Стадии | Исследовательские задачи | Основные приемы анализа |
Выявление ошибок и пропусков в исходных данных, коррекция выборки, описание простых распределений. | Качественное осмысление сгруппированных данных; использование приемов описательной статистики; расчеты средних тенденций, вариаций. | |
Уплотнение исходной информации и ее описание в агрегированных показателях о том, чтобы избавиться от излишней детализации, избежать ошибок последующего анализа, повысить уровень обобщения. | Приемы укрупнения исходных шкал, логические комбинации частных признаков, построение индексов, эмпирическая и теоретическая типологизация, факторный анализ. | |
Выявление прямых и косвенных связей, интерпретация и объяснение основных зависимостей и свойств изучаемых явлений, проверка главных и второстепенных гипотез. | Построение двумерных и многомерных таблиц, расчет корреляций, регрессий, энтропии, ассоциации распределений, использование корреляционных графов. | |
Прогноз изучаемых процессов и явлений на основе объяснительных гипотез. | Приемы мысленного и натурального экспериментирования, повторные и сравнительные исследования, контрольные опросы для проверки итоговых выводов, моделирование. |
После решения этих исследовательских задач переходят к формулированию окончательных выводов и практических рекомендаций.
Итоги социологического исследования оформляются в виде отчета. Он включает пояснительную записку о решении поставленных задач и приложения к ней. В пояснительной записке излагаются последовательность выполнения программы социологического исследования, дается сводка материалов, расчетов, обоснований. В первом разделе отчета акцентируется внимание на постановке проблемы, ее концептуальной разработке и формулировке задач исследования, а также освещается состояние проблемы и существующие к ней подходы. Во втором – методологическом разделе – обосновываются выбор и инструментарий исследования, типология выборки, методы сбора социальной информации. В третьем разделе дается содержательный анализ полученных результатов исследования и делаются конкретные выводы.
Непременным компонентом всякого отчета является подготовка рекомендаций. Они представляют собой перечень основных предложений, вытекающих из анализа отчетных данных. Рекомендации носят сугубо утвердительный характер и в них вносится лишь только то, что подлежит внедрению в научную или практическую деятельность.
V. ЛИТЕРАТУРА
1. Анурин В.Ф. Эмпирическая социология : учеб. пособие для вузов / В.Ф. Анурин. – М. : Академ. Проект, 2003. – 288 с.
2. Бабосов Е.М. Прикладная социология : учеб. пособие / Е.М. Бабосов. – Минск : ТетраСистемс, 2000. – С. 361-371.
3. Готлиб А.С. Введение в социологическое исследование : качественный и количественный подходы : методология, исследовательские практики : учеб. пособие / А.С. Готлиб. — М. : Флинта: МПСИ, 2005 . – 384 с.
4. Зборовский Г.Е. Прикладная социология : учеб. пособие / Г.Е. Зборовский, Е.А. Шуклин. – М. : Гардарики, 2004. – 176 с.
5. Кузнецов И.Н. Технологии социологического исследования : учебно-методич. пособие / И.Н. Кузнецов. – М. : ИКЦ «МарТ» ; Ростов н/Д : Издательский центр «МарТ», 2005. – 144 с.
6. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности : учебник для вузов / Ядов В.А. — М. : Добросвет, 2000. — 595 с.
Дополнительная
7. Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований : учебник для вузов / Г.С. Батыгин. — М. : Аспект Пресс, 1995. — 286 с.
8. Бутенко И.А. Использование новых технологий при опросах / И.А. Бутенко // Социол. исслед. – 2000. — № 10. – С.118-124.
9. Бутенко И.А. Организация прикладного социологического исследования / И.А. Бутенко. — М. : Тривола, 1998. — 224 с.
10. Гречихин В.Г. Лекции по методике и технике социологических исследований / В.Г. Гречихин. — М. : Мысль, 1986. – 230 с.
11. Как провести социологическое исследование / [под ред. М.К. Горшкова, Ф.Э. Шереги]. — М. : Политиздат, 1990. – 287 с.
12. Козлов В.А. Конкретно-социологические исследования в области права : учеб. пособие / В.А. Козлов, Ю.А. Суслов. – Л. : Изд-во ЛГУ, 1981. – 111 с.
13. Лапаева В.В. Конкретно-социологические исследования в праве / В.В. Лапаева. – М. : Юрид. лит., 1987. – 144 с.
14. Леванский В.А. Моделирование в социально-правовых исследованиях / В.А. Леванский. – М. : Наука, 1986. – 155 с.
15. Методы сбора информации в социологических исследованиях : в 2 кн. / [под ред. В.Г. Андреенкова, О.М. Масловой]. — М. : Наука, 1992.
16. Основы прикладной социологии : учебник для вузов : в 2 т. / [под ред. Ф.Э. Шереги, М.К. Горшкова]. – М. : Academia, 1995.
17. Рабочая книга социолога. — М. : Наука, 1983. – 477 с.
18. Сикевич З.В. Социологическое исследование : практическое руководство / З.В. Сикевич. – СПб. : Питер, 2005. – 320 с.
19. Социологический словарь / [сост.: А.Н. Елсуков, К.В. Шульга]. – Минск : Университетское, 1991. – 528 с.
20. Социология. Основы общей теории : учеб. пособие / [под ред. Г.В. Осипова, Л.Н. Москвичева]. – М. : Аспект Пресс, 1998. – С. 395-412.
Составитель – Калашникова Светлана Михайловна
[1] Подробнее смотри пункт V данного пособия (с. 39-45).Дата добавления: 2016-11-12 ; просмотров: 2178 | Нарушение авторских прав
источник
Среди методов сбора первичной социальной информации самым популярным является метод опроса, который у многих людей ассоциируется именно с социологией.
Опрос — метод сбора социальной информации об исследуемом объекте во время непосредственного (интервью) или опосредованного (анкетирование) социально-психологического общения социолога и респондента путем регистрации ответов респондентов на сформулированные вопросы.
С помощью опроса можно получить информацию, которая не всегда отражена в документальных источниках или доступна прямому наблюдению. К опросу прибегают, когда необходимо, а часто и единым источником информации является человек — непосредственный участник, представитель, носитель исследуемых явления или процесса. Вербальная (словесная) информация, полученная благодаря этому методу, значительно богаче, чем невербальный. Она легче поддается количественному обработке и анализа, что дает возможность широко использовать для этого вычислительную технику. В пользу этого метода служит и его универсальность, поскольку во время опроса регистрируют мотивы деятельности индивидов, результаты этой деятельности. Все это обеспечивает опросу преимущества относительно метода наблюдения или метода анализа документов.
При опросе слишком важным является взаимодействие социолога и опрашиваемого. Исследователь вмешивается в поведение респондента, что, конечно, не может не сказаться на результатах исследования. Информация, полученная от респондентов с помощью опроса, отражает реальность только в том аспекте, в котором она существует в сознании опрашиваемых. Поэтому всегда следует учитывать возможное искажение информации при применении опроса, что связано с особенностями процесса отображения различных аспектов социальной практики в сознании людей.
Планируя сбор информации методом опроса, следует принимать во внимание и условия, которые могут влиять на ее качество. Однако взвесить все обстоятельства практически невозможно. Поэтому условия, не приняты во внимание, принадлежат к случайным факторам. Ими, например, могут быть место и обстоятельства проведения опроса. Степень независимости информации от влияния случайных факторов, то есть ее устойчивость, называется надежностью информации. Она зависит от способности субъекта давать одни и те же ответы на одни и те же вопросы, определяется неизменностью этих вопросов и вариантов ответов на них для всей выбранной совокупности респондентов каждой из ее групп.
Для повышения надежности информации следует заботиться о неизменности как можно большего количества условий сбора информации: местных обстоятельств опроса, порядка формулировка вопросов и ответов на них, влияний исследователей на респондентов в процессе общения.
Основу метода социологического опроса составляет совокупность вопросов респонденту, ответы которого является необходимым для исследователя информации. Опрос — это метод получения первичной социологической информации, которая основывается на устном или письменном обращении к людям при помощи анкеты, последствия которой важны на эмпирическом и теоретическом уровнях.
Вопросы, которые социолог закладывает в анкету и адресует респонденту, делятся на:
1) результативные (содержанию) — относительно содержания объекта;
2) функциональные, с помощью которых упорядочивается сам процесс опроса. Функциональные вопросы, в свою очередь, дифференцируются на такие:
а) функционально-психологические (для устранения напряженности);
б) вопросы-фильтры (для определения того, принадлежит ли респондент к указанной группы);
в) контрольные вопросы для проверки достоверности данных.
Кроме того, в зависимости от наличия возможных ответов вопрос дифференцируются на такие: 1) открытые (возможные ответы не предлагаются); 2) закрытые (предлагаются возможные ответы).
Существует несколько закрытых вопросов: а) «да — нет»; б) альтернативные; в) вопрос-меню. Альтернативные отличаются от варианта «да — нет» уравновешенностью формулировки, то есть они содержат оба возможных ответа. Разновидностью альтернативного является шкальной вопрос, когда респондент отмечает интенсивность одного из вариантов. Вопрос-меню не исключает один из вариантов, а наоборот, предлагает меню несколько вариантов ответов.
Опрос предполагает четкость формулировок, их понятность для респондента, обращение к нему по цели, содержания, механизма ответов, дифференциацию опроса по месту жительства и работы.
По характеру взаимодействия выделяют такие виды опроса:
Каждый из видов анкетирования также обозначен определенной внутренней структурой. Так, анкетирование делится на:
— прессовое (анкеты печатаются средствами массовой информации с просьбой прислать им ответа);
— почтовое (анкеты рассылаются по почте);
— раздаточное (анкеты раздаются группой лиц, сосредоточенных в определенном месте).
Интервью (то есть беседа, которая проводится по определенному плану) может быть личным и групповым, телефонный, клиническим (глубоким, долгосрочным) и фокусированным (кратковременным), структурированным и неструктурированным.
Метод анализа документов — способ сбора информации в социологических исследованиях, который предусматривает получение и использование информации, зафиксированной в рукописных или печатных текстах на магнитных лентах, кинопленках, других носителях социальной информации. В зависимости от средств фиксации данных документы разделяют на:
3) иконографические, каждые, из которых содержат разнообразные формы документальных сообщений.
Анализ документов бывает внешним и внутренним. Внешний анализ документов связан с появлением документа, его общей характеристикою, видом, формой, обстоятельствами формирования, автором, целью создания, надежностью и достоверностью. Внутренний анализ документов — это исследование их содержания, сущности информации, содержащейся в них, в контексте задач исследования по соответствующей схеме, определением текстовых индикаторов ключевых понятий концепции исследования.
Значительно повышают объективность в понимании документов специализированные научные методы анализа, в частности, логико-семантические или методы юридического толкования закона и т.д. Это одно из проявлений дальнейшей дифференциации социологических методов, в частности метода анализа документов. Кроме традиционного (классического, качественного) анализа документов применяют и контент-анализ документов (формализованный, количественный). Первый предусматривает все разнообразие умственных операций, направленных на интерпретацию содержания документа, а второй выясняет смысловые единицы, которые можно однозначно фиксировать и переводить в количественные показатели с помощью определенных единиц счета.
Наблюдение — это целенаправленное восприятие явлений объективной действительности, в процессе которого получают знания о внешних сторонах, свойств и отношений объектов, изучаемых. Другими словами, наблюдение — это прямая регистрация событий (происходят) со стороны очевидца, то есть того, кто наблюдает.
В отличие от обыденного наблюдения, в научном наблюдении заранее планируется его организация, разрабатывается методика регистрации, обработки и интерпретации данных, что обеспечивает относительную надежность полученной информации. Главным объектом при этом поведение отдельных людей и социальных групп, а также условия их деятельности. Используя метод наблюдения можно изучать реальные отношения в действия, анализировать реальную жизнь людей, конкретное поведение субъектов разнообразной деятельности.
Дифференциация метода наблюдения означает его разделение на структурированное и неструктурированное. Первое осуществляется по предварительно разработанному плану и контролируется, при этом социолог определяет целевую установку и структуру исследования; второе — не контролируется, здесь отсутствуют параметры наблюдения, кроме определения непосредственного объекта исследования, когда оно находится на начальном этапе и имеет поисковый характер.
В зависимости от степени участиянаблюдателя в ситуации, что исследуется, различают: 1) включающее наблюдение (с участием наблюдателя); 2) невключающее (без участия исследователя, который находится за объектом, только фиксируя то, что происходит). При включенном наблюдении социолог принимает непосредственное участие в исследуемом процессе, находится в контакте с людьми, за которыми ведет наблюдение, действует совместно с ними.
Продолжая тему дифференциации социологических методов, следует заметить, что по месту проведения и условиями организации наблюдения разделяют на следующие:
1) полевые (которые проводятся в естественных условиях, в реальной жизненной ситуации, при непосредственном контакте с объектом);
2) лабораторные (при которых условия окружающей среды и ситуация, которая наблюдается, определяются исследователем).
По регулярности проведения различают:
1) систематическое наблюдение, которое характеризуется регулярностью фиксации действия, процесса, ситуации на протяжении определенного периода времени и позволяет выявить динамику процесса;
2) случайное, которое проводится в незапланированной ситуации.
Эксперимент — это способ получения информации, которая проводится в специально созданных и контролируемых условиях, которые позволяют каждый раз обновлять ход явления при повторении условий.
Специфика эксперимента — в отсутствии сведений о нем у тех, кто исследуется, чтобы не деформировать ожидаемые результаты. Социальный эксперимент — способ получения информации о социальный объект в результате воздействия на него некоторых факторов.
Употребление эксперимента крайне ограничено. Методология и методика эксперимента пришли в социологию из психологии. Когда была поставлена цель эксперимента и подготовлена программа, создают две группы — экспериментальную и контрольную. Сопоставление результатов двух групп обнаруживает разницу и позволяет судить о том, произошли ожидаемые изменения или нет.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Лучшие изречения: Сдача сессии и защита диплома — страшная бессонница, которая потом кажется страшным сном. 8862 — | 7191 — или читать все.
193.124.117.139 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.
Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)
очень нужно
источник
Метод анализа документов Метод наблюдения Метод опроса Метод экспертной оценки Метод эксперимента
Базовые понятия и термины
Список дополнительной литературы:
Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. М., 1996.
Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология. М., 1998.
Гуслякова Л.Г. Сборник задач и упражнений по социальной работе. М., 1994.
Основы социальной работы. М., 1998.
Пинкус А., Минахан А. Практика социальной работы (формы и методы). М., 1993.
Теория и методика социальной работы. Учебное пособие в 2-х частях. М., 1994.
Котрольные вопросы и тестовые задания
Итак, после разработки программы исследования можно приступать к самому исследованию. В наиболее общем виде социологическое исследование представляет собой систему логически последовательных процедур:
Процедуры социологического исследования связаны между собой единой целью – получить достоверную информацию об изучаемом объекте (явлении или процессе).
Социологическое исследование состоит из нескольких этапов:
сбор первичной социологической информации;
обработка социологической информации;
анализ обработанной информации.
Различают три основных вида социологического исследования: разведывательное, описательное и аналитическое.
Разведывательное исследование – наиболее простой вид социологического исследования, поскольку решает весьма ограниченные по своему содержанию задачи. Оно охватывает небольшие обследуемые совокупности и основывается на упрощенной программе и сжатом по объему инструментарии. Разведывательное исследование может использоваться в качестве предварительного этапа глубоких масштабных исследований. Потребность в этом возникает в тех случаях, когда предмет таких исследований относится к числу мало или вообще не изученных корректировки гипотез и задач, инструментария и границ обследуемой проблем. В частности, данный вид исследования может успешно применяться для получения дополнительной информации о предмете и объекте, уточнения и совокупности в углубленном, широкомасштабном исследовании, а также для выявления трудностей, которые могут встретиться в хода его проведения. Выполняя названные вспомогательные задачи, разведывательное исследование служит поставщиком оперативных социологических данных. Обычно в разведывательном исследовании используется какой-либо один из наиболее доступных методов сбора первичной социологической информации, позволяющий осуществить его в короткое время.
Описательное исследование – это более сложный вид социологического исследования. По своим целям и задачам оно предполагает получение эмпирических сведений, дающих относительно целостное представление об изучаемом явлении, его структурных элементах. Описательное исследование проводится по полной, достаточно подробно разработанной программе и на базе методически апробированного инструментария. Описательное исследование обычно применяется, когда объект анализа – относительно большая общность людей, отличающаяся разнообразными характеристиками. В таких ситуациях выделение в структуре объекта изучения относительно однородных групп позволяет осуществить поочередную оценку, сравнение и сопоставление интересующих исследователя характеристик, а кроме того, выявить наличие или отсутствие связей между ними. Выбор метода сбора информации в описательном исследовании определяется его задачами и направленностью.
Аналитическое исследование – самый углубленный вид социологического анализа, ставящего своей целью не только описание структурных элементов изучаемого явления, но и выяснение причин, которые лежат в его основе и обуславливают характер, распространенность, остроту и другие свойственные ему черты. Аналитическое исследование имеет большую практическую ценность.
Подготовка аналитического исследования требует тщательно разработанной программы и инструментария. Для этого нередко при помощи разведывательного или описательного исследования собираются сведения, которые дают предварительное представление об отдельных сторонах изучаемого объекта и предмета, позволяют выбрать оптимальные пути их дальнейшего углубленного анализа. По используемым методам сбора социологической информации аналитическое исследование носит комплексный характер.
Самостоятельной разновидностью аналитического исследования можно считать эксперимент. Его проведение предполагает создание экспериментальной ситуации путем изменения в той или иной степени обычных условий функционирования интересующего исследователя объекта. В ходе эксперимента особое внимание уделяется изучению «поведения» тех включенных в экспериментальную ситуацию факторов, которые придают данному объекту новые черты и свойства.
Социология как научное изучение общества исходит из предположения о возможности собрать объективные обобщенные данные о тех или иных сферах общества, отдельных проблемах и людях. Поэтому в социологии имеются определенные стандарты, которые могут быть использованы для оценки этих данных. В социологии, как и в большинстве наук, важное значение придается эмпирической основе, и, прежде всего фактам. Цель социологии, как и всякой науки – описание исследуемых явлений и выявление присущих им закономерностей.
Закономерности представляют собой периодически повторяющиеся тенденции. Установление закономерностей имеет огромное значение, так как создает основу для прогнозирования исследуемых явлений, предвидения типов поведения и событий, а значит, и осуществления контроля над социальными процессами в обществе, выработки рекомендаций по вопросам политики, экологии, воспитания, культуры и т.д.
Задачей изучения данной темы является получение общего представления о том, как провести социологическое исследование, ознакомится с методикой его проведения и основными процедурами.
В эмпирическом социологическом исследовании можно выделить три основные этапа:
подготовительный (разработка программы исследования);
основной (проведение эмпирического исследования);
завершающий (обработка и анализ данных, формирование выводов и составление рекомендаций).
Всякое исследование следует начинать с постановки проблемы. Это первый, начальный момент в социологическом исследовании. Решение о проведении социологического исследования должно быть обосновано практической целесообразностью. Нацеленность на практику – первое правило социолога.
Проблема – это противоречие между знаниями о потребностях людей в конкретных практических или теоретических действиях и незнание путей и средств их реализации.
Решить проблему – значит получить новое знание или создать теоретическую модель, которая объясняет явление, выявить факторы, которые могут воздействовать на развитие явления в желаемом направлении.
Заказчик чаще всего объясняет социологу проблемную ситуацию, либо просто рассказывает о неудовлетворительном состоянии дел на производстве, в управлении. Задача социолога состоит в том, чтобы сформулировать проблему. Он должен определить, какой количественный или качественный показатель может адекватно характеризовать данную проблему.
Затем исследователь должен выяснить, существует ли учет и статистика по этому показателю (в советские времена учет и статистика были отлично отлажены, но практически вся информация оставалась «закрытой», то есть недоступной исследователю), сегодня же учет и статистика ведутся довольно слабо и поэтому задача социолога состоит и в том, чтобы определить, достоверны ли учет и статистика по данной проблеме.
Второй элемент работы – отобрать наиболее существенные для исследования данной проблемы компоненты, исследование которых поможет в решении задачи. В прикладной социологии, при классификации социальных проблем используют, как правило, пять подходов.
В зависимости от цели исследования различают проблемы информационные и ситуационные. Информационные проблемы – это проблемы, вызванные недостатком информации о состоянии, тенденциях изменения социальных процессов, которые являются важными с точки зрения управленческих задач. Ситуационные проблемы – это противоречия, которые вызваны столкновением интересов той или иной группы населения, социальных институтов, дестабилизирующие их деятельность и побуждающие к активным действиям.
По своему «носителю» проблема может представлять собой противоречие, затрагивающее интересы отдельных социально-демографических, национальных, профессиональных, политических и иных групп, социальных институтов, конкретных производственных фирм, корпораций, объединений, государственных учреждений, учебных заведений.
По масштабам распространенности социальная проблема может носить общегосударственный, региональный или местный характер, то есть она может быть ограничена рамками города, поселка, городского района или микрорайона.
По времени действия противоречия проблема может быть краткосрочной, среднесрочной и длительной. Примером первой может быть неудовлетворенность рабочих нарушениям графика выплаты заработной платы – эта проблема разрешается за относительно короткий срок. Примером второй (среднесрочной) проблемы могут служить трудности, возникшие на предприятии в связи с переходом на выпуск новой продукции. Работники должны переучиваться, переквалифицироваться, приспосабливаться. Например, на одном из московских предприятий пищевой промышленности несколько лет назад была установлена импортная автоматическая линия по выпуску высококачественной продукции. Ее особенность состояла в том, что недовложение продуктов в соответствии с принятым стандартом (предприятие выпускало торты) немедленно влекло за собой отключение всей огромной линии. Привыкнув к довольно свободным нравам своего производства, рабочие не сразу поняли такую «особенность» новой установки. Когда установка начала работать, на предприятии начались трудности. Рабочие не хотели работать, выводили из строя машины, высказывали недовольство оплатой труда, условиями работы и руководством. Наконец, разобравшись в сути проблемы, те, кто не смог приспособиться к новым условиям, ушли, и линия снова заработала. Примером длительного по времени действия противоречия является проблема неуставных отношений в нашей армии.
По глубине противоречия различают одноплановые проблемы и системные. Одноплановые проблемы затрагивают одну из сторон изучаемого явления или процесса. Например, в телевизионных программах часто приводятся данные опросов, касающиеся рейтинга того или иного лидера партии или движения в связи с предстоящими очередными выборами.
Системные проблемы отражают совокупность элементов целостного явления или процесса, изучение которого должно осуществиться в комплексе составляющих его элементов. Например, изучение роста числа заказных убийств может быть эффективным только в совокупности всех составляющих процесса становления рыночных отношений в России и всех особенностей жизни общества в переходный период.
Сформулировать проблему исследования нужно таким образом, чтобы в ней нашли как можно более точное отражение и сама проблемная ситуация, и реальное противоречие, определяющее ее.
Третий элемент работы при составлении программы социологического исследования – установить уже имеющуюся информационную базу, которая поможет в исследовании проблемы. Это могут быть данные предыдущих исследований аналогичной проблемы, цифровые показатели, государственная статистическая отчетность, исторические документы и т.п. Это важный этап подготовительной работы, потому что исследователь приступает к предварительному изучению проблемы во всей ее полноте. Он должен изучить всю литературу по данному вопросу, провести беседы с компетентными людьми – экспертами.
В роли экспертов обычно выступают специалисты – ученые, практические работники, руководители и т.п.
Производственная проблема может быть описана в следующих характеристиках:
сущность или содержание. Например, высокая текучка кадров, социально-психологическая напряженность в коллективе, низкая эффективность производства. Задача исследователя – выяснить, по каким параметрам, по сравнению с какими стандартами считается, что эффективность производства низкая, с какими показателями сравниваются данные: по отраслевому признаку, по мировым оценкам и т.д.;
насколько широко распространена данная проблема в организации, какие подразделения она затронула;
является ли проблема «открытой» (знакомой всем) или «закрытой» (т.е. известной группе лиц)? Кто больше всего заинтересован в ее решении (рабочие, специалисты или управляющие)?;
что может получить организация от решения данной проблемы? Насколько важна проблема в абсолютных величинах? Объем потерянного рабочего времени или денег, объем неиспользованных производственных мощностей?;
с какого времени существует данная проблема? Наблюдалась ли она один раз или возникает периодически? Какова тенденция: ситуация стабилизировалась, усложнилась или ослабляется?
В результате предварительного анализа проблемная ситуация получает более четкое выражение. Исследователь выделяет в проблемной ситуации главные и второстепенные элементы, чтобы определить основное направление исследовательского поиска и формулирует проблему. Причем формулировка может приобрести несколько иной вид и отличаться от первоначальной, которая была сформулирована заказчиком.
Сформулировав проблему, исследователь разрабатывает программу ее исследования. Программа является обязательным исходным документом для любого социологического исследования. Структурно программа должна быть построена следующим образом.
Раздел «Цели и задачи исследования» регулирует отношения заказчика и исследователя на стадии предварительного определения ожидаемого результата, а также определяет объем затрат, времени, людских и финансовых ресурсов, необходимых для получения результата.
Цель исследования может быть обозначена как анализ реальной ситуации, выявление скрытых причин имеющегося противоречия, резервов производства и разработка практических рекомендаций по преодолению негативных моментов в развитии конкретного процесса, явления или ситуации.
Задачи исследования представляют собой содержательную, методическую и организационную конкретизацию цели.
По степени сложности выделяют три типа прикладных социологических исследований.
Первый тип – простое повторное исследование, в котором в большей степени воспроизводятся положения раннее созданной программы, дублируется методический инструментарий.
Второй тип – промежуточное исследование, в ходе которого в основном используются известные методологические и организационные решения в новых условиях, применяются опробованные методики, проверенные блоки вопросов.
Третий тип – сложное исследование, объект которого характеризуется слабой изученностью, отсутствует проверенный практикой инструментарий, имеются сложности в обработке и анализе эмпирической информации.
Вопрос о том, к какому типу исследования должен быть отнесен обсуждаемый проект, решается совместно с заказчиком и исполнителем. В спорных случаях необходимо обращение к экспертам. По продолжительности прикладные исследования подразделяются на короткие – 2-3 месяца (как правило, если речь идет о простом исследовании), средние – 4-6 месяцев (промежуточные) и продолжительные – 7-9 месяцев (сложные исследования).
От того, насколько профессионально и продуманно составлена программа социологического исследования, будут зависеть в будущем качество и достоверность полученной с ее помощью социологической информации. Это обстоятельство обязывает исследователя тщательно произвести выборку, которая в последующем, с учетом динамики и особенностей объекта исследования, может быть уточнена и выделена в отдельный документ.
В проекте выборки указываются принципы выделения из объекта той совокупности, в которой, собственно, и будет проведен опрос; обоснована техника проведения опроса; обозначены подходы к определению достоверности информации. Последнее необходимо для того, чтобы удостовериться в степени правомерности распространения полученных выводов на весь объект исследования.
В методическую часть программы социологического исследования включается также характеристика применяемых методов и приемов сбора первичной информации (анкетного опроса, интервью, анализа документов, наблюдения и др.); логическая структура применяемого инструментария, из которой видно, на выявление каких характеристик предмета исследования направлен тот или иной блок вопросов; порядок расположения вопросов в инструментарии. Сам инструментарий прилагается к программе в качестве самостоятельного документа.
Наряду с перечисленным программа содержит и логические схемы обработки собранной информации, которые показывают предполагаемый диапазон и глубину анализа первичной социологической информации.
Как видно, подготовка программы социологического исследования – дело непростое. Оно требует дополнительных затрат и усилий. Практика показывает, что на разработку программы уходит времени больше, чем на проведение самого исследования. Однако жалеть на это сил не следует, так как тщательно продуманная программа исследования – непременное условие его осуществления на высоком научном уровне.
Рабочий план исследования отражает основные процедуры мероприятия. Практика показывает, что умело разработанный план социологического исследования – хорошее подспорье для его организаторов. Он позволяет заранее предусмотреть и наиболее точно определить объем научных, организационных и финансовых затрат, помогает избежать суеты, придает исследованию ритмичность на всех этапах его проведения.
Разработка такого плана предусматривает строгий учет определенных принципов и правил. В наиболее общем виде они идентичны принципам планирования управленческой и исполнительской деятельности. Поэтому здесь могут быть полезны знания общей теории социального планирования, а также планирования отдельных сфер жизнедеятельности. В то же время планированию социологического исследования присущи некоторые особенности. Они вытекают из его сути как одного из способов научного познания социальных явлений, опирающегося не только на общие, но и на свои относительно самостоятельные процедуры и формы организации.
Осуществление социологического исследования требует гибкого сочетания научно-теоретической, методической и организационной деятельности, а, следовательно, и четкого разделения труда между его участниками. Кроме того, любое исследование, вне зависимости от степени его сложности, состоит из ряда этапов и серии эмпирических процедур. И хотя все она различаются своим предназначением и содержанием, их неразрывно связывает между собой единая научно-исследовательская логика. Вследствие этого качество собранной социологической информации в равной степени зависит от научного уровня реализации каждого из этапов, каждой из процедур исследования.
Действительно, неверно составленный бланк опроса оборачивается получением недостоверных данных, неподготовленность группы анкетёров порождает неорганизованность сбора первичной информации, а чрезмерная растянутость во времени того или иного этапа исследования может обернуться потерей актуальности самого исследования. Избежать различного рода огрехов помогает централизованное руководство исследованием, документальным «путеводителем» которого призван стать грамотно составленный рабочий план его подготовки и проведения.
Структурными компонентами плана социологического исследования выступает его этапы и различные по видам и форме научно-исследовательские и организационно-технические процедуры и операции. Все они могут быть сгруппированы в плане в соответствии с последовательностью их осуществления в четыре блока.
Блок первый. В нем определяют порядок обсуждения и утверждения программы и инструментария исследования; формирование и подготовка группы сбора первичной информации (например, анкетеров); проведение пробного исследования; внесение коррективов по итогам пробного исследования в программу и инструментарий сбора первичной информации; размножение инструментария (анкеты или бланки-интервью).
Блок второй. Фиксирует в плане все организационные и методические виды работ, обеспечивающие четкое проведение полевого исследования, т. е. Массовый сбор первичной информации. Здесь предусматривается и выбор соответствующего времени и места опроса, и предварительное информирование опрашиваемых о целях, задачах и практических «выходах» исследования, и централизованный сбор заполненных анкет, бланков-интервью или других видов инструментария.
Блок третий. Охватывает совокупность операций, связанных с подготовкой первичной информации к обработке и собственно обработкой ее на ЭВМ. Под контролем работников вычислительного центра формируется массив информации, предназначенный для ввода в ЭВМ. Предварительно осуществляется кодировка открытых вопросов, выбраковка негодных анкет.
Блок четвертый. Включает все виды работ, связанные с анализом результатов обработки полученных данных, подготовкой текстов предварительного и итогового отчетов, выработкой практических рекомендаций. В ходе проектирования социологического исследования помимо разработки программы и плана его осуществления готовятся также вспомогательные документы, делаются предварительные расчеты временных, организационно-технических, материальных и других затрат в соответствии с имеющимися нормативами. Все это упорядочивает проведение исследования, помогает предотвратить возможные накладки, способствуя тем самым качественному сбору первичной информации и ее своевременной подготовке к обработке и анализу.
Обычно вспомогательные документы готовятся в виде инструкций. Одна из наиболее важных – инструкция анкетеру, проводящему опрос. Она содержит краткую формулировку цели, задач исследования и основных процедур, которые анкетер должен выполнить. В частности, указывается место и сроки проведения опроса, круг лиц, с которыми анкетеру предстоит войти в контакт для сбора первичной информации, характер опроса (анонимный, по списку и т.д.), форма и содержание вступительной беседы, с которой анкетер обращается к респондентам для объяснения цели исследования, а также требования к техническому оснащению процедур опроса.
Особое внимание в инструкции уделяют изложению порядка работы анкетера во время опроса, а так же тех процедур, которые он должен осуществить после сбора заполненных анкет (внесение в анкету дополнительных кодов и др.). В примечании указывается адресат: кому и в каком виде сдаются анкеты.
Кроме инструкций по технике опроса анкетеру вручается карточка выборки. В ней указывается количе6ство респондентов, которых он должен опросить, в случае надобности – пофамильный список опрашиваемых. В тех случаях, когда согласно используемой модели выборки анкетер сам должен отобрать респондентов, ему вручается карточка с указанием количества людей, подлежащих опросу по соответствующим параметрам.
К вспомогательным документам исследования относится так же инструкция по закрытию открытых и полуоткрытых вопросов анкеты. В ней приводится кодификатор, с помощью которого кодируются полученные от респондентов ответы в целях их дальнейшей группировки и обработки.
Могут быть подготовлены инструкции, объединяющие содержание и порядок осуществления других процедур (например, выбраковки негодных, т.е. неверно заполненных анкет). Вообще же количество и объем заполненных документов зависит от вида предпринятого социологического исследования, научной квалификации, методического и организационного опыта тех, кто его проводит.
Составляя социологические документы для опроса различных категорий трудящихся, исследователь постоянно должен контролировать себя; главное, чего не должен забывать социолог – это периодически ставить себя на место опрашиваемого и на место специалистов смежных специальностей.
В нормативах социологического исследования указываются расчеты научных, организационно-технических, материальных и временных ресурсов, которые требуются для его осуществления. Нормативные показатели учитываются особенно тогда, когда нужно четко представить, сколько понадобится времени для проведения исследования, какова должна быть численность анкетеров для сбора первичной информации, за какой срок она должна быть собрана, закодирована и обработана.
Кроме того рассчитываются общие материальные расходы на исследование, которые подсчитываются в виде суммы затрат человеко-дней, материальных и денежных ресурсов на каждый этап исследования.
Учет нормативов при планировании исследования не загромождает работу, а, наоборот, делает ее более осознанной, упорядоченной, способствует как бы дополнительному контролю, самопроверке готовности и обработке всех элементов социологического исследования.
Указанные общие характеристики методологии и методики социологического исследования, его подготовки и проведения не исчерпывают всего многообразия способов, форм и методов получения нового знания. Они освещены в специальной литературе.
источник