Меню Рубрики

Политический анализ как профессиональная сфера

Освоение людьми окружающей действительности достигается посредством тесно взаимосвязанных между собой процессов ее познания и преобразования. Познание осуществляется при помощи научного осмысления объективной реальности, накопления и систематизации знаний о ней, а преобразование – в результате конкретной практической деятельности. Любое научное знание призвано, не только теоретически объяснять все происходящее вокруг людей, но и вырабатывать научно обоснованные предложения и рекомендации по эффективному и целенаправленному преобразованию окружающего человека мира. Поэтому научные знания всегда представлены двумя уровнями: теоретическим и прикладным.

В полной мере это относится и к наукам, изучающим сложный мир политического, и, прежде всего, к политологии. Как уже отмечалось в первой главе учебника, политология в самом широком толковании представляет собой науку о политике, область научного знания, изучающего политические отношения, политические процессы и явления в их разнообразных проявлениях.

Политология как единая наука разграничивается на фундаментальную, теоретическую (общую) и прикладную.Обе эти части политического знания имеют единый объект исследования – политическая жизнь общества. Вместе с тем между ними есть определенные различия, каждая из них обладает своей спецификой. Теоретическая политология представляет совокупность научных знаний о сущности и содержании политических отношений, политических процессов и явлений, о месте и роли политики и политической власти в обществе, закономерностях и технологиях их организации и реализации. Она формирует и развивает знания о политике как о социальном явлении, исследует закономерности политической жизни, объясняет процессы и тенденции политического развития, разрабатывает категориальный аппарат, методологию и методы политического исследования, обеспечивает взаимосвязь политической теории с практикой. Ее цель – получение нового политического знания, объяснение политической реальности, разработка новых концептуальных моделей политической действительности. Содержание прикладной политологии1 составляют знания о методологии и технологиях и способах целенаправленного воздействия на политическую практику, технике сбора и обобщения информации о политической жизни. Прикладная политология непосредственно ориентирована на достижение реального практического результата. Она изучает и предлагает способы воздействия на определенные сферы и стороны политической реальности, вырабатывает политические прогнозы, рекомендации и предложения участникам политического процесса. Прикладную политологию, в отличие от теоретической, являющейся «созерцательной наукой» , называют «наукой действия».

Уровни политического знания тесно взаимосвязаны между собой, дополняют друг друга: теоретическая политология дает прикладной общую концептуальную модель и методологию исследования, а прикладная политология обеспечивает теоретическую эмпирическим материалом для научных обобщений и разработки новых идей и концепций. Теоретическая и прикладная политологии выполняют общие социально-значимые функции: теоретико-познавательную, мировоззренческую, регулятивно-управленческую, прогностическую, аксиологическую, воспитательную. Вместе с тем, на каждом уровне политического знания эти функции реализуются с определенной спецификой.

Прикладная политология за рубежом уже с ХVI века стала рассматриваться как относительно самостоятельная часть (уровень) политического знания. В настоящее время некоторые зарубежные политологические школы к прикладному уровню политической науки относят: политический анализ, политическое проектирование и принятие политических решений, политическое управление. Этот уровень политической науки рассматривается как отраслевая социоинженерная и политическая субдисциплина, ориентированная на практическое использование в реальной политике теоретических знаний, на формирование механизмов целенаправленного воздействия на политическую жизнь общества. На основе этих знаний, разрабатываются принципы и методы анализа, диагностики и прогнозирования проблемных ситуаций, осуществляется проектирование и селекция вариантов типовых политических решений и процедур, конструирование алгоритмов и технологий направленного воздействия на политический процесс2. Это означает, что прикладной уровень политической науки ориентирован на практическое использование фундаментальных знаний о политике и их трансформацию в прикладные политические технологии. Он призван обеспечивать достижение реального практического результата в сфере политической деятельности.

Специфика прикладного уровня политической науки позволяет, с учетом сложившейся отечественной традиции, сформулировать следующее определение прикладной политологии. Прикладная политология – это часть политического знания о методологии и методике прикладных политических исследований, о технологиях, программах и процедурах решения конкретных политических проблем, целенаправленной политической деятельности по достижению реального практического результата.

Современная прикладная политология имеет свое содержание.Его составными частями являются методологические, методические и процедурные (технологические) знания.[99] Методологические знания составляют выводы и положения теоретической политологии, которые непосредственно используются для научного обеспечения решения конкретных практическо-политических проблем. Эти знания (закономерности, категориальный аппарат, отдельные концепции и теории) представляют теоретико-методологическую основу прикладного политического анализа, разработки политических технологий. Методические знания – это знания о методах, методиках и приёмах прикладных политических исследований и практическо-политической деятельности, а также о правилах и подходах выбора наиболее целесообразных и оптимальных из них для решения конкретной проблемы исследования и политического управления. Прикладные (технологические) знания – это знания о принципах, приемах и методах проведения научных, организационно-технических и иных мероприятий, необходимых для разработки политических технологий и их использовании при решении практическо-политических задач. К ним относятся также описание и характеристика правил, приёмов и алгоритмов исследования, технологических операций, упорядочивающих применение разнообразных методик и методов, процедур теоретической и практической деятельности. Содержание прикладной политологии вырабатывается и накапливается в результате исследовательской деятельности, направленной на поиск рациональных и целесообразных способов решения конкретных практическо-политических задач, оптимизацию воздействия на политическую жизнь общества. Предметом прикладной политологии являются конкретные политические ситуации (события, явления), закономерности и тенденции их развития.

Прикладная политология ориентирована главным образом на анализ и изучение конкретных политических ситуаций, сбор информации о политических событиях, явлениях и процессах для выработки технологий решения политических проблем. Достигается это при помощи специальных политических исследований. Прикладное политическое исследование — это система организационно-технических процедур, направленных на получение научно обоснованных данных о конкретных политических событиях, явлениях и процессах, а также на разработку технологий воздействия на них.

Прикладные политические исследования отличаются от теоретических или фундаментальных рядом признаков. Во-первых, практическо-преобразовательной направленностью. Основная цель прикладного исследования – преобразовательная. Она заключается в определении возможностей и характера использования теоретических знаний для формирования механизмов и технологий практическо-политической деятельности. Цель же фундаментального исследования – познавательная. Оно направлено на вскрытие закономерностей развития политической жизни, глубокое и всестороннее познание сущности политических явлений и процессов, их категориальное описание.

Во-вторых, субъективированной заданностью исследования. Каждое прикладное политическое исследование всегда ориентировано на решение определенной практической задачи. В прикладном исследовании роль его субъекта субъективирована, активно заинтересована. Специалист – исследователь в области прикладной политологии, как правило, выполняет вполне определенный заказ, в котором заранее поставлены конкретные цели и задачи. К примеру, при разработке технологии управления политическим конфликтом сразу же выдвигается задача обеспечить его урегулирование или разрешение. В последующем вся работа осуществляется в интересах достижения этой цели. В отличие от прикладного, в теоретическом исследовании роль субъекта объективирована, идеологически нейтральна. Это означает, что в ходе проведения теоретических исследований основной задачей является постижение объективной истины вне зависимости от мировоззренческой позиции, политических ценностей и идеологических пристрастий людей, проводящих научный анализ.

В третьих, характером использования фундаментального, теоретического знания. В фундаментальном исследовании теория опосредованно связана с практикой. Теоретическая политология производит знание, призванное объяснять различные социально-политические явления и процессы. Эта часть политической науки решает, главным образом, гносеологические задачи. Результаты фундаментального научного познания (открытые закономерности, различные теоретические выводы, разработанные категории) составляют теоретико-методологическую основу прикладных исследований, направленных на решение практическо-политических задач. Предметное же поле прикладных исследований уже, чем теоретических. В прикладной политологии используются не все результаты теоретического анализа, а лишь те которые имеют прямое, непосредственное отношение к реальной политической действительности. Это происходит потому, что прикладной политический анализ ориентирован на реализацию практических запросов «заказчика», которые не выходят за рамки конкретной задачи. Иными словами, прикладные исследования не затрагивают всю систему знаний теоретической политологии, а лишь ту её часть, которая имеет непосредственное значение для решения конкретной практической задачи.

В-четвёртых, спецификой познавательного цикла. В фундаментальном исследовании процесс познания начинается со сбора и описания эмпирических данных и завершается созданием абстрактно-теоретических моделей. Здесь результаты эмпирических исследований представляют собой фактологическую, информационную базу для познания политической жизни общества на теоретическом уровне, являются основой разработки концептуальных теоретических положений. Прикладное исследование, напротив, осуществляется от абстрактно-теоретических моделей, выработанных теоретической политологией, к их конкретному анализу и синтезу, определению механизма реализации этих моделей в технологиях практическо-политической деятельности. Результатом прикладных политических исследований являются практические советы и рекомендации, обоснование и аргументация преимуществ определенных способов и приемов практических действий, прогностическая оценка развития ситуаций. Прикладные политические исследования в конечном итоге направлены на обеспечение оптимального и адекватного перехода от общетеоретических концепций к их операционализации и выражению в практических рекомендациях. Такие рекомендации представляются лицам, обладающим властными полномочиями в сфере управления и непосредственно принимающим политические решения.

Прикладные политические исследования, в зависимости от глубины и степени анализа изучаемого объекта, подразделяются на три основных вида: изыскательное, описательное и аналитическое[100].

Изыскательное политическое исследование является начальным предварительным этапом всего познавательного цикла. Оно имеет цель в первом приближении вскрыть проблему, предмет последующего аналитического исследования. Такое исследование проводится по упрощенной программе с использованием небольшого по объему методического инструментария. Обычно это наиболее распространенные и «простые» методы эмпирических исследований (анкетирование, интервьюирование, изучение и анализ документов).

Описательное политическое исследование представляет собой более сложный вид анализа. Оно направлено на изучение различных сторон того, или иного политического явления и процесса, описание его структурных элементов и их взаимосвязей. Такое исследование проводится по развернутой программе с использованием более сложных приемов, методик и методов политического анализа (экспертный опрос, социальная экспертиза и др.).

Аналитическое политическое исследование – это наиболее углубленный и полномасштабный вид политического анализа. Его цель — не только всестороннее исследовать конкретные политические явления и процессы, но и вскрыть причины их возникновения, факторы, обусловливающие их развитие и тенденции изменений. Аналитическое исследование проводится с использованием всего комплекса методов прикладной политологии.

При изучении политический явлений и процессов все разновидности прикладных политических исследований применяются в комплексе, в определённой очерёдности, что позволяет наиболее полно и эффективно решать поставленные научно-практические задачи. В прикладных политических исследованиях, как инструменте познания и изучения социальной действительности, используются две основные группы методов: общие и частные. К числу общих методов прикладной политологии относятся: социально-политический, диалектический, исторический, социально-экономический, системный, структурно-функциональный, институциональный, социально-культурный, нормативный и другие методы. По сути это методы различных социально-гуманитарных наук, используемые политологией для исследования политической жизни общества и его отдельных аспектов. Будучи методами формирования и развития фундаментального политического знания, они при определенной трансформации в соответствии со спецификой прикладной политологии, могут использоваться для решения конкретных задач прикладного политического анализа.

Частные методы, по сравнению с общими, находят более широкое применение в прикладных политических исследованиях. Важнейшими из являются: метод выборочного исследования, факторный анализ, метод многомерной математической статистики, метод анализа выгод и издержек, ситуационный анализ, метод удовлетворительных альтернатив, метод доминантных альтернатив, метод эквивалентных альтернатив, корреляционный анализ, ивент-анализ (событийный ряд), экстраполяция, математическое моделирование (метод математической и компьютерной имитации), метод прогнозирования и построения сценариев, метод политической коммуникации, игровые методы, метод контент-анализа, теория групп, метод Дельфи, опрос, наблюдение, экспертная оценка, социальный эксперимент, политический мониторинг, методы анализа расстановки политических сил, структурно-логическая модель общества В.Б. Тихомирова. Эти методы используются для сбора, обобщения и систематизации количественной информации о различных политических явлениях, процессах и событиях, на основе которой вырабатываются технологии целенаправленного воздействия на политическую реальность, процедуры конкретной политической деятельности.

При проведении прикладных политических исследований, наряду с методами, используются различные методики. В отличие от метода, представляющего собой путь, способ познания политической действительности, методика – это сумма непосредственных приемов, используемых на практике для реализации определенного метода и направленных на получение комплексных, всесторонних и систематизированных эмпирических данных о конкретных политических явлениях, процессах и событиях.

Методология и технология прикладных политических исследований, разрабатываемые и используемые на прикладном уровне политологии обеспечивают эффективное изучение и анализ политической реальности. Результаты прикладных политических исследований используются как теоретической, так и прикладной политологией. В прикладной политологии на их основе вырабатываются технологии и процедуры оптимизации политических отношений, совершенствования деятельности политических институтов, решения конкретных проблем политической жизни.

Читайте также:  Как расшифровать анализ скрининга 1 триместра

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

источник

56. Политический анализ: его основные цели и задачи, уровни и сферы Основные подходы к пониманию политического анализа:

Политический анализ — аналитическая деятельность по всем явлениям политики; II. Политический анализ — прикладная наука, анализ конкретных политических ситуаций; Политический анализ — совокупность различных методов, с помощью которых возможно исследование конкретных политических событий и политических ситуаций, создание предположений их возможного развития и принятие компетентных политических решений.

Проблема существования двух уровней политического анализа —

теоретического и прикладного — довольно четко выявляется при переводе термина «политический анализ» с английского языка на русскийПри всей значительности различий между прикладным и теоретическим уровнями политического анализа различия эти нельзя возводить в абсолют. Между ними нет каменной стены, два уровня политического анализа имеют много общего, дополняют друг друга. Так, в решении прикладной задачи часто бывает необходимо опереться на теоретические наработки, объясняющие изучаемый класс явлений. Предположим, целью прикладного исследования является выработка рекомендаций по повышению уровня поддержки избирателями на предстоящих выборах депутатов Государственной думы политической партии N, принадлежащей к правому флангу политического спектра. Необходимым теоретическим подспорьем в решении данной проблемы будет совокупность знаний о закономерностях влияния различных факторов на уровень электоральной поддержки правых партий в России. Например, знание известного факта, что поддержка правых у нас более высока в городах по сравнению с сельской местностью, окажется несомненно полезным при формулировании рекомендаций. От глубины теоретических знаний зависит выбор эффективной прикладной модели решения проблемы. Другое дело, что оно не может быть обеспечено только за счет привлечения совокупности теоретических знаний. Необходимо вовлечь в анализ и факторы, изучаемые на теоретическом уровне и обладающие долгосрочным влиянием, и факторы краткосрочного плана, определяющие специфику конкретной предвыборной ситуации — от расстановки политических сил до даты выборов. В свою очередь, частное знание, получаемое в рамках прикладных политических исследований, нередко оказывается полезным для формулирования общих, долгосрочных закономерностей. Хотя опять же набор результатов отдельных прикладных исследований недостаточен для создания теории. Необходимо использование специальных процедур, позволяющих удостовериться в действительной общности частных прикладных знаний.

Классификация сфер применения политического анализа по объектам исследования:

1. Институциональная сфера (государство, партии, избирательные системы, правовые нормы и т.д.)

2. Не институциональная сфера – личностные факторы политики (индивиды, социальные группы, конкретные политические действия Сферы примененя политического анализа исходя из фактора времен:

1. Ситуационный политический анализ – изучение политический конкретной проблемы объективного мира.

2. Прогнозный анализ – моделирование возможных путей развития изучаемой проблемы.

Основные позиции толкования анализа с точки зрения цели:

1. Созерцательная позиция. Главная цель анализа: выяснение сути событий, происходящих выявление мотивации участников событий, высказывания предложений или мыслей о ситуации.

2. Позиция активного влияния на политику. Цель анализа: обеспечение оптимальности и эффективности политических решений. Рядом с анализом в исследовании политики может использоваться ретродукция. Ретродукция — прыжок воображения, фантазии, который используется для объяснения политических явлений, событий.

Цели и задачи анализа определяются от характера самого анализа.

Задачи анализа зависит от:

1. Средств достижения результатов анализа: — Информационные ресурсы; — Ресурсы способностей;

3. Учет многовариантности результатов;

1. Анализ политической ситуации;

2. Прогноз развития политической ситуации;

3. Принятие компетентных политических решений;

Политическим анализом как прикладной отраслью занимается особая группа специалистов: аналитики, эксперты, технологи, консультанты, работники партийных аппаратов, помощники публичных политиков.

— Политический анализ, как разновидность прикладного знания, ориентируется на описание и изучение конкретной проблемы;

— В отличие от науки, которая формирует логический образ объекта, политический анализ создает практический образ объекта — такой образ, который может быть включен в систему конкртеноцильовои рекомендации. Метод — способ достижения определенной цели, совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения действительности.

Методы анализа: 1. Системный;

2. Сравнительный (компаративистских)

3. Метод социально-группового анализа; Методы анализа:

1. Общие (определяют направленность, ракурс, и методологическое обеспечение всех этапов анализа):

— Ивент-анализ (политический процесс представляется как ряд событий);

— Ситуационный анализ (задача-минимум — мониторинг политической ситуации,

задачамаксимум — на основе мониторинга данных обеспечить автоматизированное генерирование стратегий управления политическим процессом); 2. Частичные (стандартные методы, применение которых в различных комбинациях на отдельных стадиях анализа определяется конкретной целесообразностью):

Политическая аналитика — сознательный, целенаправленный, конкурентный процесс изучения политической обстановки, событий, тенденций, перспектив ее развития с целью определения целостной картины происходящего, и последующего принятия политических решений (Телешун С. А., Баронин А. С.).

источник

В современной России прикладная политология предстает как самая быстроразвивающаяся дисциплина в сравнении с другими направле­ниями политических наук. Многие политологи непосредственно включились в политический процесс для решения именно прикладных задач.

Закономерен и интерес к истории возникновения этой дисциплины в России 1 . Одним из первых осуществил академическую постановку ря­да методологических проблем политологии и социологии А. Стронин, который в капитальном труде «Политика как наука» (1872) разделяет политическое знание на фундаментальную «теоретическую науку» и прикладное «практическое искусство», при этом вторая часть работы носит удивительно современное и вполне прикладное название — «Политическая диагностика и прогностика России».

Б. Чичерин в «Курсе государственной науки» (1894—1898) утвер­ждал, что практическая политика не только предваряет и ориентиру­ет разработку политической теории, но, более того, в определенном смысле «политика есть не наука, а практическое искусство, сущест­вовавшее задолго до появления какой бы то ни было государствен­ной науки».

Эту же линию продолжил Питирим Сорокин, успешно сочетавший качества академического ученого с аналитическими навыками практи­ческого политика и эксперта. В 1917 г. в качестве секретаря минист­ра-председателя кабинета он готовит ряд государственных документов, в частности «Политическую программу Временного правительства». В более поздних фундаментальных исследованиях («Система социоло­гии», 1920) П. Сорокин четко разводит фундаментальный и «приклад­ной» аспекты социальной науки, связав последний с «социальной по­литикой» — прикладной дисциплиной, которая, опираясь на законы, сформулированные теоретической социологией, давала бы человече­ству возможность управлять социальными силами.

В советский период политические исследования осуществлялись в дисциплинарных рамках марксистских парадигм «научного коммуниз­ма» и частично «диалектического» и «исторического материализма». Исследования прикладного характера концентрировались в специфи­ческих отраслях «стратегии и тактики КПСС» и «организационного строительства» различных институтов советской политической систе­мы; соответствующие курсы читались в специализированных партий­ных, комсомольских, профсоюзных школах. Тем самым прикладные разработки в области внутренней и внешней политики в советский пе­риод оказались перенесены в сферу аналитического обеспечения дея­тельности партийно-государственных институтов (ЦК КПСС, КГБ и МИД СССР, ЦК ВЛКСМ и т.д.).

В силу этого значительная часть прикладного и ситуационного ана­лиза носила тот или иной гриф «секретности» либо предназначалась исключительно «для служебного пользования». Сами исследования в Данной области весьма четко подразделяются на внешнеполитические и внутриполитические, при этом именно прикладные исследования внутриполитических ситуаций в «мире социализма» были практически засекречены, так как выполнялись прежде всего собственными анали­тическими структурами КГБ и МВД СССР, ГРУ, военной контрраз­ведки, а также некоторыми подразделениями АН СССР (например, Институтом США и Канады, ИМЭМО, ИНИОН) по заказу партийно-государственных органов.

Вместе с тем основная часть разработок в области прикладного ана­лиза относилась к внешней политике и международным отношениям. В данном направлении работали почти все институты Академии наук регионально-страноведческого профиля, которые готовили «памятные записки» и аналитические доклады для партийно-государственных ор­ганов (МИД СССР, международного отдела ЦК КПСС и др.).

С середины 1970-х годов был опубликован целый ряд статей, сборни­ков и даже монографий по методологии прикладного анализа и прогно­зирования внешнеполитических ситуаций, которые в известном смысле образовали основу современных научных тенденций в данной области (среди их авторов — А. Сергиев, А. Кокошин, С. Мелихов, И. Тюлин, М. Хрусталев и др.). В этих работах изучались западные, в первую оче­редь американские, методики прикладного анализа.

Реальному становлению политической науки препятствовала сама практика тоталитарного государства с его единственным политиче­ским субъектом, претендовавшим на выражение интересов всего об­щества, — КПСС. С началом перестройки изменение общего характе­ра политического процесса вывело развитие прикладной политологии на новый уровень. Для понимания содержания той или иной проблем­но-политической ситуации и тенденций ее развития потребовались профессионалы, владеющие специальными методами политического анализа, диагностики, прогнозирования.

Целый ряд специалистов из академических и учебных институтов, работавших в советский период в международной и страноведческой областях и овладевших принципами и техникой политического анали­за, в постперестроечные годы обратились к анализу внутренней поли­тики (среди них И. Бунин, С. Караганов, А. Салмин, Г. Сатаров и др.) с использованием методик, отработанных за рубежом.

В конце 1980-х — начале 1990-х годов в стране было создано нема­ло политологических центров, обеспечивающих информационно-ана­литическую поддержку различных государственных и общественных структур: Экспертный институт Российского союза промышленников и предпринимателей (руководитель А. Нещадин), Институт социаль­но-политических исследований РАН (руководитель Г. Осипов), Центр стратегического анализа и прогноза (руководитель Д. Ольшанский), Центр «Индем» (руководитель Г. Сатаров), Аналитический центр С. Кордонского, Институт политических технологий (руководитель И. Бунин).

Сама специфика российского политического процесса определяет центральные участки приложения сил политических аналитиков. По­литический маркетинг и избирательные технологии — едва ли не самое интенсивно развивающееся направление прикладной политологии в России. Основными направлениями политического анализа в этой об­ласти являются типологизирование и моделирование электората, вы­работка стратегии и тактики избирательной кампании.

В числе основных предметов прикладного политического анализа получили широкое распространение исследование и проектирование имиджа политического субъекта. Признанными лидерами в данном направлении являются специалисты политологического центра «Ник-коло М.».

Одно из наиболее актуальных направлений прикладной политоло­гии — это исследование конфликтов и проектирование путей их разре­шения.

В то же время до сих пор самым слаборазвитым участком приклад­ной политологии остаются обоснование и выбор альтернативных вари­антов политических решений. Подобная ситуация продиктована во многом объективными обстоятельствами и особенно закрытостью для аналитиков механизмов принятия решений или эксклюзивным харак­тером таких разработок, выполняемых по контрактам.

Важная проблема, непосредственно касающаяся всех, кто занима­ется прикладным политическим анализом в России, — становление профессионального сообщества. Без такого сообщества не может полно­ценно развиваться ни одна научная дисциплина; более того, не может быть эффективным влияние специалистов на реальные политические процессы.

Научное сообщество как таковое, во-первых, предполагает наличие определенных стандартов исследования и доказательства; отсутствие четких критериев научности мешает отличить профессиональный по­литический анализ от мистификаций, направленных на манипулиро­вание общественным мнением; во-вторых, требует соблюдения совме­стно определенных правил игры и этического кодекса, ведь прикладная политология призвана служить не только каким-то элитным группи­ровкам, но и общим интересам складывающегося гражданского обще­ства; гражданская же миссия прикладной политологии состоит в том, чтобы «окультурить» российскую политику в целом, сформировав ци­вилизованные нормы политического дискурса и поведения 1 .

Современное состояние политического анализакак профессиональ­ной дисциплины, определенное сближение американской и европей­ской традиций и формирование международного сообщества полити­ческих аналитиков во многом определяются поиском ответов на новые запросы времени.

Первым серьезным вызовом политическому анализу стало осмысле­ние того факта, что наши интеллектуальные способности измерять неуспех несравнимо выше наших коллективных возможностей обес­печивать успех, воздействуя на поведение людей. Однако чтобы дока­зать свою практическую значимость, политанализ должен не только производиться, но и применяться. Преодоление этой пропасти требует становления новой специальности, получившей название им-плементации или утилизации политического анализа. Тем самым ак­цент сдвигается в плоскость употребления политанализа и злоупо­требления им.

Другой вызов исходит из понимания того, что ясные и четкие ре­шения не становятся продуктом политического анализа, потому что оказывается недостижимым достаточное политическое согласие в от­ношении целей, равно как и политическое осознание последствий их достижения. Актуальные проблемы публичной политики все больше приобретают характер конфликтов ценностей. Традиционный полита-нализ предполагает существование в обществе широкого ценностного консенсуса в качестве своей предпосылки. Чем шире ценностные раз­ногласия, чем меньше решений, приемлемых для всех участвующих сторон, тем более проблематичным становится знание. Аналитический метод, зависящий от возможности признать большую часть условий равными, чтобы исследовать остальные, оказывается под вопросом. Нарастание ценностного антагонизма и поляризация элит — факторы, диктующие необходимость перемен в политанализе. Должен быть най­ден ответ на вопрос, который традиционный политанализ восприни­мал как данность: как обеспечить согласие людей в отношении осно­вополагающего минимума, делающего возможным коллективное дей­ствие?

Читайте также:  Как построить гистограмму через анализ данных

Поиск ответа на него предполагает формирование такого нового направления в политико-управленческих дисциплинах, как политиче­ский менеджмент. Технократический подход — понимание задачи ме­неджера как достижение ясных, непротиворечивых и предопределен­ных целей — не устраивает приверженцев «политического менеджмен­та» не только потому, что цели в публичной политике, формулируемые в ходе переговоров, как правило, множественны, противоречивы и расплывчаты. Подобно тому как специалисты в области оценивания политических решений все больше стремятся стать утилизаторами, чтобы их труд не пропадал даром, так и политические менеджеры, стремясь крепче держать в руках свою судьбу, стремятся расширить свою концептуальную гегемонию. Не желая сдавать ни одну из пози­ций в ремесле политанализа, они хотят стать одновременно и более техничными, и более политизированными, наделяя существующую от­расль прикладного политанализа такими задачами, как формирование политического консенсуса в отношении управленческих целей или обеспечение политической поддержки для их изменения.

Задания на семинар

1. Что общего и что особенного в условиях формирования профессиональ­ного политического анализа в США и в России?

2. Существуют ли в совре­менной России факторы и условия формирования и развития професси­онального политического анализа?

3. При каких обстоятельствах можно ожидать устойчивого роста спроса на услуги политических аналитиков? В каких областях деятельности?

4. Какую роль играют профессиональные ассоциации, специализированные издания, фонды, независимые рейтинговые службы и иные атрибуты профессионального сообщества в развитии соответствующей профессии и на­учной дисциплины?

5. В чем причины медленного процесса формирования политико-аналитического сообщества в России?

6. Как вы понимаете словосочетание «инкрементальный политический анализ»? Каким образом данный тип политического анализа взаимосвязан с характе­ром политической системы, культуры, традициями общества? Что является его противоположностью? К какому из двух полюсов ближе российский политический анализ?

Дата добавления: 2014-01-04 ; Просмотров: 2412 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

источник

Если теоретической политологии свойственны выявление сущностных черт и характеристик политических явлений, раскрытие их связей и отношений, обоснование тенденций и закономерностей развития, то потребность в решении конкретных задач, поиске способов и технологий достижения целей определяет особый подход к изучению феноменов сферы властных отношений. Наряду с прикладным использованием научно-теоретического потенциала при решении практических задач в пространстве политики значимы накопленный обществом опыт, навыки и умения, интуиция индивидов. Приемы и методы исследования политических явлений, используемые в прикладной сфере, легли в основу отрасли науки, нацеленной на изучение политического процесса, поведения различных субъектов, их действий и взаимоотношений. Объектом прикладных исследований является не все пространство политики, а лишь те ее сферы, которые важны для функционирования органов государственной власти, — урегулирование и разрешение конфликтов, принятие решений, ведение переговоров, организация информационных и электоральных кампаний. Возникли субдисциплины, связанные с проблемами принятия решений формирования и реализации политических проектов разрешения и урегулирования конфликтов ведения переговоров. Среди этих разделов — и политический анализ раскрывающий способы и процедуры исследования конкретных проблем.

Исследователи отмечают, что политический анализ представляет собой прикладную дисциплину, которая формулирует основные, препятствующие субъективизму и произволу требования к изучению конкретных проблем, поиску приемлемых решений и определению необходимых для этого технологических средств и приемов деятельности. Разработку политического анализа ведут специалисты — технологи, эксперты, консультанты, работники аппарата партий. Они обслуживают публичных политиков, корпоративные организации (консультативные агентства), органы государственного управления. Результатом деятельности экспертного сообщества являются рекомендации, прогнозы, программы для государственных и партийных органов, аналитические справки, нацеленные на поиск оптимальных решений конкретных проблем.

Как компонент прикладного знания политический анализ сосредоточен на описании и изучении конкретной проблемы, в решении которой заинтересован конкретный субъект. Если теоретическая политология предполагает логическое выявление отдельной области политического пространства и группы однородных явлений, то политический анализ сконцентрирован на исследовании конкретных элементов реальности, которые не имеют однотипных связей. В отличие от науки, которая заинтересована в увеличении объема знаний об объекте, о поиске закономерных взаимосвязей в исследуемой сфере общественных отношений, политический анализ ориентирован на рационально-упрощенную интерпретацию специфики объекта, для чего необходим минимум сведений, формирование представлений с учетом практических потребностей субъекта, цель которых — решение конкретной задачи. При этом политический анализ сфокусирован на изучении не всех социальных конфликтов и противоречий, воздействующих на исполнение людьми ролей в сфере властных отношений, а только тех из них, которые важны для общества и касаются интересов широких слоев населения.

Структура и содержание политического анализа основаны не только на описании исследователем событий и явлений, но и запросах субъекта политических отношений, определяющего цель решения проблемы. Аналитики формируют стратегию, которая связана с возможностями изменить ситуацию до параметров, устраивающих его. В отдельных случаях трактовки сложившегося положения субъектом политических отношений и экспертом, предпринимающим попытку воссоздать объективную, не зависящую от частных мнений картину, могут совпадать. Однако чаще всего в сфере политических отношений интерпретация тех или иных событий и соответствующие целевые установки, определенные заинтересованными лицами, влияют не только на характер итогов аналитической деятельности, но и на исходные положения исследования.

Технолог-аналитик исполняет роль интерпретатора ситуации (события) и разрабатывает рекомендации в соответствии с интересами субъекта или группы лиц. Зависимость технологического знания от социального заказа раскрывается на этапах диагностирования и составления рекомендаций. Имеющиеся у различных политических сил материальные и информационные ресурсы неодинаковы, а сложившимся взаимоотношениям и событиям они могут давать взаимоисключающие оценки. Могут отличаться и трактовки кризисных ситуаций представителями органов государственной власти и отдельных общественных движений. Для одних в условиях кризиса существенны проблемы укрепления власти и повышения ее легитимности, для других — достижение собственных целей. В одной и той же ситуации могут быть раскрыты разные проблемы. В связи с этим вероятны рассмотрение сложившегося положения с разных позиций, определение задач противоречивого характера, выработка разных подходов к решению проблем.

По мнению исследователей, зависимость политического анализа от интересов заказчика свидетельствует не о его конъюнкгурности, а о его сложности и многогранности в оценке ситуации, в которой соприкасаются интересы конкурирующих групп 1 . Эксперт прилагает усилия, чтобы обеспечить научность оценки существующего положения с учетом интересов клиента. Но предпринимаемые аналитиком попытки не всегда успешны: он может при подчинении интересам «заказчика» пренебречь профессиональными задачами. В электоральных кампаниях аналитики иногда предсказывают победу каждой из конкурирующих сторон, обосновывая преимущества тех «заказчиков», чьи интересы отстаивают.

В русле политического анализа ситуацию (событие) изучают как некую целостность. Она обладает источниками движения и пределами роста, определяет соотношение гипотетического, оценочного, теоретического, опытного, интуитивного и других видов знания, обеспечивающих возможность решения актуальной задачи. Если фундаментальная наука исследует массовые социальные практики, то политический анализ отражает уникальные события и ситуации. В то же время эксперты решают некоторые универсальные задачи: разделяют условия, внешний контекст и события; выявляют пространственно-временные параметры ситуации, отражающие основные ограничения акторов; выделяют действующих в данных условиях субъектов; оценивают соотношение сил, акций, предпосылок, причин, воздействующих на поведение субъектов, последствия событий.

См.: Соловьев Л.И. Политология: политическая теория, политические технологии. М.: Аспект Пресс, 2014.

Так как любая складывающаяся в пространстве политики ситуация многопланова и многогранна, используемые при рассмотрении ее методы имеют междисциплинарный характер. Вследствие этого оценка положения экспертами дополняет применение психологических, социологических, антропологических, культурологических и иных способов анализа сторон поведения субъектов, определения их позиций, участия во взаимодействиях. В связи с этим успех деятельности экспертов в немалой степени зависит от их умения увязывать различные подходы и техники рассмотрения ситуации, соотносить выводы и информацию, приобретенную вследствие использования различных методик. Это умение аналитиков особенно ценно, когда они вынуждены принимать решение в чрезвычайных условиях, оперативно вырабатывать эффективные меры противодействия конкуренту.

В содержании политического анализа выделяют три основных уровня исследовательских подходов. Первый отражает теоретические установки, на основе которых составляют гипотезы, определяют ограничения в поиске приемлемых средств, методов, а также ресурсов. Исследователи подчеркивают, что эксперты выявляют общие параметры ситуации, осмысляют связь конкретных политических явлений с природной и социальной средой. Данные подходы трактуют как макротеоретические, их основанием могут служить формулировки идеальных типов явлений, признание устойчивых тенденций и закономерностей развития, наблюдаемых в политике.

Макротеоретические модели, концептуальную базу осмысления ситуации дополняют критерии второго уровня, определяющие тип той сферы властных (управленческих) отношений, в границах которых рассматривают конкретное событие. Оно может быть связано с областью межнациональных или социальных конфликтов, являться элементом региональных процессов. Аналитики рассматривают отраслевую специфику политического процесса, формируют соответствующие технологии. В электоральных кампаниях разработка их может быть сопряжена с определением команд претендентов на властные полномочия, проведением маркетинга на политическом рынке ради выявления пристрастий населения, выдвижением кандидата, обнародованием программы его действий. Политические технологии формируют для решения каждой из конкретных задач, связанных со сбором средств, необходимых для проведения предвыборной кампании, или поиском процедур и приемов, благоприятствующих созданию положительного публичного облика претендента.

Тем самым открываются возможности для прикладного ситуационного анализа, являющегося существенным средством при реализации исследовательских действий. Микроаналитическое изучение события позволяет соотнести интерпретацию его с представлениями о политическом процессе в целом, обеспечить переход от теоретических размышлений к выработке практических рекомендаций. Какие бы методики не использовались, рассмотрение событий политической сферы зиждется на применении дискретного подхода, нацеленного на анализ ситуации, как звена в цепи явлений и изменений. Эксперты сосредоточивают внимание на изучении действий конкретного субъекта, анализе мотивов, форм его поведения.

Можно выделить стадии политического анализа, обеспечивающие положительные результаты познавательно-прикладных действий. В качестве основных этапов аналитического процесса американские политологи Дж. Мангейм и Р. Рич называют концептуализацию проблемы, ее моделирование, составление программы исследования конкретной проблемы, выбор методов ее изучения. В ходе концептуализации проблемы изучают воздействие конкретной ситуации на обеспечение удовлетворения интересов политических субъектов, деятельность органов государственного управления, их взаимоотношения с иностранными партнерами. Эксперты ведут также сбор информации, выявляют проблему и характеризуют ее свойства.

Второй этап связан с моделированием проблемы. Формируются представления, упрощающие понимание ситуации и одновременно обеспечивающие целостное восприятие ее значимых элементов, структуры. Основой такой модели служит гипотеза, создающая условия для уточнения параметров исследуемой проблемы путем трансформации ее абстрактных оценок, облегчающих количественное описание изменений. Наблюдения такого характера составляют содержание процедуры инструментализации. Заключительным шагом является измерение проблемы, т.е. выявление индикаторов — объективно измеряемых характеристик события с предельными значениями, которые раскрывают причинно-следственные связи событий, позволяют выработать критерии успешных и неудачных действий, определить постоянные и переменные показатели положительных или отрицательных изменений оцениваемой ситуации. Моделирование обусловливает рационализацию представлений аналитика, в результате чего обеспечивается восприятие проблемы как измеряемого явления, изменение параметров которого можно наблюдать.

На третьем этапе разрабатывают программу исследования конкретной проблемы, определяют цели в соответствии с тем, что желательно достигнуть в результате рассмотрения ее, осмысливают переменные данные, альтернативы решения задачи, организацию и проведение наблюдений. Аналитиков интересуют формы влияния тех или иных факторов на решение проблемы. На этом этапе возникают предположения относительно динамики событий, складывается стратегия. Составители данной программы устремлены к систематизации эмпирических сведений, что дает возможность создать многоуровневую конструкцию, соединяющую имеющиеся знания в интересах решения конкретной задачи. В зависимости от характера рассматриваемой ситуации и типа решаемых задач эксперты составляют программы политического анализа. В их числе — прогностические, направленные на изучение гипотетической ситуации, актуальные, сопряженные с рассмотрением сложившегося положения, ретроспективные, нацеленные на поиск подходов к осмыслению происшедших событий.

Читайте также:  Хгч на каком сроке сдать анализ

Выбор методов исследования проблемы и решения конкретной задачи осуществляется на четвертом этапе. Речь идет о качественных и количественных, теоретических и эмпирических системах методов. Могут отличаться и формы используемых методов (экспертиза, «мозговой штурм» и т.д.). Компонентом деятельности аналитиков на данном этапе является также определение правил, процедур, последовательности действий, систематизирующих использование методик познания. Как итог применения политического анализа возникает знание, приобретающее форму рекомендации или установки на деятельность. Подчас в ситуации неопределенности вместо рекомендации может быть обозначена проблема, что лишь в малой мере удовлетворяет потребности «заказчика». Причиной осторожности экспертов часто становится нехватка информации, необходимой для квалифицированного изучения ситуации. Тем важнее для них сбор сведений и постоянное уточнение их. Чтобы аналитики смогли выработать рекомендации, информация должна соответствовать характеру решаемой проблемы, быть минимально достаточной для полноценного исследования ее, а также надежной и своевременной. Результаты анализа вызывают тем больше доверия, чем чаще открываются возможности для проверки итогов работы экспертов.

Методологическое разнообразие политического анализа основано на его специфике как прикладной дисциплины, эффективность использования тех или иных способов отображения ситуации — на оперативности и наличии инновации, плана действий, не требующих весомых временных, организационных затрат. По мнению американских политологов С. Паттона и Д. Савицки, ценны также гибкость применения методов в различных проблемных ситуациях и учет преимуществ неформальной качественной аргументации и достоинств формализованных количественных выкладок.

Исследователи выделяют общие и частные методы политического анализа. Общие устанавливают направление и методологическое обеспечение деятельности, осуществляемой на этапах анализа. В числе этих методов — ивент-анализ (от англ, event — событие), ситуационный метод и др. Ивент-анализ, представляющий политический процесс как ряд фактов жизни (выступления политических лидеров, массовые демонстрации, электоральные кампании, принятие нормативных актов), позволяет выработать наиболее значимые оценки и способы рассмотрения ситуации. Участниками событий становятся лица, имеющие интересы, мотивы поведения. Учитывая это обстоятельство, аналитики упорядочивают события политического характера (в противоположность проецированию концептуальной схемы на сложившуюся ситуацию, что приводит к неадекватным итогам рассмотрения), используют методологические инструменты, раскрывающие тенденции, подчас неясные действующим лицам. Тем самым создается основа для выработки объективного подхода в оценке событий, составлении прогноза.

Стадии деятельности экспертов, применяющих ивент-анализ, подразумевают:

  • 1) выявление участников политического процесса, а также иных субъектов, связанных с ними или влияющих на процесс в целом;
  • 2) рассмотрение степени политического влияния, ресурсов, имеющихся у каждого участника политического процесса, а также сил, оказывающих поддержку;
  • 3) определение стратегических целей и тактических задач, установленных участниками политического процесса, оценка соотношения сил и их интересов;
  • 4) составление прогноза о возможных стратегических союзах и тактических коалициях, сценариях их действий; выработку оценки характера реакции на события участников, пассивных лиц или групп, вовлеченных в политический процесс случайно или против их воли и подчас не осознающих значение происходящего, и субъектов политического процесса, т.е. деятельных акторов — государства, партий, гражданского общества, устремленных к достижению определенной цели;
  • 5) формулирование альтернативных действий и оценка вероятности их успеха;
  • 6) формирование целостной стратегии на основе оптимальных вариантов действий с учетом прогноза, а также средств и ресурсов для осуществления их 1 .

Таким образом, метод ивент-анализа раскрывается в последовательном рассмотрении явлений, элементов происходящего согласно следующей схеме: политическая ситуация — события — среда — участники (интересы, имеющиеся ресурсы) — ограничения деятельности — цели и задачи (критерии успеха или неудачи) — альтернативные решения — сценарии и прогнозы — стратегия действий.

В результате разработки систем ситуационного анализа открываются возможности для решения комплексных прикладных задач по информационному обеспечению процесса принятия решений. В качестве задачи-минимум осуществляется мониторинг политической ситуации, характеризуются происходящие изменения. Сложнее решаются задачи составления прогноза, разработки и апробирования сценариев. Задачей-максимум является обеспечение автоматизированного генерирования комплексных стратегий управления политическим процессом на основе мониторинга имеющихся данных. Исследователи связывают решение задачи-максимум в будущем с совершенствованием компьютерных и нейронных технологий, математического моделирования и системного анализа.

В качестве частных используют методы, почерпнутые в сферах экономики, статистики, социологии и других дисциплин и используемые в различных сочетаниях на некоторых стадиях политического анализа. Целесообразность применения данных методов зависит от характера проблемы, специфики исследования, наличия доступа к данным, а также организационных ресурсов. Среди методов, входящих в эту группу, — выборочный, корреляционный и факторный анализ, метод экспертной оценки, контент-анализ, математическое моделирование, анализ выгод и издержек.

Особенности частных методов политического анализа сопряжены с условиями и ограничениями их использования на стадиях исследования ситуации. При выявлении и концептуализации проблемы уместно применение методов выборочного исследования, контент-анализа, интервьюирования, тестирования, экспериментирования для увеличения объема информации. Пригодными оказываются также описательные, качественные методы, дающие

См.: Семенов В.Л., Колесников В.Н. Политический анализ и прогнозирование. СПб.: Питер, 2014.

возможность составить представление о проблеме с учетом исторического контекста, — нормативный, структурно-функциональный, системный, институциональный. Исследователи отмечают, что существенное усложнение методов связано с операционализацией, т.е. научной процедурой установления связи концептуального аппарата исследования с его методическим инструментарием посредством образования системы эмпирических показателей, характеризующих изучаемый объект. За счет выполнения данной процедуры разнообразным переменным придают определенные значения. Компетентно осуществленная операционализация позволяет повысить уровень измерения показателей, что помогает в будущем использовать математические методы высокого уровня сложности, полагают Дж. Мангейм и Р. Рич. Так, корреляционный анализ, основанный на методах линейной и множественной регрессии, открывает возможность измерения связи, существующей между зависимыми и независимыми переменными. В то же время следует отметить, что регрессивный метод не позволяет аналитику выявить причинно-следственные связи между переменными. В реальности независимые переменные могут воздействовать друг на друга, а также на зависимую переменную.

По мнению исследователей, примером многомерного статистического анализа, позволяющего оценить точность моделей взаимосвязи зависимых и независимых переменных путем эмпирической оценки воздействия одной переменной на другую, служит пат-анализ. В ходе его проведения рассматривают эндогенные (частично определенные внутренними переменными данной модели) и экзогенные (полностью обусловленные внешними по отношению к данной модели факторами) переменные. Для обеспечения эффективности анализа используют понятия рекурсивной модели, отражающей однонаправленный характер взаимосвязи между переменными, и нерекурсивной модели, служащей для обоснования существования обратной связи между любыми переменными. Пат- анализ раскрывает, соответствуют ли связи переменных предположениям экспертов, в какой степени одни переменные воздействуют на другие. Сведения об этом позволяют составить рекомендации, создающие условия для изменения переменной, обладающей наибольшим влиянием.

Среди частных методов исследователи выделяют и факторный анализ, или метод многомерной математической статистики. Он открывает возможность получения набора укрупненных переменных, именуемых факторами, на основе измерения парных корреляций между признаками ситуации.

Если аналитики намерены смоделировать проблемную ситуацию, то применяют методы математической и компьютерной имитации. С помощью математических моделей возможно воспроизведение событий не только прошлого и настоящего, но даже и будущего. Выделяют несколько групп таких моделей:

  • 1) детерминированные (каузальные), с помощью которых ведется описание причинно-следственных связей в рассматриваемой системе;
  • 2) вероятностные, базирующиеся на методологии рационального выбора, т.е. на предположении, что субъект принимает решение на основе анализа вероятного соотношения ожидаемой выгоды и издержек;
  • 3) модели оптимизации, существом которых служит предположение о том, что отдельные переменные или ситуации в рассматриваемом процессе следует максимизировать или минимизировать.

Значимой стадией политического анализа является постановка целей. Чтобы добиться их ясности и конкретизации, используют методы, позволяющие перевести общие абстрактные цели в конкретные задачи, определяют условия и способы их решения. При этом задачи интерпретируют как условия, которых необходимо придерживаться, так и ресурсы, с помощью которых возможно достижение цели. Для оценки альтернативных решений пригодны конкретные измерители того, в какой степени достигнуто желаемое. На данной стадии в качестве методики используют экспертную оценку.

Для решения конкретных задач составляют прогнозы и выбирают адекватные альтернативы. В качестве стандартизированного метода оценки политических альтернатив зарубежные эксперты используют анализ выгод и издержек. Согласно данному подходу все вероятные альтернативы сводят к денежной форме, отдавая предпочтение той, которая сулит больше преимуществ. При выборе решения с учетом нескольких критериев «заказчик» оценивает, в какой степени он разделяет позицию эксперта. Метод удовлетворительных альтернатив нацелен на определение допустимых пороговых значений и отсев альтернатив, не соотносящихся с установленными критериями. Если же альтернативы не соответствуют пороговым значениям, то возникает необходимость в выработке иных решений или снижении уровня пороговых значений, что нередко и случается.

Достижению данных целей служит и метод доминантных альтернатив, рассчитанный на ранжирование их по какому-либо критерию. Альтернативу оценивают как оптимальную, если она обладает преимуществом перед какой-то другой и не уступает остальным. Конечно, данный метод не всегда эффективен, в то же время его применение целесообразно в ситуациях, когда, во- первых, имеется значительное количество альтернатив, часть которых необходимо отклонить. Во-вторых, в случаях, если предпочтения упорядочены, но не могут быть выражены в интервальной шкале. В-третьих, если альтернативы необходимо сравнить по количественным и качественным критериям. И, наконец, в том случае, если аналитики не имеют достаточно времени для выработки оптимального решения.

Существо метода эквивалентных альтернатив заключается в выборе одного из критериев на количественной шкале, обычно в денежном выражении. Для каждой альтернативы осуществляют процедуру конвертации. Так, возможны два альтернативных решения, рассматриваемые согласно таким критериям, как оценка поступлений в бюджет и ущерба, который будет нанесен окружающей среде в результате осуществления проекта. Если избрать первый критерий в качестве основного, то процедура конвертации заключается в оценке в денежной форме ущерба, который может быть нанесен окружающей среде, и допускает каждое из альтернативных решений. Разницу следует вычесть из суммы ожидаемых поступлений в бюджет, которые связаны с альтернативой, сулящей наибольший ущерб окружающей среде. Впоследствии оставшиеся значения сравнивают и делают выбор. По мнению исследователей, альтернативу с наибольшим совокупным значением считают лучшей.

В политическом анализе существенны математические методики, в том числе компьютерные программы, позволяющие обеспечить строгость и точность оценок. Для этого осуществляют математическое описание коэффициентов, отражающих вес каждого из критериев.

Применение данных методик может быть ограничено в связи с тем, что в процесс принятия решений вовлечены субъекты, имеющие разные представления о ценности того или иного критерия. В ряде ситуаций, скорее, достижимо коллективное согласие относительно конкретной альтернативы, нежели значений некоторых критериев. С учетом этого в политическом анализе широко используют менее формализованные методы сравнения альтернатив. Среди них — матрица Геллера, в которой каждая вертикальная графа отражает одну альтернативу, а каждая строка — критерий оценки. Влияние альтернатив по каждому критерию выявляют в количественной (тонны, часы, кубометры) и качественной формах. Меру, с которой каждая альтернатива соотносится с конкретным критерием, выделяют определенным цветом, обрамлением, штриховкой или иным способом, используя схему «лучшее решение — второе лучшее решение — худшее решение». Данная матрица дает возможность аналитикам выявить последствия выбора альтернатив, а ответственным лицам — принять решение самостоятельно.

Таким образом, основной методологический аппарат политического анализа разнообразен и соответствует задачам, возникающим на стадиях экспертной работы. Важнейшее значение имеют методы политологии, социологии, статистики, экономики, математики. Не менее ценны эксперименты и экспертные оценки. Все эти компоненты позволяют обеспечить возможности для получения надежных, достоверных результатов анализа событий политической сферы.

источник