Меню Рубрики

Основная деятельность предприятия как объект анализа

Каждая наука имеет свой предмет и метод исследования. Круг вопросов и проблем, изучаемых наукой, составляет ее предмет. Предмет познания – это отдельные свойства объекта, которые изучаются только данной наукой.

Определение предмета любой науки – очень сложная задача. В специальной литературе, посвященной АХД, можно встретить множество формулировок:

— хозяйственная деятельность предприятий;

— хозяйственные процессы и явления.

Следует отметить, что в АХД изучают не саму хозяйственную деятельность, а экономические результаты хозяйствования. Поэтому, предметом АХД являются причины изменения результатов хозяйствования. Познание причинно-следственных связей в хозяйственной деятельности предприятий позволяет раскрыть сущность происходящих в ней процессов. Это позволяет дать правильную оценку достигнутым результатам и выявить резервы повышения эффективности работы.

Следовательно, предметом АХД являются причинно-следственные связи экономических явлений и процессов, познание которых позволяет комплексно исследовать результаты деятельности с целью подготовки информации для принятия оптимальных управленческих решений.

Под объектом обычно понимают то, на что направлена познавательная деятельность. Соответственно, объектом АХД являются результаты хозяйственной деятельности предприятий, которые выражаются системой взаимосвязанных показателей, отражающих ее отдельные стороны.

В сельском хозяйстве к объектам анализа относятся показатели производства и реализации продукции, ее себестоимости, использования земельных, материальных, трудовых и финансовых ресурсов, финансовых результатов деятельности, а также финансового состояния предприятий.

В условиях перехода к рыночным отношениям количество объектов АХД значительно увеличивается в связи с расширением внешнеэкономической, маркетинговой, инвестиционной деятельности.

Таким образом, основное отличие предмета АХД от объекта в том, что предмет заключает в себе лишь главные, наиболее существенные свойства и признаки.

Как было отмечено ранее, в АХД изучают не саму хозяйственную деятельность, а экономические результаты хозяйствования как следствие экономических процессов, которые планируются в соответствующих показателях, учитываются по мере их формирования и затем анализируются. В данном случае результаты хозяйствования являются объектом изучения не только АХД, но и микроэкономики, управления, организации и планирования производственно-финансовой деятельности, статистики, бухгалтерского учета и т.д.

Деятельность предприятий и организаций многогранна и многообразна. Промышленные и сельскохозяйственные организации производят определенные виды продукции. Строительные организации сооружают новые объекты строительства, реконструируют и расширяют действующие предприятия. Торговые предприятия через оптовый и розничный товарооборот обеспечивают доведение товаров до покупателей. Поэтому АХД предприятий отдельных отраслей экономики имеет свои особенности, вытекающие из специфики работы.

Объектами анализа могут быть экономические и социальные результаты всей хозяйственной деятельности предприятий (комплексный анализ) или только некоторых ее сторон (тематический анализ).

На промышленном предприятии комплексный анализ включает изучение и оценку выполнения планов и динамики выпуска и реализации продукции, затрат на производство, себестоимости продукции, финансовых результатов, его финансовой устойчивости.

На торговых предприятиях при комплексном анализе изучается выполнение плана и динамики товарооборота, оценка обеспеченности и эффективности использования ресурсов, анализ издержек производства, изучение доходов и оценка финансовой устойчивости.

Тематический анализ может проводиться по одному или нескольким показателям хозяйственной деятельности, могут изучаться все издержки производства или отдельные статьи затрат.

При проведении экономического анализа необходимо обеспечивать оперативность, объективность, практическую полезность и научную обоснованность принимаемых управленческих решений. АХД на предприятии должен проводиться постоянно, систематически по заранее составленному плану.

В процессе анализа должен обеспечиваться системный, комплексный подход к экономическим исследованиям. Предприятия необходимо рассматривать как большие сложные системы со всеми связями.

6. Определение задач анализа хозяйственной деятельности.

С помощью экономического анализа совершенствуется хозяйственный механизм, планирование, управление, внедряется и развивается коммерческий расчет. Анализ является важнейшим инструментом научного планирования перспектив функционирования субъектов предпринимательской деятельности.

Задачи АХД вытекают из его сущности, содержания, значения и социально-экономической стратегии и тактики предприятия на ближайшую и длительную перспективу. Основные задачи АХД:

источник

Экономический анализ относится к наукам, изучающим экономику предприятий, отраслей и экономику в целом, и представляет собой систему специальных знаний для исследования хозяйственной деятельности.

Предметом экономических наук являются производственные экономические отношения людей. Производственные отношения находятся в тесном взаимодействии с производительными силами, т.е. с технической стороной производства — его организацией, техникой и технологией. Но каждая отдельная экономическая наука изучает какую-то специфическую сторону, черту производственных отношений, т.е. имеет свой предмет исследования.

Предметом экономического анализа являютсяхозяйственные процессы предприятий, объединений, ассоциаций, социально–экономическая эффективность и конечные финансовые результаты их деятельности, складывающиеся под воздействием объективных и субъективных факторов, получающие отражение через систему экономической информации.

Нельзя путать предмет науки и объект (объекты) изучения на практике. Так, хозяйственная деятельность предприятия на практике может быть объектом изучения многих наук.

Объектом экономического анализа является хозяйственная деятельность предприятий как совокупность производственных отношений, рассматриваемая во взаимодействии с технической стороной производства, с социальными и природными условиями.

Предприятие нельзя рассматривать только как производственно-технический комплекс. Это система отношений людей по поводу производства и сбыта товаров, продукции, услуг или других видов деятельности. Данная система отношений для коммерческих предприятий — основного объекта экономического анализа — выражается в категории коммерческого расчета.

Хозяйственная деятельность предприятия как общий объект анализа может детализироваться: хозяйственные процессы, финансовые результаты, складывающиеся под воздействием объективных и субъективных факторов (причин) и отражающиеся через систему экономической информации, и прежде всего через систему бухгалтерского учета и отчетности.

Связь между предметом экономического анализа и объектами аналитических процедур реализуется путем осуществления определенных функций:

1) информационное обеспечение управления (сбор, обработка, упорядочение информации об экономических явлениях и процессах);

2) аналитическое обеспечение управления (анализ, диагностика и оценка наиболее оптимальных в данных условиях решений);

3) планирование (прогнозирование, перспективное и текущее планирование) экономической системы;

4) организация оперативного управления (организация и регулирование эффективного функционирования тех или иных элементов хозяйственного механизма в целях оптимизации использования трудовых, материальных и денежных ресурсов экономической системы);

5) контроль (контроль за ходом выполнения бизнес-планов и управленческих решений, диагностика развития и оценка экономической эффективности деятельности, стимулирование).

Первые две функции отражают как бы технологические этапы управления, которые сводятся к информационному и аналитическому обеспечению процесса принятия решений. Само принятие решений осуществляется в виде таких функций управления, как планирование, организация управления и контроль. Именно основные функции являются предметом исследования соответствующих им наук. Информационное обеспечение управленческих решений (первый этап информационных технологий) — предмет изучения таких наук, как бухгалтерский учет и статистика; аналитическое обеспечение управленческих решений (второй технологический этап) — предмет экономического анализа как науки. Эти два технологических этапа тесно связаны между собой и их можно определить как информационно-аналитическое обеспечение управленческих решений.

Рассмотрим содержание функций экономического анализа финансово-хозяйственной деятельности (рис.1.3)

Рисунок 1.3 – Основные функции экономического анализа

Первая функцияповышение обоснованности плановых решений по количеству, структуре и качеству выпускаемой продукции (выполнения работ и оказания услуг) с точки зрения выявления и удовлетворения спроса, бесперебойности, ритмичности производственных процессов, а также контроля и всесторонней оценки результатов исполнения планов.

Продолжая и завершая контрольные функции учета, используя данные бухгалтерского и статистического учета, материалы других источников, экономический анализ характеризует выполнение заказов и планов, как в текущем периоде, так и по завершении отчетного периода, выявляет отклонения от плановых предположений, их причины и следствия.

В организации при оценке выполнения плана основное внимание обращается на объем оптовой и розничной продаж, ассортиментную структуру, рациональное соотношение запасов, поступление и выбытие материальных ценностей. Очень важно, чтобы анализ осуществлялся оперативно, в ходе выполнения плановых заданий. Только в этих условиях можно в текущем порядке выявить и устранить отрицательные моменты в работе организации. Анализ по истечении отчетного периода имеет большое значение в плане констатации фактов для дальнейших оценок деятельности организации на перспективу.

Вторая функцияоценка использования организациями своих материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Наиболее рациональное и эффективное использование ресурсов — важнейшая аналитическая функция.

На основе экономического анализа дается оценка эффективности использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов. В промышленности, например, в этом плане исследуются эффективность использования средств и предметов труда, зданий и сооружений, технологического оборудования, инструментов, сырья и материалов; эффективность живого труда (по численности и профессиональному составу работников, по основному, вспомогательному, обслуживающему и управленческому персоналу, по производительности труда и т.д.); эффективность использования финансовых ресурсов (собственных и заемных, основных и оборотных).

Третья функцияоценка финансовых результатов деятельности организаций, соизмерение доходов и расходов.

При оценке финансовых результатов деятельности организаций используются в органической увязке количественные и качественные показатели. Так, размер прибыли организации в промышленной сфере определяется не только количеством и ассортиментом выпускаемых изделий, но и их себестоимостью. Прибыль организации зависит как от выполнения плана продаж (по объему и структуре), так и от фактически сложившейся структуры затрат, от соблюдения режима экономии, рационального использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов.

Правильная оценка соблюдения принципов коммерческого расчета и финансовых результатов требует подразделения факторов, оказавших влияние на исследуемые показатели, на зависящие и независящие от организации. Если произошло, например, изменение цен (что от организации, как правило, не зависит), то соответственно изменяются и финансовые результаты.

Четвертая функциявыявление неиспользованных резервов.

Экономический анализ (с его подчас довольно сложными и трудоемкими расчетами) оправдывает себя, в конечном счете, тогда, когда он приносит обществу реальную пользу. Полезность экономического анализа заключается главным образом в изыскании резервов и упущенных возможностей на всех участках планирования и руководства организацией. Изыскание внутренних резервов приобретает в настоящее время огромное значение.

Выявление резервов в процессе экономического анализа происходит путем критической оценки принятых планов, сравнительного изучения выполнения планов различными подразделениями организации, однородными организациями данной системы, родственными организациями различных систем путем изучения и использования передового опыта внутри страны и за рубежом.

Виды экономического анализа

Вид экономического анализа представляет собой теоретическое и практическое обособление аналитической работы, осуществляемой в процессе управления.

Экономический анализ в широком смысле слова охватывает всю экономику — от мирового хозяйства до отдельных звеньев глобальной экономики, он является составной частью всех экономических наук — от экономической теории до конкретно-экономических наук. На рис.1.4 приведена примерная схема основных видов экономического анализа, не охватывающая, однако, все его разновидности.

1. По степени вовлеченности в мировую хозяйственную систему и масштабам выполняемых аналитических процедур выделяют следующие виды анализа:

Макроэкономический анализ — это анализ мирового хозяйства, комплексный анализ народного хозяйства страны. Макроэкономический анализ использует методы как теоретического, так и конкретно-экономического анализа.

Как разновидности макроэкономического анализа могут осуществляться отраслевой, региональный и народнохозяйственный.

Отраслевой анализ охватывает все уровни управления отраслью — от основного (предприятия) до высшего звена (отрасти народного хозяйства). В узком смысле слова он касается отраслевых объединений. При проведении анализа деятельности отраслевых объединений используется сводная бухгалтерская статистическая, оперативная и специальная отчетность.

Региональный анализ, как и отраслевой, имеет дело со сводной отчетностью. Его отличительной особенностью является опенка горизонтальных связей, характеризующих состояние и развитие экономики региона (республики, края, области и тыс.д.). В качестве объекта анализа выступают региональные структуры.

Народно-хозяйственный анализ позволяет исследовать экономику как по всей совокупности протекающих в ней процессов, так и по отдельным ее элементам. Этот вид анализа позволяет изучать три группы проблем: состояние и развитие экономики страны; хозяйственную деятельность объединения, предприятия, его структурного подразделения; хозяйственную деятельность любого участка и отдельного рабочего места.

Рисунок 1.4 – Классификация экономического анализа

Под микроэкономическим анализом понимают анализ деятельности основных звеньев народного хозяйства, т.е. организаций, в том числе коммерческих. Анализ хозяйственной деятельности организаций — это экономический анализ в

узком смысле слова, методы исследования и информационная база которого имеют свои особенности. Результаты деятельности предприятия получают отражение в народно-хозяйственных показателях.

Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; Нарушение авторского права страницы

источник

Федеральное агентство по образованию РФ

Восточно-Сибирский государственный технологический университет

Кафедра «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

по дисциплине «Теория экономического анализа»

Предприятие (организация) как объект экономического анализа

Актуальность выбранной темы обусловлена необходимостью изучения теоретических и методических аспектов анализа финансового состояния, в целях повышения эффективности деятельности хозяйствующих субъектов

Огромную роль, как в самой структуре рыночных отношений, так и в механизме их регулирования играют финансы. Они – неотъемлемая часть рыночных отношений и одновременно важный инструмент реализации экономической политики. Вот почему сегодня, как никогда, важно хорошо знать природу финансов, глубоко разбираться в особенностях их функционирования, видеть способы наиболее полного их использования в интересах эффективного развития предприятия. Выдвижение на первый план финансовых аспектов деятельности субъектов хозяйствования, возрастание роли финансов является характерной чертой и тенденцией во всем мире.

Профессиональное управление финансами неизбежно требует глубокого анализа, позволяющего наиболее точно оценить неопределенность ситуации с помощью современных методов исследования. В связи с этим существенно возрастает приоритет и роль экономического анализа, основным содержанием которого является комплексное системное изучение финансового состояния предприятия

Под анализом понимается способ познания предметов и явлений окружающей среды, основанный на расчленении целого на составные части и изучение их во всем многообразии связей и зависимостей. Содержание анализа вытекает из функций. Одной из таких функций является изучение характера действия экономических законов, установление закономерностей и тенденций экономических явлений и процессов в конкретных условиях предприятия. Следующая функция анализа — контроль за выполнением планов и управленческих решений, за экономным использованием ресурсов. Центральная функция анализа — поиск резервов повышения эффективности производства на основе изучения передового опыта и достижений науки и практики. Также другая функция анализа — оценка результатов деятельности предприятия по выполнению планов, достигнутому уровню развития экономики, использованию имеющихся возможностей.

Учитывая вышесказанное, тема данной работы актуальна и представляет интерес для дальнейшего исследования.

Цель данной работы – изучить предприятие как объект экономического анализа.

Исходя из цели, можно сформулировать задачи исследования:

— рассмотреть теоретические аспекты анализа финансового состояния предприятия;

— изучить методические основы экономического анализа предприятия;

— рассмотреть источники информации для проведения анализа.

В процессе написания данной курсовой работы были использованы законодательные и нормативные материалы, учебники и учебные пособия по теории финансового анализа, статьи ведущих бухгалтерских и финансовых изданий, а также открытые публикации с различных Интернет – сайтов.

Курсовая работа состоит из двух глав. Общий объем работы 33 страницы.

Содержание финансового анализа вытекает из его функций. Основными функциями финансового анализа являются:

1. изучение характера действия экономических законов, установление закономерностей и тенденций экономических явлений и процессов в конкретных условиях предприятия;

2. контроль выполнения плана и управленческих решений, экономного использования ресурсов;

3. поиск резервов повышения эффективности производства на основе изучения передового опыта и достижений науки и практики;

4. оценка результатов деятельности предприятия по выполнению планов, достигнутому уровню развития экономики, использованию имеющихся возможностей;

5. разработка мероприятий по использованию выявленных резервов в процессе хозяйственной деятельности.

Развитие рыночных отношений поставило хозяйствующие субъекты различных организационно-правовых форм в такие жесткие экономические условия, которые объективно обуславливают проведение ими сбалансированной заинтересованной политики по поддержанию и укреплению финансового состояния, его платежеспособности и финансовой устойчивости. Оценка финансового состояния является частью финансового анализа. Характеризуется определенной совокупностью показателей, отраженных в балансе по состоянию на определенную дату. Финансовое состояние характеризует в самом общем виде изменения в размещении средств и источников их покрытия.

Финансовое состояние является результатом взаимодействия всех производственно-хозяйственных факторов: труда, земли, капитала, предпринимательства.

Финансовое состояние проявляется в платежеспособности хозяйствующего субъекта, в способности вовремя удовлетворять платежные требования поставщиков в соответствии с хозяйственными договорами, возвращать кредиты, выплачивать зарплату, вовремя вносить платежи в бюджет.

Основная цель анализа финансового состояния заключается в том, чтобы на основе объективной оценки использования финансовых ресурсов выявить внутрихозяйственные резервы укрепления финансового положения и повышения платежеспособности [22, С. 320].

Цель определяет задачи анализа финансового состояния, которыми являются:

— оценка динамики, состава и структуры активов, их состояния и движения;

— оценка динамики, состава и структуры источников собственного и заемного капитала, их состояния и движения;

— анализ абсолютных и относительных показателей финансовой устойчивости предприятия и оценка изменения ее уровня;

— анализ платежеспособности хозяйствующего субъекта и ликвидности активов его баланса.

Качество принимаемых управленческих решений на уровне хозяйствующего субъекта зависит от качества их аналитического обоснования [25, С. 213].

Получение небольшого числа ключевых информативных показателей, дающих объективную оценку финансового состояния предприятия, является основной целью финансового анализа. В ходе финансового анализа выявляются изменения в составе имущества хозяйствующего субъекта и в источниках его формирования, в финансовых результатах деятельности (прибыль или убыток), в расчетах с дебиторами и кредиторами [9, С.57].

Одним из важнейших приемов является чтение финансовой отчетности и изучение абсолютных величин, представленных в отчетности. Однако данная информация, несмотря на ее значимость для принятия управленческих решений, не достаточна, так как не позволяет оценить динамику основных показателей, место хозяйствующего субъекта среди аналогичных предприятий, что актуально в условиях конкурентной борьбы. Это достигается с помощью:

— составления сравнительных таблиц, выявления абсолютного и относительного отклонения;

— исчисления показателей за ряд лет в процентах к итоговому показателю (к итогу баланса);

— исчисления относительных отклонений в процентах по отношению к базисному году.

Наряду с абсолютными показателями, характеризующими различные аспекты финансового состояния, используются и финансовые коэффициенты. Финансовый коэффициент представляет собой относительные показатели финансового состояния. Они подразделяются на коэффициенты распределения и координации. Коэффициенты распределения применяются в тех случаях, когда необходимо определить, какую часть тот или иной абсолютный показатель составляет от итога включающей его группы абсолютных показателей. Данные коэффициенты используются в основном в предварительном анализе.

Коэффициенты координации используются для выражения отношений разных по существу абсолютных показателей финансового состояния.

Анализ финансовых коэффициентов заключается в сравнении их значения по периодам. В качестве базисных величин могут использоваться показатели базисного периода данного хозяйствующего субъекта.

Специальные финансовые коэффициенты, расчет которых основан на существовании определенных соотношений между статьями отчетности, называются финансово-оперативными показателями. Они позволяют реально оценить положение данного хозяйствующего субъекта.

Помимо финансовых коэффициентов в анализе финансового состояния важную роль играют абсолютные показатели, которые рассчитываются на основе отчетности (чистые активы — реальный собственный капитал, собственные оборотные средства, показатели оборачиваемости запасов собственными оборотными средствами). С помощью данных показателей формулируются критерии, позволяющие оценить качество финансового состояния.

Практика финансового анализа позволяет выявить основные методы чтения финансовой отчетности [10, С.31].

Горизонтальный (временный) анализ позволяет осуществить сравнение каждой позиции с предыдущим периодом.

Вертикальный (структурный) анализ позволяет определить структуру итоговых финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчетности на результат в целом.

Трендовый анализ позволяет осуществить сравнение позиции с рядом предшествующих периодов и определить тренд, т.е. основную тенденцию динамики показателей, исключающей случайные влияния и индивидуальные особенности отдельных периодов. С помощью тренда определяется возможное значение показателей в будущем.

Анализ относительных показателей (коэффициентов) позволяет осуществить расчет отношений данных отчетности, определить взаимосвязи показателей.

Факторный анализ позволяет определить влияние отдельных факторов (причин) на результативный показатель с помощью различных приемов исследования.

Сравнительный (пространственный) анализ может осуществляться как внутри предприятия (сравнение внутрихозяйственное по отдельным показателям хозяйствующего субъекта), так и вне, т.е. сравнение показателей данного хозяйствующего субъекта с показателями конкурирующих субъектов хозяйствования, со средними общеэкономическими данными.

Финансово-экономический анализ может осуществляться разными методами. К количественным методам относят статистические (наблюдение, сравнение, абсолютные и относительные величины, средние величины, сводка, группировка, ряды динамики, индексы и т.д.), экономико-математические (методы математического программирования, экономико-математического моделирования и факторного анализа, исследование операции и т.д.). Каждый из экономико-математических методов делится на отдельные приемы, способы, используемые в аналитической работе [19, С. 88].

Классификация анализа хозяйственной деятельности имеет важное значение для правильного понимания его содержания [12, С 257].

технико-экономический анализ, которым занимаются технические службы предприятия (главного инженера, главного технолога и др.). Его содержанием является изучение взаимодействия технических и экономических процессов и установление их влияния на экономические результаты деятельности предприятия;

финансово-экономический анализ (финансовая служба предприятия, финансовые и кредитные органы) основное внимание уделяет финансовым результатам деятельности предприятия: выполнение финансового плана, эффективность использования собственного и заемного капитала, выявлению резервов увеличения суммы прибыли, роста рентабельности, улучшения финансового состояния и платежеспособности предприятия;

аудиторский (бухгалтерский) анализ – это экспертная диагностика финансового «здоровья» предприятия. Проводится аудиторами или аудиторскими фирмами с целью оценки и прогнозирования финансового состояния и финансовой устойчивости субъектов хозяйствования.

социально-экономический анализ (экономические службы управления, социологические лаборатории, статистические органы) изучает взаимосвязь социальных и экономических процессов, их влияние друг на друга и на экономические результаты хозяйственной деятельности;

экономико-статистический анализ (статистические органы) применяются для изучения массовых общественных явлений на разных уровнях управления: предприятие, отрасли, региона;

экономико-экологический анализ (органы охраны окружающей среды) исследуют взаимодействие экологических и экономических процессов, связанных с сохранением и улучшением окружающей среды и затратами на экологию;

маркетинговый анализ (служба маркетинга предприятия или объединения) применяется для изучения внешней среды функционирования предприятия, рынков сырья и сбыта готовой продукции, ее конкурентоспособности, спроса и предложения, формирования ценовой политики и т.д.

По методике изучения объектов анализ хозяйственной деятельности может быть сравниваемым, диагностическим, факторным, маржинальным, экономико-математическим, экономико-статистическим, функционально-стоимостным и т.д.

При сравнительном анализе обычно ограничиваются сравнением отчетных показателей о результатах хозяйственной деятельности с показателями плана текущего, данными прошлых лет, передовых предприятий.

Факторный анализ направлен на выявление величины влияния факторов на прирост и уровень результативных показателей.

Диагностический (экспресс-анализ) представляет собой способ установления характера нарушений нормального хода экономических процессов на основе типичных признаков, характерных только для данного нарушения. К примеру, если темпы роста валовой продукции опережают темпы роста товарной продукции, то это свидетельствует о росте остатков незавершенного производства. Если темпы роста валовой продукции выше темпов роста производительности труда, то это признак невыполнения плана мероприятий по механизации и автоматизации производства, улучшению организации труда и на этой основе сокращение численности работающих. Знание признака позволяет быстро и довольно точно установить характер нарушений не производя непосредственных измерений, т.е. без действий, которые требуют дополнительного времени и средств.

Маржинальный анализ – это метод оценки и обоснования эффективности управленческих решений в бизнесе на основании причинно-следственной взаимосвязи объема продаж, себестоимости и прибыли и деление затрат на постоянные и переменные.

С помощью экономико-математического анализа выбирается наиболее оптимальный вариант решения экономической задачи, выявляются резервы повышения эффективности производства за счет более полного использования имеющихся ресурсов.

Стохастический анализ (дисперсионный, корреляционный, компонентный и др.) используется для изучения стохастических зависимостей между исследуемыми явлениями и процессами хозяйственной деятельности предприятий.

Функционально-стоимостной анализ (ФСА) представляет собой метод выявления резервов. Он базируется на функциях, которые выполняет объект и сориентирован на оптимальные методы их реализации на всех стадиях жизненного цикла изделия (научно-исследовательские работы, конструирование, производство, эксплуатация и утилизация). Его основное назначение в том, чтобы выявить и предупредить лишние затраты за счет ликвидации ненужных узлов, деталей, упрощения конструкции изделия, замены материалов и т.д.

По субъектам (пользователям анализа) различают внутренний и внешний анализ. Внутренний анализ проводится непосредственно на предприятии для нужд оперативного, краткосрочного и долгосрочного управления производственной, коммерческой и финансовой деятельностью. Внешний анализ проводится на основании финансовой и статистической отчетности органами хозяйственного управления, банками, финансовыми органами, инвесторами.

По охвату изучаемых объектов анализ делится на сплошной и выборочный. При сплошном анализе выводы делаются после изучения всех без исключения объектов, а при выборочном – по результатам обследования только части объектов.

По содержанию программы анализ может быть комплексным и тематическим. При комплексном анализе деятельность предприятия изучается всесторонне, а при тематическом – только отдельные ее стороны, представляющие в определенный момент наибольший интерес. Например, вопросы использования материальных ресурсов, производственной мощности предприятия, снижения себестоимости продукции и пр.

Каждая из названных форм анализа хозяйственной деятельности своеобразна по содержанию, организации и методике его проведения [20, c. 341].

Роль анализа как средства управления производством с каждым годом возрастает. Это обусловлено разными обстоятельствами. Во-первых, необходимостью неуклонного повышения эффективности производства в связи с ростом дефицита и стоимости сырья, повышением науко — и капиталоемкости производства. Во-вторых, отходом от командно-административной системы управления и постепенным переходом к рыночным отношениям. В-третьих, созданием новых форм хозяйствования в связи с разгосударствлением экономики, приватизации предприятий и прочими мероприятиями экономической реформы.

Эффективность деятельности предприятия может исследоваться с самых различных сторон: с точки зрения формирования затрат, планирования объема производства, прибыли, реализации инвестиционных проектов и др. Однако, анализ поведения затрат, методов их распределения, составление и контроль выполнения смет, калькулирование себестоимости изделий и продукта, определение порога рентабельности производства и реализации продукции – все эти вопросы являются лишь необходимым начальным этапом оценки общей эффективности деятельности предприятия, функционирующего как единое целое.

Оценка общей эффективности хозяйственной деятельности предприятия является прерогативой высшего звена управленческих структур предприятия. Эффективность или неэффективность частных управленческих решений, связанных с определением цены продукта, размера партии закупок сырья или поставок продукции, замена оборудования или технологии и другие решения должны пройти оценку с точки зрения общего успеха фирмы, характера ее экономического роста и роста общей эффективности.

Основными задачами оценки эффективности являются:

· оценка хозяйственной ситуации;

· выявление факторов и причин достигнутого состояния;

· подготовка и обоснование принимаемых управленческих решений;

· выявление и мобилизация резервов повышения эффективности хозяйственной деятельности.

При проведении анализа хозяйственной деятельности предприятия и оценки ее эффективности необходимо соблюдение следующих принципов:

1) Анализ должен базироваться на государственном подходе при оценке экономических явлений, процессов, результатов хозяйствования. Иначе говоря, оценивая определенные проявления экономической жизни, нужно учитывать их соответствие государственной экономической, социальной, экологической, международной политике и законодательству.

2) Оценка должна носить научный характер, т.е. базироваться на положениях диалектической теории познания, учитывать требования экономических законов развития производства, использовать достижения НТП и передового опыта.

3) Анализ должен быть комплексным. Комплексность исследования требует охвата всех звеньев и всех сторон деятельности и всестороннего изучения причинных зависимостей в экономике предприятия.

4) Одним из требований к анализу является обеспечение системного подхода, когда каждый изучаемый объект рассматривается как сложная динамическая система, состоящая из ряда элементов, определенным способом связанных между собой и внешней средой. Изучение каждого объекта должно осуществляться с учетом всех внутренних и внешних связей, взаимозависимости и взаимоподчиненности его отдельных элементов.

5) Анализ хозяйственной деятельности должен быть объективным, конкретным, точным. Он должен базироваться на достоверной, проверенной информации, реально отражающей объективную действительность, а выводы его должны обосновываться точными аналитическими расчетами. Из этого требования вытекает необходимость постоянного совершенствования организации учета, внутреннего и внешнего аудита, а также методики анализа с целью повышения точности и достоверности его расчетов.

6) Анализ хозяйственной деятельности и оценка ее эффективности должны быть действенными, активно воздействовать на ход производства и его результаты, своевременно выявляя недостатки, просчеты, упущения в работе и информируя об этом руководство предприятия. Из этого принципа вытекает необходимость практического использования материалов анализа и оценки для управления предприятием, для разработки и уточнения плановых данных. В противном случае цель анализа не достигается.

7) Анализ должен проводиться по плану, систематически, а не от случая к случаю. Из этого требования вытекает необходимость планирования аналитической работы на предприятиях, распределения обязанностей по ее выполнению между исполнителями и контроля за ее проведением.

8) Оценка должна быть оперативной. Оперативность означает умение быстро и четко проводить анализ, принимать управленческие решения и претворять их в жизнь.

9) Один из принципов анализа – его демократизм. Участие в проведении анализа широкого круга работников предприятия обеспечивает более полное выявление передового опыта и использование имеющихся внутрихозяйственных резервов.

10) Анализ должен быть эффективным, т.е. затраты на его проведение должны давать многократный эффект. Данными принципами следует руководствоваться при проведении анализа хозяйственной деятельности на любом уровне [15, С 19].

Глава 2. Методологические аспекты и информационная база для экономического анализа финансового состояния предприятия

Основными составляющими финансового анализа предприятия являются:

— анализ финансовой устойчивости;

— анализ ликвидности баланса;

— анализ коэффициентов финансового состояния;

— анализ коэффициентов финансовых результатов.

В условиях рыночных отношений большую роль играет анализ финансового состояния предприятия. Это связано с тем, что предприятие, приобретая самостоятельность, несет полную ответственность за результаты своей деятельности. Эта ответственность, прежде всего, перед своими акционерами, работниками предприятия, банком, финансовыми органами и кредиторами.

Финансовое состояние предприятия определяется способностью погасить свои долги и обязательства. Оно зависит как от производственно-коммерческой деятельности, так и от финансовой деятельности.

Производственно-коммерческая деятельность обеспечивает своевременный выпуск и реализацию продукции, и, соответственно, своевременное поступление денежных средств.

Финансовая деятельность охватывает процессы формирования, движения, обеспечения сохранности имущества предприятия, контроль за их правильным размещением и эффективностью использования.

Задачи анализа финансового состояния предприятия:

— изучение платежеспособности предприятия и ликвидности активов баланса;

— оценка динамики состава и структуры активов, изучение их состояния и движения;

— оценка динамики состава и структуры источников средств, изучение их состояния и движения;

— изучение финансовой устойчивости предприятия;

— определение эффективности использования оборотных средств.

Результатом общего анализа является предварительная оценка финансового состояния предприятия, включающая итоги анализа:

· динамики валюты баланса (суммы значений показателей актива и пассива баланса). Нормой считается увеличение валюты баланса. Уменьшение, как правило, сигнализирует о снижении объемов производства и может служить одной из причин неплатежеспособности предприятия;

· структуры активов. Определение долей иммобилизованных (внеоборотных) и мобильных (оборотных) активов, установление стоимости материальных оборотных активов (необоснованное превышение приводит к затовариванию, а недостача – к невозможности нормального функционирования производства). Определение величины дебиторской задолженности со сроком погашения менее года и больше года, просроченной дебиторской задолженности, величины свободных денежных средств предприятия в наличной (касса) и безналичной (расчетный счет) формах и краткосрочных финансовых вложений;

· структуры пассивов. Анализ проводится во взаимосвязи с анализом источников формирования оборотных средств. При этом долгосрочные заемные средства в силу своего преимущества использования для формирования основного фонда, прочие источники формирования оборотных средств (доходы будущих периодов, резервы предстоящих расходов и платежей) также могут учитываться в составе собственных источников средств. При анализе структуры пассивов определяется соотношение между заемными и собственными источниками средств предприятия (значительный удельный вес заемных источников – больше 50% — свидетельствует о рискованной деятельности предприятия, что может послужить причиной неплатежеспособности), динамика и структура кредиторской задолженности предприятия и ее удельный вес в пассивах;

· структуры запасов и затрат предприятия. Анализ запасов и затрат предприятия обусловлен значимостью раздела «Запасы» баланса для определения финансовой устойчивости предприятия. При анализе выявляются наиболее «значимые», имеющие наибольший удельный вес статьи (почему бы этот пункт не объединить с анализом структуры активов);

· структуры финансовых расчетов деятельности предприятия. В ходе анализа дается оценка динамики показателей выручки и прибыли (выявление и измерения действия различных факторов — по данным ф.№2, а не баланса).

Для проведения общего анализа рассчитываются:

1.Удельные веса абсолютных значений показателей баланса, которые характеризуют активы, пассивы, запасы предприятия;

2. Изменения в абсолютных величинах (разница в абсолютных значениях на конец и на начало периода), характеризующие прирост или уменьшение той или иной статьи баланса;

3. Изменения в удельных весах (разница в удельных весах на конец и на начало периода), показывающие динамику структуры актива и пассива баланса, запасов предприятия;

4. Темп прироста показателей баланса за рассматриваемый период;

5. Удельный вес изменений показателей баланса в изменении валюты за анализируемый период [21, С. 154].

При проведении общего анализа финансового состояния предприятия в условиях инфляции и частых переоценках основных фондов основное внимание целесообразно уделять относительным величинам.

Большинство методик анализа финансового состояния предприятия предполагает расчет следующих групп показателей: платежеспособности, кредитоспособности, финансовой устойчивости.

Оценка платежеспособности предприятия производится с помощью коэффициентов платежеспособности, являющихся относительными величинами. Коэффициенты платежеспособности, приведенные ниже, отражают возможность предприятия погасить краткосрочную задолженность за счет тех или иных элементов оборотных средств.

Коэффициент абсолютной ликвидности показывает, какая часть краткосрочной задолженности может быть покрыта наиболее ликвидными оборотными активами – денежными средствами и краткосрочными финансовыми вложениями. Принято считать, что нормальный уровень коэффициента абсолютной ликвидности должен быть 0,03-0,08.

Коэффициент промежуточного покрытия (быстрой ликвидности) показывает, какую часть краткосрочной задолженности предприятие может погасить за счет денежных средств, краткосрочных финансовых вложений и дебиторских долгов. Нормальный уровень коэффициента промежуточного покрытия должен быть не менее 0,7.

Общий коэффициент покрытия (текущей ликвидности) показывает, в какой степени оборотные активы предприятия превышают его краткосрочные обязательства. Принято считать, что нормальный уровень коэффициента общего покрытия должен быть равен 1,5-3 и не должен опускаться ниже 1.

Чем выше коэффициент общего покрытия, тем больше доверия вызывает предприятие у кредиторов. Если данный коэффициент меньше 1, то такое предприятие неплатежеспособно. При отсутствии у предприятия денежных средств и средств в расчетах, оно может погасить часть краткосрочных обязательств, реализовав товарно-материальные ценности.

Для правильного вывода о динамике и уровне платежеспособности предприятия необходимо принимать в расчет следующие факторы:

1) характер деятельности предприятия. Например, у предприятий промышленности и строительства велик удельный вес запасов и мал удельный вес денежных средств; у предприятий розничной торговли высока доля денежных средств, хотя значительны и размеры товаров для перепродажи и т.д.;

2) условия расчетов с дебиторами. Поступление дебиторской задолженности через короткие промежутки времени после покупки товаров (работ, услуг) приводит к небольшой доле в составе оборотных активов долгов покупателей, и наоборот;

3) состояние запасов. У предприятия может быть излишек или недостаток запасов по сравнению с величиной, необходимой для бесперебойной деятельности;

4) состояние дебиторской задолженности: наличие или отсутствие в ее составе просроченных и безнадежных долгов.

Кредитоспособность – это возможность, имеющаяся у предприятия для своевременного погашения кредитов. Следует учесть, что кредитоспособность – это не только наличие у предприятия возможности вернуть кредит, но и уплатить проценты за него [19, С 136].

Для оценки кредитоспособности предприятия применяются различные методы.

Основными показателями для оценки кредитоспособности предприятия являются:

1. Отношение объема реализации к чистым текущим активам:

где Ачт – чистые текущие активы, тыс.руб.;

Nр – объем реализации, тыс.руб.

Чистые текущие активы – это оборотные активы за вычетом краткосрочных долгов предприятия. Коэффициент К1 показывает эффективность использования оборотных активов. Высокий уровень этого показателя благоприятно характеризует кредитоспособность предприятия. Однако в случае, когда он очень высок или очень быстро увеличивается, можно предположить, что деятельность ведется в объемах, не соответствующих стоимости оборотных активов. Такая ситуация повышает вероятность замедления оборачиваемости задолженности или может вызвать падение продаж и вследствие этого – затруднения в расчетах предприятия со своими кредиторами.

Замедление оборачиваемости дебиторской задолженности может быть вызвано неготовностью дебиторов к оплате возрастающих объемов поставок; может возникнуть и просроченная дебиторская задолженность.

Падение объема продаж является результатом недостаточности материальных оборотных активов для продолжения бесперебойной деятельности в прежних масштабах.

2. Отношение объема реализации к собственному капиталу:

где СК – собственный капитал, тыс.руб.

Этот показатель характеризует оборачиваемость собственных источников средств. Однако необходимо реально оценить величину собственного капитала. В активе баланса собственным источником покрытия соответствуют, в частности, нематериальные активы и запасы. При оценке стоимости собственного капитала рекомендуется уменьшить его на величину нематериальных активов, которые практически ничего бы не стоили, например, при вынужденной ликвидации или реорганизации предприятия. Кроме того, запасы надо уменьшить в соответствии с разницей цен, по какой они числятся на балансе и по какой они могли бы быть реализованы или списаны.

Собственный капитал, откорректированный с учетом реального состояния названных элементов внеоборотных и оборотных активов, отражает более точно стоимость имущества предприятия в части, обеспеченной собственными источниками покрытия. Выручка от реализации, отнесенная к этой стоимости, показывает оборачиваемость собственных источников более точно, так как ни материальные активы, ни превышение балансовой стоимости запасов над реальной их стоимостью не являются факторами, способствующими увеличению объема продаж.

3. Отношение краткосрочной задолженности к собственному капиталу:

где Дк – краткосрочная задолженность, тыс.руб.

Данный коэффициент показывает долю краткосрочной задолженности в собственном капитале предприятия. Если краткосрочная задолженность в несколько раз меньше собственного капитала, то можно расплатиться со всеми кредиторами полностью. На практике существуют первоочередные кредиторы, долги которым должны быть оплачены прежде, чем предъявят претензии остальные кредиторы. Поэтому практически правильнее сопоставлять первоочередную краткосрочную задолженность с величиной капитала и резервов.

4. Отношение дебиторской задолженности к выручке от реализации:

где ДЗ – дебиторская задолженность, тыс.руб.

Этот показатель дает представление о величине среднего периода времени, затрачиваемого на получение причитающихся с покупателей денег. Например, отношение 1:4 означает трехмесячный срок погашения дебиторской задолженности. Много это или мало, зависит от сферы деятельности, состояния расчетов с кредиторами, длительности производственного цикла и т.д. Ускорение оборачиваемости дебиторской задолженности, то есть снижение показателя К4 можно рассматривать как признак повышения кредитоспособности предприятия, поскольку долги покупателей быстрее превращаются в деньги.

5. Отношение ликвидных активов к краткосрочной задолженности предприятия:

где Ал – ликвидные активы, тыс.руб.

Как известно, под ликвидными активами подразумеваются оборотные активы за вычетом запасов и других позиций, которые нельзя немедленно обратить в деньги. Если в составе оборотных активов преобладает дебиторская задолженность для оценки кредитоспособности предприятия важно, существует ли резерв на случай безнадежной дебиторской задолженности.

В идеальном случае наилучшим способом повышения кредитоспособности явился бы рост объема реализации при одновременном снижении чистых текущих активов, собственного капитала и дебиторской задолженности.

Под финансовой устойчивостью понимается такое состояние (экономическое и финансовое) предприятия, при котором платежеспособность постоянна во времени, а соотношение собственного и заемного капитала обеспечивает эту платежеспособность [22, С. 327].

На практике увеличение объема реализации вызывает рост оборотных активов и в части запасов, и в части дебиторской задолженности; увеличиваются и долги предприятия, особенно в форме кредиторской задолженности, если не меняются состав кредиторов и договорные условия расчетов с ними. Это значит, что реальное повышение кредитоспособности по трем названным показателям будет достигнуто, если объем реализации увеличивается в большей степени, чем запасы и дебиторская задолженность, а кредиторская задолженность растет быстрее дебиторской.

Одна из важнейших характеристик финансового состояния – стабильность деятельности в свете долгосрочной перспективы. Она связана со структурой баланса предприятия, степенью его зависимости от кредиторов и инвесторов, с условиями, на которых привлечены и обслуживаются внешние источники средств.

В отличие от понятий «платежеспособность» и «кредитоспособность», понятие «финансовая устойчивость» — более широкое, так как включает в себя оценку разных сторон деятельности предприятия [25, С 120].

Для оценки финансовой устойчивости применяется система коэффициентов.

1. Коэффициент концентрации собственного капитала (автономии, независимости) Ккс:

где СК – собственный капитал, тыс.руб.; ВБ – валюта баланса, тыс.руб.

Этот показатель характеризует долю владельцев предприятия в общей сумме средств, авансированных в его деятельность. Считается, что чем выше значение этого коэффициента, тем более финансов устойчиво, стабильно и независимо от внешних кредиторов предприятие.

Дополнением к этому показателю является коэффициент концентрации заемного капитала Ккп:

где ЗК – заемный капитал, тыс.руб.

Эти два коэффициента в сумме: Ккс + Ккп = 1.

2. Коэффициент соотношения заемного и собственного капитала Кс:

Он показывает величину заемных средств, приходящихся на каждый рубль собственных средств, вложенных в активы предприятия.

3. Коэффициент маневренности собственных средств Км:

где СОС – собственные оборотные средства, тыс.руб.

Этот коэффициент показывает, какая часть собственного капитала используется для финансирования текущей деятельности, то есть, вложена в оборотные средства, а какая часть капитализирована. Значение этого показателя может существенно изменяться в зависимости от вида деятельности предприятия и структуры активов, в том числе оборотных активов.

СОС = СК + ДП – ВА = (III + IV – I). (10)

Предполагается, что долгосрочные пассивы предназначаются для финансирования основных средств и капитальных вложений.

4. Коэффициент структуры долгосрочных вложений Ксв:

где ДП – долгосрочные пассивы, тыс.руб.; ВА – внеоборотные активы, тыс.руб.

Коэффициент показывает, какая часть основных средств и других внеоборотных активов профинансирована за счет долгосрочных заемных источников.

5. Коэффициент устойчивого финансирования Куф:

где (СК + ДП) – перманентный капитал, тыс.руб.; (ВА + ТА) – сумма внеоборотных и текущих активов, тыс.руб.

Это отношение суммарной величины собственных и долгосрочных заемных источников средств к суммарной стоимости внеоборотных и оборотных активов показывает, какая часть активов финансируется за счет устойчивых источников. Кроме того, Куф отражает степень независимости (или зависимости) предприятия от краткосрочных заемных источников покрытия.

Основными источниками информации для анализа финансового состояния хозяйствующего субъекта являются:

— информация о технической подготовке производства;

— плановая информация (бизнес-план);

— хозяйственный (экономический) учет, оперативный (оперативно- технический) учет, бухгалтерский учет, статистический учет;

— отчетность (публичная финансовая бухгалтерская отчетность (годовая), квартальная отчетность (непубличная, представляющая собой коммерческую тайну), выборочная статистическая и финансовая отчетность (коммерческая отчетность, производимая по специальным указаниям), обязательная статистическая отчетность);

— прочая информация (публикации в прессе, опросы руководителя, экспертная информация).

Исходной базой финансового анализа являются данные бухгалтерского учета и отчетности.

В составе годового бухгалтерского отчета предприятия имеются следующие формы, представляющие информацию для анализа финансового состояния [9, С.188]:

— форма № 1 «Бухгалтерский баланс». В нем фиксируется стоимость (денежное выражение) остатков внеоборотных и оборотных активов капитала, фондов, прибыли, кредитов и займов, кредиторской задолженности прочих пассивов. Баланс содержит обобщенную информацию о состоянии хозяйственных средств предприятия, входящих в актив, и источников их образования, составляющих пассивы. Эта информация представляется «на начала года» и «на конец года», что и дает возможность анализа, сопоставления показателей, выявления их роста или снижения. Однако отражение в балансе только остатков не дает возможности ответить на все вопросы собственников и прочих заинтересованных служб. Нужны дополнительные подробные сведения не только об остатках, но и о движении хозяйственных средств и их источников. Это достигается подготовкой следующих форм отчетности:

— форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках» — предназначен для характеристики финансовых результатов деятельности предприятия за отчетный период. Данные в отчете приводятся с нарастающим итогом;

— форма № 3 «Отчет об изменениях капитала» — содержит показатели о состоянии и движении собственного капитала, целевых финансирования и поступлений, резервов предстоящих расходов и платежей, и оценочных резервов;

— форма № 4 «Отчет о движении денежных средств» — содержит сведения о денежных потоках с учетом остатков на начало и конец отчетного периода;

«Пояснительная записка» с изложением основных факторов, повлиявших в отчетном году на итоговые результаты деятельности предприятия, с оценкой его финансового состояния.

Анализом финансового состояния занимаются не только руководители и соответствующие службы предприятия, но и его учредители, инвесторы – с целью изучения эффективности использования ресурсов; банки – для оценки условий кредитования и определения степени риска; поставщики – для своевременного получения платежей; налоговые инспекции – для выполнения плана поступления средств в бюджет и т.д. В соответствии с этим анализ делится на внутренний и внешний.

Внутренний анализ проводится службами предприятия, его результаты используются для планирования, контроля и прогнозирования финансового состояния предприятия. Его цель – обеспечить планомерное поступление денежных средств и разместить собственные и заемные средства таким образом, чтобы получить максимальную прибыль и исключить банкротство.

Внешний анализ осуществляется инвесторами, поставщиками материальных и финансовых ресурсов, контролирующими органами на основе публикуемой отчетности. Его цель – установить возможность выгодного вложения средств, чтобы обеспечить максимум прибыли и исключить потери.

Внешний анализ имеет следующие особенности:

1. множество субъектов анализа, пользователей информацией о деятельности предприятия;

2. разнообразие целей и интересов субъектов анализа;

3. наличие типовых методик, стандартов учета и отчетности;

4. ориентация анализа только на внешнюю отчетность;

5. ограниченность задач анализа при использовании только внешней отчетности;

6. максимальная открытость результатов анализа для пользователей информации о деятельности предприятия [24, С. 52].

Как известно, предприятие – сложное формирование, состоящее из партнерских групп, находящихся в тесном взаимном общении. Среди партнерских групп можно выделить основные и не основные.

Практика финансового анализа уже выработала методику анализа финансовых отчетов. Можно выделить шесть основных видов анализа:

1) горизонтальный (временной) анализ – сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим периодом;

2) вертикальный (структурный) анализ – определение структуры финансовых показателей;

3) трендовый анализ – сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определение тренда, то есть основной тенденции динамики показателя, очищенного от случайных влияний и индивидуальных особенностей отдельных периодов;

4) анализ относительных показателей (финансовых коэффициентов) – расчет числовых отношений различных форм отчетности, определение взаимосвязей показателей;

5) сравнительный анализ, который делится на:

a. внутрихозяйственный – сравнение основных показателей предприятия и дочерних предприятий, подразделений;

b. межхозяйственный – сравнение показателей предприятия с показателями конкурентов, со среднеотраслевыми;

c. факторный анализ – анализ влияния отдельных факторов (причин) на результативный показатель.

В заключение работы можно выделить следующие аспекты, которые обобщенно охарактеризовали основные ее моменты.

Можно сразу отметить, что все задачи, поставленные в начале работы достигнуты, раскрыты, так как рассмотрены все теоретические разработки, необходимые для проведения экономического анализа деятельности предприятия, для определения его инвестиционной привлекательности.

В данной работе изложены принципы, задачи и цели финансового анализа. Изучена финансовую отчетность необходимая для анализа предприятия, а также рассмотрены основные методы, используемые при экономическом анализе. Рассмотрена методика анализа финансового состояния предприятия, в которой включены такие разделы, как оценка финансового состояния и его изменения за отчетный период, анализ ликвидности баланса, а также анализ деловой активности и платежеспособности предприятия. Также рассмотрена методика анализа финансовых результатов и рентабельности предприятия.

Основной целью финансового анализа является получение ключевых параметров, дающих объективную и точную картину финансового состояния предприятия, его прибылей и убытков, изменений в структуре активов и пассивов и т. п. Цели анализа достигаются в результате решения определенного взаимосвязанного набора аналитических задач. Аналитическая задача представляет собой конкретизацию целей анализа с учетом организационных, информационных, технических и методических возможностей проведения этого анализа.

Основная цель анализа финансового состояния заключается в том, чтобы на основе объективной оценки использования финансовых ресурсов выявить внутрихозяйственные резервы укрепления финансового положения и повышения платежеспособности.

Анализ финансово-хозяйственной деятельности позволяет увязать прогнозирование и планирование финансовых ресурсов со вскрытием и мобилизацией внутренних резервов. Устойчивое финансовое состояние компании становится не только фактором, определяющим его производственное и социальное развитие, материальное состояние работников, но и условием его жизнеспособности.

На практике виды экономического анализа в чистом виде встречаются редко, но знание важнейших принципов их организаций и методов необходимо. На каждом уровне управления каждодневно принимается множество решений, для обоснования которых используются различные виды экономическогоанализа. Основой принятия решений по регулированию производства является оперативный анализ, для которого характерным является «проигрывание» (экспериментирование) хозяйственных ситуаций, применение стандартных решений. Оперативный анализ используется на всех уровнях управления, но его удельный вес в общем объеме управленческих решений повышается по мере приближения непосредственно к производству, ассоциациям, предприятиям и их подразделениям.

1. Гражданский кодекс РФ от 30.11.1994 № 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994) (ред от 30.12.2004) (с изм. доп. Вступающими в силу с 10.01.2005;

2. Конституция Российской Федерации (с изм. От 25.03.2004);

3. Приказ Министерства Финансов Российской Федерации от 6 мая 1999г. № 32н Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «доходы организации» ПБУ 9/99;

4. Федеральный зак. от 21.11.1996 № 129-ФЗ (ред от 30.06.2003) «О бухгалтерском учете» (принят ГД ФС 23.02.1996) с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2004;

5. Абрютина М. С., Грачев А. В. Анализ финансово-экономической дея­тельности предприятия: Учебно-практическое пособие. — 2-е изд., испр. — М.; Изд-во «Дело и сервис», 2004.

6. Артеменко ВТ., Белендир М.В. Экономический анализ: Учеб. пособие, 2е издание. М.: Дело и сервис; Новосибирск: Изд. дом Сибирское согла­шение, 2005

7. Балабанов И. Т. Финансовый анализ и планирование хозяйствующего субъекта. -2-е изд. доп. — М.: Финансы и статистика, 2008.

8. Баканов М.И., Шеремет А. Д. Теория экономического анализа. М.: Фи­нансы и статистика, 2000

9. Вахрушина М.А. Бухгалтерский управленческий учет: Учебник для вузов. 2-е изд., доп. И пер. – М:Омега – Л; Высш.шк., 2008;

10. Донцова Л. В. Анализ эффективности производственно-хозяйственной деятельности строительной организации.// Менеджмент в России и за рубежом. №5, 2006

11. Ефимова О.В. Финансовый анализ. М.: Бухгалтерский учет, 2003. Ефимова О. В. Анализ показателей ликвидности.// Бухгалтерский учет №6, 2004

12. Зайцев М. Г. Об оценке эффективности использования оборотных средств предприятия.//Дайджест финансы №8, 2005

13. Каверина О.Д. Управленческий учет: системы, методы, процедуры. – М.: Финансы и статистика, 2004;

14. Карпова Т.П. Управленческий учет: Учебник для вузов. – М.:ИНФРА-М, 2007;

15. Керимов В. Э., Роженецкий О. А. Анализ соотношения «затраты объ­ем — прибыль».//Менеджмент в России и за рубежом №4. 2006

16. Ю.Крейнина М. Н. Цели и задачи финансового менеджмента. //Менеджмент в России и за рубежом №5, 2008

17. Кричевский Н. А. Как улучшить финансовое состояние предприятий. //Бухгалтерский учет №12, 2004

18. Купчина Л. А. Анализ финансовой деятельности с помощью коэффи­циентов. //Бухгалтерский учет №2, 2008

19. Любушин Н. П., Лещева В. Б. Анализ финансово-экономической дея­тельности предприятия: Учеб. пособие для ВУЗов/ Под ред. проф. Н. П. Любушина. — М.: ЮНИТИ — ДАНА, 2007

20. Негашев Е. В. Анализ финансов предприятия в условиях рынка. — М.: Изд — во «Высшая школа», 2007.

21. Прудников А. Г. Анализ финансового состояния предприятия: Лекция/ КГАУ, Краснодар.2001.

22. Трубочкина М.И. Управление затратами предприятия. – М.: ИНФРА-М, 2005;

23. Финансы. Учебник для ВУЗов. Под ред. Н. В. Романовского. — М.: изд — во «Перспектива», 2007.

24. Финансы. Денежное обращение, кредит.: Учебник для ВУЗов / Л. А.Дробоздина, Л.П. Окунева и др.; Под ред. проф.Л.А. Дробоздиной. — М.: Финансы, ЮНИТИ, 2002.

25. Финансы: учебное пособие/ Под редакцией проф. А. М. Ковалевой: 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Финансы и статистика, 2006

источник

Название: Предприятие организация как объект экономического анализа
Раздел: Рефераты по экономике
Тип: реферат Добавлен 09:36:59 09 июня 2011 Похожие работы
Просмотров: 705 Комментариев: 13 Оценило: 2 человек Средний балл: 5 Оценка: неизвестно Скачать
Читайте также:  Как делать анализ на английском