Меню Рубрики

Особенности экономики как объекта экономического анализа

1.1. Понятие экономического анализа

Экономический анализ как наука представляет собой систему специальных знаний, базирующихся на законах развития и функционирования систем и направленных на познание методологии оценки, диагностики и прогнозирования финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Каждая наука имеет свой предмет. Под предметом экономического анализа понимаются хозяйственные процессы предприятий, их социально-экономическая эффективность и конечные финансовые результаты деятельности, складывающиеся под воздействием объективных и субъективных факторов, находящие отражение через систему экономической информации.

Предмет экономического анализа определяет стоящие перед ним задачи. Среди основных выделим:
· повышение научно-экономической обоснованности бизнес-планов, бизнес-процессов и нормативов в процессе их разработки;
· объективное и всестороннее исследование выполнения бизнес-планов, бизнес-процессов и соблюдения нормативов;
· определение эффективности использования трудовых и материальных ресурсов;
· контроль за осуществлением требований коммерческого расчета;
· выявление и измерение внутренних резервов на всех стадиях производственного процесса;
· проверка оптимальности управленческих решений.

Экономический анализ является необходимым элементом управления экономикой. В зависимости от потребностей управления можно выделить виды анализа (табл.1).

На практике отдельные виды экономического анализа встречаются редко.

В процессе управления для обоснования принимаемых решений используется совокупность различных видов экономического анализа. Например, рыночная экономика характеризуется динамичностью ситуаций внешней и внутренней среды деятельности предприятия. В этих условиях важная роль отводится оперативному анализу. Его отличительными чертами являются комплексность, компьютерная обработка оперативных информационных массивов, использование его результатов на уровне отдельных функциональных служб предприятия в виде ориентированной фрагментарной информации.

Классификация видов экономического анализа

Уровень информационного обеспечения

· внутренний управленческий анализ
· внешний финансовый анализ

Содержание процесса управления

· перспективный (предварительный) анализ
· ретроспективный (последующий) анализ
· оперативный анализ
· итоговый (заключительный) анализ

Характер объектов управления

· анализ стадий расширенного воспроизводства
· отраслевой анализ
· анализ ведомств и предприятий
· анализ составных элементов производства и производственных отношений

Прочие виды классификации

· анализ по заданию руководства и экономических служб
· анализ по заданию собственников и органов управления
· анализ по заданию контрагентов (поставщиков, покупателей, кредитных и финансовых органов)

· годовой анализ
· квартальный анализ
· месячный анализ
· декадный анализ
· ежедневный анализ

Содержание и полнота изучаемых вопросов

· полный анализ
· локальный анализ
· тематический анализ

· комплектный анализ
· системный анализ
· сравнительный анализ
· сплошной анализ
· выборочный анализ

Степень автоматизации работ

· анализ с использованием ПЭВМ
· анализ без применения ПЭВМ

Метод экономического анализа представляет собой способ подхода к изучению хозяйственных процессов в их плавном развитии.

Характерными особенностями метода экономического анализа являются:
· определение системы показателей, всесторонне характеризующих хозяйственную деятельность организаций;
· установление соподчиненности показателей с выделением совокупных результативных факторов и факторов (основных и второстепенных), на них влияющих;
· выявление формы взаимосвязи между факторами;
· выбор приемов и способов для изучения взаимосвязи;
· количественное измерение влияния факторов на совокупный показатель.

Совокупность приемов и способов, которые применяются при изучении хозяйственных процессов, составляет методику экономического анализа.

Методика экономического анализа базируется на пересечении трех областей знаний: экономики, статистики и математики.

К экономическим методам анализа относят сравнение, группировку, балансовый и графический методы.

Статистические методы включают в себя использование средних и относительных величин, индексный метод, корреляционный и регрессивный анализ и др.

Математические методы можно разделить на три группы: экономические (матричные методы, теория производственных функций, теория межотраслевого баланса); методы экономической кибернетики и оптимального программирования (линейное, нелинейное, динамическое программирование); методы исследования операций и принятия решений (теория графов, теория игр, теория массового обслуживания).

1.2. Характеристика основных приемов и методов экономического анализа

Сравнение – сопоставление изучаемых данных и фактов хозяйственной жизни. Различают горизонтальный сравнительный анализ, который применяется для определения абсолютных и относительных отклонений фактического уровня исследуемых показателей от базового; вертикальный сравнительный анализ, используемый для изучения структуры экономических явлений; трендовый анализ, применяемый при изучении относительных темпов роста и прироста показателей за ряд лет к уровню базисного года, т.е. при исследовании рядов динамики.

Обязательным условием сравнительного анализа является сопоставимость сравниваемых показателей, предполагающая:
· единство объемных, стоимостных, качественных, структурных показателей;
· единство периодов времени, за которые производится сравнение;
· сопоставимость условий производства;
· сопоставимость методики исчисления показателей.

Средние величины – исчисляются на основе массовых данных о качественно однородных явлениях. Они помогают определять общие закономерности и тенденции в развитии экономических процессов.

Группировки – используются для исследования зависимости в сложных явлениях, характеристика которых отражается однородными показателями и разными значениями (характеристика парка оборудования по срокам ввода в эксплуатацию, по месту эксплуатации, по коэффициенту сменности и т.д.)

Балансовый метод состоит в сравнении, соизмерении двух комплексов показателей, стремящихся к определенному равновесию. Он позволяет выявить в результате новый аналитический (балансирующий) показатель.

Например, при анализе обеспеченности предприятия сырьем сравнивают потребность в сырье, источники покрытия потребности и определяют балансирующий показатель – дефицит или избыток сырья.

Как вспомогательный, балансовый метод используется для проверки результатов расчетов влияния факторов на результативный совокупный показатель. Если сумма влияния факторов на результативный показатель равна его отклонению от базового значения, то, следовательно, расчеты проведены правильно. Отсутствие равенства свидетельствует о неполном учтете факторов или о допущенных ошибках:

где у – результативный показатель; x– факторы; – отклонение результативного показателя за счет фактора хi.

Балансовый метод применяют также для определения размера влияния отдельных факторов на изменение результативного показателя, если известно влияние остальных факторов:

Графический способ. Графики являются масштабным изображением показателей и их зависимости с помощью геометрических фигур.

Графический способ не имеет в анализе самостоятельного значения, а используется для иллюстрации измерений.

Индексный метод основывается на относительных показателях, выражающих отношение уровня данного явления к его уровню, взятому в качестве базы сравнения. Статистика называет несколько видов индексов, которые применяются при анализе: агрегатные, арифметические, гармонические и т.д.

Использовав индексные пересчеты и построив временной ряд, характеризующий, например, выпуск промышленной продукции в стоимостном выражении, можно квалифицированно проанализировать явления динамики.

Метод корреляционного и регрессионного (стохастического) анализа широко используется для определения тесноты связи между показателями не находящимися в функциональной зависимости, т.е. связь проявляется не в каждом отдельном случае, а в определенной зависимости.

С помощью корреляции решаются две главные задачи:
· составляется модель действующих факторов (уравнение регрессии);
· дается количественная оценка тесноты связей (коэффициент корреляции).

Матричные модели представляют собой схематическое отражение экономического явления или процесса с помощью научной абстракции. Наибольшее распространение здесь получил метод анализа «затраты-выпуск», строящийся по шахматной схеме и позволяющий в наиболее компактной форме представить взаимосвязь затрат и результатов производства.

Математическое программирование – это основное средство решения задач по оптимизации производственно-хозяйственной деятельности.

Метод исследования операций направлен на изучение экономических систем, в том числе производственно-хозяйственной деятельности предприятий, с целью определения такого сочетания структурных взаимосвязанных элементов систем, которое в наибольшей степени позволит определить наилучший экономический показатель из ряда возможных.

Теория игр как раздел исследования операций — это теория математических моделей принятия оптимальных решений в условиях неопределенности или конфликта нескольких сторон, имеющих различные интересы.

1.3. Методика факторного анализа

Все явления и процессы хозяйственной деятельности предприятий находятся во взаимосвязи и взаимообусловленности. Одни из них непосредственно связаны между собой, другие косвенно. Отсюда важным методологическим вопросом в экономическом анализе является изучение и измерение влияния факторов на величину исследуемых экономических показателей.

Под экономическим факторным анализом понимается постепенный переход от исходной факторной системы к конечной факторной системе, раскрытие полного набора прямых, количественно измеримых факторов, оказывающих влияние на изменение результативного показателя.

По характеру взаимосвязи между показателями различают методы детерминированного и стохастического факторного анализа.

Детерминированный факторный анализ представляет собой методику исследования влияния факторов, связь которых с результативным показателем носит функциональный характер.

Основные свойства детерминированного подхода к анализу:
· построение детерминированной модели путем логического анализа;
· наличие полной (жесткой) связи между показателями;
· невозможность разделения результатов влияния одновременно действующих факторов, которые не поддаются объединению в одной модели;
· изучение взаимосвязей в краткосрочном периоде.

Различают четыре типа детерминированных моделей:

Аддитивные модели представляют собой алгебраическую сумму показателей и имеют вид

К таким моделям, например, относятся показатели себестоимости во взаимосвязи с элементами затрат на производство и со статьями затрат; показатель объема производства продукции в его взаимосвязи с объемом выпуска отдельных изделий или объема выпуска в отдельных подразделениях.

Мультипликативные модели в обобщенном виде могут быть представлены формулой

Примером мультипликативной модели является двухфакторная модель объема реализации

где Ч — среднесписочная численность работников;

CB — средняя выработка на одного работника.

Примером кратной модели служит показатель срока оборачиваемости товаров (в днях) . ТОБ.Т:

где ЗТ — средний запас товаров; ОР — однодневный объем реализации.

Смешанные модели представляют собой комбинацию перечисленных выше моделей и могут быть описаны с помощью специальных выражений:

Примерами таких моделей служат показатели затрат на 1 руб. товарной продукции, показатели рентабельности и др.

Для изучения зависимости между показателями и количественного измерения множества факторов, повлиявших на результативный показатель, приведем общие правила преобразования моделей с целью включения новых факторных показателей.

Для детализации обобщающего факторного показателя на его составляющие, которые представляют интерес для аналитических расчетов, используют прием удлинения факторной системы.

Если исходная факторная модель , а , то модель примет вид .

Для выделения некоторого числа новых факторов и построения необходимых для расчетов факторных показателей применяют прием расширения факторных моделей. При этом числитель и знаменатель умножаются на одно и тоже число:

Для построения новых факторных показателей применяют прием сокращения факторных моделей. При использовании данного приема числитель и знаменатель делят на одно и то же число.

Детализация факторного анализа во многом определяется числом факторов, влияние которых можно количественные оценить, поэтому большое значение в анализе имеют многофакторные мультипликативные модели. В основе их построения лежат следующие принципы:
· место каждого фактора в модели должно соответствовать его роли в формировании результативного показателя;
· модель должна строиться из двухфакторной полной модели путем последовательного расчленения факторов, как правило качественных, на составляющие;
· при написании формулы многофакторной модели факторы должны располагаться слева направо в порядке их замены.

Построение факторной модели – первый этап детерминированного анализа. Далее определяют способ оценки влияния факторов.

Способ цепных подстановок заключается в определении ряда промежуточных значений обобщающего показателя путем последовательной замены базисных значений факторов на отчетные. Данный способ основан на элиминировании. Элиминировать – значит устранить, исключить воздействие всех факторов на величину результативного показателя, кроме одного. При этом исходя из того, что все факторы изменяются независимо друг от друга, т.е. сначала изменяется один фактор, а все остальные остаются без изменения. потом изменяются два при неизменности остальных и т.д.

В общем виде применение способа цепных постановок можно описать следующим образом:

где a, b0, c — базисные значения факторов, оказывающих влияние на обобщающий показатель у;

a1 , b1, c1 — фактические значения факторов;

ya, yb, — промежуточные изменения результирующего показателя, связанного с изменением факторов а, b, соответственно.

Общее изменение Dу=у1–у складывается из суммы изменений результирующего показателя за счет изменения каждого фактора при фиксированных значениях остальных факторов:

источник

Метод — способ подхода к изучению явления. В основе экономического анализа лежит диалектический способ подхода к изучению хозяйственных процессов в их становлении и развитии.

Связь экономического анализа с другими науками изображена на рис. 1.

Рисунок 1 Связь экономического анализа с другими науками

Особенностью, присущей методу экономического анализа, является то, что он использует систему показателей, которые на том или ином уровне управления наиболее широко характеризуют объект рыночных отношений, выявляет и измеряет взаимосвязь этих показателей. Необходимость такого подхода обусловлена тем, что изучение каждого показателя в отрыве от других показателей порождает ошибочные выводы, не позволяет проникнуть в глубину происходящих процессов, осознать необходимость проведения тех или иных мероприятий.

Метод экономического анализа представляет собой совокупность способов изучения хозяйственной деятельности предприятия путем выявления и определения взаимосвязей изучаемых показателей, расчленения их на составные части и сравнения с другими показателями, а также путем измерения степени влияния на изучаемые показатели как отдельных факторов, так и их совокупности в единстве и взаимной связи.

Характерными особенностями метода экономического анализа являются:

  • -использование системы показателей (учетные, плановые, отчетные). Для характеристики результатов деятельности предприятия используют следующие показатели: объем выпускаемой и реализуемой продукции, себестоимость (сумма и уровень в процентах); расшифровка отдельных элементов себестоимости, например материальные затраты, затраты на оплату труда; прибыль; рентабельность и др.;
  • -изучение причин изменения этих показателей. На изменение показателей, характеризующих деятельность предприятия, влияет множество причин (факторов) — внешних и внутренних. Анализ хозяйственной деятельности позволяет количественно оценить влияние этих факторов;
  • -выявление и измерение взаимосвязи показателей. Конечный финансовый результат деятельности предприятия — прибыль — зависит от объема реализованной продукции, себестоимости, системы налогообложения, действующей в стране, и других факторов. В процессе анализа выявляется и количественно измеряется взаимосвязь этих показателей, определяется их влияние на результаты деятельности предприятия;
  • -использование логических методов в аналитических исследованиях.

Методы и приемы экономического анализа представлены на Рис.2 и Рис.3

Рисунок 2 Методы и приемы экономического анализа

Рисунок 3 Методы, используемые в анализе финансово-хозяйственной деятельности

финансовый хозяйственный анализ предприятие

Хозяйственная деятельность предприятия представляет собой совокупность производственных отношений во взаимосвязи с производительными силами. В хозяйственной деятельности выделяют следующие процессы:

  • -технологические (материальные);
  • -экономические (формирование себестоимости, прибыли, материалоемкости и др.);
  • -социальные (жизнедеятельность трудового коллектива);
  • -природоохранные.

Все виды процессов протекают одновременно во взаимосвязи, но имеют различную природу, содержание и закономерности. Результат анализа хозяйственной деятельности определяет качество управленческой деятельности, поэтому экономический анализ занимает промежуточное место между сбором и обработкой информации и принятием управленческого решения.

Цели анализа объекта исследования:

  • -оценка фактического состояния управляемого объекта и определение его соответствия требуемому состоянию;
  • -выявление путей и возможностей перевода управляемого объекта из фактического состояния в требуемое;
  • -подготовка базы для принятия управленческих решений.

Хозяйственный процесс можно рассматривать как снабжение предприятия ресурсами, само производство и реализацию продукции (товаров, услуг). На хозяйственную деятельность влияют внешние и внутренние факторы. Совокупность внешних факторов определяет среду, в которой предприятие осуществляет свою деятельность (маркетинговая среда). Хозяйственная деятельность эффективно управляется только на основе глубокого изучения ее содержания и закономерностей функционирования, как в целом, так и ее отдельных частей.

Организация экономического анализа на предприятии и пути его совершенствования.

Управление — целенаправленное влияние управляющей системы на объект, которым руководят для достижения поставленных целей. Управление осуществляется с помощью следующих функций: планирование, организация, координация, контроль, мотивация, учет, анализ.

Экономический анализ — специфическая функция управления, так как он присущ всем перечисленным функциям управления: экономический анализ проводится по различным направлениям с учетом классификации.

Читайте также:  Как сделать вертикальный анализ баланса пример

Экономический анализ классифицируется по разным признакам:

  • -по отраслевому: отраслевой, межотраслевой;
  • -по уровню управления: высший, средний, первичный;
  • -по содержанию процесса управления и времени проведения анализа: прогнозный (перспективный), оперативный, текущий (ретроспективный);
  • -по пространственному: внутрихозяйственный, межхозяйственный;
  • -по объектам управления: технико-экономический анализ, финансово-экономический, аудиторский (бухгалтерский), социально-экономический, экономико-статистический, экономико-экологический, маркетинговый анализ;
  • -по методике изучения объектов: сравнительный анализ, факторный, диагностический, маржинальный, функционально-стоимостной анализ и тд.
  • -по субъектам (пользователям) анализа: внутренний и внешний;
  • -по охвату изучаемых объектов: сплошной, выборочный;

Для обеспечения рациональной организации экономического анализа всех сторон деятельности предприятия его следует проводить в определенной последовательности:

  • -определение цели, объекта, состава и последовательности анализа, сроков его выполнения;
  • -разработка программы комплексного анализа и плана его проведения;
  • -определение перечня структурных подразделений предприятия, которые подвергнутся анализу, и показателей, с помощью которых будет проводиться анализ;
  • -определение информационной базы анализа и возможности ее обработки на компьютере.
  • -обработка информации: выявление, изучение, измерение факторов, обусловивших изменение показателей, вскрытие резервов и подготовка материалов для принятия управленческого решения.

Совершенствование анализа заключается в компьютеризации аналитических расчетов, что позволит усилить оперативность принимаемых решений.

источник

2. ПРЕДМЕТ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

(Где находится, куда должно стремиться и как достичь намеченной цели? Анализ может помочь при ответе на эти вопросы)

Термин «анализ» происходит от греческого слова «analisis», что в переводе означает «разделяю», «расчленяю».

Такое расчленение позволяет заглянуть внутрь исследуемого предмета, явления, процесса, понять его внутреннюю сущность, определить роль каждого элемента в изучаемом предмете или явлении.

Например, чтобы понять сущность себестоимости продукции, необходимо знать не только из каких элементов она состоит, но и от чего зависит ее величина по каждой статье затрат.

Анализ – это инструмент познания предметов и явлений внутренней и внешней среды, основанный на разборе целого на составные части и исследовании их во взаимосвязи и взаимозависимости.

В науке и на практике применяют различные виды анализа: физический, химический, математический, статистический, экономический.

Они отличаются объектами, целями и методикой исследования. Экономический анализ, в отличие от других видов анализа, относится к абстрактно-логическому методу исследования экономических явлений.

Для оптимизации управления необходимо иметь четкое представление о тенденциях и характере изменений в экономике хозяйствующего субъекта. Получение данной информации возможно только на основе экономического анализа.

Роль анализа в управлении производством возрастает вследствие того, что меняются механизм хозяйствования, принципы и методы управления. Ограниченность ресурсов и необходимость выбора заставляют руководителей постоянно проводить исследования в области рынков сбыта, источников сырья, изучения спроса, ценообразования, что должно обеспечить повышение эффективности производства.

Формирование рыночных отношений обусловливает необходимость развития анализа прежде всего на уровне хозяйствующего субъекта – на уровне отдельных предприятий и их структурных подразделений.

Экономический анализ, как наука представляет собой систему специальных знаний, базирующихся на законах развития и функционирования систем и направленных на познание методологии оценки, диагностики и прогнозирования ФХД предприятия.

Под предметом экономического анализа понимаются хозяйственные процессы предприятий, их социально-экономическая эффективность и конечные финансовые результаты деятельности, складывающиеся под воздействием объективных и субъективных факторов и отражающиеся через систему экономической информации. При этом все процессы изучаются в динамике.

Объективные внешние факторы, влияющие на хозяйственную деятельность, в основном отражают действия экономических законов рыночной экономики. Закон спроса и предложения находит отражение в формировании цены. Изменение цен на сырье, материалы, тарифов на энергию и т.д. влияет на производственные и финансовые результаты работы предприятия, приводит к усложнению экономических расчетов в процессе анализа.

Субъективные внутренние факторы связаны с конкретной деятельностью человека и полностью зависят от его действий (успешное результативное хозяйствование при правильной организации производства и труда, умелом использовании ресурсов можно определить как явление субъективного фактора).

Наиболее важным моментом экономического анализа является определение взаимосвязи, взаимозависимости и взаимообусловленности хозяйственных процессов.

Содержанием экономического анализа является глубокое и всестороннее изучение экономической информации о функционировании анализируемого субъекта хозяйствования с целью принятия оптимальных управленческих решений по обеспечению выполнения производственных программ предприятия, оценки уровня их выполнения, выяснения слабых мест и внутрихозяйственных резервов.

Основная цель экономического анализа заключается в оценке достигнутых результатов и в выявлении резервов повышения эффективности производства.

Содержанием и предметом экономического анализа опреде­ляются стоящие перед ним задачи. Важнейшие из них:

Первая задачаповышение научно-экономической обоснованности бизнес-планов и нормативов (в процессе их раз­работки) дос­тигается обстоятельным ретроспективным анализом хозяйствен­ной деятельности. Построение временных рядов за значитель­ный период позволяет установить определенные экономические закономерности в хозяйственном развитии. Далее выявляются основные факторы, которые оказывали в прошлом и могут ока­зывать в будущем существенное влияние на хозяйственную дея­тельность предприятия.

Ретроспективный и текущий анализ завершаются перспек­тивным (прогнозным) анализом с прямым выходом на планово-предположительные показатели.

Вторая задачаобъективное и всестороннее изучение по данным учета и отчетности выполнения установленных бизнес-планов и соблюдения нормативов по количеству, структуре и качеству выпущенной продукции, выполненных работ и услуг (по данным учета и отчетности). На промышленных предприятиях, например, исследует­ся выполнение производственной программы по количеству и ассортименту важнейших изделий, сортности, комплектности и качеству продукции, ритмичности производства, реализации продукции, выполнению договоров поставки; на транспорте -по грузообороту; в организациях связи — по числу оказанных услуг и т.д. В торговле основное внимание обращается на объем оптового и розничного товарооборота, на его ассортиментную структуру и т.д.

Третья задачаопределение экономической эффек­тивности использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов. На промышленных предприятиях отдельно исследуется эффективность использования средств и предметов труда (зда­ний и сооружений, инструментов, сырья и материалов), рабочей силы (по численности и профессиональному составу работни­ков, основному и вспомогательному персоналу, производитель­ности труда и т.д.), финансовых ресурсов, взятых в их совокуп­ности (собственных и заемных).

Четвертая задача экономического анализа — обес­печение заданной эффективности и оценка конечных финансовых результатов.

При оценке финансовых результатов деятельности предпри­ятий используются количественные и качественные показатели (в их необходимой увязке). Так, размер прибыли промышлен­ного предприятия определяется не только количеством и ассор­тиментом выпускаемых изделий, но и их себестоимостью. При­быль торгового предприятия зависит как от выполнения плана товарооборота (по объему и структуре), так и от фактически сложившегося уровня издержек обращения.

Пятая задача экономического анализа — выявление и измерение внутренних резервов на всех стадиях производственного процесса.

В процессе экономического анализа выявление резервов происходит путем сравнительного изучения выполнения плана внутренними подразделениями предприятия, однородными предприятиями, а также изучения и наиболее полного использо­вания отечественного и зарубежного передового опыта. Крити­ческая оценка самих плановых разработок также может указать на возможности их перевыполнения.

Шестая задача экономического анализа состоит в обосновании и проверке оптимальности управленческих решений. Принять правильное управленческое решение, выявить его ра­циональность и эффективность можно лишь на основе предва­рительного экономического анализа.

Задачи экономического анализа, конечно, не исчерпываются приведенным выше перечнем. Многогранность хозяйственных ситуаций ставит перед ним многие задачи автономного характе­ра. И их можно решить, применяя общие и частные аналитиче­ские методы.

Содержательная сторона анализа включает следующие элементы (процедуры):

· постановка конкретных задач анализа;

· установление причинно-следственных связей;

· определение показателей и методов их оценки;

· выявление и оценка факторов, влияющих на результаты, отбор наиболее существенных;

· выработка путей устранения влияния отрицательных факторов и стимулирования положительных.

По сложившейся в российской практике традиции экономический анализ хозяй­ственной деятельности подразделяют на финансовый и управ­ленческий. Причем такая классификация связана с подразде­лением системы бухгалтерского учета в масштабе предприятия на финансовый учет и управленческий учет. Кфинансовому анализу по традиции относят анализ, основывающийся на дан­ных публичной бухгалтерской отчетности, этот вид анализа считают внешним по отношению к предприятию.К управлен­ческому анализу по традиции относят внутрихозяйственный фи­нансовый и внутрихозяйственный производственный анализ, которые основываются на данных управленческого учета.

Классификация видов экономического анализа имеет важное значение для правильного понимания его содержания и задач.

Анализ классифицируют по раз­ным признакам.

Поотраслевому признаку анализ делится на:

· отраслевой, мето­дика которого учитывает специфику отдельных отраслей эконо­мики (промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта, торговли и т.д.),

· межотраслевой, который являет­ся теоретической и методологической основой анализа во всех от­раслях национальной экономики или, другими словами, теорией экономического анализа.

По признаку времени анализ подразделяется на предваритель­ный (перспективный) и последующий (ретроспективный, истори­ческий).

· Предварительный(прогнозный) анализ проводится до осуществления хозяй­ственных операций. Важнейшими задачами предварительного анализа являются: прогнозирование хозяйственной деятельности; научное обоснование перспективных планов; оценка ожидаемого выполнения планов. Содержание расчетов зависит от задач, ко­торые решают в процессе анализа. Возможны три основных слу­чая:

источник

и классификация

Метод экономического анализа представляет системное комплексное изучение, выявление, измерение и обобщение влияния факторов на результаты деятельности организации путем обработки системы показателей специальными приемами. Он состоит из ряда последовательно осуществляемых действий:

• наблюдение за объектом, расчет абсолютных и относительных показателей, приведение их в сопоставимый вид;

• систематизация, группировка и детализация факторов, изучение их влияния на результативные показатели;

• обобщение построение итоговых и прогнозных таблиц, подготовка выводов и рекомендаций для принятия управленческих решений.

Характерные черты метода следующие.

• Необходимость постоянных сравнений.

• Необходимость изучения внутренних противоречий, положительных и отрицательных сторон каждого явления, каждого процесса. Например, научно-технический прогресс (НТП) оказывает положительное влияние на рост производительности труда, наращивание прибыли и повышение уровня рентабельности, но при этом может иметь место загрязнение окружающей среды.

• Системность и комплексность проведения экономического анализа; изучение хозяйственной деятельности предприятий проводится с учетом всех взаимосвязей и взаимозависимостей. Так, с внедрением новой техники увеличиваются издержки производства, но при этом возрастает производительность труда, что, в свою очередь, способствует экономии заработной платы. И если темпы роста производительности труда будут превышать темпы роста издержек на содержание и эксплуатацию новой техники, то управленческое решение экономически обоснованно и правомерно.

• Установление причинно-следственных связей, т.е. выявление причин изменений экономических показателей и прогноз возможных тенденций.

• Определение количественного влияния факторов на результативные показатели деятельности фирмы, расчет экономических потерь и резервов предприятия. Классификация методов экономического анализа следующая: Неформализованные методы основаны на отражении аналитических процедур на логическом уровне, а не на строгих аналитических зависимостях. К ним относятся: разработка системы показателей, метод сравнений, построение аналитических таблиц, прием детализации, метод экспертных оценок, методы ситуационного анализа и прогнозирования. К формализованным относятся методы, которые позволяют представить показатели в строгой зависимости (преимущественно математической). Среди них выделяют:

• классические методы экономического анализа (балансовый способ, методы детерминированного факторного анализа (цепных подстановок, абсолютных и относительных разниц), интегральный и логарифмический методы);

• традиционные методы экономической статистики (метод средних величин, метод группировок, индексный метод);

• математико-статистические методы изучения связей (корреляционный, регрессионный, дисперсионный, кластерный анализ);

• методы финансовых вычислений;

• методы теории принятия решений (метод построения дерева решений, линейное программирование и анализ чувствительности).

История развития экономического анализа

Экономический анализ, как и любая другая наука, имеет свою

историю развития. Она неразрывно связана с состоянием экономики той

или иной формации. Все происходящие изменения являлись следствием

совершенствования экономических отношений и развития экономической

науки в целом, история которой уходит в древние века: учение

мыслителей Древнего Востока (Конфуций); Древней Греции (Ксенофонт,

Платон, Аристотель); Древнего Рима (Варрон, Сенека).

Экономический анализ возник в недрах политической экономии в

Средние века. Экономические учения получили развитие в трудах У. Петти,

Д. Рикардо, А. Смита, С. Сисмонди и др. В дальнейшем средства анализа, а

вместе с ним и синтеза стали использоваться для интерпретации фактов

Становление экономического анализа обусловлено общими

объективными требованиями. Аналитико-синтетический процесс,

включающий выявление экономических законов, не мог быть основан на

простом наблюдении и описании явлений; требовались аналитические

исследования, способные проникнуть в суть происходящих процессов и

выявить их движущие силы. Это и привело к возникновению

экономического анализа как науки.

Результаты комплексного всестороннего анализа условий

функционирования организаций стали крайне необходимыми для

достижения максимального эффекта в управлении сложными

экономическими процессами, что раскрывает практическую сторону

Теория, методология, методики, способы и приемы экономического

анализа складывались постепенно, проходя сложные и противоречивые

этапы развития. Когда функции экономического анализа были не такими

весомыми, то они рассматривались в рамках существовавших в то время

дисциплин: балансоведения, статистики, экономики. Постепенно

экономический анализ выделился в отдельную отрасль знаний. Некоторые

ученые вполне обоснованно считают, что возникновение анализа

определено потребностями бухгалтерского учета, исходя из их

двухсторонней связи. С одной стороны, аналитические исследования

требовали качественной информационной базы, которая могла быть

обеспечена только надлежащим отражением фактов хозяйственной

деятельности. С другой стороны, бухгалтерский учет не мог

совершенствоваться без глубоких знаний сущности экономических явлений

и методик анализа отдельных объектов изучения.

В развитии экономического анализа как науки и практики М.И.

Баканов и А.Д. Шеремет выделяют три этапа: период царской России, в

послереволюционный период и в период перехода к рыночным

отношениям. С этим нельзя не согласиться, так как в каждом из этих

этапов экономический анализ имел свои отличительные особенности,

включая и инструментарий для развития экономики страны. Однако на

сегодняшний день необходимо выделить и четвертый этап: период

рыночной экономики и ее глобализации, когда ни одно управленческое

решение не должно осуществляться, пока не обоснована его

Первый этап период царской России.

Экономический анализ представлял оценку бухгалтерского баланса,

финансовых результатов хозяйственной деятельности и выявление

источников увеличения прибыли.

Впервые балансы предприятий стали анализироваться с 1902 г.

и сводились преимущественно к оценке статей актива и пассива. Однако

принципы методики экономического анализа царской России в корне

отличались от современных тенденций, поскольку рекомендации о том, как

приуменьшить в отчетах и балансах прибыль, сократить налоговое

обложение, не являлись коммерческой тайной, а излагались в открытой

Методика экономического анализа была общей для всех

частнокапиталистических предприятий и их монопольных объединений,

кроме предприятий промышленности, работающих совместно с

иностранным капиталом (соответствовала методике, разработанной в

Наибольшую актуальность имели результаты анализа

монополизированной спиртоводочной отрасли, так как она увеличивала

доходы царской казны более чем на 50 % (акцизные и патентные сборы).

Одним из главных показателей являлась производительность труда,

которая измерялась количеством ведер водки крепостью 40°,

вырабатываемым одним рабочим.

Специальная литература, посвященная экономическому анализу, в

дореволюционной России не издавалась, хотя имелись частичные

аналитические разработки, которые относились ко времени зарождения

капиталистических отношений. Отдельные методические рекомендации по

составлению баланса находили отражение в журнале «Счетоводство».

Поэтому экономический анализ в условиях царской

России был в основном средством обобщения информации по

отраслям деятельности, сопоставления доходов и расходов.

Важно отметить, что в этот период особое значение для

последующего развития внешнего экономического анализа имели краткие

инструкции коммерческих банков о проверке кредитоспособности своих

Второй этап послеоктябрьский период.

Читайте также:  Как сделать вертикальный анализ пассива баланса

Экономический анализ развивается прежде всего как наука.

Формируются методологические принципы анализа, которые до настоящего

времени являются основополагающими, расширяются источники анализа и

объекты изучения, обобщаются и оцениваются результаты анализа.

Первая учебная литература по экономическому анализу появилась в

начале XX столетия и имела только методическую направленность. Ее

авторами были Н. Р. Вейцман, П. Н. Худяков, А. Я. Усачев, А. Я. Локшин. В

30-е гг. экономический анализ был введен в программу вузов как

самостоятельная дисциплина, что обеспечило внедрение научно

обоснованной методики в практику через выпуск

высококвалифицированных специалистов. Появились первые учебники и

пособия, раскрывающие экономический анализ как на макроуровне

(общетеоретический), так и на микроуровне п(редприятий

промышленности). Итог практических разработок был подведен научным

трудом С. К. Татура «Анализ хозяйственной деятельности» (1940). С 1930

по 1941 г. было издано около трехсот учебно-методических пособий, что

свидетельствовало об окончательном становлении экономического анализа

Значительная работа по становлению и развитию экономического

анализа была проделана Госбанком СССР. В 1936–1940 г г. были

разработаны и изданы аналитические таблицы с краткими пояснениями

методики (единой для всех) их составления, порядка расчета отдельных

показателей с указанием используемых источников информации (форм

отчетности), которые впоследствии стали называться показателями

финансово-хозяйственной деятельности организаций.

Именно в 30-е гг. экономический анализ стал широко применяться на

практике для комплексного системного изучения экономики организаций и

поиска резервов увеличения производства продукции. Аналитические

разработки усиливались в период НЭПа и хозрасчетных отношений (1965–

1979), т. е. в период экономических преобразований. Анализировались

выполнение производственного плана, формирование и калькуляция

себестоимости по видам изделий, соблюдение сметы производственных

расходов, оценивались результаты деятельности предприятия, его

подразделений и работников.

Анализ стал инструментом плановой экономики предприятий и

выявления резервов повышения эффективности производства на уровне

государства. Он был необходим для разработки экономически

обоснованных пятилетних планов развития отраслей народного хозяйства

страны. Экономический анализ являлся начальным и конечным этапом

планирования (анализ → планирование → принятие управленческого

Достаточно высокая активность применения экономического анализа

отмечалась в сфере торговли и промышленности, что создавало

предпосылки для совершенствования его практических аспектов.

Анализ хозяйственной деятельности промышленных предприятий

приобрел строгую логическую последовательность, когда изучение

условий и факторов производственного процесса стало предшествовать

оценке финансового состояния. При этом анализировалась и обратная

связь – воздействие финансового положения на выполнение

В то же время в связи с углубленным изучением хозяйственных

процессов различных сфер деятельности, в том числе внутриотраслевой

специализации, экономический анализ стал приобретать проблемный

характер. На данном этапе разрабатывались самостоятельные направления

методологии экономического анализа: оперативный, комплексный,

технико-экономический, экономико-математический, функционально-

стоимостной. Каждый из них различался целями, задачами, методами

проведения, информационной базой, показателями и содержанием.

Особым историческим периодом являются годы Великой

Отечественной войны и первые годы послевоенного времени, когда

требовалось восстановить разрушенные отрасли. Главными объектами

изучения были: затраты, резервы снижения себестоимости, дебиторская и

кредиторская задолженность, накопившаяся за годы войны.

Экономический анализ имел прикладной характер. Большой вклад внесли

изданные в этот период труды И. А. Шоломовича, А. Ш. Маргулиса, А. И.

В 1945–1950 г г. произошла окончательная дифференциация

экономического анализа по отраслям народного хозяйства, разработка

методологии которых приходится на 1960–1990 гг. В послевоенное время

экономический анализ органически вписывался в практику управления как

предприятия, так и национальной экономики в целом.

Однако командно-административная система управления сдерживала

развитие экономического анализа. Он не находил достаточно широкого

практического применения на уровне отдельных предприятий, так как все

решения доводились сверху и их выполнение было строго обязательным.

Из-за централизации власти и полного государственного управления всеми

экономическими процессами в стране отсутствовала необходимость

изучения рынков сбыта, цен, объемов производства и т. п. Такая ситуацию

наблюдалась практически до перестроечного периода, т. е. до начала

развития рыночных отношений, когда с коренным изменением условий

функционирования организаций возникла необходимость в

совершенствовании методологии и методики экономического анализа,

направленных на нетрадиционные формы принятия управленческих

решений, адекватных требованиям внутреннего и внешних рынков.

Между тем следует выделить наиболее заметные труды по

экономическому анализу доперестроечного периода С. Б. Барнгольца, А. И.

Муравьева, А. Д. Шеремета, Е. И. Майданчика, И. И. Каракоз и В. И.

Третий этап период перехода к рыночным отношениям.

С переходом на рыночные отношения (1990–2000) меняются

механизм хозяйствования, формы собственности, принципы и методы

управления. Возникает конкуренция, происходит коммерциализация

производства, повышаются самостоятельность и ответственность за

результаты деятельности организации. В этих условиях роль прикладного

экономического анализа резко возросла для самих товаропроизводителей

(собственников), поскольку обеспечить экономическую и финансовую

устойчивость могут только качественные аналитические исследования

спроса, предложения, конъюнктуры рынка, системы ценообразования,

конкурентоспособности продукции, потребностей покупателей,

конкурентов, внешнеэкономической деятельности, таможенной политики и

многого другого, что свойственно только рыночной экономике.

Появились новые факторы, определяющие результаты финансово-

хозяйственной деятельности организаций, игнорирование которых могло

привести к их банкротству. Уже стало недостаточным только организовать

производство, необходимо было управлять им и отстаивать конкурентные

позиции на рынке. Экономисты плановых отделов не были востребованы;

требовались узкоспециализированные квалифицированные специалисты

финансовые менеджеры, PR-менеджеры и менеджеры по управлению

персоналом, бизнес-аналитики, маркетологи и др., способные быстро

реагировать на изменяющиеся условия внешней бизнес-среды. Анализ

показателей деятельности коммерческих организаций стал иметь

конструктивный и целенаправленный характер, основанный на экономико-

математических методах, программировании, экспертных оценках.

Повысились качество и оперативность экономического анализа за счет

создания автоматизированных рабочих мест и компьютерной обработки

Произошла еще большая дифференциация экономического анализа

по объектам и методам изучения, по которым значительно

активизировалась публикация работ. В развитии теоретических и

методологических основ экономического анализа особо следует выделить

труды Г. В. Савицкой, М. В. Мельник, В. В. Ковалева, А. Д. Шеремета, М. И.

Четвертый этап период рыночной экономики и ее

Рыночная экономика характеризуется коммерческой деятельностью

организаций и постоянно изменяющимися условиями внешней и

Можно выделить следующие особенности экономического анализа в

• существенное изменение его задач и функций, направленных на

обеспечение конкурентных преимуществ организаций;

• различия в целях, задачах и информационной базе внешнего и

внутреннего экономического анализа;

• недостаток информации в связи с ее коммерческой тайной;

• особая значимость операционного и перспективного видов анализа;

• оценка предпринимательских рисков;

• непредсказуемость воздействия внешних факторов (дефолт 1998 г.,

Аналитические исследования стали более углубленными,

акцентированными на решение сразу нескольких задач. Изменилась

приоритетность изучения вопросов экономического анализа. Актуальность

приобрели следующие виды экономического анализа:

• по видам деятельности: маркетинговый, инновационный,

инвестиционный, экономико-экологический, институциональный,

• по методам изучения: кластерный, многокомпонентный, SWOT-

• по объектам изучения: анализ бюджетных организаций,

предприятий малого бизнеса, коммерческих банков.

С изменением условий хозяйствования расширились не только

факторы экономического анализа, но и их разносторонность, а нередко и

противоречивость влияния на результаты финансово-хозяйственной

деятельности организации. Поддержка развития малого

предпринимательства, самостоятельность в использовании собственных

финансовых ресурсов, создание условий для привлечения капитала

зарубежных инвесторов, гармонизация экономических связей и

международного финансово-учетного законодательства, возникновение

новых финансовых инструментов и рычагов стали предпосылками

качественного совершенствования методологии экономического анализа,

реально базирующейся на происходящих процессах в экономике

отдельных организаций, отраслей, регионов и страны в целом.

Планирование стало опять основной функцией экономического

анализа, так как появилась потребность в разработке бизнес-планов и

системы бюджетирования в целях рационального и эффективного

использования собственных и заемных средств. На предприятиях

происходит организация внутрифирменного управленческого и

финансового анализа, создаются информационно-аналитические отделы.

Вопросы теории, методологии и практики экономического анализа

широко освещаются как в учебниках, учебно-методических пособиях, так и

в периодической печати. Специальная литература обогатила

аналитические исследования финансово-хозяйственной деятельности

организаций различных форм собственности и видов деятельности. С

2001 г. имел место массовый выпуск литературы по экономическому

анализу различных авторов, причем с нередким повторением друг друга.

Определенная сложность возникла в изучении методики финансового

анализа. Во многих работах показатели, имеющие одинаковое название,

имели разную методику расчета, соответственно различный экономический

смысл и критериальные значения.

Большое влияние оказали монографии, учебники и учебные пособия

• в теории и методологии экономического анализа: Л. Е. Басовский,

Н. В. Войтоловский, А. И. Гингзбург, Л. Т. Гиляровская, В. Г. Когденко, Н.

П. Любушин, М. В. Мельник, А. Д. Шеремет и др.;

• в стратегическом анализе: А. Е. Хорин, В. Е. Керимов;

• в инвестиционном анализе: Д. А. Ендовицкий;

• в управленческом анализе: М. А. Бахрушина, О. Н. Волкова;

• в финансовом анализе и анализе финансовой отчетности: В. В.

Бочаров, Л. В. Донцова, Н. А. Никифорова, О. В. Ефимова, Б. Т.

• в анализе деятельности банков: С. Ю. Буевич, А. Ю. Петров, В. И.

Катализатором развития экономического анализа в совершенно

новом аспекте стал мировой финансовый кризис. Результаты проведенных

исследований показывают, что сегодня российские организации нуждаются

• объективной оценке стоимости компании;

• точном прогнозировании проявления финансового и

экономического кризиса и всех возможных последствий;

• разработке различных вариантов выхода из кризиса;

• эффективном управлении активами и капиталом;

• расчете упущенной экономической выгоды и оценочных резервов.

Экономический анализ будет направлен не столько на отражение

ошибок и их устранение, сколько на разработку мер по мобилизации

резервов, возможного их ресурсного и финансового обеспечения на основе

научной обоснованности принимаемых решений.

Отдельным направлением экономического анализа в ближайшие годы

будет изучение преимуществ развития экономики развитых стран,

механизмов государственно-частного партнерства, финансовых

инструментов, социальных и технологических факторов. Аналитические

исследования уже затрагивают изучение деривативов финансового и

экономического кризисов, разработку сценарных прогнозов развития

российской экономики, определение детерминантов финансовой политики.

В перспективе объектом экономического анализа будут как сами

организации, так и все виды производимой ими продукции, оказываемых

работ, услуг, все этапы жизненного цикла товаров, все факторы

производства и виды хозяйственной деятельности, поставщики,

потребители, конкуренты, экономика развитых стран, политика. Будущее

экономического анализа связанно именно с многогранным инновационным

развитием конкурентоспособной экономики России.

Нельзя оставить без внимания историю развития экономического

анализа за рубежом, на которой остановимся кратко.

В развитых зарубежных странах экономический анализ развивался

гораздо быстрее, чем в России, что неразрывно связано с уровнем

развития экономики стран Европы, Америки и России. В 1920-1930-е гг.

экономический анализ уже широко использовался в планировании и

прогнозировании производства, научном изучении рынка, контроле

качества, оценке финансовых отчетов. Значимые исследования по

экономическому анализу нашли отражение в трудах Иоганна Шерра

(Швейцария), Пауля Геретнера (Англия), Джеймса Блисса (США) и др.,

которые были переведены на русский язык намного позже их

В 1950-е гг. изменились методы обоснования управленческих

решений. Получили развитие экономико-математическое

программирование, моделирование и оптимизация прибыли. Многие

методики анализа финансового состояния того времени начали

использоваться в России только в период перехода к рыночным

отношениям. Теоретические основы анализа обогатились

микроэкономическим и системным подходами.

Роль прикладного экономического анализа за рубежом резко

возросла в 1970-1980-е гг. Основное требование к анализу заключалось в

разработке рекомендаций, основанных на фактах и предвидении, т. е.

«сегодня сделать то, о чем другие завтра только будут думать».

Зарубежный экономический анализ XXI в . – это системное

комплексное изучение фактов хозяйственной деятельности, направленное

на постоянное улучшение качества деятельности компании, с целью

стабильного роста капитала, прогнозирования финансового риска и

разработки альтернативных вариантов по их минимизации.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 10168 — | 7568 — или читать все.

193.124.117.139 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

источник

Термин «анализ» ведет свое происхождение из греческого языка, где слово «analysis» означает расчленение, раздробление какого-либо предмета или явления на отдельные элементы с целью детального изучения этого предмета или явления. Противоположным является понятие «синтез» (оно произошло от греческого слова «synthesis»). Синтез представляет собой объединение отдельных составных частей какого-либо предмета или явления в единое целое. Анализ и синтез представляют собой две взаимосвязанные стороны процесса изучения любых предметов и явлений.

Экономические науки, и в том числе экономический анализ, относятся к совокупности гуманитарных наук, и объектом их исследований служат экономические процессы и явления.

Экономический анализ входит в группу взаимосвязанных конкретных экономических дисциплин, куда, кроме него, входят бухгалтерский учет, контроль, статистика, аудит, микро- и макроэкономика, финансы и кредит и другие науки. Они изучают хозяйственную деятельность организаций, но каждая под определенным, характерным только для нее углом зрения. Поэтому каждая из этих наук имеет свой, самостоятельный предмет.

Экономический анализ (иначе — анализ хозяйственной деятельности) играет важную роль в повышении экономической эффективности деятельности организаций, в укреплении их финансового состояния. Он представляет собой экономическую науку, которая изучает экономику организаций, их деятельность с точки зрения оценки их работы по выполнению бизнес-планов, оценки их имущественно-финансового состояния и с целью выявления неиспользованных резервов повышения эффективности деятельности организаций.

Предметом экономического анализа является имущественно-финансовое состояние и текущая хозяйственная деятельность организаций, изучаемая с точки зрения ее соответствия заданиям бизнес-планов и с целью выявления неиспользованных резервов повышения эффективности работы организации.

Содержание экономического анализа — это всестороннее и детальное изучение на основе всех имеющихся источников информации различных аспектов функционирования данной организации, направленное на улучшение её работы путем разработки и внедрения оптимальных управленческих решений, отражающих резервы, выявленные в процессе проведения анализа и пути использования этих резервов.

Экономический анализ подразделяется на внутренний и внешний в зависимости от субъектов анализа, то есть от тех органов, которые его проводят. Наиболее полным и всесторонним является внутренний анализ, проводимый функциональными отделами и службами данной организации. Внешний же анализ, проводимый налоговыми органами, банками, дебиторами и кредиторами и другими организациями, как правило, ограничивается установлением степени устойчивости финансового состояния анализируемой организации, ее платежеспособности и ликвидности как на отчетные даты, так и в перспективе.

Объектами экономического анализа являются имущественно-финансовое положение организации, ее производственная, снабженческо-сбытовая, финансовая деятельность, работа отдельных структурных подразделений организации (цехов, производственных участков, бригад).

Экономический анализ как наука, как отрасль экономических знаний, наконец, как учебная дисциплина тесно взаимосвязана с другими конкретными экономическими науками.

Смеха №1. Взаимосвязь экономического анаиза с различными экономическими науками

Экономический анализ представляет собой комплексную науку, использующую наряду с собственным, также аппарат, свойственный ряду других экономических наук. Экономический анализ так же, как и другие экономические науки, изучает экономику отдельных объектов, но под свойственным только ему углом зрения. Он дает оценку состояния экономики данного объекта, а также его текущей хозяйственной деятельности.

  • Научность. Анализ должен соответствовать требованиям экономических законов, использовать достижения науки и техники.
  • Системный подход. Экономический анализ необходимо проводить с учетом всех закономерностей развивающейся системы, то есть изучать явления в их взаимосвязи и взаимозависимости.
  • Комплексность. При исследовании необходимо учитывать влияние на хозяйственную деятельность предприятия множества факторов.
  • Исследование в динамике. В процессе анализа все явления должны рассматриваться в их развитии, что позволяет не только понять их, но и выяснить причины изменений.
  • Выделение основной цели. Важным моментом в анализе является постановка задачи исследования и выявление наиболее важных причин, сдерживающих производство или мешающих достижению цели.
  • Конкретность и практическая полезность. Результаты анализа обязательно должны иметь числовое выражение, а причины изменения показателей должны быть конкретными, с указанием мест их возникновения и путей устранения.
Читайте также:  Как сделать ватный тампон для анализа

Слово «метод» пришло в наш язык из греческого языка. В переводе оно означает «путь к чему-либо». Следовательно, метод представляет собой как бы способ достижения поставленной цели. Применительно к любой науке метод — это способ изучения предмета этой науки. Методы любых наук в своей основе имеют диалектический подход к изучению рассматриваемых ими предметов и явлений. Не является здесь исключением и экономический анализ.

Диалектический подход означает, что все имеющие место в природе и обществе процессы, явления следует рассматривать в их постоянном развитии, взаимосвязи и взаимозависимости. Так экономический анализ изучает показатели, характеризующие деятельность каких-либо организаций, в сравнении их за несколько отчетных периодов (в динамике), а также в их изменении. Далее. Различные стороны деятельности организации экономический анализ рассматривает в единстве и взаимной связи, как элементы единого процесса. Так, например, объем продаж продукции зависит от её выпуска, а выполнение планового задания по прибыли — в основном от

Метод экономического анализа обусловлен его предметом и стоящими перед ним задачами.

Способы и приемы, используемые в анализе хозяйственной деятельности, подразделяются на традиционные, статистические и экономико-математические. Они подробно рассматриваются в соответствующих разделах сайта.

Для того, чтобы практически осуществить использование метода экономического анализа, разработаны определенные методики. Они представляют собой набор способов и приемов, применяемых для оптимального решения аналитических задач.

Используемые в экономическом анализе методики на отдельных этапах проведения аналитических работ предусматривают применение различных приемов и способов.

Узловым моментом метода экономического анализа является исчисление влияния отдельных факторов на экономические показатели. Взаимосвязь экономических явлений представляет собой совместное изменение двух или большего числа этих явлений. Существуют различные формы взаимосвязей экономических явлений. Наиболее значимой среди них является причинная взаимосвязь. Её сущность заключается в том, что изменение одного экономического явления вызывается изменением другого экономического явления. Подобная взаимосвязь носит название детерминистской, иначе — причинно-следственной взаимосвязи. Если два экономических явления связаны такой взаимосвязью, то экономическое явление, изменение которого вызывает изменение другого, называется причиной, а то явление, которое изменяется под влиянием первого, называется следствием.

В экономическом анализе те признаки, которые характеризуют причину, носят название факторных, независимых. Те же признаки, которые, характеризуют следствие, принято называть результатными, зависимыми.

Итак, в данном параграфе мы рассмотрели понятие метода экономического анализа, а также важнейшие методы (способы, приемы), используемые при проведении анализа деятельности организации. Более подробно эти методы и порядок их использования мы рассмотрим в специальных разделах сайта.

Наиболее полным и глубоким является внутренний (внутрихозяйственный) анализ, проводимый, как правило, функциональными отделами и службами данной организации. Поэтому перед внутренним анализом стоят гораздо более многочисленные задачи, чем перед внешним анализом.

  1. проверка обоснованности заданий бизнес-планов и различных нормативов;
  2. определение степени выполнения заданий бизнес-планов и соблюдения установленных нормативов;
  3. расчет влияния отдельных факторов на величину отклонения фактических величин экономических показателей от базисных
  4. изыскание внутрихозяйственных резервов дальнейшего повышения эффективности деятельности организации и путей мобилизации, то есть использования этих резервов;

Из перечисленных задач внутреннего экономического анализа главной задачей является выявление резервов в данной организации.

Перед внешним же анализом стоит, по-существу, лишь одна задача — оценка степени платежеспособности и ликвидности организации как на определенную отчетную дату, так и в перспективе.

Результаты проведенного анализа являются основой для разработки и внедрения оптимальных управленческих решений, способствующих повышению эффективности деятельности организаций.

В процессе проведения экономического анализа используются методы индукции и дедукции.

Метод индукции (от частного к общему) предполагает, что исследование хозяйственных явлений начинается с отдельных фактов, ситуаций и переходит к изучению хозяйственного процесса в целом. Метод же дедукции (от общего к частному) характеризуется, наоборот, переходом от общих показателей к частным, в частности к анализу влияния отдельных факторов на обобщающие экономические показатели.

Важнейшим при проведении экономического анализа является, конечно же, метод дедукции, поскольку последовательность проведения анализа как правило предполагает переход от целого к составляющим его элементам, от синтетических, обобщающих показателей деятельности организации к аналитическим, факторным показателям.

Когда проводится экономический анализ, все стороны деятельности организации, все процессы, составляющие производственно-коммерческий цикл организации, исследуются в их взаимосвязи, взаимозависимости и взаимообусловленности. Такое исследование представляет собой узловой момент проведения анализа. Оно носит название факторного анализа.

После окончания анализа его результаты должны быть определенным образом оформлены. Для этих целей используются пояснительные записки к годовым отчетам, а также справки либо заключения по результатам проведенного анализа.

Пояснительные записки предназначаются для внешних пользователей аналитической информации. Рассмотрим, каким должно быть содержание этих записок.

В них должен быть отражен уровень развития организации, условия, в которых протекает ее деятельность, должна быть охарактеризована конкурентоспособность продукции, политика цен на нее, данные о рынках сбыта продукции, и др. Следует также привести сведения о том, на какой стадии жизненного цикла находится каждый вид товаров на рынке. (К ним относятся стадии внедрения, роста и развития, зрелости, насыщения и спада). Кроме того, необходимо привести сведения о конкурентах данной организации.

Затем должны быть представлены за несколько периодов данные об основных экономических показателях.

Должны быть указаны те факторы, которые оказали влияние на дятельность организации и ее результаты. следует также приводить те мероприятия, которые намечены с целью устранения недостатков в деятельности организации, а также для повышения эффективности этой деятельности.

Справки, а также заключения по результатам проведенного экономического анализа могут иметь более детальное содержание по сравнению с пояснительными записками. Как правило, справки и заключения не содержат обобщенных характеристик организации и условий её функционирования. Основой упор здесь делается на описании резервов и путей их использования.

Результаты проведенного могут быть оформлены также и в бестекстовой форме. В этом случае в аналитических документах имеется лишь набор аналитических таблиц и отсутствует какой-либо текст, характеризующий хозяйственную деятельность организации. Эта форма оформления результатов проведенного экономического анализа в настоящее время применяется все шире.

Кроме рассмотренных форм оформления результатов анализа, применятся также внесение важнейших из них в определенные разделы экономического паспорта организации.

Таковы основные формы обобщения и оформления результатов проведенного экономического анализа. Следует иметь в виду, что изложение материала в пояснительных записках, а также в других аналитических документах должно быть ясным, простым и кратким, а также должно быть увязано с аналитическими таблицами.

Экономический анализ может быть подразделен на различные виды в соответствии с определенными признаками.

Прежде всего экономический анализ принято подразделять на два основных вида — финансовый анализ и управленческий анализ — в зависимости от содержания анализа, выполняемых им функций и задач, стоящих перед ним.

Финансовый анализ, в свою очередь может быть подразделен на внешний и внутренний. Первый проводится налоговыми органами, банками, статистическими органами, вышестоящими организациями, поставщиками, покупателями, инвесторами, акционерами, аудиторскими фирмами и др. Основной задачей внешнего финансового анализа является оценка финансового состояния организации, ее платежеспособности и ликвидности. Проводится при самой организации силами ее бухгалтерии, финансового отдела, планового отдела, других функциональных служб. Внутренний финансовый анализ решает гораздо больший спектр задач по сравнению с внешним. Внутренний анализ изучает эффективность использования собственного и заемного капитала, исследует показатели прибыли, рентабельности, выявляет резервы роста последних и укрепления финансового состояния организации. Внутренний финансовый анализ, таким образом, направлен на разработку и внедрение оптимальных управленческих решений, способствующих улучшению финансовых показателей деятельности данной организации.

Управленческий анализ, в отличие от финансового, носит внутренний характер. Его проводят службы и отделы данной организации. Он изучает вопросы, связанные с организационно-техническим уровнем и другими условиями производства, с использованием отдельных видов производственных ресурсов (трудовых ресурсов, основных фондов, материалов), анализирует объем выпуска продукции, ее себестоимость.

В зависимости от содержания, функций и задач анализа, выделяют также следующие виды анализа: социально-экономический, экономико-статистический, экономико-экологический, маркетинговый, инвестиционный, функционально-стоимостной (ФСА) и др.

Социально-экономический анализ рассматривает взаимосвязь и взаимообусловленность между социальными и экономическими явлениями.

Экономико-статистический анализ используется в целях исследования массовых общественно-экономических явлений. Экономико-экологический анализ изучает взаимосвязь и взаимодействие между состоянием экологии и экономическими явлениями.

Маркетинговый анализ имеет своей целью изучение рынков сырья и материалов, а также рынков сбыта готовой продукции, соотношения спроса и предложения, на эту продукцию, конкурентоспособность продукции данной организации, уровня цен на продукцию, и др.

Инвестиционный анализ направлен на выбор наиболее эффективных вариантов инвестиционной деятельности организаций.

Функционально-стоимостной анализ (ФСА) представляет собой метод системного исследования функций какого-либо изделия, либо какого-либо производственно-хозяйственного процесса, либо определенного уровня управления. Этот метод имеет своей целью минимизацию затрат на проектирование, освоение производства, продажу изделий, а также на промышленное и бытовое потребление этих изделий при условиях их высокого качества, максимальной полезности (в том числе долговечности).

В зависимости от аспектов исследования различают два основных вида (направления) анализа хозяйственной деятельности:

  • финансово-экономический анализ;
  • технико-экономический анализ.

Первый вид анализа изучает влияние экономических факторов на выполнение бизнес-планов по финансовым показателям.

Технико-экономический анализ исследует влияние на экономические показатели факторов техники, технологии и организации производства.

В зависимости от полноты охвата деятельности организации можно выделить два вида анализа хозяйственной деятельности: полный (комплексный) и тематический (частичный) анализ. Первый вид анализа охватывает все стороны финансово-хозяйственной деятельности организации. Тематический анализ изучает эффективность отдельных сторон деятельности организации, Экономический анализ может подразделяться также по объектам изучения. Микроэкономический и макроэкономический анализ. Микроэкономический анализ изучает деятельность отдельных хозяйственных единиц. Его можно подразделить на три основных вида: внутрецеховый, цеховый и заводской анализ.

Макроэкономический он может быть отраслевым, то есть изучать функционирование определенной отрасли экономики или отрасли промышленности, территориальным, который анализирует экономику отдельных регионов, и, наконец, межотраслевым, исследующим функционирование экономики в целом.

Отдельным признаком классификации видов экономического анализа является подразделение последнего по субъектам анализа. Под ними понимают те органы и лица, которые проводят анализ.

Субъекты экономического анализа могут быть разделены на две группы.

  1. Непосредственно заинтересованные в деятельности организации. К этой группе могут быть причислены собственники средств организации, налоговые органы, банки, поставщики, покупатели, руководство организации, отдельные функциональные службы анализируемой организации.
  2. Опосредованно заинтересованные в деятельности организации субъекты анализа. Сюда относятся юридические организации, аудиторские фирмы, консультационные фирмы, профсоюзные органы, и др.

В зависимости от времени проведения анализа (иначе говоря, от периодичности его осуществления) различают: предварительный, оперативный, итоговый и перспективный анализ.

Предварительный анализ позволяет дать оценку состояния данного объекта при разработке бизнес-плана. Например, оценивается производственная мощность организации, в состоянии ли она обеспечить планируемый объем изготовления продукции.

Оперативный (иначе текущий) анализ проводится повседневно, непосредственно в ходе текущей деятельности организации.

Итоговый (последующий, или ретроспективный) анализ изучает эффективность хозяйственной деятельности организаций за уже истекший период.

Перспективный анализ применяется для определения ожидаемых результатов в предстоящем периоде.

Перспективный анализ имеет решающие значение для обеспечения успешной деятельности организации в будущем. Этот вид анализа изучает возможные варианты развития организации и намечает пути достижения оптимальных результатов.

В зависимости от используемой методики исследования объектов в экономической литературе принято подразделять анализ хозяйственной деятельности на следующие виды: количественный, качественный, экспресс-анализ, фундаментальный, маржинальный, экономико-математический.

Количественный (иначе факторный) анализ имеет в своей основе количественные сопоставления, измерение, сравнение показателей и изучение влияния отдельных факторов на экономические показатели.

Качественный анализ использует качественные сравнительные оценки, характеристики, а также экспертные оценки анализируемых экономических явлений.

Экспресс-анализ — это способ оценки экономико-финансового состояния организации на базе определенных признаков, выражающих те или иные экономические явления. Фундаментальный анализ основывается на комплексном, детальном изучении экономических явлений, как правило, на основе применения экономико-статистических и экономико-математических методов исследования.

Маржинальный анализ исследует пути оптимизации величины прибыли, получаемой в результате продаж продукции, работ, услуг. Экономико-математический анализ базируется на использовании сложного математического аппарата, с помощью которого устанавливается оптимальный вариант решения какой-либо экономико-математической модели.

По своему характеру экономический анализ можно подразделить на два следующие: динамический и статический. Первый вид анализа основывается на исследовании экономических показателей, взятых в их динамике, то есть в процессе их изменения, развития с течением времени, за несколько отчетных периодов. В процессе динамического анализа определяются и анализируются показатели абсолютного прироста, темпа роста, темпа прироста, абсолютного значения одного процента прироста, а также осуществляется построение динамических рядов и их анализ. Статический же анализ предполагает, что изучаемые экономические показатели являются статичными, то есть неизменными.

По пространственному признаку экономический анализ может быть подразделен на следующие два вида: внутренний (внутрихозяйственный) и межхозяйственный (сравнительный). Первый изучает деятельность данной организации и её структурных подразделений. При втором виде осуществляется сравнение экономических показателей двух и более организаций (анализируемой организации с другими).

По методам изучения объекта анализа он делится на следующие виды: комплексный, системный анализ, сплошной анализ, выборочный анализ, корреляционный анализ, регрессионный анализ, и др. Важнейшее значение имеет комплексный итоговый анализ деятельности организаций, всесторонне изучающий их работу за отчетный период; результаты этого анализа используются для прогнозирования как на краткосрочную, так и на долгосрочную перспективу.

Оперативный экономический анализ применяется на всех уровнях управления. Доля оперативного анализа в принятии оптимальных управленческих решений возрастает с приближением к отдельным организациям и их структурным подразделениям.

Важнейшей чертой оперативного анализа является то, что он максимально близок по времени к осуществлению отдельных фаз производственно-коммерческого цикла данной организации. оперативный анализ своевременно устанавливает причины имеющихся недостатков и их виновников, вскрывает резервы и содействует их своевременному использованию.

Очень важную роль в разработке оптимальных управленческих решений играет итоговый, последующий анализ. Важнейшим источником информации для проведения такого анализа является отчетность организации.

Итоговый анализ дает уточненную оценку деятельности организации и ее результатов за определенный период, обеспечивает выявление обоснованных величин резервов повышения эффективности деятельности организации, изыскивает пути мобилизации, то есть использования этих резервов. Результаты итогового анализа, проведенного самой организацией, отражаются в пояснительной записке к годовому отчету.

Итоговый анализ является наиболее полным видом анализа хозяйственной деятельности организации.

источник