Меню Рубрики

Политическая власть как объект политического анализа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 01:29, контрольная работа

Приведенные высказывания позволяют суммировать представления политиков о своеобразном «кодексе чести» для представителей власти: власть не должна отрываться от народа, должна уважать народ и жить его интересами, быть честной, чистоплотной, не продажной, подконтрольной народу, иметь прочные нравственные устои, быть сильной, дееспособной, ответственной, уметь гибко реагировать на изменение политической ситуации. Власть не должна быть равнодушной к проблемам народа, не должна пренебрегать народом и относиться к нему снисходительно, не должна демонстративно пользоваться привилегиями, не должна воровать и жировать на народные деньги.

Введение стр. 3
1. Власть в обществе стр. 4- 14
1.1. Понятие, структура и агенты власти стр. 4-7
1.2. Ресурсы, процесс и виды власти стр. 7- 11
1.3. Политическое господство и легитимность стр. 12-14
Заключение стр. 15
Список использованной литературы стр. 16

Министерство образования Российской Федерации Санкт- Петербургский государственный университет сервиса и экономики

По дисциплине: «Политология»

На тему: «Власть как объект политического анализа»

1. Власть в обществе стр. 4- 14

1.1. Понятие, структура и агенты власти стр. 4-7

1.2. Ресурсы, процесс и виды власти стр. 7- 11

1.3. Политическое господство и легитимность стр. 12-14

Список использованной литературы стр. 16

Без преувеличения можно утверждать, что понятие «власть» – ключевое в политологии. «Всякая власть от Бога», «Всякая власть Богу ответ дает» (В. И. Даль). Власть является основой политики. Для многих она – самое таинственное, загадочное явление. Один философ заметил: «Власть необъяснима, и в этом ее сила».

Мое отношение к власти определяется двумя ключевыми словами. Слово №1 – ответственность. И второе: для меня власть – инструмент, которым обязан уметь пользоваться человек, деятельность которого связана с использованием власти для достижения цели (А. Чубайс).

Кстати, существует формула эффективной власти, сочиненная одним из, прошу прощения за грубое слово, реформаторов. Причем еще до старта реформ. Звучит она так: «Свободный рынок плюс сильная полиция» (А. Колесников).

Твердо убежден, что власть, особенно исполнительная, оторвалась от народа. Во властные структуры проникло много нечестных и нечистоплотных людей, ставящих личные интересы выше интересов государства. Власть оказалась бесконтрольной и безотчетной перед народом (В. Илюхин).

Нужна сильная власть! Настоящая власть. Жесткая исполнительная вертикаль во главе с президентом (В. Жириновский).

Верхам настолько наплевать на низы, верхи настолько ничего не хотят, что низы «не хотят» с удвоенной энергией. Равнодушие власти превратило «дорогих россиян» в самый равнодушный к этой власти народ в мире. Власть проносится мимо «селян» по Рублево-Успенскому шоссе на большой скорости, сверкая мигалками и поражая зрение размерами кортежа. Иногда ее замечают в правительственной ложе на значимых футбольных матчах. Это способ единения с народом, правда, единения ложного (А. Колесников).

Кто-то из умных людей недавно сказал с телеэкрана: они там, наверху всех нас считают за идиотов. Это властная болезнь, давняя как мир. Еще Мао исходил из конфуцианского представления о власти-ветре и народе-траве. ТВ с самого рождения у нас стало этаким мощным вентилятором, которым власть старается нас пригнуть как надо (В. Кичин).

Приведенные высказывания позволяют суммировать представления политиков о своеобразном «кодексе чести» для представителей власти: власть не должна отрываться от народа, должна уважать народ и жить его интересами, быть честной, чистоплотной, не продажной, подконтрольной народу, иметь прочные нравственные устои, быть сильной, дееспособной, ответственной, уметь гибко реагировать на изменение политической ситуации. Власть не должна быть равнодушной к проблемам народа, не должна пренебрегать народом и относиться к нему снисходительно, не должна демонстративно пользоваться привилегиями, не должна воровать и жировать на народные деньги.

1.1 . Понятие, структура и агенты власти.

Власть представляет собой сложное общественное явление. Понятием «власть» обозначают:

— способность, право, возможность распоряжаться кем-либо, чем-либо;

— способность оказывать решающее влияние на судьбы, поведение, деятельность людей с помощью права, авторитета, воли, принуждения и т. д.;

— политическое господство над людьми;

— систему государственных органов;

— лица, органы, облеченные соответствующими государственными, административными полномочиями.

Власть — одно из фундаментальных начал общества и политики. Она существует везде, где есть устойчивые объединения людей: в семье, производственных коллективах, различного рода организациях и учреждениях, во всем государстве — в этом случае мы имеем дело с верховной, политической властью. В научной литературе существуют разнообразные определения власти, что отражает сложность, многоаспектность этого явления. Власть политическую можно определить как свойство общественных отношений, проявляющееся в навязывании кем-либо (каким-либо субъектом) своей политической воли кому-либо (каким-либо социальным общностям). Предназначение власти заключается в удовлетворении общезначимых, групповых и частных интересов. Власть является главным объектом борьбы и взаимодействия групп, партий, движений, государства, индивидов. Социальная сущность власти определяется тем, что она возникает в обществе, поскольку без власти наступают хаос, дезорганизация, саморазрушение социальных связей. Власть создает общие для всех правила поведения, придает взаимодействиям людей целесообразность, разумность, организованность. Власть является универсальным механизмом интеграции, согласования, упорядочения многообразных несовпадающих интересов и потребностей людей с помощью различных средств, включая убеждение, принуждение и т. д. Дело в том, что люди занимают в обществе неодинаковое социальное положение, имеют различный уровень жизни, образования, заняты разными видами труда, общественные оценки которого различаются. Все люди разные – талантливые, и не очень, пассивные и активные, генетически здоровые и генетически больные, сильные и слабые, наконец, мужчины и женщины, дети, подростки, взрослые, старики. Хорошая власть учитывает все эти обстоятельства. Плохая власть работает «на себя».

Теологическая концепция власти считает власть божественным установлением, а монархов – исполнителями божественной воли. Поэтому подчинение людей воле Бога, принципам божественного разума обеспечивает порядок в обществе, самосохранение и продолжение рода человеческого.

Биологическая концепция рассматривает власть как механизм обуздания человеческой агрессивности, являющейся наиболее фундаментальным инстинктом человека как биологического существа. Философ Фридрих Ницше определял власть как волю и способность к самоутверждению. Гитлер считал, что такой волей и способностью к самоутверждению обладают только представители арийской расы, которые и должны властвовать над всем миром.

Бихевиористская концепция выводила властные отношения из природы человека, который рассматривался как «властолюбивое животное». Стремление подчинить своей воле других индивидов оценивалось как доминирующий мотив политической активности конкретной личности. Политический процесс в рамках этой концепции представлялся как столкновение индивидуальных стремлений к власти, в котором побеждает самый сильный. Нарушение равновесия политических сил приводит к кризисам и конфликтам в обществе. В основе термина «бихевиоризм» лежит английское слово, которое переводится как «поведение».

Психоаналитическая концепция рассматривает власть как способ господства бессознательного над человеческим сознанием. В политической деятельности доминирует иррациональное – страх, агрессивность, стремление к разрушению. На основе страха возникают неврозы: «невроз привязанности» выражается в жажде любви и одобрения любой ценой, «невроз власти» заключается в погоне за престижем и обладанием; «невроз покорности» состоит в склонности к конформизму, а «невроз изоляции» – в «бегстве» от общества, стремлении «спрятаться» от действительности.

Мифологическая концепция объясняет поддержание величия власти двумя мифами – о божественном характере власти и об «общественной воле», воплощенной в институтах власти.

Структурно-функциональная концепция рассматривает власть как отношение неравноправных субъектов, чье поведение обусловлено выполняемыми ими ролями (например, роль управляемых или управляющих). Субъектом предписывается выполнять обязанности, налагаемые на них целями общества, и мобилизовать его ресурсы для достижения общих целей.

Марксистская, или, как ее иногда определяют, конфликтологическая, теория рассматривает власть как отношения господства и подчинения одного класса другим. В основе этого господства лежит обладание собственностью одним из классов. Такое понимание власти позволяет раскрыть ее структуру, увязать в единое целое различные ее характеристики. Основными компонентами власти являются ее субъект, объект, средства (ресурсы) и процесс, приводящий в движение все ее элементы и характеризующийся механизмом и способами взаимодействия между партнерами.

Субъект и объект — непосредственные носители, агенты власти. Субъект воплощает активное, направляющее начало власти. Им может быть отдельный человек, организация, общность людей, например народ, или даже мировое сообщество, объединенное в ООН. Для возникновения властных отношений необходимо, чтобы субъект обладал рядом качеств. Прежде всего это желание властвовать, воля к власти, проявляющаяся в распоряжениях или приказах. Большинство людей не испытывают психологического удовольствия от обладания властью. Сама по себе власть не является для них ценностью. Многие вообще предпочли бы уклониться от руководящих должностей и связанной с ними ответственности, если бы власть не открывала широкие возможности для получения различного рода благ: высокого дохода, престижа, выгодных связей, привилегий и т.д. Для них стремление к власти имеет инструментальный характер, т.е. служит средством достижения других целей. Помимо желания руководить и готовности брать на себя ответственность субъект власти должен быть компетентным, знать суть дела, состояние и настроение подчиненных, уметь использовать ресурсы, обладать авторитетом. Для политической власти важнейшее значение имеет организованность субъекта. Конечно, реальные носители власти в разной степени наделены всеми этими качествами. Субъекты политической власти имеют сложный, многоуровневый характер. Ее первичными субъектами являются индивиды и социальные группы, вторичными — политические организации, субъектами наиболее высокого уровня, непосредственно представляющими во властных отношениях различные группы и организации, — политические элиты и лидеры. Связь между этими уровнями может нарушаться. Так, например, лидеры нередко отрываются от масс и даже от собственных партий. Отражением первостепенной роли субъекта в отношениях власти является широко распространенное в повседневном языке отождествление власти с ее носителем. Так, говорят о решениях власти, о действиях властей и т.п., подразумевая под властью управленческие органы. Субъект определяет содержание властного взаимодействия через распоряжение (приказ, команду), в котором предписывается поведение объекта власти, указываются или подразумеваются поощрение и наказание за выполнение или невыполнение команды. От характера содержащихся в приказе требований во многом зависит отношение к нему исполнителей, объекта — второго важнейшего элемента власти.

Власть никогда не является свойством или отношением лишь одного действующего лица (органа), конечно, если не иметь в виду власть человека над самим собой, предполагающую подчинение его поведения доводам разума, как бы раздвоение личности. Но это уже психологический, а не социальный феномен. Власть всегда двустороннее, асимметричное, с доминированием воли властителя взаимодействие ее субъекта и объекта. Она невозможна без подчинения объекта. Если такого подчинения нет, то нет и власти, несмотря на то, что стремящийся к ней субъект обладает ярко выраженной волей властвования и даже мощными средствами принуждения. В конечном счете у объекта властной воли всегда есть пусть крайний, но все же выбор — погибнуть, но не подчиниться. Осознание зависимости власти от покорности населения нашло практическое политическое выражение в акциях гражданского неповиновения, широко используемых в современном мире как средство ненасильственной борьбы. Границы отношения объекта к субъекту властвования простираются от ожесточенного сопротивления, борьбы на уничтожение (в этом случае власть отсутствует) до добровольного, воспринимаемого с радостью повиновения. В принципе подчинение так же естественно присуще человеческому обществу, как и руководство. Готовность к подчинению зависит от ряда факторов: от собственных качеств объекта властвования, от характера предъявляемых к нему требований, от ситуации и средств воздействия, которыми располагает субъект, а также от восприятия руководителя исполнителями, наличия или отсутствия у него авторитета. Качества объекта политического властвования определяются прежде всего политической культурой населения. Преобладание в обществе людей, привыкших лишь беспрекословно повиноваться, жаждущих «твердой руки», является благоприятной питательной средой деспотических режимов.

Мотивация подчинения достаточно сложна. Она может основываться на страхе перед санкциями; на долголетней привычке к повиновению; на заинтересованности в выполнении распоряжений; на убежденности в необходимости подчинения; на авторитете, вызываемом руководителем у подчиненных; на идентификации объекта с субъектом власти. Все эти мотивы существенно влияют на силу власти, т.е. способность ее субъекта влиять на объект. Высокая сила воздействия и вероятность подчинения отличают власть от влияния — более широкой, чем власть, категории, характеризующей как властное, так и более слабое и менее эффективное воздействие субъекта на объект. Сила власти, основанная на страхе, вызываемом угрозой санкций, прямо пропорциональна тяжести наказания и обратно пропорциональна вероятности избежать его в случае непослушания. Такая власть имеет тенденцию к ослаблению вследствие естественного стремления людей избавиться от этого неприятного эмоционального состояния. Сравнительно безболезненно воспринимается людьми власть, базирующаяся на привычке, обычае повиноваться. Привычка была одним из ведущих мотивов подчинения государству в традиционных обществах. Она — надежный фактор стабильности власти до тех пор, пока не приходит в противоречие с требованиями реальной жизни. Если же это происходит, то власть, основанная лишь на привычке к повиновению, быстро разрушается, как только люди замечают, что «король-то — голый», что власть изжила себя и недостойна повиновения. Наиболее стабильной является власть, построенная на интересе. Личная заинтересованность побуждает подчиненных к добровольному выполнению распоряжений, делает излишним контроль и применение негативных санкций. Она способствует развитию у людей других типов позитивной мотивации подчинения — повиновения на основе убежденности, авторитета и идентификации. Подчинение по убеждению связано с мотивационным воздействием достаточно глубоких слоев сознания: менталитета, ценностных ориентаций и установок, составляющих «вторую природу» личности (ее «первая природа» образуется под воздействием первичных, преимущественно биологических потребностей и повседневных интересов индивида). Готовность подчиняться государству или другому носителю власти ради каких-либо более высоких, чем непосредственные индивидуальные интересы, целей (патриотических, нравственных, религиозных и т.п.) — важный источник силы власти. Одной из наиболее благоприятных для власти мотиваций подчинения является авторитет. Он формируется на базе общей заинтересованности объекта и субъекта власти и убежденности подчиненных в особых способностях руководителя. Авторитет представляет собой высоко ценимые качества, которыми подчиненные наделяют руководителя и которые детерминируют их повиновение без убеждения или угрозы санкций. Он основывается на согласии и означает уважение к руководящей личности или институту, доверие к ним. Авторитет может быть истинным, когда руководитель действительно обладает теми качествами, которыми его наделяют подчиненные, и ложным, основанным на заблуждениях относительно личности руководителя. В зависимости от лежащих в его основе качеств, авторитет бывает научным (качество учености), деловым (компетентность, навыки, опыт), моральным (высокие нравственные качества), религиозным (святость), статусным (уважение к должности) и т.п. Власть, основанная на интересах, убежденности и авторитете, часто перерастает в идентификацию подчиненного с руководителем. В этом случае достигается максимальная сила власти и субъект воспринимается объектом как свой представитель и защитник. Субъективная идентификация исполнителей с руководителем может объясняться двумя причинами: 1) быть свойством реального двойственного положения людей в отношениях власти, как это имеет место в демократических организациях, где индивиды выступают и субъектом власти — выбирают и контролируют руководство, и ее объектом — исполняют его решения. В этом случае оба агента власти совпадают, хотя и не полностью; 2) выступать результатом общности интересов и ценностей руководителя и исполнителя и возникновения у последнего чувства единения со всей организацией или группой. Субъект или объект характеризуют крайние полюса, активные начала структуры власти. Само деление людей на субъектов и объектов, начальников и подчиненных во многом релятивно и изменчиво: в одном отношении человек выступает начальником, в другом — подчиненным, причем со временем индивиды могут поменяться ролями. Применительно к политической власти взаимодействие ее агентов опосредуется целым комплексом средств или ресурсов и осуществляется в рамках специального институционального механизма, стабилизирующего и регулирующего процесс властвования. Что же представляют собой эти компоненты власти?

Читайте также:  Как берут анализ на мор

источник

Сущность власти:

— Социальная природа политической власти.

— Системы классификаций политической власти.

— Структура политической власти: субъекты, объекты, ресурсы, основания.

— Легитимность политической власти.

— Функции политической власти.

Неотъемлемой частью любого человеческого общества (страны, этноса, той или иной общности, социальной группы) является власть. Независимо от того, два человека составляют общность или миллионы, в ней всегда присутствует власть, концентрированным выражением которой являются отношения «господства – подчинения».

Анализ исторических форм сообществ людей показывает, что разного рода идеи о якобы некогда существовавших свободных обществах без принуждения и господства относятся к жанру политических утопий, но никак не к реальной истории. То же самое верно и применительно к различным вариантам анархизма, которые, в отличие от большинства традиционных утопий, предлагавших модели справедливой власти, сформулировали (во всяком случае в идеале) идею свободы от любых форм власти. Уже в первобытнообщинных сообществах существовали системы нормирования и регулирования социальных отношений.

Исторический опыт показывает, что там, где появляется необходимость в согласованных действиях людей (будь то отдельная семья, группа, социальный слой, нация или общество в целом), происходит подчинение их деятельности достижению определенных целей. И одновременно определяются ведущие и ведомые, властвующие и подвластные, господствующие и подчиненные. Мотивы подчинения весьма разнообразны. Они могут быть основаны на заинтересованности в достижении поставленной цели, на убежденности в необходимости выполнения распоряжений, на авторитете властвующего и, наконец, просто на чувстве страха перед нежелательными последствиями в случае неподчинения и др.

Общественная жизнь может порождать множество других мотивов для отношений «господства — подчинения», т.е. власти, но главное в том, что властные отношения объективно присущи человеческому сообществу, без них цивилизация невозможна. Власть порождается социальной природой человечества, невозможностью существования людей, конкретного индивида вне общества себе подобных. Создавая, формируя те или иные общности как устойчивую совокупность индивидов для существования самих себя как таковых, люди тем самым порождают отношения «господства – подчинения», т.е. порождают власть.

Она всегда была, есть и будет неотъемлемым элементом человеческого общества и важнейшим условием его существования как такового. В обществе, где существуют индивидуальные, групповые интересы (а они есть всегда), обязательно есть власть, которая должна их подчинять интересам социума. Если этого не происходит, т.е. власть не выполняет свою важнейшую функцию, общность распадается, прекращает существование как конкретная целостность.

Таким образом, власть – это право и возможность одних повелевать, распоряжаться и управлять другими, способность и возможность одних осуществлять свою волю по отношению к другим, оказывать определяющее влияние на их поведение и деятельность, используя при этом авторитет, право, насилие и другие средства.

Данное определение власти соотносится с «властью родителей», «властью семьи», «властью чувств», «властью предрассудков», «властью старших», «властью денег», «властью религии», «судебной властью» и т. д. Распространяется оно и на политическую сферу, и тогда мы используем понятие «политическая власть».

Политическая власть, как и любая другая власть, означает способность и право одних осуществлять свою волю в отношении других, повелевать, управлять другими. Но вместе с тем она имеет, в отличие от других форм власти, свою специфику.

Ее отличительными признаками являются:

— верховенство, обязательность ее решений для всего общества и соответственно для всех других видов власти. Она может ограничить влияние других форм власти, поставив их в разумные границы, либо вообще устранить их;

— всеобщность, т.е. публичность. Это означает, что политическая власть действует на основе права от имени всего общества;

— легальность в использовании силы и других средств властвования в пределах страны;

— моноцентричность, т.е. существование общегосударственного центра (системы властных органов) принятия решений;

— широчайший спектр используемых средств для завоевания, удержания и реализации власти.

Какова же природа политической власти с точки зрения политологии? Имея общую основу для исследования феномена власти, политическая наука сформулировала относительно этой проблемы ряд концепций, наиболее значимыми из которых являются следующие.

Классовая (марксистская) концепция состоит в признании классовой природы политической власти. Власть — это организованное господство экономически доминирующего класса над другими общественными классами.

Элитарная точка зрения состоит в утверждении о происхождении политической власти из общественного неравенства. Политическая власть — результат разделения общества на элиту и массы и представляет собой отношения между господствующей элитой и подчиненными массами.

Структурно-функциональная концепция рассматривает власть как проистекающую из универсальности структуры политической жизни, предполагающей отношения подчинения низших уровней структур высшим. Политическая власть вторична лишь по отношению к обществу в целом. Общество и является основой для политической деятельности.

Бихевиористская (поведенческая) концепция рассматривает власть как результат сложных психологических процессов, выражающихся в поведении людей. Политическая власть — взаимодействие индивидов в процессе их политического поведения. Власть и стремление к ней есть доминирующая черта человеческой психики и сознания.

Главное в природе власти — это ее многогранность. Поэтому все подходы справедливы и объективны. Однако для понимания природы политической власти существенными являются взаимоотношения больших социальных групп по поводу их общих интересов.

Политическая власть — понятие, обозначающее реальную способность определенного класса или социальной группы проводить свою волю по отношению к другим группам, осуществлять общие интересы и цели насильственными и ненасильственными средствами. Власть можно определить как способ реализации общих интересов и достижение общих целей.

Политология, всесторонне изучая политическую власть как объект исследования, классифицирует ее по основным формам и видам. В зависимости от того, что доминирует при осуществлении власти – метод убеждения или метод принуждения, выделяют тоталитарную, авторитарную, демократическую власти. В первом случае абсолютно доминирует принуждение, во втором – принуждение господствует в некоторых сферах жизни общества (прежде всего – политической), в третьем случае доминирует убеждение.

Существует и иная классификация форм политической власти, опирающаяся на выделении тех или иных форм организациивласти.

В этом смысле выделяют следующие формы политической власти:

— Автократия – одна из форм правления, основанная на неограниченном и бесконтрольном полновластии одного лица в государстве. Ее основные виды — деспотические монархии Древнего Востока, тиранические правления в отдельных греческих государствах, Римская и Византийская империи, абсолютные монархии Нового времени. В содержание понятия «автократия» включают также неограниченные полномочия субъектов в какой-то сфере государственной деятельности. В современной политологической литературе автократной иногда обозначают тоталитарные и авторитарные режимы, в которых осуществляется неограниченная и бесконтрольная власть какого-либо правителя.

Аристократия — форма правления в государстве и социальный слой, осуществляющий в нем власть. В античности правление аристократии считалось наилучшим, как власть достойных, компетентных людей (ученые, философы и т.п.), в отличие от тирании, охлократии (власть толпы), тимократии (власть корыстных людей).

В новое время аристократия выступает в качестве элемента «смешанной формы правления», конституционно-монархического строя, служа необходимым противовесом иным (монархическим, демократическим) структурам и гарантом от узурпации власти. В Англии носителем аристократического принципа считалась палата лордов — верхняя палата парламента. Аристократическая республика существовала в античной Спарте, средневековых Генуе, Венеции, Пскове, Новгороде.

— Демократия – это народовластие. Под демократией понимают форму правления государством, характеризующуюся признанием народа источником власти, равноправием граждан, подчинением меньшинства большинству при принятии решений и признанием ценности мнений, интересов меньшинства, выборностью основных органов государства и другими характерными признаками, основным из которых выступает соблюдение прав и свобод человека.

Плутократия — форма власти, основным субъектом которой выступает наиболее богатый слой общества. В условиях плутократии происходит слияние, отождествление интересов наиболее богатой части населения с составом элиты, в которую входят богачи. Современная плутократия тесно связана с олигополией, подчиняющей интересы всех членов общества интересам капитала. Плутократия в условиях рыночного процесса осуществляется, как правило, интернациональным капиталом. Такая власть приводит к усилению эксплуатации наемной рабочей силы и ограничению социальных программ. Некоторые политики современной России в значительной степени
выражают интересы плутократии.

Олигархия – это власть немногочисленной, узкой группы лиц. Она означает политический режим, где вся власть принадлежит определенной обособленной элите (финансовой олигархии, промышленной олигархии, военной олигархии — в зависимости от общественной сферы, осуществляющей безраздельное господство). Наличие в государстве политической олигархии указывает на корпоративный характер данного общества и углубляющееся политическое отчуждение.

Положив в основу классификации форм власти принцип ее институциализации, политология выделяет три основных вида:

— анонимная власть, «распыленная» среди членов примитивного общества;

— индивидуализированная власть («вождизм»), возникающая с усложнением процессов разделения труда и появлением новых видов деятельности;

— институциализированная власть, которая опирается на деятельность специальных институтов, выполняющих определенные функции.

В последнем случае имеются в виду законодательная, исполнительная и судебная власти. Сущность законодательной власти состоит в принятии законов, выступающих высшей формой выражения государственной воли народа. Кроме законодательной, она выполняет важные функции: финансовую (утверждает государственный бюджет), распорядительную, связанную с формированием высших исполнительных и судебных органов, контроль за деятельностью исполнительной власти. Законодательная власть имеет представительный характер.

Законодательная власть представлена системой органов государства, имеющих и реализующих право на принятие законов. В России к ним относятся: парламент (Федеральное Собрание) — представительный и законодательный орган Российской Федерации, законодательно-представительные институты республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, которые осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативно-правовых актов.

Исполнительная власть — один из основных видов государственной власти, обеспечивающий реализацию принятых законодательной властью законов и иных нормативно-правовых актов на всей территории страны.

Систему органов исполнительной власти Российского государства составляют федеральные органы исполнительной власти (правительство и его институты) и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Политическая власть имеет свою структуру, основными элементами которой являются ее субъекты, объекты, ресурсы (источники) и основания власти.

Субъект олицетворяет активное, направляющее начало власти. Это может быть человек, организация, народ или даже мировое сообщество людей в лице ООН. Для возникновения властных отношений, очень важно, чтобы субъект обладал рядом качеств, таких как желание властвовать, стремление к власти. Кроме того, субъект должен быть компетентным, профессионально знать суть дела, обладать авторитетом, уметь использовать ресурсы власти.

Субъекты власти имеют многоуровневый характер. Ее первичными носителями выступают индивиды и социальные группы, вторичными — политические организации, политические лидеры и элиты. Отражением первостепенной роли субъекта в отношениях власти является широкое отождествление в обыденной жизни власти с ее носителем. Субъект определяет содержание властного взаимодействия через приказ, команду, где предписывается поведение объекта власти. От характера требований в приказе зависит отношение к нему исполнителей, т.е. объекта власти.

Читайте также:  Как делать анализ на английском

Объект власти — это то, на кого направлены властные отношения. Поскольку власть всегда есть двустороннее взаимодействие, она невозможна без подчинения объекта. Объектом политической власти могут быть общество в целом и каждый гражданин в отдельности. Спектр отношения объекта к субъекту властвования чрезвычайно широк — от сопротивления и борьбы на уничтожение до радостного, добровольного подчинения. Это зависит от ряда факторов: от собственных качеств объекта, характера требований к нему, от ситуации и средств воздействия субъекта. Качества объекта политического властвования определяются прежде всего политической культурой общества.

Мотивация подчинения может основываться на страхе перед санкциями, долголетней привычке к повиновению, заинтересованности в выполнении распоряжений, убежденности в необходимости подчинения, авторитете, вызываемом руководителем у подчиненных, на идентификации объекта с субъектом власти. Все эти мотивы существенно влияют на силу власти, т.е. способность ее субъекта влиять на объект.

Власть, основанная на интересах, убежденности и авторитете, часто перерастает в идентификацию подчиненного с руководителем. В этом случае достигается максимальная сила власти, и субъект воспринимается объектом как свой представитель и защитник.

Один из важнейших элементов (компонентов) политической власти – основания власти, т.е. то, на чем она основана, фундаментирована. Политология выделяет наиболее существенные основания политической власти, к которым она относит следующее:

Экономические основания власти. Они характеризуются господствующей формой собственности, стратегически важными природными ресурсами, золотым запасом, степенью устойчивости национальной валюты, масштабами внедрения в экономику страны достижений научно-технической революции. Соответственно экономическими ресурсами власти являются активная инвестиционная и научно-техническая политика, налоговая и таможенная политика, а также внешнеэкономическая деятельность.

Социальные основания власти — это социальные группы и слои, на которые власть опирается. Конкретный состав этих групп и слоев определяется общественным строем страны, ее политическими и культурно-историческими традициями.

Социальные ресурсы — это мероприятия по изменению статуса социальных групп и слоев, действия, направленные на повышение (понижение) их общественной активности. Власть, пытающаяся расширить свою социальную базу, должна наиболее полно обеспечивать общенациональные интересы, привлекать на свою сторону колеблющиеся промежуточные слои, добиваться социального партнерства с «управляемыми» слоями и группами.

Юридические основания власти — это также совокупность законов, на которых власть сформирована и опирается в практической деятельности. К юридическим ресурсам можно отнести всякого рода инструкции, мероприятия по уточнению и разъяснению законодательства, постановления и указы, не охваченные действующим законодательством.

Административно-силовые основания власти — это совокупность властных учреждений, обеспечивающих функции жизнедеятельности, внутренней и внешней безопасности государства, а также их аппарат. Сюда входят структуры исполнительной и законодательной власти, а также органы безопасности, разведки и внутренних дел. Соответственно административно-силовыми ресурсами власти являются система подбора кадров, обладающих особыми профессиональными качествами, оснащение властных учреждений техникой, соответствующей мировым стандартам, мероприятия по исключению дублирования и амбициозного соперничества силовых структур, профилактика коррупции.

Культурно-информационные основания власти включают в себя систему организаций, аккумулирующих и сохраняющих культурный потенциал страны, средства массовой информации, системы получения и переработки разведывательной информации, международные и национальные компьютерные сети. Культурно-информационные ресурсы — это духовные ценности, знания, информация, которые благодаря новейшим системам их обработки, анализа и распространения становятся приоритетными. К культурно-информационным ресурсам можно отнести системы хранения и учета национального культурного достояния, методики сбора, обработки и стыковки различных видов стратегической информации, принципы и методы работы средств массовой информации, гарантирующих обществу информационно-культурный плюрализм.

Важный компонент структуры политической властиее ресурсы, т. е. все те средства, использование которых обеспечивает влияние субъекта на объект власти. Ресурсы власти — это целая система разнообразных средств, и власть пользуется этими ресурсами в целях убеждения, поощрения и наказания подвластных. В политологии широко распространена классификация ресурсов власти в соответствии с важнейшими сферами жизнедеятельности на экономические, социальные, культурно-информационные, силовые (принудительные), демографические и др.

Экономические ресурсы — это материальные ценности, деньги как их эквивалент, техника, земля, недра и т.д.; социальные ресурсы — это престижные высокооплачиваемое должности, обеспечивающие высокую оплату, это система разного рода привилегий (сюда включают образование, медицинское обслуживание, социальное обеспечение и т.д.); культурно-информационные ресурсы — это знания и информация, а также средства их получения и распространения (институты науки и образования, СМИ); силовые ресурсы — это армия, милиция, суд, прокуратура, тюрьмы и т. д.; демографические (людские) ресурсы.

В конкретной ситуации важными ресурсами власти могут стать авторитет политика, его харизма, тайна политической интриги, общественный интерес к личной жизни какого-либо влиятельного общественного деятеля и др.

Основанием типологизации ресурсов власти также является антропологический признак, т. е. психологическая реакция конкретного человека на власть. Исходя из этого ресурсом политической власти могут быть страх, интерес, убеждение. Страх — результат не только и не столько принуждения, он возникает также под влиянием убеждения. Убеждение формируется в основном в результате внушения и интереса. Страх в скрытой форме влияет на убеждение. Мощным дополнительным ресурсом также являются чувства: национальные и религиозные чувства, гнев и ненависть, зависть и восторг. Чувства не выступают отдельным, самостоятельным ресурсом, но они всегда мощный дополнительный фактор воздействия.

Каждый из основных типов ресурсов в свою очередь является предметом специального анализа. В результате могут выделяться конкретные разновидности ресурсов власти. Есть ресурсы власти, для которых непригодна данная типология. Таким ресурсом является язык. В зависимости от того, насколько он рационален, передает прагматические цели или вдохновляет, опирается на стереотипы или мифы, язык становится надежным средством внушения и страха, появления интереса и квазиинтереса. Язык — мощный ресурс власти в переходные периоды, в дни избирательных кампаний.

Типологизация ресурсов, расщепление их на составляющие имеют познавательное, теоретическое и практическое значение. Для каждого типа ресурсов характерны свой набор форм и средств воздействия, свой механизм использования. Например, главное в убеждении — это превращение установки во внутренний императив для исполнителя. Ресурс внушения и убеждения зависит от работы средств массовой информации, определяется духовным состоянием общества, переживаемой стадией развития: подъемом-упадком. Ресурс типа интереса определяется экономическим потенциалом, возможностями передвижения в иерархической структуре, привлекательностью ожидаемого статуса, налоговой политикой и т.д. Ресурс принуждения силен возможностью вызвать страх за жизнь, здоровье, имущество, благосостояние. Главный результат насилия в том, что человек вынужден вести себя не так, как он хотел бы, будь на то его воля.

Каждый тип ресурсов имеет свои условия реализации и предел эффективности, свои наиболее удобные объекты и время действия. Для убеждения, как позитивного, так и негативного, наиболее предрасположена молодежь. Позитивное убеждение проявляется в поддержке проводимой политики, негативное — в неприятии ее.

Опора на интерес отдельного человека или всей группы характерна для большинства субъектов власти. В развитом гражданском обществе обращение к интересу является основным содержанием властеотношений.

Использование поощрения наиболее распространено в условиях, когда классовые антагонизмы ушли в прошлое и основным в обществе является средний класс. Принуждение наиболее распространено в странах со слабыми демократическими традициями и институтами.

В обществах с развивающейся экономикой и сильным индивидуализмом отчетливо просматривается соревнование двух основных ресурсов власти: материального интереса и его символа — денег, с одной стороны, и принуждения и страха, с другой.

Изучение политологией феномена политической власти невозможно без рассмотрения вопроса легитимности власти. Термин легитимность (легитимизм) возник в начале XIX в. и выражал стремление восстановить во Франции власть короля как единственно законную, в отличие от власти узурпатора. Тогда же легитимизм приобрел и другой смысл — признание данной государственной власти и определенной территории государства на международном уровне.

Требование легитимности власти возникло как реакция против насильственной смены власти и насильственной перекройки государственных границ. Но потребность в легитимности формировалась задолго до Французской революции, в эпоху монархий, сословий. Она выражала осознание предпочтительности общепризнанного порядка над захватом власти силой, завоеванием, произволом, нарушением общепризнанных норм. В наши дни легитимность — обязательный признак цивилизованной власти, признания гражданским обществом и мировым содружеством ее правомерности.

Легитимная власть основана на признании права носителей власти предписывать нормы поведения другим индивидам. Но легитимность не означает также поддержки всеми проводимого политического курса. В обществе всегда есть критики правящей группы, несогласное меньшинство. Легитимность означает, что принимаемые законы и указы выполняются основной частью общества. Такое возможно при согласии с данной властью и при развитой культуре законопослушания.

Что является первичным критерием легитимности? В ответе на этот вопрос сталкиваются два взгляда. Согласно либерально-демократической позиции легитимной следует признавать только такую власть, которая сформирована в результате демократических процедур. Власть, установленная в результате насилия, не признается законной. Согласно прагматической позиции (ее обосновывают сторонники политического реализма) главное не только в выборности власти, но и в ее способности овладеть сложной ситуацией в обществе, поддерживать в обществе стабильность.

Если в результате революции, переворота устанавливаются в конечном счете порядок, стабильность, то такую власть, считают сторонники политического реализма, следует признать.

Подход к проблеме легитимности власти с позиций политического реализма наиболее четко проявляется во внешней политике государств, но действует также внутри общества, где функционирует недемократическая власть. Результативность новой власти формирует у одних страх, у других — смирение, конформизм, у третьих — дух авантюризма, а в конечном счете — признание власти и подчинение ей.

Сегодня преобладает точка зрения, что основой легитимности является убеждение в правомерности данного строя. Заключение о наличии убеждения можно сделать прежде всего на основе свободного выражения гражданами своей воли. Устойчивость системы в конкретной стране также может рассматриваться как признак легитимности власти. Власть становится легитимной благодаря достижению ею устойчивости, определенности, установлению порядка. И наоборот, власть, сформировавшаяся демократическим путем, но неспособная предотвратить гражданскую и межнациональную войны, противостояние центра и регионов, не является легитимной.

В обществе, переживающем переходное состояние, смену властей, легитимность существует скорее как проблема, в сформировавшемся обществе — как естественное качество политических отношений.

Исторически первым типом легитимности власти была власть, основанная на праве наследования престола. Такая легитимность соответствовала нормам традиционного общества. Опора в основном на традицию определяет ограниченность царской власти. Акции царя, которые противоречат народным представлениям о нем, могли выполняться только с опорой на силу принуждения.

С переходом к индустриальному обществу традиционный тип господства подменяется или подкрепляется специальными институтами, аппаратом, бюрократией. В обществе, переживающем бурные стадии модернизации, но не освоившем демократические типы управления, распространен харизматический тип властвования. Открытие этого типа легитимности принадлежит М. Веберу.

Особенность харизматического типа властвования М. Вебер видел в том, что лидер обладает максимальной легитимностью. Харизма в ее развитой форме — это, по сути, сверхчеловек, выделяющийся из массы особыми качествами. Образцы харизмы М. Вебер видел в Будде, Магомете, Перикле, Александре Великом и Цезаре, Наполеоне и Ликурге. В XX в. сформировалась целая плеяда лидеров, обладающих качествами харизмы. Элементы харизмы были у Ленина и Мао Цзедуна, Гитлера и де Голля, Сталина и Тито, Троцкого и Рузвельта, Черчиля и Неру.

Харизматический тип личности уже не является традиционным, но развивается в обществах, где нет свободы и прав человека, где дух конституционализма не стал еще основой жизни.

В конституционном обществе развит либерально-демократический, или конституционалистский, тип легитимности, основанный на свободном волеизъявлении граждан, выборности всех центральных органов власти народом, конституционной ограниченности сферы деятельности государства, равноправии всех политических сил, действующих в рамках закона. Конституционалистская легитимность — результат долгой социоэкономической и социокультурной эволюции западных обществ, превращения гуманистических принципов и, прежде всего, свободы человека в основополагающую черту образа жизни народа.

Перечисленные типы легитимной власти в реальной политической жизни переплетаются и взаимно дополняют друг друга. Доминирование отдельного типа легитимности связано с типом существующего режима. Например, харизматическая власть характерна для авторитарных систем. При демократическом строе доминирует легальный тип легитимности власти. Проблема легитимности власти — в значительной мере проблема участия масс в управлении государством. Неспособность системы обеспечить участие масс в управлении государством подрывает ее легитимность.

Политология выделяет признаки падения легитимности политической власти:

— ограничение прав и свобод;

— запрет на деятельность политических партий и независимой прессы;

— рост коррумпированности всех институтов власти;

— сращение с криминальными структурами;

— неспособность власти справляться с экономическими проблемами, снижение уровня жизни населения.

Политическая власть, сопровождая человеческое общество на всем протяжении его истории, выполняет роль важнейших функций, объективно присущих ей.

Основная функция политической власти — управление, руководство обществом, государством и каждой его сферой (политической, экономической, социальной и др.). Любая политическая власть с момента становления разрабатывает в соответствии с экономическим и политическим состоянием страны стратегию и тактику управления, конкретную политику в отношении различных слоев общества; особое внимание уделяется отношениям с оппозицией, политике обеспечения ресурсов власти.

Читайте также:  Как сделать анализы на дому

Вторая функция тесно связана с первой — это функция оптимизации самой политической системы, приспособление ее институтов (государство, партии, избирательная система и т.д.) к целям и задачам тех сил, которые пришли к власти.

Третья функция — это обеспечение стабильности в государстве и обществе. Выполнить эту функцию стремится любая политическая власть, поскольку от степени достижения этой цели зависит, насколько долго она будет иметь возможность осуществлять властные полномочия в том или ином обществе.

Реализация этих функций политической властью происходит через решение разнообразных задач, которые вытекают из этих функций, но уже носят субъективный характер. Это значит, что какая-либо конкретная власть на основе всестороннего анализа внутренних и внешних обстоятельств, своих ресурсов должна сформулировать перед собой, обществом конкретные задачи (например, экономического характера) и добиваться их решения.

Вопросы для самоконтроля знаний по теме:

1. В чем кроется социальная природа власти? Обоснуйте свое мнение.

2. Назовите основные характеристики политической власти.

3. Что такое «ресурс власти»? Назовите основные ресурсы политической власти.

4. Что является основанием политической власти?

5. Как политология классифицирует политическую власть?

6. Каковы критерии легитимности политической власти? Охарактеризуйте их.

7. Какие функции присущи политической власти? Раскройте их содержание.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Только сон приблежает студента к концу лекции. А чужой храп его отдаляет. 8903 — | 7579 — или читать все.

193.124.117.139 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

источник

Сущность понятия «политическая власть». Политическая власть как объект политологического анализа. Характеристика основных признаков власти. Типология политической власти. Характеристика политических режимов. Социальное назначение политической власти.

Просим использовать работы, опубликованные на сайте, исключительно в личных целях. Публикация материалов на других сайтах запрещена.
Данная работа (и все другие) доступна для скачивания совершенно бесплатно. Мысленно можете поблагодарить ее автора и коллектив сайта.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Власть как одно из центральных понятий современной политической науки. Политическая власть в качестве объекта политологического анализа. Характеристика механизмов осуществления политической власти. Особенности легитимности и что такое легитимация власти.

реферат [40,8 K], добавлен 20.06.2010

Власть как одно из фундаментальных начал человеческого общества и объект политологического анализа. Отношения между людьми, классами, социальными группами по поводу господства и подчинения. Типология политической власти, анализ политических режимов.

контрольная работа [24,2 K], добавлен 09.07.2010

Социальный смысл власти, ее элементы. Основные концепции власти. Власть как тип поведения в бихевиористской концепции. Власть в социальных структурах. Условия реализации политической власти. Господство, руководство, управление как функции власти.

реферат [20,0 K], добавлен 07.02.2010

Политическая власть: сущность, структура, функции, формы, методы и принципы её осуществления. Понятия ресурсов политической власти, её легальности, легитимности, эффективности. Соотношение понятий власти и её социальной, исторической, политической роли.

контрольная работа [19,5 K], добавлен 26.07.2010

Политическая власть как основополагающая категория политологии. Природа и сущность политической власти, ее отличительные черты и функции. Основные трактовки политической власти. Теория разделения властей. Методы и стили власти (принуждение, убеждение).

реферат [54,2 K], добавлен 28.10.2014

Понятие, структура и характеристика власти. Политика и власть: определения сущности и главенствующей роли одного из понятий. Понятие политической власти, её функции и особенности. Соотношение и разграничение политической и государственной власти.

курсовая работа [337,2 K], добавлен 16.01.2011

Власть — одно из фундаментальных начал человеческого общества. Сущность власти, ее структура. Природа подчинения. Ресурсы, процесс и виды власти. Политическая власть как особый вид власти. Политическая легитимность. Проблемы исследования власти.

реферат [14,9 K], добавлен 05.06.2008

Власть как социальное явление, ее определение в современной общественной науке. Анализ характерных признаков власти, ее основания и источники, основные типы. Специфика политической власти, ее сравнение с государственной властью. Власть и личность.

контрольная работа [101,6 K], добавлен 12.12.2010

Природа политической власти. Власть как общественное явление. Государство как инструмент власти. Структура политической власти. Особенности функционирования власти в условиях реформирования России. Институты власти современной России. Проблемы.

курсовая работа [94,0 K], добавлен 17.05.2005

Понятие власти и сущность политической системы. Основные ценности и признаки демократии, типология политических режимов. Государство и его функции. Политические партии и движения. Органы государственной власти и федеративное устройство в России.

презентация [1,3 M], добавлен 01.02.2013

источник

8. Власть как объект политического анализа

Без преувеличения можно утверждать, что «власть» — это ключевое понятие в политологии. «Всякая власть от Бога», «Всякая власть Богу ответ дает» (В. И. Даль). Власть является основой политики.

Таблица 15. Власть как явление

Власть представляет собой сложное общественное явление. Понятием «власть» обозначают:

? способность, право, возможность распоряжаться кем-либо, чем-либо;

? способность оказывать решающее влияние на судьбы, поведение, деятельность людей с помощью права, авторитета, воли, принуждения и т. д.;

? политическое господство над людьми;

? систему государственных органов;

? лица, органы, облеченные соответствующими государственными, административными полномочиями.

Власть политическую можно определить как свойство общественных отношений, проявляющееся в навязывании кем-либо (каким-либо субъектом) своей политической воли кому-либо (каким-либо социальным общностям).

Предназначение власти заключается в удовлетворении общезначимых, групповых и частных интересов. Власть является главным объектом борьбы и взаимодействия групп, партий, движений, государства, индивидов. Ключевой фигурой властных отношений в Российской Федерации является Президент Российской Федерации, который обладает значительными конституционными полномочиями и выполняет разнообразные функции (табл. 16). Специальным органом, обеспечивающим многогранную работу Президента, является Администрация Президента Российской Федерации (табл. 17). Это государственный орган, но органом власти не является. Материально-техническим и финансовым обеспечением деятельности Президента и его Администрации занимается Управление делами Президента — самостоятельный федеральный орган исполнительной власти. Управление делами не входит в состав Администрации.

Таблица 16. Основные полномочия и функции Президента Российской Федерации

Социальная сущность власти определяется тем, что она возникает в обществе, поскольку без нее наступают хаос, дезорганизация, саморазрушение социальных связей. Власть создает общие для всех правила поведения, придает взаимодействиям между людьми целесообразность, разумность, организованность. Является универсальным механизмом интеграции, согласования, упорядочения многообразных несовпадающих интересов и потребностей людей с помощью различных средств, включая убеждение, принуждение и т. д. Дело в том, что люди занимают в обществе неодинаковое социальное положение, имеют различный уровень жизни, образования, заняты разными видами труда, общественные оценки которого различаются. Все люди разные — талантливые и не очень, пассивные и активные, генетически здоровые и генетически больные, сильные и слабые, наконец, мужчины и женщины, дети, подростки, взрослые, старики. Хорошая власть учитывает все эти обстоятельства. Плохая власть работает «на себя».

Теологическая концепция считает власть божественным установлением, а монархов — исполнителями божественной воли. Поэтому подчинение людей воле Бога, принципам божественного разума обеспечивает порядок в обществе, самосохранение и продолжение рода человеческого.

Биологическая концепция рассматривает власть как механизм обуздания человеческой агрессивности, являющейся наиболее фундаментальным инстинктом человека как биологического существа. Философ Ф. Ницше определял власть как волю и способность к самоутверждению. Гитлер считал, что такой волей и способностью к самоутверждению обладают только представители арийской расы, которые и должны властвовать над всем миром.

Бихевиористская концепция выводила властные отношения из природы человека, который рассматривался как «властолюбивое животное». Стремление подчинить своей воле других индивидов рассматривалось как доминирующий мотив политической активности конкретной личности. Политический процесс в рамках этой концепции представлялся как столкновение индивидуальных стремлений к власти, в котором побеждает самый сильный. Нарушение равновесия политических сил приводит к кризисам и конфликтам в обществе. В основе термина «бихевиоризм» лежит английское слово, которое переводится как «поведение».

Психоаналитическая концепция рассматривает власть как способ господства бессознательного над человеческим сознанием. В политической деятельности доминирует иррациональное — страх, агрессивность, стремление к разрушению. На основе страха возникают неврозы:

«невроз привязанности» выражается в жажде любви и одобрения любой ценой, «невроз власти» заключается в погоне за престижем и обладанием, «невроз покорности» состоит в склонности к конформизму, а «невроз изоляции» в «бегстве» от общества, в стремлении «спрятаться» от действительности.

Мифологическая концепция объясняет поддержание величия власти двумя мифами — о божественном характере власти и об «общественной воле», воплощенной в институтах власти.

Структурно-функциональная концепция рассматривает власть как отношение неравноправных субъектов, чье поведение обусловлено выполняемыми ими ролями (например, роль управляемых или управляющих). Субъектам предписывается выполнять обязанности, налагаемые на них целями общества, и мобилизовать его ресурсы для достижения общих целей.

Марксистская или, как ее иногда определяют, конфликтологическая теория рассматривает власть как отношения господства и подчинения одного класса другим. В основе этого господства лежит обладание собственностью у одного из классов.

Таблица 17. Администрация Президента Российской Федерации

Любые отношения по поводу власти являются отношениями между субъектом и объектом. В качестве субъекта власти обычно действуют правители, социальные общности, элиты, законодательные органы, правительства, судебные органы, армия и т. д. В качестве объекта власти выступают социальные слои, классы, этнические и религиозные группы, большие или меньшие группы людей в пределах отдельных территорий, стран, регионов.

Субъект и объект власти существенно отличаются друг от друга по главным характеристикам, взаимно дополняют друг друга и составляют политический процесс.

Субъект власти представляет собой активное начало политической жизни. Его важнейшими характеристиками являются: желание властвовать и воля к власти; компетентность; знание ситуации; авторитет.

Власть осуществляется различными путями: приказ, подчинение, наказание (санкции), нормирование как определение совокупности правил.

Объект власти представляет собой пассивное начало политической жизни. Многое зависит от политической культуры населения. Предпочтительным для действующей политической власти является возможность управления субъектом, которому присуща патриархальная или подданническая политическая культура. Для успешности воздействия на объект власти активно используется как страх перед наказанием за неправильное политическое поведение, так и учет интересов людей. Политика такого рода получила образное и точное определение «политики кнута и пряника». Важной задачей субъекта власти является достижение у населения внутренней убежденности в необходимости подчинения властным структурам в силу преклонения перед их авторитетом. Высшим достижением власть предержащих является такое положение вещей, при котором объект власти воспринимает действия управляющих как полностью соответствующие его, объекта, интересам. В этом случае происходит отождествление интересов низов и верхов, возникает «общенациональное единство», имеющее, как правило, мнимый характер.

На вопрос «В чьих руках находится реальная власть в России? (в %)» россияне в 2005 г. в качестве субъектов власти называли олигархов (32,4), президента (18,9), российскую бюрократию (15,6), силовиков (12,6), западные круги (8,7), правительство России (7,2), парламент (2,8), народ (0,8) (данные Института социологии РАН, Аргументы и факты. 2005. № 47).

Власть, вокруг которой выстраиваются политические отношения, как и само понятие «политика», имеет множество обликов. Поэтому политология, как любая серьезная наука, предлагает определенную классификацию понятия «власть».

По функциям органов власти, прежде всего, выделяются законодательная, исполнительная и судебная власть, которые представляют собой «три ветви власти».

По широте распространения выделяют: микроуровень власти (в первичных структурах или группах, например, староста в студенческой группе); мезоуровень (район, область); макроуровень (центральные органы государства); мегауровень (Организация Объединенных Наций (ООН), Организация Североатлантического договора (НАТО)).

По субъектам, осуществляющим власть, ее определяют, как государственную, партийную, профсоюзную, военную, семейную и др.

По ресурсам, которые власть использует для достижения своих целей, политологи выделяют экономическую, социальную, политическую (государственную), духовно-информационную.

Для характеристики деятельности современной политической власти едва ли не решающую роль играет понятие «ресурсы власти». Под «ресурсами власти» подразумеваются все те средства, использование которых обеспечивает влияние на объект власти в соответствии с целями субъекта.

Одна из существующих характеристик ресурсов власти представляется достаточно полной:

? экономические ресурсы в виде материальных средств, которыми может воспользоваться власть (полезные ископаемые, продовольствие, драгоценные металлы, контроль над финансами и т. п.);

? социальные ресурсы, суть которых заключается в возможности с помощью различных средств влиять на социальный статус людей, менять их место в социальной иерархии;

? культурно-информационные ресурсы включают в себя контроль над информацией, сами средства массовой информации;

? силовые ресурсы составляются из лиц, сосредоточенных в государственных силовых структурах, и вооружения, оборудования, которым эти силовые структуры располагают (например, Вооруженные силы РФ, МВД РФ, МЧС РФ и др.);

? демографические ресурсы заключаются в самом населении, которым может распоряжаться власть в своих интересах.

Власть является основой политики. Для многих она выступает как самое таинственное, загадочное явление. Один философ заметил: «Власть необъяснима, и в этом ее сила».

Таблица 18. Полномочия Правительства Российской Федерации

источник