Меню Рубрики

Общая конфликтология как наука анализ определения

Предпосылки конфликтологических идей. Древнее время (Анаксимандр, Гераклит, Платон, Эпикур, Цицерон, Лао-цзы и др.). Средние века (Фома Аквинский, Никколо Макиавелли, Эразм Роттердамский, Гуго Гроций, Фрэнсис Бэкон, Томас Гоббс и др.). Новое время (Жан-Жак Руссо, Адам Смит, Иммануил Кант, Георг Гегель, Карл Клаузевиц и др.). Проблема насилия и конфликтов в религиозных учениях и в искусстве.

Зарубежная конфликтология. Две основные концепции человеческой природы. Их ключевые постулаты: 1) человек есть существо рациональное, а всплески агрессии и жестокости предстают вынужденными реакциями на жизненные обстоятельства (опора на идеи Ж.-Ж. Руссо, К. Маркса); 2) природа человека ирроциональна, а насилие и агрессия являются природными и естественными (опора на идеи Т. Гоббса, Ф. Ницше, З. Фрейда). Развитие конфликтологии в рамках социологической науки. Общая концепция социального конфликта (М. Вебер, Г. Зиммель). Социология конфликта и теория конфликта (Р. Дарендорф, Л. Козер). Общая теория конфликтного взаимодействия (К. Боулдинг). Развитие конфликтологии в рамках психологической науки (З. Фрейд, К. Юнг, Э. Берн, К. Томас). Возникновение и развитие прикладной конфликтологии. Практика как источник конфликтологических идей.

Развитие отечественной конфликтологии.

1 период (до 1924г. (предтеча)). Зарождение и развитие конфликтологических идей как практическое знание принципов, правил и приемов поведения в конфликтах: проблема насилия и не­насилия в религиозных учениях, проблема конфликта в искусстве и культуре. Конфликт изучается в рамкахфилософии, искусствоведения, филологии, права, военных наук, психологии, но не выделяется как самостоятельное явление.

2 период (1924г. – 1992г.). Зарождение, становление и развитие частных конфликтологических наук. Кон­фликт начал изучаться как самостоятельное явление в правоведении и социоло­гии. Конфликт интенсивно исследуется в других науках, однако междисципли­нарных работ нет.

Этот период в истории отечественной конфликтологии включает четыре основных этапа:

— 1924–1935гг. Охватывает «первую волну» публикаций. Появляются работы по проблеме конфликта в правоведении, социологии, психологии, математике, социобиологии.

— 1935–1949гг. Характеризуется практически полным отсутствием публикаций. Это связано с Великой Отечественной войной и обстановкой в стране и мире.

— 1949–1972гг. Ежегодно публикуются работы по проблематике конфликта, защищаются первые 25 кандидатских диссертаций, исследования конфликта как самостоятельного явления начинаются в философии, педагогике, исторических и политических науках.

— 1972–1992гг. Ежегодно публикуются не менее 35 работ по проблеме конфликта, защищаются первые докторские диссертации, из них три – по искусствоведению, по одной – в математике. Педагогике, психологии, политологии и философии. Предпринимаются попытки по разработке отечественной теории конфликтов.

3 период (1992г. – наши дни). Появляются первые междисциплинарные исследования, конфликтология начина­ет выделяться в самостоятельную науку, создаются центры, группы по исследова­нию и регулированию конфликтов.Появляется огромное количество публикаций. Лидером среди наук, изучающих конфликты, является психология.

Конфликтология как наука оформилась в XX столетии. Сегодня конфликтология – это наука о закономерностях возникновения, развития, завершения конфликтов, а также о принципах и способах их конструктивного урегулирования и разрешения. «Объект – философская категория, выражающая то, что противостоит субъекту в его предметно-практической и познавательной деятельности. Объективная реальность существует независимо от человека и его сознания, выступает как объект для познающего индивида в формах его деятельности, языка и знаний, выработанных в ходе исторического развития общества. Объектом познания той или иной науки выступает определённая область реально существующего мира, реальной действительности, То есть объект науки – это фрагмент реальной действительности» [2, с. 78-79]. Под предметом любой науки понимается мысленная, идеальная модель того объекта, части или сферы действительности, на который направлен её главный интерес. «Предметом науки является результат теоретического абстрагирования, позволяющего учёным выделять те или иные стороны, закономерности развития и функционирования изучаемого объекта. Тогда предмет науки – результат осмысления объективной реальности» [2, с. 78-79]. Объектом конфликтологии являются всё разнообразие конфликтов, которыми наполнена жизнь прошлого и настоящего (или – конфликт во всех его проявлениях). Конфликты возникают, главным образом, при социальном взаимодействии. Если его понимать в широком смысле, то в него предлагается включать и взаимодействие между животными. Такая позиция на сегодняшний день обоснована в достаточном количестве работ, посвящённых различным аспектам проблемы биоэволюции (К. Лоренц, Р. Хайнд, Ю.М. Плюснин). Следовательно, в объект попадают и зооконфликты. Стремление глубокого осмысления мира человека привело к необходимости прояснения внутренних противоречий личности, что, в свою очередь, сделало внутриличностный конфликт неотъемлемой частью объекта конфликтологии. Предмет конфликтологии – размышление о том всеобщем, что характеризует возникновение, развитие и завершение любого социального конфликта (или – идеальная модель конфликтного взаимодействия, его теория, основой которой выступает понятийный аппарат с его центральным звеном – категорией конфликта). Фундаментальной целью конфликтологии является исследование всех конфликтов, интенсивное развитие конфликтологической теории. Прикладная целевая установка – создание системы конфликтологического образования в стране.

В теории и практике конфликтологических исследований сло­жился определенный комплекс понятий и проблем, с которыми связано изучение конфликтов. Анатолий Яковлевич Анцупов и Анатолий Иванович Шипилов на осно­ве анализа большого объема литературных источников считают возможным выделить следующие вопросы, постановка и решение которых образуют область интересов конфликтологов: сущность социального конфликта; классификация, эволюция, генезис, структура, функции, информация в конфликте, динамика, диагностика, предупреждение, завершение конфликтов.

Качество конфликтологических исследований во многом зависит от характера междисциплинарных связей наук, изучающих конфликт:

источник

Современное состояние общей конфликтологии как науки. Проблемы научно-методологического и категориального аппарата конфликтологии. Структура конфликтологии. Основные уровни конфликтологической теории. Общая теория конфликта и ее роль в познании и управлении социальными процессами. Общая конфликтология в системе социальных наук. Прикладная конфликтология, ее место и роль в общей теории конфликта.

Предмет общей конфликтологии и его специфика. Конфликтогенность и ее особенности как предмета конфликтологического исследования. Объект и предмет конфликта. Методы общей конфликтологии. Общенаучные методы. Социологические методы конфликтологии.

Конфликтология как самостоятельная наука является одной из самых молодых отраслей научного познания, несмотря на то, что проблемы конфликта волновали человечество с момента осознания им себя как социально-психологического феномена. Подтверждение этому мы находим в легендах, древних эпосах, сказаниях, сказках, мифах, религиозных трактатах. Взять, к примеру, сюжеты с «яблоком раздора», библейское сказание о раздоре Каина и Авеля, древнеславянские былины и сказания об Илье Муромце, Алеше Поповиче, Добрыне Никитиче, Садко, Марье Искуснице и др.

Первые попытки научного объяснения конфликта как социально-психологического явления были предприняты в трудах древнекитайских и античных философов.

Так, Конфуций — древнекитайский философ еще V в. до нашей эры в своих философских трактатах утверждал, что конфликты порождаются неравенством и несхожестью людей, их пороками: упрямством, лестью, лживостью, корыстолюбием, краснобайством, себялюбием и др. Улучшение нравов, устранение пороков, воспитание нравственности, доброты, справедливости, благочестия способствовали бы предупреждению и недопущению конфликтов.

Одновременно с Конфуцием попытки рационального осмысления конфликта были предприняты античными философами древней Греции — Гераклитом, Эпикуром, Платоном, Аристотелем (V-IV вв. до н.э.). Гераклит, например, считал, что в мире все рождается через вражду и распри, и конфликты являются важнейшим и непременным условием общественной жизни. Эпикур, разделяя эту точку зрения, вместе с тем, считал, что рано или поздно люди, устав от войн и распрей, придут к осознанию необходимости жить в мире и согласии.

Платон и Аристотель полагали, что человек является частью более широкого целого

общества, поэтому заложенное в нем общественное начало предполагает взаимопонимание и сотрудничество. Но при этом не исключалась склонность к вражде, ненависти и насилию. Источником их возникновения, по мнению Аристотеля, являлось неравенство людей, их пороки и несходство характеров.

Таким образом, можно сделать вывод, что в этот период конфликтология развивалась в рамках древних философских учений и христианской философии. Мечты человечества о бесконфликтном состоянии общественной жизни дополнились первыми теоретическими рассуждениями.

Свойственный общественным отношениям коллективизм, в его примитивной, грубой, зачастую принудительной форме, просуществовал вплоть до эпохи Возрождения. В конце средних веков в XYI — XYII вв. на смену ему приходит индивидуализм. Это дало толчок к развитию идей гуманизма раннего либерализма, учений о естественном праве и общественном договоре.

С резким осуждением социальных столкновений и вооруженных конфликтов выступали такие известные приверженцы гуманистического взгляда на общественное развитие, как Эразм Роттердамский, Т. Мор, Ф. Бэкон. Они ратовали за мир и доброе согласие между людьми как решающем факторе развития общества.

Иную позицию занимали Дж. Локк, Т. Гоббс, исповедовавшие буржуазные свободы, частные формы жизни, равенство стартовых возможностей людей, приоритет прав личности по отношению к обществу. Исходя из этого, они утверждали, что естественное состояние общественных отношений — «война всех против всех», а люди в этой войне либо партнеры, либо враги. Невозможность реально удовлетворить потребности всех людей создает в их отношениях конфликты. Согласие возможно, но не в силу естественных свойств человека, а в результате его принуждения к нему. Чтобы избежать острых форм противостояния, люди должны заключить общественный договор, за нарушение которого они подвергаются соответствующим наказаниям.

Ф. Бэкон впервые предпринял попытку анализа совокупности основных причин конфликтов внутри страны. Он определил материальные, политические и психологические условия возникновения социальных конфликтов. При этом в качестве ведущей причины выделил материальную — бедственное материальное положение простого народа. Устранение всеми возможными способами материальной причины он выделил и в качестве конкретного способа предупреждения и разрешения социального конфликта. Также к средствам разрешения конфликта Бэкон относил искусство политического маневрирования.

Таким образом, данный период характеризуется попытками научного обоснования неизбежности конфликта в социальной жизни, определения основных причин возникновения, способов и приемов предупреждения и разрешения. Конфликт рассматривается как сложное социально-психологическое явление.

Следует подчеркнуть, что конфликтология как наука носит не только ярко выраженный теоретический но и практический, прикладной характер. В рамках трех основных направлений: социологического, психологического и социально-психологического, идет бурный процесс формирования и развития конфликтологических концепций и научных школ. К ним следует отнести:
— концепцию позитивно-функционального конфликта Л. Козера (США);
— концепцию конфликтной модели общества Р. Дарендорфа (Германия);
— концепцию всеобщности социального конфликта А. Турена (Франция);
— общую теорию конфликтного взаимодействия К. Боулдинга (США);
— концепцию «социального согласия» и человеческих отношений Т. Парсонс, Э. Мейо (США);
— теорию трансактного анализа поведения людей Эрик Берн (США);
— ситуационный подход в изучении межгрупповых конфликтов М. Шерифа;
— психодинамический подход Кларк Халл, Г. Линдсей, Л. Хьелл, Д. Зиглер;
— неопсихоанализ Карен Хорни, Г. Салливена;
— концепцию фундаментальной ориентации межличностных отношений В. Шутца;
— концепцию социализации личности Э.Эриксона;
— концепцию фрустрационной детерминации агрессии Дж. Доллард, Л. Дуб, Н. Миллер, А. Бандура, Л. Берковиц;
— конфликт как форма ответа на конкурентную ситуацию М. Дойч;
— конфликт как когнитивньгй феномен Курт Левин;
— теорию структурного (когнитивного соответствия) баланса Ф. Хайдера и др.

Основные направления
— СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ
— ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ
— СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ

Среди отечественных ученых, активно занимающихся проблемами конфликта, следует выделить Е.М. Бабосова, представляющего социологическое направление, Н.Ф. Вишнякову — представителя социально-психологического направления, Шейнова В.П., наработки которого носят ярко выраженный прикладной характер. Белорусскую школу конфликтологии характеризуют не только достаточно глубокие теоретические разработки теории конфликта как социально-психологического феномена, но и прикладной характер.

Среди российских конфликтологов следует выделить Н.В. Гришину, А.С. Кармина, Н.И. Леонова, А. Анцупова, А. Дмитриева, А. Здравомыслова, А. Шипилова. В современной российской конфликтологии можно выделить три основные школы: Московскую, Санкт-Петербургскую и Новосибирскую. Последняя носит достаточно ярко выраженный прикладной характер.

В качестве одной из наиболее явных особенностей сегодняшнего развития конфликтологии как науки следует выделить явное предпочтение практических направлений в работе с конфликтами их теоретическому исследованию.

Вместе с тем следует подчеркнуть, что на сегодняшний день общепризнанная теория конфликта не сложилась. Налицо существенные расхождения в методологических подходах к характеристике роли и значения конфликта, огромное разнообразие концепций, различные подходы к пониманию динамики развития конфликта, методов, способов и приемов эффективного управления (предупреждения, разрешения) конфликта.

Сегодня сложилась ситуация, когда конфликтная проблематика актуализирована и в реалиях общественной жизни, и в сознании общества. Осознается необходимость создания механизмов и институтов регулирования конфликтов, осуществления контроля над конфликтным процессом. Как никогда велика потребность людей в помощи психологов по самым разнообразным вопросам общественной и личной жизни. Это создает новые, не существовавшие ранее возможности для исследовательской и практической работы в области конфликтов.

Вместе с тем, необходимо учитывать, что и сегодня достаточно влиятельные силы в обществе не заинтересованы в развитии исследований конфликтов, поскольку тактика секретности и внезапности усиливает потенциальные возможности влияния конфликта, а изучение их «разоружает» конфликтующие стороны.

2. Конфликт: понятие, функции, структура и динамика.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

источник

Все права защищены. Никакая часть электронной версии этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для частного и публичного использования без письменного разрешения владельца авторских прав.

© Электронная версия книги подготовлена компанией ЛитРес (www.litres.ru)

Конфликтология как учебная дисциплина занимается изучением природы конфликтов, причин их возникновения, динамики развития. Важным аспектом современной конфликтологии является поиск методов предупреждения и способов разрешения различных видов и типов конфликтов. Конфликтология как область научного знания рассматривает закономерности, механизмы возникновения, развития конфликтных ситуаций, а также разрабатывает технологии управления конфликтами.

Как специфическая отрасль общественного и научного знания конфликтология имеет свой предмет изучения. Это социальная природа, причины, типы и динамика конфликтов, пути, методы, средства их предупреждения и регулирования.

Специфика конфликтологии во многом определяется тем, что ее зарождение и формирование происходили в тесной связи с целым рядом социальных и гуманитарных наук, таких как социальная философия, социология, психология, политэкономия, история, право, этика.

Важное практическое значение конфликтологии во многом определяется тем обстоятельством, что, несмотря на большое желание большинства людей по возможности избегать конфликтных ситуаций, тем не менее полного устранения разного рода конфликтов достичь не удается. Более того, в некоторых случаях конфликт оказывается не только возможным способом разрешения сложной ситуации, но и желательным (например, в организационных конфликтах), т. к. это позволяет привести стороны конфликта в позитивное равновесие и сформировать приемлемые для всех модели и образцы поведения.

Читайте также:  Географический язык какие анализы сдать

Изучение конфликтологии позволит приобрести знания, касающиеся сущности, классификации, природы, эволюции и функций разного рода конфликтов. Эти знания помогут распознать истинные причины конфликтов (как объективные, так и субъективные), понять мотивы и действия участников конфликта, овладеть практическими навыками управления и разрешения конфликтных ситуаций.

Как любая другая научная дисциплина, конфликтология имеет свой собственный инструментарий и использует свои специфические методы исследования. Методы конфликтологии принято делить на четыре основные группы:

1) методы, относящиеся к исследованию личности (глубинное интервью, различные виды тестирования);

2) методы изучения и оценки социально-психологических явлений в группах (наблюдение, опрос, социометрические методы);

3) методы диагностики и анализа конфликтов (наблюдение, опрос, анализ результатов деятельности, метод экспертного интервью);

4) методы разрешения конфликтных ситуаций.

Задачи конфликтологии носят не только познавательно-теоретический, но и утилитарно-практический характер (помочь людям понять, что делать с конфликтами).

Конфликтология фокусируется на определенном комплексе специфических проблем, наиболее важными из которых являются принципы и модели поведения участников конфликтных ситуаций, возможности широкого практического применения результатов конфликтологических исследований.

Термин «конфликт» имеет латинские корни. Сегодня это слово широко используется во всех языках мира. Несмотря на то что конфликты на протяжении веков были нормой жизни, в последние годы проблемы изучения конфликтов и поиск способов их разрешения приобрели необычайную актуальность. Нам необходимо знать, что делать с конфликтами, чтобы они не портили нашу жизнь. Этим и занимается конфликтология.

В настоящее время конфликтология представляет собой область профессиональной деятельности, требующей специальной подготовки, знаний и умений. Конфликтология в качестве учебной дисциплины включается в программы обучения психологов, социологов, юристов, менеджеров.

Как наука конфликтология возникла на стыке социологии, психологии и психиатрии. Ее рассматривают как комплексную научную дисциплину, объединяющую в единую систему не связанные между собой исследования конфликта, которые ведутся в рамках педагогики, социологии, истории, экономики и философии. Одни ученые определяют конфликтологию как науку о причинах, формах, динамике социальных конфликтов и путях их разрешения и предупреждения, другие – как науку о психогигиене межличностных отношений. Кроме того, некоторые рассматривают ее как область практической деятельности. Наличие таких разных толкований означает, что общепринятого понимания статуса конфликтологии пока не сложилось. Она находится в процессе становления.

Конфликтология становится наукой и развивается как наука потому, что есть общественная потребность в познании конфликтов и способов их разрешения. В настоящее время она постепенно приобретает статус самостоятельной научной дисциплины, имеющей комплексный характер. При этом конфликтология пользуется данными, теоретическими моделями, методами и приемами других наук.

Конфликтология как наука, зарождающаяся и пока еще формирующая свой особый объект изучения, предмет теоретического анализа и эмпирически-практических решений представляет собой интегративное формирование, опирающееся на синтез социологических, психологических, педагогических, политологических и юридических знаний. Можно сказать, что это наука, занимающаяся изучением причин возникновения конфликтов, закономерностей и особенностей их протекания. При этом важная роль отводится исследованию методов, направленных на преодоление негативных последствий конфликтов, изучение возможностей использования конструктивных аспектов конфликтных ситуаций для модернизации различных социальных систем (общностей, организаций, учреждений и др.), повышения эффективности их деятельности.

Конфликтология не только изучает возникновение и развитие конфликтов, способов конфликтного противодействия индивидов и групп, но и ориентирует на успешное предотвращение конфликтных ситуаций, эффективное разрешение противодействий в процессе совместного общения и деятельности.

Можно сказать, что современная конфликтология – это прикладная научная дисциплина и вместе с тем сфера практической деятельности по урегулированию конфликтов. Одна из отличительных особенностей конфликтологии состоит в том, что она в своей прикладной части вводит в искусство ведения диалогов и споров, предотвращения и разрешения конфликтов.

Совокупность теоретических представлений о сущности, типах, причинах конфликта, способах его разрешения или предотвращения превращается в умение реализовать, воплотить эти знания в практические умения и навыки, т. е. социальные технологии разрешения конфликтов.

Использование эффективных технологий предотвращения и разрешения конфликтов позволит сформировать практические рекомендации, которые с успехом могут использоваться в ходе урегулирования любых видов конфликтов.

Конфликтология – это отрасль обществознания и человековедения. Динамика и особенности развития и протекания конфликтов интересовали людей на протяжении всех веков. Самые первые упоминания о конфликтных ситуациях можно найти в произведениях древней литературы и философии. Конфликты с незапамятных времен притягивали к себе внимание человека. Так, например, в трудах великого китайского философа Конфуция, датирующихся VI в. до н. э., можно найти высказывания, касающиеся того, что основными причинами конфликтов являются неравенство и непохожесть людей, которые порождают заносчивость и злобу и вследствие этого перетекают в конфликты. Поэтому Конфуций считал, что для нейтрализации конфликтов необходимы устранение пороков и улучшение нравов. Сам Конфуций, по словам его многочисленных учеников, обладал несомненными достоинствами: был «ласков, добр, почтителен, бережлив и уступчив».

В произведениях знаменитого древнегреческого философа Гераклита четко прослеживается мысль, что многие свершения истоками уходят в конфликты и распри. Широко известно высказывание Гераклита, что противоборство, в т. ч. и война, есть «отец всего и царь всего», т. е. конфликты рассматриваются как важное условие общественной жизни.

Конфликтам уделяли внимание и такие выдающиеся умы античности, как Платон и Аристотель (V–IV вв. до н. э.). По их мнению, поскольку человек представляет собой часть общества и по своей природе является общественным существом, заложенное в человеке начало придает ему способность к взаимопониманию и сотрудничеству с другими людьми. В то же время ими признавалось наличие в людях склонности к ненависти, вражде и насилию. Так, например, Аристотель прямо указывал на источники человеческой вражды, причинами которых становятся неравенство людей по рождению, способностям, материальному положению, несходству характеров и др.

Период Средневековья ознаменовался появлением гуманистических идей, развитием христианских учений в русле протестантского течения, появлением теорий общественного договора и естественного права, а также первых концепций раннего либерализма. В эту историческую эпоху большинство философов выступали с резкой критикой средневековых порядков, приводивших к серьезным социальным потрясениям и кровопролитным междоусобным столкновениям. В ряду таких ученых можно назвать имена Т. Мора, Э. Роттердамского, Д. Локка и Т. Гоббса. В их произведениях отчетливо прослеживается мысль, что каждый человек является самоценным существом. В соотнесении с обществом приоритет принадлежит личности. Естественное состояние общественных связей – это «война всех против всех», где люди выступают в качестве либо врагов, либо партнеров.

В XVIII в. А. Смит в книге «Теория нравственных чувств» выступил последовательным сторонником некой степени эгоизма, любви к себе, но при непременной гармонии своекорыстных интересов с общими устремлениями людей к благополучию и счастью. По мнению А. Смита, основной причиной, побуждающей человека к улучшению своего положения и повышению социального статуса, является стремление «отличиться, вызвать одобрение или получить сопутствующие выгоды». При этом основным побуждающим мотивом конфликтов он считал экономические интересы, являющиеся проявлением конкретных потребностей людей. А. Смит писал: «Наше собственное благополучие побуждает нас к благоразумию; благополучие наших ближних побуждает нас к справедливости и человеколюбию; справедливость отстраняет нас от всего, что может повредить счастью наших ближних, а человеколюбие побуждает нас к тому, что может содействовать ему».

Конфликты существовали всегда, а конфликтология возникла недавно – в XX в. Противоречия, столкновения противоположных желаний и интересов, борьба между людьми – все это было предметом размышлений философов на протяжении многих веков. Этими проблемами интересовались Ф. Бэкон, Р. Декарт, Дж. Локк, И. Кант, Г. В. Ф. Гегель и К. Маркс, В. Соловьев и Н. Бердяев. Несмотря на то что еще в произведениях древнегреческих философов (Гераклита, Эпикура) встречаются идеи, стремящиеся рационально объяснить природу конфликта, вплоть до конца XIX в. конфликт рассматривался либо в самом общем плане (как одно из проявлений более общего феномена – противоречия, а также как категория, охватывающая не только человеческую деятельность, но и природные процессы), либо в плане анализа отдельных видов столкновений в мире человеческого бытия, таких, например, как классовые, военные конфликты, конфликты между бессознательным и сознанием. В первом случае оставалась вне поля зрения специфика конфликта как социального явления. Во втором же предметами исследования становились частные особенности того или иного отдельного вида конфликта в жизни людей, а не общие черты конфликта как явления, типичного для различных областей человеческой жизни.

Интерес к разработке общей концепции конфликта возник прежде всего в социологии, когда в конце XIX в. появились работы Г. Спенсера, М. Вебера и других ученых, в которых конфликт стал рассматриваться как один из главных стимулов социального развития. В начале XX в. вышла работа немецкого социолога Г. Зиммеля, специально посвященная понятию социального конфликта. В 1920–1930 гг. Г. Парк (один из основателей чикагской школы в социологии) разработал теорию социального взаимодействия, в которой конфликт выступал как один из его четырех основных видов (наряду с конкуренцией, приспособлением и ассимиляцией). Но социология конфликта сложилась как особое и относительно самостоятельное направление к концу 1950-х гг. благодаря трудам немца Р. Дарендорфа и американца Л. Козера.

У Р. Дарендорфа конфликт становится центральной категорией социологии. В его концепции, которая получила название «теория конфликта», человеческое общество изображается как система взаимодействий между конфликтующими социальными группами (классами). Конфликты неизбежны и необходимы. Р. Дарендорф выделяет конфликты разных уровней. Л. Козер анализирует функции социального конфликта. Результаты его анализа и поныне остаются классическим описанием этих функций.

Постепенно изучение конфликтов стало получать практическую направленность. На первый план начал выдвигаться вопрос о средствах и способах улаживания конфликтов. С 1960-х гг. резко возрастает число психологических работ, посвященных проблемам урегулирования или предупреждению нежелательных конфликтов. Классические экспериментально-психологические исследования группового поведения в конфликтной ситуации провел М. Шериф. Значительный вклад в разработку психологии конфликта внесли работы К. Томаса, выделившего 5 основных типов поведения людей в конфликтных ситуациях и разработавшего тестовую методику для определения склонности человека к какому-либо из этих типов.

М. Дойч, Д. Скотт, Д. Пруитт, Дж. Симпсон выявили ряд особенностей коммуникации между участниками конфликта. В. Горовиц и Т. Бордман создали специальную программу психологического тренинга, нацеленного на обучение конструктивному поведению в условиях конфликтной ситуации.

Особое развитие получила разработка переговорных методик разрешения конфликта, которую вели Дж. Скотт, Ш. и Г. Боуэры, Г. Келман, Т. Крум.

В России свое видение проблемы социального конфликта высказывали сторонники марксизма: представители ортодоксального направления (Г. В. Плеханов, В. И. Ленин) и представители «легального» направления (П. Б. Струве, М. И. Туган-Барановский). В ряду российских ученых можно выделить представителей социокультурной школы, внесших серьезный вклад в становление отечественной конфликтологии. В частности, можно отметить Питирима Сорокина, который активно исследовал причины социальных конфликтов в русле социологических концепций. Именно ему принадлежит мысль, что возникновение любого конфликта обусловлено невозможностью удовлетворения базовых потребностей человека. В советский период конфликтология как наука о противостоянии социальных групп, слоев и индивидов развивалась в нашей стране в экстраординарных условиях. В советское время изучение конфликтов осуществлялось главным образом в русле марксистской теории кассовой борьбы. Официальная идеология утверждала, что при социализме могут существовать только неантагонистические противоречия, нет условий для возникновения социальных конфликтов, которые рассматривались как пороки капитализма. С середины 1920-х до конца 1940-х гг. никакой работы по изучению конфликтов не велось. Начиная с 1950-х гг. постепенно стали все чаще появляться публикации, касающиеся отдельных частных видов конфликтов.

Освобождение науки от партийного контроля привело в 1990-х гг. к бурному подъему конфликтологических исследований, который продолжается и по сей день. В настоящее время активно анализируется и осваивается позитивный опыт зарубежных ученых-конфликтологов, что отражается в появлении оригинальных отечественных работ, в числе которых можно назвать исследование А. Здравомыслова «Социология конфликта», вышедшее в середине 1990-х гг Книга обобщает результаты зарубежных и отечественных конфликтологических исследований и на этой теоретической базе дает анализ конфликтов в современном российском обществе.

Из современных российских конфликтологических школ наиболее заметной является школа под руководством акад. В. Н. Кудрявцева, разрабатывающая основные подходы к изучению конфликтов (в основном с позиций правовых наук). Понимая под конфликтом борьбу за ценности и претензию на определенный социальный статус, власть при дефиците материальных и духовных благ, борьбу, в которой целями состоящих в конфликте сторон являются нейтрализация, нанесение ущерба или уничтожение соперника, это направление придерживается точки зрения, что борьба может быть войной без правил, но во многих случаях она опирается на те или иные правовые, социальные, нравственные, религиозные и иные нормы и положения. Основное значение данного подхода заключается в том, что он позволяет связать рассмотрение конфликтов с существующими правовыми и социальными институтами. Из этого вытекает практический смысл данного подхода, позволяющего установить, могут ли нормы права воздействовать на зарождение, развитие и разрешение конфликта и как повысить эффективность этого действия.

Одним из достижений данного направления является введение понятия ложного юридического конфликта, который возникает вследствие ошибки или заблуждения по крайней мере одной из сторон, предполагающей, что другая сторона совершает или намерена совершить агрессивные, неправомерные или иные нежелательные действия.

Юридическая конфликтология имеет важное значение в ходе разрешения конфликтов. Более того, разъяснение правовых норм и законоположений, повышение юридической культуры граждан может существенно уменьшить число конфликтов по юридическим основаниям и снизить их остроту.

Современная мировая конфликтология развивается сразу по нескольким направлениям. Своеобразную интерпретацию получила проблема социального конфликта в работах американских социологов П. Блау и Дж. Шварца, относящихся к структурной социологии. Опираясь на идеи, сформулированные Р. Дарендорфом и Л. Козером, они разработали специфическую концепцию логической редукции социальных взаимодействий. В ее основу положено установление логических связей между различными параметрами, характеризующими состояние той или иной социальной группы, например между уровнем ее гомогенности (или гетерогенности), численностью, степенью внутригрупповой дифференциации социальной мобильности и т. п. С точки зрения П. Блау, конфликт развивается в случае нарушения установившихся и санкционированных обществом принципов обмена властью, результатами труда и другими благами между отдельными индивидами и их группами.

Читайте также:  Медкнижка какие анализы сдавать 2017

Существенный вклад в разработку современной макросоциологической теории конфликта внес американский социолог Р. Коллинз. Анализируя развертывание конфликтов в структуре экономических сетей, он особенно выделяет в качестве одной из особенностей этого процесса появление рынков метафинансов как арены борьбы за управление корпоративными финансами. Это, по его мнению, укладывается в общую теорию конфликта относительно обеспеченного создания новых структур конфликта, которые строятся на предыдущих.

Французский социолог А. Турен считает, что в постиндустриальном обществе принуждение и манипуляция становятся более разнообразными и диффузными. Они затрагивают каждого индивида и все общественные группы, поэтому резко расширяется состав конфликтующих сторон, а их действия становятся протестом всех управляемых против технологического доминирования. Поэтому на передний план выдвигается изучение социальных движений, каждое из которых представляет собой конфликтное коллективное действие, имеющее два основных измерения: конфликт с противником и проект социокультурной ориентации.

В настоящее время в западной научной и популярной литературе получило широкое распространение стремление перенести теоретический анализ социальных конфликтов в плоскость конкретных социально-психологических рекомендаций, своего рода прикладных советов специалистам в области маркетинга и менеджмента (Д. Карнеги).

Специалисты в области менеджмента (М. Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури) считают, что для успешного управления конфликтной ситуацией необходимо точно определить причины конфликта, хорошо знать модели развития конфликта как процесса и на основании этого применять структурные методы разрешения конфликтов. Наряду с этим они рекомендуют активно применять межличностные стили разрешения конфликтов.

источник

В современном обществе конфликтология представляет собой самостоятельную отрасль научного знания, в качестве предмета изучения которой большинство исследователей выделяют социальную природу, причины, типы и динамику конфликтов в различных сферах жизни, а также технологии предупреждения и разрешения конфликтов.

Базовые конфликтологические компетенции представляют собой неотъемлемую часть профессиональных знаний, умений и навыков современных руководителей любого уровня. В этой связи очевидны главная функция и предназначение конфликтологии — выработка у руководителя (менеджера) компетенций по управлению конфликтными ситуациями не с помощью интуиции, здравого смысла, житейского опыта и иных обыденных практик, а с упором на научно обоснованные технологии и приемы.

Научный подход к управлению конфликтами предполагает систематизированные, конструктивные, методологически точные знания о данном предмете.

Конфликтология является в первую очередь прикладной наукой. Разные типы конфликтных столкновений, проявления в них избыточной социальной напряженности изучаются не из чисто исследовательского интереса, а в целях решения практических задач предупреждения и локализации реальных противоречий в государстве, обществе, коллективе, в межличностных отношениях. Особую важность в этой связи представляют умение характеризовать и оценивать различные стили конфликтного поведения, а также формирование и поддержание высокой культуры общения, взаимопонимания и сотрудничества, функционального и социального партнерства [1] .

В рамках любой научной дисциплины в качестве предмета рассматривается некая идеальная модель, тот фрагмент социальной реальности, на который направлен главный интерес исследователя.

В этой связи под предметом конфликтологии как науки следует понимать некую идеальную модель конфликтного взаимодействия, а также ее теоретическую основу, в том числе понятийный аппарат.

В качестве объекта конфликтологии выступает сама социальная жизнь, т.е. все многочисленное разнообразие реальных, «живых» конфликтов — от ссор между отельными людьми до глобальных войн и противостояний между народами, классами и цивилизациями.

Конфликтология — наука о закономерностях возникновения, развития, завершения конфликтов, а также о принципах и способах их конструктивного урегулирования и разрешения. Конфликты возникают главным образом при социальном взаимодействии. Если его понимать в широком смысле, то в него предлагается включать и взаимодействие между животными. Такая позиция на сегодняшний день обоснована в достаточном количестве работ, посвященных различным аспектам проблемы биоэволюции (К. Лоренц, Р. Хайнд, Ю. М. Плюснин). Следовательно, в объект конфликтологии попадают и зооконфликты. Стремление глубокого осмысления мира человека привело к необходимости прояснения внутренних противоречий личности, что, в свою очередь, сделало внутрилтностный конфликт неотъемлемой частью объекта конфликтологии.

Фундаментальной целью конфликтологии выступают исследование всех видов конфликтов, интенсивное развитие конфликтологической теории, а ее прикладной целевой установкой является создание системы конфликтологического образования в стране.

Как будет показано ниже, конфликт выполняет и деструктивные, и конструктивные функции. Следовательно, практическое содержание конфликтологии обосновывается тем, что, несмотря на общепризнанную справедливость пословицы «худой мир лучше доброй ссоры», человеческая жизнь немыслима без конфликтов. Зачастую конфликт не только и не столько разрушает сложившуюся систему отношений (будь то отношения между людьми, группами или государствами), сколько позволяет найти оптимальное решение объективно возникшего противоречия и адаптироваться к новым условиям. Нередко только конфликт может способствовать восстановлению равновесия как в межличностных, так и в межгрупповых отношениях. Конфликтология как отдельная отрасль управленческой науки реально помогает проводить диагностику конфликтов, принимать меры для их профилактики и урегулирования. Она дает возможность лучше ориентироваться в сложностях социальной жизни, искать оптимальные решения в конфликтных ситуациях, находить наиболее эффективные способы воздействия на поведение сторон конфликта.

Объект науки во многом определяет ее методологию, под которой следует понимать учение о методах познания, систему принципов, объясняющую пути и обосновывающую способы приращения, построения и применения знания. Объект, теория и метод любой науки тесно связаны между собой.

Методология базируется на уже полученных результатах исследования некоторой сферы реальности и потому зависит от принятых исходных мировоззренческих установок. Так, еще в древности люди использовали в процессе взаимоотношений с внешней средой какую-то методологию. Универсальным методом, с помощью которого хотели решить все проблемы, был повсюду, по-видимому, метод проб и ошибок. Ясно, что его успешность в огромной степени зависела от количества и разнообразия проб: чем больше мы делаем попыток, тем более вероятно, что одна из них окажется удачной.

Вычленение методологии в специальную область произошло в связи с возрастанием в социальной деятельности роли умственных операций и возникновением на этой основе необходимости применения их наиболее эффективных способов. С успехами в развитии производства, техники, науки и культуры в целом методология стала предметом философского осмысления в качестве системы основных принципов и правил познания и практической деятельности в их соотношении со свойствами объективной действительности.

Как известно, в качестве важнейших методологических принципов современной науки большинство исследователей признают:

  • принцип детерминизма, означающий обусловленность всех явлений действием тех или иных причин (иными словами, утверждающий причинно-следственные связи всех явлений действительности);
  • принцип системности, требующий трактовки всех явлений как внутренне связанных компонентов целостной системы — природной, социальной, психической;
  • принцип развития, т.е. признания непрерывного диалектического изменения, преобразования и развития всех предметов и явлений действительности, их перехода от одних форм и уровней к другим.

В соответствии с этими принципами формируется категориальный аппарат любой науки, в том числе и конфликтологии. Действительно, раз современная теория конфликта есть результат длительного процесса познания, то ее методология представляет собой совокупность способов достижения и построения добытого знания, его дальнейшего расширения и углубления. Например, принцип детерминизма требует от конфликтолога выявления объективных и субъективных причин того или иного конфликта, поскольку без их учета невозможно ни предупреждение, ни разрешение конфликта. Общенаучные принципы носят универсальный характер. Однако именно на данной основе каждая наука вырабатывает собственную методологию, определяемую конкретной спецификой ее содержания.

Конфликтное взаимодействие представляет собой одну из сфер социальной жизни, что диктует необходимость разработки специальной, частнонаучной, конфликтологической методологии, отражающей социальнопсихологическую природу объекта и предмета данной отрасли знания. В то же время современные условия все чаще требуют междисциплинарного подхода к исследованиям проблем в отдельных научных отраслях, что актуализирует вопрос об использовании каждой конкретной наукой общенаучных принципов и методов.

В качестве конкретного примера может служить применение теоретико-информационных, математических методов в отдельных гуманитарных науках. В частности, их использование в конфликтологии, вне всякого сомнения, способствует развитию новых подходов к исследованию природы конфликтов, в том числе на основе применения логико-математического моделирования, компьютерной техники и других средств. Так, известный американский математик Томас Саати на основе математического анализа соотношения сил сторон, участвующих в американо-вьетнамской войне, пришел к сенсационному в военной истории США выводу о том, что устойчивое урегулирование этого военного конфликта может быть достигнуто только на основе вывода американских войск из Вьетнама.

Методология исследования конфликта включает в себя целый комплекс конкретно-научных приемов, которые, в свою очередь, преломляются во множество специальных процедур — методик получения научных данных. Эта методология имеет различные уровни — философский, общенаучный, частнонаучный и представляет собой целостную систему методов и приемов. Основными методами, обеспечивающими наиболее полную базу данных о конфликтном взаимодействии, его участниках, причинах и результатах, являются:

  • • структурно-функциональный;
  • • процессуально-динамический;
  • • типологизация;
  • • прогностический;
  • • разрешительный.

Структурно-функциональный метод способствует выявлению основных элементов конфликтного взаимодействия, определению роли каждого из них. Для структурно-функционального метода характерно рассмотрение данного явления в статике, как находящегося в состоянии покоя. Преимущество этого метода состоит в том, что он помогает найти некоторые устойчивые составляющие даже в столь подвижном явлении, как социальный конфликт. Совокупность таких компонентов, как объект конфликта, состав его участников, уровень напряженности конфликтного взаимодействия и т.п., образуют структуру конфликта, а исполняемая этими элементами роль, или работа, и есть их функция в конфликте. Выявление структурных элементов и их функций в конфликте — важнейшая предпосылка его успешного регулирования. Слабое место структурно-функционального метода при всех его несомненных достоинствах заключается в статичном, внепроцессуальном рассмотрении социальных явлений.

Процессуально-динамический метод исследования конфликта, учитывающий динамичную природу этого социального явления, позволяет углубить исследование конфликта. Важнейшим инструментом процессуального анализа является определение основных этапов, или стадий, развития конфликта. Например, конфликт, начавшийся с митингов протеста, может продолжиться в виде массовых демонстраций и завершиться силовыми столкновениями. Динамика конфликта может выразиться как в его эскалации, так и в направлении снижения его уровня, разрядке напряженности.

Типологизация — еще один эффективный метод социально-психологического анализа. Исходя из философских категорий общего, особенного и единичного этот подход обеспечивает группировку, классификацию как видов конфликтных личностей, гак и форм конфликтного взаимодействия. Типологизация способствует описанию различных типов конфликтов, а также более глубокому уяснению их устойчивых, сущностных нризнаков, проявляющихся в многообразии форм социального противостояния. С помощью метода тинологизации устанавливается надежный мост, связывающий эмпирический, конкретно-социологический и теоретический уровни исследования, обеспечивающий поиск общего в особенном и единичном.

Однако при всем значении перечисленных методов все они обеспечивают лишь объяснительную функцию науки. Известно две модели научного описания конфликта — структурная и процессуальная. Первая концентрирует внимание на анализе условий, лежащих в основе конфликта, и на установлении параметров, которые влияют на конфликтное поведение. Вторая модель, как следует из названия, делает акцент на процессе протекания конфликта, т.е. его возникновении, последующих стадиях и фазах, конечном исходе. Часто используется совмещение этих моделей, позволяющее отразить особенности структуры и динамики конкретного конфликта, оттенить его социально-психологическую специфику.

Если с помощью первых трех методов конфликтологией решаются объяснительные задачи, то прогностический метод обеспечивает предвидение возможного развития и результатов конфликта, так как важной задачей научного исследования выступает именно прогнозирование, предвидение возможного развития явления. Прогнозирование, в отличие от утопических фантазий, опирается на результаты предварительного глубокого структурного, генетического и типологического анализа. Научное прогнозирование исходит из признания вероятностного характера общественного развития и необходимости в связи с этим учета ряда возможных альтернатив в развитии конфликта. Описывая возможные варианты развития конфликтного взаимодействия, прогностический подход вместе с тем описывает также оптимальные пути и средства урегулирования конфликта. Прогнозы могут быть подразделены на кратко-, средне- и долгосрочные. Прогнозирование может использовать методики экспертных оценок, математическое моделирование и др.

Все указанные методы, как объяснительные, так и прогностические, подчинены решению практических задач предупреждения и регулирования конфликтов. Однако современное конфликтологическое исследование не может ограничиться объяснительной или даже прогностической функцией, а обязано довести познание до реализации конструктивной функции, т.е. предложения надлежащих мер, разряжающих или исчерпывающих конфликтную ситуацию.

Совокупность приемов и средств разрешения конфликта в конфликтологии часто рассматривается в качестве особого разрешительного метода, или метода регулирования конфликта, который нацелен непосредственно на соответствующую практику. В рамках этого метода рассматриваются как основные стратегии, так и тактики улаживания конфликтов. К числу основных стратегий относятся уход от конфликта, его силового подавления, а также стратегия компромисса, взаимных уступок, наиболее часто используемая в демократических странах.

Процесс разрешения конфликта подчинен тому, чтобы тем или иным способом побудить конфликтующие стороны прекратить противоборство, вступить в переговоры и найти совместное решение, в гой или иной степени приемлемое для всех. К тому же желательно путем примирения восстановить, а то и упрочить взаимопонимание, сотрудничество. Нужно считаться и с тем, что конфликт как сложное взаимодействие людей процесс труднорегулируемый с малой степенью предсказуемости. Человеческие отношения никогда не бывают однотипными, застывшими; они постоянно меняются, как изменяется сама жизнь вокруг нас. В каждом конкретном случае приходится определять содержание и специфику проявления конфликта, выбирать адекватные его природе методы воздействия на оппонентов, их поведение.

Вся совокупность указанных основных методов составляет методологическую стратегию конфликтологии. Ее реализация предполагает использование целого арсенала конкретных методик и процедур, составляющих тактику конфликтологического исследования. В связи с социально-психологической природой конфликта инструментарий конфликтологии во многом совпадает с исследовательскими процедурами, применяемыми социологией и психологией. К числу таких социально-психологических методик, активно используемых конфликтологией, относятся наблюдение и самонаблюдение, устный и письменный опрос, тестирование, естественный и лабораторный эксперимент, математическое и логическое моделирование и пр. [2]

Читайте также:  Как делать анализ на английском

Несмотря на имеющиеся трудности рационального регулирования конфликта, эффективное управление его развитием, сужение потенциала его разрушительных последствий возможно только на рациональной основе путем применения научной методологии и ее совершенствования.

источник

  • Страх неудачи (атихифобия) свойственен каждому индивиду, но одному человеку удае.
  • Страх одиночества хоть раз в жизни испытывал каждый индивид. Многие люди понимаю.
  • Игромания – это аналог зависимости, своего рода вредоносное увлечение, чрезмерно.
  • Конфликтология – это отрасль науки, изучающая причины зарождения, развития, эскалации, разрешения конфликтов всех уровней с последующим их завершением. Решение определенного ряда проблем, порождающих появление конфронтации, часто способствует преодолению трудностей, которые ранее обозначились в связи с установлением сути противостояния и объекта конфликтологии. Предмет конфликтологии – это конфликты, которые рассматриваются ею в качестве противоречия между субъектами, конфронтации, а также конфронтации в качестве процессов, характеризуемых определенным строением и условиями протекания.

    Одним из важнейших феноменов сегодняшнего существования и политической жизни являются конфронтации, которые выражаются столкновением сторон, противоречием, противостоянием. Поскольку жизнь индивида в социуме наполнена двойственностью, расхождениями во мнениях, это часто приводит к столкновению позиций, как отдельных индивидуумов, так и больших коллективов, а также незначительных по количеству субъектов групп.

    В истории цивилизации человечества существовало и насчитывается по сей день множество всевозможных конфронтаций. Одни столкновения возникали между отдельными субъектами, например, вследствие борьбы за ресурсы, другие охватывали одновременно несколько народов и держав. Нередко в противостояния вовлекались даже целые континенты. Люди издавна стремились разрешить завязывающиеся противоречия, мечтая об утопическом социуме, в котором места нет конфронтациям. Возникновение государственности также свидетельствует о попытке человечества сотворить многофункциональный механизм, направленный не только на предотвращение, предупреждение, но и на разрешение противоречий.

    Конфликты считаются основной причиной гибели людей в двадцатом столетии. В прошлом веке, вследствие двух мировых войн, военных конфликтов местного значения, постоянной вооруженной борьбы за обладание ресурсами и власть, многочисленных самоубийств, убийств, расхождений между отдельными индивидами погибло около трехсот миллионов человек.

    Глобализация мира в целом, рост динамичности жизни и скорости проистекающих изменений, усложнение существования и взаимоотношений субъектов, повышение уровня стресса, напряженность – все это можно отнести к факторам, повлиявшим на возникновение конфликтологии как отдельного научного направления.

    Становление конфликтологии как отдельного научного ответвления произошло в прошлом столетии.

    Конфликтология сегодня представляет собой отдельную отрасль науки, которая изучает закономерности зарождения, развития, разрешения различного рода конфронтаций, а также принципы и способы конструктивного урегулирования противоречий.

    Объектом этой отрасли науки является все многообразие противоречий, которыми наводнено бытие человека в процессе его взаимодействия с социумом.

    Предмет конфликтологии – все то, что характеризует появление, развитие и окончание любого социального противостояния. Основополагающей целью конфликтологии считается исследование, изучение всех видов конфронтаций, интенсивное развитие теоретической базы.

    Конфликтология это отрасль знания, которая для исследования конфликтов объективно вынуждена использовать методы, применяемые другими научными направлениями. И в первый черед психологические методы, такие как изучение продуктов деятельности, эксперимент, опрос, наблюдение, экспертный метод, социометрический анализ, игровой метод, тестирование. Для изучения противостояний, наблюдающихся между большими группами и государствами, чаще используется метод математического моделирования, поскольку экспериментальный анализ этих конфронтаций сложен и трудоемок.

    Конфликтология характеризуется тесной взаимосвязью со смежными отраслями науки: она многое берет из различных направлений и одновременно обогащает их. Прежде всего, конфликтология имеет максимум общего с социологической наукой и социальной психологией, поскольку эти области знаний исследуют взаимодействие людей. Также она тесно взаимосвязана и с историей, объясняющей причины человеческого поведения. Кроме того, конфликтология характеризуется зависимостью от политологии, этиологии, экономики и ряда других общественных наук, конкретизирующих природу, механизмы, закономерности развития и последствия конфликтов различных типов. Помимо перечисленных областей знаний этот ряд наук можно дополнить правоведением, которое изучает юридические модели взаимодействия между индивидами.

    Проблемы конфликтологии как отдельной области знаний связаны с огромным влиянием на нее психологической науки. Психология все больше оказывает влияние на современную конфликтологию из-за значительной роли психологических причин в зарождении и эскалации конфликтов.

    Возникновение конфликтологии как отдельной отрасли знаний обусловлено бесконечными противоречиями, происходящими внутри личности, между отдельными индивидуумами и группами субъектов, вызванными социальной неоднородностью социума, различием в уровне материальной обеспеченности и доходов, социальным неравноправием, расхожестью целей и ожиданий. В связи с неповторимостью и уникальностью каждого индивида, индивидуальностью любой социальной общности, конфликты становятся неотъемлемой составляющей общественного существования.

    Социальная конфликтология это отрасль знания, исследующая внутриличностные противоречия, межличностные конфронтации и противостояния с позиции их социальной детерминированности, поскольку в обществе всякий конфликт предопределяется не только исключительно психологическими факторами, но и в некоторой степени социальными. Например, межролевое противоречие внутри личности зарождается вследствие существования необходимости исполнять ею несколько социальных ролей, которые либо не согласуются, либо противоречат друг другу. Эти роли могут выдвигать взаимоисключающие требования, что неизбежно ведет к зарождению жесткого внутреннего конфликта. Вопреки тому, что описываемые случаи вызывают интерес психологической науки вследствие наличия связи с глубокими волнениями, переживаниями личности и провоцируют травму психологического характера, они считаются также предметом изучения социальной конфликтологии, которой наиболее характерен интерес к социальной составляющей конфликта. Индивиды, вступающие в конфронтацию, тоже анализируются с социально-типической позиции, другими словами, в качестве носителей конкретных социальных качеств и характеристик, обладателей ролей, представителей отдельных социальных групп.

    Социальная конфликтология специализируется на анализе вовлеченных в межличностное противостояние групповых и персональных интересов, потребностей, проявившихся в конфликте ценностных ориентиров и поведенческих мотиваций, исследует различные виды социальной депривации (лишения необходимых индивиду ценностей, духовно-материальных благ). Считается, что социальная депривация, в конечном счете, является глубинной причиной и источником противостояний.

    Предметом социальной конфликтологии является конфликт, рассматриваемый как «предельно допустимый случай обострения социального противостояния, выражающийся в многообразии форм противоборства между индивидуумами и различными коллективами, направленного на достижение социально-экономических, духовных, политических интересов и задач, нейтрализацию или ликвидацию реально существующего либо мнимого противника и не позволяющего добиться сопернику реализации собственных интересов».

    Зарождение, распространение и затухание социального конфликта обусловлены наличием, характером и уровнем сформированности общественных противоречий. Социум во все времена полон противоречий. Они обнаруживаются в политико-экономической сфере, идеологии, культурно-нравственных ориентирах и духовных нормах. Классическим примером расхождений экономической направленности служит противоречие, возникающее между социальным характером труда и приватной формой присвоения вырабатываемого продукта. В политической жизни примером служит противопоставление интересов в битве за власть. В сфере культуры – противоречие между привычными ценностями, устоями общества и инновационными идеями, новыми нормативными представлениями.

    Неоднородность и множественность противоречий вызывает разнообразность социальных противостояний, которые разнятся по спровоцировавшим их причинам, по вовлеченным субъектам, предмету и объекту, характеру зарождения, по способу распространения, механизму разрешения, по степени и остроте течения.

    Специфическим моментом социологического разбора конфликта считается его анализ как субъектно-объектного отношения. Поскольку, конфликт, с одной стороны, являет собой субъективное состояние или действие, ведь в нем принимают участие и выступают движущими силами его эскалации социальные субъекты, а именно отдельные лица, коллективы, группы лиц, общности, сословия и целые государства. Но с другой стороны, во всяком противостоянии участвуют и объективные противоречия, которые существуют вне зависимости от желания или воли участников конфронтации, проявляющиеся посредством их чувств, мыслей и поступков. Каждый конфликт разгорается вокруг определенного объекта, например, статуса, собственности, власти, культурных идеалов, духовных ценностей.

    Таким образом, социальная конфликтология рассматривает противостояние так, чтобы выяснить, причину развития объективных противоречий до уровня открытого противоборства субъектов взаимодействия в определенных социальных условиях.

    Дисциплина конфликтология, как отдельное социологическое направление изучает все разновидности конфронтаций, но прежде всего социальное противостояние, с позиции исследования его субъектно-объектных компонентов в их взаимодействии, обнаруживает причины образования, развития и угасания конфликта, применяет социологические методы анализа природы возникновения конфронтаций как закономерности социального характера.

    Социальные науки призваны отражать состояние общества. Пусть не всегда это происходит адекватно, но они отображают потребности социума. Современное общество наиболее склонно к различного рода конфронтациям, но наряду с этим оно стремится и к сотрудничеству, согласию. Нынешний социум испытывает потребность в цивилизованных методах разрешения возникающих противостояний и напряженностей. Все это вызвало необходимость появления новой отрасли знаний – конфликтологии.

    Формирование и развитие конфликтологии припало на середину шестидесятых годов прошлого столетия. Предметом ее стало толкование процессов жизнедеятельности, функционирования и образования общественных систем при помощи категории конфликта, означающей столкновение, противостояние субъектов, преследующих несхожие, зачастую даже противоположные задачи, стремления, интересы и цели.

    Современная конфликтология является теоретико-прикладной наукой, то есть ее содержание состоит из таких уровней знания, как теоретическое толкование конфликта в качестве социального явления, изучение его функций и места системе социальных взаимодействий, анализ его сути, динамики, обусловленности общественными отношениями, изучение конкретных типов конфликтов, зарождающихся в различных сторонах социальной жизни (семейные отношения, коллектив), технология их разрешения.

    Ключевой специфической особенностью данной дисциплины является ее комплексность. Ведь конфликты – это неотъемлемая составляющая человеческого взаимодействия.

    Противоречия существуют во всех областях социального бытия, а также абсолютно на всех организационных уровнях общества. Вследствие чего конфликтами интересуются последователи различных социальных отраслей науки. Политологи, социологи, экономисты, психологи, правоведы, менеджеры, управленцы, а также ученые, изучающие точные науки, исследуют различные стороны социальных конфликтов, их развитие и пути предотвращения. Целью, объединяющей все смежные области знаний, является обнаружение и объяснение механизмов, которые управляют социальными процессами, имеющими связь с противоречиями и их динамикой, доказательство возможности предвидения поведенческих актов субъектов в ситуациях конфронтации.

    Современная конфликтология богата многообразием методов, которые условно подразделяются на:

    — методы анализа и оценки личности (тестирование, наблюдение, опрос);

    — методы изучения и оценивания социально-психологических феноменов в общностях (социометрический метод, наблюдение, опрос);

    — методы диагностики и разбора противоречия (анализ итогов деятельности, наблюдение, опрос);

    — методы управления конфронтациями (метод картографии, структурные методы).

    Кроме того, методы конфликтологии делятся на субъективного характера методы и объективные. Субъективные методы предполагают понимание конфликта как вполне естественного социального феномена. Объективные – рассматривают конфликт с учетом его оценивания испытывающим индивидом и противоположными агентами. Оба метода лишь в единстве способны предоставить точное знание о реальности конфликта. Их совместное применение позволяет осознать субъективный аспект и объективную сторону противостояния, а также связанного с ним поведенческого реагирования.

    Развитие конфликтологии как отдельной области знаний обусловило необходимость выработки ее основных задач, которые формируются в пределах целей, преследующих конфликтологией. Задачи науки о конфликтах предполагают выработку системы мероприятий, ориентированных на достижение ее целей.

    Дисциплина конфликтология характеризуется наличием следующих ключевых целей:

    Основными целями конфликтологии являются:

    — изучение всех конфронтаций, выступающих научным объектом, интенсивное развитие теоретической базы;

    — создание системы образования, популяризация конфликтологических знаний в социуме;

    — организация практической работы по прогнозированию, предотвращению и улаживанию конфликтов.

    Задачами конфликтологии являются осмысленные и выраженные конфликтологами проблемные вопросы, последовательное решение которых будет содействовать достижению основополагающих целей конфликтологии.

    Анализ конфронтаций предполагает, прежде всего, создание теоретической базы конфликтов, которая позволит установить природу противоречий, выделить классификацию и систематизировать их.

    Задачи конфликтологии должны также включать профилактику и мероприятия по предотвращению конфронтаций, а также методы урегулирования и управления противоречиями.

    Профилактика противостояний заключается в работе с потенциальными конфликтами. Она основывается на прогнозировании противостояния.

    Профилактику конфронтаций обеспечивает любая деятельность, ориентированная на развитие интеллектуально-коммуникативной культуры общности людей, на формирование определенных норм в коллективах.

    Нередко профилактикой именуют процесс предотвращения эскалации конфликта, однако это разные процессы. Предотвращением конфликта является избегание его в момент зарождения. С этой целью используется способ манипулирования, который дает временный эффект и по существу не решает конфликт, он лишь временно притупляет его. В случае использования предотвращения конфронтации, она может возникнуть позже.

    Урегулированием столкновения называется недопущение насильственных деяний, достижение договоренностей, реализация которых более выгодна участникам, нежели продолжение конфликтного противостояния. Следовательно, урегулирование конфронтаций подразумевает управление ими. Управление конфликтами подразумевает обеспечение максимальной возможности для самоурегулирования противостояния.

    Таким образом, задачи конфликтологии лежат не только в познавательно-теоретической плоскости, но и в утилитарно-практической. То есть основополагающей задачей науки о конфликтах является помощь человеческим субъектам в понимании того, что нужно делать с конфликтами. В этом и заключаются основные проблемы конфликтологии.

    Методы, направленные на изучения различных конфликтов, представляет собой способ приобретения, доказательства и построения конфликтологического познания, содержащий в себе совокупность приемов, принципов и категорий, а также возможность использования этого знания в практике предсказания, предотвращения, диагностики, профилактики и разрешения противоречий, другими словами являет собой систему механизмов анализа и путей разрешения конфликтов. Такие механизмы существенно разнятся при исследовании социальных конфликтов, конфронтаций, возникающих внутри личности и между отдельными индивидами.

    Основными методами конфликтологии принято считать: эксперимент, опрос, исследование документов, комплексное исследование и наблюдение.

    Эксперимент является эмпирическим исследованием и опирается на теоретическую базу и методы других научных направлений (социологии, психологии). В процессе эксперимента воссоздаются реальные ситуации из жизни для проверки теоретических гипотез на практике.

    Опрос – это сбор суждений, ответов разных индивидов по изучаемым вопросам при помощи анкетирования или тестирования. Опрашиваться могут участники противостояния, наблюдатели и эксперты.

    Исследование документов предполагает изучение данных, зафиксированных на специальном носителе (сведения о противостоянии между странами, столкновении отдельных субъектов). Комплексное исследование предполагает использование методов.

    Наблюдение заключается в процессе, при котором экспериментатор является либо участником наблюдаемой ситуации, либо наблюдателем. Данный метод является наиболее популярным и простым среди всех применяемых способов. Главным его преимуществом является то, что он используется при естественных условиях протекания конфронтации.

    источник