Меню Рубрики

Организация как система системный анализ организации

1. Определение и свойства системы. Классификация систем.

2. Системные свойства организации. Организация как система управления.

3. Системный анализ функционирования организации.

Один из наиболее распространенных взглядов на организацию — системный взгляд.

Система — это некоторая целостность, состоящая из взаимозависимых частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого. Все организации являются системами. Машины, компьютеры, телевизоры — все это примеры систем. Они состоят из множества частей, каждая из которых работает во взаимодействии с другими для создания целого, имеющего свои конкретные свойства. Эти части взаимозависимы. Если одна из них будет отсутствовать или неправильно функционировать, то и вся система будет функционировать неправильно. Например, телевизор не будет работать, если неправильно установлена настройка. Все биологические организмы представляют собой системы. Ваша жизнь зависит от правильного функционирования многих взаимозависимых органов, которые все вместе представляют уникальное существо, каким являетесь вы.

Поскольку люди являются социальными компонентами, наряду с техникой, которые вместе используются для выполнения работы, они называются социотехническими системами. Точно так же, как и в биологическом организме, в организации части ее взаимозависимы.

 Истоки системного подхода

Александр Александрович Богданов в 1913-17-м годах написал книгу о тектологии или всеобщей организационной науке, в которой попытался предложить общую теорию иерархической структуры природы. Его попытка пришлась не ко времени. В 1928-м году Богданов умер, и его книга осталась лежать на библиотечных полках не востребованной.

Попытки продолжить размышления в этом направлении были предприняты на Западе более чем через 35 лет. Сначала Людвиг фон Берталанфи в своих публикациях в 1951-м и 1962-м годах, а затем Уильям Эшби в 1966-м году предложили принципы общей теории систем (Берталанфи Л., 1969). Об организации как о системе писали также Макс Вебер, Талкотт Парсонс и Рассел Акофф, Мильнер Борис З., Гвишиани Д.М., С. Роббинс.

Общая теория систем — это не столько научная теория в традиционном смысле слова, сколько комплекс методологических подходов к обширному классу объектов, объединенных названием «сложные системы» (Шрейдер Ю.А., Шаров А.А., 1982).

Сложность здесь означает не огромное количество составляющих систему компонентов, а сложную организацию изучаемого объекта, многообразие взаимодействий между ее компонентами.

Система тесно связана с понятиями системность, целостность, тотальность, организованность, закономерность.

Система(от греч.- целое, составленное из частей; соединение) — множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство.

По Л.А. Блюменфельду, системой можно назвать такую совокупность элементов, в которой:

1. заданы связи, существующие между этими элементами;

2. каждый элемент внутри системы является неделимым;

3. с миром вне системы она взаимодействует как целое;

4. при эволюции во времени совокупность будет считаться одной системой, если между ее элементами можно провести однозначное соответствие.

Можно добавить также такие свойства системы как:

5. состоит из иерархии подсистем более низких уровней;

6. имеет вертикальные и горизонтальные связи между внутренними элементами и внешним окружением;

7. является подсистемой систем более высокого порядка;

8. сохраняет общую структуру при изменении внешних условий и внутреннего состояния;

9. наличие входных переменных;

10. наличие выходных переменных;

11. внутренняя последовательная или параллельная переработка информации.

Все системы имеют вход, трансформационный процесс и выход.

Существует много различных подходов к классификации систем. Например, классификация может основываться на сложности системы. Выделяют системы материальные и абстрактные, статичные и динамичные, органические и неорганические, открытые и закрытые, и т. д. в зависимости от оснований классификации систем.

В классификации, приведенной ниже, целый ряд более сложных систем опущен, так как не представляет для нас интереса.

1. Морфологические системы. Это системы, которые описываются при помощи сети структурных взаимосвязей (например, типичная организационная схема).

2. Каскадные системы. Они показывают пути прохождения вещества и энергии в системе (например, схема информационных потоков в организации).

3. Системы типа действие — реакция объединяют указанные выше и показывают способ, которым структура привязана к процессу жизнедеятельности (например, наложение информационных потоков на организационную схему).

4. Управляющие системы (transducers)-системы типа 3, в которых основные компоненты контролируются человеком. Мы можем считать некоторую организацию управляющей, или кибернетической, системой, если контроль посредством обратной связи приводит к саморегулированию.

Другой способ классификации основывается на взаимодействии с внешней средой.

1. Изолированная система. Границы такой системы закрыты для экспорта и импорта вещества и энергии (или информации).

2. Закрытая система. Границы ее препятствуют экспорту и импорту вещества, но открыты для энергии (или информации). Часы — знакомый пример закрытой системы. Взаимозависимые части часов двигаются непрерывно и очень точно, как только часы заведены или поставлена батарейка. И пока в часах имеется источник накопленной энергии, их система независима от окружающей среды.

3. Открытая система. Такая система обменивается и веществом, и энергией (информацией) с внешней средой. Кроме того, открытая система имеет способность приспосабливаться к изменениям во внешней среде и должна делать это для того, чтобы продолжить свое функционирование. Все организации являются открытыми системами. Выживание любой организации зависит от внешнего мира.

Кроме того, мы рассматриваем системы или их окружение как статичное или динамичное в зависимости от скорости изменения их характеристик во времени. Адаптивная система может реагировать на изменения среды способом, соответствующим ее обычным действиям. Конечно, это относится к тем изменениям, которые происходят во внешней среде и не касаются внутренних проблем фирмы. Таким образом, мы говорим о релевантной среде, т. е. о событиях или объектах, не связанных с тем, что происходит внутри системы. Иногда употребляют термин “проблемное окружение”. Этот термин уже, чем релевантная окружающая среда, так как охватывает только деятельность покупателей, поставщиков, конкурентов и регламентирующих групп, например правительства.

Экономисты говорят об экономических системах, находящихся в состоянии равновесия, т. е. в состоянии покоя, или отсутствия деятельности. Возможно, к “живым” системам, где переменные скорее остаются в рамках заранее установленных ограничений, чем превращаются в постоянные, больше подходит термин “устойчивые”. О системе, которая функционирует в условиях высокой устойчивости, говорят, что она находится в стационарном состоянии (steady state condition).

Еще одно название адаптивных структур — органические. Оно связано с их возможностями адаптироваться к изменениям в окружающей среде подобно тому, как это делают живые организмы. Органическая структура строится на целях и допущениях, радикально отличающихся от тех, что лежат в основе бюрократии.

Английские ученые-бихевиористы Т. Бёрнс и Г.М. Сталкер провели сравнение органических и бюрократических структур, которые они называли механическими. Ими было отмечено, что в механической структуре проблемы и задачи, с которыми сталкивается организация в целом, разбиваются на множество мелких составляющих по отдельным специальностям. Каждый специалист решает свою задачу как обособленную от остальных. Технические методы и средства решения задач, права и обязанности каждого элемента системы точно определены. Взаимодействие в системе управления происходит, в основном, по вертикали. Производственная деятельность и поведение персонала регламентировано инструкциями и и решениями руководства. При управлении такой организацией, имеющей сложную иерархическую структуру, используется простая система контроля, где информация поступает снизу вверх.

Однако, когда возникают проблемы, которые нельзя разложить на отдельные элементы и распределить между специалистами в соответствии с определенной иерархической ролью, то в этом случае только органические системы позволят адаптироваться к нестабильным условиям. Здесь сотрудники должны будут решать свои задачи в свете задач организации в целом, значительная часть формальных характеристик и должностных обязанностей отпадает: они должны пересматриваться в ходе решения задач. Взаимодействие происходит как по вертикали, так и по горизонтали, как консультации коллег.

Анализируя зависимость успешного функционирования организации от ее структуры, Т.Бернс и Г.М. Сталкер пришли к заключению, что органические структуры больше всего подходят для фирм, которые действуют в быстро меняющейся обстановке, в то время как механистические наоборот — больше подходят для организаций, действующих в условиях, которые меняются довольно медленно. Поэтому адаптивные типы структур нельзя считать в любой ситуации более эффективными, чем механистические. Они представляют собой лишь две крайние точки в континууме таких форм и реальные структуры лежат между ними. Кроме того, бывает, что различные подразделения внутри одной и той же организации имеют разные структуры.

Два основных типа органических структур, используемых сегодня,этопроектные и матричныеорганизации.

2. В первых работах по общей теории систем главное внимание уделялось рассмотрению внутренних элементов и связей между ними, структурам и процессам, обеспечивающим достижение це­лей и получение результата. С позиций системного подхода орга­низация рассматривалась как «любое социально-экономическое образование, обладающее определенной свободой выбора форм де­ятельности и представляющее собой единую организационную структуру, элементы которой взаимосвязаны и совместно функци­онируют для достижения общих целей» (Цыгичко В. Н. Руководи­телю — о принятии решений. М., 1991, с. 9), а управление рас­сматривалось как «свойство системы, стремящейся сохранить свою структуру, упрочить свои внутренние связи» (Бир Ст. с. 322).

По мере усложнения связей организаций с внешней средой ак­цент в работах по системному представлению организаций перено­сится на выявление и описание ее неразрывной связи с внешним миром. В результате сформировались черты модели организации как открытой системы.

Системный подход к организации предусматривает рассмотрение как специфических отдельных элементов организации, так и тех новых свойств и качеств, которые присущи организованной совокупности этих элементов в целом. При этом каждый элемент должен рассматриваться в отношении ко всем другим; изменение в одном из элементов в большей или меньшей мере влияет на все остальные. Следовательно, данный подход к характеристике организации состоит также в выявлении взаимосвязей между элементами системы.

Системные свойства организации:

целостность (целое первично, части вторичны;

воздействие на любую часть влияет на все остальные и т.п.),

эмерджентность (наличие качественно новых свойств целого, отсутствующих у его составных частей),

гомеостазис (восстановление нарушенного равновесия).

Важная особенность организации как системы — ее взаимоотношение с внешней средой (окружением), под которой понимается все то, что находится вне данной организации и оказывает на нее существенное влияние.

В отличие от внутренней среды, выражающей отношения внутренних составляющих системы, для характеристики связи организации требуется точно выделить входы и выходы системы, а также описание компонентов внешней среды, оказывающих существенное влияние на систему. При этом нужно иметь в виду, что внутренняя среда организации находится под сильным влиянием ее окружения. Внутри организации ей отдельные подсистемы могут иметь самостоятельные связи с теми или иными составляющими внешней среды. Организацию как систему характеризует направленность ей функционирования и ее развития. Она служит формой проявления причинно-следственных отношений развития и функционирования системы и выражается в стремлении: к достижению наиболее желательного регулятора деятельности. Сложность организаций обуславливает их многоцелевой характер. Сведение всего многообразия целей к единому измерителю не всегда состоятельно для решения конкретных практических задач. Поэтому приходится рассматривать раздельно крупные классы целей, обусловленных политическими, экономическими, техническими, социальными и другими факторами. Соответственно цели могут быть производственно-экономическими, научно-техническими, социальными и т.п.

Все эти типы целей неразрывно связаны между собой, однако в интересах рациональной организации управления можно только условно • рассматривать их как более или менее обособленные.

Разделение организации как сложной системы на относительно самостоятельные подразделения требует постановки множества специфических целей перед каждым из таких подразделений. Эти цели, взаимно дополняя друг друга, могут иметь различную формулировку, но по социально-экономической сути они не являются противоречивыми.

Организация как система представляет собой также механизм для решения проблем, возникающих в связи с необходимостью достижения определенных целей. Это значит, что ее функции и внутренняя структура должны быть прямо и непосредственно увязаны со структурой целей. Если данная организация является элементом системы более высокого порядка, то она становится в той или иной степени управляемой и контролируемой подсистемой. Так, предприятие может быть подсистемой отделения, которое входит в качестве подсистемы в фирму. Само предприятие может быть системой более высокого порядка по отношению к составляющим его цехам и участкам, которые станут по отношению к нему подсистемами и т.д.

Отсюда цели организаций должны быть увязаны с целями вышестоящих систем. В этом смысле любую цель нижестоящего уровня нужно рассматривать как промежуточную, как средство достижения конечных целей вышестоящей системы. Таким образом, система целей организации образует иерархическую структуру — дерево целей, которое служит важнейшей основой формирования структуры управления.

Структура управления организации характеризуется составом и взаимосвязями подразделений аппарата управления, соотношением полномочий, ответственности и подчиненности между работниками.

Наконец, организации представляют собой самоорганизующиеся, саморегулирующиёся системы, настраивающиеся на достижение целей, которые определяют ее существование. Существование любой системы оправдано до тех пор, пока актуальны цели, во имя которых она создана. Во всякой саморегулирующейся системе можно различить две в известной мере самостоятельные части — подсистему управляющую и подсистему управляемую. Связь, коммуникации между ними осуществляются в виде команд от управляющей подсистемы к управляемой, а от управляемой к управляющей — в виде сообщений об исполнении команд.

Задача управляющей подсистемы — вырабатывать и реализовывать решения, которые обеспечили бы достижение целей, стоящих перед системой. Поскольку в сложной динамической системе состояние взаимосвязи элементов постоянно изменяется, управляющая подсистема должна четко реагировать на эти изменения. Однако и управляемая подсистема не является пассивной. Благодаря обратной связи она побуждает управляющую искать оптимальный вариант решений применительно к реально сложившейся обстановке.

Управление — это процесс воздействия на систему с целью поддержания заданного положения или перевода ее в новое состояние. Любая система управления должна иметь четыре основных элемента:

· вход основной системы (необходимые для обеспечения функционирования ресурсы: сырье, материалы, оборудование, информация, финансы, кадры, энергия и т.п);

· выход основной системы (результаты деятельности: продукция, товары и услуги);

· канал обратной связи (воспринимающее устройство, измеряющее и передающее информацию о состоянии выхода);

Читайте также:  К чаадаеву анализ какой жанр

· блок управления, сравнивающий фактический и заданный выход и в случае необходимости вырабатывающий управляющее воздействие.

Структура системы – совокупность компонентов системы, находящихся в определенной упорядоченности и сочетающих локальные цели для наилучшего достижения главной (глобальной) цели системы. Количество компонентов системы и их связей должно быть минимальным, но достаточным для выполнения главной цели системы.

Цель системы – конечное состояние системы, к которому она стремится в соответствии со структурной организацией.

Процесс системы – совокупность действий по преобразованию входящих ресурсов с целью обеспечения оптимального выхода.

Обратная связь – информация, подаваемая на вход из сферы потребления относительно количества и качества выхода.

Систему управления можно определить как подсистему организации, компонентами которой являются группы взаимодействующих людей: ее функции заключаются в восприятии определенных проблем организации (входов) и последующем выполнении набора действий (процессов), в результате которых вырабатываются решения (выходы), увеличивающие доход от деятельности всей организации (удовлетворение) или оптимизирующие некоторую функцию всех входов и выходов организации.

Понятие подсистемы это важное понятие в управлении. Посредством подразделения организации на отделы, руководством намеренно создаются подсистемы внутри организации. Системы, такие как отделы, управления и различные уровни управления, — каждый из этих элементов играет важную роль в организации в целом, точно так же как подсистемы вашего тела, такие как кровообращение, пищеварение, нервная система и скелет. Социальные и технические составляющие организации считаются подсистемами.

Подсистемы могут, в свою очередь, состоять из более мелких подсистем. Поскольку все они взаимозависимы, неправильное функционирование даже самой маленькой подсистемы может повлиять на систему в целом. Понимание того, что организации представляют собой сложные открытые системы, состоящие из нескольких взаимозависимых подсистем, помогает объяснить, почему каждая из школ в управлении оказалась практически приемлемой лишь в ограниченных пределах. Каждая школа стремилась сосредоточить внимание на какой-то одной подсистеме организации. Бихевиористская школа в основном занималась социальной подсистемой. Школы научного управления и науки управления — главным образом, техническими подсистемами. Следовательно, они зачастую не могли правильно определить все основные компоненты организации. Ни одна из школ серьезно не задумывалась над воздействием среды на организацию. Более поздние исследования показывают, что это очень важный аспект работы организации. Сейчас широко распространена точка зрения, что внешние силы могут быть основными детерминантами успеха организации, которые предопределяют — какое из средств арсенала управления может оказаться подходящим и, вероятнее всего, успешным.

В настоящее время в составе организации как системы управления выделяют следующие подсистемы:

Надо отметить, что систему управления можно рассматривать как с позиции статики, т. е. как некий механизм (организация), так и с позиции динамики — как управленческую деятельность.

Подходы (методология) к управлению включают в себя цели, законы, принципы, методы и функции, технологии управления и практику управленческой деятельности. Основной задачей системы управления организации ставится формирование профессиональной управленческой деятельности.

Процесс управления, как элемент управленческой деятельности, включает в себя: систему коммуникации, разработку и реализацию управленческих решений, информационное обеспечение.

Структура и техника управления являются элементами механизма управления и включают себя соответственно:

· структуру управления организации, во многом определяющуюся по отношению к другим элементам. Структура органов управления и должностей, распределение между ними полномочий и ответственности часто предопределяет технику управления, процесс, методы, функции и схему организационных отношений с учетом профессионализма персонала;

· компьютерную и оргтехнику, мебель, каналы передачи информации (сети связи), систему документооборота. Стройность и действенность системы управления в немалой степени зависит от системы документооборота предприятия. От нее напрямую зависит и число ошибок учета и планирования, и оперативность реагирования на определенное воздействие. На практике все более широкое понимание находит истина, что функциональность организации рабочего места повышает производительность труда работника и управленца не только технически, но и в результате получения ими положительного эмоционального настроя.

Концепция менеджмента по Э.М. Короткову основывается на следующих принципах:

а) принцип органичности (эффект целостности) заключается в том, что свойства любой системы зависят от свойств ее элементов, но при этом не определяются полностью этими свойствами. Свойства системы в целом не сводятся к свойствам ее элементов или сумме этих свойств. Система обладает собственными свойствами, не присущими ни одной из ее элементов. Это свойство очень заметно проявляется в таких понятиях, как эффективность и качество управления;

б) принцип генетической определенности, который требует при решении любой проблемы в процессе управления подходить с позиций ее происхождения, природы, анализировать ее истоки, и последствия. Менеджер чаще должен задавать себе вопросы «почему?» и «что же дальше?»;

в) принцип пространственно-временного существования системы. Он не сводится к пониманию внешней среды как нередко полагают. Все связи, и внутренние и внешние, все элементы существуют в определенных пространственно-временных отношениях, которые влияют на их существование, проявление и функционирование. Это протяженности связей и место элементов системы в этих протяженностях. Проанализируйте структуру системы управления транснациональными корпорациями, изучите динамику коммуникаций при росте и развитии фирмы — и вы получите практическое подтверждение важности этого принципа;

г) принцип историчности или этапности, можно сказать, цикличности существования и развития системы. Этот принцип требует учета тенденций развития системы, предвидение подъемов и спадов в этом развитии, готовности к кризисным ситуациям и рискованным решениям, определения особенностей современного этапа существования системы, и не как отделенного от общей тенденции варианта, а как связующего звена предыдущего и последующих этапов;

д) принцип условности границ системы. Любая система имеет границу с внешней средой, но эта граница имеет условный характер. При этом целостность системы не исчезает. Просто она включается в другую систему, более высокого порядка или больших масштабов. Этот принцип можно назвать «принципом матрешки». В управлении он проявляется в потребности управлять не только внутренними процессами функционирования системы, но, насколько это возможно, и внешними процессами. Именно в таком смысле говорят, что маркетинг -это управление процессами продвижения товаров на рынке. Конечно, внешнее и внутреннее управление различны по методам управления, и по функциям, и по целям. Видеть их различие и связь -очень важная проблема в методологии практического управления;

е) принцип разделения системообразующих и системоразрушающих, их флуктуации, т. е. взаимопереходов, взаимодействия. В функционировании и развитии любой системы объективно существуют и те, и другие факторы. Нельзя построить эффективное управление без соответствующей оценки и понимания этих факторов;

ж) принцип соотносительности. Его содержание заключается в том, что для любой системы необходимо определенное соотношение ее элементов и частей. Это соотношение может меняться, в определенных пределах оно нормативно задано. В управлении большое значение имеют оценки социально-структурных соотношений, соотношений технических средств, видов информации, затрат времени и пр.;

и) принцип коммуникативностизаключается в том, что объект управления — социально-экономическая система существует благодаря связям социально-информационного характера. Коммуникации между людьми в процессах их совместной деятельности определяет функционирование и развитие системы.

Принципы системного подхода должны занимать центральное место в методологии управления, служить связующим звеном методологии и организации управления.

Системный подход – комплексная методология процесса познания, анализа и синтеза, состоящая в том, что, во-первых, исследуемый объект оценивается как целое независимо от рассматриваемого аспекта (технического, экономического, административного), во-вторых, решение частных проблем подчиняется решению проблем, общих для всей системы, в-третьих, познание объекта не ограничивается исследованием лишь механизма функционирования, а расширяется до выявления внутренних закономерностей развития объекта, определения воспроизводственных пропорций и механизма его развития, в-четвертых, в процессе абстрагирования элементы системы, имеющие второстепенное значение в одних условиях, могут оказаться существенными в изменившихся обстоятельствах, в-пятых, процесс и процессор рассматриваются как взаимно обусловленные понятия, изменяющиеся во времени.

Системный анализ — это комплекс исследований, направленных на выявление общих тенденций и факто­ров развития организации и выработку мероприятий по совершенствованию системы управления и всей произ­водственно-хозяйственной деятельности организации.

Системный анализ позволяет выявить целесообраз­ность создания либо совершенствования организации, определить, к какому классу сложности она относится, выявить наиболее эффективные методы научной органи­зации труда, которые применялись ранее.

Системный анализ деятельности предприятия либо организации проводится на ранних стадиях работ по созданию конкретной системы управления. Это обуслов­лено следующими причинами:

• продолжительностью и трудоемкостью работу свя­занных с предпроектным обследованием;

• подбором материалов для проведения исследо­вания;

• выбор метода исследования;

• обоснованием экономической, технической и ор­ганизационной целесообразности;

• разработкой компьютерных программ.

Конечной целью системного анализа является разра­боткаи внедрение выбранной эталонной модели систе­мы управления.

В соответствии с главной целью необходимо выпол­нить следующие исследования системного характера:

1) выявить общие тенденции развития данного пред­приятия и его место и роль в современной рыночной экономике;

2) установить особенности функционирования пред­приятия и его отдельных подразделений;

3) выявить условия, обеспечивающие достижение по­ставленных целей;

4) определить условия, препятствующие достижению целей;

5) осуществить сбор необходимых данных для прове­дения анализа и разработки мероприятий по совершен­ствованию действующей системы управления;

6) использовать передовой опыт других предприятий;

7) изучить необходимые сведения для адаптации вы­бранной (синтезированной) эталонной модели к услови­ям рассматриваемого предприятия.

В процессе системного анализа находятся следующие характеристики:

1)роль и место данного предприятия в отрасли;

2) состояние производственно-хозяйственной деятель­ности предприятия;

3) производственная структура предприятия;

4) система управления и ее организационная структура;

5) особенности взаимодействия предприятия с по­ставщиками, потребителями и вышестоящими ор­ганизациями;

6) инновационные потребности (возможные связи данного предприятия с научно-исследовательскими и проектно-конструкторскими организациями);

7) формы и методы стимулирования и оплаты труда сотрудников

Таким образом, системный анализ начинается с уточнения или формулирование целей конкретной систе­мы управления (предприятия или компании) и поиска критерия эффективности, который должен быть выра­жен в виде конкретного показателя. Как правило, большинство организаций являются многоцелевыми. Множество целей вытекает из особенностей развития предприятия (компании) и его фактического состоя­ния в рассматриваемый период времени, а также со­стояния окружающей среды (геополитические, эконо­мические, социальные факторы).

Четко и грамотно сформулированные цели развития предприятия (компании) являются основой для систем­ного анализа и разработки программы исследований.

Программа системного анализа в свою очередь вклю­чает перечень вопросов, подлежащих исследованию и их приоритетность. Например, программа системного ана­лиза может включать следующие разделы:

• анализ предприятия в целом;

• анализ типа производства и его технико-экономи­ческая характеристика;

• анализ подразделений предприятия, выпускающих продукцию (услуги) — основные подразделения;

• анализ вспомогательных и обслуживающих подраз­делений;

• анализ системы управления предприятием;

• анализ форм связей документов, действующих на предприятии, марщруты их движения и технология обработки.

Каждый раздел программы представляет собой са­мостоятельное исследование и начинается с постанов­ки целей и задач анализа. Этот этап работы является наиболее важным, так как от него зависит весь ход проведения исследований, выбор приоритетных задач и в конечном итоге реформирование конкретной сис­темы управления.

В табл.1 показано, как могут быть увязаны кон­кретные цели и задачи анализа.

Как отмечалось выше, первостепенной задачей сис­темного анализа является определение глобальной цели развития организации и целей функционирования. Имея конкретные, четко сформулированные цели, можно вы­явить и проанализировать факторы, способствующие либо препятствующие скорейшему достижению этих це­лей. Рассмотрим это на конкретных примерах.

Таблица 1. Основные цели и задачи предприятия

Формулировка цели Задачи анализа Примечания
1. Увеличение выпуска конкурентоспособной продукции Изучение рынка сбыта (спрос и предложение) Предпринимается в качестве стратегии развития
2.Повышение рентабельности производства Изучение финансового состояния предприятия Применяется в качестве критерия
3. Обеспечение ритмичности производства Изучение работы производственно-диспетчерского отдела Определение оптимальной величины заделов
4. Повышение обоснованности производственных планов Изучение работы планово-экономического отдела Улучшение планирования
5. Внедрение методов маркетингового исследования Изучение работы отдела маркетинга Расширение отдела маркетинга
6. Обоснование и разработка программы развития предприятия Разработка конкретных бизнес-планов по каждому изделию Улучшение баланса мощностей

На рис..1 приведен пример структуризации выбран­ных целей функционирования предприятия

Рис.1. Фрагмент дерева целей организации

Как видно из рис..1, для реализации цели 1 «Повы­шение эффективности функционирования предприятия» необходимо реализовать как минимум три цели:

1.1.«Внедрение новой техники»;

1.2.«Совершенствование организации производства»;

1.3.«Совершенствование системы управления». Выявив указанные подцели, необходимо исследовать и проанализировать факторы, способствующие их дос­тижению. Рассмотрим их в табл. 2 и 3.

Следует иметь в виду, что для анализа организации на основе системы целей необходимо выявить и сфор­мулировать совокупность всех целей функционирования на каждом уровне системы управления. В таком случае дерево целей будет наиболее полным. Главная задача такой структуризации заключается в том, чтобы довести цель до каждого конкретного подразделения и исполни­теля. Это является залогом успешной реализации функ­циональной стратегии организации.

Таблица 2. Факторы, способствующие достижению целей

Цели
Внедрение новой техники Совершенствование организации производства Совершенствование системы управления
Факторы
1.Наличие финан­совых средств Внедрение новых по­точных линий Совершенствование структуры управления
2. Внедрение новой техники в цехах №1 и №2 Внедрение бригадных форм организации труда Сокращение численности аппарата управления
3. Внедрение прогрессивных технологий Совершенствование оплаты труда Совершенствование технологии подготовки управленческих решений
4.Совершенствование действующих технологий Внедрение прогрессивных норм и расценок Сокращение документооборота

Таблица 2.3.Исследование факторов, препятствующих повышению эффективности производства и управления

Цели
Внедрениеновой техники Совершенствование организации производства Совершенствование системы управления
Факторы
1. Отсутствие финан­сирования на при­обретение новой техники Отсутствие объемных расчетов длявнедре­ния поточных линий Несвоевременность принятия управлен­ческих решений
2. Невыполнение плана внедрения новой техники Оторванность зар­платы от конечного результата Перегрузка отдель­ных структурных подразделений
V Большая энерго­емкость техники Большие простои оборудования Отсутствие персо­нальной ответст­венности за приня­тие управленческих решений
4. Несогласован­ность конструк­торских и техно­логических про­работок изделий Несвоевременная поставка заготовок Отсутствие проце­дур принятия ре­шений
5. Несвоевременность пересмотра норм и расценок Несвоевременность пересмотра должно­стных инструкций
6. Низкая культура производства Отсутствие должно­стных инструкций

В результате проведения системного анализа необхо­димо дать предложения по обоснованию целесообразно­сти рационализации системы управления. На основе та­ких предложений выполняются следующие работы:

1. Принимается решение о внедрении выбранной мо­дели системы управления;

Читайте также:  Простата анализ какие надо сдать

2. Разрабатывается регламентирующая документация;

3. Разрабатывается конечная схема процесса управления;

источник

В результате изучения данной главы студенты должны:

  • • методологические основы моделирования бизнес-процессов;
  • • методики исследования деятельности организаций и учреждений для дальнейшего моделирования их процессов;

• проводить исследование деятельности организации, строить дерево целей, организационную структуру, систему бизнес-процессов организации;

• навыками грамотного и обоснованного выбора конкретных методологий моделирования при решении задач по исследованию деятельности организации.

Ключевые слова: системный анализ, система, внешняя среда организации, дерево целей, организационная структура, основные и поддерживающие процессы, процесс управления, система процессов, модель предприятия (организации), стандарт классификации бизнес-процессов PCF, цепочка добавления потребительской ценности, компонентная модель бизнеса, стандарт описания бизнес-процессов еТОМ, восьмипроцессная модель бизнеса.

Классическая теория систем позволяет рассмотреть организацию как минимум в двух аспектах, а именно:

  • • организацию как систему, а ее процессы как подсистемы;
  • • организацию как подсистему при реализации различных взаимодействий с другими организациями.

В обоих случаях, используя теорию систем, можно посмотреть, каким образом функционирует система и ее составные части, как осуществляется обмен ресурсами между ними.

Система — совокупность связанных между собой и с внешней средой элементов и частей, функционирование которых направлено на получение конкретного результата [1] .

Системный анализ часто используется в процессе планирования и управления деятельности, при выработке и принятии управленческих решений. Он используется в случае, когда необходимо понять, как функционирует организация или ее структурное подразделение.

Применение системного анализа связано с распространением такого метода управления, как программно-целевое планирование, т.е. когда для решения какой- либо проблемы хозяйствующего субъекта (государства, предприятия, организации) разрабатывается программа и выделяются для се реализации необходимые финансовые ресурсы.

Стоит отметить, что впервые методы системного анализа в частном секторе применили в США в 1950-х гг. Но он (системный анализ) также широкое распространение получил и в управлении государственными учреждениями и организациями.

Фундаментом системного анализа является теория систем и системный подход. Однако часто понятие системного подхода подменяется понятием системного анализа, что не является правильным.

Системный анализ предполагает, что изучаемый объект, в данном случае организация, должен рассматриваться как сложная система, состоящая из связанных между собой компонент. Поскольку понятие системы многогранно, в рамках данного учебника будет использоваться следующее определение.

Системный анализ — это совокупность методов и средств исследования сложных, многоуровневых и многокомпонентных систем, объектов, процессов, опирающихся на комплексный подход, учет взаимосвязей и взаимодействий между элементами системы [2] .

Таким образом, можно применить системный анализ при исследовании организации, если мы ее рассматриваем как систему, составные части которой функционируют и взаимодействуют между собой в целях достижения конкретного результата.

Основным инструментом системного анализа организации является построение моделей, отражающих действия и взаимодействия ее структурных единиц (подразделений, сотрудников) как между собой, так и с внешним окружением, направленные на достижение стратегических и тактических целей организации.

Модель предприятия (организации) — это абстракция, которая представляет основные элементы предприятия (организации) и их разложение до любой необходимой степени. Она также устанавливает требования к представлению информации об этих элементах и обеспечивает представление информации, которая необходима для определения требований к интегрированным информационным системам [3] .

Модель предприятия представляет следующие сведения:

  • • об основных функциях и процессах организации;
  • • об информации, которая необходима владельцу и исполнителям от поставщиков процессов;
  • • о состоянии процессов;
  • • о результатах реализации процессов и условиях, при которых они достигаются.

Модель предприятия позволяет осуществлять моделирование процессов последовательно, с учетом их взаимосвязей и влияния друг на друга. Кроме того, это дает целостное преставление о деятельности организации, что позволяет выявить наиболее важные и ключевые ее подсистемы, описать и проанализировать их с необходимой степенью детализации.

В качестве основных свойств, которыми обладает организация как система, можно выделить:

  • • целенаправленность, определяющую поведение системы;
  • • делимость, которая заключается в возможности по определенному принципу разбить систему на совокупность элементов, решающих конкретные задачи;
  • • целостность, т.е. функционирование совокупности элементов системы подчинено достижению одной цели;
  • • сложность — деятельность системы зависит от состояния входящих в нее элементов и их взаимодействия между собой и с внешней средой;
  • • различие элементов, заключающееся в их функциональном разнообразии и в некоторой автономности;
  • • структурированность — наличие определенных связей и отношений между элементами внутри системы, а также распределение элементов по уровням иерархии.

Одной из характеристик системы является также ее противопоставление окружающей среде, под которой понимается все то, что не входит непосредственно в саму систему. В рамках исследования деятельности организации в качестве внешней среды выступает все, что не входит в конкретную организацию. В случае, если рассматривается только одно структурное подразделение предприятия, то средой будет являться все, что выходит за пределы данного структурного подразделения. Например, при изучении деятельности финансового управления организации в качестве внешней среды будут выступать отдел кадров, ИТ-служба и т.п.

При системном анализе деятельности компании необходимо определить границы исследуемого объекта, кроме того, выявить те элементы окружающей среды, взаимодействие с которыми оказывает существенное влияние на деятельность исследуемого объекта. Например, покупка материалов у поставщиков, продажа готовой продукции другой компании холдинга, обмен знаниями с экспертами и научным сообществом, регулирующее воздействие органов государственной власти.

Как правило, объекты, передаваемые системой во внешнюю среду, называют конечными продуктами (продукция, реклама, отходы производства), а поступающие в систему — ресурсами (информация от покупателей, сведения о конкурентах и тенденциях на рынке, материалы и оборудование) (рис. 3.1).

Рис. 3.1. Внешняя среда организации

Любая коммерческая компания или государственное учреждение создастся для достижения конкретного, заранее определенного результата, стратегической цели. Совершенствование бизнес-процессов невозможно без знания основных целей и задач, стоящих перед организацией и ее элементами. Поэтому после определения границ исследуемого объекта, необходимо определить систему целей, в рамках которой он (исследуемый объект) осуществляет свою деятельность.

Под системой целей подразумевается совокупность взаимосвязанных целей. Для одного и того же объекта могут быть приведены различные системы целей, в зависимости от того, с какой точки зрения смотреть, и какие признаки классификации использованы, а именно:

  • • по масштабу: стратегические, тактические и операционные цели;
  • • длительности: долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные цели;
  • • функциям: финансовые, производственные, социальные цели.

Стратегическая цель ОАО «Лукойл» — создание новой стоимости, поддержание высокой прибыльности и стабильности бизнеса, обеспечение акционеров высоким доходом на инвестированный капитал путем повышения стоимости активов компании и выплаты денежных дивидендов [4] .

ФГУП «Почта России» создано в целях «удовлетворения общественных потребностей населения в результатах его деятельности и получения прибыли» [5] .

Цель розничной сети магазинов «Магнит» — обеспечение высокой степени жизнестойкости и конкурентоспособности компании посредством поддержания систем жизнеобеспечения на необходимом уровне, своевременной и качественной адаптации предоставляемой услуги к требованиям изменяющегося правопорядка и приоритетов потребителей [6] .

Для наиболее наглядного описания целей и их иерархии используют дерево целей, в вершине которого главная цель (миссия). Она разветвляется на стратегические цели, а они, в свою очередь, делятся на функциональные цели или стратегические задачи и далее до того уровня детализации, который необходим в рамках описания деятельности исследуемого объекта.

На рис. 3.2 показан пример описания дерева целей.

Рис. 3.2. Дерево целей

В качестве примера можно привести дерево целей энергетической компании «Интер РАО» (рис. З.З) [7] .

Определение целей, внешней среды и границ исследуемого объекта позволит точнее понять деятельность организации и определить позицию, исходя из которой будет происходить анализ бизнес-процессов.

Мри анализе организации как системы после определения ее целей переходят к определению системы процессов.

Рис. 3.3. Дерево целей энергетической компании «Интер РАО»

Для описания деятельности организации разрабатывают се модель. Данный подход позволяет выявить основные элементы компании, необходимые для создания, проектирования и построения предприятия, организации эффективного управления и функционирования компании и для поддержки процессов изменения, реструктуризации, развития компании.

Основной частью данной модели является система процессов, т.е. совокупность всех взаимосвязанных и взаимодействующих процессов организации.

Такое описание процессов организации может осуществляться различными способами. Как правило, формируется структурированный перечень процессов организации или создается модель процессов. Таким образом, формируется некая карта процессов, основной целью которой является предоставление полного описания процессов организации верхнего уровня.

На данном этапе описания системы процессов целесообразно отразить все основные группы процессов. При дальнейшей детализации, учитывая цели анализа, рекомендуется указывать только те процессы, которые дальше будут подвергаться более детальному исследованию и оптимизации.

Для того чтобы составить систему процессов, сначала необходимо выполнить следующие действия:

  • 1) определить:
    • • категории потребителей (внутренних и внешних);
    • • перечень продуктов и услуг, которые предоставляются каждой категории потребителей;
    • • основные цели и задачи бизнеса, в том числе социального, этического, культурного характера;
  • 2) выделить процессы, относящиеся к каждой категории потребителей и типу продукции (услуги);
  • 3) сформулировать цели реализации данных процессов, определить показатели их эффективности и разработать для этих процессов названия (название должно быть уникальным и пояснять назначение процесса).

Сегодня существует большое количество подходов к описанию системы процессов организации, и они все позволяют получить некое целостное представление о функционировании компании. Как правило, в основе любого подхода лежит классическое разбиение процессов организации по функциональному принципу. Различия появляются в способах представления системы процессов, целей се формирования и определении функциональных классов. Как правило, выделяют основные и поддерживающие категории процессов, а также процессы управления и развития.

Более подробно данная классификация процессов была рассмотрена в главе 2.

Цели формирования системы процессов могут быть разными. Как ранее отмечалось, это зависит от многих факторов. Например, для формирования максимально полного списка процессов организации, для получения целостного видения деятельности организации, для выявления процессов, которые должны быть автоматизированы.

В зависимости от целей и задач могут быть использованы те или иные подходы к описанию системы процессов. Наиболее универсальным и полным стандартом иерархического описания бизнес-процессов компании является PCF APQC. Для построения моделей высокоуровневого процессного описания организации используются методологии моделирования бизнес-процессов на основе анализа цепочки добавления потребительской ценности, управления производством еТОМ, а также компонентная модель бизнеса IBM и восьмипроцессная модель предприятия.

источник

Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 03.03.2014 2014-03-03

Статья просмотрена: 6121 раз

Звягин Л. С. Системный анализ как новое направление исследования процессов управления // Молодой ученый. — 2014. — №3. — С. 420-424. — URL https://moluch.ru/archive/62/9628/ (дата обращения: 10.12.2019).

Системный анализ представляет собой комплекс исследований, направленных на выявление общих тенденций и факторов развития организации и развития деятельности по улучшению системы управления и всей производственной и хозяйственной деятельности организации. Системный анализ позволяет выявить целесообразность создания или совершенствования организации. В данной статье отражена конечная практическая цель системного анализа — разработка и внедрение выбранной эталонной модели системы управления.

Ключевые слова: системный анализ, деятельность организации, развитие, система управления, проблема, метод.

System analysis is a complex of research aimed at identifying common trends and factors of development of the organization and development activities for the improvement of the management system and throughout the production and economic activities of the organization. System analysis allows to identify the feasibility of the establishment or enhancement of the organization. In this article reflects the final practical goal of system analysis of the development and implementation of the selected reference model of the control system.

Keywords: system analysis, organization, development, management system, problem method.

1.Сущность современного системного анализа

Системный анализ представляет собой комплекс исследований, направленных на выявление общих тенденций и факторов развития организации и развития деятельности по улучшению системы управления и всей производственной и хозяйственной деятельности организации.

Системный анализ позволяет выявить целесообразность создания или совершенствования организации, чтобы определить, к какому классу сложности она относится с целью выявления наиболее эффективных методов научной организации труда, более совершенных, чем были ранее применяемые.

Системный анализ деятельности предприятия или организации находится на ранних стадиях работ по созданию конкретной системы управления. Это обусловлено следующими причинами:

— продолжительность и объем работ, связанных с рассмотрением предварительного проекта;

— выбор материалов для проведения экспертизы;

— выбор метода исследования;

— обоснование экономической, технической и организационной точек зрения;

— • разработка компьютерных программ.

— Конечная цель системного анализа является разработка и внедрение выбранной эталонной модели системы управления. В соответствии с основной целью необходимо выполнить следующую исследовательскую цепочку, носящую системный характер:

1) выявить общие тенденции развития предприятия и его место и роль в рыночной экономике;

2) определить особенности функционирования компании и ее отдельных подразделений;

3) определить условия, обеспечивающие достижение поставленных целей;

4) создать условия, которые преодолевают препятствия к достижению целей;

5) для сбора данных для анализа и разработки мер по улучшению существующей системы управления;

6) использовать передовой опыт других компаний;

7) изучить информацию, необходимую для адаптации выбранной (синтетической) эталонной модели к условиям бизнеса в данном вопросе.

В процессе системного анализа выявляются следующие характеристики:

1) роль и место компании в отрасли;

2) состояние производственной и экономической деятельности предприятия;

3) производственная структура предприятия;

4) система управления и организационная структура;

5) особенности взаимодействия предприятий с поставщиками, клиентами и вышестоящими организациями;

6) инновационные потребности (возможные отношения компании с научно-исследовательскими и проектными организациями);

7) формы и методы стимулирования и оплаты труда работников

Системный анализ начинается с уточнения или формулирования целей конкретной системы управления (предприятия или компании) и поиска критерия эффективности, который должен быть выражен в виде конкретного показателя. Большинство организаций являются многоцелевыми. Различные цели вытекает из особенностей развития предприятия и его фактического состояния в рассматриваемый период, и окружающей среды (геополитических, экономических, социальных факторов). Четко сформулированные цели развития предприятия (компании) являются основой системного анализа и исследовательской программы развития. Системный анализ в таком аспекте включает в себя перечень вопросов, которые будут исследованы, и выявлен их приоритет.

Читайте также:  Развитие как объект философского анализа

Системный анализ проводимый таким образом может включать в себя следующие разделы:

— анализ производства и его технико-экономических характеристик;

— анализ подразделений компании, производящие товары (услуги) — основные разделы;

— анализ вспомогательных и обслуживающих подразделений;

— анализ системы управления предприятием;

— анализ форм отношений документов существующих на предприятии, на маршрутах их движения и технологии обработки.

Каждый раздел программы является независимым исследованием и начинается с определения целей и задач анализа. Это наиболее важно, так как она определяет весь ход исследования, выбор приоритетов и в конечном итоге реформу конкретной системы управления.

Основной задачей системного анализа является определение глобальных целей развития организации и целей работы. Имея конкретные, четко определенные цели, мы можем определить и проанализировать факторы, способствующие или препятствующие скорейшему достижению этих целей. Для анализа организации на основе системы целей, мы должны определить и сформулировать множество задач на каждом уровне управления. В этом случае, дерево целей будет наиболее полным. Основная задача такого структурирования является приведение цели для каждого конкретного сегмента.

В результате системного анализа необходимо внести предложения по обоснованию целесообразности рационализации системы управления. На основе таких предложений появляются: решение об осуществлении выбранной модели системы управления, разработка регулирующего документа, разработанную для процесса управления схему и цель, разработанную для конкретной компании организационные и технические меры по улучшению управления предприятием, выбираются конкретные прикладные науки на основе методов управления, новая корпоративная культура.

2. Основные подходы в изучении системы управления

Системный подход — это направление методологии научного познания и практической деятельности, основанной на изучении любого объекта как сложной целостной кибернетической социально- экономической системы. В самом общем виде системы понимается как совокупность взаимосвязанных элементов, образующих определенную целостность, некоторое единство. Рассмотрим основные принципы системного подхода, (системного анализа).

1. Целостность, позволяющая рассматривать одновременно систему в целом и в то же время как подсистемы в более высоких уровнях.

2. Иерархическая структура, т. е. существование многих (по крайней мере, два элемента), расположенных на подведомственных уровнях элементов самого низкого уровня. Элементы более высокого уровня для реализации этого принципа хорошо видны на примере любой конкретной организации, как известно, любая организация представляет собой взаимодействие двух подсистем: управление и контроль — один подчинен на другую.

3. Структурирование которое позволяет анализировать элементы системы и их отношения в рамках конкретного организационной структуры. Как правило, процесс функционирования системы обусловлен не только свойствами ее отдельных элементов, как свойств структуры.

4. Множественность, позволяющая использовать многие из кибернетических, экономических и математических моделей для описания отдельных элементов и системы в целом.

Системный подход является более важным для изучения характеристик организации как системы, т. е. характеристик «входа/выхода», «процесса» и характеристик. Системный подход на основе маркетинговых исследований сначала исследуются параметры «выхода», т. е. товары или услуги, а именно, что производить, какие показатели качества, с точки зрения любых расходов, для которых надо определить, в какие сроки продавать и по какой цене. Ответы на эти вопросы должны быть четкими и своевременными. «Выход» в конце должен быть определён конкурентоспособной продукцией или услугами.

Затем надо определить входные параметры, то есть исследовать потребность в ресурсах (материальных, финансовых, трудовых и информационных), которая определяется после детального изучения организационно-технического уровня системы (уровень технологии, особенно организации производства, работа и управление) и параметров окружающей среды (экономической, геополитической, социальной, экологической и др.). И, не в последнюю очередь, важно изучение параметров процесса, превращения ресурсов в готовую продукцию. На данном этапе изучают, в зависимости от объекта исследования и рассматриваемой технологии производства, или технологию управления, её факторы и пути её совершенствования.

Системный подход позволяет нам комплексно оценить любую производственно-хозяйственную деятельность и деятельность системы на уровне конкретных характеристик. Это поможет анализировать любую ситуацию в рамках конкретной системы, определить характер проблемы ввода, обработки и вывода.

Такой подход будет рассматриваться в анализе как внутренней, так и внешней среды организации. Это означает, что мы должны рассмотреть не только внутренние, но и внешние факторы — экономические, геополитические, социальные, демографические, экологические и другие факторы, которые являются важными аспектами при анализировании организаций и, к сожалению, не всегда учитываются. Например, часто социальные вопросы при проектировании новых организаций не учитываются или откладываются. С введением нового оборудования не всегда принимается во внимание показатели эргономичности, что приводит к увеличению рабочих, их утомляемости и в конечном счете к снижению производительности труда. При формировании новых трудовых коллективов должным образом не учитываются социальные и психологические аспекты, в частности, проблема мотивации. Комплексный подход является необходимым условием для решения задачи анализа организации. Для изучения функциональных связей управления и системы управления информацией осуществляется интеграция подхода, суть которого в том, что исследование проводится как по вертикали (между отдельными элементами системы управления) так и по горизонтали (на всех этапах жизненного цикла изделия). Интеграция является ассоциацией субъектов хозяйствования по укреплению взаимодействия всех элементов системы управления конкретной организации. При таком подходе выявляют более сильную связь между отдельными системами организации, более конкретных задач. Например, система управления определяет услуги в подразделениях организации, набор конкретных показателей их деятельности по качеству, количеству, стоимости, ресурсам и срокам и т. д.

Интеграция программных стадий жизненного цикла продукта по горизонтали требует формирования информационной системы и четкого управления, которая должна включать, прежде всего, показатели качества и количества стоимости на всех этапах исследований, проектирования и технологической подготовки производства, а также показатели фактического производства, реализации, эксплуатации и удаления продукта от производства. Эта согласованность показателей жизненного цикла на всех этапах продукта позволяет создать структуру управления, которая обеспечивает работоспособность и гибкость управления.

Интеграция вертикали представляет ассоциацию юридически независимых компаний, направленных на лучшее достижение целей. Это обеспечивается, во-первых, человеческим ресурсом, во-вторых, созданием новых научно- экспериментальных баз, внедрением новых технологий и нового оборудования. Это, в свою очередь, создает условия для улучшения отношений, построенных вертикально между федеральными, муниципальными органами и частными организациями, в частности в производственной и социальной сферах. Эта интеграция обеспечивает наилучший контроль и регулирование в реализации новых указов, постановлений и других нормативных документов. Интеграция дает организациям новые возможности для улучшения их конкурентоспособности за счет расширения сотрудничества. Применение интеграции создает условия для лучшей реализации стратегических задач на всех уровнях в системы управления: уровень холдинга, отдельных компаний и отдельных бизнес-единиц. Сутью системного ситуационного подхода является то, что мотивацией для анализа являются конкретные ситуации, широкий спектр которых существенно влияет на эффективность управления. В этой системе управления подход в зависимости от характера ситуации может изменить любой из их функций.

Объектами анализа в этом случае могут быть:

— структура управления: в зависимости от ситуации и на основе объемных расчетов отдельных структур управления с преобладанием вертикальных или горизонтальных связей;

— стиль управления: в зависимости от профессионализма, выбран номер и личные качества сотрудников, стиль управления, ориентированность на конкретную задачу, или человеческие отношения;

— внешняя и внутренняя среда организации;

— стратегия развития организации;

— технологические особенности производственного процесса.

Маркетинговый подход предполагает анализ организаций, базирующихся на результатах маркетинговых исследований. Основная цель этого подхода заключается в том, что ориентация системы управления на потребителя и реализация этой цели требуется, прежде всего, для улучшения организации бизнес-стратегии, цель которого заключается в обеспечении для организации устойчивого конкурентного преимущества. Маркетинговый анализ направлен на выявление преимуществ и факторов. Как показывает практика исследований, такие факторы включают в себя следующее: качество продукции или услуг, качество управления организации, качество маркетинга, то есть товары соответствуют реальным потребностям населения. Важно рассмотреть конкурентные позиции, т. е. позиции обучающейся организации в отрасли за этот период времени, как в своеобразной конкурентной борьбе. Значение маркетингового подхода заключается в том, чтобы обеспечить организацию всей необходимой информацией, которая позволит держать и поддерживать свои конкурентные позиции в отрасли.

Инновационный подход здесь основан на способности организации быстро реагировать на изменения, диктуемые внешней средой. Это относится к реализации инноваций, новых технических решений, в устойчивом возобновлении производства новых товаров и услуг для более полного удовлетворения потребностей рынка, это так же становится и гарантией успешного функционирования любой организации, что должно иметь место не только наравне с техническим прогрессом, но и впереди него. Внедрение инноваций также требует системного анализа, а именно потенциала организации для осуществления инноваций. Процесс анализа в инновационном подходе является очень сложным и охватывает все этапы жизненного цикла продукции.

1. Анализ возможности проведения научных исследований и опытно-конструкторских работ. Здесь необходимо определить, имеет ли организация достаточно необходимых финансовых ресурсов, так как расходы на разработку инновационных идей и их реализация являются существенным увеличением финансовой интенсивности. Как правило, финансирование предоставляется инвестиционными компаниями, частными и государственными средствами, и в конечном итоге финансируется за счет проекта или новой научной идеи. Финансирование осуществляется в несколько этапов: сначала прикладные исследования, затем наступает время научно-исследовательских проектов и на заключительном этапе — финансирование для массового производства. Поиск авторитетных финансовых инвесторов важен для интенсивного производства, если их нет, то это чревато неопределенностью. Многие инновации не доходят до массового производства в связи с тем, что это просто отвергается на рынке, и финансовый риск здесь достаточно велик. На этом этапе вы должны также рассмотреть, есть ли команда исполнителей, которые будут заниматься разработкой и реализацией инновационных проектов и заботится об их подготовке.

2. Анализ возможности внедрения в производство результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Здесь необходимо определить техническую, организационную и экономическую целесообразность внедрения новой техники или технологии.

3. Анализ возможности внедрения нового продукта на рынке. Особую роль здесь должен играть маркетинговый подход. Вы должны учитывать требования рынка, характер продуктов этого тип, которые пользуются спросом, определить, где они производятся и в каком количестве.

Важную роль играют частный случай конкурентной позиции. Именно на этом этапе анализа вы должны доказать себе бизнес-стратегии организации, от которых зависит продолжительность жизни товара — от первых продаж до насыщения спроса и ухода с рынка. Когда применяется инновационный подход, важно помнить: для того, чтобы успешно конкурировать на рынке, необходимо дать возможность для изобретателей создавать новые вещи, свободно создавать и принести свои изобретения для успешного осуществления. Для этого команде изобретателей нужна творческая свобода: право принимать решения и нести ответственность за конечные результаты.

Суть нормативного подхода заключается в следующем. Анализ любой системы управления с целью ее совершенствования связан с заданным набором ключевых норм, которые регулируют деятельность аппарата компании. Это установлено для каждого из отраслевых стандартов, таких как стандарты управляемости и норм, разработанных дизайнерами. Правила могут иметь цель, функциональную и социальную направленность. Стандарты включают в себя всё, что обеспечивает реализацию определенных целей предприятия. Показатели качества продукции, продуктов и ресурсов, эргономики, надежности и технического уровня производства. Функциональные стандарты, качество и своевременность планов четких организационных единиц, оперативный учет и контроль, строгое распределение функциональных обязанностей в каждом структурном подразделении организации.

Стандарты в социальной сфере должны обеспечить оптимальные условия для развития специальной команды: это обуславливается показателями в области поощрения и защиты труда, достаточности всех сотрудников необходимым техническим оборудованием для успешной работы, необходимостью систематического совершенствования профессионального роста, хорошей мотивированностью, правовыми и экологическими стандартами. Нормативный подход в анализе требует рассмотрения всей совокупности стандартов для управления ресурсов, процессов и продуктов. Целью поведенческого подхода является создание необходимых условий для реализации творческих способностей каждого сотрудника для реализации собственной значимости в управлении организацией. Важно для менеджеров стало и изучение различных поведенческих подходов, которые рекомендуют совместное управление и исследование возможностей их применения в системном анализе организации. Хорошо подобранный коллектив единомышленников, способных понять и реализовать идеи своего руководителя — это является самым важным условием для экономического успеха.

Поэтому, как итог стоит отметить::

1. Чтобы определить специфику работы организаций, необходима разработка мероприятий по совершенствованию производственно-хозяйственной деятельности и внедрение прикладного системного анализа.

2. Основной целью системного анализа в организации является разработка и внедрение такой системы управления, которая выбрана в качестве эталона, соответствующего всем требованиям оптимальности.

3. Системный анализ в компании носит комплексный характер и основан на наборе подходов, применение которых говорит о том, что необходимо провести анализ и получить желаемые результаты.

4. Для успешного анализа необходимо выбрать команду экспертов, знакомых с методами экономического анализа и организации производства.

1. Аверьянов А. Н. «Система: философская категория и реальность». — М.: 1976.

2. Валуев С. А. «Системный анализ в экономике и организации производства». — М.: 2001.

3. Игнатьева А. В., Максимцов М. М. «Исследование систем управления». — М.: 2002.

4. Анфилатов В. С., Емельянов А. А., Кукушкин А. А. Системный анализ в управлении: учеб. пособие /Под ред. А. А. Емельянова. — М.: Финансы и статистика, 2003. — 368 с.

5. Камионский С. А. «Менеджмент в российском банке: опыт системного анализа и управления». — М.: 2003.

6. Лавриенко В. Н., Путилова Л. M. «Исследование социально-экономических и политических процессов». — М.: 2004.

7. Клейнер Г. Б. Стратегия предприятия. — М.: Дело, 2008. — 568 с.

8. Тарасенко Ф. П. Прикладной системный анализ: учебное пособие. — М.: КНОРУС, 2010. — 224 с.

9. Дрогобыцкий И. Н. Системный анализ в экономике: учебник. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. — 423 с.

источник