Меню Рубрики

Педагогический анализ как функция педагогического управления

Руководящая роль в учебном процессе принадлежит учителю. Но сам учебный процесс невозможен без активной деятельности учеников как субъектов учения. Важно подчеркнуть, что в прошлом при характеристике процесса обучения деятельность учителя нередко сводили к передаче учащимся определенной суммы знаний и умений. При таком подходе преподаватель считался активным субъектом обучения, а ученик лишь пассивным его объектом. Современная дидактика считает, что учитель призван организовать активную деятельность самих учеников по усвоению новых знаний и умений, хотя это и предполагает наличие объяснения, изложения новой информации и пр.

Основные функции педагогического управления: педагогический анализ, целеполагание, планирование, организация исполнения, контроль, регулирование

Управленческая функция — это отношение субъекта к объекту управления, требующее от субъекта определённых квалифицированных действий. В управлении школой выделяется шесть основных функций: педагогический анализ, целеполагание, планирование, организация исполнения, контроль, регулирование.

По определению Ю.А. Конаржевского, педагогический анализ — это функция управления школой, направленная на изучение состояния и тенденций развития, объективную оценку результата учебно-воспитательного процесса и выработку на этой основе рекомендаций по упорядочению системы или перехода ее в более высокое качественное состояние.

Без педагогического анализа невозможно на научной основе определять задачи, планировать, прогнозировать, организовывать, регулировать и контролировать эффективность деятельности педагогического коллектива.

Педагогический анализ способствует развитию педагогического коллектива и методическому совершенствованию деятельности учителя.

Педагогический анализ является также методом контроля, который в свою очередь осуществляется при помощи целенаправленного изучения, наблюдения и оценивания результатов деятельности ее участников.

В школе используются три основных вида педагогического анализа: оперативный, тематический, итоговый. [1, 57с.]

Оперативный (ежедневный) анализ направлен на сбор информации о состоянии учебно-воспитательного процесса. Завуч на основе оперативного контроля получает информацию о ходе и состоянии дел за день, неделю, месяц. Его содержание строится на основе посещения уроков, внеучебных занятий и включает:

оценку работы школы, учителя и учащихся;

выявление причин отклонений в качестве преподавания;

установление причин отклонения фактического уровня знаний, умений и навыков от требований, сформулированных в учебной программе и т.д.

Выводы и рекомендации оперативного анализа должны сопровождаться быстротой реакции со стороны управленцев, выработкой и принятием мер по качественному улучшению учебно-воспитательного процесса в школе.

Тематический анализ предполагает системный подход к изучению учебно-воспитательного процесса (система уроков и внеучебных занятий, вариативных технологий, система деятельности учителя и совокупность необходимых документов). Цель тематического анализа — диагностика тех или иных наиболее значимых сторон педагогического процесса. Установление их взаимосвязей и зависимостей, выработка рекомендаций.

Итоговый анализ проводится по результатам четверти, полугодия, учебного года с целью оценки деятельности школы в целом, выработки на основе выводов рекомендаций по совершенствованию ее дальнейшей работы.

Целью данного вида анализа — подведение итогов деятельности и оценка результатов управляемой системы за истекший период, построение блока целей следующего учебного года, отработка рекомендаций по организации, регулированию, планированию, внутришкольному контролю.

источник

Педагогический анализ во внутришкольном управлении. Одной из функций управления целостным педагогическим процессом является педагогический анализ

Одной из функций управления целостным педагогическим процессом является педагогический анализ. Функция педагогического анализа в ее современном понимании введена и разработана в теории внутришкольного управления Ю.А.Конаржевским. Педагогический анализ в структуре управленческого цикла занимает особое место: с него начинается и им заканчивается любой управленческий цикл, состоящий из последовательно взаимосвязанных функций. Исключение педагогического анализа из общей цепи управленческой деятельности приводит к ее распаду, когда функции планирования, организации, контроля, регулирования не получают в своем развитии логического обоснования и завершения.

При определении места и роли педагогического анализа необходимо учитывать тот факт, что управление педагогическим процессом осуществляется не прямо, а опосредовано, через учебно-воспитательные ситуации. Поэтому, прежде чем спланировать и провести урок, воспитательное мероприятие или коллективное творческое дело, организовать ту или иную деятельность учащихся, учитель изучает, анализирует и учитывает основные элементы педагогической ситуации.

Эффективность управленческой и педагогической деятельности во многом определяется тем, как руководитель школы, учитель владеют методикой педагогического анализа, как глубоко ими могут быть исследованы установленные факты, выявлены наиболее характерные зависимости. Несвоевременно или непрофессионально проводимый анализ в деятельности директора школы приводит на этапе выработки цели и формирования задач к неконкретности, расплывчатости, а порой и необоснованности принимаемых решений. Незнание истинного положения дел в педагогическом или ученическом коллективе создает трудности в установлении правильной системы взаимоотношений в процессе регулирования и корректировки педагогического процесса.

Основное назначение педагогического анализа как функции управления школой, по мнению Ю.А.Конаржевского, состоит в изучении состояния и тенденций развития педагогического процесса, объективной оценке его результатов с последующей выработкой на этой основе рекомендаций по упорядочению управляемой системы [97] . Эта функция одна из наиболее трудоемких в структуре управленческого цикла, так как анализ предполагает выделение в изучаемом объекте частей, оценки роли и места каждой части, сведение частей в единое целое, установление связей системообразующих факторов.

В отличие от других функций, например планирования или организации, педагогический анализ внешне менее эффектен, он как бы в тени, носит латентный характер, в то время как в действительности он требует максимума интеллектуального напряжения, сформированного аналитического мышления, проявляющегося в умении обобщать, сравнивать, систематизировать, синтезировать педагогические факты и явления.

Виды и содержание педагогического анализа.В теории и практике внутришкольного управления (Ю.А.Конаржевский, Т.И.Шамова и др.) определены основные виды педагогического анализа. Существуют различные его классификации в зависимости от субъекта анализа (что анализируется), от цели анализа (для чего анализируется) и т.д. Мы обратимся в дальнейшем к выделению и характеристике видов педагогического анализа в зависимости от его содержания, т.е. от того, каков характер анализа во временном, пространственном, фактологическом отношениях. В принятой классификации выделяется три вида анализа: параметрический, тематический и итоговый.

Параметрический анализ направлен на изучение ежедневной информации о ходе и результатах образовательного процесса, выявление причин, нарушающих его. Как правило, по итогам параметрического анализа вносятся поправки и изменения в ходе регулирования целостного педагогического процесса. Предметом параметрического анализа является изучение текущей успеваемости, состояния дисциплины в классах и в школе за день и за неделю, анализ посещаемости уроков и внеклассных занятий, санитарного состояния школы, соблюдения расписания занятий и др.

Основное содержание параметрического анализа, проводимого директором школы и его заместителями, составляет посещение уроков и внеклассных занятий. Фиксирование результатов параметрического анализа, их систематизация и осмысление подготавливают тематический педагогический анализ. Параметрический анализ — это не просто констатация фактов, а их сравнение, обобщение, поиск причин их возникновения и прогнозирование возможных последствий. Результаты такого анализа и принятые на их основе решения требуют оперативного выполнения.

Тематический анализ направлен на изучение более устойчивых, повторяющихся зависимостей, тенденций в педагогическом процессе. Если предметом параметрического анализа может выступать отдельный урок или внеклассное занятие, то предметом тематического анализа выступает уже система уроков, система внеклассной работы и т.д. Директор школы или завуч могут получить наиболее полное представление о работе учителя, лишь проанализировав ряд уроков, занятий, сформировав таким образом представление о системе работы учителя. Содержание тематического анализа составляют такие комплексные проблемы, как оптимальное сочетание методов обучения; система работы учителей, классных руководителей по воспитанию нравственной, эстетической, физической, интеллектуальной культуры и др.; система работы учителя по повышению уровня педагогической культуры; деятельность педагогического коллектива по формированию инновационной среды в школе и др.

Этот вид педагогического анализа позволяет директору школы сосредоточиться на изучении и выявлении особенностей проявления тех или иных сторон педагогического процесса, определить их взаимодействие с другими сторонами, компонентами и системой в целом. Опираясь на данные параметрического анализа, руководители школы в ходе тематического анализа подготавливают и обосновывают содержание и технологию итогового анализа.

Итоговый анализ охватывает более значительные временные, пространственные или содержательные рамки. Он проводится по завершении учебной четверти, полугодия, учебного года и направлен на изучение основных результатов, предпосылок и условий достижения этих результатов. Итоговый анализ подготавливает реализацию всех последующих функций управленческого цикла. Информация для итогового анализа складывается из данных параметрического и тематического анализов, четвертных и полугодовых контрольных работ, данных официальных отчетов, справок, представляемых учителями, классными руководителями, представителями администрации школы, общественных организаций.

Основные объекты педагогического анализа.К основным объектам педагогического анализа, концентрирующим в себе все многообразие целей, задач, содержания, форм и методов обучения — и воспитания детей, относятся организованные формы обучения и прежде всего урок, — внеклассные мероприятия и итоги работы школы за учебный год. Общим, что объединяет педагогический анализ указанных объектов, является методология системного подхода. Педагогический анализ как функция управления школой предполагает такую последовательность действий:

— рассмотрение урока, воспитательного мероприятия или учебного года как части более общей системы, т.е. определение их роли в системе уроков, воспитательных мероприятий и места в данном учебном году в сравнении с предшествующими и последующими;

— выявление совокупности факторов, определяющих эффективность данного (или данных) урока, мероприятия, учебного года (педагогический коллектив, уровень его педагогической культуры, учебные возможности детей, уровень их воспитанности, учебно-материальное обеспечение педагогического процесса, состояние морально-психологического климата в школе и др.);

— определение целесообразности и обоснованности целей деятельности, содержания и форм проведения занятий и реализации основных направлений плана работы в учебном году;

— анализ результатов проведения уроков, воспитательных мероприятий, в целом работы в течение учебного года;

— установление основных причин недостатков, положительных сторон в их организации и проведении;

— формулирование замечаний, выводов и предложений по дальнейшему совершенствованию урока, воспитательного мероприятия, комплексной работы в течение нового учебного года.

Объектом постоянного внимания руководителей школы является посещение и педагогический анализ урока. В разные периоды развития школы существовали разные нормативы посещения уроков администрацией школы. Но совершенно очевидна обратная зависимость между количеством посещенных уроков и качеством их анализа.

В управленческой деятельности руководителей школы выделяются три вида анализа урока с соответствующими алгоритмами: развернутый, краткий и аспектный.

Развернутый педагогический анализ урока предполагает детальное выделение и обсуждение всех моментов урока как единого целого: определение воспитательных, дидактических, психологических, санитарно-гигиенических требований к уроку. Развернутый анализ урока проводится при посещении уроков начинающих учителей, учителей, испытывающих серьезные затруднения в работе с планом, учителей-мастеров, чей опыт является предметом специального изучения для его обобщения и распространения.

Краткий анализ урока со стороны директора, завуча или методиста требует от них объективного изложения предложений и рекомендаций. Краткий анализ урока — это не анализ «на бегу»; такой анализ требует хорошего знания личности учителя, высокой методической и управленческой культуры.

Аспектный анализ направлен на изучение какого-либо одного аспекта урока, например использования средств наглядности для развития познавательной активности учащихся, или системы работы учителя при проверке домашнего задания, или использования учителем групповой работы учащихся на уроке.

Важное место в аналитической деятельности руководителя школы занимает педагогический анализ воспитательных мероприятий, коллективных творческих дел (КТД). Как было отмечено ранее, воспитательное мероприятие представляет собой ряд последовательно взаимосвязанных этапов, в процессе реализации которых дети участвуют в организационной, предметной, творческой деятельности.

Изучение опыта работы школ и их руководителей позволяет представить один из возможных вариантов педагогического анализа воспитательного дела:

— анализ цели воспитательного дела;

— анализ темы воспитательного дела, формы его проведения, определение места данного мероприятия в системе воспитательной работы класса, школы;

— оценка места проведения воспитательного дела, оформления аудитории, состояния и качества использованного оборудования;

— анализ каждого этапа проведения воспитательного дела (достижение воспитательной задачи этапа, соответствие содержания этапа поставленной задаче, оптимальность использования методов, анализ результатов);

— анализ влияния воспитательного дела на индивидуальное развитие личности школьника, на развитие детского коллектива, его самоуправление;

— оценка деятельности учителя, классного руководителя, уровень его педагогического мастерства: компетентность и профессионализм воспитателя в управлении воспитательным процессом; авторитет, педагогический такт, формы сотрудничества с учащимися;

— недостатки в проведении воспитательного дела, их причины;

— рекомендации, советы классному руководителю, учителю, воспитателю по совершенствованию воспитательного процесса.

Содержательную основу итогового анализа работы школы за учебный год составляют итоги по ведущим направлениям:

— качество преподавания — соответствие профессиональной подготовки учителей требованиям развивающейся школы; выполнение образовательных программ и государственных стандартов; использование активных форм и методов обучения; реализация воспитательного потенциала урока; развитие индивидуальных задатков и способностей личности; соблюдение норм оценки знаний, умений и навыков учащихся;

— качество знаний, умений, навыков учащихся — объем, глубина, системность, прочность, осознанность; качество знаний учащихся на разных ступенях общего образования — начального, основного, полного среднего; типичные пробелы в знаниях учащихся и их причины; компьютерная грамотность учащихся; степень развития познавательных интересов и др.;

— уровень воспитанности школьников;

— состояние и качество методической работы в школе;

— эффективность работы с родителями и общественностью;

Читайте также:  Как делать анализ на английском

— состояние здоровья педагогов и учащихся, их санитарно-гигиеническая культура;

— результативность деятельности совета школы, педагогического совета.

Проведение итогового анализа, его объективность, глубина, перспективность подготавливают работу над планом нового учебного года.

Дата добавления: 2015-03-31 ; Просмотров: 579 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

источник

1. Сущность педагогического анализа.Анализ — метод научного исследования, состоящий в мысленном расчленении целого на составные элементы или признаки, их сопоставление и последовательное изучение для установления существенных свойств.

Педагогического анализа – функция управления, направленная на изучение состояния и тенденции развития педагогического процесса и объективную оценку его результатов с последующей выработкой на этой основе рекомендаций по упорядочению управляемой системы и ли переводу ее в более высокое качественное состояние.

Цель анализа – содействовать улучшению работы школы, служить основой для планового перспективного и оперативного управления деятельностью педколлектива, стимулировать качество обучения и воспитания.

1. Изучение состояния управляемой системы за определенное время и в целом.

2. Изучение результатов работы школы и ее подразделений за определенный период.

3. Выявление факторов, влияющих на уровень воспитанности и обученности школьников.

4. Определение причин рассогласованности в деятельности структурных подразделений школы, между звеньями учебно-воспитательного процесса.

5. Анализ взаимоотношений школы с окружающей средой.

6. Выявление и обоснование внутренних и внешних для школы педагогических резервов повышения качества преподавания знаний, умений и навыков учащихся и уровня воспитанности.

7. Изучение, выявление передового педагогического опыта.

8. Анализ эффективности управления школой.

2. Роль и принципы педагогического анализа:

1.В совершенствовании школьного планирования (анализ – модель

состояния, план – модель движения вперед).

2.В повышении действенности внутришкольного контроля.

3.Влияние анализа на различные стороны управления учебно-воспитательным процессом.

Ю.А. Конаржевский выделяет следующие принципы анализа:

1. Объективность: а) отделение существенного от несущественного; б) учет не только количественных характеристик, но и качественных; в) признание всей сложности развития педагогических явлений и процессов; г) исследование источника противоречия в развитии предмета педагогического анализа.

2. Принцип детерминизма – установление причинно—следственных связей.

3. Принцип развития. То есть любое педагогическое явление надо рассматривать в трех состояниях: прошлом, настоящем и будущем.

4. Принцип взаимодействия: если одновременно проявляются два педагогических явления, то на основе выявления их взаимодействия всегда можно определить какое из них является причиной, а какое – следствием.

5. Принцип системного подхода.

7. Принцип единства анализа и синтеза.

7. Принцип комплексного подхода.

8. Полидисциплинарная компетентность субъекта анализа

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: На стипендию можно купить что-нибудь, но не больше. 9089 — | 7269 — или читать все.

193.124.117.139 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

источник

Основные функции педагогического управления: педагогический анализ, целеполагание, планирование, организация исполнения, контроль, регулирование Управленческая функция

Информация о документе
Дата добавления:
Размер:
Доступные форматы для скачивания:

Основные функции педагогического управления:

педагогический анализ, целеполагание, планирование,

организация исполнения, контроль, регулирование

Управленческая функция – это отношение субъекта к объекту управления, требующее от субъекта определённых квалифицированных действий. В управлении школой выделяется шесть основных функций: педагогический анализ, целеполагание, планирование, организация исполнения, контроль, регулирование .

Педагогический анализ – процесс, направленный на изучение педагогической действительности. Он начинает и заканчивает любой управленческий цикл, включающий все остальные функции управления. Анализ способствует познанию сущности педагогического процесса, позволяет сознательно воздействовать на его развитие. Благодаря анализу в каждой конкретной ситуации могут своевременно и эффективно решаться те или иные задачи. Без педагогического анализа невозможен успех в целеполагании, планировании, осуществлении и регулировании воспитательного процесса: чем глубже анализ, тем правильней осуществляются остальные функции внутришкольного управления.

Основная цель педагогического анализа – изучение состояния и тенденций развития педагогического процесса, объективная оценка его результатов и выработка рекомендаций по повышению его эффективности (Ю. А. Конаржевский).

Объектами педагогического анализа могут быть любые элементы учебно-воспитательной работы. Основные объекты педагогического анализа (те, которые анализируются прежде всего и чаще всего) – это организованные формы обучения (уроки, факультативные занятия и кружковая работа), воспитательные мероприятия и итоги работы за длительный период (обычно за год).

Педагогический анализ как функция управления школой предполагает следующую последовательность действий:

рассмотрение объекта анализа как части более крупной системы (например, урок рассматривается как часть системы уроков: определяется его роль и место в системе);

выявление совокупности факторов, определяющих эффективность объекта анализа (профессиональный уровень педагога или педагогического коллектива, учебные возможности детей, средства обучения и воспитания и т. д.);

определение обоснованности целей деятельности, целесообразности её содержания и организационных форм;

анализ результатов деятельности на основе соотнесения его с поставленными целями и задачами, с предыдущим результатом, с имеющимися возможностями;

установление причин недостатков и положительных сторон анализируемого объекта;

формулирование замечаний, выводов и предложений по дальнейшему совершенствованию объекта анализа.

Выделяется три вида педагогического анализа (Ю. А. Конаржевский, Т. И. Шамова и др.).

Параметрический анализ направлен на изучение текущей информации о ходе и результатах педагогического процесса, на выявление причин, препятствующих его эффективности. Объектами параметрического анализа могут быть текущая успеваемость и посещаемость, соблюдение учебной и трудовой дисциплины, санитарное состояние школы, посещенные директором или его заместителями уроки, мероприятия и др.

Тематический анализ направлен на изучение устойчивых зависимостей и тенденций в учебно-воспитательном процессе. Для тематического анализа используется информация, накопленная в течение достаточно длительного времени. Например, для тематического анализа посещается ряд уроков (если изучается качество преподавания математики, то посещаются уроки у учителей математики, если изучается работа отдельного учителя, то посещаются его уроки и т. д.) или в течение недели ежедневно фиксируются опоздавшие на каждый урок в каждом классе. При тематическом анализе могут использоваться результаты параметрического анализа.

Итоговый анализ проводится в конце длительного периода (года, четверти). Объектом анализа являются результаты работы школы в течение этого периода. При итоговом анализе используются результаты параметрического и тематического анализа. Цель итогового анализа – подвести итоги и наметить основные направления работы на следующий период.

Объектом постоянного внимания руководителей школы являются уроки и воспитательные мероприятия (воспитательные дела). 1 В школьной практике используется три основных вида педагогического анализа урока: развёрнутый, краткий и аспектный.

Процесс управления любой образовательной системой предполагает целеполагание и планирование деятельности.

Целеполагание включает постановку целей, определение путей их достижения и формулирование задач, проектирование желаемого результата. Целеполагание неразрывно связано с мотивацией , поскольку достижение желаемого результата является мотивом всей дальнейшей деятельности.

Чтобы целеполагание было успешным, необходимо придерживаться ряда принципиальных требований:

диагностичность : цели должны выдвигаться и корректироваться на основе постоянного изучения потребностей и возможностей участников педагогического процесса, взрослых и детей;

реальность : учёт в процессе целеполагания возможностей конкретной ситуации;

преемственность : каждые следующие цели и задачи должны вытекать из предыдущих;

согласованность : цели и задачи не должны противоречить друг другу, цели отдельных участников педагогического процесса не должны противоречить общим целям;

направленность на результат : возможность определить, измерить, насколько удалось достигнуть поставленной цели.

Планирование включает прогностическое осмысление и конструирование предстоящей деятельности, направленной на достижение целей; результатом планирования является составление плана работы.

Основными требованиями к плану работы являются:

целенаправленность : соответствие всех компонентов плана поставленным целям;

перспективность : направленность плана не только на ближние (достижимые за время осуществления плана), но и на дальние цели (те, для полного достижения которых времени, отводимого на реализацию плана недостаточно);

комплексность : использование в ходе планируемой работы разнообразных средств, форм, методов, видов деятельности в их единстве и взаимосвязи;

объективность : учёт в плане объективных условий его реализации.

Основные виды планов работы школы : перспективный, годовой, текущий.

Перспективный план (план развития школы) составляется на несколько лет (обычно на пять) на основе глубокого анализа работы школы за последние годы.

Годовой план охватывает время работы школы на весь учебный год, включая каникулы (в том числе летние).

Примерная структура годового плана работы школы:

краткий анализ итогов работы школы за прошедший год и задачи на новый учебный год;

работа коллектива школы по выполнению всеобуча: охват образованием детей школьного возраста, проживающим на территории микрорайона (села, посёлка), где находится школа; защита прав детей; создание условий для их индивидуально-творческого развития и т. д.;

деятельность педагогического коллектива по повышению качества педагогического процесса (это самый объёмный раздел плана, охватывающий образование, воспитание и развитие учащихся в процессе учебно-воспитательной работы, внеурочной и внеклассной работы);

совместная работа школы, семьи и общественности;

работа с педагогическими кадрами: повышение квалификации, переподготовка и аттестация педагогических работников, внедрение педагогических инноваций, изучение и обобщение массового и передового педагогического опыта и др.;

организационно-педагогические мероприятия: план работы и тематика заседаний педагогического совета, совещаний; распределение обязанностей между администрацией и другими работниками школы (в том числе классное руководство, учебная нагрузка, заведование учебными кабинетами, руководство различными формами методической работы и др.);

финансово-хозяйственная деятельность и укрепление учебно-материальной базы школы.

Текущий план работы школы является конкретизацией годового плана, он составляется на четверть и далее может конкретизироваться на каждую неделю, отражаться в индивидуальных планах работы представителей администрации, педагога-организатора внеклассной работы, школьного психолога, социального педагога, библиотекаря и других работников школы, чья деятельность распространяется на весь контингент учащихся или на его значительную часть. В текущем плане находят отражение и корректируются отклонения от годового плана, возникающие при его выполнении по тем или иным причинам (например, часть запланированной работы может оказаться не выполненной у указанные сроки из-за того, что в школе в это время отменялись занятия, из-за болезни работников, которые должны были эту работу провести и т. п.).

Организация как функция внутришкольного управления предполагает придание деятельности всех участников педагогического процесса упорядоченности в целях и мотивации, в содержании, в средствах и способах осуществления, в отношениях, в пространстве и времени. Организатор решает такие вопросы, как предварительный подбор исполнителей, их распределение по местам работы, по времени, по последовательности включения в коллективное дело. Важным показателем организаторской культуры руководителя является его умение рационально распределять своё время и время своих подчинённых. В целях рационального использования времени в школах заранее планируется и включается в годовой план работы школы проведение собраний и заседаний.

Основными организационными формами управленческой деятельности в школе являются заседания педагогического совета, совещания при директоре и его заместителях, оперативные совещания.

Педагогический совет школы создаётся в соответствии с Временным положением о государственных общеобразовательных учебных заведениях РФ. В педагогический совет входят педагогические работники школы; структура и содержание деятельности педагогического совета определяются Уставом школы.

Совещания при директоре являются обязательными для представителей администрации, но на них могут приглашаться и те педагогические работники, которые имеют непосредственное отношение к обсуждаемым на совещании вопросам. Характер обсуждаемых вопросов связан с непосредственной организацией учебно-воспитательного процесса (вопросы успеваемости, посещаемости, качества преподавания по отдельным предметам и классам, организации внеурочной деятельности школьников и др.).

На совещание при заместителе директора выносятся вопросы, входящие в компетенцию этого заместителя.

Оперативные совещания призваны помочь быстро реагировать на любые изменения в педагогическом процессе, доводить до всех членов педагогического коллектива новую информацию. Содержание оперативных совещаний и состав их участников определяется реальной ситуацией, необходимостью.

Контроль и диагностика предполагают сбор и предварительную обработку (систематизацию) информации о состоянии управляемой системы, о происходящих в ней изменениях, о ходе управляемого процесса.

Для того чтобы контрольно-диагностическая деятельность была эффективна, при её организации и проведении необходимо выполнять общие требования , к которым относятся:

систематичность : регулярное проведение контроля, осуществление в школе системы контроля, позволяющей получать разнообразную достоверную информацию;

объективность : оценка выявленного состояния объекта контроля на основе определённых критериев (например, критериями обученности школьников являются знания, умения и навыки, зафиксированные в нормах оценок);

действенность : результаты контроля должны привести к позитивным изменениям (к устранению выявленных недостатков, к поддержанию отмеченных успехов);

компетентность проверяющего : знание предмета контроля, владение методикой контроля, умение видеть достоинства и недостатки и прогнозировать результаты контроля.

Виды контроля . Согласно классификации М. Л. Портнова (по цели контроля и его месту в системе управленческих действий), выделяется три вида контроля: предварительный , текущий и итоговый . Классификация Т. И. Шамовой включает виды и формы внутришкольного контроля. В ней выделяется два вида контроля: тематический и фронтальный.

Формы контроля (по Т. И. Шамовой): персональная, классно-обобщающая, предметно-обобщающая, тематически-обобщающая, комплексно-обобщающая.

Основными методами внутришкольного контроля являются изучение школьной документации, наблюдение, беседа, тестирование, анкетирование, устный и письменный контроль, изучение педагогического опыта (в том числе передового), 2 а также хронометрирование.

Читайте также:  Географический язык какие анализы сдать

Регулирование педагогического процесса тесно связано с функцией контроля. Необходимость регулирования обусловлена тем, что целостный педагогический процесс основан на противоречиях: с одной стороны он стремится к организации (организованность ему придаёт целенаправленная деятельность педагогов и учащихся), а с другой – к дезорганизации, обусловленной влиянием различных внешних и внутренних факторов, учесть которые заранее оказывается невозможно. Причинами дезорганизации педагогического процесса могут быть, например, привнесение в его структуру новых форм, методов и содержания, смещение пространственно-временных рамок той или иной деятельности, изменения в контингенте педагогических работников и учащихся.

Регулирование может сопутствовать любой функции, осуществляться при анализе, целеполагании, планировании, организации и контроле. Эффективность (своевременность и оптимальность) регулирования во внутришкольном управлении основана на анализе конкретной ситуации. В свою очередь анализ ситуации основывается на данных, полученных в результате контроля. Таким образом, регулирование педагогического процесса должно осуществляться как завершающее звено в цепочке «контроль → анализ результатов контроля → регулирование».

Регулирование может достигаться :

путём корректирования плана работы в ходе его реализации (например, при составлении текущего плана работы школы на 2-ю четверть на основе анализа выполнения годового плана в 1-й четверти могут быть изменены сроки выполнения отдельных мероприятий, с учётом изменившихся условий перераспределены обязанности и поручения среди педагогов и т. д.);

посредством объяснения ошибок и просчётов, допущенных педагогическим коллективом или отдельным педагогом, и рекомендаций по устранению недостатков в работе;

осуществлением в школе системы стимулирования педагогического труда, учёбы, внеучебной деятельности;

в процессе методической работы, позволяющей организовать массовую деятельность по устранению наиболее общих противоречий;

посредством жёсткого административно-волевого устранения причин негативных явлений и тенденций в работе школы (например, временное отстранение от работы, перевод на другую должность или увольнение педагога, результаты работы или поведение которого не соответствуют требованиям образовательных стандартов, трудовой дисциплины, общественной морали);

через инновационную деятельность, внедрение в практику работы более эффективных технологий и др.

Т. И. Шамова в качестве одной из эффективных форм осуществления регулятивно-коррекционной функции в управлении школой предлагает проведение дней ДРК (диагностики, регулирования и коррекции), включающих следующие основные этапы: 1) проведение микроисследования; 2) анализ результатов микроисследования и выявление тенденций; 3) разработка педагогическим консилиумом (группой наиболее компетентных в данном вопросе педагогов) программы регулирования и коррекции; 4) принятие управленческого решения по реализации разработанной программы.

1 Примерные схемы анализа урока и воспитательного дела рассматриваются в предыдущих разделах педагогики.

2 Эти методы рассматриваются в предыдущих разделах педагогики.

источник

Основная цель управления педагогическими системами — эффективное и планомерное использование сил, средств, времени и людских ресурсов для достижения оптимального педагогического результата.

Из целей вытекают задачи управления педагогическими системами, которые решаются в комплексе и определяют технологию достижения целей. Задача — это работа или часть работы (операции, процедуры), которая должна быть выполнена заранее установленным способом в заранее оговоренные сроки.

Любая управленческая педагогическая деятельность состоит из последовательности взаимосвязанных действий (функций), представляющих законченный цикл. Основными являются функции педагогического анализа, целеполагания, планирования, организации, регулирования (координации), контроля и стимулирования в управленческой деятельности.

Дадим краткую характеристику функций управления педагогическими системами.

Данная функция в ее современном понимании занимает особое положение в управленческой деятельности. С анализа управленческий цикл начинается, им же он и заканчивается. Основное назначение педагогического анализа состоит:

  • — в изучении состояния управляемой системы (образовательной организации, учебно-воспитательного процесса);
  • — объективной оценке полученных при изучении результатов;
  • — определении путей совершенствования управляемой системы.

Без реализации данной функции нельзя точно определить цели и задачи управленческой деятельности и обоснованно принять решения, невозможна эффективная управленческая деятельность.

Основными объектами педагогического анализа являются:

  • — процесс обучения, внеучебная работа;
  • — воспитательный процесс;
  • — педагогические кадры и состав учащихся (воспитанников);
  • — методическая и научно-исследовательская (инновационная) деятельность;
  • — финансово-экономическое обеспечение учебно-воспитательной работы;
  • — материальная база педагогического процесса (состояние здания, помещений, их соответствие задачам обучения и воспитания);
  • — связь школы с общественностью.

В итоге педагогического анализа формулируются выводы и предложения (рекомендации) о путях совершенствования анализируемого явления (педагогического процесса в целом или отдельной его части в зависимости от задачи и содержания анализа).

Комплексный анализ состояния материальной базы и учебно-воспитательного процесса проводится при фронтальной проверке деятельности образовательной организации и при разработке плана деятельности и развития на предстоящий год и более длительные сроки.

Центральными показателями такого анализа являются:

  • — обученность (качество знаний) учащихся;
  • — воспитанность учащихся;
  • — соответствие кадрового состава поставленным задачам;
  • — уровень методической и научно-исследовательской (инновационной) деятельности;
  • — состояние материальной базы школы и ее связей с социумом.

В зависимости от содержания различают такие виды анализа, как параметрический, тематический и итоговый.

Параметрический анализ состоит в изучении ежедневной информации о ходе и результатах педагогического процесса и в выявлении причин, нарушающих его. Предметом данного анализа могут являться отдельный урок или воспитательное дело, текущая успеваемость учащихся или санитарно-гигиеническое состояние школы. Решения, принятые на основе параметрического анализа, требуют оперативного выполнения.

Тематический анализ направлен на изучение более устойчивых, повторяющихся зависимостей, тенденций в ходе и результатах педагогического процесса. Он позволяет выявить особенности проявления отдельных компонентов целостного педагогического процесса, определить их взаимодействие. Предметом педагогического анализа может быть система уроков, система внеклассной работы и т.п. Данные тематического анализа определяют технологию итогового анализа.

Итоговый анализ охватывает более значительные временные, пространственные и содержательные рамки. Он включает изучение основных результатов педагогической деятельности в конце учебной четверти, триместра, полугодия, года. Итоговый анализ является базой для реализации последующих функций управленческого цикла.

Функция целеполагания. Одной из фундаментальных проблем педагогической науки и практики является проблема целеполагания. Под целеполаганием понимается поиск, детерминизм (обусловленность), определение и формулирование целей педагогического явления.

Цель является системообразующим компонентом любой системы. С философской точки зрения человеческая деятельность всегда определяется ее целью. Нецелесообразной деятельности в принципе не существует. Цель — это идеальное представление о результате деятельности (мысленное предвосхищение результата деятельности).

Цель выступает в качестве непосредственного мотива деятельности. Осознанная цель деятельности приобретает силу закона, подчиняет волю людей и подсказывает пути достижения.

Функция определения цели управления заключается в формулировании идеального представления о конечном результате деятельности всей системы и отдельных подсистем на пути к этому результату.

Общая цель определяется на основе сопоставления результатов анализа состояния управляемой системы и государственно-общественных требований к ней. Сопоставление требований к системе и ее наличного состояния позволяет выработать некую идеальную модель будущего.

Помимо общей цели управления педагогической системой, выделяют цели-задачи для каждого подразделения (подсистемы). Разрабатываются они как часть общей цели, как вполне конкретный вклад в ее достижение.

Особое внимание в последнее время уделяется формулированию цели в конкретных показателях обученности и воспитанности учащихся. Необходимо так задать характеристики, которыми должен обладать ожидаемый результат, чтобы можно было проверить, достигнуты они или нет.

Функция планирования заключается в разработке плана системы мероприятий, обеспечивающих достижение цели. План предусматривает определенную последовательность осуществления деятельности по реализации цели с указанием сроков, материально-технического и кадрового обеспечения взаимосвязанных мероприятий.

В школе разрабатывается перспективный план (как правило, на пять лет) и план работы на учебный год. Для разработки перспективного плана создается рабочая группа во главе с директором школы. В рабочую группу входят учителя, родители, учащиеся. Стимулируется участие всех членов коллектива в определении перспектив развития школы, путей и способов их достижения. Звенья (бригады) этой группы разрабатывают программы по отдельным направлениям деятельности, т.е. части общего плана.

  • — обосновываются цель и задачи деятельности коллектива на весь период планирования;
  • — составляется прогноз изменения количества учащихся в классах по годам;
  • — определяются перспективы совершенствования учебно-воспитательного процесса на основе внедрения педагогических инноваций;
  • — обосновывается потребность в педагогических кадрах и пути повышения их профессионального мастерства;
  • — планируются меры социальной защиты учителей и учащихся, развитие материально-технической и учебно-методической базы педагогического процесса, связь с социальным окружением школы.

Основные положения плана работы на будущий год учебного заведения разрабатываются к концу текущего учебного года. Его проект обсуждается на последнем педагогическом совете и утверждается на первом педсовете следующего учебного года в качестве плана работы на предстоящий учебный год.

Единой формы годового плана работы школы не существует. Чаще всего в плане отражаются такие стороны содержания деятельности обще- школьного коллектива, как:

  • — анализ итогов работы за прошедший год и задачи на новый учебный год;
  • — обеспечение обязательного основного образования для всех детей соответствующего возраста, включая оказание необходимой материальной помощи, создание условий для индивидуального творчества;
  • — организация и совершенствование урочной, внеурочной и внеклассной воспитательной работы с учащимися;
  • — развитие ученического самоуправления;
  • — совместная работа педагогического коллектива с родителями и общественностью по воспитанию учащихся и повышению педагогической культуры населения;
  • — повышение квалификации педагогических кадров, проведение их аттестации;
  • — изучение, обобщение и распространение передового опыта деятельности учителей, воспитателей, методических объединений;
  • — укрепление материальной базы школы;
  • — система внутришколыюго контроля.

В плане указываются: ответственные из числа администраторов, общественных организаций, учителей и органов ученического самоуправления, родителей; сроки исполнения и контроля за исполнением. Иногда в плане выделяется колонка для краткого анализа проведенной работы.

В дополнение к годовому плану работы школы разрабатываются планы методической и научно-исследовательской работы, планы внутришколь- ного контроля. Учителя и воспитатели разрабатывают на основе обще- школьного плана и планов работы служб свои календарно-тематические планы изучения учебного предмета, поурочные планы, планы воспитательной работы.

Функция организации. По своему содержанию функция организации подразделяется:

  • • на создание действенной структуры отношений между исполнителями;
  • • осуществление деятельности этой структуры (определение заданий для каждой составной части, обеспечение всем необходимым для их выполнения, согласование действий по решению поставленных задач).

В обеспечении реализации этой функции управления важное значение отдается распределению функциональных обязанностей и построению иерархической системы подчинения и ответственности.

Эти обязанности фиксируются в уставе образовательной организации.

Директор школы несет ответственность перед государством и обществом за состояние учебно-воспитательной работы, условия работы учителей и учащихся, рациональное использование бюджетных ассигнований, подбор, расстановку и повышение квалификации кадров, а также за состояние материальной базы школы.

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе отвечает за организацию процесса обучения, качество знаний учащихся, за состояние методической работы и внедрение педагогических инноваций.

Заместитель директора по внеклассной и внешкольной воспитательной работе (организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы) организует и контролирует работу классных руководителей, устанавливает связи с внешкольными учреждениями, организует деятельность ученического самоуправления и детских общественных организаций в школе, осуществляет координацию воспитательной работы с учащимися по месту жительства.

Заместитель директора по хозяйственной работе несет ответственность за состояние зданий, помещений, их оборудование и ремонт, поддержание в них необходимого порядка.

В крупных и специализированных школах вводятся должности заместителей директора по важным для школы направлениям. К их числу относятся:

  • заместитель директора по экономическому образованию;
  • заместитель директора по социально-педагогической реабилитации (в школах со значительным количеством классов выравнивания и учащихся с задержкой психического развития);
  • заместитель директора по научной работе (в школах, где значительная часть учителей участвует в разработке научно-исследовательских проектов) и др.

Иногда у директора школы могут быть заместители по направлениям (видам деятельности): гуманитарному, физико-математическому, естественно-экологическому, художественно-эстетическому, спортивно-оздоровительному, техническому.

Важное место в структуре внутришкольного управления занимают методические объединения (кафедры) учителей-предметников и классных руководителей. Заведующие методическими объединениями (кафедрами) осуществляют координацию деятельности по освоению учащимися содержания образования, организуют методическую работу, изучение и освоение передового опыта (инновационная деятельность), а также повышение квалификации учителей и воспитателей в возглавляемых объединениях.

Поскольку в современных условиях вся учебно-воспитательная работа проводится на основе субъект-субъектных отношений учителей и учащихся, в управлении педагогическим процессом большое значение придается ученическому самоуправлению.

Общешкольные, классные, профильные (постоянные и временные) органы ученического самоуправления принимают участие в организации повседневной школьной жизни учащихся во всех ее проявлениях (учеба, общение, труд, творчество, развлечение и отдых). Эти органы представлены старостами и советами классов, ученическими комитетами (школьными парламентами), школьными академиями наук и другими различными по названиям в разных школах, но одинаковыми по сути органами самоуправления с их комиссиями, комитетами и т.п.

Основным органом коллегиального управления школой является педагогический совет. Его председатель — директор школы, а в состав входят все педагоги школы. На заседаниях педсовета обсуждаются и принимаются решения о планировании работы на учебный год и четверть, о состоянии учебно-воспитательного процесса, использовании материально-технической базы, совершенствовании методической работы и повышении квалификации учителей, о переводе учащихся в следующий класс и др.

Читайте также:  Простата анализ какие надо сдать

Коллегиальным органом более высокого уровня управления школой является совет школы. Он формируется на основе равного представительства педагогов, родителей, представителей общественности и учащихся. Председатель совета школы избирается из числа родителей или представителей общественности.

В функции совета школы входит разработка путей осуществления программы и устава школы, принятых высшим органом управления — общешкольной конференцией. Для этого формируются постоянные и временные комиссии по разным направлениям деятельности — учебной, воспитательной, оздоровительной, творческой, методической, финансовой и др.

Функция регулирования (координации). Данная функция заключается в согласовании деятельности различных служб и по разным направлениям. Особое значение эта функция приобретает в современных крупных школах, работающих, как правило, в две смены. Здесь проблема регулирования заключается не только в согласовании деятельности отдельных подсистем, но и в оперативной координации использования помещений, средств обучения, в своевременном изменении расписания, в определении времени и места проведения внеклассной воспитательной работы и внеурочной работы по учебным дисциплинам. Для этого в крупных школах вводится должность завуча-диспетчера, специально занимающегося этими проблемами.

Функция контроля и стимулирования. Контроль — это активная стадия процесса управления, когда достигнутые результаты сопоставляются с тем, что было запланировано. Стимулирование — это система мер, направленных на создание творчески работающего педагогического коллектива и активной целенаправленной деятельности учащихся.

Функция контроля заключается в получении достоверной своевременной информации о ходе выполнения намеченных планов. Центральным вопросом контроля является состояние знаний, умений и навыков учащихся, развитие их творческих способностей и воспитанность.

Систематическому контролю подвергаются и другие направления деятельности всего коллектива школы: материальная база, методическая работа, организация питания, повышение квалификации кадров, организация отдыха в каникулярное время и др.

Контроль может быть фронтальным, когда проверяются все направления и виды деятельности коллектива или отдельного работника. Для учителя такой контроль — это проверка качества его учебной и внеклассной воспитательной работы, его работы с родителями, его участия в инновационной и общественной роботе.

Тематический контроль осуществляется с целью проверки результатов деятельности по определенному направлению. Может контролироваться, к примеру, содержание и качество работы с родителями и общественностью, состояние эстетического воспитания и художественного образования учащихся, использование финансовых средств и др.

Осуществляется также контроль за проведением отдельных уроков и внеклассных воспитательных мероприятий, за состоянием всего учебно- воспитательного процесса, повседневной деятельностью на всех направлениях.

Информация, получаемая в ходе и результате контроля, служит основой для анализа, формирования новых задач, изменений в организации, регулирования отношений и деятельности управляемых.

Таким образом, контроль в управлении играет чрезвычайно важную роль, обеспечивая управляющих информацией, необходимой для анализа положения объектов управления и для принятия решений. Он осуществляется путем посещения администраторами уроков и мероприятий, проверки планов, журналов и других документов, проведения контрольных работ и т.д.

В годовом плане работы школы внутришкольиому контролю отводится, как правило, специальный раздел. В нем намечаются по месяцам мероприятия по проверке состояния всеобуча, качества обучения, работы факультативов и кружков, работы с родителями и общественностью, санитарно-оздоровительной работы, состояния школьной документации, внеклассной воспитательной работы, хозяйственно-организационной работы и др.

Анализ содержания перечисленных функций позволяет разделить (весьма условно, конечно) все содержание управления:

  • • на организационно-контрольную деятельность управляющих с управляемыми (прямое воздействие путем предъявления заданий и требований, контроль за ходом работы, поощрение за успехи, наказание за недостатки в исполнении заданий, актуализацию других мотивов деятельности);
  • • на деятельность управляющих по обеспечению необходимых условий для работы управляемых (поиск финансовых средств, разработку структуры организации, обеспечение техническими средствами и др.).

источник

Тематический план содержательного модуля

Самостоятельная и индивидуальная работа

Основные функции управления

3.1. Педагогический анализ как функция управления

3.2. Планирование работы школы

3.3. Организация как функция управления

3.4. Особенности внутришкольного контроля

3.4.1. Сущность, принципы и функции внутришкольного контроля

3.4.2. Субъекты и объекты внутришкольного контроля

3.4.3. Виды, формы и методы внутришкольного контроля

3.4.4. Планирование и организация внутришкольного контроля в школе

Ключевые понятия: функция управления, педагогический анализ, комплексный анализ, тематический анализ, параметрический анализ, прогнозирование, стратегическое планирование, среднесрочный план, текущее планирование, перспективный план работы школы, годовой план работы школы, расписание уроков, поурочные планы, организация, организационные отношения, делегирование полномочий, департаментализация, распределение функциональных обязанностей, координация деятельности, контроль, внутришкольный контроль, субъекты внутришкольного контроля, объекты внутришкольного контроля, методы контроля результатов , методы контроля состояния процессов , планирование внутришкольного контроля.

Сущность управления — это когда идеи из головы босса оказываются в руках рабочей силы

Функции управления — это отношение между руководящей, управляемой системой и управляемым объектом, требующих от управляющей системы исполнения определенного действия для обеспечения целенаправленности и организованности процессов, которыми управляют.

Таким образом, функция — это еще не сама деятельность, а лишь потенциальная возможность деятельности, определение необходимого содержания деятельности. Функция управления определяется только тогда, когда она определена не только действие, но и объект, по отношению к которому она выполняется. Управленческие действия различаются по содержанию и результатом, отсюда — и различие в функциях управления. Разделение функций управления по видам имеет важное значение поскольку при построении руководящих систем функции реализуются различными методами.

Среди многочисленных функций и обязанностей руководителя школы видное место занимает педагогический анализ. Педагогический анализ является неотъемлемой частью управленческой деятельности, поскольку именно он дает основу, материал для управленческих решений. От того, насколько четко проанализирована деятельность, обнаружено связи между факторами, зависит эффективность управленческой деятельности в целом.

Педагогический анализ в управленческой деятельности руководителя учреждения образования следует отличать от анализа, который рассматривают как прием формальной логики. В обще определенном смысле — это расчленение предмета на части и изучение каждой части как компонента целостной системы. Педагогический анализ, находится в роли функции управления, содержит, кроме анализа, такие логические приемы, как синтез, абстрагирование, сравнение и обобщение.

Под педагогическим анализом понимают функцию управления школой, направленную на изучение состояния, тенденций развития, объективную оценку результатов педагогического процесса и выработки на этой основе рекомендаций по упорядочению системы или перевода ее в более качественное состояние.

Функция анализа направлена на изучение управленческой информации, выяснение проблем, установление закономерностей и тенденций развития отдельных явлений, на определение причинно-следственных связей, объективную оценку ситуации, составление прогноза и моделирования будущего.

Анализ начинает и завершает управленческую деятельность, обеспечивает ее целостность и цикличность, выполняет роль системообразующего элемента в управлении. Это приводит объективную необходимость функции. Анализ тесно связан с другими функциями управления. Именно они усваивают результаты анализа и делают необходимой и актуальной эту функцию. Функциональная интегративность анализа как функции управления состоит в обеспечении взаимодействия всех других функций управления.

Анализ дает основания для определения целей и задач, установление приоритетов в работе, позволяет определиться с ведущими направлениями, путями и средствами деятельности. Следовательно, без аналитической деятельности цель управления не только не может быть реализована, но и определена.

Управленческая деятельность начинается с анализа информации, а от умения организовать ее поступления, обработать и использовать зависит качество планов и принятия решений.

Аналитический подход к определению функциональных обязанностей, делегирование полномочий, распределения работ, построения подсистем и структур, установление периода времени, выбора методов деятельности обеспечивает эффективность управления на этапе Организовування.

Информация — основа процесса управления. Без нее нельзя сформулировать проблему, верно оценить ситуацию, определить цели управления и принять решение. Целью анализа является обеспечение качества познавательного аспекта управления школой как фактора эффективности этого процесса. А задачами :

— Анализ системы и ее подсистем;

— Оценка деятельности и ее результатов;

— Определение путей развития педагогического процесса в целом и на отдельные промежутки времени

— Формулировка задач на будущее

— Изучение путей достижения результатов работы школы и отдельных ее подразделений;

— Выявление факторов влияния на результаты педагогического процесса;

— Выявление причин несогласованности в деятельности элементов системы;

— Выявление резервов по улучшению состояния системы;

— Анализ взаимодействия с внешней средой; анализ передового педагогического опыта;

— Анализ эффективности управленческой деятельности;

— Разработка рекомендаций по улучшению состояния предмета анализа.

Объектом анализа , как правило, учебное заведение как социально-педагогическая система и его составляющие или внешняя среда учебного заведения.

Субъектом анализа могут быть администрация, общественные организации (руководитель методического объединения, член методического совета, член аттестационной комиссии, профсоюзный комитет, Совет школы), работник учебного заведения, представитель органов власти (инспектор, методист отдела образования и т.д.).

Предметом анализа выступают последовательные качественные и количественные изменения предмета, явления, которые имеют единую, общую и внутреннюю для них тенденцию по достижению определенного конечного результата. По-другому — педагогический процесс, его результаты и условия осуществления, а также элементы внешней среды.

Функция анализа основывается на определенной системе принципов:

1. Научности (реализуется через применение методов научного познания, достижений научной мысли, передового опыта. Анализ, осуществленный на научной основе, обеспечивает научный подход к управлению в целом).

2. Объективности (отделения существенного от несущественного, установленные закономерностей, учет и качественных, так и количественных параметров, исследования причины и источники явления или противоречия).

3. Преемственности и развития (возникновение предпосылок явления, трансформация предпосылок в случае возникновения нового, развитие нового, возникновение предпосылок будущего явления, состояние предмета в прошлом и сейчас; сравнения состояния предмета со стандартом).

4. Системности (раскрытие структуры предмета, явления, выявление внутренних связей субординации, взаимозависимости факторов влияния и т.д.).

5. Массовости и коллегиальности (привлечение всех участников учебно-воспитательного процесса на разных уровнях анализа).

6. Взаимосвязи и взаимодействия (из двух одновременных педагогических явлений одно является причиной, а другое следствием).

7. Главного цепочки (выявление главного фактора влияния, ориентация на главные цели деятельности, результат). Главный цепочку — тот элемент системы, влияние на который позволяет достичь цели кратчайшим путем.

8. Комплексного подхода (изучение явления с позиций различных наук, использование различных методов исследования, учета нравственных, ценностных, психологических факторов, подчинения всех целей главной т.д.).

9. Целенаправленного планирования.

10. Воспитательного воздействия.

Содержание процесса анализа предусматривает следующие обязательные факторы: получение информации о состоянии дел; сравнение реального состояния с предусмотренным (в соответствии с плановыми стандартов, норм) выбор методов, пригодных к анализу; установления причинно-следственных связей между результатами и факторами, которые обусловили; разработку рекомендаций по повышению эффективности деятельности; подготовку аналитической информации для других функций.

Классификация методов анализа:

1. Теоретические: сравнение, индукция, дедукция, абстрагирование, обобщение, анализ, синтез, моделирование.

2. Информационно-констатувальни: наблюдение, беседа, интервью, анкетирование, тестирование, ранжирование.

3. Производительные: тесты-ситуации, тесты-задания, контрольные работы, ведения школьной документации, эксперимент.

4. Рейтинговые: самооценка, экспертная оценка, независимая характеристика, отзыв.

Существует несколько подходов к классификации анализа как функции управления.

Комплексный (или итоговый) вид анализа позволяет отслеживать деятельность объектов и субъектов за определенный отчетный период: месяц, четверть, полугодие, учебный год, несколько лет. Цель: оценка результатов деятельности субъектов и объектов за определенный период, нахождение лучших вариантов их дальнейшего развития, формулировка и разработка целей для новых планов (решений). Особенность такого анализа — это комплексный характер, а главное достоинство — перспективность, направленность на изменения. Недостатки итогового анализа обусловлены, прежде всего, нехваткой времени для его осуществления.

Тематический (или локальный) вид анализа направлен на глубокое изучение наиболее важных и сложных проблем в целях обеспечения рекомендациями по совершенствованию определенных систем, перевод отдельных структурных элементов к высшему качественного состояния. Задача этого вида анализа связаны с созданием условий для совершенствования и развития систем учебного заведения, повышением эффективности управления ими.

Особенность тематического анализа — это глубина проникновения в подсистему, а позитив кроется в объективности оценки, содержательности рекомендаций, возможности управлять положительным развитием. Недостатки связаны с ограниченностью в выборе вопросов для глубокого, всестороннего изучения.

Параметрический (или оперативный) вид анализа позволяет ежедневно, еженедельно анализировать основные показатели учебно-воспитательного процесса, разоблачать причины отклонений от стандартов (решений, планов) и вырабатывать рекомендации по устранению этих причин. Цель — обеспечить регулирование, подготовку данных для тематического и комплексного анализа. Задача: разоблачить недостатки в работе и установить их причины, найти резервы для совершенствования деятельности. Особенностью параметрического анализа является оперативность, скорость воздействия и коррекции.

Основное его преимущество кроется в возможности сразу установить причины недостатков и срочно внести коррекцию. Недостатки — это, прежде всего, этажность, высокий уровень случайности и субъективизма, невозможность глубокого анализа и содержательных выводов.

— Объективная оценка деятельности;

— Подведение итогов работы и планирования задач на будущее

— Формулировка новых целей и задач;

— Устранение недостатков в учебном процессе;

— Регулирование течения учебного процесса;

— Обобщение передового педагогического опыта;

— Определение знаний, умений, навыков учащихся и уровня преподавания учебного предмета;

— Выявление новых педагогических резервов развития;

— Обобщение материалов проверок;

— Определение степени эффективности управления.

источник