Меню Рубрики

Пользователи информации как объекты финансового анализа

Являясь многогранным понятием, финансовое состояние организации представляет интерес для разных субъектов экономики, вступающих с ним в отношения различного характера в процессе финансово-хозяйственной деятельности. [11,12]

Оценка финансового состояния проводится:

а) руководителями и соответствующими службами предприятия; -его учредителями, инвесторами с целью изучения эффективности

в) банками для оценки условий кредитования и определения степени риска;

г) поставщиками для получения платежей;

д) налоговыми органами для выполнения плана поступления средств в бюджет и т. д. [11,14]

В настоящее время часто информацией о финансовом состоянии собственной организации не располагает даже сам руководитель, хотя с показателями, дающими возможность определить финансовую устойчивость фирмы, он сталкивается по меньшей мере раз в квартал, подписывая бухгалтерскую отчетность.

Как правило, пользователи отчетной информации различны, цели их конкретны, а нередко и противоположны. Классификация пользователей бухгалтерской отчетности может быть выполнена различными способами. Однако, как правило, выделяют две их укрупненные группы:

а) пользователи, внешние по отношению к конкретному предприятию (конкуренты, партнеры, специализированные государственные учреждения, поставщики и покупатели, кредитные учреждения, зарубежные инвесторы) — пользователи, опосредованно заинтересованные в деятельности предприятия;

б) сами предприятия (точнее, их управляющий персонал) и бухгалтеры — пользователи внутренние, т. е. непосредственно заинтересованные в деятельности предприятия.

В соответствии с этим принято выделять два вида финансового анализа — внутренний и внешний.

Внутренний анализ проводится работниками предприятия (например, финансовыми менеджерами), и его результаты используются для планирования, контроля и прогнозирования финансового состояния. Его цель -установить планомерное поступление денежных средств и разместить собственные и заемные средства таким образом, чтобы обеспечить нормальное функционирование предприятия, получение максимума прибыли и исключение банкротства. Результаты анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия нужны внутренним пользователям в качестве исходной информации для принятия различного рода экономических решений. [11,12]

Основное содержание внутреннего финансового анализа может быть дополнено и другими аспектами, имеющими значение для оптимизации управления, например такими, как анализ эффективности авансирования капитала, анализ взаимосвязи издержек, оборота и прибыли. В системе внутреннего управленческого анализа есть возможность углубления анализа финансового состояния за счет привлечения данных управленческого производственного учета. Вопросы финансового и производственного анализа взаимосвязаны при обосновании бизнес-планов, контроле их реализации, в системе маркетинга, т. е. в системе управления производством и реализацией продукции, работ и услуг, ориентированной на рынок.

Внутренний анализ финансового состояния является реальным средством коммуникации, благодаря которому:

а) руководители получают представление о месте своего предприятия в среде аналогичных предприятий, правильности выбранного стратегического курса, сравнительных характеристик эффективности использования ресурсов и принятия решений по самым разнообразным вопросам управления предприятием;

б) внутренние аудиторы получают подсказку для выбора правильного решения в процессе аудирования, планирования своей проверки, выявления слабых мест в системе учета и зон возможных преднамеренных и непреднамеренных ошибок в отчетности предприятия;

в) аналитики определяют направления финансового анализа. [14, с.50]

Внешний анализ проводится аналитиками, являющимися посторонними лицами для предприятия (например, аудиторами, инвесторами, поставщиками материальных и финансовых ресурсов, контролирующими органами на основе публикуемой отчетности). Его цель — установить возможность выгодного вложения средств, чтобы обеспечить максимум прибыли и исключить риск потери. Внешний анализ имеет ряд особенностей, которые определяются прежде всего различиями между пользователями информации о деятельности предприятия:

а) множественность субъектов анализа — пользователей информации о деятельности предприятия;

б) разнообразие целей и интересов субъектов анализа;

в) наличие типовых методик анализа, стандартов учета и отчетности; -ориентация анализа только на публичную, внешнюю отчетность предприятия;

источник

Основу финансового анализа составляют его предмет, объект и методы исследования.

Предмет финансового анализа, т. е. то, что изучается в рамках данной науки, — это финансовые отношения, финансовые ресурсы и их потоки, причинно-следственные связи и методы их исследования. Как отмечалось ранее, содержание и основная целевая функция финансового анализа состоят в оценке финансового состояния и выявлении возможностей повышения эффективности функционирования хозяйствующего субъекта с помощью рациональной финансовой политики. Достижение этой цели осуществляется с помощью присущего данной науке метода.

Метод финансового анализа — это система теоретико-познавательных категорий, научного инструментария и принципов исследования финансовой деятельности субъектов хозяйствования. Первые два элемента дают статистическую характеристику метода, а последний — его динамику.

Основным элементом метода является научный аппарат. Научный аппарат финансового анализа представляет собой совокупность общенаучных и конкретных научных способов исследования финансово-экономической деятельности субъектов анализа. Категориями финансового анализа являются фактор, модель, процент, дисконт, опцион, денежный поток, риск и другие. Они предусматривают использование таких процедур, как сравнение подсчетов, инспекции, наблюдения и др.

Объектами финансового анализа являются субъекты хозяйствования (предприятие, фирма, организация и т. д.), конкретные финансово-экономические показатели финансового состояния.

Разграничение финансово-экономических процессов на составляющие элементы позволяет более точно и детально выявить природу их возникновения, особенности развития и возможности оказания влияния на развитие того или иного явления.

Главной задачей финансового анализа является построение последовательного набора данных и выбор такой системы взаимосвязанных показателей, которая могла бы быть наиболее эффективно использована для оценки управленческого решения и финансового состояния хозяйствующего субъекта.

Процесс проведения финансового анализа описывается в зависимости от поставленных задач:

1) в качестве инструмента предварительной проверки при выборе направления инвестирования или возможных вариантов слияния предприятий;

2) для оценки финансового состояния предприятия;

3) для оценки предпринимательского риска;

4) в качестве инструмента прогнозирования будущих финансовых условий и результатов;

5) для исследования проблем управления производственной деятельностью;

6) для оценки эффективности финансового управления организации;

7) для оценки деятельности руководства компании.

Выбор форм, методов финансового анализа и системы показателей определяется специфическими задачами и потребностями различных групп пользователей (субъектов) информации в сфере принятия управленческих решений.

Спектр основных пользователей результатов финансового анализа весьма широк. Субъектами анализа выступают пользователи информации, как непосредственно, так и опосредованно заинтересованные в деятельности организации (рис. 1).

Пользователей финансового анализа можно разделить на три группы: внутренние, заинтересованные, сторонние.

К внутренним пользователям относятся: менеджеры всех рангов, работники

бухгалтерии, финансово-экономического отдела, других служб предприятия. Каждый из них использует информацию исходя из своих интересов.

Заинтересованными пользователями являются собственники-акционеры, основатели, для которых важно знать уровень эффективности ресурсов, своих вложений, определить размер дивидендов и перспективы развития предприятия.

Сторонние пользователи — это:

— потенциальные инвесторы, которые должны принять или отвергнуть решение о вложении своих средств в предприятие;

— кредиторы, которые должны быть уверены в возврате им долга;

— поставщики — с уверенностью в платежеспособности своих клиентов для своевременного получения платежей;

— аудиторы — для оценки эффективности финансового состояния;

— налоговая инспекция — для выполнения плана поступлений средств в бюджет.

Пользователи финансовой информации
Собственники, акционеры, инвесторы
Менеджеры
Деловые партнеры
Потенциальные собственники
Государство (налоговые органы)
Работники
Финансово-кредитные организации (кредиторы)
Консультационный аудит

Рисунок 1. Пользователи информации финансового анализа

К первой группе относятся те, кто связан с организацией участием в капитале, долговыми и другими хозяйственными отношениями. Ко второй — те, кто использует экономическую информацию в чисто профессиональных целях. Эта часть пользователей информации непосредственно не заинтересована в деятельности организации, но по условиям контракта должна защищать интересы первой группы пользователей.

Различают не только пользователей информации, но и их экономический интерес (участие) в хозяйственной деятельности компании и цель, которой они добиваются при анализе.

Для собственников организации аналитическая информация необходима для оценки эффективности деятельности предприятия и обоснования стратегии его развития. Интересы собственников заключаются в получении дохода на капитал, финансовой устойчивости компании.

Для инвесторов, кредиторов цель проведения финансового анализа состоит в определении ликвидности, платежеспособности и возможности организации сформировать положительный чистый поток денежных средств с целью оценки кредитоспособности.

Для менеджеров компании — получение максимальной информации о хозяйственной деятельности организации с целью принятия соответствующих управленческих решений, что определяет их интересы как пользователей результатов экономического анализа. Представителям государственных органов

управления аналитическая информация необходима для оценки соблюдения государственных интересов (своевременность уплаты налогов и сборов). Так, налоговые инспекции могут применять средства и методы финансового анализа для проверки налоговых деклараций и достоверности указанных в них сумм. Другие правительственные учреждения и органы власти также могут использовать вышеупомянутый анализ в процессе осуществления ими своих властных полномочий и выполнения функций.

Партнеров по хозяйственной деятельности (поставщики и покупатели продукции) и контрагентов интересует платежеспособность и устойчивая конкурентоспособность организации, что определяет положение компании на рынке.

Специалистам в сфере принятия решений по вопросам поглощения и слияния предприятий необходима информация для оценки стоимости. Финансовый анализ выступает в этом случае в роли ценного инструмента для определения стоимости и оценки финансовой совместимости потенциальных кандидатов на слияние.

В процессе финансового (внешнего) анализа оцениваются:

— изменение абсолютных показателей прибыли, выручки, издержек;

— динамика относительных показателей эффективности деятельности хозяйствующего субъекта;

— рыночная устойчивость, ликвидность и платежеспособность организации;

— эффективность использования собственного капитала и заемных средств;

— эффективность авансирования капитала (инвестиционный анализ).

В результате осуществляется финансовая диагностика организации и дается

ее рейтинговая оценка. При этом анализ финансовой отчетности служит интересам различных групп пользователей.

Анализ финансовой отчетности вместе с динамикой коэффициентов и анализом тенденций составляет важную группу инструментов аудита, которая может существенно дополнить другие его методы, к числу которых относятся процедурные и ратификационные тесты. Дело в том, что ошибки и неточности любого характера могут исказить (и существенно) различные структурные взаимосвязи, а выявление и анализ этих искажений — привести к обнаружению исходных ошибок. Более того, процесс финансового анализа требует от аудитора четкого представления об анализируемом предприятии, которое помогает определить наиболее подходящий тип дополнительных инструментов анализа.

Для потенциальных партнеров весьма привлекательным является тот факт,

что компания проводит политику открытости: публикует свои финансовые и аналитические отчеты в средствах массовой информации, готова предоставить данные о результатах и планах работы.

В развитых странах такое предоставление финансовой отчетности заинтересованным лицам является обычной практикой. Существуют фирмы, специально занимающиеся сбором, обработкой, систематизацией и публикацией информации о результатах деятельности различных компаний. Среди них можно назвать всемирно известные организации «Dun & Bradstreet», «Robert Morris Associates». Большинство фирм стремятся попасть в их сборники и базы данных, поскольку это позволяет заявить о себе на рынке. Потенциальным инвесторам и партнерам эти данные позволяют оценить эффективность функционирования компании, риск вложения в нее капитала.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Увлечёшься девушкой-вырастут хвосты, займёшься учебой-вырастут рога 9910 — | 7730 — или читать все.

источник

Основы финансового анализа изучают финансовые ресурсы и их потоки. Это является предметом финансового анализа.Основная цель финансового анализа — оценка финансового состояния и выявление возможностей повышения эффективности функционирования предприятия.Основная задача финансового анализа — эффективное управление финансовыми ресурсами предприятия.Информационная база — бухгалтерская отчетность предприятия.По субъектам проведения финансовый анализ разделяется на внешний (аудиторскими фирмами) и внутренний (работниками предприятия).Объекты финансового анализа предприятия: имущество, капитал, финансовые результаты, платежеспособность, кредитоспособность, вероятность банкротства.

Финансовый анализ, чаще всего в прикладном аспекте, понимают как процесс исследования финансового состояния и основных результатов финансовой деятельности предприятия с целью выявления резервов дальнейшего повышения его рыночной стоимости. Финансовый анализ подразделяется на отдельные виды в зависимости от следующих признаков:

1. По организационным формам проведения выделяют внутренний и внешний финансовые анализы предприятия.

Внутренний финансовый анализ проводится финансовыми менеджерами предприятия или собственниками его имущества с использованием всей совокупности имеющихся информативных показателей. Результаты такого анализа могут представлять коммерческую тайну предприятия.

Внешний финансовый анализ осуществляют налоговые администрации, аудиторские фирмы, банки, страховые компании с целью изучения правильности отражения финансовых результатов деятельности предприятия, его финансовой устойчивости и кредитоспособности.

2. По объему исследования выделяют полный и тематический финансовые анализы предприятия.

1) в завис-ти от организ-ых форм проведения: внутр-й, внешний;

2) в завис-ти от объема исследования: полный, тематический;

3) в зав-ти от объекта анализа: по предприятию в целом, по структурной единице или подразделению, по отдельной финансовой операции.

4) в зав-ти от периода проведения исследования: предварительный, текущий, последующий.

Полный финансовый анализ предприятия проводится с целью изучения всех аспектов финансовой деятельности предприятия в комплексе.

Тематический финансовый анализ ограничивается изучением отдельных аспектов финансовой деятельности предприятия. Предметом тематического финансового анализа может являться эффективность использования активов предприятия, оптимальность финансирования различных активов из отдельных источников, состояние финансовой устойчивости и платежеспособности предприятия, оптимальность инвестиционного портфеля, оптимальность финансовой структуры капитала и ряд других аспектов финансовой деятельности предприятия.

3. По объекту анализа выделяют следующие его виды:

* анализ финансовой деятельности предприятия в целом. В процессе такого анализа объектом изучения является финансовая деятельность предприятия в целом, без выделения отдельных его структурных единиц и подразделений;

* анализ финансовой деятельности отдельных структурных единиц и подразделений. Такой анализ базируется в основном на результатах управленческого учета предприятия;

* анализ отдельных финансовых операций. Предметом такого анализа могут быть отдельные операции, связанные с краткосрочными или долгосрочными финансовыми вложениями, с финансированием отдельных реальных проектов и другие.

4. По периоду проведения выделяют предварительный, текущий и последующий финансовые анализы.

Предварительный финансовый анализ с изучением условий финансовой деятельности в целом или осуществления отдельных финансовых операций предприятия (например, оценка собственной платежеспособности при необходимости получения крупного банковского кредита).

Читайте также:  Как делать анализ на английском

Текущий (или оперативный) финансовый анализ проводится в процессе реализации отдельных финансовых планов или осуществления отдельных финансовых операций с целью оперативного воздействия на результаты финансовой деятельности. Как правило, он ограничивается кратким периодом времени.

Последующий (или ретроспективный) финансовый анализ осуществляется предприятием за отчетный период (месяц, квартал, год). Он позволяет глубже и полнее проанализировать финансовое состояние и результаты финансовой деятельности предприятия в сравнении с предварительным и текущим анализом, так как базируется на завершенных отчетных материалах статистического и бухгалтерского учета.

источник

Пользователями финансового анализа являются различные участники финансовых процессов, которых можно классифицировать на две группы:

  • Группа внутренних пользователей – руководители предприятий, которые используют финансовый анализ для прогнозирования и оценки состояния своего бизнеса и принятия управленческих решений в сфере финансовой политики.
  • Группа внешних пользователей – инвесторы, кредиторы, партнеры по бизнесу, поставщики продукции. Для данных пользователей финансовый анализ позволяет получить информацию о состоянии надежности предприятия, степени его устойчивости и перспективности взаимодействия с данным предприятием.

Классификация видов финансового анализа

Финансовый анализ может быть разделен на следующие виды.

По пользователям:

  • внутренний финансовый анализ — финансовый анализ проводят сотрудники компании;
  • внешний финансовый анализ — финансовый анализ проводят лица, не работающие в компании.

По направлению анализа:

  • ретроспективный анализ — анализ прошлой финансовой информации;
  • перспективный анализ — анализ финансовых планов и прогнозов.

По детализации:

  • экспресс-анализ — анализ проводится по основным финансовым показателям;
  • детализированный финансовый анализ — проводится по всем показателям, дает полную характеристику компании.

По характеру проведения:

  • анализ финансовой отчетности — анализ по данным бухгалтерской отчетности;
  • инвестиционный анализ — анализ инвестиций и капитальных вложений;
  • технический анализ — анализ ценового графика ценных бумаг компании;
  • специальный анализ — анализ по специальному заданию.

Содержание финансового анализа. Цели и задачи

Финансовый анализ представляет собой процесс исследования финансового состояния и основных результатов финансовой деятельности предприятия с целью выявления резервов повышения его рыночной стоимости и обеспечения дальнейшего эффективного развития.

Цель финансового анализа — характеристика финансового состояния предприятия, компании, организации.

Финансовый анализ позволяет решать следующие задачи:

  • Оценить и спрогнозировать изменения финансового состояния предприятия;
  • Определить направления тенденций и динамику изменения финансового состояния;
  • Выделить ключевые факторы, определяющие финансовое состояние на различных уровнях управления предприятием;
  • Выявить резервы, с помощью которых можно улучшить финансовое состояние предприятия;
  • Выделить угрозы как внешние, так и внутренние для финансового состояния предприятия.

Основные источники информации: бухгалтерская отчетность, источники нормативно-правового характера, внеучетные данные

Все источники данных для анализа делятся на плановые, учетные и внеучетные.

К плановым источникам относятся все типы планов, которые разрабатываются на предприятии (перспективные, текущие, оперативные), а также нормативные материалы, сметы, ценники, проектные задания и др.

К учетным источникам относятся:

• бухгалтерский учет и отчетность;

• статистический учет и отчетность;

• налоговый учет и отчетность;

• оперативный учет и отчетность;

• выборочные учетные данные.

К внеучетным источникам информации относятся документы, которые регулируют хозяйственную деятельность:

• официальные документы: законы, указы президента, постановления кабинета министров, приказы вышестоящих органов управления, акты ревизий и проверок, приказы и распоряжения руководителей предприятия;

• хозяйственно-правовые документы: договоры, соглашения, решения арбитража и судебных органов, рекламации;

• решения общих собраний коллектива, совета трудового коллектива предприятия;

• материалы изучения передового опыта, приобретенные из разных источников информации (радио, телевидение, газеты и т. д.);

• техническая и технологическая документация;

• материалы специальных исследований состояния производства на отдельных рабочих местах (хронометражи, фотографии и т. п.);

• устная информация, которая получена во время встреч с членами коллектива или представителями других предприятий.

Дата добавления: 2018-08-06 ; просмотров: 263 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

источник

Являясь многогранным понятием, финансовое состояние организации представляет интерес для разных субъектов экономики, вступающих с ним в отношения различного характера в процессе финансово-хозяйственной деятельности. [11,12]

Оценка финансового состояния проводится:

а) руководителями и соответствующими службами предприятия; -его учредителями, инвесторами с целью изучения эффективности

в) банками для оценки условий кредитования и определения степени риска;

г) поставщиками для получения платежей;

д) налоговыми органами для выполнения плана поступления средств в бюджет и т. д. [11,14]

В настоящее время часто информацией о финансовом состоянии собственной организации не располагает даже сам руководитель, хотя с показателями, дающими возможность определить финансовую устойчивость фирмы, он сталкивается по меньшей мере раз в квартал, подписывая бухгалтерскую отчетность.

Как правило, пользователи отчетной информации различны, цели их конкретны, а нередко и противоположны. Классификация пользователей бухгалтерской отчетности может быть выполнена различными способами. Однако, как правило, выделяют две их укрупненные группы:

а) пользователи, внешние по отношению к конкретному предприятию (конкуренты, партнеры, специализированные государственные учреждения, поставщики и покупатели, кредитные учреждения, зарубежные инвесторы) — пользователи, опосредованно заинтересованные в деятельности предприятия;

б) сами предприятия (точнее, их управляющий персонал) и бухгалтеры — пользователи внутренние, т. е. непосредственно заинтересованные в деятельности предприятия.

В соответствии с этим принято выделять два вида финансового анализа — внутренний и внешний.

Внутренний анализ проводится работниками предприятия (например, финансовыми менеджерами), и его результаты используются для планирования, контроля и прогнозирования финансового состояния. Его цель -установить планомерное поступление денежных средств и разместить собственные и заемные средства таким образом, чтобы обеспечить нормальное функционирование предприятия, получение максимума прибыли и исключение банкротства. Результаты анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия нужны внутренним пользователям в качестве исходной информации для принятия различного рода экономических решений. [11,12]

Основное содержание внутреннего финансового анализа может быть дополнено и другими аспектами, имеющими значение для оптимизации управления, например такими, как анализ эффективности авансирования капитала, анализ взаимосвязи издержек, оборота и прибыли. В системе внутреннего управленческого анализа есть возможность углубления анализа финансового состояния за счет привлечения данных управленческого производственного учета. Вопросы финансового и производственного анализа взаимосвязаны при обосновании бизнес-планов, контроле их реализации, в системе маркетинга, т. е. в системе управления производством и реализацией продукции, работ и услуг, ориентированной на рынок.

Внутренний анализ финансового состояния является реальным средством коммуникации, благодаря которому:

а) руководители получают представление о месте своего предприятия в среде аналогичных предприятий, правильности выбранного стратегического курса, сравнительных характеристик эффективности использования ресурсов и принятия решений по самым разнообразным вопросам управления предприятием;

б) внутренние аудиторы получают подсказку для выбора правильного решения в процессе аудирования, планирования своей проверки, выявления слабых мест в системе учета и зон возможных преднамеренных и непреднамеренных ошибок в отчетности предприятия;

в) аналитики определяют направления финансового анализа. [14, с.50]

Внешний анализ проводится аналитиками, являющимися посторонними лицами для предприятия (например, аудиторами, инвесторами, поставщиками материальных и финансовых ресурсов, контролирующими органами на основе публикуемой отчетности). Его цель — установить возможность выгодного вложения средств, чтобы обеспечить максимум прибыли и исключить риск потери. Внешний анализ имеет ряд особенностей, которые определяются прежде всего различиями между пользователями информации о деятельности предприятия:

а) множественность субъектов анализа — пользователей информации о деятельности предприятия;

б) разнообразие целей и интересов субъектов анализа;

в) наличие типовых методик анализа, стандартов учета и отчетности; -ориентация анализа только на публичную, внешнюю отчетность предприятия;

г) ограниченность задач анализа как следствие предыдущего фактора; -максимальная открытость результатов анализа для пользователей информации о деятельности предприятия.

Хотя внешние пользователи непосредственно и не заинтересованы в деятельности предприятия, они в соответствии с заключенными договорами должны защищать интересы внутренних пользователей информации:

а) аудиторские службы проверяют соответствие данных отчетности соответствующим правилам с целью защиты интересов инвесторов;

б) консультанты по финансовым вопросам используют отчетность в целях выработки рекомендаций своим клиентам относительно вложения капиталов в конкретное предприятие;

в) биржи ценных бумаг оценивают информацию, представленную в отчетности, при регистрации соответствующих предприятий, принимают решение о приостановке деятельности какого-либо предприятия, оценивают необходимость изменения методов учета и состояния отчетности;

г) законодательные органы нуждаются в информации об уплате налогов, объеме производства для формирования информации о валовом внутреннем продукте, национальном доходе и бюджете государства для рационального распределения ресурсов, формирования инвестиционной, налоговой политики, разработки и реализации общегосударственной политики и ведения статистического наблюдения;

д) юристы нуждаются в отчетной информации для оценки выполнения условий контрактов, соблюдения законодательных норм при распределении прибыли и выплате дивидендов;

е) пресса и информационные агентства используют отчетность для подготовки обзоров, оценки тенденции развития отдельных предприятий и отраслей, расчета обобщающих показателей финансовой деятельности;

ж) торгово-промышленные ассоциации используют отчетность для статистических обобщений по отраслям и сравнительного анализа, оценки результатов деятельности на отраслевом уровне;

з) профсоюзы заинтересованы в отчетной информации для определения своих требований в отношении заработной платы и выполнения условий трудовых соглашений, оценки тенденций развития данной отрасли, к которой относится исследуемое предприятие. [15, с.44]

Всех пользователей можно разделить на несколько партнерских групп и в соответствии с их интересами определить объект анализа финансового состояния (таблице 1). [20, с.161]

Основное содержание внешнего финансового анализа, осуществляемого партнерами предприятия по данным публичной финансовой отчетности, составляют:

а) анализ абсолютных показателей прибыли;

б) анализ относительных показателей рентабельности;

в) анализ финансового состояния, рыночной устойчивости, ликвидности баланса, платежеспособности предприятия;

г) анализ эффективности использования заемного капитала;

д) экономическая диагностика финансового состояния предприятия и рейтинговая оценка эмитентов.

Основные партнерские группы заинтересованы в успехах предприятия, так как от этого находится в прямой зависимости их благополучие.

источник

Тема 2. Основные понятия, предмет, задачи и виды экономического анализа.

1.Предмет, задачи и принципы анализа хозяйственной деятельности.

2. Объекты и субъекты анализа

3. Классификация видов экономического анализа и их роль в управлении организацией.

4. Организация аналитической работы.

Предмет, задачи и принципы анализа хозяйственной деятельности.

Предметом анализа финансово-хозяйственной деятельности являются хозяйственные процессы, показатели организации, конечные финансовые результаты, эффективность использования ресурсов (трудовых, материальных, финансовых), складывающиеся под воздействием объективных и субъективных факторов и отражаемые в системе экономической информации.

Содержание и предмет экономического анализа определяют задачи науки, к которым относятся:

— оценка и всестороннее изучение результатов деятельности организации, выполнения планов и изменений показателей в динамике, соблюдения нормативов на основе данных учета и отчетности;

— выявление причин (факторов), влияющих на результаты работы организации, измерение их влияния (факторный анализ);

— определение экономической эффективности использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов, выявление внутренних резервов

— выявление внутренних резервов и упущенных возможностей на всех участках управления организацией в целях достижения наибольших результатов с наименьшими затратами на всех стадиях производственного процесса, определение базовых показателей для разработки производственных планов и программ на предстоящий период с целью повышения научно-экономической обоснованности планов и нормативов;

— подготовка аналитических материалов для выбора оптимальных управленческих решений;

— проверка соблюдения принципов коммерческого расчета: принципов материальной заинтересованности; распределения по труду; экономической самостоятельности организации; ее ответственность перед государством, самоокупаемость, самофинансирование и т.п.

— прогнозирование результатов хозяйствования

Исходя, из содержания анализа и предмета исследования можно сказать, что основная цель анализа заключается в оценке достигнутых результатов, подготовке вариантов управленческих решений, в выявлении резервов повышения эффективности функционирования хозяйствующих субъектов.

Анализ финансово-хозяйственной деятельности следует проводить, руководствуясь определенными принципами. К ним относятся:

Конкретность – анализ основывается на реальных данных, и его результаты получают конкретное количественное выражение;

Комплексность – всестороннее изучение экономического явления или процесса с целью объективной его оценки;

Системность – изучение экономических явлений во взаимосвязи друг с другом, а не изолированно;

Регулярность – анализ следует проводить постоянно через заранее определенные промежутки времени, а не от случая к случаю;

Объективность – критическое и беспристрастное изучение экономических явлений, выработка обоснованных выводов;

Действенность – пригодность результатов анализа для использования в практических целях, для повышения результативности производственной деятельности;

Экономичность – затраты, связанные с проведением анализа, должны быть существенно ниже того экономического эффекта, который будет получен в результате его проведения;

Сопоставимость – данные и результаты анализа должны быть легко сопоставимы друг с другом, а при регулярном проведении аналитических процедур должна соблюдаться преемственность результатов;

Научность – при проведении анализа следует руководствоваться научно-обоснованными методиками и процедурами.

Объекты и субъекты анализа

Экономический анализ (анализ финансово-хозяйственной деятельности) является элементом управления, который позволяет получить объективную информацию о финансово-хозяйственной деятельности организации для обоснования грамотных управленческих решений, позволяющих регулировать ее развитие. Глубокое и всестороннее изучение экономической информации с целью принятия оптимальных управленческих решений определяет содержание экономического анализа.

Анализ изучает хозяйствующий субъект с помощью показателей производственно-хозяйственной, финансовой деятельности и через их взаимосвязь. Тогда:

Предмет анализа – это деятельность экономического субъекта, факторы и резервы изменения анализируемых показателей или причинно-следственные связи экономических явлений и процессов.

Объект анализа – показатели финансово-хозяйственной деятельности, к которым относятся ресурсы, источники средств, основной и оборотный капитал, эффективность использования капитала, трудовых ресурсов, объем производства, реализации, ритмичность производства, качество продукции, себестоимость, финансовое состояние, платежеспособность, финансовые результаты и т.п.

Цель анализа и последовательность его проведения претерпевают существенные изменения в зависимости от преследуемых задач и интересов пользователей.

Читайте также:  Какие анализы сдавать для уролога

Пользователи экономической информации как субъекты проведения экономического анализа могут быть внешними и внутренними.

К внутренним пользователям относят собственников, руководство, персонал предприятия, которые могут пользоваться всей необходимой и доступной документацией о деятельности предприятия.

К внешним пользователям можно отнести поставщиков, покупателей, кредиторов, налоговые органы и других коммерческих партнеров, которые могут пользоваться только публичной информацией.

Субъекты экономического анализа могут быть прямо и косвенно заинтересованы в деятельности предприятия. При таком подходе:

— к внутренним пользователям относят пользователей условия работы которых, непосредственно зависят от результатов деятельности предприятия (покупатели, кредиторы, другие коммерческие партнеры, собственники, персонал, руководство организации и т.д.).

— к внешним пользователям – относят пользователей, непосредственно не заинтересованных в результатах деятельности предприятия, но обязанных защищать интересы внутренних пользователей (аудиторские, консалтинговые фирмы, страховые компании, юридические ассоциации, профсоюзы и т.п.).

Каждый субъект анализа изучает информацию исходя из своих интересов и возможностей:

внешние субъекты могут пользоваться только публичной информацией;

руководство или собственники — максимально полным набором данных о деятельности организации.

Субъекты экономического анализа могут быть непосредственно и опосредственно заинтересованы в деятельности организации пользователями информации.

3. Классификация видов экономического анализа и их роль в управлении организацией.

Экономический анализ (анализ финансово-хозяйственной деятельности) является элементом управления, поэтому в основе классификации его видов лежат функции управления.

В зависимости от организации, объекта исследования и методов проведения различают внешний и внутренний анализ.

Внешний анализ позволяет оценить взаимоотношения организации с государством и другими внешними пользователями: кредиторами, поставщиками, покупателями, налоговыми органами и т.п. Все перечисленные субъекты анализа изучают деятельность организации исходя из своих интересов и, как правило, используют данные публичной (финансовой) отчетности. Поэтому внешний анализ часто называют финансовым анализом.

Однако, изучение только публичных отчетных данных, т.е. ограниченной части информации о деятельности предприятия, не всегда позволяет объективно оценить конечные результаты работы организации или ее финансовое положение. Поэтому нельзя ставить знак равенства между внешним и финансовым анализом, т.к. финансовый анализ при использовании дополнительной информации, может быть значительно подробнее, чем внешний.

К особенностям внешнего анализа можно отнести:

— разнообразие целей и интересов субъектов анализа;

— использование внешней публичной отчетности о деятельности организации;

— установление целей и задач анализа с учетом ограниченности информации;

— наличие типовых методик, стандартов учета и отчетности;

— открытость результатов анализа для пользователей.

Внутренний анализ проводится в целях использования его результатов для управления организацией в интересах собственников и руководителей.

Информационной базой внутреннего анализа является вся система информации о деятельности организации: технические характеристики; нормативная и плановая информация; данные управленческого и финансового учета; внешняя и внутренняя отчетность; внеучетная информация (опросы специалистов, результаты совещаний, проверок и т.п.).

Полнота информационной базы внутреннего анализа позволяет объективно оценить эффективность всей хозяйственной деятельности организации и использования производственных ресурсов. Это дает возможность отрегулировать внутрихозяйственные связи организации и поэтому, внутренний анализ часто называют управленческим.

К особенностям управленческого (внутреннего) анализа можно отнести:

— ориентацию результатов анализа на цели и интересы руководства организации;

— использование всех источников информации о деятельности организации в анализе;

— отсутствие регламентации анализа со стороны государственных органов;

— комплексность анализа, изучение всех сторон деятельности организации;

— максимальная закрытость результатов анализа в целях сохранения коммерческой тайны;

— интеграция учета, анализа, планирования и принятия решений.

По содержанию процесса управления внутренний анализ подразделяется на перспективный, текущий, оперативный.

Перспективный (прогнозный) анализ предполагает изучение процессов финансово-хозяйственной деятельности организации с позиции будущего, т.е. в каждом хозяйственном процессе определяются наиболее устойчивые (перспективные) элементы, которые могут стать решающими в будущем.

Этот вид анализа не дает полной информации о влиянии всех факторов, определяющих развитие конкретного показателя в будущем, но помогает нучно обосновать близкие перспективы.

К основным задачам перспективного анализа можно отнести:

— оценку ожидаемого выполнения планов;

— научное обоснование перспективных планов;

— прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности организации.

Текущий (ретроспективный) анализ проводится по важнейшим периодам хозяйственно-финансовой деятельности на основе официальной отчетности и системного учета.

Основной задачей текущего анализа является оценка результатов хозяйственной деятельности, выявление резервов и недостатков в целях повышения эффективности работы организации.

В ходе проведения текущего анализа фактические показатели деятельности организации сравниваются с данными плана или аналогичными показателями прошлого периода, выявляются отклонения, просчитывается и оценивается влияние факторов на эти отклонения.

Выявленные в результате текущего анализа резервы означают потерянные возможности, т.к. относятся к прошлому периоду и их можно реализовать только в будущем.

Результаты текущего анализа являются наиболее полными и объективными, так как опираются на проверенные данные, являются базой перспективного анализа и включают результаты оперативного.

Оперативный анализ проводится в целях оперативного управления организацией.

В ходе проведения оперативного анализа используются данные первичного учета, что позволяет подвести краткосрочные итоги и вовремя устранить недостатки.

Оперативный анализ приближен во времени к моменту совершения хозяйственной операции, но результаты его могут иметь погрешность или относительную неточность, так как расчеты аналитических показателей проводятся на основе неуточненных данных.

Оперативный анализ предполагает:

— расчет отклонений основных фактических качественных и количественных показателей деятельности организации от показателей бизнес-планов за смену, сутки, пятидневку, декаду;

— оценку степени влияния факторов на отклонения от плана (норм) изучаемых показателей;

— разработку мероприятий, обеспечивающих устранение влияния негативных факторов и мобилизацию резервов.

По содержанию и полноте изучаемых вопросов анализ может быть полным, локальным, тематическим.

— Локальный — анализ деятельности отдельных подразделений,

— Тематический — анализ отдельных вопросов экономики.

По методам изучения объекта экономический анализ может быть факторным, комплексным, системным, функционально-стоимостным, сравнительным:

— факторный анализ – выявление факторов и расчет их влияния на изменение результативных показателей;

— функционально-стоимостной анализ — выявление резервов;

— сравнительный анализ – сравнение отчетных показателей о результатах хозяйственной деятельности с показателями плана текущего года, данными прошлых лет, передовых предприятий;

— диагностический анализ – способ установления характера нарушений нормального хода экономических процессов на основе типичных признаков, характерных только для данного нарушения;

— маржинальный анализ – оценка и обоснование эффективности управленческих решений на основании причинно-следственной взаимосвязи объема продаж, себестоимости, прибыли и деления затрат на постоянные и переменные.

По отраслевому признаку анализ может быть:

Отраслевой анализ – учитывает специфику отдельных отраслей экономики;

Межотраслевой анализ – позволяет выявить взаимосвязь отдельных отраслей, наличие внутренней связи между ними и т.д.

По охвату изучаемых объектов анализ делится на:

сплошной (изучение всех объектов) и выборочный (обследование части объектов).

На практике редко используются конкретные виды экономического анализа в чистом виде. Для обоснования управленческих решений одновременно используются различные виды экономического анализа.

Как отмечалось выше, экономический анализ финансово-хозяйственной деятельности организации включает две взаимосвязанные части:

— производственный (управленческий) анализ;

Такое разделение анализа обусловлено сложившимся на практике разделением бухгалтерского учета в масштабе организации на финансовый и управленческий.

Финансовый анализ, основывающийся на данных только публичной финансовой отчетности, носит характер внешнего анализа, т.е. анализа, проводимого внешними пользователями на основе ограниченной информации.

Финансовый анализ, основывающийся не только на данных финансовой отчетности, но и других данных системного бухгалтерского учета, нормативной и плановой информации, данных о технической подготовке производства носит характер внутреннего анализа.

Использование дополнительной информации позволяет углубить финансовый анализ в целях оптимизации управления, повышения эффективности использования капитала.

Конечной целью финансово-хозяйственной деятельности организации является получение прибыли, которая обеспечивает экономическую жизнеспособность предприятия, возможности вложения капитала и развития.

Достижение этой цели может быть сведено к следующим основным направлениям:

— решения по вложению ресурсов (капитала);

— операции, проводимые с помощью этих ресурсов (капитала);

— определение структуры финансового бизнеса.

Обеспечение этих направлений финансовых решений является сущностью концепции хозяйственной деятельности организации, предусматривающей эффективное использование ресурсов с целью получения прибыли.

Поэтому при обосновании бизнес-планов и контроле их выполнения особенно четко прослеживается взаимосвязь вопросов финансового и производственного (управленческого), имеющих общие области исследования, т.е. финансовый анализ может рассматриваться как продолжение производственного и наоборот.

Управленческий анализ Финансовый анализ

Внутренний анализ Внешний анализ

Анализ для обоснования Анализ эффективности

и реализации бизнес-плана использования капитала

Анализ в системе маркетинга Анализ абсолютных

Комплексный экономический Анализ относительных

анализ показателей показателей прибыли

Анализ технико-организацион- Анализ ликвидности,

ного уровня и других условий платежеспособности и

производства рыночной устойчивости

Анализ использования произ- Анализ использования

водственных ресурсов собственного капитала

Анализ объема продукции Анализ использования

Анализ взаимосвязи себестои- Анализ и рейтинговая

мости, объема продукции и оценка финансового со-

источник

Взаимосвязь финансового и управленческого анализа. Пользователи информации как субъекты проведения анализа

Анализ хозяйственной деятельности включает два крупных раздела: финансовый анализ и управленческий производственный анализ.

Организация, объекты и методы в решении задач финансового и управленческого анализа имеют свою специфику.

В процессе финансового (внешнего) анализа выполняются расчеты по определению:

  • абсолютных показателей прибыли, выручки, издержек;
  • относительных показателей рентабельности;
  • рыночной устойчивости, ликвидности баланса, платежеспособности организации;
  • эффективности использования собственного капитала;
  • эффективности использования заемных средств;
  • эффективности авансирования капитала (инвестиционный анализ);
  • экономической диагностики финансового состояния организации и рейтинговой оценки организации-эмитента.

В свою очередь, предметом управленческого, или производственного, анализа, являются:

  • обоснование бизнес-плана;
  • система маркетинга;
  • комплексный экономический анализ эффективности хозяйственной деятельности;
  • технико-организационный уровень и другие условия производства;
  • эффективность использования производственных ресурсов;
  • производство и реализация продукции;
  • взаимосвязь себестоимости, объема продукции и прибыли.

Поскольку финансовый анализ основывается на данных бухгалтерской отчетности, он является внешним анализом, особенностями которого являются:

  • множественность субъектов анализа (пользователей информации);
  • разнообразие целей и интересов субъектов анализа;
  • наличие типовых методик, стандартов учета и отчетности;
  • ориентация анализа только на публичную отчетность организации;
  • максимальная открытость результатов анализа для пользователей информации о деятельности организации.

Особенностями управленческого анализа являются:

  • ориентация результатов анализа для руководства организации;
  • отсутствие регламентации анализа со стороны;
  • комплексность анализа, изучение деятельности организации с экономической, финансовой и технической сторон;
  • интеграция учета, анализа, планирования и принятия решений;
  • закрытость результатов анализа с целью сохранения коммерческой тайны.

Основой информации финансового и управленческого анализа являются данные производственного учета (учета производственных затрат). Сравнительные характеристики финансового и производственного учета рассмотрены ранее, в разделе I.

Субъектами экономического анализа являются пользователи экономической информации коммерческой организации как непосредственно, так и опосредованно заинтересованные в ее деятельности.

Спектр основных пользователей информации весьма широк. К первой группе относятся те, кто связан с организацией участием в капитале, долговыми и другими хозяйственными отношениями, ко второй — те, кто использует экономическую информацию в чисто профессиональных целях. Эта часть пользователей информации непосредственно не заинтересована в деятельности организации, но по условиям контракта должна защищать интересы первой группы пользователей.

Различаются не только пользователи информации, но и их экономический интерес (участие) к хозяйственной деятельности организации и цель, которой они добиваются при анализе.

источник

Тема 1.1. Виды финансового анализа, приемы и методы его проведения

План конспекта теоретического материала:

Введение. Цель, основные понятия, задачи анализа финансовой отчетности

1 Понятие финансового анализа

2 Предмет, объект и субъект финансового анализа

3 Цели и задачи финансового анализа

4 Функции и принципы финансового анализа

5 Классификация видов финансового анализа

6 Структура финансового анализа

7. Методологическая основа финансового анализа

9 Информационное обеспечение финансового анализа

— Практическая работа 1. Проведение вертикального и горизонтального анализа бух. баланса (вертикальный анализ)

— Практическая работа 1. Проведение вертикального и горизонтального анализа бух. баланса (горизонтальный анализ)

— Практическая работа 2. Использование приемов финансового анализа в бух. учете

— Практическая работа 2. Продолжение

Введение. Цель, основные понятия, задачи анализа финансовой отчетности

Анализ финансовой отчетности это процесс, при помощи которого мы оцениваем прошлое и текущее финансовое поло­жение и результаты деятельности организации. Однако при этом главной целью является оценка финансово-хозяйственной деятельности нашей организации относительно будущих условий существования.

Анализ — это инструмент познания предметов и явлений внутренней и внешней среды, основанный на разделении цело­го на составные части и исследовании их во взаимосвязи и вза­имозависимости.

Экономический анализ — это система специальных знаний, связанная с исследованием экономических процессов и явле­ний в их взаимосвязи, складывающихся под влиянием объективных и субъективных факторов.

Анализ финансовой отчетности выступает как инструмент для выявления проблем управления финансово-хозяйственной деятельностью, для выбора направлений инвестирования капитала и прогнозирования отдельных показателей.

1 Понятие финансового анализа

Финансовый анализ выделился из экономического анализа и анализа финансово-хозяйственной деятельности. Финансовый анализ – метод познания финансового механизма предприятия, процессов формирования и использования финансовых ресурсов для его оперативной и инвестиционной деятельности — является частью общего исследования бизнес-процессов и приобрел на сегодня очень важное и самостоятельное значение. Финансовый анализ – это процесс исследования финансового состояния и основных результатов финансовой деятельности предприятия с целью выявления резервов дальнейшего повышения его рыночной стоимости.

2 Предмет, объект и субъект финансового анализа

Каждая наука имеет свой предмет исследования, который она изучает с соответствующей целью присущими ей методами. Нет предмета исследования – нет науки. Определение предмета имеет принципиальное значение для обоснования самостоятельности и обособленности той или иной отрасли знаний.

Философия под предметом любой науки (включая и АХД) понимает какую-то часть или сторону объективной действительности, которая изучается только данной пах кой. Предметом той или иной науки следует считать та специфическое, что позволяет отличать ее среди множества других наук.

Читайте также:  Какие анализы нужно принести гастроэнтерологу

Предметом финансового анализа являются финансовые ресурсы и их потоки

Объект анализа — это то, на что направлен анализ. В зависимости от поставленных задач объектами анализа финансовой отчетности (АФО) могут быть: финансовое состояние организации, финансовые результаты, деловая активность организации и т. д.

Субъектом анализа является человек, занимающийся аналитической работой и подготавливающий аналитические отчеты (записки) для руководства, то есть аналитик.

3 Цели и задачи финансового анализа

Основной целью финансового анализа является получение небольшого числа ключевых (наиболее информативных) параметров, дающих объективную и точную картину финансового состояния предприятия, его прибылей и убытков, изменений в структуре активов и пассивов, в расчетах с дебиторами и кредиторами.

В качестве подцелей ФА можно выделить:

— оценка текущего и перспективного финансового состояния предприятия;

— оценить возможные и целесообразные темпы развития предприятия с позиции финансового их обеспечения;

— выявить доступные источники средств и оценить возможность и целесообразность их мобилизации;

Спрогнозировать положение предприятия на рынке капиталов.

Рисунок 1 — Цели финансового анализа

Главная цель анализа – своевременно выявить и устранить недостатки в финансовой деятельности и находить резервы улучшения финансового состояния предприятия и его платежеспособности.

Финансовый анализ решает следующие задачи:

1) оценивает структуру имущества организации и источни­ков его формирования;

2) выявляет степень сбалансированности между движением материальных и финансовых ресурсов;

3) оценивает структуру и потоки собственного и заемного капитала в процессе экономического кругооборота, нацеленного на извлечение максимальной или оптимальной прибыли, повышение финансовой устойчивости, обеспечение платеже­способности и т. п.;

4) оценивает правильное использование денежных средств для поддержания эффективной структуры капитала;

5) оценивает влияние факторов на финансовые резуль­таты деятельности и эффективность использования активов организации;

6) осуществляет контроль за движением финансовых пото­ков организации, соблюдением норм и нормативов расходования финансовых и материальных ресурсов, целесообразностью осуществления затрат.

7) общая оценка финансового положения и факторов его изменения;

8) изучение соответствия между средствами и источниками, рациональности их размещения и эффективности использования;

9) соблюдение финансовой, расчетной и кредитной дисциплины;

10) определение ликвидности и финансовой устойчивости предприятия и др.

4 Функции и принципы финансового анализа

Сущность финансового анализа проявляется в его функциях. Финансовый анализ выполняет аналитическую, синтетическую (обобщающую), прогнозную (предикативную), экономическую и контрольную функции. Характеристика функций финансового анализа представлена в таблице 1.

Таблица 1 – Характеристика функций финансового анализа

происходит выбор объектов финансового анализа, определяются показатели, характеризующие объекты анализа, выбираются методы расчет, осуществляется выбор способа проведения анализа и методики оценки

позволяет обобщить выводы, полученные при анализе разных объектов различными способами.

прогнозирование финансового состояния предприятия

с одной стороны финансовый анализ базируется на данных бухгалтерской отчетности, а с другой стороны, результаты финансового анализа используются для совершенствования процесса производства и других способов получения дохода предприятием

Финансовый анализ позволяет своевременно отслеживать дисбаланс в финансировании предприятия, оценивать, какие виды производства выгодны, насколько эффективным является использование собствен­ного и заемного капитала.

Принципы финансового анализа регулируют процедурную сторону его методологии и методики. К ним относятся: системность, комплексность, регулярность, преемственность и др.

5. Классификация видов финансового анализа

Финансовый анализ, чаще всего в прикладном аспекте, понимают как процесс исследования финансового состояния и основных результатов финансовой деятельности предприятия с целью выявления резервов дальнейшего повышения его рыночной стоимо­сти. Финансовый анализ подразделяется на отдельные виды в зависимости от следующих признаков.

1. По организационным формам проведения выделяют внутренний и внешний финансовые анализы предприятия.

— внутренний финансовый анализ проводится финансовыми менеджерами предприятия или собственниками его имущества с использованием всей совокупности имеющихся информативных показателей. Результаты такого анализа могут представлять коммерче­скую тайну предприятия.

— внешний финансовый анализ осуществляют налоговые администрации, аудиторские фирмы, банки, страховые компании с целью изучения правильности отражения фи­нансовых результатов деятельности предприятия, его финансовой устойчивости и креди­тоспособности.

2. По объему исследования выделяют полный и тематический финансовые анализы предприятия.

— полный финансовый анализ предприятия проводится с целью изучения всех аспектов финансовой деятельности предприятия в комплексе.

— тематический финансовый анализ ограничивается изучением отдельных аспекюк финансовой деятельности предприятия. Предметом тематического финансового анализа может являться эффективность использования активов предприятия, оптимальность фи­нансирования различных активов из отдельных источников, состояние финансовой устой­чивости и платежеспособности предприятия, оптимальность инвестиционного портфеля, оптимальность финансовой структуры капитала и ряд других аспектов финансовой дея­тельности предприятия.

3. По объекту анализа выделяют следующие его виды:

— анализ финансовой деятельности предприятия в целом. В процессе такого анализа объектом изучения является финансовая деятельность предприятия в целом, без выделения отдельных его структурных единиц и подразделений;

— анализ финансовой деятельности отдельных структурных единиц и подразделений. Такой анализ базируется в основном на результатах управленческого учета предприятия;

— анализ отдельных финансовых операций. Предметом такого анализа могуч быть отдельные операции, связанные с краткосрочными или долгосрочными финансовы­ми вложениями, с финансированием отдельных реальных проектов и другие;

— выполнение финансового плана;

— финансовое состояние организации;

— выявление резервов роста прибыли и рентабельности.

4. По периоду проведения выделяют предварительный, текущий и последующий финансовые анализы.

— предварительный финансовый анализ с изучением условий финансовой деятельности в целом или осуществления отдельных финансовых операций предприятия (напри­мер, оценка собственной платежеспособности при необходимости получения крупного банковского кредита).

— текущий (или оперативный) финансовый анализ проводится в процессе реализа­ции отдельных финансовых планов или осуществления отдельных финансовых операций с целью оперативного воздействия на результаты финансовой деятельности. Как правило, он ограничивается кратким периодом времени.

— последующий (или ретроспективный) финансовый анализ осуществляется предприятием за отчетный период (месяц, квартал, год). Он позволяет глубже и полнее проанализировать финансовое состояние и результаты финансовой деятельности предприятия в сравнении с предварительным и текущим анализом, так как базируется на завершенных отчетных материалах статистического и бухгалтерского учета.

5. По времени осуществления:

прогнозный анализ, который проводится до осуществления хозяйственных операций;

оперативный анализ, позволяющий внести коррективы в текущую хозяйственную деятельность;

ретроспективный анализ, осуществляемый после завершения хозяйственных операций и позволяющий контролировать выполнение плана.

6. По охвату анализируемых объектов:

сплошной анализ – содержит выводы о финансово-хозяйственной деятельности всех подразделений организации;

выборочный анализ – содержит выводы по результатам обследования только отдельных подразделений организации.

сопоставительный анализ – заключается в сравнении отчетных показателей о результатах хозяйственной деятельности с показателями плана и данными прошлых периодов;

факторный анализ – направлен на определение влияния отдельных факторов на изменение результативных показателей;

диагностический анализ – представляет собой способ установления нарушений нормального хода деятельности;

операционный анализ предполагает метод оценки и обоснования эффективности управленческих решений, основанный на причинно-следственной взаимосвязи объема продаж, издержек и прибыли;

детерминированный анализ – применяется для исследования функциональных взаимосвязей между факторами и результативными показателями деятельности организации.

8. В зависимости от целей и методов осуществления финансового анализа различают две основные системы его осуществления:

экспресс-диагностику финансового состояния организации. Экспресс-диагностика дает мгновенный взгляд на ситуацию и предназначена для поиска и выделения наиболее важных и сложных проблем управления финансами. Такой анализ не занимает много времени, так как не содержит сложных расчетов. Его целью является ранняя (предварительная) оценка финансового состояния организации для сужения масштабов поиска проблем и их решения. Экспресс-диагностика направлена на изучение текущих аспектов деятельности организации;

углубленный (фундаментальный) анализ финансово-хозяйственной деятельности организации. Фундаментальный анализ финансово-хозяйственной деятельности организации предназначен для углубления и детализации оценок, полученных в результате экспресс-диагностики, а также определения реального экономического потенциала организации.

6 Структура финансового анализа

Структура финансового анализа представлена на рисунке 3.

Рисунок 3 – Примерная структура финансового анализа

7. МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ФИНАНСОВОГО АНАЛИЗА

Методом экономического анализа является диалектический способ познания, путь исследования своего предмета, то есть хозяйственных и финансовых процессов и явлений в их взаимосвязи и взаимозависимости.

Характерными особенностями метода экономического анализа являются:

* использование системы аналитических показателей, всесторонне характеризующих финансово-хозяйственную де­ятельность организации;

* изучение причин изменения этих показателей;

* выявление и измерение причинно-следственных связей между ними.

Методика анализа — это система правил и требований, га­рантирующих эффективное применение метода.

В совокупности метод и методика представляют собой методологическую основу экономического анализа.

Все аналитические методы можно разделить на две большие группы: качественные (логические) и количественные (формализованные).

К качественным (неформализованным, логическим) методам относятся аналитические приемы и способы, основанные на логическом мышлении, на использовании профессиональ­ного опыта аналитика, на профессиональной интуиции. К ним относятся:

» метод построения систем аналитических таблиц;

» метод построения систем аналитических показателей;

» психологические и морфологические методы и т. п.

Количественные (формализованные) методы — это приемы, использующие математику. Вследствие их применения можно получить довольно точный результат или несколько результатов для дальнейшего выбора верного уже с помощью логических методов.

Количественные методы можно разделить на бухгалтерские, статистические, классические, экономико-математические методы анализа и т. д.

Анализируя финансовую отчетность, можно использовать различные методы (и логические, и формализованные). Но к наиболее часто используемым методам финансового анализа относятся:

» метод абсолютных, относительных и средних величин;

» анализ с помощью финансовых коэффициентов;

В практике финансового анализа выделяют шесть основных методов:

Первый метод – горизонтальный (временной) анализ – сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим временным периодом. Горизонтальный анализ проводят с помощью следующих методов:

— простое сравнение статей финансовой отчетности и анализ резких изменений;

— анализ изменений статей отчетности в сравнении с изменениями других статей; при этом особое внимание следует уделять случаям, когда изменение одного показателя по экономической природе не соответствует изменениям другого показателя.

Второй метод – вертикальный (структурный) анализ – определение структуры итоговых финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчетности на конечный результат. Вертикальный анализ проводят в целях выявления удельного веса отдельных статей отчетности в общем, итоговом показателе и последующего сравнения результата с данными предыдущего периода.

Третий метод – сравнительный (пространственный) анализ – это анализ, включающий в себя внутрихозяйственный анализ свободных показателей отчетности по отдельным показателям фирмы, дочерних фирм, подразделений, цехов, и межхозяйственный анализ показателей анализируемой фирмы с показателями фирм конкурентов, со среднеотраслевыми и среднехозяйственными данными.

Четвертый метод – факторный анализ – анализ влияния отдельных факторов (причин) на результативный показатель с помощью детерминированных или стохастических приемов исследования. Причем факторный анализ может быть как прямым (собственно анализ), когда результативный показатель дробят на составные части, так и обратным (синтез), когда его отдельные элементы соединяют в общий результативный показатель

Пятый метод – трендовый анализ – сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определения тренда, т. е. основной тенденции динамики показателя, очищенной от случайных влияний и индивидуальных особенностей отдельных периодов. С помощью тренда прогнозируются возможные значения показателей в будущем, а соответственно, ведется перспективный прогноз анализа.

Шестой метод – анализ относительных показателей (коэффициентов) – это расчет отношения между отдельными позициями отчета или позициям разных форм отчетности, определение взаимосвязей показателей.

Классификация методов финансового анализа

Для решения конкретных задач финансового анализа применяется целый ряд специальных методов, позволяющих получить количественную оценку отдельных аспектов деятельности предприятия. В таблице 1 классификация методов финансового анализа вы­полнена по трем основаниям: по степени формализации, применяемому инструментарию и используемым моделям.

Таблица 1 — Классификация методов финансового анализа

8 Этапы экспресс-анализ бухгалтерской отчетности. Баланс-нетто.

Исходя из поставленных задач и имеющейся информационной базы, различают предварительный анализ (экспресс-анализ), основанный на данных бухгалтерской отчетности, и углубленный анализ, осуществляемый с привлечением данных управленческого учёта.

Основная цель экспресс-анализа – общая оценка имущественного состояния хо­зяйствующего субъекта, объёма и структуры привлекаемых им средств, его ликвидности и платёжеспособности, выявления основных тенденций их изменения.

Экспресс-анализ осуществляется по данным публичной отчетности, ориентирован в основном на внешних пользователей (покупателей, кредиторов, инвесторов, акционеров, поставщиков).

Экспресс-анализ осуществляется в несколько этапов:

1. Проверка показателей бухгалтерской отчетности по формальным и качественным признакам (соответствие итогов, взаимную увязку показателей разных форм отчётности).

2. Устанавливается характер изменений, имевших место в анализируемом периоде, в составе средств предприятия и их источниках.

9 Информационное обеспечение финансового анализа

Информация, источники информации

Для проведения финансового анализа используются следующие источники информации.

нормативы и инструкции (Гражданский кодекс, Налоговый кодекс, федеральные чако­ны, указы Президента, постановления и распоряжения Правительства, нормативные документы Минфина, Центрального Банка России, Министерства экономического развития и торговли и другие);

планы и прогнозы (проекты бюджетов, курсы валют, информация о конъюнктуре рынка, заключения аудиторов, перспективные и бизнес-планы предприятия и др.);

отчеты (формы бухгалтерской и статистической отчетности);

справочно-аналитическая информация (официальная статистика, протоколы совещаний, приказы, договора, неофициальные данные).

Бухгалтерская отчетность предприятия

Основным источником информации для анализа финансового состояния организа­ции является бухгалтерская отчетность. Бухгалтерская отчетность представляет собой систему показателей, отражающих на отчетную дату имущественное и финансовое поло­жение организации, а также финансовые результаты ее деятельности за отчетный период.

источник