Меню Рубрики

Общество как социальная система его анализ

Категория «общество» является одной из ключевых для социологической науки. На сегодняшний день можно выделить два подхода к пониманию общества. В широком смысле слова «общество» — это совокупность исторически сложившихся форм совместной жизни и деятельности людей на земле. В узком смысле слова «общество» — это конкретный вид общественного и государственного строя, конкретное национально-теоретическое образование. Однако данные интерпретации рассматриваемого понятия не могут считаться достаточно полными, так как проблема общества занимала умы многих мыслителей, и в процессе развития социологического знания сформировались различные подходы к его определению.

Так, Э. Дюркгейм определял общество как надиндивидуальную духовную реальность, основанную на коллективных представлениях. С точки зрения М. Вебера общество — это взаимодействие людей, являющихся продуктом социальных, т.е. ориентированных на других действий. К. Маркс представлял общество как исторически развивающуюся совокупность отношений между людьми, складывающихся в процессе их совместных действий. Другой теоретик социологической мысли Т. Парсонс полагал, что общество является системой отношений между людьми, основанных на нормах и ценностях, образующих культуру.

Таким образом, общество представляет собой сложную категорию, характеризующуюся совокупностью различных признаков. Каждое из приведенных определений отражает какие-то определенные характерные для этого явления черты. Только учет всех этих характеристик позволяет дать наиболее полное и точное определения понятия общества.

Итак, общество — это исторически сложившаяся на определенной территории система отношений, форм жизнедеятельности людей и воспроизводящая себя общность людей. Аспектами воспроизводства является биологическое, экономическое и культурное воспроизводство. Данное определение позволяет отличить понятие общества от понятия «государство» (институт управления общественными процессами, исторически возникший позже общества) и «страна» (территориально-политическое образование, сложившееся на базе общества и государства).

Общество состоит из отдельных индивидов, но не сводится к их сумме. Это системное образование, представляющее из себя целостный саморазвивающийся социальный организм. Системность общества обеспечивается особым способом взаимодействия и взаимосвязи его частей — социальных институтов, социальных групп и отдельных индивидов.

Основными признаками общества являются:

  • 1) наличие общей территории;
  • 2) наличие социальной структуры;
  • 3) автономность и самодостаточность;
  • 4) определенное социокультурное единство (общность культуры). Рассмотрим каждый из перечисленных признаков.

Территория — это определенное физическое пространство, на котором складываются и развиваются связи, отношения и взаимодействия между индивидами и социальными общностями. Территория с ее географическими и климатическими условиями оказывают существенное влияние на общественные отношения, на способы и формы жизнедеятельности людей, на обычаи, традиции, ценностные ориентации, культивируемые в обществе. Необходимо отметить, что территория не всегда являлась одним из основных признаков общества. Первобытное общество в поисках пищи часто меняло территорию своего проживания. Но каждое современное общество как бы навечно «прописано» на своей исторической территории, поэтому потеря своей территории является трагедией для каждой общности.

Социальная структура — совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих социальных общностей, социальных институтов и отношений между ними.

Социальная общность — большая или малая социальная группа, обладающая общими социальными признаками. Например, рабочие, студенты, врачи, высший класс, бедные и т.д. Каждая социальная общность занимает свое «индивидуальное» место в социальной структуре, обладает определённым социальным статусом и выполняет присущие ей функции в обществе. Например, основные функции рабочего класса заключаются в производстве промышленной продукции, функции студенчества — приобретение знаний в той или иной области, функции политической элиты — политическое управление обществом и т.д. Отношения между социальными общностями регулируются социальными институтами.

Социальные институты — исторически сложившиеся устойчивые нормы, правила, способы организации совместной деятельности в определенной сфере общества. Наиболее значимые с точки зрения функционирования общества являются следующие институты институт собственности, государства, семьи, производства, образования, культуры, религии. Каждый социальный институт регулирует отношения между социальными общностями и индивидами в определенной сфере жизнедеятельности общества. Взаимодействуя между собой, социальные институты создают единую многофункциональную систему. Социальные общности и социальные институты поддерживают разделение труда, осуществляют социализацию индивида, обеспечивают преемственность ценностей и норм культуры, способствуют воспроизводству социальных отношений в обществе.

Социальные отношения — взаимоотношения между социальными общностями и социальными институтами. Характер этих отношений зависит от положения, которые занимает та или иная социальная общность в обществе и от функциональной значимости того или иного социального института. Например, в тоталитарном обществе институт государства занимает доминирующее положение и навязывает всем свою волю, а господствующая элита преследует, прежде всего, свои личные интересы, попирая интересы других социальных общностей. Социальные отношения обладают относительной устойчивостью (стабильностью). Они являются отражением социального положения взаимодействующих социальных общностей (расстановки классовых сил), и изменяются по мере изменения положения (социальных статусов) тех или иных социальных общностей в социальной структуре общества.

Третьим признаком общества являются автономность и самодостаточность. Автономность означает, что общество не является частью какой-либо более крупной системы, что оно обладает собственной территорией, собственной историей, собственной системой управления. Автономность — это также способность общества создавать в рамках своей функциональной системы относительно прочные социальные связи и отношения, способные интегрировать все входящие в него социальные общности. Самодостаточность — это способность общества к саморегуляции, т.е. без вмешательства извне обеспечивать функционирование всех жизненно важных сфер. Например, воспроизводить численный состав населения, социализировать каждое новое поколение, обеспечивать преемственность своей культуры, удовлетворять материальные и духовные потребности всех членов общества.

Автономность и самодостаточность общества не абстрактные понятия. Если общество не в состоянии удовлетворять те или иные жизненно важные потребности своих членов, то оно теряет свою автономность и ему не избежать нежелательного вмешательства извне.

Четвертым признаком общества является социокультурное единство, включающее в себя общность основных социальных институтов, общность языка, осознание принадлежности людей к единому обществу, единство основных моральных ценностей и образцов поведения. Социокультурное единство общества обладает большой интегрирующей силой. Оно способствует социализации каждого нового поколения на основе общепринятых ценностей, норм, правил поведения и общественного самосознания.

Изучение общества в рамках социологии основано на системном подходе. Использование именно этого метода также обуславливается рядом характерных признаков общества, которое характеризуется как: социальная система высшего порядка; сложное системное образование; целостная система; саморазвивающаяся система, потому что источник находится внутри общества.

Таким образом, общество представляет собой сложную систему. Система — это определенным образом упорядоченное множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство.

Несомненно, общество является системой, которая характеризуется как целостное образование, элементами которого являются люди, взаимодействие и отношения, которые носят устойчивый характер и воспроизводятся в историческом процессе, переходя из поколения в поколение.

В качестве основных элементов общества как социальной системы можно выделить следующие:

  • 1) люди;
  • 2) социальные связи и взаимодействия;
  • 3) социальные институты, социальные страты;
  • 4) социальные нормы и ценности.

Как и для любой системы, для общества характерно тесное взаимодействие его элементов. Учитывая эту особенность, в рамках системного подхода общество можно определить как большую упорядоченную совокупность социальных процессов и явлений более или менее связанных и взаимодействующих друг с другом и образующих единое социальное целое. Для общества как системы характерны такие признаки, как координация и субординация ее элементов. Координация — это согласованность элементов, их взаимное функционирование. Субординация — это подчиненность и соподчиненность, указывающие на место элементов в целостной системе. Социальная система самостоятельна по отношению к составляющим ее элементам и имеет способность саморазвития.

На основе системного подхода к анализу общества был разработан функциональный подход. Функционализм был сформулирован Г. Спенсером и развит в работах Р. Мертона и Т. Парсонса.

источник

Со времени возникновения социологии как самостоятельной науки ученые всегда пытались понять общество как организованное целое, выделив в нем составляющие его элементы. Такой универсальный для всех наук аналитический подход должен быть приемлем и для позитивной науки об обществе. Описанные выше попытки представить общество как организм, как саморазвивающееся целое, обладающее способностью самоорганизации и поддержания равновесия, по сути были предвосхищением системного подхода. В полной мере речь о системном понимании общества можно вести после создания Л. фон Берталанфи общей теории систем.

Социальная система — это упорядоченное целое, представляющее собой совокупность отдельных социальных элементов — индивидов, групп, организаций, институтов.

Эти элементы соединены между собой устойчивыми связями и в целом образуют социальную структуру. Общество может само рассматриваться как система, состоящая из множества подсистем, а каждая подсистема представляет собой систему на своем уровне и имеет свои подсистемы. Таким образом, с точки зрения системного подхода общество — это что-то вроде матрешки, внутри которой находится множество все более маленьких матрешек, следовательно, существует иерархия социальных систем. Согласно общему принципу теории систем, система — нечто гораздо большее, чем просто сумма своих элементов, и как целое, благодаря своей целостной организации обладающее качествами, которых не было у се элементов, взятых в отдельности.

Всякая система, в том числе социальная, может быть описана с двух точек зрения: во-первых, с точки зрения функциональных взаимоотношений ее элементов, т.е. с точки зрения структуры; во-вторых, с точки зрения отношений между системой и внешним миром вокруг нее — окружающей средой.

Отношения между элементами системы поддерживаются сами собой, никем и ничем не направляясь извне. Система автономна и не зависит от воли включенных в нее индивидов. Поэтому системное понимание общества всегда связано с необходимостью решения большой проблемы: как соединить свободное действие индивида и функционирование системы, существовавшей до него и самим своим существованием обусловливающей его решения и поступки. Если следовать логике системного подхода, то, строго говоря, свободы индивида нет вообще, поскольку общество как целое превышает сумму своих частей, т.е. являет собой реальность неизмеримо более высокого порядка, чем индивид, меряет себя историческими сроками и масштабами, несопоставимыми с хронологическим масштабом индивидуальной перспективы. Что может знать индивид об отдаленных последствиях своих действий, которые могут оказаться противоположными его ожиданиям? Он просто превращается в «колесико и винтик общего дела», в мельчайший элемент, сведенный к объему математической точки. Тогда в ракурс социологического рассмотрения попадает не сам индивид, а его функция, обеспечивающая в единстве с другими функциями сбалансированное существование целого.

Отношения системы с окружающей средой служат критерием ее прочности и жизнеспособности. Для системы опасно то, что приходит извне: ведь внутри все работает на ее сохранение. Окружающая среда потенциально враждебна системе, поскольку воздействует на нее как на целое, т.е. вносит в нее изменения, которые могут расстроить ее функционирование. Систему спасает то, что она обладает способностью к самопроизвольному восстановлению и установлению состояния равновесия между собой и внешней средой. Это означает, что система по своей природе гармонична: она тяготеет к внутреннему балансу, и его временные нарушения представляют собой лишь случайные сбои в работе слаженной машины. Общество похоже на хороший оркестр, где гармония и согласие являются нормой, а разлад и музыкальная какофония — случайным и досадным исключением.

Система умеет воспроизводить самое себя без сознательного участия включенных в нее индивидов. Если она функционирует нормально, следующие поколения спокойно и бесконфликтно вписываются в ее жизнедеятельность, начинают действовать согласно правилам, которые диктует система, и в свою очередь передают эти правила и навыки следующим поколениям. В рамках системы воспроизводятся и социальные качества индивидов. Например, в системе классового общества представители высших классов воспроизводят свой образовательный и культурный уровень, соответствующим образом воспитывая своих детей, а представители низших помимо своей воли воспроизводят свой недостаток образования и свои трудовые навыки в своих детях.

В число характеристик системы входит также способность интегрировать в себя новые социальные образования. Она подчиняет своей логике и заставляет работать но своим правилам на благо целого вновь возникающие элементы — новые классы и социальные слои, новые институты и идеологии и т.д. Например, нарождавшаяся буржуазия долгое время нормально функционировала как класс в составе «третьего сословия», и л ишь когда система сословного общества уже не могла сохранять внутренний баланс, выломалась из нее, что означало гибель всей системы.

Общество можно представить в виде многоуровневой системы. Первый уровень — это социальные роли, задающие структуру социальных взаимодействий. Социальные роли организованы в различные институты и общности, которые составляют второй уровень общества. Каждый институт и общность могут быть представлены в виде сложной устойчивой и самовоспроизводящейся системной организации. Различия выполняемых социальными группами функций, противостояние их целей требуют такого системного уровня организации, который поддерживал бы в обществе единый нормативный порядок. Он реализуется в системе культуры и политической власти. Культура задает образцы человеческой деятельности, поддерживает и воспроизводит нормы, апробированные опытом многих поколений, а политическая система законодательными и правовыми актами регулирует и укрепляет связи между социальными системами.

Социальная система может рассматриваться в четырех аспектах:

  • как взаимодействие индивидов;
  • как групповое взаимодействие;
  • как иерархия социальных статусов (институциональных ролей);
  • как совокупность социальных норм и ценностей, определяющих поведение индивидов.

Описание системы в ее статичном состоянии было бы неполным.

Общество — динамическая система, т.е. находится в постоянном движении, развитии, меняет свои черты, признаки, состояния. Состояние системы дает представление о ней в конкретный момент времени. Смена состояний вызывается как влияниями внешней среды, так и потребностями развития самой системы.

Динамические системы могут быть линейными и нелинейными. Изменения в линейных системах легко просчитываются и прогнозируются, поскольку происходят относительно одного и того же стационарного состояния. Таково, например, свободное колебание маятника.

Общество — нелинейная система. Это означает, что происходящие в нем в разное время под воздействием разных причин процессы определяются и описываются разными законами. Их нельзя уложить в одну объяснительную схему, потому что обязательно найдутся такие изменения, которые не будут отвечать этой схеме. Именно поэтому социальные изменения всегда содержат долю непредсказуемости. Кроме того, если маятник возвращается в прежнее состояние со 100%-ной вероятностью, общество никогда не возвращается назад к какой-то точке своего развития.

Читайте также:  Сильно потею какие анализы нужно сдать

Общество — открытая система. Это значит, что оно реагирует на малейшие влияния извне, на любую случайность. Реакция проявляется в возникновении флуктуаций — непредсказуемых отклонений от стационарного состояния и бифуркаций — разветвлений траектории развития. Бифуркации всегда непредсказуемы, к ним неприменима логика предшествующего состояния системы, поскольку они сами по себе представляют собой нарушение этой логики. Это как бы кризисные моменты излома, когда теряются привычные нити причинно-следственных связей и наступает хаос. Именно в точках бифуркации возникают инновации, происходят революционные изменения.

Нелинейная система способна порождать аттракторы — особые структуры, превращающиеся в своего рода «цели», к которым направляются процессы социальных изменений. Это новые комплексы социальных ролей, которых ранее не было и которые организуются в новый социальный порядок. Так возникают новые предпочтения массового сознания: выдвигаются новые политические лидеры, резко приобретающие общенародную популярность, образуются новые политические партии, группы, неожиданные коалиции и союзы, происходит перераспределение сил в борьбе за власть. Например, в период двоевластия в России 1917 г. непредсказуемые стремительные социальные изменения за несколько месяцев привели к большевизации советов, неслыханному росту популярности новых лидеров и в конечном счете к полной смене всей политической системы в стране.

Понимание общества как системы прошло длительную эволюцию от классической социологии эпохи Э. Дюркгейма и К. Маркса до современных работ по теории сложных систем. Уже у Дюркгейма развитие социального порядка ассоциируется с усложнением общества. Особую роль в понимании систем сыграла работа Т. Парсонса «Социальная система» (1951). Он сводит проблему системы и индивида к взаимоотношению между системами, поскольку рассматривает как систему не только общество, но и личность. Между этими двумя системами, согласно Парсонсу, существует взаимопроникновение: невозможно представить себе систему личности, которая не была бы включена в систему общества. Социальное действие и его компоненты также являются частью системы. Несмотря на то что действие само складывается из элементов, вовне оно выступает как целостная система, качества которой активизируются в системе социального взаимодействия. В свою очередь система взаимодействия является подсистемой действия, гак как каждый единичный акт состоит из элементов системы культуры, системы личности и социальной системы. Таким образом, общество представляет собой сложное переплетение систем и их взаимодействий.

По мнению немецкого социолога Н. Лумана, общество представляет собой аутопойетическую систему — саморазличающую и самообновляющуюся. Социальная система обладает способностью отличать «себя» от «других». Она сама воспроизводит и определяет собственные границы, отделяющие ее от внешней среды. Кроме того, согласно Луману, социальная система в отличие от природных систем строится на основе смысла, т.е. в ней обретают смысловое согласование ее различные элементы (действие, время, событие).

Современные исследователи сложных социальных систем фокусируют свое внимание не только на чисто макросоциологических проблемах, но и на вопросах, как реализуются системные изменения на уровне жизни индивидов, отдельных групп и общин, регионов и стран. Они приходят к выводу, что все изменения происходят на различных уровнях и взаимосвязаны в том смысле, что «высшие» возникают из «низших» и снова возвращаются к низшим, оказывая на них влияние. Нап р им ер, социальное неравенство проистекает из разницы в доходах и благосостоянии. Это не просто идеальная мера распределения доходов, но реальный фактор, продуцирующий определенные социальные параметры и оказывающий влияние на жизнь индивидов. Так, американский исследователь Р. Уилкинсон показал, что в тех случаях, когда степень социального неравенства превышает определенный уровень, оно оказывает влияние на здоровье индивидов само по себе, вне зависимости от фактического благосостояния и дохода.

Общество обладает самоорганизационным потенциалом, что позволяет рассматривать механизм его развития, особенно в ситуации трансформации, с позиций синергетического подхода. Под самоорганизацией понимаются процессы спонтанного упорядочения (перехода от хаоса к порядку), образования и эволюции структур в открытых нелинейных средах.

Синергетика — новое междисциплинарное направление научных исследований, в рамках которого изучаются процессы перехода от хаоса к порядку и обратно (процессы самоорганизации и самодезорганизации) в открытых нелинейных средах самой различной природы. Данный переход называется фазой становления, которая связана с понятием бифуркации или катастрофы — скачкообразным изменением качества. В решающий момент перехода система должна совершить критический выбор через динамику флуктуации, и этот выбор происходит в зоне бифуркации. После критического выбора происходит стабилизация и система развивается дальше в соответствии со сделанным выбором. Именно так по законам синергетики фиксируются фундаментальные соотношения между случаем и внешним ограничением, между флуктуацией (случайностью) и необратимостью (необходимостью), между свободой выбора и детерминизмом.

Синергетика как научное течение возникло во второй половине XX в. в естественных науках, однако постепенно принципы синергетики распространились и в гуманитарных науках, став настолько популярными и востребованными, что на настоящий момент синергетические принципы находятся в центре научного дискурса в системе социально-гуманитарного знания.

Общество с точки зрения системного подхода может рассматриваться как система, состоящая из множества подсистем, а каждая подсистема в свою очередь сама являет собой систему на своем уровне и имеет свои подсистемы. Таким образом, общество — что-то вроде набора матрешек, когда внутри большой матрешки находится матрешка поменьше, а внутри нее — еще более маленькая и т.д. Таким образом, существует иерархия социальных систем.

Общий принцип теории систем заключается в том, что система понимается как нечто гораздо большее, чем просто сумма своих элементов, — как целое, благодаря своей целостной организации обладающее качествами, которых нет у ее элементов, взятых в отдельности.

Отношения между элементами системы таковы, что поддерживаются сами собой, они никем и ничем не направляются извне. Система автономна и не зависит от воли включенных в нее индивидов. Поэтому системное понимание общества всегда связано с большой проблемой — как соединить свободное действие индивида и функционирование системы, существовавшей до него и обусловливающей самим своим существованием его решения и поступки. Что может знать индивид об отдаленных последствиях своих действий, которые могут оказаться противоположными его ожиданиям? Он просто превращается в «колесико и винтик общего дела», в мельчайший элемент, и социологическому рассмотрению подвергается не сам индивид, а его функция, обеспечивающая в единстве с другими функциями сбалансированное существование целого.

Отношения системы с окружающей средой служат критерием ее прочности и жизнеспособности. Для системы опасно то, что приходит извне, так как внутри системы все работает на ее сохранение. Окружающая среда потенциально враждебна системе, поскольку воздействует на нее как на целое, внося в нее изменения, которые могут расстроить ее функционирование. Система сохраняется, так как обладает способностью к самопроизвольному восстановлению и установлению состояния равновесия между собой и внешней средой. Это означает, что система тяготеет к внутреннему балансу и временные его нарушения представляют собой лишь случайные сбои в работе слаженной машины.

Система умеет воспроизводить самое себя. Это происходит без сознательного участия включенных в нее индивидов. Если она функционирует нормально, следующие поколения спокойно и бесконфликтно вписываются в ее жизнедеятельность, начинают действовать согласно правилам, которые диктует система, и в свою очередь передают эти правила и навыки своим детям. В рамках системы воспроизводятся и социальные качества индивидов. Например, в классовом обществе представители высших классов воспроизводят свой образовательный и культурный уровень, соответствующим образом воспитывая своих детей, а представители низших классов помимо своей воли воспроизводят в своих детях недостаток образования и свои трудовые навыки.

В число характеристик системы входит также способность интегрировать в себя новые социальные образования. Она подчиняет своей логике и заставляет действовать по своим правилам на благо целого вновь возникающие элементы — новые классы, социальные слои и т.д. Например, нарождавшаяся буржуазия долгое время нормально функционировала в составе «третьего сословия» (первое сословие — дворянство, второе — духовенство), но когда система сословного общества не могла сохранять внутренний баланс, она «выломалась» из нее, что означало гибель всей системы.

Итак, общество можно представить в виде многоуровневой системы. Первый уровень — это социальные роли, задающие структуру социальных взаимодействий. Социальные роли организованы в институты и общности, которые составляют второй уровень общества. Каждый институт и общность могут быть представлены в виде сложной системной организации, устойчивой и самовоспроизводящейся. Различия выполняемых функций, противостояние целей социальных групп могут привести к гибели общества, если не будет такого системного уровня организации, который поддерживал бы в обществе единый нормативный порядок. Он реализуется в системе культуры и политической власти. Культура задает образцы человеческой деятельности, поддерживает и воспроизводит нормы, проверенные опытом многих поколений, а политическая система законодательными и правовыми актами регулирует и укрепляет связи между социальными системами.

источник

Лекция 9. ОБЩЕСТВО КАК СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА

В социологии все социальные явления и процессы рассматриваются как системы, обладающие определенной внутренней структурой. Наиболее общей и сложной социальной системой является общество, а ее элементы — люди, социальная деятельность которых обуславливается определенным социальным статусом, социальными ролями, социальными функциями, которые они выполняют, социальными нормативами и ценностями, принятыми в данной системе, а также индивидуальными качествами (социальные качества личности, мотивы, ценностные ориентации, интересы и т.д.).

Социальная система может быть представлена в трех аспектах. Первый аспект — как множество индивидов, в основе взаимодействия которых лежат те или иные общие обстоятельства (город, деревня и т.д.); второй — как иерархия социальных позиций (статусов), которые занимают личности, и социальных функций (ролей), которые они выполняют на основе данных социальных позиций; третий — как совокупность норм и ценностей, определяющих характер и содержание поведения элементов данной системы.

Первый аспект связан с понятием социальной организации, второй— с понятием социальной организации, третий — с понятием культуры.

Социальная система, таким образом, выступает как органическое единство трех элементов — социальной общности, социальной организации и культуры. В социологии под системой понимается определенным образом упорядоченное множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство. В частности, любая социальная группа представляет собой сложную систему, не говоря уже об обществе и т.п.

Общество – это объединение людей для удовлетворения социальных потребностей и осуществления социального контроля за членами данного общества. Социальными потребностями, т.к. физиологические потребности человек может удовлетворить и в малой группе или даже оставаясь в одиночестве, например, на необитаемом острове. А вот удовлетворение социальных потребностей, сущность которых можно выразить в двух словах как потребность самореализации личности, вне общества удовлетворить невозможно. Кроме того, именно в ходе реализации социальных потребностей раскрывается индивидуальность каждой личности.

Социальный контроль – это целенаправленное воздействие на личность со стороны общества с целью достижения общепринятого порядка.

Общество как естественноисторическая целостная система представляет собой органическое единство четырех сфер общественной жизни — экономической, социальной, политической и идеологической. Каждая из сфер общественной жизни выполняет определенные функции: экономическая — функцию материального производства, социальная — социализации, политическая — социального управления, идеологическая — духовного производства. Каждая общественная система (общественная формация) отличается от предшествующей характером своих систем образующих элементов и способом их связи между собой.

Социальная система представляет собой явление или процесс, состоящий из качественно определенной совокупности элементов, находящихся во взаимных связях и отношениях и образующих единое целое, способное во взаимодействии с внешними условиями изменять свою структуру. Социальная структура — это сложное взаиморасположение устойчиво связанных элементов в социальной системе.

Существенными чертами любой системы являются целостность и взаимосвязанность (интеграция) всех элементов ее структуры. Элементами социальной системы являются люди и их деятельность, которую они осуществляют не изолированно, а в процессе взаимодействия с другими людьми, объединенными в различные сообщности в условиях данной социальной среды. В процессе этого взаимодействия люди и социальная среда оказывают систематическое воздействие на данного индивида, равно как и он оказывает воздействие на других индивидов и среду. В результате данная общность становится системой, целостностью с качествами, которых нет ни в одной из включенных в нее элементов в отдельности. Социальная жизнь предстает как совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных социальных систем, в основе которых в конечном счете лежит материальное производство, но которые не сводимы к нему одному.

Структура, выступая как единство совокупности элементов, управляется своими законами и закономерностями. Существование, функционирование и изменение структуры носит характер саморегуляции, поддерживающей в определенных условиях равновесие и стабильность элементов внутри структуры.

Самой большой системой является общество в целом. Его важнейшими подсистемами являются экономическая, социальная, политическая и идеологическая. Другие подсистемы — классы, этнические, демографические, территориальные и профессиональные группы, семья, индивид и т.д. Каждая из названных подсистем включает в себя множество других подсистем. Одни и те же индивиды могут быть элементами различных систем.

В основе классификации социальных систем может лежать тип социальных связей. В этом случае выделяются социальные группы (социальные отношения), социальные институты (институциональные связи), система социального контроля (связи социального контроля), социальные организации (организационные связи).

Если судить об обществе с точки зрения взаимосвязей и отношений между индивидуумами, то, как правило, совокупность таких связей накладывается на государственно-территориальные единицы.

Читайте также:  Симптомы глистов у детей какие анализы

Первым признаком общества является территория, на которой происходит консолидация социальных связей. Территория — это основа социального пространства, в котором складываются, развиваются отношения и взаимодействия между индивидами.

Второй отличительной чертой общества является его способность поддерживать и воспроизводить высокую интенсивность внутренних взаимосвязей. Устойчивость — это важнейшая характеристика общества. Но нельзя смотреть на социальные структуры, как на нечто раз и навсегда данное. Структуры выполняют свою роль поддержания стабильности общества только при условии их легитимности, т.е. при условии признания их целесообразности большинством населения.

Третья отличительная черта общества — его автономность и высокий уровень саморегуляции. Автономность общества достигается его многофункциональностью, т.е. способностью создавать необходимые для удовлетворения разнообразных потребностей индивидов условия.

Четвертая черта — большая интегрирующая сила. Общество социализирует каждое новое поколение людей, включая его в сложившуюся систему отношений, подчиняет общепринятым нормам и правилам.

Итак, общество — это универсальный способ организации социальных связей и социального взаимодействия, обеспечивающий удовлетворение всех основных потребностей людей.

Несколько другое определение дает Марш, определяя следующие условия, при которых социальное объединение следует считать обществом:

* пополнение общества, главным образом, благодаря деторождению, хотя иммиграция также играет некоторую роль в этом;

* развитая культура — модели культуры могут быть достаточно многообразными, чтобы удовлетворить все потребности общественной жизни;

* политическая независимость — общество не является субсистемой (элементом) какой-либо другой системы, это допустимо лишь в очень небольшой мере.

Рассмотрение общества как системы различается в работах разных социологов. Главная причина — в неоднозначности методологических позиций авторов. Исследование системы может быть начато с изучения ее основных структурных компонентов, механизмов их функционирования и взаимодействия. В этом случае многое определяется выбором основного систематизирующего элемента, т.е. того кирпичика, который лежит в основе теоретической конструкции.

Например, О. Конт, которого называют отцом социологии, первичной ячейкой общества считал не человека, а семью. Американский социолог Н. Смелзер рассматривает сначала статусы и роли человека, затем на основе статусов и ролей дает понятие социальных институтов (суд, медицина, образование, семья и т.д.), социальных групп, формальных организаций, общин и общественных классов, а затем — общества, объединяющего все это.

Кроме того, существует множество способов классификации обществ. Согласно марксистской традиции, тип общества определяется способом производства, т.е. тем как используются и контролируются экономические ресурсы, которыми оно владеет. (В связи с этим различаются, например, феодальное, капиталистическое, социалистическое, коммунистическое общества).

Классификация обществ может быть составлена также на основе господствующих в них религий (например, мусульманское общество) или языка (франкоязычное общество).

Г. Ленски и Дж. Ленски составили следующую классификацию обществ в соответствии с присущими им основными способами добывания средств к существованию: общество охотников и собирателей, садоводческое, аграрное и промышленное.

Г. Спенсер сравнивал общества с биологическими организмами, а отдельные части общества (образование, государство и др.) — с частями организма (сердцем, нервной системой и т.д.), каждая из которых влияет на функционирование целого. Г.Спенсер считал, что, подобно биологическим организмам, общества развиваются от простейших форм к более сложным. В ходе этого процесса они непрерывно вынуждены приспосабливаться к меняющимся условиям окружающей среды. Дольше выживают наиболее приспособленные.

Таким образом, считал Г.Спенсер,«естественный отбор» происходит в человеческом обществе так же, как и среди животных, способствуя выживанию самых приспособленных. В то же время процесс адаптации способствует дальнейшему усложнению общественного устройства, так как его части становятся более специализированными (например, общества стали значительно сложнее в период промышленной революции и в результате усугубляющегося разделения труда и развития таких специализированных институтов, как фабрики, банки и фондовые биржи).

Наличие разных подходов объясняется сложностью самого феномена общества и его изучения. Каждый из компонентов общества (социальные связи и отношения, социальные организации, ценности, нормы, социальные роли) привносит в социальную жизнь организующее начало и может быть рассмотрен как начальное звено в логических построениях. Каждый элемент выполняет в обществе определенную функцию, служит удовлетворению определенной группы потребностей индивидов. Функциональная зависимость — это то, что придает системе такие свойства, которыми не обладают элементы.

В современной социологии наиболее полную теорию общества как социальной системы разработал американский социолог Т. Парсонс. Он попытался анализ социальной системы начать не с выявления структурных элементов, а с определения основных функциональных требований, без которых система не может существовать. Он считает, что система может функционировать только при выполнении следующих функций:

* должна обладать способностью к адаптации, т.е. приспосабливаться к меняющимся условиям и возрастающим материальным потребностям людей, уметь рационально организовывать и распределять внутренние ресурсы (экономика);

* должна быть способной к постановке основных целей и задач и к поддержанию процесса их достижения (политика);

* должна сохранять устойчивость на основе общих норм и ценностей, усваиваемых индивидами, и снимающих напряжение в системе (родство);

* должна обладать способностью к интеграции, к включению в систему новых поколений (культура).

Определив основные функции, Т.Парсонс ищет реальных исполнителей этих функций в обществе. В начале он выделяет 4 подсистемы (экономика, политика, культура, родство), ответственные за выполнение каждой функции. Далее указывает те социальные институты, которые в рамках подсистемы осуществляют регулирование (заводы, банки, партии, государственный аппарат, церковь, школа, семья и др.).

Чем последовательнее осуществляется функциональное разделение деятельности на уровне институтов и социальных ролей, тем стабильнее сама система. И напротив, выполнение каким-либо институтом несвойственных ему функций порождает хаос, усиливает внутреннюю напряженность системы. Социальный порядок, под которым понимается упорядоченность и организация социальных связей и взаимодействий, свидетельствует о взаимной согласованности и предсказуемости действий людей.

Любая социальная система, и прежде всего общество, должны обладать достаточным уровнем внутренней упорядоченности, которая достигается главным образом за счет функциональной целесообразности действий индивидов и социальных институтов.

В отечественной социологии принято выделять экономическую подсистему, обеспечивающую производство товаров, необходимых для удовлетворения материальных потребностей индивидов; духовно-культурную, позволяющую человеку реализовать свои духовные потребности и способствующую нормативному регулированию общества в целом; социальную, регламентирующую потребление и распределение всех благ; и политическую, осуществляющую общее руководство и управление обществом.

К.Маркс отдавал предпочтение экономической системе как определяющей. Согласно его взглядам, именно способ производства обуславливает социальные, политические и духовные процессы жизни вообще. Однако революция 1917 года стала не итогом, а началом изменения экономического базиса в России. Воздействие политики на социальную жизнь было настолько сильным, что вскоре все сферы общества оказались под ее тотальным контролем.

Сторонники технологического детерминализма склонны видеть определяющий фактор общественной жизни в материальном производстве. Характер труда, техника, технология, по их мнению, определяют не только количество и качество материальных благ, но и культурные запросы людей. Сравнивая примитивные в техническом отношении общества с высокоразвитыми, они отмечают принципиально иные потребности, устремления, ценности людей, иную культуру поведения, межличностного общения, иные формы самовыражения.

Сторонники культурного детерминализма считают, что остов общества составляют общепринятые ценности и нормы, соблюдение которых обеспечивает устойчивость и неповторимость самого общества. Различия культур предопределяют различия в поступках и действиях людей, в организации ими материального производства, в выборе форм политической организации.

При всех различиях в подходах социологов ясно, что общество может нормально функционировать при последовательном выполнении каждой подсистемой своей функции.

Отмечая устойчивость как важнейшую характеристику ее основополагающих причин, Э. Дюркгейм видел первооснову устойчивости в единстве общества в «коллективном сознании», в наличии общей воли, препятствующей развитию губительной силы человеческого эгоизма.

Р. Мертон считал, что общество сохраняется благодаря «фундаментальным ценностям», усваиваемым большинством норм населения и ориентирующим каждого индивида на соблюдение норм совместной жизнедеятельности.

Э. Шилз убежден, что общество как таковое существует только под воздействием «общей власти», обеспечивающей контроль над всей территорией и насаждающей общую культуру.

На ранних этапах человеческой истории она достигалась прежде всего за счет межличностного взаимодействия. Людей связывали узы родства и соседства, строящиеся на эмоциональной, полуинстинктивной основе, на взаимном влечении, на привычке, на страхе лишиться помощи. Ф. Теннис назвал общество, базирующееся на таких принципах, общиной.

Однако по мере роста населения устойчивость связей не могла больше поддерживаться только системой межличностного взаимодействия. Главным стабилизирующим фактором становятся социальные структуры.

Не смотря на то, что в современной социологии пока не определены однозначно факторы устойчивости общества, большинство социологов склонны считать наиболее удачной теорию современных функционалистов — Т. Парсонса, Р. Мертона и К. Девиса, которые выступают последователями Г.Спенсера и Э.Дюркгейма. Их основной подход состоит в определении частей общества, выявлении их положительных и отрицательных функций, в таком их объединении, которое складывается в картину общества как органического целого.

Пять пунктов составляют теоретические рамки современного функционализма.

1. Общество — это система частей, объединенных в единое целое.

2. Общественные системы сохраняют устойчивость, поскольку в них существуют такие внутренние механизмы контроля, как правоохранительные органы и суд.

3. Дисфункции, конечно, существуют, но они преодолеваются или укореняются в обществе. Например, радикалы и хиппи 60-х годов внесли много перемен в общество: новый подход к проблемам окружающей среды, недоверие к высшей власти, более раскованный стиль одежды и поведения, однако сегодня, спустя время, радикалов и хиппи поглотила среда истеблишмента, в которую они вошли, став юристами, учителями, даже биржевыми маклерами.

4. Нормальным считается, если изменения имеют постепенный, а не революционный характер.

5. Социальная интеграция или ощущение, что общество является крепкой тканью, сотканной из различных нитей, формируется на основе согласия большинства граждан страны следовать единой системе ценностей. Например, англичане согласны с необходимостью монархии; в США принцип равных возможностей присущ мировоззрению большинства американцев.

Эта система ценностей представляет собой наиболее устойчивый остов общественной системы.

источник

1. Социология (societas – общество, logоs – наука, учение) – это наука о социальной жизни общества, изучающая структуры общества, их элементы, а также процессы в них протекающие и условия их протекания.

Объект науки – это часть окружающего мира, или реальность существующая независимо от человека. Объектом изучения социологии является общество.

Предмет науки – стороны, связи и отношения объекта, подлежащие непосредственному изучению. Предметом социологии является социальное в обществе.

Социальноеэто широкое понятие, обозначающее процессы и явления, возникающие в результате совместной жизни и деятельности людей. (В результате совместной деятельности людей возникают социальные группы и общности (демографические, этнические, социально-классовые, профессиональные, территориальные), социальные институты (семья, производство, государство, религия, наука, образование, средства массовой информации, здравоохранение и др.), социальные организации (трудовые коллективы, политические партии), социальные статусы, социальные роли и социальные ценности; социальные нормы).

За пределами социального остаются природное, физическое, индивидуально-личностное.

Социология изучает общество через призму социальности, то есть особого типа человеческих связей, отношений, структурных элементов, благодаря которым возникает общество как целостность.

Социальность – это свойство человеческой жизни, которое

1. возникает в процессе совместной деятельности людей,

2. проявляется в непосредственном и опосредованном общении и взаимодействии людей как представителей относительно устойчивых социальных групп и определяется различием их места и роли в конкретных общественных структурах.

1. устойчивые типичные социальные явления, многократно проявляющиеся на различных уровнях функционирования общества;

2. организацию и структурные единицы общества (личности, группы, слои и др.), социальные связи между ними (действия, взаимодействия, социальные институты), а также их изменения;

3. объясняет социальную жизнь на основе получения достоверной информации о реальных явлениях и процессах человеческой жизни.

Таким образом, социология – это наука о человеческом обществе, составляющих его элементах и происходящих в нем изменениях.

Социология применяет множество методов, приёмов и процедур исследования. Методы – это способы построения и обоснования научного знания.

Основные методы, применяемые в социологии при исследовании общества:

1. Социально-философский – предполагает изучение общества как целостной социальной системы, изучение социальных явлений и процессов во взаимодействии друг с другом и в развитии.

2. Структурно-функциональный – предполагает рассмотрение общества и его структур, как элементов целого, выявление функций элементов в обществе как системе, то есть общество изучается под углом зрения его структуры (строения), функционирования и развития.

3. Эмпирические методы – это сбор и первичный анализ фактов социальной жизни (опрос, наблюдение, анализ документов и эксперимент).

4. Сравнительный метод – сопоставление сходных, однотипных явлений и процессов, выявление их различий.

5. Выдвижение и проверка гипотез. Гипотеза – это обоснованное утверждение о каком-либо социальном явлении или процессе с относительно высокой степенью достоверности, истинность которого необходимо проверить.

2.Понятие «общество» является сложным многозначным, имеет множество значений. В широком смысле слова:

это широкий комплекс человеческих отношений, понимаемый как некоторое автономное целое или как система социальных взаимодействий.

это определенная группа людей, объединившаяся для общения и выполнения какой-либо деятельности;

— конкретный этап в историческом развитии какого-либо народа или страны (например, советское общество (1917- 1991 гг.), также выделяют такие этапы как доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное общество);

— сложно организованная система социального взаимодействия людей, имеющая свою структуру и институты.

Общество характеризуется следующими признаками:

общность территории их проживания, обычно совпадающая с государственными границами;

целостность и устойчивость складывающихся форм взаимодействия людей;

самовоспроизводство, саморегулируемость и самодостаточность;

определенный уровень развития культуры, который находит свое выражение в выработке системы норм и ценностей, лежащих в основе социальных связей.

Следует различать понятия общество, страна и государство. Являясь смысловыми спутниками, они имеют разные значения.

Страна — это территория, имеющая определенные границы и пользующаяся государственным суверенитетом.

Читайте также:  Сильно выпадает волос какие анализы сдать

Государство — это политическая организация данной страны, включающая определенный тип режима власти, органы и структуру правления.

Общество — это социальная организация данной страны.

Характерные признаки общества сформулировал известный американский социолог Э. Шилз:

1) общество не является частью какой-либо более крупной системы — крупнее него ничего нет;

2) имеет территорию, которую считает своей собственной;

3) браки заключаются между представителями данного объединения;

4) пополняется преимущественно за счет детей членов этого общества;

5) имеет собственное название и собственную историю;

6) обладает собственной системой управления;

7) объединение существует дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида;

8) его объединяет общая система ценностей и норм, называемая культурой.

Таким образом, если не все, или по крайней мере большинство из указанных признаков присутствуют у какого-либо объединения людей, то его можно назвать обществом. Указанные признаки характеризуют общество с социологической точки зрения, указывая на семейно-родственные отношения, систему управления и культуру, которые связаны социальной структурой и социальными институтами общества.

При рассмотрении общества социологи применяют так называемый системный анализ (системный подход). Специфика системного подхода состоит в том, что изучаемые объекты рассматриваются как системы. То есть общество и происходящие в нем социальные явления и процессы принято рассматривать как системы.

Система – это определенным образом упорядоченное множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство. Система образует новое качество, не сводимое к сумме качеств ее элементов. Способ связей между элементами как раз и образует это новое качество.

Например, сумма всех деревьев остается неизменной, независимо от того, стоит ли каждое дерево на отдельном участке или же все деревья растут в лесу. Однако только во втором случае деревья, составляющие лес, являют собой сложную природно-биологическую систему, обладающую уникальными свойствами, отличающимися от суммы свойств всех составляющих ее элементов.

Общество как система представляет собой особую совокупность социальных явлений и процессов, состоящих из множества элементов, находящихся во взаимных связях и отношениях, и образующих единое целое. Общество как система становится новым элементом по отношению к уже существующим. Так, с одной стороны, социальная система представляет собой нечто самостоятельное, а с другой стороны, она зависит от всех входящих в нее элементов.

Социальная система – это система социального взаимодействия людей, образующая групповые формы жизни. Она включает в себя отдельных индивидов, социальные общности, охватывает отношения между индивидами и группами. Общество как социальная система по отношению к индивидам, в него входящим, первично: общественные взаимодействия и отношения носят надиндивидуальный, надличностный характер. Каждый индивид, рождаясь, застает определенные связи и отношения, постепенно включается в них, усваивает уже существующие ценности, нормы, символы.

Основные способы структурирования социальных систем:

1) В обществе как системе выделяют подсистемы или сферы общественной жизни. Обычно выделяют 4 сферы (экономическую, политическую, социальную, духовную).

2) Общество рассматривается как система социальных институтов. Принято выделять пять фундаментальных институтов: производство, семья, государство, образование, религия.

3) Общество как система представляет собой совокупность всех групп и общностей, в него входящих, а также их интересов, которые состоят в обеспечении собственного сохранения и развития. Каждая из групп выделяется из множества других, в определенной мере обособлена и сопротивляется ассимиляции

Социальные системы отличаются от природно-биологических систем. Они имеют ряд признаков:

-они являются сложноорганизованными;

— они преобразуют среду и адаптируют ее для своих потребностей;

— являются устойчивыми, характеризуются долговременностью социального взаимодействия.

— являются открытыми, динамичными, саморазвивающимися;

— способны изменять свою структуру, повышать свой порядок, то есть являются самоорганизующимися;

— в процессе исторического развития приобретают свою индивидуальность.

При рассмотрении и изучении общества часто используется сферный принцип, согласно которому в общество входят четыре сферы:

экономическая – материальные, производственные отношения между людьми и их объединениями;

политическая – деятельность политических институтов и организаций, органов власти, правоохранительных органов, социальных и политических движений, политических лидеров разного уровня;

духовная – образование, наука, общественное сознание, религия, культура, искусство;

социальная – взаимодействующие общности разного рода людей: классы, этносы, социальные слои, группы, организации.

Современные социологи признают, что сферы общественной жизни тесно связаны между собой и взаимовлияют друг на друга, обусловливают друг друга. При этом ни одна из них не выступает доминирующей: все зависит от угла зрения. В обществе нет господствующих или доминирующих сфер, каждая из них оказывает равное влияние на других.

3. Деление общества на четыре сферы (экономическую, политическую, социальную, духовную) является условным. Например, в экономической деятельности людей, так или иначе, обязательно присутствуют и социальные взаимодействия индивидов, и отношения власти (т. е. политические), и культурные ценности, и нормы как регуляторы этой деятельности. Поведение человека в экономической сфере (в роли собственника, работника, менеджера, предпринимателя) может определяться не только экономическими интересами (получение прибыли, выгоды, вознаграждения за труд и т. п.), но и широким кругом социальных интересов (соблюдение значимых социальных ценностей и норм, благо других людей, взаимопомощь).

Изучение общества как социально-экономической системы предполагает рассмотрение его через призму экономических отношений. Экономика играет огромную роль в жизни общества. Во-первых, она обеспечивает людей материальными условиями существования — продуктами питания, одеждой, жильем и иными предметами потребления. Во-вторых, экономическая сфера жизни общества является системообразующим компонентом социума, решающей сферой его жизни, определяющей ход всех происходящих в обществе процессов. Различные виды экономической деятельности регулируются не только экономическими механизмами (закон спроса и предложения), но и различного рода социальными механизмами.

Экономическая сфера общества является целостной подсистемой и включает четыре главных вида деятельности: производство, распределение обмен и потребление благ и услуг. В нее входят такие экономические институты, как фабрики, заводы, банковская система, торговля, сфера услуг, предпринимательство, собственность и др. Как социально-экономическую систему можно рассматривать любое предприятие и любую организацию, обладающую двумя ключевыми признаками. Во-первых, люди, осуществляющие процессы производства и управления им, должны выступать главными ее элементами. Во-вторых, в рамках данной системы должны создаваться материальные и нематериальные блага.

В экономической жизни общества, как правило, участвуют около 50 % населения. Работающих людей называют экономически активное население, это те, кто добровольно предоставляют свой труд для производства товаров и услуг. Дети, старики, инвалиды не являются производителями материальных благ, либо выступают таковыми лишь частично. Однако все 100 % являются потребителями товаров и услуг, созданных экономически активным населением, то есть участвуют в процессах перераспределения, обмена и потребления материальных благ, а следовательно, являются активными участниками экономических отношений.

Современным экономическим системам присущи следующие черты:

1) развитие многообразного разделения труда, которое выражается в том, что существуют тысячи профессий, специальностей, должностей и продолжают выделяться новые виды занятий и специализации работников; за каждой профессией и специальностью стоит определенная группа людей, со сходным образом жизни, мироощущением;

2) рост экономической взаимозависимости: люди, нуждаясь в разнообразных продуктах и услугах, становятся зависимыми от экономической деятельности большого количества других людей; подавляющее большинство сегодня, как правило, не производят той пищи, которой питаются, не строят домов, в которых живут, не изготавливают других материальных благ, которые потребляют.

Процесс нарастания взаимозависимости современных обществ во всемирном масштабе получил название «глобализация». Первоначально процессы глобализации охватили экономику, а затем и культуру, политику. В современных обществах выделяют такие виды глобализации, как финансовая, территориальная, информационно-коммуникативная и др.

В современном белорусском обществе происходит преобразование ряда прежних экономических институтов (производство, банковская система) и формирование новых экономических институтов, которых не было в советский период (частная собственность, предпринимательство). Во время быстрых социально-экономических изменений многие традиционные институты либо прекращают свою деятельность, либо адаптируются к решению новых задач. С другой стороны, формирование новых социальных институтов требует определенного времени: в результате люди сталкиваются с трудностями неурегулированности возникающих новых социальных отношений и поддержания порядка в обществе. Такое переходное состояние общества называется аномией.

Таким образом, общество как социально-экономическая система включает множество структурных элементов, явлений и процессов, связей и отношений между ними. Рассмотрение экономических процессов в широком социальном контексте позволяет преодолеть узкоэкономический подход и выявить многообразие социальных отношений в экономической сфере, многообразие связей экономики с другими подсистемами общества.

При социологическом анализе социального взаимодействия как основы общественной жизни обычно обращают внимание на два важнейших аспекта:

1) групповой характер общественной жизни;

2) поведение людей в группах регулируется, направляется и упорядочивается определенной системой ценностей, норм, идей и правил.

Отмеченные два аспекта общественной жизни в социологии принято обозначать двумя предельно широкими понятиями — общество (социальная система) и культура (система культуры).

Отметим наиболее общие моменты, которые отличают общество (социальную систему) от культуры. Различие между культурой и обществом сводилось к тому, что:

1) социум и культура являются двумя взаимосвязанными
подсистемами общественной жизни;

2) особенность социальной системы выражает форму социальных отношений между людьми, которая представлена различными социальными группами и отношениями внутри и между группами.

Социальная система — характеризует организацию социальной жизни, т.е. как бы форму социальности, которая представлена различными социальными группами и отношениями внутри групп и между ними. Культура обозначает содержательные аспекты социальных от­ношений, их ценностно-смысловые значения (ценности, идеалы, нормы и др.).

Особенность социологического подхода к пониманию культуры заключается в том, что культура рассматривается как механизм регуляции поведения человека, социальных групп, функционирования и развития общества в целом.

Культура представляет собой некоторое сложное целое, включающее в себя продукты материальной и духовной деятельности людей, которые социально усвоены, разделяемы (то есть признаются) членами общества и могут передаваться другим поколениям. Далеко не всякий материальный и духов­ный продукт, созданный людьми, включается в понятие «культура». Чтобы стать частью культуры, он должен быть принят членами общества (или их частью), а также закреплен в их сознании и материализован.

Культура представляет собой результат и способ жизнедеятельности людей во всех областях их жизни. Люди создают вокруг себя не только материальный мир, в который входят возделанная земля, города, здания, дороги, каналы, орудия труда, предметы культа и произведения искусства и т.д., но и нематериальную, или духовную культуру. Имеются в виду знания и идеи, законы и нормы, правила и модели поведения людей, ценности и нормы, символы и ритуалы, обычаи и традиции. Таким образом, мир человеческих взаимоотношений, включающий в себя систему социального поведения, набор правил и процедур, индивидуальных и общих образцов взаимоотношений людей в процессе удовлетворения ими своих базовых потребностей, — это также культура.

Применяя системный подход к рассмотрению культуры, можно утверждать, что культура — это система социально приобретенных и транслируемых (передаваемых) от поколения к поколению значимых идей, знаний, ценностей, норм, верований, эстетических вкусов, приемов мастерства, верований, привычек и т. п., с помощью которых люди организуют совместную жизнь и деятельность в обществе.

Мир культуры возникает только в процессе человеческой деятельности. Культура не является природным образованием, она генетически не наследуется, а усваивается каждым новым поколением. Вне культуры существование человека невозможно, так как она определяет его бытие, специфику сугубо человеческой деятельности, материальный и духовный мир, «создает» и «пересоздает» самого человека.

Социокультурный подход к изучению социальной жизни предполагает анализ социальных явлений через призму культуры, которая рассматривается в качестве объективного фактора по отношению к различным социальным системам и личности. Вместе с тем в процессе социальной деятельности люди сами воздействуют на свое социальное и культурное окружение, изменяя и развивая его.

Основными элементами культуры являются ценности, нормы, символы, верования, знания, идеалы. Ядро культуры составляют социальные ценности и нормы.

Ценности представляют собой социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что является важным, нужным, к чему следует стремиться; это также убеждения людей по поводу целей, которых следует достигать, а также тех путей и средств, которые ведут к этим целям. Ценности определяют направленность человеческой деятельности, мотивацию человеческих поступков.

Объективно в сознании личности существуют те или иные представления о должных и желаемых общественных отношениях. Что такое добро, справедливость, патриотизм, любовь, дружба? Представления об этом ориентируют личность в реально существую­щем обществе, выступают критериями в оценках конкретных социальных ситуаций, политических решений, формируя тем самым нормы поведения людей. Ценности не подвергаются сомнению, они служат эталоном. Социальные ценности можно считать своего рода внутренним стержнем культуры. Часто говорят, что ценности — это представления людей о нужном и должном.

Нормы- это управляющие поведением человека обобщенные правила, стандарты, регулирующие поведение людей и общест­венную жизнь в целом в соответствии с ценностями определенной культуры. Социальные нормы производны от социальных ценностей и основываются на них. Если социальные ценности определяют общие линии регуляции поведения людей в условиях данной культуры, то социальные нормы — конкретные установки в отношении такого поведения — их образцы.

Общеразделяемая система ценностей, норм, идеалов, верований, символов, значений и смыслов является обязательным условием успешного взаимодействия людей. Наличие этой системы позволяет индивидам единообразно оценивать те или иные ситуации, возникающие в процессе социальных взаимодействий и обеспечивает интеграцию и стабильность социальной жизни, без нее не может нормально функционировать ни одна социальная система, ни одно общество, ни один народ.

Таким образом, системный и социокультурный подходы к анализу социальной жизни объясняют общество как сложную целостную самоорганизующуюся систему.

Дата добавления: 2017-02-20 ; просмотров: 1142 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

источник