Меню Рубрики

Общение как взаимодействие трансактный анализ общения

Выделяют следующие виды общения.

  • 1. «Контакт масок» — формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника, используются привычные маски (вежливости, строгости, безразличия, скромности, участливости и т.п.) — набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику. В городе контакт масок даже необходим в некоторых ситуациях, чтобы люди «не задевали» друг друга без надобности, чтобы «отгородиться» от собеседника.
  • 2. Примитивное общение, когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект: если нужен, то активно вступают в контакт, если мешает — оттолкнут или последуют агрессивные грубые реплики. Если получили от собеседника желаемое, то теряют дальнейший интерес к нему и не скрывают этого.
  • 3. Формально-ролевое общение, когда регламентированы и содержание, и средства общения и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли.
  • 4. Деловое общение, когда учитывают особенности личности, характера, возраста, настроения собеседника, но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения.
  • 5. Духовное. Межличностное общение друзей, когда можно затронуть любую тему и необязательно прибегать к помощи слов, друг поймет вас и по выражению лица, движениям, интонации. Такое общение возможно тогда, когда каждый участник имеет образ собеседника, знает его личность, может предвидеть его реакции, интересы, убеждения, отношение.
  • 6. Манипулятивное общение направлено на извлечение выгоды от собеседника, используя разные приемы (лесть, запугивание, «пускание пыли в глаза», обман, демонстрация доброты) в зависимости от особенностей личности собеседника.
  • 7. Светское общение. Суть светского общения в его беспредметности, т.е. люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях; это общение закрытое, потому что точки зрения людей на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникаций.

Кодекс светского общения: 1) вежливость, такт — «соблюдай интересы другого»; 2) одобрение, согласие — «не порицай другого», «избегай возражений»; 3) симпатии — «будь доброжелателен, приветлив».

Кодекс делового общения иной: 1) принцип кооперативное™ — «твой вклад должен быть таким, какого требует совместно принятое направление разговора»; 2) принцип достаточности информации — «говори не больше и не меньше, чем требуется в данный момент»; 3) принцип качества информации — «не ври»; 4) принцип целесообразности — «не отклоняйся от темы, сумей найти решение»; 5) «выражай мысль ясно и убедительно для собеседника»; 6) «умей слушать и понять нужную мысль»; 7) «умей учесть индивидуальные особенности собеседника ради интересов дела».

Если один собеседник ориентируется на принцип «вежливости», а другой — на принцип кооперативности, они могут попасть в нелепую, неэффективную коммуникацию. Следовательно, правила общения должны быть согласованы и соблюдаться обоими участниками.

Тактика общения — реализация в конкретной ситуации коммуникативной стратегии на основе владения техниками и знания правил общения. Техника общения — совокупность конкретных коммуникативных умений говорить и умений слушать.

Психолог Т. Лири выделяет два вектора общения, па основе которых различают позиции в общении:

  • 1) доброжелательность — враждебность;
  • 2) доминирование — подчинение.

Позиции в общении выделяют следующие:

  • 1) доброжелательная позиция принятия собеседника;
  • 2) нейтральная позиция;
  • 3) враждебная позиция непринятия собеседника;
  • 4) доминирование, или «общение сверху»;
  • 5) общение на равных;
  • 6) подчинение, или позиция «снизу» (рис. 6.5).

Анализ позиций в общении осуществляется и в концепции трансактного анализа (Э. Бери).

Рис. 6.5. Индивидуальные стили общения

Трансактный анализ общения выделяет три основные позиции: Ребенка, Родителя, Взрослого, которые могут неоднократно сменять одна другую в течение дня, или одна из них может преобладать в поведении человека.

С позиции Ребенка человек смотрит на другого как бы снизу вверх, с готовностью подчиняется, испытывая радость от того, что его любят, но одновременно и чувство неуверенности, беззащитности. Эта позиция, являясь основной в детстве, нередко встречается и у взрослых. Так, иногда молодая женщина в общении с мужем хочет почувствовать себя вновь озорной девчонкой, оберегаемой от всяческих невзгод. Муж в таких ситуациях занимает позицию Родителя, демонстрирует уверенность, покровительство, но в то же время и безапелляционность, приказной тон. Между тем, например, общаясь со своими родителями, он сам занимает позицию Ребенка.

При общении с коллегами обычно стремятся занять позицию Взрослого, предусматривающую спокойный тон, выдержку, солидность, ответственность за свои поступки, равноправие в общении.

С позиции Родителя «играются» роли старого отца, старшей сестры, внимательного супруга, педагога, врача, начальника, продавца, говорящего: «Зайдите завтра». С позиции Ребенка — роли молодого специалиста, аспиранта-соискателя, артиста — любимца публики. С позиции Взрослого — роли соседа, случайного попутчика, сослуживца, знающего себе цену, и др.

В позиции «Родителя» могут быть две разновидности:

  • 1) «карающий Родитель» — указывает, приказывает, критикует, карает за непослушание и ошибки;
  • 2) «опекающий Родитель» — советует в мягкой форме, защищает, опекает, помогает, поддерживает, сочувствует, жалеет, заботится, прощает ошибки и обиды.

В позиции Ребенка выделяют: «послушного ребенка» и «бунтующего ребенка» (ведет себя так: «Не хочу. Не буду, отстаньте!»). Трансакция — единица взаимодействия партнеров по общению в зависимости от занимаемой психологической позиции общения каждого партнера. Трансакции бывают различных типов и приводят к специфическим последствиям, в зависимости от позиций каждого (изображается стрелкой, идущей от выбранной позиции одного собеседника к предполагаемой позиции другого участника общения).

Общение Родителя и Взрослого динамично: либо Взрослый своим спокойным, независимым, ответственным поведением собьет спесь с Родителя и переведет его в равноправную Взрослую позицию, либо Родитель сумеет подавить собеседника и перевести его в позицию подчиняющегося или бунтующего Ребенка.

Общение Взрослого н Ребенка столь же динамично: либо Взрослый сумеет побудить ребенка серьезно и ответственно отнестись к обсуждаемой проблеме и перейти в позицию Взрослого, либо беспомощность Ребенка спровоцирует переход Взрослого к позиции опекающего Родителя. Общение Родителя и Ребенка взаимодополняемо, поэтому часто реализуется в общении, хотя может иметь как спокойный характер («послушный Ребенок»), так и конфликтный («бунтующий Ребенок»).

Встречаются замаскированные виды общения, где внешний (социальный) уровень общения не совпадает, маскирует истинный психологический уровень общения. Например, общение продавца и покупателя может внешне носить равноправный характер двух Взрослых, а фактически диалог продавца («Вещь хорошая, но дорогая») и покупателя («Именно это я и возьму») происходит на уровне Родитель (продавец) и Ребенок (покупатель) (рис. 6.6).

источник

Это семинар по клиническим навыкам.
Предназначен для ознакомления участников с тремя практическими областями, которые являются общими проблемами в жизни клиентов.

Групповая терапия в методе перерешения дает возможность сделать собственное перерешение с Тони Вайт.

Программа для практиков
психотерапевтов, медиков
и психологов, работающих
с клиническими случаями

Предварительные знания того,
что хочешь сделать,
дают смелость и легкость.

Основные идеи

Словосочетание «трансактный анализ» дословно означает «анализ взаимодействий». В нем заложены две глубокие идеи: 1) мультипликативная природа общения; 2) разделение процесса общения на элементарные составляющие и анализ этих элементов взаимодействия.

Идеи эти, оказавшиеся довольно продуктивными, появились сравнительно недавно — в 60-х годах XX века — в работах американского психотерапевта Эрика Берна.

Три основные позиции

Берн подметил, что в зависимости от ситуации, общаясь, мы принимаем одну из трех позиций, которые он условно назвал Родитель, Взрослый, Дитя. В дальнейшем будем их сокращенно обозначать Р, В, Д. Важно отметить, что никакого отношения к возрасту эти позиции не имеют. Каковы критерии отнесения к одной из позиций?

Родитель — требует, оценивает (осуждает или одобряет), учит, руководит, покровительствует.

Взрослый — рассудительность, работа с информацией.

Дитя — проявления чувств, беспомощности, подчинения.

Руководителю сообщили, что необходимо быть на некоем совещании. Идти надо, но не хочется. Первый голос: «Пустая трата времени на этом совещании, а здесь стол от бумаг ломится». Второй голос: «Вообще-то это входит в число обязанностей, да и какой пример подам подчиненным, нарушая порядок». Третий: «Не приду — шеф разозлится, неприятностей не оберешься». И решение: «Ладно, пойду, но возьму с собой работу, сяду подальше, поработаю с бумагами». Первый голос — позиция В, вторая — Р, третий — Д. Решение — это разумный компромисс между этими позициями.

Еще один пример. Одна дама борется со своей полнотой. Сегодня, в день рождения одной из коллег, в комнате появился торт — готовятся отметить это событие. Увидев угощение, дама слышит три внутренних голоса. Первый: «Какой вкусный торт!» Второй: «Здесь верных 500 килокалорий». Третий: «Съешь, подкрепись, все равно уже время обеда». Конечно, это последовательно выступают Дитя, Взрослый, Родитель. В итоге принимается компромиссное решение — съесть маленький кусочек.

Впрочем, компромисс может и не состояться, если одна из позиций ближе к внутреннему состоянию человека. В последнем случае могла одержать чистую победу и позиция Д (А! Один раз живем!), и позиция В (полный отказ от угощения)

Остроумный наш народ к мультипликативной теории пришел на основе своего многотрудного опыта:

Идет мужик мимо пивной. Внутренний голос спрашивает его: «Зайдешь?» Мужчина стиснул зубы и — мимо. Тогда внутренний голос говорит: «Ты как хочешь, а я зайду!»

Понятно, что вопрос задавал Взрослый. Позиция Р проявилась в попытке проигнорировать предложение. Победила позиция Д — желание получить удовольствие.

Что дает трансактный анализ

В любой ситуации в той или иной степени проявляется каждая из трех позиций Р, В, Д. Искусство состоит в том, чтобы правильно определить решающую из них, в соответствии с которой и действует человек. Знание этой позиции позволяет предвидеть поведение собеседника и, следовательно, скрыто управлять им посредством введения его в соответствующую позицию.

Известный российский теоретик театра П. М. Ершов, анализируя взаимодействие актеров на сцене, ввел понятие, оказавшееся очень полезным в психологическом анализе, в том числе и в трансактном (см. Ершов П.М. Режиссура как практическая психология. М.: Искусство, 1972).

Это понятие — «пристройка». Пристройка сверху осуществляется при проявлении своего превосходства, пристройка снизу — подчинения, пристройка рядом — равного партнерства. К примеру, начальник — подчиненный, старший — младший; у первых естественна пристройка сверху, у вторых — пристройка снизу. У коллег одного возраста и положения ограниченна пристройка рядом. Попытка осуществить пристройку сверху может вызвать возмущение. Оценка действий другого человека — это пристройка сверху. Комплимент, а тем более лесть — пристройка снизу.

Признаки пристроек

Сверху — стремление доминировать; внешне может выглядеть как поучения, осуждения, советы, порицание, замечания, обращения «ты», «сынок», высокомерные или покровительственные интонации, похлопывание по плечу, стремление занять более высокое место, подача руки ладонью вниз, взгляды сверху вниз и многое другое.

Снизу — выглядит как просьба, извинение, оправдание, виноватые или заискивающие интонации, наклоны корпуса, опускание головы, подавание руки ладонью вверх и т.п.

На равных — отсутствие пристроек сверху или снизу, стремление к сотрудничеству, информационному обмену, соревнованию; характерны повествовательные интонации, вопросы и т.п.

Это понятие является центральным в трансактном анализе.

Трансакцией называется единица взаимодействия партнеров по общению, сопровождающаяся заданием позиций друг друга. Графически это выглядит так каждый партнер по общению изображается в виде набора всех трех его позиций: Р, В, Д (сверху вниз), а трансакция — стрелкой, идущей от выбранной позиции одного собеседника к предполагаемой позиции другого. Многочисленные примеры этого показаны на приведенных ниже рисунках.

При этом отношение вида Р->Р, В->В, Д->Д, изображаемые горизонтальными стрелками, появляются пристройками рядом (рис. 1-3); отношения Р->В, Р->Д, В->Д — пристройками сверху (рис. 4-6), а В->Р, Д->Р, Д->В — пристройками снизу (рис. 4-6).

Очевидно, указанными девятью типами исчерпываются все возможные типы трансакций. Ниже мы проиллюстрируем все 9 типов трансакций, начав с тех, где осуществляется пристройка рядом.

Замечания о терминах

Создатели новых разделов науки вынуждены для обозначения вводимых ими терминов либо придумывать новые слова, либо брать уже известные, но наделять их (по соглашению) определенным новым смыслом, действующим лишь в контексте данного раздела науки. При этом обиходное значение этого слова может не совпадать с его значением как термина.

Мы вынуждены обратить на это внимание, ибо уже введенные термины Родитель, Взрослый и Дитя (как и названия трансакций, которые будут введены ниже) имеют смысл, не вполне совпадающий с их бытовыми значениями. Указанием на то, в каком смысле (общепринятом или трансактном) употребляется соответствующее слово, будет являться его написание: если оно с прописной буквы, значит это термин, если со строчной — слово понимается в обыденном смысле.

В качестве примера приведем следующий эпизод.

Ребенок, подражая маминой интонации, говорит отцу: «А мама говорила, чтобы ты не оставлял после себя невымытую тарелку!» Сделано замечание, которое говорит, что ребенок занял позицию Родитель, отдавая отцу позицию Дитя: Р->Д.

Трансакция «Демагог»

Один работник — другому: «Эти начальники хорошо устроились: требуют от нас то, что сами не выполняют». Второй: «Да уж, что позволено Юпитеру, не позволено быку».

Поскольку первый осуждает, то он занял позицию Родитель. К собеседнику он осуществляет пристройку рядом: разговор на равных, то есть имеет место трансакция Р->Р. Она называется «Демагог».

Второй собеседник также принимает позицию Родитель и осуществляет трансакцию Р В. Эта трансакция называется «Коллега». Обратная трансакция также имеет вид В Д называется «Шалун». Такое распределение позиций принимается и второй стороной. Осуществляется встречная трансакция Д В. Она называется «Профессор» и изображена на рис. 4 стрелкой сверху вниз.

Данное распределение позиций принимается подчиненным: как человек рассудительный, он признает свой промах (позиция Взрослый) и не оспаривает право руководителя делать ему замечания (пристройка снизу к позиции Родитель). Эта трансакция Р Д. Такая трансакция называется «Босс».

Если собеседник отвечает: «Извините, больше не буду», то он тем самым принимает заданное распределение позиций: отвечает с позиции Дитя, обращаясь к позиции Родитель, то есть осуществляет встречную трансакцию Р В. Она называется «Почемучка».

Собеседник принимает это распределение позиций и осуществляет пристройку Д Р (рассудительное обращение за покровительством, пристройка снизу) и ответная трансакция «Профессор» Р->В (оказание покровительства, пристройка сверху).

Однако представим, что этот сотрудник нравится женщине, а он не проявляет никакой инициативы, и ей приходится самой проявлять ее. Иначе говоря, сказанные ею слова — лишь ширма, за которой стоит любовная игра. То есть ее скрытая позиция задается ее чувствами. А чувства относятся к позиции Дитя. Надеясь на взаимность, женщина скрыто обращается к позиции Дитя сослуживца. Таким образом, скрытая трансакция имеет вид Д->Д, то есть «Шалун» (рис. 14)


Рис. 14

Если сослуживец и сам испытывает чувство симпатии к этой женщине и, соглашаясь проводить ее, порадовался, что сможет остаться с ней наедине, то на трансактной схеме (рис. 14) данного сюжета следует поставить встречную штриховую стрелочку Д

Оставлять комментарии к статьям могут только зарегистрированные пользователи.

источник

Определение понятия транзакции, а также характеристика их видов. Анализ позиций в общении с точки зрения транзактного анализа. Описание механизма дополнительных, перекрестных и скрытых транзакций. Примеры практических упражнений для развития общения.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Транзактный анализ общения

1. Позиции в общении с точки зрения транзактного анализа

3. Практические упражнения

1. Позиции в общении с точки зрения транзактного анализа

Как уже упоминалось, общение заключается не только в обмене различного рода информацией между общающимися индивидами, но и в организации взаимодействия между ними. В истории социальной психологии существовало несколько попыток описать структуру взаимодействия. Одна из наиболее известных теорий, получивших широкое применение в практической психологии, транзактный анализ.

Это направление предлагает регулирование действий участников коммуникативного процесса через регулирование их позиций с учетом характера ситуаций и стиля взаимодействия. Данное направление связано с именем Э. Берна. Он считает, что в каждом человеке существует три «я»: ребенок — зависимое, подчиняемое существо; «родитель» — существо независимое, берущее на себя ответственность; взрослый — принимающий во внимание ситуацию общения, распределяющий ответственность между собой и другими. В зависимости от того, какое «я» актуализировано в момент взаимодействия человек может занимать определенную позицию в общении. При этом позиции могут меняться у одного и того же человека, определяясь ситуацией общения, стилем взаимодействия, личностными особенностями собеседника. Но в то же время одна из позиций может преобладать в поведении человека, хотя коммуникативная гибкость предполагает умение одинаково хорошо взаимодействовать в разных позициях. Следует учитывать, что эти позиции абсолютно не связаны с соответствующей социальной ролью. Это не роль, а чисто психологическое описание определенной стратегии во взаимодействии. Рассмотрим данные позиции.

Читайте также:  Как собрать анализ мочи беременной

В позиции ребенка для человека свойственна «пристройка снизу», т.е. он смотрит на собеседника как бы снизу вверх, с готовностью подчиняясь и испытывая радость от того, что его любят. Но одновременно в этой позиции человек испытывает чувство неуверенности, беззащитности, потребность в одобрении и защите.

Позиция ребенка характеризуется двумя разновидностями: «послушный ребенок», с готовностью подчиняющийся собеседнику, и «бунтующий ребенок», выражающий немотивированный протест и агрессию («Не хочу! Не буду! Отстаньте! А тебе какое дело! Как хочу, так и буду делать!» и т.п.)

Для позиции родителя характерна «пристройка сверху». Занимая данную позицию, человек демонстрирует уверенность, покровительство, но одновременно и безапелляционность суждений, нередко изрекая их в приказном тоне. Если позицию ребенка можно определить как позиция «Хочу!», то позицию родителя как «Надо!».

В позиции родителя также возможны две разновидности: «карающий родитель» — тот, который приказывает, критикует, а может и наказать за непослушание и ошибки. И «опекающий родитель», который советует, помогает, поддерживает, жалеет, заботится, прощает ошибки и обиды.

С позиции родителя «играются» роли строгого отца, старшей сестры, педагога, врача, начальника.

Для позиции взрослого характерна «пристройка рядом». Эта позиция предполагает равноправное общение людей, принимающих на себя ответственность и признающих за собеседником право на собственное мнение.

В качестве единицы общения Э. Берн рассматривает т.н. транзакции. Любая транзакция начинается с транзакционного стимула. Он представляет собой тот или иной знак, осведомляющий о том, что присутствие одного человека воспринято другим. Для описания процесса транзакции он вводит термин «поглаживание». Выбор этого понятия связан с потребностью человека в прикосновении. Будучи взрослыми, считал Э. Берн, мы продолжаем нуждаться в физическом контакте. Однако, посскольку это не всегда возможно, человек учится заменять физическое прикосновение другими формами признания. Улыбка, комплимент, даже оскорбление — все это показывает нам, что наше существование признано.

Поглаживания бывают вербальными («Привет!») и невербальными (кивок головы в ответ), позитивными (вызывают приятные чувства) и негативными (неприятно задевают), условными (связаны с тем, что другой делает, за его поступки) и безусловными (связаны с тем, что он есть, просто за «существование» другого). Таким образом, любая транзакция является поглаживанием. При этом поглаживание (пусть даже болезненное) всегда лучше, чем его отсутствие. Э. Берн ссылается на эксперименты над крысами, в котором ласковое обращение и болезненный электрошок оказались одинаково эффективным средством поддержания их здоровья. Таким образом, поглаживания имеют определенное значение для выживания. Если человек получает недостаточное количество позитивных поглаживаний, то он пойдет дальше и будет искать негативные поглаживания.

У каждого человека есть свой коэффициент поглаживания, то есть каждому требуется индивидуальное число предпочтительных поглаживаний. Когда человек получает поглаживание, которое не входит в его предпочтительный коэффициент, то он склонен игнорировать или преуменьшать его. Например, получив комплимент, «Как вы умны!», человек тут же реагирует замечанием: «Зато не очень-то привлекателен». Многие люди являются своими злейшими врагами, в том смысле, что оказывают отрицательное воздействие сами на себя. Карающий родитель, сидящий в каждом из нас, требует совершенства, и человек постоянно твердит себе, что он «мог бы сделать лучше». Транзактный анализ предлагает покончить с подобным самоистязанием и высвободить Дитя из «ежовых рукавиц» карающего родителя.

У каждого человека имеется своеобразный фильтр через который пропускаются входящие поглаживания. В его основе лежат Родительские установки об экономии поглаживаний. К ним относятся:

— не давай поглаживания, когда их надо давать;

— не напрашивайся на поглаживания, когда в них нуждаешься;

— не принимай поглаживаний, если нуждаешься в них;

— не отвергай поглаживания, когда ты не нуждаешься в них;

Предполагается, что родители поступают подобным образом с целью контроля над своими детьми. Обучая детей тому, что запас поглаживаний ограничен, родители приобретают положение монополистов по поглаживаниям. Отсюда во взрослом состоянии часто возникает нехватка поглаживаний. Люди тратят большую энергию в поисках поглаживаний, которые, как все еще они считают, имеются в ограниченном количестве. В качестве терапевтической установки в транзактном анализе предлагается следующее: «Поглаживания, которые вы получаете, спрашивая о них, стоят ровно столько же, сколько поглаживания, которые вы получаете, не спрашивая о них».

Человек, к которому обращен транзакционный стимул, отвечает каким-то действием — транзакционной реакцией. При этом человек, вступающий в акт общения, неосознанно выбирает себе подходящее состояние Я (позицию общения) и предлагает выгодное для себя состояние Я собеседнику. Если собеседник принял эту позицию, то он оказывается в определенной психологической зависимости от этого человека . Цель транзакционного анализа заключается в том, чтобы выяснить, какое именно состояние Я ответственно за транзакционный стимул и какое состояние человека осуществило транзакционную реакцию. Все транзакции делятся на дополнительные, перекрестные и скрытые. Кроме этого, последователями Э. Берна позднее были выделены прямые, непрямые и смазанные транзакции.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ТРАНЗАКЦИИ. Основная особенность дополнительных транзакций в том, что векторы общения параллельны и никогда не пересекаются. Пока транзакции дополнительны — процесс коммуникации между людьми будет протекать гладко и неопределенно долго. Это правило не зависит ни от природы транзакций, ни от их содержания.

Дополнительная транцакция представляет совпадение ожиданий, при котором один из партнеров предлагаеет другому предпочтительную для него позицию, а другой с готовностью ее принимает.

ПЕРЕКРЕСТНЫЕ ТРАНЗАКЦИИ возникают, когда на определенный стимул следует неожиданная реакция. Именно этот тип транзакций доставляет наибольшие хлопоты в общении.

При перекрестной транзакции векторы не параллельны друг другу. Например, стимул рассчитан на взаимоотношения Взрослый — Взрослый: «Ты не видела, где мои часы?». Дополняющим здесь может быть признан ответ: «Часы лежат на столе». Однако собеседник может вспылить: «Вечно я у тебя во всем виновата!» (позиция ребенка) или «Ищи их там, куда сам положил!» (позиция родителя). После пересекающейся транзакции процесс коммуникации временно прекращается. Начинается позиционная борьба, которая длится до тех пор, пока векторы не будут приведены в порядок. Для восстановления контакта одному собеседнику или обоим в паре необходимо изменить свои позиции.

СКРЫТЫЕ ТРАНЗАКЦИИ являются более сложными.

Это связано с тем, что поведение людей не всегда соответствует их социальному положению. На социальном уровне, например, начальник может быть и маленьким мальчиком и покровительствующим отцом. Скрытые ТА требуют одновременного участия двух состояний, одно из которых маскируется. Открытое общение происходит на внешнем социальном уровне, скрытое — на психологическом уровне. Скрытые транзакции — это шифровка, секрет, по крайней мере, для Я- состояния Взрослого. Соответственно, результат такой транзакции определяется на психологическом, а не на социальном уровне. Это можно рассмотреть на примере торговой ситуации. Продавец говорит покупателю: «Эта вещь хорошая, но дорогая.» А покупатель отвечает: «Вот ее-то я и возьму!» На социальном уровне слова продавца кажутся обращенными к Взрослому покупательницы. Однако на скрытом, психологическом уровне взаимодействие осуществлялось с позиции Взрослого (продавец) и Ребенка (покупатель). Эта транзакция является скрытой на обоих уровнях, поскольку продавец как бы принимает ответ покупательницы за чистую монету, то есть как ответ Взрослого, решившего сделать покупку.

Прямые это Я-Ты транзакции, при которых человек обращается напрямую к собеседнику.

Непрямые — Я-Он транзакции, при которых кто-то говорит с кем-то о третьем лице.

Смазанные — Я-Вы Все транзакции, при которых человек обращается к группе людей.

Как правило, проводя групповой тренинг, тренер использует только прямые транзакции и просит участников придерживаться именно этого типа. Многие семейные пары начинают работу с непрямых транзакций, играя в игру «суд»: «Он никогда ничего не делает по дому». В этой игре психологу отводится роль судьи или присяжного, и ожидается, что он втянется в эту игру. Когда психолог просит пару говорить друг с другом, судебное разбирательство закрывается, а они становятся доступнее психологической работе. Пока они говорят друг о друге в третьем лице, интимность и близость для них становится практически недоступна, пусть даже провозглашенная ими цель — перестать ссориться и стать ближе друг к другу.

Смазанные транзакции могут использоваться при сообщении организационной информации: «Все знают, что сегодня вечером семинар?». В других случаях их применение усложняет общение.

3. Практические упражнения

Участники разбиваются на пары. Один говорит любые фразы с позиции Родителя, а другой — должен отреагировать, как получится. После ответа сразу проводить анализ: с какой позиции был дан ответ.

Затем, задание видоизменяется. В ответ на фразу с позиции Родителя, собеседник должен попытаться ответить с позиции Взрослого. После выполнения упражнения проанализировать, насколько трудно реагировать с позиции Взрослого. транзакция общение упражнение

В жизни всегда кто-то предпочитает доминировать, кто-то подчиняться. Однако в реальном общении человек должен уметь одинаково хорошо взаимодействовать в разных позициях в зависимости от ситуации общения и личностных особенностей собеседника. Для развития этого умения полезно попробовать себя в разных ролях.

Участникам группы предлагается любая ситуация. Например, человек в автобусе поставил портфель на соседнее сидение. Нужно добиться, чтобы он добровольно освободил место. Сидящий получает инструкцию освободить место только по желанию. На роль сидящего выбирается наиболее активный и гибкий участник. В роли уговаривающего могут побывать все желающие участники.

В каждом конкретном случае проводится анализ: какова была позиция партнеров (Родитель — Ребенок — Взрослый), наблюдалась ли динамика в позициях, в какой позиции было трудней отказывать, в какой позиции участники чувствуют себя комфортней и т.д.

Ситуативная игра «Аэропорт»

Из группы выбираются 2 пары желающих участвовать в ролевой игре. Они разыгрывают одну и ту же ролевую ситуацию. Когда первая пара участников разыгрывает сценку в соответствии с инструкцией, вторая пара находится вне данного помещения, чтобы не видеть происходящего.

Затем приглашается вторая пара и вновь разыгрывает ситуацию.

Каждому участнику дается для ознакомления инструкция на отдельном листе. Остальные члены группы должны понять суть происходящего конфликта и провести анализ общения. Проводится сравнительный анализ позиций общения и эффективности результатов общения у двух пар участников, выясняется, насколько правильно участники вели себя во время конфликта.

Можно попытаться обсудить более эффективный вариант решения конфликтной ситуации.

Инструкция начальнику. Вы начальник отдела. Сотрудница Н. не сдала к сроку важные для вас расчеты. Вам передали, что она звонила и сказала, что из-за болезни она, видимо, еще долго не появится. Однако когда вы несколько раз звонили ей домой, к трубке почему-то никто не подходил. Вы вынуждены лететь в Санкт-Петербург в срочную командировку на важное совещание без нужных данных. Вы очень переживаете. В аэропорту вы вдруг сталкиваетесь с «больной» сотрудницей, которая ожидает очереди у пункта регистрации пассажиров.

Инструкция подчиненной. Вы работник отдела. Ваши дела складываются очень неудачно. В самую пору сдачи важного отчета тяжело заболела ваша сестра и, посколбку за ней некому ухаживать, вы взяли больничный по уходу за ней и теперь временно живете у нее. Ваш знакомый улетает в Санкт-Петербург в краткосрочную командировку, и вы хотите передать ему рецепт на редкое лекарство, жизненно необходимое для лечения вашей сестры. Вы спешите в аэропорт, но опоздали: ваш знакомый, по-видимому, уже улетел. Вы стоите и не знаете, что делать. Вдруг вас окликает ваш начальник.

1. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2008.

2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. М., 1988.

3. Ершов П.Н. Режиссура как практическая психология. М., 1972.

4. Крижанская Ю.С., Третьяков В.П. Грамматика общения. М.: «Смысл», 2009.

5. Мясищев В.Н. Психология отношений. Воронеж, 2005.

6. Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Психотехника общения. Ростов-на-Дону: «Пегас», 2006.

Сущность интерактивной стороны общения. Комплексы установок и способы поведения по Э. Берну. Виды взаимодействия партнеров. Правила коммуникации в транзактном анализе. Характеристика манипуляций в общении, способы их распознавания и нейтрализации.

презентация [841,7 K], добавлен 23.08.2016

Характеристика понятия, функций, видов общения. Особенности формировании человека, как личности, объекта и субъекта общения. Стили педагогического общения и их технологическая характеристика. Психические особенности общения в младшем школьном возрасте.

курсовая работа [31,4 K], добавлен 04.02.2010

Аспекты проблематики затрудненного общения. Факторы, создающие трудности в общении, причины их появления. Психологическая классификация типов общения. Общая характеристика личности и затрудненного общения. Влияние общения на личность, личности на общение.

курсовая работа [29,5 K], добавлен 31.01.2016

Характеристика признаков человеческого сознания и условий его развития. Примеры недостаточного развития свойств сознания. Изучение основных видов общения. Сущность барьеров общения и причины, по которым их относят к ошибкам восприятия человека человеком.

контрольная работа [36,2 K], добавлен 17.04.2010

Изучение основ делового общения с точки зрения психологических особенностей человеческого общения. Групповые формы делового общения. Основные этапы деловой беседы. Проведение переговорного процесса. Техника эффективного чтения и писания деловых писем.

контрольная работа [26,4 K], добавлен 07.05.2016

Изучение общения как процесса взаимодействия людей. Теоретический анализ проблемы общения в зарубежной и отечественной психологии. Характеристика межличностных отношений как социально-психологического феномена. Особенности общения в студенческой группе.

курсовая работа [266,2 K], добавлен 23.07.2015

Система отношения человека к другим людям и ее реализация в форме общения. Стадии развития потребности ребенка в общении. Связь общения с деятельностью. Основные функции общения. Формирование межличностных отношений как одна из особенностей общения.

реферат [16,0 K], добавлен 10.10.2010

Перцептивная,коммуникативная стороны общения. Барьеры разговора. Интерактивное общение, три его состояния, причины их возникновения. Субъект общения с точки зрения типологии Карла Юнга. Повышение эффективности взаимодействия. Практические примеры.

практическая работа [11,8 K], добавлен 24.06.2008

Структура, функции и основные понятия общения. Общение как психологическая проблема в исследованиях Л. Выготского. Сравнительная характеристика сторон и видов общения. Проблема психологического влияния, его виды. Проблема барьеров общения и её изучение.

реферат [31,1 K], добавлен 19.10.2008

Виды затруднений в общении. Анализ типических проявлений личности. Субъект затрудненного общения. Шизоидно-инотровертированная (констинтуциональная), псевдошизоидная и психастеническая застенчивость. Функции психологических барьеров вербального общения.

презентация [2,1 M], добавлен 22.08.2015

Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д.
PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах.
Рекомендуем скачать работу.

источник

Транзактный анализ – это структурное описание взаимодействия в общении, предложенное американским психотерапевтом Эриком Берном . Словосочетание «трансактный анализ» дословно означает «анализ взаимодействий». В нем заложены две глубокие идеи: 1) мультипликативная природа общения; 2) разделение процесса общения на элементарные составляющие и анализ этих элементов взаимодействия.

Трансактный анализ общения выделяет 3 основные позиции: Ребенка, Родителя, Взрослого, которые могут неоднократно сменять одна другую в течение дня, или одна из них может преобладать в поведении человека. Эти позиции ни в коей мере не связаны с соответствующей социальной ролью или возрастом: это лишь чисто психологическое описание определенной стратегии во взаимодействии. Эффективность взаимодействия зависит в данном случае от правильно выбранной позиции, адекватно понятой ситуации и верно принятого стиля поведения.

Тест на внимательность Только 5% пользователей набирают 100 баллов. Сколько баллов наберешь ты?

Позиция Ребенка («Хочу!»): человек смотрит на другого «снизу вверх», с готовностью подчиняется. Эта позиция является основной в детстве, нередко встречается у взрослых (пример: молодая жена, молодой специалист, артист-любимец публики). В позиции Ребенка выделяют «ПОСЛУШНОГО РЕБЕНКА» и «БУНТУЮЩЕГО РЕБЕНКА».(«Не хочу!», «не буду!», «отстаньте!»)

Позиция Родителя («Надо!»): человек смотрит на другого «сверху вниз», учит, опекает, руководит.(примеры: отец или мать, старшая сестра, педагог, врач, начальник ). В позиции Родителя выделяют :

«КАРАЮЩИЙ РОДИТЕЛЬ» указывает, приказывает, критикует, наказывает; и

«ОПЕКАЮЩИЙ РОДИТЕЛЬ» помогает, поддерживает, заботится, жалеет, прощает ошибки.

Позиция Взрослого ( «Хочу + Надо»): равноправие в общении, спокойный тон, выдержка, ответственность за свои поступки. (примеры: коллеги по работе)

Трансакция – единица взаимодействия партнеров по общению, когда задается позиция каждого партнера: Ребенок, Родитель или Взрослый. Графически это выглядит так: каждый партнер по общению изображается в виде набора всех трех его позиций: Р, В, Д (сверху вниз), а трансакция стрелкой, идущей от выбранной позиции одного собеседника к предполагаемой позиции другого.

При этом отношение вида Р->Р, В->В, Д->Д, изображаемые горизонтальными стрелками, появляются пристройками рядом (рис. 1-3); отношения Р->В, Р->Д, В->Д пристройками сверху (рис. 4-6), а В->Р, Д->Р, Д->В пристройками снизу (рис. 4-6).

Читайте также:  Простата анализ какие надо сдать

Очевидно, указанными девятью типами исчерпываются все возможные типы трансакций.

Наиболее успешно общение при трансакциях с взаимодополнением. В них распределение ролей, задаваемое инициатором, принимается адресатом, поскольку это его устраивает: их позиции являются как бы частью одного целого, не противоречащими, а дополняющими одна другую. Обратная трансакция при этом является зеркальным отображением исходной (примеры рис.1-6).Это означает комфортное, бесконфликтное общение.

При трансакциях без взаимодополнения распределение позиций, задаваемое инициатором, не устраивает адресата, что может привести к конфликту. Чем сильнее рассогласование позиций, тем сильнее конфликтоген и большая вероятность возникновения конфликта. На трансактной схеме рассогласование проявляется в том, что стрелки будут непараллельны или пересекаются. Пересечение стрелок означает сильный конфликтоген, ссору или состояние накануне ссоры.

Общение РОДИТЕЛЬ – РЕБЕНОК взаимодополняемо, но может носить или спокойный или конфликтный характер в зависимости от разновидностей позиций ребенка и родителя. Неустойчивое общение (динамичное): РОДИТЕЛЬ – ВЗРОСЛЫЙ или ВЗРОСЛЫЙ – РЕБЕНОК, т.к. либо родитель переведет взрослого в положение ребенка (подчинение), либо взрослый переведет родителя в положение взрослого (равноправное общение). Во втором случае взрослому придется стать родителем (опекать, руководить ребенком), либо ребенку перейти на позицию взрослого (равноправное общение), иначе взаимодействие нарушится и может вообще прекратиться(возникнет конфликт). Пример: Жена обращается к мужу с информацией: «Я порезала палец» (апелляция к Взрослому с позиции Взрослого). Если он отвечает: «Сейчас перевяжем», то это ответ также с позиции Взрослого . Если же следует сентенция: «Вечно у тебя что-то случается», то это ответ с позиции Родителя , а в случае: «Что же я теперь должен делать?», демонстрируется позиция Ребенка . В двух последних случаях эффективность взаимодействия невелика

Примеры трансакций с взаимодополнением:

Трансакция «Демагог»

Один работник другому: «Эти начальники хорошо устроились: требуют от нас то, что сами не выполняют». Второй: «Да уж, что позволено Юпитеру, не позволено быку».

Поскольку первый осуждает, то он занял позицию Родитель. К собеседнику он осуществляет пристройку рядом: разговор на равных, то есть имеет место трансакция Р->Р. Она называется «Демагог».

Второй собеседник также принимает позицию Родитель и осуществляет трансакцию Р В. Эта трансакция называется «Коллега». Обратная трансакция также имеет вид В Д называется «Шалун». Такое распределение позиций принимается и второй стороной. Осуществляется встречная трансакция Д В. Она называется «Профессор» и изображена на рис. 4 стрелкой сверху вниз.

Рис. 4

Данное распределение позиций принимается подчиненным: как человек рассудительный, он признает свой промах (позиция Взрослый) и не оспаривает право руководителя делать ему замечания (пристройка снизу к позиции Родитель). Эта трансакция Р Д. Такая трансакция называется «Босс».

Если собеседник отвечает: «Извините, больше не буду», то он тем самым принимает заданное распределение позиций: отвечает с позиции Дитя, обращаясь к позиции Родитель, то есть осуществляет встречную трансакцию Р В. Она называется «Почемучка».

Собеседник принимает это распределение позиций и осуществляет пристройку Д Р (рассудительное обращение за покровительством, пристройка снизу) и ответная трансакция «Профессор» Р->В (оказание покровительства, пристройка сверху).

Однако представим, что этот сотрудник нравится женщине, а он не проявляет никакой инициативы, и ей приходится самой проявлять ее. Иначе говоря, сказанные ею слова лишь ширма, за которой стоит любовная игра. То есть ее скрытая позиция задается ее чувствами. А чувства относятся к позиции Дитя. Надеясь на взаимность, женщина скрыто обращается к позиции Дитя сослуживца. Таким образом, скрытая трансакция имеет вид Д->Д, то есть «Шалун» (рис. 14)

Рис. 14

Если сослуживец и сам испытывает чувство симпатии к этой женщине и, соглашаясь проводить ее, порадовался, что сможет остаться с ней наедине, то на трансактной схеме (рис. 14) данного сюжета следует поставить встречную штриховую стрелочку Д

источник

Трансактный анализ принес совершенно новый взгляд на взаимодействие людей в процессе общения. Он позволил увидеть скрытые механизмы патологического поведения, в основе которого лежат неосознаваемые самим человеком запрограммированные игры и сценарии жизни.

Э. Берн говорит о том, что каждое человеческое существо нуждается в постоянных контактах с другими людьми для своего развития и здоровья (особенно в детстве). Эти контакты он называет поглаживаниями. Это могут быть действительно физические прикосновения, или слова, или жесты, которые обращены к другому человеку. Позитивные поглаживания сигнализируют, что человек приветствует существование другого человека в мире, одобряет его. Например, такая, казалось бы, приевшаяся формула: «Привет, привет. Как дела?» — является формой позитивного поглаживания. Отрицательные поглаживания (побои, оскорбления, игнорирование) являются формой выражения пренебрежительного отношения к существованию другого человека.

Человек нуждается в определенной порции положительных поглаживаний для своего выживания и хорошего самочувствия. Он обычно стремится к получению позитивных поглаживаний и склонен сохранять те формы поведения, за которые получал поглаживания. Например, если ребенок привык получать поглаживания за болезнь или печаль, то он склонен часто болеть или оставаться печальным.

Контакты совершенно необходимы для психического и даже физического здоровья индивида. Глубокие, положительные и искренние контакты приносят счастье. Однако в случае дефицита контактов человек иногда предпочитает отрицательные контакты, чем вообще не иметь контактов, так дети иногда нарочно вызывают на себя гнев родителей, лишь бы получить от них контакт как признание их существования.

Контакты могут различаться по степени доверительности, подлинности и глубине. Чем они более позитивны, подлинны и глубоки, тем больше удовлетворения получает личность, вступающая в такие контакты. К сожалению, подлинно глубокие и удовлетворительные контакты между людьми, приносящие чувство близости, по Э. Берну, довольно редки, и люди заменяют играми. Поэтому он формулирует цель трансактного анализа — установление возможно более открытых и подлинных взаимодействий между людьми, а также между внутренними компонентами личности.

Э. Берн постулирует три возможных состояния Я человека: это состояния Родителя, Взрослого и Ребенка. Он настаивает, это именно состояния одного и того же Эго (как вода бывает состоянии льда, жидкости и пара), а не части личности. Исходя из каждого состояния человек может актуализировать определенный спектр программ поведения и соответствующие эмоции.

А. У каждого человека были родители, и каждый независимо oт возраста хранит в себе набор состояний-Я, повторяющих состояния-Я его родителей (как он их воспринимал). В каждом есть Родитель.

Б. Все люди (не исключая детей) способны на объективную переработку информации при условии, что активизированы соответствующие состояния их Я. На обыденном языке это звучит так: «В каждом человеке есть Взрослый».

В. Каждый когда-то был ребенком и хранит в себе детские состояния. Он несет в себе впечатления детских лет, которые при определенных условиях могут активизироваться. Можно сказать, что каждый хранит в себе маленького мальчика или девочку. В каждом есть Ребенок (Дитя).

Родительское состояние выражается:

а) в предубеждениях, т.е. в правилах поведения, нравственных догматах и установках;

Взрослое состояние ориентировано на восприятие реальности, получение объективной информации и принятие взвешенных решений. Оно хорошо приспособленное, смышленое, достаточно свободно от влияния предубеждений и прошлых переживаний.

Состояние Я ребенка представляет внутренний мир чувств, переживаний и адаптации. Это состояние может проявлять себя тремя способами.

Естественный Ребенок — нежный, необученный, импульсивный, выразительный, бесконтрольный, сосредоточенный на себе, непослушный и т.д. (такой, каким создала его природа).

Маленький Профессор — интуитивный, творческий, манипулятивный ребенок. Исходя из этого состояния, человек проявляет творческое начало. Хороший пример — Винни-Пух, который придумывает, как ему достать мед.

Приспособившийся (адаптированный) Ребенок — это та часть Эго-состояния ребенка, на которую оказали значительное влияние родители, обычно с помощью репрессивного воспитания. Например, если ребенок все время слышит: «. и не задавай мне глупых вопросов», то он может сформировать адаптацию, состоящую в страхе задавать кому бы то ни было любые вопросы.

Вариантов адаптации великое множество, но существуют достаточно общие формы адаптации: послушание, отдаление и промедление.

Послушание может приводить к отсутствию понимания со стороны индивида, что он на самом деле хочет. В крайних случаях (если родители требуют абсолютного послушания) это может привести к полному самоотрицанию и в результате к клинике. Для шизофрении, например, характерна полная потеря своего Я, что проявляется в деперсонализации и отсутствии контакта с реальностью.

Отдаление может быть либо физическим (подольше погулять на улице, чтобы не сталкиваться с давящим родителем), либо психологическим (не слышать, что он говорит). Многие матери просто бесятся, когда их ребенок не слышит их, но чем больше они бесятся, тем меньше он их слышит.

Промедление выражается в том, что ребенок тянет с выполнением родительских поручений: делать уроки, идти обедать или спать и т.д. С возрастом такая адаптация переходит во внутреннюю борьбу с самим собой.

Пример: Многие студенты говорят, что никак не могут заставить себя писать курсовую или начать готовиться к экзаменам. Садятся за подготовку в последний день в 10 часов вечера, занимаются всю ночь и сдают на тройку. «Буквально за волосы тяну себя за стол, чем сильнее тяну, тем сильнее сопротивляюсь. », — говорят некоторые.

Наиболее эффективным приемом для коррекции этого состояния является парадоксальное разрешение не готовиться к экзаменам, которое субъект дает своей сопротивляющейся части личности. Удивительно, но энтузиазм появляется моментально, если, конечно, человек не лицемерит в этом разрешении.

Именно с адаптированным внутренним ребенком наиболее часто и ведется работа, цель которой помочь ему снова стать естественным ребенком.

Трансакциейназывается единица общения, которая может быть трансакционным стимулом (обращение к другому человеку) или трансакционной реакцией (ответом на это обращение). Трансакция, по Э. Берну, не просто направлена от одного человека к другому, но исходит из одного состояния Я человека (Детского, Взрослого или Родительского) и обращена к тому или другому состоянию Я партнера. Подробный анализ процесса человеческого общения как последовательности таких трансакций вскрывает причины тех или иных проблем и сбоев в человеческих взаимодействиях. При анализе трансакций используются специальные диаграммы взаимодействий (подробнее см.: Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. — СПб., 1992).

На рис. 2 (а, б, в) изображены примеры диаграмм дополнительных, пересекающихся и скрытых трансакций, приводимые примеры соответствуют диаграммам.

Рис. 2

Пересекающиеся трансакции (б) возникают в тех случаях, когда ответ приходит из другого Эго-состояния партнера, чем-то, куда был направлен стимул. Человек не получает ожидаемого ответа, он чувствует, что ему перечат, возникает конфликт или общение прерывается. Например, жена говорит мужу: «Я хотела бы заехать в пятницу поболтать к сестре». Муж отвечает: «Черт возьми! Для меня у тебя никогда нет времени».

Скрытые трансакции непременно присутствуют в психологических играх. Игру можно определить как часто повторяемую последовательность трансакций со скрытым мотивом, имеющую внешне разумное обоснование, или более кратко, как серию трансакций с уловкой. Игра отличается от нормального, открытого и спонтанного поведения своей нечестностью, сокрытием истинных мотивов и репродуктивным воспроизведением одних и тех же ситуаций и типов взаимодействия. Нечестность таких игр проявляется прежде всего в том, что явно выраженные, протекающие на внешнем плане трансакции являются как бы ширмой, а основное значение имеют скрытые, протекающие на психологическом уровне трансакции, преследующие обычно не совсем благовидные и неосознаваемые цели. Так, например, в игре «Дай мне пинка» внешне неуклюжие, но «невинные» действия прикрывают желание быть жертвой, испытать мазохистское удовлетворение и снять с себя ответственность за собственные неудачи. Кроме основной цели игра приносит ведущему еще много дополнительных выгод.

Как правило, игра усваивается в детстве, часто на примере собственных родителей, и в дальнейшем человек не осознает подлинных причин своего поведения, действуя по заранее заданной схеме. В детстве ребенок привыкает испытывать некоторые чувства, и игра позволяет вновь и вновь испытать это старое привычное чувство (например, чувство вины) и ничего не менять в своем поведении. Часто человек стремится собирать «ярлыки», еще и еще раз убеждая себя в привычном отношении к себе или другим.

«Одна из игр, которую исполняют для сбора ярлыков неполноценности, называется «Тупица».

Отец. Ты не такой. Помнишь, каким ты был находчивым в летнем лагере? Тренер считал тебя одним из самых способных.

Сын. Откуда ты знаешь, что он так считал?

Отец. Он говорил мне об этом.

Сын. Ха, как же так получилось, что он все время называл меня тупицей?

Отец. Он просто подшучивал над тобой.

Сын. Я тупица, и знаю это. Посмотри на мои оценки в школе.

Отец. Ты только должен больше стараться.

Сын. Я уже старался, и это не помогло. У меня не хватает мозгов.

Отец. Ты способный, я уверен в этом.

Сын. Нет, я знаю, что я тупица.

Отец. Как ты не можешь понять, что ты не тупица? Тупица!».

Э. Берн составил целую картотеку разнообразных игр, которые часто встречаются в психотерапевтической практике: «Дай мне пинка», «Если бы не ты. », «Загнанная домохозяйка», «Алкоголик», «Скандал», «Попался, сукин сын», «Бедный я» и т.д.

В других играх общения может быть три и более ролей. Наиболее часто используемыми и «выгодными» ролями являются роли «жертвы», «преследователя» и «спасителя», причем индивид может по ходу игры переходить из одной роли в другую.

Преследовательдействует по установке «Я-хороший, ты-плохой» Ведущие себя таким образом люди часто бывают придирчивы, мелочны, им не терпится бросить «заткнись!», по своей природе они склонны играть на недостатках других. Какой бы свой труд вы не положили им на стол, они все равно найдут в вашей работе ошибку и не преминут ее запомнить, чтобы удостовериться, что вы обязательно ее совершите еще раз. Такие «преследователи» считаются экспертами в знании того, какие люди и что делают неверно, а не того, в чем они сильны. Их стиль руководства можно назвать «управление посредством исключения» — внимание уделяется тому, что делается не так. Если что-либо выходит за определенные рамки, то такие люди не преминут сделать замечание. В беседе скоры на возражения, и их умение слушать часто имеет целью отметить, что делается не так или что не срабатывает. При этом у многих после общения с такими людьми возникает ощущение, что Вас считают глупыми детьми или полными идиотами.

Спасители– это любители давать советы. Как правило, они взваливают на себя чужие заботы и проблемы. Собираются «спасать» того, кто в спасении не нуждается, не желает, чтобы его выручали и не просит об этом, но они все равно бросаются «на выручку», так как находят в этом свое удовольствие! Они принимают на себя чужие обязанности даже в тех случаях, когда было бы лучше, чтобы каждый человек отвечал сам за себя. Такие люди действуют по установке «Я-хороший, ты-плохой», у них существует настоятельная потребность в своей «востребованости». Они указывают другим, что им следует делать, а когда выполнение их указаний оканчивается неудачей, то обижаются и переходят в категорию «жертв». «Спасатели» отличаются склонностью к выполнению чужих поручений – «я сам все сделаю!», в результате чего у них появляется ощущение «жертвенности», так как страдает их собственная работа. Часто случается так, что такие люди работают по 10-12 часов в день, тогда как остальные уходят домой с работы вовремя.

Подобное «чересчур заботливое» поведение приводит к возникновению между ними и другими людьми отношений зависимости, что мешает этим другим научиться самим решать свои проблемы, думать своей головой и самим принимать решения, что для них лучше, я что хуже. Действуя таким образом, принимая на себя чужие обязанности и выполняя работу за других, тогда как на свою работу не остается времени, они постепенно переходят в категорию «жертв».

Жертвы. Когда люди изначально ведут себя как «жертва», они действуют по установке «Я-плохой, ты-хороший». Всем своим поведением вынуждают себя «пинать» словесно или не словесно, эмоционально или физически. Их постоянно ругают за то, что они не слушают распоряжений, за то, что у них эмоциональность берет верх над рассудком и за то, что они вместо того, чтобы слушать, они заранее занимают оборонительную позицию.

Подобные «ОК — установки» играют решающую роль в поведении каждого человека. Они формируются в раннем детстве и являются отражением нашей самооценки, сказываясь на отношениях с другими людьми и влияя на эффективность или неэффективность процесса общения.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Читайте также:  Как здают анализ на желочный

источник

Трансакционный (или трансактный) анализ – новое направление в западной психологии. Основателем этого направления и концепции трансактного анализа является известный американский психотерапевт Э.Берн. Оригинальная концепция Э.Берна позволяет глубже понять психологические проблемы общения и взаимодействия и научиться более эффективно и сознательно управлять этими процессами.

Название теории Берна происходит от термина “трансакция”.

Трансакция – единица социального взаимодействия, единица общения.

Каждая трансакция включает в себя: стимул и реакцию.

1. Стимул (St) – обращение одного человека к своему партнеру: слово, взгляд, поза, жест.

2. Ответная реакция (R) – реакция партнера на посланный партнером стимул.

Базой для разработки теории Берна послужило его представление о структуре человеческой психике (или личности).

Берн считал, что психика состоит из трех элементов, состояний – Я.

1. Состояние Я “ребенка” – чувства и желания детей до 6 лет – “Ребенок” (Ре).

2. “Родитель” (Ро) – родительские ценности, традиции, нормы поведения и т.п.

3. Состояние Я “взрослого” (В) – способность к объективной и самостоятельной оценке реальности.

Задача ТА – изучить основные типы трансакций и научить общающихся людей опознать: какое состояние отвечает за St, а какое – за R.

Каждый из нас в процессе общения находится в каких-то из этих состояний. Человек должен научиться согласовать сове состояние «Я» с состояниями «Я» партнера, чтобы общаться бесконфликтно.

Основная идея ТТ общения состоит в том, что эффективность коммуникации определяется позицией партнеров (актуализацией одного из 3х состояний Я), которую они занимают в ходе общения друг с другом. Таким образом, основное содержание концепции Берна составляют структурный анализ (описание состояний Я, структуры Я) и трансактный анализ (типология и описание отдельных трансакций).

Структурный анализобщения – он предполагает анализ структуры личности, ибо выделенные состояния Берн отождествляет с компонентами личности, отсюда структура личности по Берну включает состояние Я – Ро, состояние Я – В, состояние Я – Ре (аналог: Супер – Эго, “Эго” и “Оно” по Фрейду). Здесь речь идет о состояниях «Я». Дает подробную характеристику и описание (когда формируется, как проявляется).

Характеристика состояний Я.

Состояние Я – система чувств или набор согласованных поведенческих схем (моделей поведения).

Берн говорил, что состояние Я – Ро и Я – Ре формируется в раннем детстве и оформляется к 5-6-летнему возрасту, состояние Я – В совершенствуется в течение всей жизни.

Состояние Я – Ро формируется в процессе воспитания Ре, ибо Ре учится правильно вести себя, подражая поведению взрослых.

Я – Ро – поведение и высказывании собственных и реальных родителей, которые Ре усвоил в раннем детстве. Эта система норм и правил поведения. Состояние Я – Ро называют «индивидуальная мораль» – «Супер – Эго».

Но у всех у нас разные родители ==> поэтому разные состояния Я – Ро (состояние Я – Ро может проявляться в разных формах).

1. Подавляющий (авторитарный) – Ро такого Ре были авторитарными в его воспитании: приказы и наказания (в случае неподчинения).

2. Контролирующий – выдвигает требования и контролирует поведение ==> Поддержка и похвала. Строгое требование следования правилам. Догматичный и критичный.

3. Заботливый – опекает, утешает, поддерживает и т.д., защищает.

Состояние Я – Ро проявляется на 3 основных уровнях.

1. Невербальный уровень (жесты, мимика и т.д.).

Пример: Поглаживание по голове, физические наказания.

2. Вербальный уровень. Типичные фразы, которые начинаются со слов:

Это различные формы запретов и требований, типичные для Ро наставлений.

а) приказывает, контролирует, оценивает, осуждает;

б) сочувствует, заботится, поощряет.

Тип поведения определяется основными типами Я – Ро (см. выше).

Итогом формирования состояния Я – Ро является усвоения норм и правил поведения.

Основной девиз состояния Ро – знание того, как надо себя вести, следование общепринятым нормам.

Состояние Я – Ре – это эмоции и желания детей, пережитые в детстве (до 5 лет). Это чувства и, поведение и мысли человека, которые возникли у него в раннем детстве как реакция на то, что он видел и слышал. Маленький ребенок до развития речи реагирует на раздражители эмоциями (основная форма реагирования), поэтому основное содержание этого состояния Я – эмоции. Поэтому, когда личность охвачена чувствами, эмоционально, а не рационально реагирует на ситуацию, значит, она находится в особом состоянии Я, “ее поведением управляет Ре”.

Берн считал, что Ре чаще испытывает отрицательные эмоции: страх, стыд, вина.

Основные типы состояния Я – Ре определяются тем, как маленький ребенок реагировал на требования родителей.

1. Естественный – не зависит от Ро, ведет себя свободно и непринужденно, в соответствии со своими желаниями, без учета родительских требований. Основная черта – самопотворствующее поведение. Для него характерны: свободный выход энергии, естественность самовыражения, сосредоточенность на себе (важны только собственные интересы и желания; не считается с другими людьми), не желает никому подчиняться и ни от кого зависеть. Действия “естественного Ре” – необдуманны, импульсивны, спонтанны (“хочу!”), непредсказуемы.

2. Адаптированный Ре – приспособившийся к требованиям родителей.

а) Подчиняющийся, уступчивый Ре ведет себя так, как требуют Ро: или зависимо (если Ро подавляют) или свободно, не по годам самостоятельно. Главное стремление – угодить другому. Основные эмоции уступчивого Ре – чувство вины, страха перед наказанием, стыда.

б) Бунтующий Ре (его содержание также связано с родительскими требованиями, но его поведение не соответствует требованиям Ро. Основное проявления – негативизм. Он как бы провоцирует Ро. Основные эмоции бунтующего Ре – возмущение, гнев.

Таким образом, а) и б) – поведение предсказуемо: а) уступает (делает так, как надо), б) негативизм.

в) Отчужденный, отгороженный Ре избегает ответственности, соблюдает дистанцию между собой и родителями. Он застенчив, стеснителен.

Основные эмоции – чувство обиды, досады. Стремится быть беззаботным. Эмоциональная несдержанность взрослого – это проявление детской позиции.

Состояние Я – Ре проявляетсяна 3х основных уровнях.

1. Поведенческий уровень – соответствует типам “Я – Ре” (см. выше).

2. Невербальный уровень (дрожание губ, плач, хихиканье, поднятие руки, кусание ногтей, поддразнивания и т.п., чтобы высказаться).

3. Вербальный уровень – “хочу!”. Так как ребенок идет на поду своих желаний. “Мне кажется”, как признак детской неуверенности. “Мне все равно”, “А мне какое дело” и т.п. Состояние Я – Ре актуализируется, когда человек попадает в трудную, напряженную ситуацию, когда он чувствует себя беспомощным, испытывает потребность в поддержке; или когда терпит поражение.

“Взрослый” – это состояние Я, автономно направленное на объективную оценку реальности, проявляющееся в способности к осмыслению поступающей информации и принятию самостоятельного, взвешенного и ответственного решения (свобода, самостоятельность, разумность и ответственность характеризует поведение человека, находящегося в данном состояния Я). Функции В:

проверка ее достоверности;

Состояние Я – Взрослого формируется в течение всей жизни, но начало приходится на период развития логического мышления. Основное проявление В – рациональность поведения, разумность во всем. Руководство в своем поведении не эмоциями и желаниями (Ре), не нормами (Ро), а рациональностью, взвешенностью поступков, их обдуманностью, исходя из анализа ситуации.

Поведение Взрослого похоже на работу компьютера: анализирует детские представления и Ро наставления + оценивает ситуацию ==> принимает решение (взрослая позиция).

В – это посредник между 2-мя системами Я: Ро и Ре.

Состояние Я – В наиболее ярко проявляется на вербальном уровне. Выражения: “Почему?”, “Что?”, “Когда?”, “Где?”, “Каким образом?” и т.п. – как проявления познавательной активности, направленной на сбор необходимой для принятия решения информации. Высказывания типа: “Правда”, “Ложь”, “Вероятно”, “Я думаю”, “Мое мнение” являются отражением процесса оценки поступающей информации и самостоятельности решений.

Сильные и слабые стороны состояний «Я»:

Сильной стороной Ро поведения является уверенность в себе, защита и поддержка слабого. Слабая сторона – догматизм, косность, критичность, авторитаризм, навязывание своей позиции.

Сильные стороны Ре – эмоциональность, жизнерадостность, искренность. Слабые стороны Ре – неуверенность в себе, несамостоятельность, постоянный поиск поддержки, сочувствия, беспомощность, доверчивость, зависимость безответственность, несдержанность.

Сильная сторона В – разумность. Слабая сторона взрослого – чрезмерная рассудительность и малая эмоциональность. Это, прежде всего, интеллект.

Таким образом. каждое состояние Я имеет свои сильные и слабые стороны, при этом все 3 аспекта личности (все состояния Я) чрезвычайно важны для функционирования и выживания.

В каждом человеке представлены эти состояния Я: Ро совокупность устоявшихся стереотипов), Ре (эмоциональная часть каждой личности, суть стремления “Хочу!”) и В (трезвый “весовщик”, соизмеряющий “хочу – нужно”):

● Ре – источник спонтанных, архаичных, неконтролируемых импульсов.

● Ро – педантичный, знающий, как надо себя вести, и склонный к поучениям.

● своего рода счетная машина, взвешивающая баланс “хочу” и “надо”.

В каждом человеке эти 3 состояния Я переплетены самым сложным образом. В реальной ситуации общения и взаимодействия актуализируется одно из состояний Я, которое и определяет поведение человека в данной, конкретной ситуации. Вот почему одним из важнейших условий оптимизации общения Э.Берн считает умение определять и согласовывать свое состояние Я с состоянием Я партнера по общению. Важно научиться диагностировать, какое состояние Я отвечает за трансактную реакцию. Для этого обратимся к следующему разделу его теории.

Цель анализа трансакций – вскрыть, какая часть личности (Ро, Ре, В) является источником каждого стимула и реакции. Доминирование (актуализация) одного из состояний Я всегда проявляется в особом “языке” слов, жестов и поступков. Анализ и самоанализ этих состояний может облегчить процесс общения.

Мы все находимся в различных ситуациях и в различных состояниях Я. Задача ТА – научить людей правильно общаться, регулировать свое состояние Я. Каждая трансакция определяется тем состоянием Я, которое проявляется, актуализируется в данной ситуации.

Анализ трансакций проводится на основе графических схем. Трансактный стимул обозначается “→”, трансактная реакция – “←” (St R)

Берн выделяет простые и сложные Т.

Простые (одноуровневые) Т, в свою очередь, делятся на:

Сложные (двухуровневые) Т = скрытые делятся на:

В простых Т участвуют только 2 состояния Я – по одному у каждого партнера.

При дополнительных Т человек в ответ на St получает уместную, ожидаемую R (векторы параллельны). 1ый тип дополнительных Т осуществляется между “равными психическими состояниями”, 2ой тип – между разными состояниями Я, но в обоих случаях векторы параллельны. Всего может быть 9 дополнительных Т.

Простые дополнительные Т. чаще всего встречаются при неглубоких производственных или общественных взаимоотношениях. В сущности, поверхностные отношения – это отношения, не выходящие за пределы простых дополнительных Т. Такого рода взаимоотношения чаще проявляются в совместной деятельности, ритуалах и времяпровождениях.

При перекрестных Т человек получает неожиданную и неприятную R (векторы образуют крест, пересекаются): реальная и ожидаемая R не совпадают.

Основные типы пересекающихся трансакций.

Из возможных 72 пересекающихся Т фактически лишь 4 действительно часто встречаются в повседневной жизни:

1. Реакция переноса – здесь стимул от состояния В идет к состоянии. В, стимул рассчитан на взаимоотношения В – В. Требование предоставить информацию получает отклик (реакцию) от Ре к Ро, в результате векторы пересекаются, вместо ответа на заданный вопрос – эмоциональная вспышка.

Пример: Стимул В → В («Может, нам стоит вместе подумать, почему ты в последнее время так много пьешь». Соответствующая реакция В → должна быть такой: «Да, пожалуй, я сам хотел бы это понять». Но если партнер вспылит, ответ может быть таким: «Ты всегда меня критикуешь, как мой отец!». Эта реакция соответствует цепочке Ре → Ро, векторы пересекаются.

Выход: В этом случае взрослому придется временно забыть вопрос относительно выпивки и попробовать что-нибудь предпринять, чтобы векторы стали параллельными, либо В должен активизировать свое Я – Ро, чтобы ответить Ре – партнеру, либо пробудить В у партнера.

Именно она вызывает наибольшие трудности в процессе общения, порождает недовольство друг другом, может привести к ссоре, конфликту.

2. Реакция контрпереноса, обратная реакция переноса: здесь стимул от В к В вызывает покровительскую ответную реакцию, направленную от Ро к Ре. Это один из самых распространенных типов реакции контрпереноса о одновременно самая распространенная причина разрыва человеческих отношений, как личных, так и общественных.

Пример: Эта реакция, знакомая психотерапевтам: пациент делает объективное взрослое замечание, а терапевт пересекает вектор, отвечая как Ро Ре.

Пример: «Не знаешь, где мои запонки?» Этот вопрос может вызвать ответ: «Почему ты сам не следишь за своими вещами? Ты ведь больше не ребенок».

3. Раздражающая реакция: стимул направлен от Ре к Ро, ответная реакция поступает от В к В. Таким образом, человек, рассчитывающий на сочувствующий на сочувствие и поддержку, обретает вместо этого голые факты.

Пример: «Как я запачкался» (St) – «Да, действительно, запачкался» (R) ==> сочувствия нет (поиск сочувствия, а в ответ сочувствия нет, а лишь констатация факта).

4. Реакция – дерзость (противодействие).

Когда в ответ на требовании Ро к Ре реакция идет от В к В, вместо ожидаемого послушания реагирующий демонстрирует наглую самоуверенность.

Пример: «Нужно одеться потеплее». – «Я сам знаю, как мне себя вести».

Сложные = скрытые Т (в них участвуют 3 – 4 состояния Я): угловые и двойные.

Эти Т содержат не только текст, но и подтекст ==> 2-уровневые:

1. На социальном уровне – то, что партнеры говорят друг другу. (Текст)

2. На психологическом уровне – то, что подразумевается (Подтекст) ==> тайное воздействие, содержат манипулятивный оттенок.

УгловыеТ – так как векторы образуют угол (задействованы 3 состояния).

При угловой Т стимул выглядит как направленный от В к В, тогда как на самом деле он обращен к родительскому или детскому состоянию Я своего партнера. На схемах сплошная линия показывает социальный уровень Т (текст), пунктирная – психологический (подтекст). Угловая Т будет успешной, если ответная реакция – отклик на подтекст.

Пример: «Зарплату получил, а ее уже нет». (Подтекст – одолжи)

На социальном уровне идет стимул от В к В (сообщение о заработной плате), на психологическом – стимул обращен к Ро (скрытая просьба о помощи). Данная Т будет успешной, если респондент откликается на психологическом уровне, отреагирует на скрытую просьбу о помощи и актуализирует состояние Ро: «Я тебе одолжу». И неудачная угловая Т в этом случае, если респондент отвечает на социальном уровне и актуализирует состояние В: «К сожалению, у нас очень низкая заработная плата», что породит недовольство партнером, его нечуткостью, неотзывчивостью.

Пример: Продавцы очень искусны в угловых трансакциях, включающих 3 состояния Я. Продавец: «Эта лучше, но вы не можете позволить ее себе». Домохозяйка: «Вот ее я и возьму».

Продавец как В утверждает 2 объективных факта: «Эта вещь лучше» и «Вы не можете позволить ее себе». На видимом или социальном уровне (=) оба утверждения адресованы В Домохозяйки, чей ответ от имени В должен был бы звучать так: «Вы правы в обоих отношениях». Однако скрытый или психологический вектор опытного продавца нацелен на Ре Домохозяйки. Правильность этого предположения подтверждается ответом Ре, который, в сущности, говорит: «Независимо от финансовых соображений я покажу этому высокомерному наглецу, что я не хуже остальных его клиентов».

Двойные Т– принимают участие 4 состояния Я (по 2 от каждого партнера). Обычно встречается в играх, флирте.

Пример: Парень: «Не хотите ли заглянуть в конюшню?» Девушка: «Мне с детства они нравятся».

На социальном уровне – разговаривают взрослые о конюшнях, а на психологическом – два Ре участвуют в сексуальной игре.

Общение на деловую тему, но на психологическом уровне «говорим» о своих желаниях ==> социальный разговор + интимный подтекст.

Основные правила коммуникации.

1. Дополнительные Т – благоприятное общение.

2. Пересекающиеся Т – раздражение, неудовольствие, конфликтное общение.

3. Скрытые Т – неоднозначное значение, Т успешна, если общение идет на психологическом уровне.

4. Оптимальное общение – простые одноуровневые Т. Состояние партнеров одни и те же (находятся в одном состоянии «Я»).

Таким образом, тип Т не только определяет стиль общения, но и его исход. При дополнительных и перекрестных Т исход общения однозначен: удовлетворенность контактом в 1-м случае и неизбежность конфликта – во втором. При скрытых Т, имеющих манипулятивный характер, когда одни из партнеров или оба руководствуются скрытыми мотивами, исход общения мене однозначен, удовлетворенность контактом возникает лишь в случае удовлетворения “тайного” мотива.

источник