Меню Рубрики

Организация как объект социологического анализа

Понятие «организация» употребляется в нескольких значениях:

• как упорядоченность какого-то объекта: тогда под организацией понимаются определенные структуры, строение и тип связей как способ соединения частей в целое;

• как организационная деятельность: организация — это процесс, включающий в себя распределение функций, налаживание устойчивых связей, координацию; в этом смысле понятие «организация» совпадает с понятием «управление», хотя и не исчерпывает его;

• как искусственное объединение людей для решения каких-либо задач.

Существует множество определений организации, из которых обычно выделяется концепция организации как рациональной системы, или системы, направленной на достижение цели.

Можно выделить четыре направления в определении организации:

► в соответствии с теорией К. Барнарда организация — это такой вид кооперации людей, который отличается от других социальных групп сознательностью, предсказуемостью и целенаправленностью. К. Барнард и его последователи уделяли внимание в основном совместным действиям людей, их кооперации, а уже потом необходимости достижения целей;

► другое направление лучше всего характеризует точка зрения Д. Марча и Г. Саймона, согласно которой организация — это сообщество взаимодействующих человеческих существ, являющееся самым распространенным в обществе и содержащим центральную координационную систему. Высокая специфичность структуры и координации внутри организации отличают ее от диффузных и неупорядоченных связей между неорганизованными индивидами. Все это делает организацию похожей на отдельный сложный биологический организм;

П. Блау и У. Скотт представляют третье направление в определении организации. В этом направлении указывается основная, по их мнению, характеристика сложившейся организации — то, что она для достижения специфических целей должна быть формализована, обладать формальной структурой;

► по мнению А. Этциони, организация — это социальные объединения (или человеческие группы), сознательно конструируемые и реконструируемые для специфических целей. Основной упор здесь делается на сознательное членство в организации и сознательное действие ее членов.

Организация в социологии выступает в качестве «клетки» экономического, культурного или социально го института, в форме предприятия, учреждения, органа власти и др.

Социальная сущность организации проявляется в реализации своих целей через достижение личностных. Без этого союза между целым и элементами нет организации как системы. Люди будут объединяться и работать в организации только тогда, когда будут получать то, что нужно каждому из них, т.е. доход, общение, реализацию своих способностей, а также профессиональное продвижение.

Таким образом, можно говорить об организации как о социальной системе, элементами которой являются люди, группы, коллективы. Вместе с тем, любая организация сама является элементом общественной системы. Общество можно рассматривать как систему организаций. Они вместе с семьями являются самыми распространенными формами человеческой общности, первичными ячейками социума.

Организация выполняет роль посредника между человеком и обществом, а социальная жизнь организации — это постоянное разрешение противоречий между интересами личности, организации и общества.

С социологической точки зрения социальная структура формальной организацииопределяется ее ценностно-нормативными стандартами, регулирующими размещение и взаимосвязь социальных позиций (должностей) с присущими им ролевыми предписаниями. Характерной особенностью социальной структуры организации является обязательная иерархическая упорядоченность социальных позиций, позволяющих координировать социальные позиции различных уровней с присущим им кругом прав и обязанностей. На базе этой иерархии возникает своеобразная лестница должностных зависимостей, предполагающая обязательную подчиненность низших звеньев персонала высшим. Кроме того, социальные позиции и роли, из которых складывается социальная структура организации, отличается весьма строгой и однозначной нормативной регуляцией, предписывающей каждому члену общества строго очерченный круг должностных обязанностей и соответствующий уровень ответственности.

Обязательным условием институционализации является формирование системы социального контроля, состоящего из совокупности различных санкций, предусматривающих наказание за неточное, небрежное и неправильное выполнение должностных обязанностей членом организации (например) устное замечание, выговор, вплоть до увольнения с работы). Позитивные санкции (благодарность, материальное поощрение, создание благоприятных условий трудовой деятельности и т.п.) направлены на то, чтобы поощрять и стимулировать правильное и инициативное выполнение должностных обязанностей и ролевых предписаний.

Одним из условий успешного функционирования организации является возможность служебной карьеры для ее членов, так называемая «вертикальная мобильность» или успешное продвижение по иерархической лестнице служебных должностей. Следует отметить, что современный работник должен постоянно повышать свою квалификацию. Во-первых, это дает возможность персоналу постоянно обновлять свои знания и профессиональные навыки в соответствии с меняющимися условиями производства, а во-вторых, повышение квалификации выступает непременным условием служебной карьеры, или просто «соответствия должности».

Другим важным условием эффективного функционирования формальной организации является налаживание системы коммуникаций, т.е. взаимосвязь потоков информации, циркулируемой между различными звеньями организации. Коммуникация необходима для принятия управленческих решений и рациональной координации деятельности людей. Взаимный обмен информацией между различными звеньями организации является важнейшим условием, средством делового общения и социального взаимодействия членов организации.

В социологической литературе существует множество подходов к построению типологий организаций.

В первом, традиционном, выделяют три вида:

а) предприятия и фирмы (производственные, торговые, обслуживающие);

б) учреждения (финансовые, культурные, научные, управленческие, образовательные, медицинские);

в) общественные организации (религиозные, профсоюзные, добровольные).

Второй подход — это деление организаций на основе общественных отношений: экономические, социальные, культурные и управленческие (государственные, политические и общественные). В каждом из этих типов есть существенное сходство, определяющее близость целей и функций организаций. Так, в учебнике М.С. Комарова выделяются два класса организаций – административные и общественные.

Первые делятся на ряд отдельных типов:

1) промышленно-хозяйственные, а также финансовые (банки и др.);

2) административно-управленческие — органы государственного управления различных уровней;

3) научные и исследовательские организации;

4) учреждения культуры и досугового обслуживания населения (кино, театры, филармонии и др.).

К общественным относятся политические партии и добровольные общественные организации, творческие союзы, различного рода ассоциации и др.

Американский социолог А. Этциони подразделяет все организации на три основные группы:

добровольные, члены, которых объединяются на добровольной основе (политические партии, профсоюзные союзы, клубы, религиозные объединения и др.);

принудительные, членами, которых становятся принудительным путем (армия, тюрьмы, психиатрические лечебницы и др.);

утилитарные, члены, которых объединяются для достижения общих и индивидуальных целей (предприятия, фирмы, финансовые структуры и др.).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Только сон приблежает студента к концу лекции. А чужой храп его отдаляет. 8883 — | 7569 — или читать все.

195.133.146.119 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

источник

Социальная группа как объект социологического изучения. Виды социальных групп

Общество представляет собой совокупность самых разных групп: больших и малых, реальных и номинальных, первичных и вторичных.

Социальная группа – это совокупность людей, имеющих общие социальные признаки, выполняющих общественно необходимую функцию в общей структуре общественного разделения труда и деятельности.

Такими признаками могут быть пол, возраст, национальность, раса, профессия, место жительства, доход, власть, образование и т. д.

Первые попытки создания социальной теории групп были предприняты в XIX – начале XX вв. Э. Дюркгеймом, Г. Тардом, Г. Зиммелем, Л. Гумпловичем, Ч. Кули, Ф. Теннисом.

В обыденной жизни понятию «социальная группа» даются самые различные толкования.

В одном случае этот термин применяется для обозначения сообщества индивидов, физически и пространственно находящихся в одном месте.

Примером такого сообщества могут быть индивиды, находящиеся в определенный момент на определенной площади или проживающие на одной территории. Такое сообщество называют агрегацией.

Агрегация – это некоторое количество людей, собранных в определенном физическом пространстве и не осуществляющих сознательного взаимодействия.

Значимость социальной группы для индивида заключается прежде всего в том, что группа – это определенная система деятельности, заданная ее местом в системе общественного разделения труда. В соответствии с местом в системе общественных отношений социологи выделяют большие и малые социальные группы.

Большая группа – это группа с большим числом ее членов, основанная на различных типах социальных связей, не предполагающих обязательных личных контактов. Большие социальные группы, в свою очередь, также можно разделить на несколько видов.

Номинальные группы – совокупность людей, выделяемая для целей анализа по какому-нибудь признаку, не имеющему социального значения. К ним относятся группы условные и статические – некоторые конструкции, используемые для удобства анализа.

Если признак, по которому выделяются группы, выбран условно (например, высокие или низкие), то такая группа является чисто условной, если признак существенный (профессия, пол, возраст) – она приближается к реальным.

Реальные группы – это такие общности людей, которые способны к самодеятельности, т. е. могут действовать как единое целое, объединены общими целями, осознают их, стремятся к их удовлетворению совместными организованными действиями. Это группы типа класса, этноса и другие сообщества, которые образуются на основе совокупности существенных признаков.

Большие социальные группы редко выступают в качестве объекта социологических исследований, что обуславливается их масштабом.

Гораздо чаще в качестве элементарной частицы общества, сосредотачивающей в себе все виды социальных связей, выступает малая социальная группа.

Малая социальная группа – это небольшое число людей, которые хорошо знают друг друга и постоянно взаимодействуют. Г. М. Андреева определяет этот феномен как группу, в которой общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов.

Таким образом, главным группообразующим фактором в данном случае выступает непосредственный личный контакт. Малая группа имеет ряд отличительных признаков:

1) ограниченное число членов, как правило от 2 до 7 человек, но не более 20;

2) члены малой группы находятся в непосредственном контакте, взаимодействуя в течение определенного времени;

3) каждый из членов группы взаимодействует со всеми членами;

4) принадлежность к группе побуждается надеждой найти в ней удовлетворение личных потребностей;

5) члены группы имеют общие цели, как правило, они вырабатывают общие правила, стандарты, нормы и ценности.

Существует две исходных формы малой группы: диада и триада.

Диада – это группа, состоящая из двух человек, характеризующаяся более интимными отношениями, например, пара влюб-ленных. Триада – активное взаимодействие трех человек, для которых менее характерны эмоциональность и интимность, но в большей степени развито разделение труда.

Существуют различные подходы к классификации малых групп. В рамках одной из них принято выделять первичные и вторичные группы.

Первичная группа – разновидность малой группы, отличающаяся высокой степенью солидарности, близостью ее членов, единством целей и деятельности, добровольностью вступления и неформальным контролем над поведением ее членов, например, семья, группа сверстников, компания друзей и т. д. Впервые термин «первичная группа» ввел в научный социологический оборот Ч. Кули. Автор рассматривал его как элементарную клеточку всего социального организма.

Изучение первичных групп важно в силу их огромного влияния на нравственное и духовное воспитание человека. Стереотипы, вырабатываемые в таких группах, становятся частью культуры, моральными постулатами и ролевыми установками для огромного количества людей.

Вторичная группа – это социальная группа, социальные контакты и отношения между членами которой носят безличный характер.

Эмоциональные характеристики в такой группе отходят на второй план, а на первый выходит способность осуществлять определенные функции и достигать общей цели. Вторичной группой можно назвать социальные общности, связанные между собой внешней связью, которая, однако, оказывает существенное влияние на их поведение.

В классификации малых групп выделяют также референтные группы. Референтная группа – это реальная или воображаемая группа, с которой индивид соотносит себя как с эталоном и на нормы, цели, ценности которой он ориентируется в своем поведении и самооценке. Разработка этого социального явления были проведены американским социологом Г. Хайменом. В ходе исследований он выяснил, что каждый человек включает себя сразу в несколько референтных групп, хотя и не принадлежит им формально.

При рассмотрении малых социальных групп принято выделять также группы членства – группы, к которым индивид реально принадлежит. В обыденной жизни нередки случаи, когда между группами членства и референтными группами возникает ценностный конфликт. Результатом этого может стать разрыв межличностных связей, что грозит разрушением социальной группы. В современном обществе такие явления имеют значительные масштабы.

Прежде всего это связано с развитием информационных технологий. Официальная мораль, если она не поддерживается в средствах массовой информации, отвергается в процессе социализации.

Организация как объект изучения социологии

Понятие «организация» употребляется в нескольких значениях:

1) как упорядоченность какого-либо объекта; тогда под организацией понимаются определенные структуры, строение и тип связей как способ единения частей в целое;

2) как вид деятельности; организация – это процесс, включающий распределение функций, налаживание устойчивых связей, координацию;

3) как искусственное объединение людей для решения каких-либо задач.

В западной социологической мысли организация представляется как произвольное соглашение людей, которые объединились в процессе работы, распределив и закрепив за каждым членом организации определенную функцию для наиболее эффективной деятельности всей организации в целом.

У всех объединившихся людей предполагается наличие общих интересов, а в идеальном типе организации – совпадение целей организации с целями каждого ее члена.

Отличительными характеристиками социальной организации является определенная структура социальных отношений индивидов и система распределяемых ими верований и мотивирующих ориентаций.

Можно выделить четыре подхода к определению организации:

1) организация – это сообщество взаимодействующих человеческих существ, являющееся самым распространенным в обществе и содержащим центральную координационную систему, что делает организацию похожей на сложный биологический организм (Д. Марч и Г. Саймон);

2) организация – это такой вид кооперации людей, который отличается от других социальных групп сознательностью, предсказуемостью и целенаправленностью (К. Барнард);

3) организация для достижения специфических социальных целей должна быть формализована, обладать формальной структурой (П. Блау, У. Скотт);

4) организация – это социальное объединение (человеческие группы), сознательно конструируемое и реконструируемое для специфических целей (А. Этциони).

В западной социологии можно выделить несколько основных подходов к анализу организаций.

Рациональный подход. В рамках этого подхода организация мыслится как «инструмент» рационального средства достижения четко поставленных целей.

Организация в данном случае рассматривается как совокупность отдельных самостоятельных частей, способных изменяться и заменять друг друга, не нарушая при этом целостности системы. Сторонники этого подхода, представителем которых является М. Вебер, не придают значения неформальным отношениям между членами организации.

Естественная модель. Организация – некий организм, которому присущ органический рост, стремление к продолжению своего существования и сохранению равновесия системы. Согласно данной модели организация может продолжать свое функционирование даже после успешного достижения своих целей. Для представителей этого направления главной задачей является поддержка равновесия организации.

Читайте также:  Как делать анализ на английском

Большое внимание уделяется неформальным отношениям в организации.

Концепция «организации-машины», разработанная французским инженером и исследователем А. Файолем, отмечает безличность организации и формально-рациональные отношения между рабочими и четкую иерархию управления. При этом задача организации заключается в том, чтобы осуществлять контроль, координацию и планирование работы разных звеньев организации. Таким образом, человек рассматривается как элементарная клеточка в системе управления.

Интеракционистская модель рассматривает социальное взаимодействие и коммуникцию как фундаментальные процессы любой организации.

Положительной стороной этой модели является утверждение о невозможности строго рационального и формального построения организации, в которой работают живые pчеловеческие личности со своими интересами, потребностями, ценностями, которые не могут не влиять на процесс выполнения ими их функций. Поэтому необходимо принять ограниченность рациональной модели и невозможность полной формализации поведения людей.

Итак, существует множество определений организации, из которых обычно выделяется концепция организации как рациональной системы, направленной на достижение целей. При этом социальное взаимодействие в организации является составной частью общего процесса социального взаимодействия в обществе в целом и поэтому нельзя изолировать члена организации от общества, необходимо видеть в нем человеческую личность со своими интересами и потребностями.

На исследование организаций в общественной социологии наложила отпечаток господствующая идеология. Долгое время отечественные социологи преимущественно изучали социологию труда, малых групп, социальное планирование, не проводя исследований в области управления организаций. Только с началом проведения социально-экономических и политических преобразований в 80—90-е гг. XX в. появилась потребность в исследовании управленческого характера организаций.

источник

Управление организациями, социальные инновации в организациях представляют достаточно специализированные области социологии, поэтому мы остановимся лишь на анализе строения деловых организаций.

Формальная организация. Когда человек попадает в любую производственную организацию, он застаёт уже сложившуюся сеть различных отношений и норм. Ему предписывается определённая функция, режим исполнения этой функции, предусмотрены нормы отношений с другими работниками, его знакомят с критериями оценки деятельности (премии, наказания). Таким образом, работник оказывается включённым в сложную систему статусов, норм, правил, которые называются формальной организацией.

Формальная организация включает в себя ряд элементов:

· Разделение труда. В организации разделение труда выступает в виде должностной иерархии. Должностные функции образуются по принципу руководства — подчинения и по сходству функциональных задач.

· Система коммуникаций. Это основные каналы движения деловой информации, средства служебного общения.

· Нормы и образцы служебного поведения. Это стимулы, награды и другие регуляторы деятельности.

Задачи формальной организации:

ü Главная задача — соединение людей со средствами и целями труда. Сами по себе средства труда неподвижны, они становятся производительными, будучи включены в социальные отношения. Кроме того, каждый человек имеет свои индивидуальные цели, а организация соединяет их в единое целое, подчиняя цели организации.

ü Повышение эффективности за счёт ограничения разнообразия в деятельности организации. Такое ограничение сводит к минимуму поиски методом проб и ошибок, вероятность риска, хотя иногда именно наличие местных ограничений вызывает дисфункции. Проблема здесь — в выборе оптимального уровня. С одной стороны, необходимо регламентировать максимально большое число ситуаций, с другой — чем большее число конкретных ситуаций попадает под них, тем они абстрактнее. Это может вести к бюрократизации организации.

ü Координация деятельности членов организации, благодаря которой возникает синергетический эффект.

ü Предвидение, т.е. создание системы долгосрочных целей, последовательности решения задач и т.п. Конечно, предвидение имеет границы.

Внеформальная организация.Этот термин ввёл в научный оборот американский социолог Р.Дабин. Он предложил понимать под внеформальной организацией спонтанно развиваемую членами данной организации систему связей, отношений, деятельности, направленную на решение организационных задач способами, отличными от формально предписанных.

Внеформальная организация возникает незапланированно, существует параллельно с формальной, её деловое содержание совпадает (или расходится) с целями формальной организации. На практике часто внеформальная организация обнаруживается при социометрическом исследовании. Анализ вопросов: «От кого вы главным образом получаете служебные задания?», «К кому вы обращаетесь, когда возникает неясность в работе?» — позволяет выявить функциональную недостаточность формальной организации, обнаружить внеформальные связи, компенсирующие дисфункции формальных.

Социально-психологическая организация. Всякая социальная организация является также специфической формой общения. В отличие от внеформальной организации, имеющей функциональную направленность, эта система коммуникаций не имеет производственного содержания. Если внеформальная организация взаимодействует с формальной, дополняет её, то неформальная основана на личностном выборе и симпатиях. В качестве элементов социально-психологической организации можно выделить лидерство, престиж и сентименты.

Под лидерством в социологии и социальной психологии понимается не столько совокупность личностных качеств человека, сколько функция социальной среды, малой группы. Тип и характер лидерства меняются в зависимости от конкретной группы и содержания деятельности. В одной группе человек не проявляет себя как лидер, а в другой — становится им.

Престиж также рассматривается как элемент межличностных отношений. Он представляет собой шкалу признаний, которыми среда организации наделяет каждого из её членов. Основу для определения престижа составляют ценности, исповедуемые данной группой. Определённая социальная позиция не закрепляется за членом группы навсегда, так как он может передвигаться по шкале престижа. Может меняться и сама шкала. Высшей позицией на шкале престижа является позиция лидера.

Под сентиментами обычно понимаются первичные взаимные предпочтения членов организации. Они выступают в виде симпатий и антипатий.

Социально-групповая структура организации.В производственную организацию входят определённые социальные группы. К ним относятся административные группы: бригады, работники отделов, цехов и т.п. Можно выделить профессиональные группы инженеров, токарей и т.п. Социально-классовые группы обычно представлены интеллигенцией, служащими, рабочими, собственниками предприятия. В социально-демографические группы организации входят мужчины, женщины, молодёжь, работники предпенсионного возраста и т.п.

Социотехническая структура организации.В социотехнической подсистеме работник выступает как рабочая сила, как элемент технологического процесса. Трудовое поведение членов организации обусловлено режимом работы механизмов. Однако возникающая при этом производственная связь уже носит социальный характер. Техническая организация составляет основу функционирования социальной организации, определяет социальную стратификацию внутри предприятия. Он неё зависит профессионально-квалификационный состав коллектива. Низкий уровень технической организации ведёт к применению малоквалифицированного труда, наукоёмкие производства требуют работников высокой квалификации. Социологи Тавистокской школы пришли к выводу, что при традиционной системе добычи угля каждое рабочее место представляет собой изолированный забой. И производительность труда оказывается ниже, чем при использовании концепции сложного шахтёра — саморегулирующейся организации шахтёров, где забойщики сами выбирают себе напарников, а общую зарплату делят между собой. При достижении высшего уровня механизации (использовании комбайнов) и этот способ социотехнической организации был преодолён. Заработал принцип самоорганизации, функции менеджера (планирование, контроль) пришлось делегировать шахтёрам.

Организации требуют адекватных методов социологического исследования. Прикладная социология во всём мире развивалась как исследовательская дисциплина, в основном опросная. Совсем другое дело — выработка решений по этим исследованиям. Именно в этом заключается особенность социологии деловых организаций. Исследование представляет собой диагностику организации и разработку решения — следствия диагностики.

Традиционное социологическое интервью исключает влияние интервьюера на респондента. В диагностическом интервью социолог — активный участник опроса, он намеренно проблематизирует высказывания работника организации. Например: «Я слышал, в соседнем отделе есть другое мнение», «В ваших рассуждениях я вижу противоречие», «Я мог бы вам возразить» и т.п.

Одной из задач социолога является разработка социальных технологий «лечения» дисфункций организации. Для этого разрабатывается комплекс методов улучшения организации труда, оптимизации общения. Социальные технологии делят на четыре группы:

o Кабинетные технологии, когда социолог анализирует у себя «в кабинете» информацию о деятельности предприятия и вырабатывает собственные предложения по улучшению его работы;

o Лабораторные технологии, т.е. искусственно создаваемые условия взаимодействия людей с целью получения нового знания (практические деловые игры, эксперименты);

o Полевые технологии, т.е. то, с чем социолог приходит в организацию для решения проблем клиента (диагностические интервью, групповые дискуссии);

o Передаваемые технологии, т.е. готовые схемы решений, которые можно продемонстрировать работникам, и они начнут ими пользоваться.

Разновидностью деятельности социолога является также управленческое консультирование.

источник

Понятие «организация» часто используется в повседневной практике, причем в это понятие вкладывается самое различное содержание. Три самых распространенных значения термина «организация» дает А.И. Пригожин.

Во-первых, организация обозначает некоторую деятельность по выработке новых норм, налаживанию устойчивых связей, координа­ции усилий отдельных членов социальной группы. Такая деятельность лучше всего характеризуется словом «организовывание». Ее можно определить также как деятельность, направленную на достижение эф­фекта синэргии путем обеспечения условий для согласованных дейст­вий, кооперации и интеграции индивидов в группе.

Во-вторых, организация часто понимается как атрибут какого-либо объекта, его свойство иметь упорядоченную структуру. Это зна­чит, что социальный объект имеет некоторое внутреннее строение и состоит из частей, связанных определенным образом. Обычно термин «организация» в этом смысле применяется для различения организо­ванных и неорганизованных структур. В частности, говорят, что какая-либо группа организована, если в ней существуют устойчивые социаль­ные роли (т.е. каждый выполняет свою часть общего дела), правила, регулирующие поведение людей, а также упорядоченные связи с окру­жающими группами.

В-третьих, под организацией понимается искусственно создан­ная социальная группа институционального характера, выполняющая определенную общественную функцию.

Все три значения понятия «организация» тесно связаны между собой. Всякая организованная группа (третье значение термина) фор­мируется в ходе ее «организовывать», т.е. деятельности по созданию ее внутренней структуры, системы коммуникаций, культурных особен­ностей, условий деятельности, а также по распределению социальных ролей (например, роли руководителя, координатора, коммуникатора, исполнителя и т.д.).

Выделяют две специфические черты, отличающие организации от других видов социальных групп.

Во-первых, организации — это прежде всего социальные группы, ориентированные на достижение взаимосвязанных и специфических целей. Каждая организация целесообразна в том смысле, что действия ее членов определенным образом скоординированы для до­стижения общего для нее результата во вполне определенной области человеческой деятельности. Так, предприятие существует для обеспечения выпуска конкретной продукции, политическая партия — для реализации политической программы, больница — для лечения боль­ных.

Во-вторых, организации — такие группы, которым свойственна высокая степень формализации их внутренней структуры в том смысле, что правила, регламентация, распорядок охватывают практически все сферы поведения ее членов. Эти правила ясно и точно сформули­рованы и охватывают все роли и ролевые связи, предписывают ролевые действия независимо от личностных качеств индивидов, занимающих те или иные позиции в структуре организации. Директор, его замести­тели и помощники или рядовые исполнители — все они подчинены правилам, определяющим их обязанности, взаимоотношения на служ­бе и субординацию независимо от личностных качеств.

На основании перечисленных основных специфических черт можно дать следующее определение организации: организация — это социальная группа, ориентированная на достижение взаимосвязанных специфических целей и формирование высокоформализованных струк­тур на основе специализации или разделения труда.

В соответствии с общей теорией систем под системой понимается некоторое сложное целое, обладающее ярко выраженными границами и относительно независимыми составляющими, связанными между собой так, что изменение положения или состояния одной части с неизбежностью приводит к изменению состояния других частей.

Таким образом, основой системного подхода является признание целостности сложных объектов, его границ и наличия у него внутрен­них и внешних связей. Общая теория систем распространяет эти основ­ные признаки на все системные объекты реального мира. При этом наличие у всех системных объектов подобных свойств называется изо­морфизмом.

Обобщая все теоретические концепции, выдвигаемые в рамках общей теории систем, можно сформулировать ряд основополагающих принципов [113. С. 45].

1. Необходимым условием существования действующей системы является наличие связей между отдельными системными единицами, что позволяет этим единицам при наличии определенных условий всту­пать во взаимоотношения. Из этого положения следует, что система представляет собой некоторое сложное (по внутреннему строению) целое, которое невозможно разделить на полностью независимые эле­менты.

2. Свойства системы в целом отличаются от свойств ее отдельных элементов, но определяются (детерминируются) этими свойствами.

3. Система как целое может оказывать влияние на свойства и пози­ции отдельных элементов, изменяя их в определенном направлении.

4. Существенное изменение свойств ряда системных элементов может привести (после накопления изменений и перехода количества накопленных изменений через определенную грань) к качественному изменению всей системы. Результатом такого качественного измене­ния может быть либо регресс — упрощение внутренней структуры, либо появление системы более высокого уровня, т.е. усложнение струк­туры системных единиц.

5. Любая система создает границы в отношении собственных системных единиц, отделяясь, таким образом, от внешнего окружения.

6. В отношениях системы и внешнего окружения действует прин­цип энтропии (в рамках второго закона И. Ньютона), в соответствии с которым система стремится выравнять свое состояние (энергия, ресур­сы и т.д.) с внешним окружением.

7. Любая система иерархична, т.е. в ней существуют системные единицы различных уровней. При этом невозможно говорить о системе самого высокого уровня (предельной системе) и системе предельно малого уровня.

В ходе изучения организаций в рамках системного подхода выяснилось, что социальная организация как сис­тема обладает рядом специфических свойств, которые отличают ее от других систем (биологических, технических и т.д.). Но системно-тео­ретические исследования организаций и процессов управления с пози­ций общей теории систем оказались неэффективными в силу отвлечен­ного характера общесистемных концепций.

Рассматривая организацию в целом с привлечением системного подхода, действительно можно сказать, что она, как и всякая система, представляет собой порядок, обусловленный планомерным, правиль­ным расположением частей в целом, определенным взаимосвязями частей. Однако организация обладает специфическими, присущими только ей свойствами. В связи с этим возникла необходимость разра­ботать специальную теорию систем применительно к организациям. Американский ученый Дж. Миллер определил следующие главные элементы системной модели организации:

· организация представляется как «упорядоченность подсистем и компонентов в трехмерном пространстве в данный момент времени»;

· организация может рассматриваться как сложный процесс, осно­вой которого являются все изменения материальных объектов и ин­формации;

· в организациях присутствуют подсистемы, которые являются составными частями системы (управленческая, экономическая, технологическая и др.);

· в организациях возникают организационные отношения (по по­воду целей, межличностные, властные, информационные и т.д.);

· в организациях протекают системные подпроцессы (властные, материально-энергетические и т.д.) .

Итак, при изучении организации с позиций системного подхода на первом плане выступают: а) деление организации на подсистемы; б) вертикальные и горизонтальные связи организации. Сравнение схем, построенных на основе простого анализа и системного подхода, показывает, что при системном подходе основное внимание уделяется подсистемам организации и связям между отдельными системными единицами.

Читайте также:  Какие анализы сдать при кровотечение

Организация как закрытая и открытая система. Применение системного подхода к исследованию организаций возможно в двух различных вариантах, когда организация рассматривается как закрытая или как открытая система.

Обычно исследователи считают организацию закрытой системой, хотя декларируют необходимость изучения организации в тесном взаимодействии с внешней средой. Как правило, исследователи и прак­тики, рассматривая отдельные структурные единицы организации, занимаясь проблемами управления и применения властного воздей­ствия руководителей и подчиненных и др., лишь частично учитывают влияние внешнего окружения, не задумываясь о том, что организация является неотъемлемой частью внешней среды. Но в случае подхода к организации как к закрытой, самодостаточной системе влияние внешнего окружения учитывается в виде действия отдельных факто­ров, возмущающих и даже изменяющих внутреннюю структуру ор­ганизации. Если организация рассматривается как открытая система, она органично вписывается во внешнее окружение и считается ее подсистемой. При этом границы системы представляют собой замкнутую кривую, проходящую по периметру исследуемых объектов (по периметру организации) так, что она разграничивает область с меньшей интенсивностью взаимодействий вне этой кривой от области с высокой интенсив­ностью внутри нее. Здесь окружение организации не явля­ется пассивным и его можно определить как совокупность объектов, внешних по отношению к организации, которые связаны с одним или более системными единицами организации так, что изменение одного или нескольких свойств внешних объектов изменяет поведение систе­мы, что в свою очередь приводит к изменению одного (или более) свойства внешних объектов.

Характеристики организации: наличие иерархии, внемонетарные оценки поведения людей и результатов деятельности

Принципиальный акцент на кооперацию

Отличия организационного поведения от поведения в рыночной среде

Проблема границ организации и организационного поведения

источник

В числе наук, исследующих организацию и входящих в состав общей теории организации, особая роль отводится именно соци­олог-ой науке и тому ее направл-ю, кот мы назвали СО.

Осн-я ф-ция организации здесь связывается с процессом и мех-ми объединения, регламен­тацией и ориентацией повед-я людей и групп, вступивших в совместную деят-ть для достижения общих целей. Организа­ция же рассматрив-ся как коллективный субъект деят-ти, существование которого есть предпосылка целедостижения, как специфич-ий целевой соц-ый инст-т. В центре ее вним-я оказываются прежде всего институциональные процессы в организации.

В ряду социолог-их дисциплин СО м\б определена как спец-ая дисциплина, имеющая статус частной социолог-ой теории, кот пытается в рамках пред­метной специфики С, опираясь на ее знания и методы, осмыслить природу, мех-мы функционир-я и развития спе­цифических социальных образований, именуемых организациями.

Обращение С к исслед-ю организаций, выделе­ние отд-й области исслед-й и последующее формиров-е СО как спец-ой социолог-ой дисциплины обусловлено тремя факторами: — соц-ой природой организаций; особой важностью исслед-я орга­низаций социологами для поним-я многих макропроцессов, про­текающих на уровне О; значимостью роли организаций в обществ-ой жизни.

Сегодня СО — одна из наиб развитых частных социолог-их теорий. В тоже время она не явл-ся целостной и монолитной дисциплиной — это динамично развива­ющаяся многомодельная дисциплина, для представ-лей кот характерны плюрализм мн-й и постоянная полемика. Именно полемика во многом явл-ся источником динамичного развития данной дисциплины.

Особенность организации как специф-ого соц-го объекта, изучаемого С в том, что она в наиб концентрированном виде фокусирует некоторые базовые соц-ые процессы и некоторые важнейшие пробл, изучаемые С. Интерес к исслед-ю организаций со стороны С обусловлен их соц-ой природой в сочета­нии с важной ролью, кот организации вып-ют в О.

Организация с полным правом м\б рассмотрена как пол­ноценный и привлекательный объект социолог-го изуч-я по ряду причин: во-первых, она состоит из людей, включенных в деят-ть; во-вторых, она ориентирована на выполнение жиз­ненно важных соц-ых ф-ций — по отнош-ю как к макро­социуму (О), так и микросоциуму (коллективу, включен­ному в деят-ть); в-третьих, она изначально предполагает кон­троль за повед-ем и деят-тью людей, входящих в состав организации; в-четвертых, она использует ср-ва к-ры в ка­ч-ве базового ср-ва этой регуляции, ориентирована на дости­жение выдвигаемых целей.

Особую же значимость организации как объекту изуч-я С придает выполн-е ею базовой ф-ции — обеспеч-е соц-го порядка во имя достиж-я общих целей. Важность осуществл-я этой ф-ции для выжив-я, развития и жизне­деят-ти любой соц-ой общности признается практичес­ки всеми социологами. При этом некоторые признанные классики С (напр, Т.Парсонс) даже связывают с исслед-ем феномена организованности возм-ть вычленения пред­мета всей социолог-ой науки.

Наконец, интерес социологов к исслед-ю организаций обу­словлен той важной ролью, которую они выполняют в жизни О. Вне их существования невозможно представить жизнь со­вр-го чел, который, во-первых, на протяжении всей жизни пользуется разнообразными услугами организаций (детский сад, шк, поликлиника, магазин, сберегательная касса, домо­управление и др.), а во-вторых, как правило, сам включен в дея­т-ть к-л организаций.

В числе наук, исследующих организацию и входящих в состав общей теории организации, особая роль отводится именно соци­олог-ой науке и тому ее направл-ю, кот мы назвали СО.

Осн-я ф-ция организации здесь связывается с процессом и мех-ми объединения, регламен­тацией и ориентацией повед-я людей и групп, вступивших в совместную деят-ть для достижения общих целей.

Организа­ция же рассматрив-ся как коллективный субъект деят-ти, существование которого есть предпосылка целедостижения, как специфич-ий целевой соц-ый инст-т. В центре ее вним-я оказываются прежде всего институциональные процессы в организации.

Обращение С к исслед-ю организаций, выделе­ние отдельной области исслед-й и последующее формирова­ние СО как специальной социолог-ой дисциплины обусловлено как минимум тремя факторами: — социаль­ной природой организаций; особой важностью исслед-я орга­низаций социологами для поним-я многих макропроцессов, про­текающих на уровне О; значимостью роли организаций в общественной жизни.

Организация с полным правом м\б рассмотрена как пол­ноценный и привлекат-ный объект социолог-го изуч-я по ряду причин:

во-первых, она сост из людей, включ-ых в деят-ть;

во-вторых, она ориентирована на выполн-е жиз­ненно важных соц-ых ф-ций- по отнош-ю как к макро­социуму (О), так и микросоциуму (коллективу, включен­ному в деят-ть);

в-третьих, она изнач-но предполагает кон­троль за повед-ем и деят-тью людей, входящих в состав организации;

в-четвертых, она использует ср-ва к-ры в ка­ч-ве базового ср-ва этой регуляции, ориентирована на дости­жение выдвигаемых целей.Особую же значимость организации как объекту изуч-я С придает выполнение ею базовой ф-ции — обеспечение соц-го порядка во имя достиж-я общих целей.

Наконец, интерес социологов к исслед-ю организаций обу­словлен той важной ролью, которую они выполняют в жизни О. Вне их существования невозможно представить жизнь со­вр-го чел, который, во-первых, на протяжении всей жизни пользуется разнообразными услугами организаций (детский сад, шк, поликлиника, магазин, сберегат-ая касса, домо­управл-е и др.), а во-вторых сам включен в дея­т-ть к-л организ-й.

Популяционно-экологическая модель — утвержд-ся, что факторы окр среды выбирают те признаки организаций, кот наилучшим обр подходят для окр среды.

В модели естеств-ого отбора присутств-т три этапа. На первом этапе измен-я происходят в организац-ых формах. Когда произошло измен-е, достигнут второй этап, этап естеств-го отбора. Тем организац-ым формам, кот подходят, при естеств-ом отборе отдается предпочтение перед теми, кот не подходят. Заключит-ым этапом явл-ся сохран-е. Отобранные формы сохран-ся, дублир-ся или воспроизв-ся

Модель завис-ти от ресурсов уменьш-т роль организац-ых действующих лиц в определении судьбы организаций. Исходной предпос-кой для модели явл-ся процесс принятия реш-й. Реш-я приним-ся на основе внутриорганизац-ого контекста. Др важн аспектом явл-ся тот факт, что организации стараются активно взаимодейств-ть с окр средой для достиж-я собств-х выгод.

Модель рацион-ой случайности. Теорию вероят-ей м\о кратко изложить следующим обр: «Лучший способ организовывать зависит от природы окр среды, с кот организации приход-ся взаимод-ть».

Когда к понятию рациональн-ти привносится понятие вероятности, мы получаем рационально-вероятностную модель. Организации стараются достичь цели и взаимодействуют с внешн усл-ми, осознавая то, что не существует единственного наилучшего способа для осуществления этого.

Модель операц-ых издержек— ставит п\д собой задачу объяснить существов-е и деят-ть организаций, особ в частном секторе. Отправной точкой для модели служат операции или обмен тов и услугами. Она подразумевает, что индивидуумы будут действ-ть в своих собств-х интересах. Организации рассматр-ся как ответ на неопредел-ть окр среды. В эту окр среду входят потенц-ые партнеры по обмену, чья кредитоспособность неизвестна.

Институциональная модель. Организации существуют в «полях» других, сходных с ними организаций. Под организац-ым полем поним-ся те организации, кот, в сов-ти, сост-ют узнаваемую сферу институцион-ой жизни, это — осн поставщики, потреб-ли рес-ов и продукции, регулятивные учрежд-я. Согласно этой т.з, организации внутри полей становятся все более и более однородными.

15. СОЦИОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ: ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ, НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ.

С упр-я – спец-ая социолог-ая теория, изучающая процессы упр-я в разл-ых типах общностей, организаций, инст-тов и О в целом, осуществляемых для сохран-я и обеспечения ус­тойчивости развития соответствующей системы, упорядо­чения и совершенств-я ее стр-ры, достиж-я ее целей.

Она изучает многообр-ую деят-ть органов упр-я, гос-венных и обществ-ых, прежде все­го как соц-ых систем, весь комплекс подбора, расстановки, формир-я управленч-ких кадров, отнош-я и взаимодействия, складывающиеся м\у раб-ками ап­парата упр-я и подчиненными им сотрудниками и ор­ганизационными стр-рами.

Она включает в свою пред­метную обл также исслед-е и формир-е це­лей упр-я с т.з соц-но-экон-их и соц-но-психолог-их критериев, их соответствия интересам и ожиданиям управляемых, ан-з и оценку со­ц-ых последствий принимаемых управленч-их ре­шений, определ-е эффект-ти управленческих дейст­вий.

В центре ее вним-я – изуч-е и совершенств-ие соц-ых мех-змов систематич-го, основанного на достоверном знании, воздействия субъекта упр-я (управляющей подсистемы) на соц-ый объект (управ­ляемую подсистему) для сохран-я ее качеств-ой спе­цифики и целостности, обеспечения ее нормального функ­ционир-я, успешного движения к заданной цели.

Объектом СУ явл-ся управленч-ие процессы, протекающие в О, его отд-ых подсистемах (полит-й, экон-ой, соц-й, социокультур-й) или организациях (пред­пр-ях, учрежд-ях и др.), рассматри-ые и интер­претируемые с т.з взаимод-ия участвующих в них людей, объедин-ых в сем-ые, профессион-ые, территор-ые и иные группы и включенных в мно­гообр-ые процессы сотрудничества, взаимопомощи, со­перничества. Предметом СУ выступ-т изуч-е деят-ти субъектов упр-я по разработке реш-й, направл-ых на реализацию осн-х направл-й соц-ой политики и организацию управляемых субъектов в целях осуществления принятых решений.

Первая сост-т в изучении реальных фактов, составляющих жи­вую, постоянно развивающуюся соц-ую ткань управ­ленческой деят-ти; фактов, в кот проявл-ся особ-ти взаимодействия тех людей, кот управляют различными соц-ми общностями и организациями, и тех, кто, не занимая руководящих постов, не включены в управленч-ую деят-ть и вынуждены подчин-ся первым, выполнять их распоряж-я, приказы, указания.

Вторая заключ-ся в том, ч\б из огромного и многообразного скопления ре­альных фактов управленческой деят-ти выделить наиб важные, типичные и на этой основе обнаружить тенденции развития процессов упр-я, их изменения в завис-ти от изменяющихся соц-но-экон-их, полит-их, социокульт-ых усл-й жизнедеят-ти людей, развития их групп и общностей, О в целом.

Третья обусловлена необход-ю объяснить, почему в системе и стр-ре управленч-ой деят-ти появляются те или иные новшества, в силу каких обстоят-в возникают нов практические способы их реализации в управленческих процессах.

Чет­вертая —Сущность сост-ет построе­ние наиб вероятных направл-й и сценариев развития управленческой деят-ти в будущем, т.е. прогноз ее со­вершенствов-я. А это означает, что определив наиб вероятную траекторию дальнейшего развития управленче­ской деят-ти, С упр-я получает воз­м-ть более или менее успешно решать и 5-ю задачу.

Пятая — сформулир-ть научно обоснованные рекомен­дации по совершенствов-ю системы упр-я, т.е. стать реально действующим ср-вом повыш-я эффек­тивности управленч-ой деят-ти.

Принято различать три разновид-ти прикладных соц-ых исследований:

16. МАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ: ХАРАКТЕРИСТИКА, СТРУКТУРА, МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.

Массовая коммуникация – это процесс распростр-я инфо-ции и влияния в О при помощи спец-ых ср-в, таких как печать, ТВ, радио и т.д. В рез-те чего сообщение поступает одновр-но к большим группам людей. СМИ– спец-ые каналы и передатчики, благодаря кот происх-т распростр-е информац-ых сообщ-й на большие территории.

Характеристики системы массовой коммуникации.

1. система массовой коммун-ии включает в себя дистанционные способы передачи инфо-ции максим-но доступной аудитории.

2. инфо-ция адрес-ся большой массовой аудит, разрозненной и анонимной для ее источника.

3.система функцион-ет как промышл-ое произв-во, подчиняющееся осн-м законам бизнеса, где сущ-ет макс. Раздел-е труда и кажд участник лишь в малой степени определ-т параметры готового продукта.

4. источником инфо-ции явл-ся не лич-ть, а формальная организация, кот имеет свои стандарты кач-ва продукции и проф. Требов-я к работникам.

5. для аудитории характерна устойч-ть и регулярность отнош-й с прессой.6. взаимоотнош-я информ. про – ва и потребителя инфо-ции подчин-ся законам рынка.

Структура процесса массовой коммуникации.

Аудитория. Характер-ки массовой аудитории, как приемника информ. 1)сообщ-е ср-в массовой коммун-ии достигают людей одновр-но или в пределах неб-ших временных отрезков. 2)аудитория рассматр-ся как масса, т.е. сообщ-я адресуются ей, опираясь на объединяющий фактор. 3) по содерж-ю массовая инфо-ция предназначена не для профессионалов. 4)включенность аудит-и в процесс общения со ср-вами массовой коммун-ии не явл-ся обязательной. Точно также и ср-ва массовой коммун-ии свободны по отнош-ю к отд чел-у. Продукция ср-в массовой коммун-ии формально доступна больш-ву насел-я потребляется по разному.

Содерж-е массовой информации. Массовая инфо-ция представл-т собой соц. информ., направл-ую на широкие аудитории, рассредоточ-ые во времени и простр-ве с помощью искусств-ых каналов. Массовая информ. отражает обществ-ые интересы в целом и конкр-е процессы в профессион-ых и регион-ых сообщ-вах. Осн цель массовой инфо-ции – управл-е общ-вом и его подсистемами. Колич-ая характер-ка массовой инф-ции – это мера ее потребл-я и усвоения, зависящая от времени, кот отводится на контакт со СМИ, инд-д. особ-тей потреб-лей. Качест-ая характер-ка массовой инфо-ции включает: востребованность, пользу, интересность и эмоц-ая окрашенность инфо-ции.

Ценность массовой инф-ции измер-ся степенью востребов-ти и эффекта ее воздействия на инд-дов.

Ср-ва подачи массовой информации. Совр-ая система ср-в массовой коммун-ии подраздел-ся на 3 вида: СМИ, телекоммуникация, информатика.В стр-ру СМИ включают: прессу, аудиовизуальные СМИ, информац-ые службы. ТВ: эфирное, кабельное. вещательные органы. Информац. службы- организации, кот собирают и пересылают новости.

Читайте также:  Медкнижка какие анализы сдавать 2017

PR – фирмы – организации, кот разрабат-ют и предлагают руководству коммерч-их, полит-их, обществ-х стр-р ключевую концепцию их политики и рекомендации в сфере связей с обществ-тью. Телекоммуникации – это технич-е службы, кот обеспеч-ют передачу и прием сообщ-й. Все виды ср-в массовой коммун-ии объединены в открытой информац-ой среде соц. коммуникации – в Интернете.

Методы исследования МК: Опрос – цель – получ-е данных о куммуникационных хар-ках информанта, их принадлежности к той или иной соц-ой группе. Полевые эксперименты, кот предполаг невключ скрытое наблюдение и включенное. При помощи метода наблюде-я м\о выявить нормативные и ненормативные формы речевого этикета; установить коммун. ср-ва, используемые коммуникантами в том или ином эмоц-ом сост, в разных ситуациях.

Дата добавления: 2015-04-18 ; просмотров: 24 ; Нарушение авторских прав

источник

Понятие «организация» употребляется в нескольких значениях:

1) как упорядоченность какого-либо объекта; тогда под организацией понимаются определенные структуры, строение и тип связей как способ единения частей в целое;

2) как вид деятельности; организация – это процесс, включающий распределение функций, налаживание устойчивых связей, координацию;

3) как искусственное объединение людей для решения каких-либо задач.

В западной социологической мысли организация представляется как произвольное соглашение людей, которые объединились в процессе работы, распределив и закрепив за каждым членом организации определенную функцию для наиболее эффективной деятельности всей организации в целом.

У всех объединившихся людей предполагается наличие общих интересов, а в идеальном типе организации – совпадение целей организации с целями каждого ее члена.

Отличительными характеристиками социальной организации является определенная структура социальных отношений индивидов и система распределяемых ими верований и мотивирующих ориентаций.

Можно выделить четыре подхода к определению организации:

1) организация – это сообщество взаимодействующих человеческих существ, являющееся самым распространенным в обществе и содержащим центральную координационную систему, что делает организацию похожей на сложный биологический организм (Д. Марч и Г. Саймон);

2) организация – это такой вид кооперации людей, который отличается от других социальных групп сознательностью, предсказуемостью и целенаправленностью (К. Барнард);

3) организация для достижения специфических социальных целей должна быть формализована, обладать формальной структурой (П. Блау, У. Скотт);

4) организация – это социальное объединение (человеческие группы), сознательно конструируемое и реконструируемое для специфических целей (А. Этциони).

В западной социологии можно выделить несколько основных подходов к анализу организаций.

Рациональный подход. В рамках этого подхода организация мыслится как «инструмент» рационального средства достижения четко поставленных целей.

Организация в данном случае рассматривается как совокупность отдельных самостоятельных частей, способных изменяться и заменять друг друга, не нарушая при этом целостности системы. Сторонники этого подхода, представителем которых является М. Вебер, не придают значения неформальным отношениям между членами организации.

Естественная модель. Организация – некий организм, которому присущ органический рост, стремление к продолжению своего существования и сохранению равновесия системы. Согласно данной модели организация может продолжать свое функционирование даже после успешного достижения своих целей. Для представителей этого направления главной задачей является поддержка равновесия организации.

Большое внимание уделяется неформальным отношениям в организации.

Концепция «организации-машины», разработанная французским инженером и исследователем А. Файолем, отмечает безличность организации и формально-рациональные отношения между рабочими и четкую иерархию управления. При этом задача организации заключается в том, чтобы осуществлять контроль, координацию и планирование работы разных звеньев организации. Таким образом, человек рассматривается как элементарная клеточка в системе управления.

Интеракционистская модель рассматривает социальное взаимодействие и коммуникцию как фундаментальные процессы любой организации.

Положительной стороной этой модели является утверждение о невозможности строго рационального и формального построения организации, в которой работают живые человеческие личности со своими интересами, потребностями, ценностями, которые не могут не влиять на процесс выполнения ими их функций. Поэтому необходимо принять ограниченность рациональной модели и невозможность полной формализации поведения людей.

Итак, существует множество определений организации, из которых обычно выделяется концепция организации как рациональной системы, направленной на достижение целей. При этом социальное взаимодействие в организации является составной частью общего процесса социального взаимодействия в обществе в целом и поэтому нельзя изолировать члена организации от общества, необходимо видеть в нем человеческую личность со своими интересами и потребностями.

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

источник

Тема 6. Организация как объект социологического анализа. Особенности управленческой деятельности в организации

а) способность одних людей навязывать свою волю другим;

б) объединение людей, совместно реализующих программу или цель и

действующих на основе общих правил и процедур;

в) система различных социальных регуляторов, нормирующих и планирующих деятельность людей;

г) добровольное и открытое объединение людей.

2. Набор основополагающих положений, раскрывающих то, чему решила посвятить себя организация, основные направления ее деятельности

3. Основным социальным свойством организации является ее способность выступать в качестве:

а) инструмента, с помощью которого общество решает свои задачи;

б) человеческой общности с присущими ей социальными статусами и социальными ролями;

в) безличной совокупности социальных связей и норм, детерминированных административно-правовыми и культурными факторами;

4. Отличительной чертой формальной организации является:

а) стихийно возникающие межличностные связи;

б) чувство солидарности и доверия членов организации друг к другу;

в) безличность и стандартность организационных связей и норм;

г) взаимный интерес членов организации друг к другу вне связи с функциональными нуждами организации.

5. Отличительной чертой неформальной организации является:

а) стихийно возникающие межличностные и межгрупповые связи на основе взаимного интереса членов организации друг к другу вне связи с функциональными нуждами организации;

б) одномерность социальных связей и норм, преследующих только служебные цели;

в) безличность и стандартность организационных связей и норм;

г) наличие функциональных положений, занимаемых членами данной организации, воплощаемых в свойственных им социальных статусах и ролях.

6. Коллективные и индивидуальные цели членов организации, которые привели их в организацию — это:

в) цели-организации как системы;

г) цели, зафиксированные в официальных документах организации.

7. В качестве основных, базовых целей организации выступают:

в) цели-организации как системы;

8. К требованиям организации к индивиду НЕ относится:

а) активная и эффективная деятельность, направленная на успешное достижение цели, стоящей перед организацией;

б) соблюдение внутриорганизационных норм поведения;

в) безличностные требования к индивиду как члену определенной социальной общности;

г) обеспечение устойчивости социального положения данного индивида.

9. НЕ является требованием к организации со стороны индивида:

а) обеспечение устойчивости своего социального положения;

б) обеспечение условий для своего саморазвития как личности;

в) соблюдение организационных правил и норм;

г) получение возможности для самоутверждения в обществе как члена данной

10. К внутренней среде организации НЕ относится:

в) конкуренция на рынке труда;

г) координация совместной деятельности людей.

11. К фактору внешней среды организации можно отнести следующее воздействие, постоянно присутствующее в жизни организации и существенно влияющее на формирование ее деятельности:

а) состояние экономики в стране;

б) социально-политическую ситуацию в регионе;

12. Среда косвенного воздействия на организацию может включать в себя следующий фактор:

а) научно-технический прогресс;

б) политические трансформации;

в) социокультурные изменения в регионе;

13. Спонтанно развиваемая членами деловой организации система неформализованных отношений, направленная на решение организационных задач способами, отличными от формально предписанных, называется:

14. Механизм управления организацией, который предполагает подчинение работников своим руководителям при выполнении служебных заданий, называется:

15. Иерархия в организации предполагает такой тип социальных отношений:

б) зависимости одних людей от других;

в) социального неравенства;

16. Организация возникает, когда:

а) достижение общей цели признается возможным при достижении

б) достижение индивидуальной цели оказывается возможным только при

17. Социолог А. Этциони выделяет следующие три основных группы организаций:

а) добровольные, принудительные, утилитарные;

б) предприятия, учреждения, общественные организации;

в) религиозные, профсоюзные, добровольные;

г) политические, экономические, культурные.

18. Организационная структура управления предназначена:

а) для установления целей организации;

б) для обеспечения единства действия всех элементов организации;

в) для стимулирования действия работников;

г) для соединения формальной и неформальной структур власти в организации.

19. Становление, рост, зрелость, старение, упадок, обновление или смерть организации это:

а) стадии формирования организации;

б) стадии жизненного цикла организации;

в) механизмы развития организации;

г) способы оптимизации механизмов управления организацией.

20. Для организации как сложной социальной системы характерно:

а) наличие элементов неопределенности функционирования;

б) наличие границ управляемости;

в) наличие управляющей подсистемы;

21. Для борьбы с неопределенностью в процессах функционирования организации используется:

а) упрощение структуры организации;

б) сужение диапазона управления;

в) стандартизация организационных связей и норм;

22. Идею о необходимости системного подхода к изучению организации впервые обосновал:

23. Какая из подсистем организации (по Г.Минцбергу) охватывает людей и отделы, занимающиеся получением и распределением ресурсов?

24. Механический тип организации характеризуется:

а) использованием формальных правил и процедур, централизованным принятием решений, узко определенной ответственностью и жесткой иерархией власти;

б) слабым или умеренным использованием формальных правил и процедур, децентрализацией и участием работников в принятии решений, гибкостью структуры власти и небольшим количеством уровней иерархии;

в) преобладанием самомотивации и внутреннего стремления работников к достижению целей организации;

г) повышением разрешающей способности управления.

25. Под социотехническим строением организации понимается:

а) соответствие работников должностям;

б) рентабельность организации;

в) конкурентоспособность организации;

26. Реординация — это механизм управления в организации, подразумевающий:

г) закрепление обязанностей.

27. Социолог, рассматривавший организацию по аналогии с живым организмом:

28. К главным слагаемым управления в организации НЕ относится:

а) целевое управляющее воздействие;

б) требования работника к организации;

г) организационный порядок.

29. При технико-технологическом анализе организации не учитывают:

а) социально-психологический климат;

б) технические средства труда;

в) технологическую последовательность операций;

г) нет правильного варианта ответа.

30. Первые научные работы по совершенствованию организации труда на предприятии принадлежат:

31. К основным элементам системы научной организации труда Ф.Тейлора НЕ относятся:

а) профессиональный отбор и обучение;

б) рациональные методы труда;

в) размещение рабочей силы вдоль четко распланированной технологи­ческой цепочки;

г) учет индивидуальных особенностей работника.

32. Узкую специализацию, выполнение одной или двух операций, детальный контроль, ограничение кооперации с другими работниками, высокую интенсивность и однообразие труда предполагает:

а) нетрадиционная организация труда;

б) традиционная (тейлористская) организация труда;

в) адаптивная организация труда;

г) социальная организация труда.

33. Максимальное использование роли человеческого фактора и социально-психологических отношений в организации трудового процесса предполагает:

а) нетрадиционная организация труда;

б) традиционная организация труда;

в) адаптивная организация труда;

г) линейная организация труда.

34. К методам гуманизации (обогащения) труда НЕ относится:

а) бригадный метод организации труда;

б) уменьшение времени отпусков;

в) расширение должностных обязанностей;

г) партисипативный менеджмент.

35. К условиям успешного функционирования организации НЕ относится:

а) налаженная система коммуникации между ее членами, упорядочение потоков информации;

б) создание реальных условий для служебного продвижения ее работников по иерархической лестнице должностей;

в) ограничение коммуникаций только формальной тематикой;

г) формирование и целенаправленное осуществление в организации системы контроля (совокупность вознаграждений и санкций).

36. Дисфункция, целенедостижение, при которой в организации обнаруживаются серьезные сбои по каким-то очень важным и трудноискоренимым причинам – это:

а) организационная патология;

37. Большинство специалистов по управлению сходятся во мнениях, что эффективность

работы предприятия на 80% зависит от того.

а) как удачно соединены живые и вещественные факторы труда;

б) как распланирован рабочий день;

в) как распределены рабочие операции;

г) как оплачивается труд работников.

38. Сложность строения организации как системного образования зависит от:

а) количества элементов и связей между ними;

б) степени неоднородности элементов;

в) степени автономности элементов;

39. Внутренняя упорядоченная совокупность взаимосвязанных статусов и ролей в организации, ориентированная на достижение общих целей

в) социальное взаимодействие;

40. Разновидность неформальной группы, интересы и цели которой противоречат
интересам и целям большей социальной среды

41. Является основным признаком социальной организации:

б) иерархия связей и отношений;

42. Взаимозависимость уровней управления и функциональных областей, построенная в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достигать намеченные цели,
составляет:

а) внутреннюю среду организации;

43. Спонтанные стихийные процессы внутриколлективного регулирования посредством лидерства, шкалы престижа, неформального группообразования, социальных норм, называются:

а) целевым управляющим воздействием;

б) организационным порядком;

в) социальной самоорганизацией;

г) системой коммуникационных взаимодействий организации.

44. Организационный порядок, как одно из слагаемых управления, включает в себя:

а) управляющее целевое воздействие в форме целеполагания и целеосуществления;

б) административное воздействие субъекта управления на объект посредством приказа и распоряжения;

в) продукты прошлого управленческого труда, воплотившиеся в должностной структуре, административном распорядке и систему стихийно сложившихся правил и норм, отношений в коллективе;

г) мотивирование персонала, направленное на достижение цели организации и успешное выполнение ее задач.

45. Организационная патология, связанная с ситуацией, когда работнику приказывают делать то, что он и так обязан делать согласно положению о его службе или должностной инструкции, называется:

а) господством структуры над функцией;

б) дублированием организационного порядка;

г) игнорированием организационного порядка.

46. В рамках социологического подхода к управлению в организации следует выделять такой компонент управления:

а) организационный порядок;

б) целеполагающее управляющее воздействие;

в) социальное самоуправление;

47. Основными компонентами организации как системного целого являются:
а) цели и технологии;

48. Социальная организация отличается от других социальных образований:

б) устойчивыми, иерархически построенными отношениями между людьми и их группами;

в) наличием норм и правил, регламентирующих совместную деятельность людей;

49. Внутренняя топология социальной организации, структура которой

задается не столько физическими, сколько статусно — символическими

б) организационное пространство;

в) система управления организацией;

г) система коммуникаций в организации.

50. Свойствами организационной иерархии являются:

б) личная зависимость одних людей от других;

Дата добавления: 2018-05-31 ; просмотров: 106 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

источник