Меню Рубрики

Оперативный анализ налоговых обязательств как понять

Мониторинг и оперативный налоговый контроль преследуют цель получения информации о текущей хозяйственной деятельности налогоплательщика. Посредством мониторинга и оперативного контроля возможно и обеспечение контроля налоговых поступлений.

На сегодняшний день возможности мониторинга и оперативного налогового контроля текущей хозяйственной деятельности налогоплательщиков российскими налоговыми органами практически не используется. Деятельность в сфере мониторинга и оперативного налогового контроля в России практически ограничивается контролем налоговых поступлений, осуществляемым налоговыми органами во взаимодействии с органами казначейства.

Контроль текущей хозяйственной деятельности налогоплательщиков и их налоговых поступлений может производиться в пассивной или активной форме. Пассивный контроль имеет форму наблюдения (мониторинга) за действиями налогоплательщика. Соответственно в случае перехода к активной фазе такая деятельность получит название «оперативный налоговый контроль».

В своей пассивной фазе (фазе налогового мониторинга)методами реализации этой формы налогового контроля, например, могут быть:

– создание налоговых постов.

Хронометражные обследованияпроводятся налоговыми органами с целью установления фактического дохода налогоплательщика и фактических затрат, связанных с получением дохода.

На сегодняшней день методы и возможности налогового мониторинга применяются налоговыми органами России в весьма небольшом объеме. Методические приемы хронометражных обследований используются, как правило, только в рамках камерального и выездного налогового контроля. Налоговые посты использовались в целях обеспечения контроля за поступлением акцизов лишь на протяжении двух лет с 2005 по 2007 г.

Налоговый мониторинг налоговых поступлений,как правило, сводится к учету налоговых поступлений в бюджет.

При переходе к активной фазе контроля хозяйственной деятельности (оперативному налоговому контролю)состав методов изменяется, и в его состав могут войти:

Из перечисленных методов российские налоговые органы вправе использовать в рамках налогового контроля только метод проведения инвентаризации. При этом, как и в случае с хронометражным обследованием, инвентаризация принадлежащего налогоплательщику имущества, как правило, проводится в рамках выездного налогового контроля. Проведение контрольных закупок и рейдовых проверок в рамках налогового контроля в России не допускается, однако налоговые органы вправе использовать эти методы в своей повседневной профессиональной деятельности. Выявленные при применении таких методов контроля факты нарушений (в том числе и налогового законодательства) признается поводом к возбуждению дела об административном правонарушении.

Оперативный налоговый контроль налоговых поступленийпредполагает контроль и анализ погашения налоговых обязательств. Одним из методов такого оперативного налогового контроля является проведение налоговых обследований.

Налоговые обследованиямогут проводиться в целях:

– сбора сведений о доходах и других объектах налогообложения;

– изучения причин образования задолженности по налоговым обязательствам;

– анализа выполнения налоговых обязательств налогоплательщиками, использующими налоговые льготы.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 10169 — | 7568 — или читать все.

193.124.117.139 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

источник

Налоговый учет — система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным настоящим Кодексом.

Принципы организации налогового учета:

Имущественной обособленности предприятия — Налогоплательщиками налога на прибыль организаций признаются российские и иностранные организации (ст.246).

Периодичности — Налоговым периодом по налогу на прибыль является календарный год (ст.285).

Денежного измерителя — Налоговая база по налогу на прибыль представляет собой денежное выражение прибыли (п.1 ст.274).

Последовательности применения — Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения (ст. 313).

Непрерывности — Объекты учета отражаются в налоговом регистре непрерывно в хронологическом порядке (ст. 314).

Начислений (временной определенности фактов хозяйственной деятельности) — Для большинства налогоплательщиков, занимающихся производственной деятельностью (ст.ст.271, 272), доходы (расходы) признаются в том периоде, в котором они имели место, независимо от фактической оплаты.

Соотнесения доходов и расходов — Если связь между доходами и расходами не может быть определена четко, доходы распределяются с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов (п.2 ст.271). Расходы признаются в том периоде, в котором эти расходы возникают исходя из условий сделок и принципа равномерного и пропорционального формирования доходов и расходов (п.1 ст.272).

Документального подтверждения — Подтверждением данных налогового учета являются первичные учетные документы, регистры аналитического учета и расчет налоговой базы (абз.9 ст.313).

Ведение налогового учета возможно двумя способами:

1. Создание автономной системы налогового учета, не связанной с бухгалтерским. При этом каждая хозяйственная операция отражается в соответствии регистра налогового учета. Использование такой системы приводит к значительному увеличению расходов на ведение учета, поскольку одни и те же операции будут финансироваться дважды в налоговом и бухгалтерском учете.

2. Создание системы налогового учета на основе данных бухгалтерского учета. Этот способ ведения налогового учета менее трудоемок и в силу этого более целесообразен для применения. Он полностью согласован с принципами ведения налогового учета и в тех случаях, когда правила бухгалтерского и налогового учета совпадают. Исчисление налоговой базы можно проводить на основе данных бухгалтерского учета. Для разработки такой системы необходимо:

а) определить объекты учета, по которым правила бухгалтерского и налогового учета совпадают с правилами налогового учета, по которым правила бухгалтерского учета различны, выделив объекты налогового учета;

б) разработать порядок использования данных бухгалтерского учета для целей налогового учета;

в) разработать формы аналитических регистров налогового учета, выделенных объектов налогового учета;

г) определить объекты раздельного налогового учета для налогоплательщика, применение специального налогового режима и в других случаях.

Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

Объектами бухгалтерского учета являются имущество организаций, их обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые организациями в процессе их деятельности.

Основными задачами бухгалтерского учета являются:

—формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности — руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним — инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности;

—обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;

—предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.

Для характеристики налоговой нагрузки имеет значение не только количество, но и структура уплачиваемых налогов. Налоговая нагрузка на организацию в немалой степени определяется самим механизмом взимания налогов. Существует несколько методик расчета налоговой нагрузки для предприятия. Одна из наиболее распространенных предполагает использование формулы (1):

где НН — налоговая нагрузка ( в %),

СН — сумма налогов, уплачиваемых предприятием,

Вр — выручка от реализации продукции (работ) и оказания услуг.

Также для отдельного плательщика показатель налоговой нагрузки может быть исчислен по формуле:

где НН — налоговая нагрузка (в %),

СН — сумма налогов, уплачиваемых предприятием,

СИ — сумма источников средств для уплаты налогов.

В перечень уплачиваемых налогов входят все без исключения налоги и обязательные платежи организации в бюджет и во внебюджетные фонды. Иногда предлагают исключить из расчета налоговой нагрузки такие платежи как НДС, акцизы, отчисления во внебюджетные социальные фонды. Аргументом здесь служит характеристика этих налогов как транзитных, нейтральных для предприятия. Но абсолютно нейтральных для организации налогов просто не существует: они реально уплачиваются за счет текущих денежных поступлений, а степень их «перелагаемости» непостоянна и осуществляется не в полном объеме. Эта «перелагаемость», как известно, зависит от эластичности спроса на соответствующую продукцию. При устоявшемся уровне цен и высоких ставках косвенного налогообложения их дальнейшее повышение приведет к существенным потерям доходов у товаропроизводителей.

Рассматривая состав источников средств для уплаты налогов (СИ), необходимо прежде всего отметить их возможное несовпадение с налогооблагаемой базой (например по имущественным налогам). Источником уплаты может быть только доход предприятия в его различных формах, а именно:

— выручка от реализации продукции (работ, услуг) — для НДС и акцизов;

— себестоимость продукции с последующим покрытием расходов из выручки от реализации — для земельного и социального налогов;

— прибыль предприятия в процессе ее формирования — для налога на имущество и налогов с оборота;

— прибыль организации в процессе ее распределения — для налога на прибыль;

— чистая прибыль предприятия — для экономических санкций, вносимых в бюджет, некоторых местных налогов и лицензионных сборов.

Частные показатели налоговой нагрузки для отдельных налогов целесообразно рассчитывать по названным группам налогов к соответствующему источнику средств по формуле (2).

Для расчета общего показателя налоговой нагрузки для всех налоговых платежей следует применять формулу (1). Этот показатель не только суммирует доходы предприятия, но и сопоставим с валовым внутренним продуктом страны, на основе которого определяется общая налоговая нагрузка.

Для расчета налоговой нагрузки по всем налогам используем формулу (1). Сумма всех налогов при ставке налога на прибыль 20% равна.

Таблица 2.3 — Суммы налоговых платежей ООО «ТЦ «Исток-БС», тыс.руб.

Налог на имущество юридических лиц

Налог на добавленную стоимость

Налог на доходы физических лиц

Определим долю налогов в общей сумме налоговых платежей в табл.2.4.

Таблица 2.4 — Структура налоговых платежей ООО «ТЦ «Исток-БС», %

Налог на имущество юридических лиц

Налог на добавленную стоимость

Налог на доходы физических лиц

Анализируя полученные показатели можно сделать вывод, что структура налоговых платежей предприятия изменилась в 2010г. Так, существенно снизилась доля налога на прибыль (на 8,38%), выросли суммы НДС (на 14,55%) и страховых взносов (на 3,46%) по сравнению с 2009 годом.

Выручка в 2010 году составила 309841 тыс.руб. Прибыль организации в процессе её распределения в 2009 и 2010 годах соответственно составила 13098 и 3766 тыс.руб.

Налоговая нагрузка на организацию в 2009-2010 годах соответственно составила:

Анализируя полученные показатели можно сделать вывод, что налоговая нагрузка по предприятию снизилась на 0,84% в 2010 году по сравнению с 2009 годом.

В целом по предприятию налоговая нагрузка осталась на оптимальном уровне. Налогоплательщик обычно считает справедливой налоговую нагрузку до 30%, тяжело воспринимает нагрузку в 40% и не приемлет ее, когда она больше 50%.

2.3 Анализ учетной политики и формирование налоговой базы по налогу на прибыль

В области организации налогового учета ООО «Техно-Центр «Исток-Банкосервис» руководствуется Налоговым кодексом Российской Федерации. Система налогового учета организуется самостоятельно, исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, то есть, последовательно от одного налогового периода к другому.

Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом руководителя. Налоговые и иные органы не вправе устанавливать для налогоплательщика обязательные формы документов налогового учета.

В соответствии с Учетной политикой для целей налогообложения налоговый учет — это система обобщения информации для определения налоговой базы по налогам, в отношении которых ООО «Техно-Центр «Исток-Банкосервис» признается налогоплательщиком (налоговым агентом) на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным Налоговым кодексом Российской Федерации, другими законодательными актами. Внутренние операции налогового учета оформляются бухгалтерскими справками.

Основной целью налогового учета является формирование полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных в течение отчетного (налогового) периода, а также обеспечение информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты в бюджет и внебюджетные фонды налогов и сборов.

Для ведения налогового учета имущества, обязательств и отражения хозяйственных операций в ООО «Техно-Центр «Исток-Банкосервис» применяется:

Рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий полный перечень синтетических и аналитических;

Рабочий план счетов налогового учета, содержащий полный перечень балансовых, забалансовых, технических счетов.

Для оформления хозяйственных операций в ООО «Техно-Центр «Исток-Банкосервис» применяются унифицированные первичные документы, при этом также разработаны и используются неунифицированные формы учетных документов, по которым не предусмотрены типовые формы учетных документов. Альбом неунифицированных форм первичных учетных документов приведен в учетной политики для целей бухгалтерского учета.

Для накопления и систематизации информации для целей налогового учета в учетной системе «1С: Предприятие» используется система балансовых, забалансовых, технических счетов. Информация для целей налогового учета формируется на основании первичных документов одновременно с вводом проводки для целей бухгалтерского учета.

Ежемесячно по окончании отчетного периода информация с балансовых, забалансовых, технических счетов переносится в регистры налогового учета.

Читайте также:  Какой анализ сдается для поджелудочной железы

Система регистров налогового учета состоит из аналитических регистров.

В случае если в регистрах бухгалтерского учета содержится недостаточно информации для определения налоговой базы в соответствии с требованиями главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщик вправе самостоятельно дополнять применяемые регистры бухгалтерского учета дополнительными реквизитами, формируя тем самым регистры налогового учета, либо вести самостоятельные регистры налогового учета.

Регистры налогового учета содержат все реквизиты, предусмотренные статьей 313 Налогового кодекса Российской Федерации. Формы регистров налогового учета приведены в приложении к Учетной политике для целей налогообложения. Налоговые регистры заполняются вручную на основании данных ИСУ «1С: Предприятие».

Регистры налогового учета заполняются ежемесячно нарастающим итогом с начала года.

Данные налогового учета систематизируются и группируются в аналитических регистрах в разрезе показателей, формирующих налоговую базу.

Далее на основании информации аналитических регистров налогового учета формируется расчет налоговой базы.

Отдельные регистры могут не заполняться, если в отчетном периоде операции, отражаемые в регистрах, не проводились.

К доходам в целях налоговой политики относятся:

1. доходы от реализации товаров, работ, услуг и имущественных прав;

2. внереализационные доходы.

Доходом от реализации для целей налогообложения признается выручка:

— от реализации товаров, собственного производства;

— от реализации работ, услуг (в том числе сдача в аренду имущества и предоставления прав);

— от реализации покупных товаров;

— от реализации имущественных прав;

— от реализации прочего имущества;

— от реализации амортизируемого имущества;

— от реализации права требования;

— от реализации ценных бумаг

Признание доходов в ООО «Техно-Центр «Исток-Банкосервис» осуществляется по методу начисления. Доходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств или иной формы их оплаты.

Датой получения дохода признается день передачи права собственности на товары и результаты выполненных работ и оказанных услуг, определяемая в соответствии с пунктом 1 статьи 39 НК РФ. По выполненным работам, оказанным услугам датой получения дохода признается день передачи (сдачи) работ, услуг.

К расходам в целях налоговой политики относятся:

1. Расходы, связанные с производством и/или реализацией;

2. Внереализационные расходы.

Расходы, связанные с производством и/или реализацией, подразделяются на:

Перечень внереализационных расходов и доходов приведен в Регистре № 4 «Внереализационные доходы и расходы», который представлен в Приложении 7.

Расходы, не учитываемые для целей налогообложения, представлены в Приложении № 8 — Регистр № 22 «Расходы, не учитываемые для целей налогообложения».

Стоимость товарно-материальных ценностей, входящих в состав материальных расходов, при поступлении определяется исходя из цены их приобретения. Транспортно-заготовительные расходы по доставке материально-производственных запасов увеличивают стоимость этих материалов.

Оценка материально-производственных запасов и товаров осуществляется по методу средней себестоимости.

К расходам на оплату труда относятся любые начисления работникам в денежной или натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства РФ, трудовыми договорами (контрактами) и коллективными договорами. Все виды расходов, которые подлежат включению в состав расходов на оплату труда, приведены в учетной политике для целей налогообложения.

К амортизируемому имуществу относятся объекты основных средств и нематериальных активов с учетом требований статьи 257 НК РФ. Перечень имущества, по которому не начисляется амортизация, приведен также в учетной политике для целей налогообложения.

Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 40 000 рублей.

Начисление амортизации по объекту амортизируемого имущества, начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в эксплуатацию. Начисление амортизационной премии не применяется.

Порядок определения объекта (единицы учета) основных средств в налоговом учете аналогичен порядку, установленному для целей бухгалтерского учета.

Срок полезного использования основных средств определяется при вводе объекта основных средств в эксплуатацию.

По каждой группе основных средств срок полезного использования определяется исходя из минимального срока полезного использования, установленного для каждой группы классификацией основных средств, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации № 1 от 01.01.2002г. увеличенного на 1 месяц.

Амортизация объектов основных средств начисляется линейным методом.

Основные средства, приобретенные по договору лизинга, в соответствии с которым данные основные средства числятся на балансе лизингополучателя, включаются в состав амортизируемого имущества с момента ввода в эксплуатацию. Для таких основных средств при расчете амортизации применяется специальный коэффициент ускоренной амортизации «3».

В Регистре № 3 «Косвенные расходы, осуществленные при производстве и реализации» приводится полный перечень статей прочих расходов.

Признание расходов в ООО «Техно-Центр «Исток-Банкосервис» осуществляется по методу начисления. Расходы признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств или иной формы их оплаты.

Расходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором эти расходы возникают исходя из условий сделок. В случае если сделка не содержит таких условий и связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем, расходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно.

Подразделение расходов на прямые и косвенные.

Налоговый период — календарный год;

Уплата авансовых платежей по налогу на прибыль производиться ежемесячно в порядке, установленном пунктом 1 статьи 287 НК РФ.

Отчетным периодом для ООО «Техно-Центр «Исток-Банкосервис» признается месяц, два месяца, три месяца и так далее до окончания календарного года.

Налогоплательщики исчисляют налоговую базу по итогам каждого отчетного периода на основе данных налогового учета.

С целью обеспечения сопоставимости бухгалтерского и налогового учета порядка формирования прибыли организации и правильности отражения в бухгалтерском учете сумм налога на прибыль приказом Минфина РФ № 114к от 19.11.2002 г. утверждено ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль», вступившие в силу с 1 января 2003 г.

Бухгалтерская прибыль (убыток), отраженная в отчете о прибылях и убытках, как правило, не совпадает с налогооблагаемой прибылью (убытком), отраженной в Налоговой декларации по налогу на прибыль организаций.

Основа для формирования прибыли одна — это хозяйственные операции, производимые организацией, в налоговом периоде.

Поэтому, сравнив отражение одних и тех же операций в каждом из видов учета, можно выявить причины, по которым данные бухгалтерского и налогового учета расходятся.

Применение ПБУ18/02 позволяет отражать в бухгалтерском учете и в бухгалтерской отчетности различие налога на бухгалтерскую прибыль (убыток), признанного в бухгалтерском учете, от налога на налогооблагаемую прибыль, сформированного в бухгалтерском учете и отраженного в налоговой декларации по налогу на прибыль.

Разница между бухгалтерской прибылью (убытком) и налогооблагаемой прибылью (убытком) отчетного периода образуется в результате применения различных правил признания доходов и расходов, которые установлены в нормативных правовых актах по бухгалтерскому учету и законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Эта разница состоит из постоянных и временных разниц.

Под постоянными разницами (ПР) понимаются доходы и расходы, формирующие бухгалтерскую прибыль (убыток) отчетного периода и исключаемые из расчета налоговой базы по налогу на прибыль как отчетного, так и последующих отчетных периодов. Иными словами это сумма доходов и расходов, отраженные в бухгалтерском учете, но не учитываемые в налоговом.

Постоянные разницы на изучаемом предприятии возникают в результате:

1) превышения фактических расходов, учитываемых при формировании бухгалтерской прибыли (убытка), над расходами, принимаемыми для целей налогообложения, по которым предусмотрены ограничения по расходам;

2) непризнания для целей налогообложения расходов, связанных с передачей на безвозмездной основе имущества (товаров, работ, услуг), в сумме стоимости имущества (товаров, работ, услуг) и расходов, связанных с этой передачей;

3) непризнание для целей налогообложения убытка, связанного с появлением разницы между оценочной стоимостью имущества, при внесении его в уставный (складочный) капитал другой организации, и стоимостью, по которой это имущество отражено в бухгалтерском балансе передающей стороны;

4) образование убытка, перенесенного на будущее который, согласно законодательству Российской Федерации о налогах и сборах, по истечении определенного времени (10 лет) уже не может быть принят в целях налогообложения как в отчетном, так и в последующих периодах;

5) прочих аналогичных различий.

Если постоянную разницу между бухгалтерской и налогооблагаемой прибылью умножить на ставку налога на прибыль, получится (в зависимости от знака разницы):

а) постоянный налоговый актив (ПНА) (превышение бухгалтерского налога над налогом, рассчитанным по данным налогового учета)

б) постоянное налоговое обязательство (ПНО) (обратная ситуация).

Таким образом, под постоянным налоговым обязательством понимается сумма налога, которая приводит к увеличению налоговых платежей по налогу на прибыль в отчетном периоде.

ПБУ 18/02 не содержит понятия «постоянный налоговый актив». В документе рассматривается только случай, когда налогооблагаемая прибыль больше бухгалтерской, что приводит к образованию постоянного налогового обязательства. Но ведь возможно возникновения таких постоянных разниц, которые приведут к диаметрально противоположной картине: налогооблагаемая прибыль будет меньше бухгалтерской.

Примером может служить ситуация, когда организация безвозмездно получает имущество от другого предприятии, владеющего более чем 50 % ее уставного капитала. Такие доходы увеличиваю бухгалтерскую прибыль, но не увеличивают налогооблагаемую. Поэтому они являются разницей, которая приводит к появлению постоянного налогового актива.

Временные разницы (ВР) — это доходы и расходы, формирующие бухгалтерскую прибыль в одном отчетном периоде, а налоговую базу по налогу на прибыль в других отчетных периодах.

Временные разницы, в зависимости от их влияния на налогооблагаемую прибыль (убыток), делятся на:

Вычитаемые временные разницы (ВВР) возникают тогда, когда в отчетном периоде по какой-либо операции налогооблагаемая прибыль оказывается временно больше бухгалтерской. Соответственно организация платит в бюджет сумму налога, превышающую величину налога, рассчитанного по данным бухгалтерского учета. В последующих же периодах разница исчезнет, поскольку на эту сумму платежи в бюджет будут меньше налога, полученного в бухгалтерском учете. Из-за того, что эта разница со временем погашается, она и получила название временной.

Вычитаемые временные разницы на изучаемом предприятии образуются в результате:

1. Применение различных способов расчета амортизации для целей бухгалтерского учета и целей налогообложения;

2. Применение различных способов признания коммерческий и управленческих расходов в себестоимости проданной продукции (товаров, работ, услуг) в отчетном периоде для целей бухгалтерского учета и целей налогообложения;

3. Переноса убытка на будущее, который будет принят в целях налогообложения в последующих отчетных периодах, если иное не предусмотрено налоговым законодательством;

4. Применение при продаже основных средств различных правил признания для целей бухгалтерского учета и целей налогообложения остаточной стоимости объектов основных средств и расходов по их продаже.

Вычитаемые временные разницы при формировании налогооблагаемой прибыли приводят к образованию отложенного налога на прибыль (ОНП), который должен уменьшить сумму налога на прибыль подлежащего к уплате в бюджет в следующем или в последующих отчетных периодах.

Если вычитаемую временную разницу умножить на ставку налога на прибыль, получится «отложенный налоговый актив» (ОНА).

Отложенный налоговый актив — это часть налога на прибыль, которая должна привести к уменьшению налога на прибыль, подлежащего уплате в бюджет в следующих отчетных периодах.

Отражать отложенные налоговые активы следует в тех отчетных периодах, когда возникают вычитаемые временные разницы. Но при одном условии: должна существовать вероятность того, что организация получит налогооблагаемую прибыль в последующих отчетных периодах.

Налогооблагаемые временные разницы (НВР) возникают тогда, когда в отчетном периоде по какой-либо операции налогооблагаемая прибыль оказывается временно меньше бухгалтерской. Соответственно организация платит в бюджет сумму налога, меньшую, чем величина этого налога, рассчитанная по данным бухгалтерского учета. И у организации появляется обязательство заплатить налог в большей сумме в следующих отчетных периодах, когда сумма налога в налоговом учете на эту величину превысит налог, рассчитанный исходя из бухгалтерской прибыли.

Налогооблагаемые временные разницы в ООО «Техно-Центр «Исток-Банкосервис» образуются в результате:

— применения различных способов расчетов амортизации для целей бухгалтерского учета и целей налогообложения;

— применения различных правил отражения процентов, уплачиваемых организацией по кредитам и займам для целей бухгалтерского учета и целей налогообложения;

— разница в признании расходов по договору лизинга (финансовой аренды) для целей бухгалтерского учета и целей налогообложения;

Если налогооблагаемую временную разницу умножить на ставку налога на прибыль, получится отложенное налоговое обязательство (ОНО).

Отложенное налоговое обязательство это часть налога на прибыль, которая должна привести к увеличению налога на прибыль, подлежащего уплате в бюджет в следующих отчетных периодах.

При составлении бухгалтерской отчетности организации предоставляется право отражать в бухгалтерском балансе сальдированную (свернутую) сумму отложенного налогового актива и отложенного налогового обязательства.

Читайте также:  Как расшифровать анализ скрининга 1 триместра

Помимо рассмотренных понятий ПБУ 18/02 ввело еще два: «условный расход по налогу на прибыль» и «текущий налог на прибыль».

Условный расход по налогу на прибыль — это сумма налога, определяемая исходя из бухгалтерской прибыли.

Чтобы получить условный расход, надо бухгалтерскую прибыль умножить на ставку налога на прибыль.

Текущий налог на прибыль — это сумма налога, определяемая в соответствии с главой 25 Налогового кодекса. Эту сумму организация перечисляет в бюджет по итогам отчетного (налогового) периода. Чтобы получить текущий налог, необходимо условный расход скорректировать на суммы постоянных налоговых активов и обязательств и отложенных налоговых активов и обязательств.

источник

Налоговый контроль традиционно рассматривается в качестве государственной функции. Вместе с тем по мере совершенствования налогового администрирования формируется и развивается система внутреннего налогового контроля хозяйствующих субъектов. Она представляет собой совокупность процедур, направленных на выявление, исправление, предотвращение ошибок в налоговых расчетах, оценку налоговых последствий хозяйственных операций компании и минимизацию налоговых рисков.

Признаком налогового риска выступает, как нетрудно догадаться, опасность неблагоприятных налоговых последствий в виде претензий и доначислений. То есть, главным образом, возможность финансовых потерь. Нельзя исключать и зеркальную ситуацию, когда компания не задолжала, а переплатила государству. То есть налицо те же финансовые потери.

Внешними причинами возникновения негативных последствий для компании могут служить изменение законодательства в сфере налогообложения, субъективизм и отсутствие четкой позиции контролирующих органов относительно спорных вопросов, возникающих в процессе исчисления налогов, противоречивая правоприменительная практика.

Внутренние причины — это чаще всего низкая квалификация специалистов в штате компании, отвечающих за оценку и минимизацию налоговых рисков, а также отсутствие выработанной единообразной системы внутреннего контроля налоговых рисков, включающей в себя оценку последствий хозяйственных операций компании и контроль налоговых обязательств и налоговых расчетов компании.

Основными целями внутреннего контроля налоговых обязательств и налоговых расчетов являются соблюдение норм налогового законодательства, обеспечение точного расчета сумм налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджет государства, своевременности и правильности их уплаты. А это, в свою очередь, способствует созданию финансово устойчивой, стабильной основы для деятельности компании без серьезных финансовых и моральных издержек.

В качестве конкретных задач внутреннего контроля налоговых обязательств и налоговых расчетов можно выделить:

  • минимизацию всех категорий налоговых рисков (включая риск доначислений и риск переплаты налогов);
  • построение эффективной и прозрачной системы налоговых обязательств и расчетов, понятной как для непосредственных исполнителей, так и для руководителей компании;
  • предотвращение и устранение ошибок при исчислении налогов;
  • своевременную подготовку, достоверность и полноту всех форм налоговой отчетности.

Для эффективного достижения поставленных целей внутреннего контроля налоговых обязательств и налоговых расчетов необходимо разработать конкретные правила и процедуры, регламентирующие работу структурного подразделения и сотрудников компании, а также определить необходимые для такой работы инструменты.

Арифметическая проверка произведенных расчетов методом повторного пересчета, расчет полученных показателей другими возможными способами.

Сверка расчетов по уплаченным налогам и сборам с налоговыми органами. Зачет излишне уплаченных сумм (налогов, сборов, пеней, штрафов) проводится по соответствующим видам налогов.

Проверка соответствия применяемого порядка расчета налогов нормам действующего законодательства и внутренним документам (учетной политике, положениям по налоговому учету). Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно на основе принципа последовательности применения норм и правил бухгалтерского учета. Налоговый период не всегда совпадает с календарным годом, поэтому если необходимая информация содержится в регистрах бухгалтерского учета, то налогоплательщики пользуются этими регистрами. Регистры бухгалтерского учета могут быть дополнены недостающими данными, таким образом формируются аналитические регистры налогового учета. Также могут быть созданы отдельные самостоятельные регистры налогового учета.

Контроль правомерности использования налоговых льгот, специальных налоговых ставок, налоговых вычетов. Частью такого контроля является проверка наличия документов, подтверждающих правомерность использования налоговых льгот и налоговых вычетов в соответствии с условиями п. п. 6, 8 ст. 88 Налогового кодекса Российской Федерации.

Анализ форм налоговой отчетности за предыдущие периоды. Проверка устранения ошибок в текущем периоде, выявленных в прошлом периоде.

Проверка правильности оформления и заполнения документов налоговой отчетности. В том числе проверка полноты заполнения необходимых реквизитов, четкости их заполнения.

Проверка достоверности учета налогооблагаемых объектов.

Контроль соблюдения сроков уплаты в бюджет налогов и сборов.

Помимо общей для всех налогов процедуры внутреннего контроля налоговых расчетов, целесообразно разработать процедуры внутреннего контроля по каждому виду налога, сбора и обязательного платежа, исчисляемого и уплачиваемого компанией. Значительная часть всех налоговых платежей приходится на НДС и налог на прибыль. На них и остановимся.

Процедуры внутреннего контроля расчетов по НДС:

  • правильность и полнота формирования налоговой базы и сумм налоговых вычетов;
  • своевременность формирования налоговой базы (момент определения налоговой базы по различным видам операций) и сумм налоговых вычетов (момент принятия НДС к вычету);
  • правильность и обоснованность применения освобождения от налогообложения;
  • правильность применения налоговых ставок;
  • соблюдение основных соотношений ключевых показателей при определении налоговой базы;
  • правильность отражения сумм НДС, подлежащих списанию в дебет счета 68 «Расчеты с бюджетом»;
  • сверка сумм, полученных авансом, с суммами НДС, начисленного с полученных авансов;
  • подтверждение налоговых вычетов надлежаще оформленными счетами-фактурами и (или) иными документами;
  • расчет показателей, которые необходимы для правильного учета сумм НДС;
  • обоснованность внесения исправлений в налоговую отчетность и налоговые регистры предыдущих налоговых периодов.

Процедуры внутреннего контроля расчетов по налогу на прибыль:

  • правильность определения доходов и расходов, в т.ч. по методу начисления и кассовому методу;
  • проверка правильности выбранного метода расчетов;
  • проверка обоснованности применения налоговых льгот;
  • проверка порядка применения льгот;
  • порядок формирования налоговых вычетов;
  • соблюдение порядка исчисления налога на прибыль, правомерность уплаты квартальных авансовых платежей по итогам отчетного периода, правильность определения суммы ежемесячных авансовых платежей на предстоящий квартал;
  • определение стоимости амортизируемого имущества, методов и порядка расчета сумм амортизации;
  • проверка на наличие арифметических ошибок.

Контроль обоснованности получения налоговой выгоды, под которой понимается уменьшение размера налоговой обязанности вследствие уменьшения налоговой базы, получения налогового вычета, налоговой льготы, применения более низкой налоговой ставки, а также получения права на возврат (зачет) или возмещение налога из бюджета.

Согласно Постановлению Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53 налоговая выгода может быть признана судом необоснованной по следующим основаниям:

  • если для целей налогообложения учтены операции не в соответствии с их действительным экономическим смыслом или учтены операции, не обусловленные разумными экономическими или иными причинами (целями делового характера) (п. 3 Постановления):
  • если выгода получена налогоплательщиком вне связи с осуществлением реальной предпринимательской или иной экономической деятельности (п. 4 Постановления);
  • если главной целью, преследуемой налогоплательщиком, являлось получение дохода исключительно или преимущественно за счет налоговой выгоды в отсутствие намерения осуществлять реальную экономическую деятельность (п. 9 Постановления);
  • если деятельность налогоплательщика, его взаимозависимых или аффилированных лиц направлена на совершение операций, связанных с налоговой выгодой, преимущественно с контрагентами, не исполняющими своих налоговых обязанностей (п. 10 Постановления).

Осуществление проверки правоспособности контрагента:

  • проверки факта регистрации контрагента в ЕГРЮЛ посредством направления запроса в налоговый орган или с помощью электронных ресурсов налоговых органов;
  • получения от контрагента учредительных, регистрационных документов, а также лицензий, проверка учредительных и уставных документов;
  • подтверждения полномочий лиц, действующих от имени контрагента.

Проверка возможности выполнения договора контрагентом:

  • наличия необходимых ресурсов (основных средств, мощностей, оборудования) и соответствующего опыта;
  • наличия квалифицированного управленческого или технического персонала.

Проведение проверки и оценка деловой репутации контрагента.

Проведение проверки платежеспособности контрагента.

Подтверждение факта исполнения контрагентом своих налоговых обязательств (наличие копий налоговых деклараций и бухгалтерского баланса с отметкой налогового органа об их получении).

Оценка рисков неисполнения договора и предоставление контрагентом обеспечения (гарантий) их исполнения.

Вместе с тем необходимо отметить, что при контроле выбора контрагента следует руководствоваться принципом разумности. Большое количество документов о контрагенте может носить формальный характер.

Хозяйственная операция должна быть совершена именно контрагентом (посредством контрагента), и документами должны подтверждаться следующие обстоятельства:

  • реальность договора поставки (выполнения работ, оказания услуг) — динамика заключения договора;
  • реальность доставки товара (строительства объекта, оказания услуг) от контрагента налогоплательщика (или посредством налогоплательщика) — транспортная логистика.

Прогнозирование налоговых обязательств. Целесообразным представляется составление ежемесячного графика налоговых расходов, который используется при прогнозировании финансовых потоков.

Проверка наличия и правильности оформления первичных документов.

Контроль своевременности и правильности исполнения налоговых обязательств.

Контроль и управление уровнем дебиторской задолженности.

Процедуры внутреннего контроля налоговых обязательств и налоговых расчетов существенным образом зависят от масштаба и организационной структуры компании, сферы ее деятельности, перечня уплачиваемых налогов и других факторов.

Ответственность по контролю налоговых обязательств и налоговых расчетов в рамках общего внутреннего налогового контроля может возлагаться на соответствующее подразделение (отделы), но также может осуществляться и без подобного выделения, а задачи могут распределяться между несколькими отделами компании. В любом случае участниками внутреннего налогового контроля являются:

  • руководитель организации;
  • руководитель функционального подразделения, ответственного за налоговый и бухгалтерский учет;
  • сотрудники соответствующего подразделения.

Требования к подразделению, а также его организационная структура, его статус в структуре предприятия зависят от особенностей компании, но существуют стратегические вопросы (задачи), которые необходимо решать на любом предприятии.

Создание отдельных организационных (структурных) единиц — концентрация в ней всего комплекса задач, связанных с внутренним контролем налоговых обязательств и налоговых расчетов.

Структура подразделения, в рамках которого осуществляется контроль за налоговыми обязательствами и налоговыми расчетами, может периодически корректироваться и меняться. Необходимо также разработать механизмы и процедуры взаимодействия с другими структурными подразделениями (с другими отделами компании).

Задачи, стоящие перед подразделением внутреннего контроля, необходимо периодически уточнять в соответствии с глобальной стратегией компании, которая меняется с течением времени.

Внутренние регламенты, формализующие процедуры внутреннего контроля.

Регламент должной осмотрительности компании.

Должностные инструкции сотрудников и процедуры их взаимодействия с другими отделами (структурными подразделениями) и руководством компании.

Автоматизированные программы учета, иное программное обеспечение.

Правовые базы данных и специальная (профессиональная) литература, периодические издания, позволяющие отслеживать и оценивать изменения налогового законодательства (проводить мониторинг нормативно-правовой базы).

Методологические разъяснения, основанные на анализе позиции налоговых органов и правоприменительной практики.

Процедуры внутреннего контроля должны быть построены на основе принципов регулярности и системности, т.е. охватывать все текущие налоговые обязательства и расчеты и проводиться с периодичностью, установленной внутренними регламентами компании, не реже одного раза в отчетный период по соответствующему налогу. Результаты проведения процедур внутреннего контроля налоговых обязательств и налоговых расчетов должны быть выражены в форме письменного отчета, представленного для ознакомления руководств компании.

В заключение можно отметить, что внутренний контроль налоговых обязательств и налоговых расчетов компании является одной из важнейших бизнес-функций наряду с управлением производством и финансовым менеджментом.

Правильно организованный внутренний контроль позволяет существенным образом снизить количество налоговых ошибок, свести к минимуму размеры штрафных санкций, что, в свою очередь, способствует улучшению финансовых показателей компании.

Помимо контрольной, указанные процедуры могут выполнять одновременно информационную и организационную функции и могут быть использованы для оценки адекватности системы управления, служить основой определенных управленческих решений.

источник

Для того чтобы оценить налоговую нагрузку предприятия и выявить возможности оптимизации совокупности налоговых обязательств организации, необходимо провести анализ налоговых обязательств хозяйствующего субъекта. В рамках налогового анализа проводится расчет по авторской методике налоговой нагрузки на предприятие, а также анализ задолженности предприятия по налогам и сборам.

Проведем анализ абсолютной налоговой нагрузки на предприятие, которая отражает количественную сторону воздействия налоговой системы на хозяйствующий субъект. Для этого необходимо:

  • 1) Определить динамику сумм налогов и сборов за исследуемый период времени. Выявить те налоги, в динамике которых произошли наиболее значимые изменения.
  • 2) Рассчитать структуру сумм налогов и сборов за каждый год исследуемого периода. Выявить платежи, имеющие наибольший удельный вес в общей совокупности налогов. Дать характеристику изменений, произошедших за период в соотношениях удельных весов налогов.
  • 3) Выявить факторы, под влиянием которых произошли наиболее значимые изменения в динамике и структуре налогов и сборов.

Определим динамику и структуру сумм налогов и сборов за исследуемый период времени. Выявим те налоги, в динамике которых произошли наиболее значимые изменения и имеющие наибольший удельный вес в общей совокупности налогов. Так в 2012 — 2013 гг. налоговые обязательства ООО «Рубин» перед бюджетом выглядят следующим образом таблица 7.

Таблица 7-Динамика налоговых платежей ООО «Рубин», тыс.руб.

Налог на имущество организаций

Проанализировав динамику налоговых платежей можно сделать вывод о том, что возросли все налоговые платежи, кроме налога на прибыль, который в 2013 году уменьшился на 1089 тыс.руб. Мы видим, что рост налога на имущество в течение 2 лет произошел за счет увеличения среднегодовой стоимости имущества на 1953 тыс.руб.

Читайте также:  Как называется анализ на все болезни

Сумма выручки в 2013году выручка увеличилась по сравнению с 2012годом, на 21228 тыс.руб.

Прибыль до налогообложения за отчетный 2013 год уменьшилась на 65730 тыс.руб., по сравнению с предыдущим 2012 годом, что сказалась на снижении налога на прибыль в 2013 году.

Стоимость транспортных средств увеличилась, на 1472 тыс.руб., что приводит к увеличению суммы налога по транспортному налогу.

Как было сказано выше организация приобрела грузовой автомобиль марки «Газель» 2705.

Для наглядности представим в виде диаграммы удельный вес налоговых платежей

Рисунок 2 — Удельный вес налоговых платежей

Мы видим, что в общей сумме налогов на протяжении 2012-2013гг. наибольший удельный вес имеет налог на прибыль. Остальные налоговые платежи имеет удельный вес в общей структуре от 0,10 до 1,56 %. Налог на прибыль имеет долю в общем объеме платежей 95,57% в 2012 году и 94,15 % в 2013 году.

Таблица 8-Структура налоговой нагрузки в зависимости от источников уплаты налогов тыс.руб.

1)Выручка от реализации продукции

3) Финансовые результаты деятельности

Налог на имущество организаций

5)Прибыль (другие доходы) до налогообложения

Налог на прибыль организаций

Таблица наглядно показывает, что большая часть налогов уплачивается с прибыли до налогообложения и себестоимости продукции. При этом наблюдается увеличение таких налогов, как НДС на, транспортный налог, налог на имущество организации, и снижение налога на прибыль организации. Налоги, уплаченные с себестоимости продукции, транспортный налог и страховые взносы увеличились в 2012 году на 13% по сравнению с 2012 и 2013годами. Налоги, уплаченные с финансовых результатов возросли с 126 до 169 тыс.руб.

Таблица 9- Структура налоговых обязательств в зависимости от зачисления суммы налогов в бюджеты разных уровней, тыс.руб.

Налог на имущество организаций

Вывод: Большая часть налоговых отчислений идет в региональный бюджет и по сравнению с предыдущим годом отчисления уменьшились. В 2013г. по сравнению с предыдущим годом появились отчисления в местный бюджет за счет земельного налога. В 2013 году отчисления в региональный бюджет снизились, это произошло за счет уменьшения налога на прибыль в 2013 году.

Сегодня в России нет общепринятой методологии исчисления величины налоговой нагрузки на хозяйствующий субъект, так в научной литературе встречается несколько методик определения налогового бремени компании. В связи с этим целесообразно использовать две-три методики так, чтобы полученные с их помощью результаты наиболее полно описывали текущую налоговую ситуацию на предприятии.

Рассчитаем налоговую нагрузку ООО «Рубин» за анализируемый период методом Министерства финансов РФ, методом Е.А.Кировой и М.Н. Крейниной.

1. Общепринятой методикой определения налогового бремени на организации является порядок расчета, разработанный Минфином России , согласно которому уровень налоговой нагрузки представляет собой отношение всех уплаченных организацией налогов к выручке, включая выручку от прочей реализации:

где НН — налоговая нагрузка на организацию; НП — общая сумма всех уплаченных налогов; В — выручка от реализации продукции (работ, услуг); ВД — внереализационные доходы.

НБ2012 = (15585/ (280897+265))*100% = 5,54

НБ2013 = (14662/ (302125+530))*100% = 4,84

Из расчетов видно, что налоговое бремя в течение2 анализируемых лет уменьшилось. К сожалению, данный расчет не позволяет определить влияние изменения структуры налогов на показатель налогового бремени. Рассчитанная по данной методике налоговая нагрузка характеризует только налогоемкость продукции (работ или услуг), произведенной хозяйствующим субъектом, и не дает реальной картины налогового бремени налогоплательщика

2. Существует иная методика, которую предложила Е. А. Кирова в статье «Методология определения налоговой нагрузки на хозяйствующие субъекты» , согласно которой:

сумма уплаченных налогов и платежей во внебюджетные фонды увеличивается на сумму недоимки по налоговым платежам. Иными словами, налоговая нагрузка определяется не уплаченными организацией налогами, а суммой налогов, которая должна быть уплачена, то есть суммой начисленных платежей;

в сумму налогов не включается НДФЛ, поскольку он уплачивается работниками организации, а сама организация только перечисляет платежи;

сумма косвенных налогов, подлежащих перечислению в бюджет, включается в состав налоговых платежей при расчете, поскольку они оказывают существенное влияние на финансовую устойчивость организации;

сумма налогов соотносится с вновь созданной организацией стоимостью продукции, которая определяется как разность добавленной стоимости и амортизации. По мнению Кировой, налоговая нагрузка подразделяется на абсолютную и относительную. Абсолютная налоговая нагрузка представляет собой сумму налоговых платежей и платежей во внебюджетные фонды, подлежащих перечислению организацией, и рассчитывается следующим образом:

где АНН — абсолютная налоговая нагрузка; НП — налоговые платежи, уплаченные организацией; ВП — уплаченные платежи во внебюджетные фонды; НД — недоимка по платежам.

Однако абсолютная налоговая нагрузка отражает лишь сумму налоговых обязательств субъекта хозяйственной деятельности и не учитывает тяжесть налогового бремени. Для определения уровня налоговой нагрузки Кирова предлагает использовать показатель относительной налоговой нагрузки, который рассчитывается как отношение абсолютной налоговой нагрузки к вновь созданной стоимости. Иными словами, сумма налоговых платежей соотносится с источниками их уплаты.

Вновь созданная стоимость продукции организации определяется следующим образом:

где ВСС — вновь созданная стоимость; ОТ — оплата труда; НП — налоговые платежи;

ВП — платежи во внебюджетные фонды; П — прибыль организации.

В этом случае относительная налоговая нагрузка определяется по следующей формуле:

ОНН2012=1 825 386/3 054 742=20,5%

ОНН2013=1 767 946/2 743 710=19,67%

Из расчетов видно, что налоговое бремя с 2012 года увеличилось незначительно на 0,82%.

Главной целью проектируемого предприятия является проникновение на рынок и последующее расширение рыночной доли. Главной стратегией предприятия должна стать комплексная стратегия по предоставлению товара более высокого качества и более низким ценам, а также расширение ассортимента услуг. Исходя из этого, стратегией маркетинга избирается стратегия расширения спроса за счет стимулирования объема продаж, ценовой политики и неценовых факторов конкурентной борьбы, создания положительного имиджа фирмы. Главными конкурентными преимуществами данного проекта являются: гибкая ценовая политика магазина, введение системы накопительных скидок и индивидуального подхода к потребностям каждого клиента. [4]

Исходя из целей и стратегии маркетинга, а также с учетом сезонного характера спроса и его высокой эластичности в летний период времени и более низкой эластичности в зимний период времени, установление цен будет осуществляться методом «издержки плюс прибыль», с учетом величины ожидаемого спроса и поведения конкурентов. С целью расширения рынка сбыта и стимулирования спроса на товары и услуги планируется установление минимальных надбавок в цене на цемент, стекло и кирпич. Главным элементом ценовой политики фирмы должно стать введение компьютерного учета всех клиентов фирмы с целью предоставления накопительных скидок с цены и выдачей дисконтных именных карт. Это позволит привлечь и сохранять постоянных клиентов и стабилизировать объем спроса.

Для достижения поставленных целей планируется развернуть широкомасштабную рекламную компанию с целью ознакомления потребителей с продукцией и ценами на нее.

Таблица 14- Прогноз объема продаж, тыс. руб.

Рост рынка, в процентах к предыдущему периоду

Прогнозируемый объем продаж, тыс.руб.

Данные о росте рынка были определены путем построения 3-х сценариев: рост рынка по максимальному варианту рассчитывался исходя из неизменности численности населения, увеличение доли покупателей в общей численности населения с 30 до 50%. Средний вариант предусматривает неизменность численности населения и увеличение доли покупателей в общем числе покупателей с 30 до 50%. Минимальный вариант предусматривает сохранение всех пропорций (числа пенсионеров и доли покупателей в общей численности населения) и изменение численности населения в соответствии с наметившимся тенденциями. Прогнозирование численности населения производилось с помощью статистических данных о численности и структуре населения города. Прогнозируемая доля рынка была определена методом экспертных оценок. Таким образом, прогнозируемые объемы продаж могут значительно колебаться в зависимости от социально-экономических, демографических и прочих факторов. Построение вариантного прогноза позволяет предусмотреть различные варианты развития событий без использования сложной математической модели.

Исходя из того, что на рынке присутствует значительное число конкурентов, и агрессивная политика цен может привести к негативным последствиям, основной идеей стратегии ценообразования фирмы в области установления цен на строительно-отделочные материалы является постепенное снижение цен на основании накопительных скидок постоянным клиентам и незначительное общее снижение цен. Такая стратегия будет способствовать привлечению постоянных клиентов как за счет скидок, так и за счет высокого качества обслуживания покупателей.

Цена на услуги для постоянных клиентов будет оставаться постоянной, но в зависимости от суммы покупки будут вводиться скидки. Кроме того, будет производиться снижение и общих цен для всех потребителей. Планируется также введение льгот для пенсионеров.

Таблица 15 — Система накопительных скидок.

Накопительная сумма покупок, тыс.руб.

Расходы на маркетинг планируется финансировать за счет себестоимости (200 тыс.руб. ежегодно). План расходования средств приводится в таблице 16.

Таблица 16 — Бюджет маркетинга

за счет себестоимости продукции

проведение маркетинговых исследований

Новогодние подарки постоянным клиентам

повышение качества обслуживания клиентов

Структурные подразделения ООО «Рубин»:

  • 1. Главный офис;
  • 2. Склад.
  • 3. Магазин «Мастер»;
  • 4. Магазин «Строитель».
  • 5. Магазин «Умелые руки»

Планируется следующая схема управления магазином:

Рисунок 3. — Организационная структура управления предприятием.

Как видно из рисунка штат магазина составляют 8 человек.

К функциям заведующего магазином относятся:

  • 1. Обеспечивает соблюдение обязательных с учетом профиля и специализации деятельности предприятия розничной торговли требований, установленных для предприятия в государственных стандартах, санитарных, ветеринарных, противопожарных правилах и других нормативных документах.
  • 2. Оформляет, получает лицензии, соответствующие разрешения и иные документы (сертификаты соответствия, гигиенические заключения) и представляет их, либо часть информации, содержащейся в этих документах для ознакомления покупателям.
  • 3. Доводит до сведения покупателей информацию о товарах и иной информации, способствующей правильному выбору товара покупателем.
  • 4. Доводит до покупателей сведения об организационно-правовой форме юридического лица, фирменное наименование (наименование), юридический адрес, режим работы и пр.
  • 5. Обеспечивает наличие оборудования, инвентаря в соответствии с требованиями стандартов необходимых для сохранения качества и безопасности товаров при их хранении и реализации в месте продажи.
  • 6. Обеспечивает наличие и содержание в исправном состоянии средств измерения, своевременное и в установленном порядке проведение их метрологической проверки.
  • 7. Создает надлежащие условия торгового обслуживания, а также возможность правильного выбора товаров покупателями.
  • 8. Организовывает, планирует и координирует деятельность предприятия розничной торговли.
  • 9. Управляет текущей деятельность, направленной на доведение товаров до потребителей с наименьшими затратами.
  • 10. Осуществляет контроль над рациональным использованием материальных, финансовых и трудовых ресурсов.
  • 11. Анализирует результаты продаж и качества обслуживания покупателей, разрабатывает и проводит мероприятия по повышению качества торгового процесса.
  • 12. Ведет переговоры, связанные с поставками, заказами и реализацией товаров.
  • 13. Оформляет договоры поставки, купли — продажи, комиссии и т.д.
  • 14. Обеспечивает организацию учета товарно-материальных ценностей и представляет отчетность об объемах произведенных продаж директору предприятия (владельцу).
  • 15. Принимает решения о назначении, перемещении и освобождении от занимаемых должностей работников торгового предприятия; применяет меры поощрения отличившихся работников, налагает взыскания на нарушителей производственной и трудовой дисциплины.
  • 16. Руководит работниками предприятия розничной торговли.
  • 17. Представляет интересы предприятия и действует от его имени.

К функциям продавца-консультанта относятся:

  • 1. Следит за наличием достаточного количества товара в торговом зале и при необходимости пополняет его.
  • 2. Помогает покупателям при выборе товара, дает консультации покупателям по ассортименту товаров, предлагаемых к продаже в магазине, по потребительским свойствам и особенностям товаров.
  • 3. Принимает участие в стимулировании продаж определенных видов товара, в рекламных акциях магазина: обращает внимание покупателей на заданный товар путем размещения его на самых просматриваемых местах, путем дополнительных консультаций покупателей по особенностям и преимуществам данного товара и иным способом.
  • 4. Помогает товароведу или директору магазина принимать товар.
  • 5. Осуществляет подготовку товаров к продаже: распаковку, сборку, комплектование, проверку эксплуатационных свойств и т. д.
  • 6. Следит за наличием ценников на товар, их верным размещением и правильным указанием всей информации в ценнике (наименование товара, цена, вес и т. д.
  • 7. Участвует в инвентаризации.
  • 8. Следит за сроками реализации товаров. При обнаружении товаров с истекшими сроками реализации, продавец должен немедленно убрать товар с места продажи и дать эту информацию товароведу или директору.
  • 9. Разрешает спорные вопросы с покупателями в отсутствие представителей администрации.
  • 10. Участвует в проводимых для продавцов занятиях (обучении) по повышению уровня знаний по свойствам и особенностям продукции, мерчендайзингу товаров, работе на кассе и других знаний и навыков, необходимых в работе.
  • 11. Участвует в проводимых в магазине собраниях коллектива.
  • 12. Информирует директора магазина обо всех внештатных ситуациях в своей работе.

Таблица 17 — Штатное расписание персонала магазина «Умелые руки».

источник