Меню Рубрики

Политический анализ как научная дисциплина

Политический анализсовокупности различных научных методик, с помощью которых возможно исследование конкретных политических событий и политической ситуации, создание предположений по поводу ее возможного развития и принятие компетентных политических решений. Именно профессиональное применение политического анализа способно совершить качественный переворот в процессе принятия политических решений, что и является одной из основных целей прикладной политологии.

Особо подчеркнем, что использование политического анализа необходимо для всех субъектов политического процесса, но особенно важным является его применение властными структурами, поскольку их решения оказывают наибольшее влияние на политический процесс. Между тем в настоящее время в большинстве случаев применяются далеко не научные методики — анализ политической ситуации, составление политических прогнозов и принятие политических решений в лучшем случае строятся на сугубо интуитивном подходе.

Под словом «анализ» обычно подразумевается анализ логический — один из основных научных методов, используемый в самых различных отраслях знания. Происходя от греческого слова « analysis », что означает «разложение», анализ представляет собой процесс мысленного расчленения исследуемого объекта на составные части и исследование каждой из них в отдельности. С помощью логического анализа выявляется строение исследуемого объекта (в качестве которого может выступать как отдельный предмет, так и процесс или явление), его структура, отделяется существенное от несущественного. Логический анализ и синтез (объединение всех данных, полученных в результате анализа), позволяющие создать полное и целостное представление об изучаемом объекте, достаточно часто используются практически во всех отраслях гуманитарного знания.

Политическая наука призвана анализировать государство и властные отношения прежде всего как социальные феномены, как институты политической организации общества, главная цель которой — реализация всеобщего интереса.

Методы исследования – это средства анализа, а также способы проверки и оценки теории.

Так, методы, имеющие общенаучный характер – это сравнение, анализ и синтез, обобщение, восхождение от абстрактного к конкретному, индукция и дедукция, наблюдение. Есть и иная классификация. Она опирается на различие методов качественного и количественного изучения реальности.

В политологии представляется возможным разделить методы на две группы: традиционные и новые. К первой группе относятся следующие:

Исторический метод. Важность применения в политическом анализе исторического метода в огромной степени обусловлена потребностями политической практики, ибо своевременное и правильное его применение позволит избежать проявлений волюнтаризма и субъективизма в политике. Кроме того, точное и полное отражение истории изучаемого политического явления, события предполагает также воспроизведение конкретных черт и специфических особенностей, присущих им в конкретных исторических условиях .

Метод сравнения в политике ориентирует, прежде всего, на раскрытие общих черт политической жизни разных стран, народов и эпох. К примеру, в политике, как нигде, большое значение имеют такие “подвижные переменные”, как личность лидера, динамика политических ситуаций, процессов, соотношение и расстановка политических сил; как участников политических событий, характер внешних и внутриполитических конфликтов, разработка, принятие и реализация политических решений, поведение избирателей и др. Поэтому сравнительный метод не может фиксировать лишь общие черты политических систем, режимов, а должен выявлять и специфику их функционирования и развития.

Системный подход применение системного подхода используется при исследовании сложных развивающихся объектов – многоуровневых, как правило, самоорганизующихся. К ним, в частности, и относятся политические системы, организации, институты. При системном подходе объект рассматривается как множество элементов, взаимосвязь которых обусловливает целостные свойства этого множества. Например, среди политических институтов важное место принадлежит государству. При его анализе основной акцент делается на выявлении многообразия связей и отношений, имеющих место как внутри государства (системы), так и в его взаимоотношениях с внешним окружением (другими политическими институтами внутри страны, государствами). Государство структурно представлено многими элементами.

Структурно-функциональный анализ Цель структурно-функционального анализа состоит в количественной оценке тех изменений, к которым данная система может приспособиться не в ущерб своим основным функциональным обязанностям. Этот метод целесообразен для исследования способов сохранения и регулирования системы, однако, максимальный его эффект проявляется в сравнительном исследовании политических систем.Структурно-функциональный метод позволяет раскрыть не только само строение и внутреннюю форму политической системы, но и описать функции каждого элемента, которые входят в их компетенцию. В анализе проблем политики используются и другие исследовательские процедуры, и в частности, моделирование.

Метод моделирования. Потребность в этом методе возникает тогда, когда исследование реального политического явления, события невозможно или затруднительно, слишком дорого или требует длительного времени. Модель здесь выступает как аналог реального политического объекта. Моделированию подлежат: какой-либо механизм политической системы (скажем, механизм реализации политической власти) или же процесс (к примеру, процесс принятия решений), либо отдельный фрагмент функционирования системы (предположим, управление ею), институты, их элементы или объединения (государство, его органы, политический режим конкретно), взаимодействие с другими политическими системами (международные отношения) и т.п.

Кроме традиционных методов, политология использует и свои средства познания политической реальности. К ним относятся следующие.

Группа бихевиористских методик. в качестве объекта исследования рассматривает политическое поведение индивидуумов в различных ситуациях: при проведении выборов в условиях конкуренции разных партий; при принятии политического решения и др. Цель исследований – в построении системной эмпирической модели. Исследование политического поведения личности направляется на поиск всей эмпирической информации (измерение) с помощью непосредственных наблюдателей (участвующих) или опосредованно (эксперимент, анкета, интервью и анализ документов

Теория групп. Главное – это не общность позиций, а взаимодействие внутри группы на основе тех взглядов, которые разделяют члены группы. Это взаимодействие является ключом к пониманию групп интересов. Группа и интерес неразделимы. Принятие решений является результатом деятельности организованных групп, вторгающихся в процесс выработки и принятия решений. Поэтому политическая реальность кроется в постоянной борьбе за власть и влияние между группами.

Метод политической коммуникации. Коммуникация – передача смысла с помощью символов. Это процесс, посредством которого лицо или группа (лиц) дает знать другому лицу или группе (лиц) о своем отношении к конкретному вопросу. Коммуникация осуществляется посредством произведений живописи, музыки, математических символов, художественных произведений, жестов, мимики и т.д.

Теория игр и метод принятия решений. Теория игр помогает ответить на вопрос о достоверности, адекватности формальных рациональных моделей поведения политического лидера. В изучении процесса политических переговоров и достижения соглашений, они помогают выявить значение таких понятий как, например, угроза.

Составной частью теории игр является метод принятия решений. В любой политической системе имеются лица или организации, принимающие решения. Они составляют элиту данной политической системы. В то же время бывают ситуации, когда официальные институты превращаются в марионеток и ответ на вопрос – “кто принимает решения” – не так прост. В подобных случаях следует выявить конкретные лица, которые контролируют или оказывают влияние на формальные институты, принимающие решения.

В целом следует отметить, что теория игр и методики принятия решений позволяют почти полностью охватить политические явления; содержат требование динамических изменений политической действительности; дают возможность формализованного политологического анализа через определенную локализацию центра принятия решений; интегрируют другие методы, используемые в науке о политике. Достоинство этой методики заключается в приближении науки к практике.

В политологии представляется целесообразным разграничение методов и методик. Если метод характеризует способ, подход к изучению действительности, отражающей общую взаимосвязь и логику политических процессов, то методика есть лишь сумма приемов, по преимуществу технических, применяемых для накопления и систематизации эмпирического материала.

Таким образом политология стремится не только описать и объяснить политические феномены, но и ориентируется на действие, на организацию современной общественной жизни. Есть, однако, мнение, что по мере развития политологии, все больше используются количественные методы исследования, происходят изменения в ее языке. Это затрудняет восприятие общественностью ее результатов. Многие из этих исследований в политологии подаются в таком виде, словно все заинтересованы в том, чтобы их поняли только специалисты. В связи с этим существует некоторое недоверие к выводам и рекомендациям политологов. Оно со временем, естественно, изменится, если анализ политических событий будет научно обоснован и рекомендации пойдут на пользу тому, кто принимает те или иные политические решения.

8. Политико – управленческие процедуры.

В современном понимании государство – это совокупность официальных институтов и способ политико-правовой организации жизни общества во главе с единоличным или коллективным правителем, органами исполнительной и других властей и вертикальной системой управления, с помощью которых реализуется власть, охраняется существующий строй, обеспечивается нормальная жизнь людей. Из этого определения следует, что главная задача государства – обеспечение эффективного функционирования власти в обществе, а также оптимальное управление общественными процессами, определение перспективных стратегий развития, решение текущих актуальных проблем, возникающих перед людьми, на основе учета их интересов, с одной стороны, и имеющихся потенциальных ресурсов – с другой. Ясно, что более или менее удовлетворительное решение такой масштабной задачи возможно только на основе достоверного владения информацией о реальном положении дел во всех сколько-нибудь существенных сферах государственного организма, ее глубокого осмысления и тщательного анализа, разработки на этой основе взвешенных, сбалансированных решений.

Не секрет, однако, что за подавляющим большинством решений, принимаемых практически на всех уровнях государственной власти, не стоит не только научного анализа состояния и тенденций развития социальных процессов, но и элементарного здравого смысла. Вот лишь некоторые причины подобной ситуации:

— приход во властные структуры современного российского общества людей с низкой, а чаще – нижайшей управленческой культурой;

— склонность чиновников к абсолютизации одной точки зрения, нетерпимость к альтернативным подходам;

— слабое владение или полное отсутствие у них навыков научного анализа имеющейся информации и использования современных методов ее получения из новых источников, более полно отражающих динамизм и специфику управляемых процессов;

— неудовлетворительный уровень владения руководящими кадрами современными компьютерными технологиями преобразования и анализа информации, низкая мотивация на самостоятельное овладение их возможностями.

В результате экономические и социально-политические реалии со всей отчетливостью обозначили противоречие, состоящее в том, что за радикальным изменением устройства современного российского общества не последовало столь же принципиальных изменений в организационных структурах, механизмах и практике функционирования органов государственного управления. Как и прежде, мы наталкиваемся на непомерный рост бюрократического аппарата, чрезвычайно высокий уровень дифференциации и формализации его деятельности, инерционность, консерватизм, слабую чувствительность к динамичным и противоречивым процессам современной жизни и т. п. Вместо личной ответственности господствуют анонимность и разочарование. Следствия достаточно очевидные: низкий уровень доверия граждан к органам государственной власти из-за их неспособности решать не только сложные комплексные проблемы, но и относительно простые бытовые задачи, а также падение престижа и удовлетворенности своей работой госслужащих, и как итог – самоизоляция, отчуждение, а иногда и враждебность государственных органов интересам рядовых граждан.

Альтернативная концепция государственного управления заключается не в ослаблении участия государства в социально– экономических процессах, как того требует идеология «либеральных» «реформ», а в повышении его эффективности с учетом сложившихся реалий общественной жизни. Огромную роль в реализации этой концепции может сыграть органичное включение научно-исследовательской деятельности в практику функционирования властных органов.

Совершенно очевидно, что управление только тогда может быть успешным, если управленческие структуры, да и сама система в целом (как на уровне государства, так и нижестоящих уровнях) гибко реагируют, трансформируются и развиваются в соответствии с теми динамическими процессами, которые непрерывно происходят в социуме. Это оказывается практически возможным только при условии проведения достаточно регулярных научных исследований, результатом которых является представление органам власти вариантов эффективных решений, обеспечивающих наиболее оптимальные пути достижения поставленных целей.

Дата добавления: 2015-05-10 ; Просмотров: 1313 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

источник

Дисциплинарная область «политического анализа» не определена в российской политической науке до сих пор.

С одной стороны, в Госстандарте по специальности «политология» не проведено разграничения между «эмпирическими методами в политических науках» и собственно «политическим анализом». На данную проблему указывает А.А. Дегтярев, один из ведущих российских специалистов в данной области.

Так, в 1994 году А.Д. Шутов, ныне зав. кафедрой «Государственной политики» философского факультета МГУ вводит понятие дисциплины «прикладная политология»[14], которая построена на совмещении эмпирической и прикладной сфер политологии. В данном случае политический анализ был сведен им к эмпирическим методам и процедурам.

С другой стороны, в российской и зарубежной политологии существует два основных подхода к политическому анализу. Например, в сборнике учебных материалов под редакцией Е. Ю. Мелешкиной «Политический процесс: основные аспекты и способы анализа» реализован подход Д. Истона и Р. Даля. Последний понимал «политический анализ» как синоним анализа логического для изучения фундаментальных политических проблем. Тем самым, вытесняя область политического анализа в сферу политической теории. В данном случае в США, в Великобритании и в странах Европы данный подход был реализован в дисциплине «Political analysis».

А.А. Дегтярев выделяет два типа политического анализа – теоретический и прикладной. Он предлагает теоретический анализ оставить в сфере политической теории, а прикладной – в сфере дисциплины «политический анализ».

Читайте также:  Какие анализы сдавать для уролога

В этом он опирается на позицию канадского политолога Л.Пала, который отмечал, что фундаментальное (академическое) исследование политики отличается от прикладного ее анализа прежде всего целями: если первое ставит основной задачей познание и лучшее понимание политической жизни, то второе связано с весьма прагматическими задачами оказания влияния и просто изменения текущей политики. Для более четкого разведения фундаментальной и прикладной сторон (или компонент) политической науки А.А. Дегтярев предлагает использовать пять критериев их относительного различения и разграничения, приведенных втабл. 1.

Критерии разграничения фундаментальных и прикладных исследований в политологии

Критерии Фундаментальное исследование Прикладное исследование
1. Цель (функция) Познавательная (познание механизмов, закономерностей) Преобразовательная (использование опознанных механизмов)
2. Роль субъекта анализа Объективированная (отстраненно-нейтральная) Субъективированная (активно-заинтересованная)
3. Связь теории с практикой Опосредованная Непосредственная
4. Фаза познавательного цикла От сбора и описания эмпирически-конкретных данных к абстрактно-теоретическим моделям От абстрактно-теоретических моделей к конкретному их синтезу в практических технологиях
5. Пространственно-временной континуум В основном не жестко лимитированное пространство и длительный период времени Локализованность пространства и лимитированность времени

К прикладным отраслям политологии, по его мнению, можно отнести концепции государственного управления и партийной стратегии и тактики, теории принятия решений и ситуационного политического анализа, тогда как фундаментальные разделы политической науки можно было бы связать с теориями власти и политической системы, компаративным (сравнительно-историческим) исследованием политических институтов и культуры и т. д. Следует здесь же заметить, что прикладное исследование политики, как правило, является междисциплинарным,поскольку в фундамент подобного анализа, наряду с моделями политической системы, попадает изучение действия факторов ее «внешней» среды: экономических, психологических, социокультурных и прочих, требующее систематического привлечения выводов других фундаментальных наук. Прикладное политологическое знание поэтому в подобном ракурсе выступает вовсе не как эклектичное соединение конкретно-эмпирических выводов различных дисциплин, а скорее как технологический синтез разных абстрактных моделей в единую картину, дающую возможность теоретической интерпретации пестрой мозаики той или иной конкретной политической ситуации и возможность «встроить» в нее сам социальный субъект, сочетая таким способом «в себе определенные черты теоретического, эмпирического и практически ориентированного отношения к действительности».

Альтернативный подход попытался представить К. В. Симонов, который подготовил на сегодняшний день наиболее оптимальное учебное пособие по дисциплине «политический анализ». Он считает, что политический анализ – это прикладная дисциплина, направленная на решение политических проблем, стоящих перед обществом. Теоретический политический анализ как специфическая данность фактически отсутствует, так как не выходит за пределы общенаучного логического инструментария. Однако, подход К. В. Симонова грозит превращению дисциплины в набор практических навыков, то есть превращению дисциплины в ремесло, а не в науку.

Политико-управленческие дисциплины – это дисциплины ориентированные на производство знаний, умений и навыков анализа проблемно-политических ситуаций, принятия и осуществления политических решений. Как самостоятельное направление в русле научной мысли оно возникло в США в первой половине CC века и связано с именами В. Вильсона, Дж. Дьюи, Ч. Мэрриама, Г. Лассвелла, Г. Саймона, Ч. Линдблома и А. Вильдавски. Они полагали, что необходимо познать мир и одновременно изменить его. Они верили, и их последователи продолжают верить в прикладные знания и связь теории с практикой[15]. Политико-управленческие дисциплины – это дисциплины ориентированные на производство знаний, умений и навыков анализа проблемно-политических ситуаций, принятия и осуществления политических решений. Как самостоятельное направление в русле научной мысли оно возникло в США в 30-60-х гг. CC века в рамках «нового курса» Ф. Рузвельта, а также программой «Великого общества» Кеннеди- Джонсона и связано с именами Дж. Дьюи, Ч. Мэрриама, Г. Лассвелла, Г. Саймона, Ч. Линдблома и А. Вильдавски. Они полагали, что необходимо познать мир и одновременно изменить его. Они верили, и их последователи продолжают верить в прикладные знания и связь теории с практикой[16].

Собственно термин политико-управленческие был введен в 1949 году Г. Лассвелом, который писал следующее:

Дисциплины называются политико-управленческими науками, когда они объясняют процесс принятия полтико-управленческих решений в обществе, или снабжают (обеспечивают) данными необходимые для выработки рациональных суждений по политико-управленческим вопросам. Если отринуть спесивость, что сохраняла в нашей цивилизации обособленность людей науки, мы могли более свободно прийти совместно в исследовательские команды, которые способны внести свой вклад в знания необходимые демократическим политиям. Сегодня мы живем в мире, погружающемся во тьму, в котором оспариваются основные демократические ценности как никогда прежде, и в котором само выживание человечества является под угрозой. При этих обстоятельствах имеет смысл развивать стратегию приложения наших ограниченных интеллектуальных ресурсов для защиты и распространения наших ценностей. Термин «policy» используется, чтобы сориентировать потребности в объяснении общественных целей, которым должна служить данное распределение научной энергии

Политико-управленческие дисциплины ориентируются на то, что Дьюи (Dewey) однажды определил как «общество и его проблемы». Они интересуются, как проблемы появляются посредством определения и построения, как они включаются в политическую и политико-управленческую повестку дня. Политико-управленческие дисциплины также изучают «как, почему и какой результат правительства достигают отдельные курсы действия и бездействия или, как Дай (Dye) выразился: «что правительство делает, почему оно делает это и к каким различным результатам может привести». Изучение «природы, причин и результатов публичных политик» требуется для того, чтобы нам избежать узости исследовательского фокуса и использовать различные подходы и дисциплины. Политический анализ (policy analysis) – это подход к публичной политике, целью которого является интеграция и контекстуализация моделей и исследований из тех дисциплин, имеющих проблемную и политико-управленческую ориентацию.

Таким образом, как определяет Видлавский «политический анализ — это прикладная субдисциплина, чье содержание не может быть определено дисциплинарными границами, но тем, что соответствует обстоятельствам времени и сущности проблемы.

Политико-управленческая ориентация политического анализа, поэтому, может быть суммирована в терминах Гарольда Лассвелла следующим образом:

заинтересованность в выявлении контекста политических проблем, выбора политики и ее результатов;

и чья цель заключается в интеграции знаний в одну дисциплину, анализирующую общественный выбор и принятие решений и, таким образом, вносит вклад в демократизацию общества.

Данн, определяет политический анализ как «деятельность в создании знания «о» и «внутри» процесса принятия политических решений». Речь идет как о теоретическом осмыслении процесса принятия политических решений (то есть создание знания об политике), так и предложении и реализации практических рекомендаций по улучшению процесса принятия политических решений (то есть выработка знания внутри политики).

Таким образом, дисциплина «политический анализ» является междисциплинарной дисциплиной со своей специфической теоретической базой, методологией и методами, которая направлена на решение разнообразнейших проблем, стоящих перед тем или иным обществом и государством (public).

Предметом политического анализа является публичная политика, представляющая собой деятельность агентов, вовлеченных в выработку и исполнение решений относительно размещения общественных ресурсов, производства и распределения общественных благ. Публичная политика или как у нас часто называют — государственная политика (что не соответствует исходному понятию public policy, так как помимо деятельности государства сюда входит и деятельность органов местного самоуправления и других субъектов, ответственные за общественные блага) давно является предметом изучения в политической науке. Но в качестве самостоятельной ее отрасли в США она была выделена Американской ассоциацией политической науки только в 1951 г. Две основные составляющие политики должны быть приняты во внимание: производство политических решений, после того как состоялся коллективный выбор и исполнение политики, воплощенной в решениях.

Объектом политического анализа является публичная сфера. Это сложно определяемое понятие. Оно может отождествляться со сферой правительственной активности и ее условиями; с производством основных государственных решений и его результатами; с правительственными расходами, инвестициями и трансфертами; с государственным производством; агентами, участвующими совместно с государством выработкой и распределением общественных благ – НКО/НГО, корпорациями и т.д. Таким образом, публичной сферой понимается особый род активности государства и других публичных организаций, нацеленной на удовлетворение потребностей населения.

Политический анализ как политическая наука в целом имеет особый промежуточный характер как отрасли научного знания. Так, В. Виндельбанд и Г. Риккерт, классифицируя научное знание, разделили его на идеографические, исследующие единичные явления, и номотетические науки, ищущие общие законы отдельных классов явлений, среди которых выделяются чистые науки – математика и символическая логика и науки, имеющие целью подтвердить свои законы эмпирическим путем. Политический анализ относится к классу номотетических наук, к их второй разновидности. Однако специфичность публичной сферы как части политической сферы заключается в том, что поступки человека в значительной степени зависят от таких факторов, как приверженность долгу, следованию традициям, групповой идентичности, подверженности неосознанным соображениям и т. п., нарушают рациональные основания его поведения, тем самым, увеличивая вероятность ошибки прогноза его действий. В силу этого действия, осуществляемые людьми в типичных ситуациях, могут отличаться без видимых причин. Такая ситуация делает политический анализ в науку, которая вечно стремится обрести определенность номотетического статуса, но каждый раз дает повод сомневаться в основательности подобных претензий.

Функции политического анализа

Функционирование и развитие политического анализа в общественной жизни сочетается с выполнением им ряда определенных функций, связанных не только с познанием публичной политики, процесса принятия и исполнения решений, но и с реальной практической деятельностью в публичной сфере. Выделяют следующие функции:

Дескриптивная функция политического анализа связана с необходимостью всестороннего и полного описания внутренних и внешних связей процесса принятия и реализации решений в отношении проблем, стоящих перед обществом и государством. Осуществление данной функции неразрывно связано с изменением и обогащением способов и приемов познания, требования к которым определяются состоянием объекта, потребностями общества в получении достоверных знаний.

Оценочная функция политического анализа предполагает вынесение суждений о причинах политических проблем и о результатах реализации политик с точки зрения их приемлемости или неприемлемости для того или иного общественного субъекта или политического актора.

Инструментально-преобразовательная функция политического анализа вызвана потребностью общества и государства в формировании таких знаний, которые, будучи включенными в практическую деятельность в публичной сфере, смогут снизить издержки государственного управления, способствовать достижению большего соответствия результатов намеченным целям и т.д.

Прогностическая функция политического анализа выражает потребность в разработке вероятностного знания о последствиях реализации того или иного решения политической проблемы. Благодаря реализации данной функции политического анализа формируется некий первичный облик политической ситуации будущего, способный скорректировать актуальные действия сил, политических акторов.

Функция социализации политического анализа направлена на формирование практико-ориентированного подхода к выработке знаний о политических проблемах и способах их решения. Так, не секрет, что, говоря об экспертном обеспечении процесса принятия и реализации решений политических проблем, в российской традиции допускается, прежде всего, узкий технический его аспект. Имеется в виду обоснование принятого решения и обеспечение его реализации. Даже слабые попытки предложить ряд альтернатив с попыткой прогнозирования их последствий воспринималось и воспринимается как покушение со стороны экспертного сообщества на прерогативы существующей власти. Отсюда вытекает такой специфический тип документов советского и постсоветского периодов как докладные записки, в которых обоснование того или иного решения строилось на основе авторских суждений или цитат из классиков.

Поэтому, лица принимающие решения в современной России не воспринимают рекомендации, основанные на результатах прикладных исследованиях социальных и экономических наук. Вернее сказать они воспринимают только то, что соответствует их точке зрения. Немудрено, что в отсутствии спроса со стороны власти и общества прикладные исследования носили спорадический и низкий по качеству исполнения характер. Это свидетельствует о слабости реализации социализирующей функции политического анализа в современной России.

Методология политического анализа.

Методология политического анализа включает в себя и объединяет элементы множества дисциплин: политологии, социологии, психологии, экономики и философии. Развитие политического анализа за последние 50 лет привело к становлению определенных стандартов, методов и этических правил, которых придерживаются специалисты в данной области. Методологической основой современного политического анализа является критический методологический плюрализм, который представляет собой скорее творческий синтез теоретических подходов и методов исследования публичных политик, используемых широким сообществом проблемно ориентированных политико-управленческих дисциплин.

Критический плюрализм базируется на принципе триангуляции, который был введен в социальные науки Дэвидом Кембеллом. Принцип триангуляции заключается в том, что в ходе проведения исследования тот или иной политический факт, должен найти подтверждение в ходе применения двух трех разных методов и теоретических подходов. Методология критического плюрализма включает следующие критерии:

1. Множественная операционализация. Операционализация – это выработка признаков, являющихся индикаторами понятий, и выбора набора значений каждого признака (скажем, выбрав в качестве одного из индикаторов, изучаемого явления признак «возраст», мы можем считать его «непрерывным» и просить каждого респондента указывать целое число прожитых лет; а может — приписывать респонденту число от 1 до 5 в зависимости от того, в какой возрастной интервал попадет респондент: от 15 до 25 лет; от 25 до 35 лет, …, старше 55 лет). При операционализации понятий должны решаться вопросы, отнюдь не лежащие на поверхности. Успешная операционализация предусматривает переход на достаточно глубокий концептуальный уровень рассмотрения предмета исследования, при котором признаки рассматриваются как отражение параметров анализа, релевантных целям исследования, а значение признаков — как результат расчленения каждого параметра на определенные категории, ключевые понятия исследования. Множественная операционализация делает упор на использование нескольких шкал измерения, а также множественное расчленение каждого выделенного параметра, чтобы соблюдался принцип триангуляции.

Читайте также:  Как делать анализ на английском

2. Множественность используемых исследовательских методов. Использование различных качественных и количественных методов для наблюдения за процессом принятия и реализации политических решений. В данном случае подразумевается, что исследование публичной политики не должно ограничиваться привлечением только опроса потенциальных выгодополучателей, экспертов. Необходимо привлечь статистические наблюдения и т. д.

3. Синтез множества исследований. Любая публичная политика вытекает из целого ряда предшествующих политик, которые подвергались исследованиям. Поэтому при анализе реформы ЖКХ в России имеет смысл ознакомиться с подобными реформами в других странах бывшего социалистического лагеря.

4. Анализ множества вариантов. Включение в моделирование публичной политики множество переменных, например, казуальных моделей, основанных на социологических исследованиях, которые бы позволяли рассмотреть конкурирующие интерпретации политических курсов.

5. Анализ всего множества «стейкхолдеров». При исследовании публичной политики большое внимание следует уделять учету позиций, целей и ценностей, которые разделяют множество «стейкхолдеров» или политических акторов – индивидуумов или групп, которые участвуют в процессе выработки и реализации политического решения, либо выступают в качестве «бенефициариев» — выгодополучателей от проведения политического курса или программы.

6. Анализ множества перспектив. При исследовании публичной политики следует анализировать все множество возможных аспектов в исследовании – этические, политические, организационные, социальные, психологические, культурные и технологические. Только триангуляции всех указанных перспектив позволяет получить боле адекватное знание исследуемой публичной политики.

7. Мультимедийная коммуникация. Полученные в ходе исследования публичной политики политико-релевантной информации о сути политической проблемы требуется включить в публичную коммуникацию, чтобы информация стала доступной для всех лиц принимающих решение, а также для всех потенциальных «стейкхолдеров» и «бенефициариев». При этом следует учитывать, что наряду с академической коммуникацией, то есть изложением теоретических подходов, методов и результатов исследований сообществу экспертов. Здесь существует определенные требования к научному языку и способам изложения информации. При доведении информации через средства массовой информации – газеты, телевидение – следует учитывать, что потенциальные «бенефициарии» не обладают соответствующими знаниями в данной области. Поэтому изложение результатов исследования и рекомендаций необходимо производить на языке доступном для понимания. Это касается также и лиц, отвечающих за принятие решений.

Методология политического анализа производит информацию, которая отвечает на пять узловых вопросов:

Вопрос Тип политико-релевантной информации.
В чем заключается природа проблемы? Политическая проблема
Какие политические курсы в прошлом и настоящем устанавливались в адрес проблемы? Что в результате было получено? Результат политики
Какие ценности лежат в основе результата решенной проблемы? Достижение политики
Какие политические альтернативы можно предложить в адрес политической проблемы? Какой предполагаемый результат реализации одной из политических альтернатив предпочтительнее? Политическое будущее.
Какие альтернативы будут использованы для решения проблемы? Политическое действие

Политико-релевантная информация, вырабатывается посредством следующих политико-аналитических процедур: структурирование проблемы, прогнозирования, рекомендации, мониторинга, оценки.

Структурирование проблемы – это политико-аналитическая процедура выработки и тестирования альтернативных концептуализаций проблемной ситуации, которые включены в политическую повестку дня. Результатом структурирования проблемы является информация о политической проблеме.

Прогнозирование – это политико-аналитическаяпроцедура, которая производит фактическую информацию о будущем состоянии общества на основе предшествующей информации о политических проблемах. Результатом прогнозирования является информация о политическом будущем.

Рекомендации – это политико-аналитическая процедура, которая позволяет получить информацию о той или иной вероятности, которая последует вследствие предстоящего курса действий, что является ценным как для заинтересованных индивидуумов, групп, так и для общества в целом. Процедура рекомендации трансформирует сведения о предполагаемом политическом будущем в информацию о политических действиях, которые, в свою очередь, имеют оцениваемый результат. Чтобы рекомендовать конкретное политическое действие требуется прежде данные об его возможных последствиях. Вдобавок, при осуществлении рекомендованной политики требуется определить, которая альтернатива является наиболее приемлемой и почему. Поэтому данная политико-аналитическая процедура тесно связана с этическими и моральными вопросами.

Мониторинг – это политико-аналитическая процедура, посредством которой вырабатывается информация о конкретных случаях и последствиях публичных политик. Мониторинг, таким образом, дает возможность аналитикам описать связи между действиями по реализации политических программ и их результатами, являясь первичным источником знаний об исполнении политики. Результатом мониторинга является информация о результатах политики.

Оценка заинтересована в установление ценностных предпосылок, необходимых в выработке информации о реализации политики. Мониторинг отвечает на вопрос: » Что случилось, как, и почему? «. Оценка отвечает на вопрос: » Какие различия политика производит? » В более определенном смысле оценка относится к выработке информации о стоимости или духовной ценности результатов политики. И отвечает на главный вопрос: «Достигла политика ожидаемых результатов или нет?».

Дата добавления: 2015-04-18 ; просмотров: 29 ; Нарушение авторских прав

источник

Если теоретической политологии свойственны выявление сущностных черт и характеристик политических явлений, раскрытие их связей и отношений, обоснование тенденций и закономерностей развития, то потребность в решении конкретных задач, поиске способов и технологий достижения целей определяет особый подход к изучению феноменов сферы властных отношений. Наряду с прикладным использованием научно-теоретического потенциала при решении практических задач в пространстве политики значимы накопленный обществом опыт, навыки и умения, интуиция индивидов. Приемы и методы исследования политических явлений, используемые в прикладной сфере, легли в основу отрасли науки, нацеленной на изучение политического процесса, поведения различных субъектов, их действий и взаимоотношений. Объектом прикладных исследований является не все пространство политики, а лишь те ее сферы, которые важны для функционирования органов государственной власти, — урегулирование и разрешение конфликтов, принятие решений, ведение переговоров, организация информационных и электоральных кампаний. Возникли субдисциплины, связанные с проблемами принятия решений формирования и реализации политических проектов разрешения и урегулирования конфликтов ведения переговоров. Среди этих разделов — и политический анализ раскрывающий способы и процедуры исследования конкретных проблем.

Исследователи отмечают, что политический анализ представляет собой прикладную дисциплину, которая формулирует основные, препятствующие субъективизму и произволу требования к изучению конкретных проблем, поиску приемлемых решений и определению необходимых для этого технологических средств и приемов деятельности. Разработку политического анализа ведут специалисты — технологи, эксперты, консультанты, работники аппарата партий. Они обслуживают публичных политиков, корпоративные организации (консультативные агентства), органы государственного управления. Результатом деятельности экспертного сообщества являются рекомендации, прогнозы, программы для государственных и партийных органов, аналитические справки, нацеленные на поиск оптимальных решений конкретных проблем.

Как компонент прикладного знания политический анализ сосредоточен на описании и изучении конкретной проблемы, в решении которой заинтересован конкретный субъект. Если теоретическая политология предполагает логическое выявление отдельной области политического пространства и группы однородных явлений, то политический анализ сконцентрирован на исследовании конкретных элементов реальности, которые не имеют однотипных связей. В отличие от науки, которая заинтересована в увеличении объема знаний об объекте, о поиске закономерных взаимосвязей в исследуемой сфере общественных отношений, политический анализ ориентирован на рационально-упрощенную интерпретацию специфики объекта, для чего необходим минимум сведений, формирование представлений с учетом практических потребностей субъекта, цель которых — решение конкретной задачи. При этом политический анализ сфокусирован на изучении не всех социальных конфликтов и противоречий, воздействующих на исполнение людьми ролей в сфере властных отношений, а только тех из них, которые важны для общества и касаются интересов широких слоев населения.

Структура и содержание политического анализа основаны не только на описании исследователем событий и явлений, но и запросах субъекта политических отношений, определяющего цель решения проблемы. Аналитики формируют стратегию, которая связана с возможностями изменить ситуацию до параметров, устраивающих его. В отдельных случаях трактовки сложившегося положения субъектом политических отношений и экспертом, предпринимающим попытку воссоздать объективную, не зависящую от частных мнений картину, могут совпадать. Однако чаще всего в сфере политических отношений интерпретация тех или иных событий и соответствующие целевые установки, определенные заинтересованными лицами, влияют не только на характер итогов аналитической деятельности, но и на исходные положения исследования.

Технолог-аналитик исполняет роль интерпретатора ситуации (события) и разрабатывает рекомендации в соответствии с интересами субъекта или группы лиц. Зависимость технологического знания от социального заказа раскрывается на этапах диагностирования и составления рекомендаций. Имеющиеся у различных политических сил материальные и информационные ресурсы неодинаковы, а сложившимся взаимоотношениям и событиям они могут давать взаимоисключающие оценки. Могут отличаться и трактовки кризисных ситуаций представителями органов государственной власти и отдельных общественных движений. Для одних в условиях кризиса существенны проблемы укрепления власти и повышения ее легитимности, для других — достижение собственных целей. В одной и той же ситуации могут быть раскрыты разные проблемы. В связи с этим вероятны рассмотрение сложившегося положения с разных позиций, определение задач противоречивого характера, выработка разных подходов к решению проблем.

По мнению исследователей, зависимость политического анализа от интересов заказчика свидетельствует не о его конъюнкгурности, а о его сложности и многогранности в оценке ситуации, в которой соприкасаются интересы конкурирующих групп 1 . Эксперт прилагает усилия, чтобы обеспечить научность оценки существующего положения с учетом интересов клиента. Но предпринимаемые аналитиком попытки не всегда успешны: он может при подчинении интересам «заказчика» пренебречь профессиональными задачами. В электоральных кампаниях аналитики иногда предсказывают победу каждой из конкурирующих сторон, обосновывая преимущества тех «заказчиков», чьи интересы отстаивают.

В русле политического анализа ситуацию (событие) изучают как некую целостность. Она обладает источниками движения и пределами роста, определяет соотношение гипотетического, оценочного, теоретического, опытного, интуитивного и других видов знания, обеспечивающих возможность решения актуальной задачи. Если фундаментальная наука исследует массовые социальные практики, то политический анализ отражает уникальные события и ситуации. В то же время эксперты решают некоторые универсальные задачи: разделяют условия, внешний контекст и события; выявляют пространственно-временные параметры ситуации, отражающие основные ограничения акторов; выделяют действующих в данных условиях субъектов; оценивают соотношение сил, акций, предпосылок, причин, воздействующих на поведение субъектов, последствия событий.

См.: Соловьев Л.И. Политология: политическая теория, политические технологии. М.: Аспект Пресс, 2014.

Так как любая складывающаяся в пространстве политики ситуация многопланова и многогранна, используемые при рассмотрении ее методы имеют междисциплинарный характер. Вследствие этого оценка положения экспертами дополняет применение психологических, социологических, антропологических, культурологических и иных способов анализа сторон поведения субъектов, определения их позиций, участия во взаимодействиях. В связи с этим успех деятельности экспертов в немалой степени зависит от их умения увязывать различные подходы и техники рассмотрения ситуации, соотносить выводы и информацию, приобретенную вследствие использования различных методик. Это умение аналитиков особенно ценно, когда они вынуждены принимать решение в чрезвычайных условиях, оперативно вырабатывать эффективные меры противодействия конкуренту.

В содержании политического анализа выделяют три основных уровня исследовательских подходов. Первый отражает теоретические установки, на основе которых составляют гипотезы, определяют ограничения в поиске приемлемых средств, методов, а также ресурсов. Исследователи подчеркивают, что эксперты выявляют общие параметры ситуации, осмысляют связь конкретных политических явлений с природной и социальной средой. Данные подходы трактуют как макротеоретические, их основанием могут служить формулировки идеальных типов явлений, признание устойчивых тенденций и закономерностей развития, наблюдаемых в политике.

Макротеоретические модели, концептуальную базу осмысления ситуации дополняют критерии второго уровня, определяющие тип той сферы властных (управленческих) отношений, в границах которых рассматривают конкретное событие. Оно может быть связано с областью межнациональных или социальных конфликтов, являться элементом региональных процессов. Аналитики рассматривают отраслевую специфику политического процесса, формируют соответствующие технологии. В электоральных кампаниях разработка их может быть сопряжена с определением команд претендентов на властные полномочия, проведением маркетинга на политическом рынке ради выявления пристрастий населения, выдвижением кандидата, обнародованием программы его действий. Политические технологии формируют для решения каждой из конкретных задач, связанных со сбором средств, необходимых для проведения предвыборной кампании, или поиском процедур и приемов, благоприятствующих созданию положительного публичного облика претендента.

Тем самым открываются возможности для прикладного ситуационного анализа, являющегося существенным средством при реализации исследовательских действий. Микроаналитическое изучение события позволяет соотнести интерпретацию его с представлениями о политическом процессе в целом, обеспечить переход от теоретических размышлений к выработке практических рекомендаций. Какие бы методики не использовались, рассмотрение событий политической сферы зиждется на применении дискретного подхода, нацеленного на анализ ситуации, как звена в цепи явлений и изменений. Эксперты сосредоточивают внимание на изучении действий конкретного субъекта, анализе мотивов, форм его поведения.

Можно выделить стадии политического анализа, обеспечивающие положительные результаты познавательно-прикладных действий. В качестве основных этапов аналитического процесса американские политологи Дж. Мангейм и Р. Рич называют концептуализацию проблемы, ее моделирование, составление программы исследования конкретной проблемы, выбор методов ее изучения. В ходе концептуализации проблемы изучают воздействие конкретной ситуации на обеспечение удовлетворения интересов политических субъектов, деятельность органов государственного управления, их взаимоотношения с иностранными партнерами. Эксперты ведут также сбор информации, выявляют проблему и характеризуют ее свойства.

Читайте также:  Виды экономического анализа какой прогноз

Второй этап связан с моделированием проблемы. Формируются представления, упрощающие понимание ситуации и одновременно обеспечивающие целостное восприятие ее значимых элементов, структуры. Основой такой модели служит гипотеза, создающая условия для уточнения параметров исследуемой проблемы путем трансформации ее абстрактных оценок, облегчающих количественное описание изменений. Наблюдения такого характера составляют содержание процедуры инструментализации. Заключительным шагом является измерение проблемы, т.е. выявление индикаторов — объективно измеряемых характеристик события с предельными значениями, которые раскрывают причинно-следственные связи событий, позволяют выработать критерии успешных и неудачных действий, определить постоянные и переменные показатели положительных или отрицательных изменений оцениваемой ситуации. Моделирование обусловливает рационализацию представлений аналитика, в результате чего обеспечивается восприятие проблемы как измеряемого явления, изменение параметров которого можно наблюдать.

На третьем этапе разрабатывают программу исследования конкретной проблемы, определяют цели в соответствии с тем, что желательно достигнуть в результате рассмотрения ее, осмысливают переменные данные, альтернативы решения задачи, организацию и проведение наблюдений. Аналитиков интересуют формы влияния тех или иных факторов на решение проблемы. На этом этапе возникают предположения относительно динамики событий, складывается стратегия. Составители данной программы устремлены к систематизации эмпирических сведений, что дает возможность создать многоуровневую конструкцию, соединяющую имеющиеся знания в интересах решения конкретной задачи. В зависимости от характера рассматриваемой ситуации и типа решаемых задач эксперты составляют программы политического анализа. В их числе — прогностические, направленные на изучение гипотетической ситуации, актуальные, сопряженные с рассмотрением сложившегося положения, ретроспективные, нацеленные на поиск подходов к осмыслению происшедших событий.

Выбор методов исследования проблемы и решения конкретной задачи осуществляется на четвертом этапе. Речь идет о качественных и количественных, теоретических и эмпирических системах методов. Могут отличаться и формы используемых методов (экспертиза, «мозговой штурм» и т.д.). Компонентом деятельности аналитиков на данном этапе является также определение правил, процедур, последовательности действий, систематизирующих использование методик познания. Как итог применения политического анализа возникает знание, приобретающее форму рекомендации или установки на деятельность. Подчас в ситуации неопределенности вместо рекомендации может быть обозначена проблема, что лишь в малой мере удовлетворяет потребности «заказчика». Причиной осторожности экспертов часто становится нехватка информации, необходимой для квалифицированного изучения ситуации. Тем важнее для них сбор сведений и постоянное уточнение их. Чтобы аналитики смогли выработать рекомендации, информация должна соответствовать характеру решаемой проблемы, быть минимально достаточной для полноценного исследования ее, а также надежной и своевременной. Результаты анализа вызывают тем больше доверия, чем чаще открываются возможности для проверки итогов работы экспертов.

Методологическое разнообразие политического анализа основано на его специфике как прикладной дисциплины, эффективность использования тех или иных способов отображения ситуации — на оперативности и наличии инновации, плана действий, не требующих весомых временных, организационных затрат. По мнению американских политологов С. Паттона и Д. Савицки, ценны также гибкость применения методов в различных проблемных ситуациях и учет преимуществ неформальной качественной аргументации и достоинств формализованных количественных выкладок.

Исследователи выделяют общие и частные методы политического анализа. Общие устанавливают направление и методологическое обеспечение деятельности, осуществляемой на этапах анализа. В числе этих методов — ивент-анализ (от англ, event — событие), ситуационный метод и др. Ивент-анализ, представляющий политический процесс как ряд фактов жизни (выступления политических лидеров, массовые демонстрации, электоральные кампании, принятие нормативных актов), позволяет выработать наиболее значимые оценки и способы рассмотрения ситуации. Участниками событий становятся лица, имеющие интересы, мотивы поведения. Учитывая это обстоятельство, аналитики упорядочивают события политического характера (в противоположность проецированию концептуальной схемы на сложившуюся ситуацию, что приводит к неадекватным итогам рассмотрения), используют методологические инструменты, раскрывающие тенденции, подчас неясные действующим лицам. Тем самым создается основа для выработки объективного подхода в оценке событий, составлении прогноза.

Стадии деятельности экспертов, применяющих ивент-анализ, подразумевают:

  • 1) выявление участников политического процесса, а также иных субъектов, связанных с ними или влияющих на процесс в целом;
  • 2) рассмотрение степени политического влияния, ресурсов, имеющихся у каждого участника политического процесса, а также сил, оказывающих поддержку;
  • 3) определение стратегических целей и тактических задач, установленных участниками политического процесса, оценка соотношения сил и их интересов;
  • 4) составление прогноза о возможных стратегических союзах и тактических коалициях, сценариях их действий; выработку оценки характера реакции на события участников, пассивных лиц или групп, вовлеченных в политический процесс случайно или против их воли и подчас не осознающих значение происходящего, и субъектов политического процесса, т.е. деятельных акторов — государства, партий, гражданского общества, устремленных к достижению определенной цели;
  • 5) формулирование альтернативных действий и оценка вероятности их успеха;
  • 6) формирование целостной стратегии на основе оптимальных вариантов действий с учетом прогноза, а также средств и ресурсов для осуществления их 1 .

Таким образом, метод ивент-анализа раскрывается в последовательном рассмотрении явлений, элементов происходящего согласно следующей схеме: политическая ситуация — события — среда — участники (интересы, имеющиеся ресурсы) — ограничения деятельности — цели и задачи (критерии успеха или неудачи) — альтернативные решения — сценарии и прогнозы — стратегия действий.

В результате разработки систем ситуационного анализа открываются возможности для решения комплексных прикладных задач по информационному обеспечению процесса принятия решений. В качестве задачи-минимум осуществляется мониторинг политической ситуации, характеризуются происходящие изменения. Сложнее решаются задачи составления прогноза, разработки и апробирования сценариев. Задачей-максимум является обеспечение автоматизированного генерирования комплексных стратегий управления политическим процессом на основе мониторинга имеющихся данных. Исследователи связывают решение задачи-максимум в будущем с совершенствованием компьютерных и нейронных технологий, математического моделирования и системного анализа.

В качестве частных используют методы, почерпнутые в сферах экономики, статистики, социологии и других дисциплин и используемые в различных сочетаниях на некоторых стадиях политического анализа. Целесообразность применения данных методов зависит от характера проблемы, специфики исследования, наличия доступа к данным, а также организационных ресурсов. Среди методов, входящих в эту группу, — выборочный, корреляционный и факторный анализ, метод экспертной оценки, контент-анализ, математическое моделирование, анализ выгод и издержек.

Особенности частных методов политического анализа сопряжены с условиями и ограничениями их использования на стадиях исследования ситуации. При выявлении и концептуализации проблемы уместно применение методов выборочного исследования, контент-анализа, интервьюирования, тестирования, экспериментирования для увеличения объема информации. Пригодными оказываются также описательные, качественные методы, дающие

См.: Семенов В.Л., Колесников В.Н. Политический анализ и прогнозирование. СПб.: Питер, 2014.

возможность составить представление о проблеме с учетом исторического контекста, — нормативный, структурно-функциональный, системный, институциональный. Исследователи отмечают, что существенное усложнение методов связано с операционализацией, т.е. научной процедурой установления связи концептуального аппарата исследования с его методическим инструментарием посредством образования системы эмпирических показателей, характеризующих изучаемый объект. За счет выполнения данной процедуры разнообразным переменным придают определенные значения. Компетентно осуществленная операционализация позволяет повысить уровень измерения показателей, что помогает в будущем использовать математические методы высокого уровня сложности, полагают Дж. Мангейм и Р. Рич. Так, корреляционный анализ, основанный на методах линейной и множественной регрессии, открывает возможность измерения связи, существующей между зависимыми и независимыми переменными. В то же время следует отметить, что регрессивный метод не позволяет аналитику выявить причинно-следственные связи между переменными. В реальности независимые переменные могут воздействовать друг на друга, а также на зависимую переменную.

По мнению исследователей, примером многомерного статистического анализа, позволяющего оценить точность моделей взаимосвязи зависимых и независимых переменных путем эмпирической оценки воздействия одной переменной на другую, служит пат-анализ. В ходе его проведения рассматривают эндогенные (частично определенные внутренними переменными данной модели) и экзогенные (полностью обусловленные внешними по отношению к данной модели факторами) переменные. Для обеспечения эффективности анализа используют понятия рекурсивной модели, отражающей однонаправленный характер взаимосвязи между переменными, и нерекурсивной модели, служащей для обоснования существования обратной связи между любыми переменными. Пат- анализ раскрывает, соответствуют ли связи переменных предположениям экспертов, в какой степени одни переменные воздействуют на другие. Сведения об этом позволяют составить рекомендации, создающие условия для изменения переменной, обладающей наибольшим влиянием.

Среди частных методов исследователи выделяют и факторный анализ, или метод многомерной математической статистики. Он открывает возможность получения набора укрупненных переменных, именуемых факторами, на основе измерения парных корреляций между признаками ситуации.

Если аналитики намерены смоделировать проблемную ситуацию, то применяют методы математической и компьютерной имитации. С помощью математических моделей возможно воспроизведение событий не только прошлого и настоящего, но даже и будущего. Выделяют несколько групп таких моделей:

  • 1) детерминированные (каузальные), с помощью которых ведется описание причинно-следственных связей в рассматриваемой системе;
  • 2) вероятностные, базирующиеся на методологии рационального выбора, т.е. на предположении, что субъект принимает решение на основе анализа вероятного соотношения ожидаемой выгоды и издержек;
  • 3) модели оптимизации, существом которых служит предположение о том, что отдельные переменные или ситуации в рассматриваемом процессе следует максимизировать или минимизировать.

Значимой стадией политического анализа является постановка целей. Чтобы добиться их ясности и конкретизации, используют методы, позволяющие перевести общие абстрактные цели в конкретные задачи, определяют условия и способы их решения. При этом задачи интерпретируют как условия, которых необходимо придерживаться, так и ресурсы, с помощью которых возможно достижение цели. Для оценки альтернативных решений пригодны конкретные измерители того, в какой степени достигнуто желаемое. На данной стадии в качестве методики используют экспертную оценку.

Для решения конкретных задач составляют прогнозы и выбирают адекватные альтернативы. В качестве стандартизированного метода оценки политических альтернатив зарубежные эксперты используют анализ выгод и издержек. Согласно данному подходу все вероятные альтернативы сводят к денежной форме, отдавая предпочтение той, которая сулит больше преимуществ. При выборе решения с учетом нескольких критериев «заказчик» оценивает, в какой степени он разделяет позицию эксперта. Метод удовлетворительных альтернатив нацелен на определение допустимых пороговых значений и отсев альтернатив, не соотносящихся с установленными критериями. Если же альтернативы не соответствуют пороговым значениям, то возникает необходимость в выработке иных решений или снижении уровня пороговых значений, что нередко и случается.

Достижению данных целей служит и метод доминантных альтернатив, рассчитанный на ранжирование их по какому-либо критерию. Альтернативу оценивают как оптимальную, если она обладает преимуществом перед какой-то другой и не уступает остальным. Конечно, данный метод не всегда эффективен, в то же время его применение целесообразно в ситуациях, когда, во- первых, имеется значительное количество альтернатив, часть которых необходимо отклонить. Во-вторых, в случаях, если предпочтения упорядочены, но не могут быть выражены в интервальной шкале. В-третьих, если альтернативы необходимо сравнить по количественным и качественным критериям. И, наконец, в том случае, если аналитики не имеют достаточно времени для выработки оптимального решения.

Существо метода эквивалентных альтернатив заключается в выборе одного из критериев на количественной шкале, обычно в денежном выражении. Для каждой альтернативы осуществляют процедуру конвертации. Так, возможны два альтернативных решения, рассматриваемые согласно таким критериям, как оценка поступлений в бюджет и ущерба, который будет нанесен окружающей среде в результате осуществления проекта. Если избрать первый критерий в качестве основного, то процедура конвертации заключается в оценке в денежной форме ущерба, который может быть нанесен окружающей среде, и допускает каждое из альтернативных решений. Разницу следует вычесть из суммы ожидаемых поступлений в бюджет, которые связаны с альтернативой, сулящей наибольший ущерб окружающей среде. Впоследствии оставшиеся значения сравнивают и делают выбор. По мнению исследователей, альтернативу с наибольшим совокупным значением считают лучшей.

В политическом анализе существенны математические методики, в том числе компьютерные программы, позволяющие обеспечить строгость и точность оценок. Для этого осуществляют математическое описание коэффициентов, отражающих вес каждого из критериев.

Применение данных методик может быть ограничено в связи с тем, что в процесс принятия решений вовлечены субъекты, имеющие разные представления о ценности того или иного критерия. В ряде ситуаций, скорее, достижимо коллективное согласие относительно конкретной альтернативы, нежели значений некоторых критериев. С учетом этого в политическом анализе широко используют менее формализованные методы сравнения альтернатив. Среди них — матрица Геллера, в которой каждая вертикальная графа отражает одну альтернативу, а каждая строка — критерий оценки. Влияние альтернатив по каждому критерию выявляют в количественной (тонны, часы, кубометры) и качественной формах. Меру, с которой каждая альтернатива соотносится с конкретным критерием, выделяют определенным цветом, обрамлением, штриховкой или иным способом, используя схему «лучшее решение — второе лучшее решение — худшее решение». Данная матрица дает возможность аналитикам выявить последствия выбора альтернатив, а ответственным лицам — принять решение самостоятельно.

Таким образом, основной методологический аппарат политического анализа разнообразен и соответствует задачам, возникающим на стадиях экспертной работы. Важнейшее значение имеют методы политологии, социологии, статистики, экономики, математики. Не менее ценны эксперименты и экспертные оценки. Все эти компоненты позволяют обеспечить возможности для получения надежных, достоверных результатов анализа событий политической сферы.

источник