Научное познание – это вид познавательной деятельности человека, направленной на получение объективных, систематизированных, обоснованных и организованных знаний о природе, человеке и обществе.
- Объективность знаний о природе, человеке и обществе
- Непротиворечивость, доказательность, системность
- Проверяемость
- Наличие и постоянное развитие понятийного аппарата (терминологии)
- Использование в деятельности специальных методов и способов добывания знаний об изучаемом предмете
- Высокий уровень обобщения полученных знаний
- Универсальность знаний, то есть возможность их использования в различных отраслях знаний и сферах деятельности людей.
Принципы научного познания (то есть исходные положения, правила, на которых строится научная деятельность)
- Принцип причинности — установление причинно-следственных связей между изучаемыми явлениями, процессами, событиями.
- Принцип истинности– то есть соответствие знаний содержанию объекта, который изучается.
- Принцип относительности– любое научное знание относительное, так как ограничено возможностями науки на данный период развития общества и будет добавляться с развитием науки, техники и человеческого разума.
- Эмпирический — это выявление фактов, очевидных, видимых в результате описания предметов и явлений. В основе эмпирических методов научного познания лежит чувственное познание (ощущения, восприятие, представление) и показания конкретных научных приборов.
- Теоретический– это выявление фундаментальных знаний, которые порой скрыты за внешними признаками изучаемых предметов, познание сущности явлений и процессов, которые нельзя наблюдать. В основе теоретических методов лежит рациональное познание (понятия, суждения, умозаключения и выводы.)
Каждый уровень научного познания имеет свои методы (от греч. hypothesis — предположение) изучения предметов познания, то есть средств, путей познания.
- Наблюдение –восприятие предметов, явлений со стороны, невмешательство в них (например, наблюдение солнечного затмения)
- Эксперимент-изучение предметов познания в управляемых, специально созданных человеком условиях (например, изучение роста растения в изменённых условиях)
- Сравнение – выявление различия и сходства между изучаемыми предметами познания (например, сравнение причастия и деепричастия)
- Измерение –определение отношения измеряемой величины чего-либо по сравнению с эталоном (например, к метру, грамму).
Эмпирические методы в научной деятельности в совершенно чистом виде использовать невозможно. Обязательно они сочетаются с теоретическими.
- Анализ –(от греч. разложение, расчленение)процесс мысленного и фактического разложения целого предмета изучения на составляющие его части, изучение каждой части в отдельности (например, анализ литературного произведения, его темы, идеи, характеристика героев).
- Синтез– (от греч. соединение, сочетание, составление) процесс мысленного и фактического соединения частей и изучение изучаемого предмета как единого целого (например, обобщение всех подтем по единой теме «Имя существительное»)
- Индукция —(от лат. наведение)переход от изучения отдельных частей к изучению целого, от частного — к общему (например, изучение сначала отдельных признаков глагола в причастии, а затем выведение итогового суждения о том, что причастие имеет признаки глагола).
- Дедукция —(от лат. — выведение) выведение нового знания на основе нескольких других утверждений об изучаемом предмете, от общего к частному( например, сначала учитель даёт учащимся общие правила написания Н и НН в причастиях, а затем каждое правило разбирает отдельно на конкретных примерах).
- Абстрагирование –(от лат. — отвлечение) отвлечение от свойств и признаков изучаемого предмета ради выявления какого-либо определённого его свойства (например, на уроках анатомии учащиеся изучают систему кровообращения человека, не говоря в это время о других системах, хотя кровообращение тесно связано с дыханием, пищеварением и т.д.)
- Моделирование –создание модели изучаемого предмета с целью его наиболее полного познания (например, на уроках химии учащиеся изучают строение вещества по модели атома).
- Аналогия –(от греч. соответствие) изучение предметов и явлений по их сходству в чём-либо (например, решение задач, подобных той, которую объяснил учитель)
- Идеализация — (от лат. образ) ,мысленное, абстрактное воссоздание изучаемых предметов, которые в действительности не могут быть воспроизведены (например, невозможно увидеть, как в результате Большого взрыва образовалась Вселенная).
- Классификация– (от лат.— разряд и делать) объединение различных изучаемых предметов в группы по каким-либо признакам (например, классификация растений).
- Формализация– (от лат. — вид, образ)знаковая, символическая система отражения знаний (например, химические символы для отражения веществ)
Теоретические методы тоже тесно связаны с эмпирическими, так как требуют проверки, сравнения, проведения эксперимента. Обе группы методов находятся во взаимосвязи, чтобы получить достоверные научные знания.
Как видите, ребята, по приведённым примерам, все данные методы используются учителями буквально на каждом учебном предмете, а вы в школе получаете первичные навыки их использования в процессе познания мира.
Знания, получаемые в процессе научного познания, имеют свою форму выражения. Их несколько.
- Научный факт — это объективное отражение в сознании человека сущности изучаемого предмета или явления, описанного, доказанного им . Нужно отличать объективный факт (реально существующий предмет, явление и т.д.) и научный факт (подтверждённое знание в результате научной деятельности)
Например, начало Великой Отечественной войны – это объективный факт, а то, что Луна- спутник Земли — это научный факт.
- Эмпирический закон –форма познания, выраженная в суждении, которое объективно доказано, выражает повторяющиеся, устойчивые связи между явлениями и процессами (например, законы Ньютона)
- Проблема —(от греч.— задача) это вопросы, осознанно сформулированные в ходе научного познания, ответы на которые необходимо найти и доказать.
- Гипотеза-(от греч.— предположение) научное предположение, которое научно обосновано и требует проверки, доказательства.
- Теория –(от греч. — наблюдение), форма знания, представляющая собой наиболее целостное отражение закономерных и существенных связей в какой-либо изучаемой области.
- Концепция —(от греч. — понимание, система)- полная система взглядов на предмет познания, которая сложилась на данный период времени развития науки (например, концепция развития человечества). Синонимом слова является слово «доктрина», то есть совокупность официально принятых взглядов на определённую проблему.
Таким образом, научное познание — это сложный процесс, включающий в себя самые различные формы и методы исследования для получения объективных знаний об изучаемом предмете.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна
источник
Научное познание — это вид познавательной деятельности человека, направленный на выявление сущности предметов и явлений окружающего мира, взаимосвязей между ними, закономерностей их развития. В результате научного познания формируется система объективных и обоснованных знаний о природе, человеке, обществе. Цель научного познания — описание, объяснение и предсказание событий. Предметом научного познания может быть любое явление реального мира — природные процессы, психическая или хозяйственная деятельность человека, законы функционирования и развития общества.
объективность, истинность получаемого знания (непротиворечивость, доказательность, системность);
наличие понятийного аппарата, специальных методов и способов деятельности;
проверяемость результатов познания;4) высокий уровень теоретического обобщения.
В процессе научного познания обычно выделяют два уровня: эмпирический и теоретический.
Эмпирический (опытный, чувственный) уровень научного познания обеспечивает выявление объективных фактов, в которых обнаруживаются скрытые, внутренние связи и отношения между предметами и явлениями окружающего мира. Главная задача познающего субъекта на эмпирическом уровне познания — верное описание явлений и процессов. Научный факт — продукт эмпирического познания. К методам эмпирического научного познания относятся научное наблюдение, эксперимент (лабораторные опыты, производственные испытания).
Теоретический (рациональный) уровень — раскрытие внутренних взаимосвязей между явлениями, закономерностей их развития. На этом уровне происходит обобщение полученных эмпирическим путем сведений и их логическое объяснение: создание научных гипотез, законов и теорий. Основные методы этого уровня познания: анализ, синтез, идеализация, абстрагирование, аналогия, индукция и дедукция.Однако выделение в процессе познания этих двух уровней условно: в практической познавательной деятельности они тесно взаимосвязаны, взаимообусловлены и проникают друг в друга. Научное наблюдение и эксперимент имеют определенную теоретическую нагрузку, а абстрактные понятия и законы опираются на эмпирические данные.
Главные формы научного познания: научный факт, эмпирический закон, проблема, гипотеза, теория.
Научный факт — это отражение и интерпретация факта реальности в человеческом сознании. Сам по себе факт как фиксация эмпирического знания (описание объекта без попытки его истолкования, разъяснения) не является научным фактом. Особенность научного факта состоит в том, что он может быть подвергнут верификации — проверке, в ходе которой доказывается его истинность. Эмпирический закон — обобщение эмпирических фактов, выявляющее устойчивую связь между явлениями и процессами.
Проблема — теоретический или практический вопрос, возникающий в ходе познания и требующий ответа. Научная проблема обычно подразумевает наличие противоречивых позиций в объяснении явлений, объектов и процессов.
Гипотеза — научное предположение, объясняющее какое-либо явление и сформулированное на основе ряда фактов. На стадии гипотезы научное объяснение явления носит вероятностный характер и нуждается в доказательстве и практической проверке. В ходе проверки гипотеза может оказаться истиной либо заблуждением.
Теория — наиболее полная форма научного знания о предмете, которая возникает в результате проверки гипотезы. Теория представляет собой систему обобщенных положений, идей или принципов, которая дает целостное отображение определенного явления действительности.
источник
Научное познание — это вид и уровень познания, направленный на производство истинных знаний о действительности, открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов. Оно становится над обыденным познанием, то есть стихийным познанием, связанным жизнедеятельностью людей и воспринимающим действительность на уровне явления.
Эпистемология —это учение о научном познании.
Особенности научного познания:
Во-первых, основная его задача — обнаружение и объяснение объективных законов действительности — природных, социальных и мышления. Отсюда ориентация исследования на общие, существенные свойства объекта и их выражение в системе абстракции.
Во-вторых, непосредственная цель и высшая ценность научного познания — это объективная истина, постигаемая преимущественно рациональными средствами и методами.
В-третьих, в большей мере, чем другие виды познания оно ориентировано на то, чтобы быть воплощенным на практике.
В-четвертых, наука выработала специальный язык, характеризующийся точностью использования терминов, символов, схем.
В-пятых, научное познание есть сложный процесс воспроизводства знаний, образующих целостную, развивающуюся систему понятий, теорий, гипотез, законов.
В-шестых, научному познанию присущи как строгая доказательность, обоснованность полученных результатов, достоверность выводов, так и наличие гипотез, догадок, предположений.
В-седьмых, научное познание нуждается и прибегает к специальным орудиям (средствам) познания: научной аппаратуре, измерительным инструментам, приборам.
В-восьмых, научное познание характеризуется процессуальностью. В своем развитии оно проходит два основных этапа: эмпирический и теоретический, которые тесно связаны между собой.
В-девятых, область научного знания составляют проверяемые и систематизированные сведения о различных явлениях бытия.
Уровни научного познания:
Эмпирический уровень познания — это непосредственное опытное, в основном индуктивное, изучение объекта. Он включает в себя получение необходимых исходных фактов — данных об отдельных сторонах и связях объекта, осмысление и описание на языке науки полученных данных, их первичною систематизацию. Познание на этом этапе остается еще на уровне явления, но предпосылки для проникновения сущность объекта уже созданы.
Теоретический уровень характеризуется глубоким проникновением в сущность изучаемого объекта, не только выявлением, но и объяснением закономерностей его развития и функционирования, построением теоретической модели объекта и ее углубленным анализом.
Формы научного познания:
научный факт, научная проблема, научная гипотеза, доказательство, научная теория, парадигма, единая научная картина мира.
Научный факт — это исходная форма научного познания, в которой фиксируется первичное знание об объекте; он есть отражение в сознании субъекта факта действительности. При этом научным фактом является лишь тот, который поддается проверке и описан в научных терминах.
Научная проблема — это противоречие между новыми фактами и существующими теоретическими знаниями. Научная проблема также может быть определена как своего рода знание о незнании, поскольку она возникает тогда, когда познающий субъект осознает неполноту того или иного знания об объекте и ставит цель ликвидировать этот пробел. Проблема включает в себя проблемный вопрос, проект решения проблемы и ее содержание.
Научная гипотеза — это научно обоснованное предположение, объясняющее те или иные параметры изучаемого объекта и не противоречащее известным научным фактам. Она должна удовлетворительно объяснять изучаемый объект, быть принципиально проверяемой и отвечать на вопросы, поставленные научной проблемой.
Кроме того, основное содержание гипотезы не должно находиться в противоречии с установленными в данной системе знаний законами. Предположения, составляющие содержание гипотезы, должны быть достаточными для того, чтобы с их помощью можно было объяснить все те факты, относительно которых выдвинута гипотеза. Предположения гипотезы не должны быть логически противоречивы.
Выдвижение новых гипотез в науке связано с необходимостью нового видения проблемы и возникновением проблемных ситуаций.
Доказательство — это подтверждение гипотезы.
• практика, выступающая прямым подтверждением
• косвенное теоретическое доказательство, включающее подтверждение аргументами с указанием на факты и законы (индуктивный путь), выведение гипотезы из других, более общих и уже доказанных положений (дедуктивный путь), сравнение, аналогию, моделирование и т. п.
Доказанная гипотеза выступает основой построения научной теории.
Научная теория — это форма достоверного научного знания о некоторой совокупности объектов, представляющая собой систему взаимосвязанных утверждений и доказательств и содержащая методы объяснения, преобразования и предсказания явлений данной объектной области. В теории в форме принципов и законов выражается знание о существенных связях обуславливающих возникновение и существование тех или иных объектов. Основными познавательными функциями теории являются: синтезирующая, объяснительная, методологическая, предсказательная и практическая.
Все теории развиваются в рамках определенных парадигм.
Парадигма — это особый способ организации знаний и видения мира, влияющий на направление дальнейших исследований.Парадигму
можно сравнить с оптическим прибором, через который мы смотрим на то или иное явление.
Множество теорий постоянно синтезируются в единую научную картину мира, то есть целостную систему представлений об общих принципах и законах устройства бытия.
Методы научного познания:
Метод (от греч. Metodos — путь к чему-либо) — это способ деятельности в любой ее форме.
В метод входят приемы, обеспечивающие достижение цели, регулирующие деятельность человека и общие принципы, из которых вытекают эти приемы. Методы познавательной деятельности формируют направленность познания на том или ином этапе, порядок проведения познавательных процедур. По своему содержанию методы объективны, т. к. определяются, в конечном счете, характером объекта, законами его функционирования.
Научный метод — это совокупность правил, приемов и принципов, обеспечивающих закономерное познание объекта и получение достоверного знания.
Классификация методов научного познания может осуществляться по различным основаниям:
Первое основание. По характеру и роли в познании выделяют методы — приемы, которые состоят из конкретных правил, приемов и алгоритмов действий (наблюдение, эксперимент и т. п.) и методы- подходы, которые указывают направление и общий способ исследования (системныйАНАЛИЗ , функциональныйАНАЛИЗ , диахронный метод и т. д.).
Второе основание. По функциональному назначению выделяют:
а) общечеловеческие приемы мышления (анализ, синтез, сравнение, обобщение, индукция, дедукция и т. д.);
б) методы эмпирического уровня (наблюдение, эксперимент, опрос, измерение);
в) методы теоретического уровня (моделирование, мысленный эксперимент, аналогия, математические методы, философские методы, индукция и дедукция).
Третье основание — это степень общности. Здесь методы подразделяются на:
а) философские методы (диалектический, формально — логический, интуитивный, феноменологический, герменевтический);
б) общенаучные методы, то есть методы, направляющие ход познания во многих науках, но в отличие от философских методов, каждый общенаучный метод (наблюдение, эксперимент, анализ, синтез, моделирование и т. д.) решает свою, характерную лишь для него задачу;
Общечеловеческие приемы мышления:
— Сравнение — установление сходства и различия предметов действительности (например, сравниваем характеристики двух двигателей);
— АНАЛИЗ — мысленное расчленение предмета, как целого
(расчленяем каждый двигатель на составные элементы характеристики);
— Синтез — мысленное объединение в единое целое выделенных в результате анализа элементов (мысленно соединяем лучшие характеристики и элементы обоих двигателей в одном — виртуальном);
— Абстрагирование — выделение одних признаков предмета и отвлечение от других (например, изучаем только дизайн двигателя и временно не учитываем его содержание и функционирование);
— Индукция — движение мысли от частного к общему, от отдельных данных к более общим положениям, а в итоге — к сущности (учитываем все случаи сбоев двигателя данного типа и, исходя из этого, приходим к выводам о перспективах его дальнейшей эксплуатации);
— Дедукция — движение мысли от общего к частному (исходя из общих закономерностейРАБОТЫ двигателя делаем прогнозы о дальнейшем функционировании конкретного двигателя);
— Моделирование — построение мысленного предмета (модели) сходного с реальным, исследование которого позволит получить необходимую для познания реального предмета информацию (создание модели более совершенного двигателя);
— Аналогия — вывод о сходстве предметов в одних свойствах, на основании сходства в других признаках (вывод о поломке двигателя по характерному стуку);
— Обобщение — объединение отдельных предметов в некотором понятии (например, создание понятия «двигатель»).
Под глобальными проблемами современности следует понимать совокупность проблем, от решения которых зависит дальнейшее существование цивилизации.
Глобальные проблемы порождаются неравномерностью развития разных областей жизни современного человечества и противоречиями порождаемыми в социально-экономических, политико-идеологических, социо-природных и других отношениях людей. Эти проблемы затрагивают жизнь человечества в целом.
Глобальные проблемы человечества — это проблемы, которые затрагивают жизненные интересы всего населения планеты и требуют для своего решения совместных усилий всех государств мира.
Проблема Север-Юг — это проблема экономических отношений развитых стран с развивающимися. Ее суть состоит в том, что для преодоления разрыва в уровнях социально-экономического развития между развитыми и развивающимися странами последние требуют or развитых стран различных уступок, в частности, расширения доступа своих товаров на рынки развитых стран, усиления притока знаний и капитала (особенно в форме помощи), списания долгов и других мер по отношению к ним.
Одной из главных глобальных проблем является проблема бедности. Под бедностью понимается невозможность обеспечивать простейшие и доступные для большинства людей в данной стране условия жизни. Большие масштабы бедности, особенно в развивающихся странах, представляют серьезную опасность не только для национального, но и для мирового устойчивого развития.
Мировая продовольственная проблема заключается в неспособности человечества до настоящего времени полностью обеспечить себя жизненно важными продуктами питания. Данная проблема выступает на практике как проблема абсолютной нехватки продовольствия (недоедания и голода) в наименее развитых странах, а также несбалансированности питания в развитых. Ее решение будет во многом зависеть от эффективного использованияприродных ресурсов, научно-технического прогресса в сфере сельского хозяйства и от уровня государственной поддержки.
Глобальная энергетическая проблема — это проблема обеспечения человечества топливом и энергией в настоящее время и в обозримом будущем. Главной причиной возникновения глобальной энергетической проблемы следует считать быстрый рост потребления минерального топлива в XX в. Если развитые страны решают эту проблему сейчас прежде всего заСЧЕТ замедления роста своего спроса путем снижения энергоемкости, то в остальных странах идет сравнительно быстрый рост энергопотребления. К этому может добавиться растущая конкуренция на мировом рынке энергоресурсов между развитыми странами и новыми крупными индустриальными странами (Китай, Индия, Бразилия). Все эти обстоятельства в сочетании с военно-политической нестабильностью в некоторых регионах могут обусловливать значительные колебания в уровне мировых цен на энергоресурсы и серьезно влиять на динамику спроса и предложения, а также производства и потребления энергетических товаров, создавая подчас кризисные ситуации.
Экологический потенциал мировой экономики все больше подрывается хозяйственной деятельностью человечества. Ответом на это стала концепция экологически устойчивого развития. Она предполагает развитие всех стран мира с учетом настоящих потребностей, но не подрывающее интересы будущих поколений.
Защита окружающей среды является важной частью развития. В 70-х гг. 20 века экономисты осознали важное значение проблем окружающей среды для экономического развития. Процессы деградации окружающей среды могут иметь самовоспроизводящийся характер, что грозит обществу необратимым разрушение и исчерпанием ресурсов.
Глобальная демографическая проблема распадается на два аспекта: демографический взрыв в ряде стран и регионов развивающегося мира и демографическое старение населения развитых и переходных стран. Для первых решением является повышение темпов экономического роста и снижение темпов роста населения. Для вторых — эмиграция и реформирование пенсионной системы.
Взаимосвязь роста населения и экономического роста длительное время является предметом исследования экономистов. В результате исследований выработалось два подхода к оценке влияния роста населения на экономическое развитие. Первый подход в той или иной степени связан с теорией Мальтуса, который полагал, что рост населения опережает рост продовольствия и поэтому население мира неизбежно беднеет. Современный подход к оценке роли народонаселения на экономику является комплексным и выявляет как положительные, так и негативные факторы влияния роста населения на экономический рост.
Многие специалисты считают, что действительная проблема — не рост населения сам по себе, а следующие проблемы:
§ слаборазвитость — отсталость в развитии;
§ истощение мировых ресурсов и разрушение окружающей среды.
Проблема развития человеческого потенциала — это проблема соответствия качественных характеристик рабочей силы характеру современной экономики. В условиях постиндустриализации возрастают требования к физическим качествам и особенно к образованию работника, включая его способности к постоянному повышению квалификации. Однако развитие качественных характеристик рабочей силы в мировом хозяйстве происходит крайне неравномерно. Наихудшие показатели в этом плане демонстрируют развивающиеся страны, которые, однако, выступают основным источником пополнения мировых трудовых ресурсов. Именно это обусловливает глобальный характер проблемы развития человеческого потенциала.
Нарастающая глобализация, взаимозависимость и сокращение временных и пространственных барьеров создаютситуацию коллективной незащищенности oт различных угроз, от которой человека не всегда может спасти его государство. Это требует создания условий, усиливающих способность человека самостоятельно противостоять рискам и угрозам.
Проблема Мирового океана — это проблема сохранения и рационального использования его пространств и ресурсов. В настоящее время Мировой океан как замкнутая экологическая система с трудом выдерживает во много раз усилившуюся антропогенную нагрузку, и создается реальная угроза его гибели. Поэтому глобальная проблема Мирового океана — это прежде всего проблема его выживания и, следовательно, выживания современного человека.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
источник
Тема 3. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАУЧНЫХ ИЗЫСКАНИЙ
Актуальность развития методологии научного познания проистекает из комплекса условий, которые определяют место и роль науки в современном обществе. Проблема методологии познания привлекает к себе внимание экономической и педагогической наук. Важность этих проблем для экономики и педагогики определяется как общими особенностями развития науки, как таковой, так и специфическими особенностями развития экономического и педагогического знания.
Приступая к исследовательской деятельности, следует, прежде всего, усвоить язык, на котором ученые общаются между собой. В нем много понятий и терминов. От степени владения ими зависит, насколько точно, ясно и грамотно исследователь может выразить свою мысль, объяснить тот или иной факт, процесс, явление и др.
Термин«методология» греческого происхождения. Он означает «учение о методе» или «теория метода». Понятие методология является сложным и не всегда понимается однозначно. В литературе оно трактуется как учение о научном методе познания; принципы и способы организации теоретической и практической деятельности; совокупность методов, применяемых в какой-нибудь науке [57]; система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе [78]; учение о принципах построения, формах и способах научно-познавательной деятельности, теоретическое обоснование совокупности методов, их единства и связей [74]; наука, занимающаяся теоретическими проблемами развития путей и средств научного познания и закономерностями научного исследования как творческого процесса. Она возникла на основе анализа научной деятельности ученых, общих особенностей применяемых методов и средств, сравнения и систематизации их [70] и др. Мы будем здесь придерживаться определения «методология», приведенного в работе [70]. На наш взгляд, оно наиболее полно отражает семантическое значение этого понятия.
Дефиниция «методология» употребляется в широком и узком смысле. В широком смысле это понятие означает философскую исходную позицию научного познания, общую для всех наук. В более узком смысле — теория научного познания в конкретных научных дисциплинах.
Методологический принцип — основополагающая идея, основное положение теории, отражающее системное, совокупное действие объективных законов развития природы, общества, мышления и направляющее деятельность исследователя в избранной им предметной области [10]. По мнению М.З.Бора, к основным методологическим принципам познания относят следующие принципы: единства теории и практики; определенности; конкретности; познаваемости; объективности; причинности; развития; историзма. Они подробно описаны в работе [10]. В этой системе принципов системообразующим является принцип единства теории и практики (рис. 1).
Системный подход — основное направление реализации принципов методологии.
Для того чтобы определить место методологии педагогической науки в общей системе методологического знания, нужно учесть, что в практике различают три уровня методологии.
Содержание первого уровня включает философские знания. Второй уровень — общенаучная методология (системный подход, деятельностный подход, синергетический подход, характеристика разных типов научных исследований, их этапы и элементы: объект и предмет исследования, цель, гипотеза, задачи и т.д.). Третий уровень — конкретно-научная методология, т.е. совокупность методов и принципов исследования и процедур, применяемых в той или иной специальной научной дисциплине. Некоторые ученые выделяют четвертый уровень, образуемый методикой и техникой исследования.
Существует две формы методологии: дискриптивная (описательная) и прискриптивная (нормативная). Вторая включает в себя исходные позиции исследования, его логику, предполагаемый результат, способ получения результат и др.
Методологическое обеспечение изыскательской работыпредставляет собой совокупность знаний, находящихся в иерархическом соподчинении и выступающих в качестве ориентиров для исследователя. Оно включает следующие источники: знания основных положений философии, общей методологии науки, методологии педагогики, общей теории по отношению к частной и методологическая рефлексия [36].
Методология науки педагогики представляет собой систему знаний об основах и структуре педагогической теории, о подходах к исследованию педагогических явлений и процессов, о способах получения знаний, которые правдиво отражают постоянно меняющуюся педагогическую действительность в условиях развивающегося общества [17].
Исследование — это характерный для науки, как специализированной формы познавательной деятельности, способ производства нового знания [84, 230];процесс и результат научной деятельности, направленный на получение новых знаний о закономерностях, структуре, механизмах функционирования изучаемого явления, содержании, принципах, методах и организационных формах деятельности.Любое исследование должно быть значимым как для науки, так и для практики. Объектами педагогических исследований являются педагогические системы, технологии, явления, процессы. Объектами психологических исследований — личность, группа. В практике выделяют два основных этапа, два характерных уровня научного исследования (рис. 2).
Рис. 2. Структурная схема возможных научных видов изысканий
Эмпирический этап связан с получением и первичной обработкой исходного фактического материала. Обычно разделяют факты действительности и научные факты.
Факты действительности — это события, явления, которые происходили или происходят на самом деле, это различные стороны свойства, отношения изучаемых объектов.
Научные факты — это отраженные сознанием факты действительности, причем обязательно проверенные, осмысленные и зафиксированные в языке науки в виде эмпирических суждений.
Эмпирический этап состоит из 2-х ступеней (стадий) работы:
1-я — это процесс добывания, получения фактов ибо очевидно, что для осмысления, анализа фактов их нужно прежде всего иметь;
2-я — первичная обработка и оценка фактов в их взаимосвязи, то есть включает в себя: осмысление и строгое описание добытых фактов в терминах научного языка; классификацию фактов по различным основаниям и выявление основных зависимостей между ними.
В ходе эмпирического этапа исследователь осуществляет: критическую оценку и проверку каждого факта, очищая его от случайных и несущественных примесей; описание каждого факта в определенных терминах той науки в рамках которой ведется исследование; отбор из всех фактов типичных, наиболее повторяющихся и выражающих основные тенденции развития; классификацию фактов по видам изучаемых явлений по их существенности, приводит их в систему; вскрывает наиболее очевидные связи между отобранными фактами, т.е. на эмпирическом уровне исследует закономерности которые характеризуют изучаемые явления.
Теоретический этапсвязан с глубоким анализом фактов, с проникновением в сущность исследуемых явлений, с познанием и формулировкой в качественной и количественной форме законов, т.е. с обоснованием явлений. На этом этапе осуществляется прогнозирование возможных событий или изменений в изучаемых явлениях, вырабатываются принципы действия, рекомендации о практическом воздействии на эти явления. Теоретический этап связан с изучением явлений, процессов и другие. Однако изучение — это: не просто добросовестное изображение или описание, но определение отношения изучаемого к тому, что известно; измерение всего, что можно измерить; определение места изучаемого в системе известного, пользование как качественными, так и количественными сведениями; определение закономерностей и законов; составление гипотезы о причинной связи между изучаемыми явлениями; проверка гипотезы опытом; составление теории изучаемого явления, процесса и др.
Теоретический этап включает в себя ряд последовательных стадий работы, на которых научное знание облекается в определенные формы, существуя и развиваясь в них и через них.
Связующим звеном между эмпирическим и теоретическим этапом является постановка проблемы. Это значит: определить известное и неизвестное; факты, объясненные и требующие объяснения; соответствующие теории и противоречащие ей; сформировать вопрос, выражающий основной смысл проблемы, обосновать его правильность и важность для науки; наметить конкретные задачи, последовательность их решения и применяемые при этом методы и средства.
Научное исследование — это особая форма процесса познания, такое систематическое и целенаправленное изучение объектов, в котором используются средства и методы наук и которое завершается формированием знаний об изучаемых объектах [36]. Оно имеет свои отличительные признаки: целенаправленный процесс, достижение осознанно поставленной цели, четко сформулированных задач; процесс, направленный на поиск нового, на творчество, на открытие неизвестного, на выдвижение оригинальных идей, на новое освещение рассматриваемых вопросов; характеризуется систематичностью, так как в изыскании упорядочены, приведены в систему и сам процесс исследования, и его результаты; строгая доказательность, последовательное обоснование сделанных обобщений и выводов.
Классификация педагогических изысканий приведена на рис. 3.
Рис. 3. Классификация педагогических исследований
Концепция исследования — система взглядов на воспитательно-учебные явления и процессы, основная мысль.
Концептуальный — имеющий серьезную самостоятельную концепцию на воспитательно-учебные явления и процессы.
Выполнение научно-исследовательской работы (диссертация, диплом, курсовая работа и др.) требует умения не только пользоваться научными знаниями, но и в определенной степени их воспроизводить. Такие умения составляют содержание методологической культуры специалиста.
Методологическая культура — это культура мышления, специфическая для любой конкретной сферы деятельности и основанная на методологических знаниях, необходимой частью которой является рефлексия (размышление о собственной деятельности). Методологическая культура исследователявключает: знание исследователем определенных методологических норм или правил научного познания; умение их применять в процессе решения изыскательских задач; методологическую рефлексию (умение анализировать собственную научную деятельность); способность к научному обоснованию, критическому осмыслению и творческому применению определенных концепций, форм и методов познания, управления и конструирования.
Методологическая культура педагога проявляется во многих умениях. Однако специалисты выделяют следующие из них как необходимые и достаточные: конструирование и проектирование образовательного процесса; осознание, формулирование и творческое решение различных педагогических задач, в том числе и исследовательских; методическая и исследовательская рефлексия; знание логики и методов педагогического исследования; владение основными исследовательскими подходами и умениями; умение использовать средства информатизации при решении исследовательских задач.
Исследовательский подход —это некий исходный принцип, исходная позиция, основное положение или убеждение.
Для проведения изыскания применяются различные методы. Термин «метод» происходит от греческого methodos, что означает «дорога за чем-либо», «путь».Метод — способ, путь научного познания, достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность;способ теоретического изыскания или практического осуществления чего-нибудь. Понятие «научный метод» можно охарактеризовать как целенаправленный подход, путь, с помощью которого достигается определенная цель, нечто познается или решается. В педагогике научный метод — это система приемов, процедур и операций эмпирического и теоретического познания и изучения явлений и действительности. Иными словами это способы решения научно-исследовательских задач, возникающих в процессе обучения.
Широкое применение при проведении исследований получили системный подход, системный анализ; комплексный подход и др. Рассмотрим кратко их содержание.
Системный подход. В его основе лежит исследование объектов (видение их самих) как систем (совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которая образует определенную целостность, единство). Философской основой системного подхода выступает принцип системности. Системный подход: а) выступает как конкретизация принципов диалектики применительно к исследованию, проектированию и конструированию объектов как систем; б) способствует адекватной постановке проблем в конкретных науках и выработке эффективной стратегии их изучения; в) ориентирует изыскание на раскрытие целостности объекта и обеспечивающих её механизмов, на выявление различных типов внутренних связей сложного объекта и сведение их в целостное образование, состоящее из элементов, теснейшим образом взаимосвязанных между собой и трансформирующихся друг в друга в процессе взаимодействия. Системный подход существует в виде строгой методологической концепции и выполняет свои эвристические функции, оставаясь совокупностью познавательных принципов, основной смысл которых состоит в соответствующей ориентации конкретных исследований. Она осуществляется двояко: во-первых, содержательные принципы данного подхода позволяют фиксировать недостаточность старых традиционных предметов изучения для постановки и решения новых задач; во-вторых, понятия и принципы этого подхода существенно помогают строить новые предметы изучения, задавая структурные и типологические характеристики этих предметов и таким образом, способствуя формированию конструктивных исследовательских программ. Положительная роль системного подхода в исследовании состоит в: а) его понятия и принципы выявляют более широкую познавательную реальность по сравнению с той, которая фиксировалась в прежнем знании; б) содержит в себе новую по сравнению с предшествующими схему объяснения. В её основе лежит поиск конкретных механизмов целостности объекта и выявление типологии его связей; в) сложный объект допускает несколько расчленений. При этом критерием выбора наиболее адекватного расчленения изучаемого объекта может служить то, насколько в результате удается построить единицу анализа, позволяющую фиксировать целостные свойства объекта, его структуру и динамику. По своим познавательным установкам системный подход имеет особенно много общего со структурализмом и структурно-функциональным анализом, с которыми его связывает не только оперирование понятиями структуры и функции, но и акцент на изучение разнотипных связей объекта. Вместе с тем принципы системного подхода обладают более широким и более гибким содержанием [84]. Подробное описание системного подхода можно найти в работах В.Г.Афанасьева, И.В.Блауберга, В.П.Кузьмина, В.Н.Садовского, А.И.Уёмова, Б.Г.Юдина, Э.Г.Юдина и др.
Системный анализ. Его использование в исследованиях связано, прежде всего, с тем, что в процессе принятия решений приходится осуществлять выбор в условиях неопределенности, которая обусловлена наличием факторов, не поддающихся строгой количественной оценке. Процедуры и методы системного анализа направлены на выдвижение альтернативных вариантов решения проблемы, выявление масштабов неопределенности по каждому из вариантов и сопоставление их по тем или иным критериям эффективности. К важнейшим принципам системного анализа можно отнести следующие: процесс принятия решений должен начинаться с выявления и четкого формулирования конечных целей; необходимо рассматривать всю проблему как целое, как единую систему и выявлять все последствия и взаимосвязи каждого частного решения; необходимы выявление и анализ возможных альтернативных путей достижения цели; цели отдельных подразделений не должны вступать в конфликт с целями всей программы. Центральной процедурой в системном анализе является построение обобщенной модели (или моделей), отображающей все факторы и взаимосвязи реальной ситуации, которые могут проявиться в процессе осуществления решения. Полученная модель исследуется с целью выяснения близости результата применения того или иного из альтернативных вариантов действий к желаемому, степени чувствительности модели к нежелательным внешним воздействиям и др. [84]. Подробное описание системного анализа можно найти в работах И.В.Блауберга, Д.М.Гвишиани, Д.Клиланда, В.Кинга, Э.М.Мирского, Э.Л.Наппельбаума, В.Н.Садовского и др.
Комплексный подход к изучению явлений действительности.С учетом того, что комплекс (от лат. complexus — связь, сочетание) — совокупность предметов или явлений, составляющих одно целое [68] это означает, что изучение объектов, процессов, ситуаций и явлений в образовательном процессе необходимо осуществлять многостороннее с концентрацией усилий и в тесном взаимодействии с представителями самых разнообразных наук и научных направлений. В комплексном подходе акцент переносится на деятельность объекта, связанную с его познанием. При таком подходе в процессе специальных исследований получаются знания о разных сторонах явления. Это позволяет получить не конгломерат специальных данных, а всестороннее, цельное конкретное знание об исследуемом явлении, объекте и процессе. Практика подтверждает, что такое знание может явиться руководством к действию при решении сложных исследовательских задач. Комплексный подход включает в себя: единство теории и практики, взаимосвязанное решение вопросов на этапах исследования, высокий уровень координации действий участников изыскания, учет особенностей среды, уровень подготовки участников изыскания и др. Кроме того, необходимо учитывать объективные и субъективные условия и факторы проведения исследования.
Методика исследования — различные, конкретные формы и способы применения методов, при помощи которых осуществляется все более глубокое познание педагогических явлений и процессов.
Исследовательская процедура — определенный комплекс познавательных средств и приемов, а также различные аспекты исследовательской деятельности (необходимое время, план исследования, число исполнителей, финансово-материальные расходы и др.).
Средства — прием, способ действия для достижения чего-нибудь [57]. Орудие — предмет, совокупность приспособлений для осуществления какой-нибудь деятельности. К основным средствам исследований относят совокупность: научных методов, всесторонне обоснованных и сведенных в единую систему; понятий, строго определенных терминов, связанных между собой и образующих характерный язык науки.
Особое значение при написании научной работы, в том числе и диссертации, имеет язык —исторически сложившаяся система звуковых, словарных и грамматических средств, объективирующих работу мышления и являющаяся орудием общения, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе [49]. Методология изучает язык только как средство выражения научных знаний, их обработки и сохранения научной информации. Наука, в том числе и педагогика, требует точной понятийной системы. Она создается на основе естественного языка, формируя понятийно-категориальную систему в той или иной области науки.
Терминология — совокупность, система терминов по той или иной области науки, техники и искусства [57].
В процессе познания и преобразования реальной действительности выработаны многие понятия, например, философские, социологические, психолого-педагогические и другие, которые получили общенаучное значение в современном литературном языке. Понятие — логически оформленная общая мысль о классе предметов, явлений; идея чего-нибудь; представление, сведения о чем-нибудь; мысль об общих и специфических качествах предметов [57]. Общественная практика служит обычной постоянной основой для формирования понятий, способствует выделению в них каких-то специфических признаков, характерных для определенных предметов и явлений [28].
В современной психолого-педагогической науке принято немало понятий, которые формулируются в предельно широком плане. Их называют категориями.Это наиболее общие и важные понятия, отражающие основные законы развития объективного педагогического процесса и характерные свойства предметов и явлений реальной действительности. Они взаимосвязаны между собой и составляют уровень научно-теоретического знания. Кроме того, они позволяют углубить понимание сущности образовательного процесса. К числу основных категорий педагогики относят: «качество», «форма», «содержание», «обучение», «формирование», «воспитание», «методы обучения», «самостоятельная работа», «педагогические условия» и другие. Очень важно уже на этапе проектирования исследования определиться с теми понятиями, которые будут широко применяться в диссертационном изыскании, а также постоянно следить за тем смыслом, который соискатель вкладывает в тот или иной термин.
Термин — слово или словосочетание — название определенного понятия какой-нибудь специальной области науки, техники, искусства [57]. К введению новых терминов в научную работу необходимо относится осторожно. Это допустимо только в крайних случаях, когда ни один из имеющихся терминов не может описать соответствующее явление и процесс. Кроме того, совсем недопустимо вкладывать какой-то новый смысл, давать какие-то новые «авторские» определения устоявшейся терминологии (см. приложение 24). При использовании терминов целесообразно работать с различными словарями. В первую очередь, это словари русского языка В.Даля и С.И.Ожегова, Словари иностранных слов, Советский энциклопедический словарь, двухтомная Российская педагогическая энциклопедия, изданная в 1994–95 гг., Философский энциклопедический словарь, Словарь К.К.Платонова, Логический словарь — справочник Н.И.Кондакова, Современный толковый словарь русского языка и др. Кроме того, при проведении изыскания полезно применять Словарь синонимов русского языка; Словообразовательный словарь русского языка; Толковый словарь иностранных слов в русском языке; Словарь ударений для дикторов радио и телевидения, Словарь трудностей современного русского языка и др.
Экспертиза диссертационных работ.Она обеспечивается оценкой базовых умений, целостно характеризующих научно-исследовательскую деятельность: актуальность темы исследования; определения и формулировки противоречия и проблемы исследования; формулировки темы, объекта и предмета исследования; определение цели и задач исследования; выдвижение гипотезы; проверка гипотезы; научная новизна полученных результатов; теоретическое значение полученных результатов; их практическое значение; достоверность выводов.
Личность — устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как человека того или иного общества или общности и определяющих его систему социальных отношений. Личность характеризуется пятью потенциалами: познавательным, ценностным, творческим, коммуникативным, художественным.
Группа — это некоторое число людей, социальная общность, выделяемая на основе общего признака (например, цели, характера деятельности, социальной, возрастной и классовой принадлежности и т.д.). В процессе проведения исследований мы имеем дело с реальной группой (например, школьный класс, студенческая группа и т.д.).
При проведении исследовательских работ важное значение имеет научное образование исполнителей (команда). В научном образовании теоретическое и практическое обучение имеет свою специфику: научное знание не только усваивается, но и, продуцируется; основу практического обучения составляет формирование научно-технологических умений. Таким образом, результатом научного образования являются: новые знания, умения и навыки; воспитание; развитие общих и специальных способностей. Продукт деятельности диссертанта: развитие способностей к научному творчеству; вклад в теорию исследуемого объекта.
В организации научного образования можно отметить следующие стороны:
— наличие трех ступеней — магистратуры, аспирантуры и докторантуры;
— доминирование индивидуального ученичества и соответственно институт наставничества в виде научного руководства (консультирования);
— наличие групповых форм обучения, посвященных в основном педагогике научного творчества.
3.2. Методологический аппарат
диссертационного исследования
По мнению Ф.А.Кузина, одним из наиболее важных оценочных критериев диссертации является качество подготовки её методологического аппарата. Именно по нему, прежде всего, судят об уровне её научной добротности [39]. Содержание методологического аппарата в разных видах изысканий показано в приложении 10.
Методологический аппарат диссертационного исследования помещается во введении. Он включает разделы: обоснование актуальности выбранной темы; степень разработанности проблемы; показ противоречий и формулировка проблемы, темы, цели, объекта, предмета и гипотезы исследования; решаемые ведущие задачи; методологические, теоретические и методические основы изыскания; личное участие соискателя в исследовании и получении научных результатов; описание этапов, опытно-экспериментальной базы; показ научной новизны, теоретической и практической значимости исследования для науки и практики; основные положения, выносимые на защиту; достоверность и обоснованность основных положений и выводов изыскания; апробация и внедрение результатов исследования; объем и структура работы. При разработке методологического аппарата исследователи используют теоретические положения, изложенные в работах отечественных и зарубежных ученых. Перечень некоторых положений приведен в приложении 3.
Следовательно, методологический аппарат диссертации состоит из частей, которые при сопоставлении со сделанными выводами позволяют составить первое впечатление от проделанной работы и оценить уровень научной компетенции её автора. Методологический аппарат является одним из наиболее важных элементов диссертационного изыскания, которому следует уделять особо серьезное внимание. Рассмотрению каждого из его разделов посвящена следующая глава.
Дата добавления: 2014-10-22 ; Просмотров: 5685 ; Нарушение авторских прав? ;
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
источник
2.Виды методов научного познания.
3.Функции методов научного знания.
Метод – средство познания (как лопата: если применяют – хорошо, если нет- плохо, перестает быть орудием). Более сложное определение: метод – система приемов, правил, требований, которыми необходимо руководствоваться в процессе познания. Аспекты метода: предметно-содержательный (в нем отражено представление о предмете исследования); операциональный (метод содержит совокупность требований, которые характеризуют порядок познавательных операций); аксиологический (характеризует степень его надежности, экономичности, эффективности).
Генезис метода. Он происходит из практики. Обобщается в науке. Проникает в философию, там совершенствуется, опять возвращается в обогащенном виде в науку. Это — методологический круговорот. Иногда метод диктует прибор (микроскопия), но тогда такой метод ограничено годен.
Пример развития метода. Эмпирический уровень (что-то разделяем); теоретический уровень – обобщение: делить можно все; метатеоретический – получаем метод – «анализ» (свойство становится средством).
2.Виды методов научного познания.
Выделяют приемы и методы научного познания. К приемам относятся:
Анализ и синтез. Анализ – прием мышления, связанный с разложением изучаемого объекта на составные части, стороны, тенденции развития и способы функционирования с целью их относительно самостоятельного изучения. Синтез – противоположная операция, которая заключается в объединении ранее выделенных частей в целое с целью получить знание о целом путем выявления тех существенных связей и отношений, которые объединяют ранее выделенные в анализе части в одно целое.
Абстрагирование и идеализация. Это – общенаучные приемы исследования. Абстрагирование – процесс мысленного выделения отдельных интересующих нас признаков, свойств и отношений конкретного предмета и одновременно отвлечение от других свойств. Идеализация – прием, в процессе использования которого происходит предельное отвлечение от всех реальных свойств предмета с одновременным введением в содержание образуемых понятий признаков, нереализуемых в действительности. («Идеальный газ» — в физике, «материальная точка» — в механике, «точка», «прямая» — в геометрии).
Индукция («наведение») – мысль движется от частного (знание фактов) к общему (законам). Дедукция – мысль идет от знания общего к знанию частного.
Аналогия – прием, в котором по сходству объектов в некоторых признаках делают вывод об их сходстве в иных отношениях.
Моделирование – такой метод исследования, при котором интересующий исследователя объект замещается другим объектом, находящимся в отношении подобия к первому объекту. (Изучение свойств новых конструкций самолетов на их уменьшенных моделях, помещаемых в аэродинамическую трубу). Выделяют (в зависимости от характера модели) следующие виды моделирования: предметное, физическое, математическое, логическое, знаковое. Модель — объективированная в реальности или мысленно представляемая система, замещающая объект познания.
Наблюдение – исходный метод эмпирического познания. Это — целенаправленное изучение предметов, опирающееся на такие чувственные способности человека, как ощущение, восприятие, представление, в ходе которого мы получаем знание о внешних сторонах рассматриваемого объекта. Его структурные компоненты: наблюдатель, объект исследования, условия наблюдения, средства наблюдения (установки, приборы, измерительные инструменты). (Сравним наблюдение за куском породы обычного человека и геолога).
Измерение – важная форма наблюдения. Это – процесс определения отношений одной измеряемой величины, характеризующий изучаемый объект, к другой однородной величине, принятой за единицу. Пример – измерение роста или веса человека.
Эксперимент – активный целенаправленный метод изучения явлений в точно фиксированных условиях их протекания, которые могут воссоздаваться и контролироваться самим исследователем. Связывает эмпирический и теоретический уровни научного познания.
Виды эксперимента: 1) исследовательский (поисковый), нацеленный на обнаружение новых свойств объекта; 2) проверочный (контрольный), нацелен на проверку гипотез (может быть подтверждающим, опровергающим, решающим); 3) воспроизводящий; 4) изолирующий; 5) качественный (количественный); 6) физический, химический, биологический, социальный.
Мысленный эксперимент. Если в реальном эксперименте ученый для воспроизведения, изоляции или изучения свойств какого-либо явления ставит его в реальные физические условия и варьирует их, то в мысленном эксперименте эти условия являются воображаемыми, но воображение при этом строго регулируется известными законами науки и правилами логики.
Гипотеза – метод формирования и обоснования объяснительных предложений, ведущих к установлению законов, принципов, теорий.
Методологический плюрализм. Сколько наук – столько методов.
Бинарный подход. Есть методы естественных наук и методы гуманитарных наук. Между ними нет ничего общего. Так, неокантианцы (В.Виндельбанд и Г. Риккерт) выделяли номотетические и идиографические методы.
Тройственный подход, который наиболее распространен. 3 группы методов: специальные, общенаучные, универсальные.
Специальные методы применимы только в рамках отдельных наук. Примеры: спектральный анализ в физике и химии, метод статистического моделирования, микроскопия.
Общенаучные методы характеризуют ход познания во всех науках. Примеры: эксперимент, наблюдение, моделирование, восхождение от абстрактного к конкретному.
Универсальные методы характеризуют человеческое мышление в целом и применимы во всех сферах познавательной деятельности (с учетом их специфики). Примеры: диалектический метод, принцип историзма и т.д.
3.Функции методов научного знания.
Есть мнение, что заниматься методологией –бесмысленное занятие. Из философов об этом говорят постмодернисты (Ж. Делез, Ж.Деррида). Эта позиция неправильна. Методы нужны для упорядочения системы познания, придания ему единства. Пример: дорога со светофором и без него.
источник