Меню Рубрики

Отчетность как информационная база экономического анализа

При проведении экономического анализа используется разнообраз­ная информация, среди которой ведущее место занимают данные бух­галтерской отчетности и бухгалтерского учета. В них содержатся наи­более важные и достоверные сведения о деятельности экономических субъектов. Эти сведения заносятся в отчетные формы и учетные регис­тры на основе научно разработанных принципов группировки инфор­мации. Отчетность представляет собой сводную информацию о ком­мерческой деятельности, поскольку в ней результаты подытожены и выражены в обобщенных показателях.

Бухгалтерская отчетность — это система показателей, отража­ющих имущественное и финансовое положение организации на отчет­ную дату, а также финансовые результаты ее деятельности за отчет­ный период.

Порядок представления, объем и состав бухгалтерской отчетнос­ти регламентируются следующими документами:

1)Федеральным законом от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгал­терском учете» (далее — ФЗ «О бухгалтерском учете»);

2) Положением по бухгалтерскому учету 1 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» (далее — ПБУ 4/99), утвержденным прика­зом Минфина России от 6 июля 1999 г. № 43н.

Конкретно бухгалтерская отчетность за 2005 г. регламентируется приказом Минфина России от 22 июля 2003 г. № 67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» [2].

В соответствии с названным приказом утратили силу следующие нормативные акты:

1) приказ Минфина России от 13 января 2000 г. № 4н «О формах бухгалтерской отчетности организаций»;

2) приказ Минфина России от 28 июня 2000 г. № 60н «О методи­ческих рекомендациях и порядке формирования показателей бухгал­терской отчетности организаций»;

3) приказ Минфина России от 4 декабря 2002 г. № 122н «О внесении изменений в приказ Минфина России от 13.01.2000 г. № 4н».

В соответствии с ФЗ «О бухгалтерском учете» и ПБУ 4/99 бух­галтерская отчетность состоит из следующих документов:

• формы № 1 «Бухгалтерский баланс»;

• формы № 2 «Отчет о прибылях и убытках»;

• формы № 3 «Отчет об изменениях капитала»;

• формы № 4 «Отчет о движении денежных средств»;

• формы № 5 «Приложение к Бухгалтерскому балансу»;

• аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности, если организация подлежит обязательному
аудиту (в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 г.№ 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности»).

Если организация провела аудит бухгалтерской отчетности по собственной инициативе, то аудиторское заключение также может быть включено в состав бухгалтерской отчетности.

Субъекты малого предпринимательства, не обязанные проводить аудиторскую проверку, могут:

1)принять решение о представлении бухгалтерской отчетности в объеме показателей по группам статей бухгалтерского баланса и
статьям «Отчета о прибылях и убытках» без дополнительных расшифровок в указанных формах;

2)не представлять в составе бухгалтерской отчетности формы № 3, № 4, № 5 и пояснительную записку.

Субъекты малого предпринимательства, обязанные проводить аудиторскую проверку, имеют право не представлять в составе бух­галтерской отчетности формы № 3, № 4, № 5 при отсутствии соответ­ствующих данных.

Общественные организации, не осуществляющие предприниматель­скую деятельность и не имеющие оборотов по продажам товаров, работ, услуг (кроме выбывшего имущества), в составе бухгалтерской отчетности не представляют формы № 3, № 4, № 5 и пояснительную записку.

Некоммерческие организации могут не представлять в составе бухгалтерской отчетности формы № 3, № 4, и № 5 при отсутствии соответствующих данных. Некоммерческим организациям рекомен­дуется включать в состав бухгалтерской отчетности форму № 6 «Отчет о целевом использовании полученных средств».

Представляемая бухгалтерская отчетность прилагается к сопроводи­тельному письму организации, оформленному в установленном порядке с указанием состава содержащейся бухгалтерской отчетности.

Организации самостоятельно разрабатывают формы бухгалтер­ской отчетности на основе образцов форм, приведенных в приложе­нии к приказу Минфина России от 22 июля 2003 г. № 67н.

Общими требованиями, предъявляемыми к бухгалтерской отчет­ности, являются полнота, существенность, нейтральность, сравнимость, сопоставимость.

В ходе экономического анализа используется широкий круг ин­формации, в частности:

1) данные управленческого учета;

2) хозяйственно-правовые документы: учредительные документы (устав, протокол собрания учредителей, свидетельство о регистрации), контракты и другие хозяйственные договоры, переписка с поставщиками и покупателями, претензии и рекламации, переписка и договоры с банками, акты аудиторских проверок и проверок налоговой инспекции);

—федеральные нормативы, являющиеся обязательными на всей территории России. К ним относятся: ставки федеральных налогов; нормы амортизации по отдельным группам основных средств, тарифные ставки на государственное социальное и пенсионное страхование; минимальный размер месячной оплаты труда; нормативы отчислений от чистой прибыли в резервные фонды акционерных обществ; минимальный размер уставного капитала для акционерных обществ и др.;

—региональные и местные нормативы, действующие в отдельных субъектах РФ и утверждаемые представительными и исполнительными органами власти. Они охватывают, как правило, ставки региональных налогов и сборов;

—отраслевые нормативы, применяемые в рамках отдельных отраслей или по группам организационно-правовых форм предприятий, например налоговые нормативы для малых предприятий;

—нормативы организации, разрабатываемые самими хозяйствующими субъектами и применяемые для регулирования производственного процесса, а также для контроля за эффективным использованием ресурсов. К этим нормативам относятся нормативы плановой потребности в оборотных активах, нормы кредиторской задолженности, постоянно находящейся в обороте организации, нормы материальных и трудовых затрат на калькуляционную единицу продукции,нормы запасов готовой продукции на складах, заделов незавершенного производства, нормативы отчислений из чистой прибыли в резервные фонды, норматив отчислений в ремонтный фонд и др.;

4)плановые документы: перспективный план развития организации, бизнес-план и расчеты к нему, план технического развития организации, проектно-сметная документация на капитальные вложения, ремонтные работы;

5)техническая документация: разработки технологических процессов, графики производства работ, технологические карты, технические паспорта оборудования и др.;

6)прочая информация: материалы специальных наблюдений и исследований (например, материалы фотографий и самофотографий рабочего дня), материалы хронометражных наблюдений, результаты специальных анализов качества продукции и сырья, результаты собеседований с сотрудниками организации.

Бухгалтерская отчетность и данные бухгалтерского учета являют­ся основными источниками информации для экономического анализа, поскольку:

• в отчетности и бухгалтерском учете содержатся наиболее важные и достоверные сведения об организации;

• информация в отчетности и учетных регистрах определенным
образом систематизирована, сгруппирована;

• методика определения и отражения показателей в учете и отчетности регламентирована нормативными документами первого уровня — постановлениями Правительства РФ и приказами Министерства финансов РФ, Центрального банка РФ, Министерства по налогам и сборам РФ.

К документам второго уровня системы нормативного регулиро­вания бухгалтерского учета относятся следующие положения по бух­галтерскому учету: ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» (утв. приказом Минфина России от 9 июня 2001 г. № 44н), ПБУ 6/01 «Учет основных средств» (утв. приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. № 26н), ПБУ 8/01 «Условные факты хозяйствен­ной деятельности» (утв. приказом Минфина России от 28 ноября 2001 г. № 96н), ПБУ 15/01 «Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию» (утв. приказом Минфина России от 2 августа 2001 г. № бОн), ПБУ 16/02 «Информация по прекращаемой деятельности» (утв. приказом Минфина России от 2 июля 2002 г. № 66н), ПБУ 17/02 «Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторс­кие и технологические работы» (утв. приказом Минфина России от 19 ноября 2002 г. № 115н), ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль» (утв. приказом Минфина от 19 ноября 2002 г. № 114н), ПБУ 19/02 «Учет финансовых вложений» (утв. приказом Минфина России от 10 декабря 2002 г. № 126н).

К документам третьего уровня системы нормативного регулирова­ния бухгалтерского учета относятся Методические рекомендации по раскрытию информации о прибыли, приходящейся на одну акцию (утв. приказом Минфина России от 21 марта 2000 г. № 29н) и Методические указания по проведению анализа финансового состояния организации (утв. приказом ФСФО России от 23 января 2001 г. № 16).

Дата добавления: 2014-12-27 ; Просмотров: 1127 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

источник

Цель бухгалтерской отчетности – представление информации о финансовом положении, результатах деятельности и изменениях в финансовом положении предприятия. Финансовое положение характеризует бухгалтерский баланс; результаты деятельности показываются в «Отчете о прибылях и убытках»; изменение в финансах отражает «Отчет о движении денежных средств».

Цели бухгалтерской отчетности, как и анализа, определяются потребностями пользователей. Поэтому она должна содержать данные о результатах финансово-хозяйственной деятельности, о текущем финансовом положении, происшедших за отчетный период изменениях.

Одно из основных достоинств бухгалтерской отчетности как информационной базы экономического анализа – ее аналитические возможности. Один из важнейших принципов бухгалтерской отчетности – принцип достаточной аналитичности генерируемых в системе и отражаемых в отчетности данных. Не все сведения, необходимые для анализа, могут быть отражены непосредственно в отчетности, часть их прилагается в виде примечаний к отчетности, аналитических записок, схем, графиков. Это делает актуальным проблему содержания и структурирования бухгалтерских отчетов для целей экономического анализа. Анализ годового отчета предприятия – один из основных разделов текущей деятельности финансовых служб предприятия. Важность его предопределяется тем, что в условиях рыночной экономики бухгалтерская отчетность хозяйствующих субъектов является единственным средством коммуникации, достоверность которого высока и становится важнейшим элементом информационного обеспечения анализа финансово-хозяйственной деятельности. Бухгалтерская отчетность в совокупности со статистической и текущей информацией финансового характера позволяет получить первое и достаточно объективное представление о состоянии и тенденциях изменения экономического потенциала анализируемого предприятия.

Для понимания логики построения отчетности является изучение качественных характеристик информации, являющейся основой для проведения анализа деятельности предприятия:

1) понятность (возможность быстрого восприятия информации при условии, что пользователь обладает достаточным количеством знаний);

2) значимость (способность влиять на принятие управленческих решений);

5) достоверность (информация должна быть объективной и не иметь значимых ошибок);

6) нейтральность (отсутствие пристрастных оценок, нацеленных на оказание влияния на определенную категорию пользователей);

7) сопоставимость (должна быть сопоставима во времени и сравнима с информацией других предприятий);

9) полнота (отсутствие пропусков информации). Возможность использования бухгалтерской отчетности для анализа деятельности предприятия предполагает знание и понимание:

1) места, занимаемого бухгалтерской отчетностью в системе информационного обеспечения экономического анализа;

2) нормативных документов, регулирующих ее составление и представление;

3) состава и содержания отчетности;

4) методики ее чтения и анализа.

На практике чаще всего используются качественные (экспертные) методы, основанные на субъективной оценке ожидаемых параметров деятельности (дерево решений, дельфи-модели, метод сценариев, метод процентных ставок, деловые игры и др.)

Метод дерева решений позволяет экспертам оценивать значения денежных потоков по нескольким вариантам развития: оптимистический, пессимистический, нормальный. Дерево решений – это сетевые графики, отражающие моменты наступления событий и вероятность получения финансовых результатов. Каждая ветвь дерева – это различные варианты развития. Чем больше разброс значений прогнозируемых критериев, тем более рискованным кажется проект.

Дельфи-модели представляют собой многоступенчатые методы оценки ожидаемого спроса на продукты (услуги).

Метод процентной ставки предполагает применение для более рискованных инвестиционных проектов повышенной ставки дисконтирования, более высокого процента за кредиты (с учетом премии за риск).

Метод сценариев позволяет перейти от детализированного описания стратегических и оперативных рисков, характерных для каждого вида деятельности предприятия, к проработке вероятного, пессимистического и оптимистического вариантов развития. На заключительном этапе перспективного планирования такая оценка риска должна воплощаться в показателях плановых заданий: напряженных (оптимистический сценарий), наиболее реальных (вероятный сценарий) и заниженных (пессимистический сценарий).

Эвристические, или креативные, способы предвидения, групповые социально-психологические методы решения проблем (брэйнсторминг, метод 635, синектика, морфологический анализ и др.) относятся к неформализованным методам оценки, основанным на интуиции.

Брэйнсторминг, или мозговой штурм, – метод группового коллективного выдвижения и оценки идей, связанных с новыми решениями научно-технических, управленческих, творческих задач, поиском вариантов поведения в определенных ситуациях.

В инвестиционном проектировании при оценке риска применяется также анализ чувствительности, в процессе которого оценивают, как могут среагировать ожидаемые финансовые результаты на изменение основных параметров деятельности. Постановка задачи для анализа чувствительности инвестиционного проекта формулируется следующим образом: оценить, как изменятся критерии экономической эффективности, если снизятся объемы продаж, упадут рыночные цены на продукты проекта, возрастут цены на ресурсы и т. д.

Решение этой задачи требует многократного повторения плановых расчетов для всех возможных значений исходных параметров, что даже с использованием компьютерного обеспечения достаточно трудоемко и дорого. На практике зачастую довольствуются анализом нижнего предела прибыли (анализ безубыточности), а именно определением точки безубыточности и того объема производства и сбыта, который обеспечивает безубыточную работу. Если запланированный объем сбыта существенно выше, то риск потерь невелик.

источник

Изучение бухгалтерской отчетности и ее роли в управлении предприятием. Обзор организационно-экономической характеристики предприятия. Анализ финансовых показателей с последующими выводами и предложениями по улучшению финансового состояния предприятия.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Глава 1. Бухгалтерская (финансовая) отчетность информационная база экономического анализа

1.1 Понятие, значение и состав бухгалтерской отчетности

1.2 Нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета и отчетности

1.3 Основные методы и приемы анализа бухгалтерской отчетности

1.4 Методика анализа бухгалтерской (финансовой) отчетности

1.5 Порядок проведения аудиторской проверки бухгалтерской отчетности

Глава 2. Анализ финансового состояния ОАО «Авиаагрегат» по данным бухгалтерской отчетности

2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Авиаагрегат»

2.2 Анализ бухгалтерского баланса ОАО «Авиаагрегат»

2.3 Анализ ликвидности и платежеспособности бухгалтерского баланса ОАО «Авиаагрегат»

2.4 Анализ показателей деловой активности и эффективности деятельности ОАО «Авиаагрегат»

2.5 Анализ финансовой устойчивости ОАО «Авиаагрегат»

Список использованной литературы

Бухгалтерская (финансовая) отчетность — единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах его хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам.

Читайте также:  Какие анализы нужно принести гастроэнтерологу

Одним из непременных требований к бухгалтерской отчётности в рыночной экономике являются её открытость для всех заинтересованных пользователей. Развитие рыночных отношений, международные, хозяйственные и финансовые связи выдвинули в число актуальных вопрос о совершенствовании бухгалтерского учета и отчетности, приближении их содержания и методов к международно-принятым нормам.

Отчетность предприятия является логическим продолжением процедур финансового учета и представляет собой систему показателей, характеризующих имущественное и финансовое положение организации на отчетную дату.

В условиях рыночной экономики предприятие — самостоятельный элемент экономической системы — взаимодействует с партнерами по бизнесу, бюджетами различных уровней, собственниками капитала и другими субъектами, в процессе чего с ними возникают финансовые отношения. В связи с этим появляется необходимость финансового управления фирмы, т.е. разработки определенной системы принципов, методов и приемов регулирования финансовых ресурсов, обеспечивающих достижение тактических и стратегических целей организации. Объектом управления являются финансовые ресурсы предприятия, в частности их размеры, источники их формирования, и отношения, складывающиеся в процессе формирования и использования финансовых ресурсов фирмы. Результаты управления проявляются в денежных потоках, протекающих между предприятием и бюджетами, собственниками капитала, партнерами по бизнесу и другими агентами рынка.

Базой для принятия управленческих решений на предприятии является информация экономического характера. Сам процесс принятия решений можно разделить на три этапа: планирование и прогнозирование, оперативное управление, контроль (финансовый анализ) деятельности предприятия. Решения принимает не только администрация организации, но и другие — внешние — пользователи экономической информации. Внутренние пользователи оперируют учетной информацией, внешние — данными финансовой отчетности организации. И те, и другие данные формируются в процессе бухгалтерского учета предприятия.

Всё это позволяет конкретизировать цели учёта и отчётности на уровне предприятия, которые в общем можно определить как оценку:

платёжеспособности предприятия (обеспеченности его кредиторской задолженности, ликвидности и т. п.);

степени ответственности лиц, занятых хозяйственной деятельностью, в рамках предоставленных им полномочий по распоряжению средствами производства и рабочей силой.

В системе экономической информации бухгалтерская отчетность является одним из важнейших инструментов управления содержащих наиболее синтезированную и обобщенную информацию, а также основой объективной оценки хозяйственной деятельности предприятия, базой текущего и перспективного планирования, действенным инструментом для принятия управленческих решений.

Отчетность выполняет важную функциональную роль в системе экономической информации. Она интегрирует информацию всех видов учета и представляется в виде таблиц, удобных для восприятия информации объектами хозяйствования.

Значение бухгалтерской отчетности, как важнейший источник информации о финансовом состоянии предприятия для всех пользователей можно сказать, что избранная тема дипломной работы весьма актуальна.

Объектом исследования выпускной квалификационной работы является ОАО «Авиаагрегат».

Предметом исследования выступает процесс составления бухгалтерской отчетности на предприятии ОАО «Авиаагрегат».

Цель выпускной квалификационной работы — изучение бухгалтерской отчетности и ее роль в управлении предприятием, а также анализ основных финансовых показателей с последующими выводами и предложениями по улучшению финансового состояния предприятия.

Исходя из данной цели, в выпускной квалификационной работе будут рассмотрены следующие задачи:

— рассмотреть бухгалтерскую отчетность и ее роль в управлении предприятием;

— рассмотреть организационно-экономическую характеристику предприятия ОАО «Авиаагрегат»;

— проанализировать финансовое состояние предприятия ОАО «Авиаагрегат» по данным бухгалтерской отчетности;

-изучить аудит бухгалтерской отчетности.

— выявить пути совершенствования бухгалтерской отчетности в соответсвии МСФО.

Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Во введении обоснованы выбор и актуальность темы исследования, определены цели, задачи, а также указана теоретическая значимость и практическая ценность работы.

В первой главе даны теоретические основы бухгалтерской отчетности, методика анализа и аудита бухгалтерской отчетности.

Вторая глава содержит практический материал и результаты проведенного анализа.

По итогам работы даны краткие выводы и приложены документы, на основе которых проводился анализ.

Глава 1. Бухгалтерская (финансовая) отчетность информационная база экономического анализа

экономический финансовый бухгалтерский отчетность

1.1 Понятие, значение и состав бухгалтерской отчетности

Вхождение многих организаций в рыночную экономику обусловило проблему представления полной финансовой информации о деятельности организации и имущественном положении на определенную дату. Среди групп внешних пользователей такой информации (инвесторы, кредиторы, поставщики и другие коммерческие контрагенты, клиенты, правительство и правительственные учреждения, общественность) ее предоставление особенно важно для инвесторов и будущих акционеров организации.

Бухгалтерская отчетность — свод взаимосвязанных показателей, представляемых соответствующим образом утвержденных формах, итогов работы предприятия за истекший отчетный период.

Бухгалтерская отчетность состоит из взаимосвязанных форм, образующих по объему составляющих их показателей единую систему информации о финансовом состоянии организации.

Значение бухгалтерской отчетности определяется требованиями, предъявляемыми к ней.

Бухгалтерская отчетность должна соответствовать следующим требованиям: достоверности, целостности, своевременности, простоте, проверяемости, сравнимости, экономичности, соблюдении строго установленных процедур оформления и публичности.

Рассмотрим подробнее каждое из них.

Достоверность базируется не только на информации бухгалтерского, но и других видов учета, в первую очередь статистического учета. Нарушение данного подхода делает невозможным составление бизнес-плана, а также оперативное управление имуществом на различных уровнях хозяйственной деятельности. Это условие требует сопоставимости отчетных и плановых показателей.

В целях обеспечения сопоставимости данных бухгалтерского учета изменения учетной политики должны вводиться с начала финансового года.

Если такая сопоставимость отсутствует, то данные за период, предшествовавший отчетному, подлежат корректировке. При этом следует руководствоваться положениями, установленными действующими нормативными актами системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации. В этом методологическое единство показателей отчетности.

Сама корректировка и методика ее проведения должна быть раскрыта в пояснительной записке к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах вместе с указанием причин корректировки.

Достоверность бухгалтерской отчетности усиливается ее целостностью, т.е. она должна включать показатели финансово-хозяйственной деятельности как самого предприятия, так и его филиалов, представительств и иных структурных подразделений, в том числе выделенных на самостоятельные балансы.

Целостность или полнота отчетности позволяет принимать более обоснованные управленческие решения. С этой целью данные синтетического и аналитического учета должны быть подтверждены результатами инвентаризации и заключением независимой аудиторской организации.

Своевременность предполагает представление соответствующей бухгалтерской отчетности в соответствующие адреса в установленный срок. Организации, независимо от организационно-правовых форм собственности (за исключением бюджетных), обязаны представлять квартальную бухгалтерскую отчетность в течение 30 дней по окончании истекшего квартала. Годовая бухгалтерская отчетность представляется в течение 90 дней по окончании года, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Она должна быть утверждена в порядке, установленном учредительными документами собственника. Отчетность, представленная с нарушением установленных сроков, теряет свое значение.

Далее в работе мы немного подробнее рассмотрим вопросы касающиеся порядка и сроков предоставления бухгалтерской отчетности различными хозяйствующими субъектами.

Простота бухгалтерской отчетности лежит в ее упрощении и доступности. Переход бухгалтерского учета к международным стандартам объективно способствует реализации данного требования.

Проверяемость отчетности предполагает возможность подтверждения представленной в ней информации в любое время. Косвенно данное условие предполагает нейтральность представленной в ней информации.

Сравнимость предусматривает наличие одинаковых показателей на протяжении различных отрезков времени с целью выявления различий и тенденций.

Цель такого сравнения выявить тенденции развития фирмы. Однако при использовании его нельзя избежать принципа ограничения полезности информации, а это может оказать влияние на формирование неправильных выводов. Например, в целях снижения объемов производства в отчетном году фирма приняла решение о реструктуриализации производства и в связи с этим привлекла долгосрочные кредиты банка. По данным представленной отчетности не видно, что тенденция к улучшению финансового состояния компании может иметь место лишь в долгосрочной перспективе.

Для реализации этих подходов в бухгалтерской отчетности должно быть представлено сравнение информации по конкретному показателю, приведенному в отчетности за предыдущий и отчетный год.

Экономичность достигается путем унификации и стандартизации соответствующих форм отчетности, сокращения отдельных показателей не в ущерб качеству отчетных данных. Это касается, прежде всего, показателей, носящих справочно-информационный характер.

Оформление — следующее требование, предъявляемое к бухгалтерской отчетности. Оно означает, что составление отчетности, равно как и ведение бухгалтерского учета имущества, обязательств и хозяйственных операций, осуществляется на русском языке, в валюте Российской Федерации — в рублях. Отчетность подписывается руководителем организации и специалистом, ведущим бухгалтерский учет (главным бухгалтером и т.п.)

Публичность бухгалтерской отчетности осуществляется организациями, перечень которых регламентирован действующим законодательством. К ним отнесены открытые акционерные общества, кредитные и страховые организации, биржи, инвестиционные и иные фонды, созданные за счет частных, общественных и государственных источников.

Публичность предполагает публикацию годовой бухгалтерской отчетности в средствах массовой информации, доступных ее пользователям, либо распространение ее в соответствующих изданиях (брошюрах, буклетах и иных изданиях), а также передачу органам государственной статистики по месту регистрации для предоставления заинтересованным пользователям.

Годовая бухгалтерская отчетность должна быть опубликована не позднее 1 июня года, следующего за отчетным годом.

Бухгалтерский баланс может быть опубликован по сокращенной форме, содержание которой определяется самим предприятием в пределах требований, предусмотренных Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99).

Бухгалтерская отчетность публикуется в миллионах рублей, а при наличии значительных оборотов — в миллиардах рублей с одним десятичным знаком.

Наряду с публикацией годовой бухгалтерской отчетности публикуется также аудиторское заключение, суть которого должна содержать мнение (оценку) независимого аудитора (аудиторской фирмы) о ее достоверности (безусловно, положительное, условно положительное, отрицательное, отказ от выражения мнения).

Внутренняя бухгалтерская отчетность не подлежит публикации, так как отнесена к коммерческой тайне. За незаконное получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую тайну, предусмотрена уголовная ответственность.

Годовая бухгалтерская отчетность организаций состоит из следующих форм:

2) отчета о финансовых результатах;

3) приложения к бухгалтерскому балансу;

4) отчета об изменениях капитала;

5) отчета о движении денежных средств;

Бухгалтерская отчетность составляется на основании данных синтетического и аналитического учета.

Предприятие должно раскрывать в бухгалтерской отчетности каждый существенный показатель.

Критерии существенности предприятие выбирает самостоятельно. Это может быть как общеустановленный порог существенности в 5 % от общего итога соответствующих данных, так и иной обоснованный показатель. Представляется, что для разных характеристик финансового состояния предприятия этот показатель может быть разным. Главное — отразить решения по выбору критериев и причину такого выбора в пояснительной записке. Форма раскрытия существенных показателей также произвольна: от отражения непосредственно в формах или представления отдельной формы по каждому показателю до отдельных письменных пояснений.

Отчетность требует представления данных за прошлый год. При этом должна быть соблюдена сопоставимость показателей. Это значит, что должен подтверждаться тот факт, что показатели формировались по одинаковым правилам. Если такая сопоставимость не может быть обеспечена, то бухгалтер должен отразить это в пояснительной записке.

Рассмотрим формирование показателей по каждой форме отдельно — баланс более подробно.

Статьи баланса заполняются на основании данных Главной книги или иного аналогичного по назначению регистра о сальдовых значениях счетов бухгалтерского учета. В форме баланса по каждой статье в скобках указаны номера счетов бухгалтерского учета, сальдо по которым должно быть перенесено в данную статью.

Рассмотрим состав показателей баланса:

— «Нематериальные активы» показывается наличие нематериальных активов по остаточной стоимости (за исключением объектов нематериальных активов, по которым в соответствии с установленным порядком амортизация не начисляется).

— «Основные средства» приводятся показатели по основным средствам, как действующим, так и находящимся на реконструкции, модернизации, восстановлении, консервации или в запасе по остаточной стоимости. Исключение составляют объекты основных средств, по которым в соответствии с установленным порядком амортизация не начисляется.

— «Незавершенное строительство» показываются затраты на строительно-монтажные работы, приобретение зданий, оборудования, транспортных средств, инструмента, инвентаря, иных материальных объектов длительного пользования, прочие капитальные работы и затраты.

— «Доходные вложения в материальные ценности» по этой группе статей организации, осуществляющие доходные вложения в материальные ценности, предоставляемые за плату во временное владение и пользование (включая по договору финансовой аренды, по договору проката), с целью получения дохода, отражают остаточную стоимость указанного имущества.

— «Финансовые вложения» по этой группе статей данные должны быть представлены в бухгалтерском балансе с подразделением на долгосрочные и краткосрочные. Финансовые вложения представляются как краткосрочные, если срок обращения (погашения) по ним не более 12 месяцев после отчетной даты. Остальные финансовые вложения представляются как долгосрочные и отражаются в разделе «Внеоборотные активы».

— «Долгосрочные финансовые вложения» показываются наряду с долгосрочными инвестициями в дочерние и зависимые общества долгосрочные инвестиции организации в уставные (складочные) капиталы других организаций, в государственные ценные бумаги, облигации и иные ценные бумаги других организаций, а также предоставленные другим организациям займы.

— «Запасы» — показываются остатки материально-производственных запасов, предназначенных для использования при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг, управленческих нужд организации (сырье, материалы и другие аналогичные ценности), для продажи или перепродажи (готовая продукция, товары), а также других материальных ценностей (животные на выращивании и откорме). По указанной группе статей подлежат отражению по соответствующим статьям затраты организации, числящиеся в незавершенном производстве (издержках обращения), расходы будущих периодов.

«Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям»

В этой статье указывается суммы «входного» НДС, которые не были возмещены из бюджета.

— «Дебиторская задолженность» — данные о дебиторской задолженности, платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты, и дебиторской задолженности, платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты, показываются раздельно. Дебиторская задолженность представляется как краткосрочная, если срок погашения ее не более 12 месяцев после отчетной даты. Остальная дебиторская задолженность представляется как долгосрочная. При этом исчисление указанного срока осуществляется, начиная с первого числа календарного месяца, следующего за месяцем, в котором этот актив был принят к бухгалтерскому учету.

Читайте также:  Медкнижка какие анализы сдавать 2017

— «Краткосрочные финансовые вложения» — отражаются фактические затраты организации по выкупу собственных акций у акционеров, инвестиции организации в ценные бумаги других организаций, государственные ценные бумаги и т.п., предоставленные организацией другим организациям займы.

— «Денежные средства» по статьям «Касса», «Расчетные счета», «Валютные счета» — показывается остаток денежных средств в кассе, на расчетных и валютных счетах в кредитных организациях.

— «Прочие оборотные активы» — показываются суммы, не нашедшие отражения по другим группам статей раздела «Оборотные активы» бухгалтерского баланса.

— «Уставный капитал» — показывается в соответствии с учредительными документами величина уставного (складочного) капитала организации, а по государственным и муниципальным унитарным предприятиям — величина уставного фонда.

Увеличение и уменьшение уставного (складочного) капитала, произведенные в соответствии с установленным порядком, отражаются в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности после внесения соответствующих изменений в учредительные документы.

— «Резервный капитал» — отражается сумма остатков резервного и других аналогичных фондов, создаваемых в соответствии с законодательством Российской Федерации или в соответствии с учредительными документами.

— «Целевые финансирование и поступления» некоммерческие организации отражают остатки поступивших и неиспользованных целевых средств в качестве вступительных членских и добровольных взносов и иных источников.

— «Нераспределенная прибыль прошлых лет» — показывается сумма нераспределенной прибыли пошлых лет.

— «Нераспределенная прибыль отчетного года» указывается чистая прибыль, которую организация получила за отчетный год.

— « Непокрытый убыток прошлых лет» отражается убыток, который предприятие получило в прошлые годы и до сих пор его не покрыло. Эта сумма показывается в круглых скобках.

— «Непокрытый убыток отчетного года» эту статью заполняют предприятия, которые в отчетном году получили убыток.

— Займы и кредиты» — показываются непогашенные суммы полученных кредитов и займов, подлежащие погашению в соответствии с договорами более чем через 12 месяцев после отчетной даты.

В случае если числящиеся в бухгалтерском учете суммы кредитов и займов подлежат погашению в соответствии с договором в течение 12 месяцев после отчетной даты, то не погашенные на конец отчетного периода их суммы отражаются по соответствующим статьям в разделе «Краткосрочные обязательства».

отражаются суммы кредиторской задолженности, подлежащие погашению в течение 12 месяцев после отчетной даты.

В бухгалтерском балансе сумма задолженности организации по полученным кредитам и займам отражается с учетом причитающихся на конец отчетного периода к уплате процентов.

— «Кредиторская задолженность» по статье «Поставщики и подрядчики» показывается сумма задолженности поставщикам, подрядчикам за поступившие материальные ценности, выполненные работы, оказанные организации услуги; по статье «Векселя к уплате» показывается сумма задолженности поставщикам, подрядчикам и другим кредиторам, которым организация выдала в обеспечение их поставок, работ, услуг векселя; по статье «Задолженность перед персоналом организации» показываются начисленные, но еще не выплаченные суммы оплаты труда, а по статье «Задолженность перед государственными внебюджетными фондами» отражается сумма задолженности по отчислениям на государственное социальное страхование, пенсионное обеспечение и медицинское страхование работников организации, а также в фонд занятости; по статье «Задолженность перед бюджетом» показывается задолженность организации по расчетам с бюджетом по налогам, сборам, включая подоходный налог с работников; по статье «Авансы полученные» показывается сумма полученных от сторонних организаций авансов по предстоящим расчетам по заключенным договорам; по статье «Прочие кредиторы» показывается задолженность организации по расчетам, данные о которых не отражены по другим статьям группы «Кредиторская задолженность».

«Отчет о финансовых результатах»

Отчет о финансовых результатах состоит из 4 разделов:

1 раздел «Доходы и расходы по обычным видам деятельности».

2 раздел «Операционные доходы и расходы»;

3 раздел «Внереализационные доходы и расходы;

4 раздел «Чрезвычайные доходы и расходы»

А также справочные данные и расшифровка отдельных прибылей и убытков.

Все данные показываются нарастающим итогом с 1 января по 31 декабря включительно. Показатель, который нужно вычесть или который имеет отрицательное значение, записывается в круглых скобках. Если величина какого-либо дохода превышает 5% от общей суммы доходов предприятия, то его нужно указывать отдельно. Расходы, приходящиеся на такой доход, также оказывается отдельно.

«Отчет об изменениях капитала»

В отчете об изменениях капитала раскрываются структура и движение капитала предприятия. О том, что в него входит, сказано в пункте 66 Положения по бухгалтерскому учету и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. Так, в состав собственного капитала предприятия включаются: уставный (складочный), добавочный и резервный капиталы, нераспределенная прибыль и прочие резервы.

Отчет об изменениях капитала состоит из четырех разделов и справки. Заполняя разделы I-III формы №3, внесены изменения;

в графе 3 приводятся сальдо по счетам на 1 января отчетного года;

в графе 4 отражается кредитовые обороты по счетам за отчетный год.

Так надо поступать, если нет убытка. В противном случае нужно еще учитывать и дебетовые обороты по счетам за отчетный год;

в графе 5 указываются дебетовые обороты по счетам за отчетный год;

в графу 6 вносятся сальдо по счетам на 31 декабря отчетного года.

«Отчет о движении денежных средств»

В отчете о движении денежных средств отражается информация о том, за счет каких средств организация вела свою деятельность в отчетном году и как именно она их расходовала. В отчете отражается информация по каждому виду деятельности организации: текущей (основной), инвестиционной и финансовой.

В этом разделе конкретизируется информация о заемных средствах. К заемным средствам относятся кредиты банков и займы, полученные предприятием от юридических и физических лиц. Следует отметить, что кредиты, которые предприятие получило для своих работников, тоже отражается в этом разделе

В этом разделе раскрывается движение кредиторской и дебиторской задолженностей в течении отчетного года. Кредиторская задолженность представляет собой задолженность предприятия перед другими организациями или физическими лицами. А под дебиторской задолженностью понимается задолженность контрагентов предприятия.

В этом разделе приводится информация о первоначальной (или восстановительной) стоимости амортизируемого имущества. В графах 3 и 6 указываются остатки амортизируемого имущества соответственно на 1 января отчетного года и на 31 декабря отчетного года. В графе 4 отражается стоимость имущества, поступившего в течении отчетного года. А стоимость выбывшего имущества записывается в графе 5.

Этот подраздел посвящен нематериальным активам. Чтобы заполнить этот раздел, нужны данные по счету 04 «Нематериальные активы».

Чтобы заполнить этот подраздел, используются данные счета 01 «Основные средства».

В данном подразделе отражается стоимость:

— земельных участков и объектов природопользования;

— производственного и хозяйственного инвентаря;

— других видов основных средств.

Чтобы заполнить этот подраздел, используются данные по счету 03 «Доходные вложения в материальные ценности»

В этом разделе подробно расшифровываются источники финансирования долгосрочных инвестиций и финансовых вложений.

В графе 3 указываются остатки средств, которые в прошлом году направлялись на долгосрочные инвестиции и финансовые вложения. В графе 4 предприятие показывает, сколько средств было привлечено для такого финансирования в течение отчетного года. Сумма же, которая была истрачена в текущем году на капитальные и другие долгосрочные вложения, записывается в графе 5, а ее остаток- в графе 6.

Этот раздел детализирует информацию о долгосрочных и краткосрочных финансовых вложениях.

В разделе расшифровываются расходы по основному виду деятельности. Причем сумма произведенных затрат показывается как за текущий год, так и за прошлый год.

В этом разделе указываются отчисления в государственные внебюджетные фонды, отчисления в негосударственные пенсионные фонды, страховые взносы по договорам добровольного страхования пенсий ,денежные выплаты и поощрения, доходы по акциям и вкладам в имущество организаций, среднесписочная численность работников.

Пояснительная записка составляется произвольной формы и содержит информацию о деятельности предприятия, о численности работающих, основные показатели и факторы, повлиявшие на результаты деятельности организации, а также решения по распределению прибыли, остающейся в распоряжении предприятия. Приводятся дополнительные данные об объемах реализации продукции, товаров, работ, услуг по видам деятельности и географическим рынкам сбыта. Отражаются также прочие активы и пассивы, кредиторы, дебиторы, иные обязательства, отдельные виды прибылей и убытков в случае их существенности в общей сумме итогов форм №1 и №2. Необходимо отметить, что существенной является сумма, которая больше пяти процентов по отношению к итогу соответствующих данных.

Если предприятие имеет дочерние и зависимые общества, то это тоже отражается в пояснительной записке. Еще необходимо раскрывать сведения об изменении учетной политики. Также указываются ограничения прав собственности на имущество и если это акционерное общество — сведения об акциях (выпущенных, выкупленных и причины по которым они выкуплены), существенные события, которые произошли после отчетной даты.

В пояснительной записке должны быть отражены:

финансовая структура и доходность.

В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, бухгалтерская отчетность подлежит обязательному аудиту.

Итоговая часть аудиторского заключения удостоверяет степень достоверности сведений, включаемых в бухгалтерскую отчетность предприятий.

1.2 Нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета и отчетности

Система нормативного регулирования бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности состоит из четырех уровней документов.

Первый уровень (законодательный) представлен Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Этим законом дано определение бухгалтерской отчетности, установлены основные требования к ведению бухгалтерского учета, бухгалтерской документации и регистрации, а также определена система регулирования бухгалтерского учета.

Вопросы бухгалтерского учета отдельных объектов и раскрытия информации о них в бухгалтерской отчетности регулируются документами второго уровня (нормативными). Это система Положений по бухгалтерскому учету. Положения по бухгалтерскому учету определяют правила отражения в бухгалтерском учете информации о различных объектах учета и перечень показателей, которые должны быть раскрыты в бухгалтерской отчетности. Основным Положением, раскрывающим содержание бухгалтерской отчетности и требования, предъявляемые к ней, является ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации». Оно определяет также правила оценки статей бухгалтерской отчетности и состав информации, сопутствующей бухгалтерской отчетности. ПБУ 4/99 применяется Министерством финансов Российской Федерации при установлении:

— типовых форм бухгалтерской отчетности и инструкции о порядке составления отчетности;

— упрощенного порядка формирования бухгалтерской отчетности для субъектов малого предпринимательства и некоммерческих организаций;

— особенностей формирования сводной бухгалтерской отчетности;

— особенностей формирования бухгалтерской отчетности в случаях реорганизации или ликвидации организации;

— особенностей формирования бухгалтерской отчетности страховыми организациями, негосударственными пенсионными фондами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг и иными организациями сферы финансового посредничества;

— порядка публикации бухгалтерской отчетности.

Методика учета и отражения отчетности отдельных операций устанавливается документами третьего уровня (методическими). К ним относят:

— План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцию по его применению (приказ Минфина РФ от 31.10.2000 г. № 94н);

— Формы бухгалтерской отчетности организаций (утв. приказом Минфина РФ от 02.07.2010 г. № 66н);

— Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств и др.

К документам четвертого уровня относят рабочие документы организаций, устанавливающие правила ведения бухгалтерского учета и отчетности на основе выбора одного из способов, предложенных Минфином России. Это в первую очередь учетная политика, разработанная и утвержденная в соответствии с требованиями ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации». Поскольку выбранные варианты оценки активов и обязательств, а также изменения могут повлиять на величину показателей бухгалтерской отчетности, организации обязаны раскрывать существенные способы и приемы ведения бухгалтерского учета в пояснительной записке, входящей в состав годовой бухгалтерской отчетности.

При организации учетной политики предполагается, что организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем и у нее отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности и, следовательно, обязательства будут погашаться в установленном порядке. Допущение непрерывности деятельности является основополагающим принципом бухгалтерского учета и гарантирует полноту и объективность бухгалтерской отчетности, которая позволит пользователю составить мнение о перспективах деятельности организации как минимум в следующем году после отчетного. Это обеспечивается достоверностью бухгалтерской информации и раскрытием фактов, способных повлиять на непрерывность деятельности компаний, таких как события после отчетной даты или условные факты хозяйственной деятельности.

Требования нормативных документов по бухгалтерскому учету и раскрытию в отчетности информации об отдельных объектах и операциях позволили в настоящее время перейти от набора унифицированных показателей к индивидуальным, позволяющим получить полное и достоверное представление об имущественном и финансовом состоянии конкретной организации. Организациям предоставлено право отступать от установленных правил и включать в бухгалтерскую отчетность дополнительные показатели и пояснения.

Вышеприведенное нормативное регулирование бухгалтерской отчетности связано с реализацией Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности.

В настоящее время постановлением Правительства РФ от 25.02.2011 г. № 107 утверждено «Положение о порядке признания Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности для применения на территории Российской Федерации». Этим документом определено, что под признанием документов, входящих в состав МСФО, понимается процесс принятия решения о введении каждого документа, входящего в состав МСФО, в действие на территории Российской Федерации, заключающийся в последовательном осуществлении следующих действий:

а) официальное получение от Фонда документа международных стандартов;

Читайте также:  Географический язык какие анализы сдать

б) экспертиза применимости документа международных стандартов на территории Российской Федерации;

в) принятие решения о введении документа международных стандартов в действие на территории Российской Федерации;

г) опубликование документа международных стандартов. Положение состоит из четырех разделов:

В этом разделе описывается решение о введении документа международных стандартов в действие на территории Российской Федерации, условия его применимости, порядок признания и вступления в силу.

II. Экспертиза применимости документа международных стандартов на территории Российской Федерации.

Здесь описываются все процедуры экспертизы применимости документа международных стандартов на территории Российской Федерации.

III. Принятие решения о введении документа международных стандартов в действие на территории Российской Федерации.

В этом разделе разъясняется, что «решение о введении документа международных стандартов в действие на территории Российской Федерации принимает Министерство финансов Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой по финансовым рынкам и Центральным банком Российской Федерации на основе заключения экспертного органа» и устанавливаются сроки для принятия такого решения.

IV. Опубликование документа международных стандартов.

1.3 Основные методы и приемы анализа бухгалтерской отчетности

Для анализа финансовой (бухгалтерской) отчетности используется совокупность общенаучных и специальных методов, характерных для всех видов и направлений экономического анализа.

Метод (от гр. mеthоdоs — исследование) представляет собой способ исследования, определяющий подход к изучаемым объектам, планомерный путь научного познания и установления истины. Под методом экономического анализа понимается системный комплексный подход к исследованию хозяйственных процессов в их развитии и взаимосвязи. Системный подход в анализе заключается в рассмотрении объекта анализа как системы взаимосвязанных элементов (составляющих), изучении их влияния на состояние объекта и результаты его деятельности.

Важной составляющей системного подхода является комплексность, означающая рассмотрение полученных результатов деятельности объекта анализа как следствия взаимодействия всех ее аспектов (сторон) и совокупности факторов, оказывающих на них влияние. Характерными особенностями метода экономического анализа являются:

использование системы показателей, всесторонне характеризующих деятельность организации;

изучение взаимосвязи между ними;

выявление и изучение причин (факторов) изменения этих показателей с целью определения резервов повышения эффективности работы предприятия.

Так как анализ финансовой (бухгалтерской) отчетности является важнейшим направлением экономического анализа, то для него характерны все особенности, присущие методу анализа.

Анализ финансовой (бухгалтерской) отчетности базируется, прежде всего, на общенаучных методах исследования (табл. 1.1).

Метод моделирования реализуется в анализе финансовой отчетности через построение моделей, позволяющих представить исследуемый процесс или явление как систему взаимосвязанных факторов, оказывающих влияние на этот процесс. В финансовом анализе используются три типа моделей:

1) дескриптивные — модели описательного характера. Они являются основными для анализа финансовой отчетности. К ним относятся построение системы отчетных Балансов, представление отчетности в необходимых аналитических разрезах, анализ динамики и структуры показателей отчетности, система аналитических показателей, аналитические записки к отчетности;

2) предикативные — модели прогностического характера, используются для прогнозирования будущего финансового состояния организации и результатов ее деятельности. Наиболее распространенными среди предикативных моделей являются расчет порога рентабельности (критического объема продаж), построение прогнозных финансовых отчетов, модели динамического и ситуационного анализа;

3) нормативные — модели, которые позволяют сравнивать фактические результаты с ожидаемыми, запланированными, предусмотренными бюджетом. Такие модели используются главным образом во внутреннем финансовом анализе, предполагают определение нормативов по каждой статье расходов и выявление отклонений фактических значений показателей от нормативных.

В практике анализа финансовой отчетности широкое распространение получили шесть специальных методов:

1) горизонтальный (динамический, временной) анализ — сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим периодом;

2) вертикальный (структурный) анализ — определение структуры итоговых финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчетности на результат в целом, оценка изменения удельного веса отдельных статей по сравнению с удельными весами соответствующих статей в предыдущем периоде;

3) трендовый анализ — сравнение каждой позиции отчетности с соответствующими позициями отчетности ряда предшествующих периодов и определение тренда (основной тенденции изменения показателя, очищенной от случайных влияний и индивидуальных особенностей отдельных периодов). С помощью тренда определяются возможные значения показателей в будущих периодах, т.е. строятся прогнозы в отношении финансового состояния организации в перспективе;

4) коэффициентный анализ (анализ относительных показателей — коэффициентов) — расчет отношений статей отчетности и определение взаимосвязей показателей;

5) сравнительный (пространственный) анализ — сравнение показателей финансового состояния и финансовых результатов деятельности организации с показателями конкурентов, со среднеотраслевыми и средними общеэкономическими данными;

6) факторный анализ — анализ влияния отдельных факторов (причин) на результативный показатель с помощью детерминированных и стохастических методов исследования.

Таблица 1 — Содержание общенаучных методов, используемых при осуществлении анализа финансовой (бухгалтерской) отчетности

Анализ (от гp.аnаlisis -расчленение, разложение)

Исследование предмета анализа путем расчленения его на составные части (объекты, факторы) и изучение их во всем многообразии связей и зависимостей для познания сущности предмета (например, финансовое состояние организации, исследуемое в ходе анализа отчетности, можно разложить на такие его составляющие, как ликвидность, финансовая устойчивость, деловая активность, рентабельность деятельности хозяйствующего субъекта)

Синтез (от гр.synthеsis соединение, сочетание, составление)

Изучение предмета, объекта анализа в целостности, единстве и взаимной связи его частей. Сочетается с анализом, так как позволяет соединить части, выделенные в процессе анализа, установить их взаимодействие, познать предмет анализа как единое целое, обобщить результаты аналитического исследования (например, изучение только ликвидности организации или финансовой устойчивости обособленно от других аспектов финансового состояния не позволяет получить целостной картины)

Индукция (от лат.induсtiоn-наведение)

Исследование предмета анализа от частного к общему, от единичных фактов к обобщенным количественным и качественным характеристикам различных сторон финансово-хозяйственной деятельности организации (например, анализ финансовой (бухгалтерской) отчетности может начинаться с изучения частных показателей с последующей оценкой их влияния на обобщающие показатели финансового состояния организации — от анализа активов и пассивов до оценки влияния их величины, структуры, динамики на ликвидность, финансовую устойчивость и финансовое состояние в целом)

Дедукция (от лат. dеduсtiоn -выведение)

Исследование предмета, объекта анализа путем перехода от общего к частному, от обобщающих показателей к частным (например, в начале анализа финансовой (бухгалтерской) отчетности можно рассчитать и оцепить общие (агрегированные) показатели финансового состояния организации, а затем для выявления причин их изменения перейти к исследованию частных показателей, характеризующих величину, структуру, состояние активов организации и источников их формирования, внешних и внутренних условий деятельности предприятия)

Аналогия (от гр. аnаlоgiа -сходство)

Познание одних объектов, явлений, процессов па основании их сходства с другими. Базируясь на сходстве некоторых сторон разных объектов, метод аналогии составляет основу моделирования, широко используемого в экономическом анализе, в

том числе в анализе финансовой (бухгалтерской) отчетности

Моделирование (от фр. mоdеl — образец)

Исследование в ходе анализа объекта, явления, процесса на основе замены его на аналог, модель, содержащую существенные черты оригинала (например, использование факторных моделей для выявления резервов, путей улучшения финансового состояния, рентабельности деятельности организации)

Абстрагирование (от лат. аbstrаhеrе — отвлекать)

Исследование финансово-хозяйственной деятельности организации путем перехода с помощью отвлечения, абстракции от конкретных объектов к общим понятиям и представлениям (например, на основе анализа финансового состояния и финансовых результатов деятельности дочернего предприятия можно в определенной мере судить о финансовом состоянии и финансовых результатах деятельности группы предприятий, в которую оно входит)

Рассмотрение любого процесса и явления как целенаправленного процесса, претерпевающего изменения и взаимосвязанного с другими процессами и явлениями (анализ финансовой (бухгалтерской) отчетности следует рассматривать как целенаправленный процесс, имеющий определенные масштабы, направления, информационную базу и методические подходы к исследованию показателей отчетности)

1.4 Методика анализа бухгалтерской (финансовой) отчетности

Анализ ликвидности и платежеспособности предприятия

Основным условием проведения анализа финансового состояния является умение «читать» баланс. Это один из способов оценки финансовых возможностей предприятия и его ресурсов для ведения хозяйственной деятельности.

Бухгалтерский баланс (ББ) — это основная форма аналитической отчетности, характеризующая в денежной оценке финансовое положение предприятия по состоянию на отчетную дату и состоящая из двух равновеликих частей: актива и пассива, которые формируют 5 разделов.

Анализ баланса может проводиться с помощью оного из следующих способов:

оценка непосредственно по балансу без предварительного изменения состава балансовых статей;

построение уплотнительного сравнительного аналитического баланса путем агрегирования некоторых однородных по составу элементов балансовых статей;

осуществление дополнительной корректировки баланса на индекс инфляции с последующим агрегированием статей в необходимых аналитических разрезах.

Чтение бухгалтерского баланса — это процесс количественной оценки основных параметров финансового функционирования организации, позволяющий определить следующие характеристики финансового состояния организации, а также выявить параметры негативного развития:

общая стоимость имущества организации, равная сумме I и II разделов баланса;

стоимость иммобилизованных (т.е. внеоборотных) средств (активов), равная итогу I-го раздела баланса;

стоимость мобильных (оборотных) средств, равная итогу II-го раздела баланса;

величина собственного капитала организации, равная итогу 3-го раздела баланса;

величина заемного капитала, равная сумме итогов 4 и 5 разделов баланса.

При анализе бухгалтерского баланса необходимо обратить внимание на следующие показатели и их динамику:

на изменение валюты баланса.

на соотношение темпов роста оборотного и внеоборотного капитала.

В структуре внеоборотных и оборотных активов необходимо обратить внимание на изменение следующих статей:

незавершенное строительство. Эта статья не участвует в производственном обороте, и поэтому увеличение ее доли в определенных условиях может негативно сказаться на результатах финансово-хозяйственной деятельности;

увеличение доли долгосрочных финансовых вложений во внеоборотных активах свидетельствует, с одной стороны, об инвестиционной направленности вложений организации, а с другой — об отвлечении средств из основной производственной деятельности;

низкий удельный вес ликвидных активов (10-12%) от стоимости имущества, причем основу оборотных активов составляют производственные запасы. Такое соотношение указывает, в частности, на низкую ликвидность активов и на недостаточную ликвидность баланса, что может привести к неплатежеспособности предприятия;

основу оборотных активов составляют производственные запасы. Увеличение доли производственных запасов может говорить как о наращивании производственного потенциала, так и о нерациональной хозяйственной стратегии за счет иммобилизации финансовых ресурсов в недостаточно ликвидные активы. В то же время это может быть продиктовано стремлением за счет вложений в эту статью защитить денежные средства от воздействия инфляции;

чрезвычайно низкий удельный вес денежных средств в оборотных активах (4-7%) говорит о невозможности немедленного погашения срочных обязательств;

рост дебиторской задолженности и особенно сомнительной к возврату свидетельствует об иммобилизации денежных средств из оборота, отрицательно влияет на платежеспособность организации;

темп прироста заемных средств, опережающий темпы прироста оборотных активов, приводит к снижению текущей ликвидности предприятия. Превышающий рост заемного капитала над собственным указывает на зависимость организации от внешних инвесторов;

в составе собственных средств отсутствует нераспределенная прибыль, резервный капитал, фонд накопления. Отсутствие источников, накопленных в результате финансово-хозяйственной деятельности, отражает низкий уровень самофинансирования предприятия;

основу источников финансирования имущества составляют собственные средства (90-97%), которые формируются только за счет увеличения счета «Добавочный капитал», который увеличивается (по кредиту) за счет переоценки основных средств. Это свидетельствует о необходимости учитывать влияние фактора переоценки при анализе финансового состояния;

рост краткосрочных обязательств организации. Если обязательства превышают сумму 100 000 руб. и не погашены по истечении трех месяцев, то есть основания к возбуждению дела о банкротстве организации в арбитражном суде;

темпы изменения выручки, прибыли до налогообложения и чистой прибыли ниже, чем темпы изменения внеоборотных и оборотных активов. Это свидетельство снижения общей эффективности, роста себестоимости;

превышающие темпы роста оборотных средств, запасов, незавершенного производства над темпами роста выручки и прибыли указывают на уменьшение скорости оборота оборотного капитала, недостаточность финансовых средств для покрытия издержек и расширения финансово-хозяйственной деятельности.

Анализ баланса начинается с оценки структуры и динамики его разделов на основе аналитической таблицы, содержащей агрегированные, т.е. укрупненные статьи — итоги разделов пассива и актива. Аналитический баланс позволяет оценить структуру имущества предприятия и одновременно произвести горизонтальный и вертикальный анализ баланса

Ликвидность предприятия — способность превращать свои активы в деньги для совершения всех необходимых платежей по мере наступления их срока.

Под ликвидностью баланса понимается степень покрытия долговых обязательств предприятия его активами, срок превращения которых в денежные средства соответствует сроку погашения платежных обязательств. Качественное отличие этого понятия от ликвидности активов в том, что ликвидность баланса отражает меру согласованности объемов и ликвидности активов с размерами и сроками погашения обязательств, в то время как ликвидность активов определяется безотносительно к пассиву баланса.

При анализе ликвидности баланса проводится сравнение активов, сгруппированных по степени их ликвидности, с обязательствами по пассиву, сгруппированными по срокам их погашения.

Активы группируются по степени убывания ликвидности с разделением на следующие группы:

А1 — наиболее ликвидные активы. К ним относятся денежные средства предприятий и краткосрочные финансовые вложения;

А2 — быстро реализуемые активы. К ним относятся дебиторская задолженность со сроками погашения в отчетном периоде, прочие активы, готовая продукция и товары отгруженные;

АЗ — это медленно реализуемые активы. К ним относятся оборотные активы за минусом готовой продукции и товаров отгруженных, НДС по приобретенным ценностям, дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты). Производственные запасы и незавершенное производство находятся в самом начале производственного цикла, поэтому переход их в денежную форму потребует значительно больший срок;

источник