Меню Рубрики

Политический анализ как вид деятельности

Тема: Политический анализ

1. Понятие и сущность политического анализа

2. Стадии политического анализа

3. Типологизации политического анализа

4. Методы политического анализа

Понятие и сущность политического анализа

Политический анализ является одним из важных вариантов исследования в политической науке, связанный с разделением политической жизни, политики и власти, а также политических событий, явлений, процессов на составные части. Анализ позволяет выявить строение исследуемого политического события, его структуру, разграничить существенное и несущественное. Анализ развивающегося политического процесса даёт возможность определить в нём различные этапы и противоречивые тенденции.

Политический анализ – это совокупность способов и приемов прикладного исследования политической ситуации.

Целью политического анализа является познание частей как элементов политических явлений, процессов, событий, их изучение в качестве относительно самостоятельных сущностей. Однако, анализ приводит к выделению сущности, которая ещё не связана с конкретными формами её проявления: единство, продолжающее оставаться абстрактным, ещё не раскрыто как единство в многообразии. Поэтому в неразрывной связи с анализом находится синтез как процесс объединения в единое целое частей, свойств, отношений, выделенных при изучении политических реалий посредством анализа.

В современных условиях общественная потребность в анализе политических феноменов резко возрастает. Одна из характерных черт современного мирового сообщества – его многоликость, обусловленная рядом причин. Существование различных экономических укладов, многообразие социально-политической, культурной жизни больших и малых народов детерминируют нарастание тенденции поливариантности общественного развития. Эти явления вполне закономерны. Сосуществование в рамках мирового сообщества стран и народов, находящихся на разных ступенях общественного развития, сложность современного политического мира, его многоплановость объективно возводят в ранг приоритета профессиональное выявление тенденций политического развития и воздействия на них, обуславливая потребность в таком уровне социального познания, который позволил бы осуществить системный анализ мирового общественного процесса.

Тема: Политическое прогнозирование

1. Понятие и сущность политического прогнозирования

2. Типология политического прогнозирования

3. Принципы политического прогнозирования

4. Способы и методы политического прогнозирования

5. Политическое моделирование

Политическое моделирование

Целью многих политологических исследований является выяснение вероятных последствий того или иного воздействия на объект. Для этого необходим эксперимент.

Специфика политических процессов состоит в том, что они (в отличие от природных и технических) в значительно меньшей степени подвержены экспериментальной, лабораторной проверке, и это накладывает определенные трудности при использовании данного метода. Социальные процессы могут содержать чередующиеся периоды строго контролируемого целенаправленного развития и стихийной самоорганизации. В политической сфере с особой силой проявляется субъективизм исследователя. Вот почему в политологии объектом эксперимента становится, как правило, не реальный объект исследования, а его подобие, модель.

Моделирование наиболее широкое распространение получило в XX столетии. Однако как метод научного познания и объяснения реальности начало использоваться в античности, в рамках социальной философии. У. Томсон (Кельвин) провозгласил, что «понять явление — значит построить его модель».

Слово «модель» произошло от латинского слова modus (или modulus), что означает «мера», «образ», «способ». Его первоначальное значение было связано со строительством. Модель выступает в качестве посредника между исследователем и интересующим его объектом — образом, «представителем» объекта. Она, это — материальный или мысленно представляемый объект, который в процессе исследования замещает объект-оригинал. Соответственно, моделирование — это метод исследования, основанный на построении и изучении моделей действительных объектов исследования.

Способность отображать действительность является общим свойством всех моделей. Кроме того, модель всегда проще тех явлений, которые она отображает и объясняет. Создание модели преследует цель допустимо упростить реальность Важно иметь в виду, что никакая модель не воспроизводит полностью объект и все его свойства. «Модели должны быть простыми, насколько это возможно… но не более того», – считал Э. Эйнштейн

Моделью является любое слово, любой образ, возникающий в сознании как отражение реального объекта. Модели свойственна некая абстрактность связанная с наличием неких элементов идеальных символов

К направлениям политического моделирования относят моделирование политического решения, поведения электората в избирательной кампании, избирательного процесса и другое.

На практике процесс моделирования предстает как последовательность четырех взаимосвязанных этапов. Первый из них — четкая постановка требующей решения проблемы. Вслед за этим исследователь должен определить объект моделирования и предмет или ракурс, в котором он хочет этот объект рассмотреть. Затем наступает очередь сбора информации, первичного исследования, необходимого для формирования концептуальной модели. Показателями» при построении социально-политических моделей могут являться любые потенциально или актуально поддающаяся эмпирической проверке характеристика объекта. Перечень показателей исследуемого объекта, отобранных в результате анализа документов, полученных в процессе сбора информации, и систематизированных в соответствии с принятой классификацией схемой называется тезаурусом показателей

Далее формируется концептуальная модель. При необходимости математической формализации подбирается математическая (или компьютерная) модель, затем осуществляется математическая (или компьютерная) обработка данных, в результате чего возникает информационная модель, заменяющая исследуемый объект. На этой модели и проводится эксперимент — математический или логический, после чего наступает завершающий этап моделирования — интерпретация результата.

Классификации моделей проводится по различным основаниям

В зависимости от способа построения все модели делятся на физические(материальные), в политологии почти не применяющиеся и идеальные(воображаемые). Среди них выделяют образные (иллюстрирующие неизвестные явления в образах известных явлений — рисунки, чертежи, схемы) и знаковые (или символические) модели, выражены с помощью знаков (символов).

Ю.М. Плотинский в качестве основания для классификации использует вид языка, на котором формулируются модели. Тогда выделяются содержательные модели, которые формулируются на естественном языке; (такая модель – это вербализованная копия мысленного образа объекта) и формальные модели, которые создаются с помощью одного или нескольких формальных языков (языков математики, программирования).

В гуманитарной сфере чаще используются содержательные модели. Процесс моделирования выглядит следующим образом. Сначала появляется когнитивнаямодель — мысленный образ объекта, возникающий в сознании познающего субъекта при наблюдении объекта. При создании такой модели, как правило, отсекается все ненужное с целью получения более компактного и лаконичного описания объекта. Когнитивная модель противостоит интуитивной, возникающей без участия рассудка.

Следующий этап — построение содержательной модели или вербализованной копии когнитивной модели.

По функциональному признаку содержательные модели подразделяются на описательные, объяснительные и прогностические.

Под концептуальной моделью понимается содержательная модель, базирующаяся на определенной концепции, методологической установке (подходе) к изучению явления или точке зрения. Разработка концептуальной модели объекта предполагает подготовку краткого перечня проблем, которые предстоит решить в ходе разработки подробной модели объекта

Такая модель будет детерминированной, с фиксированным перечнем входных параметров, определяющих свойства и динамику моделируемого объекта. А построение моделей на основе фундаментальных концептуальных положений, относящихся к предмету исследования, – это нормативное моделирование

Выделяют три вида концептуальных моделей.

1. Логико-семантические модели — их элементами являются все утверждения и факты, включенные в вербальное описание объекта.

2. Структурно-функциональные модели, где объект рассматривается как система, состоящая из подсистем, компонентов и элементов, находящихся в отношениях координации и субординации.

3. Причинно-следственные модели — они часто используются для объяснения и прогнозирования поведения объектов.

В гуманитарных науках цикл моделирования на этом обычно и заканчивается, но в некоторых случаях строятся формальные модели: математические и кибернетические.

Политические модели в большинстве случаев являются моделями аналоговыми (например, организационные схемы каких-либо политических структур).

Чаще других используются политическими аналитиками сценарное и графическое моделирование.

Сценарное моделирования характерно для построения прогностических моделей, предсказывающее вероятные изменения свойств и параметров исследуемых процессов и явлений.

Графики — одно из самых распространенных средств визуализации политических процессов. Графические модели широко используются при анализе циклических процессов в политике. Например, при анализе политико-деловых циклов – циклов экономической и деловой активности правительства между выборами, имеющих период 4-5 лет.

Выбор конкретной модели определяется характером решаемой задачи. В пределах применимости модели она позволяет с определенной степенью точности прогнозировать политические события и более обоснованно принимать политические решения.

Тема: Политический анализ

1. Понятие и сущность политического анализа

2. Стадии политического анализа

3. Типологизации политического анализа

4. Методы политического анализа

Понятие и сущность политического анализа

Политический анализ является одним из важных вариантов исследования в политической науке, связанный с разделением политической жизни, политики и власти, а также политических событий, явлений, процессов на составные части. Анализ позволяет выявить строение исследуемого политического события, его структуру, разграничить существенное и несущественное. Анализ развивающегося политического процесса даёт возможность определить в нём различные этапы и противоречивые тенденции.

Политический анализ – это совокупность способов и приемов прикладного исследования политической ситуации.

Целью политического анализа является познание частей как элементов политических явлений, процессов, событий, их изучение в качестве относительно самостоятельных сущностей. Однако, анализ приводит к выделению сущности, которая ещё не связана с конкретными формами её проявления: единство, продолжающее оставаться абстрактным, ещё не раскрыто как единство в многообразии. Поэтому в неразрывной связи с анализом находится синтез как процесс объединения в единое целое частей, свойств, отношений, выделенных при изучении политических реалий посредством анализа.

В современных условиях общественная потребность в анализе политических феноменов резко возрастает. Одна из характерных черт современного мирового сообщества – его многоликость, обусловленная рядом причин. Существование различных экономических укладов, многообразие социально-политической, культурной жизни больших и малых народов детерминируют нарастание тенденции поливариантности общественного развития. Эти явления вполне закономерны. Сосуществование в рамках мирового сообщества стран и народов, находящихся на разных ступенях общественного развития, сложность современного политического мира, его многоплановость объективно возводят в ранг приоритета профессиональное выявление тенденций политического развития и воздействия на них, обуславливая потребность в таком уровне социального познания, который позволил бы осуществить системный анализ мирового общественного процесса.

Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; Нарушение авторского права страницы

источник

Междисциплинарное теоретико-методологическое содержание политического анализа как научной дисциплины, разнообразие областей прикладного применения соответствующих знаний и навыков, множество форм профессиональной практики и механизмов включения в управленческий процесс — все эти особенности в значительной мере затрудняют задачу корректного определения предмета политического анализа как прикладной дисциплины. В имеющейся научной литературе можно встретить значительное разнообразие таких попыток, порой достаточно курьезных.

Научная дискуссия

Основоположники п классики политического анализа, такие как А. Вилдавски, У. Дани и Э. Куэйд, прекрасно осознавая всю сложность феноменологии зарождающейся дисциплины, намеренно избегали законченных дефиниций, предпочитая достаточно общие и предельно широкие формулировки, оставляющие достаточный простор для различных интерпретаций.

Л. Вилдавски, предпочитавший характеризовать свою профессию скорее в категориях «искусства и ремесла», нежели научного знания и метода, подчеркивает проблемно-ориентированный характер политического анализа, определяя его как деятельность, связанную с формулированием и решением общественных проблем.

У. Дани указывает на имманентно присущую связь политического анализа с принятием решений, характеризуя его как «деятельность по производству знания «О» и «В» процессе принятия решений». При этом уточняется, что речь идет о «прикладной общественно-научной дисциплине, использующей множественные методы исследования и аргументации с целью производства и преобразования политически-значимой информации, используемой в политической инфраструктуре для разрешения общественных проблем».

Ряд определений относят политический анализ к категории социотехнических дисциплин и «искусства социального инжиниринга». Так, О. Куэйд определяет политический анализ как «форму прикладного исследования, целью которого является углубление нашего понимания социотехнических проблем и выявление наилучших их решений. Привлекая современные научные методы и технологии для решения общественных проблем, политический анализ направлен на поиск адекватных способов коллективного действия, а также генерирование информации и организацию данных, касающихся выгод и других последствий, могущих вытекать из их принятия и применения на практике, содействуя тем самым лицу, принимающему решение в выборе наиболее предпочтительного действия».

Информационно-коммуникативный аспект политического анализа в контексте принятия решений выделяет У. Уолтере, относя к предметной области политического анализа «способы синтезирования информации, включая результаты исследования, с целью выработки формата политических решений (выделение политических альтернатив), а также определения будущих потребностей в политически значимой информации».

Согласно сложившейся традиции, политический анализ принято относить к семейству политико-управленческих дисциплин (policy sciences) (подробнее об этом в гл. 2). Согласно классическому определению Г. Лассвелла, одного из основоположников данного направления, «научная дисциплина может быть отнесена к политико-управленческим наукам, если она разъясняет процесс выработки и принятия политических решений в обществе или же обеспечивает необходимыми данными разработку рациональных способов разрешения политико-управленческих вопросов».

Предметное поле политико-управленческих дисциплин вбирает в себя, с одной стороны, теории, описывающие и объясняющие процесс выработки, принятия и реализации политических решений, а с другой — прескриптивные теории, посвященные тому, как воздействовать на этот процесс с тем, чтобы повысить его эффективность [1] .

Поскольку проблематика политических решений (policy) может подвергаться анализу с различных сторон, в различных аспектах и с различных теоретических и этических позиций (подробнее об этом в гл. 2), представляется целесообразным определять политический анализ в категориях производимого им продукта: совета или рекомендации для лица, принимающего политическое решение.

В качестве рекомендации может выступать простое утверждение, связующее предлагаемое действие с возможным результатом: «принятие законопроекта А будет иметь последствия В»; рекомендация может принимать более сложную и развернутую форму: «принятие законопроекта А, которое может быть достигнуто с высокой степенью вероятности посредством стратегии S, будет иметь результатом агрегированные социальные издержки С и агрегированные социальные выгоды В, при диспропорциональном распределении издержек для группы X и выгод для группы Y». Каковы бы ни были глубина и масштаб, политический анализ имеет целью информирование некоторого решения, либо имплицитно (А приведет к результату В), либо эксплицитно (поддержите А потому что результатом этого будет В, что выгодно вам, вашим избирателям, вашей стране).

Очевидно, не всякая рекомендация имеет отношение к политическому анализу. Первое ограничение: рекомендация должна касаться публичных решений, представляющих общественную значимость. Профессиональных политических аналитиков чаще всего можно встретить в государственных и некоммерческих организациях, повседневная деятельность которых по определению связана с публичными решениями.

Это не означает, однако, что политическому анализу нет места в частных организациях: коммерческие ассоциации часто нуждаются в совете по поводу предполагаемых законодательных и регулятивных решений, затрагивающих их групповые или частные интересы. Таким образом, можно ввести второе ограничение: политический анализ как профессиональная деятельность ориентирован па клиентов, способных участвовать в процессе принятия публичных решений либо оказывать влияние на него.

Важно запомнить!

Основываясь на предложенных выше формулировках, можно дать следующее рабочее определение: политический анализ представляет собой прикладную политико-управленческую дисциплину, на междисциплинарной теоретико-методологической основе осуществляющую анализ и прогнозирование проблемных ситуаций в целях выработки рекомендаций для лиц, принимающих публично-политические решения, участвующих в процессе их принятия, либо оказывающих влияние на него.

Читайте также:  Как сделать анализ анкетирования пример

Инструментальное содержание политического анализа уточняется в понятии информационно-аналитических технологий (ИЛТ) — это совокупность методов сбора и обработки информации, характеризующей объект управленческого воздействия (социальные, политические, экономические и другие процессы), специфических приемов их диагностики, анализа и синтеза, а также оценки последствий принятия различных вариантов политических решений

Информационно-аналитические технологии в прикладном плане направлены на обеспечение деятельности лиц, принимающих политические решения в условиях дефицита времени, при неполноте сведений об исследуемых процессах, нечеткости, противоречивости или частичной недостоверности информации. Представляя информационные фрагменты в системном виде, ИЛТ позволяют собрать рассеянные данные в своего рода «мозаику», создать целостную картину происходящего и спрогнозировать на перспективу действия различных факторов, структур, групп интересов и т.п.

Вопросы терминологии

Политический анализ может решать задачу определения возможных результатов альтернативных политических решений либо описания последствий уже принятых п реализованных решений. Дескриптивный анализ связан либо с историческим анализом прежних решений и действий либо с оценкой текущих решений по мере их реализации (оценочный)’1.

Анализ возможных последствии предлагаемых политических альтернатив известен как перспективный. Данный вид анализа также может быть подразделен на прогностический и прескриптивный. Прогностический анализ связан с проекцией возможных результатов тех или иных альтернативных решений и действий, в то время как прескриптивный анализ рекомендует к принятию решения и действия, способные привести к конкретным результатам.

Дескриптивный анализ часто является составной частью перспективного анализа: чтобы спроектировать и оценить новые решения, необходимо понять содержание и оценить результаты прежних решений. Реализуемые политические программы должны подвергаться мониторингу и оценке для принятия решения об их продолжении или корректировке, а также для обеспечения информации, потребность в которой может возникнуть в будущем.

Основные задачи перспективного анализа включают в себя: идентификацию комплексных проблем; качественное и количественное сопоставление альтернативных путей решения проблем; а также представление этой информации в формате, доступном для понимания и использования лицами, принимающими решения. Такой анализ предполагает систематическую опенку технических и экономических возможностей и политической приемлемости альтернативных политических решений (планов, программ), стратегий их имплементации и последствий реализации.

Policy определенное направление или метод действия, выбранные (будь то государственным органом, институтом, группой пли индивидом) из альтернативных вариантов и с учетом данных обстоятельств и оказывающие руководящее и направляющее воздействие па решения в настоящем и будущем; перспективная программа, содержащая определенные цели и способы их достижения.

Анализ — разделение или расчленение целого на составные части или основополагающие элементы; детальное изучение любого комплексного объекта с целью понимания или установления его природы либо определения его существенных характеристик; углубленное исследование.

Дескриптивный (описательный) политический анализ — исследование, связанное либо с историческим анализом прежних государственных политик (ретроспективный), либо с оценкой действующих по мере их реализации (оценочный).

Перспективный политический анализ — исследование, связанное с проекцией возможных результатов тех или иных альтернативных решений и действий (прогностический анализ), либо предполагающее выработку конкретных рекомендации в отношении принимаемого решения (прескриптивный анализ).

Политико-управленческая дисциплина — научная дисциплина, которая может быть отнесена к политико-управленческим наукам, если она разъясняет процесс выработки и принятия политических решений в обществе или же обеспечивает необходимыми данными разработку рациональных способов разрешения политико-управленческих вопросов.

Политический анализ — в самом общем значении деятельность, связанная с производством знания о процессе и в процессе выработки, принятия и реализации политических решений; прикладная политико-управленческая дисциплина, на междисциплинарной теоретико-методологической основе осуществляющая анализ и прогнозирование проблемных ситуаций в целях выработки рекомендаций для лиц, принимающих публично-политические решения, участвующих в процессе их принятия, а также оказывающих влияние на него.

Информационно-аналитические технологии — совокупность методов сбора и обработки информации, характеризующей объект управленческого воздействия (социальные, политические, экономические и другие процессы), специфических приемов их диагностики, анализа и синтеза, а также оценки последствий принятия различных вариантов политических решений.

источник

Все события в политической сфере связаны и имеют определенные причины. Они связаны с социальными, экономическими и прочими факторами. Чтобы сделать прогноз в политической сфере, требуется провести правильный анализ. Он имеет определенную структуру, предполагает применение специальных методик. Как проводится политический анализ, будет рассмотрено далее.

Политический анализ представляет собой симбиоз разных методик, которые позволяют исследовать определенные политические события. На основе проведенного исследования получается предположить, как будет развиваться ситуация в дальнейшем. Если сделать правильные предположения о будущей политической ситуации, можно принимать правильные решения, которые будут отличаться высокой компетенцией.

Политический анализ в России и иных странах рассматривается с двух разных точек зрения. Первый подход предполагает, что это разновидность обычного логического исследования. Оно применяется для анализа политических проблем фундаментального типа.

Во втором подходе признается двойственность представленного исследования. В результате выделяется теоретический и прикладной анализ. В результате подобной деятельности дается заключение.

Задачей анализа политической среды является выбор стратегии, которая будет основана на определенных, обоснованных критериях и целях. Он позволяет выделить наиболее перспективные направления, которые в будущем позволят улучшить социальные условия.

Субъектами представленной аналитической деятельности являются:

  • подразделения структур власти, в сферу компетенции которых входит проведение политических исследований;
  • аналитические центры, разрабатывающие новые методики и испытывающие их в реальных политических условиях;
  • частные центры исследований, которые обслуживают потребности одного или нескольких заказчиков;
  • СМИ, которые способны обработать соответствующим образом поступающую к ним информацию.

Процесс политического анализа проводится сразу в 5 критических направлениях:

  • Особенности существующих стратегических проблем.
  • Результат после пройденного в прошлом и нынешнего направления в политической сфере.
  • Определение степени влияния этих результатов на возможность решения существующих проблем.
  • Новые или имеющиеся альтернативы в долгосрочной перспективе, их вероятные последствия.
  • Выбор стратегических альтернатив, которые помогут решить проблему.

    Существуют разные методы политического анализа. Основными из них являются:

    • Метод проблемного структурирования. Существующие предложения в этом случае подвергаются сомнениям. Так получается формировать политические решения еще на начальном этапе принятия решений.
    • Предсказание. Это методы политического анализа, который обеспечивает знание, уместное в сложившейся ситуации, о предстоящих событиях. Такие условия могут сложиться в области экономики, социума или непосредственно в политике. Они с большой долей вероятности произойдут в случае принятия одной из альтернатив планирования.
    • Рекомендации. Этот подход обеспечивает аналитика знанием, которое можно непосредственно применить в ходе принятия стратегического решения.
    • Мониторинг. Этот подход позволяет получить сведения о политических курсах и тенденциях. На основе проведенного мониторинга внешних и внутренних условий аналитик может выбрать оптимальное направление для последующих действий.
    • Оценка. Метод позволяет получить информацию о степени достижения поставленных целей разных политических курсов. Это позволяет оценить качество принятых решений.
    • Обоснованные суждения очевидцев. Суждения одних наблюдателей подтверждаются суждениями других субъектов. Поэтому такую методику называют еще сравнительным политическим анализом.
    • Контент-анализ. Позволяет исследовать и сделать выводы об особенностях и характеристиках текстов в документах политического типа.

    Итак, структура политического анализа включает в себя несколько обязательных стадий. На предварительном этапе исследования проводится мета-анализ склада ума исполнителя. Он может быть линейным или нелинейным. Аналитики со складом ума первого типа могут разрешить проблему, продвигаясь последовательно в ходе изучения проблемы. Они выполняют шаг за шагом логические задачи, что позволяет достигнуть цели.

    Аналитики с нелинейным складом ума переходят от одной стадии анализа к другой в хаотичном порядке. Они могут продвигаться одновременно в двух направлениях. Разные части проблемы становятся все более ясными для них. Полученная информация занимает свое место в схеме исследования. Выбор подхода зависит исключительно от предпочтений аналитика.

    На первом этапе проводится идентификация существующей проблемы. Для этого проводится сбор информации. На ее основе анализируется проблема. Сбор данных проводится при использовании одной из двух методик. Первая предполагает проведение документальных исследований, а вторая – полевых. Это позволяет исследовать проблему с разных сторон. В ходе документальных исследований проводится изучение соответствующей литературы, статей в журналах научного и профессионального типа, книгах, диссертациях и т. д.

    Полевые исследования предполагают проведение опросов, исследование неопубликованных докладов, прочих документов.

    В ходе политического анализа проводится поэтапное продвижение к цели. После определения проблемы наступает следующая стадия. На втором этапе анализируются пути ее решения. Для этого выбираются критерии оценки, проводится спецификация альтернативных политических курсов. Также нужно выполнить предсказание последствий каждой альтернативы. При помощи выбранных критериев оцениваются перспективы каждого из возможных направлений.

    На третьем этапе вырабатываются рекомендации о последующих действиях. Их доводят до пользователей анализа в соответствующем виде. Информация должна быть понятной, чтобы все лица, задействованные в ходе выполнения выбранной альтернативы, могли выполнить возложенные на них обязанности.

    Социально-политический анализ позволяет решать многие проблемы общества. Он применяет для этого специальный инструментарий:

    • Системность. Подход должен быть систематизированным, чтобы отследить объекты в их совокупности. Между ними нужно выявлять связи и взаимодействия.
    • Исследование функциональной структуры. Группы объектов имеют соответствующие связи, они взаимодействуют внутри системы по определенным законам.
    • Сравнительный анализ. Позволяет выявить аналоги, сопоставить некоторые явления, найти противоречия. Объекты, которые подпадают в область его компетенции, имеют определенные различия. Явления и события отслеживают в динамике.
    • Статистический и математический подход. Позволяют представить сложившуюся обстановку в виде диаграмм, схем и графиков. С их помощью строят модели и представляют общественно-политические явления.

    Основы политического анализа строятся на двух основных философских принципах. Они фактически на них базируются, а также осуществляются на практике.

    Эти принципы нужно применять в ходе анализа:

  • Все политические явления взаимосвязаны. Это главное утверждение, которое влияет на результаты исследования. Такие связи могут определяться в краткосрочном периоде или в долгосрочной перспективе. Нужно определить, существенны ли они, если нет, такие связи отметают, не используют в ходе анализа. Все важные аспекты оценивают с позиции, имеют ли они прямое или косвенное влияние на ситуацию. Исследовать нужно как случайные, так и обоснованные события, внутренние и внешние связи.
  • Развитие происходит постоянно. Этот принцип еще называют историзмом. Все явления, в том числе и политические, развиваются постоянно. Этот принцип еще называют системностью. Циклы развиваются по спирали. За спадом следует подъем.

    Выполняя политический анализ для общества или отдельной его категории, применяют разные его формы. Выбор зависит от целей исследования. Самыми распространенными являются следующие виды анализа:

    • диахронный;
    • данных;
    • дисперсионный;
    • документов;
    • кластерный;
    • когорты;
    • контекстуальный;
    • корреляционный;
    • многомерный;
    • многофакторный;
    • синхронный;
    • системный;
    • структурный.

    Анализ данных представляет собой эмпирический подход к исследованию политических явлений. Проводится для получения первичной информации, а также для раскрытия некоторых связей между событиями и анализируемыми данными.

    Среди подходов к политическому анализу следует рассмотреть диахронный тип исследования. Он рассматривает события, процессы в их временном диапазоне. Это позволяет определить генезис исследуемых объектов с обозначением определенной хронологии событий.

    Дисперсионный анализ предложил Р. Фишер. Он позволяет отследить расхождения, которые случаются систематически между последствиями изменений в политической сфере, которые происходят при определенных обстоятельствах.

    Исследование документации является одним из самых распространенных в политической сфере. Он предоставляет наиболее точную и полную информацию, которую обрабатывает аналитик.

    Кластерный анализ является методом, который предполагает выполнить группировку данных о явлениях и событиях, объединяя однородные объекты по определенным классам. Это позволяет составить представление об общей картине, сложив однородные элементы в единую систему.

    Анализ политической системы можно выполнить при помощи исследования когорты. Это отдельные группы социума. Их исследуют для фиксации и определения отличительных черт, политических действий, поведения в определенных обстоятельствах. На основе результатов этого анализа принимают долгосрочные решения.

    Контекстуальный анализ применяется при возникновении потребности оценить характерные признаки какого-то явления в политической сфере. Также проводится сравнение в контексте с другими политическими объектами.

    Политический анализ имеет три основных компонента. Ради них и проводится исследование. К ним относятся:

  • Исследование реально сложившейся ситуации в политике.
  • Прогноз дальнейшего развития этой ситуации.
  • Принятие решений на основе проведенного анализа.

    Прогнозирование в области политических отношений является важным аспектом принятия решений и контроля в отдаленной перспективе. Для этого проводится комплексный анализ, который позволяет отследить набор вариантов достижения поставленных целей. В практической политической деятельности ставятся конкретные задачи. Для этого делают политический прогноз, который касается вероятности развития тех или иных событий, а также их конечного результата.

    В целом прогнозирование является научно обоснованным расчетом вероятности. Оно проводится с целью выявления перспектив, возможных состояний и последствий принятия тех или иных решений. Это поиск путей развития и тенденций в аспекте конкретного явления. Прогнозирование позволяет рассмотреть все альтернативы, выбрать из них наиболее подходящее направление.

    В ходе выполнения такой работы определяется не только перспектива развития, но и сроки выполнения поставленных задач. Прогноз и предсказание являются неидентичными явлениями. Они имеют разные подходы к обозначению будущих событий. Прогнозирование базируется на исследовании большого количества переменных. Также эта процедура отличается от планирования.

    Особенности прогнозирования в области политики базируются на опережающем отражении объекта исследования в ходе научного познания. Также эта процедура отражает перспективы развития конкретного явления. Такие суждения являются обоснованными, подкрепленными знаниями закономерностей их развития.

    В ходе прогноза проводится моделирование ситуации при помощи создания мысленного образа объекта исследования. Таковым могут быть социум, экономика, наука, техника и прочее.

    При разработке прогноза осуществляется два основных действия. Они относятся к проблемно-целевому критерию:

    • Прогноз поисковый. Позволяет определить возможные состояния объекта анализа в будущем. Это проекция современных событий в отдаленной перспективе, их логичное завершение и последствия.
    • Прогноз нормативный. Проводится с целью поиска направлений, возможностей, а также ресурсов для достижения конкретно обозначенных целей.

    Прогнозирование в области политики может иметь разные перспективные горизонты. Рамки подобного обозрения определяют исходя из целей исследования. Прогнозирование может быть выполнено на ближайшую, среднюю и дальнюю перспективу.

    источник

    В политической науке можно выделить два доминирующих подхода к пониманию термина «политический анализ». Первый из них предполагает, что данный термин является исключительно простым аналогом использования логического анализа для изучения фундаментальных политических проблем. В частности Р. Даль в книге «Современный политический анализ» утверждал, что анализ занимается исследованием исключительно проблем теоретического характера, таких как функционирование политических институтов, типы политических систем, деятельность различных политических режимов, природа политической власти и политических ценностей. В результате пособие по политическому анализу представляет собой фактически учебник по теоретической политологии, проблематика которой изучается с помощью логического анализа.

    Второй доминирующий подход к пониманию термина «политический анализ» признает факт дуализма политического знания и предполагает, что наряду с делением политических исследований на теоретическое и прикладное направления необходимо разделить на два типа и политический анализ. Сторонники данного подхода настаивают на существовании теоретического политического анализа, используемого в фундаментальных исследованиях, и прикладного политического анализа, применяемого соответственно в исследованиях прикладных.

    Читайте также:  Медкнижка какие анализы сдавать 2017

    Данный подход характерен для отечественной политологической школы – например, он активно отстаивается А. Дегтяревым, выделяющим по аналогии с двумя уровнями политической науки и два типа политического анализа.

    Однако, прикладной политологии, таким образом, можно определить как проблемные ситуации из текущей политической практики, решение которых должно быть найдено в предельно сжатые сроки.

    Теоретические же исследования имеют своей задачей объяснение более фундаментальных проблем, основной из которых следует признать раскрытие подлинных механизмов функционирования мира политического. Очевидно, что подобная задача решаема лишь при широком рассмотрении политических процессов: политолог-теоретик не ограничен в своих исследованиях жесткими пространственно-временными характеристиками и поэтому может сравнивать современные политические системы с системами прошлого, а также системы, существующие в один период времени, но в разных географических точках. Следовательно, объектом теоретической политологии можно назвать совокупность всех совершенных в прошлом и совершаемых в настоящем политических акций, их реализаторов, обуславливающих данные акции причин, а также их результатов. Политические акции понимаются нами не в юридическом и журналистском смысле, а в гораздо более широком контексте – как действия по созданию политических институтов и систем, а также как непосредственные результаты функционирования последних.

    Наиболее наглядно различия двух подходов выражены в таблице 13.

    Критерий сравнений Теоретическая политология Прикладная политология
    Цель Раскрытие механизмов функционирования мира политического Решение остроактуальных проблем, стоящих перед политическими акторами
    Объект Политические процессы, не лимитированные с точки зрения пространственно-временных характеристик Проблемные ситуации из текущей политической практики с жестко заданными пространственно-временными параметрами
    Участие в политическом процессе В большей степени созерцательное В большей степени преобразовательное
    Субъект Ученые, объединенные в специальные научные корпорации (университеты и институты) Аналитики, работающие в специализированных центрах или госструктурах
    Косвенный Субъект (заказчик) Социум Политические акторы

    Однако, если сравнивать данные принципы мы можем убедиться, что теоретическая политология в большей степени изучает крупные теоретические проблемы и вряд ли текущий анализ можно на это распространить.

    Политическая наука использует 3 больших группы методов. Таким образом, политический анализ, на наш взгляд, включает в себя три основополагающих компонента: анализ сложившейся политической ситуации, прогноз относительно ее развития и принятие компетентных политических решений. Исходя из этого, мы можем представить следующее определение политического анализа, понимая его как совокупность различных методик, с помощью которых возможно исследование конкретных политических событий и политической ситуации, создание предположений по поводу ее возможного развития и принятие компетентных политических решений.

    Первой стадией политического анализа, как следует из нашего определения, является анализ ситуации. Ситуационный анализ – это своеобразный фундамент, на котором зиждется все здание политического анализа. Без анализа текущего положения вещей в политическом мире невозможно ни заниматься построением прогнозов, ни принимать решения. В данном случае вполне уместна классическая аналогия со строительством дома, при котором ошибки во время закладки фундамента могут привести к самым печальным результатам. Точно так же просчеты при оценке ситуации влекут за собой крайне серьезные последствия: любая ошибка в ситуационном анализе обязательно скажется на последующих стадиях политического анализа. Поэтому к анализу ситуации надо подходить с особой тщательностью.

    Под политической ситуацией мы будем понимать состояние политической системы и комплекс взаимодействий между ее субъектами в определенный период времени. Таким образом, полный анализ политической ситуации должен охватывать взаимодействия всех политических акторов, которые в совокупности и составляют политическую систему общества, причем в текущий момент. Последнее обстоятельство особенно важно, поскольку анализ прошлых состояний политической системы для прикладных исследований является малозначимым. Остроактуальность ситуационного анализа – его основная черта.

    Среди современных видов политического ситанализа наиболее сложной формой является общий анализ политической ситуации, предполагающий детальное исследование состояния всей политической системы. При составлении общего ситуационного анализа можно использовать два базовых подхода. Первый предполагает расчленение политической системы на отдельные институты и рассмотрение текущего состояния каждого из них в отдельности, а затем и системы их взаимодействий друг с другом. Данный тип общего ситуационного анализа можно назвать вертикальным, или институциональным, поскольку он как бы рассекает политическую систему на отдельные сегменты, а именно на основные политические институты: правительство, органы президентской власти, парламент, политические партии, общественно-политические организации, финансово-промышленные группировки в аспекте их участия в политической жизни, СМИ, отдельные социальные группы. Подобные анализы осуществляются практически всеми крупными аналитическими центрами в России и за рубежом.

    Другой подход предполагает вычленение из политической системы неинституцианализированных объединений, которые, тем не менее, выступают в политическом процессе как единые акторы. Данный способ можно охарактеризовать как горизонтальный, или групповой тип общего анализа политической ситуации – ведь в этом случае объектом анализа являются сплоченные политические группировки, состоящие из лиц, входящих в различные институты власти.

    Вследствие данного обстоятельства проведение общего ситуационного анализа требует особых аналитических ресурсов, которыми располагают далеко не все субъекты политического анализа. Поэтому гораздо большее распространение на практике получил анализ какой-либо части политической ситуации. В отличие от общего анализа такой тип ситуационного анализа следует называть фрагментарным. Он, как и общий анализ, также может быть двух типов, причем первый, весьма напоминает институциональный анализ – он также рассматривает деятельность отдельных политических институтов, однако его объектом является лишь один из них. Например, можно рассматривать исключительно состояние президентской власти, функционирования парламента или отдельных его палат, деятельность правительства, политических партий, СМИ.

    В результате ситуационный анализ становится лишь первым этапом принятия решения, за которым в короткие промежутки времени следуют остальные стадии данного процесса. Тем самым ситуационный анализ утрачивает уникальность в качестве самостоятельной процедуры, что, по нашему мнению, не совсем справедливо. Мы уже показали, что ситуационный анализ далеко не всегда связан с конкретной проблемой, требующей немедленного решения. По этой причине следует предложить еще одну классификацию типов политического анализа, выделив проблемный и диагностический ситуационный анализ. Эта группировка проводится уже не по объектам, а скорее по задачам и целям ситуационного анализа. Первый жестко связан с определенной проблемой и всегда результируется в выработке оптимального решения – именно такой тип ситуационного политического анализа рассматривается западной политической наукой. Причем западные политологи особо отмечают, что и анализ проблемы, и разработка путей ее решения, и прогноз относительно дальнейшего развития ситуации после реализации решения, т.е. весь цикл политического анализа, осуществляется одними и теми же экспертами.

    Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

    источник

    56. Политический анализ: его основные цели и задачи, уровни и сферы Основные подходы к пониманию политического анализа:

    Политический анализ — аналитическая деятельность по всем явлениям политики; II. Политический анализ — прикладная наука, анализ конкретных политических ситуаций; Политический анализ — совокупность различных методов, с помощью которых возможно исследование конкретных политических событий и политических ситуаций, создание предположений их возможного развития и принятие компетентных политических решений.

    Проблема существования двух уровней политического анализа —

    теоретического и прикладного — довольно четко выявляется при переводе термина «политический анализ» с английского языка на русскийПри всей значительности различий между прикладным и теоретическим уровнями политического анализа различия эти нельзя возводить в абсолют. Между ними нет каменной стены, два уровня политического анализа имеют много общего, дополняют друг друга. Так, в решении прикладной задачи часто бывает необходимо опереться на теоретические наработки, объясняющие изучаемый класс явлений. Предположим, целью прикладного исследования является выработка рекомендаций по повышению уровня поддержки избирателями на предстоящих выборах депутатов Государственной думы политической партии N, принадлежащей к правому флангу политического спектра. Необходимым теоретическим подспорьем в решении данной проблемы будет совокупность знаний о закономерностях влияния различных факторов на уровень электоральной поддержки правых партий в России. Например, знание известного факта, что поддержка правых у нас более высока в городах по сравнению с сельской местностью, окажется несомненно полезным при формулировании рекомендаций. От глубины теоретических знаний зависит выбор эффективной прикладной модели решения проблемы. Другое дело, что оно не может быть обеспечено только за счет привлечения совокупности теоретических знаний. Необходимо вовлечь в анализ и факторы, изучаемые на теоретическом уровне и обладающие долгосрочным влиянием, и факторы краткосрочного плана, определяющие специфику конкретной предвыборной ситуации — от расстановки политических сил до даты выборов. В свою очередь, частное знание, получаемое в рамках прикладных политических исследований, нередко оказывается полезным для формулирования общих, долгосрочных закономерностей. Хотя опять же набор результатов отдельных прикладных исследований недостаточен для создания теории. Необходимо использование специальных процедур, позволяющих удостовериться в действительной общности частных прикладных знаний.

    Классификация сфер применения политического анализа по объектам исследования:

    1. Институциональная сфера (государство, партии, избирательные системы, правовые нормы и т.д.)

    2. Не институциональная сфера – личностные факторы политики (индивиды, социальные группы, конкретные политические действия Сферы примененя политического анализа исходя из фактора времен:

    1. Ситуационный политический анализ – изучение политический конкретной проблемы объективного мира.

    2. Прогнозный анализ – моделирование возможных путей развития изучаемой проблемы.

    Основные позиции толкования анализа с точки зрения цели:

    1. Созерцательная позиция. Главная цель анализа: выяснение сути событий, происходящих выявление мотивации участников событий, высказывания предложений или мыслей о ситуации.

    2. Позиция активного влияния на политику. Цель анализа: обеспечение оптимальности и эффективности политических решений. Рядом с анализом в исследовании политики может использоваться ретродукция. Ретродукция — прыжок воображения, фантазии, который используется для объяснения политических явлений, событий.

    Цели и задачи анализа определяются от характера самого анализа.

    Задачи анализа зависит от:

    1. Средств достижения результатов анализа: — Информационные ресурсы; — Ресурсы способностей;

    3. Учет многовариантности результатов;

    1. Анализ политической ситуации;

    2. Прогноз развития политической ситуации;

    3. Принятие компетентных политических решений;

    Политическим анализом как прикладной отраслью занимается особая группа специалистов: аналитики, эксперты, технологи, консультанты, работники партийных аппаратов, помощники публичных политиков.

    — Политический анализ, как разновидность прикладного знания, ориентируется на описание и изучение конкретной проблемы;

    — В отличие от науки, которая формирует логический образ объекта, политический анализ создает практический образ объекта — такой образ, который может быть включен в систему конкртеноцильовои рекомендации. Метод — способ достижения определенной цели, совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения действительности.

    Методы анализа: 1. Системный;

    2. Сравнительный (компаративистских)

    3. Метод социально-группового анализа; Методы анализа:

    1. Общие (определяют направленность, ракурс, и методологическое обеспечение всех этапов анализа):

    — Ивент-анализ (политический процесс представляется как ряд событий);

    — Ситуационный анализ (задача-минимум — мониторинг политической ситуации,

    задачамаксимум — на основе мониторинга данных обеспечить автоматизированное генерирование стратегий управления политическим процессом); 2. Частичные (стандартные методы, применение которых в различных комбинациях на отдельных стадиях анализа определяется конкретной целесообразностью):

    Политическая аналитика — сознательный, целенаправленный, конкурентный процесс изучения политической обстановки, событий, тенденций, перспектив ее развития с целью определения целостной картины происходящего, и последующего принятия политических решений (Телешун С. А., Баронин А. С.).

    источник

    Лекция 2. Политический анализ: особенности методологии. Политанализ как вид деятельности Александр Сунгуров Курс «Введение в политический анализ» — презентация

    Презентация была опубликована 7 лет назад пользователемpolitpriklad.net.ru

    Презентация на тему: » Лекция 2. Политический анализ: особенности методологии. Политанализ как вид деятельности Александр Сунгуров Курс «Введение в политический анализ»» — Транскрипт:

    2 Лекция 2. Политический анализ: особенности методологии. Политанализ как вид деятельности Александр Сунгуров Курс «Введение в политический анализ»

    3 Структура лекции 1. Общие характеристики ППА, отличия от других социальных наук. 2. ППА: методология, метод и методика 3. ППА: R- и Q-методологии 4. ППА: Направления и типы 5. Роль и статус политического аналитика 6. Проблемы этики

    4 1. Общие характеристики ППА, отличия от других социальных наук. 1.1.Клиент-проблемная ориентация, 1.2.Гетерогенность концептуально- методологической базы, 1.3.Инструментальный мультиплицизм, 1.4. Соединение эмпирического и нормативного подходов

    5 1.1.Клиент-проблемная ориентация Традиционные социальные науки социология, политология, психология, экономика обладают четко отграниченными предметными областями, исследовательскими объектами и методами, научными школами и теориями. В политанализе подобного рода мануфактурно- цеховая специализация просто невозможна в силу как многомерности изучаемых проблем, так и самой организации прикладного исследования А заказчику нужен не многотомный монографический труд, а конкретные выводы и практические рекомендации.

    6 1.2.Гетерогенность концептуально- методологической базы, Политический анализ довольно космополитичен в отношении концептуальных подходов и принципов, заимствуя их из самых разных социальных, гуманитарных и даже естественных наук Например, чтобы проанализировать всю совокупность последствий для российской политики американской военной кампании в Ираке в 2003 г., нужно привлечь концептуальные знания из теории международных отношений, международной экономики, военной науки, социологии, истории, психологии, статистики и т.д.

    7 Методология политического анализа складывается из элементов множества дисциплин: политической науки, социологии, психологии, экономики и философии Понятийный аппарат современного политического анализа исследование входов, выходов, конверсии, содержания политического курса и процесса принятия решений сформировался на основе системной теории Философии политический анализ обязан эпистемологической концепцией решения проблем а также принципами этики, вошедшими в учебные пособия и кодексы практикующих аналитиков

    8 1.3.Инструментальный мультиплицизм основной методологической установкой критического мультиплицизма выступает принцип триангуляции, согласно которому аналитики, стремящиеся углубить политически релевантное знание, должны использовать множество измерений, методов, инструментов, источников информации и средств коммуникации (Dunn 1994) Потребность в многомерных принципах, подходах и инструментарии обусловлена все большей комплексностью общественно-политических проблем, а также усложнением процесса принятия решений, в котором сегодня участвуют не только государственные акторы, но и группы давления, общественные объединения и местные сообщества, и т.д

    9 1.4. Соединение эмпирического и нормативного подходов Для подготовки рекомендации заказчику, аналитик должен не только описать, объяснить и предсказать развитие политических событий, но и дать им оценку, опираясь на определенные ценностные критерии Поэтому, в отличие от фундаментальных наук, где эти подходы часто разводятся, в ППА эмпирический подход (отвечающий на вопросы: что происходит и будет происходить?) неизбежно сочетается с нормативным (в рамках которого ищутся ответы на вопросы: станет ли от этого хуже или лучше и что нужно дальше делать?)

    10 2. ППА: методология, метод и методика Методология политического анализа указывает на метатеоретический уровень прикладного исследования, который включает в себя, с одной стороны, совокупность подходов и моделей, принципов и методов, а с другой пути и способы их применения. Она охватывает собой стандарты и процедуры отбора общих принципов и подходов для рационального исследования типовых проблем и эффективного решения практических задач

    Читайте также:  Виды экономического анализа какой прогноз

    11 Методология политического анализа При разработке методологии организационной диагностики часто используют неоинституционализм, открывающий широкие возможности для оценки внутренней среды той или иной государственной структуры, сочетая его с так наз. экологической моделью, помогающей в изучении ее внешней среды и основанной на системном подходе. Затем подбираются адекватные указанным подходам методы анализ нормативных документов (неоинституционализм) и экспертный метод SWOT- анализа (системный подход). Методология аналитической работы, таким образом, ответственна за общие принципы построения алгоритмов прикладного исследования политического процесса.

    12 Под методом ППА, понимается типовой инструмент или прием аналитической работы, позволяющий приобретать и обрабатывать релевантную в практически-политическом отношении информацию. Так, при прогнозировании развития предвыборной ситуации могут использоваться трендовый метод, экспертная оценка Дельфи или сценарное конструирование. В отличие от теоретиков и инструментальщиков, при отборе методов исследования аналитик исходит из их адекватности не только поставленным задачам и методологическому подходу, но и имеющимся ресурсам (время, финансы, информация и др.), причем последнее соображение нередко оказывается решающим.

    13 Методический уровень аналитической работы нацелен на конструирование комбинации методов и процедур для решения конкретной задачи, а также на определение последовательности и сопряженности их применения, т.е. системы исследовательских этапов и операций. По сути дела, речь идет о материализации общей методологической канвы (принципов, подходов, критериев, полученных на методологическом уровне, под которые отобраны соответствующие методы и инструменты) в конкретную схему прикладного исследования, где на разных этапах и при различных комбинациях методов проводятся операции по сбору, переработке и производству политически релевантной информации.

    14 3. ППА: R- и Q-методологии Сегодня существует противостояние между адептами так наз. R-методологии, т.е. традиционного для нынешней политологической практики позитивистского подхода, опирающегося на принципы научной объективности и (главным образом) точные, количественные методы, и приверженцами постпозитивистской Q -методологии, которая строится на принципах ценностного критицизма и предполагает учет субъективных факторов и активное использование, наряду с математическими, качественных методов Позитивистская R-методология сеголня все еще является доминирующей

    15 4. ППА: Направления и типы А.А.Дегтярев выделяет 4 подхода к определению направлений ППА: Структурирование предметного поля ППА ведется по следующим критериям: 4.1. Функциональные задачи и фазы политико- аналитической деятельности 4.2. В соответствии со сферами и объектами политического анализа 4.3. Исходя из методологии эксперта и используемого им инструментария 4.4. По отношению к фактору времени

    16 4.1. Функциональные задачи и фазы политико-аналитической деятельности моделирование и структурирование проблемной ситуации, сбор данных и их дескриптивный анализ, ситуационная диагностика, прогнозирование тенденций политического развития, разработка управленческих рекомендаций и, наконец, оценка результатов политической деятельности

    17 4.1. Варианты классификации Данн пишет о пяти функционально- процедурных типах ППА (структурирование проблемы, прогнозирование ситуации, разработка рекомендаций, мониторинг акций и оценка их результатов) (Dunn 1994) Хогвуд и Ганн о трех (исследование входов, содержания и выходов политического процесса) (Hogwood, Gunn 1984)

    18 4.1. Самостоятельные области внутри ППА определение проблем (problem definition) политическое прогнозирование (policy forecasting) анализ решений (decision analysis) анализ результатов политики (impact analysis) политическое планирование (policy planning)

    19 4.2. Сферы и объекты ПП Пример: Энциклопедия политико-управленческих исследований, где различные сферы государственного управления политико-институциональная (внешняя, оборонная, электоральная и др. политика), экономическая (налоги, аграрная и бюджетная политика и т.д.), социальная (бедность, преступность, образование и пр.) и научно-техническая (технологии, энергетика и т.п.) выделены в особые разделы

    20 Сегодня от политического анализа постепенно начинают отпочковываться различные отраслевые субдисциплины внешнеполитический анализ анализ бюджетной экономической, образовательной, электоральной военной политики Национальной Миграционной политики.

    21 4.3. Классификация по методологии эксперта и используемого им инструментария На основе методологических школ, доминирующими в социальной и политической науке: системные, рационального выбора, неоинституциональные, бихевиоралистские

    22 4.3. Классификация на основе исследовательских методов: ивент-анализ, риск-анализ, политический маркетинг, оценочные исследования (evaluation studies) и т.д В последнее время в основу такой классификации все чаще кладется отмеченное выше деление на R- и Q-методологию, тем более что оно непосредственно влияет на соотношение в исследовании количественных и качественных методов

    23 4.4. Классификация по фактору времени Данн (Dunn, 1994) предлагает подразделять аналитические разработки на перспективные (которые предшествуют политическим действиям); ретроспективные (где дается оценка уже состоявшимся акциям), и интегрированные (включающие в себя анализ прошлого, настоящего и будущего состояний политического процесса). Последнюю форму анализа Данн считает наиболее плодотворной, ибо в ней соединены все сильные стороны перспективного и ретроспективного анализа

    24 5. Роль и статус политического аналитика. Политический анализ это и информационно-аналитическое консультирование И профессия и дисциплина И те, кто считает себя профессиональными аналитиками и консультантами – пока лишь группа людей, практикующих «искусство и ремесло говорить правду власти» Рассмотрим место политанализа в цикле политического решения

    25 Место политанализа в структуре политического (policy) процесса А + В + С Проблемная ситуация Анализ проблемы и решения Выработка и принятие решения Реализация решения Проблемы Альтерна- тивы РешенияДействия

    26 Профессиональный политически анализ Локализован структурно в первом блоке – А, на выходе – варианты решений в форме рекомендаций Три ролевые позиции: Консультанта-аналитика Лица, принимающего решение и Исполнителя решения Как правило не совпадают Вторая фаза — оценка результативности и эффективности принятых решений – также функция политанализа Оценка может выявить новые проблемы и т.д.

    27 Содержательно политанализ Не ограничен областью А – областью выработки вариантов и прогноза последствий Для успеха решения необходимо провести и анализ политической проходимости решения – область В Необходимым элементом будет и имплементационный анализ – область С

    28 Сегодня политические аналитики могут работать в: Национальных, региональных и муниципальных органах власти Консультативных фирмах; Исследовательских институтах; Предпринимательских ассоциациях и иных формах групп интересов Коммерческих структурах Некоммерческих организациях

    29 Политические аналитики и консультанты Могут работать в структуре администрации президента: Как президентские назначенцы они разделяют приверженность общей идеологии и политическому курсу президента Их рекомендации касаются политических, экономических и социальных последствий решений Они часто координируют работу коллег в исполнительной ветви власти

    30 Политаналитики работают и в законодательной ветви власти Их клиенты – как отдельные депутаты, так и ассамблеи в целом Существенную аналитическую работу ведут сотрудники аппаратов депутатских комитетов, А также помощники депутатов Как на национальном, так и на региональном уровнях

    31 Муниципальные органы власти (кроме крупных центральных городов) Редко содержат в аппарате профессиональных аналитиков- консультантов – как правило эти функции – по совместительству Местные и региональные власти Часто обращаются к консультативным фирмам

    32 Политанализ ведут также Сотрудники и эксперты «Фабрик мысли» и исследовательских институтов, но как правило не в узких целях Наконец, аналитики работаю в коммерческих компаниях и а предпринимательских ассоциациях, в национальных профсоюзах и государственных корпорациях, имеющих интерес в сфере законодательства и политического регулирования

    33 С.Туронок предложил классификацию статусно-ролевых позиций Ролевые позиции: Помощник Советник Консультант- технолог Статусные позиции: Технократ Политик Активист Роль – совокупное поведение, обоснованно ожидаемое окружающими от человека Статус – совокупное отношение, обоснованное ожидаемое человеком от окружающих

    34 Ролевая позиция – помощник Как правило – наиболее доверенное лицо клиента, Посвящен в его служебные, экономические и даже личные дела Информирован и о проблемах, интересующих клиента, и о планируемых решениях От него ожидают полной лояльности, конфиденциальности и даже – эмоционально окрашенной приверженности интересам клиента Часто – «карьера одного клиента»

    35 Ролевая позиция – помощник (2) Может стать частью «команды», соратником и партнером (компаньон, совладелец, политический назначенец. Иногда – может сменить клиента на его посту (или даже пойти дальше) Пример – помощник Председателя Ленсовета А.А.Собчака – В.В.Путин Часто помощниками депутатов становятся их бывшие коллеги по цеху

    36 Ролевая позиция – помощник (3) Помощник разделяет как деловые, так и личные пристрастия клиента, в том числе и дурные (Этическая проблема!) От него не ждут глубоких экспертных знаний, скорее ждут способности Организовать сам аналитический процесс, привлекая внешних экспертов И он несет ответственность за результаты экспертизы

    37 Ролевая позиция – советник Более глубокий, но узкий специалист в определенной области интересов клиента Более «статусная» фигура, может иметь ученое звание, научную степень, авторитет в аналитическом сообществе. Как правило, работа на клиента – не основная, сохраняет престижную публичную должность в университете или институте РАН

    38 Ролевая позиция – советник (2) Как правило, нет доверительности и посвященности в дела клиента, нет и долговременного контракта Ожидается нейтральный «совет» общего характера в конкретных вопросах. Сохраняется дистанция. Нет ответственности за действия клиента Материально – наименее привлекательно, Исключая места «советника» как формы коррупции чиновника Повышает престиж в международном сообществе

    39 Ролевая позиция – консультант-технолог Сочетает ряд признаков помощника и советника Он ведет «проект» на всех стадиях, распоряжается ресурсами и ответственен за них, может нести ответственность за успех проекта Но отношения с клиентом редко долговременны, остаются формализованными и дистанцированными. Он становится членом команды, как внешний, привлеченный участник

    40 Ролевая позиция – консультант-технолог (2) Эта роль позволяет аналитику сохранять самостоятельность и активность в отношениях с клиентом Брать инициативу и в постановке проблем Материально – наиболее привлекательна, но наиболее рискованна, не дает ощущения стабильности

    41 Статусная позиция – технократ Считает главной ценностью – аналитическую объективность своих консультаций Предпочитает общепризнанные методы и инструменты анализа, применяемые в таких зрелых науках, как экономика, статистика, социология Равняется на коллег по дисциплине, которые способны оценить методологическую корректность анализа

    42 Статусная позиция – технократ (2) Рассматривает клиента как необходимое зло. Клиент обеспечивает ресурсы, которые позволяют работать над интересными проблемами Лучше обезопасить себя от вмешательства со стороны клиента Поэтому лучше работать с организациями, чем с частными лицами

    43 Статусная позиция – политик (адвокат клиента) Как врач, аналитик должен «не навредить» клиенту, как адвокат – последовательно защищать его интересы Считает, что черпает свою легитимность как участник цикла политических решений, Исходя из позиции клиента При неоднозначности фактов имеет право интерпретировать их исходя из интересов клиента В идеале – совпадение ценностных предпочтений с предпочтениями клиента

    44 Статусная позиция – активист (адвокат идеи) Убежден, что его профессиональная деятельность – инструмент в реализации собственных ценностных представлений о благе. Социальные ценности решения интересуют более, чем аналитическая объективность или ответственность перед клиентом Собственное участие в политическом процессе – достаточный источник легитимности

    45 Статусная позиция – активист (адвокат идеи) — 2 Может рассматривать себя как проводник интересов инвалидов, экологов и т.д. Выбирает клиента исходя из собственных интересов и полезности для решения проблемы Признает только записанные в контракте обязанности перед клиентом Если итоги анализа не поддерживают его собственных позиций, ставит под сомнения методическую часть работы

    46 Синтетическая позиция – «антрепренер» (А.Мелтснер, 1976) Обладает высокими техническими и аналитическими навыками Занимает ясные нравственные и гражданские позиции Отдает себе отчет в том, в какой мере его личные предпочтения оказывают влияние на процесс анализа и решения проблем

    47 Антрепренер (2): Заслуживает доверия и конфиденциальности со стороны клиента, однако сохраняет дистанцию, не позволяя личным мотивам искажать профессиональные ценности Осознает объективные и субъективные ограничения политических альтернатив Обладает волей и навыками мобилизации информационных, политических, организационных и финансовых ресурсов, необходимых для успешного принятия и реализации политических проектов

    48 Политическое антрепренерство «это self-promotion, властная политическая активность, сопровождающаяся риском и напоминающая кросс по пересеченной местности» (Колин Дайвер, американский аналитик)

    49 Проблема объективности и предвзятости аналитиков Занимающих две позиции – политика и активиста Этическая сторона (аналитик-клиент) Методологическая сторона (аналитик – научное сообщество) Гражданская сторона (аналитик – общество) Только изучать – или изучать и влиять.

    50 Гражданский аспект – допустимость предвзятости (. ) В демократическом обществе, где политические решения являются продуктом конкурентного процесса, право на участие в котором имеют все группы интересов При этом нет дискриминации участия групп в этом процессе Тогда политический аналитик имеет право на предвзятость и необъективность «У каждого интереса должен быть свой сторожевой пес» (С.Торонок)

    51 В конкурентной плюралистичной системе Где нет постоянных победителей и проигравших Принцип справедливости реализуется не столько в каждом отдельно взятом политическом решении, Сколько в общей системе процедурных гарантий («сдержек и противовесов») Итак, аналитик имеет право, но не обязан разделять ценностные предпочтения клиента Исходя же из собственных ценностей, он не должен этого скрывать

    52 Ограничения среды – выбор статусно- ролевых позиций аналитика (М.Мюнгер, 2000) Политическая свобода Экономическая свобода Работа в госучреждении Профессиональные политконсультанты Работа в НКО Академическая наука

    53 Идеальный клиент «обязан» Содействовать идентификации проблем и вопросов, требующих анализа делегировать ответственность и необходимые полномочия для осуществления исследования конкретному исполнителю или коллективу Обеспечивать адекватные организационные и финансовые ресурсы Определять временные ориентиры выполнения анализа Согласовывать выбор целей и задач, оценочных критериев, альтернатив и других политически значимых аспектов анализа Периодически контролировать ход анализа Оценивать результаты и использовать значимые выводы анализа (M.Munger, 2000)

    54 6. Проблемы этики. Ценностные конфликты М.Мюнгер выделяет 5 форм конфликта аналитика: Конфликт между лояльностью к клиенту и собственными принципами Конфликт из-за ограничений, заданных клиентом в отношении матрицы критерии/альтернативы Конфликт между потребностью в аналитической точности и сроками сдачи работы Конфликт по поводу корпоративных ограничений профессионального сообщества Конфликт из-за ресурсных ограничений

    55 Три вида ответственности аналитика Клиент Научное сообщество Гражданское общество Аналитик

    56 Три альтернативы конфликта: протест, выход и нелояльность Протест Выход Нелояльность Саботаж Возражение Отставка Ультиматум Утечка Отставка и разоблачение

    57 Условия моральной оправданности нелояльности (Питер Френч, 1983) Должны быть исчерпаны все возможные способы протеста в рамках организационной структуры Должна присутствовать убежденность в нарушении процедурных, юридических, политических либо этических норм Должна быть уверенность, что это нарушение будет иметь негативные последствия для общества Надо быть готовым подкрепить обвинения недвусмысленными доказательствами

    58 Мы продолжаем наше путешествие вниз по Темзе

    источник