Меню Рубрики

Познание как форма философского анализа

Человек отличается от других живых существ тем, что способен осознавать и познавать бытие. Особенностям субъективного освоения человеком мира посвящен такой раздел философского знания, как гносеология, или теория познания. Исходные понятия здесь – «познание» и «знание» заключают в себе определенные смысловые различия. Можно сказать, что они различаются как процесс и результат. Когда же понятие «знание» употребляется в более широком смысле, в его содержание включают и характеристику результата, и путь его достижения.

Главное внимание в гносеологии уделяется проблеме познаваемости мира, вопросу о границах научного знания, способах его получения и критериях достоверности. В отношении первой проблемы: познание следует отличать от познаваемости. Познаваемость – это возможность получения знаний об объекте. В зависимости от ответа на вопрос достижимо ли адекватное познание мира и в какой мере, философы разделились на познавательных оптимистов и познавательных пессимистов ­– агностиков.

Познавательный оптимизм – философское учение, утверждающее, что мир познаваем.

Познавательный пессимизм или агностицизм – философское учение о непознаваемости мира.

В более конкретном выражении все множество гносеологических учений распадается на три типа: крайний агностицизм, умеренный агностицизм и гносеологический оптимизм. Позиция крайнего агностицизма встречается в мировоззренческих доктринах мистического толка, не предполагающих вопроса о познании и рефлексирующих скорее над проблемой переживания трансдентного, сверхъестественного, непостижимого и т.п. Это касается и религиозного откровения.

Наиболее распространенной в истории философии является позиция умеренного агностицизма, утверждающего, что познание реальности возможно, но не по существу, а на уровне явлений. К линии умеренного агностицизма принадлежат античные софисты, киники, скептики, неоплатоники, Д. Юм, И. Кант, в современной философии – критические реалисты, неопозитивисты, экзистенциалисты, постмодернисты. Эта линия в классическом виде сформулирована И. Кантом.

Гносеологический оптимизм характерен главным образом для материалистических учений, наиболее развитым из которых является диалектико-материалистическая философия. Опираясь на теорию отражения и принцип практики, марксистская философия утверждает: поскольку в явлении дает о себе знать сущность вещи, то возможно принципиальное познание сущности, а следовательно, и всего объективного мира. Существование непознанного свидетельствует только об исторической ограниченности научного познания.

Спор между направлениями, признающими, либо отрицающими познаваемость мира, трудно разрешить чисто теоретически.

Однако в том, что познавательные формы человеческого ума не являются чисто субъективными построениями, убеждают:

— успешная деятельность человека вне сферы познания;

— очевидные достижения науки и ее практического применения (техника, технологии);

— тот факт, что человеческий вид, несмотря на свою биологическую слабость, до сих пор не исчез с лица Земли.

Нужно отметить, что линии разделения философских учений на идеализм и материализм, монизм и плюрализм, а также на агностицизм и гносеологический оптимизм не совпадают. Философ может быть идеалистом и гносеологическим оптимистом (Г. Гегель), идеалистом и агностиком (И. Кант), материалистом и познавательным оптимистом (механистический материализм), материалистом и агностиком (Дж. Локк) и т.д.

Разделяет философов и понимание природы познавательного отношения, выраженное в понятиях «объект познания» и «субъект познания». Объектом познания называется то, на что направлено познание, то, что познается, становится источником познания. В философии объект познания мыслится в понятии бытия и трактуется в разных философских системах по – разному. Это может быть и материальный мир, его элементы, связи и свойства, и мир чистых идей, и божественное бытие, и внутренний мир человека и даже сам процесс постижения реальности. Субъектом познания, т.е. тем, кто познает, называют конкретного носителя познавательной деятельности. Таковыми выступают отдельные люди, группы людей (коллективы ученых), общество в целом.

Долгое время в истории философии познание рассматривалось как отношение противостоящих друг другу субъекта и объекта познания, причем под субъектом понимался отдельно познающий человек, индивид – ученый. Такая точка зрения характерна для созерцательного материализма, выраженного в учениях философов-просветителей (Д. Дидро, П. Гольбаха, К. Гельвеция, Ж. Ламетри), а также немецкого мыслителя, представителя антропологического материализма, Л. Фейербаха.

Согласно их метафизической гносеологии, субъект познания есть человеческий индивид, пассивно воспринимающий и отражающий свойства воздействующего на него объекта познания – вещей реально существующих в действительности. При таком подходе оставалось непонятно, что обеспечивает развитие, усложнение познания, его творческий характер, т.е. активность познающего субъекта.

Впервые тема активности субъекта познания прозвучала в философии субъективного идеализма (Д. Беркли, Д. Юм, Г. Фихте, Э. Мах), который, правда, сводил процесс познания к познанию человеком своих собственных ощущений, оставляя открытым вопрос: что же является источником самих этих ощущений? Согласно Канту, получалось, что сознание субъекта (человека) также активно формирует (конструирует) объект познания благодаря присущим ему (субъекту) априорным формам чувственности и рассудка. То есть выходило, что познаются не предметы действительности, а их модели, создаваемые субъектом познания.

Позиция диалектического материализма противостоит как субъективному идеализму и агностицизму, так и созерцательному материализму. Признавая активность субъекта, в отличие от созерцательного материализма, диалектический материализм под активностью подразумевает не только мыслительную, но и практическую деятельность субъекта.

Поскольку индивидуальное сознание развивается в обществе, отдельный человек является носителем социальных связей и отношений. Поэтому, несмотря на то, что познание протекает как индивидуальный процесс, субъект познания имеет общественную природу. В этом смысле субъектом познания является не только индивид, но и научное сообщество, реализующее себя через деятельность отдельных ученых, и, в конечном счете, все человеческое общество в его поступательном развитии.

Объекты познания также имеют не только общие признаки, присущие бытию или его видам, но и различия. Так, существенно различаются материальные и идеальные объекты познания. Уникален сам человек как объект познания, поскольку содержит в себе материально – физические, психические и духовные характеристики. Обладают особенностями объекты познания общественной жизни сравнительно с природой. Объекты познания можно также разделить на достаточно или мало изученные и еще совсем не известные человечеству.

Но в любом случае объектом познания бытие выступает тогда, когда субъект устанавливает с ним отражательно – познавательную связь, которая последовательно приобретает формы: связи отражения (от объекта к субъекту); связи выражения (формирование в сознании субъекта образа, знака, имеющих смысл и содержание на основе отраженных свойств объекта познания); связи обозначения (формирование в сознании объема образа или знака, степени распространенности их на познавательный и другие объекты).

Природа познавательного отношения (субъект – объект познания)

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

источник

Познание как предмет философского анализа.

Понятие «знание» и его уровни.

Структура познания. Субъект и объект познания.

Практика: понятие, виды и роль в познании.

Чувственное и рациональное познание и их формы.

Истина как процесс и цель познания.

Диагноз как форма познавательного процесса.

Многообразные отношения человека к миру включают в себя познавательные отношения. Познание– это активная деятельность людей, направленная на приобретение, углубление, развитие знаний.

Гносеология(греч.gnosis– знание иlogos– учение) – теория познания, раздел философии, в котором рассматриваются вопросы о сущности, источниках и методах познания, о путях постижения и критериях истины.

Философская теория познания рассматривает всеобщее в познавательной деятельности человека, безотносительно к тому, к какому виду относится познание (научное, повседневное, художественное), кто является субъектом познания (отдельный индивид, коллектив людей).

Гносеология тесно связана с онтологией, гносеологические категории и принципы имеют онтологическое обоснование. Основной вопрос философии, помимо онтологической стороны (что первично – материальное или идеальное?), имеет такжегносеологическую сторону:познаваем ли мир или как относятся наши мысли об окружающем нас мире к самому этому миру?

В ответе на этот вопрос сложились три основные линии: гносеологический оптимизм, скептицизм и агностицизм.

Представители гносеологического оптимизмаутверждают, что человек располагает достаточными средствами, позволяющими получить достоверное знание об окружающем мире. Эта линия представлена в различных философских направлениях: объективном идеализме Гегеля, материализме французских просветителейXVIIIв., в антропологическом материализме Л.Фейербаха, во взглядах русских материалистов, в марксизме. Гносеологический оптимизм имеет в своей основе принцип единства мира, единства бытия и мышления.

Скептицизм(греч.skeptikos– критикующий) – течение в гносеологии, представители которого выражают сомнение в возможности получения истинного знания о мире. Скептицизм проявлялся уже во взглядах античных философов. Основатель античного скептицизмаПиррони его ученики считали, что заблуждение возникает, когда мы переходим от явления к познанию его сущности: «Я знаю, что вещь сладка, но не знаю, сладка ли она на самом деле». Древнегреческий философПротагорутверждал, что разным людям присущи разные знания и оценки одних и тех же вещей, поэтому «человек есть мера всех вещей». Широко известно высказываниеСократа: «Я знаю, что я ничего не знаю». Существует легенда, согласно которой древнегреческий мудрецЗенонв ответ на вопрос, почему он во всем сомневается, нарисовал два круга – большой и маленький: «маленький круг – ваши знания, большой – мои. Все, что за их пределами – область неизвестного. Чем больше знание, тем больше их область соприкосновения с неизвестным, поэтому я и сомневаюсь больше, чем вы». Скептицизм – необходимый элемент познания. Сомнение, критика направлены на преодоление догматизма, абсолютизации истин, а следовательно, это необходимой условие развития знания. В то же время крайний скептицизм может привести к агностицизму.

Агностицизм(греч.a– отрицание иgnosis– знание) – течение в гносеологии, сторонники которого отрицают возможность достоверного познания мира, закономерностей развития природы и общества. Наиболее ярко агностицизм представлен в субъективном идеализмеД.Юма и И.Канта. Д.Юм поставил под сомнение существование самой действительности. Он сводил все знания об окружающим мире к комплексам наших ощущений. Знания – это чувственные восприятия, за пределы которых человек выйти не может, поэтому нельзя судить и о существовании самой реальности. В отличие от Юма, И.Кант признавал существование объективного мира «вещей в себе», но считал их непознаваемыми. Человеческому познанию доступны лишь явления вещей, т.е. те представления, которые они на нас производят, воздействуя на органы чувств, а вещи, каковы они есть сами по себе, познать невозможно. В то же время И.Кант внес большой вклад в теорию познания; он поставил вопрос о принципиальной ограниченности человеческого опыта, о том, что действительность всегда выходит за пределы любого знания.

В западной философии ХХ в. сформировалась еще одна разновидность агностицизма – конвенционализм(от лат «договор, соглашение») – философская концепция, согласно которой научные теории и понятия являются не отражением объективной действительности, а продуктом соглашения между учеными. С такими установками выступали некоторые представители аналитической философии: К Поппер, И.Лакатос, П.Фейерабенд и др.

Существование таких гносеологических направлений, как агностицизм и скептицизм, свидетельствует о сложности и противоречивости процесса познания. Скептицизм и агностицизм обычно получают распространение в периоды социально-политических потрясений, научных революций, смены ценностных установок, т.е. когда устоявшиеся знания становятся несостоятельными в свете новых данных науки и практики. Агностицизм не учитывает принципа материального единства мира и опровергается, прежде всего, материально-практической деятельностью людей.

источник

В разделе 6 была раскрыта сущность человеческого сознания. Как вытекает из ее анализа, сознание есть не что иное, как знание о мире, природе, обществе, человеке, наконец, о самом себе. Знания — основа сознания, способ его существования. Но тогда возникает ряд вопросов. Что такое знание? Что может знать человек о мире, в котором живет, и как он может влиять на мир? В чем состоит познавательно-практическое отношение человека к внешнему окружению? Это непростые вопросы. От их решения зависят жизненные ориентации человека и его ценности. В конце концов, вся жизнь человека зависит от деятельности, основанной на знаниях. Решение этих проблем — одна из специфических задач философии. Другие научные дисциплины изучением особенностей процесса познания не занимаются. Теория познания как раз и является тем разделом философии, который отвечает на поставленные вопросы.

Итак, цель раздела 8: выяснить, в чем заключаются сущность и смысл познания.

Философов всегда волновала проблема познавательного отношения человека к действительности. Они стремились понять: каковы закономерности познавательной деятельности человека; каковы его возможности и способности; каковы предпосылки, средства и формы познания; каковы условия и критерии истинности и достоверности познания? Но главным в философии был и остается вопрос об отношении знания о мире к собственно миру, вопрос о том способно ли наше сознание (мышление, ощущения, представления) давать адекватное отражение действительности?

На последний вопрос существовали в прошлом и существуют ныне различные ответы. Например, своеобразную точку зрения защищало философское направление, известное как агностицизм. Понятие агностицизма было введено английским естествоиспытателем Томасом Гекели (1825—1895). Агностицизм (от греч. а — не, gnosis — знание, познание) — философское учение, которое ставит под сомнение возможность достоверного познания сущности действительности. В то же время ошибочным является представление об агностицизме как об учении, отрицающем познаваемость мира вообще. Агностики считали, что познание возможно лишь как знание о явлениях или собственных чувствах. Главным признаком агностицизма является отрицание познаваемости именно сущности действительности, которая скрыта, по их мнению, за видимостью.

Читайте также:  Какие анализы сдавать для уролога

В истории философии выделяют следующие формы агностицизма (схема 8.1):

Схема 8.1. Исторические формы агностицизма

  • 1. Скептицизм древнегреческих философов (Пиррон, Энесидем, Секст Эмпирик и др.). Представители этого направления утверждали: истинность или ошибочность почти всех положений в одинаковой мере может быть доказана или опровергнута. Однозначно уверенно сказать, что человечество приобретает достоверные знания, нельзя. Скептицизм не отрицает возможности существования знаний, он лишь подчеркивает их видимость и вероятность, субъективность.
  • 2. Агностицизм Давида Юма. Английский философ Нового времени утверждал, что наши знания мы получаем из опыта, а в опыте имеем дело только с ощущениями, поэтому, кроме них, мы ничего знать не можем. Таким образом, концепции Д. Юма присуще сомнение относительно реальности как объекта научного исследования.
  • 3. Агностицизм Иммануила Канта. В отличие от Д. Юма, немецкий философ признавал существование материальных вещей вне нашего сознания, но считал, что их сущность как бы замкнута в себе. Она скрыта от нас и познать ее невозможно. Для выражения этой мысли И. Кант ввел понятие «вещь в себе». Поэт Таллер позицию Канта выразил так:

Природы внутреннюю суть Познать бессилен род людской.

Он счастлив, если видит путь К знакомству с внешней скорлупой.

4. Агностицизм Эрнста Маха и Рихарда Авенариуса. Они являются основателями направления в философии, получившего название эмпириокритицизм. В центре этой философии стояло понятие опыта.

Но опыт эмпириокритицизм рассматривал не как отражение объективного мира, а как внутреннее содержание сознания, человеческих переживаний, возникающих независимо от воздействия внешнего мира, — как поток ощущений, очищенных от субстанции причинности и вообще от объективной реальности. На этой основе эмпириокритицизм отрицает достоверность человеческих знаний, способность науки познавать объективную истину.

5. Агностицизм отдельных течений современной фшюсофии. Например, приверженцы конвенционализма считают, что теории и понятия являются не отражением объективного мира, а следствием произвольного соглашения, конвенций между учеными, которые заключаются по принципам «удобства» и «экономии мышления». Элементы конвенционализма присущи неопозитивизму, прагматизму, опе- рационализму.

То, что агностицизм просуществовал более двух тысяч лет, — не случайность. В его основе лежат разные причины, которые называют корнями агностицизма. К ним относят: сложность и противоречивость процесса познания; ограниченность чувственного познания, возможность в нем ошибок и иллюзий; сложность логического познания; историческую ограниченность и неполноту знаний и т.п.

В то же время принципиальную возможность познания сущности вещей признают большинство других философских направлений, принадлежащих как к материализму, так и к идеализму. Например, современный материализм выступает против агностицизма в любых его формах и последовательно отстаивает принцип познаваемости мира. Свое утверждение о том, что человек может достоверно познавать мир, материалисты выводят из данных наук и социально-исторической практики. А факт, что человек может целенаправленно действовать в окружающем мире, достигать желаемых результатов, опираясь на определенные знания, свидетельствует о достоверности этих знаний и как результат — о возможности познания мира.

Проблему познавательно-практического отношения человека к окружающему миру изучает гносеология (от греч. gnosis — знание, познание, logos — понятие, учение), или теория познания. Теория познания (гносеология) —раздел философии, который изучает природу познания, закономерности познавательной деятельности человека, условия, способы и формы познания, отношение знания к действительности, а также условия и критерии его истинности. В последнее время этот раздел часто называют эпистемологией (от греч. episteme — знание, logos — понятие, учение), однако будет более правильным понимать эпистемологию либо как теорию знания, либо как исследование только научного знания.

Современная гносеология источником познания, сферой, откуда оно получает свое содержание, считает существующую независимо от сознания объективную реальность. Познание реальности — процесс творческого отражения ее в сознании человека. Принцип отражения выражает сущность материалистического понимания процесса познания. Знание по своей природе —результат отражения в языковой форме закономерных связей объективного мира. В современной философии термин «знание» употребляется в трех значениях: 1) как возможность, навыки что-либо осуществить; 2) как любая познавательнозначимая информация; 3) как гносеологическая форма отношения человека к действительности, существующая наряду с практическим отношением.

Рассматривая процесс познания (отражения) в целом как системное образование, следует выделить следующие его элементы:

  • 1) субъект познания — это тот, кто действует, влияет на объект. Человек не является субъектом сам по себе. Он становится и осознает себя субъектом только в процессе предметной деятельности и общения. Под субъектом следует понимать человека, который выступает исходным пунктом жизненной и познавательной активности, получает знания, формулирует теории и концепции, сохраняет и исторически передает их новым поколениям;
  • 2) объект познания — фрагмент (часть) объективной реальности (социальной, природной, правовой и т.д.), который включен в человеческую деятельность и познание. Объективная реальность существует независимо от человека, субъекта. Тем не менее в качестве объекта она пребывает в единстве, во взаимосвязи с субъектом. Объектом познания выступают не только явления природы и общества, но и сам человек, отношения между людьми, а также сознание, память, воля, чувства, духовная деятельность вообще, во всей полифонии ее проявлений. Таким образом, объект познания — это то, что привлечено субъектом из объективной взаимосвязи природы и общества, то, на что направлена человеческая деятельность;
  • 3) посредники познания — средства познания как материального (орудия труда, приборы, инструменты, компьютеры и т.п.), так и идеального (понятия, категории, художественные образы, нравственные нормы, научные теории, концепции и др.) характера.

Теория познания рассматривает субъект и объект в диалектической взаимосвязи, взаимодействии, единстве, в котором социально активной стороной выступает субъект познания. Активная роль субъекта проявляется в его избирательном отношении к предметному миру; в целенаправленности процесса познания; в непрерывной поисковой и корректирующей работе рецепторов, нервов и мозга.

Результатом любого познания является образ. Образ — это идеальное обобщение сущностных отношений объекта. Характерные особенности образа — сходство, адекватность оригиналу. Образ фиксируется в знаках. Знак — это уже материальный носитель информации. Его функциями являются сохранение и передача информации. Знаки и созданный на их основе искусственный язык могут существовать только на базе обычного языка. Относительная самостоятельность знака создает дополнительные возможности для абстрактного мышления, а также для использования компьютерной техники.

Итак, мы определили, что познание — активный процесс. Но что заставляет субъекта интересоваться новыми, ранее неизвестными ему вещами и явлениями, изучать их? Философы считают, что главной движущей силой познания является общественно-практическая деятельность, или практика.

Что же такое практика? Что связывает ее с познанием?

Практика — материальная чувственно-предметная целеполагающая деятельность человека, направленная на смену и приспособление естественной и социальной среды к потребностям общества. Понятие «практика» охватывает не столько чувственно-предметную деятельность отдельного человека, сколько совокупную деятельность, опыт всего человечества в его историческом развитии. Практика является основой всего человеческого бытия, она согласовывает и определяет все формы деятельности. Общественно-историческая практика человечества включает множество форм и видов. Важнейшие виды практической деятельности следующие:

  • 1) материально-производственная деятельность людей. Связана с созданием материальных, жизненно необходимых благ. Без материального производства был бы невозможен обмен веществ между человеком и природой, а значит, не была бы возможной и сама человеческая жизнь. Люди, прежде чем заниматься политикой, наукой, искусством, в первую очередь должны есть, пить, иметь жилье, одеваться. Но для этого они должны вырабатывать непосредственные материальные средства для жизни;
  • 2) общественно-политическая практика. Включает деятельность государства и его органов, общественных организаций и учреждений, практику идеологической работы, т.е. работу творческих сил, средств массовой информации и т.п. Эта практика регулирует отношения между государствами, нациями и социальными группами внутри государства. В современных условиях общественно-политическая практика приобретает первоочередное значение. Это объясняется демократизацией всей общественной жизни, включением в активную жизнь широких масс людей, плюрализмом мнений, наличием большого количества разных неформальных организаций;
  • 3) практика в разных сферах жизни общества, таких как правовая сфера, образование, здравоохранение, искусство и др. Значение этих видов практики в современном обществе также возрастает. Это связано с тем, что в постиндустриальном обществе у человека есть возможность уделять больше времени и внимания своему образованию, здоровью, защите своих прав и свобод, развитию собственных способностей и т.п.;
  • 4) научно-экспериментальная деятельность. Особый вид практики. Современная наука невозможна без использования различных приборов, реактивов, измерительных стендов, полигонов, компьютеров. Особенностью этого вида практики является то, что она имеет дело с материальным элементом науки и ставит себе целью не производство новых материальных ценностей, а накопление новых знаний. Научно-экспериментальная практика является своеобразным связующим звеном между теоретической и практической деятельностью.

Таким образом, общественная практика охватывает все стороны жизни общества: материальную, общественно-политическую, общественно-гуманистическую, научно-экспериментальную.

Практика существует в единстве с познанием. Они связаны настолько тесно, что в известном смысле их можно рассматривать как две стороны единого процесса. Практика — материально-предметная деятельность, а познание — идеально-образная деятельность. Однако не следует отождествлять практику и познание. По способу и результату деятельности практика и познание выступают как противоположности. Практика — производство материальных вещей, преобразование общественных отношений самого человека, а познание — производство идей, знаний, моральных норм и т.д.

По отношению к познанию практика выполняет следующие функции (схема 8.2):

Схема 8.2. Роль практики в познании

  • а) практика — исходный пункт познания. Из практически активного отношения человека к миру формируется сознание человека. Оно заставляет сосредоточить познавательную деятельность на действительности, которая требует своего преобразования и поэтому является практически важной;
  • б) практикадвижущая сила развития познания. Она ставит перед познанием определенную цель и требует ее достижения. Из потребностей общественной практики выросли все науки. Например, даже такая, казалась бы, абстрактная наука, как астрономия, и та появилась как ответ на потребности земледелия и мореплавания. Из необходимости строительства различных сооружений, развития ремесел и земледелия зародилась и развилась механика. Потребность в лечении вызвала возникновение медицины, анатомии, физиологии и других наук. В наше время, как никогда, общие потребности практики, производства движут вперед научное познание намного быстрее, чем десятки университетов. Этот факт, разумеется, не принижает роли теоретического исследования. Он лишь подчеркивает, каким могучим стимулом для научного познания являются практические потребности общества на его исторических путях развития;
  • в) практика служит основой познания, поскольку она объединяет жизнь людей, является определяющим способом их отношения к миру. Познание формируется на основе предметно-практической деятельности общества по преобразованию природы и вначале выступает одним из моментов этой деятельности. Но познание не просто имеет своей основой практику — именно оно является активным, действенным процессом идеального освоения действительности.

Практика выступает как единая основа познания еще и потому, что только она дает возможность наиболее полно раскрыть объективную природу вещей. Благодаря предметно-материальной деятельности человек «вмешивается» в объективный естественный процесс и, изменяя окружающий мир, открывает новые процессы и явления, которые могут становиться объектами дальнейшего познания. Практика является основой познания еще и потому, что уровень ее развития прямо и непосредственно определяет уровень развития приборов и технических средств познания, от применения которых зависят темпы познания и глубина отражения мира;

г) практика — критерий истинности познания. Она является средством разделения истинных и ошибочных положений. Этот критерий не может находиться в самой теоретической схеме предмета, он пребывает извне, вне теории — в практике. На основе практики доказывается объективность содержания знания. Только те результаты познания, которые прошли проверку практикой, могут претендовать на объективную значимость.

К практике как критерию истины необходимо подходить диалектически. Этот критерий и абсолютен, и относителен. Абсолютность практики заключается в том, что только она в конечном счете дает возможность распознать истинность или ложность наших знаний, отличить действительность от видимости, раскрывая таким образом познаваемость мира. Относительность практики как критерия истины связана с ее историческим характером. На каждом этапе исторического развития практика не может полностью, во всех деталях подтвердить или опровергнуть существующие знания. Она может подтвердить истинность только главного содержания теорий или представлений. Всегда существуют такие теоретические положения, которые не могут быть ни доказаны, ни отвергнуты практикой в определенный исторический момент. Можно сказать, что практика как критерий истины ограничена своим собственным историческим уровнем, который определяет ее возможности в вынесении «приговора» знаниям;

Читайте также:  Как сделать анализ анкетирования пример

д) практика выступает конечной целью познания. Познание происходит не ради него самого, а для удовлетворения каких-то практических потребностей. Человечество совершает большой подвиг познания, отдавая ему значительную часть средств существования, именно ради своего существования, удовлетворения практических потребностей. На каждом этапе развития человечества перед ним встают новые практические задачи, решать которые можно только с помощью дальнейшего развития познания.

К изложенному следует добавить, что практика порождает познавательные способности людей, создает социальную среду, которая способствует получению знаний, их накоплению, обеспечивает передачу их новым поколениям. Итак, практика с начала и до конца обусловливает познание, придает ему общественный характер.

Таким образом, выяснив основные элементы процесса познания, можно дать его определение. Познание — процесс целенаправленного, активного отражения объективного мира в сознании людей, обусловленный общественно-исторической практикой человечества.

Очерченная многоаспектность познания проявляется в различных видах познания. Рассмотрим их.

  • 1. Жизненно-опытное познание осуществляется непосредственно и прямо включено в процессы повседневной людской жизнедеятельности; оно может быть разным по проявлениям и не расчлененным ни по содержанию, ни по формам: в нем чувства переплетены со знаниями, желаниями и т.п.
  • 2. Художественное познание описывает реальность не отстраненно, а через переживания, чувства человека. Оно в большей степени сосредоточено не на предметах и явлениях действительности, а на отношении человека к ним. По своему содержанию оно условно, ибо дает простор воображению, фантазии, субъективным склонностям человека. Благодаря этому художественное познание иногда опережает ход событий, описывает их более многогранно, красочно и жизненно.
  • 3. Научное познание — специфическая форма деятельности человека, направленная на получение знаний; является специализированным и специально организованным, контролирует свой ход и результаты, стремясь достичь максимальной степени достоверности получаемых знаний.
  • 4. Религиозно-мистическое познание часто описывает источник своих знаний как божественное откровение, особое просветление, и хотя эти источники остаются для нас во многом таинственными и недоступными ни для контроля, ни для широкого использования, нет смысла отрицать особую значимость для человека того, что изложено в священных текстах и религиозных положениях; сама история человечества убедительно это доказывает.

Теперь необходимо выяснить, как осуществляется процесс познания, какова его диалектика.

источник

Познание – это процесс получения человеком нового знания, открытие неизвестного ранее. Результативность познания достигается в первую очередь активной ролью человека в этом процессе, чем и вызвана необходимость его философского рассмотрения. Иными словами, речь идет о выяснении предпосылок и обстоятельств, условий продвижения к истине, овладением для этого необходимыми методами и понятиями.

Философские проблемы познания составляют предмет теории познания, или гносеологии. “Гносеология” – слово греческого происхождения (гнозис – знание и логос – слово, учение). Теория познания отвечает на вопросы, что такое познание, каковы его основные формы, каковы закономерности перехода от незнания к знанию, что такое субъект и объект познания, какова структура познавательного процесса, что такое истина и каков ее критерий, а так же на многие другие. В философию термин “теория познания” ввел шотландский философ Дж. Феррьер в 1854 г .

Субъект познания это носитель предметно-практической деятельности и познания, источник познавательной активности, направленной на предмет познания. В качестве субъекта познания может выступать как отдельный человек (индивид), так и различные социальные группы (общество в целом). В случае, когда субъектом познания является индивид, то его самосознание (переживание собственного “Я”) определяется всем миром культуры, созданной на протяжении человеческой истории. Успешная познавательная деятельность может быть осуществлена при условии активной роли субъекта в познавательном процессе.

Объект познания это то, что противостоит субъекту, на что направлена его практическая и познавательная деятельность. Объект не тождественен объективной реальности, материи. Объектом познания могут быть как материальные образования (химические элементы, физические тела, живые организмы), так и социальные явления (общество, взаимоотношение людей, их поведение и деятельность). Результаты познания (итоги эксперимента, научные теории, наука в целом) также могут стать объектом познания. Таким образом, объектами становятся существующие независимо от человека вещи, явления, процессы, которые осваиваются либо в ходе практической деятельности, либо в ходе познания. В этой связи ясно, что понятия объекта и предмета отличаются друг от друга. Предмет есть лишь одна сторона объекта, на которую направлено внимание какой-либо науки. Понятие предмета по своему объему шире понятия объекта.

Если в «первозданной» природе происходят стихийные, неосознанные процессы, то в обществе все процессы носят, как правило, целенаправленный осознанный характер (хотя бывают и исключения). Познание, мышление — это всегда искание и открытие нового, поиски ранее неизведанных подходов и решений, активное достижение истины, активная (а не созерцательная, пассивная) деятельность субъекта в любой ее форме.

Творчество — процесс человеческой деятельности, создающий качественно новое, никогда ранее не бывшее — материальные и духовные ценности. Творчество представляет собой возникшую в труде способность человека из определенного материала созидать (на основе познания объективных закономерностей) новую действительность (в любой ее форме), удовлетворяющую многообразным общественным потребностям. Виды творчества определяются характером конкретной созидательной деятельности — творчество изобретателя, организатора, научное, художественное творчество и т.п.

Познание есть активный творческий процесс поиска нового, оригинального и даже уникального — того, чего раньше не было. В этом процессе «задействованы» все таланты и способности познающего субъекта — его органы чувств, память, мышление, воображение, фантазия, интуиция и др. — в их единстве и взаимодействии. Важная особенность творческого познания — умение создавать и успешно разрешать проблемные ситуации. Творческое познание невозможно без самостоятельности мышления, его критичности и самокритичности, гибкости мышления, умения делать выводы из допущенных ошибок, мыслить быстро (но не скоропалительно), отделять существенное от несущественного и самостоятельно приходить ко все новым и новым выводам и обобщениям.

В творческом процессе сознательное и бессознательное, рациональное и иррациональное, дискурсивное (логическое, понятийное) и интуитивное дополняют друг друга. Важную роль в этом процессе играет интуиция (внезапное озарение) — способность прямого, непосредственного постижения истины без предварительных логических рассуждений и без доказательств. В истории философии на важную роль интуиции (хотя и по-разному понимаемой) в процессе познания указывали многие мыслители.

Таким образом, творческое познание — это всегда непрерывный, активный, целенаправленный поиск новых подходов, выводов и результатов, а его фундаментальная характеристика — мысленное прогнозирование будущего. Тем самым творчество (в том числе в познавательной своей форме) — это деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Оно специфично для человека, так как всегда предполагает творца — субъекта творческой деятельности — создающего новые по замыслу материальные, культурные, духовные ценности. Познание и творчество неразрывно связаны как между собой, так и с практикой (практической деятельностью) как с их основой.

источник

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2 Глава I. Гносеология . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3 Глава II. Знание и познание . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4 Знание . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4 Познание . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5 Эмпирическое познание . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7 Теоретическое познание . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8 Интуиция . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9 Глава III. Практика и познание . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10 Глава IV. Истина и заблуждение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12 Глава V. Научное познание . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15

1) Структура познания . . . 15

3) Принципы научного познания . . . . .17

4) Методология научного познания . . . . . 17

Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23

Не секрет, что в нашей стране происходят преобразования, очень важные для каждого гражданина, события исторической важности. Поэтому следует более углубленно изучать проблемы познавательной деятельности человека.

Развитие цивилизации подошло к такому рубежу, когда важнейшими средствами решения ее проблем становятся компетентность и добрая воля, базирующиеся на знании и общечеловеческих ценностях. Научное и гуманистическое мировоззрение, ориентированное на истину, добро и справедливость, может способствовать росту духовности человека, а также все большей интегрированности культуры человечества и конвергируемости интересов народа [3, 3].

Некоторые ученые утверждают, что в наше время все более явственно проступает процесс становления социальной целостности, закладываются основы общего для человечества стиля мышления. В структуре последнего ведущее место принадлежит диалектике.

Проблемы теории познания в наше время выступают в различных формах. Но существует ряд традиционных проблем, среди которых истина и заблуждение, познание и интуиция, чувственное и рациональное и др. Они образуют фундамент, опираясь на который можно осмыслить развитие науки и техники, взаимосвязь познания и практики, формы и типы человеческого мышления. Часть этих проблем будет раскрыта ниже [3, 3].

Познание очень важно для человека, так как иначе невозможно было бы развитие самого человека, науки, техники и неизвестно, как далеко мы бы ушли от каменного века, если бы не обладали способностью к познанию. Но и «избыток» знания тоже может принести вред. Вот что сказал на этот счет Ф.Жолио-Кюри: «Ученые знают, сколько пользы принесла наука человечеству; они знают и то, чего она могла бы сейчас достигнуть, если бы на всем земном шаре воцарился мир. Они не хотят, чтоб когда-нибудь были произнесены слова: «Наука нас привела к гибели от атомных и водородных бомб». Ученые знают, что наука не может быть виновата. Виноваты только те люди, которые плохо используют ее достижения».

Следует отметить, что многие глубокие проблемы гносеологии до настоящего момента не до конца выяснены. Дальнейший гносеологический прогресс сопряжен со значительными будущими прорывами теоретической мысли.

Гносеология или теория познания – это раздел философии, в котором изучаются природа познания и его возможности, отношение знания к реальности, выявляются условия достоверности и истинности познания. Термин «Гносеология» происходит от греческих слов «gnosis» – знание и «logos» – понятие, учение и означает «понятие о знании», «учение о знании». Это учение исследует природу человеческого познания, формы и закономерности перехода от поверхностного представления о вещах (мнение) к постижению их сущности (истинного знания) и поэтому рассматривает вопрос о путях движения истины, о ее критериях. Самым животрепещущим вопросом для всей гносеологии является вопрос о том, какой практический жизненный смысл имеет достоверное знание о мире, о самом человеке и человеческом обществе. И, хотя сам термин «теория познания» введен в философию сравнительно недавно (в 1854 г.) шотландским философом Дж.Феррером, учение о познании разрабатывалось уже со времен Гераклита, Платона, Аристотеля.

Теория познания изучает всеобщее в познавательной деятельности человека безотносительно к тому, какова сама эта деятельность: повседневная или специализированная, профессиональная, научная или художественная. Поэтому мы можем назвать эпистемологию (теорию научного познания) подразделением гносеологии, хотя довольно часто в литературе эти две науки отождествляются, что не верно [1, 5].

Дадим определения субъекта и объекта познания, без которых невозможен сам процесс познания.

Субъект познания – это тот, кто его реализует, т.е. творческая личность, формирующая новое знание. Субъекты познания в своей совокупности образуют научное сообщество. Оно, в свою очередь, исторически развивается и организуется в различные социальные и профессиональные формы (академии, университеты, НИИ, лаборатории и т.д.) [1, 84-85].

С гносеологической точки зрения можно отметить, что субъект познания является общественно-историческим существом, реализующим общественные цели и осуществляющим познавательную деятельность на основе исторически развивающихся методов научного исследования.

Объект познания – это фрагмент действительности, оказавшийся в фокусе внимания исследователя. Говоря просто, объектом познания является то, что исследуется ученым: электрон, клетка, семья. Им могут быть как явления и процессы объективного мира, так и субъективный мир человека: образ мышления, психическое состояние, общественное мнение. Также объектом научного анализа могут быть как бы «вторичные продукты» самой интеллектуальной деятельности: художественные особенности литературного произведения, закономерности развития мифологии, религии и т.д. Объект объективен в отличие от собственных представлений о нем исследователя [1, 84-93, 100-115].

Иногда в гносеологии вводится еще дополнительный термин «предмет познания», чтобы подчеркнуть нетривиальный характер формирования объекта науки. Предмет познания представляет собой определенный срез или аспект объекта, вовлеченного в сферу научного анализа. Объект познания входит в науку через предмет познания. Можно сказать и так, что предмет познания – это проекция выбранного объекта на конкретные исследовательские задачи [1, 6-12].

Человечество всегда стремилось к приобретению новых знаний. Процесс овладения тайнами бытия есть выражение устремлений творческой активности разума, составляющего великую гордость человечества.

Наш разум постигает законы мира не ради простой любознательности, а ради практического преобразования и природы и человека с целью максимально гармоничного жизнеустройства человека в мире. Знания человечества образуют сложную систему, которая выступает в виде социальной памяти, богатства ее передаются от поколения к поколению, от народа к народу с помощью механизма социальной наследственности, культуры.

Читайте также:  Виды экономического анализа какой прогноз

Термин «знание» обычно употребляется в трех смыслах:

1) способности, умения, навыки, которые базируются на

осведомленности о том, как что-либо сделать, осуществить те или

2) любая познавательно значимая информация (в частности –

3) особая познавательная единица, гносеологическая форма отношения

человека к действительности, существующая наряду и во взаимосвязи с практическим отношением.

Следует отметить, что второй и третий пункты данного определения и являются предметом рассмотрения гносеологии .

Познание есть специфический вид духовной деятельности человека, процесс постижения окружающего мира. Оно развивается и совершенствуется в тесной связи с общественной практикой.

Знание всегда является идеальным образом действительности. Знать что-либо – означает иметь некоторое идеальное представление об интересующем нас предмете.

Познание и знание различаются как процесс и результат.

В своей сущности, познание есть отражение мира в научных представлениях, гипотезах и теориях. Под отражением обычно понимают воспроизведение свойств одного объекта (оригинала) в свойствах другого, взаимодействующего с ним объекта (отражающей системы). В случае познания в качестве отражения как раз и выступает научный образ изучаемого объекта, представленный в форме научных фактов, гипотез, теорий. Между отражением, данным в научном образе, и изучаемым объектом существуют отношения структурного сходства. Это означает, что элементы образа соответствуют элементам изучаемого объекта.

Из миллионов познавательных усилий отдельных личностей складывается общественно-значимый процесс познания. Для того чтобы индивидуальное знание стало общественным, оно должно пройти своеобразный «естественный отбор» (через общение людей, критическое усвоение и признание этих знаний обществом и т.д.). Таким образом, познание – это общественно-исторический, аккумулятивный процесс получения и совершенствования знаний о мире, в котором живет человек.

Процесс познания весьма многогранен, как многогранна и общественная практика. Во-первых, познание различается своей глубиной, уровнем профессионализма, использованием источников и средств. С этой стороны выделяются обыденные и научные знания. Первые не являются результатом профессиональной деятельности и, в принципе, присущи в той или иной мере любому индивиду. Второй вид знания возникает в результате глубоко специализированной, требующей профессиональной подготовки деятельности, называемой научным познанием.

Познание различается и своим предметом. Познание природы ведет к становлению физики, химии, геологии и т.д., составляющих в совокупности естествознание. Познание самого человека и общества обуславливает становление гуманитарных и общественных дисциплин. Существует также художественное познание. Весьма специфично религиозное познание, направленное на понимание таинств и догматов религии.

источник

Формы знания и познавательной деятельности.

Чувственное и рационалистическое познание.

Понятие истины. Истина и заблуждение.

Познание конца ХХ – начала ХХI в.в.

1. Как уже рассматривалось нами, сознание – это всегда осознанное бытие, выражение отношения человека к своему бытию. Знание – это объективная реальность, данная в сознании человека, который в своей деятельности отражает, идеально воспроизводит объективные закономерные связи реального мира. Познание – это обусловленный, прежде всего общественно-исторической практикой, процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование.

Процесс познания является результатом взаимодействия субъекта и объекта. В широком смысле «субъектом» научного познания является общество, а «объектом» — весь окружающий мир, но только в тех границах, в которых общество или человек с ним взаимодействует. Поэтому в нашем знании всегда содержится два момента: субъективная форма и объективное содержание. Таким образом, гносеология (теория познания) – раздел философии, в котором изучаются такие проблемы, как природа познания, его возможности и границы, отношения знания и реальности, субъекта и объекта познания, исследуются всеобщие предпосылки познавательного процесса, условия достоверности знания, критерии его истинности, формы и уровни познания.

Человек постигает окружающий его мир различными способами, среди которых можно выделить два основных: материально-технический, производство средств к жизни, труд, практика; духовный (идеальный), в рамках которого познавательные отношения субъекта и объекта – лишь одно из многих других.

Познание как форма духовной деятельности осуществляется в многообразных и взаимосвязанных социально-культурных формах.

Первый вид познавательной деятельности – это обыденно-практическое познание. Оно формируется в процессе повседневной деятельности, на основе личного опыта и обобщения. Полученные знания носят прочный, но хаотический, разрозненный характер, представляя собой, простой набор сведений и правил.

Важную роль на начальном этапе истории человечества играло мифологическое познание. Его специфика в том, что оно представляет собой фантастическое отражение реальности, является бессознательно-художественной переработкой природы и общества. Мифологическое мышление – это не просто игра фантазии, а своеобразное моделирование мира, позволяющее фиксировать и передавать опыт поколений. Мифологическому мышлению свойственно его слитность с эмоциональной сферой, неотчётливое разделение объекта и субъекта познания, происхождения и сущности явлений. В наше время значение мифологического познания остаётся актуальным.

В рамках мифологии зарождается художественно-образная форма познания, которая в дальнейшем получила своё развитие в искусстве. Специфика его состоит в том, что оно в своей основе является образным и наглядным и поэтому близко к обыденному познанию. Художественно осваивая реальность в различных видах (живопись, музыка, театр), удовлетворяя эстетические потребности людей, искусство одновременно познаёт мир.

Следующая форма познания – игровое, которое является одной из исторически первых форм познания. В ходе игры индивид осуществляет активную познавательную деятельность, приобретает большой объём новых знаний, впитывает в себя богатство культуры – деловые игры, спортивные игры, игра актёров. В современной философии игра считается всеобщим принципом становления культуры, основой человеческого общежития.

Предметом философского познания является универсальное общее или всеобщее. Философское знание всегда является мировоззрением, и поэтому оно не может не содержать в себе оценки познаваемого – обязательного элемента философского познания.

Особенности религиозного познания определяются тем, что оно обусловлено непосредственной эмоциональной формой отношения людей к господствующим над ними земными силами. Будучи фантастическим отражением последних, религиозные представления содержат в себе определённые знания. Однако религия (как и мифология) не воспроизводит знание в систематической и теоретической формах. Это знание не носит объективный, всеобщий и доказательный характер.

В конце ХХ века возрос интерес к эзотеризму, как к одному из вненаучных способов духовного познания. Для него характерны закрытость своего содержания от «непосвящённых», способность приобщения своих сторонников к тайнам мироздания, сложная символизация. К эзотерическим учениям обычно относят гностицизм, теософию, антропософию, магию, алхимию, астрологию. Эзотеризм занимает место между наукой и религиозным познанием, предлагая своё решение проблем, не требуя ни рациональных доказательств, ни ссылок на священное писание.

В отличие от других форм познания, научное познание предполагает объяснение фактов, осмысление их в системе понятий данной науки. Наука изучает в процессах и явлениях только общее и необходимое, поскольку основным предметом научного познания является знание законов. Научное знание по форме всегда сконцентрировано в общих понятиях, т.о. в науке доминирует логическое, понятийное, системное знание.

Все вышеперечисленные формы познания тесно взаимосвязаны. Научное знание невозможно без философского, а оно базируется на частнонаучном, а художественное познание активизирует все формы знания. В основе всех лежит обыденное, повседневное знание. Без связи с повседневным опытом не имеет смысла никакое другое знание.

2. В процессе познания задействованы практически все способности человека, среди которых важнейшими являются чувства и разум.

Чувственное знание – это знание в виде ощущений и восприятий свойств вещей, непосредственно данных органам чувств.

Исходным чувственным образом в познавательной деятельности является ощущение – простейший чувственный образ, отражение в сознании человека отдельных сторон, свойств предметов.

Целостный образ, отражающий непосредственно воздействующие на органы чувств предметы, их свойства и отношения, называется восприятием.

Ощущения и восприятия осуществляются и развиваются в процессе практического воздействия человека на внешний мир, в результате активной работы органов чувств. В результате восприятия внешних воздействий и сохранения их в памяти возникают представления – обобщённый чувственно-наглядный образ предмета, воздействовавшего на органы чувств в прошлом.

Рациональное познание наиболее полно и адекватно выражено в мышлении. Мышление – это целенаправленное опосредованное и обобщённое отражение человеком существенных свойств и отношений веществ на основе чувственных данных и выраженное в понятиях и категориях. Основными формами, в которых возникло, развивается и осуществляется мышление, являются понятия, суждения и умозаключения.

Понятие – это форма мышления, отражающая общие закономерные связи, существенные стороны, которые закрепляются в их определениях.

Суждение – форма мышления, в которой посредством связи понятий утверждается (отрицается) что-либо о чём-либо: Париж стоит на Сене.

Умозаключение – форма мышления, посредством которой из ранее установленного знания или ряда суждений выводится новое знание или суждение: Силлогизм – Все деревья имеют корни. Клён – это дерево. Следовательно у клёна есть корни.

3. Непосредственной целью познания в любой его форме является истина. Категории истины и заблуждения – ключевые в теории познания, выражающие две противоположные, но неразрывно связанные стороны познавательного процесса.

Заблуждение – это содержание сознания, не соответствующее реальности, но принимаемое за истинное. Главным своим источником заблуждение имеет ограниченность, неразвитость или ущербность общественно-исторической практики и самого познания. Заблуждение есть искажённое отражение действительности, возникающее как абсолютизация результатов познания отдельных её сторон.

Истина – знание, соответствующее своему предмету и совпадающее с ним. Это адекватная информация об объекте, характеризуемая с точки зрения её достоверности. Будучи объективной по своему внешнему материальному содержанию, истина субъективна по своим внутренним идеальным содержанию и форме.

Истина есть процесс, а не одноразовый акт постижения объекта сразу, целиком и в полном объёме. Для характеристики объективной истины как процесса применяются категории абсолютного (выражает устойчивое, неизменное в явлениях) и относительного (отражает изменчивое, преходящее). Абсолютная и относительная истина – это два необходимых момента одной и той же объективной истины. Они выражают разные ступени, стороны познания человеком объективного мира и различаются лишь по степени точности и полноте его отражения.

Абсолютная истина понимается, во-первых, как полное, исчерпывающее знание о реальности в целом; во-вторых, как тот элемент знаний, который не может быть никогда опровергнут в будущем: «птицы имеют клюв», «человек смертен». Т.о., абсолютная истина – это такое содержание знания, которое не опровергается последующим развитием науки.

Относительная истина выражает изменчивость каждого истинного знания, его уточнение по мере развития практики и познания. При этом старые истины заменяются новыми, либо опровергаются. Относительность истины заключается в её неполноте, условности, приблизительности, незавершённости. Абсолютная истина в виде целостного фрагмента знания складывается из суммы относительных в процессе развития познания на основе практики.

Существуют две крайние позиции в понимании отношения абсолютного и относительного моментов истины. Догматизм преувеличивает значение устойчивого момента, релятивизм – изменчивой стороны каждой истины.

4. В условиях современного философского плюрализма можно зафиксировать тенденции к синтезу наиболее плодотворных гносеологических идей и концепций, разработанных в русле разных философских направлений. Тем не менее, удельный вес гносеологических исследований, ориентированных на науку, значительно больше ориентированных на вненаучные формы отношения человека к миру. В первом случае предполагаются сциентистские течения: постпозитивизм, аналитическая философия, постструктурализм. Во втором случае имеются в виду антисциентистские течения: экзистенциализм, герменевтика, феноменология, эволюционная эпистемология.

Постпозитивизм – современная форма позитивистской философии, представителями которой являются К. Поппер, Т. Кун. Основным предметом гносеологии является развитие знания в его целостности. При этом основным материалом, на котором строится анализ механизмов роста и изменения знания является история науки, а не только её результаты. Открытие нового знания и его обоснование – это единый процесс.

Структурализм и постструктурализм исследовали философское и гуманитарное знания. Если представители структурализма (Леви-Стросс, Фуко) обращали внимание на структуру этих видов знания, то постструктуралисты (Деррида, Делёз) пытались осмыслить структуру и всё «неструктурное» в знании с точки зрения их генезиса и исторического развития. Они считают, что познавательный процесс невозможен без включённого в него субъекта, личностные качества которого играют важную роль в познании.

Герменевтика сосредоточила своё внимание на изучении особенностей гуманитарного знания, способах его достижения и отличий от естествознания, на выявлении сходства и различия познания и понимания (Хайдеггер, Хабермас, Гадамер). Они исходят из того, что реально существуют различные способы отношения человека к миру, среди которых научно-теоретическое – лишь одна из немногих. Истина познаётся не только с помощью научного метода, важную роль играют философия, искусство, история.

источник