Меню Рубрики

Общество как предмет социального анализа

Социальная философия ставит вопросы о специфике общества как подсистемы бытия, его структуре и закономерностях развития. Решение этих вопросов предполагает, прежде всего, определение исходной основы об­щественной жизни. В ходе развития философии было выдвинуто несколько способов понимания данной проблемы.

1. Натурализм – это философское учение, утверждающее, что функционирование и развитие общества, особенности истории тех или иных стран определяются природно-географическими факторами: размерами территории, климатом, плодородием почв, наличием выхода к мировому океану и др. (Ш. Монтескье, Л.И. Мечников).

2. Идеализм в социальной философии выражается в утверждении о том, что жизнь общества определяется духовным началом – Богом, Мировым разумом (Гегель) или же спонтанными, в значительной степени случайными человеческими решениями и стремлениями (философы эпохи Просвещения).

3. Материализм в социальной философии обосновывает тезис об определяющей роли материального производства в общественной жизни (К. Маркс).

4. Согласно плюралистической (факторной) модели, общество развивается в результате взаимодействия самых разнообразных факторов – экономики, права, морали, религии и др. В тех или иных исторических ситуациях один из таких факторов приобретает решающее, определяющее значение (М. Вебер).

В современной философии общество обычно определяется как обособившаяся от природы часть материального мира, представляющая собой исторически развивающуюся форму жизнедеятельности людей.

Разумеется, общество тесно связано с природой и не может существовать вне нее. Природные факторы (плодородие почв, климатические условия, наличие полезных ископаемых, источников энергии и т.п.) оказывают воздействие на экономическую специализацию и, в некоторой степени, на темпы развития той или иной страны. Однако характер и направленность этого развития определяются все же приоритетными – социальными – факторами и условиями. В ходе развития человечества воздействие общества на природу постоянно усиливается, что в XX веке приводит к сильнейшему обострению экологической проблемы.

Общество представляет собой высокоорганизованную целостную систему, способную к саморазвитию и включающую в себя несколько подсистем.

Элементами любой социальной подсистемы являются индивиды, отдельные люди. Между ними, а также между группами людей складываются объективные отношения.

Общественные отношения принято разделять на материальные и идеологические. Материальные отношения формируются независимо от сознания людей (производственные отношения); становление же идеологических отношений осуществляется на основе материальных, они осмысливаются человеком (политические, правовые, религиозные, нравственные отношения).

Общественные отношения обеспечивают устойчивость социальной системы, делают возможной совместную деятельность людей. Она выражается в воздействии на природу и общество, осуществляемом с использованием орудий и предметов труда; в хранении, обмене и передаче информации, фиксируемых с помощью знаков и символов (в книгах, художественных произведениях и т.п.).

Вся совместная деятельность людей направлена на производство и развитие общественной жизни. Это предполагает воспроизведение как социальных связей, так и самих людей в качестве участников общественного процесса. Принято различать материальное и духовное общественное производство, то есть производство материальных и духовных ценностей.

Из сказанного следует, что законы общественной жизни – это законы человеческой де­ятельности. Подобно законам природы, они имеют объективный характер. В отличие же от природных, социальные законы реализуются в результате действий людей, каждый из которых сознательно выбирает линию своего поведения. Такой выбор, однако, не является случайным: он определяется потребностями людей и социальных групп и реализуется в от­стаивании ими своих интересов, обусловливающих определенные мотивы деятельности.

Поскольку же в обществе действуют разные люди, интересы и мотивы которых могут не совпадать и даже противоречить друг другу, то социальные законы приобретают неодно­значный характер, они выступают как законы-тенденции. Их действие предполагает наличие социальных альтернатив, лишь часть которых реализуется в человеческой истории.

источник

Вопросы: 1. Понятие «общество» и его исследовательские трактовки

2. Основные проблемы мегасоциологии

3. Общество как социальная система. Его структура

Понятие «общество» и его исследовательские трактовки

Социологическая мысль прошлого по-разному объясняла категорию «общество». В древние века она отождествлялась с понятием «государство». Это прослеживается, например, в суждениях древнегреческого философа Пла­тона. Исключением был только Аристотель, полагавший, что от государства от­личны семья и селение как особые типы общения и что существует иная конст­рукция социальных связей, в которой на первый план выходят отношения дружбы как высший вид взаимного общения.

В Средние века вновь воцарилась идея отождествления общества и госу­дарства. Только в Новое время в XVI веке в трудах итальянского мыслителя Н.Макиавелли была высказана идея государства как одного из состояний обще­ства. В XVII веке английский философ Т.Гоббс формирует теорию «общественного договора», суть которого заключалась в отдаче по договору членами общества части своих свобод государству, являющемуся гарантом со­блюдения договора; XVIII век характеризовался столкновением двух подходов к определению общества: один подход трактовал общество как искусственное образование, противоречащее естественным склонностям людей, другой – как развитие и выражение природных влечений и чувств человека. Тогда же эконо­мисты Смит и Юм определили общество как трудовой меновый союз людей, связанных разделением труда, а философ И. Кант – как Человечество, взятое в историческом развитии. Начало XIX века было ознаменовано появлением идеи гражданского общества. Ее высказал Г. Гегель, назвавший гражданским обще­ством сферу частных интересов, отличных от государственных.

Основоположник социологии О.Конт рассматривал общество как при­родный феномен, а его эволюцию – как естественный процесс роста и диффе­ренциации частей и функций. Социологи-профессионалы XIX века наполнили понятие «общество» новым содержанием с большим отражением социальности. В их представлениях общество было совокупностью верований и чувств, сис­темой различных социальных функций, соединенных определенными отноше­ниями, всеохватывающей реальностью, обладающей самоценностью и пр. В со­циологии XX века это понятие толкуется разновариантно, но преимуществом пользуются определения общества как функционально-интегрированной соци­альной системы, как системы, охваченной конфликтами.

«Общество» – основополагающая категория современной социологии, трактующей его в широком смысле как обособившуюся от природы часть мате­риального мира, представляющую собой исторически развивающуюся совокуп­ность всех способов взаимодействия и форм объединения людей, в которых выражается их всесторонняя зависимость друг от друга, а в узком смысле – как структурно или генетически определенный род, вид, подвид общения.

Основные проблемы мегасоциологии

Социологические теории различаются по уровню обобщения на общую теорию (мегасоциология), теории среднего уровня (макросоциология, изучаю­щая крупные социальные общности) и теории микроуровня (микросоциология, исследующая межличностные отношения в повседневной жизни). Общество в целом является объектом изучения общей социологической теории. Оно рас­сматривается в науке по следующим основным проблемным блокам в их логи­ческой последовательности: Что такое общество? — Изменяется ли оно? — Как оно изменяется? — Каковы источники изменений? — Кто определяет эти изме­нения? — Каковы типы и модели изменяющихся обществ? Иными словами, ме­гасоциология посвящена объяснению социальных изменений.

Проблемный блок «Что такое общество?» включает в себя комплекс во­просов об устройстве общества, его компонентах, о факторах, обеспечивающих его целостность, о процессах, происходящих в нем. Они находят свое освеще­ние в многочисленных версиях ученых: в теориях (Г. Спенсера, К. Маркса, М. Вебера, Р. Дарендорфа и многих других исследователей) социально-демографического и социально-классового устройства общества, социальной стратификации, этни­ческой структуры и др. Проблема изменений в обществе подразумевает два во­проса: Развивается ли общество? Обратимо или необратимо его развитие? От­вет на них делит существующие общесоциологические концепции на два клас­са: теории развития и теории исторического круговорота. Первые разрабаты­вались просветителями Нового времени, теоретиками позитивизма, марксизма и другими, доказывавшими необратимость развития общества. Вторые прони­заны идеей цикличности, т.е. движения общества в целом или его подсистем по замкнутому кругу с постоянным возвращением к исходному состоянию и по­следующими циклами возрождения и упадка. Эта идея нашла свое отражение в суждениях Платона и Аристотеля о формах государства, в концепции «культурно-исторических типов» Н. Данилевского, в теории «морфологии культур» О. Шпенглера, в версии А. Тойнби о замкнутых цивилизациях, в соци­альной философии П. Сорокина и т.д.

Следующий проблемный блок раскрывает направление развития общест­ва постановкой вопросов о том, совершенствуется ли общество, человек, отно­шения между людьми, отношения с природной средой или идет обратный про­цесс, т.е. деградация общества, человека и отношений со средой обитания. Со­держание ответов на эти вопросы подразделяет имеющиеся вопросы на две группы: теории прогресса (оптимистические) и теории регресса (пессимистические). К первым относятся позитивизм, марксизм, теории техно­логического детерминизма, социал-дарвинизм, ко вторым – ряд теорий бюро­кратии, элит, пессимистические версии технологического детерминизма, час­тично концепция Л.Гумилева, Ж.Гобино и др. Проблема механизма прогресса, его обусловленности, его источников и движущих сил раскрывается в мегасо­циологии однофакторными и многофакторными теориями, теориями эволюции и революции.

Однофакторные теории сужают источники и причины прогресса до ка­кой-либо одной силы, абсолютизируя ее, например, биологический фактор (биологизм, органицизм, социал-дарвинизм), идеальный фактор (теории М. Вебера).

Многофакторные теории, выделяя одну детерминанту, стремятся учесть воздействие всех остальных факторов (теории Маркса, неомарксистов и др.). С проблемой соотношения значимости личности и роли социальных общностей в процессе социального изменения связаны те теории, которые либо отдают предпочтение общностям как основной движущей силе (этатизм, фашизм, ле­вацкий псевдомарксизм, этнонационализм), Либо выделяют приоритет лично­сти перед любыми общностями (позитивизм, социализм К. Маркса, неомарксизм). Проблематика типа и модели развития общества раскрывается в теориях их аб­солютизации (редукционизм) и синтезирования (комплексные теории). По во­просу о периодизации развития общества наибольшее распространение полу­чили в мегасоциологии два подхода: формационный (К. Маркс) и цивилизационный (Ф. Энгельс, Ф. Теннис, Р. Арон, Д. Белл и многие другие).

Общество как социальная система. Его структура

Общество – это система/так как это совокупность элементов, находящих­ся во взаимосвязи и взаимоотношениях и образующих единое целое, способное во взаимодействии с внешними условиями изменять свою структуру. Это сис­тема социальная, т.е. связанная с жизнедеятельностью людей и их взаимоот­ношениями. Общество имеет внутреннюю форму организации, т.е. свою струк­туру. Она сложна и выявление ее компонентов требует аналитического подхода с использованием разных критериев. По форме жизнепроявления людей обще­ство подразделяется на экономическую, политическую и духовную подсистемы, именуемые в социологии социальными системами (сферами общественной жизни). По субъекту общественных отношений в структуре общества выявля­ются демографическая, этническая, классовая, поселенческая, семейная, про­фессиональная и другие подсистемы. По типу социальных связей своих членов в обществе выделяются социальные группы, социальные институты, система социального контроля и социальные организации.

Социальная группа – это объединение людей по общности значимого при­знака, способу взаимодействия его членов. Западная социология выделяет социетальные общности (общества, этносы, цивилизации), социальные общности макроуровня (территориальные, профессиональные, производственные и иные) и первичные микрогруппы (с непосредственным взаимодействием).

Социальные институты – устойчивые формы организации и регулирова­ния общественной жизни. Они классифицируются по общественным сферам: экономические (собственность, зарплата, разделение труда), политические (парламент, армия, полиция, партия), институты родства (брак и семья), инсти­туты культуры (музеи, клубы) и др.

Социальный контроль – это совокупность процессов в любой социальной системе, посредством которых обеспечивается следование определенным «образцам» деятельности, а также соблюдение ограничений в поведении. Это системы ценностей, моральные нормы, обычаи, привычки, правовые нормы, административные предписания, решения.

Социальная организация – это объединение людей, совместно реализую­щих некоторую программу или цель и действующих на основе определенных процедур и правил. Социальные организации различаются по сложности, спе­циализации задач и формализации ролей и процедур. Современными тенден­циями их развития являются укрупнение и специализация профессионального управления.

Существует сложная иерархия социальных систем. Самая большая из них – общество в целом. Затем идут социетальные социальные системы и соци­альные общности, которые сами делятся на подсистемы вплоть до индивида. Он подчиняется законам системы, но у него есть выбор между системами, ста­тусами и ролями.

Социальная структура в широком смысле охватывает все деления в обще­стве. Мерой ее развитости является степень разнообразия форм деятельности, способов связи между людьми, социальными группами и институтами.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

источник

Общество как объект социологического анализа

Стремительное развитие современного общества предъявляет человечеству все новые вызовы и проблемы, решая которые, оно, несомненно, сталкивается с другими трудностями. Происходящие в обществе изменения предъявляют высокие требования к способности человека адаптироваться к новым условиям жизни. Свойственные человеку социально-психологические предпосылки освоения окружающего мира служат определенным фундаментом, однако для успешного становления личности необходимы знания о современных процессах и законах функционирования и развития общества.

Типы обществ и сложные пути их развития, социальная структура и стратификация, социальные слои, группы, классы, нации и специфика их взаимоотношений, социальные институты и их становление, а также разнообразные стороны человеческой культуры и цивилизации – это лишь некоторые стороны многочисленных социальных проблем, которые анализируются в работе. Системное объяснение этих и других проблем дают социология, политология, философия и другие науки об обществе.

Авторами в основу настоящего учебного пособия положены материалы ранее изданного ими учебного пособия «Социальная структура общества». В настоящем пособии представлены некоторые развернутые темы, которые включены в программу подготовки студентов высших учебных заведений по дисциплинам «Социология», «Социология и политология». В пособии изложены вопросы, связанные с общей характеристикой как российского, так и западного обществ, их социальной структуры. Рассмотрены основные закономерности функционирования и взаимодействия общества с природой, пути устойчивого развития. Значительное внимание уделено социальным общностям и их взаимодействию друг с другом, которое, как известно, необходимо для успешного управления обществом. Проблемы функционирования основных социальных институтов, явление дисфункциональности и ее раскрытие в современных условиях получили в пособии развернутое представление.

Авторами учебного пособия ставилась цель – дать объяснение основных тем, которые способствовали бы более успешному освоению студентами образовательной программы по дисциплинам «Социология» и «Социология и политология».

Общество как предмет социологического анализа

1.1. Понятие и признаки общества

В первом приближении понятие «общество» обозначает совокупность людей, объединенных для совместной жизни и деятельности. Это предполагает наличие между ними определенных отношений, которые должны каким-либо образом регулироваться, а значит, общество характеризуется организованностью, наличием определенных правил поведения, законов, которым люди подчиняются, а также органов власти, гарантирующих безопасность их совместной жизни и деятельности.

Читайте также:  К чаадаеву анализ какой жанр

Наряду с понятием «общество» широко применяются и понятия «общность», «сообщество», «социум», «социальное». Очевидно, что первые три понятия связаны одним корнем – «общ», обозначающим единство, единение. Латинское слово «социум» также фиксирует единство людей, совместный труд, а «социальное» – это то же, что и «общественное», «ближайшее окружение», «то, что вокруг».

Восхождение указанных понятий к одному корню не означает, однако, их тождества. Так, термин «сообщество» применяется и для обозначения жизни животных и человеческих объединений: сообщества ученых, политиков, государств и т. п. Термин «общество» употребляется не только применительно к обществу в целом, но и к различного рода объединениям людей: общество потребителей, общество автомобилистов и т. д. Очевидно, что такие общества и сообщества являются составными частями общества как целого, как единой системы.

Свою специфику имеет и понятие «общность». Общность – это форма совместной жизнедеятельности людей, связанных единством происхождения, языком, культурой. Таковыми являются семья, народ, нация и т. п. Понятия «общность» и «общество» не всегда тождественны, несмотря на то, что общество всегда есть сложная, саморазвивающаяся и самоуправляющаяся общность. Более подробно феномен социальных общностей будет представлен в последующих главах данного учебного пособия.

Понятие «социальное» употребляется в широком и в узком смысле. В широком смысле оно тождественно понятию «общественное» и выражает специфику общества по отношению к природе. Также оно употребляется как противоположность индивидуальному. В узком смысле понятие «социальное» отражает особую подсистему общества, охватывающую взаимосвязи людей как представителей социальных слоев, классов, наций, семьи и других социальных общностей.

Социальные науки оперируют всеми указанными понятиями в зависимости от смысла и контекста рассмотрения вопроса или проблемы.

Общество как объект социальной науки. Общество является объектом исследования различных наук – социологии, истории, политологии, культурологи, права, экономических дисциплин и т. д. Они исследуют отдельные сферы общественной жизни в их специфических проявлениях. Например, в рамках философии исторически сложилась особая ее дисциплина, изучающая общество, – социальная философия. Научная дисциплина социология выделяет в изучении общества свои проблемы и особенности.

Как известно, в качестве объекта социальной философии общество выступает как целостная, обособившаяся от природы материальная система, представляющая собой продукт и условие жизни и деятельности людей. Целостный подход к исследованию общества означает также его рассмотрение в качестве высшей формы движения материи, возникшей на определенном этапе эволюции природы. Природа – материнское лоно общества, оно изначально вписано в природную среду, и вне природы существовать не может. Существенное отличие общества от природы социальная философия и социология усматривают в том, что оно включает в себя не только природные, материальные процессы и явления, но и духовные. С точки зрения социальных наук общественная жизнь представляет собой диалектическую взаимосвязь материального и духовного, объективных и субъективных факторов. Поэтому проблема соотношения этих факторов является одной из основных в социальной философии.

Общество – система, развивающаяся во времени, имеющая свою историю. Исторический процесс, его направленность, цель и смысл, его субъекты и движущие силы, проблема необходимости и свободы, общественного прогресса и его критериев являются еще одним важным аспектом проблематики социальной философии, который в XVIII в. был представлен в качестве особой философской дисциплины – философии истории.

Основа общественной жизни – совместная деятельность людей и отношения, возникающие между ними в процессе этой деятельности. Ведь только в процессе деятельности по производству, обмену, распределению и потреблению материальных и духовных благ люди создают необходимые условия для своего существования и развития. Различные виды деятельности (материально-производственная, политико-управленческая, духовная и др.) тесно переплетаются, образуя социокультурную среду, в которой только и возможно воспроизводство человека. Но все виды деятельности людей осуществляются в рамках разнообразных общественных отношений, которые образуют структуру общества. В ее же рамках возникают и функционируют различные социальные институты – политические, экономические, образовательно-воспитательные, развиваются все стороны общественной жизни.

Социальная наука различает объективные и субъективные стороны деятельности людей и их отношений. В зависимости от того, какие из них признаются в качестве определяющих в жизни общества, социально-философские взгляды выступают как материалистические или как идеалистические. Если в качестве определяющего начала деятельности людей и их отношений провозглашаются их субъективные мотивы и цели, т. е. сознание, духовная сторона, то трактовка общества носит идеалистический характер. Если же субъективные мотивы и цели человеческой деятельности, их сознание ставятся в зависимость от их материальных условий жизни, от общественного бытия, то утверждается материалистический взгляд на общество.

источник

  1. Социологические подходы к исследованию общества.
  2. Возможности системного подхода к анализу общества.
  3. Типология обществ.
  4. Современное общество его черты и тенденции развития.
  1. Социологические подходы к исследованию общества.

Общество это центральное понятия социологической теории оно тесно связано с понятиями «страна», «государство», «народ». Поэтому необходимо разграничивать эти понятия. Существуют следующие подходы к определению общества.

Атомистическая теория рассматривает общество как совокупность людей и отношения между ними. Г. Зиммель считает, что индивиды преследуя свои цели вынуждены вступить во взаимодействие с другими. В современной этот подход представлен «сетевой теорией» Берта: люди принимают решения изолированно друг от друга исходя из намеченных целей но наталкиваются на необходимость взаимодействия с другими, в результате чего возникают устойчивые структуры взаимодействий и на их основе общества в целом.

Теория социальных групп. Ф. Знанецкий считает, что единицами общества являются не люди а взаимодействующие группы на уровне которых и начинаются социальные отношения.

Теория социальных институтов. Социальный институт это исторически сложившиеся устойчивые формы отношений между людьми, которые способствуют удовлетворению их потребностей. Общество это совокупностей людей которые осуществляют непроизвольно, а в рамках определенных институтов. Именно институты гарантируют постоянство отношений и устанавливают устойчивые структуры коллективной жизни.

Функциональная теория. Общество это система социальных действий. Во всех этих теорий прослеживается попытка найти основу общественной жизни, которая трактуется по-разному, но существует принципиально иной подход.

Аналитическоеопределение общества, возник во второй половине ХХ века. Он пытается объединить все определения общества. Н. Смелзер: общество это относительно самостоятельная система населения, которая характеризуется внутренней организацией, культурными особенностями и естественным воспроизводством. Кроме того, сторонники этого подхода пытаются дать определение общества через перечисление его признаков, Шилз считает, что общество это группа людей, которая; во-первых, не является частью более крупной системы; во-вторых, возможны браки между его представителями, в-третьих, пополняется в основном за счет прироста; в-четвертых, должна быть своя история и свое название; в-пятых, общая система ценностей; в-шестых, наличие системы управления; в-седьмых, политическая независимость, в-восьмых, это продолжительность жизни, больше жизни одного поколения.

Все эти подходы представлены в современной социологии общее между ними то, что все рассматривают общество как определенную систему и поэтому методологической основой анализа общества может служить системный подход.

Системный подход возник в технических и инженерных науках в 30-40 годах в ХХ века и основана на том, что любой объект можно рассматривать как совокупность взаимодействующих элементов.

Элемент – это неразложимая в рамках данной системы единица. Структура – это устойчивые отношения между элементами. Система – элементы и их структура.

Существует три вида системного анализа:

1. Структурный предполагает выявление элементов их качественный и количественный анализ

2. Функциональный предполагает выявление связей элементов их координации и субординации.

3. Динамический предполагает выявление изменений элементов и их отношений.

Системный подход применяется лишь к тем объектам, которые являются системами.

Системные свойства:

  1. Целостность или системное качество благодаря соединению элементов появляются новые несуществующие раньше свойства.
  2. Интеграция – элементы выступают как нечто целостное.
  3. Стабильность – это способность сохранять свою структуру и функции при внешних воздействиях.
  4. Саморегуляция – существуют специальные структуры которые обеспечивают поддержку и воспроизводство отношений между людьми.

Дата добавления: 2013-12-13 ; Просмотров: 948 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

источник

общество как предмет социально-философского анализа

Понятие «общество» определяется как в широком, так и в узком смысле слова. В узком смысле под обществом понимают определенный этап исторического развития человечества или конкретную страну. Например, феодальное общество или французское общество. В широком смысле слова обществом называют обособившуюся от природы часть материального мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.

Из всех явлений действительности общественная жизнь — одно из наиболее сложных. Если в природе взаимодействия между материальными образованиями осуществляются без вмешательства сознательных существ, то в обществе действуют одаренные сознанием люди, которые ставят перед собой определенные цели и стремятся к их достижению. В результате действий людей общество постоянно изменяется и развивается.

Существенный поворот в осмыслении общественной жизни произошел в учении К. Маркса и Ф. Энгельса. Они создали материалистическое понимание истории. Вся сложность формирования материалистического понимания истории заключалась в том, чтобы открыть в обществе, в котором вообще трудно найти явления, независящие от человеческого сознания, такую область, которая существовала бы вне сознания. Реальный процесс жизни людей Маркс определил как общественное бытие. Общественное бытие включает в себя всю совокупность общественных материальных отношений, возникающих между людьми в процессе производства и распределения, материальных благ, в семье, в культурно-бытовой сфере. Общественное сознание определяется экономическими условиями жизни людей.

Социальные философы постоянно размышляют над проблемой связи человека и общества. Существует два подхода к этой проблеме — объективистский и субъективистский. Объективизм отличается детерминизмом: общество производит тех людей, которые ему нужны. Учение известного французского философа и социолога Эмиля Дюркгейма (1858 — 1917) может служить примером такого понимания взаимосвязи человека и общества.

Общество Дюркгейм понимал как совокупность социальных фактов. Социальными фактами он называл образы мыслей и действий, которые имеют коллективную природу и обладают таким признаком, как оказывать принуждение на индивида. Именно коллективное сознание, общественное мнение направляют поведение индивида, который не может произвольно выбрать путь жизни, не продиктованный обществом. Индивид вынужден подчиняться коллективному сознанию. Субъективистский подход к проблеме «человек — общество» основывается на понимании общества как суммы автономных индивидов, способных к осмысленным поступкам и сознательному выбору. Субъективизм был свойствен немецкому философу и социологу Максу Веберу (1864- 1920). Он создал концепцию социального действия. Социальное действие — это действие, мотив которого осознается индивидом; это действие, которое имеет общественную реакцию, т.е. направлено на других людей и вызывает реакцию других. Общество, согласно Веберу, есть совокупный результат осмысленного поведения людей, продукт их сознания и воли. Возникновение капиталистического общества, например он объяснял формированием у человека способности к рациональному поведению в хозяйственной области и повседневной жизни.

Совместная жизнь людей сложное системное образование. Общество относится к числу само развивающихся, динамичных систем, “которые, сохраняя свою качественную определенность, способны самым существенным образом менять её состояния”. Общество представляет собой общественное бытие людей; объективную реальность, своего рода социальную материю, результат функционирования, эволюции и дифференциации биосферы в рамках более широкой целостности развивающейся Вселенной. Как особый уровень организации материи, человеческое общество существует благодаря деятельности людей и включает в качестве обязательного условия своего функционирования и развития духовную жизнь. Благодаря деятельности людей предметы, которые охвачены практической деятельностью людей, становятся частью социального мира.

Общество–продукт совместной деятельности людей способных собственными усилиями создать необходимые условия существования. Даже в классовом обществе, где возникают социальные конфликты, находятся объективные общие интересы, цели, требующие совместных усилий, направленных на поддержание единства противоположностей.

Первым необходимым элементом социальной деятельности являются живые человеческие индивиды субъекты деятельности, с которыми связаны её пусковые и регуляторные механизмы. Несмотря на то, что человек представляет целый и целостный “микрокосмос”, он является элементом деятельности, т.е. её простейшим, далее неделимым образованием.

Вторым элементом является объект социальной деятельности. Объекты социальной деятельности можно разделить на два класса:

1. Вещи, “орудия” с помощью которых люди оказывают воздействие на окружающий их реальный мир. С помощью этих вещей люди осуществляют адаптивную деятельность, приспосабливаясь к среде путем её вещественно энергетической переделки, целенаправленного преобразования.

2. Символы, знаки (книги, картины, иконы, и др.). Эти предметы служат не непосредственному изменению реальности, а изменению наших представлений о мире. Они воздействуют на наше сознание, стремления, цели, и через них, опосредованно, воздействуют на отличную от сознания реальность. Функция символов воплощать в себе особым образом закодированную информацию, служить средством её хранения, накопления, передачи, позволяющей людям согласовывать цели своей коллективной деятельности. Если вещи служат прямым орудием адаптации, то символы обеспечивают целенаправленность человеческой деятельности.

Механический набор людей вещей и символов не создаёт целостное системное образование–общество. Для его существования необходима сложная совокупность внутренних связей между всеми классами социальных предметов.

Устойчивые, воспроизводимые связи между совместно действующими людьми называются общественными отношениями. Эти отношения связывают людей как в процессе общественной деятельности на основе разделения функций, так и при разделении совместно созданных результатов труда: готовых продуктов труда и средств их создания.

Проблемы становления информационного общества в современной философии

Во всех индустриально развитых странах мира под воздействием научно-технического прогресса значительно выросли производительные силы общества, произошли значительные изменения в сфере техники и технологии. Возникла отрасль производства, связанная с информатизацией, благодаря которой появились новые направления в научных исследованиях и культуре. Эти изменения оказывают комплексное воздействие на всё общество и приводят к значительным преобразованиям производственной и духовной жизни человека. Многие философы и социологи современности отводят главную роль в этих преобразованиях процессам информатизации и компьютеризации, а сам процесс преобразования называют становлением информационного общества. По оценкам философов и социологов значительные перемены в жизни людей имеют как позитивный, так и негативный характер. Но, несмотря на неоднозначный характер таких оценок, большинство исследователей считают, что отказ от процессов информатизации и модернизации в какой-либо стране приведёт к приостановке в ней общемировых тенденций развития и сделает её придатком других, более развитых стран. Всё происходящее в рамках технического и технологического процесса непосредственно влияет на жизнь людей, меняет природу социума и его приоритеты. Поэтому так актуальны исследования процессов, связанных со становлением информационного общества.

Читайте также:  Как сделать выводы из анализа

источник

1. Предмет и структура социальной философии. Место социальной философии в социально-гуманитарном знании.

2. Анализ различных подходов к пониманию факторов развития общества.

3. Общество и природа. Биосфера и ноосфера.

4. Структура общества и социальная мобильность.

1.Целостный и полноценный анализ природы и сущности человека, основных этапов его развития, зафиксированных в понятиях индивид, индивидуальность, личность не возможен вне понятия общества. Это связано с тем, что само появление человека во многом является продуктом коллективной жизнедеятельности и общения. Поэтому анализ различных компонентов человека невозможен вне понимания его социальной сущности, что и является предметом особой отрасли философского знания – социальной философии. Если предметом философии вообще является взаимодействие таких составляющих как человек и мир, то предметом социальной философии являются проблемы соотношения человека и социального мира (общества).

Решающий шаг в становлении социальной философии был сделан в XIX веке усилиями четырех мыслителей – Гегеля, О. Конта, К. Маркса и Г. Спенсера. До этого, мыслителями выделялись лишь отдельные проблемы социальной философии. Напр. с периода античности и вплоть до Нового времени в философских исследованиях разрабатывались прежде всего два пункта: этика и учение о государстве, получившее обстоятельную разработку у Платона, Аристотеля, Т. Гоббса и Ж.Ж. Руссо. Понятие государства при этом, мало чем отличалось от общества. Впоследствии центр теоретического интереса все больше сдвигался от политико-государственных и духовных проблем к проблемам социально-экономическим. Это отчетливо проявилось в работах К.А. Сен-Симона, А. Смита, К. Маркса и др. Особенно заметное развитие социальная философия получила в в связи с разработкой в XIX-нач. XX века социологии в трудах М. Вебера, Т. Парсонса, П. Сорокина.

Термин «общество» представляет собой особую форму коллективного надындивидуального бытия людей, которую принято рассматривать в 3 основных значениях:

— общество как особый самодеятельный коллектив людей (напр. российское общество, общество ветеранов и т.д.)

— общество как процесс коллективного бытия людей (т.е. общественная жизнь людей в отличие от животного стада).

— общество как целостная система устойчивых связей между взаимодействующими людьми и социальными группами (т.е. общество как органическое соединение различных частей – политической, правовой, экономической сфер, науки, социальных групп).

Общество изучается множеством наук – философией, социологией, историей, этнологией, культурологией и др. Задача социальной философии сводится не только к целостному пониманию общества, но и его взаимодействия с конкретным человеком, а также закономерностей общественной жизни. Ключевой вопрос социальной философии – что такое общество? Понимание предмета социальной философии становится ясным в ходе анализа структуры социальной философии. Проф. Л.П. Станкевич выделяет следующие компоненты социальной философии:

социальная онтология – исследует универсальные закономерности общественной жизни, проблему соотношения материальных и духовных факторов в общественном развитии, роль природы в общественной динамике.

социальная гносеология – анализирует общие проблемы познания социальных явлений, зависящих от человека и не зависящих от него. Это ответ на вопрос о том, как возможно адекватное познание социальных явлений.

социальная аксиология – (или социальная теория ценностей) – служит обоснованию существования относительной системы ценностей в разные периоды истории, исследует закономерности появления ценностей в обществе, их соотношения с абсолютными ценностями.

социальная праксиология – исследует практические проблемы организации общественной жизни, проблемы соотношения целей, средств и результата.

Таким образом, становится понятно, что социальную философию интересуют общие проблемы общественной жизни – факторы ее развития, общая структура общества, закономерности социально-исторического развития. Это означает, что социальная философия выступает как обобщающее теоретическое знание, основанное на данных таких эмпирических наук как социология, история, социальная психология, этнология. Так, если социология анализирует внутреннюю структуру общества, его особенности его социального состава, динамику отношений между социальными группами, общие закономерности в различных сферах общественной жизни – политике, экономике, праве, то социальная философия рассматривает общество с точки зрения наличия в нем универсальных общественных закономерностей в их взаимосвязи с окружающим природным и космическим миром. Если история и социология трактуют общество как определенный поток изменений, то социальная философия стремиться рассматривать общество как синтез изменчивости и неизменных начал. Он исследует то, что могло бы объединить различные народы и культуры на всем протяжении человеческой истории и на основе этого дать ответ – каково реальное значение общества в жизни человека.

2.Научный анализ общества не представляется возможным, если отсутствует четкое понимание того, что объединяет различные социальные группы, отдельных индивидов, крупные социальные общности в единое целое и заставляет их действовать в рамках общего исторического движения. Другими словами – что является источником развития общества и, что объединяет людей в единый социальный «организм»?

В истории социальной философии традиционно выделяются 3 наиболее крупных точки зрения:

натуралистический подход – человеческое общество рассматривается как естественное продолжение закономерностей природы, мира животных и в конечном итоге – Космоса. С этих позиций тип общественного устройства и ход истории определяется ритмами солнечной активности и космических излучений (А.Л. Чижевский и Л.Н. Гумилев), особенностями географической и природно-климатической среды (Ш.Л. Монтескье, Л.И. Мечников), спецификой человека как природного существа, его генетическими, расовыми и половыми особенностями (Э. Уилсон, Р. Докинс).

идеалистический подход – сущность связей, объединяющих людей в единое целое усматривается в комплексе тех или иных идей, верований, мифов. Основой общественной жизни также может служить божественное начало (религиозное понимание общества), или идеи великих личностей (О. Конт), психология масс (Г. Лебон) или абсолютный Разум (Гегель).

материалистический подход – наиболее полно обоснован в концепции К. Маркса и Ф. Энгельса, которую они сами называли материалистическим понимаем истории. Основу мировой истории и общества составляет деятельность. Именно деятельность (труд и общение) способствовали превращению обезьяны в человека и продолжают оказывать влияние на историческое развитие общества. Связывает людей в «социальный организм» не общая идея или общий Бог, а потребность людей оказывать сопротивление силам природы и с помощью труда поддерживать свою жизнь. У каждого человека есть определенные потребности, которые должны удовлетворяться. История представляет собой ряд этапов, в ходе которых данные потребности удовлетворяются тем или иным способом экономического производства. Именно уровень развития техники, материального производства и является определяющим для формирования той или иной системы социальных отношений, уровня культуры, политического строя, правовых положений и философских представлений о мире. Таким образом, людей объединяют конкретные экономические интересы, которые производны от их потребностей.

3.Важную роль для пониманияединого характера процессов взаимодействия природы и человека сыграло учение В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере. Биосфера – это особый этап геологической истории Земли, совокупность всех живых организмов в их отношении между собою и не-живой природой. Биосфера выступает единым живым организмом, получающим энергию от Солнца и активно обратно влияющим на Космос. Эволюция биосферы с появлением человека утратила свое естественное направление. Вмешательство человека в развитие Земли, а теперь уже и космоса приводит к изменениям подчас необратимого характера. Важным показателем необратимой эволюции биосферы в настоящее время В. И. Вернадский считал переход биосферы в стадию ноосферы.

Термин ноосфера (сфера разума) впервые был введен в научный обиход французскими философами Э. Леруа и П. Тейяром де Шарденом. Вернадский же под ноосферой подразумевал комплексную геологическую оболочку (биосферу), преобразованную научной мыслью. То есть это такая стадия развития биосферы, в которой разумная деятельность человека становится геологическим по масштабам фактором. Жизнедеятельность людей приобретает планетарное значение. Ноосфера предполагает включение в биологическую эволюцию Земли множества идеальных явлений: знаний, сведений, мыслей, образов и т. п. Человеческая деятельность не может осуществляться в отрыве от иных биосферных процессов. В стадии ноосферы требуется переосмысление человеческой деятельности в рамках единого целого биосферы. Это повлечет существенные изменения в области интеллектуальной, научно-технической и духовной жизни общества. Масштабы и последствия подобных изменений трудно предвидеть в настоящее время.

В. И. Вернадский исходил из определенных предпосылок, подводящих к стадии ноосферы. Согласно его учению о ноосфере, в ее основе лежат следующие факторы: 1) распределение человека – единственного биологического вида, обладающего разумом, – по всей планете, победа этого вида в конкуренции с другими биологическими видами; 2) развитие средств связи и обмена, интегрирующих людей в единое целое; 3) открытие новых источников энергии (атомной, солнечной, термоядерной и др.), придающих деятельности человека масштаб геологических преобразований; 4) массовая демократизация государственного устройства, допускающая к управлению обществом широкие массы населения; 5) взрыв научного творчества вXX столетии, в своих последствиях также имеющий геологический масштаб.

Сложность структуры ноосферы определяется двумя особенностями. Во-первых, ноосфера вобрала в себя все предшествующие ей идеальные явления. Во-вторых, ноосфера как, впрочем, и человечество лишена пока подлинного единства – она противоречива, отражая все противоречия, присущие обществу. И все же ноосфера – это новая стадия в истории планеты, вступив в которую, люди уже не смогут без соответствующих поправок пользоваться для сравнения ее историческим прошлым. В своем движении к ноосфере человечество должно исключить войны, невозможные без самоистребления при обладании мощными источниками энергии. В итоге ноосфера должна обеспечить автотрофность человечества, то есть освободить его от необходимости получать энергию от растительного и животного мира Земли. Это позволит разорвать границы земной эволюции и перенести ее ход в Космос.

В этой связи следует особо обозначить сферы взаимовлияния общества и природы. Воздействие природы на общество заключается в том, что 1) она выступает в качестве источника средств жизни и труда, 2) природа влияет на общество в качестве среды обитания, 3) природа во всем своем многообразии ставит перед человеком и обществом разнообразные задачи, 4) влияние природы на общество всегда носило и носит глобальный характер. Воздействие общества на природу заключается в том, что 1) общество разрушает сложившиеся естественно-природные комплексы, 2) общество на основе природы создает новый мир – «вторую природу» — ноосферу и техносферу. Однако, несмотря на усилившееся в последние годы воздействие социального мира на природу, значение последней не перестает уменьшаться, что выражается в двух кардинальных факторах развития любого общества – народонаселении и географическом положении.

4.Философский анализ общества был бы не полным без упоминания о порядке его структурации, т.е. принципов выделения социальных групп и выявления социальной иерархии. Принято выделять макросоциальные и микросоциальные общности людей.

Микросоциальная группа – представляет собой малочисленную по составу группу члены, которой объединены общей деятельностью и находятся в непосредственном устойчивом общении друг с другом. Микросоциальная группа включает в себя как эмоциональные отношения, так и особые групповые ценности. В микросоциальные группы входят семья, трудовой и учебный коллектив, объединения людей на основе интереса.

Макросоциальная группа – это большая общность людей, объединенных по этническому, национально-государственному или социально-экономическому признаку. Принято выделять такие макросоциальные группы как этнос, нация, народность, класс. Классом принято обозначать группу людей, объединенных механизмом объективных производственно-экономических интересов. Народность можно определить как общность людей, проживающих на одной территории, объединенных общим языком, особенностями психического склада, культуры и образа жизни, закрепленных в обычаях, нравах, традициях. Следующей более высокой формой общности людей, в которой этнический момент начинает дифференцироваться от социально-производственного и приобретать в известной степени самостоятельное значение является нация. Можно сказать, что нация – это устойчивое объединение людей, связанных общим языком, общей территорией, общностью экономической жизни и некоторых особенностей психического склада людей, выраженных в специфических чертах культуры данного народа. Народность и нация вытекают из более крупной общности людей, называемой этносом. Этнос – это устойчивая общность людей, объединенных территорией расселения, сходим расовым составом и повседневной культурой.

Важнейшей чертой стратифицированного общества является социальная мобильность, которая, в свою очередь, делится на горизонтальную и вертикальную. В соответствии с горизонтальной мобильностью, люди могут перемещаться внутри одного и того же слоя, например, меняя специальность, формы получения дохода, местожительство. Вертикальная мобильность означает переход людей из нижних страт в верхние, и наоборот. Детально классифицированы и профессионализированы пути, следуя которым, люди могут улучшить свое положение. Один из примеров подобного подхода дает концепция “эскалаторов” или “лифтов”, следуя которой можно подняться на верхнюю ступень общественной жизни. Как правило, перечисляют шесть “лифтов” или путей достижения благополучия: 1) экономическая деятельность, с помощью которой бедный, но инициативный человек может стать миллионером; 2) область политики, где можно сделать политическую карьеру со всеми вытекающими отсюда благоприятными последствиями; 3) служба в армии, где из рядового солдата можно дослужится до генерала; 4) через служение богу можно достичь высокого положения в церковной иерархии; 5) научная деятельность, позволяющая хотя и не сразу, а благодаря огромным усилиям, добиться высокого положения; 6) наконец, удачный брак, с помощью которого можно моментально улучшить свой социальный статус и материальное положение.

1. Момджян К.Х. Введение в социальную философию. М.: Высш.шк., 1997.

2. Радугин А.А. Философия. М.: Центр, 2004.

3. Введение в философию. Ч.1. Под ред. И.Т. Фролова. М.: Политиздат, 1990.

4. Барулин В.С. Социальная философия в 2 ч. М.: Изд-во МГУ, 1993.

5. Философия: учеб. для вузов / под общей ред. В.В. Миронова. – М.: Норма, 2008. – 928 с.

6. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Республика, 1992.

7. Гобозов И.А. Социальная философия. М.: Мысль, 2000.

8. Философия. Под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной, В.П. Филатова. М.: Гардарики, 2003.

9. Крапивенский С.Э. Социальная философия. М.: Слово, 1994.

1. Что такое социальная философия?

Читайте также:  Как сделать анализ анкетирования пример

2. Какие виды понятия «общество» вам известны?

3. Какова структура философского знания?

4. В чем состоит главное отличие натуралистического подхода от материалистического?

5. Перечислите основные формы воздействия общества на природу.

6. Какой смысл вкладывал В.И. Вернадский в понятие «биосфера» и «ноосфера»?

7. В чем заключаются основные различия макро и микросоциальных групп?

Дата добавления: 2015-02-09 ; просмотров: 14 ; Нарушение авторских прав

источник

Общество — совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей, а так же исторически конкретный тип социальной системы (буржуазное общество и др.). С философской т.з., общество — универсальная человеческой жизнедеятельности. Общество является предметом исследования целого комплекса наук: философии, социологии, истории, социальной психологии, кибернетики, семиотики и т.д. Существует несколько уровней исследования общества: изучение всеобщих свойств организации человеческих взаимоотношений, изучение конкретных типов общества, изучение отдельных социальных организмов. В рамках философского исследования общества решаются общие для всех разделов философского знания проблемы: выявляются принципы взаимоотношений человека и мира, особенности его познавательной активности. Вместе с тем общество — специфический предмет философского анализа. Дело в том, что, выясняя границы и возможности человеческой свободы, особенности познания социальных явлений, специфику различных форм освоения мира, — таких, как религия, искусство, нравственность, — исследователь изучает формы совокупной деятельности людей, направленные на поддержание и воспроизводство их жизни, т.е. общество как определённую целостность. Так, решая вопрос о характере детерминированности, направлении, произведения искусства, мы уже устанавливаем его место внутри социально го целого. Исследуя природу власти, мы прежде всего рассматриваем власть как способ регуляции системы совместных человеческих действий. Материальное и идеальное, объективное и субъективное, индивидуальное и общее, личностное и коллективное — все эти противопоставления, традиционно являющиеся предметом философского рассмотрения, одновременно оказываются сторонами сложного, многоаспектного и многоуровневого социального целого как субъективно-объективного единства. Общество как целостная система — многоаспектное, «многоизмеримое» образование; невозможно построить исчерпывающую теоретическую модель общества, исходя из какого-то одного его «измерения». Более того, такие попытки ведут к неизбежному упрощению и искажению социальных процессов. Можно обратиться к «социальной динамике», попытаться определить причины социальных изменений, их направленность, выделить этапы социальных изменений. Можно рассматривать «социальную статику» — рассмотреть структуру общества, закономерности его функционирования. Подход к обществу как структурно-функциональному единству также м.б. различным. Общество можно исследовать как совокупное человеческое существование, как сумму индивидов, объединённых в определённые группы (семью, коллектив, партию, класс, нацию) и связанных более или менее осознанными узами (традицией, родством, экономическими интересами, идейными устремлениями). Общество можно исследовать и как иерархизированную систему закономерностей различного типа (экономических, политических, социальных, духовных), которые складываются и функционируют, не проходя через сознание людей. Так, «узник совести», как правило, не интересуется причинами возникновения совести, она для него, как и для большинства людей, — «загадка мироздания» ( Кант И.). Такой подход часто называют «институциональным» («социальный институт» — система устойчивых, постоянно воспроизводящихся связей м. людьми, как правило, организационно оформленных). Другие исследователи несколько по-иному формулируют сущность данного аспекта исследования, выделяя в качестве основной «единицы» исследования сферу общественной жизни. Общество может также изучаться как система общих структур человеческой деятельности, т.е. как совокупность целей, норм, функций, образцов, технологий, принципов, правил. В истории социально-философской мысли сложились два подхода к пониманию общества. Один из них Поппер К. назвал методологическим психологизмом или методологическим индивидуализмом. Общество в рамках такого подхода рассматривается как продукт «человеческой природы». Человеческий индивид с его страстями, желаниями оказывается «первичным» по отношению к обществу. Жизнь общества определяют человеческие интересы, правильно или неверно понятые, воплощённые в планы, программы. Общество в этом случае рассматривается лишь как совокупное человеческое существование: «соединяясь в общество, люди не превращаются в нечто другое» (Дж.Ст.Милль). Такой подход развивается в работах философов Просвещения в основном в рамках теории «общественного договора». Такая теория признаёт существование «досоциальной» личности. Во втором случае общество рассматривается как некая целостность, как организм, работа которого не зависит от того, насколько осознаются принципы функционирования его отдельных органов. Такую позицию часто называют «холизмом» (греч. holos — целый). Холистическая концепция общества развивалась в рамках эволюционизма Спенсера Г., идеи холизма присутствуют в теории американского социолога и философа Парсонса Т. Попытка объединить эти два подхода была предпринята в марксизме, в концепции Вебера М.

Очевидно, что человек для своего познания избирает тот конкретный предмет, знание о котором ему сейчас более всего необходимо. Но вместе с этим, человек вынужден изучать и те предметы (явления), которые находятся в непосредственном взаимодействии с предметом изучения: понятно, например, что выучив все склонения существительных, мы не сможем овладеть литературным русским языком. И все же на каждом этапе обучения выделение его конкретного предмета необходимо. Таким образом, объектом исследования является сама объективная реальность или какой-то её фрагмент, а предметом исследования выступает одно из конкретных проявлений этого объекта. Один и тот же объект может быть предметом многих исследований. Социальная философия имеет своим объектом познания общество, то есть занимается познанием социальной действительности.

В строгом смысле слова любое познание, поскольку оно протекает в обществе, является социальным. Кроме того, человек, являющийся субъектом познания, — существо социальное, на познавательную деятельность которого оказывают воздействие и социальные качества, и духовно-психологические состояния. Но в философской литературе понятие «социальное познание» употребляется для того, чтобы разграничить знания об обществе и знания о природе, поскольку социальное познание имеет много особенностей, отличающих его от познания природных процессов и явлений. Социальному познанию можно дать следующее определение: » Познание людьми законов функционирования общества и самих себя, своих целей, желаний, потребностей, называется социальным познанием»

Основная задача социального типа знания — анализ общественных процессов и выявление в них закономерных, с необходимостью повторяющихся явлений. Поэтому социологическое знание обобщает, генерализует, стремится объяснить многообразие общественного бытия, опираясь на законы его функционирования и развития, чтобы на основании и в пределах данной теоретической системы можно было предвидеть будущее.

социальное познание — это огромный мир, богатый и разнообразный, который сейчас уже трудно охватить целиком. Он давно противостоит миру естественных наук, противостоит не в плане конкуренции, а в силу своей специфики и стремления к самоорганизации.

И действительно, это — особый мир со своими проблемами, методами, подходами, мир, еще не сложившийся окончательно, но формирующийся на наших глазах.

16. Социальная динамика:модели, закономерности, перспективы

Термин «социальная динамика» как в нашей, так и в зарубежной литературе интерпретируется неоднозначно. О.Конт, который и ввел этот термин в научный оборот, подразумевал под ним однонаправленные поступательные процессы общественного развития, исключающие скачки и перерывы. В современной западной социологии разработка проблемы социальной динамики связана с именем П.Сорокина, полагавшего, что «подобно физиологии человеческого организма, которая изучает основные физиологические процессы, повторяющиеся в человеческих организмах, «социальная физиология», или динамика, концентрирует свое внимание на основных социальных процессах, повторяющихся в жизненной истории всех социальных групп» . Итак, в первом случае под социальной динамикой понимаются линейные процессы, во втором — циклические. В нашей литературе понятию «социальная динамика» до последнего времени отказывалось в статусе научной категории. Более того, в специальных справочных изданиях подчеркивалось, что данный термин сохранил свой смысл лишь в исследованиях по истории и социологии. Между тем понятие «социальная динамика» отражает определенную и весьма существенную сторону общественного развития в целом. Из всей совокупности многообразных изменений исторической реальности понятие «социальная динамика» вбирает в себя и концентрирует свое внимание на одной стороне — направленности общественных изменений, их траектории. В связи с этим можно выделить циклический, линейный и спиралевидный типы социальной динамики. ЦИКЛИЧЕСКИЙ ТИП СОЦИАЛЬНОЙ ДИНАМИКИ В общественной жизни широко распространены циклические процессы, имеющие собственную логику развития и специфические формы реализации. Они не могут быть сведены к случайным и кратковременным явлениям в наступательном движении общества, к частичным «отклонениям» от основной восходящей линии, как это нередко представляется в рамках сугубо прогрессистского подхода к интерпретации социального развития.

Можно выделить два класса циклических изменений — системно-функциональный и исторический. Системно-функциональный цикл отражает социальные изменения в рамках одного качественного состояния, причем конечный результат серии изменений становится исходным пунктом новой серии аналогичных изменений. В результате разрешения в рамках данного качества возникающих противоречий происходит неоднократное чередование подъемов и упадков, повторение одних и тех же фаз функционирования социальной системы. Следует подчеркнуть, что воспроизводство социального качества в неизменном виде не означает полного содержательного тождества начала и конца цикла, и, таким образом, системно-функциональные циклы в действительности суть квазициклические, якобы круговые процессы. Развитие общества в порядке социально-функциональных циклов свидетельствует о его относительно стабильном состоянии: воспроизводятся естественно сложившиеся социальные общности (этносы, классы, страты); воспроизводятся устойчивые формы деятельности социальных субъектов, их традиционные роли в обществе; воспроизводятся политические, общественные и иные институты. Таким образом осуществляется саморегуляция общества. Выведенная из равновесия социальная система через определенное время вновь возвращается в свое первоначальное состояние — происходит своего рода маятниковое движение. Цикл является способом существования и сохранения общества, и особенно наглядно это обнаруживается в обществах, относительно замкнутых по отношению к внешнему миру.

Исторический цикл является единством процессов генезиса, расцвета и распада социальных систем и отражает тот реальный факт, что общество, как и любое материальное образование, имеет определенный срок жизни, по истечении которого прекращает свое существование. Разумеется, исчезновение социального организма не происходит абсолютно бесследно: в каждом отдельном случае сохраняется определенная связь с ним возникших на его месте образований. Так было на территории бывшей Римской империи, где возник ряд самостоятельных государств, которые в эпоху Возрождения и Новое время обогатили многие унаследованные достижения Римской культуры. Но в этом случае правомерно говорить уже об исторических циклах вновь образовавшихся государств. Чрезвычайно большое место в исторической действительности занимают линейные процессы. При этом сущность линейного типа социальной динамики не исчерпывается линейным прогрессом — другой исторической формой его реализации выступает линейный регресс, как нисходящая линия в развитии общества, когда происходит процесс сужения функциональных возможностей социальной системы, приводящий в конечном счете к тупиковым ситуациям в общественном развитии. Линейный прогресс и линейный регресс представляют собой противоречивое единство противоположностей, одна из которых на определенном этапе играет доминирующую роль. Рассматривая соотношение линейного прогресса и линейного регресса, обратим внимание на следующее обстоятельство. Их понимание как разнонаправленных векторов исторического развития нередко приводит к значительному смещению этого акцента во времени. И если линейный прогресс рассматривается направленным в будущее, то линейный регресс воспринимается чуть ли не как движение вспять даже во времени, как своего рода «прогресс наоборот». В действительности же линейный регресс не должен трактоваться как простое повторение в обратном порядке ранее пройденных стадий и фаз. На новом временном этапе социального развития существуют иные условия, иная общественная среда, и поэтому повторение старого возможно лишь прежде всего в отношении формы, хотя, разумеется, в известной степени это касается и содержания. Старые общественные институты невозможно реанимировать в их первозданном облике, ибо в новых исторических условиях они оказываются неспособными выполнять прежние свои функции. В этой связи правомерно говорить об ассиметричной направленности линейного прогресса и линейного регресса.

Отличительной чертой линейной динамики является ее кумулятивный характер, выражающийся в том, что каждое новое явление есть не механическое добавление к старому, а генетическое его продолжение.

Спиралевидный тип социальной динамики отражает совокупность генетически связанных процессов, отрицающих друг друга, и обнаруживается при суммировании большого количества данных на сравнительно длительных этапах исторического развития. В ходе каждого отрицания явление переходит не только в другое качественное состояние, но и в свою противоположность. В ходе последующих отрицаний явление вновь превращается в свою противоположность и одновременно как бы возвращается в свое исходное состояние, но возврат этот к якобы старому осуществляется на новом уровне, с обнаружением новых свойств. В плане социально-онтологическом данный тезис можно проиллюстрировать на примере витка спирали, связанного с отрицанием первобытной общественной собственности частной, которая сегодня, в свою очередь, отрицается процессами обобществления и социализации. В плане социально-гносеологическом можно сослаться на такой виток: античная диалектика — многовековое господство метафизики в философии и естествознании — возвращение к диалектике. Вполне понятно, что в обоих случаях перед нами лишь якобы возврат, совершающийся на качественно новом уровне.

соц.реальность всегда находится в изменении движении и развитии.

-в древнем египте – миром управляют боги. Боги не познаны,сл-но движение мира не предсказуемо.

-в др.греции –анропоморфные сл-но будущее можно как то предсказать.

— ср.века – на все божья воля. У чел истории есть начало и конец. Власть, испытания – все от бога.

— восточ. Мировоз. – миром правит принцип, управляя изнутри (Дао).

Модели соц. динамики. 1.соц. динамики нет. Движется все по кругу (библия). 2.динамика цеклична. 3.в соц. реальности существуют линейные модели: — общество однократно проходит ч/з определенные этапы, движение не обратимо. –идея регресса (к худшему, Ж-Ж русо) – идея прогресса (э. просвещения). –спиралевидная модель развития. На первом витке спирали происходит отказ от определенного качеств, но на новом витке оно возрождается на более высоком уровне.

Синергическая модель соц. динамики: 1.существует не одна единственная возможность соц. развития, но вместе с тем этих возможностей существует бесконечное количество. 2. В любой соц. системе присутствует и хаос и порядок, но в разных пропорциях. Хаос-условия порождающий новый порядок (войны). 3. Изменения в соц. системах происходит волнообразно (теория Чежевского) 4. Соц. система развивается не линейно, по типу бифуркаций – развилка.

Дата добавления: 2016-12-18 ; просмотров: 644 | Нарушение авторских прав

источник