Меню Рубрики

Под методом экономического анализ понимается как

1.1. Понятие экономического анализа

Экономический анализ как наука представляет собой систему специальных знаний, базирующихся на законах развития и функционирования систем и направленных на познание методологии оценки, диагностики и прогнозирования финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Каждая наука имеет свой предмет. Под предметом экономического анализа понимаются хозяйственные процессы предприятий, их социально-экономическая эффективность и конечные финансовые результаты деятельности, складывающиеся под воздействием объективных и субъективных факторов, находящие отражение через систему экономической информации.

Предмет экономического анализа определяет стоящие перед ним задачи. Среди основных выделим:
· повышение научно-экономической обоснованности бизнес-планов, бизнес-процессов и нормативов в процессе их разработки;
· объективное и всестороннее исследование выполнения бизнес-планов, бизнес-процессов и соблюдения нормативов;
· определение эффективности использования трудовых и материальных ресурсов;
· контроль за осуществлением требований коммерческого расчета;
· выявление и измерение внутренних резервов на всех стадиях производственного процесса;
· проверка оптимальности управленческих решений.

Экономический анализ является необходимым элементом управления экономикой. В зависимости от потребностей управления можно выделить виды анализа (табл.1).

На практике отдельные виды экономического анализа встречаются редко.

В процессе управления для обоснования принимаемых решений используется совокупность различных видов экономического анализа. Например, рыночная экономика характеризуется динамичностью ситуаций внешней и внутренней среды деятельности предприятия. В этих условиях важная роль отводится оперативному анализу. Его отличительными чертами являются комплексность, компьютерная обработка оперативных информационных массивов, использование его результатов на уровне отдельных функциональных служб предприятия в виде ориентированной фрагментарной информации.

Классификация видов экономического анализа

Уровень информационного обеспечения

· внутренний управленческий анализ
· внешний финансовый анализ

Содержание процесса управления

· перспективный (предварительный) анализ
· ретроспективный (последующий) анализ
· оперативный анализ
· итоговый (заключительный) анализ

Характер объектов управления

· анализ стадий расширенного воспроизводства
· отраслевой анализ
· анализ ведомств и предприятий
· анализ составных элементов производства и производственных отношений

Прочие виды классификации

· анализ по заданию руководства и экономических служб
· анализ по заданию собственников и органов управления
· анализ по заданию контрагентов (поставщиков, покупателей, кредитных и финансовых органов)

· годовой анализ
· квартальный анализ
· месячный анализ
· декадный анализ
· ежедневный анализ

Содержание и полнота изучаемых вопросов

· полный анализ
· локальный анализ
· тематический анализ

· комплектный анализ
· системный анализ
· сравнительный анализ
· сплошной анализ
· выборочный анализ

Степень автоматизации работ

· анализ с использованием ПЭВМ
· анализ без применения ПЭВМ

Метод экономического анализа представляет собой способ подхода к изучению хозяйственных процессов в их плавном развитии.

Характерными особенностями метода экономического анализа являются:
· определение системы показателей, всесторонне характеризующих хозяйственную деятельность организаций;
· установление соподчиненности показателей с выделением совокупных результативных факторов и факторов (основных и второстепенных), на них влияющих;
· выявление формы взаимосвязи между факторами;
· выбор приемов и способов для изучения взаимосвязи;
· количественное измерение влияния факторов на совокупный показатель.

Совокупность приемов и способов, которые применяются при изучении хозяйственных процессов, составляет методику экономического анализа.

Методика экономического анализа базируется на пересечении трех областей знаний: экономики, статистики и математики.

К экономическим методам анализа относят сравнение, группировку, балансовый и графический методы.

Статистические методы включают в себя использование средних и относительных величин, индексный метод, корреляционный и регрессивный анализ и др.

Математические методы можно разделить на три группы: экономические (матричные методы, теория производственных функций, теория межотраслевого баланса); методы экономической кибернетики и оптимального программирования (линейное, нелинейное, динамическое программирование); методы исследования операций и принятия решений (теория графов, теория игр, теория массового обслуживания).

1.2. Характеристика основных приемов и методов экономического анализа

Сравнение – сопоставление изучаемых данных и фактов хозяйственной жизни. Различают горизонтальный сравнительный анализ, который применяется для определения абсолютных и относительных отклонений фактического уровня исследуемых показателей от базового; вертикальный сравнительный анализ, используемый для изучения структуры экономических явлений; трендовый анализ, применяемый при изучении относительных темпов роста и прироста показателей за ряд лет к уровню базисного года, т.е. при исследовании рядов динамики.

Обязательным условием сравнительного анализа является сопоставимость сравниваемых показателей, предполагающая:
· единство объемных, стоимостных, качественных, структурных показателей;
· единство периодов времени, за которые производится сравнение;
· сопоставимость условий производства;
· сопоставимость методики исчисления показателей.

Средние величины – исчисляются на основе массовых данных о качественно однородных явлениях. Они помогают определять общие закономерности и тенденции в развитии экономических процессов.

Группировки – используются для исследования зависимости в сложных явлениях, характеристика которых отражается однородными показателями и разными значениями (характеристика парка оборудования по срокам ввода в эксплуатацию, по месту эксплуатации, по коэффициенту сменности и т.д.)

Балансовый метод состоит в сравнении, соизмерении двух комплексов показателей, стремящихся к определенному равновесию. Он позволяет выявить в результате новый аналитический (балансирующий) показатель.

Например, при анализе обеспеченности предприятия сырьем сравнивают потребность в сырье, источники покрытия потребности и определяют балансирующий показатель – дефицит или избыток сырья.

Как вспомогательный, балансовый метод используется для проверки результатов расчетов влияния факторов на результативный совокупный показатель. Если сумма влияния факторов на результативный показатель равна его отклонению от базового значения, то, следовательно, расчеты проведены правильно. Отсутствие равенства свидетельствует о неполном учтете факторов или о допущенных ошибках:

где у – результативный показатель; x– факторы; – отклонение результативного показателя за счет фактора хi.

Балансовый метод применяют также для определения размера влияния отдельных факторов на изменение результативного показателя, если известно влияние остальных факторов:

Графический способ. Графики являются масштабным изображением показателей и их зависимости с помощью геометрических фигур.

Графический способ не имеет в анализе самостоятельного значения, а используется для иллюстрации измерений.

Индексный метод основывается на относительных показателях, выражающих отношение уровня данного явления к его уровню, взятому в качестве базы сравнения. Статистика называет несколько видов индексов, которые применяются при анализе: агрегатные, арифметические, гармонические и т.д.

Использовав индексные пересчеты и построив временной ряд, характеризующий, например, выпуск промышленной продукции в стоимостном выражении, можно квалифицированно проанализировать явления динамики.

Метод корреляционного и регрессионного (стохастического) анализа широко используется для определения тесноты связи между показателями не находящимися в функциональной зависимости, т.е. связь проявляется не в каждом отдельном случае, а в определенной зависимости.

С помощью корреляции решаются две главные задачи:
· составляется модель действующих факторов (уравнение регрессии);
· дается количественная оценка тесноты связей (коэффициент корреляции).

Матричные модели представляют собой схематическое отражение экономического явления или процесса с помощью научной абстракции. Наибольшее распространение здесь получил метод анализа «затраты-выпуск», строящийся по шахматной схеме и позволяющий в наиболее компактной форме представить взаимосвязь затрат и результатов производства.

Математическое программирование – это основное средство решения задач по оптимизации производственно-хозяйственной деятельности.

Метод исследования операций направлен на изучение экономических систем, в том числе производственно-хозяйственной деятельности предприятий, с целью определения такого сочетания структурных взаимосвязанных элементов систем, которое в наибольшей степени позволит определить наилучший экономический показатель из ряда возможных.

Теория игр как раздел исследования операций — это теория математических моделей принятия оптимальных решений в условиях неопределенности или конфликта нескольких сторон, имеющих различные интересы.

1.3. Методика факторного анализа

Все явления и процессы хозяйственной деятельности предприятий находятся во взаимосвязи и взаимообусловленности. Одни из них непосредственно связаны между собой, другие косвенно. Отсюда важным методологическим вопросом в экономическом анализе является изучение и измерение влияния факторов на величину исследуемых экономических показателей.

Под экономическим факторным анализом понимается постепенный переход от исходной факторной системы к конечной факторной системе, раскрытие полного набора прямых, количественно измеримых факторов, оказывающих влияние на изменение результативного показателя.

По характеру взаимосвязи между показателями различают методы детерминированного и стохастического факторного анализа.

Детерминированный факторный анализ представляет собой методику исследования влияния факторов, связь которых с результативным показателем носит функциональный характер.

Основные свойства детерминированного подхода к анализу:
· построение детерминированной модели путем логического анализа;
· наличие полной (жесткой) связи между показателями;
· невозможность разделения результатов влияния одновременно действующих факторов, которые не поддаются объединению в одной модели;
· изучение взаимосвязей в краткосрочном периоде.

Различают четыре типа детерминированных моделей:

Аддитивные модели представляют собой алгебраическую сумму показателей и имеют вид

К таким моделям, например, относятся показатели себестоимости во взаимосвязи с элементами затрат на производство и со статьями затрат; показатель объема производства продукции в его взаимосвязи с объемом выпуска отдельных изделий или объема выпуска в отдельных подразделениях.

Мультипликативные модели в обобщенном виде могут быть представлены формулой

Примером мультипликативной модели является двухфакторная модель объема реализации

где Ч — среднесписочная численность работников;

CB — средняя выработка на одного работника.

Примером кратной модели служит показатель срока оборачиваемости товаров (в днях) . ТОБ.Т:

где ЗТ — средний запас товаров; ОР — однодневный объем реализации.

Смешанные модели представляют собой комбинацию перечисленных выше моделей и могут быть описаны с помощью специальных выражений:

Примерами таких моделей служат показатели затрат на 1 руб. товарной продукции, показатели рентабельности и др.

Для изучения зависимости между показателями и количественного измерения множества факторов, повлиявших на результативный показатель, приведем общие правила преобразования моделей с целью включения новых факторных показателей.

Для детализации обобщающего факторного показателя на его составляющие, которые представляют интерес для аналитических расчетов, используют прием удлинения факторной системы.

Если исходная факторная модель , а , то модель примет вид .

Для выделения некоторого числа новых факторов и построения необходимых для расчетов факторных показателей применяют прием расширения факторных моделей. При этом числитель и знаменатель умножаются на одно и тоже число:

Для построения новых факторных показателей применяют прием сокращения факторных моделей. При использовании данного приема числитель и знаменатель делят на одно и то же число.

Детализация факторного анализа во многом определяется числом факторов, влияние которых можно количественные оценить, поэтому большое значение в анализе имеют многофакторные мультипликативные модели. В основе их построения лежат следующие принципы:
· место каждого фактора в модели должно соответствовать его роли в формировании результативного показателя;
· модель должна строиться из двухфакторной полной модели путем последовательного расчленения факторов, как правило качественных, на составляющие;
· при написании формулы многофакторной модели факторы должны располагаться слева направо в порядке их замены.

Построение факторной модели – первый этап детерминированного анализа. Далее определяют способ оценки влияния факторов.

Способ цепных подстановок заключается в определении ряда промежуточных значений обобщающего показателя путем последовательной замены базисных значений факторов на отчетные. Данный способ основан на элиминировании. Элиминировать – значит устранить, исключить воздействие всех факторов на величину результативного показателя, кроме одного. При этом исходя из того, что все факторы изменяются независимо друг от друга, т.е. сначала изменяется один фактор, а все остальные остаются без изменения. потом изменяются два при неизменности остальных и т.д.

В общем виде применение способа цепных постановок можно описать следующим образом:

где a, b0, c — базисные значения факторов, оказывающих влияние на обобщающий показатель у;

a1 , b1, c1 — фактические значения факторов;

ya, yb, — промежуточные изменения результирующего показателя, связанного с изменением факторов а, b, соответственно.

Общее изменение Dу=у1–у складывается из суммы изменений результирующего показателя за счет изменения каждого фактора при фиксированных значениях остальных факторов:

источник

Термин «анализ» ведет свое происхождение из греческого языка, где слово «analysis» означает расчленение, раздробление какого-либо предмета или явления на отдельные элементы с целью детального изучения этого предмета или явления. Противоположным является понятие «синтез» (оно произошло от греческого слова «synthesis»). Синтез представляет собой объединение отдельных составных частей какого-либо предмета или явления в единое целое. Анализ и синтез представляют собой две взаимосвязанные стороны процесса изучения любых предметов и явлений.

Читайте также:  Простата анализ какие надо сдать

Экономические науки, и в том числе экономический анализ, относятся к совокупности гуманитарных наук, и объектом их исследований служат экономические процессы и явления.

Экономический анализ входит в группу взаимосвязанных конкретных экономических дисциплин, куда, кроме него, входят бухгалтерский учет, контроль, статистика, аудит, микро- и макроэкономика, финансы и кредит и другие науки. Они изучают хозяйственную деятельность организаций, но каждая под определенным, характерным только для нее углом зрения. Поэтому каждая из этих наук имеет свой, самостоятельный предмет.

Экономический анализ (иначе — анализ хозяйственной деятельности) играет важную роль в повышении экономической эффективности деятельности организаций, в укреплении их финансового состояния. Он представляет собой экономическую науку, которая изучает экономику организаций, их деятельность с точки зрения оценки их работы по выполнению бизнес-планов, оценки их имущественно-финансового состояния и с целью выявления неиспользованных резервов повышения эффективности деятельности организаций.

Предметом экономического анализа является имущественно-финансовое состояние и текущая хозяйственная деятельность организаций, изучаемая с точки зрения ее соответствия заданиям бизнес-планов и с целью выявления неиспользованных резервов повышения эффективности работы организации.

Содержание экономического анализа — это всестороннее и детальное изучение на основе всех имеющихся источников информации различных аспектов функционирования данной организации, направленное на улучшение её работы путем разработки и внедрения оптимальных управленческих решений, отражающих резервы, выявленные в процессе проведения анализа и пути использования этих резервов.

Экономический анализ подразделяется на внутренний и внешний в зависимости от субъектов анализа, то есть от тех органов, которые его проводят. Наиболее полным и всесторонним является внутренний анализ, проводимый функциональными отделами и службами данной организации. Внешний же анализ, проводимый налоговыми органами, банками, дебиторами и кредиторами и другими организациями, как правило, ограничивается установлением степени устойчивости финансового состояния анализируемой организации, ее платежеспособности и ликвидности как на отчетные даты, так и в перспективе.

Объектами экономического анализа являются имущественно-финансовое положение организации, ее производственная, снабженческо-сбытовая, финансовая деятельность, работа отдельных структурных подразделений организации (цехов, производственных участков, бригад).

Экономический анализ как наука, как отрасль экономических знаний, наконец, как учебная дисциплина тесно взаимосвязана с другими конкретными экономическими науками.

Смеха №1. Взаимосвязь экономического анаиза с различными экономическими науками

Экономический анализ представляет собой комплексную науку, использующую наряду с собственным, также аппарат, свойственный ряду других экономических наук. Экономический анализ так же, как и другие экономические науки, изучает экономику отдельных объектов, но под свойственным только ему углом зрения. Он дает оценку состояния экономики данного объекта, а также его текущей хозяйственной деятельности.

  • Научность. Анализ должен соответствовать требованиям экономических законов, использовать достижения науки и техники.
  • Системный подход. Экономический анализ необходимо проводить с учетом всех закономерностей развивающейся системы, то есть изучать явления в их взаимосвязи и взаимозависимости.
  • Комплексность. При исследовании необходимо учитывать влияние на хозяйственную деятельность предприятия множества факторов.
  • Исследование в динамике. В процессе анализа все явления должны рассматриваться в их развитии, что позволяет не только понять их, но и выяснить причины изменений.
  • Выделение основной цели. Важным моментом в анализе является постановка задачи исследования и выявление наиболее важных причин, сдерживающих производство или мешающих достижению цели.
  • Конкретность и практическая полезность. Результаты анализа обязательно должны иметь числовое выражение, а причины изменения показателей должны быть конкретными, с указанием мест их возникновения и путей устранения.

Слово «метод» пришло в наш язык из греческого языка. В переводе оно означает «путь к чему-либо». Следовательно, метод представляет собой как бы способ достижения поставленной цели. Применительно к любой науке метод — это способ изучения предмета этой науки. Методы любых наук в своей основе имеют диалектический подход к изучению рассматриваемых ими предметов и явлений. Не является здесь исключением и экономический анализ.

Диалектический подход означает, что все имеющие место в природе и обществе процессы, явления следует рассматривать в их постоянном развитии, взаимосвязи и взаимозависимости. Так экономический анализ изучает показатели, характеризующие деятельность каких-либо организаций, в сравнении их за несколько отчетных периодов (в динамике), а также в их изменении. Далее. Различные стороны деятельности организации экономический анализ рассматривает в единстве и взаимной связи, как элементы единого процесса. Так, например, объем продаж продукции зависит от её выпуска, а выполнение планового задания по прибыли — в основном от

Метод экономического анализа обусловлен его предметом и стоящими перед ним задачами.

Способы и приемы, используемые в анализе хозяйственной деятельности, подразделяются на традиционные, статистические и экономико-математические. Они подробно рассматриваются в соответствующих разделах сайта.

Для того, чтобы практически осуществить использование метода экономического анализа, разработаны определенные методики. Они представляют собой набор способов и приемов, применяемых для оптимального решения аналитических задач.

Используемые в экономическом анализе методики на отдельных этапах проведения аналитических работ предусматривают применение различных приемов и способов.

Узловым моментом метода экономического анализа является исчисление влияния отдельных факторов на экономические показатели. Взаимосвязь экономических явлений представляет собой совместное изменение двух или большего числа этих явлений. Существуют различные формы взаимосвязей экономических явлений. Наиболее значимой среди них является причинная взаимосвязь. Её сущность заключается в том, что изменение одного экономического явления вызывается изменением другого экономического явления. Подобная взаимосвязь носит название детерминистской, иначе — причинно-следственной взаимосвязи. Если два экономических явления связаны такой взаимосвязью, то экономическое явление, изменение которого вызывает изменение другого, называется причиной, а то явление, которое изменяется под влиянием первого, называется следствием.

В экономическом анализе те признаки, которые характеризуют причину, носят название факторных, независимых. Те же признаки, которые, характеризуют следствие, принято называть результатными, зависимыми.

Итак, в данном параграфе мы рассмотрели понятие метода экономического анализа, а также важнейшие методы (способы, приемы), используемые при проведении анализа деятельности организации. Более подробно эти методы и порядок их использования мы рассмотрим в специальных разделах сайта.

Наиболее полным и глубоким является внутренний (внутрихозяйственный) анализ, проводимый, как правило, функциональными отделами и службами данной организации. Поэтому перед внутренним анализом стоят гораздо более многочисленные задачи, чем перед внешним анализом.

  1. проверка обоснованности заданий бизнес-планов и различных нормативов;
  2. определение степени выполнения заданий бизнес-планов и соблюдения установленных нормативов;
  3. расчет влияния отдельных факторов на величину отклонения фактических величин экономических показателей от базисных
  4. изыскание внутрихозяйственных резервов дальнейшего повышения эффективности деятельности организации и путей мобилизации, то есть использования этих резервов;

Из перечисленных задач внутреннего экономического анализа главной задачей является выявление резервов в данной организации.

Перед внешним же анализом стоит, по-существу, лишь одна задача — оценка степени платежеспособности и ликвидности организации как на определенную отчетную дату, так и в перспективе.

Результаты проведенного анализа являются основой для разработки и внедрения оптимальных управленческих решений, способствующих повышению эффективности деятельности организаций.

В процессе проведения экономического анализа используются методы индукции и дедукции.

Метод индукции (от частного к общему) предполагает, что исследование хозяйственных явлений начинается с отдельных фактов, ситуаций и переходит к изучению хозяйственного процесса в целом. Метод же дедукции (от общего к частному) характеризуется, наоборот, переходом от общих показателей к частным, в частности к анализу влияния отдельных факторов на обобщающие экономические показатели.

Важнейшим при проведении экономического анализа является, конечно же, метод дедукции, поскольку последовательность проведения анализа как правило предполагает переход от целого к составляющим его элементам, от синтетических, обобщающих показателей деятельности организации к аналитическим, факторным показателям.

Когда проводится экономический анализ, все стороны деятельности организации, все процессы, составляющие производственно-коммерческий цикл организации, исследуются в их взаимосвязи, взаимозависимости и взаимообусловленности. Такое исследование представляет собой узловой момент проведения анализа. Оно носит название факторного анализа.

После окончания анализа его результаты должны быть определенным образом оформлены. Для этих целей используются пояснительные записки к годовым отчетам, а также справки либо заключения по результатам проведенного анализа.

Пояснительные записки предназначаются для внешних пользователей аналитической информации. Рассмотрим, каким должно быть содержание этих записок.

В них должен быть отражен уровень развития организации, условия, в которых протекает ее деятельность, должна быть охарактеризована конкурентоспособность продукции, политика цен на нее, данные о рынках сбыта продукции, и др. Следует также привести сведения о том, на какой стадии жизненного цикла находится каждый вид товаров на рынке. (К ним относятся стадии внедрения, роста и развития, зрелости, насыщения и спада). Кроме того, необходимо привести сведения о конкурентах данной организации.

Затем должны быть представлены за несколько периодов данные об основных экономических показателях.

Должны быть указаны те факторы, которые оказали влияние на дятельность организации и ее результаты. следует также приводить те мероприятия, которые намечены с целью устранения недостатков в деятельности организации, а также для повышения эффективности этой деятельности.

Справки, а также заключения по результатам проведенного экономического анализа могут иметь более детальное содержание по сравнению с пояснительными записками. Как правило, справки и заключения не содержат обобщенных характеристик организации и условий её функционирования. Основой упор здесь делается на описании резервов и путей их использования.

Результаты проведенного могут быть оформлены также и в бестекстовой форме. В этом случае в аналитических документах имеется лишь набор аналитических таблиц и отсутствует какой-либо текст, характеризующий хозяйственную деятельность организации. Эта форма оформления результатов проведенного экономического анализа в настоящее время применяется все шире.

Кроме рассмотренных форм оформления результатов анализа, применятся также внесение важнейших из них в определенные разделы экономического паспорта организации.

Таковы основные формы обобщения и оформления результатов проведенного экономического анализа. Следует иметь в виду, что изложение материала в пояснительных записках, а также в других аналитических документах должно быть ясным, простым и кратким, а также должно быть увязано с аналитическими таблицами.

Экономический анализ может быть подразделен на различные виды в соответствии с определенными признаками.

Прежде всего экономический анализ принято подразделять на два основных вида — финансовый анализ и управленческий анализ — в зависимости от содержания анализа, выполняемых им функций и задач, стоящих перед ним.

Финансовый анализ, в свою очередь может быть подразделен на внешний и внутренний. Первый проводится налоговыми органами, банками, статистическими органами, вышестоящими организациями, поставщиками, покупателями, инвесторами, акционерами, аудиторскими фирмами и др. Основной задачей внешнего финансового анализа является оценка финансового состояния организации, ее платежеспособности и ликвидности. Проводится при самой организации силами ее бухгалтерии, финансового отдела, планового отдела, других функциональных служб. Внутренний финансовый анализ решает гораздо больший спектр задач по сравнению с внешним. Внутренний анализ изучает эффективность использования собственного и заемного капитала, исследует показатели прибыли, рентабельности, выявляет резервы роста последних и укрепления финансового состояния организации. Внутренний финансовый анализ, таким образом, направлен на разработку и внедрение оптимальных управленческих решений, способствующих улучшению финансовых показателей деятельности данной организации.

Управленческий анализ, в отличие от финансового, носит внутренний характер. Его проводят службы и отделы данной организации. Он изучает вопросы, связанные с организационно-техническим уровнем и другими условиями производства, с использованием отдельных видов производственных ресурсов (трудовых ресурсов, основных фондов, материалов), анализирует объем выпуска продукции, ее себестоимость.

Читайте также:  Какие анализы сдавать для уролога

В зависимости от содержания, функций и задач анализа, выделяют также следующие виды анализа: социально-экономический, экономико-статистический, экономико-экологический, маркетинговый, инвестиционный, функционально-стоимостной (ФСА) и др.

Социально-экономический анализ рассматривает взаимосвязь и взаимообусловленность между социальными и экономическими явлениями.

Экономико-статистический анализ используется в целях исследования массовых общественно-экономических явлений. Экономико-экологический анализ изучает взаимосвязь и взаимодействие между состоянием экологии и экономическими явлениями.

Маркетинговый анализ имеет своей целью изучение рынков сырья и материалов, а также рынков сбыта готовой продукции, соотношения спроса и предложения, на эту продукцию, конкурентоспособность продукции данной организации, уровня цен на продукцию, и др.

Инвестиционный анализ направлен на выбор наиболее эффективных вариантов инвестиционной деятельности организаций.

Функционально-стоимостной анализ (ФСА) представляет собой метод системного исследования функций какого-либо изделия, либо какого-либо производственно-хозяйственного процесса, либо определенного уровня управления. Этот метод имеет своей целью минимизацию затрат на проектирование, освоение производства, продажу изделий, а также на промышленное и бытовое потребление этих изделий при условиях их высокого качества, максимальной полезности (в том числе долговечности).

В зависимости от аспектов исследования различают два основных вида (направления) анализа хозяйственной деятельности:

  • финансово-экономический анализ;
  • технико-экономический анализ.

Первый вид анализа изучает влияние экономических факторов на выполнение бизнес-планов по финансовым показателям.

Технико-экономический анализ исследует влияние на экономические показатели факторов техники, технологии и организации производства.

В зависимости от полноты охвата деятельности организации можно выделить два вида анализа хозяйственной деятельности: полный (комплексный) и тематический (частичный) анализ. Первый вид анализа охватывает все стороны финансово-хозяйственной деятельности организации. Тематический анализ изучает эффективность отдельных сторон деятельности организации, Экономический анализ может подразделяться также по объектам изучения. Микроэкономический и макроэкономический анализ. Микроэкономический анализ изучает деятельность отдельных хозяйственных единиц. Его можно подразделить на три основных вида: внутрецеховый, цеховый и заводской анализ.

Макроэкономический он может быть отраслевым, то есть изучать функционирование определенной отрасли экономики или отрасли промышленности, территориальным, который анализирует экономику отдельных регионов, и, наконец, межотраслевым, исследующим функционирование экономики в целом.

Отдельным признаком классификации видов экономического анализа является подразделение последнего по субъектам анализа. Под ними понимают те органы и лица, которые проводят анализ.

Субъекты экономического анализа могут быть разделены на две группы.

  1. Непосредственно заинтересованные в деятельности организации. К этой группе могут быть причислены собственники средств организации, налоговые органы, банки, поставщики, покупатели, руководство организации, отдельные функциональные службы анализируемой организации.
  2. Опосредованно заинтересованные в деятельности организации субъекты анализа. Сюда относятся юридические организации, аудиторские фирмы, консультационные фирмы, профсоюзные органы, и др.

В зависимости от времени проведения анализа (иначе говоря, от периодичности его осуществления) различают: предварительный, оперативный, итоговый и перспективный анализ.

Предварительный анализ позволяет дать оценку состояния данного объекта при разработке бизнес-плана. Например, оценивается производственная мощность организации, в состоянии ли она обеспечить планируемый объем изготовления продукции.

Оперативный (иначе текущий) анализ проводится повседневно, непосредственно в ходе текущей деятельности организации.

Итоговый (последующий, или ретроспективный) анализ изучает эффективность хозяйственной деятельности организаций за уже истекший период.

Перспективный анализ применяется для определения ожидаемых результатов в предстоящем периоде.

Перспективный анализ имеет решающие значение для обеспечения успешной деятельности организации в будущем. Этот вид анализа изучает возможные варианты развития организации и намечает пути достижения оптимальных результатов.

В зависимости от используемой методики исследования объектов в экономической литературе принято подразделять анализ хозяйственной деятельности на следующие виды: количественный, качественный, экспресс-анализ, фундаментальный, маржинальный, экономико-математический.

Количественный (иначе факторный) анализ имеет в своей основе количественные сопоставления, измерение, сравнение показателей и изучение влияния отдельных факторов на экономические показатели.

Качественный анализ использует качественные сравнительные оценки, характеристики, а также экспертные оценки анализируемых экономических явлений.

Экспресс-анализ — это способ оценки экономико-финансового состояния организации на базе определенных признаков, выражающих те или иные экономические явления. Фундаментальный анализ основывается на комплексном, детальном изучении экономических явлений, как правило, на основе применения экономико-статистических и экономико-математических методов исследования.

Маржинальный анализ исследует пути оптимизации величины прибыли, получаемой в результате продаж продукции, работ, услуг. Экономико-математический анализ базируется на использовании сложного математического аппарата, с помощью которого устанавливается оптимальный вариант решения какой-либо экономико-математической модели.

По своему характеру экономический анализ можно подразделить на два следующие: динамический и статический. Первый вид анализа основывается на исследовании экономических показателей, взятых в их динамике, то есть в процессе их изменения, развития с течением времени, за несколько отчетных периодов. В процессе динамического анализа определяются и анализируются показатели абсолютного прироста, темпа роста, темпа прироста, абсолютного значения одного процента прироста, а также осуществляется построение динамических рядов и их анализ. Статический же анализ предполагает, что изучаемые экономические показатели являются статичными, то есть неизменными.

По пространственному признаку экономический анализ может быть подразделен на следующие два вида: внутренний (внутрихозяйственный) и межхозяйственный (сравнительный). Первый изучает деятельность данной организации и её структурных подразделений. При втором виде осуществляется сравнение экономических показателей двух и более организаций (анализируемой организации с другими).

По методам изучения объекта анализа он делится на следующие виды: комплексный, системный анализ, сплошной анализ, выборочный анализ, корреляционный анализ, регрессионный анализ, и др. Важнейшее значение имеет комплексный итоговый анализ деятельности организаций, всесторонне изучающий их работу за отчетный период; результаты этого анализа используются для прогнозирования как на краткосрочную, так и на долгосрочную перспективу.

Оперативный экономический анализ применяется на всех уровнях управления. Доля оперативного анализа в принятии оптимальных управленческих решений возрастает с приближением к отдельным организациям и их структурным подразделениям.

Важнейшей чертой оперативного анализа является то, что он максимально близок по времени к осуществлению отдельных фаз производственно-коммерческого цикла данной организации. оперативный анализ своевременно устанавливает причины имеющихся недостатков и их виновников, вскрывает резервы и содействует их своевременному использованию.

Очень важную роль в разработке оптимальных управленческих решений играет итоговый, последующий анализ. Важнейшим источником информации для проведения такого анализа является отчетность организации.

Итоговый анализ дает уточненную оценку деятельности организации и ее результатов за определенный период, обеспечивает выявление обоснованных величин резервов повышения эффективности деятельности организации, изыскивает пути мобилизации, то есть использования этих резервов. Результаты итогового анализа, проведенного самой организацией, отражаются в пояснительной записке к годовому отчету.

Итоговый анализ является наиболее полным видом анализа хозяйственной деятельности организации.

источник

1. Понятие экономического анализа 3

2. Характеристика основных приемов и методов экономического

3. Методика факторного анализа 11

Экономический анализ как наука представляет собой систему специальных знаний, базирующихся на законах развития и функционирования систем и направленных на познание методологии оценки, диагностики и прогнозирования финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Каждая наука имеет свой предмет. Под предметом экономического анализа понимаются хозяйственные процессы предприятий, их социально-экономическая эффективность и конечные финансовые результаты деятельности, складывающиеся под воздействием объективных и субъективных факторов, находящие отражение через систему экономической информации.

Предмет экономического анализа определяет стоящие перед ним задачи .

· повышение научно-экономической обоснованности бизнес-планов, бизнес-процессов и нормативов в процессе их разработки;
· объективное и всестороннее исследование выполнения бизнес-планов, бизнес-процессов и соблюдения нормативов;

· определение эффективности использования трудовых и материальных ресурсов;
· контроль за осуществлением требований коммерческого расчета;
· выявление и измерение внутренних резервов на всех стадиях производственного процесса;

· проверка оптимальности управленческих решений.

Экономический анализ является необходимым элементом управления экономикой. В зависимости от потребностей управления можно выделить виды анализа (табл.1).

На практике отдельные виды экономического анализа встречаются редко.

В процессе управления для обоснования принимаемых решений используется совокупность различных видов экономического анализа. Например, рыночная экономика характеризуется динамичностью ситуаций внешней и внутренней среды деятельности предприятия. В этих условиях важная роль отводится оперативному анализу. Его отличительными чертами являются комплексность, компьютерная обработка оперативных информационных массивов, использование его результатов на уровне отдельных функциональных служб предприятия в виде ориентированной фрагментарной информации.

Классификация видов экономического анализа

Признак классификации Вид анализа
По функциям управления
Уровень информационного обеспечения · внутренний управленческий анализ
· внешний финансовый анализ
Содержание процесса управления · перспективный (предварительный) анализ
· ретроспективный (последующий) анализ
· оперативный анализ
· итоговый (заключительный) анализ
Характер объектов управления · анализ стадий расширенного воспроизводства
· отраслевой анализ
· анализ ведомств и предприятий
· анализ составных элементов производства и производственных отношений
Прочие виды классификации
Субъекты анализа · анализ по заданию руководства и экономических служб
· анализ по заданию собственников и органов управления
· анализ по заданию контрагентов (поставщиков, покупателей, кредитных и финансовых органов)
Периодичность · годовой анализ
· квартальный анализ
· месячный анализ
· декадный анализ
· ежедневный анализ
Содержание и полнота изучаемых вопросов · полный анализ
· локальный анализ
· тематический анализ
Методы изучения объекта · комплектный анализ
· системный анализ
· сравнительный анализ
· сплошной анализ
· выборочный анализ
Степень автоматизации работ · анализ с использованием ПЭВМ
· анализ без применения ПЭВМ

Метод экономического анализа представляет собой способ подхода к изучению хозяйственных процессов в их плавном развитии.

Характерными особенностями метода экономического анализа являются:
· определение системы показателей, всесторонне характеризующих хозяйственную деятельность организаций;
· установление соподчиненности показателей с выделением совокупных результативных факторов и факторов (основных и второстепенных), на них влияющих;
· выявление формы взаимосвязи между факторами;
· выбор приемов и способов для изучения взаимосвязи;
· количественное измерение влияния факторов на совокупный показатель.

Совокупность приемов и способов, которые применяются при изучении хозяйственных процессов, составляет методику экономического анализа .

Методика экономического анализа базируется на пересечении трех областей знаний: экономики, статистики и математики.

К экономическим методам анализа относят сравнение, группировку, балансовый и графический методы.

Статистические методы включают в себя использование средних и относительных величин, индексный метод, корреляционный и регрессивный анализ и др.

Математические методы можно разделить на три группы: экономические (матричные методы, теория производственных функций, теория межотраслевого баланса); методы экономической кибернетики и оптимального программирования (линейное, нелинейное, динамическое программирование); методы исследования операций и принятия решений (теория графов, теория игр, теория массового обслуживания).

2. Характеристика основных приемов и методов экономического анализа

Сравнение – сопоставление изучаемых данных и фактов хозяйственной жизни. Различают горизонтальный сравнительный анализ, который применяется для определения абсолютных и относительных отклонений фактического уровня исследуемых показателей от базового; вертикальный сравнительный анализ, используемый для изучения структуры экономических явлений; трендовый анализ, применяемый при изучении относительных темпов роста и прироста показателей за ряд лет к уровню базисного года, т.е. при исследовании рядов динамики.

Обязательным условием сравнительного анализа является сопоставимость сравниваемых показателей, предполагающая:
· единство объемных, стоимостных, качественных, структурных показателей;
· единство периодов времени, за которые производится сравнение;
· сопоставимость условий производства;
· сопоставимость методики исчисления показателей.

Средние величины – исчисляются на основе массовых данных о качественно однородных явлениях. Они помогают определять общие закономерности и тенденции в развитии экономических процессов.

Группировки – используются для исследования зависимости в сложных явлениях, характеристика которых отражается однородными показателями и разными значениями (характеристика парка оборудования по срокам ввода в эксплуатацию, по месту эксплуатации, по коэффициенту сменности и т.д.)

Балансовый метод состоит в сравнении, соизмерении двух комплексов показателей, стремящихся к определенному равновесию. Он позволяет выявить в результате новый аналитический (балансирующий) показатель.

Например, при анализе обеспеченности предприятия сырьем сравнивают потребность в сырье, источники покрытия потребности и определяют балансирующий показатель – дефицит или избыток сырья.

Читайте также:  Географический язык какие анализы сдать

Как вспомогательный, балансовый метод используется для проверки результатов расчетов влияния факторов на результативный совокупный показатель. Если сумма влияния факторов на результативный показатель равна его отклонению от базового значения, то, следовательно, расчеты проведены правильно. Отсутствие равенства свидетельствует о неполном учтете факторов или о допущенных ошибках:

где у – результативный показатель; x – факторы;

Балансовый метод применяют также для определения размера влияния отдельных факторов на изменение результативного показателя, если известно влияние остальных факторов:

Графический способ. Графики являются масштабным изображением показателей и их зависимости с помощью геометрических фигур.

Графический способ не имеет в анализе самостоятельного значения, а используется для иллюстрации измерений.

Индексный метод основывается на относительных показателях, выражающих отношение уровня данного явления к его уровню, взятому в качестве базы сравнения. Статистика называет несколько видов индексов, которые применяются при анализе: агрегатные, арифметические, гармонические и т.д.

Использовав индексные пересчеты и построив временной ряд, характеризующий, например, выпуск промышленной продукции в стоимостном выражении, можно квалифицированно проанализировать явления динамики.

Метод корреляционного и регрессионного (стохастического) анализа широко используется для определения тесноты связи между показателями не находящимися в функциональной зависимости, т.е. связь проявляется не в каждом отдельном случае, а в определенной зависимости.

С помощью корреляции решаются две главные задачи:
· составляется модель действующих факторов (уравнение регрессии);
· дается количественная оценка тесноты связей (коэффициент корреляции).

Матричные модели представляют собой схематическое отражение экономического явления или процесса с помощью научной абстракции. Наибольшее распространение здесь получил метод анализа «затраты-выпуск», строящийся по шахматной схеме и позволяющий в наиболее компактной форме представить взаимосвязь затрат и результатов производства.

источник

Конспект лекций

Лекция 1. Понятие, предмет и метод экономического анализа

  1. Понятие, предмет и классификация экономического анализа

Экономический анализкак наука представляет собой систему специальных знаний, базирующихся на законах развития и функционирования систем и направленных на познание методологии оценки, диагностики и прогнозирования финансовой и производственно-хозяйственной деятельности предприятия.

Под предметом экономического анализа понимаются хозяйственные процессы предприятий, их социально-экономическая эффективность и конечные финансовые результаты деятельности, складывающиеся под воздействием объективных и субъективных факторов и находящие свое отражение через систему экономической информации.

Предмет экономического анализа определяет стоящие перед ним задачи:

1) повышение научно-экономической обоснованности бизнес-планов, бизнес процессов и нормативов в процессе их разработки;

2) объективное и всестороннее исследование выполнения бизнес-планов, бизнес процессов и соблюдение нормативов;

3) определение эффективности использования производственных ресурсов (средства труда, предметы труда, труд);

4) контроль за осуществлением требований коммерческого расчета;

5) выявление и измерение внутренних резервов на всех стадиях производственного процесса;

6) проверка оптимальности управленческих решений.

Экономический анализ является необходимым элементов управления экономикой.

В зависимости от управления можно выделить следующие виды анализа:

1) по уровню информационного обеспечения:

— внутренний управленческий анализ;

— внешний финансовый анализ.

2) по содержанию процесса управления:

— перспективный (предварительный) анализ;

— ретроспективный (последующий) анализ;

— итоговый (заключительный) анализ.

3) по характеру объектов управления:

— анализ стадий расширенного воспроизводства;

— анализ ведомств и предприятий;

— анализ составных элементов производства и производственных отношений.

— анализ по заданию руководства и экономических служб;

— анализ по заданию собственников и органов управления;

— анализ по заданию контрагентов (поставщики, покупатели, кредитно-финансовые организации).

6) по содержанию и полноте изучаемых вопросов:

7) по мере изучения объекта:

8) по степени автоматизации работ:

— с применением компьютерных оборудований;

— без применения компьютерных оборудований.

  1. Метод экономического анализа. Характеристика основных приемов и методов экономического анализа

Метод экономического анализа представляет собой способ подхода к изучению хозяйственных процессов в их плавном развитии.

Характерными особенностями метода экономического анализа являются:

— определение системы показателей, всесторонне характеризующих хозяйственную деятельность предприятий;

— установление соподчиненности показателей с выделением совокупных результирующих факторов и факторов, на них влияющих;

— выявление формы взаимосвязи между факторами;

— выбор приемов и способов для изучения взаимосвязи;

— количественное измерение влияния факторов на результативный показатель.

Совокупность приемов и способов, которые применяются при изучении хозяйственных процессов, составляет методику экономического анализа, которая базируется на пересечении экономики, статистики и математики.

К экономическим методам анализа относятся:

3) графический и балансовый методы.

Статистические методы включают в себя:

1) использование средних и относительных величин;

3) корреляционно-регрессионный анализ.

Математические методы делятся на три группы:

— теория производных функций;

— теория межотраслевого баланса.

2) методы экономической кибернетики и оптимального программирования:

3) методы исследования операций и принятия решений:

— теория массового обслуживания.

1.2. Характеристика основных приемов и методов экономического анализа.

1) Сравнение этосопоставление изучаемых данных и фактов хозяйственной жизни. Различают горизонтальный, сравнительный анализ, вертикальный, трендовый анализ.

Обязательным условием сравнительного анализа является сопоставимость сравниваемых показателей, которые предполагают: единство объемных, стоимостных, качественных и структурных показателей; единство периодов времени, за которое производится сравнение; сопоставимость производства (условий); сопоставимость методики исчисления показателей.

2) Средние величины исчисляются на основе массовых данных о качественно однородных явлений. Они помогают определять общие закономерности и тенденции в развитии экономических процессов.

3) Группировкииспользуются для исследования зависимости в сложных явлениях, характеристика которых отражается однородными показателями, но разными значениями (характеристика парка оборудования по срокам ввода в эксплуатацию, по месту эксплуатации, по коэффициенту сменности и т.д.).

4) Балансовый метод состоит в сравнении и соизмерении двух комплексов показателей, стремящихся к определенному равновесию; метод позволяет выявить новый аналитический показатель. Балансовый метод используется для проверки результатов расчетов влияния факторов на результативный показатель.

где СК-собственный капитал,

СОС-собственные оборотные средства,

5) Графический способ является масштабным изображением показателей и их зависимости с помощью геометрических фигур. В анализе не имеет самостоятельного значения, используется для иллюстрации измерений.

6) Индексный метод основывается на относительных показателях, выражающих отношение уровня данного явления к уровню, взятому в качестве базы уравнения.

7) Метод корреляционного и регрессионного анализа широко используется для определения тесноты связи между показателями, не находящимися в функциональной зависимости.

С помощью корреляции решаются две задачи:

— составляется модель действующих факторов (уравнение регрессии);

— дается количественная оценка тесноты связей (коэффициент корреляции).

8) Матричные модели представляют собой схематичное отражение экономического явления (процесса) с помощью научной абстракции. Наибольшее распределение получил метод анализа «затраты – выпуск», строящийся по шахматной схеме и позволяющий в наиболее компактной форме представить взаимосвязь затрат и результатов производства.

ВП
П
ЧР (численность рабочих)
Зпост (затраты постоянные)
Зперем (затраты переменные)

9) Математическое программирование — это средство решения задач по оптимизации производственно-хозяйственной деятельности.

10) Метод исследования операций направлен на изучение экономических систем, в том числе производственно-хозяйственной деятельности предприятия, с целью определения такого сочетания структурно взаимосвязанных элементов в системе, которая в наибольшей степени позволит определить наилучшие экономические показатели из ряда возможных.

11) Теория игр — это теория математических моделей, принятие оптимальных решений в условиях неопределенности или конфликта нескольких сторон.

  1. Методика факторного анализа. Типы детерминированных моделей факторного анализа

Все явления и процессы хозяйственной деятельности предприятия находятся во взаимосвязи и взаимообусловленности. Одни непосредственно связаны между собой, другие — косвенно. Отсюда важным методологическим вопросом в экономическом анализе является изучение и измерение влияния факторов на величину исследуемых экономических показателей.

Под экономическим фактором анализа понимается постепенный переход от исходной факторной системы к конечной, раскрытие полного набора прямых количественно измеряемых факторов, оказывающих влияние на изменение результатов.

По характеру взаимосвязимежду показателями различают: методы детерминированного и стохастического факторного анализа.

Детерминированный факторный анализпредставляет собой методику исследования влияния факторов, связь которых с результативным показателем носит функциональный характер.

Основные свойства детерминированного подхода к анализу:

1) построение детерминированной модели путем логического анализа (от общего к его составляющим);

2) наличие полной жесткой связи между показателями;

3) невозможность разделения результатов влияния одновременно действующих факторов, которые не поддаются объединению в одной модели;

4) изучение взаимосвязей в краткосрочном периоде.

Различают четыре типа детерминированных моделей:

— аддитивные модели представляют собой алгебраическую сумму показателей и имеют следующий вид:

— мультипликативные моделипредставляют собой произведение факторов:

— кратная модель,то естьделение факторов:

— смешанные модели – это комбинация из трех перечисленных ранее моделей:

где КР-коммерческие расходы,

Для изучения зависимости между показателями и количественными измерениями множества факторов, влияющих на результативный показатель, существует правило преобразования моделей с целью включения новых факторных показателей. Для детализации обобщающих факторов показателя на его составляющую, которые представляют интерес для аналитических расчетов, используют прием удлинения факторной системы.

Для выделения некоторого числа новых факторов и построения необходимых для расчетов факторных показателей применяют прием расширения финансовой модели, при этом числитель и знаменатель умножается на одно и то же число.

Для построения новых факторных показателей применяют прием сокращения факторных моделей. При исполнении этого приема числитель и знаменатель делится на одно и то же число.

Детализация факторного анализа определяется числом факторов, влияние которых можно количественно оценить. Поэтому большее значение в анализе имеет многофакторные и мультипликативные модели.

В основе их построения лежат следующие принципы:

1) место каждого фактора в факторной модели должен соответствовать его роли формирования результативного показателя;

2) модель должна строиться из двухфакторных полных моделей путем последовательного расчленения факторов качественно на их составляющие;

3) при написании формулы многофакторного показателя факторы должны располагаться слева направо в порядке их замены.

Построение факторной модели является I этапом детерминированного анализа. Далее определяется способ оценки влияния факторов.

  1. Методики факторного анализа: способ цепных подстановок, способ абсолютных разниц

Заключается в определении ряда промежуточных значений обобщающего показателя путем последовательной замены базисных значений факторов на отчетные.

Данный способ основан на элиминировании.

Элиминироватьзначит устранить, исключить воздействие всех факторов на величину результирующего показателя, кроме одного. При этом исходя из того, что факторы изменяются независимо друг от друга, то есть сначала изменяется один фактор, а все остальные остаются без изменения, потом изменяются два фактора при неизменности остальных и т.д.

Методика факторного анализа с помощью цепных подстановок:

Сумма факторных влияний равна общему изменению результирующего показателя, то есть:

Преимущество способа: универсальность применения и простота расчетов. Недостаток состоит в том, что в зависимости от выбранного порядка замены фактора результат факторного разложения имеет разное значение. Однако существует определенное правило, которое позволяет определять последовательность постановки:

1. При наличии факторной модели количественных и качественных показателей в первую очередь рассматривается изменение количественных факторов;

2. Если модель представлена несколькими количественными и качественными показателями, последовательность подстановки определяется путем логического анализа.

где СГВ-среднегодовая выработка,

Под количественными факторами при анализе понимаются те, которые выражают количественную определенность явлений и могут быть получены путем непосредственного их учета (количество работников, станков, сырья).

Качественные факторы определяют внутренние качества, признаки и особенности изучаемых явлений (производительность труда, фондоотдача, качество продукции).

Этот способ является модификацией способа цепных подстановок и представляет собой следующее:

;

Достоинство способа: простота расчета; недостаток: применяется только для мультипликативных расчетов.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студентов недели бывают четные, нечетные и зачетные. 9561 — | 7483 — или читать все.

193.124.117.139 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

источник