Меню Рубрики

Политический анализ как инструмент управления общественными процессами

Эмпирический анализ в политике : специфика, границы использования.

Эмпирические методы политологического исследования

Самым простым и доступным способом сбора информации является наблюдение. Под наблюдением понимается прямая регистрация социальных явлений и процессов их очевидцем. Включенное наблюдение предполагает участие исследователя в деятельности какой-либо группы как ее участника.

Анализ документов – метод, широко используемый для сбора первичной информации. Ученые считают документом любую зафиксированную информацию. Исходя из источника информации, документы подразделяются на первичные, в которых непосредственно фиксируются события (записи, результаты наблюдений), и вторичные, представляющие собой обобщение данных, полученных из первичных документов (отчеты, заключения, статистические сведения и др.).

В политической науке, как и в других социальных науках, используется такой метод анализа документов, как контент-анализ. В широком смысле контент-анализ – это количественная и качественная характеристика единиц текста (слов, смысловых символов, выражений и т. п.), определение зависимостей между ними, выделение схожих по смыслу фрагментов. Различают количественный и качественный подходы к контент-анализу. Первый из них ориентирован на выявление авторства, целей и условий создания текста. Второй – на выявление статистической взаимосвязи между единицами текста, частотой их употребления и порядком расположения.

К распространенным методам прикладных исследований относится метод экспертной оценки. Его суть заключается в выявлении мнений наиболее авторитетных специалистов в конкретной области о той или иной ситуации, причинах ее происхождения или прогнозе развития событий.

Большой популярностью среди политологов пользуется метод опроса. Он позволяет исследовать как объективные, так и субъективные характеристики изучаемого объекта. Опрос как метод социальных и политических исследований начал широко использоваться в 30-е гг. ХХ в. Значительный вклад в разработку этого метода внес американский социолог Дж. Гэллап. Его прогнозы выборов, основанные на результатах опросов, отличались высокой степенью точности и стали настоящей научной сенсацией. Достаточно часто используются два вида опросов: анкетирование и интервьюирование. При анкетировании – письменном опросе – коммуникация между социологом и респондентом опосредствована специально заполняемым опросником. Интервьюирование же предполагает непосредственный контакт между интервьюером и опрашиваемым лицом.

Мангейм Дж. Б., Рич Р.К.

Политический анализ как инструмент управления общественными процессами

Пугачев, Соловьев «Введение в политологию»

Принципы системного анализа политических процессов

Основные принципы системного анализа выведены из общесистемных закономерностей, отражают общность подхода при исследовании разнообразных систем.

1) Принцип конечной цели — абсолютный приоритет конечной (глобальной) цели, учитываемый при изучении и построении систем.

Основывается на:

· формулировке цели исследования. (определение и согласование целей внешних по отношению к объекту исследования систем как владелец объекта исследования, исследователь).

· не полностью определенные цели влекут за собой неверные выводы;

· любая попытка изменения системы должна оцениваться относительно того, помогает она или мешает достижению конечной цели.

2) Принцип согласования целей — для определения качества и эффективности функционирования системы надо представить ее как часть более общей и проводить оценку внешних свойств исследуемой системы относительно целей и задач.

3) Принцип целостности — совместное рассмотрение системы как целого и как совокупности элементов с признанием факта наличия у системы таких свойств (эмерджентные свойства), которые не присущи составляющим ее элементам (следствие синергического эффекта).

Это «взгляд внутрь» системы, на расчленение ее с сохранением целостных представлений о системе.

4) Принцип связности (учет среды) — рассмотрение любой части совместно с ее окружением подразумевает проведение процедуры выявления связей между элементами системы и выявление связей со средой.

Здесь система есть элемент другой системы (суперсистемы или старшей системы), или подсистема.

5) Принцип модульного построения — выделение модулей в системе и рассмотрение системы как совокупности модулей. Принцип указывает на возможность абстрагирование от излишней детализации.

6) Принцип иерархии — введение иерархии частей и их ранжирование, что упрощает разработку системы и устанавливает порядок рассмотрения частей.

7) Принцип функциональности — совместное рассмотрение структуры и функции с приоритетом функции над структурой. Здесь любая структура тесно связана с функцией системы и ее частей. В случае придания системе новых функций полезно пересматривать ее структуру, а не пытаться втиснуть новую функцию в старую схему.

8) Принцип развития — учет изменяемости системы, ее способности к выживанию, развитию, адаптации, расширению, замене частей, накапливанию информации. В основу требуется закладывать возможность развития, наращивания, усовершенствования. Ориентирует на необходимость учета предыстории развития системы и тенденций среды, имеющихся в настоящее время.

9) Принцип децентрализации — сочетание в сложных системах централизованного и децентрализованного управления. Степень централизации должна быть минимальной, обеспечивающей выполнение поставленной цели.

Соотношение централизации и децентрализации определяется уровнями, на которых вырабатываются и принимаются управленческие решения (уровнями субъектов управления).

Недостаток — увеличение времени адаптации системы. То, что в централизованных системах можно сделать за короткое время, в децентрализованной системе будет осуществляться весьма медленно. Данный недостаток нивелируется налаживанием горизонтальных связей.

Недостатком централизованного управления является сложность управления из-за огромного потока информации, подлежащей переработке в старшей системе управления. Поэтому в сложной системе обычно присутствуют два уровня управления.

10) Принцип неопределенности — учет неопределенностей и случайностей в системе. Принцип имеет дело с системой, в которой структура, функционирование или внешние воздействия не полностью определены.

11) Принцип эквифинальности(синоним «упрямство», чтобы легче запомнить) неизбежность достижения системой одного и того же конечного состояния при различных начальных условиях её функционирования.

12) Принцип необходимого разнообразия (Принцип ЭШБИ) — разнообразие – количественная характеристика системы. Измеряется логорифмом по основанию 2 числа ее возможных состояний.

Основной принцип управления: разнообразие управляющей системы должно быть не меньше разнообразия управляемой системы.

Принцип Эшби дает теоретическое обоснование иерархической структуры управления.

13)Принцип множественного описания системы — адекватное познание системы требует построения множества различных моделей, каждая из которых описывает лишь определенный ее аспект на соответствующем ему языке.

По числу респондентов

· Индивидуальное анкетирование (один респондент)

· Групповое анкетирование (несколько респондентов),

· аудиторное анкетирование — методическая и организационная разновидность анкетирования (одновременное заполнение анкет группой людей, собранных в одном помещении в соответствии с правилами выборочной процедуры).

· Массовое анкетирование (от сотни до тысяч респондентов)

По полноте охвата

· Сплошное (опрос всех представителей выборки)

· Выборочное (опрос части выборки)

Ситуационный анализ.

Ситуационный анализ, или анализ политических ситуаций, является одним из наиболее востребованных, широко применяемых методов анализа в прикладных политологических исследованиях. В частности, ситуационный анализ просто незаменим при разработке стратегий политических акторов, создании прогнозов их поведения в конкретных политических условиях.

Методологической основой ситуационного анализа является системный подход.

Политическая ситуация с позиций системного подхода представляет собой «такое сочетание условий и обстоятельств политической жизни, которое. может быть выделено из политического процесса как относительно завершенный его фрагмент»

Не только в теории, но и в конкретном технологическом алгоритме ситуационного анализа определение границ ситуации, выделение ее из общего политического процесса является первой и очень важной стадией.

Второй важной стадией ситуационного анализа является выявление наиболее активных и влиятельных политических субъектов (акторов), задействованных в рамках анализируемой ситуации. В терминах системного подхода производится «декомпозиция системы»: упрощение ее путем расчленения на составные элементы. В качестве политических акторов могут выступать отдельные политические лидеры, элитные группы, политические партии, финансово-промышленные группы и даже целые институты (например, Правительство, Конституционный суд или Государственная дума).

Естественно, очень многое будет зависеть от глубины понимания аналитиком каждой конкретной ситуации, но есть и общее правило, которое можно назвать «правилом разумной достаточности»: перечень акторов должен отражать основные группы интересов, вовлеченные в данную ситуацию, но при этом по численности не превышать того порога, когда анализ становится чрезмерно громоздким.

За выделением перечня акторов ситуации следует их характеристика. Это третья стадия ситуационного анализа, также выполняемая в соответствии с рядом правил системного подхода. Ключевыми позициями, по которым производится характеристика политических акторов, являются интересы и вытекающие из них цели акторов, содержание их действий, ресурсы, типовые тактики и стратегии.

В рамках ситуационного анализа важно по возможности реконструировать иерархию целей каждого из политических акторов, опираясь на понимание их стратегических интересов.

Каждый выделенный политический актор характеризуется с точки зрения наличия или отсутствия у него того или иного ресурса (административный, финансовый, информационный, организационный, ресурс поддержки и т.д), а также степени эффективности использования им имеющихся ресурсов. Итогом анализа ресурсов каждого из вовлеченных в ситуацию акторов является экспертная оценка их влияния в рамках данной ситуации.

Структуру политической ситуации, которую можно понимать как расстановку политических сил, зачастую удобно представить графически в виде когнитивной карты.

SWOT-анализ может использоваться и как самостоятельная методика, и как элемент ситуационного анализа. Данный метод был изначально разработан в рамках маркетинговых исследований и в настоящее время сохраняет свое значение как один из основных приемов первичного стратегического анализа позиционирования компаний на рынке. По своим исходным установкам SWOT-анализ является клиент-ориентированным методом: исследование ситуации происходит «под углом зрения» конкретного актора.

Название метода является аббревиатурой четырех английских слов:

• Strength — сильные стороны;

Первые две позиции — сильные и слабые стороны — связаны преимущественно с позитивностью и негативностью ресурсной базы политического актора. Например, в процессах партийного строительства важнейшей слабостью может быть дефицит организационного и кадрового ресурса.

Вторые две позиции — возможности и угрозы — связаны в основном со структурированием ситуации и факторами внешней среды.

Так, при реализации проекта создания новой оппозиционной политической партии основные возможности могут определяться, например, негативными тенденциями в социально-экономическом положении населения (фактор внешней среды), а основные угрозы — сильным противодействием со стороны властных элит, часть которых может консолидироваться для блокирования проекта (структурный фактор).

Однако основное достоинство SWOT-анализа состоит не только в системной характеристике позиций актора по указанным выше признакам, но и в комплексном рассмотрении сильных/слабых сторон актора через призму возможностей/угроз.

Ситуационный и SWOT-анализ эффективно использовать в комплексе. При этом SWOT-анализ, с одной стороны, выступает резюмирующим элементом ситуационного анализа, с другой — позволяет эффективно адаптировать его результаты к проблемам конкретного клиента.

33.Контент анализ политических документов : этапы и методика
Контент-анализ — это качественно-количественный метод анализ содержания документов в целях выявления или измерения социальных фактов и тенденций, отраженных этими документами.Как полноценная методика контент-анализ нашел свое применение лишь начиная с 30-х гг. 20 века в США.Использовался контент-анализ преимущественно в социологических исследованиях, в том числе при изучении рекламных и пропагандистских материалов.
В сфере политических исследований начало использованию методики контент-анализа положил Г. Лассуэл, который занялся анализ ом пропагандистских материалов периода Второй мировой войны. В 1960-е годы, во время так называемого «методологического взрыва» исследования с применением методики контент-анализа особенно активизировались. Это способствовало развитию методики, разнообразило её варианты. Именно в этот период начинается активное использование компьютерной техники в исследованиях.Не все документы могут выступить объектом контент-анализа. Необходимо, чтобы исследуемое содержание позволило задать однозначное правило для надежного фиксирования нужных характеристик (принцип формализации), а также чтобы интересующие исследователя элементы содержания встречались с достаточной частотой (принцип статистической значимости). Чаще всего в качестве объектов исследований посредством контент-анализа выступают сообщения печати, радио, телевидения, массовой устной агитации и пропаганды, протоколы собраний, письма, приказы, распоряжения и т.д., а также данные свободных интервью и открытые вопросы анкет.
Существуют три основных направления применения контент-анализа:
а) выявление того, что существовало до текста и что тем или иным образом получило в нем отражение (текст как индикатор определенных сторон изучаемого объекта — окружающей действительности, автора или адресата);
б) определение того, что существует только в тексте как таковом (различные характеристики формы — язык, структура и жанр сообщения, ритм и тон речи);
в) выявление того, что будет существовать после текста, т.е. после его восприятия адресатом (оценка различных эффектов воздействия).
Этапы:
1. Определение совокупности изучаемых источников или сообщений с помощью набора заданных критериев, которым должно отвечать каждое сообщение: -заданный тип источника (пресса, телевидение, радио, рекламные или пропагандистские материалы); один тип сообщений (статьи, заметки, плакаты);заданные стороны, участвующие в процессе коммуникации (отправитель, получатель (реципиент);сопоставимый размер сообщений (минимальный объём или длина);частота появления сообщений,способ распространения сообщений;место распространения сообщений;время
2. Формирование выборочной совокупности сообщений. В некоторых случаях можно изучать всю определенную на первом этапе совокупность источников, поскольку подлежащие анализу случаи (сообщения) часто ограничены по числу и хорошо доступны. Однако иногда контент-анализ должен опираться на ограниченную выборку, взятую из большего массива информации.
3. Выявление единиц анализа. Ими могут быть слова или темы. Правильный выбор единиц анализа — важная составляющая всей работы. Простейшим элементом сообщения является слово. Тема — это другая единица, представляющая собой отдельное высказывание о каком-либо предмете. Существуют достаточно четкие требования к выбору возможной единицы анализа: она должна быть достаточно большой, чтобы выражать значение; она должна быть достаточно малой, чтобы не выражать много значений; она должна легко идентифицироваться;число единиц должно быть настолько велико, чтобы из них можно было делать выборку.
4. Выделение единиц счета, которые могут совпадать со смысловыми единицами или носить специфический характер. В первом случае процедура анализа сводится к подсчету частоты упоминания выделенной смысловой единицы, во втором — исследователь на основе анализируемого материала и целей исследования сам выдвигает единицы счета, которыми могут быть:физическая протяженность текстов;площадь текста, заполненная смысловыми единицами;число строк (абзацев, знаков, колонок текста)

длительность трансляции по радио или ТВ;метраж пленки при аудио- и видеозаписях;количество рисунков с определенным содержанием, сюжетом и прочее.
5. Непосредственно процедура подсчета. Она в общем виде сходна со стандартными приемами классификации по выделенным группировкам. Применяется составление специальных таблиц, применение компьютерных программ, специальных формул, статистических расчетов.
6. Интерпретация полученных результатов в соответствии с целями и задачами конкретного исследования. Обычно на этом этапе выявляются и оцениваются такие характеристики текстового материала, которые позволяют делать заключения о том, что хотел подчеркнуть или скрыть его автор. Необходимо определить единицы анализа.бязательное условие: такие единицы должны быть единообразными.иницы анализа должны легко и по возможности однозначно идентифицироваться в тексте. В идеале их лучше всего свести к самым употребляемым формальным значкам, напри мер запятым или точкам. Тогда подсчет не представит никаких трудностей, а интерпретация результатов будет однозначной и объективной.Категории анализа выражаются определенными признака ми (подкатегориями), характеризующими интенсивность, направленность значимость выраженной в категории идеи, проблемы. К ним могут относить ся понятия из любой сферы жизни общества: формы собственности, приватизация, финансовая система.С помощью категорий выделяют концептуальные связи, модели, микро проблемы, тематические поля. В качестве примера можно привести анали: президентских посланий стране, с которыми обратился Б. Клинтон в 1994 \ 1995 гг. Эти послания содержат от 7000 до 10 000 слов. Были сформировав-категории слов, относящихся к экономике, бюджету страны, образованию преступности, вопросам семьи, международным делам, социальной помо щи и др. В категорию «экономика» входили слова: экономика, безработица, инфляция; в категорию «семья» — ребенок, семья, родители, мать, отец. Именно учет частот встречаемости категорий, а не отдельных слов позволяет судить о внимании, уделенном в послании тем или иным вопросам.Втакоом случае методолого-методическая часть программы разбивается на три этапа. Первым шагом будет определение системы категорий анализа, вторым — соответствующая им единица анализа текста, а третьим — установление единиц счета, т.е. количественной меры единиц анализа (их еще называют индикаторами контент-анализа), позволяющей регистрировать часто ту (регулярность) появления признака категории анализа в тексте.

За единицу счета могут быть приняты: 1) частота появления признака ка тегории анализа; 2) объем внимания, уделяемого категории анализа в содержании текста.

34. Интент анализ
Интенция- намерение мыслительной деятельности(скрытое, явное,осознаваемое)Интент-анализ – сравнительно новый подход к выявлению психологического содержания текста. Он состоит в экспертном оценивании целевой, или интенциональной, направленности речи публичных деятелей, выраженной в конкретном тексте. Бывает Интенция первого уровня(нервная система человека) и второго уровня(опыт который проявляется через коммуникации ). Это метод анализа документов,где можно получить информацию о направленность высказываний автора. Он способствует определению некоторых характерных черт высказываюшего (черты псих состояния); выражение своих состояний; условия, которые ограничивают автора полноценно высказывать свое состояние.
Виды речевых актов :1.локутивный- автор озвучивает содержание события в нейтральной форме. 2.иллокутивный- автор пытается навязать свою точку зрения. 3. перлокутивный- манипуляция сознанием читателя, демонстрация оценочной точки зрения.
Процедура проведения :1.программа -текст разделяется на фрагменты ,в каждом из которых есть интенция .2.квалифицирование интенции, определение их видов. 3.опреоеление объекта в тексте. 4.оценить структуру интенциональных блоков. 5.рассчитать частоту интенций в тексте . 6.определить речевые акты и их типы

Читайте также:  Медкнижка какие анализы сдавать 2017

35. Ивент анализ
Ивент-анализ (от англ, event — событие) как метод исследований по литической науки зародился в 1960-х гг. Первое системное изложение его методологии и инструментария содержится в работах американского ученого Ч. Маклеланда, которого можно считать отцом-основателем данного исследовательского направления.Ивент-анализ принадлежит к группе количественных методов изучения политической реальности. Его суть состоит в систематическом формализованном представлении интеракций между субъектами поли тики в рамках определенной шкалы (как правило, отражающей состояния конфликтности/мирных процессов). Информационной базой его являются сообщения СМИ: преимущественно газет и информационных агентств. Ближайший «родственник» ивент-анализа — контент-анализ: оба метода осуществляют количественный анализ текстов, хотя и разными способами. В этом плане необходимо ясно понимать, что объектом ивент-анализа являются не сами события, а сообщения о со бытиях.
Рождение ивент-анализа не случайно приходится на середину 1960-х гг. К этому времени в западной (прежде всего американской) политичес кой науке уже прочно утвердилась бихевиористская парадигма: большинство исследований опирались на формализованный эмпирической материал, активно использовалась статистика и т.д. В этом плане сфера международных отношений находилась как бы в положении «отстаю щего», здесь до сих пор доминировали традиционные методы: исторический анализ, традиционный анализ текстов. Это связано с тем, что ос новные источники количественных данных политической науки — результаты социологических опросов, электоральная и социально-эко номическая статистика — генерируются на внутригосударственном, а не на межгосударственном уровне. Сложная внешнеполитическая ситу ация — «холодная война» и гонка вооружений, нестабильность в Ближневосточном регионе и т.д. — требовала активного внедрения более со временных методов анализа и прогнозирования.

Таким образом, развитие ивент-анализа стало, с одной стороны, ответом на объективные политические вызовы эпохи, с другой — находи лось целиком в русле тенденций развития эмпирической политологии того времени.
Он позволяет представить политический процесс как цепь взаимосвязанных явлений, каждое из которых оказывает воздействие на ситуацию в целом. Данный методологический инструментарий позволяет упорядочить поток политических событий, структурировать их таким образом, чтобы сквозь их череду явлений прослеживались объективные тенденции, позволяющие спрогнозировать дальнейшее развитие процесса.
Типовая схема этого метода анализа предполагает:
· выявление участников политического процесса и лиц, стоящих за каждым из участников или оказывающих влияние на процесс в целом;
· оценку уровней политического влияния и других ресурсов каждого из участников событий и поддерживающих их сил;
· установление стратегических целей, тактических задач, выявление интересов участников политического процесса;
· выявление возможных стратегических союзов и тактических коалиций;
· формирование сценариев развития событий;
· формулирование альтернативных действий и оценку вероятности их успеха;
· формирование целостной стратегии на основе оптимальных вариантов действий с учётом прогноза развития политической ситуации, а также средств и ресурсов для ее реализации.
Таким образом, метод ивент-анализа предполагает последовательное описание следующей схемы: политическая ситуация – события – среда – участники (их ресурсы, интересы, взаимосвязи) – ограничения деятельности – цели и задачи (критерии успеха или неуспеха) – альтернативные решения – сценарии и прогнозы – стратегия действий.

Методика ивент-анализа включает в себя следующие этапы : Первый этап заключается в составлении банка данных или использовании уже имеющихся баз данных. В качестве источников информации используются официальные документы, сообщения, обзоры новостей, статистическая информация. Второй этап состоит в расчленении информационного массива на отдельные единицы наблюдения и сортировке данных в соответствии с целями исследования. Простейший пример — кодировка по принципу: • кто осуществляет действие : свои/чужие; • тип действия : вербальные, физические; • цель : вражда, нейтралитет, сотрудничество. В качестве субъектов чаще всего рассматривают государства, 16 политические институты, организации, политических лидеров. Третьим этапом служит подсчет результатов заполнения матричного классификатора. Четвертый этап предусматривает аналитические сравнения полученных величин, характеризующих события на определенном временном промежутке. Обычно сравнивают: • события в рамках одного промежутка времени, но на разном пространстве; • события в рамках одного пространства, но в различные промежутки времени; • события в пределах разных пространств на нескольких временных этапах. Пятый этап состоит в верификации полученных результатов. Преимущества ивент-анализа заключаются в высокой объективности, что делает методику одной из самых популярных основ для принятия решений. Однако эта методика является трудоемкой, требующей высокого уровня квалификации исполнителей.

36. Традиционный анализ документов
Традиционный анализ документа концентрируется на смысловой интерпретации источника — выявлении его логики, сути, идей, смысловых акцентов и т. д. При этом традиционный анализ как научный метод отнюдь не сводится просто к «вдумчивому чтению» текста или «вдумчивому просмотру» телевизионной передачи. Исследователь ставит и решает гораздо более широкий круг вопросов, чем обычный читатель или зритель.

К важным проблемам, особенно актуальным для документальных источников политического характера, относятся проблема подлинности документа и проблема надежности информации, в нем содержащейся. При этом данные проблемы следует очень четко различать: в подлинном документе могут содержаться недостоверные сведения, а сознательная подделка может нести в себе правдивую информацию. В то же время присутствие в документе явных искажений фактов должно породить сомнения в его подлинности, равно как установление фальсифицированности документа влечет за собой постановку вопроса о правдивости его содержания.
Традиционный анализ документов, в отличие от простого ознакомления с ними или прочтения для приобретения нового знания, ‑ это именно метод исследования, предполагающий выдвижение определённых гипотез, тщательное изучение существа анализируемого материала, логики текста, обоснованности и достоверности приводимых сведений. Традиционный метод включает обычное восприятие текста, выделение смысловых блоков идей, утверждений в соответствии с целями анализа. Неформализованный анализ опирается на общие логические законы и правила сравнения, определения, оценивания, на статистические операции. «Методы традиционного анализа информации качественного характера в значительной мере основаны на интуиции исследователя, поэтому в восприятии и интерпретации содержания документа не исключены субъективные смещения». Их причины связаны с психологическими особенностями исследователя (возможностями памяти, утомляемостью, устойчивостью внимания), с неосознаваемыми защитными реакциями на содержание материалов (например, выделением приятных« и игнорированием «неприятных» аспектов). Вероятность таких смещений увеличивается с ростом числа и объёма анализируемых документов. Огромную роль играют опыт исследователя, глубина его знаний по предмету и интуиция.

Для повышения достоверности результатов традиционного анализа его процедура включает внешнее и внутренне исследование документа. Внешний анализ посвящен изучению обстоятельств возникновения документа; его задача установить время и место появления, авторство, цели публикации, внешние факторы, повлиявшие на её содержание. Внешний анализ способствует правильной интерпретации фактов и суждений, приведённых в документе. Внутренний анализ занимается собственно изучение фактов, мнений и идей, представленных в документе. Цели подобного изыскания имеют лишь поисковые и описательный характер.

Как и у любого метода маркетинговых исследований у традиционного анализа есть преимущества и недостатки. Он выделяет основные идеи, отслеживает логику связей, противоречия, зависимость контекста материала и мотивов его появления и исчерпывающе раскрывает содержимое текста. Но при этом данный вид анализа достаточно субъективен и трудоёмок.

Планирование политологического исследования: ресурсы, этапы, результат

(фигня какая-то, а не вопрос, поэтому просто этапы исследования)

Рабочий план исследования – документное фиксирование последовательности и объёма всех ресурсных затрат, необходимых для выполнения программы исследования.

1. Разработка программы, включение концептуальной её части и методики, а также период практического апробирования всех инструментов исследования. (1/3 всего времени);

2. Сроки сбора основной информации («полевая» стадия), включает подготовку собранных данных для анализа (кодирования для ручной или машинной обработки), (до 20% всего объём времени;

3. Обработка и анализ данных (до 40% общего времени);

4. Итоговый отчёт или подготовка научных публикаций (10% времени от общего времени исследования).

Рабочий план соотносит поставленные цели и задачи исследования с имеющимися временными, финансовыми, кадровыми и иными ресурсами, оформляет последовательность операций в четкий план-график работы.

Эмпирический анализ в политике : специфика, границы использования.

Эмпирические методы политологического исследования

Самым простым и доступным способом сбора информации является наблюдение. Под наблюдением понимается прямая регистрация социальных явлений и процессов их очевидцем. Включенное наблюдение предполагает участие исследователя в деятельности какой-либо группы как ее участника.

Анализ документов – метод, широко используемый для сбора первичной информации. Ученые считают документом любую зафиксированную информацию. Исходя из источника информации, документы подразделяются на первичные, в которых непосредственно фиксируются события (записи, результаты наблюдений), и вторичные, представляющие собой обобщение данных, полученных из первичных документов (отчеты, заключения, статистические сведения и др.).

В политической науке, как и в других социальных науках, используется такой метод анализа документов, как контент-анализ. В широком смысле контент-анализ – это количественная и качественная характеристика единиц текста (слов, смысловых символов, выражений и т. п.), определение зависимостей между ними, выделение схожих по смыслу фрагментов. Различают количественный и качественный подходы к контент-анализу. Первый из них ориентирован на выявление авторства, целей и условий создания текста. Второй – на выявление статистической взаимосвязи между единицами текста, частотой их употребления и порядком расположения.

К распространенным методам прикладных исследований относится метод экспертной оценки. Его суть заключается в выявлении мнений наиболее авторитетных специалистов в конкретной области о той или иной ситуации, причинах ее происхождения или прогнозе развития событий.

Большой популярностью среди политологов пользуется метод опроса. Он позволяет исследовать как объективные, так и субъективные характеристики изучаемого объекта. Опрос как метод социальных и политических исследований начал широко использоваться в 30-е гг. ХХ в. Значительный вклад в разработку этого метода внес американский социолог Дж. Гэллап. Его прогнозы выборов, основанные на результатах опросов, отличались высокой степенью точности и стали настоящей научной сенсацией. Достаточно часто используются два вида опросов: анкетирование и интервьюирование. При анкетировании – письменном опросе – коммуникация между социологом и респондентом опосредствована специально заполняемым опросником. Интервьюирование же предполагает непосредственный контакт между интервьюером и опрашиваемым лицом.

источник

Политический анализ как процесс разложения политического явления, процесса на составляющие элементы и воссоединения целого из частей. Многогранность политического анализа: выявление структуры политического объекта исследования, отделение существенного от несущественного, сведение сложного к простому, классификация свойств, выявление причинно-следственных связей, противоречий в развитии процесса, явлений.
Политический анализ как инструмент управления общественными процессами, предпосылка их упорядочения, ослабления действия стихийных начал в политике. Генезис методов политического анализа: возникновение основных методов (условия, этапы, линия и тенденция появления и развития в их взаимосвязи).
Система методов политического анализа: общие (социологический, нормативно-ценностный, системный, структурно-функциональный, институциональный, бихевиористский, сравнительный, исторический, демографический, антропологический, теория рационального выбора, дискурс-анализ и др.); общелогический (анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование и восхождение от абстрактного к конкретному, сочетание исторического и логического и др.); эмпирические (статистический, наблюдение, опрос, эксперимент, моделирование, кибернетические, математические и др.).

Тема 24. Понятие и специфика политического прогнозирования

Прогностическая функция политической науки. Взаимосвязь теоретического и прикладного подходов в политическом прогнозировании.
Основные парадигмы политического предвидения. Прогностический элемент в функциональном единстве описания (анализа), объяснения (диагноза) и предсказания (прогноза). Значение прогнозной информации для принятия политических решений.
Политическая прогностика и теория управления. Понятийный аппарат политической прогностики.
Эмпирическая база прогнозирования. Источники ее формирования. Ситуационный анализ и мониторинг. Особенности кратко-, средне- и долгосрочного прогноза. Определение факторов, влияющих на механизм выработки прогноза и конечный результат.
Этапы прогнозирования политических событий.

Тема 25. Виды политического прогноза

Классификация прогнозов и ее основания. Поисковое, целевое и нормативное прогнозирование. Допущение и оценка вероятности ошибки. Дескриптивный (описательный) и прескриптивный (предписывающий) прогнозы: предсказуемость и неопределенность, функциональная ориентация и временной диапазон (время упреждения). Ретроспективное (реконструктивное) прогнозирование как инструментарий политического исследования (верификация теоретических гипотез, проверка эффективности методов и средств прогнозирования).
Факторы, влияющие на выбор вида прогноза: наличие политического решения, степень контроля за событиями, известность главных определяющих. Внешняя среда (социокультурный, социально-экономический, институциональный контексты).

Тема 26. Разработка сценариев политического процесса

Сценарий как гипотетическая последовательность событий. Задачи сценариев политического процесса.
Информационная база для подготовки сценариев. Экспертное соглашение о причинных основаниях политического процесса — важнейшее условие подготовки сценариев. Вариантность сценариев.
Классификация факторов и роль допущений в подготовке сценариев. Использование компьютерных моделей при создании сценариев.

Дата добавления: 2015-04-24 ; Просмотров: 860 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

источник

Эмпирическое исследование один из основных способов развития знания о политической сфере, заключающийся в сознательной концентрации усилий отдельного исследователя (или исследовательского коллектива) на ограниченных, заранее более или менее строго определенных задачах. Любое эмпирическое исследование является звеном, обеспечивающим преемственность политического знания, элементом исследовательской программы, традиции или школы.

Одним из главных мотивов обращения к эмпирическому исследованию является потребность получения информации, отражающей те стороны жизни и деятельности общества, которые скрыты от «внешнего глаза», но важны в практике управления, познания. Это может быть, к примеру, изучение запросов тех или иных групп, выявление интересов, планов на будущее, объективных представлений о том или ином политическом явлении или процессе и т.д.

Научное исследование обладает свойствами эксплицитности, системности и контролируемости. Эксплицитность состоит в том, что все правила для описания и изучения реальности сформулированы в явном виде; ничто не принимается на веру. Системность заключается в том, что каждый зафиксированный факт связан причинной связью или наблюдается вместе с другими фактами. Не признаются никакие объяснения, пригодные лишь на данный случай, не допускается никаких отступлений от метода. Контролируемость выявляется в том, что анализируемые явления по возможности рассматриваются со всей строгостью, допустимой в данной ситуации. Обобщения делаются только после самой доскональной и тщательной оценки.

Характерными чертами эмпирического исследования являются:

1. Целостный и системный подход к изучению политической реальности. Это предполагает соблюдение следующих правил:

— нельзя изучать политические процессы и явления в отрыве от других процессов и явлений; по своему существу большинство эмпирических исследований политических процессов и отношений – это выявление зависимости изменения одного политического явления или процесса от другого или других;

— нельзя объяснять характер политических процессов каким-либо одним фактором, а целесообразно учитывать влияние комплекса факторов.

2. Опора на факты и эмпирический материал. Это означает, что следует отбирать и изучать такие факты, которые являются, либо прямым отражением существующей проблемы, либо косвенным её подтверждением.

Эмпирическое исследование в изучаемом контексте позволяет:

— глубоко и научно проанализировать сложившуюся социально — политическую ситуацию;

— выявить причины неэффективности управленческого процесса, политические риски;

— обеспечить «обратную связь» субъектов и объектов управления, изучая настроения людей, мнения, интересы, потребности, ценности.

Таким образом, эмпирическое исследование – это система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных между собой единой целью – получить объективно-достоверные данные об изучаемом процессе или явлении для их последующего использования на практике. С методологической точки зрения эмпирическое исследование состоит в определении круга вопросов, подлежащих изучению; в отборе, поиске или разработке методов и процедур исследования.

Разъясним базовые категории.

Методологиейназывают систему принципов научного исследования, совокупность исследовательских процедур, техники и методов, включая приемы сбора и обработки данных. Содержательное понимание методологии исходит из того, что в ней реализуется эвристическая функция предметной области исследования. Любая теоретическая система знания имеет смысл лишь постольку, поскольку она не только описывает и объясняет некоторую предметную область, но одновременно является инструментом поиска нового знания.

В отличие от методологии методы и процедуры исследования – это система более или менее формализованных правил сбора, обработки и анализа доступной информации.

Метод – основной способ сбора, обработки и анализа данных.

Техника – совокупность специальных приемов для эффективного использования того или иного метода.

Методика – понятие, которым обозначим совокупность технических приемов, связанных с данным методом, включая частные операции, их последовательность и взаимосвязь.

Например, при опросе исследователь использует в качестве метода сбора данных интервью. Он предпочел часть вопросов в бланке интервью сформулировать в открытой форме, а часть – в закрытой (предложены варианты возможных ответов). Эти два способа образуют технику данного интервью. Бланк интервью, т. е. инструмент для сбора первичных данных, и соответствующая инструкция интервьюера, карточки образуют в нашем случае методику.

Процедурой обычно называют последовательность всех операций, общую систему действий и способов организации исследования.

В ходе исследования выделяется четыре взаимосвязанных этапа. Первый этап – подготовительный. На этом этапе осуществляется организация отношений с заказчиком, разработка программы исследования, подготовка инструментария.

Читайте также:  Виды экономического анализа какой прогноз

Второй этап – «полевой» (эмпирический). На данном этапе осуществляется сбор эмпирических данных.

Третий этап – этап обработки информации. В ходе проведения массовых опросов информация обрабатывается с помощью специальных компьютерных программ.

Четвертый этап – анализ полученной информации – один из сложных и наиболее трудоемких, а, значит и продолжительных видов работы.

По содержанию, направленности, формам и способам – прикладные исследования достаточно разнообразны, поэтому существует довольно много видов таких исследований, их определенная типология.

В зависимости от масштабности и сложности решаемых исследовательских задач, от требуемой глубины анализа полученных эмпирических данных прикладные исследования подразделяются на: пилотажные, описательные и аналитические.

Пилотажное исследование представляет собой пробное исследование преимущественно методической направленности, цель которого – проверка качества подготовленного инструментария для сбора первичной эмпирической информации, определение валидности инструментария (опросных листов (анкет), бланков интервью и т.п.). При этом определяется возможная мера искажения полученной информации из-за вероятности барьеров языкового, психологического или иного характера, возникающих в процессе общения с респондентами.

Более сложным видом прикладного исследования является описательное.Оно ориентировано на получение эмпирической информации, дающей возможность исследователю дать относительно целостное непротиворечивое описание изучаемого явления или процесса, его основных структурных компонентов и качественных характеристик. Чаще всего такое исследование применяется при изучении относительно многочисленной общности людей, отличающихся разнообразными характеристиками.

Самым углубленным типом прикладного исследования является аналитическое, цель которого заключается не только в описании структурных элементов и характеристик изучаемого объекта, но и в выявлении причин, обусловливающих его особенности и сущность. По используемым методам сбора данных такое исследование имеет комплексный характер, в нем могут применяться различные методы: включенное наблюдение, контент-анализ, массовый и экспертный опрос.

Другая типология прикладных исследований строится на основе различения статического и динамического подходов к изучаемым объектам. Если исследователя вполне устраивает моментальный, статический срез явлений или процессов, даваемый именно в данный момент времени, он применяет либо точечное (разовое), либо повторное прикладное исследование.

Точечное (разовое) прикладное исследование дает возможность получить сиюминутную картину основных характеристик и компонентов изучаемого процесса (явления) и не дает ответа на вопрос об изменяемости его развития. Именно такой характер носит исследование электоральных предпочтений, позволяющее установить, какой из кандидатов на должность имеет наибольшие шансы в данный период времени.

Целью повторных исследований является изучение одного и того же объекта или его различных компонентов, проводимое несколько раз через определенные интервалы времени, в одинаковых или видоизменяющихся условиях. Повторные прикладные исследования требуют высокой методологической и методической подготовленности. Основные требования к таким исследованиям – сравнимость их основных характеристик и получаемых результатов, обоснованность существенности различий по сравниваемым показателям.

Одним из наиболее эффективных видов повторного исследования является мониторинг. Он представляет собой целостную систему отслеживания происходящих в обществе или в его отдельных структурах изменений на основе изучения и анализа массовых представлений о них. Основная цель мониторинга – получение новой систематизированной эмпирической информации об изучаемых явлениях и процессах в изчаемой сфере, причем не единовременной, а поступающей периодически через небольшие периоды времени.

При проведении мониторингового исследования необходимо соблюдать определенные принципы сбора данных. К таковым, в частности, относятся:

— охват наиболее значительных процессов и явлений (в нашем случае – политических);

— проведение исследования на одних и тех же территориях;

— согласованность сроков сбора данных;

— единообразие инструментария (анкет, бланков интервью, карточек наблюдения и др.) для получения эмпирических данных;

— дополнение в случае необходимости постоянного состава показателей временными показателями, изменяющимися в зависимости от своеобразия определенного этапа исследования, что обеспечивает гибкость системы мониторинга (например, электоральный цикл, принятие закона и т.д.);

— выработка критериев корреляции данных;

— организация, пополнение и сохранение единого банка данных на всем протяжении исследования;

— организация доступа потребителей к имеющейся информации.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

источник

Все события в политической сфере связаны и имеют определенные причины. Они связаны с социальными, экономическими и прочими факторами. Чтобы сделать прогноз в политической сфере, требуется провести правильный анализ. Он имеет определенную структуру, предполагает применение специальных методик. Как проводится политический анализ, будет рассмотрено далее.

Политический анализ представляет собой симбиоз разных методик, которые позволяют исследовать определенные политические события. На основе проведенного исследования получается предположить, как будет развиваться ситуация в дальнейшем. Если сделать правильные предположения о будущей политической ситуации, можно принимать правильные решения, которые будут отличаться высокой компетенцией.

Политический анализ в России и иных странах рассматривается с двух разных точек зрения. Первый подход предполагает, что это разновидность обычного логического исследования. Оно применяется для анализа политических проблем фундаментального типа.

Во втором подходе признается двойственность представленного исследования. В результате выделяется теоретический и прикладной анализ. В результате подобной деятельности дается заключение.

Задачей анализа политической среды является выбор стратегии, которая будет основана на определенных, обоснованных критериях и целях. Он позволяет выделить наиболее перспективные направления, которые в будущем позволят улучшить социальные условия.

Субъектами представленной аналитической деятельности являются:

  • подразделения структур власти, в сферу компетенции которых входит проведение политических исследований;
  • аналитические центры, разрабатывающие новые методики и испытывающие их в реальных политических условиях;
  • частные центры исследований, которые обслуживают потребности одного или нескольких заказчиков;
  • СМИ, которые способны обработать соответствующим образом поступающую к ним информацию.

Процесс политического анализа проводится сразу в 5 критических направлениях:

  • Особенности существующих стратегических проблем.
  • Результат после пройденного в прошлом и нынешнего направления в политической сфере.
  • Определение степени влияния этих результатов на возможность решения существующих проблем.
  • Новые или имеющиеся альтернативы в долгосрочной перспективе, их вероятные последствия.
  • Выбор стратегических альтернатив, которые помогут решить проблему.

    Существуют разные методы политического анализа. Основными из них являются:

    • Метод проблемного структурирования. Существующие предложения в этом случае подвергаются сомнениям. Так получается формировать политические решения еще на начальном этапе принятия решений.
    • Предсказание. Это методы политического анализа, который обеспечивает знание, уместное в сложившейся ситуации, о предстоящих событиях. Такие условия могут сложиться в области экономики, социума или непосредственно в политике. Они с большой долей вероятности произойдут в случае принятия одной из альтернатив планирования.
    • Рекомендации. Этот подход обеспечивает аналитика знанием, которое можно непосредственно применить в ходе принятия стратегического решения.
    • Мониторинг. Этот подход позволяет получить сведения о политических курсах и тенденциях. На основе проведенного мониторинга внешних и внутренних условий аналитик может выбрать оптимальное направление для последующих действий.
    • Оценка. Метод позволяет получить информацию о степени достижения поставленных целей разных политических курсов. Это позволяет оценить качество принятых решений.
    • Обоснованные суждения очевидцев. Суждения одних наблюдателей подтверждаются суждениями других субъектов. Поэтому такую методику называют еще сравнительным политическим анализом.
    • Контент-анализ. Позволяет исследовать и сделать выводы об особенностях и характеристиках текстов в документах политического типа.

    Итак, структура политического анализа включает в себя несколько обязательных стадий. На предварительном этапе исследования проводится мета-анализ склада ума исполнителя. Он может быть линейным или нелинейным. Аналитики со складом ума первого типа могут разрешить проблему, продвигаясь последовательно в ходе изучения проблемы. Они выполняют шаг за шагом логические задачи, что позволяет достигнуть цели.

    Аналитики с нелинейным складом ума переходят от одной стадии анализа к другой в хаотичном порядке. Они могут продвигаться одновременно в двух направлениях. Разные части проблемы становятся все более ясными для них. Полученная информация занимает свое место в схеме исследования. Выбор подхода зависит исключительно от предпочтений аналитика.

    На первом этапе проводится идентификация существующей проблемы. Для этого проводится сбор информации. На ее основе анализируется проблема. Сбор данных проводится при использовании одной из двух методик. Первая предполагает проведение документальных исследований, а вторая – полевых. Это позволяет исследовать проблему с разных сторон. В ходе документальных исследований проводится изучение соответствующей литературы, статей в журналах научного и профессионального типа, книгах, диссертациях и т. д.

    Полевые исследования предполагают проведение опросов, исследование неопубликованных докладов, прочих документов.

    В ходе политического анализа проводится поэтапное продвижение к цели. После определения проблемы наступает следующая стадия. На втором этапе анализируются пути ее решения. Для этого выбираются критерии оценки, проводится спецификация альтернативных политических курсов. Также нужно выполнить предсказание последствий каждой альтернативы. При помощи выбранных критериев оцениваются перспективы каждого из возможных направлений.

    На третьем этапе вырабатываются рекомендации о последующих действиях. Их доводят до пользователей анализа в соответствующем виде. Информация должна быть понятной, чтобы все лица, задействованные в ходе выполнения выбранной альтернативы, могли выполнить возложенные на них обязанности.

    Социально-политический анализ позволяет решать многие проблемы общества. Он применяет для этого специальный инструментарий:

    • Системность. Подход должен быть систематизированным, чтобы отследить объекты в их совокупности. Между ними нужно выявлять связи и взаимодействия.
    • Исследование функциональной структуры. Группы объектов имеют соответствующие связи, они взаимодействуют внутри системы по определенным законам.
    • Сравнительный анализ. Позволяет выявить аналоги, сопоставить некоторые явления, найти противоречия. Объекты, которые подпадают в область его компетенции, имеют определенные различия. Явления и события отслеживают в динамике.
    • Статистический и математический подход. Позволяют представить сложившуюся обстановку в виде диаграмм, схем и графиков. С их помощью строят модели и представляют общественно-политические явления.

    Основы политического анализа строятся на двух основных философских принципах. Они фактически на них базируются, а также осуществляются на практике.

    Эти принципы нужно применять в ходе анализа:

  • Все политические явления взаимосвязаны. Это главное утверждение, которое влияет на результаты исследования. Такие связи могут определяться в краткосрочном периоде или в долгосрочной перспективе. Нужно определить, существенны ли они, если нет, такие связи отметают, не используют в ходе анализа. Все важные аспекты оценивают с позиции, имеют ли они прямое или косвенное влияние на ситуацию. Исследовать нужно как случайные, так и обоснованные события, внутренние и внешние связи.
  • Развитие происходит постоянно. Этот принцип еще называют историзмом. Все явления, в том числе и политические, развиваются постоянно. Этот принцип еще называют системностью. Циклы развиваются по спирали. За спадом следует подъем.

    Выполняя политический анализ для общества или отдельной его категории, применяют разные его формы. Выбор зависит от целей исследования. Самыми распространенными являются следующие виды анализа:

    • диахронный;
    • данных;
    • дисперсионный;
    • документов;
    • кластерный;
    • когорты;
    • контекстуальный;
    • корреляционный;
    • многомерный;
    • многофакторный;
    • синхронный;
    • системный;
    • структурный.

    Анализ данных представляет собой эмпирический подход к исследованию политических явлений. Проводится для получения первичной информации, а также для раскрытия некоторых связей между событиями и анализируемыми данными.

    Среди подходов к политическому анализу следует рассмотреть диахронный тип исследования. Он рассматривает события, процессы в их временном диапазоне. Это позволяет определить генезис исследуемых объектов с обозначением определенной хронологии событий.

    Дисперсионный анализ предложил Р. Фишер. Он позволяет отследить расхождения, которые случаются систематически между последствиями изменений в политической сфере, которые происходят при определенных обстоятельствах.

    Исследование документации является одним из самых распространенных в политической сфере. Он предоставляет наиболее точную и полную информацию, которую обрабатывает аналитик.

    Кластерный анализ является методом, который предполагает выполнить группировку данных о явлениях и событиях, объединяя однородные объекты по определенным классам. Это позволяет составить представление об общей картине, сложив однородные элементы в единую систему.

    Анализ политической системы можно выполнить при помощи исследования когорты. Это отдельные группы социума. Их исследуют для фиксации и определения отличительных черт, политических действий, поведения в определенных обстоятельствах. На основе результатов этого анализа принимают долгосрочные решения.

    Контекстуальный анализ применяется при возникновении потребности оценить характерные признаки какого-то явления в политической сфере. Также проводится сравнение в контексте с другими политическими объектами.

    Политический анализ имеет три основных компонента. Ради них и проводится исследование. К ним относятся:

  • Исследование реально сложившейся ситуации в политике.
  • Прогноз дальнейшего развития этой ситуации.
  • Принятие решений на основе проведенного анализа.

    Прогнозирование в области политических отношений является важным аспектом принятия решений и контроля в отдаленной перспективе. Для этого проводится комплексный анализ, который позволяет отследить набор вариантов достижения поставленных целей. В практической политической деятельности ставятся конкретные задачи. Для этого делают политический прогноз, который касается вероятности развития тех или иных событий, а также их конечного результата.

    В целом прогнозирование является научно обоснованным расчетом вероятности. Оно проводится с целью выявления перспектив, возможных состояний и последствий принятия тех или иных решений. Это поиск путей развития и тенденций в аспекте конкретного явления. Прогнозирование позволяет рассмотреть все альтернативы, выбрать из них наиболее подходящее направление.

    В ходе выполнения такой работы определяется не только перспектива развития, но и сроки выполнения поставленных задач. Прогноз и предсказание являются неидентичными явлениями. Они имеют разные подходы к обозначению будущих событий. Прогнозирование базируется на исследовании большого количества переменных. Также эта процедура отличается от планирования.

    Особенности прогнозирования в области политики базируются на опережающем отражении объекта исследования в ходе научного познания. Также эта процедура отражает перспективы развития конкретного явления. Такие суждения являются обоснованными, подкрепленными знаниями закономерностей их развития.

    В ходе прогноза проводится моделирование ситуации при помощи создания мысленного образа объекта исследования. Таковым могут быть социум, экономика, наука, техника и прочее.

    При разработке прогноза осуществляется два основных действия. Они относятся к проблемно-целевому критерию:

    • Прогноз поисковый. Позволяет определить возможные состояния объекта анализа в будущем. Это проекция современных событий в отдаленной перспективе, их логичное завершение и последствия.
    • Прогноз нормативный. Проводится с целью поиска направлений, возможностей, а также ресурсов для достижения конкретно обозначенных целей.

    Прогнозирование в области политики может иметь разные перспективные горизонты. Рамки подобного обозрения определяют исходя из целей исследования. Прогнозирование может быть выполнено на ближайшую, среднюю и дальнюю перспективу.

    источник

    Дисциплинарная область «политического анализа» не определена в российской политической науке до сих пор.

    С одной стороны, в Госстандарте по специальности «политология» не проведено разграничения между «эмпирическими методами в политических науках» и собственно «политическим анализом». На данную проблему указывает А.А. Дегтярев, один из ведущих российских специалистов в данной области.

    Так, в 1994 году А.Д. Шутов, ныне зав. кафедрой «Государственной политики» философского факультета МГУ вводит понятие дисциплины «прикладная политология»[14], которая построена на совмещении эмпирической и прикладной сфер политологии. В данном случае политический анализ был сведен им к эмпирическим методам и процедурам.

    С другой стороны, в российской и зарубежной политологии существует два основных подхода к политическому анализу. Например, в сборнике учебных материалов под редакцией Е. Ю. Мелешкиной «Политический процесс: основные аспекты и способы анализа» реализован подход Д. Истона и Р. Даля. Последний понимал «политический анализ» как синоним анализа логического для изучения фундаментальных политических проблем. Тем самым, вытесняя область политического анализа в сферу политической теории. В данном случае в США, в Великобритании и в странах Европы данный подход был реализован в дисциплине «Political analysis».

    А.А. Дегтярев выделяет два типа политического анализа – теоретический и прикладной. Он предлагает теоретический анализ оставить в сфере политической теории, а прикладной – в сфере дисциплины «политический анализ».

    В этом он опирается на позицию канадского политолога Л.Пала, который отмечал, что фундаментальное (академическое) исследование политики отличается от прикладного ее анализа прежде всего целями: если первое ставит основной задачей познание и лучшее понимание политической жизни, то второе связано с весьма прагматическими задачами оказания влияния и просто изменения текущей политики. Для более четкого разведения фундаментальной и прикладной сторон (или компонент) политической науки А.А. Дегтярев предлагает использовать пять критериев их относительного различения и разграничения, приведенных втабл. 1.

    Критерии разграничения фундаментальных и прикладных исследований в политологии

    Критерии Фундаментальное исследование Прикладное исследование
    1. Цель (функция) Познавательная (познание механизмов, закономерностей) Преобразовательная (использование опознанных механизмов)
    2. Роль субъекта анализа Объективированная (отстраненно-нейтральная) Субъективированная (активно-заинтересованная)
    3. Связь теории с практикой Опосредованная Непосредственная
    4. Фаза познавательного цикла От сбора и описания эмпирически-конкретных данных к абстрактно-теоретическим моделям От абстрактно-теоретических моделей к конкретному их синтезу в практических технологиях
    5. Пространственно-временной континуум В основном не жестко лимитированное пространство и длительный период времени Локализованность пространства и лимитированность времени

    К прикладным отраслям политологии, по его мнению, можно отнести концепции государственного управления и партийной стратегии и тактики, теории принятия решений и ситуационного политического анализа, тогда как фундаментальные разделы политической науки можно было бы связать с теориями власти и политической системы, компаративным (сравнительно-историческим) исследованием политических институтов и культуры и т. д. Следует здесь же заметить, что прикладное исследование политики, как правило, является междисциплинарным,поскольку в фундамент подобного анализа, наряду с моделями политической системы, попадает изучение действия факторов ее «внешней» среды: экономических, психологических, социокультурных и прочих, требующее систематического привлечения выводов других фундаментальных наук. Прикладное политологическое знание поэтому в подобном ракурсе выступает вовсе не как эклектичное соединение конкретно-эмпирических выводов различных дисциплин, а скорее как технологический синтез разных абстрактных моделей в единую картину, дающую возможность теоретической интерпретации пестрой мозаики той или иной конкретной политической ситуации и возможность «встроить» в нее сам социальный субъект, сочетая таким способом «в себе определенные черты теоретического, эмпирического и практически ориентированного отношения к действительности».

    Читайте также:  К чаадаеву анализ какой жанр

    Альтернативный подход попытался представить К. В. Симонов, который подготовил на сегодняшний день наиболее оптимальное учебное пособие по дисциплине «политический анализ». Он считает, что политический анализ – это прикладная дисциплина, направленная на решение политических проблем, стоящих перед обществом. Теоретический политический анализ как специфическая данность фактически отсутствует, так как не выходит за пределы общенаучного логического инструментария. Однако, подход К. В. Симонова грозит превращению дисциплины в набор практических навыков, то есть превращению дисциплины в ремесло, а не в науку.

    Политико-управленческие дисциплины – это дисциплины ориентированные на производство знаний, умений и навыков анализа проблемно-политических ситуаций, принятия и осуществления политических решений. Как самостоятельное направление в русле научной мысли оно возникло в США в первой половине CC века и связано с именами В. Вильсона, Дж. Дьюи, Ч. Мэрриама, Г. Лассвелла, Г. Саймона, Ч. Линдблома и А. Вильдавски. Они полагали, что необходимо познать мир и одновременно изменить его. Они верили, и их последователи продолжают верить в прикладные знания и связь теории с практикой[15]. Политико-управленческие дисциплины – это дисциплины ориентированные на производство знаний, умений и навыков анализа проблемно-политических ситуаций, принятия и осуществления политических решений. Как самостоятельное направление в русле научной мысли оно возникло в США в 30-60-х гг. CC века в рамках «нового курса» Ф. Рузвельта, а также программой «Великого общества» Кеннеди- Джонсона и связано с именами Дж. Дьюи, Ч. Мэрриама, Г. Лассвелла, Г. Саймона, Ч. Линдблома и А. Вильдавски. Они полагали, что необходимо познать мир и одновременно изменить его. Они верили, и их последователи продолжают верить в прикладные знания и связь теории с практикой[16].

    Собственно термин политико-управленческие был введен в 1949 году Г. Лассвелом, который писал следующее:

    Дисциплины называются политико-управленческими науками, когда они объясняют процесс принятия полтико-управленческих решений в обществе, или снабжают (обеспечивают) данными необходимые для выработки рациональных суждений по политико-управленческим вопросам. Если отринуть спесивость, что сохраняла в нашей цивилизации обособленность людей науки, мы могли более свободно прийти совместно в исследовательские команды, которые способны внести свой вклад в знания необходимые демократическим политиям. Сегодня мы живем в мире, погружающемся во тьму, в котором оспариваются основные демократические ценности как никогда прежде, и в котором само выживание человечества является под угрозой. При этих обстоятельствах имеет смысл развивать стратегию приложения наших ограниченных интеллектуальных ресурсов для защиты и распространения наших ценностей. Термин «policy» используется, чтобы сориентировать потребности в объяснении общественных целей, которым должна служить данное распределение научной энергии

    Политико-управленческие дисциплины ориентируются на то, что Дьюи (Dewey) однажды определил как «общество и его проблемы». Они интересуются, как проблемы появляются посредством определения и построения, как они включаются в политическую и политико-управленческую повестку дня. Политико-управленческие дисциплины также изучают «как, почему и какой результат правительства достигают отдельные курсы действия и бездействия или, как Дай (Dye) выразился: «что правительство делает, почему оно делает это и к каким различным результатам может привести». Изучение «природы, причин и результатов публичных политик» требуется для того, чтобы нам избежать узости исследовательского фокуса и использовать различные подходы и дисциплины. Политический анализ (policy analysis) – это подход к публичной политике, целью которого является интеграция и контекстуализация моделей и исследований из тех дисциплин, имеющих проблемную и политико-управленческую ориентацию.

    Таким образом, как определяет Видлавский «политический анализ — это прикладная субдисциплина, чье содержание не может быть определено дисциплинарными границами, но тем, что соответствует обстоятельствам времени и сущности проблемы.

    Политико-управленческая ориентация политического анализа, поэтому, может быть суммирована в терминах Гарольда Лассвелла следующим образом:

    заинтересованность в выявлении контекста политических проблем, выбора политики и ее результатов;

    и чья цель заключается в интеграции знаний в одну дисциплину, анализирующую общественный выбор и принятие решений и, таким образом, вносит вклад в демократизацию общества.

    Данн, определяет политический анализ как «деятельность в создании знания «о» и «внутри» процесса принятия политических решений». Речь идет как о теоретическом осмыслении процесса принятия политических решений (то есть создание знания об политике), так и предложении и реализации практических рекомендаций по улучшению процесса принятия политических решений (то есть выработка знания внутри политики).

    Таким образом, дисциплина «политический анализ» является междисциплинарной дисциплиной со своей специфической теоретической базой, методологией и методами, которая направлена на решение разнообразнейших проблем, стоящих перед тем или иным обществом и государством (public).

    Предметом политического анализа является публичная политика, представляющая собой деятельность агентов, вовлеченных в выработку и исполнение решений относительно размещения общественных ресурсов, производства и распределения общественных благ. Публичная политика или как у нас часто называют — государственная политика (что не соответствует исходному понятию public policy, так как помимо деятельности государства сюда входит и деятельность органов местного самоуправления и других субъектов, ответственные за общественные блага) давно является предметом изучения в политической науке. Но в качестве самостоятельной ее отрасли в США она была выделена Американской ассоциацией политической науки только в 1951 г. Две основные составляющие политики должны быть приняты во внимание: производство политических решений, после того как состоялся коллективный выбор и исполнение политики, воплощенной в решениях.

    Объектом политического анализа является публичная сфера. Это сложно определяемое понятие. Оно может отождествляться со сферой правительственной активности и ее условиями; с производством основных государственных решений и его результатами; с правительственными расходами, инвестициями и трансфертами; с государственным производством; агентами, участвующими совместно с государством выработкой и распределением общественных благ – НКО/НГО, корпорациями и т.д. Таким образом, публичной сферой понимается особый род активности государства и других публичных организаций, нацеленной на удовлетворение потребностей населения.

    Политический анализ как политическая наука в целом имеет особый промежуточный характер как отрасли научного знания. Так, В. Виндельбанд и Г. Риккерт, классифицируя научное знание, разделили его на идеографические, исследующие единичные явления, и номотетические науки, ищущие общие законы отдельных классов явлений, среди которых выделяются чистые науки – математика и символическая логика и науки, имеющие целью подтвердить свои законы эмпирическим путем. Политический анализ относится к классу номотетических наук, к их второй разновидности. Однако специфичность публичной сферы как части политической сферы заключается в том, что поступки человека в значительной степени зависят от таких факторов, как приверженность долгу, следованию традициям, групповой идентичности, подверженности неосознанным соображениям и т. п., нарушают рациональные основания его поведения, тем самым, увеличивая вероятность ошибки прогноза его действий. В силу этого действия, осуществляемые людьми в типичных ситуациях, могут отличаться без видимых причин. Такая ситуация делает политический анализ в науку, которая вечно стремится обрести определенность номотетического статуса, но каждый раз дает повод сомневаться в основательности подобных претензий.

    Функции политического анализа

    Функционирование и развитие политического анализа в общественной жизни сочетается с выполнением им ряда определенных функций, связанных не только с познанием публичной политики, процесса принятия и исполнения решений, но и с реальной практической деятельностью в публичной сфере. Выделяют следующие функции:

    Дескриптивная функция политического анализа связана с необходимостью всестороннего и полного описания внутренних и внешних связей процесса принятия и реализации решений в отношении проблем, стоящих перед обществом и государством. Осуществление данной функции неразрывно связано с изменением и обогащением способов и приемов познания, требования к которым определяются состоянием объекта, потребностями общества в получении достоверных знаний.

    Оценочная функция политического анализа предполагает вынесение суждений о причинах политических проблем и о результатах реализации политик с точки зрения их приемлемости или неприемлемости для того или иного общественного субъекта или политического актора.

    Инструментально-преобразовательная функция политического анализа вызвана потребностью общества и государства в формировании таких знаний, которые, будучи включенными в практическую деятельность в публичной сфере, смогут снизить издержки государственного управления, способствовать достижению большего соответствия результатов намеченным целям и т.д.

    Прогностическая функция политического анализа выражает потребность в разработке вероятностного знания о последствиях реализации того или иного решения политической проблемы. Благодаря реализации данной функции политического анализа формируется некий первичный облик политической ситуации будущего, способный скорректировать актуальные действия сил, политических акторов.

    Функция социализации политического анализа направлена на формирование практико-ориентированного подхода к выработке знаний о политических проблемах и способах их решения. Так, не секрет, что, говоря об экспертном обеспечении процесса принятия и реализации решений политических проблем, в российской традиции допускается, прежде всего, узкий технический его аспект. Имеется в виду обоснование принятого решения и обеспечение его реализации. Даже слабые попытки предложить ряд альтернатив с попыткой прогнозирования их последствий воспринималось и воспринимается как покушение со стороны экспертного сообщества на прерогативы существующей власти. Отсюда вытекает такой специфический тип документов советского и постсоветского периодов как докладные записки, в которых обоснование того или иного решения строилось на основе авторских суждений или цитат из классиков.

    Поэтому, лица принимающие решения в современной России не воспринимают рекомендации, основанные на результатах прикладных исследованиях социальных и экономических наук. Вернее сказать они воспринимают только то, что соответствует их точке зрения. Немудрено, что в отсутствии спроса со стороны власти и общества прикладные исследования носили спорадический и низкий по качеству исполнения характер. Это свидетельствует о слабости реализации социализирующей функции политического анализа в современной России.

    Методология политического анализа.

    Методология политического анализа включает в себя и объединяет элементы множества дисциплин: политологии, социологии, психологии, экономики и философии. Развитие политического анализа за последние 50 лет привело к становлению определенных стандартов, методов и этических правил, которых придерживаются специалисты в данной области. Методологической основой современного политического анализа является критический методологический плюрализм, который представляет собой скорее творческий синтез теоретических подходов и методов исследования публичных политик, используемых широким сообществом проблемно ориентированных политико-управленческих дисциплин.

    Критический плюрализм базируется на принципе триангуляции, который был введен в социальные науки Дэвидом Кембеллом. Принцип триангуляции заключается в том, что в ходе проведения исследования тот или иной политический факт, должен найти подтверждение в ходе применения двух трех разных методов и теоретических подходов. Методология критического плюрализма включает следующие критерии:

    1. Множественная операционализация. Операционализация – это выработка признаков, являющихся индикаторами понятий, и выбора набора значений каждого признака (скажем, выбрав в качестве одного из индикаторов, изучаемого явления признак «возраст», мы можем считать его «непрерывным» и просить каждого респондента указывать целое число прожитых лет; а может — приписывать респонденту число от 1 до 5 в зависимости от того, в какой возрастной интервал попадет респондент: от 15 до 25 лет; от 25 до 35 лет, …, старше 55 лет). При операционализации понятий должны решаться вопросы, отнюдь не лежащие на поверхности. Успешная операционализация предусматривает переход на достаточно глубокий концептуальный уровень рассмотрения предмета исследования, при котором признаки рассматриваются как отражение параметров анализа, релевантных целям исследования, а значение признаков — как результат расчленения каждого параметра на определенные категории, ключевые понятия исследования. Множественная операционализация делает упор на использование нескольких шкал измерения, а также множественное расчленение каждого выделенного параметра, чтобы соблюдался принцип триангуляции.

    2. Множественность используемых исследовательских методов. Использование различных качественных и количественных методов для наблюдения за процессом принятия и реализации политических решений. В данном случае подразумевается, что исследование публичной политики не должно ограничиваться привлечением только опроса потенциальных выгодополучателей, экспертов. Необходимо привлечь статистические наблюдения и т. д.

    3. Синтез множества исследований. Любая публичная политика вытекает из целого ряда предшествующих политик, которые подвергались исследованиям. Поэтому при анализе реформы ЖКХ в России имеет смысл ознакомиться с подобными реформами в других странах бывшего социалистического лагеря.

    4. Анализ множества вариантов. Включение в моделирование публичной политики множество переменных, например, казуальных моделей, основанных на социологических исследованиях, которые бы позволяли рассмотреть конкурирующие интерпретации политических курсов.

    5. Анализ всего множества «стейкхолдеров». При исследовании публичной политики большое внимание следует уделять учету позиций, целей и ценностей, которые разделяют множество «стейкхолдеров» или политических акторов – индивидуумов или групп, которые участвуют в процессе выработки и реализации политического решения, либо выступают в качестве «бенефициариев» — выгодополучателей от проведения политического курса или программы.

    6. Анализ множества перспектив. При исследовании публичной политики следует анализировать все множество возможных аспектов в исследовании – этические, политические, организационные, социальные, психологические, культурные и технологические. Только триангуляции всех указанных перспектив позволяет получить боле адекватное знание исследуемой публичной политики.

    7. Мультимедийная коммуникация. Полученные в ходе исследования публичной политики политико-релевантной информации о сути политической проблемы требуется включить в публичную коммуникацию, чтобы информация стала доступной для всех лиц принимающих решение, а также для всех потенциальных «стейкхолдеров» и «бенефициариев». При этом следует учитывать, что наряду с академической коммуникацией, то есть изложением теоретических подходов, методов и результатов исследований сообществу экспертов. Здесь существует определенные требования к научному языку и способам изложения информации. При доведении информации через средства массовой информации – газеты, телевидение – следует учитывать, что потенциальные «бенефициарии» не обладают соответствующими знаниями в данной области. Поэтому изложение результатов исследования и рекомендаций необходимо производить на языке доступном для понимания. Это касается также и лиц, отвечающих за принятие решений.

    Методология политического анализа производит информацию, которая отвечает на пять узловых вопросов:

    Вопрос Тип политико-релевантной информации.
    В чем заключается природа проблемы? Политическая проблема
    Какие политические курсы в прошлом и настоящем устанавливались в адрес проблемы? Что в результате было получено? Результат политики
    Какие ценности лежат в основе результата решенной проблемы? Достижение политики
    Какие политические альтернативы можно предложить в адрес политической проблемы? Какой предполагаемый результат реализации одной из политических альтернатив предпочтительнее? Политическое будущее.
    Какие альтернативы будут использованы для решения проблемы? Политическое действие

    Политико-релевантная информация, вырабатывается посредством следующих политико-аналитических процедур: структурирование проблемы, прогнозирования, рекомендации, мониторинга, оценки.

    Структурирование проблемы – это политико-аналитическая процедура выработки и тестирования альтернативных концептуализаций проблемной ситуации, которые включены в политическую повестку дня. Результатом структурирования проблемы является информация о политической проблеме.

    Прогнозирование – это политико-аналитическаяпроцедура, которая производит фактическую информацию о будущем состоянии общества на основе предшествующей информации о политических проблемах. Результатом прогнозирования является информация о политическом будущем.

    Рекомендации – это политико-аналитическая процедура, которая позволяет получить информацию о той или иной вероятности, которая последует вследствие предстоящего курса действий, что является ценным как для заинтересованных индивидуумов, групп, так и для общества в целом. Процедура рекомендации трансформирует сведения о предполагаемом политическом будущем в информацию о политических действиях, которые, в свою очередь, имеют оцениваемый результат. Чтобы рекомендовать конкретное политическое действие требуется прежде данные об его возможных последствиях. Вдобавок, при осуществлении рекомендованной политики требуется определить, которая альтернатива является наиболее приемлемой и почему. Поэтому данная политико-аналитическая процедура тесно связана с этическими и моральными вопросами.

    Мониторинг – это политико-аналитическая процедура, посредством которой вырабатывается информация о конкретных случаях и последствиях публичных политик. Мониторинг, таким образом, дает возможность аналитикам описать связи между действиями по реализации политических программ и их результатами, являясь первичным источником знаний об исполнении политики. Результатом мониторинга является информация о результатах политики.

    Оценка заинтересована в установление ценностных предпосылок, необходимых в выработке информации о реализации политики. Мониторинг отвечает на вопрос: » Что случилось, как, и почему? «. Оценка отвечает на вопрос: » Какие различия политика производит? » В более определенном смысле оценка относится к выработке информации о стоимости или духовной ценности результатов политики. И отвечает на главный вопрос: «Достигла политика ожидаемых результатов или нет?».

    Дата добавления: 2015-04-18 ; просмотров: 29 ; Нарушение авторских прав

    источник