Меню Рубрики

По каким источникам проводится внутренний анализ

Перейдем к рассмотрению поисковых исследовательских дизайнов. Мы говорили, что такие исследования помогают поставить задачу и выработать подход к ее решению. Делать же окончательные выводы только на их основе довольно опасно.

К поисковым дизайнам относятся анализ вторичных данных и качественные исследования. Начнем с анализа вторичных данных.

Вторичными называются данные, собираемые регулярно или собранные однократно, но не для решения данной конкретной маркетинговой проблемы, а по какому-либо другому поводу. Вторичные данные принято делить на внутренние (регистрируемые внутри фирмы) и внешние.

Многие фирмы тщательно накапливают и регулярно анализируют имеющуюся у них внутреннюю маркетинговую информацию: детальные сведения о своих продажах, данные, собранные путем собственного стандартизованного анкетирования своих покупателей и т.п. Для накопления и анализа такой информации существует специальное программное обеспечение. Есть оно и в нашей стране. Так, одна из известных программ складского учета товаров (программа «Фолио Win-склад») позволяет проводить различные виды анализа. Например, с помощью регистрации источника, из которого покупатель узнает о товаре, можно изучать эффективность разных видов продвижения товара. Приведем образец таблицы, которую с помощью своей программы составляет для собственных нужд фирма «Фолио» (табл. 4.1).

Таблица 4.1. Распределение продаж программных продуктов фирмы «Фолио» по источникам информации о них

Число продаж

Источники информации о Фолио

Повторная покупка прежнего пользователя

На многих фирмах есть стандартные формы представления менеджерам и руководству данных по разным параметрам, например:

  • o по группам товаров;
  • o по адресату покупки (для юридических или физических лиц; для мужчин, для женщин, для детей или для всей семьи);
  • o по отдельным магазинам;
  • o по регионам;
  • o по способам оплаты (наличные, кредитные карточки);
  • o по времени.

Данный анализ позволяет вовремя заметить намечающиеся тенденции.

Рис. 4.1. Динамика продаж по дням недели

Вот, например, как выглядят таблицы, содержащие такой анализ, проведенный с помощью программы «Фолио Win-Склад». Изучая рис. 4.1, руководитель может заметить, что его товары наиболее интенсивно продаются по средам и воскресеньям.

Отчет о динамике продаж позволяет своевременно обнаружить товарные позиции, спрос на которые начинает падать. Фрагмент этого отчета, приведенный в табл. 4.2, позволяет заметить, что мода на золотистую косметику начинает проходить.

Таблица 4.2. Динамика продаж отдельных товарных позиций по месяцам

Био-золотой гель для век 30 г

Био-золотой тоник для лица 90 г

При наличии у фирмы развитой системы маркетинговой информации можно своими силами проводить важные эксперименты.

Исследование рекламной кампании

Предположим, фирма, занимающаяся розничной торговлей, озабочена падением продаж и хочет провести рекламную кампанию. Перед этим нужно разобраться, какой из двух рекламных доводов более убедителен. Фирма готовит по тысяче писем трех типов и рассылает их представителям трех во всем сходных групп потенциальных покупателей.

Все письма включают в себя купоны с одинаковыми, например десятипроцентными, скидками. В письме первого типа не содержится ничего, кроме предложения купить товар фирмы в определенное время и в определенном месте. В письме второго типа делается упор на ценовые факторы (предлагается рассрочка или другие удобные формы оплаты). В письме третьего типа подчеркиваются уникальные свойства товара. Если принять за базу сравнения реакцию людей, которым было направлено письмо первого типа (нейтральное), то можно определить, какой рекламный довод эффективнее, и тогда принять решение о стратегии проведения широкомасштабной рекламной кампании. Позднее эти данные могут использоваться как вторичные.

Исследование интернет-магазина «Amazon.com«

Разным посетителям сайта демонстрировали разные цены на один и тот же товар, чтобы изучить эластичность спроса. Совмещение торговли с исследованиями — это серьезное нарушение общепринятых правил торговли. Чтобы избежать скандала, руководство магазина обещало больше не проводить такого рода ценовые эксперименты.

Похожие, но вполне корректные исследования проводятся и в нашей стране. Например, в сентябре 2001 г. компания «Покупки на дом» опубликовала купоны в ряде российских газет (в частности, в «Антенне»). Каждый, пославший по почте купон, мог выиграть цепочку с золотым покрытием. Купон снабжен кодом, на основании которого компания может выяснить, публикация в какой именно газете достигла цели наилучшим образом.

Время прихода и ухода клиентов из фитнес-клуба

В клубе Swim and Gym ( swimgym.ru) на основе этой информации были выявлены, так сказать, зоны риска. Поскольку большинство посетителей покупает клубные карты на определенный период времени (год, полгода или три месяца), то чем реже посещает клуб клиент, тем дороже ему обходится каждое посещение. Выполненное под руководством одного из авторов сопоставление данных о посещаемости клуба с информацией о том, купил ли клиент новую клубную карту после окончания действия предыдущей, позволило выявить порог интенсивности посещения, ниже которого вероятность потерять клиента резко возрастает. Отслеживание клиентов, находящихся в «зоне риска», позволяет клубу вовремя принимать меры для их удержания.

Еще одним важным примером внутренней маркетинговой информации могут служить данные, поставляемые российской компанией ВАТКОМ. Сегодня эта компания оснастила значительную часть отечественных торговых центров аппаратурой для подсчета числа посетителей. (Динамика этого показателя для торговых центров особенно важна ввиду отсутствия централизованного учета показателей продаж у независимых арендаторов.) Собирая информацию от разных торговых центров, компания рассчитывает индекс ВАТКОМ (Shoping Index™), демонстрирующий усредненную динамику посещаемости в расчете на квадратный метр торговой площади (рис. 4.2). Это дает клиентам возможность сравнить динамику активности посетителей своего торгового центра с усредненной динамикой по конкурентам. Действительно, одно дело, если наблюдается падение числа покупателей не только у нас, но и по рынку в целом, и другое, если только у нас, а рынок стабилен или растет.

Впрочем, индекс ВАТКОМ, формируемый путем агрегирования внутренней маркетинговой информации, может служить уже примером внешней, т.е. поступающей извне, маркетинговой информации. К рассмотрению источников такой информации мы сейчас и перейдем.

Рис. 4.2. Индекс потребительской активности ВАТКОМ по Москве (источник — watcom.ru)

источник

Аналитическая работа на предприятии осуществляется специальной группой. Она может быть автономной или включённой в какое-либо подразделение. В последнее время создаются подразделения контроллинга, в чьи функции в качестве основной включается эта деятельность. В отдельных, особо сложных ситуациях пользуются услугами консультантов. На малых предприятиях эта работа может быть возложена на одного из заместителей руководителя или эксперта.

Дня уяснения функций ИАС необходимо изучить информационный обмен, связанный с аналитической работой. В общей постановке анализ основан на переработке информации, которую аналитики должны где-то получить, и выдаче информации заинтересованным лицам или организационным единицам. Место аналитического процесса в цепочке других, связанных с управлением процессов показано на рисунке 5.

Рисунок 5. Место анализа в цепочке принятия управленческих решений

Все источники информации для анализа можно разделить на внутренние и внешние.

К внутренним источникам относятся:

· бухгалтерский учёт, включая аналитический и складской;

· материалы различных исследований и обследований, выполненных на предприятии;

· текущая документация, в том числе материалы ревизий и аудиторских проверок и т.д.;

· зафиксированные данные опросов;

· информация из баз данных, эксплуатирующихся на предприятии ЭИС и автономных автоматизированных рабочих мест (АРМ);

Из перечисленных видов учёта бухгалтерский и статистический относятся к обязательным видам учёта.

К внешним источникам информации относятся:

· установочная информация из государственных органов и вышестоящих организаций (для зависимых предприятий) это правовые и руководящие документы, инструкции и т.д., определяющие условия функционирования,

· информация из специализированных информационных организаций и их информационных хранилищ, к ним относятся различные фонды, финансовые и биржевые и т.д.;

· библиотечные фонды и информационные хранилища;

· средства массовой и специализированной информации;

· глобальные информационные ресурсы, например сеть Интернет и другие;

· данные деловой разведки и прочие возможные источники информации.

С другой стороны служба анализа выдает информацию заинтересованным потребителям. Основные её потребители — лица, принимающие решения (ЛПР).

На предприятии должен быть установлен порядок доступа к такой информации по причине её особой ценности и подчас конфиденциальности.

С точки зрения аналитических систем информацию можно разделить на:

Агрегированные данные. Пользователя, занимающегося анализом, редко интересуют детализированные данные. Более того, чем выше уровень пользователя (руководителя, управляющего, аналитика), тем выше уровень агрегации данных, используемых им для принятия решения. Рассмотрим в качестве примера фирму по продаже автомобилей. Коммерческого директора такой фирмы мало интересует вопрос: «Какого цвета «Жигули» успешнее всего продает один из ее менеджеров — Петров: белого или красного?» Для него важно, какие модели и какие цвета предпочитают в данном регионе.

Исторические данные. Важнейшим свойством данных в аналитических задачах является их исторический характер. После того как зафиксировано, что Петров в июне 2004г. продал 2 автомобиля «Волга» и 12 автомобилей «Жигули», данные об этом событии становятся историческим (свершившимся) фактом. И после того, как информация об этом факте получена, верифицирована и заведена в БД, она может быть сколько угодно раз считана оттуда, но уже не может и не должна быть изменена.

Другим неотъемлемым свойством исторических данных является обязательная спецификация времени, которому эти данные соответствуют. Причем время является не только наиболее часто используемым критерием выборки, но и одним из основных критериев, по которому данные упорядочиваются в процессе обработки и представления пользователю.

Во многих организациях используются как общепринятые, так и собственные календарные циклы (финансовый год может начинаться не в январе как календарный, а, например, в июне); время является стандартным параметром практически любой аналитической, статистической или финансовой функции (прогноз, нарастающий итог, переходящий запас, скользящее среднее и т.д.).

Прогнозируемые данные. Когда говорится о неизменности и статичности данных в аналитических системах, имеется в виду неизменность исключительно исторических данных (данных, описывающих уже произошедшие события). Такое предположение ни в коем случае не распространяется на прогнозируемые данные (данные о событии, которое еще не происходило). И этот момент является весьма существенным.

Например, если мы строим прогноз об объеме продаж на июнь 2005г. для менеджера Петрова, то, по мере поступления фактических (исторических) данных за 2004г., эта цифра может и будет многократно изменяться и уточняться. Более того, достаточно часто прогнозирование и моделирование затрагивает не только будущие, еще не произошедшие, но и прошлые, уже свершившиеся события. Например, анализ: «а, что будет (было бы). если (бы). «, строится на предположении о том, что значения некоторых данных, в том числе и из прошлого, отличны от реальных.

На первый взгляд, мы сами противоречим себе, говоря о неизменности данных, как основополагающем свойстве аналитической системы. Но это не так. Это кажущееся противоречие наоборот подчеркивает и усиливает значимость требований к неизменности исторических данных. Сколько бы мы не упражнялись (например, при анализе: «а что. если. «) со значением объема продаж за июнь 2004г., значения исторических (реальных) данных должны оставаться неизменными.

С технической точки зрения источники данных для проведения анализа могут быть представлены в следующих основных формах:

· в виде файлов определённого формата (ранее самым распространённым форматом были DBF файлы, сейчас же всё большую долю начинает занимать формат XML);

· в виде привычных большинству специалистов реляционных баз данных, в которых хранится первичная или агрегированная информация;

· в виде хранилищ данных, которые собирают внутри себя информацию из различных предметных транзакционных баз данных и производят её агрегацию и систематизацию;

· в виде информации, получаемой из отчётов, когда в процессе выполнения аналитической работы результаты (агрегаты) одного отчёта становятся источником данных для других отчётов, тем самым, являясь элементом-источником общей технологической цепочки при осуществлении анализа;

· информация, получаемая напрямую при вызове удалённых процедур во внешних по отношению к аналитической подсистем или даже информационных систем. Данная технология реализована во многих языках программирования, на большинстве технологических платформ и основывается на комплексной идеологии удалённого вызова процедур (RPC – Remote Procedure Call);

· традиционные Интернет сайты различных СМИ, информационных агентств и обычных компаний в зависимости от типа и содержания требуемой информации;

· «ВЕБ сервисы», взаимодействие с которыми основывается на протоколе SOAP и XML и которые по основной концепции должны быть зарегистрированы в каталогах и доступны по протоколу UDDI – основная цель данной концепции – создать единую гибкую инфраструктуру автоматизированного взаимодействия информационных систем различных компаний с целью оказания каких-либо информационных услуг (сервисов) через традиционную сеть Интернет. Отсюда пошло и само название – WEB Services (ВЕБ сервисы).

Читайте также:  Как здают анализ на желочный

Тема 3. Информационно – аналитическая система как инструмент проведения экономического анализа

1. Общее понятие информационно – аналитической системы.

2. Функции и сферы применения ИАС.

3. Классификация аналитических систем.

4. Концепции построения ИАС.

5. Общая структура информационной аналитической системы.

1. Общее понятие информационно – аналитической системы.

Современный этап развития рыночных отношений в российской экономике характеризуется началом экономического подъема. Сегодня все большее число организаций приходит к пониманию того, что без наличия своевременной и объективной информации о состоянии рынка, прогнозирования его перспектив, постоянной оценки эффективности функционирования собственных структур и анализа взаимоотношений с бизнес — партнерами и конкурентами их дальнейшее развитие становится практически невозможным. Начинают приобретать определяющее значение знания о протекающих хозяйственных процессах. На успех ведения дела влияют как объективные, так и субъективные факторы. К объективным факторам можно отнести:

· закономерности протекания хозяйственных процессов,

· неписаные правила и традиции ведения дел,

· экономическую конъюнктуру и т.д.

Большое значение имеет субъективный фактор, под которым понимается влияние на ход бизнес — процессов работников предприятия и в особенности лиц, принимающих решения (ЛПР).

Для выработки и принятия соответствующих складывающейся обстановке решений необходима информация, которая должна удовлетворять требованиям полноты, достоверности, своевременности (актуальности), полезности.

Основополагающую роль в подготовке принятия решений играет его обоснование по имеющейся у ЛПР информации. Её, как правило, получают из различных внутренних и внешних источников. В интересах выработки адекватного решения используются внутренние информационные ресурсы, которые складываются из отражения деятельности (функционирования) объекта в документах, других видах и способах сбора, обработки, хранения информации. А также внешние по отношению к объекту информационные ресурсы, например (если это предприятие) — корпорации, отрасли, региона, а также глобальные – из средств массовой информации, специальной литературы, всемирной информационной сети Интернет и т.д.

Таким образом, границы информационного пространства как отображения деятельности предприятия и его взаимодействия с внешней средой, в рамках которого принимаются решения, выходят далеко за пределы предприятия.

Эти обстоятельства вынуждают использовать имеющиеся в настоящее время весьма развитые программно-технические средства. Широкое и эффективное применение этих средств стало одним из факторов выживаемости и успеха предприятия в условиях острой конкурентной борьбы. Получили широкое распространение автоматизированные информационные системы.

Проблема анализа исходной информации для принятия решений оказалась настолько серьезной, что появилось отдельное направление или вид информационных систем – информационно – аналитические системы (ИАС).

Информационно-аналитические системы (ИАС) призваны на основе данных, получаемых в режиме реального времени, помогать в принятии управленческих решений. ИАС — это современный высокоэффективный инструмент поддержки принятия стратегических, тактических и оперативных управленческих решений на основе наглядного и оперативного предоставления всей необходимой совокупности данных пользователям, ответственным за анализ состояния дел и принятие управленческих решений. Комплекс информационно-аналитических систем затрагивает всю управленческую вертикаль: корпоративную отчетность, финансово-экономическое планирование и стратегическое планирование.

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2019 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.004 с) .

источник

В экономической теории финансовый анализ подразделяется на два основных блока: макроэкономический и микроэкономический. Такое разделение обусловлено сложившимся в современной экономической науке выделением макро- и микроэкономики.

Микроэкономический финансовый анализ предназначен для оценки состояния и эффективности использования экономического и финансового потенциала организации, ее инвестиционной привлекательности, а также обоснования управленческих решений.

Макроэкономический финансовый анализ предназначен для оценки состояния и эффективности функционирования экономики в целом (региональной, национальной, международной), конъюнктуры различных сегментов рынка.

В зависимости от того, в каких целях проводится анализ его можно классифицировать следующим образом.

В зависимости от пользователей информации выделяют: внешний и внутренний анализ.

Внешний анализ проводится в целях сравнения результатов деятельности организации с другими организациями по данным бухгалтерской отчетности организации-контрагента. Результатом данного анализа является определение рыночной стоимости и инвестиционной привлекательности организации для потенциальных контактов.

Внутренний анализ проводится в целях изучения деятельности только анализируемого хозяйствующего субъекта. При этом используется разработанная в организации система нормативов экономической деятельности, а также оперативные данные, часто составляющие коммерческую тайну организации. Результатом данного анализа является определение возможностей организации по оптимальному привлечению и использованию средств для обеспечения максимума прибыли и минимизации затрат, а также снижению финансовых рисков. Особенностью этого вида анализа является использование в качестве источников информации внутренней финансовой отчетности, данных бухгалтер­ского учета, нормативной и плановой информации.

Внутренний финансовый анализ

Внешний финансовый анализ

Отношения между отдельными подразделениями организации в сфере управления финансами

Отношения организации с внешними контрагентами

Имущественный и финансовый потенциал, финансовые результаты, денежные потоки, качество менеджмента

Имущественный и финансовый потенциал, финансовые результаты, денежные потоки, качество менеджмента

Финансовые менеджеры, аналитики, внутренние аудиторы, котроллеры, консультанты, руководство

Партнеры, клиенты, контрагенты, органы финансового контроля и надзора, собственники, внешние аудиторы

Решения органов управления

Международные и национальные стандарты

Объем используемой информации

Вся совокупность информации о деятельности организации и факторах внешней среды

В рамках финансовой отчетности

Качество получаемой в результате анализа информации

Носит в значительной мере субъективный характер

Носит более объективный характер, поскольку анализ основывается на утвержденной надзорными органами информации

Способы отражения информации

На основе общепринятых принципов и стандартов учета

Виды анализа в зависимости от временного горизонта

Текущий (ретроспективный), оперативный, перспективный анализ

Текущий (ретроспективный) и перспективный анализ

Регламентируется внутренними корпоративными потребностями

Может регламентироваться нормативными актами

По временному горизонту выделяют: теку­щий (ретроспективный) анализ, оперативный анализ, перс­пективный (прогнозный) анализ.

Текущий анализ – это анализ результатов текущей финансово-хозяйственной деятельно­сти по отчетным периодам. Его проводят в основном на базе данных бухгалтерского учета и отчетности организации. Текущий анализ позволяет оценить работу организации за прошедшие периоды времени нарастающим итогом. Его главная задача – оценка результатов деятельности организации и комплексное выявление неиспользован­ных резервов. Особенность текущего анализа состоит в том, что фактические результаты деятельности сравниваются с запланированными показателями и данными предшествующих аналитических периодов. Текущий анализ – наиболее полный анализ хозяйственной деятельности, вбирающий в себя результаты оперативного анализа и являющийся основой для проведения перспективного анализа.

Оперативный анализ – это анализ, направленный на решение задач, которые стоят перед оперативным управлением организацией и представляет собой в значительной степени инструмент управленческого учета. Оперативный анализ проводится с целью оперативного реагирования на неблагоприятные для организации изменения внутренней и внешней среды. Главной задачей оперативного анализа является постоянный мониторинг и оперативная оценка различных параметров функционирования организации, выявление недостатков и причин их возникновения. Оперативный анализ в отличие от текущего во времени приближен к моменту совершения хозяйственных операций, т.е. может осуществляться в режиме реального времени.

Перспективный анализ – это анализ будущих результатов финансово-хозяй­ственной деятельности организации. Важнейшими задачами проведения перспективного анализа являются подготовка необходимой аналитической информации для обоснования перспективных и текущих планов развития организации, оценка реальности выполнения намечаемых планов.

В зависимости от глубины аналитического исследования выделяют:

экспресс-анализ – проводится для общей и оперативной оценки финансового состояния и эффективности деятельности организации;

углубленный анализ – проводится для фундаментальной оценки финансового состояния и эффективности деятельности организации.

По признаку регулярности выделяют:

периодический – проводится регулярно в соответствующие периоды времени (годовой, квартальный, месячный, ежедневный, сменный и др.);

разовый – проводится единовременного по обстоятельствам различного характера.

Пример «периодического» анализа. Процедура экспресс-анализа, используемая, к примеру, в мониторинге финансового состояния организации, – отбор небольшого количества существенных сравнительно несложных в исчислении показателей и постоянное отслеживание их динамики.

Пример «разового» анализа. Процедура экспресс-анализа, используемая, к примеру банками, в мониторинге кредитоспособности заемщика – физического лица и оценки возникающих рисков – отбор наиболее существенных показателей и расчет на основе специальной программы интегрального эффекта, возникающего от их суммарного воздействия. Количество показателей при этом может быть и относительно велико.

Основная задача экспресс-анализа состоит в оперативности получения результата.

По полноте изучения деятельности организации:

полный анализ – всестороннее изучение финансово-хозяйственной деятельности организации;

тематический анализ – изучение отдельных направлений финансово-хозяйственной деятельности, представляющих наибольший интерес в данный момент времени.

источник

Отличительный признак Вид анализа
внешний внутренний
Исполнители и пользователи широкий круг узкий круг доверенных лиц
Базовое информационное обеспечение публичная отчетность внутренняя информация
Круг решаемых задач отдельные темы комплексное исследование
Основная задача оценка имущественного и финансового состояния поиск резервов повышения эффективности деятельности
Цель проведения обоснование экономических решений обоснование управленческих решений
Характер использования результатов открытый закрытый
Унификация методики анализа достаточно высокая используются индивидуализированные разработки
Доминирующий временной аспект анализа итоговый оперативный и перспективный

Внешний и внутренний анализ являются таковыми не только из-за субъектов проведения, но и из-за характера информационной базы. В рамках внешнего анализа опираются в основном на бухгалтерскую финансовую отчетность, которую, в принципе, можно получить, обратившись в органы статистики или к средствам массовой информации, а информационное обеспечение внутреннего анализа гораздо шире, поскольку для его проведения возможно привлечение практически любой необходимой информации, в том числе той, которая содержит коммерческую или государственную тайну или является конфиденциальной, и охраняется от внешних пользователей. Безусловно, понятия ограниченности доступа к данным и их конфиденциальности существуют и в отношении внутренних аналитиков в том смысле, что абсолютной равнодоступности к источникам информации внутри предприятия не существует в принципе, поскольку доступ к информационной базе, как правило, ограничивается в зависимости от уровня компетенции и ответственности того или иного аналитика.

Соответственно, методики внешнего анализа строятся на предположении об определенной информационной ограниченности анализа; как правило, подобные методики строятся на базе наиболее полного набора общедоступной бухгалтерской отчетности, содержащейся в годовом отчете. Методики внутреннего анализа определяются особенностями информационных потоков предприятия.

Что касается второго различия между внешним и внутренним анализом, то оно в значительной степени также предопределяется составом и структурой исходных данных, имеющихся в наличии у аналитика. Поскольку для внутреннего анализа могут быть доступны различные внутренние отчеты и формы, не являющиеся унифицированными и обязательными к составлению во всех компаниях и с заданной периодичностью, многие аналитические процедуры не являются заранее предопределенными, а сам анализ в этом случае носит более творческий, в некоторой степени, импровизированный характер. Основным информационным обеспечением внешнего анализа служит бухгалтерская финансовая отчетность. Хотя она не является абсолютно унифицированной (отчетность банков, страховых компаний и некоторых других организаций имеет особенности), тем не менее, основные показатели в ней одинаковы у всех организаций, соответственно, возможна разработка достаточно формализованной последовательности и набора показателей и процедур анализа. Унификация методик необходима для того, чтобы разные специалисты понимали друг друга. Она нужна, чтобы можно было сопоставлять результаты анализа разных объектов анализа и результаты работы разных аналитиков. Без унификации методик невозможно использование стандартных пакетов прикладных программ аналитической направленности.

Третье важное отличие внешнего и внутреннего анализа – цель проведения. Внешний анализ служит самым разнообразным целям: победа в конкурентной борьбе, выбор надежных партнеров, выгодное помещение средств. Субъекты внешнего анализа на его основе принимают весьма разнообразные решения, лежащие в экономической плоскости. Но реализация этих решений далеко не всегда связана с воздействием на анализируемое предприятие. Основная цель внутреннего анализа – тоже обоснование разнообразных решений, но все эти решения носят управленческий характер, а их реализация направлена на изменения во внутренней среде предприятия. Таким образом, внутренний анализ является управленческим.

В ходе развития экономического анализа как науки и в соответствии с запросами практики в его составе выделилось множество разновидностей. Различают виды анализа по объектам исследования, по отраслевой принадлежности исследований и по уровню исследуемых экономических систем, по методике и по основному методу проведения, по содержанию программы исследования, по охвату исследуемых объектов и по времени проведения.

Для специалистов по бухгалтерскому учету и аудиту важнейшей разновидностью анализа является анализхозяйственной деятельности, поскольку его проведение является частью их профессиональных обязанностей. Содержание анализахозяйственной деятельности предприятия можно определить как планомерное, системное и комплексное изучение протекающих на предприятии хозяйственных процессов, проводимое за те или иные периоды времени во всех звеньях хозяйственного механизма предприятия на основании данных плана, всех видов учета и отчетности, других источников информации; описание хозяйственных процессов с помощью системы показателей; обработка этих показателей с помощью методов экономического анализа; обоснование на основе этого исследования управленческих решений, контроль и оценка их выполнения с целью повышения эффективности деятельности предприятия.

Читайте также:  Как сделать выводы из анализа

Организационные формы проведения АХД – централизованная, децентрализованная и смешанная. Смешанная форма организации АХД является оптимальной для средних и крупных предприятий.

В рамках анализа хозяйственной деятельности выделяют внутрифирменный и межфирменный, внутренний и внешний, производственный и финансовый анализ.

Вопросы для повторения

1. Перечислите признаки классификации видов экономического анализа.

2. Охарактеризуйте виды анализа по объектам исследования, по отраслевой принадлежности исследований, по уровню исследуемых экономических систем, по методике, по основному методу проведения, по содержанию программы исследования и по охвату исследуемых объектов.

3. Что представляет собой предварительный анализ?

4. Опишите назначение и разновидности последующего анализа.

5. Охарактеризуйте содержание анализа хозяйственной деятельности и перечислите его разновидности.

6. Опишите разновидности АХД по изучаемым подсистемам предприятия. В какие крупные разделы они объединяются?

7. Опишите формы организации аналитической работы на предприятиях.

8. Охарактеризуйте особенности внешнего и внутреннего АХД.

Выберите один правильный ответ.

а) анализ внутренней среды предприятия;

б) анализ, который основан на внутренней информации и проводится доверенными исполнителями;

в) анализ инфраструктуры экономики;

г) анализ внутренних взаимосвязей хозяйственной деятельности.

2. Для крупных и средних предприятий оптимальной является:

в) смешанная форма проведения анализа.

3. По методу проведения различают следующие разновидности анализа:

а) перспективный и ретроспективный анализ;

б) качественный и количественный, диагностический, фундаментальный и технический анализ и др.;

в) финансово-экономический, технико-экономический, социально-экономический, экономико-статистический, эколого-экономиче-ский, логистический, маркетинговый, инвестиционный и инновационный анализ;

г) сравнительный, коэффициентный, функционально-стоимостной, маржинальный, эконометрический анализ и др.

4. По уровню экономической системы экономический анализ подразделяется:

а) на отраслевой и межотраслевой;

б) макроэкономический и микроэкономический;

в) производственный и финансовый;

а) количественные сопоставления и исследования степени чувствительности финансовых показателей к изменению различных факторов;

б) разработка программы и оценка эффективности инвестиционной деятельности;

в) изучение, диагностика и прогнозирование финансового состояния и финансовых результатов деятельности предприятия и выявление резервов их улучшения;

г) исследование влияния производства на финансовое состояние предприятия;

д) система раннего предупреждения о назревающих проблемах в сфере финансов.

6. Анализ, который проводится задолго до свершения хозяйственных операций, называется:

7. Деление анализа на внешний и внутренний отражает классификацию анализа:

д) отраслевой принадлежности.

8. Анализ, который проводится вскоре после свершения хозяйственных операций, называется:

б) анализ, который проводится внешними по отношению к объекту анализа лицами;

в) анализ внешнеэкономических отношений.

10. Анализ, который проводится по окончании большого этапа деятельности, называется:

11. Может ли внешний анализ быть управленческим:

12. По какому признаку экономический анализ подразделяется на внутренний и внешний:

б) методика изучения объектов;

д) анализируемая подсистема предприятия.

13. В рамках какого анализа выполняется контроль текущей деятельности:

14. По содержанию программы экономический анализ делится:

а) на отраслевой и межотраслевой;

г) комплексный и тематический;

д) производственный и финансовый.

15. Какой экономический анализ проводится с целью получения информации, необходимой для планирования, контроля и оценки оптимальности управленческих решений:

16. По характеру изучаемых процессов экономический анализ подразделяется:

а) на отраслевой и межотраслевой;

б) макроэкономический и микроэкономический;

в) производственный и финансовый;

17. С помощью какого анализа исследуются товарные, финансовые и информационные потоки:

18. По степени охвата изучаемых объектов экономический анализ подразделяется:

а) на отраслевой и межотраслевой;

б) комплексный и тематический;

в) производственный и финансовый;

д) внутрифирменный и межфирменный.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Увлечёшься девушкой-вырастут хвосты, займёшься учебой-вырастут рога 9913 — | 7730 — или читать все.

193.124.117.139 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

источник

Рубрика: Экономика и управление

Статья просмотрена: 10235 раз

Морозов Н. Г. Внешний и внутренний анализ финансовой деятельности предприятий // Молодой ученый. — 2008. — №1. — С. 116-119. — URL https://moluch.ru/archive/1/51/ (дата обращения: 10.12.2019).

Рассматривая профессиональную подготовку будущих учителей математики, необходимо исходить из современного понимания профессиональной компетентности учителя, его профессионального мастерства и уверенного владения предметом. Одной из ключевых компетентностей будущего специалиста является предметно-профессиональная компетентность.

Под предметно-профессиональной компетентностью учителя математики будем понимать характеристику личности специалиста, выраженную в единстве его теоретических знаний, практической готовности к осуществлению видов профессиональной деятельности, связанной с преподаванием предмета математики в системе общего среднего образования.

Показателем наличия предметно-профессиональной компетентности будущего учителя математики служит умение решать определенные профессиональные задачи. Среди этих задач выделим умение применять математические знания при решении математических задач и задач из других предметных областей. В рамках компетентностного подхода речь пойдет об умении применять математические знания при решении познавательных компетентностных задач.

Под компетентностными познавательными задачами мы будем понимать задачи, способ решения которых неизвестен, но может складываться из известных учащимся способов; решение которых требует применения комбинации знаний из предметной области «математика» и использование математических моделей; имеющие нестандартную постановку задачи; для решения нужно применять имеющиеся знания из других учебных предметов или знания, связанные с жизненными ситуациями, с каким либо видом деятельности, т.е. дополнительные не математические знания.

Значит, если на уроках геометрии для развития учебно-познавательной компетентности школьников, учитель может использовать компетентностные задачи [3], то он сам должен уметь решать, подбирать и составлять такие задачи. Чтобы сформировать эти умения у студентов на высоком уровне, нами был разработан курс по выбору «Компетентностные стереометрические задачи».

Данный курс разрабатывался для студентов-математиков IV курса физико-математических факультетов. Такой выбор сделан нами потому, что, начиная с 4-го курса, большинство студентов осмысливает процесс обучения в вузе с позиции требований профессиональной деятельности, а профессиональная мотивация превращается в ведущий фактор внутренней активности личности. Происходит это потому, что в «ходе педагогической практики студенты убеждаются в том, что далеко не все знания, получаемые ими в вузе, нужны в реальной практической деятельности, а если и нужны, то не в той форме, в какой они осваиваются в процессе обучения. Эти «открытия» существенно повышают учебную избирательность студентов при освоении отдельных предметов, «запускают» механизмы преобразования академических знаний и умений в собственно профессиональные» [1; с. 155].

Нами были выделены основные цели и задачи курса:

  1. расширить знания студентов о компетентностном подходе;
  2. обосновать актуальность реализации компетентностного подхода в школе;
  3. познакомить студентов с основными понятиями по теме (компетенция, компетентность, учебно-познавательная компетентность школьников, компетентностная задача);
  4. выделить компетентности, которые учитель математики может формировать при обучении своему предмету;
  5. выделить направления реализации учебно-познавательной компетентности на уроках математики (на примере курса «Стереометрии»);
  6. отработать умение решать компетентностные задачи;
  7. научить студентов отличать компетентностные задачи от обычных математических;
  8. научить подбирать и составлять компетентностные задачи разных видов (предметные, межпредметные и практические) в рамках школьного курса геометрии;
  9. отработать умение студентов обучать школьников методу математического моделирования;
  10. формирование умения у будущих учителей математики применять компетентностные задачи на уроках математики (геометрии) для формирования учебно-познавательной компетентности;
  11. содействовать развитию индивидуальности будущего педагога в профессиональной деятельности.

На первом занятии студенты выполняют задание, которое позволяет выявить их знания по стереометрии и умения отличать и решать компетентностные задачи до изучения курса по выбору. Далее, 4 часа – лекционные, где студенты знакомятся с актуальностью реализации компетентностного подхода в школе, основными понятиями, особенностями реализации компетентностного подхода на уроках математики.

Следующие несколько занятий посвящены решению компетентностных задач подобранных и составленных специально для студентов. Эти задачи отличаются от школьных компетентностных задач уровнем сложности и удовлетворяют следующим требованиям:

1) могут иметь несколько способов решения;

2) при решении применяются знания из других разделов предметной области «математика»;

3) повышенный уровень сложности;

4) связаны с профессиональной деятельностью, с реальными жизненными ситуациями или другими сферами жизни (искусство, архитектура и т.д.), где нужно применять дополнительные не математические знания, что способствует повышению мотивации студентов;

5) связаны с вузовским курсом элементарной математики;

6) включают следующие типы задач: на обоснование возможного применения математических знаний в конкретной ситуации; на применение математических знаний в конкретной математической или нематематической ситуации; на построение математических объектов и ситуаций; на формулирование свойств конкретного объекта по заданным условиям; на оценку способа решения (правильно/неправильно, рационально/нерационально) и полученного результата (правдоподобность).

Приведем примеры компетентностных задач:

№1) Имеется бревно (рис.1) длина которого 20 дм, а диаметры спилов 2 дм и 1 дм. Требуется вырубить из бревна брус с квадратными поперечными сечениями, ось которого совпадала бы с осью бревна и в целях экономии объем его должен быть наибольшим. (Применение математических знаний в нематематической ситуации).

Решение: Нужно найти объем бруса, т.е. объем прямоугольного параллелепипеда с квадратным основанием. В осевом сечении конуса, которое одновременно является диагональным сечением прямоугольного параллелепипеда, получим равнобокую трапецию, в которую вписан прямоугольник – диагональное сечение прямоугольного параллелепипеда (рис.2). Обозначим буквой x высоту параллелепипеда, т.е. высоту прямоугольника в осевом сечении: КМ = x и .

Найдем объем V прямоугольного параллелепипеда.

FK = EM = AD — 2MD= 2 – 2 MD. Проведем CLAD. Тогда LD = AN = AD – AL = 1 – 0,5 = 0,5 (дм).

Из подобия треугольников KMD и CLD , т.к. и значит .

Площадь квадрата, служащего основанием прямоугольного параллелепипеда находим по формуле , где d – диагональ основания, т.е. d = FK. Значит , т.к. высота параллелепипеда равна х, то .

Рассмотрим функцию V(x) и найдем для нее наибольшее значение на промежутке .

при х = 40 или при х = , но х = 40 не принадлежит промежутку .

Сравним между собой значения функции V(x) в точках х = ( V() = ) и х = 20 (V(20) = 10) и найдем . Получили, что наибольшее значение функции является .

Интерпретируем полученный результат: чтобы вырубить из бревна брус наибольшего объема, нужно удалить верхнюю (более тонкую) часть бревна так, чтобы осталось бревно высотой дм, а затем из полученного бревна вырубить брус с квадратным поперечным сечением (это сечение определяет квадрат, вписанный в верхнее основание бревна высотой дм).

№2) На уроке математики изучали объемы тел. На дом было задано вычислить объем сосуда, которым пользуются в быту (стакан, ваза для цветов, банка и т.д.). Таня решила вычислить объем вазы (рис.3) с помощью формулы объема усеченной пирамиды. Может ли она это сделать? Почему? (Обоснование возможного применения математических знаний в конкретной ситуации)

Решение: Таня не может использовать формулу объема усеченной пирамиды для вычисления объема вазы, т.к. если продолжить ребра усеченной пирамиды – они должны пересечься в одной точке, а для модели (см. рис.3.) данной вазы это не выполняется, возможно, при производстве изделия был допущен брак.

№3) Для экспедиции было решено заказать новую палатку для оборудования. Палатка должна быть в форме пирамиды, в основании которой квадрат и его сторона равна 2м. Две боковые грани перпендикулярны основанию, а каждая из двух других боковых граней образует с основанием угол=30 . Удобно ли будет человеку заходить в такую палатку? Решить задачу если =45 (60 ). (Оценка полученного результата (правдоподобность)).

Решение: Сделаем рисунок (эскиз палатки) (рис. 4). и .

Рассмотрим прямоугольный : примем = , тогда по теореме синусов ,для , 1,2 (м) – человеку не удобно заходить в такую палатку, т.к. она низкая.

Для , (м) – в такую палатку входить удобно.

Для , (м) 3,4 (м) – в такую палатку входить удобно, но она будет очень высокой и это сложно для ее установки.

Можно сделать вывод, что в задаче должно быть указано одно значение , при котором высота палатки наиболее правдоподобна.

Читайте также:  Виды экономического анализа какой прогноз

№4) Известно, что фигура задана следующей системой неравенств: а) ; б) . Требуется построить данную фигуру и описать, какими свойствами она обладает. (Формулирование свойств конкретного объекта по заданным условиям).

Далее для студентов разработаны практические занятия, на которых они выполняют методические задания, удовлетворяющие следующим требованиям:

  1. Неопределенность. Данное требование связано с тем, что задание может иметь несколько вариантов ответов; могут быть различные способы выполнения задания и имеется возможность переформулировки (изменения) задания, в зависимости от знаний и индивидуальных особенностей студента.
  2. Связь со школьным курсом математики. Задания не должны быть «оторваны» от материала, который изучается в школьном курсе математики. Это будет способствовать мотивации студентов, повторению школьного курса и подготовке к педагогической практике.
  3. Возможность проявления творчества. Должны быть творческие задания, где студенты могут высказать свою точку зрения, придумать свой вариант задачи, написать конспект урока, создать свою классификацию и т.д.
  4. Связь с курсом методики обучения математике. Для выполнения заданий должны применяться уже имеющиеся знания из вузовского курса методики, а также эти задания должны способствовать расширению методических умений. Задания должны быть связаны с реальными учебными ситуациями, которые могут возникнуть на уроке математики (например, при решении задач, объяснении нового материала).
  5. Связь с жизнью, другими науками, различными отраслями производства, что позволяет расширить кругозор, учесть интересы студентов и их субъектный опыт, а также создать условия для творчества.
  6. Вариативность заданий. Связано с возможностью выбора темы и способов выполнения заданий, что повышает мотивацию студентов и учитывает их интересы.
  7. Практикоориентированность. Связано с отбором содержания заданий и технологий их выполнения, исходя из практических профессионально-педагогических задач, необходимость решения которых вытекает из особенностей преподавания стереометрии в современной школе.

Приведем примеры методических заданий:

I. Проведите анализ школьных учебников по геометрии на наличие в них компетентностных задач по теме «Стереометрия» и заполните таблицу:

Компетентностная задача (№, стр.)

источник

Основываясь на данных о прошлой деятельности предприятия, финансовый анализ направлен на снижение неопределенности относительно его будущего состояния.

Результаты анализа финансового состояния предприятия имеет первостепенное значение для широкого круга пользователей, как внутренних, так и внешних по отношению к предприятию — менеджеров, партнеров, инвесторов и кредиторов.

  • Для внутренних пользователей, к которым в первую очередь относятся руководители предприятия, результаты финансового анализа необходимы для оценки деятельности предприятия и подготовки решений о корректировке финансовой политики предприятия.
  • Для внешних пользователей — партнеров, инвесторов и кредиторов — информация о предприятии необходима для принятия решений о реализации конкретных планов в отношении данного предприятия (приобретение, инвестирование, заключение длительных контрактов).

Внешний финансовый анализ ориентирован на открытую финансовую информацию предприятия и предполагает использование типовых (стандартизированных) методик. При этом, как правило, используется ограниченное количество базовых показателей.

При выполнении анализа основной акцент делается на сравнительные методы, так как пользователи внешнего финансового анализа чаще всего находятся в состоянии выбора — с каким из исследуемых предприятий устанавливать или продолжать взаимоотношения и в какой форме это наиболее целесообразно делать.

Внутренний финансовый анализ отличается большей требовательностью к исходной информации. В большинстве случаев для него не достаточно информации, содержащейся в стандартных бухгалтерских отчетах, и возникает необходимость использовать данные внутреннего управленческого учета.

В процессе анализа наибольший акцент делается на понимание причин происходящих изменений финансового состояния предприятия и поиск решений, направленных на улучшение этого состояния. При этом совершенно не важно, достигается ли поставленная цель путем использования стандартных или же оригинальных методик.

В отличие от внешнего, внутренний анализ не ограничивается рассмотрением предприятия в целом, а практически всегда спускается до анализа отдельных подразделений и направлений деятельности предприятия, а также видов продукции.

В следующей таблице представлено сравнение двух подходов к финансовому анализу.

Внешний анализ Внутренний анализ
Цель Оценка финансового состояния (проблема выбора) Улучшение финансового состояния
Исходные данные Открытая (стандартная) бухгалтерская отчетность Любая информация, необходимая для решения поставленной задачи
Методика Стандартная Любая, соответствующая решению поставленной задачи
Акцент Сравнение с другими предприятиями Выявление причинно-следственных связей
Объект исследования Предприятие в целом Предприятие, его структурные подразделения, направления деятельности, виды продукции

С помощью финансового анализа последовательно решаются следующие задачи:

  1. Определение финансового состояния предприятия на текущий момент.
  2. Выявление тенденций и закономерностей в развитии предприятия за исследуемый период.
  3. Определение факторов, отрицательно влияющих на финансовое состояние предприятия.
  4. Выявление резервов, которые предприятие может использовать для улучшения своего финансового состояния.
  5. Выработка рекомендаций, направленных на улучшение финансового состояния предприятия.

Основными направлениями финансового анализа являются:

  1. Анализ структуры баланса.
  2. Анализ прибыльности деятельности предприятия и структуры производственных затрат.
  3. Анализ платежеспособности (ликвидности) и финансовой устойчивости предприятия.
  4. Анализ оборачиваемости капитала.
  5. Анализ рентабельности капитала.
  6. Анализ производительности труда.

Существуют следующие методы финансового анализа:

  • Горизонтальный (ретроспективный, продольный, временной) анализ.
    Предполагает сравнение финансовых показателей с предыдущими периодами времени с целью определения тенденций в развитии предприятия.
  • Вертикальный (глубинный, структурный) анализ.
    Предполагает определение структуры основных финансовых показателей с целью более подробного их изучения.
  • Факторный анализ.
    Предполагает оценку влияния отдельных факторов на итоговые финансовые показатели с целью определения причин, вызывающих изменения их значений. При этом может использоваться метод цепных подстановок (элиминирования).
    Данный метод анализа используется, как правило, при проведении внутреннего финансового анализа.
  • Сравнительный анализ.
    Предполагает сопоставление финансовых показателей исследуемого предприятия со среднеотраслевыми значениями или аналогичными показателями родственных предприятий и конкурентов.К сожалению, в России на сегодняшний день отсутствует необходимая статистическая база. Поэтому в некоторых случаях возможно использование аналогичных западных справочников, наиболее известными из которых являются бюллетени агентств Dun & Bradstreet и Robert Morris Associates.
    Данный вид анализа используется, как правило, при проведении внешнего финансового анализа.

Основными источниками информации для финансового анализа являются данные бухгалтерского и управленческого учета:

  1. Данные об имуществе предприятия (активах) и источниках его образования (пассивах) на начало и конец исследуемого периода в виде аналитического баланса.
  2. Данные о результатах деятельности предприятия за исследуемый период в виде аналитического отчета о прибылях и убытках.

О том, как строятся аналитические отчеты, будет сказано ниже.

Какая дополнительная информация используется при проведении финансового анализа?

При проведении финансового анализа для более точной интерпретации исходных данных дополнительно может потребоваться следующая информация:

  • Сведения об учетной политике предприятия.
  • Сумма начисленного износа основных средств и нематериальных активов.
  • Среднесписочная численность персонала и фонд заработной платы предприятия.
  • Доля просроченной дебиторской и кредиторской задолженности.
  • Доля бартерных (товарных) расчетов в выручке от реализации.

Традиционно и в особенности при проведении внешнего анализа в качестве исходной информации используется стандартный бухгалтерский баланс (форма № 1). Однако это не является обязательным условием и, например, в случае недоверия к внешней отчетности предприятия, для этой цели может быть использован любой другой документ управленческого учета.

В любом случае данные должны соответствовать следующим требованиям:

  • Подготовка данных должна вестись на регулярной основе и по единой методике.
  • Данные об имуществе и источниках должны быть сбалансированы между собой.
  • Активы должны быть структурированы по их экономической природе (по принципу отнесения стоимости на производимую продукцию, срокам использования и степени ликвидности).
  • Данные об источниках финансирования должны быть должны быть разделены по принципу собственности и срокам привлечения.

Всем перечисленным выше требованиям отвечает аналитический баланс.

Одним из способов построения этого документа является преобразование (укрупнение или разукрупнение) и уточнение стандартного бухгалтерского баланса.

Ниже перечислен ряд процедур, которые при этом необходимо провести:

  • Уменьшить уставный капитал предприятия на величину неоплаченного капитала (задолженности учредителей).
  • Проставить реальную стоимость внеоборотных активов.
  • Скорректировать стоимость оборотных активов (запасы, дебиторская задолженность, свободные денежные средства) и обязательств (кредиторская задолженность, кредиты) на суммы, по какой-либо причине не попавшие в бухгалтерский баланс.
  • Скорректировать возникшую разницу меджду стоимостью активов и пассивов удобнее всего через специально созданную статью аналитического баланса «Накопленный капитал». Эта аналитическая статья объединяет в себе все виды нераспределенной прибыли, резервов, образованных за счет прибыли, фондов накопления и потребления и других подобных статей баланса. Она показывает, что фактически заработало предприятие за всю историю своего существования (для приватизированных предприятий — с момента акционирования).

Таблица 2. Примерная структура аналитического баланса

Активы Акт Пассивы Пасс
Внеоборотные активы ВнеобАкт Собственный капитал СобКап
Нематериальные активы НематАкт Уставный капитал УстКап
Основные средства ОснСр Добавочный капитал ДобКап
Незавершенное капитальное НезавКап Целевое финансирование ЦелФин
Долгоосрочные финансовые вложения ДолгФин Накопленный капитал НакоплКап
Прочие внеоборотные активы ПрВнеобАкт Долгосрочные кредиты ДолгКред
Оборотные активы ОборАкт Краткосрочные обязательства КраткОбяз
Авансы выданные АвВыдан Краткосрочные кредиты КраткКред
Запасы сырья и материалов ЗапМат Авансы полученные АвПолуч
Незавершенное производство НезавПр Задолженность поставщикам ЗадолжПостав
Готовая продукция ГотПрод Задолженность по налогам и отчислениям ЗадолжНалог
Задолженность покупателей ЗадолжПокуп Задолженность по заработной плате ЗадолжЗарПл
Краткосрочные финансовые вложения КраткФин Прочие краткосрочные обязательства ПрКрОбяз
Денежные средства ДенСред
Прочие оборотные активы ПрОборАкт

Во втором столбце активов и пассивов баланса приводятся условные обозначения соответствующих позиций, используемые в дальнейшем в расчетных формулах и примерах.

В качестве основы для построения аналитического отчета о прибылях и убытках можно использовать бухгалтерский отчет о прибылях и убытках (форма № 2).

При этом необходимо выполнить следующие процедуры:

  • Скорректировать выручку от реализации на суммы реализации, по каким-либо причинам не попавшим в бухгалтерский отчет.
  • Скорректировать затраты на реализованную продукцию на суммы затрат, по каким-либо причинам не попавшим в бухгалтерский отчет или же по налоговому законодательству относимые на погашение за счет прибыли.
  • Разделить затраты на реализованную продукцию на переменные и постоянные составляющие по степени их зависимости от изменения объемов производства и реализации.
  • В составе постоянных затрат выделить отдельными позициями статьи «Амортизационные отчисления» и «Проценты за кредиты».
  • Налоги, исчисляемые до налогообложения прибыли, выделить из прочих операционных затрат и включить в состав затрат на реализованную продукцию.
  • Выделить отдельными позициями доходы и расходы, связанные с реализацией внеоборотных активов и прочего имущества предприятия и ценных бумаг, а также курсовые разницы.

Главными требованиями, предъявляемым к аналитическому отчета о прибыли и убытках, являются:

  • Регулярность построения.
  • Использования единой методики при формировании отчетов за разные периоды.
  • Обеспечение возможности проведения анализа безубыточности.

Таблица 3. Примерная структура аналитического отчета о прибыли и убытках

Выручка от реализации (за вычетом НДС и акцизов) ВырРеал
Переменные затраты ПерЗатр
Маржинальная прибыль МаржПриб
Постоянные затраты
в том числе:
ПостЗатр
Амортизационные отчисления АмОтч
Проценты за кредиты ПроцКр
Прочие постоянные затраты ПрПостЗатр
Прибыль от основной деятельности ПрибОснДеят
Прибыль (убытки) от прочей реализации ПрибПрРеал
Прибыль (убытки) от операций с ценными бумагами ПрибЦенБум
Прочие прибыли (убытки) ПрПриб
Прибыль до вычета налога ПрибДоНал
Налог на прибыль НалПрибн
Чистая прибыль ЧистПриб
Дивиденды (использование прибыли) Дивид (ИспПриб)
Нераспределенная прибыль НераспПриб

Показатели финансового состояния предприятия разделяются на две категории: объемные и относительные. Последние называются финансовыми коэффициентами или финансовыми отношениями (financial ratios).

Различные показатели находятся в связи друг с другом и отражают взгляд только с одной из нескольких возможных точек зрения на предприятие. Поэтому говорят о системе финансовых показателей.

Среди объемных показателей деятельности предприятия используются:

  1. Валюта баланса.
  2. Собственный или оплаченный уставный капитал предприятия.
  3. Чистые активы предприятия.
  4. Объем продаж (выручка от реализации) за период.
  5. Объем прибыли за период.
  6. Денежный поток за период.
  7. Структура денежного потока по видам деятельности.

Финансовые коэффициенты разделяются на несколько групп:

  • Показатели платежеспособности (ликвидности).
  • Показатели прибыльности*.
  • Показатели оборачиваемости.
  • Показатели финансовой устойчивости.
  • Показатели рентабельности*.
  • Показатели эффективности труда.

* Показатели прибыльности и рентабельности рассматриваются по отдельности. Это связано с тем, что в первом случае анализируется эффективность текущей (основной) деятельности предприятия, то есть сопоставляются доходы и затраты, связанные с их получением. Во втором случае речь идет об эффективности использования капитала (активов) в целом.

Для получения целостной оценки предприятия различные объемные показатели и финансовые коэффициенты объединяются (с учетом веса и значимости каждого из них) в комплексные (составные) показатели финансового состояния.

источник