Меню Рубрики

По каким источникам информации проводится внешний анализ

Аналитическая работа на предприятии осуществляется специальной группой. Она может быть автономной или включённой в какое-либо подразделение. В последнее время создаются подразделения контроллинга, в чьи функции в качестве основной включается эта деятельность. В отдельных, особо сложных ситуациях пользуются услугами консультантов. На малых предприятиях эта работа может быть возложена на одного из заместителей руководителя или эксперта.

Дня уяснения функций ИАС необходимо изучить информационный обмен, связанный с аналитической работой. В общей постановке анализ основан на переработке информации, которую аналитики должны где-то получить, и выдаче информации заинтересованным лицам или организационным единицам. Место аналитического процесса в цепочке других, связанных с управлением процессов показано на рисунке 5.

Рисунок 5. Место анализа в цепочке принятия управленческих решений

Все источники информации для анализа можно разделить на внутренние и внешние.

К внутренним источникам относятся:

· бухгалтерский учёт, включая аналитический и складской;

· материалы различных исследований и обследований, выполненных на предприятии;

· текущая документация, в том числе материалы ревизий и аудиторских проверок и т.д.;

· зафиксированные данные опросов;

· информация из баз данных, эксплуатирующихся на предприятии ЭИС и автономных автоматизированных рабочих мест (АРМ);

Из перечисленных видов учёта бухгалтерский и статистический относятся к обязательным видам учёта.

К внешним источникам информации относятся:

· установочная информация из государственных органов и вышестоящих организаций (для зависимых предприятий) это правовые и руководящие документы, инструкции и т.д., определяющие условия функционирования,

· информация из специализированных информационных организаций и их информационных хранилищ, к ним относятся различные фонды, финансовые и биржевые и т.д.;

· библиотечные фонды и информационные хранилища;

· средства массовой и специализированной информации;

· глобальные информационные ресурсы, например сеть Интернет и другие;

· данные деловой разведки и прочие возможные источники информации.

С другой стороны служба анализа выдает информацию заинтересованным потребителям. Основные её потребители — лица, принимающие решения (ЛПР).

На предприятии должен быть установлен порядок доступа к такой информации по причине её особой ценности и подчас конфиденциальности.

С точки зрения аналитических систем информацию можно разделить на:

Агрегированные данные. Пользователя, занимающегося анализом, редко интересуют детализированные данные. Более того, чем выше уровень пользователя (руководителя, управляющего, аналитика), тем выше уровень агрегации данных, используемых им для принятия решения. Рассмотрим в качестве примера фирму по продаже автомобилей. Коммерческого директора такой фирмы мало интересует вопрос: «Какого цвета «Жигули» успешнее всего продает один из ее менеджеров — Петров: белого или красного?» Для него важно, какие модели и какие цвета предпочитают в данном регионе.

Исторические данные. Важнейшим свойством данных в аналитических задачах является их исторический характер. После того как зафиксировано, что Петров в июне 2004г. продал 2 автомобиля «Волга» и 12 автомобилей «Жигули», данные об этом событии становятся историческим (свершившимся) фактом. И после того, как информация об этом факте получена, верифицирована и заведена в БД, она может быть сколько угодно раз считана оттуда, но уже не может и не должна быть изменена.

Другим неотъемлемым свойством исторических данных является обязательная спецификация времени, которому эти данные соответствуют. Причем время является не только наиболее часто используемым критерием выборки, но и одним из основных критериев, по которому данные упорядочиваются в процессе обработки и представления пользователю.

Во многих организациях используются как общепринятые, так и собственные календарные циклы (финансовый год может начинаться не в январе как календарный, а, например, в июне); время является стандартным параметром практически любой аналитической, статистической или финансовой функции (прогноз, нарастающий итог, переходящий запас, скользящее среднее и т.д.).

Прогнозируемые данные. Когда говорится о неизменности и статичности данных в аналитических системах, имеется в виду неизменность исключительно исторических данных (данных, описывающих уже произошедшие события). Такое предположение ни в коем случае не распространяется на прогнозируемые данные (данные о событии, которое еще не происходило). И этот момент является весьма существенным.

Например, если мы строим прогноз об объеме продаж на июнь 2005г. для менеджера Петрова, то, по мере поступления фактических (исторических) данных за 2004г., эта цифра может и будет многократно изменяться и уточняться. Более того, достаточно часто прогнозирование и моделирование затрагивает не только будущие, еще не произошедшие, но и прошлые, уже свершившиеся события. Например, анализ: «а, что будет (было бы). если (бы). «, строится на предположении о том, что значения некоторых данных, в том числе и из прошлого, отличны от реальных.

На первый взгляд, мы сами противоречим себе, говоря о неизменности данных, как основополагающем свойстве аналитической системы. Но это не так. Это кажущееся противоречие наоборот подчеркивает и усиливает значимость требований к неизменности исторических данных. Сколько бы мы не упражнялись (например, при анализе: «а что. если. «) со значением объема продаж за июнь 2004г., значения исторических (реальных) данных должны оставаться неизменными.

С технической точки зрения источники данных для проведения анализа могут быть представлены в следующих основных формах:

· в виде файлов определённого формата (ранее самым распространённым форматом были DBF файлы, сейчас же всё большую долю начинает занимать формат XML);

· в виде привычных большинству специалистов реляционных баз данных, в которых хранится первичная или агрегированная информация;

· в виде хранилищ данных, которые собирают внутри себя информацию из различных предметных транзакционных баз данных и производят её агрегацию и систематизацию;

· в виде информации, получаемой из отчётов, когда в процессе выполнения аналитической работы результаты (агрегаты) одного отчёта становятся источником данных для других отчётов, тем самым, являясь элементом-источником общей технологической цепочки при осуществлении анализа;

· информация, получаемая напрямую при вызове удалённых процедур во внешних по отношению к аналитической подсистем или даже информационных систем. Данная технология реализована во многих языках программирования, на большинстве технологических платформ и основывается на комплексной идеологии удалённого вызова процедур (RPC – Remote Procedure Call);

· традиционные Интернет сайты различных СМИ, информационных агентств и обычных компаний в зависимости от типа и содержания требуемой информации;

· «ВЕБ сервисы», взаимодействие с которыми основывается на протоколе SOAP и XML и которые по основной концепции должны быть зарегистрированы в каталогах и доступны по протоколу UDDI – основная цель данной концепции – создать единую гибкую инфраструктуру автоматизированного взаимодействия информационных систем различных компаний с целью оказания каких-либо информационных услуг (сервисов) через традиционную сеть Интернет. Отсюда пошло и само название – WEB Services (ВЕБ сервисы).

Тема 3. Информационно – аналитическая система как инструмент проведения экономического анализа

1. Общее понятие информационно – аналитической системы.

2. Функции и сферы применения ИАС.

3. Классификация аналитических систем.

4. Концепции построения ИАС.

5. Общая структура информационной аналитической системы.

1. Общее понятие информационно – аналитической системы.

Современный этап развития рыночных отношений в российской экономике характеризуется началом экономического подъема. Сегодня все большее число организаций приходит к пониманию того, что без наличия своевременной и объективной информации о состоянии рынка, прогнозирования его перспектив, постоянной оценки эффективности функционирования собственных структур и анализа взаимоотношений с бизнес — партнерами и конкурентами их дальнейшее развитие становится практически невозможным. Начинают приобретать определяющее значение знания о протекающих хозяйственных процессах. На успех ведения дела влияют как объективные, так и субъективные факторы. К объективным факторам можно отнести:

· закономерности протекания хозяйственных процессов,

· неписаные правила и традиции ведения дел,

· экономическую конъюнктуру и т.д.

Большое значение имеет субъективный фактор, под которым понимается влияние на ход бизнес — процессов работников предприятия и в особенности лиц, принимающих решения (ЛПР).

Для выработки и принятия соответствующих складывающейся обстановке решений необходима информация, которая должна удовлетворять требованиям полноты, достоверности, своевременности (актуальности), полезности.

Основополагающую роль в подготовке принятия решений играет его обоснование по имеющейся у ЛПР информации. Её, как правило, получают из различных внутренних и внешних источников. В интересах выработки адекватного решения используются внутренние информационные ресурсы, которые складываются из отражения деятельности (функционирования) объекта в документах, других видах и способах сбора, обработки, хранения информации. А также внешние по отношению к объекту информационные ресурсы, например (если это предприятие) — корпорации, отрасли, региона, а также глобальные – из средств массовой информации, специальной литературы, всемирной информационной сети Интернет и т.д.

Таким образом, границы информационного пространства как отображения деятельности предприятия и его взаимодействия с внешней средой, в рамках которого принимаются решения, выходят далеко за пределы предприятия.

Эти обстоятельства вынуждают использовать имеющиеся в настоящее время весьма развитые программно-технические средства. Широкое и эффективное применение этих средств стало одним из факторов выживаемости и успеха предприятия в условиях острой конкурентной борьбы. Получили широкое распространение автоматизированные информационные системы.

Проблема анализа исходной информации для принятия решений оказалась настолько серьезной, что появилось отдельное направление или вид информационных систем – информационно – аналитические системы (ИАС).

Информационно-аналитические системы (ИАС) призваны на основе данных, получаемых в режиме реального времени, помогать в принятии управленческих решений. ИАС — это современный высокоэффективный инструмент поддержки принятия стратегических, тактических и оперативных управленческих решений на основе наглядного и оперативного предоставления всей необходимой совокупности данных пользователям, ответственным за анализ состояния дел и принятие управленческих решений. Комплекс информационно-аналитических систем затрагивает всю управленческую вертикаль: корпоративную отчетность, финансово-экономическое планирование и стратегическое планирование.

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2019 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.003 с) .

источник

Результативность экономического анализа в значительной степени зависит от его информационного обеспечения. Экономический анализ базируется на разнообразной исходной информации. Все информационные источники экономического анализа можно разделить на нормативно-плановые, учетные и внеучетные.

К нормативно-плановым источникам информации относятся все типы планов, которые разрабатываются отдельными хозяйствующими субъектами, различными министерствами и ведомствами (перспективные, текущие, оперативные планы, программы развития, проекты, календарные графики и т. д.), а также нормативные материалы, устанавливающие требования и нормативы, соблюдение которых нужно проверить в ходе анализа: отраслевые и внутрихозяйственные нормы и нормативы, сметы, ценники, прайс-листы, проектные задания и др.

Учетные источники информации – это документы бухгалтерского, налогового, статистического и оперативного учета и отчетности.

Ведущая роль в информационном обеспечении анализа хозяйственной деятельности организаций принадлежит бухгалтерскому учету и отчетности, где наиболее полно и системно отражаются хозяйственные явления, процессы, их результаты. Система бухгалтерского учета предприятия обеспечивает порядка 70 % информации, необходимой для проведения анализа. Своевременный и полный анализ данных, которые имеются в первичных и сводных учетных регистрах и в отчетности, обеспечивает принятие необходимых мер, направленных на улучшение выполнения планов, достижение лучших результатов хозяйствования.

Данные статистического учета и отчетности, в которых содержится количественная характеристика массовых явлений и процессов, используются для углубленного изучения и осмысления взаимосвязей и выявления экономических закономерностей. Специалисты-аналитики используют статистические показатели как базу для сравнения с ними показателей отдельных предприятий.

Оперативный учет и отчетность способствуют более оперативному по сравнению со статистикой или бухгалтерским учетом обеспечению анализа необходимыми данными (например, о производстве и отгрузке продукции, о состоянии производственных запасов. Особенно важна роль оперативной информации в тех случаях, когда приходится принимать решения в режиме реального времени, например, на биржевых торгах, где трейдер принимает решения о сделках с ценными бумагами на основе информации о предыдущих сделках, которая собирается и обрабатывается специальной программой.

К внеучетным источникам информации относятся документы и данные, которые не относятся к перечисленным ранее.

В их число входят следующие:

— Официальные документы, которыми обязаны пользоваться участники экономической деятельности: законы, указы Президента, постановления Правительства, приказы вышестоящих органов управления, акты ревизий и проверок, приказы и распоряжения вышестоящих ведомств и руководителей хозяйствующих субъектов.

— Хозяйственно-правовые документы: договоры, соглашения, решения арбитража и судебных органов, рекламации.

— Научно-техническая информация (публикации, отчеты по результатам научно-исследовательской работы и др.).

— Техническая и технологическая документация.

— Материалы специальных обследований (хронометраж, фотография и др.).

— Информация об основных контрагентах (поставщиках и покупателях, партнерах).

— Данные об основных конкурентах.

— Данные о состоянии рынков ресурсов (объемы рынков, уровень и динамика цен на отдельные виды ресурсов).

— Сведения о состоянии рынка капитала (ставки рефинансирования, официальные курсы иностранных валют, ставки коммерческих банков по кредитам и депозитам и др.).

— Данные о состоянии фондового рынка (цены спроса и предложения, объемы и цены сделок по отдельным видам фондовых инструментов, сводный индекс динамики цен на фондовом рынке).

— Данные информационных агентств о макроэкономической ситуации.

Кроме перечисленных, к внеучетным источникам экономического анализа относятся многие другие. Например, это публикации и выступления в средствах массовой информации (на радио, телевидении, в газетах, журналах и в Интернет). Реклама тоже обладает значительными информационными возможностями, хотя она все еще несовершенна. Большое значение имеют информационные бюллетени и отчеты профессиональных консалтинговых фирм и рейтинговых агентств. Последний из названных источников в России сравнительно молод, но важность его трудно переоценить. Информационно-маркетинговые центры, занимающиеся производством и реализацией информационных услуг о ситуации на рынках России и в других странах, позволяют отслеживать рейтинговые оценки ближайших конкурентов, облегчают генерацию рациональных деловых решений.

Читайте также:  Как новорожденному сдать анализ мочи

В то же время, большой ценностью обладает информация, полученная в ходе личного общения: на симпозиумах, конференциях, съездах, различных форумах, в ходе переговоров, интервью, собеседований, опросов.

Существуют и другие классификации информации для проведения экономического анализа.

По отношению к объекту исследования информация бывает внутренней и внешней. Система внутренней информации организации – это данные статистического, бухгалтерского, оперативного учета и отчетности, плановые и нормативные данные, разработанные в организации, распоряжения ее руководства и так далее, то есть все то, что формируется и используется во внутренней среде организации. Система внешней информации – это данные статистических сборников, периодических и специальных изданий, конференций, деловых встреч, официальные нормативно-правовые документы и другая информация, которая формируется во внешней среде организации, а также внешняя отчетность организации.

По отношению к предмету исследования информация делится на основную и вспомогательную, необходимую для более полной характеристики изучаемой предметной области.

По периодичности поступления аналитическая информация подразделяется на регулярную и эпизодическую. К источникам регулярной информации относятся плановые и учетные данные. Эпизодическая информация формируется по мере необходимости, например это сведения о новом конкуренте.

Регулярная информация, в свою очередь, классифицируется на постоянную, сохраняющую свое значение длительное время (коды, шифры, план счетов бухгалтерского учета и др.), условно-постоянную, сохраняющую свое значение в течение определенного периода времени (показатели плана, нормативы), и переменную, характеризующую частую сменяемость событий (отчетные данные о состоянии анализируемого объекта на определенную дату).

По отношению к процессу обработки информацию можно отнести к первичной (данные первичного учета, инвентаризаций, обследований) и вторичной, прошедшей определенную обработку и преобразования (отчетность, конъюнктурные обзоры и др.)

Процесс подготовки исходных данных к анализу должен обеспечить выполнение вышеперечисленных требований. Он включает систематизацию и проверку достоверности данных, обеспечение их сопоставимости, упрощение числовой информации, использование средних величин, агрегирование бухгалтерской отчетности и др. Подготовка источников информации для анализа – важный этап организационной работы.

Для проверки документов можно применить одну или несколько процедур в зависимости от того, проверяется одна или группа хозяйственных операций.

Основные процедуры проверкидокументов:

– проверка арифметических расчетов путем их перерасчета, сплошного или выборочного;

– проверка соблюдения правил учета отдельных хозяйственных операций;

– прослеживание, в ходе которого проверяются некоторые первичные документы. Прослеживание позволяет изучить нетипичные статьи и события, отраженные в документах;

– аналитические процедуры, под которыми подразумеваются анализ и оценка полученной информации, исследование важнейших финансовых экономических показателей анализируемого экономического субъекта с целью выявления необычных и неверно отраженных в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности, а также выяснение причин таких ошибок и искажений.

При проверке обращают внимание на логическую увязку отдельных показателей, выявляют, нет ли расхождений между сведениями текущей отчетности и данными за предшествующие периоды, согласуются ли показатели оперативной и бухгалтерской отчетности. Обращается внимание на доброкачественность составления планово-учетных и отчетных данных. Это имеет значение не только для обеспечения правильных результатов анализа, но и в борьбе с приписками в учете и отчетности. Цель данной проверки состоит в том, чтобы установить соответствие показателей используемой информации фактическому положению дел на анализируемом предприятии.

Проверка материалов с точки зрения формы предусматривает установление правильности их составления: соответствия установленным правилам заполнения форм учета и отчетности, правильности арифметических подсчетов и итогов, наличия подписей и т. д. Проверка материала по содержанию предусматривает рассмотрение возможных приписок и искажений. Проверяется сопоставимость плановых и отчетных показателей, взаимная связь между отдельными формами отчетности. Если при проверке материалов будут обнаружены какие-либо неточности и неувязки, то они должны быть устранены до проведения анализа.

Важной подготовительной процедурой перед сравнительным анализом является обеспечение сопоставимости показателей, поскольку сравнивать можно только качественно однородные величины. В случае если предоставленная для анализа информация несопоставима, в ходе ее подготовки применяют специальные приемы приведения в сопоставимый вид.

Поскольку в экономике приходится иметь дело с большими массивами информации и с многозначными цифрами, иногда в процессе подготовки к проведению анализа имеет смысл провести их упрощение. Иногда можно округлить большие цифры, иногда – заменить большой массив данных рассчитанной по ним средней величиной. В ряде случаев состав статей отчетности, используемой для проведения анализа, излишне подробен. В этих случаях аналитик может агрегировать, то есть объединить отдельные статьи и сформировать так называемую укрупненную отчетность. Примером такого укрупнения является аналитический баланс – таблица, составленная на основе бухгалтерского баланса. В процессе агрегирования аналитик может включить в него только итоговые статьи по разделам баланса, или объединить несколько статей в одну, например, долгосрочную и краткосрочную дебиторскую задолженность.

Документальное оформление результатов анализа – не менее ответственная процедура, чем подготовка исходных данных. От грамотности составления, полноты, наглядности и доступности соответствующих документов во многом зависит успех внедрения на практике результатов анализа. Когда анализ проводится по заказу клиента, от оформления результатов зависит также продолжение деловых отношений с данным клиентом и в целом репутация аналитика.

Рассмотрим документы, составляемые по результатам анализа деятельности предприятия.

Пояснительная записка (отчет) составляется для вышестоящих пользователей анализа. Содержание пояснительной записки должно быть достаточно полным. Прежде всего, она должна заключать в себе характеристику предприятия: экономический уровень и предысторию развития, условия хозяйствования, характеристику ассортиментной и ценовой политики, конкурентоспособности продукции и т. п. Следует охарактеризовать реальных и потенциальных конкурентов, указать сильные и слабые стороны их бизнеса. После этого необходимо отразить динамику показателей, характеризующих производственные и финансовые результаты, имущественное и финансовое состояние предприятия, его деловую активность, эффективность работы.

В отчете также дается характеристика как положительных, так и отрицательных сторон деятельности предприятия за отчетный период, раскрываются объективные и субъективные, внешние и внутренние факторы, повлиявшие на производственные и финансовые результаты его работы, а также излагается перечень мероприятий, направленных на устранение имевших место недостатков и повышение эффективности функционирования предприятия в будущем. Аналитическая часть пояснительной записки может содержать сами аналитические расчеты, таблицы, где сгруппированы исходные данные и результаты расчетов, графики, диаграммы и т. д. Завершается отчет выводами и практическими предложениями.

Что касается справки или заключения по результатам анализа, то их содержание, в отличие от пояснительной записки, более кратко и конкретно. Здесь обычно не дается общая характеристика предприятия и условий его деятельности. Внимание акцентируется на отражении недостатков или достижений и выявленных резервов. Заключение составляется вышестоящими исполнителями анализа для нижестоящих руководителей или специалистов и содержит обязательные к исполнению требования по устранению выявленных недостатков, как правило, без указания на способы их устранения. Справка составляется для передачи специалистам, находящимся на той же ступени служебной иерархии, что и исполнитель анализа (как правило, это документ внутреннего пользования). В ней не содержатся требования или распоряжения, а только рекомендации.

Отдельно следует остановиться на бестекстовой форме отражения результатов анализа. На всех этапах анализа хозяйственной деятельности предприятия участникам этой работы приходится иметь дело с большими объемами числовых данных. В ходе подбора и обработки данных аналитик нередко должен оперировать множеством значений изучаемых факторов и величин. Конечный пользователь аналитических отчетов, читая их, тоже сталкивается с числовыми данными, обосновывающими выводы аналитиков или формирующими прогноз будущего развития предприятия. Во всех случаях включение в текст большого количества цифр затрудняет его восприятие, а представление несистематизированных предварительных данных осложняет их аналитическую обработку. Аналитический отчет, подготовленный лишь в виде многостраничного текста, быстро утомляет пользователя, поэтому нередко им игнорируется. Чтобы избежать подобных трудностей, используют представление данных в виде таблиц и графиков.

Результаты анализа должны заноситься в электронную базу данных предприятия. Наличие такой базы позволяет проводить оперативные сравнения, рассматривать результаты анализа в динамике, легко выявлять тенденции развития.

Все методы экономического анализа делятся на формализованные и неформализованные. Первые подразумевают постановку и решение задачи анализа средствами математики и получение количественных результатов. Вторые используются при решении задач, для которых невозможно сделать строгую математическую постановку. Они основаны на интуиции, опыте и экономических знаниях аналитика и подразумевают решение задачи на логическом уровне, без помощи строгих математических зависимостей. Как правило, неформализованные методы используются на первом этапе анализа, а формализованные – на втором, для углубления и уточнения анализа. Формализованные методы – наиболее многочисленная группа аналитических методов. Их отличает объективность, однозначность и точность получаемых результатов.

Методика проведения экономического анализа включает определение целей и задач анализа, его объектов, пользователей и информационной базы, формирование системы показателей, выбор методов, технических средств и программного обеспечения, планирование и организацию аналитической работы, обработку исходных данных с помощью выбранных средств и методов, обобщение выводов, разработку мероприятий по результатам анализа и их документальное оформление.

Для проведения экономического анализа используется информация из нормативно-плановых, учетных и внеучетных источников. Процесс подготовки исходных данных к анализу включает систематизацию и проверку достоверности данных, обеспечение их сопоставимости, упрощение числовой информации, использование средних величин и агрегирование данных.

Результаты анализа оформляются отчетом, заключением или справкой. В аналитических отчетах широко применяются бестекстовые формы представления данных: таблицы, графики и диаграммы.

Вопросы для повторения

1. Дайте определения понятий «метод» и «методика».

2. В чем особенности формализованных и неформализованных методов экономического анализа?

3. Перечислите этапы общей методики экономического анализа.

4. Что подразумевает планирование и организация анализа?

5. Для чего нужны при проведении анализа технические средства и программное обеспечение?

6. Охарактеризуйте виды источников информации для проведения анализа.

7. Назовите основные приемы подготовки исходных данных к анализу.

8. Охарактеризуйте документы, которыми оформляются результаты анализа.

9. Какие существуют бестекстовые формы представления аналитических материалов?

Выберите один правильный ответ.

1. Какие из источников информации обеспечивают наибольший объем исходных данных, необходимых для проведения анализа хозяйственной деятельности предприятия:

б) система оперативного учета;

в) система бухгалтерского учета;

д) данные статистического учета и отчетности;

г) внеучетные источники информации.

3. Какими документами могут оформляться результаты анализа:

а) объяснительной запиской и распоряжением;

б) объяснительной запиской или распоряжением;

в) отчетом, справкой и заключением;

г) отчетом, справкой или заключением;

д) графиками, диаграммами и таблицами;

е) графиками, диаграммами или таблицами.

5. В экономическом анализе методика представляет собой:

а) разработку и использование системы показателей;

б) определенную последовательность этапов подготовки и проведения аналитического исследования для достижения цели анализа;

в) исследование от общих фактов к частным, от результатов к причинам;

г) детализацию изучаемых явлений и процессов на элементы, последующую их систематизацию и синтез;

д) системное, комплексное изучение, измерение и обобщение влияния факторов на результаты деятельности предприятия.

8. Формализуемая задача анализа:

а) решается формальными методами;

б) может быть выражена и решена средствами математики.

9. Данные оборотной ведомости являются:

г) внеучетным источником информации в экономическом анализе.

10. Формализованные методы анализа чаще используются:

а) на первом, предварительном этапе анализа;

б) втором этапе анализа, для получения более точных результатов.

11. Аналитические графики и диаграммы позволяют:

а) сократить сроки проведения анализа;

б) представить результаты анализа в доступной и краткой форме;

в) сократить затраты на проведение анализа;

г) представить результаты анализа в текстовой форме;

д) представить последовательность проведения анализа.

12. Формализованные методы анализа:

а) являются наиболее точными и объективными;

б) не являются наиболее многочисленными методами анализа;

в) зачастую позволяют получить решение только на качественном уровне.

13. Аналитический отчет составляется:

а) вышестоящим аналитиком для нижестоящих исполнителей;

б) нижестоящим аналитиком для вышестоящих руководителей;

в) для специалистов, находящихся на том же уровне управления, что и исполнитель анализа.

15. Неформализованные методы анализа:

а) являются наиболее точными и объективными;

б) являются наиболее многочисленными методами анализа;

в) зачастую позволяют получить решение только на качественном уровне.

16. Положение по бухгалтерскому учету является:

г) внеучетным источником информации в экономическом анализе.

17. Совокупность правил и определенный порядок выполнения анализа называется:

а) методом экономического анализа;

б) методикой экономического анализа;

в) процедурой экономического анализа;

г) правилом экономического анализа.

20. Методика экономического анализа не включает:

а) определение целей, задач, объектов и субъектов анализа;

б) формирование системы показателей и информационной базы анализа;

в) разработку методов проведения анализа;

г) разработку мероприятий по результатам анализа;

д) оформление результатов анализа.

21. К формализованным методам анализа не относятся:

Читайте также:  Медкнижка какие анализы сдавать 2017

б) экономико-математические методы;

в) эконометрические методы;

г) методы маржинального анализа.

23. Какой этап методики обеспечивает действенность экономического анализа:

а) формирование системы показателей;

в) планирование аналитической работы;

г) непосредственно сам анализ, то есть обработка исходных данных с помощью выбранных средств и методов;

д) разработка мероприятий по результатам анализа;

е) документальное оформление результатов.

24. Характеристику объекта анализа содержит:

25. Графический метод относится:

а) к формализованным методам анализа;

б) неформализованным методам анализа.

26. Бухгалтерский баланс является:

г) внеучетным источником информации.

27. Заключение составляется:

а) вышестоящим аналитиком для нижестоящих исполнителей;

б) нижестоящим аналитиком для вышестоящих руководителей;

в) для специалистов, находящихся на том же уровне управления, что и исполнитель анализа.

28. Неформализованные методы анализа чаще используются:

а) на первом, предварительном этапе анализа;

б) втором этапе анализа, для получения более точных результатов.

29. Подготовка данных к проведению анализа не включает:

б) обеспечение сопоставимости;

д) агрегирование отчетности.

31. Табличный метод относится:

а) к формализованным методам анализа;

б) неформализованным методам анализа;

в) экономико-математическим методам анализа.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Да какие ж вы математики, если запаролиться нормально не можете. 8511 — | 7378 — или читать все.

193.124.117.139 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

источник

Источники информации в экономическом анализе, их характеристика. Качество информационного обеспечения экономического анализа

Источники информации обеспечивают полноту исходных данных для проведения анализа.

По отношению к предприятию источники информации подразделяются на внешние и внутренние

Внешние источники информации формируются вне данного предприятия. Это:

1. Нормативно-правовые акты (Законы, Указы президента, Постановления Правительства и местных органов власти).

2. Нормативно-правовая информация ведомств (ЦБ, ФКЦБ, естественных монополий, др.).

3. Статистические сборники;

4. Справочно-аналитическая информация.

5. Отчетность других хозяйствующих субъектов (финансово-бухгалтерская, статистическая, др.).

Внутренние источники информации формируются внутри данного предприятия.

По способу формирования источники информации подразделяются на учетные и внеучетные.

К учетным источникам информации относятся: отчетность всех видов внутреннего учета, учетные регистры, первичные учетные документы, электронные базы учетных данных.

Внеучетные источники информации включают следующие:

1) Материалы, акты, заключения:

— внутреннего и внешнего аудита;

— внутриведомственных и межведомственных ревизий;

— проверок деятельности налоговой службой, кредитными учреждениями, территориальными агентствами по финансовому оздоровлению и др.;

— лабораторного и врачебно-санитарного контроля;

— профессиональных консалтинговых фирм;

— региональных отделов статистики;

— личных контактов с исполнителями.

2) Техническая и технологическая документация.

3) Данные специальных обследований.

4) Докладные записки, переписка с контрагентами.

6) Планово-нормативные источники информации: материалы разрабатываемых планов; нормативы, сметы, ценники; проектные задания.

Качество экономического анализа определяется качеством исходной экономической информации и качеством ее обработки. В настоящее время в связи с коренной переориентацией экономической теории и практики происходит трансформация системы экономических показателей, меняются требования к учетным и др. источникам информации.

Качество исходной в анализе информации оценивается по четырем основным признакам:

— полнота (при минимальном объеме);

Качество исходной информации в свою очередь зависит от:

— качества и полноты учетной информации;

— качества и полноты внутренней информации, включая нормативную (наличие, урегулированность в законодательстве и методиках, полнота).

— качества учетной политики.

Учетная политика прямо влияет на величину учетно-расчетных и плановых показателей, которые рассчитываются по аналогичным методикам. Учетная политика – это совокупность способов ведения учета: первичного наблюдения, стоимостного измерения, группировки и итогового обобщения.

К основным моментам учетной политики относят:

— признание факта хозяйственной жизни;

— оценка (выбор способа оценки видов имущества и обязательств).

Базовые элементы учетной политики:

1. Рабочий план счетов бухгалтерского учета, включая синтетические и аналитические счета.

2. Формы первичных учетных документов (типовые и внутренние).

3. Методы оценки видов имущества и обязательств.

4. Порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств.

5. Правила документооборота и технологии обработки учетной информации.

6. Порядок контроля за хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

внешняя (бухгалтерская налоговая)

Учетная политика:

внутренняя (финансово-управленческая,

Внешняя учетная политика имеет исключительное значение для проведения эффективной налоговой политики, для ее оптимизации, для инвестиционной и кредитной привлекательности.

К примеру, финансовый результат организации напрямую зависит от выбранной предприятием альтернативы, установленной в ПБУ, а именно:

1) способа начисления амортизации;

2) способа оценки запасов материальных ресурсов;

3) способа оценки незавершенного производства;

4) способа оценки остатков готовой продукции;

5) способа отражения в учете и отчетности выручки за продукцию.

Внутренняя учетная политика необходима для формирования и обоснования финансово-экономических решений стратегического и тактического характера.

Внутренняя учетная политика закрепляется в виде внутрифирменного регламента, который разрабатывает служба контроллинга.

Предварительным условием анализа является тщательная проверка привлекаемых к анализу материалов. Это один из важных этапов аналитической работы.

Могут использовать следующие процедуры контроля:

— проверка арифметических расчетов;

— проверка логической и информационной увязки форм отчетности, регистров;

— проверка соблюдения учетных правил и процедур;

— прослеживание – проверка некоторых первичных документов, в частности по нетипичным статьям и событиям.

Важным фактором, влияющим на качество анализа в современных условиях становится качество обработки информации. Оно обеспечивается: используемыми для проведения анализа методами, уровнем его технического и программного обеспечения, квалификацией специалистов.

Дата добавления: 2016-04-11 ; просмотров: 2060 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

источник

Под информационным обеспечением экономического анализа понимается сбор, обработка, накопление и сохранение аналитической информации.

Аналитическая информация представляет собой совокупность данных о состоянии исследуемого объекта и степени влияния факторов на его изменение.

К аналитической информации должны предъявляться самые высокие требования. К основным требованиям относятся следующие:

— Информация должна отражать цель экономического анализа, анализируемые процессы и явления.

— Для проведения анализа необходим оптимальный объем информации.

— Информация должна быть оперативной, то есть непосредственно отражающей изменение параметров экономических явлений.

— Информация должна быть качественной (достоверна, обеспечиваться системой учета, легко обрабатываться и так далее)

К основным информационным источникам относятся следующие:

— Производственная деятельность исследуемой организации.

— Информация, получаемая в других организациях.

— Данные производственной деятельности исследуемой организации включают в себя: планы-задания, задания текущих планов; нормативные данные; данные первичного учета; данные оперативной, статистической и бухгалтерской отчетности; данные единовременного обследования (потоков обмена, средней доходной таксы, состава работников и т.д.); данные единовременного обследования (хронометраж, фотография рабочего дня, аттестация рабочих мест и др.).

К другим организациям, являющихся источником информации, относятся, прежде всего, статистические управления и другие организации аналогичного типа.

В статистическом управлении можно получить информацию о количестве и составе населения, площади территории, жизненного уровня населения, уровня развития различных сфер производства и другие данные.

При проведении сравнительного анализа широко используются данные других организации аналогичного типа. Эти данные просто необходимы для выявления состояния предприятия по исследуемому объекту анализа, а также для выявления положения данной организации.

Данные литературных источников и постановлений включает в себя изучение следующих материалов: статистические сборники; постановления правительства; литературные источники (монографии, научная литература, справочники, газетно-журнальный материал).

Информацию нельзя считать доступной для использования до тех пор, пока она не зафиксирована. Именно в процессе накопления информация регистрируется на носителях документальной формы или на машинных носителях.

Накоплению и дальнейшему сохранению подвергаются несколько видов аналитической информации.

Первый вид — это первичная информация. Это формы первичного учета и отчетности. Формы этих документов зависят от действующей в организации системы учета и отчетности. Данная информация необходима для проверки ее достоверности и контроля.

Второй вид — это экономическая или, так называемая, производственная информация. Она представляет собой совокупность обработанных сведений о деятельности организации и ее структурных подразделений. Результаты хозяйственной деятельности подытожены и представлены в обобщенных показателях.

Данный вид обработанной информации систематизируется, регистрируется и накапливается в специально разработанных для этих целей таблиц, накопительных книг, журналах, тетрадей. Первичная информация накапливается в отдельных папках. При занесении данных в накопительные книги, их группируют: по периодам времени (месяц, квартал, год): по содержанию (качественную, количественную).

Третий вид информации, которая подвергается накоплению и сохранению — это планово-нормативная информация. Деятельность организации ведется по заранее составленным планам, производственным заданиям и в процессе анализа возникает необходимость оценки их выполнения.

Четвертый вид информации — учетно-отчетная. После накопления и во время накопления производственной и планово-нормативной информации происходит процесс ее анализа. В процессе анализа информация подвергается дальнейшей обработки с помощью уже аналитических методов и приемов. Цель этой обработки — исходную информацию представить в наиболее удобную форму для её осмысливания. Результаты анализа оформляются в виде годовых и квартальных аналитических отчетов, справок, данных аудиторских проверок, рекомендаций приказов и распоряжений руководителей и так далее. Данные документы также накапливаются и сохраняются, так как возможно многократное использование результатов анализа.

Учетно-отчетная информация, отражающая результаты анализа, представляется наиболее важной, так как она является основой принятия управленческих решений и обеспечивает действенный контроль за выполнением планов, прогнозов, эффективностью использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов. По мнению ведущих ученых-аналитиков на ее долю приходится более 70% управленческой информации. С развитием рыночных отношений ее доля еще более возрастет.

В целях сокращения трудовых затрат целесообразно процесс обработки и накопления информации перевести на ПЭВМ. Их применение повышает эффективность аналитической работы. Во-первых, сокращаются сроки проведения анализа. Во-вторых, появляется возможность более полного охвата влияния факторов на результаты хозяйственной деятельности. В-третьих, возможна замена приближенных и упрощенных расчетов точными вычислениями. Кроме того, применение ЭВМ позволяет ставить и решать новые многомерные задачи анализа, практически невыполнимые вручную и существующими традиционными методами.

Большую роль ЭВМ играет в накоплении, обработке и хранении информации. Для этого разрабатывается автоматизированная информационную систему, получившей название банка данных. Она представляет собой разветвленную сеть регистрирующих устройств, линий связи и ПЭВМ. Автоматизированная информатизационная система или банк данных состоит из комплекса технических средств для хранения обработки и ввода-вывода данных; одной или нескольких баз данных, то есть совокупности сведений, хранимых в запоминающих устройствах; комплекса программных средств управления банком данных. Эта совокупность программно-технических средств обеспечивает автоматическое ведение баз данных (прием на хранение и преобразование информации), а также поиск сведений по запросам потребителей, обработку и оформление в удобном виде его результатов.

Банк данных обеспечивает интеграцию информации, возможность ее многократного и комплексного использования без дополнительных преобразований и дублирования при решении аналитических задач в различных режимах, в том числе и диалоговом.

Рационально построенная информационная система предполагает значительное сокращение времени между возникновением информации и ее использованием в аналитической работе. Технические средства обеспечивают доведение результатов анализа до руководителей и других работников управления в кратчайшие сроки, что обеспечивает своевременность принятия управленческих решений.

источник

Эффективность экономического анализа во многом зависит от обеспеченности информацией. Основой экономического анализа является разнообразная информация, которую можно классифицировать по различным признакам.

Все источники информации в экономическом анализе можно разделить на нормативно-плановые, учетные, внеучетные.

Нормативно-плановые источники включают все планы, разрабатываемые отдельными субъектами хозяйствования, различными ведомствами и министерствами, нормативные материалы, которые устанавливают данные нормативы.

К учетным источникам информации относятся все данные, содержащиеся в документах бухгалтерского, оперативного и статистического учета, а также отчетность различных видов, первичные учетные документы. Информация, получаемая при оперативном учете, отражает результаты наблюдения за деятельностью предприятия и процессом производства товаров. Она используется, чтобы контролировать ритмичность производства, своевременно выявлять нарушения и осуществлять управление предприятием.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Внеучетные источники информации – это документы, регулирующие хозяйственную деятельность, т.е. государственные законы, указы президента, постановления правительства, а также местных органов власти, данные проверок и ревизий, распоряжения и приказы руководителей предприятий, соглашения, договоры, решения судебных органов и т.д.

Особую значимость для всех пользователей имеет система внутренней информации, куда входит отчетность предприятия, характеризующая экономическую, производственную, финансовую и социальную его деятельность. Также большую роль играет оперативная информация, которая отражается в документах первичного бухгалтерского учета.

В тоже время, большую ценность имеет информация, полученная из личного общения.

Помимо приведенной классификации, существуют и другие.

С точки зрения объекта исследования информация может быть внутренней и внешней. К внутренней информации предприятия относятся данные бухгалтерского, оперативного и статистического учета, плановые, нормативные данные, которые разработаны непосредственно в организации, распоряжения руководства и т.д. Другими словами, все, что разработано и используется внутри предприятия. к внешней информации относятся данные, специальных и периодических изданий, статистических сборников, деловых встреч, конференций и другая информация, формируемая за пределами организации, т.е. во внешней вреде.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Читайте также:  Виды экономического анализа какой прогноз

С точки зрения предмета исследования данные экономического анализа можно разделить на основные и вспомогательные, которые необходимы для более полного представления об исследуемой предметной области.

Аналитическая информация по периодичности поступления делится на регулярную и эпизодическую. Регулярная информация – это учетные и плановые данные, а формирование эпизодической происходит по мере необходимости, к примеру, сведения о новых конкурентах.

В свою очередь, регулярная информация делится на постоянную, условно-постоянную и переменную.

Рассматривая процесс обработки информации, ее можно классифицировать на первичную и вторичную.

В процессе подготовки исходной информации для экономического анализа необходимо ее систематизировать и проверить достоверность, обеспечить сопоставимость, упростить числовую информацию, использовать средние величины, агрегирование бухгалтерских данных. Подготовка данных для анализа является важным этапом организационной работы. Чтобы проверить документы, применяют одну или же несколько процедур, что зависит от численности проверяемых хозяйственных операций.

К основным процедурам проверки документов относятся:

  • Проверка расчетов;
  • Выборочная инвентаризация;
  • Прослеживание, при котором проверяются отдельные первичные документы. С помощью прослеживания можно проанализировать нетипичные события и статьи, которые отражаются в документах;
  • Проверка соблюдения учетных правил для конкретных хозяйственных операций;
  • Аналитические процедуры, которые подразумевают оценку и анализ полученных данных, изучение важнейших финансово-экономических показателей для выявления неверно отраженных и необычных фактов хозяйственной деятельности.

В процессе проверки особое внимание уделяется логической увязке отдельных показателей, определяются расхождения в сведениях текущей отчетности и данных за предшествующие периоды.

Проверка информации с точки зрения формы подразумевает определение правильности ее составления, т.е. соответствия установленным формам отчетности и учета.

Важная подготовительная процедура перед экономическим анализом – это упрощение больших массивов информации, что обеспечивается агрегированием, т.е. объединением отдельных статей и формированием так называемой укрупненной отчетности.

Информация, предназначенная для экономического анализа должна соответствовать нескольким требованиям:

  • Аналитичность данных, т.е. поступающие данные должны содержать информацию именно о тех направлениях хозяйственной деятельности, которые интересны аналитику;
  • Объективность данных, что необходимо для правильных выводов после анализа;
  • Единство информации, т.е. должна быть возможность сопоставить данные;
  • Оперативность информации;
  • Рациональность данных, под которой подразумеваются минимальные затраты на их сбор, хранение и применение.

Главной целью аналитической обработки экономических данных является раскрытие причинной связи и измерение влияния факторов на те или иные показатели.

Аналитическая обработка может проводиться при помощи различных методов, могут составляться таблицы, графики и диаграммы.

Рационально организованные и соответствующим образом регулируемые информационные потоки, систематизированная и обработанная информация выступают надежной базой в построении моделей согласно задачам экономического анализа.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

источник

Основываясь на данных о прошлой деятельности предприятия, финансовый анализ направлен на снижение неопределенности относительно его будущего состояния.

Результаты анализа финансового состояния предприятия имеет первостепенное значение для широкого круга пользователей, как внутренних, так и внешних по отношению к предприятию — менеджеров, партнеров, инвесторов и кредиторов.

  • Для внутренних пользователей, к которым в первую очередь относятся руководители предприятия, результаты финансового анализа необходимы для оценки деятельности предприятия и подготовки решений о корректировке финансовой политики предприятия.
  • Для внешних пользователей — партнеров, инвесторов и кредиторов — информация о предприятии необходима для принятия решений о реализации конкретных планов в отношении данного предприятия (приобретение, инвестирование, заключение длительных контрактов).

Внешний финансовый анализ ориентирован на открытую финансовую информацию предприятия и предполагает использование типовых (стандартизированных) методик. При этом, как правило, используется ограниченное количество базовых показателей.

При выполнении анализа основной акцент делается на сравнительные методы, так как пользователи внешнего финансового анализа чаще всего находятся в состоянии выбора — с каким из исследуемых предприятий устанавливать или продолжать взаимоотношения и в какой форме это наиболее целесообразно делать.

Внутренний финансовый анализ отличается большей требовательностью к исходной информации. В большинстве случаев для него не достаточно информации, содержащейся в стандартных бухгалтерских отчетах, и возникает необходимость использовать данные внутреннего управленческого учета.

В процессе анализа наибольший акцент делается на понимание причин происходящих изменений финансового состояния предприятия и поиск решений, направленных на улучшение этого состояния. При этом совершенно не важно, достигается ли поставленная цель путем использования стандартных или же оригинальных методик.

В отличие от внешнего, внутренний анализ не ограничивается рассмотрением предприятия в целом, а практически всегда спускается до анализа отдельных подразделений и направлений деятельности предприятия, а также видов продукции.

В следующей таблице представлено сравнение двух подходов к финансовому анализу.

Внешний анализ Внутренний анализ
Цель Оценка финансового состояния (проблема выбора) Улучшение финансового состояния
Исходные данные Открытая (стандартная) бухгалтерская отчетность Любая информация, необходимая для решения поставленной задачи
Методика Стандартная Любая, соответствующая решению поставленной задачи
Акцент Сравнение с другими предприятиями Выявление причинно-следственных связей
Объект исследования Предприятие в целом Предприятие, его структурные подразделения, направления деятельности, виды продукции

С помощью финансового анализа последовательно решаются следующие задачи:

  1. Определение финансового состояния предприятия на текущий момент.
  2. Выявление тенденций и закономерностей в развитии предприятия за исследуемый период.
  3. Определение факторов, отрицательно влияющих на финансовое состояние предприятия.
  4. Выявление резервов, которые предприятие может использовать для улучшения своего финансового состояния.
  5. Выработка рекомендаций, направленных на улучшение финансового состояния предприятия.

Основными направлениями финансового анализа являются:

  1. Анализ структуры баланса.
  2. Анализ прибыльности деятельности предприятия и структуры производственных затрат.
  3. Анализ платежеспособности (ликвидности) и финансовой устойчивости предприятия.
  4. Анализ оборачиваемости капитала.
  5. Анализ рентабельности капитала.
  6. Анализ производительности труда.

Существуют следующие методы финансового анализа:

  • Горизонтальный (ретроспективный, продольный, временной) анализ.
    Предполагает сравнение финансовых показателей с предыдущими периодами времени с целью определения тенденций в развитии предприятия.
  • Вертикальный (глубинный, структурный) анализ.
    Предполагает определение структуры основных финансовых показателей с целью более подробного их изучения.
  • Факторный анализ.
    Предполагает оценку влияния отдельных факторов на итоговые финансовые показатели с целью определения причин, вызывающих изменения их значений. При этом может использоваться метод цепных подстановок (элиминирования).
    Данный метод анализа используется, как правило, при проведении внутреннего финансового анализа.
  • Сравнительный анализ.
    Предполагает сопоставление финансовых показателей исследуемого предприятия со среднеотраслевыми значениями или аналогичными показателями родственных предприятий и конкурентов.К сожалению, в России на сегодняшний день отсутствует необходимая статистическая база. Поэтому в некоторых случаях возможно использование аналогичных западных справочников, наиболее известными из которых являются бюллетени агентств Dun & Bradstreet и Robert Morris Associates.
    Данный вид анализа используется, как правило, при проведении внешнего финансового анализа.

Основными источниками информации для финансового анализа являются данные бухгалтерского и управленческого учета:

  1. Данные об имуществе предприятия (активах) и источниках его образования (пассивах) на начало и конец исследуемого периода в виде аналитического баланса.
  2. Данные о результатах деятельности предприятия за исследуемый период в виде аналитического отчета о прибылях и убытках.

О том, как строятся аналитические отчеты, будет сказано ниже.

Какая дополнительная информация используется при проведении финансового анализа?

При проведении финансового анализа для более точной интерпретации исходных данных дополнительно может потребоваться следующая информация:

  • Сведения об учетной политике предприятия.
  • Сумма начисленного износа основных средств и нематериальных активов.
  • Среднесписочная численность персонала и фонд заработной платы предприятия.
  • Доля просроченной дебиторской и кредиторской задолженности.
  • Доля бартерных (товарных) расчетов в выручке от реализации.

Традиционно и в особенности при проведении внешнего анализа в качестве исходной информации используется стандартный бухгалтерский баланс (форма № 1). Однако это не является обязательным условием и, например, в случае недоверия к внешней отчетности предприятия, для этой цели может быть использован любой другой документ управленческого учета.

В любом случае данные должны соответствовать следующим требованиям:

  • Подготовка данных должна вестись на регулярной основе и по единой методике.
  • Данные об имуществе и источниках должны быть сбалансированы между собой.
  • Активы должны быть структурированы по их экономической природе (по принципу отнесения стоимости на производимую продукцию, срокам использования и степени ликвидности).
  • Данные об источниках финансирования должны быть должны быть разделены по принципу собственности и срокам привлечения.

Всем перечисленным выше требованиям отвечает аналитический баланс.

Одним из способов построения этого документа является преобразование (укрупнение или разукрупнение) и уточнение стандартного бухгалтерского баланса.

Ниже перечислен ряд процедур, которые при этом необходимо провести:

  • Уменьшить уставный капитал предприятия на величину неоплаченного капитала (задолженности учредителей).
  • Проставить реальную стоимость внеоборотных активов.
  • Скорректировать стоимость оборотных активов (запасы, дебиторская задолженность, свободные денежные средства) и обязательств (кредиторская задолженность, кредиты) на суммы, по какой-либо причине не попавшие в бухгалтерский баланс.
  • Скорректировать возникшую разницу меджду стоимостью активов и пассивов удобнее всего через специально созданную статью аналитического баланса «Накопленный капитал». Эта аналитическая статья объединяет в себе все виды нераспределенной прибыли, резервов, образованных за счет прибыли, фондов накопления и потребления и других подобных статей баланса. Она показывает, что фактически заработало предприятие за всю историю своего существования (для приватизированных предприятий — с момента акционирования).

Таблица 2. Примерная структура аналитического баланса

Активы Акт Пассивы Пасс
Внеоборотные активы ВнеобАкт Собственный капитал СобКап
Нематериальные активы НематАкт Уставный капитал УстКап
Основные средства ОснСр Добавочный капитал ДобКап
Незавершенное капитальное НезавКап Целевое финансирование ЦелФин
Долгоосрочные финансовые вложения ДолгФин Накопленный капитал НакоплКап
Прочие внеоборотные активы ПрВнеобАкт Долгосрочные кредиты ДолгКред
Оборотные активы ОборАкт Краткосрочные обязательства КраткОбяз
Авансы выданные АвВыдан Краткосрочные кредиты КраткКред
Запасы сырья и материалов ЗапМат Авансы полученные АвПолуч
Незавершенное производство НезавПр Задолженность поставщикам ЗадолжПостав
Готовая продукция ГотПрод Задолженность по налогам и отчислениям ЗадолжНалог
Задолженность покупателей ЗадолжПокуп Задолженность по заработной плате ЗадолжЗарПл
Краткосрочные финансовые вложения КраткФин Прочие краткосрочные обязательства ПрКрОбяз
Денежные средства ДенСред
Прочие оборотные активы ПрОборАкт

Во втором столбце активов и пассивов баланса приводятся условные обозначения соответствующих позиций, используемые в дальнейшем в расчетных формулах и примерах.

В качестве основы для построения аналитического отчета о прибылях и убытках можно использовать бухгалтерский отчет о прибылях и убытках (форма № 2).

При этом необходимо выполнить следующие процедуры:

  • Скорректировать выручку от реализации на суммы реализации, по каким-либо причинам не попавшим в бухгалтерский отчет.
  • Скорректировать затраты на реализованную продукцию на суммы затрат, по каким-либо причинам не попавшим в бухгалтерский отчет или же по налоговому законодательству относимые на погашение за счет прибыли.
  • Разделить затраты на реализованную продукцию на переменные и постоянные составляющие по степени их зависимости от изменения объемов производства и реализации.
  • В составе постоянных затрат выделить отдельными позициями статьи «Амортизационные отчисления» и «Проценты за кредиты».
  • Налоги, исчисляемые до налогообложения прибыли, выделить из прочих операционных затрат и включить в состав затрат на реализованную продукцию.
  • Выделить отдельными позициями доходы и расходы, связанные с реализацией внеоборотных активов и прочего имущества предприятия и ценных бумаг, а также курсовые разницы.

Главными требованиями, предъявляемым к аналитическому отчета о прибыли и убытках, являются:

  • Регулярность построения.
  • Использования единой методики при формировании отчетов за разные периоды.
  • Обеспечение возможности проведения анализа безубыточности.

Таблица 3. Примерная структура аналитического отчета о прибыли и убытках

Выручка от реализации (за вычетом НДС и акцизов) ВырРеал
Переменные затраты ПерЗатр
Маржинальная прибыль МаржПриб
Постоянные затраты
в том числе:
ПостЗатр
Амортизационные отчисления АмОтч
Проценты за кредиты ПроцКр
Прочие постоянные затраты ПрПостЗатр
Прибыль от основной деятельности ПрибОснДеят
Прибыль (убытки) от прочей реализации ПрибПрРеал
Прибыль (убытки) от операций с ценными бумагами ПрибЦенБум
Прочие прибыли (убытки) ПрПриб
Прибыль до вычета налога ПрибДоНал
Налог на прибыль НалПрибн
Чистая прибыль ЧистПриб
Дивиденды (использование прибыли) Дивид (ИспПриб)
Нераспределенная прибыль НераспПриб

Показатели финансового состояния предприятия разделяются на две категории: объемные и относительные. Последние называются финансовыми коэффициентами или финансовыми отношениями (financial ratios).

Различные показатели находятся в связи друг с другом и отражают взгляд только с одной из нескольких возможных точек зрения на предприятие. Поэтому говорят о системе финансовых показателей.

Среди объемных показателей деятельности предприятия используются:

  1. Валюта баланса.
  2. Собственный или оплаченный уставный капитал предприятия.
  3. Чистые активы предприятия.
  4. Объем продаж (выручка от реализации) за период.
  5. Объем прибыли за период.
  6. Денежный поток за период.
  7. Структура денежного потока по видам деятельности.

Финансовые коэффициенты разделяются на несколько групп:

  • Показатели платежеспособности (ликвидности).
  • Показатели прибыльности*.
  • Показатели оборачиваемости.
  • Показатели финансовой устойчивости.
  • Показатели рентабельности*.
  • Показатели эффективности труда.

* Показатели прибыльности и рентабельности рассматриваются по отдельности. Это связано с тем, что в первом случае анализируется эффективность текущей (основной) деятельности предприятия, то есть сопоставляются доходы и затраты, связанные с их получением. Во втором случае речь идет об эффективности использования капитала (активов) в целом.

Для получения целостной оценки предприятия различные объемные показатели и финансовые коэффициенты объединяются (с учетом веса и значимости каждого из них) в комплексные (составные) показатели финансового состояния.

источник