Меню Рубрики

Познание как предмет философского анализа контрольная

Познаниекак предмет философского анализа

1. Познание какпредмет философского анализа

1.1 Структура идинамика познавательного процесса

1.2 Вера, творчествои интуиция

Список использованных источников

1.Познаниекак предмет философского анализа

В античной философии былисформулированы глубокие идеи о соотношении знания и предмета, знания и мнения,истины и заблуждения, о диалектике как методе познания. «Все люди от природы, — утверждал Аристотель, — стремятся к знанию». Ф. Энгельс отметил: «… нашесубъективное мышление и объективный мир подчинены одним и тем же законам и…поэтому они не могут противоречить друг другу в своих результатах, а должнысогласовываться между собой». И. Мечников заметил: нет непознаваемого, естьнепознанное. Это есть концепция гносеологического оптимизма.

Направление в философии,отвергающее соответствие мышления и бытия (гносеологический пессимизм),получило название агностицизм. Он опирается на определенные аргументы:поскольку все человеческие образы субъективны, мы не можем знать, каков мир насамом деле; мир бесконечен в своих свойствах и слишком сложен для человеческогопонимания, в нем всегда останутся необъяснимые загадки.

Помимо гносеологическихимеются социальные корни агностицизма. Как правило, он оживляется в переломныеэпохи развития общества, когда разрушаются ранее господствовавшие отношения исоответствующие им идеалы.

Мир в равной мерепознаваем и непознаваем. Это вытекает из факта, что сущее есть единствоотносительно завершенных, упорядоченных, стабильных, устойчивых состояний вещейи одновременно непредсказуемых, изменчивых, хаотических. Первое дает основаниедля утвердительного, а второе для отрицательного ответа на вопрос «Познаваем лимир и человек в мире?». Второй аргумент по этому вопросу приводит Т.И.Ойзерман: мы всегда познаем только какую-то часть целого и не можемисчерпывающе судить о ней, поскольку не знаем целого. Следовательно, нашисуждения об этой части неизбежно оказываются отрывочными, фрагментарными.Позиции неопределенности в вопросе позиции познаваемости мира усилились, когдабыли открыты сферы, участие сознания в которых ограничено (воля,бессознательное, интуиция и т.п.). Некоторые современные философы призываютотказаться вообще от понятия реальности и рассматривать только различныемодификации сознания и языка в их соотносительности.

Агностицизм не тождественскептицизму, сомнению. Древнегреческий философ Пиррон предлагал воздержание отсуждения, ничего не называя ни прекрасным, ни безобразным, ни справедливым, нинесправедливым. М. Монтень (XVI в.) подверг сомнению средневековую схоластику идогматы католической религии. Сомнение, по представлению Ф. Бэкона, способнооградить размышление от догматизма ненаучных наслоений. И. Кант «догматической»философии противопоставил критицизм. Кант свою задачу видел в том, чтобы нетолько вырвать человека из-под власти традиционных суеверий, но также избавитьего от веры в разрешимость рассудком любой проблемы, вырастающей изобстоятельств человеческой жизни. Вопрос о границах достоверного знания вылилсяу Канта в проблему «дисциплины разума», которая удерживала бы науку и ученых отсциентистского самомнения. Теоретические обоснования (о Боге, бессмертии души ит.п.), будучи развернуты честно, приводят к неопределенности — антиномиям,альтернативам. Через опровержение одних предположений возможно доказательствоистинности других. Любимым девизом К. Маркса был: «Подвергай все сомнению».

Вообще, для классическойтеории познания характерен критицизм (усиленный скептицизм). Например, Д. Беркликритиковал материализм и ряд идей новой науки, в частности, идеи абсолютногопространства и времени в физике Ньютона и идеи бесконечно малых величин вдифференциальном и интегральном исчислении. К. Поппер пытался показатьненаучность марксизма и психоанализа, скептически относился к диалектике.

Неклассической теориипознания, складывающейся в последние десятилетия XX в., присущ посткритицизм.Он означает не отказ от философского критицизма, а утверждение, что познание неможет начаться с нуля и предполагает включенность познающего индивида в одну изтрадиций. Любая теория вбирает в себя идею непрерывного самоотрицания,здорового скептицизма (оправдание критицизма) и одновременно — сохранениеположительного (в преобразованном виде), преемственность. Поэтому всякаякритика предполагает принятие чего-то, доверие к чему-то, что не критикуемо вданное время и в данном контексте. В процессе развития знаний может выясниться,что какие- то познавательные традиции, якобы вытесненные, обнаруживают новыйсмысл в новом контексте. Например, идеи теории самоорганизующихся систем,разработанные в синергетике, выявляют современный эвристический смысл некоторыхидей древневосточной философии.

Познание — взаимодействиемежду субъектом и объектом, деятельность субъекта, нацеленная на получениедостоверных знаний о мире и о себе. Уже Демокрит поднял вопрос о посредствующемзвене при взаимодействии субъекта и объекта. Он полагал, что от предметов идет«истечение» тончайших материальных пленок-слепков, которые, достигая органовчувств человека, вызывают ощущения. Вещи, процессы, явления (в том числедуховные), на которые направлена познавательная активность людей, есть объектпознания. Субъектом познания выступает не только отдельный индивид, но та илииная социальная общность, общество в целом, обладающие способностями кэвристической деятельности и располагающие определенными средствами и методамипознания. Если познание направлено на получение знаний о человеке, то последнийвыступает в роли объекта познания. Цель познания — обеспечение моделей ипрограмм, управляющих освоением объекта в соответствии с потребностямисубъекта. В познании задействованы не только субъект-объектные, но исубъект-субъектные отношения, ибо люди связаны друг с другом, используют каксвой личный, так и коллективный опыт и разум.

Если у Ф. Бэконасубъективное начало рассматривалось как помеха, то И. Кант при различениисубъективных и объективных элементов знания исходил из субъекта и егоструктуры. В субъекте он выделял два уровня — эмпирический и трансцендентальный.Предметом теоретической философии должно быть не изучение вещей — природы,мира, человека, — а исследование познавательной деятельности, установлениезаконов разума и его границ. Поэтому специфика познающего субъекта выступаетглавным фактором, определяющим способ познания. Таким образом, у Канта познаниевыступает как деятельность, протекающая по собственным законам. Согласнопозиции JI. Фейербаха, в единстве субъекта (человека) и объекта (природы)первое выступает как пассивно подчиняющееся второму. Если вобъектно-центристской модели познания главная роль отводится объекту, а самопознание трактуется как процесс отражения объекта в познании субъекта, то всубъектно-рефлексивной модели предпочтение отдается творческой активностисубъекта и рефлексация направлена на осмысление и оценку субъектом своихпознавательных действий.

С позиций диалектическогоматериализма В.И. Ленин сформулировал основные гносеологические выводы,характеризующие взаимосвязь объекта и субъекта, подчеркивающие принцип объективности,диалектический характер познания и направленные против идеализма иагностицизма:

1) Существуют вещинезависимо от нашего сознания.

2) Решительно никакойпринципиальной разницы между явлением и вещью в себе нет… Различие естьпросто между тем, что познано, и тем, что еще не познано.

3) В теории познания…следует рассуждать диалектически, т.е. не предполагать готовым и неизменнымнаше познание, а разбирать, каким образом из незнания является знание, какимобразом неполное, неточное знание становится более полным и более точным».

Согласно принципуобъективности, объект познания существует до и независимо от субъекта познания.В познании мы должны исходить из подлинного существования того, с чемсоприкасаемся. Следовательно, вещи и явления нужно познавать такими, каковы ониесть сами по себе. В получаемые результаты познания человек не должен вноситьничего от себя (выдавать желаемое за действительное), например, подгонятьрезультаты эксперимента, чтобы они соответствовали принятой теории, конъюнктурноучитывать одни факты социальной реальности и игнорировать другие. Вместе с тем,субъективную познавательную активность человека нельзя понимать лишь какнегативный момент. Знание о действительности человек приобретает в той мере, вкакой он заинтересован в ней. Лишь активно вмешиваясь в объективный ход вещей,преобразуя их согласно своим потребностям и целям, человек может познать этивещи.

Субъект воздействует напознаваемый объект как предметным образом, используя материальные посредники(измерительные инструменты, химические реактивы, ускорители частиц,экспериментальные установки и т.д.), так и идеально, изучая объект в формаханализа, синтеза, индукции, дедукции и т.п. Воздействие объекта на субъектосуществляется через сенсорную информацию, знаковые системы. Человек получаетинформацию посредством естественных сигналов, идущих от объектов, иискусственных, передаваемых от субъекта к субъекту и функционирующих в системечеловеческого языка.

В рамках эволюционнойэпистемологии (К. Лоренц, Д. Кэмпбелл и др.), возникшей благодаря успехамбиологии, генетики человека, когнитивной психологии, теории информации икомпьютерной науки, утверждается, что познание как необходимый атрибутчеловеческого бытия детерминировано механизмами органической эволюции. Конечно,следует учитывать еще и социальную сторону человеческого познания,определяемого различными компонентами культуры, которые «задают» человекуопределенное видение объектов и толкование полученных знаний.

Изначальный опытвосприятия реальности первочеловеком, непосредственное, дорефлексивное знаниепредшествовало разделению на субъект и объект. Если классическая теорияпознания субъектно-центрична в том смысле, что в качестве несомненного базиса,на котором можно строить систему знания, выступает факт существования субъекта,то неклассическая гносеология отказывается от субъектно-центризма, утверждая,что познающий субъект изначально включен в объективный реальный мир и системукоммуникативных отношений с другими субъектами.

Следует различать не толькопонятия «объект» и «объективность» («объективная реальность»), но и «субъект» и«субъективность». «Не все в субъекте субъективно, т.е. зависит от его сознанияи воли. Субъект также представляет собой «объективную реальность» для другогосубъекта, да и в нем самом есть нечто независимое от него самого, неосознаваемое им. Это не только его телесная организация, но и бессознательное впсихике, а также его место в жизни… Следовательно, «субъект» не сводится к«субъективности», в нем есть и нечто «объективное».

Суть познания составляетадекватное воспроизведение, отражение действительности, позволяющее человекуориентироваться в мире и преобразовывать этот мир, а также совершенствоватьсамого себя. Современное состояние философской и естественнонаучной мыслиразличает отражение как процесс и отражение как результат, учитывает не толькосозерцательно-отражательный, но и активно-преобразующий характер познания. Еслиограничиться лишь созерцательным отражением, то это ведет к упрощеннойлинейно-ступенчатой трактовке познания. Такой подход к познанию выразил,например, Д. Дидро, утверждавший, что мы — инструменты, одаренные способностьюощущать и памятью, а наши чувства — клавиши, по которым ударяет окружающая насприрода. (Помимо чувств, Дидро признавал роль мышления, чувственный ирациональный моменты познания связывал с опытом и экспериментом.) Вероятно, впроцессе познания доминирует не зеркальное отражение, а творчество, а врезультате познания — образе — зафиксировано отображение изучаемого объекта.

Познание не есть движениек абсолюту, к полной воспроизводимости действительности. Познание — непрерывноепреодоление противоречия между безграничной возможностью универсальногопостижения человеком мира и его частей и реальной невозможностью в каждыйконкретный момент познать мир и себя в мире исчерпывающе. Видимо, прав К.Поппер, предложивший исходить из Двух посылок:

а) «мы знаем достаточномного» и

б) «наше незнаниебезгранично».

Познание допускаетизвестную Долю вероятности, плюрализм мнений, оно не запрограммировано заранеена успех.

Диалектика объективногомира обусловливает диалектический характер познания. Диалектичность познаниявытекает из того, что познание субъективно-объективно, что форма проявления исущность вещей не совпадают. К тому же накопление новых данных приходит внесоответствие с прежними представлениями и теориями. Это ведет к уточнениюпрежних теорий или замене старых теорий новыми, соответствующими новым даннымнауки и практики.

1.1Структура и динамика познавательного процесса

Согласно Платону,чувственное восприятие не может дать знание, а можно знать только то, о чемучит математика. (Идеал науки — геометрия Эвклида.) Аристотель рассуждал иначе:чувственный опыт говорит нечто о реальности. Новоевропейская наукасинтезировала подходы Платона и Аристотеля в виде программы математическогоестествознания, основанного на эксперименте. Итак, реальность дана вчувственном опыте, но ее глубинный механизм постигается с помощьюматематической обработки.

Классическая теорияпознания наукоцентрична, исходит из того, что знание, представленное вматематике, естествознании, является высшим типом знания.

Неклассическая теорияпознания исходит из утверждения, что наука выступает важнейшим способомпознания реальности, но не единственным. Она не может вытеснить обыденноепрактическое знание, которое включает в себя здравый смысл, приметы, личныйопыт, традиции, назидания, рецепты, не требует предварительных доказательств ивыражается в бесписьменной форме. Существуют донаучные и вненаучные формы и типызнания (мифологическое, религиозное, игровое познание, так называемая«народная» наука и т.п.).

В теории познаниявыделились эмпиризм и рационализм. Эмпирики обоснованным считают знание,которое максимально соответствует данным чувственного опыта, в основе котороголежат либо ощущения (сенсуализм), либо чувственные данные (неореализм), либоэлементарные предложения (логический эмпиризм).

Рационалисты знаниемсчитают то, что вписывается в систему «врожденных идей» (Декарт, Спиноза), либов систему априорных категорий и схем разума (Гегель, неокантианство), в целом,преувеличивают значение рациональной деятельности мышления и недооценивают (илиигнорируют) роль чувственных форм отражения.

Рационализм представлен вантичной философии*, зарождающихся науках — астрономии и геометрии,средневековой системе дедуктивных знаний, в новоевропейской философии (Спиноза,Лейбниц, Кант), марксизме, структурализме, доктрине искусственного интеллекта ит.п.

Рационализм различается вузком и широком смысле. В первом своем значении, когда решается вопрос обисточнике знаний, о роли чувственного созерцания и абстрактного мышления,рационализм противостоит эмпиризму. Рационализм в широком смысле — этоконцепция общего понимания природы, общества и сознания. Здесь рационализм противостоитиррационализму. Новое содержание, не выражаемое до определенного времени вформе уже известных понятий, выступает по отношению к ним как нечтоиррациональное. Иррациональное как момент движения от незнания к знаниюспособно в потенции стать элементом рационального постижения действительности.

Если классическаярациональность исходила «из необходимости как можно более точного постижения ивоспроизведения естественной упорядоченности существующего бытия», то«неклассическая рациональность строится на возможностях более точноговоспроизведения условий и структуры проблемных ситуаций, в которые попадаетчеловек в своих отношениях с миром».

Классическая гносеологияопирается на фундаментализм, который сводится к поиску основы (фундамента) всехнаших знаний. Отказ от фундаментализма в неклассической теории познания связанс обнаружением изменчивости познавательных норм, свидетельствует об отсутствиипостоянных и общепризнанных стандартов, по которым традиционно отличали наукуот ненауки, знание от незнания. Так, в программе «натурализованнойэпистемологии» У. Куайна научная эпистемология должна отказаться от выдачипредписаний, от всякого нормативизма и свестись к обобщению данных физиологиивысшей нервной деятельности и психологии, использующей аппарат теорииинформации. А по мнению Ж. Пиаже, следует обобщать то, что существует в психикереально, эмпирически. Согласно принципу антифундаментализма, познавательныепроцедуры в определенном смысле оказываются несоизмеримыми, так как несуществует общего достоверного базиса и языка описания, опираясь на которыеможно было бы сделать вывод о научности, объективной истинности любого знания.

Процесс познания, спозиций диалектико-материали- стической философии, протекает вовзаимодополняющих друг друга чувственной и рациональной формах.

Чувственное познаниеслужит фундаментом всякого знания, непосредственно соединяет человека с внешниммиром, осуществляется посредством органов чувств (зрения, осязания, слуха,обоняния, вкуса), которые есть продукт биологической и социальной эволюциичеловека. С позиций материалистической науки механизм познания включаетвоспринимающие рецепторы (органы чувств), передающие нервы — проводники иотделы мозга.

Исходный элементчувственного познания и человеческого сознания вообще — ощущение. В ощущенияхкаждый из органов чувств специфическим для него способом отражает отдельныесвойства, стороны вещей (цвет, звук, запах и т.д.). Единичное ощущение чащевсего выступает как часть сложного комплекса ощущений (например, вместе сощущением звука возникают ощущения о громкости или тихости, высоте звука, егогармоничности или дисгармоничности и т.д.). Сложное ощущение, переступая порогсознания, становится частью восприятия и частью образа (представления).Содержание ощущения определяется не только внешним раздражителем, но исостоянием мышления, памяти, воображения. Многие современные философы полагают,что познание не начинается с ощущений, ибо оно опосредовано многообразнымипредпосылками: практикой, предшествующим «запасом мыслей», языком.

Восприятие (вторая формачувственного познания) — отражение свойств предмета, взятых как целое. Ввосприятии вещь дана в ее пространственной и временной обособленности от другихвещей. Восприятие вещи исходит не только из данных ощущений, но и из познавательногоопыта человека. Восприятия образуются благодаря анализирующей и синтезирующейдеятельности полушарий головного мозга.

Работа механизмоввосприятия позволяет в сознании удерживать образ предмета тогда, когда предметнепосредственно не дан нам, т.е. функционирует представление. Оно возникает наоснове воображения и прошлого чувственного опыта, сохраняется и воспроизводитсяв памяти обобщенно. Представление соединяет прошлое, настоящее и будущее вещи.

Читайте также:  Как при беременности делают анализ вод

Образ, объективный посодержанию, субъективен по форме и зависит от субъекта двояко: от особенностейфизиологической основы сознания субъекта; от прошлого познавательного опыта исоциокультурных ориентаций субъекта. Образ в известной степени соответствуеторигиналу и не соответствует ему, ибо оригинал богаче, полнее образа.Выделяются не только образы-знания, отражающие объективную реальность, но иобразы-проекты (мысленные конструкции, способные воплощаться на практике) иобразы-ценности, выражающие потребности и идеалы субъекта.

Накопление и обобщениечувственных данных происходит в мышлении человека. Оно позволяет в системеабстракций опосредованно отражать действительность.

Выделяются два основныхуровня мышления — рассудок и разум. В рассудке оперирование абстракциямипроисходит в пределах шаблона, жестких стандарта и схемы, что позволяет четкостроить мысли, систематизировать факты. Здесь взаимосвязи вещей рассматриваютсякак нечто устойчивое. Рассудок опирается на формальную логику. Мышлениеневозможно без рассудка, однако его абсолютизация ведет к метафизике. Врассудке, вместе с тем, также наличествует диалектика. Ведь рассудок«схватывает» устойчивость, определенность объекта. Последняя, наряду сизменчивостью, характеризует объект в целом.

Процесс рассудочного,связного, строго последовательного рассуждения, в котором каждая последующаямысль обоснована, выражается в дискурсе. Дискурсивное знание предполагаетсистематизацию фактов, четкую классификацию. Проблема дискурса впервыепоставлена в древнегреческой философии при разделении истин на непосредственные(«интуитивные») и опосредованные (принимаемые на основе обоснования). Гегельотличал дискурсивное (рассудочное) мышление от содержательного. В современномрасширенном понимании дискурс — совместное, основанное на дискуссии, обсуждениепроблем на основе законов логики, мероприятие по выработке правил общежития.

Разум — уровеньрационального познания, отражающий вещи в их взаимосвязи, динамике, всестороннеи конкретно, объединяющий многообразное вплоть до синтеза противоположностей ивыявления коренных причин и движущих сил изучаемых явлений. Через разуммышление способно постичь сущность вещей, их законы. Логика разума — Диалектика. Переход рассудка в разум означает выход за пределы сложившейсясистемы знания, ее диалектизацию. Переход разума в рассудок связан с процедуройформализации знания.

Разум в пониманиипостмодернистов опирается на представления о мире как о реальности, лишеннойцентра и иерархии элементов. Такая универсальная трактовка разума охватываетвсе человечество, природу, космос, Вселенную и рассматривает западную ивосточную культуры как взаимодополняющие. Подобный универсализм возможен присхождении противоположностей: материального и идеального, конечного ибесконечного, необходимости и случайности, которые «есть искусственные изобретенияума» (Лиотар). При этом мир является в виде осколков вариаций и интерпретаций,в которых каждый выражает свое прочтение бытия.

Основные формырационального мышления в классической гносеологии — понятие, суждение иумозаключение.

Понятия отражают существенныестороны, признаки явлений, которые закрепляются в их определениях (дефинициях).Понятия выражаются в языке в виде отдельных слов («молекула», «человек») или всловосочетаниях, обозначающих классы объектов («элементарные частицы»,«производственные отношения»). Понятия аккумулируют итоги многовековогопрактического опыта человечества, они объективны по содержанию и источнику.Конечно, нельзя отрицать также «человеческого» характера знания: «в концеконцов, понятия числа или элемента появились как субъективные соответствиянеких объективных сущностей». Ряд философов, отдавая дань эмпиризму, отказываютв объективности абстрактным понятиям, например таким, как «отчуждение»,«эксплуатация», так как эти понятия, в отличие от житейских («дом», «цветок»), немогут быть наглядно представлены. Понятиям присуща определенность, отражающаяотносительную устойчивость, и гибкость, выражающая подвижность, изменчивостьмира и его фрагментов.

Суждение — мысль,выраженная в форме предположения, в котором нечто сообщается (утверждается илиотрицается) об объектах. Если понятие отражает лишь общее в вещах, то всуждениях можно отобразить и единичные, и общие признаки. Мыслить о чем-тосуждениями значит судить о нем, выявлять его связи и отношения. Помимо простых(неразложимых) суждений существуют сложные, которые составляются из простыхпосредством различных логических связок («и», «если… то» и др.).

Отдельное суждение неможет полностью выразить содержание понятия. Для этого необходима системасуждений, представленная умозаключением. Оно дает новое знание без обращения кпоказаниям органов чувств. При помощи умозаключений совершается переход отизвестного к неизвестному посредством выведения одних суждений из других.Например, вывод о том, что Земля имеет форму шара, в древности был сделан спомощью следующих умозаключений: только шарообразные тела отбрасывают тень вформе диска (посылка); Земля же во время лунных затмений отбрасывает тень вформе диска (обосновывающее знание); следовательно, она круглая (заключение).Важными условиями достижения истинного выводного знания являются не толькоистинность посылок (аргументов и оснований), но и соблюдение правил вывода,недопущение нарушений законов и принципов логики. Человеческое познание естьединство чувственного и рационального. Еще в античной философии под эйдосомпонимали то, что дано в мышлении и одновременно видимо. По Канту, мы должныдопустить, что в процесс переработки чувственных впечатлений мы активноналагаем на них порядок и законы нашего разума. «От живого созерцания кабстрактному мышлению и от него к практике », — так выразил динамикупознавательного процесса Ленин. Чувственное познание, независимое отлогического, существует только на ранних ступенях становления человечества и уребенка, еще не овладевшего языком. Люди ставят задачи познания и толкуют егорезультаты на уровне рационального мышления, а необходимую информацию получаютс помощью органов чувств и приборов.

Взаимодополнениечувственного и рационального в познании не исключает, а предполагает различиямежду ними. Теоретическое познание и его результаты относительно независимы отданных эмпирических исследований, хотя оно обычно основывается на них.Несводимость познавательного содержания мышления к эмпирическим даннымобнаруживается, прежде всего, в категориях, которыми оперирует только мышление.Ведь категории — формы всеобщности, которые не могут быть почерпнуты изчувственных данных.

Категория практики — ключевая в объяснении процесса познания. К этой идее в наивной форме подошелПротагор. Он утверждал, что если одетому в отрепья холодно, а хорошо одетомутепло, это не значит, что один из них прав, а другой неправ. Просто надоизменить худшее состояние на лучшее. Итак, проблема истины переносится в сферупрактики — дать мерзнущему теплую одежду.

В гносеологическомаспекте практика есть процесс, в котором цели и результаты человеческойдеятельности соотносятся с закономерностями, тенденциями развитиядействительности. Практика в классической гносеологии — основа, исходный пункт,движущая сила, критерий истины и конечная цель познания. Чувственное познание итеоретическое понимание мира неразрывно сопряжены со способом его освоения,предметно-преобразовательного действия.

Процесс познания поотношению к практике обладает относительной самостоятельностью. На каждом этапепознания любая отрасль науки решает проблемы, поставленные предшествующимразвитием мысли. Решение проблем, возникающих в ходе развития знаний, можетопережать практику и направлять ее.

Человеческая деятельностьвключает в себя замысел, реализацию и результат. Замысел, в свою очередь,состоит из цели, плана и ценности. Реализация одних и тех же целей (что надосделать?) и планов (как это сделать?) может иметь разные жизненные смыслы,ценностное (аксиологическое) значение. Практика, таким образом, составляетединство познания, оценки, преобразования и освоения мира человеком.

Познание возникло ифункционирует постольку, поскольку обслуживает процесс жизнедеятельности людей,т.е. имеет социальную ценность. Знание в неявном виде всегда содержит в себеопределенную систему прагматических правил. Это означает, что из той или инойсовокупности знаний на основе оценок извлекаются определенные рекомендации,нормы деятельности.

Процесс познания можнопредставить в трехступенчатой « вертикальной» модели (отчувственно-эмпирического к теоретическому мышлению и от него к практике) и в«фронтальной» модели, в которой чувственно-эмпирическое и теоретическое с двухсторон охватывают исследуемый объект. При этом чувственная и теоретическаяформы познания вбирают в себя все проявления практической деятельности.Деятельность комбинирует черты и чувственности, и духовности, замыкает познаниена экзистенциальных, присущих только человеку, способностях интуиции,продуктивного воображения. Чувственно- эмпирическое сопровождает не тольконачало, но и конец познания, а практическая ориентация присуща всем фазампознавательного процесса. Поступательность, выраженная в «вертикальной» модели,и «синтезность», представленная в «фронтальной» модели, дополняют друг друга ив целом характеризуют сложный процесс познания.

Помимо чувственногоотражения, абстрактного мышления и практики, ценностного отношения котображаемой действительности, познавательный процесс включает в себя различныеформы психической деятельности: волю, желания, нормы. Познание осуществляется вобрамлении осознания и неосознанной деятельности, творчества и интуиции, веры изнания.

1.2 Вера,творчество и интуиция

Вера — глубиннаяобщечеловеческая универсалия культуры, включающая в себя гносеологическое, психологическое,религиозное и атеистическое измерения. Вера может быть принята в качестве некойинформации, достоверно не доказанной; выступает как служение некоей ценности;постулирует и своеобразно объясняет сверхъестественное. Различаются два типаверы: религиозная (верование в Бога) и атеистическая.

Отношения междурелигиозной верой и разумом рассматривал Августин Блаженный. Без мысли, по егомнению, нет веры, а мысль вне веры бесполезна. Вера — конечная цель разума, аразум — поводырь для веры. Ансельм Кентерберийский учил «верить, чтобыпонимать», а Абеляр — «понимать, чтобы верить». Фома Аквинский утверждал:философия призвана служить теологии. Требовалась непрерывная работа разума поистолкованию религиозно- моральных заповедей в соответствии с духом изменяющегосявремени.

Вера (слепая) неоснованная на знании, противостоящая знанию, не способствует поступательномуразвитию человека и общества. Это понимал, например, И Кант, отвергавший веруфанатиков, юродивых, авторитаристов.

Вера, в значении верить,есть единство воли и знания. Д.И. Дубровский понятие веры противопоставляет непонятию знания, а понятию неверия. Вера основывается на авторитете, интуиции(внутреннем чувстве), уважении к чужому опыту и традициям. Атеистический типверы (в формах уверенности в чем-либо, жизненных убеждений и т.п.) — неотъемлемый компонент практического опыта людей. Б. Рассел рассуждал офилософской вере, утверждая, что философ верит, например, в понятия типа монадыс не меньшей силой, чем христианин верит в судный день и таинство причастия, А.Эйнштейн — о научной, подчеркивая, что верит в существование объективностифизических явлений. «… Идеал науки, — разъясняет современный философ В.А.Лекторский, — предполагает принципиальную возможность превращения того, чтопервоначально принимается всего лишь на веру, в более или менее обоснованноезнание». Вера помогает действовать в условиях неопределенности. Ведь полнаяинформированность, основанная на знании, в постоянно меняющемся мирепринципиально невозможна. Таким образом, вера и знание представляют собой водном аспекте антиподы (по Канту), а в другом — диалектически взаимосвязанныепротивоположности.

Творчество, в широкомсмысле, есть созидание (творение), в узком — принятие нестандартных решений вситуациях, не имеющих аналогов в прошлом. В творчестве не только создаетсянечто оригинальное, но и развиваются способности и мастерство человека.Творческая деятельность, полагал Ф. Шеллинг, есть единство свободы ипринуждения, сознания и бессознательного. Творчество предполагает личностноепреодоление, волю, наряду с интеллектом — эмоции, выбор альтернатив,нравственное начало. В творчестве есть и негативные моменты — возможностихаотизации мысли и соответственно действий. Отсюда вытекает необходимостьскептицизма, здравого смысла, взвешенной оценки мыслей и поступков. Хотя втворчестве присутствует бессознательный элемент, оно не противоположнорациональности, а является ее естественным и необходимым дополнением.Рациональное — фундамент, условие для проявления творчества.

Широкое основаниепирамиды творчества — оригинальные решения локального применения (например,изобретательство, рационализаторство, проектирование и т.п.). Многие творческиерешения являются продуктом коллективной деятельности, что не исключает, атребует ярких индивидуальностей. Новое для индивида не всегда является новымдля общества. Высшее творчество в науке, производстве, культуре и политикеопределяется принципиальной новизной полученных результатов в масштабах ихисторической значимости (например, достижения К. Маркса и Д. Кейнса вэкономической науке, И. Ньютона и А. Эйнштейна в физике, В. Шекспира и В.Моцарта в искусстве и др.). Творчество динамично. Для отдельного человекапоначалу творчески-уникальное, теряя новизну, превращается в привычно-стандартное.Н.А. Бердяев писал: «Творчество есть… тайна явления нового, небывшего. нииз чего не вытекающего, ни из чего не рождающегося»96. Действительно,творчество можно рассматривать по критерию нестимулированности как свободноевнутреннее зарождение замыслов, образов и т.п. Однако в целом творчество имеетобъектно-субъектную природу: мир и его фрагменты не удовлетворяют человека,вследствие чего он, «включая» духовные потенции и «озарения», материализует ихв своих действиях по изменению действительности. Положительная творческаядеятельность субъективна по форме (осуществляется человеком) и объективна посодержанию (опирается на конструктивные процессы объективного мира).

Творчество выражается вприспособлении человека к меняющимся обстоятельствам бытия, а антиподтворчества — догматизм — ориентирован на сохранение стабильности и в конечномсчете ведет к деградации. (В определенных условиях стабильность, «здравый»консерватизм имеет позитивное значение.) Творчество нацелено на оригинальность,а догматизм — на размышления и действия по неизменным, готовым рецептам.

Традиции не противостояттворчеству, а дополняют его. Традиция есть не только нечто относительноустойчивое, сохраняющееся в потоке времени, но и то, что движется сквозь время.Древняя китайская мудрость гласит: колесо движется потому, что ось неподвижна.Традиции, как доказывал Т. Кун, являются условием возможности научногоразвития. Чтобы наращивать знания, осуществить прорыв в науке, сделатьоткрытие, необходимо опираться на прежние достижения. Наличие устойчивогоначала в социальных связях и отношениях выступает основой обновления социума.

Важнейшим из механизмовтворчества является интуиция. Демокрит и Платон рассматривали ее как внутреннеезрение, особую высшую способность ума. B.C. Соловьев указывал, что интуиция — непосредственное усмотрение чего-либо в качестве истинного, целесообразного,нравственно доброго или прекрасного. В философии Спинозы и Гуссерля интуицияесть «сущностное видение», непосредственное созерцание общего, у Фрейда — это скрытый,бессознательный первопринцип творчества. Представители философского течения подназванием интуитивизм (А. Бергсон, Н.О. Лосский, Б. Кроче) интуициюрассматривали больше как данность, чем постижение непознанного, подчеркивалицелостность, нерасчлененность интуиции.

Интуиция достаточно частопроявляется в науке, искусстве, политике, шахматах и т.п. Известны многиеученые, сделавшие открытия посредством интуиции (Архимед, Ньютон, Броун, Кекулеи др.). Общими чертами интуиции являются: непосредственность (решение задачибез логического выведения); неосознанность путей получения результата;внезапность (озарение). Интуиция близка таким состояниям, как вдохновение,духовное видение, и имеет истоки в бессознательном слое психики человека.

Считается, что преобладаниеправополушарного типа мышления у человека является предпосылкой для развитиятворческой интуиции. А. Бергсон, связывая интуицию с инстинктом, полагал, чтоона присуща художественной модели познания, тогда как в науке господствуютинтеллект, логика, анализ. Однако и интуиция также опирается на рефлексию.Накапливая в памяти образы и абстракции, комбинируя и перерабатывая их, включаяволю, человек может прийти к более-менее четкому осознанию задачи. Необходимымиусловиями формирования интуитивного решения выступают:

а) основательное знаниематериала, фундаментальная профессиональная подготовка авторов решения;

б) наличие поисковойситуации (проблемности);

в) поисковая доминанта(на основе непрерывных попыток решить проблему, задачу);

г) подсказка (аналогия).Благодаря интуиции открываются новые возможности для познавательного поискачеловека, дополняющие классический рациональный подход.

Интуиция сопряжена свозможностью ошибок. Поэтому необходимо тщательно проверять интуитивныерешения, обращаясь к логике.

Путь научного познанияможет начинаться с догадки. Она — результат интеграции всех знанийисследователя, интуитивно выразившихся в ней. Этот путь познания начинаетсяаналитическим обобщением, а от него идет к множеству фактов и аспектов.

познание вераинтуиция истина

Истина рассматриваетотношение сознания к внешнему миру. В древнем Китае пробовали подойти кхарактеристике познания как процесса раскрытия причинности, выявления сходстваи различия явлений, разделения вещей по родам. Выдвигались правила проверкиистинности знаний: «основание», под которым имелись в виду опыт и суждениядревних мудрецов; «источник», т.е. факты, которые слышали и виделипростолюдины; «применимость», т.е. практическую пользу.

Выделяются основные концепцииистины: соответствия (корреспонденции), когеренции и прагматичности.

Платон и Аристотельопределяли истину как соответствие наших знаний действительности.Корреспондентская концепция истины обнаруживает свою слабость ввиду того, чтомногие ситуации и процессы слишком сложны, текучи и не поддаются прямомунаблюдению для сопоставления утверждений с действительностью, а полный переводтеоретических положений на язык наблюдений часто невозможен.

Под когерентностьюпонимается взаимосоответствие высказываний (какое-то утверждение считаетсяистинным, если оно получено по строгим логическим правилам из другихпредложений, ранее признанных истинными). Данную концепцию истины развивалиЛейбниц, Спиноза, Нейрат и Гемпель. Уязвимость данной концепции истины выражаетсяв том, что для невыводного, неформализованного знания (например, в гуманитарныхнауках, искусстве), «всюду, где имеют дело с ценностями, творчеством, мнениямии верованиями, различными интуитивными моментами. имеет место… нерассудочно-логическая, а коммуникативно-конвенциональная рациональность, гдедоверие коллективному (договаривающемуся) субъекту становится условиемвозможности обоснованной интерпретации». Следовательно, в истине содержатсяаксиологический и конвенциональный элементы.

Читайте также:  Как принимают анализ на яйца глист

Истина выражает не толькорезультат правильного, верного отражения действительности в сознании человека,но и способ реализации его целей на основе оценочного отношения к объектамбытия, т.е. истина возможна в ее неразрывной связи с практикой. В этом ключеистину исследовал марксизм, который использовал критерий практики длядальнейшего развития концепции соответствия. А.А. Богданов рассматривал истинукак форму организации социального опыта. Связь истины с практикойсвидетельствует о наличии в истине прагматической составляющей. Человек«познает руками и головой на основе синтеза материального действия и свободноразвивающейся мысли».

В деятельности знаниямогут оцениваться как «полезные» и «бесполезные». В прагматизме (Ч. Пирс, У.Джеймс, Д. Дьюи) истина — продукт «опыта» человека, способ приспособления кжизни, инструмент в достижении успеха на основе согласия с конкретнойдействительностью. В таком подходе заложена опасность произвольно-субъективного истолкования полезности каких-то представлений. Позитивный жеаспект в рассматриваемой концепции истины выражен в стремлении реадиетическинаполнить истину практически значимым для человека содержанием.

Конечно, все триконцепции истины (соответствия, когерентности и прагматичности) не отменяют, адополняют друг друга, комбинируют элементы каждой из них. Не соприкасается сназванными теистическая концепция, согласно которой истина — это Божьеоткровение.

В структуре знаниявыделяются два слоя: зависящий от специфики биологической и социальнойорганизации человека, особенностей его нервной системы, мозга, способапереработки информации, языка; зависящий от объективной реальности, отражаемойпознанием. Эти два слоя находятся в определенном отношении друг к другу. Помнению B.C. Соловьева, истина «является для ума первоначально как субъективнаяидея, как мысль. Ум сталкивается с фактами. Они противоречат мысли и этим ужедоказывают свою объективную действительность и силу».

Будучи характеристикойчеловеческого знания, истина существует в субъективной форме, а с точки зренияего объективного содержания, истина не зависит от субъекта, от человека ичеловечества. Это есть объективная истина. Субъективный момент в истине связанс объективной составляющей истины. Истина характеризует постигаемый объект, нос учетом возможностей субъекта. Мир открывается нам, утверждалиэкзистенциалисты, с определенных сторон, но человек сам волен выбирать, какимспособом и чем можно познать этот мир. Таким образом, понимание истиныуглубляется в ее экзистенциальных, жизненных, а не только познавательныхсмыслах. Важнейшими способами раскрытия истины, как об этом писал Х.Г. Гадамерв своей работе «Истина и метод», являются искусство, философия и история.

В неклассическойфилософии истина лишается объективного статуса и мыслится как форма психическогосостояния личности (Кьеркегор), как ценность (Риккерт), феномен метаязыкаформализованных систем (Тарский), спекулятивный идеальный конструкт (Гартман),как феномен сугубо языкового ряда (логический позитивизм), как текст,рассматриваемый в качестве самодостаточной Реальности вне соотнесения свнеязыковой реальностью «означаемого» (постмодернизм). Между тем, «…отношение субъекта и объекта — это не отношение двух разных миров, а лишь двухполюсов в составе некоторого единства. Снятие противостояния субъективного иобъективного как двух самостоятельных миров не означает снятиясубъектно-объектных отношений». В этом смысле истина объективно-субъективна.

Познание выступает какдлительный процесс, а не одномоментный акт. Природа, писал Дидро, напоминает женщину,которая любит переодеваться в разнообразные наряды, скрывающие то одну, тодругую часть тела, и дающую надежду настойчивым поклонникам когда-нибудь узнатьее всю. Гегель отмечал, что истина есть процесс, а не отчеканенная, готовая сначала монета.

Всякое, знание, взятое натом или ином историческом этапе развития, есть неполное, недостаточно точноепредставление о действительности, т.е. на каждом конкретном этапе познания мыимеем дело с относительной истиной. Знание о своем незнании в конечном счете,по Сократу, оборачивается знанием, всегда относительным. Относительность знанийне означает, однако, что эти знания лишены объективного содержания. Например,представители средневекового христианского мировоззрения считали, что Солнце ипланеты вращаются вокруг Земли. При всей ошибочности и наивности этогопредставления здесь содержалась крупица объективной истины: светила Солнечнойсистемы движутся. Последующие открытия в науке (Коперника, Кеплера, современныхастрономов) привели к возрастанию полноты объективной истины по данномувопросу, продемонстрировав диалектическую природу истины.

Помимо относительности,истина содержит в себе момент абсолютности. Термин «абсолютная истина» имеетследующие значения.

1. Некоторые положенияфилософии и науки, имеющие непреходящий характер, например принципнесотворимости и неуничтожимости материи и движения.

2. Элементарные знания,которые носят постоянный характер, так называемые «вечные истины», которые немогут быть опровергнуты в будущем. Примеры: «люди смертны»; «Наполеон умер в1821 г.». Впрочем, во втором примере в истине имеется неопределенность: от чеговедется счет, какой календарь использован?

Преувеличение значенияабсолютной истины способно привести к догматизации познания.

Знание о сложном предметесо множеством его свойств, связей, изменений строится по принципам:

1) процессуальности(выявление характеристики предмета, раскрывающего свои «тайны» не сразу, а вдинамике);

2) дополнительности иоппозиции (каждое из определений отдельных свойств, сторон, связей предметадополняется другими утверждениями, часто противоположными).

В этом смысле истинамногомерна. Одновременно истина есть нечто целое, что подчеркивали, например,B.C. Соловьев и П.А. Флоренский. Плюралистически-целостный подход к истиневытекает из факта, что мир многомерен и вместе с тем представляет собой связноецелое.

Плюрализм подходов естьследствие:

а) отсутствия абсолютнонадежного эмпирического и/или теоретического базиса любых концепций;

б) ограниченности любыхмоделей по отношению к своему предмету-оригиналу («прототипу»);

в) неустранимости изнауки неявного и личностного знания.

Стремление к достижениюистины, выбор между альтернативными подходами, концепциями осуществляетсянаучными сообществами путем консенсуса и носит когнитивно-волевой характер.Процесс выработки консенсуса (путем оппонирования, критики, влиянияавторитетов, научных школ, оценки практической значимости той или инойконцепции и т.д.) является, как правило, длительным и не окончательным,подлежащим пересмотру в будущем новыми субъектами познания. Помимо консенсуса,когнитивный нонконформизм, определенное мужество выступают как необходимыеусловия научной деятельности, особенно радикальных инноваций (этопродемонстрировали в своем творчестве Бруно, Коперник, Лобачевский, Эйнштейн,Павлов, Бор, Ландау и др.).

В целом, человеческоезнание становится все более истинностным. Однако наше познание не сталкиваетсяс абсолютной границей и находится в пути. Точное исчерпывающее знание о некомсущем выступает как цель познания, своеобразный гносеологический идеал.

Динамичность и сложностьпознаваемых объектов обусловливают конкретность истины. На примере рассужденийо пагубности или благотворности войны Н.Г. Чернышевский сделал вывод:«Отвлеченной истины нет; истина конкретна». Требование конкретности истиныозначает, что предмет или явление надо изучать в тех условиях места и времени,в тех связях и окружении, в которых данный предмет существует и развивается.

В реальном процессепознания нет истины в чистом виде, совершенно свободном от моментов неистины,т.е. заблуждения. К. Гельвеций заблуждения делил на «природные» (связаны сневежеством) и «приобретенные» (обусловлены неправильным употреблением слов,поклонением авторитетам, схоластикой, спекулятивной метафизикой). Заблуждение,по мнению Гете, лежит на поверхности, в то время как истина покоится на глубинеи исследование ее не каждому доступно. Истина и заблуждение полярнопротивоположны и одновременно относительно противоположны. По мере освоенияновых явлений, вырабатывая новые понятия и уточняя границы верности старых,наука избавляется от заблуждений, прокладывая путь к истине. Б. Паскальзаметил: отступление от истины ведет к заблуждению, а отклонение от заблужденияможет привести к истине. Современная философия исходит из посылки, что знаниеправдоподобно, является приближением к истине, поэтому в знании присутствуютэлементы заблуждения, а оценка надежности знания всегда дискуссионна иотносительна.

Истине противостоит ложь,когда знание о чем-то не соответствует объективной реальности и умышленноискажается. Ложь, в отличие от заблуждения и ошибки, считает B.C. Соловьев,обозначает сознательное и потому нравственно предосудительное противоречиеистине.

В целом, как показаланализ, классическая теория познания характеризуется критицизмом,фундаментализмом, субъектоцентризмом и наукоцентризмом. Напротив, длянеклассической гносеологии присущи посткритицизм, антифундаментализм, отказ отсубъектоцентризма и отход от наукоцентризма.

1. Каверин Б.И., Демидов И.В.Философия: Учебное пособие. / Под. ред. д.ф.н., проф.Б.И. Каверина — М.:Юриспруденция, 2001. — 272 с.

2. Алексеев П.В. Философия /АлексеевП.В., Панин А.В. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ТК Велби, Проспект, 2005. —608 с.

3. Философия / Под общ. ред. Я.С.Яскевич – Минск, 2006 – 308 с.

4. Калмыков В.Н. Философия: Учебноепособие / В.Н. Калмыков – Мн.: Выш. шк., 2008. – 431 с.

источник

Философское учение о познании

1. Познание как предмет философского анализа. Агностицизм, его гносеологическое основание

2. Чувственное и логическое познание. Их формы

3. Взаимосвязь чувственного и логического познания. Позиции сенсуализма, эмпиризма, рационализма, иррационализма в познании

1. Познание как предмет философского анализа. Агностицизм, его гносеологическое основание

Сознание всегда есть осознанное бытие, выражение отношения человека к своему бытию. Знание – объективная реальность, данная в сознании человека, который в своей деятельности отражает, идеально воспроизводит объективные закономерные связи реального мира. Познание – обусловленный прежде всего общественно-исторической практикой процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование. На такое взаимодействие объекта и субъекта, результатом которого является новое знание о мире.

Познание — высшая форма отражения объективной реальности.

Познание – это процесс духовного освоения человеком мира, цель его – постижение истины. Познание не существует отдельно от познавательной деятельности отдельных индивидов, однако последние могут познавать лишь постольку, поскольку овладевают коллективно выработанной, объективизированной системой знаний, передаваемых от одного поколения к другому. Существуют различные уровни познания:

Выделяют также различные формы познания:

v познание, направленное на получение знания, неотделимого от индивидуального субъекта (восприятие, представление).

v познание, направленное на получение объективизированного знания, существующего вне отдельного индивида (например, в виде научных текстов или в форме созданных человеком вещей).

Объективизированное познание осуществляется коллективным субъектом по законам несводимым к индивидуальному процессу познания, и выступает как часть духовного производства. Различают также такие типы познания как:

Термин знание обычно употребляется в трех основных смыслах:

1) Способности, умения, навыки, которые базируются на осведомленности, как что-либо сделать, осуществить;

2) Любая познавательно значимая информация;

3) Особая познавательная единица, гносеологическая форма отношения человека к действительности, существующая наряду и во взаимосвязи со «своим другом» — с практическим отношением. Второй и третий аспекты – и есть предметы рассмотрения гносеологии, теории познания.

Гносеология — наука о познании, в котором изучается природа познания, отношения знания и реальности, выявляются условия достоверности и истинности знаний, возможности познать мир. Категории гносеологии: истина, достоверность, сознание, познание, субъект, объект, чувственность, рациональность, интуиция, вера. Гносеология изучает общее в познавательной деятельности безотносительно к тому, какова эта деятельность — обыденная, профессиональная или др. Все философские системы так или иначе связаны с гносеологией.

Эпистемология – это часть философии, изучающая то, как мы получаем знание о разных предметах, каковы границы нашего знания, насколько достоверно или недостоверно человеческое знание.

Вопрос о том, может ли объективная реальность быть данной в сознании человека – а если может, то каким именно образом – давно интересовал людей. Подавляющее большинство философов и ученых утвердительно решают вопрос о том, познаваем ли мир. Однако существует такое учение, как агностицизм (от греческого agnostos — непознаваемый), философское учение, согласно которому не может быть окончательно решен вопрос об истинности познания окружающей человека действительности. Представители агностицизма отрицают (полностью или частично) принципиальную возможность познания объективного мира, выявления его закономерностей и постижения объективной истины. Агностическая линия в философии имеет давнюю традицию. Древнегреческий философ-софист Протагор, касаясь возможности познания окружающих явлений, обосновал взгляд, согласно которому «как оно кажется, так оно и есть», разным людям свойственны разные знания, разные оценки одних и тех же явлений, отсюда он делает вывод о невозможности достоверного, общезначимого знания существа окружающих явлений. Ранней Фомой агностицизма считается скептицизм, основатель которого, Пиррон, считал достоверными чувственные восприятия и полагал, что заблуждение возникает при попытке перейти от явления к его основе, сущности.

Следующая разновидность агностицизма – кантианство. Его лидером был немецкий философ ХVIII века И. Кант. Кант отрывает мир познания от мира реальных вещей, не видит в ощущениях и представлениях объективного содержания. По Канту, истинная природа вещей принципиально недоступна нашему познанию. О том, каковы вещи сами по себе, мы абсолютно ничего не знаем, а знаем только их явления, то есть те представления, которые они производят, воздействуя на наши органы чувств.

На рубеже ХIХ-ХХ веков сформировалась еще одна разновидность агностицизма – конвенционализм. Внутринаучной предпосылкой его формирования была теоретизация естественных наук, усиление роли научных понятий, законов, теорий в качестве средств познания, выявившаяся возможность выбора средств теоретического отражения действительности, расширяющий диапазон конвенций (соглашений) в среде естествоиспытателей. Конвенционализм определяется как философская концепция, согласно которой научные теории и понятия являются продуктом соглашения между учеными.

Конвенционализм как система мировоззренческих взглядов и принципов научного познания получил широкое распространение в западной философии в последние десятилетия ХХ века. С конвенционалистскими установками выступали К. Поппер, И. Лакатос, П. Фейерабенд и многие другие ученые и философы.

Агностические концепции разделяются по многим основаниям. По именам создателей соответствующих школ выделяются: юмовский, кантовский и. т.д., агностицизм, по средствам и характеру аргументации: этический, физиологический, кибернетический, иероглифический, материалистический, идеалистический, сенсуалистический, рационалистический.

Другое направление носит название гносеологического реализма. С этой точки зрения, мир материальных систем не ограничивается чувственно воспринимаемыми свойствами и отношениями, за ними скрываются и в них проявляются, хотя нередко искаженно, сущностные связи и отношения.

Конфронтация агностицизма и гносеологического реализма в явном или неявном виде проходит через всю проблематику гносеологии, противоборство этих позиций присутствует и в современной теории познания.

2. Чувственное и логическое познание. Их формы

Процесс познания протекает в форме взаимосвязи и взаимодействия познающего субъекта и познаваемого объекта.

Субъектом познания является человек, человеческий индивид, способный отражать в своем сознании явления действительности. Но человек – это не просто индивид с определенными биологическими свойствами, а, прежде всего общественное существо. Поэтому он мыслит и познает, постольку, поскольку является членом общества, которое через формы общественного сознания оказывает существенное влияние на содержание познания.

Познающее мышление есть активный процесс отражения действительности в понятиях, суждениях, научных теориях. Оно всегда предполагает наличие субъекта, который ставит цели, определяет средства их достижения, производит корректировку этих целей на основе практики.

Объект познания представляет собой предмет, явление, процесс материального или духовного мира или области действительности, на которую направлена познавательная деятельность субъекта. Объект познания нельзя отождествлять со всей материальной или духовной действительностью. Объектом становятся только те области действительности, которые включаются в познавательную деятельность субъекта. Чем выше уровень развития науки и познавательной деятельности людей, тем шире становится круг явлений, охватываемых научным исследованием.

Предмет познания – это более или менее широкий фрагмент действительности, выделенный из определенной совокупности объектов в процессе познания. Один и тот же объект познания может быть предметом исследования разных наук. Мышление как объект познания является предметом исследования таких наук, как логика, теория познания, психология, физиология высшей нервной деятельности и других. В структурном отношении предмет познания отличается от объекта тем, что в него входят лишь главные, существенные свойства изучаемого объекта с точки зрения цели и задачи научного исследования.

Читайте также:  Как при трихомониазе правильно сдать анализы

В советской философской науке было принято выделять две ступени познания: чувственное отражение действительности и логическое отражение действительности. В дальнейшем, когда стало выясняться, что у человека чувственное в ряде моментов пронизывается логическим, стали приходить к нению, что ступенями, или уровнями, познания являются эмпирическое и теоретическое. Некоторые ученые выделяют еще один уровень познания, принимаемый ими за исходный – живое созерцание, которое рассматривается не как познавательная способность, а как результат реализации этих способностей или сам процесс познания определенной стороны объектов.

Чувственное познание осуществляется посредством органов чувств – зрения, слуха, осязания и т.д., которые у человека есть «продукты всемирной истории», а не биологической эволюции. Органы чувств – это единственные «ворота», через которые в наше сознание могут проникать сведения об окружающем нас мире. Будучи моментом чувственно-предметной деятельности, живое созерцание осуществляется в трех основных взаимосвязанных формах. Это ощущения, восприятия и представления, каждая из которых есть субъективный образ объективного мира.

Существует три формы чувственного отражения:

Ощущения представляют собой отражение в сознании человека отдельных сторон, свойств предметов, непосредственно воздействующих на органы чувств. Ощущения подразделяются на:

Ощущения, как правило выступают в качестве компонента более сложного образа – восприятия.

Восприятие – это целостный образ предмета, непосредственно данный в живом созерцании в совокупности всех своих сторон, синтез данных отдельных ощущений.

Представление – это обобщенный чувственно-наглядный образ предмета, воздействовавшего на органы чувств в прошлом, но не воспринимаемого в данный момент. Сюда относятся образы памяти, образы воображения и т.д. По сравнению с восприятием в представлении отсутствует непосредственна связь с реальным объектом. Это обычно расплывчатый, усредненный, нечеткий образ предмета, но уже в нем совершается элементарное обобщение с выделением некоторых общих признаков и отбрасыванием несущественных.

Представления возникают на базе ощущений и восприятий и вместе с ними входят в состав чувственного познания. Но они содержат элементы обобщения и продолжают играть важную роль и в процессе логического познания.

Важным элементом чувственной деятельности и чувственного познания являются эмоции. Эмоции – это комплексная и довольно сложная форма человеческой чувственности, включающая в себя различные переживания и страсти, такие как гнев, страх, любовь, ненависть, симпатия и антипатия, удовольствие и неудовольствие. Эмоции вполне определенно зависят от чувственной организации отдельного человека, особенности его психики, индивидуальных черт характера и темперамента. Они, с другой стороны, включают в себя аспекты объективного отражения реальных связей, в которые включен человек, с другой стороны, они фиксируют субъективное отношение человека к миру.

Логическое познание покоится на способности логического мышления. Оно включает в себя два типа логического мышления:

Рассудок – исходный уровень мышления, на котором оперирование абстракциями происходит в пределах неизменной схемы, заданного шаблона, жесткого стандарта. Это способность последовательно и ясно рассуждать, правильно строить свои мысли, четко классифицировать, строго систематизировать факты. Главная функция рассудка – расчленение и исчисление. Мышление в целом невозможно без рассудка, он необходим всегда, но его абстракция неизбежно ведет к метафизике. Рассудок – это обыденное повседневное житейское мышление или то, что часто называют здравым смыслом. Логика рассудка – формальная логика, которая изучает структуру высказываний и доказательств, обращая основное внимание на форму «готового» знания, а не на его содержание.

Разум – высший уровень рационального познания, для которого, прежде всего характерны творческое оперирование абстракциями и сознательное исследование их собственной природы (саморефлексия). Только на этом уровне мышление может постигнуть сущность вещей, их законы и противоречия, адекватно выразить логику вещей в логике понятий. Главная задача разума – объединение многообразного вплоть до синтеза противоположностей и выявления конкретных причин и движущих сил изучаемых явлений. Логика разума – диалектика, представленная как учение о формировании и развитии знаний в единстве их содержания и формы.

Логическое познание наиболее полно выражено в мышлении.

Мышление – это процесс познавательной деятельности, для которого характерно создание обобщенных, опосредованных образов действительности. Оно опосредовано чувственным познанием и опирается на опыт, в том числе и осмысленный ранее. Благодаря мышлению человек отвлекается от конкретного многообразия явлений и выявляет присущие им общие и существенные признаки. Оно осуществляется в тесной связи с языком, выполняющим функцию инструмента мышления, и речью, в которой мысль воплощается. Основными формами мышления являются:

Понятие – это форма мышления, отражающая общие закономерные связи, существенные стороны, признаки явлений, которые закрепляются в их определениях (дефинициях). Понятия должны быть гибки и подвижны, взаимосвязаны, едины в противоположностях, чтобы верно отразить реальную диалектику (развитие) объективного мира. Наиболее общие понятия – это философские категории: качество, количество, материя, противоречие и др. Понятия выражаются в языковой форме – в виде отдельных слов или в виде словосочетаний.

Суждение – форма мышления, отражающая вещи, явления, процессы действительности, их свойства, связи и отношения. Это мысленное отражение, обычно выражаемое повествовательным предложением, может быть либо истинным, либо ложным. Понятие и суждение являются «кирпичиками» для построения умозаключений, которые представляют собой моменты движения от одних понятий к другим, выражают процесс получения новых результатов в познании. Умозаключение – форма мышления, посредством которой из ранее установленного знания выводится новое знание. Классический пример знания:

1. Все люди смертны (посылка).

2. Сократ – человек (обосновывающее знание).

3. Следовательно, Сократ смертен (выводное знание, называемое заключением или следствием).

Важными условиями достижения истинного выводного знания являются не только истинность посылок (аргументов, оснований), но и соблюдение правил вывода, недопущение нарушения законов и принципов логики – не только формальной, но и диалектической. Следует иметь в виду, что логическое мышление взаимосвязано не только с чувственным, но и с другими — внерациональными – формами познания. Большое значение в процессе познания имеют такие факторы, как воображение, фантазия, эмоции и др. Среди них особенно важную роль играет интуиция (внезапное озарение) – способность прямого, непосредственного постижения истины без предварительных логических рассуждений и без доказательств.

3. Взаимосвязь чувственного и логического познания. Позиции сенсуализма, эмпиризма, рационализма, иррационализма в познании

В истории философии сложились различные взгляды и представления о проблеме соотношения чувственного и логического познания. Существует три ведущих философских направления, пытающихся по-своему решить эту проблему — сенсуализм, эмпиризм и рационализм.

Понятие сенсуализм обозначается теоретико-познавательное и психологическое направление, выводящее все познание из чувственных восприятий, изображающее все явления духовной жизни как более ил менее связанные комплексы ощущений, причиной которых являются внутренние или внешние раздражения. В древнем мире представителями сенсуализма были киренаики и эпикурейцы, в средние века сенсуализм был мало распространен. В Новое время основу сенсуализма заложил Д. Локк, который выдвинул положение, что нет ничего в интеллекте, чего ранее не было бы в чувстве. Это положение разделяли Т. Гоббс и Д. Беркли. Систематическое обоснование сенсуализм получил у французских просветителей, в частности, Э. Кондильяк утверждал, что восприятие охватывает все духовные способности. Д. Юм добавил к «внешнему опыту», из которого исходили все прежние представители сенсуализма, «внутренний опыт». Согласно его утверждению, все творческие силы души есть не более чем способность связывать, переставлять и увеличивать материю, данную при помощи чувств и опыта. На позициях сенсуализма стоял Л. Фейербах. Близкими к сенсуализму направлениями являются эмпириокритицизм и позитивизм.

Эмпириокритицизм (философия «критического опыта») – реакционное субъективно-идеологическое философское течение, возникшее во второй половине ХIХ века в Германии и Австрии, которое целиком основано на идеалистическом извращении понятия «опыт», который эмпириокритики понимали субъективно-идеалистически, как суму человеческих переживаний, ощущений безотносительности к объективной реальности.

Позитивизм – философское направление, основанное на принципе, что все подлинное, позитивное знание может быть получено лишь как результат отдельных специальных наук и их синтетического объединения, и что философия как особая наука, претендующая на самостоятельное исследование реальности, не имеет права на существование.

Эмпиризм – гносеологическое учение, преувеличивающее роль опыта в процессе познания человеком мира и полагающее его единственным источником и основой познания. Существует идеалистический и материалистический эмпиризм. Идеалистический эмпиризм (Беркли, Юм, Мах и др.) ограничивает опыт совокупностью ощущений или представлений, отрицая, что в основе опыта лежит материальная природа. Дж. Беркли, будучи религиозным деятелем, резко ополчился против материалистического мировоззрения. Он категорически отрицал даже само существование материи. В частности, он утверждал, что существует лишь то, что мы воспринимаем, что весь мир – это комплекс ощущений, которые, в конечном счёте вложены в людей Богом.

Д. Юм, утверждал, что нельзя однозначно ответить на вопрос, существует ли мир, поскольку мы всегда имеем дело лишь с ощущениями и за их пределы выйти не в силах. Природа же ощущений и возникающих на их основе восприятий и представлений нам неизвестна. Следовательно, мы не можем знать что-либо вокруг себя, кроме собственных ощущений.

Материалистический эмпиризм (Ф.Бэкон, Гоббс, Локк и др.) считает, что в основе чувственного опыта лежат предметы материальной природы. Френсис Бэкон, по праву считается одним из родоначальников эмпиризма в теории познания. Высшая цель науки, по его мнению, — достижение господства человека над природой на основе знания её собственных законов. Путем, ведущим к такому знанию, он считал наблюдение, анализ и эксперимент. Ф. Бэкон явился и разработчиком индуктивного метода доказательства истины, суть которого состоит в опоре на конкретные факты, их анализе и последовательном мысленном обобщении.

Продолжатель бэконовской традиции эмпиризма в философии Томас Гоббс, одним из первых обратил внимание на роль языка в процессе познания, его тесную связь с абстрактным мышлением. Он считал, что в языке слова становятся знаками общих идей, благодаря чему появляется возможность достоверного общения знания, так как каждый человек не способен все познать, опираясь лишь на собственный опыт.

Рационализм – направление в теории познания, признающее разум единственным источником истинного знания в противоположность эмпиризму, который считает единственным источником познания чувственный опыт. Выдающиеся представители рационализма Р. Декарт, Спиноза, Лейбниц, полагали, что истинное знание дается только размышлением, логикой умозаключений, а ощущения не дают нам полного знания предмета. С точки зрения современной науки и сенсуализм, и рационализм фиксирует только одну сторону момента познания истины. Познание – это не ощущение, изолированное от мысли, и не мысль в своей изолированности от чувств, а взаимосвязь чувственного и рационального, оно имеет двуединое начало. Одно – это независимо от человека существующий объект как предмет познания, как материал, данный восприятием. Второе – набор всеобщих определений мысли, представляющий собой орудие познания, средство духовной обработки чувственного материала. При отсутствии любого их этих начал познание невозможно. Как и любой процесс взаимодействия, познание оказывается возможным и начинается только тогда, когда уже имеются налицо оба элемента, участвующие во взаимодействии. Метафизическое сведение целостного отношения к какому-либо одному моменту является методологической ошибкой.

Иррационализм – философское учение, которое в противоположность рационализму ограничивает или полностью отрицает возможности человеческого разума в процессе познания и делает основой миропонимания нечто недоступное разуму. Иррационализм выдвигает на первый план те или иные внерациональные аспекты духовной жизни человека: волю, непосредственное созерцание, интуицию, «озарение», воображение, инстинкт, «бессознательное» и т.п. Иррационализм опирается на идеи датского ученого С. Кьеркегора и немецкого философа Э. Гуссерля. Философское мышление, по мнению Кьеркегора, должно исходить не из теоретических принципов, а быть связанным с внутренней духовной жизнью личности, её эмоциональными переживаниями. Именно такое мышление является подлинно конкретным, имеющим собственно человеческий смысл.

Гуссерлю иррационализм обязан разработкой методологии, в основе которой лежит отрицание объекта познания вне направленного на него сознания субъекта, его интуиции и эмоций. То есть Гуссерль предлагал строить философию на основе «чистого сознания». Суть её состоит в том, что мы отвлекается от существования внешнего мира, от содержания естественных и общественных наук, от непосредственных психологических переживаний – эмоций, эстетических, нравственных чувств и т.д. То, что остается после этого, и есть «чистое сознание»; оно направляется на объект исследования, что и составляет истинное строение всякого знания. Крупнейшим представителем иррационализма последний трети ХIХ века был Ф. Ницше, родоначальник так называемой «философии жизни». Основная идея «философии жизни» заключается в том, что понятие материи заменяется понятием «жизни», как иррационального потока, «порыва». Материя понимается как потухший остаток, застывшая форма «жизни». Разум убивает «жизнь», останавливает ее непрерывное движение. Поэтому для познания нужен не разум, а интуиция, то есть непосредственное переживание жизни. Религия, по мнению Ницше, отрицает свободу мышления, самостоятельность действий человека. Более того, она, как и всякий догматизм, нуждается в слое подавленных людей, внутренне несвободных, превративших собственную несвободу в идеал, смирение – в добродетель. Но человек свободен, а смирение есть оковы, которые надевает на людей каста жрецов ради достижения собственной власти. Вывод Ницше – нужно воспитывать сильную и свободную (от всякой морали) личность, отказываться от культа слабости и покаяния.

В 30-е года ХХ века появляется другая разновидность иррационализма – экзистенциализм.

Экзистенциализм — разделяется на религиозный и атеистический.

Представители религиозного экзистенциализма Г. Марсель, к. Ясперс, считают, что через экзистенциальный опыт человек постигает Бога. Представители атеистического экзистенциализма М. Хайдеггер, Сартр, Камю, считают, что экзистенциальный опыт человека ориентируется, прежде всего, не на Бога, а на индивидуальность и неповторимость самого человека. Однако и та, и другая разновидность немыслимы без катастрофы, временности, движения к смерти. Главный принцип экзистенциализма «Существование предшествует сущности» — это означает, что человек сначала существует, появляется в мире, а только потом он определяется.

Список использованной литературы

1. Е.Г. Родчанин, Ю.В. Басков, Философия исторический и систематический курс, Ростов-на-Дону, 2003 год.

2. В.Г. Нецветаев, Философия, Москва, 2001 год.

3. Ю.В. Кохановская, Философия, Ростов-на-Дону, 2000 год.

4. Краткий философский словарь под редакцией М. Розенталя, П. Юдина, Москва, 1954 год.

Теги: Философское учение о познании Контрольная работа Философия

источник