Меню Рубрики

Политическая власть как объект политологического анализа

Понятие «политическая власть» является центральной категорией политической науки. Сегодня трудно переоценить значение данного феномена в жизни любого общества. Изначально понятие «власть» (от греч. cratos) связывали с административным управлением древнегреческих городов-государств (полисов). Искусство управления гражданами – «политами», регулирование их социального поведения с помощью различных средств определялось «политикой». Так исторически между понятиями «власть» и «политика» возникла смысловая и взаимообусловленная связь, проявляющаяся в категории «политическая власть» и определяюшая сущность политической деятельности.

Вместе с тем феномен власти не ограничивается политическим пространством, поскольку власть – это, прежде всего, социальное и социально-психологическое явление, это всегда субъектно-объектные отношения между людьми. Подобные проявления встречаются в различных сферах общественной жизни и в таком аспекте власть требует разграничения экономической, политической, семейной, духовной, личной и др. власти. В самом широком смысле власть можно определить как волевое воздействие на поведение людей со стороны субъекта подчинения. Подобное общепризнанное трактование власти принадлежит немецкому социологу М. Веберу, который видел в ней способность одного индивида проводить в определённых общественных условиях свою волю вопреки сопротивлению другого индивида. Отсюда вытекают основные свойства власти: всеобщность (власть функционирует во всех сферах человеческого общения) и инклюзивность (власть объединяет и противопоставляет социальные группы и отдельных индивидов). Именно это подчеркивал Вебер, когда выделял следующие особенности власти:

– власть обязательно включает в себя наличие выбора, намерение субъекта и средства его осуществления;

– власть зачастую ведет к конфликту, поскольку вступает в противоречие с интересами объекта и вызывает его сопротивление;

– власть подразумевает наличие различий между имеющими и не имеющими власть индивидами;

– власть носит негативный характер, поскольку подразумевает принуждение и ограничение прав подчиненных объектов.

Глубинная основа подчинения одного индивида другому связана также не только с социальным неравенством (экономическим, имущественным, статусным), но и с естественным (физическим, гендерным, интеллектуальным), что рассматривает всякую власть с позиции силы и стратегии, восходящей к политической философии Т. Гоббса, который понимал власть прежде всего как реальное средство принуждения, как форму силового воздействия – «власть сделать что-либо».

Интерпретация власти как основопологающего свойства человеческой природы, как «исключительно человеческого феномена», объясняющего социально-политический процесс общественного развития принадлежит натуралистической школе (Н. Макиавелли, Т. Гоббс, Ж.-Ж. Руссо, Дж. Локк) в рамках которой можно выделить и потенциально-волевые (И. Фихте, Г. Гегель, К. Маркс, А. Шопенгауэр, М. Вебер и др.) и инструментально-силовые концепции власти (Ч. Мерриам, Г. Моргентау и др.). Классическое понимание власти как естественного человеческого стремления к доминированию и к власти заложило основы дальнейших представлений о власти, учитывающих разные стороны этого сложного и многогранного явления.

В современной политологической науке выделяют, как минимум, пять аспектов трактовки политической власти, сущность которых связана с определенным подходом к её анализу:

1) бихевиористские трактовки (Ч. Мерриам, Г. Лассуэлл, Дж. Кетлин) определяют власть как особый тип поведения, при котором одни командуют, а другие подчиняются. Бихевиористский подход индивидуализирует понимание власти, сводит ее к способности одного индивида проводить в определенных общественных условиях свою волю вопреки сопротивлению другого индивида, обращая особое внимание на субъективную мотивацию власти. Согласно типичной бихевиористской интерпретации власти, предложенной Г. Лассуэллом, «импульсами» власти являются присущее индивидам стремление (воля) к власти и обладание «политической энергией». Власть может быть и самоцелью, сама по себе представлять источник наслаждения. Феномен политической власти возникает из столкновения многообразных «воль к осуществлению власти», как некий баланс различных политических сил. Для бихевиористов характерно также рассмотрение политических отношений как рыночных отношений: баланс спроса и предложения, формирование конкурентной среды и ценообразования – данные механизмы являются инструментальными эффектами принципа «невидимой руки», который управляет деятельностью всех участников политического рынка;

2) психологические интерпретации власти, исходя из бихевиористского понимания способствуют выявлению механизмов мотивации власти как отношения господства – подчинения (по З. Фрейду как влечение сексуального характера, по К. Юнгу как психическая энергия в целом). Стремление к власти объявляется доминирующей чертой человеческой психики и сознания, следовательно, определяющей формой политической активности человека. Власть объявляется исходным пунктом и конечной целью политического действия. Психологическую сущность подчинения власти представители психоанализа видят либо в «добровольном рабстве» ради защищенности или из-за любви к властителю (З. Фрейд), либо в гипнотическом внушении, существующего во взаимоотношениях вождя и толпы (С. Московичи), либо в особой восприимчивости подсознания человека к символам, выраженным в языке (Ж. Лакан);

3) системные и структурно-функциональные концепцииподчеркивают способность и умение власти практически реализовывать функцию общественного управления как частное, так и в целом создания сбалансированной, стабильной политической системы общества (Д. Истон, Г. Алмонд, Т. Парсонс, М. Крозье и др.). Власть рассматривается как ядро политической системы общества, с которой непосредственно или опосредовано взаимосвязаны все элементы.

Так, Т. Парсонс интерпретирует власть как свойство или атрибут макросоциальной системы, как отношения между субъектами в контексте системной интеграции, выполняющие определенные, закрепленные за ними социально значимые роли: управляемых и управляющих. Власть – это свойство социальных статусов, ролей, позволяющее контролировать ресурсы, средства влияния. Согласно его позиций, власть не статична, она подвержена колебаниям, аналогичным тем, которые происходят в экономической системе. Динамичное проявление власти выраженное в изменении степени «кредита доверия» народа соотносится с целями общества и эффективностью достижения коллективных целей. Власть как взаимодействие индивидов действующих в рамках специфической социальной системы отмечали Т. Кларк, М. Роджерс и др.

Позднее среди представителей системного подхода возникли коммуникационные концепции власти (К. Дойч, Н. Луман), трактующие власть как особую разновидность социального взаимодействия политических субъектов, одно из основополагающих условий конструирования политического пространства общества.

По Н. Луману, власть – это социальный феномен, характер принципов которого реализуется в символичности, специализации, легитимности, концептуальности. В соответствии с концепцией Лумана, власть опредмечивается (материализуется), роль власти определяется идентичной роли таких средств социальной коммуникации, как, например, естественные и искусственные языки, деньги и т.п. Власть рассматривается не только как отношения господства — подчинения, но и в более широком аспекте коммуникации и общения, где подобные отношения являются лишь частным случаем.

Подобные трактовки развивает Ю. Хабермас, разделяя власть, «рождающуюся в коммуникации» пространства политического, и власть «административно применяемую», т.е. присущую политической системе. Согласно Ю. Хабермасу важнейшим условием функционирования власти является постоянная её циркуляция внутри политической системы, степень распространения, охват коммуникационными сетями. Подобная власть рассматривается в различных коммуникативных аспктах: сигналах, символах, образах, знаках и т.п.

4) реляционистские определения трактуют власть как асимметричное взаимодействие ее субъекта и объекта. Степень неизбежного сопротивления объекта субъекту властных отношений рассматриваются в теориях «сопротивления» (Д. Картрайт, Дж. Френч, Б. Рейвен). В теориях «обмена ресурсами» (П. Блау, Д. Хиксон, К. Хайнингс) неравное распределение ресурсов между индивидами и группами приводит к превосходству одних над другими. В этом случае индивиды, располагающие «дефицитными ресурсами» могут трансформировать излишки во власть, уступая часть ресурсов тем, кто их лишен, в обмен на определенное поведение. Теории «раздела зон влияния» (Д. Ронг) трактуют взаимодействие субъекта и объекта властных отношений как обмен ролями и соответственно возможностями. Подобное реляционистское понимание власти раскрывает сущность процесса властных отношений, его структуру и механизм осуществления.

К группе реляционистских концепций власти можно отнести и современные неоструктуралистские (или постструктуралистские) концепции «археологии и генеалогии власти» М. Фуко и «поля власти» П. Бурдье. Так, М. Фуко всякую власть анализирует с позиции силы и стратегии. Считает, что власть это не просто отношение субъектов, а своего рода модальность общения («отношение отношений»), особый тип практики. Отношение между акторами власти объявляется им неперсонифицированным и неовеществленным, поскольку они всегда находятся в постоянно изменяющихся энергетических линиях напряжений и соотношения взаимных сил. П. Бурдье вводит понятие «символической власти», обосновывая его как совокупность «капиталов» (экономических, культурных, информационных), которые распределяются между субъектами власти в соответствии с их позициями в «политическом поле» (социальном пространстве, образуемом и конструируемом самой иерархией властных отношений). Согласно П. Бурдье, «позиция данного агента в социальном пространстве может определяться по его позициям в различных полях, т.е. в распределении власти, активированной в каждом отдельном поле».

5) институциональные аспекты власти представляют собой процесс определения, закрепления и оправдания социальных норм, правил, статусов и ролей, позволяющих формализовать властные связи и отношения. Процесс детерминирующий предсказуемое, ожидаемое, моделируемое и регулируемое политическое поведение (М. Крозье и др.). Формальные и неформальные нормы и правила, присущие организационным структурам, становятся для участников властных отношений внешними ограничениями, или «принуждениями», как определяет их М. Крозье.

В последние десятилетия получили распространения неоинституциональные концепции власти (В. Меркель, А. Круассан, П. Холл), рассматривающие властные отношения как «правила игры», которые предполагают универсальные (формальное господство) и партикулярные (неформальное господство) нормы и санкции, определяющие стимулы к определенному поведению. Если формальные правила современные политологи определяют вполне однозначно, а именно, как: законы, конституции, административные нормы, то неформальные правила чаще всего называют «рутиной», «обычаями», «общепринятыми процедурами», «привычками», «стилем принятия решений», или даже «социальными нормами» и «культурой». Иными словами, власть трактуется с одной стороны, как формальный институт, обеспечивающий приведение правил, статусов и ролей в систему, которая способна действовать как в интересах самой власти, так и в направлении удовлетворения общественной потребности. С другой – как неформальный институт, который генерируется социально: на основе самоорганизующейся динамики социального взаимодействия, которая квалифицируется как своего рода символический капитал (доверие, нормы, структуры) способствующий интеграции.

Однако, объяснение влияния в политике различного рода «символов», «верований» и других культурных факторов, возможностью их воплощения в неформальных и формальных институтах, определяющих направленность процесса политической институционализации, подменяется понятием «политическая культура», и, таким образом, сталкивается с проблемой тавтологии, в связи с чем определение политической власти как неформального института становится достаточно расплывчатым и недоступным верификации.

При уточнении понятия можно сделать вывод, что в широком толковании политическая власть – это один из важнейших видов социального взаимодействия, специфическое отношение по крайней мере между двумя субъектами, один из которых подчиняется распоряжению другого, в результате этого подчинения властвующий субъект реализует свою волю и интересы. В узком смысле – это способность и возможность осуществления социального господства класса, группы, индивида проводить свою волю в политике и правовых нормах.

Политическая власть обладает как универсальными чертами, объединяющими её с другими разновидностями социальной власти – экономической, информационной, правовой, так и специфическими чертами, присущими исключительно ей как собственно политическому явлению. Представление об основных структурных компонентах политической власти можно получить из схемы:

Схема 4 Система политической власти

Субъект политической власти демонстрирует активное, направляющее начало. В качестве субъектов власти выступают политические институты, элиты и лидеры. Объектами власти – индивиды, социальные группы, население определенных территориальных образований и государства в целом. Для реализации властных отношений субъект должен обладать такими качествами, как мотив и воля к власти. Субъект определяет содержание властного отношения через:

1) приказ (распоряжение) как властное повеление подчиниться воле субъекта власти;

2) господство как подчинение частной воли под всеобщую волю власти;

3) наказание (санкции) как средство воздействия на отрицание господствующей воли;

4) нормирование поведения как свод правил в соответствии с всеобщим интересом.

Источники политической власти – властное первоначало. Традиционно выделяют два основных источника власти – авторитет и насилие. Авторитет основывается на качествах лидера и на сложившихся традициях, а подчинение ему – на уважении со стороны подвластных. Наличие авторитета помогает власти обходиться без насилия, но не исключает его применения в случае необходимости. Однако насилие, используемое авторитетной властью, как правило, получает оправдание со стороны группы, общества и нередко даже со стороны лица, по отношению к которому насилие применяется. В качестве источников также могут выступать закон, богатство, престиж, социальный и политический статус, тайна, интерес и т.д.

Важнейшим структурным элементом политической власти являются её основания и ресурсы. Именно возможность востребовать всё их многообразие отличают политическую власть от других разновидностей властного подчинения.

Под основанием власти понимается тот фундамент, на который опирается властная воля субъекта. Экономическим фундаментом власти можно считать объём национального дохода, совокупность материальных, природных, производственных запасов и объектов, находящихся в государственной собственности. Социальными основаниями власти выступают те социальные группы или слои, на которые власть способна опереться. Административно-силовыми основаниями власти выступает административный аппарат принуждения, включающий институты и учреждения. Юридические основания – вся совокупность законодательно-нормативных актов, на которые опирается власть в процессе своего функционирования. Культурно-информационные основания власти представляют собой систему организаций, аккумулирующих духовный, культурный, научный, транспарентный потенциал.

Читайте также:  Какие анализы нужно принести гастроэнтерологу

Ресурсы политической власти – это реальные и потенциальные средства, которые используются или могут быть использованы для укрепления самой власти и ее оснований. В российской политической науке доминирующим является подход, согласно которого ресурсы подразделяются на два вида: 1) материально-экономические; и 2) духовно-информационные. Они дают возможность, с одной стороны, возвысить носителей власти в потенциальном статусе и ранге, а с другой – увеличить их мобилизующую силу и давление.

Особым видом ресурса политической власти выступает сам человек, что определяется в современной научной литературе как «демографические ресурсы» или «человеческие ресурсы». Человеческий капитал любого государства или сообщества представляет собой определенную потенциальную возможность развития или деградации разных сфер данного социума. Он выступает стоимостной мерой (способность приносить доход) приращения человеческого потенциала, вовлеченного в общественное производство под воздействием инвестиций в человека. Вместе с тем, существуют общественно значимые характеристики человеческого потенциала, которые не имеют стоимостной оценки (например, способности, духовные ценности, гражданственность, патриотизм и т.д.). Национальный человеческий потенциал при отсутствии негативных социально-политических и природных факторов (экономические и демографические кризисы, войны, революции, природные стихии) развивается эволюционно. В целом человек выступает одновременно в равных качествах, т.е. не только как ресурс власти, но и ее субъект и объект.

Закономерно проявление таких функций политической власти, как: господство, руководство, регуляция, контроль, управление, мобилизация и т.д. Совокупность подобных функций состоит в упорядочивании общественных отношений (закреплении основ существующего социально-политического строя), обеспечении нормального осуществления всех основных видов жизнедеятельности общества, придании прогрессивного направления важнейшим социально-политическим процессам.

Итак, основными отличительными признаками политической власти выступают:

а) легальность, её правомочностьв использовании силы, законность политики и средств властвования;

б) верховенство определяет обязательность ее решений для всего общества и, соответственно, для всех других видов власти;

в) публичность, что означает всеобщность, безличность, своего рода обособленность и дистанцированность власти при обращении ко всем гражданами посредством закона;

г) моноцентричность, т.е. наличие единого центра принятия решений;

д) многообразие ресурсов в обладании и использовании совокупности всех основных групп потенциалов государства.

В типологии исторических форм политической власти, предложенной французским политологом М. Дюверже, выделяются такие три формы власти, как: анонимная – власть характерная для примитивных слабоорганизованных обществ; индивидуализированная – возникающая по мере усложнения процессов разделения труда и обособления отдельных видов деятельности; и, институализированная – опирающаяся на социальные институты, которые выполняют четко определенные функции. В современных обществах политическая власть существует преимущественно в своей третьей, институализированной форме.

Дополняя типологию М. Дюверже, необходимо отметить и четвертую историческую форму политической власти, сущность которой проявилась уже в XX веке, – систему «над-государственной» власти, представленной законодательными (Европарламент) и исполнительными (Комиссия Европейских Сообществ) институтами, властные полномочия которых распространяются на территорию и население более десятка европейских стран.

источник

В результате освоения данной темы студент должен:

  • – природу подчинения, сущность политической власти и ее носителей; основные виды и формы властвования;
  • – основные социальные детерминанты политики;
  • – различать принципы легальности и легитимности власти;
  • – выявлять роль социальных групп в политике;
  • – навыками оперирования понятиями «эффективность» и «легитимность власти»;
  • – навыками формирования гражданских инициатив в процессе властвования.

Понятие «политическая власть» является центральной категорией политической науки. Сегодня трудно переоценить значение данного феномена в жизни любого общества. Изначально понятие «власть» связывали с административным управлением древнегреческих городов-государств (полисов). Искусство управления гражданами – «политами», регулирование их социального поведения с помощью различных средств определялось «политикой». Так исторически между понятиями «власть» и «политика» возникла смысловая и взаимообусловленная связь, проявляющаяся в категории «политическая власть» и определяющая сущность политической деятельности.

Вместе с тем феномен власти не ограничивается политическим пространством, поскольку власть – это прежде всего социальное и социально-психологическое явление, это всегда субъектно-объектные отношения между людьми. Подобные проявления встречаются в различных сферах общественной жизни, и в таком аспекте власть требует разграничения экономической, политической, семейной, духовной, личной и другой власти. В самом широком смысле власть можно определить как волевое воздействие на поведение людей со стороны субъекта подчинения. Подобное общепризнанное трактование власти принадлежит немецкому социологу М. Веберу, который видел в ней способность одного индивида проводить в определенных общественных условиях свою волю вопреки сопротивлению другого индивида. Отсюда вытекают основные свойства власти: всеобщность (власть функционирует во всех сферах человеческого общения) и инклюзивность (власть объединяет и противопоставляет социальные группы и отдельных индивидов). Именно это подчеркивал Вебер, когда выделял следующие особенности власти:

  • – власть обязательно включает в себя наличие выбора, намерение субъекта и средства его осуществления;
  • – власть зачастую ведет к конфликту, поскольку вступает в противоречие с интересами объекта и вызывает его сопротивление;
  • – власть подразумевает наличие различий между имеющими и не имеющими власть индивидами;
  • – власть носит негативный характер, поскольку подразумевает принуждение и ограничение прав подчиненных объектов.

Глубинная основа подчинения одного индивида другому связана не только с социальным неравенством (экономическим, имущественным, статусным), но и с естественным (физическим, гендерным, интеллектуальным), что рассматривает всякую власть с позиции силы и стратегии, восходящей к политической философии Т. Гоббса, который понимал власть прежде всего как реальное средство принуждения, как форму силового воздействия – «власть сделать что-либо».

Интерпретация власти как основополагающего свойства человеческой природы, как «исключительно человеческого феномена», объясняющего социально-политический процесс общественного развития, принадлежит натуралистической школе (Н. Макиавелли, Т. Гоббс, Ж.-Ж. Руссо, Дж. Локк), в рамках которой можно выделить потенциально-волевые (И. Фихте, Г. Гегель, К. Маркс, А. Шопенгауэр,

М. Вебер и др.) и инструментально-силовые концепции власти (Ч. Мерриам, Г. Моргентау и др.). Классическое понимание власти как естественного человеческого стремления к доминированию заложило основы дальнейших представлений о власти, учитывающих разные стороны этого сложного и многогранного явления.

В современной политологической науке выделяют как минимум пять аспектов трактовки политической власти, сущность которых связана с определенным подходом к ее анализу.

  • 1. Бихевиористские трактовки (Ч. Мерриам, Г. Лассуэлл, Дж. Кетлии) определяют власть как особый тип поведения, при котором одни командуют, а другие подчиняются. Бихевиористский подход индивидуализирует понимание власти, сводит ее к способности одного индивида проводить в определенных общественных условиях свою волю вопреки сопротивлению другого индивида, обращая особое внимание на субъективную мотивацию власти. Согласно типичной бихевиористской интерпретации власти, предложенной Г. Лассуэллом, «импульсами» власти являются присущее индивидам стремление (воля) к власти и обладание «политической энергией». Власть может быть и самоцелью – сама по себе представлять источник наслаждения. Феномен политической власти возникает из столкновения многообразных «воль к осуществлению власти», как некий баланс различных политических сил. Для бихевиористов характерно также рассмотрение политических отношений как рыночных: баланс спроса и предложения, формирование конкурентной среды и ценообразования – данные механизмы являются инструментальными эффектами принципа «невидимой руки», который управляет деятельностью всех участников политического рынка.
  • 2. Психологические интерпретации власти, исходя из бихевиористского понимания, способствуют выявлению механизмов мотивации власти как отношения господства и подчинения (по 3. Фрейду – как влечение сексуального характера, по К. Юнгу – как психическая энергия в целом). Стремление к власти объявляется доминирующей чертой человеческой психики и сознания, следовательно, определяющей формой политической активности человека. Власть объявляется исходным пунктом и конечной целью политического действия. Психологическую сущность подчинения власти представители психоанализа видят либо в «добровольном рабстве» ради защищенности или из-за любви к властителю (З. Фрейд), либо в гипнотическом внушении, существующем во взаимоотношениях вождя и толпы (С. Московичи), либо в особой восприимчивости подсознания человека к символам, выраженным в языке (Ж. Лакан).
  • 3. Системные и структурно-функциональные концепции подчеркивают способность и умение власти практически реализовывать функцию общественного управления как частную, так и в целом, и создавать сбалансированную, стабильную политическую систему общества (Д. Истон, Г. Алмонд, Т. Парсонс, М. Крозье и др.). Власть рассматривается как ядро политической системы общества, с которой непосредственно или опосредованно взаимосвязаны все элементы.

Так, Т. Парсонс интерпретирует власть как свойство или атрибут макросоциальной системы, как отношения между субъектами в контексте системной интеграции, выполняющие определенные, закрепленные за ними социально значимые роли: управляемых и управляющих. Власть – это свойство социальных статусов, ролей, позволяющее контролировать ресурсы, средства влияния. Согласно его позиции власть нс статична, она подвержена колебаниям, аналогичным тем, которые происходят в экономической системе. Динамичное проявление власти, выраженное в изменении степени «кредита доверия» народа, соотносится с целями общества и эффективностью достижения коллективных целей. Власть как взаимодействие индивидов, действующих в рамках специфической социальной системы, отмечали Т. Кларк, М. Роджерс и др.

Позднее среди представителей системного подхода возникли коммуникационные концепции власти (К. Дойч, Н. Думай), трактующие власть как особую разновидность социального взаимодействия политических субъектов, одно из основополагающих условий конструирования политического пространства общества.

По Н. Луману, власть – это социальный феномен, характер принципов которого реализуется в символичности, специализации, легитимности, концептуальности. В соответствии с концепцией Н. Лумана власть опредмечивается (материализуется), роль власти сопоставляется с идентичной ролью таких средств социальной коммуникации, как, например, естественные и искусственные языки, деньги и т.п. Власть рассматривается не только как отношения господства – подчинения, но и в более широком аспекте коммуникации и общения, где подобные отношения являются лишь частным случаем.

Подобные трактовки развивает Ю. Хабермас, разделяя власть, «рождающуюся в коммуникации» пространства политического, и власть «административно применяемую», т.е. присущую политической системе. Согласно Ю. Хабермасу важнейшим условием функционирования власти является постоянная ее циркуляция внутри политической системы, степень распространения, охват коммуникационными сетями. Подобная власть рассматривается в различных коммуникативных аспектах: сигналах, символах, образах, знаках и т.п.

4. Реляционистские определения трактуют власть как асимметричное взаимодействие ее субъекта и объекта. Степень неизбежного сопротивления объекта субъекту властных отношений рассматриваются в теориях «сопротивления» (Д. Картрайт, Дж. Френч, Б. Рейвен). В теориях «обмена ресурсами» (П. Блау, Д. Хиксон, К. Хайнингс) неравное распределение ресурсов между индивидами и группами приводит к превосходству одних над другими. В этом случае индивиды, располагающие «дефицитными ресурсами», могут трансформировать излишки во власть, уступая часть ресурсов тем, кто их лишен, в обмен на определенное поведение. Теории «раздела зон влияния» (Д. Ронг) трактуют взаимодействие субъекта и объекта властных отношений как обмен ролями и, соответственно, возможностями. Подобное реляционистское понимание власти раскрывает сущность процесса властных отношений, его структуру и механизм осуществления.

К группе реляционистских концепций власти можно отнести и современные неоструктуралистские (или пост-структуралистские) концепции «археологии и генеалогии власти» М. Фуко и «поля власти» П. Бурдье. Так, М. Фуко всякую власть анализирует с позиции силы и стратегии, считая, что власть – это нс просто отношение субъектов, а своего рода модальность общения («отношение отношений»), особый тип практики. Отношение между акторами власти объявляется им неперсонифицированным и неовеществленным, поскольку они всегда находятся в постоянно изменяющихся энергетических линиях напряжения и соотношения взаимных сил. П. Бурдье вводит понятие «символической власти», обосновывая его как совокупность «капиталов» (экономических, культурных, информационных), которые распределяются между субъектами власти в соответствии с их позициями в «политическом поле» (социальном пространстве, образуемом и конструируемом самой иерархией властных отношений). Согласно П. Бурдье «позиция данного агента в социальном пространстве может определяться по его позициям в различных полях, т.е. в распределении власти, активированной в каждом отдельном поле».

5. Институциональные аспекты власти представляют собой процесс определения, закрепления и оправдания социальных норм, правил, статусов и ролей, позволяющих формализовать властные связи и отношения. Процесс, детерминирующий предсказуемое, ожидаемое, моделируемое и регулируемое политическое поведение (М. Крозье и др.). Формальные и неформальные нормы и правила, присущие организационным структурам, становятся для участников властных отношений внешними ограничениями, или «принуждениями», как определяет их М. Крозье.

Читайте также:  Какие анализы сдать при кровотечение

В последние десятилетия получили распространение неоинституциональные концепции власти (В. Меркель, А. Круассан, П. Холл), рассматривающие властные отношения как «правила игры», которые предполагают универсальные (формальное господство) и партикулярные (неформальное господство) нормы и санкции, определяющие стимулы к конкретному поведению. Если формальные правила современные политологи определяют вполне однозначно, а именно как законы, конституции, административные нормы, то неформальные правила чаще всего называют «рутиной», «обычаями», «общепринятыми процедурами», «привычками», «стилем принятия решений» или даже «социальными нормами» и «культурой». Иными словами, власть трактуется, с одной стороны, как формальный институт, обеспечивающий приведение правил, статусов и ролей в систему, которая способна действовать как в интересах самой власти, так и в направлении удовлетворения общественной потребности, с другой – как неформальный институт, который генерируется социально: на основе самоорганизующейся динамики социального взаимодействия, которая квалифицируется как своего рода символический капитал (доверие, нормы, структуры), способствующий интеграции.

Однако объяснение влияния в политике различного рода «символов», «верований» и других культурных факторов возможностью их воплощения в неформальных и формальных институтах, определяющих направленность процесса политической институционализации, подменяется понятием «политическая культура» и, таким образом, сталкивается с проблемой тавтологии, в связи с чем определение политической власти как неформального института становится достаточно расплывчатым и нс доступным верификации.

При уточнении понятия можно сделать вывод, что в широком толковании политическая властьэто один из важнейших видов социального взаимодействия, специфическое отношение по крайней мере между двумя субъектами, один из которых подчиняется распоряжению другого, и в результате этого подчинения властвующий субъект реализует свою волю и интересы. В узком смысле это способность и возможность класса, группы, индивида осуществлять социальное господство и проводить свою волю в политике и правовых нормах.

Политическая власть обладает как универсальными чертами, объединяющими ее с другими разновидностями социальной власти – экономической, информационной, правовой, – так и специфическими чертами, присущими исключительно ей как собственно политическому явлению. Представление об основных структурных компонентах политической власти можно получить из рис. 4.1.

Субъект политической власти демонстрирует активное, направляющее начало. В качестве субъектов власти выступают политические институты, элиты и лидеры, объектов власти – индивиды, социальные группы, население определенных территориальных образований и государства в целом. Для реализации властных отношений субъект должен обладать такими качествами, как мотив и воля к власти. Субъект определяет содержание властного отношения:

  • 1) через приказ (распоряжение) как властное повеление подчиниться воле субъекта власти;
  • 2) господство как подчинение частной воли под всеобщую волю власти;
  • 3) наказание (санкции) как средство воздействия на отрицание господствующей воли;
  • 4) нормирование поведения как свод правил в соответствии со всеобщими интересами.

Рис. 4.1. Система политической власти

Источники политической власти – властное первоначало. Традиционно выделяют два основных источника власти – авторитет и насилие. Авторитет основывается на качествах лидера и на сложившихся традициях, а подчинение ему – на уважении со стороны подвластных. Наличие авторитета помогает власти обходиться без насилия, но не исключает его применения в случае необходимости. Однако насилие, используемое авторитетной властью, как правило, получает оправдание со стороны группы, общества и нередко даже со стороны лица, по отношению к которому насилие применяется. В качестве источников также могут выступать закон, богатство, престиж, социальный и политический статус, тайна, интерес и т.д.

Важнейшим структурным элементом политической власти являются ее основания и ресурсы. Именно возможность востребовать все их многообразие отличают политическую власть от других разновидностей властного подчинения.

Под основанием власти понимается тот фундамент, на который опирается властная воля субъекта. Экономическим фундаментом власти можно считать объем национального дохода, совокупность материальных, природных, производственных запасов и объектов, находящихся в государственной собственности. Социальными основаниями власти выступают те социальные группы или слои, на которые власть способна опереться. Административно-силовыми основаниями власти выступает административный аппарат принуждения, включающий институты и учреждения. Юридические основания – вся совокупность законодательно-нормативных актов, на которые опирается власть в процессе своего функционирования. Культурно-информационные основания власти представляют собой систему организаций, аккумулирующих духовный, культурный, научный, транспарентный потенциал.

Ресурсы политической власти – это реальные и потенциальные средства, которые используются или могут быть использованы для укрепления самой власти и ее оснований. В российской политической науке доминирующим является подход, согласно которому ресурсы подразделяются на два вида: материально-экономические и духовно-информационные. Они дают возможность, с одной стороны, возвысить носителей власти в потенциальном статусе и ранге, а с другой – увеличить их мобилизующую силу и давление.

Особым видом ресурса политической власти выступает сам человек, что определяется в современной научной литературе как «демографические ресурсы» или «человеческие ресурсы». Человеческий капитал любого государства или сообщества представляет собой определенную потенциальную возможность развития или деградации разных сфер данного социума. Он выступает стоимостной мерой (способность приносить доход) приращения человеческого потенциала, вовлеченного в общественное производство под воздействием инвестиций в человека. Вместе с тем существуют общественно значимые характеристики человеческого потенциала, которые не имеют стоимостной оценки (например, способности, духовные ценности, гражданственность, патриотизм и т.д.). Национальный человеческий потенциал при отсутствии негативных социально-политических и природных факторов (экономические и демографические кризисы, войны, революции, природные стихии) развивается эволюционно. В целом человек выступает одновременно в равных качествах, т.е. нс только как ресурс власти, но и ее субъект и объект.

Закономерно проявление таких функций политической власти, как: господство, руководство, регуляция, контроль, управление, мобилизация и т.д. Совокупность подобных функций состоит в упорядочивании общественных отношений (закреплении основ существующего социально-политического строя), обеспечении нормального осуществления всех основных видов жизнедеятельности общества, придании прогрессивного направления важнейшим социально-политическим процессам.

Итак, основными отличительными признаками политической власти выступают:

  • а) легальность, правомочность в использовании силы, законность политики и средств властвования;
  • б) верховенство, определяющее обязательность ее решений для всего общества и, соответственно, для всех других видов власти;
  • в) публичность, что означает всеобщность, безличность, своего рода обособленность и дистанцированность власти при обращении ко всем гражданам посредством закона;
  • г) моноцентричность, т.е. наличие единого центра принятия решений;
  • д) многообразие ресурсов в обладании и использовании совокупности всех основных групп потенциалов государства.

В типологии исторических форм политической власти, предложенной французским политологом М. Дюверже, выделяются такие три формы власти, как: анонимная – власть, характерная для примитивных слабоорганизованных обществ; индивидуализированная – возникающая по мере усложнения процессов разделения труда и обособления отдельных видов деятельности; институализированная – опирающаяся на социальные институты, которые выполняют четко определенные функции. В современных обществах политическая власть существует преимущественно в своей третьей, институализированной форме.

Дополняя типологию М. Дюверже, необходимо отметить и четвертую историческую форму политической власти, сущность которой проявилась уже в XX в., – систему «надгосударственной» власти, представленной законодательными (Европарламент) и исполнительными (Комиссия Европейских Сообществ) институтами, властные полномочия которых распространяются на территорию и население более десятка европейских стран.

источник

Власть — весьма важный для жизни любого общества и его отдельных систем и подсистем феномен. В различных сферах общественной жизни она выполняет ряд руководящих функций: господство, т.е. полное подчинение объекта власти воле ее субъекта; регулирование общественных отношений; контроль над поведением индивидов и групп; управление общественными процессами; организация и координация действий по выполнению поставленных перед обществом или группой задач; мобилизация индивидов, групп или общества в целом на достижение каких-либо значимых для них целей. Реализация всех этих функций связана с механизмами функционирования власти в обществе, и особенно ее основного вида — власти политической, или государственной.

Власть — одно из фундаментальных начал человеческого общества. Это отношение между людьми (государствами, нациями, классами, социальными группами и индивидами) по поводу господства и подчинения. Власть существует везде, где есть устойчивые объединения людей: в семье, производственных коллективах, различного рода организациях и учреждениях, во всем государстве.

Существует множество определений власти. Приведем некоторые из них.

Власть — это способность, право или возможность распоряжаться кем-либо, чем-либо, оказывать решающее воздействие на судьбы, поведение или деятельность людей с помощью различного рода средств права, авторитета, воли, принуждения.

Власть — это политическое господство над людьми.

Власть — это система государственных органов.

Власть — это лица, органы, облеченные соответствующими государственными, административными полномочиями.

Власть — это способность или потенциальная возможность принимать и приводить в исполнение решения, оказывающие воздействие на поведение и действия людей.

Власть — одно из центральных понятий современной политической науки. Однако сам феномен власти выходит за пределы собственно политической сферы. Он встречается в различных областях общественной жизни: экономике, культуре, науке, образовании, семейной сфере, а также и за пределами общественной жизни — в животном мире. Самое простое общепризнанное определение власти принадлежит немецкому политологу М. Веберу, который видел в ней способность одного индивида проводить в определенных общественных условиях свою волю вопреки сопротивлению другого индивида. Иначе говоря, это способность субъекта А так влиять на объект В, чтобы последний сделал то, что никогда бы не стал делать по собственной воле.

Власть служит основой, объектом и движущей силой политики. Борьба за власть является характерной чертой политической жизни любого общества, любой эпохи. Учение о власти является основополагающим в политологии.

Американский политолог Г. Саймон определяет власть таким образом: «А имеет власть над В, если А обусловливает поведение В».

Фрейд З. объясняет стремление к власти и обладание ею, как компенсацию на подавленное либидо (половое влечение).

Однако предметом политики является не всякая власть, а только власть в публичном смысле слова. Еще Аристотель стремился отделить авторитет политического лидера в ассоциации (полисе) от других форм власти: хозяина над рабом, мужа над женой, родителей над детьми.

Вебером М. сформулирована позитивистско-социологическая концепция определения власти. По его мнению, необходимо признать асимметричность отношений между политическими субъектами в обществе. В связи с этим существует возможность одного субъекта влиять или воздействовать на другие субъекты. То есть, если конституируется способность субъекта А влиять на субъекты В и С и добиваться цели своего влияния, даже несмотря на сопротивление со стороны В и С, то можно утверждать, что субъект А имеет власть над субъектами В и С.

Таким образом, можно определить политическую власть как способность и возможность принимать и приводить в исполнение политические решения, оказывающие воздействие на действия и поведение субъектов политики.

Концентрированным выражением власти являются отношения принуждения-исполнения.

Принуждение — это характерный признак и функция любой политической власти. Но общество невозможно построить на принуждении и насилии, так же как и только на позитивных стимулах.

В Конституции Российской Федерации утверждается, что»… Россия есть демократическое федеральное правовое государство…». Задача правового государства — строго выдерживать меру между позитивными стимулами и принуждением. Это и есть политика властвовать, политика миротворчества, искусство возможного, создание разумных балансов между общественными движущими силами и социальными интересами.

Характерные признаки власти:

ь доминирование властной воли;

ь наличие особого аппарата управления;

ь суверенитет органов власти;

ь монополия на регламентацию жизни общества;

ь возможность принуждения в отношении общества и личности.

Конституция Российской Федерации (ст. 3) определяет, что «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ».

Политическая власть использует различные средства своего осуществления. К основным из них можно отнести:

В чем же заключается необходимость политической власти?

Во-первых, власть инклюзивна (от лат. «инклюзере» — включать), проникает и функционирует во всех сферах общественной жизни.

Во-вторых, власть регулирует общественные отношения (между государством и партиями, между группами людей и т.д.).

В-третьих, власть необходима для организации общественного производства.

В-четвертых, власть подчиняет всех членов общества (государства) единой воле.

В-пятых, поддерживает целостность и единство общества как социального образования.

В-шестых, власть выполняет роль связующей компоненты людей и социальных групп внутри общества.

Власть, как общественное явление, выполняет организационные, регулятивные и контрольные функции. В системном виде можно выделить также следующие основные функции власти:

Читайте также:  Как делать анализ на английском

ь анализ политической и общественной обстановки и конкретных ситуаций;

ь определение собственной стратегии и частных, тактических задач;

ь репрессивная функция — надзор и пресечение отклоняющегося от норм поведения;

ь присвоение и распоряжение необходимыми ресурсами (материальными и духовными — воля, интеллект, солидарность и поддержка сторонников и т.д.);

ь распределение ресурсов политики (меры доверия, соглашения, обмен уступками и преимуществами, награды, вознаграждения и т.п.);

ь преобразование политического и общественного окружения власти в ее интересах и в интересах ее политики.

К отличительным признакам политической власти относятся:

ь легальность в использовании силы;

ь верховенство — обязательность ее решений для всех индивидов и институтов в пределах данной территории;

ь публичность, что означает обезличенность власти, некоторую дистанцированность и обособленность от других общественных институтов;

ь моноцентричность, т.е. наличие единого центра принятия решений; это отличает политическую власть от экономической власти, у которой центров принятия решений практически столько, сколько и субъектов экономических отношений.

источник

Сущность понятия «политическая власть». Политическая власть как объект политологического анализа. Характеристика основных признаков власти. Типология политической власти. Характеристика политических режимов. Социальное назначение политической власти.

Просим использовать работы, опубликованные на сайте, исключительно в личных целях. Публикация материалов на других сайтах запрещена.
Данная работа (и все другие) доступна для скачивания совершенно бесплатно. Мысленно можете поблагодарить ее автора и коллектив сайта.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Власть как одно из центральных понятий современной политической науки. Политическая власть в качестве объекта политологического анализа. Характеристика механизмов осуществления политической власти. Особенности легитимности и что такое легитимация власти.

реферат [40,8 K], добавлен 20.06.2010

Власть как одно из фундаментальных начал человеческого общества и объект политологического анализа. Отношения между людьми, классами, социальными группами по поводу господства и подчинения. Типология политической власти, анализ политических режимов.

контрольная работа [24,2 K], добавлен 09.07.2010

Социальный смысл власти, ее элементы. Основные концепции власти. Власть как тип поведения в бихевиористской концепции. Власть в социальных структурах. Условия реализации политической власти. Господство, руководство, управление как функции власти.

реферат [20,0 K], добавлен 07.02.2010

Политическая власть: сущность, структура, функции, формы, методы и принципы её осуществления. Понятия ресурсов политической власти, её легальности, легитимности, эффективности. Соотношение понятий власти и её социальной, исторической, политической роли.

контрольная работа [19,5 K], добавлен 26.07.2010

Политическая власть как основополагающая категория политологии. Природа и сущность политической власти, ее отличительные черты и функции. Основные трактовки политической власти. Теория разделения властей. Методы и стили власти (принуждение, убеждение).

реферат [54,2 K], добавлен 28.10.2014

Понятие, структура и характеристика власти. Политика и власть: определения сущности и главенствующей роли одного из понятий. Понятие политической власти, её функции и особенности. Соотношение и разграничение политической и государственной власти.

курсовая работа [337,2 K], добавлен 16.01.2011

Власть — одно из фундаментальных начал человеческого общества. Сущность власти, ее структура. Природа подчинения. Ресурсы, процесс и виды власти. Политическая власть как особый вид власти. Политическая легитимность. Проблемы исследования власти.

реферат [14,9 K], добавлен 05.06.2008

Власть как социальное явление, ее определение в современной общественной науке. Анализ характерных признаков власти, ее основания и источники, основные типы. Специфика политической власти, ее сравнение с государственной властью. Власть и личность.

контрольная работа [101,6 K], добавлен 12.12.2010

Природа политической власти. Власть как общественное явление. Государство как инструмент власти. Структура политической власти. Особенности функционирования власти в условиях реформирования России. Институты власти современной России. Проблемы.

курсовая работа [94,0 K], добавлен 17.05.2005

Понятие власти и сущность политической системы. Основные ценности и признаки демократии, типология политических режимов. Государство и его функции. Политические партии и движения. Органы государственной власти и федеративное устройство в России.

презентация [1,3 M], добавлен 01.02.2013

источник

8. Власть как объект политического анализа

Без преувеличения можно утверждать, что «власть» — это ключевое понятие в политологии. «Всякая власть от Бога», «Всякая власть Богу ответ дает» (В. И. Даль). Власть является основой политики.

Таблица 15. Власть как явление

Власть представляет собой сложное общественное явление. Понятием «власть» обозначают:

? способность, право, возможность распоряжаться кем-либо, чем-либо;

? способность оказывать решающее влияние на судьбы, поведение, деятельность людей с помощью права, авторитета, воли, принуждения и т. д.;

? политическое господство над людьми;

? систему государственных органов;

? лица, органы, облеченные соответствующими государственными, административными полномочиями.

Власть политическую можно определить как свойство общественных отношений, проявляющееся в навязывании кем-либо (каким-либо субъектом) своей политической воли кому-либо (каким-либо социальным общностям).

Предназначение власти заключается в удовлетворении общезначимых, групповых и частных интересов. Власть является главным объектом борьбы и взаимодействия групп, партий, движений, государства, индивидов. Ключевой фигурой властных отношений в Российской Федерации является Президент Российской Федерации, который обладает значительными конституционными полномочиями и выполняет разнообразные функции (табл. 16). Специальным органом, обеспечивающим многогранную работу Президента, является Администрация Президента Российской Федерации (табл. 17). Это государственный орган, но органом власти не является. Материально-техническим и финансовым обеспечением деятельности Президента и его Администрации занимается Управление делами Президента — самостоятельный федеральный орган исполнительной власти. Управление делами не входит в состав Администрации.

Таблица 16. Основные полномочия и функции Президента Российской Федерации

Социальная сущность власти определяется тем, что она возникает в обществе, поскольку без нее наступают хаос, дезорганизация, саморазрушение социальных связей. Власть создает общие для всех правила поведения, придает взаимодействиям между людьми целесообразность, разумность, организованность. Является универсальным механизмом интеграции, согласования, упорядочения многообразных несовпадающих интересов и потребностей людей с помощью различных средств, включая убеждение, принуждение и т. д. Дело в том, что люди занимают в обществе неодинаковое социальное положение, имеют различный уровень жизни, образования, заняты разными видами труда, общественные оценки которого различаются. Все люди разные — талантливые и не очень, пассивные и активные, генетически здоровые и генетически больные, сильные и слабые, наконец, мужчины и женщины, дети, подростки, взрослые, старики. Хорошая власть учитывает все эти обстоятельства. Плохая власть работает «на себя».

Теологическая концепция считает власть божественным установлением, а монархов — исполнителями божественной воли. Поэтому подчинение людей воле Бога, принципам божественного разума обеспечивает порядок в обществе, самосохранение и продолжение рода человеческого.

Биологическая концепция рассматривает власть как механизм обуздания человеческой агрессивности, являющейся наиболее фундаментальным инстинктом человека как биологического существа. Философ Ф. Ницше определял власть как волю и способность к самоутверждению. Гитлер считал, что такой волей и способностью к самоутверждению обладают только представители арийской расы, которые и должны властвовать над всем миром.

Бихевиористская концепция выводила властные отношения из природы человека, который рассматривался как «властолюбивое животное». Стремление подчинить своей воле других индивидов рассматривалось как доминирующий мотив политической активности конкретной личности. Политический процесс в рамках этой концепции представлялся как столкновение индивидуальных стремлений к власти, в котором побеждает самый сильный. Нарушение равновесия политических сил приводит к кризисам и конфликтам в обществе. В основе термина «бихевиоризм» лежит английское слово, которое переводится как «поведение».

Психоаналитическая концепция рассматривает власть как способ господства бессознательного над человеческим сознанием. В политической деятельности доминирует иррациональное — страх, агрессивность, стремление к разрушению. На основе страха возникают неврозы:

«невроз привязанности» выражается в жажде любви и одобрения любой ценой, «невроз власти» заключается в погоне за престижем и обладанием, «невроз покорности» состоит в склонности к конформизму, а «невроз изоляции» в «бегстве» от общества, в стремлении «спрятаться» от действительности.

Мифологическая концепция объясняет поддержание величия власти двумя мифами — о божественном характере власти и об «общественной воле», воплощенной в институтах власти.

Структурно-функциональная концепция рассматривает власть как отношение неравноправных субъектов, чье поведение обусловлено выполняемыми ими ролями (например, роль управляемых или управляющих). Субъектам предписывается выполнять обязанности, налагаемые на них целями общества, и мобилизовать его ресурсы для достижения общих целей.

Марксистская или, как ее иногда определяют, конфликтологическая теория рассматривает власть как отношения господства и подчинения одного класса другим. В основе этого господства лежит обладание собственностью у одного из классов.

Таблица 17. Администрация Президента Российской Федерации

Любые отношения по поводу власти являются отношениями между субъектом и объектом. В качестве субъекта власти обычно действуют правители, социальные общности, элиты, законодательные органы, правительства, судебные органы, армия и т. д. В качестве объекта власти выступают социальные слои, классы, этнические и религиозные группы, большие или меньшие группы людей в пределах отдельных территорий, стран, регионов.

Субъект и объект власти существенно отличаются друг от друга по главным характеристикам, взаимно дополняют друг друга и составляют политический процесс.

Субъект власти представляет собой активное начало политической жизни. Его важнейшими характеристиками являются: желание властвовать и воля к власти; компетентность; знание ситуации; авторитет.

Власть осуществляется различными путями: приказ, подчинение, наказание (санкции), нормирование как определение совокупности правил.

Объект власти представляет собой пассивное начало политической жизни. Многое зависит от политической культуры населения. Предпочтительным для действующей политической власти является возможность управления субъектом, которому присуща патриархальная или подданническая политическая культура. Для успешности воздействия на объект власти активно используется как страх перед наказанием за неправильное политическое поведение, так и учет интересов людей. Политика такого рода получила образное и точное определение «политики кнута и пряника». Важной задачей субъекта власти является достижение у населения внутренней убежденности в необходимости подчинения властным структурам в силу преклонения перед их авторитетом. Высшим достижением власть предержащих является такое положение вещей, при котором объект власти воспринимает действия управляющих как полностью соответствующие его, объекта, интересам. В этом случае происходит отождествление интересов низов и верхов, возникает «общенациональное единство», имеющее, как правило, мнимый характер.

На вопрос «В чьих руках находится реальная власть в России? (в %)» россияне в 2005 г. в качестве субъектов власти называли олигархов (32,4), президента (18,9), российскую бюрократию (15,6), силовиков (12,6), западные круги (8,7), правительство России (7,2), парламент (2,8), народ (0,8) (данные Института социологии РАН, Аргументы и факты. 2005. № 47).

Власть, вокруг которой выстраиваются политические отношения, как и само понятие «политика», имеет множество обликов. Поэтому политология, как любая серьезная наука, предлагает определенную классификацию понятия «власть».

По функциям органов власти, прежде всего, выделяются законодательная, исполнительная и судебная власть, которые представляют собой «три ветви власти».

По широте распространения выделяют: микроуровень власти (в первичных структурах или группах, например, староста в студенческой группе); мезоуровень (район, область); макроуровень (центральные органы государства); мегауровень (Организация Объединенных Наций (ООН), Организация Североатлантического договора (НАТО)).

По субъектам, осуществляющим власть, ее определяют, как государственную, партийную, профсоюзную, военную, семейную и др.

По ресурсам, которые власть использует для достижения своих целей, политологи выделяют экономическую, социальную, политическую (государственную), духовно-информационную.

Для характеристики деятельности современной политической власти едва ли не решающую роль играет понятие «ресурсы власти». Под «ресурсами власти» подразумеваются все те средства, использование которых обеспечивает влияние на объект власти в соответствии с целями субъекта.

Одна из существующих характеристик ресурсов власти представляется достаточно полной:

? экономические ресурсы в виде материальных средств, которыми может воспользоваться власть (полезные ископаемые, продовольствие, драгоценные металлы, контроль над финансами и т. п.);

? социальные ресурсы, суть которых заключается в возможности с помощью различных средств влиять на социальный статус людей, менять их место в социальной иерархии;

? культурно-информационные ресурсы включают в себя контроль над информацией, сами средства массовой информации;

? силовые ресурсы составляются из лиц, сосредоточенных в государственных силовых структурах, и вооружения, оборудования, которым эти силовые структуры располагают (например, Вооруженные силы РФ, МВД РФ, МЧС РФ и др.);

? демографические ресурсы заключаются в самом населении, которым может распоряжаться власть в своих интересах.

Власть является основой политики. Для многих она выступает как самое таинственное, загадочное явление. Один философ заметил: «Власть необъяснима, и в этом ее сила».

Таблица 18. Полномочия Правительства Российской Федерации

источник