Операционный анализ, известен также как анализ «затраты-объем-прибыль» (cost—volume—profit или CVP-анализ. CVP-анализ рассматривает изменение прибыли как функцию от следующих факторов: переменных и постоянных затрат, цены продукции (работ, услуг), объема и ассортимента реализованной продукции.
Основные элементы операционного анализа:
точка безубыточности (порог рентабельности),
определение целевого объема продаж,
запас финансовой прочности,
анализ ассортиментной политики,
Точка безубыточности — это такая выручка от реализации, которая покрывает сумму постоянных и переменных затрат при заданных объеме производства и коэффициенте использования производственных мощностей, а прибыль равна нулю.
Точку безубыточности (break—even point, BEP) можно рассчитать как в стоимостном выражении, так и в натуральном выражении:
BEP (в стоимостном выражении) = (8)
Коэффициент MP (коэффициент маржинальной прибыли) – это отношение маржинальной прибыли к объему продаж в процентах:
BEP (в натуральном выражении)(9)
где MP на единицу (маржинальная прибыль на единицу продукции) – это превышение цены за единицу продукции (p) над переменными затратами на единицу продукции (v).
Целевой объем продаж (Sal*) – это такой объем продаж, который соответствует целевой прибыли (EBIT*). Он рассчитывается по следующей формуле:
Sal* = (10)
Если целевая прибыль задается как прибыль после уплаты налогов (purpose—oriented net profit или NP*) , формула (10) принимает вид:
Sal* = (11)
где t — ставка налога на прибыль
Запас финансовой прочности (margin of safety, MS) измеряет разницу между фактическим объемом продаж и объемом продаж, соответствующим точке безубыточности. Запас финансовой прочности рассчитывается в процентах от планируемого объема продаж по формуле:
Анализ ассортиментной политики сводится к вопросу: производство каких товаров ассортимента надо наращивать, а каких – сокращать (либо прекращать). Отвечая на этот вопрос, следует учитывать следующие положения:
Чем больше маржинальная прибыль, тем больше объем и благоприятнее динамика прибыли.
Производство/продажа товара всегда связаны какими-либо ограничивающими факторами, к которым можно отнести: время, объем производственных мощностей предприятия, емкость рынка сбыта, возможности использования трудовых ресурсов, доступность сырья и материалов и пр.
Операционный рычаг (leverage) – это потенциальная возможность влиять на прибыль путем изменения структуры себестоимости и объема выпуска. Действие операционного рычага заключается в том, что любое изменение выручки от продаж порождает еще более сильное изменение прибыли. Уровень или силу воздействия операционного рычага (Degree operating leverage или DOL) можно выразить как:
или или
(13)
Тема 1. Сущность и содержание финансового менеджмента.
Дайте определение понятия «Основы финансового менеджмента».
Сформулируйте основную цель финансового менеджмента. В чем ее преимущества и недостатки?
Что является объектом и субъектом финансового менеджмента?
Дайте характеристику функциям финансового менеджмента.
Раскройте содержание базовых концепций финансового менеджмента.
Тема 2. Основные положения финансового анализа.
Перечислите ключевые показатели, связанные с балансовым отчетом, раскройте их содержание.
Перечислите ключевые показатели прибыли, связанные с отчетом о прибылях и убытках.
Раскройте сущность и классификацию денежных потоков.
Назовите основные методы построения отчетов о движении денежных средств, раскройте их достоинства и недостатки.
Что такое «свободный денежный поток»? Сформулируйте тождество денежных потоков.
Тема 3. Концепция временной стоимости денег
Сформулируйте принцип временной ценности денег. Назовите основные факторы, обусловливающие существование неравноценности денег во времени.
Какие методы используются в финансовом менеджменте для учета фактора времени при проведении операций?
В чем особенность и отличия дисконтирования по простым, сложным и непрерывным процентам?
Какая ставка процентов называется эффективной и для чего она используется?
Как определяется современная и будущая стоимость аннуитета?
Тема 4. Основы принятия инвестиционных решений
Назовите и охарактеризуйте основные виды оценки инвестиционных решений.
Какие методы экономической оценки инвестиций вы знаете?
В чем особенность методов чистой приведенной и чистой терминальной стоимости?
Дайте характеристику методу внутренней нормы доходности. В чем заключаются его основные преимущества и недостатки?
Принципы и методика расчета денежных потоков инвестиционного проекта.
Тема 5. Цена и структура капитала.
Дайте характеристику источников и форм финансирования предприятий.
Как рассчитывается цена основных источников капитала?
Что такое средневзвешенная и «предельная стоимость» капитала?
Как определяется точка разрыва WACC?
Назовите наиболее значимые факторы, учитываемыми менеджерами при формировании структуры капитала
Тема 6. Долгосрочное финансовое планирование.
Раскройте сущность, задачи и методы финансового планирования на предприятии.
Раскройте содержание новых инструментов стратегического планирования: система сбалансированных показателей, критерий экономической добавленной стоимости, концепция рыночной добавленной стоимости.
Какие виды финансовых планов разрабатываются на современном предприятии?
Как рассчитывается потребность в дополнительном внешнем финансировании?
Что представляют собой коэффициенты внутреннего и устойчивого роста? Приведите формулу их расчета.
источник
Категория: Ответы на вопросы — Долгосрочная финансовая политика
Операционный анализ — это анализ зависимостей финансовых результатов предприятия от издержек и объемов производства (реализации). Поэтому его называют также анализом «издержки — объем — прибыль». Этот вид анализа считается одним из наиболее эффективных средств планирования и прогнозирования деятельности предприятия.
Ключевым элементом операционного анализа выступает расчет точки безубыточности, порога рентабельности, запасов прочности и операционного рычага.
Для тщательного проведения анализа безубыточности необходимо провести разделение затрат с выделением как переменных, так и постоянных затрат. Смешанные затраты следует разделить на переменные и постоянные составляющие.
Точка безубыточности: Qк=QCпост/МДна ед (1)
Порог рентабельности: QкЦ = QCпост/(1-?) (2)
Разность между ценой единицы продукции и переменными затратами на ее производство называется маржинальной прибылью (доходом):
МД = QЦ-QCперем (3)
Доля маржинального дохода в выручке предприятия характеризуется особым показателем — коэффициентом маржинального дохода (другие названия: коэффициент выручки, коэффициент вклада на покрытие).
(1 — ?) = Коэффициент МД = Маржинальный доход / Объем продаж = МД/ QЦ (4)
Ограничения, с учетом которых применяется модель «Издержки — объем — прибыль», значительно ограничивают интерес к данному виду анализа.
Во-первых, должна существовать возможность для классификации издержек предприятия на постоянные и переменные по единому критерию уровня деловой активности (выраженному либо в стоимостных, либо в натуральных единицах).
Во-вторых, переменные издержки рассчитываются как пропорциональные уровню деловой активности (объему производства).
В-третьих, понятие постоянных издержек как независимых от уровня деловой активности (объема производства) соответствует производственной мощности, которую не изменяет никакая инвестиционная операция в течение анализируемого периода. На самом деле, инвестиционные операции, порождая новые амортизационные отчисления, увеличивают постоянные издержки.
Более того, предприятие должно продавать только один продукт (либо несколько, но в постоянных пропорциях); предприятие не делает запасов; продажная цена не зависит от проданного количества и т. д.
Использование приемов операционного анализа в оптимизации величины себестоимости продукции
Классификация затрат для принятия решений и планирования
МАРЖИНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
52. Схема взаимосвязи доходов и левериджа
6.1. Леверидж и его роль в финансовом менеджменте Создание и функционирование любой коммерческой организации упрощенно представляет собой процесс инвестирования финансовых ресурсов на долгосрочной основе с целью извлечения прибыли. Текущая деятельность сопряжена с риском, в частности производственным и финансовым, который следует принимать во внимание в зависимости от того, с какой позиции характеризуется компания. Эта характеристика может быть выполнена либо с точки зрения активов, которыми владеет и распоряжается компания, либо с точки зрения источников средств (пассивов). В первом случае возникает понятие производственного риска, во втором — финансового риска. Производственный (бизнес) риск- это риск, в большей степени обусловленный отраслевыми особенностями бизнеса, т.е. структурой активов, в которые компания решила вложить свой капитал. Достаточно очевидно, что производство основных продуктов питания, без которых не может прожить человек и спрос на которые сравнительно легко предсказуем, — гораздо менее рисковый бизнес по сравнению с пошивом ультрамодной обуви, хотя, возможно, и не такой прибыльный. Производственный риск определяется многими факторами: региональными особенностями, конъюнктурой рынка, национальными традициями, инфраструктурой и т.п. Риск, обусловленный структурой источников, называется финансовым. В этом случае речь уже не идет о том, куда вложены денежные средства, — в производство одежды или автомобилей, а о том, из каких источников получены средства и каково соотношение этих источников. В отношении этого вида риска компания, осуществляющая свою деятельность лишь за счет собственных средств, и компания, 90% капитала которой составляют банковские кредиты, диаметрально различаются. Необходимо отметить, что понятие финансового риска важно не только и не столько для констатации сложившегося положения, сколько с точки зрения возможности и условий привлечения дополнительного капитала. Принято различать следующие разновидности финансового риска предприятий, занимающихся производственной и торговой деятельностью: Кредитный риск – опасность неуплаты предприятием основного долга и процентов по нему. Процентный риск – опасность потерь, связанная с ростом стоимости кредита. Валютные риски представляют собой опасность изменения курса валюты, что приведет к реальным потерям при совершении биржевых спекуляций и различных внешнеэкономических операций. Риск упущенной выгоды – вероятность наступления косвенного ущерба или недополучения прибыли в результате неосуществления какого-либо мероприятия или остановки хозяйственной деятельности. Инвестиционный риск – это вероятность того, что отвлечение финансовых ресурсов из текущего оборота в будущем принесет убытки или меньшую прибыль, чем ожидалось. Налоговый риск включает следующие опасности: невозможность получения налогового кредита; изменение налогового законодательства; индивидуальные решения сотрудников налоговой службы о возможности использования определенных льгот или применения конкретных санкций. Существует также понятие, характеризующее коммерческий риск, связанный с реализацией продукции (услуг), закупкой сырья, материалов и т.д. Причины такого риска – уменьшение планируемого объема реализации, повышение закупочных цен, рост издержек обращения, потери продукции в процессе обращения и др. Количественная оценка риска деятельности компании и факторов, его обусловивших, осуществляется на основе анализа вариабельности прибыли. В терминах финансов взаимосвязь между прибылью и стоимостной оценкой затрат активов или фондов, понесенных для получения данной прибыли, характеризуется показателем левериджа. В буквальном понимании леверидж означает действие небольшой силы (рычага), при помощи которой можно перемещать довольно тяжелые предметы. В приложении к экономике он трактуется как некоторый фактор, небольшое изменение которого может привести к существенному изменению ряда результативных показателей. Рис.6.1. Взаимосвязь доходов и левериджа. Производственный леверидж количественно определяется соотношением между постоянными и переменными расходами в общей их сумме и вариабельностью показателя прибыли до вычета процентов и налогов. Именно этот показатель прибыли позволяет выделить и оценить влияние изменчивости операционного левериджа на финансовые результаты деятельности компании. Если доля постоянных расходов велика, говорят, что компания имеет высокий уровень производственного левериджа; в этом случае высок и уровень производственного риска. По аналогии с производственным левериджем уровень финансового левериджа может измеряться несколькими показателями. Наибольшую известность получили два из них: 1) соотношение заемного и собственного капитала; 2) отношение темпа изменения чистой прибыли к темпу изменения прибыли до вычета процентов и налогов. Высокая доля заемного капитала говорит о высоком уровне финансового левериджа и соответственно финансового риска, иными словами, уровень финансового левериджа прямо пропорционально влияет на степень финансового риска компании и требуемую акционерами норму прибыли. Чем выше сумма процентов к выплате, являющихся, кстати, постоянными обязательными расходами, тем меньше чистая прибыль. Таким образом, чем выше уровень финансового левериджа, тем выше финансовый риск компании. Компания, имеющая значительную долю заемного капитала, называется компанией с высоким уровнем финансового левериджа или финансово зависимой компанией, компания, финансирующая свою деятельность только за счет собственных средств, называется финансово независимой. Обобщающей категорией является производственно-финансовый леверидж, для которого характерна взаимосвязь трех показателей: выручки, расходов производственного и финансового характера и чистая прибыль (Рис. 6.1). |
- ВВЕДЕНИЕ
- 1 ЛЕВЕРИДЖ КАК ОСНОВНОЙ ЭЛЕМЕНТ ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА
- 1.1 Финансовый менеджмент и его функции
- 1.2 Оценка производственного левериджа
- 1.3 Производственно — финансовый леверидж
- 2 ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
- 2.1 Расчет финансового левериджа
- 2.2 Оценка производственного левериджа
- 2.3 Расчет производственно — финансового левериджа
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ
- БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
53. Критерии анализа инвестиционных проектов: модифицированная внутренняя норма прибыли
источник
Зачастую перед руководством предприятия возникают следующие вопросы:
- Какова рентабельность каждого вида продукции/услуг, а также его полная себестоимость, которую можно использовать при ценообразовании?
- Каким может быть минимальный объем производства/продаж, соответствующий точке безубыточности1 ?
- Как повлияет изменение объема и структуры производства/продаж на удельные постоянные затраты, на налоговые платежи и различные другие показатели деятельности организации?
- Какова рентабельность каждого подразделения предприятия с учетом распределения общехозяйственных расходов (либо без распределения)?
- Каков запас/недостаток финансовой прочности предприятия2 ?
- На какие наиболее значимые статьи в структуре затрат предприятия можно воздействовать с целью их снижения?
На большинство этих вопросов представляется возможным ответить, используя на предприятии методы анализа и управления затратами .
Процесс управление затратами состоит из двух этапов:
- Измерение и анализ затрат
- Контроль и снижение затрат.
Операционный анализ — один из наиболее эффективных способов осуществления первого этапа – измерения и анализа затрат. Это элемент управления затратами предприятия, анализирующий влияние структуры затрат и выручки на рентабельность продукции, либо подразделений предприятия. Он позволяет, путем моделирования, отыскать наиболее выгодное соотношение между переменными и постоянными затратами, ценой продукции и объемом производства. Распространены и другие названия операционного анализа: анализ безубыточности, CVP-анализ (costs, volume, profit — анализ “затраты-объем-прибыль”). Эффективность операционного анализа для выработки управленческих решений определяется тем, что такой анализ сводит воедино маркетинговые исследования, учет затрат, финансовый анализ и производственное планирование.
Что он дает менеджерам? Это один из инструментов управления ценой. Есть несколько «минимально возможных» цен. Долгосрочный нижний предел цены показывает, какую цену можно установить, чтобы производство и сбыт товара были безубыточными (равен полной себестоимости изделий); краткосрочный нижний предел цены ориентирован на цену, покрывающую лишь переменные затраты (равен себестоимости лишь в части переменных затрат). Между этими ценами — целый спектр вариантов, и искусство менеджера состоит в том, чтобы установить адекватную цену на изделие. Помимо информации о величине затрат, связанных непосредственно с производством того или иного изделия, менеджерам предприятия нужно иметь сведения о возможных пределах снижения цен в зависимости от влияния различных рыночных факторов.
Как можно оптимизировать производственную программу предприятия с точки зрения издержек, с целью приведения их структуры к оптимальной? Для ответа на этот вопрос требуется применение наиболее эффективного метода калькулирования затрат . Существует множество методов калькулирования в зависимости от какого-либо критерия. По критерию отнесения затрат на продукт, либо на период существует 2 метода калькулирования:
- “Absorption costing” (далее “абзорпшен костинг”) — метод калькулирования себестоимости продукции с распределением всех затрат между реализованной продукцией и остатками продукции на складе.
- “Direct costing” ( далее “директ-костинг” 3 ) – метод калькулирования себестоимости продукции, при котором все затраты разделяются на постоянные и переменные, и постоянные затраты полностью относятся на реализованную продукцию.
Основное отличие этих методов заключается в порядке распределения постоянных расходов между калькуляционными периодами .
Расчет долгосрочного нижнего предела цены связан с калькулированием по системе “абзорпшен-костинг”; расчет краткосрочного нижнего предела цены – с учетом и калькулированием по системе “директ-костинг”. Для установления адекватной цены требуется нечто среднее между этими методами.
В пользу “директ-костинга” говорит тот факт, что анализируя поведение переменных и постоянных расходов в зависимости от изменения объемов производства, можно изучать взаимосвязи и взаимозависимости между объемом производства, затратами (себестоимостью) и прибылью. Благодаря “директ-костингу” расширяются возможности учета, причем наблюдается процесс тесной интеграции учета, анализа и оперативного принятия управленческих решений. “Директ-костинг” является важным элементом маркетинга – системы управления предприятием в условиях рынка и свободной конкуренции.
В пользу “абзорпшен-костинга” говорит тот факт, что постоянная часть производственных расходов более тесно связана не со способностью содействовать производственному процессу в целом, а с выпуском конкретных единиц продукции, то есть запасы должны включать при их оценке компонент постоянных производственных затрат, необходимых для производства продукции. Нельзя выпускать продукцию без расходов на амортизацию, доставку материалов на рабочие места, услуг дворников и уборщиц, ремонта, налогов на имущество, отопления и освещения. Постоянную часть производственных расходов нужно относить на продукты, так как нам необходима приблизительная информация о ее себестоимости.
В рамках операционного анализа вполне реально использовать симбиоз данных методов калькулирования.
Пожалуй, главным достоинством операционного анализа является возможность простого и эффективного моделирования влияния на размер прибыли, получаемой предприятием, изменения сразу нескольких факторов:
- объема и структуры производства и реализации;
- состава и величины затрат;
- цен на продукты.
Такое моделирование и анализ (“что – если”, “what-if”) необходимы для выбора рациональных решений в управлении и планировании.
Операционный анализ, проведенный по основным продуктам, позволяет ответить на ключевые вопросы ведения бизнеса :
- какой продукт, либо направление бизнеса приносит наибольшую прибыль, а какие убыточны?
- производство каких продуктов расширять и финансировать, а производство каких продуктов сворачивать?
- каковы оптимальные цены на продукты?
- какие затраты наиболее значительны по каждому продукту?
- каким образом можно воздействовать на значимые статьи затрат?
Что представляет собой процесс операционного анализа?
Ниже представлена последовательность действий по проведению операционного анализа, которая не является жестко закрепленной, а лишь описывают логику анализа. Конкретный состав и объем работ зависят от специфики учетной политики, особенностей бухгалтерского и управленческого учета конкретного предприятия.
Схема 1. Операционный анализ по подразделениям предприятия
Схема 2. Операционный анализ по видам продукции/услуг
Основные показатели операционного анализа:
- маржинальная прибыль (сумма покрытия постоянных затрат);
- чистая прибыль;
- точка безубыточности (такое количество продукции, либо объем работ в денежном выражении, при котором выручка предприятия равна всем его затратам);
- запас/недостаток финансовой прочности (разница между выручкой на настоящий момент и точкой безубыточности);
- эффект операционного рычага (характеризует величину предпринимательского риска, или влияние структуры затрат на маржинальную прибыль предприятия).
Большое значение имеют связи и пропорции между затратами и объемом производства. Используя методы математической статистики, графические методы, можно определять формы зависимости затрат от объема производства или загрузки производственных мощностей, строить сметные уравнения, получать информацию о прибыльности или убыточности производства в зависимости от объема, рассчитывать критическую точку объема производства, прогнозировать поведение себестоимости или отдельных видов расходов в зависимости от факторов объема или мощности, то есть решать стратегические задачи управления предприятием.
Таким образом, система обеспечивает возможность быстро переориентировать производство в ответ на меняющиеся условия рынка.
Каковы результаты операционного анализа?
Анализируя основные показатели операционного анализа, можно экономически грамотно использовать ставки маржинальной прибыли , оптимизировать ассортимент выпускаемой продукции, принимать следующие решения:
- по установлению цен на уже производимую и новую продукцию, ориентируясь на цены конкурентов;
- по выбору и замене оборудования;
- по производству у себя, либо покупки на стороне того или иного полуфабриката;
- по целесообразности принятия дополнительного заказа;
- по поиску вариантов изменения производственной мощности предприятия и т.д.
Возвращаясь к возможности простого и эффективного моделирования влияния на размер прибыли изменения сразу нескольких факторов (объема выпуска, состава и величины затрат и др.), приведем следующий практический пример.
Ниже представлены таблицы с упрощенным вариантом расчетов различных альтернатив будущей рентабельности предприятия на основе базы исходных данных по промышленному предприятию за 12 месяцев. Предполагается, что структура производства и реализации продукции неизменна.
источник
Тема: Операционный анализ в управлении текущими издержками
Тип: Контрольная работа | Размер: 63.56K | Скачано: 89 | Добавлен 21.09.09 в 21:51 | Рейтинг: +7 | Еще Контрольные работы
1. Операционный анализ в управлении текущими издержками 3
2. Ценовая политика предприятия 12
1. Операционный анализ в управлении текущими издержками
Операционный анализ (анализ «затраты – объем – прибыль», CVP-анализ) – это аналитический подход к изучению взаимосвязи между издержками и прибылью при различных уровнях объема производства.
Операционный анализ рассматривает изменение прибыли как функцию от следующих факторов: переменных и постоянных затрат, цены продукции (работ, услуг), объема и ассортимента реализованной продукции.
- Определить объем прибыли для заданного объема продаж.
- Спланировать объем реализации продукции, который обеспечит
желаемое значение прибыли.
- Определить объем продаж для безубыточной работы предприятия.
- Установить запас финансовой прочности предприятия в его текущем состоянии.
- Оценить, как повлияют на прибыль изменения в цене реализации, переменных затратах, постоянных затратах и объеме производства.
- Установить, до какой степени можно увеличивать/снижать силу операционного рычага, маневрируя переменными и постоянными затратами, и изменять тем самым уровень операционного риска предприятия.
- Определить, как повлияют изменения в ассортименте реализованной продукции (работ, услуг) на потенциальную прибыль, безубыточность и объем целевой выручки.
Цель CVP-анализа – установить, что произойдет с финансовыми результатами, если изменить объем производства. Эта информация имеет существенное значение для финансового менеджера, поскольку знание указанной зависимости позволяет определить критичные уровни выпуска продукции, например, установить уровень, когда предприятие не имеет прибыли и не несет убытки (находится в точке безубыточности).
Рассмотрим экономическую модель CVP-анализа, показывающую теоретическую зависимость между совокупными доходами (выручкой), затратами прибылью, с одной стороны, и объемом производства – с другой. Экономическая модель динамики CVP представлена на рис. 1.1.
Рис. 1.1. Диаграмма совокупной выручки и суммарных затрат и диаграмма маржинальной выручки и маржинальных затрат
Этот рисунок состоит из двух частей: на верхней диаграмме показано поведение суммарных затрат и выручки в зависимости от объема производства, на нижней – графики маржинальной выручки и маржинальных затрат.
Маржинальные затраты характеризуют скорость роста переменных затрат при увеличении объема производства. Согласно экономической теории, прибыль максимальна в точке, в которой любое малое приращение объема выпуска продукции оставляет прибыль без изменения, т.е. прибыль максимальна, когда маржинальные затраты равны маржинальной выручке:
где MP – маржинальная прибыль; MS – маржинальная выручка;
В графическом виде это соответствует точке D на нижней диаграмме при объеме производства Qкр. Точка, когда совокупная выручка максимальна, — точка В находиться на той линии, где маржинальная выручка равна нулю. Кривая маржинальных затрат достигает минимума в точке С, где темп роста суммарных затрат минимален (точка А).
Для предприятия значение маржинальных затрат – важный индикатор при выборе наиболее выгодного объема производства. Если прирост выручки на одну единицу увеличит доход в большей степени, чем вырастут затраты (MS>MC), то уровень производства, при котором прибыль будет максимальной, еще не достигнут, и предприятию следует расширять производства данного товара. Если же большим оказывается темп роста затрат (MC>MS), то уровень производства выше оптимально и расширение производства нежелательно, так как с выпуском каждой новой единицы товара темп роста дохода снижается, что может снизить валовую прибыль. Таким образом, пока маржинальные затраты падают, нужно увеличивать объем производства, когда они начинают расти – увеличение объема производства невыгодно.
Ключевые элементы операционного анализа:
- точка безубыточности (порог рентабельности);
- определение целевого объема продаж;
- запас финансовой прочности;
- анализ ассортиментной политики;
- операционный рычаг.
Рассмотрим подробнее каждый элемент.
Точка безубыточности – это выручка от реализации, покрывающая сумму постоянных и переменных затрат при заданных объеме производства и коэффициенте использования производственных мощностей, а прибыль при этом равна нулю. Точку безубыточности можно рассчитать двумя методами:
Важные определения аналитического метода.
Маржинальная прибыль на единицу продукции (MP на единицу) – это превышение продажной цены за единицу продукции (p) над переменными затратами на единицу продукции (v):
Коэффициент маржинальной прибыли (коэффициент MP) – это отношение маржинальной прибыли к объему продаж в процентах:
Коэффициент MP = MP/S = (S-VC)/S = 1- VC/S (1.3)
Коэффициент маржинальной прибыли также может быть рассчитан другим способом с использованием данных, характеризующих единицу продукции:
В формуле 1.4 коэффициент v/p – это доля переменных затрат в выручке. Если переменные затраты составляют 20% цены, коэффициент маржинальной прибыли равен 80%.
Точку безубыточности можно рассчитать как в стоимостном (руб.), так и в натуральном выражении (шт.):
Графический метод определения точки безубыточности основан на диаграмме безубыточности, как показано на рис. 1.2. Объем продаж (в натуральном выражении) – по оси ординат. Точка безубыточности – это точка, в которой пересекаются прямая, соответствующая суммарным затратам. В общем случае верно, что при прочих равных условиях чем левее по оси абсцисс расположена точка безубыточности, тем больше прибыль и меньше риск.
Рис. 1.2. График безубыточности
Определение целевого объема продаж
Целевой объем продаж – это объем продаж, соответствующий целевой прибыли. Его рассчитывают по следующей формуле:
Если целевую прибыль задают как прибыль после уплату налогов (NP*), формула (1.6) принимает вид:
где t – ставка налога на прибыль.
Запас финансовой прочности.
Запас финансовой прочности измеряет разницу между фактическим объемом продаж и объемом продаж, соответствующим точке безубыточности, и показывает, на сколько предприятие может сократить объем продаж, прежде всего, понесет убытки. Запас финансовой прочности рассчитывается по формуле:
Чем правее от точки безубыточности стоит планируемый объект продаж (рис. 1.2), тем меньше вероятность убытков при возможном снижении продаж.
Некоторые области применения операционного анализа и анализа чувствительности.
Правильность выходных параметров модели CVP-анализа зависят от того, насколько точны исходные данные. При анализе делают те или иные допущения об уровнях цен, постоянных и переменных затратах, ценах реализации единицы продукции и др. Очевидно, степень неопределенности оценок этих переменных лицом, принимающим решение, будет разной. Один из способов учета изменений исходных данных – анализ чувствительности. В отношении CVP-анализа анализ чувствительности позволяет получить ответы на многие вопросы, например:
- Каков объем увеличения прибыли, если объем продаж увеличит на 10 раз,
- Какова будет прибыль, если переменные затраты сократить на 10%, а постоянные затраты увеличились на 5%.
Анализ ассортиментной политики.
До сих пор при проведении CVP-анализа мы допускали, что предприятие производит одно изделие. Однако в реальной жизни практически все предприятия производят и реализуют множество самых разных изделий.
Решая вопрос, производство каких товаров ассортимента надо наращивать, а каких – сокращать (либо прекращать), следует учитывать следующее:
- чем больше маржинальная прибыль, тем больше объем и благоприятнее динамика прибыли;
- производство/продажа товара всегда связаны какими-либо ограничивающими факторами, которые зависят от специфики бизнеса и свойств внешней среды. К таким факторам относят: объем производственных мощностей предприятия, емкость рынка сбыта, возможности использования трудовых ресурсов,доступность сырья и материалов, степень напряженности конкурентной борьбы, величину рекламного бюджета и пр. Самый жесткий ограничивающий фактор – время.
Операционный рычаг – это потенциальная возможность влиять на прибыль, изменяя структуру себестоимости и объем выпуска. Действие операционного рычага заключено в том, что любое изменение выручки от продаж ведет к более сильному изменению прибыли. Этот эффект обусловлен различной степенью влияния динамики переменных и постоянных затрат на финансовые результаты при изменении объема выпуска. Изменяя величину не только переменных, но и постоянных затрат, можно вычислить на сколько процентов возрастет прибыль.
Уровень или силу воздействия операционного рычага (DOL) можно выразить как:
DOL = MP/EBIT = (FC+EBIT)/ EBIT = 1+ FC/EBIT (1.10)
Чем больше доля постоянных затрат, тем выше уровень операционного рычага, а следовательно, и больше деловой (производственный) риск.
По мере удаления выручки от точки безубыточности сила операционного рычага ослабевает. А запас финансовой прочности увеличивается. Это связано с относительным увеличением постоянных издержек.
В практических расчетах для определения уровня операционного рычага используют следующую формулу:
Уровень операционного рычага не является постоянной величиной и зависит от выбранного базового значения продаж. Например, при безубыточном объеме продаж уровень операционного рычага будет стремиться к бесконечности. Уровень операционного рычага имеет наибольшее значение в точке, несущественно превышающей точку безубыточности. В этом случае даже незначительное изменение объема продаж приводит к существенному относительному изменению прибыли до выплаты процентов и налогов. Изменение от нулевой прибыли к какому-либо ее значению представляет собой бесконечное процентное увеличение.
На практике большим операционным рычагом обладают предприятия, которые имеют высокую долю основных средств и нематериальных активов в балансе и большие управленческие расходы. И наоборот, минимальный уровень операционного рычага присущ предприятиям, у которых высока доля переменных затрат.
Таким образом, понимание механизма действия операционного рычага позволяет целенаправленно управлять соотношением постоянных и переменных затрат в целях повышения эффективности оперативной деятельности предприятия.
При интерпретации данных операционного анализа необходимо знать о важных допущениях, на которых основан данный анализ:
- Затраты можно точно разделить на постоянные и переменные составляющие. Переменные затраты изменяются пропорционально объему производства, а постоянные затраты – неизменны при любом его уровне.
- Производят один товар, либо ассортимент, остающийся одинаковым на всем протяжении анализируемого периода (при широкрм ассортименте сбыта усложнен алгоритм CVP-анализа).
- Затраты и выручка зависят от объема производства.
- Объем производства равен объему продаж, т.е. наконец анализируемого периода у предприятия не остается запасов готовой продукции (либо они несущественны).
- Все другие переменные (кроме объема производства) не меняются в течение анализируемого периода, уровень цен, ассортимент реализуемых изделий, производительность труда.
- Анализ применим только к короткому временному периоду (обычно год или меньше), в течение которого выход продукции предприятия ограничен действующими производственными мощностями.
Поскольку перечисленные допущения модели CVP-анализа не всегда выполнимы на практике, результаты анализа безубыточности в некоторой степени условны. Поэтому полная формализация процедуры расчета оптимального объема и структуры продаж на практике невозможна, и очень многое зависит от интуиции работников и руководителей экономических служб, основанной на собственном опыте. Для определения приблизительного объема продаж по каждому изделию используют формальный (математический) аппарат, а затем полеченную величину корректируют с учетом других факторов (долгосрочная стратегия предприятия, ограниченная по производственным мощностям и пр.
2. Ценовая политика предприятия
Ценовая политика – это система стандартных правил определения цен для типовых сделок продажи товаров предприятия. Совокупность методов, с помощью которых эти правила можно реализовать на практике, называют стратегией ценообразования.
- Достижение заданного уровня прибыли (либо рентабельности капитала).
- Стабилизация цен, прибыльности и рыночной позиции.
- Расширение доли рынка.
- Максимизация прибыли (либо рентабельности капитала).
- Достижение наиболее высоких темпов роста продаж.
Формируют ценовую политику в несколько этапов. На первом этапе формируют стратегические цели предприятия, которые являются основой для определения направлений его деятельности и устанавливаются на длительный период. Такими целями могут быть, например, проникновение на рынок и закрепление на нем, увеличение своей доли продаж на рынке и пр. На втором этапе реализуют выбранную стратегию при помощи решения задач в самых разнообразных видах деятельности предприятия: производстве, ценообразовании, управлении затратами и пр. Если анализ рыночной ситуации подтверждает, что стратегические цели предприятия могут быть обеспечены за счет решения конкретных задач в области ценообразования, приступают к разработке тактики ценообразования. Тактика ценообразования – это конкретные практические меры по управлению ценами на продукцию предприятия, которые используют для решения задач, поставленных перед специалистами по ценообразованию. К числу таких мер относят установление скидок и надбавок к ценам. И наконец, определение тактики ценообразования создает основу для разработки ценовой политики и определения на ее основе уровня цен.
Определяя возможный уровень цен, следует хорошо понимать взаимоотношения между ценой, с одной стороны, покупками потребителей и их представлениями, с другой. С позиции экономической теории эта взаимосвязь определена тем, что рыночная равновесная цена на товар достигается при соответствии спроса со стороны покупателя и предложения со стороны продавца.
Ценовая политика предприятия во многом зависит от конкурентной структуры рынка. Структура рынка – это основные характеристики рынка, к числу которых относят:
- количество и размер предприятий, находящихся на рынке;
- степень сходства (различия) товаров разных фирм;
- условия вхождения на рынок новых продавцов и выхода из него, доступность рыночной информации.
Модель рынка – это различные варианты сочетания элементов рыночной структуры (табл. 2.1).
Существуют определенные особенности ценообразования на различных типах рынка: совершенной (чистой) конкуренции, монополистической конкуренции, олигополии, чистой монополии. Однако в реальной экономике нет одного типа рынка в чистом виде. Предприятие может одновременно находиться на разных рынках, например, с одним товаром – на рынке монополии, а с другим – на рынке монополистической конкуренции. Анализ типа рынка позволяет определить закономерности ценообразования в зависимости от соотношения спроса и предложения.
В зависимости от типа товаров (рынков) и позиции, занимаемой тем или иным предприятием, все предприятия делят на две группы:
- Предприятия, формирующие цены (ценовые лидеры). Эти предприятия обладают рыночной силой, достаточной для того, чтобы устанавливать на свои товары цены, отличные от цен конкурентов. Такие ситуации характерны для компаний-лидеров, работающих на рынках
Характеристика основных моделей рынка
Характеристика
Совершенная (чистая) конкуренция
Ограниченная конкуренция
Монополистическая конкуренция
Однороден, часто стандартизован
Дифференцирован, но входит в группу заменителей
Может быть однород-ным, стандартизиро-ванным и дифферен-цированным
Уникален, нет близких заменителей
3. Контроль пред-приятием за ценами
Осуществляется, но в очень ограниченных пределах
Осуществляется, но с учетом реакции кон-курентов, возможен сговор
4. Условия вхождения на рынок
Имеются существен-ные препятствия
5. Характер ценно-образования
Свободное, конкурен-тное ценообразование
Конкурентное ценооб-разование с приори-тетом монополизма в пределах рынка диф-ференцированного фирменного продукта
Монополизированное ценообразование, но существует взаимоза-висимость немногих конкурентов
монополистической конкуренции и олигополии. Для любого предприятия этой группы наибольшее влияние на ценообразование оказывают себестоимость продукции, действия конкурентов и степень ценности его продукции для покупателей.
- Предприятия, следующие рыночным ценам (ценовые последователи). Эти предприятия обладают слишком малой властью над рынком, чтобы проводить собственную ценовую политику, а потому в этих компаниях цены устанавливает рынок (спрос и предложение). Такие предприятия не могут существенно влиять на цены реализации продукции (услуг). Подобные ситуации характерны для рынков таких товаров, как пшеница, рис, сахар, кофе, и некоторых других (рынок совершенной конкуренции). Аналогичная ситуация возможна и тогда, когда небольшие компании действуют в отрасли, цены которой устанавливают доминирующие фирмы-лидеры.
Как для ценовых лидеров, так и для ценовых последователей принятие решений о ценообразовании во многом определяет продолжительность действия принимаемого решения – так называемый временный горизонт решения. С принятием краткосрочного решения о цене связано понятие «краткосрочный нижний предел цены», соответственно, с принятием долгосрочного решения о цене – «долгосрочный нижний предел цены».
Краткосрочный нижний предел цены – цена, которая покрывает только переменную часть затрат. Продажа товаров по переменным затратам может возникнуть у предприятия, когда у него появляется возможность установить отдельные цены на разовый заказ. В этом случае себестоимость рассчитывают методом «директ-костинг», и снижать цену на такие заказы можно до уровня переменных затрат. Учитывая краткосрочный характер принимаемого решения, долгосрочные последствия, как правило, становятся несущественными. Существуют условия, которые должны быть выполнены предприятием при принятии краткосрочного решения о ценообразовании:
- Должно быть достаточное количество ресурсов (материальных, трудовых и пр.) для выполнения заказа. Если же некоторые ресурсы полностью израсходованы, в цену заказа необходимо включать альтернативные затраты.
- Разовая цена заказа не должна влиять на будущие цены товаров предприятия. Точно так же заказчик не должен ожидать, что решения о цене будущих заказов будут основаны на учете только переменных затрат.
- Должны быть использованы свободные производственные мощности предприятия, имеющиеся в течение короткого промежутка времени.
Долгосрочный нижний предел цены показывает, какую минимальную цену можно установить, чтобы покрыть совокупные затраты предприятия на производство и реализацию продукции. Этот предел цены соответствует полной себестоимости продукции.
Поскольку долгосрочный нижний предел цены покрывает лишь затраты, а прибыль равна нулю, то в этом случае выручку (в стоимостном выражении) рассчитывают по формуле:
где Q – показатель, характеризующий уровень деловой активности предприятия (объем реализованной продукции, работ, услуг и др.) в натуральных единицах измерения;
p – цена за единицу продукции, руб.;
FC – постоянные затраты, руб.;
v – переменные затраты руб.
Отсюда цена за единицу продукции равна:
Однако, в долгосрочном плане уровень деловой активности может существенно измениться. Поэтому некоторые из затрат, которые в краткосрочном периоде относились к категории постоянных, при переходе к более длительному временному периоду начинают меняться и переходят в разряд переменных.
При принятии долгосрочных решений о цене фактический объем реализации, возможно, будет отличаться от планового по причине ценового фактора. При проведении расчетов возникает проблема сопоставимости цен. Обычно расчеты ведут в фактически действующих реальных ценах или в плановых ценах. Важно в расчетах цены на продукцию учитывать инфляционный фактор, поскольку даже при неизменности цен на продукцию происходит их снижение за счет инфляции. Например, при повышении цен на 12% и уровне инфляции 10%, оптовые цены фактически повысятся лишь на 2%. Пересчитать показатели в сопоставимые цены можно с помощью индекса потребительских цен (ИПЦ). В России (методология Росстата РФ) этот индекс рассчитывают как отношение стоимости фиксированного набора товаров и услуг в текущем периоде к его стоимости в базисном периоде:
ИПЦ = Стоимость фиксированного набора товаров
и услуг в текущем периоде / Стоимость фиксированного (2.3)
набора товаров и услуг в базовом периоде
В набор товаров и услуг, разработанный для наблюдения за ценами, включены товары и услуги массового спроса, наиболее часто потребляемые населением. Отбирают позиции с учетом их значимости для потребления, представительности, с точки зрения отражения динамики цен на однородные товары, устойчивого наличия в продаже.
В зарубежных странах аналог российского ИПЦ – индекс общих цен, имеющий давнюю историю (набор товаров и услуг, использующийся для его расчета, существенно отличается от российского).
Как было отмечено ранее, больше всего влияют на ценообразование предприятия покупатели, конкуренты и затраты.
- Покупатели руководствуются, прежде всего, своей потребностью в товаре, а также своей платежеспособностью. Он ориентируется на возможность сделать выбор между товарами или их продавцами, на товары-заменители. Есть у покупателя представление и о рыночной справедливости. Спрос и поведение покупателей зависят от уровня цены на требующий товар. Если цена растет, то спрос может уменьшаться (и наоборот). Поэтому компании стараются учитывать запросы покупателей на всех стадиях разработки модели.
- Предлагаемая менеджером цена товара должна обеспечить успех в конкурентной борьбе. Если менеджер знает технологию конкурирующей компании, размер производственных площадей, затраты и оперативную политику, то ему легче установить цену на свою продукцию.
- Менеджер понимает, что предлагаемая им цена не должна отпугнуть потребителя. Она должна обеспечить реализацию продукции, причем в количествах, гарантирующих достаточный доход. Цена должна возместить все затраты на производство и реализацию товара и принести прибыль.
Роль этих факторов при ценообразовании зависит от конкретных обстоятельств. Предприятия, которые при ценообразовании основываются на затраты, чаще используют метод учета полных, а не переменных затрат, объясняя это следующим:
- в долгосрочном периоде все затраты должны быть полностью покрыты;
- дорогостояще проводить анализ соотношений объема выпуска и затрат по всем наименованиям продукции (иногда тысячам), поэтому минимальную цену предпочитают рассчитывать из полной себестоимости;
- полная себестоимость обеспечивает большую стабильность;
- кривые спроса недостаточно определены.
Когда спрос оценить практически невозможно, менеджеры, устанавливая цену, используют метод «затраты-плюс». В данном методе используют различные базы затрат для установления цен на продукцию. Возможную цену на продукцию рассчитывают с помощью следующих формул:
- Цена = Прямые переменные затраты + Надбавка.
- Цена = Совокупные переменные затраты + Надбавка.
- Цена = Производственная себестоимость + Надбавка.
- Цена = Полная себестоимость + Надбавка.
Надбавку задают в абсолютной сумме (рублях и копейках) или выражают в процентах. Размер надбавки зависит от следующего:
- Спроса на продукцию. Чем выше спрос, тем больше может быть надбавка.
- Эластичность спроса. Более высокие надбавки применяют к тем товарам, спрос на которые не является эластичным.
- Интенсивности конкуренции. Как правило, в условиях интенсивной конкуренции надбавки снижают.
Метод «затраты-полюс» – лишь отправная точка для установления целевой цены. Для принятия окончательного решения о цене реализации необходимо обобщить информацию о состоянии рынка и планируемых стратегиях ценообразования.
Список литературы
- Ковалев В.В. Управление финансами. – М.: ФБК-Пресс, 2002.
- Долгосрочная и краткосрочная финансовая политика предприятия: Учеб. пособие / Под ред. д-ра экон. наук, проф. И.Я. Лукасевича. – М.: Вузовский учебник, 2007.
- Финансовый менеджемент: Учеб. пособие / Под ред. проф. Е.И. Шохина. – М.: ФБК-Пресс, 2003.
источник
В процессе управления затратами в зарубежной практике широко распространен операционный анализ.
Операционный анализ — один из самых простых и эффективных методов оперативного и стратегического планировании. Он основан на отслеживании зависимости финансовых результатов деятельности фирмы от издержек и объемов производства (сбыта) продукции. Изменения в структуре себестоимости могут существенно повлиять на величину прибыли, поэтому операционный анализ называют также анализом «издержки — объем — прибыль».
Операционный анализ служит поиску наиболее выгодных комбинаций между переменными затратами на единицу продукции, постоянными издержками, ценой и объемом продаж. Поэтому этот анализ невозможен без разделения издержек на постоянные и переменные.
Постоянные издержки в краткосрочном периоде в целом не меняются с изменением объема производства. Они включают амортизационные отчисления, арендную плату, налог на имущество, проценты за кредит, административно-управленческие расходы и пр. Сила воздействия операционного рычага определяется удельным весом постоянных затрат в общей сумме затрат.
Переменные затраты меняются в целом прямо пропорционально изменениям объема производства товаров, работ, услуг. К ним относят расходы на приобретение сырья и основных материалов, покупных полуфабрикатов для производственных целей, заработную плату рабочих при сдельной системе оплаты труда; часть расходов на реализацию продукции, оплату электроэнергии, топлива, используемого в технических целях.
Кроме того, выделяют и смешанные издержки, которые включают элементы как постоянных, так и переменных расходов: оплата топлива, почтовые расходы, затраты на текущий ремонт оборудования и др. При конкретных расчетах необходимо выделять в составе смешанных издержек постоянную и переменную части и причислять их к соответствующему виду затрат.
Изучая динамику переменных и постоянных издержек, необходимо выделять релевантный период, в котором постоянные и переменные издержки на единицу продукции остаются неизменными. Такое поведение издержек возможно лишь в течение определенного краткосрочного периода и при определенном объеме продаж.
Деление затрат на постоянные и переменные дает возможность финансовому менеджеру:
- • определить сроки окупаемости затрат;
- • определить запас финансовой прочности предприятия;
- • рассчитать оптимальную величину прибыли предприятия.
Важен также контроль за особенностями поведения издержек
(как суммарных, так и на единицу продукции) при изменении объемов продаж (табл. 2.2) 1 .
Динамика переменных и постоянных издержек при изменении объема производства (сбыта) продукции в релевантном периоде
Практикум по финансовому менеджменту / Под ред. Е.С. Стояновой. — М.: Перспектива, 1995. — С. 22.
Существует три основных метода дифференциации издержек, позволяющих разделить общие издержки на постоянные и переменные.
- 1. Метод максимальной и минимальной точки.
- 2. Статистический (или графический) метод.
- 3. Метод наименьших квадратов.
При первом методе выбирается период с наибольшим и наименьшим объемом производства. Сумма переменных издержек будет максимальной, а постоянных — минимальной в период с наибольшим объемом производства.
Затем находится ставка переменных издержек, показывающая средний размер переменных расходов в себестоимости единицы продукции, по формуле
где ^тах — максимальный объем производства в натуральном выражении; ^min = (^min : A»max) х 100% — минимальный объем производства в процентах к максимальному.
На заключительном этапе определяют сумму постоянных издержек по формуле
Статистический метод основан на использовании корреляционного анализа. Сначала строится график, характеризующий зависимость между общими издержками и объемом производства в натуральных единицах. Линия общих издержек выражается следующим уравнением:
где Y — общие издержки; а — уровень постоянных издержек; b —
ставка переменных издержек; х — объем производства в натуральном выражении (ед.).
Из этой формулы следует, что ставка переменных издержек составляет
На основе графического построения приблизительно определяют уровень постоянных расходов как точку пересечения линии издержек с осью издержек (у) (рис. 2.1).
Рис. 2.1 . Статистический (графический) метод дифференциации
Наиболее точным является метод дифференциации затрат по формуле наименьших квадратов. Ставку переменных издержек определяют по формуле
где х — объем производства за год; х — средний объем производства за анализируемый период; у — суммарные издержки за год; у — среднее значение суммарных издержек за анализируемый период. Алгоритм решения представлен в виде таблицы (табл. 2.3).
Алгоритм расчета ставки переменных издержек по методу наименьших квадратов
Основные показатели операционного анализа — финансовый и операционный рычаги, порог рентабельности и запас финансовой прочности предприятия, валовая маржа и др. Методика расчета показателей представлена в табл. 2.4.
Расчет основных показателей, используемых в операционном анализе: порога рентабельности, запаса финансовой прочности и силы воздействия операционного рычага
Выручка от реализации — Переменные издержки
Коэффициент валовой маржи
Валовая маржа : Выручка от реализации
Порог рентабельности (точка безубыточности)
Постоянные затраты: Коэффициент валовой маржи
Запас финансовой прочности:
- а) в рублях
- б) в % к выручке
Выручка от реализации — Порог рентабельности
Порог рентабельности (в рублях) х х 100% : Выручка от реализации
Запас финансовой прочности х х Коэффициент валовой маржи
В экономике рычаг трактуется как некоторый фактор, небольшое изменение которого ведет к существенному изменению результативных показателей. Существует три вида рычагов:
- • финансовый;
- • операционный (производственный, хозяйственный);
- • общий (производственно-финансовый).
Действие операционного рычага проявляется в том, что любое изменение выручки от реализации продукции всегда порождает более сильное изменение прибыли.
Существует понятие «сила воздействия операционного рычага», которое определяется удельным весом постоянных затрат в общем (суммарном) объеме затрат. Чем выше удельный вес, тем больше сила воздействия операционного рычага. К числу таких предприятий в первую очередь относятся предприятия, имеющие на балансе большое количество основных фондов. Объясняется это тем, что амортизация входит в состав постоянных издержек.
Поэтому эта группа предприятий находится в зоне риска в том случае, если объем продаж сокращается. Это хорошо видно из данных табл. 2.5.
1. Выручка от реализации (тыс. руб.)
2. Переменные затраты (тыс. руб.)
3. Постоянные затраты (тыс. руб.)
4. Удельный вес постоянных затрат в общей сумме затрат (%)
Если выручка от реализации сократится на 3%, в этом случае:
• на предприятии № 1 прибыль сократится на 17,5%:
[14 550 — (10 000 + 2000)] = 2550 тыс. руб.;• на предприятии № 2 прибыль сократится на 67,5% и вместо 2000 тыс. руб. составит 650,0 тыс. руб.
Таким образом, предприятие № 2 (с большим удельным весом постоянных затрат в суммарном объеме) при дальнейшем падении выручки от реализации может очень быстро перейти из разряда рентабельных предприятий в убыточные.
Вместе с тем возможна и другая ситуация. Если объем продаж начинает расти, то предприятие, имеющее высокий удельный вес постоянных издержек в суммарных, будет иметь возможность получить значительную сумму прибыли за достаточно короткий срок.
Поэтому финансовый менеджер, принимая решение о снижении силы воздействия операционного рычага, обязательно должен учитывать тенденции роста или падения объема продаж.
Приведенные расчеты позволяют сделать следующие выводы:
- 1. Сила воздействия операционного рычага больше там, где выше удельный вес постоянных затрат в общей сумме издержек.
- 2. Операционный рычаг тем выше, чем ближе к точке безубыточности «расположен» объем продаж.
Таким образом, воздействие операционного рычага указывает на степень предпринимательского риска: чем больше сила воздействия операционного рычага, тем больше предпринимательский риск.
- 3. Для продукта с высоким значением операционного рычага положение ниже точки безубыточности приводит к получению больших убытков; достижение уровня безубыточности и превышение его позволяют получить прибыль, которая растет с увеличением объема продаж.
- 4. Если предприятие имеет низкий операционный рычаг, степень предпринимательского риска снижается, но и размер получаемой прибыли тоже является незначительным.
В заключение можно попытаться определить место операционного анализа в управлении издержками производства.
Во-первых, операционный анализ позволяет рассматривать категорию затрат не обособленно, а во взаимосвязи с такими важными для предприятия финансовыми показателями, как объем выручки от реализации (объем продаж) и прибыль. Этот момент является важным, потому что и наша отечественная практика занимается определением величины выручки, себестоимости и прибыли. Причем при планировании этих показателей используют специальные методики. Но увязка этих показателей достигается только при разработке и составлении финансового плана предприятия. Причем расчеты ограничиваются, как правило, только плановым размером выпускаемой продукции, сложившимся на момент планирования уровнем цен и рассчитанной плановой себестоимостью. Иначе обстоит дело в операционном анализе: выстроенная цепочка «объем продаж — издержки — прибыль» позволяет понять, что с позиций интересов хозяйствующих субъектов себестоимость не может рассматриваться обособленно от таких показателей, как выручка от реализации и прибыль. Это объясняется тем, что необходимость определения величины себестоимости хозяйствующим субъектом обусловлена следующими причинами:
- • величина затрат определяет уровень цен на продукцию и, соответственно, величину выручки от реализации;
- • величина затрат нужна при определении прибыли предприятия, поскольку любая коммерческая деятельность в конечном итоге предполагает определение прибыли, а определение ее величины, как мы уже выяснили, невозможно без определения размеров выручки от реализации и себестоимости. Потребность рассматривать и анализировать эти показатели во взаимной увязке и привела к тому, что в зарубежной практике появился операционный анализ, позволяющий оперативно решать эти задачи.
Во-вторых, при помощи операционного анализа определяют влияние величины постоянных и переменных затрат на размер прибыли предприятия. При этом появляется возможность определения оптимальной величины себестоимости продукции.
В-третьих, операционный анализ позволяет при заданном уровне себестоимости определить соответствующий ему объем выручки от реализации и размер прибыли.
В-четвертых, в зарубежной практике операционный анализ чаще всего используют при разработке бизнес-планов, где требуется проводить прогнозные расчеты основных финансовых показателей 1 .
В этом случае в зависимости от основных стратегических задач, решаемых хозяйствующим субъектом в области коммерческой деятельности, операционный анализ может быть использован в следующих наиболее типичных ситуациях.
Ситуация 1 — маркетинговые исследования, проведенные предприятием, показали, что в ближайшей перспективе возможно увеличить объем продаж (при соответствующем уровне цен). В этой ситуации операционный анализ позволяет определить, какой оптимальный уровень себестоимости должен соответствовать заданному объему выручки и уровню цен и какую прибыль при этих параметрах получает предприятие.
Ситуация 2 — анализ коммерческой деятельности показал, что в результате ситуации, сложившейся на рынке, для сохранения конкурентоспособности его товаров необходимо снизить цены. В этом случае предприятие при помощи операционного анализа рассматривает различные варианты величины постоянных и переменных затрат, позволяет найти резервы их снижения, что в результате позволит добиться снижения уровня себестоимости и решить задачу снижения цен на продукцию.
Ситуация 3 — предприятие, рассмотрев источники финансирования своей предпринимательской деятельности, пришло к выводу, что на ближайшую перспективу таким источником должна стать прибыль. В этом случае операционный анализ позволяет рассчитать прогнозируемую прибыль. И здесь уместно напомнить, что в соответствии с методикой операционного анализа прогнозируемая прибыль определяется как произведение двух показателей — запаса финансовой прочности и коэффициента валовой маржи [1] [2] .
При этом известно, что коэффициент валовой маржи является промежуточным показателем и рассчитывается только для того, чтобы была возможность определить прогнозируемую прибыль. На величину коэффициента валовой маржи существенно влияет величина переменных издержек, т.е. и в этом случае мы опять возвращаемся к вопросам управления затратами. Такая ситуация является лишним подтверждением того положения, что вопросы управления затратами нельзя рассматривать обособленно, в отрыве от таких показателей, как выручка от реализации и прибыль. Следовательно, операционный анализ и методика расчета его показателей позволяют наиболее полно понять взаимосвязь, существующую между этими показателями.
- [1] В зарубежной практике бизнес-планы разрабатывают сроком на 3—5 лет.
- [2] Методику расчета этих показателей см. в табл. 2.4.
источник