичной отчетности о деятельности организации;

— установление целей и задач анализа с учетом ограниченности информации;

— наличие типовых методик, стандартов учета и отчетности;

— открытость результатов анализа для пользователей.

Внутренний анализ проводится в целях использования его результатов для управления организацией в интересах собственников и руководителей.

Информационной базой внутреннего анализа является вся система информации о деятельности организации: технические характеристики; нормативная и плановая информация; данные управленческого и финансового учета; внешняя и внутренняя отчетность; внеучетная информация (опросы специалистов, результаты совещаний, проверок и т.п.).

Полнота информационной базы внутреннего анализа позволяет объективно оценить эффективность всей хозяйственной деятельности организации и использования производственных ресурсов. Это дает возможность отрегулировать внутрихозяйственные связи организации и поэтому, внутренний анализ часто называют управленческим.

К особенностям управленческого (внутреннего) анализа можно отнести:

— ориентацию результатов анализа на цели и интересы руководства организации;

— использование всех источников информации о деятельности организации в анализе;

— отсутствие регламентации анализа со стороны государственных органов;

— комплексность анализа, изучение всех сторон деятельности организации;

— максимальная закрытость результатов анализа в целях сохранения коммерческой тайны;

— интеграция учета, анализа, планирования и принятия решений.

По содержанию процесса управления внутренний анализ подразделяется на перспективный, текущий, оперативный.

Перспективный (прогнозный) анализ предполагает изучение процессов финансово-хозяйственной деятельности организации с позиции будущего, т.е. в каждом хозяйственном процессе определяются наиболее устойчивые (перспективные) элементы, которые могут стать решающими в будущем.

Этот вид анализа не дает полной информации о влиянии всех факторов, определяющих развитие конкретного показателя в будущем, но помогает нучно обосновать близкие перспективы.

К основным задачам перспективного анализа можно отнести:

— оценку ожидаемого выполнения планов;

— научное обоснование перспективных планов;

— прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности организации.

Текущий (ретроспективный) анализ проводится по важнейшим периодам хозяйственно-финансовой деятельности на основе официальной отчетности и системного учета.

Основной задачей текущего анализа является оценка результатов хозяйственной деятельности, выявление резервов и недостатков в целях повышения эффективности работы организации.

В ходе проведения текущего анализа фактические показатели деятельности организации сравниваются с данными плана или аналогичными показателями прошлого периода, выявляются отклонения, просчитывается и оценивается влияние факторов на эти отклонения.

Выявленные в результате текущего анализа резервы означают потерянные возможности, т.к. относятся к прошлому периоду и их можно реализовать только в будущем.

Результаты текущего анализа являются наиболее полными и объективными, так как опираются на проверенные данные, являются базой перспективного анализа и включают результаты оперативного.

Оперативный анализ проводится в целях оперативного управления организацией.

В ходе проведения оперативного анализа используются данные первичного учета, что позволяет подвести краткосрочные итоги и вовремя устранить недостатки.

Оперативный анализ приближен во времени к моменту совершения хозяйственной операции, но результаты его могут иметь погрешность или относительную неточность, так как расчеты аналитических показателей проводятся на основе неуточненных данных.

Оперативный анализ предполагает:

— расчет отклонений основных фактических качественных и количественных показателей деятельности организации от показателей бизнес-планов за смену, сутки, пятидневку, декаду;

— оценку степени влияния факторов на отклонения от плана (норм) изучаемых показателей;

— разработку мероприятий, обеспечивающих устранение влияния негативных факторов и мобилизацию резервов.

По содержанию и полноте изучаемых вопросов анализ может быть полным, локальным, тематическим.

— Локальный — анализ деятельности отдельных подразделений,

— Тематический — анализ отдельных вопросов экономики.

По методам изучения объекта экономический анализ может быть факторным, комплексным, системным, функционально-стоимостным, сравнительным:

— факторный анализ – выявление факторов и расчет их влияния на изменение результативных показателей;

— функционально-стоимостной анализ — выявление резервов;

— сравнительный анализ – сравнение отчетных показателей о результатах хозяйственной деятельности с показателями плана текущего года, данными прошлых лет, передовых предприятий;

— диагностический анализ – способ установления характера нарушений нормального хода экономических процессов на основе типичных признаков, характерных только для данного нарушения;

— маржинальный анализ – оценка и обоснование эффективности управленческих решений на основании причинно-следственной взаимосвязи объема продаж, себестоимости, прибыли и деления затрат на постоянные и переменные.

По отраслевому признаку анализ может быть:

Отраслевой анализ – учитывает специфику отдельных отраслей экономики;

Межотраслевой анализ – позволяет выявить взаимосвязь отдельных отраслей, наличие внутренней связи между ними и т.д.

По охвату изучаемых объектов анализ делится на:

сплошной (изучение всех объектов) и выборочный (обследование части объектов).

На практике редко используются конкретные виды экономического анализа в чистом виде. Для обоснования управленческих решений одновременно используются различные виды экономического анализа.

Как отмечалось выше, экономический анализ финансово-хозяйственной деятельности организации включает две взаимосвязанные части:

— производственный (управленческий) анализ;

Такое разделение анализа обусловлено сложившимся на практике разделением бухгалтерского учета в масштабе организации на финансовый и управленческий.

Финансовый анализ, основывающийся на данных только публичной финансовой отчетности, носит характер внешнего анализа, т.е. анализа, проводимого внешними пользователями на основе ограниченной информации.

Финансовый анализ, основывающийся не только на данных финансовой отчетности, но и других данных системного бухгалтерского учета, нормативной и плановой информации, данных о технической подготовке производства носит характер внутреннего анализа.

Использование дополнительной информации позволяет углубить финансовый анализ в целях оптимизации управления, повышения эффективности использования капитала.

Конечной целью финансово-хозяйственной деятельности организации является получение прибыли, которая обеспечивает экономическую жизнеспособность предприятия, возможности вложения капитала и развития.

Достижение этой цели может быть сведено к следующим основным направлениям:

— решения по вложению ресурсов (капитала);

— операции, проводимые с помощью этих ресурсов (капитала);

— определение структуры финансового бизнеса.

Обеспечение этих направлений финансовых решений является сущностью концепции хозяйственной деятельности организации, предусматривающей эффективное использование ресурсов с целью получения прибыли.

Поэтому при обосновании бизнес-планов и контроле их выполнения особенно четко прослеживается взаимосвязь вопросов финансового и производственного (управленческого), имеющих общие области исследования, т.е. финансовый анализ может рассматриваться как продолжение производственного и наоборот.

Управленческий анализ Финансовый анализ

Внутренний анализ Внешний анализ

Анализ для обоснования Анализ эффективности

и реализации бизнес-плана использования капитала

Анализ в системе маркетинга Анализ абсолютных

Комплексный экономический Анализ относительных

анализ показателей показателей прибыли

Анализ технико-организацион- Анализ ликвидности,

ного уровня и других условий платежеспособности и

производства рыночной устойчивости

Анализ использования произ- Анализ использования

водственных ресурсов собственного капитала

Анализ объема продукции Анализ использования

Анализ взаимосвязи себестои- Анализ и рейтинговая

мости, объема продукции и оценка финансового со-

источник