Меню Рубрики

Общение как взаимодействие трансактный анализ

В структуре взаимодействия людей Э. Берн выделяет позиции «Родитель», «Взрослый», «Дитя», на основе которых строится реальный процесс взаимодействия. Три основные позиции: Ребенка (Дитя), Родителя, Взрослого могут неоднократно сменять одна другую в течение дня, или одна из них может преобладать в поведении челове­ка. Взаимодействие с позиции Родителя предполагает склонность к доминированию, к конкуренции, к прояв­лению власти и чувства высокой самоценности, к поуче­нию других, к критическому осуждению других людей, правительства и пр. Взаимодействие с позиции Взросло­го предполагает склонность к равноправному сотрудни­честву, к признанию за собой и другими равных прав и ответственности за исход взаимодействия. Взаимодей­ствие с позиции Дитя предполагает склонность к под­чинению, к поиску поддержки и защиты («послушное Дитя») либо к эмоциональному импульсивному протес­ту, букту, непредсказуемым капризам («бунтующее Дитя»).

С позиции Ребенка человек смотрит на другого как бы снизу вверх, с готовностью подчиняется, испытывая радость от того, что его любят, но одновременно и чувство неуверенности, беззащитности. Эта позиция, являясь ос­новной в детстве, нередко встречается и у взрослых. Так, иногда молодая женщина в общении с мужем хочет по­чувствовать себя вновь озорной девчонкой, оберегаемой от всяческих невзгод. Муж в таких ситуациях занимает позицию Родителя, демонстрирует уверенность, покрови­тельство, но одновременно и безапелляционность, при­казной тон. В другое время, например, общаясь со свои­ми родителями, он сам занимает позицию Ребенка.

При общении с коллегами обычно стремятся занять позицию Взрослого, предусматривающую спокойный тон, выдержку, солидность, ответственность за свои поступ­ки, равноправие в общении. .

С позиции Родителя играются роли старого отца, стар­шей сестры, внимательного супруга, педагога, врача, на­чальника, продавца, говорящего: «зайдите завтра». С по­зиции Ребенка — роли молодого специалиста, аспиран­та-соискателя, артиста-любимца публики. С позиции Взрослого — роли соседа, случайного попутчика, сослу­живца, знающего себе цену и др.

В позиции Родителя могут быть две разновидности:

1) «карающий Родитель» — указывает, приказыва­ет, критикует, карает за непослушание и ошибки;

2) «опекающий Родитель» — советует в мягкой фор­ме, защищает, опекает, помогает, поддерживает, сочув­ствует, жалеет, заботится, прощает ошибки и обиды.

В позиции Ребенка выделяют: «послушного Ребенка» и «бунтующего Ребенка» (ведет себя: «Не хочу. Не буду, отстаньте! А тебе какое дело? Как хочу, так и буду де­лать!» и т. п.).

Наиболее успешным и эффективным является обще­ние двух собеседников с позиции Взрослых, могут друг друга понять и два Ребенка.

Трансакция единица взаимодействия партнеров по об­щению, сопровождающаяся заданием позиций каждого.

(Изображается стрелкой, идущей от выбранной позиции одного собеседника к предполагаемой позиции другого участника общения (рис. 3).

Рис. 3. Структура взаимодействия людей [по Э. Берну]

Общение Родителя и Взрослого динамично: либо Взрос­лый своим спокойным, независимым, ответственным по­ведением собьет спесь с Родителя и переведет его в равно­правную Взрослую позицию, либо Родитель сумеет пода­вить собеседника и перевести его в позицию подчиняю­щегося или бунтующего Ребенка.

Общение Взрослого и Ребенка столь же динамично: либо Взрослый сумеет побудить ребенка серьезно и ответ­ственно отнестись к обсуждаемой проблеме и перейти в позицию Взрослого, либо беспомощность Ребенка спро­воцирует переход Взрослого к позиции опекающего Ро­дителя. Общение Родителя и Ребенка взаимодополняемо, поэтому часто реализуется в общении, хотя может носить как спокойный характер («послушный Ребенок»), так и конфликтный характер («бунтующий Ребенок»).

Встречаются замаскированные виды общения, где внешний (социальный) уровень общения не совпадает, маскирует истинный психологический уровень обще­ния, Например, общение продавца и покупателя может внешне носить равноправный характер двух Взрослых, а фактически, диалог продавца («Вещь хорошая, но доро­гая») и покупателя («Именно это я и возьму») был на уровне Родитель (продавец) и Ребенок (покупатель).

Берн выделяет разнообразные формы межличностного взаимодействия: привязанность, дружба, любовь, сорев­нование, уход, времяпрепровождение, операция, игра, социальное влияние, подчинение, конфликты, ритуаль­ное взаимодействие и др.

Различные формы взаимодействия людей характери­зуются специфическими позициями.

Ритуальное взаимодействие — одна из распространен­ных форм взаимодействия, которое строится по опреде­ленным правилам, символически выражая реальные со­циальные отношения и статус человека в группе и обще­стве. Ритуал выступает как специальная форма взаимо­действия, придуманная людьми для удовлетворения по­требности в признании. Ритуальное взаимодействие идет с позиции «Родитель — Родитель». Ритуал обнаруживает ценности группы, люди выражают ритуалом то, что бо­лее всего трогает их, что составляет их социальные цен­ностные ориентации.

Английский ученый Виктор Тэрнер, рассматривая ри­туалы и обряды, понимает их как предписанное формаль­ное поведение, как «систему верований и действий, ис­полняемых особой культовой ассоциацией ». Ритуальные действия важны для осуществления преемственности меж­ду различными поколениями в той или иной организа­ции, для поддержания традиций и передачи накопленно­го опыта через символы. Ритуальное взаимодействие — это и своеобразный праздник, оказывающий глубокое эмоциональное воздействие на людей, и мощное средство поддержания стабильности, прочности, преемственности социальных связей, механизм сплочения людей, повы­шения их солидарности. Ритуалы, обряды, обычаи спо­собны запечатлеваться на подсознательном уровне людей, обеспечивая глубокое проникновение определенных цен­ностей в групповое и индивидуальное сознание, в родо­вую и личную память.

Человечество выработало на протяжении своей исто­рии огромное количество разнообразных ритуалов: рели­гиозные обряды, дворцовые церемонии, дипломатические рауты, военные ритуалы, светские обряды, включая праз­дники и похороны. К ритуалам относятся многочислен­ны нормы поведения: прием гостей, приветствие знако­мых, обращение к незнакомым и пр. Ритуал — это жес­тко фиксированная последовательность трансакций, причем трансакции производятся с Родительской пози­ции и обращены к Родительской позиции, позволяя лю­дям почувствовать себя признанными. Если потребность человека в признании не реализуется, то начинает разви­ваться агрессивное поведение. Ритуал как раз и призван снять эту агрессию, удовлетворить потребность в призна­нии хотя бы на минимальном уровне.

В следующем виде взаимодействий — операциях трансакция осуществляется с позиций «Взрослый — Взрос­лый». С операциями мы встречаемся ежедневно: это, прежде всего, взаимодействия на работе, учебе, а также приготовление пищи, ремонт квартиры и пр. Успешно проведя операцию, человек подтверждает свою компетен­тность и получает подтверждение окружающих.

Трудовое взаимодействие, распределение и выполне­ние профессиональных, семейных функций, умелое и эф­фективное осуществление этих обязанностей — вот те опе­рации, которые заполняют жизнь людей.

Соревнование — форма социального взаимодействия, при которой имеется четко определенная цель, которая должна быть достигнута, все действия различных людей соотнесены друг с другом с учетом этой цели таким обра­зом, что они не вступают в конфликт, при этом и сам человек не вступает в конфликт с самим собой, придер­живаясь установки другого игрока команды, но человеку присуще желание добиться лучших результатов, чем дру­гие члены команды. Поскольку человек принимает уста­новки других людей и позволяет им установкам опреде­лять, что он совершит в следующий момент, с учетом какой-то общей цели, постольку он становится органическим членом своей группы, общества, принимая мо­раль этого общества и становясь значимым его членом.

В ряде случаев человек, находясь с другими людьми в одном помещении и выполняя вроде бы совместную дея­тельность, мысленно пребывает в совершенно ином мес­те, мысленно беседует с воображаемыми собеседниками, мечтает о своем — такое специфическое взаимодействие называют уходом. Уход — довольно обычная и естествен­ная форма взаимодействия, но все же чаще к ней прибе­гают люди с проблемами в области межличностных по­требностей. Если у человека не остается других форм вза­имодействия, кроме ухода, то это уже патология-психоз.

Следующий тип одобряемых фиксированных взаимо­действий, обеспечивающих хотя бы минимум приятных ощущений, знаков внимания, «поглаживания» между взаимодействующими людьми, — времяпрепровождение. Времяпрепровождение — фиксированная форма трансак­ций, призванная удовлетворять потребность людей в при­знании. Самые распространенные времяпрепровождения с позиции «Родитель — Родитель» обсуждается и осужда­ется все отклоняющееся от нормы — дети, женщины, мужчины, власть, телевидение и пр., или времяпрепро­вождение на тему «Вещи» (сравнение имеющихся во вла­дении автомашин, телевизоров и пр.). «Кто вчера выиг­рал?» (футбольные и другие спортивные результаты) — это мужские времяпрепровождения; «Кухня», «Магазин», «Платье», «Дети», «Сколько стоит?», «Вы знаете, что она. » — преимущественно женские времяпрепровожде­ния. Во время подобных времяпрепровождений происхо­дит оценивание партнеров и перспектив развития отно­шений с ними,

Устойчивое взаимодействие людей может быть обус­ловлено появлением взаимной симпатии — аттракции. Тесные взаимоотношения, обеспечивающие дружескую поддержку и чувство (то есть мы чувствуем, что нас любят, одобряют и поощряют друзья и близкие), связаны с ощущением счастья. Исследования показали, что тесные положительные взаимоотношения улучшают здоровье, уменьшают вероятность преждевременной смерти. «Друж­ба — сильнейшее противоядие от всех напастей», — гово­рил Сенека.

Факторы, которые способствуют формированию аттракции (привязанности, симпатии):

· частота взаимных социальных контактов, близость — географическое соседство (большинство людей вступают в дружбу и брак с теми, кто живет по соседству, учился в одном классе, работает в одной фирме, т. е. с теми, кто жил, учился, работал неподалеку; близость людям позво­ляет часто встречаться, открывать друг в друге черты сходства, обмениваться знаками внимания);

· физическая привлекательность (мужчины склонны любить женщин за внешность, но и женщинам нравятся привлекательные мужчины. Красота нравится);

· феномен «ровни» (люди склонны выбирать себе дру­зей и особенно вступать в брак с теми, кто является им ровней не только по интеллектуальному уровню, но и по уровню привлекательности). Фромм писал: «Часто лю­бовь — это не что иное, как взаимовыгодный обмен меж­ду двумя людьми, при котором участники сделки полу­чают максимум из того, на что они могут рассчитывать, принимая зо внимание их ценность на рынке личностей» В парах, где привлекательность была различной, обычно менее привлекательный имеет компенсирующее качество. Мужчины обычно предлагают статус и ищут привлека­тельности, а женщины чаще делают обратное, поэтому юные красавицы часто выходят замуж за немолодых муж­чин, занимающих высокое положение в обществе);

· чем привлекательнее человек, тем вероятнее припи­сывание ему положительных личностных качеств (это стереотип физической привлекательности: что красиво, то и хорошо; люди неосознанно считают, что при прочих равных условиях более красивые являются счастливей, сексуальней, общительней, умней и удачливей, хотя не честнее или заботливее по отношению к другим людям. Более привлекательные люди имеют более престижную работу, больше зарабатывают);

· отрицательно на аттракцию может влиять «эффект контраста». Например, мужчинам, только что разгляды­вавшим журнальных красоток, обычные женщины и их жены кажутся менее привлекательными, понижается сек­суальная удовлетворенность собственным партнером пос­ле просмотра порнографических фильмов;

· «эффект усиления» — когда мы находим у кого-либо черты, схожие с нами, это делает человека более привле­кательным для нас. Чем более двое любят друг друга, тем более физически привлекательными они находят друг друга и тем менее привлекательными кажутся им все другие люди противоположного пола;

· сходство социального происхождения, сходство ин­тересов, взглядов важно для установления отношений. («Мы любим тех, кто похож на нас и делает то же, что и мы», — указывал Аристотель);

· для продолжения отношений необходимы взаимодо­полнение, компетентность в области, близкой нашим ин­тересам;

· нам нравятся те, кому мы нравимся;

· если чувство собственного достоинства человека было уязвлено какой-то предыдущей ситуацией, то ему в более значительной степени понравится новый знакомый, доб­рожелательно уделяющий ему внимание (это помогает объяснить, почему иногда люди так страстно влюбляют­ся после того, как их ранее отверг другой, затронув тем самым их самолюбие);

· вознаграждающая теория привлекательности: теория, согласно которой нам нравятся те люди, чье поведение нам выгодно, или те, с кем мы связываем выгодные нам события;

· принцип взаимовыгодного обмена или равного учас­тия: то, что вы и ваш партнер получаете от ваших взаи­моотношений, должно быть пропорционально тому, что каждый из вас в них вкладывает.

Если двух и более людей многое связывает — формиру­ется фактор близости; если их связи улучшаются, они делают друг для друга приятное — формируется симпа­тия; если они видят друг в друге достоинства, признают право за собой и другими быть такими, какие они есть -формируется фактор уважения. Такие формы взаимодей­ствия, как дружба и любовь удовлетворяют потребность людей в приятии. Дружба и любовь внешне похожи на времяпрепровождение, однако здесь всегда четко фикси­рованный партнер, по отношению к которому испытывается симпатия. Дружба включает фактор симпатии и ува­жения, любовь отличается от дружбы усиленным сексу­альным компонентом, т. е. любовь = сексуальное влече­ние + симпатия + уважение, в случае влюбленности име­ется лишь сочетание сексуального влечения и симпатии. Эти формы взаимодействия отличаются от всех осталь­ных тем, что в них обязательно присутствуют скрытые трансакции «Дитя — Дитя», выражающие взаимное при­знание и симпатию. Люди могут обсуждать какие угодно проблемы, даже на вполне взрослом и серьезном уровне, тем не менее в каждом их слове и жесте будет прогляды­ваться: «Ты мне нравишься». Некоторые черты харак­терны для всех дружеских и любовных привязанностей: взаимопонимание, самоотдача, удовольствие от пребыва­ния с любимым, забота, ответственность, интимная дове­рительность, самораскрытие (обнаружение сокровенных мыслей и переживаний перед другим человеком). («Что такое друг? Это человек, с которым вы осмеливаетесь быть самим собой». Ф. Крэйн).

Межличностные отношения — это отношения челове­ка с другими людьми, сопровождаемые эмоциональными переживаниями симпатии или антипатии. Н.Н. Обозо-вым предложена классификация межличностных отно­шений, в зависимости от глубины, избирательности и фун­кции отношений. Выделяют отношения знакомства, при­ятельские, товарищеские, дружеские, любовные, супру­жеские, родственные, деструктивные. Наибольшая глу­бина, избирательность, включенность личности проявля­ется в дружеских, супружеских и любовных отношени­ях.

Читайте также:  Папилломы на шее какие анализы сдавать

Таким образом, отношения между людьми в процессе общения, взаимодействия могут быть различны:

· Я и ДРУГОЙ — МЫ, если многое связывает;

· Я и ДРУГОЙ — СВОИ — если улучшаем друг друга и хотим стать ближе;

· ЧУЖИЕ — если делаем друг другу хуже и хотим отдалиться;

· МЫ СВОИ, ОН СВОЙ, ОН ЧУЖОЙ, МЫ ЧУЖИЕ — образуют четыре типа значимых отношений. Когда вы говорите: «Я хотел бы познакомиться с ним поближе» или просто «Он мне симпатичен», это значит, что вы выб­рали отношения «ОН СВОЙ».

Обычно динамика развития отношений ОН СВОЙ — МЫ СВОИ — МЫ ЧУЖИЕ — ОН ЧУЖОЙ.

ОН СВОЙ (человек нравится вам, вы рады видеться с ним чаще). Вы вдруг обнаруживаете, что уже не можете быть врозь: МЫ СВОИ, но часто, чем крепче связи, тем более зависимыми друг от друга вы себя чувствуете, об­наруживаются взаимные недостатки, начинается борьба за влияние — возвышение себя или принижение партне­ра. И если ваши Я окажутся сильнее, чем МЫ, то Я побе­дят, а в отношениях наступит стадия — МЫ ЧУЖИЕ. Вас, по-прежнему, связывает очень многое, но одному — тесно, другому — обидно, поэтому невольно оба пытают­ся отдалиться, иногда совсем разорвать отношения — ОН ЧУЖОЙ. Таким образом, прошел цикл: рост — расцвет -увядание.

· Известны три координаты значимого отношения: МЫ-ОН, СВОЙ — ЧУЖОЙ, ВЫ — ТЫ, их можно назвать и иначе: «близость-отдаленность», «симпатия-антипатия», «уважение-неуважение» или «дистанция», «валентность», «позиция»;

· Я и ДРУГОЙ — ВЫ — если он влияет на меня силь­нее, чем я на него;

· ТЫ — если я влияю на него сильнее, чем он на меня;

· МЫ С ВАМИ СВОИ — тот тип отношений, который необходим для гарантии их прочности. Оба открыты вли­яниям, охотно идут навстречу просьбам и желаниям друг друга, не требуя «стать таким, как я хочу». Здесь возни­кает удивительное — отношения не стареют, не увядают. Совместная жизнь в этом случае свободна от борьбы за влияние, а если и возникают разногласия, то МЫ оказы­вается сильнее личных Я. Именно поэтому в отношениях с самыми значимыми людьми часто не возникает отчуж­дения. Вместо перехода на стадию МЫ ЧУЖИЕ, отноше­ния продолжают расти в направлении МЫ С ВАМИ, СВОИ. Перспективы взаимоотношений существенно за­висят от исходной установки на ВЫ или ТЫ, т. е. готов­ности видеть в партнере достоинства (ВЫ) или несовер­шенства (ТЫ).

Когда человек чувствует угрозу отвержения, то могут возникать следующие типы поведения-общения:

1) заискивать, чтобы другой человек не сердился;

2) обвинять, чтобы другой человек считал его силь­ным;

3) рассчитать все так, чтобы избежать угрозы;

4) отстраниться настолько, чтобы игнорировать угро­зу, вести себя так, как будто ее нет.

Заискивающий миротворецпытается угодить, никог­да ни о чем не споря, соглашается с любой критикой в свой адрес (а внутри он ощущает себя ничтожеством, не представляющим ценности: «Я без тебя ничто», «Я бес­помощен»).

Обвинительпостоянно ищет, кто в том или ином слу­чае виноват. Он — диктатор, хозяин, который без конца упрекает: «Если бы не ты, все было бы хорошо»; всем видом он показывает: «Я здесь главный», но глубоко внут­ри он чувствует: «Я одинок и несчастлив».

Расчетливый «компьютер»очень рассудителен, но выражает никаких чувств, он кажется спокойным, хо­лодным, собранным, живет под лозунгом: «Говорите пра­вильные вещи, скрывайте свои чувства. Не реагируйте на окружающее».

Отстраненный человек,что бы ни делал, что бы ни говорил, — не связан с тем, что говорит или делает собе­седник. Он отстраняется от неприятных и трудных жиз­ненных ситуаций, старается ничего не замечать, не слы­шать, не реагировать, а внутри он чувствует: «Никто обо мне не заботится, здесь мне нет места», «одиночество и полная бессмысленность моего существования».

Любая из этих моделей общения, реагирования спо­собствует поддержанию занилгенной самооценки, ощуще­ния собственного ничтожества. Но есть и эффективный способ реагирования — «уравновешенный, гибкий».Этот вариант общения гармоничен: произносимые слова соот­ветствуют выражению лица, позе интонации, честному иоткрытому выражению своих чувств и мыслей. Уравно­вешенное общение основано на подлинности переживае­мых и демонстрируемых чувств. Совсем иначе выглядит, например, обвиняющий тип общения, при котором чело­век, чувствуя беспомощность, демонстрирует злость или за бравадой скрывает обиду.

Чтобы стать уравновешенным, гибким человеком, тре­буется сила воли, смелость, новые убеждения и новые знания. Здесь невозможно притворяться. От стиля обще­ния зависит то, как вы реализуете планы и разрешаете конфликты. Иной стиль приведет к другому результату.

«Я-высказывания» и реагирование на конфликтное поведение

Внапряженной ситуации, когда человек испытывает сильные чувства, не нравящиеся ему, появляются слож­ности с их выражением. Самый простой способ решить этупроблему — осознать свои чувства и назвать их парт­неру. Именно этот способ самовыражения и называется «Я-высказывания».

Обычным, к сожалению, способом поведения в конф­ликтной ситуации является соскальзывание в одну из непродуктивных позиций: либо высказывание прямых негативных оценок (позиция «обвинитель»), либо жало­бы и рыдания (позиция «жертвы»), либо попытки отстра-ненно-рационально проинтерпретировать поведение собе­седника (позиция «компьютера»). Все эти реакции совер­шенно неконструктивны — конфликтная ситуация сохра­няется, у вас остается ощущение собственного бессилия и зависимости от обстоятельств, те же чувства возникают и у вашего партнера. Как правило, все эти способы реаги­рования сопровождаются негативной оценкой другого: «Ты всегда ведешь себя так, что мне от этого только хуже», «Ты никогда не говоришь мне ничего хорошего, только ругаешься» и т. д. Таким образом, люди в конфликтной ситуации часто используют «Ты-высказывания», обращен­ные к собеседнику и содержащие негативные оценки в его адрес, что, в свою очередь, провоцирует собеседника на дальнейшее обострение конфликта. При этом ответ­ственность за неразрешимость конфликтной ситуации, за ваши переживания по этому поводу перекладывается на вашего собеседника, в то время как существующая в этой связи собственная проблема не осознается.

В то же время называние своих чувств означает фак­тически формулирование своей собственной проблемы: «Извини, но я испытываю такое раздражение, когда ты говоришь это. », «Когда я слышу твои слова, я просто не знаю, что сказать, потому что я в полной растерянности». При такой постановке вопроса само собой происходит осоз­нание собственной проблемы: это моя проблема, что я раз­дражена, это мое чувство, и никто, кроме меня, не может понять, почему именно это чувство возникло у меня в этой ситуации. Важно понимать, что «Я-высказывание» конст­руктивно изменяет не только ваше собственное отношение к конфликтной ситуации, но и отношение вашего собесед­ника к ней. Человек всегда чувствует, что его обвиняют, независимо от того, делается ли это с позиции «обвините­ля», с позиции «жертвы» или «компьютера».

В то же время ваше искреннее свободное называние своих чувств с позиции осознания собственной ответствен­ности за то, что происходит с вами, не может никого оби­деть и вызвать агрессию, поэтому напряжение ситуации спадает, а ваш партнер. как минимум просто теряется от неожиданности. Итак. «Я-высказывание» — это: спо­соб вербального выражения чувств, возникающих в напря­женных ситуациях; конструктивная альтернатива «Ты-выс-казываний», которые традиционно применяются для ре­шения конфликта через высказывание .негативной оцен­ки в адрес другого, таким образом, ответственность за ситуацию перекладывается на этого другого; способ обо­значения проблемы для себя и при этом осознания своей собственной ответственности за ее решение.

Чтобы освоить технику «Я-высказызания», важно на­учиться очень хорошо осознавать происходящее с вами прямо сейчас, в настоящий момент времени. Выделяют три различных типа осознавания:

1) осознавание мыслей: это размышления, анализ, интерпретация, мнения, суждения и «все то, чем набита наша голова»;

2) чувственное осознавание — это фиксация любой ин­формации, поступающей извне через органы чувств — обоняние, осязание, зрение, слух, вкус;

3) телесное осознавание — это внимание ко всем внут­ренним ощущениям, идущим от наших мышц, су­хожилий, внутренних органов.

«Я-высказывание» включает в себя не только называ­ние чувств, но и указание на те условия и причины, кото­рые вызвали их. Схема «Я-высказывания», таким обра­зом, такова:

1) описание ситуации, вызвавшей напряжение («Ког­да я вижу, что ты. », «Когда это происходит. », «Когда я сталкиваюсь с. тем, что. »);

2) точное называние своего чувства в этой ситуации («Я чувствую. », «Я не знаю как реагировать. », «У меня возникла проблема. »);

3) называние причин этого чувства.

«Я-высказывание» в конфликте предполагает анализ сво­их «Я-слушаний» и осознание того, к каким моим «Я-слушаниям» обращена речь моего партнера по общению, кото­рый, кстати, может вести себя по-разному: может вести себя по-дружески по отношению ко мне, а может пытаться ма­нипулировать мною, провоцировать меня.

При взаимодействии людей выделяют следующие типы:

1) кооперация, сотрудничество— стратегия поведе­ния, предполагающая координацию сил участников, способствующая достижению совместных целей со­вместной деятельности и индивидуальных целей уча­стников взаимодействия;

2) конкуренция— участники заинтересованы в дости­жении собственного успеха, даже за счет или во вред интересам других участников;

3) компромисс — достижение промежуточного или вре­менного согласия участников на основе взаимных частичных уступок друг другу ради сохранения ус­ловного равенства или отношений;

4) уступчивость — отказ от достижения собственных целей ради достижения целей партнеров по обще­нию;

5) уклонение или избегание — уход от общения, отказ от достижения своих целей для исключения выиг­рыша другого.

Эрик Берн исследовал такой тип взаимодействия меж­ду людьми, как игра, манипуляция. Игра — это иска­женный способ взаимодействия потому, что все межлич­ностные потребности человека преобразуются в одну — в потребность контроля — и тогда человек прибегает к силе, если хочет признания. Независимо от вида потребности и жизненной ситуации, игра предлагает только силовой ва­риант решения проблемы. Игры, или «геймы» (англ.), -это стереотипизированная серия взаимодействий, приво­дящих к заранее предсказуемому предопределенному ре­зультату, это серия манипуляций, которые призваны из­менить поведение другого человека в нужную для ини­циатора трансакций сторону без учета желаний этого дру­гого. Геймы, в отличие от всех других видов взаимодей­ствий — ритуалов, времяпрепровождений, операций, друж­бы, любви, — нечестные взаимодействия, поскольку вклю­чают ловушки, подначки, расплаты.

Игры отличаются от других способов структурирова­ния времени двумя параметрами:

Каждый участник гейма, даже потерпевший пораже­ние, получает выигрыш, но крайне специфический — в форме негативных чувств обиды, страха, вины, ненавис­ти, подозрения, унижения, презрения, высокомерия, что служит своеобразным подтверждением правоты жизнен­ной позиции этих людей, согласно которой «люди — пло­хие, я — плохой, жизнь — плоха».

Берн отмечал, что многие люди играют в эти бессозна­тельные игры, получая специфические негативные выиг­рыши, поскольку эти игры являются важной частью неосознаваемого плана жизни или сценария человека. Каждый гейм начинается с приманки, которую актив­ный участник, инициатор, предлагает пассивному участ­нику с учетом его особенностей характера, с учетом его «слабинки». «Слабинки» очень разнообразны: жадность, зависть, страх, гордость, раздражительность, желание вы­глядеть в глазах окружающих более значительным, чем есть на самом деле, азарт, растерянность, желание вы­глядеть многознающим или лидирующим человеком, уве­ренность в своей компетентности и т. п. Затем следует серия двойных трансакций, которые неизменно приво­дят к заранее запланированному результату. Начав гейм, практически невозможно из него выйти, особенно если вы пассивный участник, в результате чего наступает рас­плата или выигрыш.

Чтобы выйти из гейма и не стать жертвой чужих ма­нипуляций,важно постараться заменить двойные тран­сакции в открытые, прямые, поскольку гейм возможен лишь при наличии скрытого подтекста в словах, трансак­циях.

источник

Трансактный анализ принес совершенно новый взгляд на взаимодействие людей в процессе общения. Он позволил увидеть скрытые механизмы патологического поведения, в основе которого лежат неосознаваемые самим человеком запрограммированные игры и сценарии жизни.

Э. Берн говорит о том, что каждое человеческое существо нуждается в постоянных контактах с другими людьми для своего развития и здоровья (особенно в детстве). Эти контакты он называет поглаживаниями. Это могут быть действительно физические прикосновения, или слова, или жесты, которые обращены к другому человеку. Позитивные поглаживания сигнализируют, что человек приветствует существование другого человека в мире, одобряет его. Например, такая, казалось бы, приевшаяся формула: «Привет, привет. Как дела?» — является формой позитивного поглаживания. Отрицательные поглаживания (побои, оскорбления, игнорирование) являются формой выражения пренебрежительного отношения к существованию другого человека.

Человек нуждается в определенной порции положительных поглаживаний для своего выживания и хорошего самочувствия. Он обычно стремится к получению позитивных поглаживаний и склонен сохранять те формы поведения, за которые получал поглаживания. Например, если ребенок привык получать поглаживания за болезнь или печаль, то он склонен часто болеть или оставаться печальным.

Контакты совершенно необходимы для психического и даже физического здоровья индивида. Глубокие, положительные и искренние контакты приносят счастье. Однако в случае дефицита контактов человек иногда предпочитает отрицательные контакты, чем вообще не иметь контактов, так дети иногда нарочно вызывают на себя гнев родителей, лишь бы получить от них контакт как признание их существования.

Контакты могут различаться по степени доверительности, подлинности и глубине. Чем они более позитивны, подлинны и глубоки, тем больше удовлетворения получает личность, вступающая в такие контакты. К сожалению, подлинно глубокие и удовлетворительные контакты между людьми, приносящие чувство близости, по Э. Берну, довольно редки, и люди заменяют играми. Поэтому он формулирует цель трансактного анализа — установление возможно более открытых и подлинных взаимодействий между людьми, а также между внутренними компонентами личности.

Читайте также:  Медицинская книжка какие должны быть анализы

Э. Берн постулирует три возможных состояния Я человека: это состояния Родителя, Взрослого и Ребенка. Он настаивает, это именно состояния одного и того же Эго (как вода бывает состоянии льда, жидкости и пара), а не части личности. Исходя из каждого состояния человек может актуализировать определенный спектр программ поведения и соответствующие эмоции.

А. У каждого человека были родители, и каждый независимо oт возраста хранит в себе набор состояний-Я, повторяющих состояния-Я его родителей (как он их воспринимал). В каждом есть Родитель.

Б. Все люди (не исключая детей) способны на объективную переработку информации при условии, что активизированы соответствующие состояния их Я. На обыденном языке это звучит так: «В каждом человеке есть Взрослый».

В. Каждый когда-то был ребенком и хранит в себе детские состояния. Он несет в себе впечатления детских лет, которые при определенных условиях могут активизироваться. Можно сказать, что каждый хранит в себе маленького мальчика или девочку. В каждом есть Ребенок (Дитя).

Родительское состояние выражается:

а) в предубеждениях, т.е. в правилах поведения, нравственных догматах и установках;

Взрослое состояние ориентировано на восприятие реальности, получение объективной информации и принятие взвешенных решений. Оно хорошо приспособленное, смышленое, достаточно свободно от влияния предубеждений и прошлых переживаний.

Состояние Я ребенка представляет внутренний мир чувств, переживаний и адаптации. Это состояние может проявлять себя тремя способами.

Естественный Ребенок — нежный, необученный, импульсивный, выразительный, бесконтрольный, сосредоточенный на себе, непослушный и т.д. (такой, каким создала его природа).

Маленький Профессор — интуитивный, творческий, манипулятивный ребенок. Исходя из этого состояния, человек проявляет творческое начало. Хороший пример — Винни-Пух, который придумывает, как ему достать мед.

Приспособившийся (адаптированный) Ребенок — это та часть Эго-состояния ребенка, на которую оказали значительное влияние родители, обычно с помощью репрессивного воспитания. Например, если ребенок все время слышит: «. и не задавай мне глупых вопросов», то он может сформировать адаптацию, состоящую в страхе задавать кому бы то ни было любые вопросы.

Вариантов адаптации великое множество, но существуют достаточно общие формы адаптации: послушание, отдаление и промедление.

Послушание может приводить к отсутствию понимания со стороны индивида, что он на самом деле хочет. В крайних случаях (если родители требуют абсолютного послушания) это может привести к полному самоотрицанию и в результате к клинике. Для шизофрении, например, характерна полная потеря своего Я, что проявляется в деперсонализации и отсутствии контакта с реальностью.

Отдаление может быть либо физическим (подольше погулять на улице, чтобы не сталкиваться с давящим родителем), либо психологическим (не слышать, что он говорит). Многие матери просто бесятся, когда их ребенок не слышит их, но чем больше они бесятся, тем меньше он их слышит.

Промедление выражается в том, что ребенок тянет с выполнением родительских поручений: делать уроки, идти обедать или спать и т.д. С возрастом такая адаптация переходит во внутреннюю борьбу с самим собой.

Пример: Многие студенты говорят, что никак не могут заставить себя писать курсовую или начать готовиться к экзаменам. Садятся за подготовку в последний день в 10 часов вечера, занимаются всю ночь и сдают на тройку. «Буквально за волосы тяну себя за стол, чем сильнее тяну, тем сильнее сопротивляюсь. », — говорят некоторые.

Наиболее эффективным приемом для коррекции этого состояния является парадоксальное разрешение не готовиться к экзаменам, которое субъект дает своей сопротивляющейся части личности. Удивительно, но энтузиазм появляется моментально, если, конечно, человек не лицемерит в этом разрешении.

Именно с адаптированным внутренним ребенком наиболее часто и ведется работа, цель которой помочь ему снова стать естественным ребенком.

Трансакциейназывается единица общения, которая может быть трансакционным стимулом (обращение к другому человеку) или трансакционной реакцией (ответом на это обращение). Трансакция, по Э. Берну, не просто направлена от одного человека к другому, но исходит из одного состояния Я человека (Детского, Взрослого или Родительского) и обращена к тому или другому состоянию Я партнера. Подробный анализ процесса человеческого общения как последовательности таких трансакций вскрывает причины тех или иных проблем и сбоев в человеческих взаимодействиях. При анализе трансакций используются специальные диаграммы взаимодействий (подробнее см.: Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. — СПб., 1992).

На рис. 2 (а, б, в) изображены примеры диаграмм дополнительных, пересекающихся и скрытых трансакций, приводимые примеры соответствуют диаграммам.

Рис. 2

Пересекающиеся трансакции (б) возникают в тех случаях, когда ответ приходит из другого Эго-состояния партнера, чем-то, куда был направлен стимул. Человек не получает ожидаемого ответа, он чувствует, что ему перечат, возникает конфликт или общение прерывается. Например, жена говорит мужу: «Я хотела бы заехать в пятницу поболтать к сестре». Муж отвечает: «Черт возьми! Для меня у тебя никогда нет времени».

Скрытые трансакции непременно присутствуют в психологических играх. Игру можно определить как часто повторяемую последовательность трансакций со скрытым мотивом, имеющую внешне разумное обоснование, или более кратко, как серию трансакций с уловкой. Игра отличается от нормального, открытого и спонтанного поведения своей нечестностью, сокрытием истинных мотивов и репродуктивным воспроизведением одних и тех же ситуаций и типов взаимодействия. Нечестность таких игр проявляется прежде всего в том, что явно выраженные, протекающие на внешнем плане трансакции являются как бы ширмой, а основное значение имеют скрытые, протекающие на психологическом уровне трансакции, преследующие обычно не совсем благовидные и неосознаваемые цели. Так, например, в игре «Дай мне пинка» внешне неуклюжие, но «невинные» действия прикрывают желание быть жертвой, испытать мазохистское удовлетворение и снять с себя ответственность за собственные неудачи. Кроме основной цели игра приносит ведущему еще много дополнительных выгод.

Как правило, игра усваивается в детстве, часто на примере собственных родителей, и в дальнейшем человек не осознает подлинных причин своего поведения, действуя по заранее заданной схеме. В детстве ребенок привыкает испытывать некоторые чувства, и игра позволяет вновь и вновь испытать это старое привычное чувство (например, чувство вины) и ничего не менять в своем поведении. Часто человек стремится собирать «ярлыки», еще и еще раз убеждая себя в привычном отношении к себе или другим.

«Одна из игр, которую исполняют для сбора ярлыков неполноценности, называется «Тупица».

Отец. Ты не такой. Помнишь, каким ты был находчивым в летнем лагере? Тренер считал тебя одним из самых способных.

Сын. Откуда ты знаешь, что он так считал?

Отец. Он говорил мне об этом.

Сын. Ха, как же так получилось, что он все время называл меня тупицей?

Отец. Он просто подшучивал над тобой.

Сын. Я тупица, и знаю это. Посмотри на мои оценки в школе.

Отец. Ты только должен больше стараться.

Сын. Я уже старался, и это не помогло. У меня не хватает мозгов.

Отец. Ты способный, я уверен в этом.

Сын. Нет, я знаю, что я тупица.

Отец. Как ты не можешь понять, что ты не тупица? Тупица!».

Э. Берн составил целую картотеку разнообразных игр, которые часто встречаются в психотерапевтической практике: «Дай мне пинка», «Если бы не ты. », «Загнанная домохозяйка», «Алкоголик», «Скандал», «Попался, сукин сын», «Бедный я» и т.д.

В других играх общения может быть три и более ролей. Наиболее часто используемыми и «выгодными» ролями являются роли «жертвы», «преследователя» и «спасителя», причем индивид может по ходу игры переходить из одной роли в другую.

Преследовательдействует по установке «Я-хороший, ты-плохой» Ведущие себя таким образом люди часто бывают придирчивы, мелочны, им не терпится бросить «заткнись!», по своей природе они склонны играть на недостатках других. Какой бы свой труд вы не положили им на стол, они все равно найдут в вашей работе ошибку и не преминут ее запомнить, чтобы удостовериться, что вы обязательно ее совершите еще раз. Такие «преследователи» считаются экспертами в знании того, какие люди и что делают неверно, а не того, в чем они сильны. Их стиль руководства можно назвать «управление посредством исключения» — внимание уделяется тому, что делается не так. Если что-либо выходит за определенные рамки, то такие люди не преминут сделать замечание. В беседе скоры на возражения, и их умение слушать часто имеет целью отметить, что делается не так или что не срабатывает. При этом у многих после общения с такими людьми возникает ощущение, что Вас считают глупыми детьми или полными идиотами.

Спасители– это любители давать советы. Как правило, они взваливают на себя чужие заботы и проблемы. Собираются «спасать» того, кто в спасении не нуждается, не желает, чтобы его выручали и не просит об этом, но они все равно бросаются «на выручку», так как находят в этом свое удовольствие! Они принимают на себя чужие обязанности даже в тех случаях, когда было бы лучше, чтобы каждый человек отвечал сам за себя. Такие люди действуют по установке «Я-хороший, ты-плохой», у них существует настоятельная потребность в своей «востребованости». Они указывают другим, что им следует делать, а когда выполнение их указаний оканчивается неудачей, то обижаются и переходят в категорию «жертв». «Спасатели» отличаются склонностью к выполнению чужих поручений – «я сам все сделаю!», в результате чего у них появляется ощущение «жертвенности», так как страдает их собственная работа. Часто случается так, что такие люди работают по 10-12 часов в день, тогда как остальные уходят домой с работы вовремя.

Подобное «чересчур заботливое» поведение приводит к возникновению между ними и другими людьми отношений зависимости, что мешает этим другим научиться самим решать свои проблемы, думать своей головой и самим принимать решения, что для них лучше, я что хуже. Действуя таким образом, принимая на себя чужие обязанности и выполняя работу за других, тогда как на свою работу не остается времени, они постепенно переходят в категорию «жертв».

Жертвы. Когда люди изначально ведут себя как «жертва», они действуют по установке «Я-плохой, ты-хороший». Всем своим поведением вынуждают себя «пинать» словесно или не словесно, эмоционально или физически. Их постоянно ругают за то, что они не слушают распоряжений, за то, что у них эмоциональность берет верх над рассудком и за то, что они вместо того, чтобы слушать, они заранее занимают оборонительную позицию.

Подобные «ОК — установки» играют решающую роль в поведении каждого человека. Они формируются в раннем детстве и являются отражением нашей самооценки, сказываясь на отношениях с другими людьми и влияя на эффективность или неэффективность процесса общения.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

источник

Функции и специфика общения

Человек становится личностью в результате взаимодействия и общения с другими людьми. Общение – сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностью в совместной деятельности и включающей в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания партнера по общению. Оба ряда отношений человека: и общественные и межличностные реализуются именно в общении.

Ввиду сложности и емкости феномена общения толкование этого понятия зависит от исходных теоретических и критериальных оснований. В самом общем виде общение выступает как форма жизнедеятельности. Его социальный смысл состоит в том, что оно выступает средством передачи форм культуры и общественного опыта.

Специфика общения определяется тем, что в его процессе субъективный мир одного человека раскрывается для другого. В общении человек самоопределяется, обнаруживая свои индивидуальные особенности. По форме взаимодействий можно судить о коммуникативных умениях и чертах характера человека по специфике организации речевого сообщения об общей культуре и грамотности.

Понятие общения близко соотносится с понятием коммуникации. Акт общения анализируется и оценивается по следующим компонентам:

адресат – кому направлено сообщение;

сообщение – передаваемое содержание;

код – средства передачи сообщения, канал связи;

результат – то, что достигнуто в итоге сообщения.

По критерию цели общения выделяются восемь функций общения:

контактная, цель которой — установление контакта как состояния обоюдной готовности к приему и передаче сообщений и к поддержанию взаимосвязи в виде постоянной взаимоориентированности;

информационная, цель которой – обмен информациями, а также обмен мнениями, замыслами, решениями и прочее;

побудительная, цель коей – стимуляция активности партнера для направления его на выполнение определенных действий;

координационная, цель которой – взаимное ориентирование и согласование действий при организации деятельности совместной;

функция понимания, цель которой – не только адекватное восприятие и понимание смысла сообщения, но и взаимное понимание – намерений, установок, переживаний, состояний и прочее;

амотивная, цель коей – возбуждение в партнере нужных эмоциональных переживаний, а также изменение с его помощью своих переживаний и состояний;

Читайте также:  На какой неделе беременности анализ вич

— функция установления отношений, цель коей – осознание и фиксация своего места в системе ролевых, статусных, деловых, межличностных и прочих связей сообщества, в коем действует индивид;

— функция оказания влияния, цель которой – изменение состояния, поведения, личностно-смысловых образований партнера, в том числе его намерений, установок, мнений,решений, представлений, потребностей, действий, активности и прочее.

Структура общения

Учитывая сложность общения, необходимо каким-то образом обозначить его структуру, чтобы затем возможен был анализ каждого его элемента. В общении выделяют три взаимосвязанных стороны. Это наиболее обобщенная классификация:

А) Коммуникативная сторона состоит в обмене информацией между людьми; но это не просто передача информации, но и ее формирование, уточнение, развитие. Каждый участник предполагает активность также и в своем партнере, он не может его рассматривать как некий объект. Другой участник тоже как субъект соответственно направляет ему информацию, на него необходимо ориентироваться, то есть анализировать его цели, мотивы, установки.

То есть как интерсубъективный процесс. Но в этом случае нужно полагать, что в ответ на посланную информацию будет получена новая информация, исходящая от другого партнера, притом значимая информация.

Коммуникативное влияние возможно лишь тогда, когда человек, направляющий информацию (коммуникатор) и человек, принимающий ее (реципиент) обладают единой или сходной системой кодирования и декодирования, то есть говорят «на одном языке». Это особо важно, потому что коммуникатор и реципиент постоянно в ходе процесса меняются местами. У них должно быть одинаковое понимание ситуации общения.

Б) Интерактивная сторона выражается во взаимодействии партнеров при организации и выполнении совместной деятельности. Если коммуникативный процесс рождается на основе некоторой совместной деятельности, то обмен знаниями и идеями по поводу этой деятельности, неизбежно предполагает, что достигнутое взаимопонимание реализуется в новых совместных попытках развить далее деятельность, организовать ее.

Участие одновременно многих людей в этой деятельности означает, что каждый должен внести свой особый вклад в нее, что позволяет интерпретировать взаимодействие как организацию совместной деятельности. В ходе ее для участников важно не только обмениваться информацией, но и спланировать совместную деятельность. Исследованиями установлены такие виды взаимодействия как содружество, конкуренция и конфликт.

В) Перцептивная сторона выражается в восприятии одним партнером по общению другого партнера. В отечественно литературе (например, в исследованиях А. А. Бодалева) в качестве синонима «восприятие другого человека» употребляется выражение «познание другого человека». Это более широкое понимание термина обусловлено исследованиями специальных черт восприятия социальных объектов к которым относится восприятие не только физических характеристик объекта, но и «поведенческих» характеристик, то есть формирование представлений о его намерениях, мыслях, способностях, эмоциях, установках.

Средства общения

Средствами общения являются различные знаковые системы. Прежде всего:

А) Речь, язык, относящиеся к вербальным средствам общения. При помощи речи осуществляется кодирование и декодирование информацию. Для коммуникатора смысл информации предшествует процессу кодирования (высказывания), так как он сначала имеет определенный замысел, а затем воплощает его в систему знаков. Для «слушающего» смысл принимаемого сообщения раскрывается одновременно с декодированием. Играют важную роль точность употребления слова, его выразительность и доходчивость, правильность произношения звуков, слов.

Слова и правила их употребления едины для всех говорящих на данном языке. Если мы говорим» книга», то подразумеваем, что наш собеседник соединяет с этим словом тоже понятие, что и мы. Но объективное значение слова преломляется для человека через призму его собственной деятельности и образует уже свой личностный «субъективный» смысл, поэтому мы не всегда верно понимаем друг друга.

Б) Речевые звуковые явления: интонация, эмоциональная выразительность, темп речи (быстрый, средний, замедленный), тембр, ритм (равномерный, прерывистый). Сюда входят и неречевые выражения: паузы, смех, покашливания, а также звуковые назализации – «хм-хм», «э – э – э» и другие.

В социальной психологии существует большое количество экспериментальных исследований, выясняющих условия и способы повышения эффекта речевого воздействия. Совокупность определенных мер, направленных на это, получила название «убеждающей коммуникации», на основе которой разрабатывается так называемая экспериментальная риторика – искусство убеждения посредством речи.

В) К невербальной стороне общения относится:

— внешние проявления человеческих чувств и эмоций, что является предметом изучения кинессики. Это мимика – движение мышц лица; жестикуляция – жестовые движения отдельных частей тела; пантомимика – моторика всего тела: позы, осанка, поклоны, походка.

Тексика – прикосновение в ситуации общения: рукопожатия, поцелуи, дотрагивания, поглаживания, отталкивания.

Проксемика – специальная область, занимающаяся нормами пространственно-временной организации общения; расположение людей в пространстве при общении: выделяют следующие зоны дистанции в человеческом контакте:

1. интимная зона (15-45 см.), в эту зону допускаются лишь близкие, хорошо знакомые люди, для этой зоны характерны доверительность, негромкий голос в общении, тактичный контакт, прикосновении.

2. Личная или персональная зона (45-120 см.) для обыденной беседы с друзьями и коллегами предполагает только визуально-зрительный контакт между партнерами, поддерживающими разговор.

3. Социальная зона (120-400 см.) обычно соблюдается во время официальных встреч в кабинетах, преподавательских и других служебных помещениях, как правило, с теми, которых не очень хорошо знают.

4. Публичная зона (свыше 400 см.) подразумевает общение с большой группой людей – в лекционной аудитории, на митинге и прочее.

Мимика – движение мышц лица, — отражающая внутреннее эмоциональное состояние, способна дать истинную информацию о том, что переживает человек. Мимические выражения несут более 70 % информации, то есть глаза, взгляд, лицо человека способны сказать больше, чем произнесенные слова. Так, замечено, что человек пытается скрыть свою информацию (или лжет), если его глаза встречаются с глазами партнера менее 1/3 времени разговоров.

Лоб, брови, рот, глаза, подбородок – эти части лица выражают основные человеческие эмоции: страдание, гнев, радость, удивление, страх, отвращение, счастье, интерес, печаль и т. п. Причем легче всего распознаются положительные эмоции: радость, любовь, труднее воспринимаются человеком отрицательные эмоции – печаль, гнев, отвращение. Важно заметить, что основную познавательную нагрузку в ситуации распознавания истинных чувств человека несут брови и губы.

Жесты при общении несут много информации, в языке жестов, как и в речи, есть слова, предложения.

В целом можно сказать, что оптико-кинетическая система более или менее отчетливо воспринимается человеком, придает общению нюансы. Но эти нюансы неоднозначны из-за различия национальных культур. Так, если кивок головой у нас означает согласие, то у болгар – отрицание.

— И наконец, «контакт глазами». Этот вид общения идет где-то на интуитивном, подсознательном уровне.

Этапы общения

В процедуре общения выделяют следующие этапы:

А) Потребность в общении (необходимо сообщить или узнать информацию, повлиять на собеседника и т. п.) побуждает человека вступить в контакт с другими людьми.

Б) Ориентировка в целях общения, в ситуации общения.

В) Ориентировка в личности собеседника.

Г) Планирование содержания своего общения: человек представляет себе (обычно бессознательно), что именно скажет.

Д) Бессознательно (иногда сознательно) человек выбирает конкретные средства, речевые фразы, которыми будет пользоваться, решает, как говорить, как себя вести.

Е) Восприятие и оценка ответной реакции собеседника, контроль эффективности общения на основе установления обратной связи.

Ж) Корректировка направления, стиля, методов общения.

Если какое-либо из звеньев акта общения нарушено, то говорящему не удается добиться ожидаемых результатов общения – оно окажется неэффективным. Эти умения называют «социальным интеллектом», «практически-психологическим умом», «коммуникативной компетентностью», «коммуникабельностью».

Барьеры общения

Под барьерами общения подразумевают те многочисленные факторы, которые служат причиной конфликтов или способствуют им. Ведь у партнеров по общению часто разные, а нередко и противоположные желания, стремления, характеры, разное самочувствие.

Чтобы успешно преодолеть такие психологические барьеры, следует вооружиться элементарными знаниями о сущности характеров, потребностей, установок.

Под потребностями подразумевают стремление к тем условиям, без которых невозможно поддерживать свое нормальное физическое и психическое состояние. Потребность – это осознанное и переживаемое человеком состояние нужды в чем-либо. Их человек может сформулировать, для реализации их он намечает план действий.

Установка – сформировавшаяся в человеке неосознанная готовность к определенному поведению, готовность к положительно или отрицательно реагировать на те или иные события, факты. Установка проявляется привычными суждениями, представлениями, поступками. Однажды выработанная, она остается на более или менее длительное время.

Это и есть причины плохой коммуникации, барьеры общения, которые, если говорить коротко, выглядят следующим образом:

А) Стереотипы – упрощенные мнения относительно отдельных лиц или ситуаций.

Б) «Предвзятые представления» – отвержение всего, что не соответствует собственным взглядам.

В) Враждебное отношение к собеседнику (или собеседника к вам) создает трудности в процессе убеждения человека.

Г) Отсутствие внимания, интереса собеседника, пока тот не осознает значения информации для себя.

Д) Пренебрежение фактами, то есть привычка делать выводы, заключения, следуя из поверхностной информации.

Е) Неверный подбор слов, нелогичность.

Ж) Неверный выбор стратегии общения.

Стратегии общения

Существуют следующие стратегии общения:

— открытое – закрытое общение;

— монологическое – диалогическое общение;

— ролевое (исходя из социальной роли) – личностное (общение «по душам»).

Открытое общение – желание и умение выразить полно свою точку зрения, свое отношение, имеющуюся информацию. Использование закрытых коммуникаций оправдано в случаях:

— если есть значительная разница в степени предметной компетентности и бессмысленно тратить время и силы на поднятие компетентности «низкой стороны»;

— в конфликтных ситуациях открытие своих чувств, планов противнику нецелесообразно. Открытые коммуникации эффективны, если есть сопоставимость, но не тождественность предметных позиций (обмен мнениями, замыслами). «Одновременное выспрашивание» – полузакрытая коммуникация, в которой человек пытается выяснить позиции другого человека и в то же время не раскрывает своей позиции. «Истерическое предъявление проблемы» – человек открыто выражает свои чувства, проблемы, обстоятельства, не интересуясь тем, желает ли другой человек «войти в чужие обстоятельства», слушать «излияния».

Виды общения

Выделяю следующие виды общения:

А) «Контакт масок» – формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника, используются привычные маски (вежливости, строгости и т. п.) – набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику.

Б) Примитивное общение, когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект: если нужен, активно вступают в контакт, если мешает — оттолкнут или последуют агрессивные грубые реплики. Если получили от собеседника желаемое, то теряют к нему дальнейший интерес и не скрывают этого.

В) Формально-ролевое общение, когда регламентированы и содержание, и средства общения и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли.

Г) Деловое общение, когда учитывают особенности личности, характера, возраста, настроения собеседника, но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения.

Д) Духовное, межличностное общение друзей, когда можно затронуть любую тему и не обязательно прибегать к помощи слов, друг поймет вас и по выражению лица, движениям, интонации. Такое общение возможно тогда, когда каждый участник имеет образ собеседника, знает его личность, может предвидеть его реакции, интересы, убеждения, отношение

Ж) Манипулятивное общение направлено на извлечение выгоды от собеседника, используя разные приемы (лесть, запугивание, обман) в зависимости от особенности личности собеседника.

З) Светское общение. Суть светского общения в его беспредметности, то есть люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях; это общение закрытое, потому что точки зрения людей на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникаций.

Трансактный анализ общения

Трансактный анализ общения – это рациональный метод понимания поведения на основе трех состояний «Я» – «Родитель», «Взрослый», и «Ребенок», предложенный американским психологом и психиатром Эриком Берном.

«Родитель» — это экспертно-контрольная инстанция нашего «Я», сосредоточение схем и правил, ранее усвоенных индивидуумом, которые подлежат неукоснительному исполнению. В повседневной жизни эти роли играют родители, старшие сестры, начальники, амплуа которых состоит в начальственно-покровительственной манере общения.

«Ребенок» – эффективно-импульсивная и интуитивно-творческая инстанция нашего «Я». Это роль молодого специалиста, наивной девочки и т. п., то есть в позиции «Ребенка» мы ведем себя недостаточно серьезно и ответственно.

«Взрослый» – когнитивно-активное начало, ведущей чертой которого является независимость, разумность. С этой позиции выступают соседи, разумные попутчики, сослуживцы.

Наиболее успешным и эффективным является общение двух собеседников с позиции «Взрослых», могут друг друга понять и два ребенка. Общение «Родитель» – «Взрослый» динамично: либо «Взрослый» своим спокойствием и независимостью собьет спесь с «Родителя», либо «Родитель» сумеет подавить собеседника и перевести его в позицию подчиняющегося или бунтующего «Ребенка».

Общение «Взрослый» – «Ребенок» столь же динамично: либо «Взрослый» сумеет побудить «Ребенка» серьезно относиться к обсуждаемой теме, либо беспомощность «Ребенка» спровоцирует переход «Взрослого» к позиции опекающего «Родителя».

Часто уровни общения маскируются. Например, общение покупателя и продавца внешне напоминает общение уровня «Взрослый» – «Взрослый», но фактически покупатель находится здесь в роли просящего, а соответственно это роль «Ребенка», в то время как продавец, соизволяющий объяснить покупателю качества товара, опекающий покупателя, выступает в роли «Родителя».

Дата добавления: 2016-10-27 ; просмотров: 1066 | Нарушение авторских прав

источник