Меню Рубрики

По каким источникам информации проводится внутренний анализ

Вопрос № 32. Финансовое состояние предприятия, платежеспособность и деловая активность. Определение вероятности банкротства

Финансовое состояние организации (ФСП) – это обеспеченность организации финансовыми ресурсами, рациональность их размещения и эффективность использования.

Фин анализ – это совокупность методов сбора, обработки и использования информации о хозяйственной деятельности предприятия для принятия управленческих решений.Цель анализа фин состояния п-ия – повышение эфф-ти его работы на основе системн изучения д-ти и обобщения ее рез-ов.

Задачами анализа финансового состояния предприятия являются:

1. Идентификация реального состояния анализируемого объекта.

2. Исследование состава и свойств объекта, его сравнение с базовыми характеристиками и нормат величинами.

3. Выявление изменений состояния объекта в пространственно-временном разрезе.

4. Установление основных факторов, вызвавших изменения состояния объекта, и учет их влияния.

5. Прогноз основных тенденций.

Источником информации бух отчетность организации, в основном: бух баланс (форма№1), отчет о прибылях и убытках (форма №2). Также форма №3 – отчет об изменении капитала, форма №4 –отчет о движении ден средств, форма № 5 –приложение к бух балансу, форма № 6 – о целевом использовании получ средств, пояснзаписка (включает информацию об учетной политике п/п, краткую хар-ку деят. п/п, данные о динамике важнейших эк показателей, описание и эффективность будущих капиталовложений и др.), итог часть ауд заключения.

Доп источники информации: стат отчетность, данные бух учета, данные бизнес-планов, нормативная и плановая информация, экспертная информация, данные об инвестиционных проектах и т.д.

Результаты анализа финансового состояния необходимы следующим группам потребителей:

· Собственники (в том числе акционеры)

Финансовый анализ предполагает:

Внешний анализ

Базируется на информации из бухгалтерской отчетности.

А) Анализ Бухгалтерского Баланса определяет:

— Какова величина текущих и постоян.активов, а также источ.их финансиров.

— Какие статьи растут опережающими темпами и как это отраж.на структ.баланса.

— Какую долю активов составляют ТМЦ, запасы ДЗ.

— Достаточность собств.капитала и степень зависим.от ЗК.

Анализ начинают с рассмотрения итоговых величин, делают вывод о приросте или снижении активов фирмы. Выясняют, какие ст.в наиб.степени повлияли на итог.рез-ты. Анализ краткоср.пассивов позволяет опред.осн источ. финансиров.опер деят.фирмы. Наиб.внимание – кред задолжен. Ее рост – благопр.условия в расчетах с поставщиками. Краткоср займы – резкое изменение ст.говорит о расширении хоз операций либо нехватка источников их финансиров. Раздел – долгоср займы. Высок их доля порождает рост фин риска. Величина собст.капит. – важнейшпараметр, влияющий на все характеристики фин сост. Его рост – позитив фактор, признак повышения фин.устой-ти, ликвид-ти, стоим-ти и инвест.привлекат-ти. Снижение – за счет списания убытков, погашение казнач акций и т.д.

Б) Анализ Отчета о прибылях и убытках.

Призван оценить способность фирмы приносить доход своим владельцам Анализ начинается с изучения общих итогов деятельности, т.е. чистой Пр.(убытка). Далее исслед-ся факторы, приведшие к к такому рез-ту. Ключевые факторы – Выр.от реализ.и затр., связ-е с ее получением.

Внутренний финансовый анализ

Методы внутр анализа фин состояния п-ия:В ходе анализа фин. отчетность представляется в разл аналит разрезах.

А) Горизонтальный анализ.Состоит в сравнении показателей бух. отчетности с показ. предыд. периодов. Цель – выявить основ тенденции в развитии фирмы, изменения ее фин сост. Для удобства показатели каждой ст.выражаются как процентное изменение относит. некого базиса. Подобное представление отчетности позволяет сравнить показатели с конкурентами. Наиболее распространенными методами горизонт. анализа являются:

1. простое сравнение статей отчетности и анализ их резких изменений;

2. анализ изменения статей отчетности в сравнении с изменениями других статей.

Б) Вертикальный анализ. Проводится в целях выявления удельного веса отдельных статей отчетности в итоговом показателе и сравнения результата с данными предыдущего года. Горизонт.и вертик.анализ дополняют друг друга.

В) Трендовый анализ. Основан на расчете относительных показателей отчетности за ряд лет от уровня базового года.

Г) Факторный анализ.Предполагает выявление влияния отд факторов на ключевые показатели и рез-ты хоз.деятельности. Описание их причинно-следств связей взаимосвязей с пом-ю математических моделей позволяет аналитику получить количественную оценку влияния того или иного фактора, и прогнозиров.буд-е изменения результир-х показат.

Д) Сравнительный анализ.Это сопоставление финансовых показателей фирмы с аналогичными показателями за прошедшие периоды, с конкурентами, со среднеотраслевыми данными, с эталонными значениями. Оценивают динамику показателей.

Е) Система аналитических коэффициентов – ведущий элемент анализа.

Финансовый коэффициент – это отношение двух показателей, взятых из соответствующих статей отчетности фирмы. Это относительные показатели, они удобны для сравнения и сопоставления

1. анализ ликвидности и п/сп;

2. анализ фин. устойчивости;

3. анализ деловой активности;

4. анализ финансовых результатов и рентабельности.

а) Платежеспособность – это способность погасить все свои обязательства в срок. Предприятие считается платежеспособным при наличии у него активов в размере, достаточном для погашения всех обязательств.

Чистые активы – это активы предприятия, которые остаются после погашения всех обязательств.

Активы, принимаемые к расчету: Внеоб активы; Обор активы за исключением задолженности по взносам в УК.

Пассивы, принимаемые к расчету: Долгосрочные об-ва; Краткосрочные обязательства;

КЗ; Задолженность учредителям по выплате доходов; Резервы под выплату предстоящих расходов.

Чистые активы = Активы, принимаемые к расчету — Пассивы, принимаемые к расчету.Предприятиние платежеспособно, если ЧА неотрицательны

б) Ликвидность – характеризуют способность предприятия своеврем.и в полном объеме отвечать по требованиям держателей его краткос.обязательств – поставщ.,кредиторов, работников., а также осуществлять текущие производств.и операцион.расходы. В общем случае п/п счит-ся ликвид.,если его текущие активы превыш.краткоср.обязат-ва. Т.е. имеет чистый оборот.капитал.

Ликвидность актива – это способность его трансформации в денежные средства. Степень ликвидности актива определяется промежутком времени, необходимым для его превращения в денежную форму.

Показатели ликвидности:

· К абс. ликв. = (ден. ср-ва + краткосроч. Финн. вложения) /бV, норма>0,2

· К уточн.(срочн.) ликв. = (ден. ср-ва + краткосроч. Фин. Влож-я+ ДЗ+ГП) / бV норма >1

· К общ. (тек.) ликв. = оборотные активы / текущие пассивы = бII / бV, норма

2. Фин устойчивость – уровень фин риска фирмы, зависимость от заемного капитала. Фин устойчивость является отражением стабильного превышения доходов над расходами. Она обеспечивает свободное маневрирование денежными средствами предприятия и способствует бесперебойному процессу производства и реализации продукции.

Одним из параметров оценки фин независимости является то, что организация за счет своих соб источников формирует не только основн капитал, но и часть оборотных активов. К-т независимости (автономии), дающий общее представление об уровне финансовой независимости организации от заемных источников (кредиторов, банков пр.)

Показатели финансовой устойчивости:

· К фин.независимости = бIII / валюта б-са= СК / валюта б-са; норма>=0,5

· К-т зависимости = (бIV+ бV) / валюта б-са = ЗК/валюта б-са, норма =1

· К-т фин. риска ( фин. Левериджа) = ЗК/СК; характеризует реакцию СК на привлечение заемных средств в оборот предприятия.

· К-т фин. устойчивости = (бIII+б IV)/ валюта б-са; норма>=0,6

3.Деловая активность – характеризуют скорость превращения различ.ресурсов фирмы в ден.форму и оказыв.влияние на ликвид-ть, платежес.и рентаб. Показат.мог.рассчит-ся как в ед.так и в днях. Логика текущего упр-я финансами подчинена требованию эффективного использования оборотных ср-тв – по возможности каждый рубль должен «работать» и не быть чрезмерно долго «омерщвленным» в активах.

Показатели деловой активности.

· К-т обор- ти = Выручка / оборот. Ср-ва (бII)

· К-т обор-ти МПЗ = Себестоимость / МПЗ

· К-т обор-ти КЗ = Выручка / КЗ

· Период оборач-ти = Дни отчетного периода / К-т обор-ти

· Период обр-ти МПЗ = продолжительность произв-го процесса

· Период обор-ти ДЗ = срок погашения ДЗ

· Период обр-ти КЗ = срок погашения КЗ

4. Рентабельность – это относ показатель, характер доходность п-п (показ за счет чего получен данн рез-т).

3) Диагностика банкротства.

Все факторы, влияющие на финансовое состояние предприятия, подразделяются на две группы.

А)Внешние: политические; галопирующая инфляция; налогообложение; высокая учетная ставка.

Б) Внутр:неуст положение на рынке; неэффек исп-ние осн и обор средств; непрофессионализм управл персонала; большая деб задолженность; большая доля заемн средств; низкая рентабельность пр-ва продукции; высокие затраты. Диагностика банкротства объединяет следующие этапы.

1. Исследование финансового состояния предприятия.

В рос/ практике неплатежеспособность предприятия определяется Метод положениями по оценке фин состояния предприятий и неудовлетворительной структуры баланса (Распоряжением Фин Управления по делам о несостоятельности (банкротстве) от 12 августа 1994 г. N 31-Р).

2. Обнаружение признаков банкротства. Структура баланса предприятия признается неудовлетворительной, а предприятие — неплатежеспособным, если выполняется одно из следующих условий:

а. Коэффициент текущей ликвидности на конец отчетного периода имеет значение менее 2.

б. Коэффициент обеспеченности собственными средствами менее 0,1.

источник

Финансовый анализ заключается в применении специальных методов расчета к показателям бухгалтерской (финансовой) и управленческой отчетности предприятия с целью выявления существенных связей между сложившимися методами управления и технологии в компании с ее доходностью и финансовой устойчивостью.

Цель проведения этих расчетов – принятие решений об инвестировании или кредитовании предприятия, заключении долговременных контрактов, купле или продаже компании в целом, ее акций или долей. Эта цель очень важна для кризисного предприятия. Действительно необходимо объективно оценить стоит ли инвестировать и кредитовать рассматриваемое предприятие или выгоднее сразу заняться распродажей его отдельных частей и имущества. На основе финансового анализа производится подготовка исходной информации для разработки стратегии развития, бизнес-планов и инвестиционных проектов рассматриваемой компании.

Финансовый анализ кризисных предприятий проводится в интересах как руководства компанией, ее владельцев и инвесторов, так и различных кредиторов, включая банки и поставщиков. Первая группа преследует в этой работе цели, связанные с выводом предприятия из кризисной ситуации для дальнейшей работы с ним или перепродажи. Инвестор, владелец собственного капитала предприятия заинтересован получить наиболее полную цифровую информацию о финансовом состоянии предприятия и планах его развития, причем важнейшим требованием при этом является обеспечение его возможностью заглянуть в глубь процессов управления и производства компании, т.е. заглянуть «за» цифры.

Вторая группа — кредиторы, например, банки, выдающие компании заем, намерены уменьшить риск не возврата ссуды и поэтому в процессе анализа хотят уяснить степень платежеспособности предприятия, его залоговые возможности и уровень обеспеченности компании собственным капиталом.

Читайте также:  Хеликс анализ кала как сдать

При оценке активов предприятия, как гарантии возврата ссуды, банки склонны уменьшать и даже значительно занижать их стоимость, представленную в бухгалтерской отчетности, ориентируясь на предпосылку банкротства и ликвидации предприятия. Особенно это относится к долгосрочным займам.

Возможности предприятия выполнять свои обязательства перед поставщиками, кредиторами и инвесторами определяются понятием «финансовое состояние компании», а уровень финансового состояния определяется с помощью специальной системы расчетов, получившей название «анализ финансового состояния компании» или более коротко «финансовый анализ».

С одной стороны, как уже указывалось, эта работа имеет направленность внутрь фирмы и должна обеспечить менеджеров и управляющих компанией информацией как для принятия оперативных решений по ведению и финансированию бизнеса, так и стратегических решений по развитию предприятия.

С другой, эта контролирующая аналитическая деятельность направлена за пределы компании и имеет целью обеспечить различных партнеров по бизнесу, кредиторов и инвесторов, поставщиков и покупателей информацией о надежности предприятия, способности его своевременно выполнять свои обязательства и договоренности.

Именно в соответствии с двумя направлениями использования информации о финансовом состоянии предприятия в процессах управления, финансовый анализ и подразделяется на два вида внешний и внутренний.

Внешний финансовый анализ базируется на открытой бухгалтерской информацию предприятия и предполагает использование типовых методов расчета. При этом обычно используется относительно небольшое количество исходной информации — финансовых показателей квартального или годового баланса фирмы.

При проведении внешнего анализа основной упор делается на сравнительные методы и количественное определение уровня фактического финансового состояния предприятия с помощью расчета различного рода коэффициентов и индикаторов. Причины, условия и факторы, определяющие низкий или высокий уровень финансового состояния, не могут быть определены достаточно обоснованно в процессе внешнего анализа из-за недостатка специальной информации.

Внутренний финансовый анализ иногда называют анализом хозяйственной деятельности предприятия. Для него не достаточно информации в целом по предприятию, содержащейся в стандартных бухгалтерских отчетах, и в связи с этим возникает необходимость использовать данные управленческого учета. В процессе анализа наибольшее внимание уделяется выявлению причин и факторов определяющих уровень и изменения финансового состояния предприятия, поиску решений, направленных на улучшение этого состояния. Теоретической базой внутреннего финансового анализа является факторный анализ сложных систем.

Внутренний анализ отличается значительно большей трудоемкостью по сравнению с внешним, так как он не ограничивается рассмотрением предприятия в целом, а всегда направлен на анализ отдельных подразделений, видов и направлений деятельности предприятия, а также типов продукции. В следующей таблице представлены особенности двух видов финансового анализа

Внешний анализ Внутренний анализ
Цель
Исходные данные
Методология
Объект исследования
Оценка финансового состояния предприятия
Стандартная бухгалтерская отчетность
Типовые методы финансовой диагностики, методы сравнения
Предприятие в целом
Определение причин и факторов, влияющих на улучшение финан-сового состояния предприятия
Информация управленческого учета, необходимая для решения поставленной задачи
Факторный анализ и другие методы выявления причинно-следственных связей
Предприятие, его структурные подразделения, направления деятельности, виды продукции

Финансовое состояние предприятия – комплексная экономическая характеристика, определяемая десятками расчетных показателей. Она отражает несколько взаимосвязанных между собой и в тоже время противоречивых направлений развития фирмы:

— поддержание приемлемого уровня предпринимательского и финансового риска,

— обновление выпускаемой и реализуемой продукции, услуг,

— обеспечение прибыльности и эффективности работы предприятий.

Взаимосвязь внешнего и внутреннего финансового анализа при разработке плана развития кризисного предприятия представлена на

Внешний Расчет плановых
финансовых
ФА показателей
Финансовые показатели
Нормативный
бюджет
Внутрен Экономические показатели
ний
ФА
Технико-экономические
нормы и тарифы
Разработка плана развития, выхода из кризисного
состояния (бизнес планирование)

Рис.3.1. Финансовый анализ и плановые расчеты.

Она базируется на трехуровневой системе финансовых и организационно-экономических показателей предприятия. Первый уровень – финансовые показатели компании, на основании которых может констатироваться уровень ее финансового состояния: ликвидность и платежеспособность, финансовая независимость и рентабельность. Эти показатели определяются в процессе внешнего финансового анализа и не позволяют определить причины убыточности или неплатежеспособности кризисного предприятия.

Для выявления причин и факторов используется внутренний финансовый анализ, который заключается в углубленной оценке экономических показателей и определяющих их величину норм, цен и тарифов. Например, анализ себестоимости проводится не по компании в целом, а по отдельным видам продукции и подразделениям предприятия. Этот же принцип разделения по различным видам деятельности, работам и даже операциям используется при оценке фактической трудоемкости продукции, расхода материально-энергетических ресурсов, организации производства, сбыта и закупок, конкурентной позиции предприятия и т.д. Внутренний анализ относится к расчетам показателей второго (экономические показатели) и третьего (технико-экономические нормы и тарифы) уровней схемы на рис.3.1.

На основе внешнего финансового анализа рассчитывается нормативный бюджет кризисного предприятия. На основе внутреннего финансового анализа разрабатывается бизнес-план развития компании.

Главными задачами курсового проекта являются внешняя финансовая диагностика и разработка нормативного бюджета рассматриваемого предприятия. Поэтому остановимся более подробно на показателях и методах внешнего анализа.

источник

В экономической теории финансовый анализ подразделяется на два основных блока: макроэкономический и микроэкономический. Такое разделение обусловлено сложившимся в современной экономической науке выделением макро- и микроэкономики.

Микроэкономический финансовый анализ предназначен для оценки состояния и эффективности использования экономического и финансового потенциала организации, ее инвестиционной привлекательности, а также обоснования управленческих решений.

Макроэкономический финансовый анализ предназначен для оценки состояния и эффективности функционирования экономики в целом (региональной, национальной, международной), конъюнктуры различных сегментов рынка.

В зависимости от того, в каких целях проводится анализ его можно классифицировать следующим образом.

В зависимости от пользователей информации выделяют: внешний и внутренний анализ.

Внешний анализ проводится в целях сравнения результатов деятельности организации с другими организациями по данным бухгалтерской отчетности организации-контрагента. Результатом данного анализа является определение рыночной стоимости и инвестиционной привлекательности организации для потенциальных контактов.

Внутренний анализ проводится в целях изучения деятельности только анализируемого хозяйствующего субъекта. При этом используется разработанная в организации система нормативов экономической деятельности, а также оперативные данные, часто составляющие коммерческую тайну организации. Результатом данного анализа является определение возможностей организации по оптимальному привлечению и использованию средств для обеспечения максимума прибыли и минимизации затрат, а также снижению финансовых рисков. Особенностью этого вида анализа является использование в качестве источников информации внутренней финансовой отчетности, данных бухгалтер­ского учета, нормативной и плановой информации.

Внутренний финансовый анализ

Внешний финансовый анализ

Отношения между отдельными подразделениями организации в сфере управления финансами

Отношения организации с внешними контрагентами

Имущественный и финансовый потенциал, финансовые результаты, денежные потоки, качество менеджмента

Имущественный и финансовый потенциал, финансовые результаты, денежные потоки, качество менеджмента

Финансовые менеджеры, аналитики, внутренние аудиторы, котроллеры, консультанты, руководство

Партнеры, клиенты, контрагенты, органы финансового контроля и надзора, собственники, внешние аудиторы

Решения органов управления

Международные и национальные стандарты

Объем используемой информации

Вся совокупность информации о деятельности организации и факторах внешней среды

В рамках финансовой отчетности

Качество получаемой в результате анализа информации

Носит в значительной мере субъективный характер

Носит более объективный характер, поскольку анализ основывается на утвержденной надзорными органами информации

Способы отражения информации

На основе общепринятых принципов и стандартов учета

Виды анализа в зависимости от временного горизонта

Текущий (ретроспективный), оперативный, перспективный анализ

Текущий (ретроспективный) и перспективный анализ

Регламентируется внутренними корпоративными потребностями

Может регламентироваться нормативными актами

По временному горизонту выделяют: теку­щий (ретроспективный) анализ, оперативный анализ, перс­пективный (прогнозный) анализ.

Текущий анализ – это анализ результатов текущей финансово-хозяйственной деятельно­сти по отчетным периодам. Его проводят в основном на базе данных бухгалтерского учета и отчетности организации. Текущий анализ позволяет оценить работу организации за прошедшие периоды времени нарастающим итогом. Его главная задача – оценка результатов деятельности организации и комплексное выявление неиспользован­ных резервов. Особенность текущего анализа состоит в том, что фактические результаты деятельности сравниваются с запланированными показателями и данными предшествующих аналитических периодов. Текущий анализ – наиболее полный анализ хозяйственной деятельности, вбирающий в себя результаты оперативного анализа и являющийся основой для проведения перспективного анализа.

Оперативный анализ – это анализ, направленный на решение задач, которые стоят перед оперативным управлением организацией и представляет собой в значительной степени инструмент управленческого учета. Оперативный анализ проводится с целью оперативного реагирования на неблагоприятные для организации изменения внутренней и внешней среды. Главной задачей оперативного анализа является постоянный мониторинг и оперативная оценка различных параметров функционирования организации, выявление недостатков и причин их возникновения. Оперативный анализ в отличие от текущего во времени приближен к моменту совершения хозяйственных операций, т.е. может осуществляться в режиме реального времени.

Перспективный анализ – это анализ будущих результатов финансово-хозяй­ственной деятельности организации. Важнейшими задачами проведения перспективного анализа являются подготовка необходимой аналитической информации для обоснования перспективных и текущих планов развития организации, оценка реальности выполнения намечаемых планов.

В зависимости от глубины аналитического исследования выделяют:

экспресс-анализ – проводится для общей и оперативной оценки финансового состояния и эффективности деятельности организации;

углубленный анализ – проводится для фундаментальной оценки финансового состояния и эффективности деятельности организации.

По признаку регулярности выделяют:

периодический – проводится регулярно в соответствующие периоды времени (годовой, квартальный, месячный, ежедневный, сменный и др.);

разовый – проводится единовременного по обстоятельствам различного характера.

Пример «периодического» анализа. Процедура экспресс-анализа, используемая, к примеру, в мониторинге финансового состояния организации, – отбор небольшого количества существенных сравнительно несложных в исчислении показателей и постоянное отслеживание их динамики.

Пример «разового» анализа. Процедура экспресс-анализа, используемая, к примеру банками, в мониторинге кредитоспособности заемщика – физического лица и оценки возникающих рисков – отбор наиболее существенных показателей и расчет на основе специальной программы интегрального эффекта, возникающего от их суммарного воздействия. Количество показателей при этом может быть и относительно велико.

Основная задача экспресс-анализа состоит в оперативности получения результата.

По полноте изучения деятельности организации:

полный анализ – всестороннее изучение финансово-хозяйственной деятельности организации;

тематический анализ – изучение отдельных направлений финансово-хозяйственной деятельности, представляющих наибольший интерес в данный момент времени.

источник

Основываясь на данных о прошлой деятельности предприятия, финансовый анализ направлен на снижение неопределенности относительно его будущего состояния.

Результаты анализа финансового состояния предприятия имеет первостепенное значение для широкого круга пользователей, как внутренних, так и внешних по отношению к предприятию — менеджеров, партнеров, инвесторов и кредиторов.

  • Для внутренних пользователей, к которым в первую очередь относятся руководители предприятия, результаты финансового анализа необходимы для оценки деятельности предприятия и подготовки решений о корректировке финансовой политики предприятия.
  • Для внешних пользователей — партнеров, инвесторов и кредиторов — информация о предприятии необходима для принятия решений о реализации конкретных планов в отношении данного предприятия (приобретение, инвестирование, заключение длительных контрактов).

Внешний финансовый анализ ориентирован на открытую финансовую информацию предприятия и предполагает использование типовых (стандартизированных) методик. При этом, как правило, используется ограниченное количество базовых показателей.

При выполнении анализа основной акцент делается на сравнительные методы, так как пользователи внешнего финансового анализа чаще всего находятся в состоянии выбора — с каким из исследуемых предприятий устанавливать или продолжать взаимоотношения и в какой форме это наиболее целесообразно делать.

Внутренний финансовый анализ отличается большей требовательностью к исходной информации. В большинстве случаев для него не достаточно информации, содержащейся в стандартных бухгалтерских отчетах, и возникает необходимость использовать данные внутреннего управленческого учета.

В процессе анализа наибольший акцент делается на понимание причин происходящих изменений финансового состояния предприятия и поиск решений, направленных на улучшение этого состояния. При этом совершенно не важно, достигается ли поставленная цель путем использования стандартных или же оригинальных методик.

В отличие от внешнего, внутренний анализ не ограничивается рассмотрением предприятия в целом, а практически всегда спускается до анализа отдельных подразделений и направлений деятельности предприятия, а также видов продукции.

В следующей таблице представлено сравнение двух подходов к финансовому анализу.

Внешний анализ Внутренний анализ
Цель Оценка финансового состояния (проблема выбора) Улучшение финансового состояния
Исходные данные Открытая (стандартная) бухгалтерская отчетность Любая информация, необходимая для решения поставленной задачи
Методика Стандартная Любая, соответствующая решению поставленной задачи
Акцент Сравнение с другими предприятиями Выявление причинно-следственных связей
Объект исследования Предприятие в целом Предприятие, его структурные подразделения, направления деятельности, виды продукции

С помощью финансового анализа последовательно решаются следующие задачи:

  1. Определение финансового состояния предприятия на текущий момент.
  2. Выявление тенденций и закономерностей в развитии предприятия за исследуемый период.
  3. Определение факторов, отрицательно влияющих на финансовое состояние предприятия.
  4. Выявление резервов, которые предприятие может использовать для улучшения своего финансового состояния.
  5. Выработка рекомендаций, направленных на улучшение финансового состояния предприятия.

Основными направлениями финансового анализа являются:

  1. Анализ структуры баланса.
  2. Анализ прибыльности деятельности предприятия и структуры производственных затрат.
  3. Анализ платежеспособности (ликвидности) и финансовой устойчивости предприятия.
  4. Анализ оборачиваемости капитала.
  5. Анализ рентабельности капитала.
  6. Анализ производительности труда.

Существуют следующие методы финансового анализа:

  • Горизонтальный (ретроспективный, продольный, временной) анализ.
    Предполагает сравнение финансовых показателей с предыдущими периодами времени с целью определения тенденций в развитии предприятия.
  • Вертикальный (глубинный, структурный) анализ.
    Предполагает определение структуры основных финансовых показателей с целью более подробного их изучения.
  • Факторный анализ.
    Предполагает оценку влияния отдельных факторов на итоговые финансовые показатели с целью определения причин, вызывающих изменения их значений. При этом может использоваться метод цепных подстановок (элиминирования).
    Данный метод анализа используется, как правило, при проведении внутреннего финансового анализа.
  • Сравнительный анализ.
    Предполагает сопоставление финансовых показателей исследуемого предприятия со среднеотраслевыми значениями или аналогичными показателями родственных предприятий и конкурентов.К сожалению, в России на сегодняшний день отсутствует необходимая статистическая база. Поэтому в некоторых случаях возможно использование аналогичных западных справочников, наиболее известными из которых являются бюллетени агентств Dun & Bradstreet и Robert Morris Associates.
    Данный вид анализа используется, как правило, при проведении внешнего финансового анализа.

Основными источниками информации для финансового анализа являются данные бухгалтерского и управленческого учета:

  1. Данные об имуществе предприятия (активах) и источниках его образования (пассивах) на начало и конец исследуемого периода в виде аналитического баланса.
  2. Данные о результатах деятельности предприятия за исследуемый период в виде аналитического отчета о прибылях и убытках.

О том, как строятся аналитические отчеты, будет сказано ниже.

Какая дополнительная информация используется при проведении финансового анализа?

При проведении финансового анализа для более точной интерпретации исходных данных дополнительно может потребоваться следующая информация:

  • Сведения об учетной политике предприятия.
  • Сумма начисленного износа основных средств и нематериальных активов.
  • Среднесписочная численность персонала и фонд заработной платы предприятия.
  • Доля просроченной дебиторской и кредиторской задолженности.
  • Доля бартерных (товарных) расчетов в выручке от реализации.

Традиционно и в особенности при проведении внешнего анализа в качестве исходной информации используется стандартный бухгалтерский баланс (форма № 1). Однако это не является обязательным условием и, например, в случае недоверия к внешней отчетности предприятия, для этой цели может быть использован любой другой документ управленческого учета.

В любом случае данные должны соответствовать следующим требованиям:

  • Подготовка данных должна вестись на регулярной основе и по единой методике.
  • Данные об имуществе и источниках должны быть сбалансированы между собой.
  • Активы должны быть структурированы по их экономической природе (по принципу отнесения стоимости на производимую продукцию, срокам использования и степени ликвидности).
  • Данные об источниках финансирования должны быть должны быть разделены по принципу собственности и срокам привлечения.

Всем перечисленным выше требованиям отвечает аналитический баланс.

Одним из способов построения этого документа является преобразование (укрупнение или разукрупнение) и уточнение стандартного бухгалтерского баланса.

Ниже перечислен ряд процедур, которые при этом необходимо провести:

  • Уменьшить уставный капитал предприятия на величину неоплаченного капитала (задолженности учредителей).
  • Проставить реальную стоимость внеоборотных активов.
  • Скорректировать стоимость оборотных активов (запасы, дебиторская задолженность, свободные денежные средства) и обязательств (кредиторская задолженность, кредиты) на суммы, по какой-либо причине не попавшие в бухгалтерский баланс.
  • Скорректировать возникшую разницу меджду стоимостью активов и пассивов удобнее всего через специально созданную статью аналитического баланса «Накопленный капитал». Эта аналитическая статья объединяет в себе все виды нераспределенной прибыли, резервов, образованных за счет прибыли, фондов накопления и потребления и других подобных статей баланса. Она показывает, что фактически заработало предприятие за всю историю своего существования (для приватизированных предприятий — с момента акционирования).

Таблица 2. Примерная структура аналитического баланса

Активы Акт Пассивы Пасс
Внеоборотные активы ВнеобАкт Собственный капитал СобКап
Нематериальные активы НематАкт Уставный капитал УстКап
Основные средства ОснСр Добавочный капитал ДобКап
Незавершенное капитальное НезавКап Целевое финансирование ЦелФин
Долгоосрочные финансовые вложения ДолгФин Накопленный капитал НакоплКап
Прочие внеоборотные активы ПрВнеобАкт Долгосрочные кредиты ДолгКред
Оборотные активы ОборАкт Краткосрочные обязательства КраткОбяз
Авансы выданные АвВыдан Краткосрочные кредиты КраткКред
Запасы сырья и материалов ЗапМат Авансы полученные АвПолуч
Незавершенное производство НезавПр Задолженность поставщикам ЗадолжПостав
Готовая продукция ГотПрод Задолженность по налогам и отчислениям ЗадолжНалог
Задолженность покупателей ЗадолжПокуп Задолженность по заработной плате ЗадолжЗарПл
Краткосрочные финансовые вложения КраткФин Прочие краткосрочные обязательства ПрКрОбяз
Денежные средства ДенСред
Прочие оборотные активы ПрОборАкт

Во втором столбце активов и пассивов баланса приводятся условные обозначения соответствующих позиций, используемые в дальнейшем в расчетных формулах и примерах.

В качестве основы для построения аналитического отчета о прибылях и убытках можно использовать бухгалтерский отчет о прибылях и убытках (форма № 2).

При этом необходимо выполнить следующие процедуры:

  • Скорректировать выручку от реализации на суммы реализации, по каким-либо причинам не попавшим в бухгалтерский отчет.
  • Скорректировать затраты на реализованную продукцию на суммы затрат, по каким-либо причинам не попавшим в бухгалтерский отчет или же по налоговому законодательству относимые на погашение за счет прибыли.
  • Разделить затраты на реализованную продукцию на переменные и постоянные составляющие по степени их зависимости от изменения объемов производства и реализации.
  • В составе постоянных затрат выделить отдельными позициями статьи «Амортизационные отчисления» и «Проценты за кредиты».
  • Налоги, исчисляемые до налогообложения прибыли, выделить из прочих операционных затрат и включить в состав затрат на реализованную продукцию.
  • Выделить отдельными позициями доходы и расходы, связанные с реализацией внеоборотных активов и прочего имущества предприятия и ценных бумаг, а также курсовые разницы.

Главными требованиями, предъявляемым к аналитическому отчета о прибыли и убытках, являются:

  • Регулярность построения.
  • Использования единой методики при формировании отчетов за разные периоды.
  • Обеспечение возможности проведения анализа безубыточности.

Таблица 3. Примерная структура аналитического отчета о прибыли и убытках

Выручка от реализации (за вычетом НДС и акцизов) ВырРеал
Переменные затраты ПерЗатр
Маржинальная прибыль МаржПриб
Постоянные затраты
в том числе:
ПостЗатр
Амортизационные отчисления АмОтч
Проценты за кредиты ПроцКр
Прочие постоянные затраты ПрПостЗатр
Прибыль от основной деятельности ПрибОснДеят
Прибыль (убытки) от прочей реализации ПрибПрРеал
Прибыль (убытки) от операций с ценными бумагами ПрибЦенБум
Прочие прибыли (убытки) ПрПриб
Прибыль до вычета налога ПрибДоНал
Налог на прибыль НалПрибн
Чистая прибыль ЧистПриб
Дивиденды (использование прибыли) Дивид (ИспПриб)
Нераспределенная прибыль НераспПриб

Показатели финансового состояния предприятия разделяются на две категории: объемные и относительные. Последние называются финансовыми коэффициентами или финансовыми отношениями (financial ratios).

Различные показатели находятся в связи друг с другом и отражают взгляд только с одной из нескольких возможных точек зрения на предприятие. Поэтому говорят о системе финансовых показателей.

Среди объемных показателей деятельности предприятия используются:

  1. Валюта баланса.
  2. Собственный или оплаченный уставный капитал предприятия.
  3. Чистые активы предприятия.
  4. Объем продаж (выручка от реализации) за период.
  5. Объем прибыли за период.
  6. Денежный поток за период.
  7. Структура денежного потока по видам деятельности.

Финансовые коэффициенты разделяются на несколько групп:

  • Показатели платежеспособности (ликвидности).
  • Показатели прибыльности*.
  • Показатели оборачиваемости.
  • Показатели финансовой устойчивости.
  • Показатели рентабельности*.
  • Показатели эффективности труда.

* Показатели прибыльности и рентабельности рассматриваются по отдельности. Это связано с тем, что в первом случае анализируется эффективность текущей (основной) деятельности предприятия, то есть сопоставляются доходы и затраты, связанные с их получением. Во втором случае речь идет об эффективности использования капитала (активов) в целом.

Для получения целостной оценки предприятия различные объемные показатели и финансовые коэффициенты объединяются (с учетом веса и значимости каждого из них) в комплексные (составные) показатели финансового состояния.

источник

Рубрика: Экономика и управление

Статья просмотрена: 10235 раз

Морозов Н. Г. Внешний и внутренний анализ финансовой деятельности предприятий // Молодой ученый. — 2008. — №1. — С. 116-119. — URL https://moluch.ru/archive/1/51/ (дата обращения: 11.12.2019).

Рассматривая профессиональную подготовку будущих учителей математики, необходимо исходить из современного понимания профессиональной компетентности учителя, его профессионального мастерства и уверенного владения предметом. Одной из ключевых компетентностей будущего специалиста является предметно-профессиональная компетентность.

Под предметно-профессиональной компетентностью учителя математики будем понимать характеристику личности специалиста, выраженную в единстве его теоретических знаний, практической готовности к осуществлению видов профессиональной деятельности, связанной с преподаванием предмета математики в системе общего среднего образования.

Показателем наличия предметно-профессиональной компетентности будущего учителя математики служит умение решать определенные профессиональные задачи. Среди этих задач выделим умение применять математические знания при решении математических задач и задач из других предметных областей. В рамках компетентностного подхода речь пойдет об умении применять математические знания при решении познавательных компетентностных задач.

Под компетентностными познавательными задачами мы будем понимать задачи, способ решения которых неизвестен, но может складываться из известных учащимся способов; решение которых требует применения комбинации знаний из предметной области «математика» и использование математических моделей; имеющие нестандартную постановку задачи; для решения нужно применять имеющиеся знания из других учебных предметов или знания, связанные с жизненными ситуациями, с каким либо видом деятельности, т.е. дополнительные не математические знания.

Значит, если на уроках геометрии для развития учебно-познавательной компетентности школьников, учитель может использовать компетентностные задачи [3], то он сам должен уметь решать, подбирать и составлять такие задачи. Чтобы сформировать эти умения у студентов на высоком уровне, нами был разработан курс по выбору «Компетентностные стереометрические задачи».

Данный курс разрабатывался для студентов-математиков IV курса физико-математических факультетов. Такой выбор сделан нами потому, что, начиная с 4-го курса, большинство студентов осмысливает процесс обучения в вузе с позиции требований профессиональной деятельности, а профессиональная мотивация превращается в ведущий фактор внутренней активности личности. Происходит это потому, что в «ходе педагогической практики студенты убеждаются в том, что далеко не все знания, получаемые ими в вузе, нужны в реальной практической деятельности, а если и нужны, то не в той форме, в какой они осваиваются в процессе обучения. Эти «открытия» существенно повышают учебную избирательность студентов при освоении отдельных предметов, «запускают» механизмы преобразования академических знаний и умений в собственно профессиональные» [1; с. 155].

Нами были выделены основные цели и задачи курса:

  1. расширить знания студентов о компетентностном подходе;
  2. обосновать актуальность реализации компетентностного подхода в школе;
  3. познакомить студентов с основными понятиями по теме (компетенция, компетентность, учебно-познавательная компетентность школьников, компетентностная задача);
  4. выделить компетентности, которые учитель математики может формировать при обучении своему предмету;
  5. выделить направления реализации учебно-познавательной компетентности на уроках математики (на примере курса «Стереометрии»);
  6. отработать умение решать компетентностные задачи;
  7. научить студентов отличать компетентностные задачи от обычных математических;
  8. научить подбирать и составлять компетентностные задачи разных видов (предметные, межпредметные и практические) в рамках школьного курса геометрии;
  9. отработать умение студентов обучать школьников методу математического моделирования;
  10. формирование умения у будущих учителей математики применять компетентностные задачи на уроках математики (геометрии) для формирования учебно-познавательной компетентности;
  11. содействовать развитию индивидуальности будущего педагога в профессиональной деятельности.

На первом занятии студенты выполняют задание, которое позволяет выявить их знания по стереометрии и умения отличать и решать компетентностные задачи до изучения курса по выбору. Далее, 4 часа – лекционные, где студенты знакомятся с актуальностью реализации компетентностного подхода в школе, основными понятиями, особенностями реализации компетентностного подхода на уроках математики.

Следующие несколько занятий посвящены решению компетентностных задач подобранных и составленных специально для студентов. Эти задачи отличаются от школьных компетентностных задач уровнем сложности и удовлетворяют следующим требованиям:

1) могут иметь несколько способов решения;

2) при решении применяются знания из других разделов предметной области «математика»;

3) повышенный уровень сложности;

4) связаны с профессиональной деятельностью, с реальными жизненными ситуациями или другими сферами жизни (искусство, архитектура и т.д.), где нужно применять дополнительные не математические знания, что способствует повышению мотивации студентов;

5) связаны с вузовским курсом элементарной математики;

6) включают следующие типы задач: на обоснование возможного применения математических знаний в конкретной ситуации; на применение математических знаний в конкретной математической или нематематической ситуации; на построение математических объектов и ситуаций; на формулирование свойств конкретного объекта по заданным условиям; на оценку способа решения (правильно/неправильно, рационально/нерационально) и полученного результата (правдоподобность).

Приведем примеры компетентностных задач:

№1) Имеется бревно (рис.1) длина которого 20 дм, а диаметры спилов 2 дм и 1 дм. Требуется вырубить из бревна брус с квадратными поперечными сечениями, ось которого совпадала бы с осью бревна и в целях экономии объем его должен быть наибольшим. (Применение математических знаний в нематематической ситуации).

Решение: Нужно найти объем бруса, т.е. объем прямоугольного параллелепипеда с квадратным основанием. В осевом сечении конуса, которое одновременно является диагональным сечением прямоугольного параллелепипеда, получим равнобокую трапецию, в которую вписан прямоугольник – диагональное сечение прямоугольного параллелепипеда (рис.2). Обозначим буквой x высоту параллелепипеда, т.е. высоту прямоугольника в осевом сечении: КМ = x и .

Найдем объем V прямоугольного параллелепипеда.

FK = EM = AD — 2MD= 2 – 2 MD. Проведем CLAD. Тогда LD = AN = AD – AL = 1 – 0,5 = 0,5 (дм).

Из подобия треугольников KMD и CLD , т.к. и значит .

Площадь квадрата, служащего основанием прямоугольного параллелепипеда находим по формуле , где d – диагональ основания, т.е. d = FK. Значит , т.к. высота параллелепипеда равна х, то .

Рассмотрим функцию V(x) и найдем для нее наибольшее значение на промежутке .

при х = 40 или при х = , но х = 40 не принадлежит промежутку .

Сравним между собой значения функции V(x) в точках х = ( V() = ) и х = 20 (V(20) = 10) и найдем . Получили, что наибольшее значение функции является .

Интерпретируем полученный результат: чтобы вырубить из бревна брус наибольшего объема, нужно удалить верхнюю (более тонкую) часть бревна так, чтобы осталось бревно высотой дм, а затем из полученного бревна вырубить брус с квадратным поперечным сечением (это сечение определяет квадрат, вписанный в верхнее основание бревна высотой дм).

№2) На уроке математики изучали объемы тел. На дом было задано вычислить объем сосуда, которым пользуются в быту (стакан, ваза для цветов, банка и т.д.). Таня решила вычислить объем вазы (рис.3) с помощью формулы объема усеченной пирамиды. Может ли она это сделать? Почему? (Обоснование возможного применения математических знаний в конкретной ситуации)

Решение: Таня не может использовать формулу объема усеченной пирамиды для вычисления объема вазы, т.к. если продолжить ребра усеченной пирамиды – они должны пересечься в одной точке, а для модели (см. рис.3.) данной вазы это не выполняется, возможно, при производстве изделия был допущен брак.

№3) Для экспедиции было решено заказать новую палатку для оборудования. Палатка должна быть в форме пирамиды, в основании которой квадрат и его сторона равна 2м. Две боковые грани перпендикулярны основанию, а каждая из двух других боковых граней образует с основанием угол=30 . Удобно ли будет человеку заходить в такую палатку? Решить задачу если =45 (60 ). (Оценка полученного результата (правдоподобность)).

Решение: Сделаем рисунок (эскиз палатки) (рис. 4). и .

Рассмотрим прямоугольный : примем = , тогда по теореме синусов ,для , 1,2 (м) – человеку не удобно заходить в такую палатку, т.к. она низкая.

Для , (м) – в такую палатку входить удобно.

Для , (м) 3,4 (м) – в такую палатку входить удобно, но она будет очень высокой и это сложно для ее установки.

Можно сделать вывод, что в задаче должно быть указано одно значение , при котором высота палатки наиболее правдоподобна.

№4) Известно, что фигура задана следующей системой неравенств: а) ; б) . Требуется построить данную фигуру и описать, какими свойствами она обладает. (Формулирование свойств конкретного объекта по заданным условиям).

Далее для студентов разработаны практические занятия, на которых они выполняют методические задания, удовлетворяющие следующим требованиям:

  1. Неопределенность. Данное требование связано с тем, что задание может иметь несколько вариантов ответов; могут быть различные способы выполнения задания и имеется возможность переформулировки (изменения) задания, в зависимости от знаний и индивидуальных особенностей студента.
  2. Связь со школьным курсом математики. Задания не должны быть «оторваны» от материала, который изучается в школьном курсе математики. Это будет способствовать мотивации студентов, повторению школьного курса и подготовке к педагогической практике.
  3. Возможность проявления творчества. Должны быть творческие задания, где студенты могут высказать свою точку зрения, придумать свой вариант задачи, написать конспект урока, создать свою классификацию и т.д.
  4. Связь с курсом методики обучения математике. Для выполнения заданий должны применяться уже имеющиеся знания из вузовского курса методики, а также эти задания должны способствовать расширению методических умений. Задания должны быть связаны с реальными учебными ситуациями, которые могут возникнуть на уроке математики (например, при решении задач, объяснении нового материала).
  5. Связь с жизнью, другими науками, различными отраслями производства, что позволяет расширить кругозор, учесть интересы студентов и их субъектный опыт, а также создать условия для творчества.
  6. Вариативность заданий. Связано с возможностью выбора темы и способов выполнения заданий, что повышает мотивацию студентов и учитывает их интересы.
  7. Практикоориентированность. Связано с отбором содержания заданий и технологий их выполнения, исходя из практических профессионально-педагогических задач, необходимость решения которых вытекает из особенностей преподавания стереометрии в современной школе.

Приведем примеры методических заданий:

I. Проведите анализ школьных учебников по геометрии на наличие в них компетентностных задач по теме «Стереометрия» и заполните таблицу:

Компетентностная задача (№, стр.)

источник