Меню Рубрики

Образцы анализа слов как части речи

Морфологический разбор зачастую вызывает у школьников затруднения, которые связаны с тем, что некоторые части речи (например, наречие, предлог, союз) изучаются недостаточное количество времени, а после их изучения задания на определение различных грамматических признаков встречаются редко. Это приводит к тому, что учащиеся не удерживают в памяти все морфологические характеристики этих частей речи, поэтому соответствующий разбор и вызывает затруднения.

Я предлагаю выдавать опорные схемы – планы анализа частей речи, причем такой план могут составлять и сами учащиеся, внося в них сложный (по их усмотрению) материал. Например, для кого-то сложность представляет то, по каким критериям существительные распределяются по склонениям, для кого-то сложным является понятие наклонения глагола.

Через многократное обращение к данным заготовкам не только приобретаются более крепкие знания, но и вырабатывается навык выполнения данного вида разбора.

Своим ученикам я рекомендую заводить специальные папки с подобного рода материалами и один экземпляр (целый, неразрезанный) хранить там, а другой экземпляр носить всегда с собой (например, в учебнике) в разрезанном на карточки виде. Учитель может моделировать план разбора по своему усмотрению, добавляя или убирая какой-либо опорный материал. Я предлагаю более полный вариант таких карточек, который включает и такие части речи, как слово категории состояния и звукоподражательные слова, выделяемые не всеми лингвистами в самостоятельные части речи.

1. Морфологический разбор СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО.

I. Часть речи – сущ., т.к. отвечает на вопрос “ЧТО?” (падежный вопрос) и обозн. ПРЕДМЕТ.

  • собственное или нарицательное,
  • одушевленное (В.п. мн.ч. = Р.п. мн.ч.) или неодушевленное (В.п. мн.ч. = И.п. мн.ч.),
  • род (мужской, женский, средний, общий (отн-ся одновременно и к м., и к ж. полу: плакса), вне категории рода (сущ., не имеющее формы ед.ч.: ножницы)),
  • склонение (1-ое (м., ж. –а, -я); 2-ое (м, ср. – , -о, -е); 3-е (ж. – ); разносклоняемое (на –мя, путь);

адъективное (как прилагательные), несклоняемые (не изменяются по падежам и числам),

вне категории склонения (не имеющие формы ед.ч.)).

Непостоянные признаки: И. Кто? Что? В. Кого? Что?

  • в … числе (ед., мн.), Р. Кого? Чего? Т. Кем? Чем?
  • в … падеже (И, Р, Д, В, Т, П). Д. Кому? Чему? П. О ком? О чем?

III. Синтаксическая роль (задать смысловой вопрос и подчеркнуть как член предложения).

2. Морфологический разбор ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО.

I. Часть речи – прил., т.к. отвечает на вопрос “КАКОЙ?” и обозначает ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА.

Качественное (м.б. в большей или меньшей степени)/относительное (не может быть в большей или меньшей степени) /притяжательное (обозначает принадлежность кому-либо).

  • в степени сравнения (для качественных);
  • в полной (какой?) или краткой (каков?) форме,
  • в … падеже (для полной формы),
  • в …числе (ед., мн.),
  • в … роде (для единственного числа).

III. Синтаксическая роль (задать вопрос и подчеркнуть как член предложения).

3. Морфологический разбор ГЛАГОЛА.

I. Часть речи – гл., т.к. отвечает на вопрос “ЧТО ДЕЛАТЬ?” и обозначает ДЕЙСТВИЕ ПРЕДМЕТА.

Н.Ф. – … (инфинитив: что делать? что сделать?)

  • вид (совершенный (что сделать?) или несовершенный (что делать?)),
  • спряжение (I (ешь, ет, ем, ете, ут/ют), II (ишь, ит, им, ите, ат/ят), разноспрягаемое (хотеть, бежать)),
  • возвратный (есть -ся, -сь.)/ невозвратный (нет -ся, -сь),
  • переходный (употребляется с сущ. в В. п. без предлога)/ непереходный (не употребляется с существительным в В. п. без предлога).
  • в … наклонении (изъявительное: что делал? что делает? что сделает? , повелительное: что делай?, условное: что делал бы? что сделал бы?),
  • в … времени (для изъявительного наклонения: прошедшее (что делал?), настоящее (что делает?), будущее (что сделает? что будет делать?)),
  • в … числе (ед., мн.),
  • в … лице (для наст., буд. вр.: 1л. (я, мы), 2 л. (ты, вы), 3 л. (он, они)); в … роде (для прош.вр. ед.ч.).

. У глаголов в неопределенной форме (инфинитиве) непостоянных признаков нет, так как ИНФИНИТИВ – неизменяемая форма слова.

III. Синтаксическая роль (задать вопрос и подчеркнуть как член предложения).

4. Морфологический разбор ЧИСЛИТЕЛЬНОГО.

I. Часть речи – числ., т.к.отвечает на вопрос “СКОЛЬКО?” (или “КОТОРЫЙ?”) и обозначает КОЛИЧЕСТВО предметов (или ПОРЯДОК предметов ПРИ СЧЕТЕ).

  • разряд по структуре (простое/сложное/составное),
  • разряд по значению (количественное + подразряд (собственно колич./дробное/собирательное)/ порядковое),
  • особенности склонения:

1,2,3,4, собирательные и порядковые числ. скл-ся, как прил.
5–20, 30 скл-ся, как сущ.3 скл.
40, 90, 100,полтора, полтораста при склонении имеют 2 формы.
тысяча скл., как сущ.1 скл.
миллион, миллиард скл., как сущ. 2 скл.
сложные и составные количественные скл-ся с изменением каждой части слова.
сложные и составные порядковые числительные скл-ся с изменением только последнего слова.

  • падеж,
  • число (если есть),
  • род (в ед.ч., если есть).

III. Синтаксическая роль (вместе с сущ., к которому относится) с указанием главного слова.

5. Морфологический разбор МЕСТОИМЕНИЯ.

I. Часть речи – мест., т.к. отвечает на вопрос “КТО? ЧТО?” (КАКОЙ? ЧЕЙ? СКОЛЬКО? КОТОРЫЙ?) и не обозначает, а указывает на ПРЕДМЕТ (ПРИЗНАК или КОЛИЧЕСТВО).

Н.Ф. – …(И.п. (если есть) или И.п., ед.ч., м.р.)

  • разряд по соотношению с другими частями речи (мест. -сущ., мест .-прил., мест. -числ.)
  • разряд по значению с доказательством:
    личное, т.к. указ. на лицо;
    возвратное, т.к. указ.на возвращение действия на самого себя;
    притяжательное, т.к. указ. на принадлежность;
    вопросительное, т.к. указ. на вопрос;
    относительное, т.к. указ. на отношения простых предл. в составе сложного;
    неопределенные, т.к. указ. на неопределенные предм., призн., кол-во,
    отрицательные, т.к.указ. на отсутствие предм., призн., кол-ва;
    определительные, т.к. указ. на обобщенный признак предмета.
  • лицо (для личных).

III. Синтаксическая роль (задать вопрос от главного слова и подчеркнуть как член предложения).

6. Морфологический разбор НАРЕЧИЯ.

I. Часть речи – нар., т.к. отв.на вопрос “КАК?” (КОГДА? КУДА? ПОЧЕМУ? и др.) и обозначает ПРИЗНАК ПРИЗНАКА.

Н.ф. – указывать только если наречие в степени сравнения.

  • Неизменяемая часть речи.
  • Разряд по значению: образ действия (каким образом?) – меры и степени (насколько? в какой мере?)
    места (где? куда? откуда?) – времени (когда? как долго?)
    причины (почему?) – цели (зачем? для чего?)

(Указать, если наречие местоименного типа, его вид: определительное, личное, указательное, вопросительное, относительное, неопределенное, отрицательное.)

Непостоянные признаки: в … форме … степени сравнения (если есть).

7. Морфологический разбор СЛОВА КАТЕГОРИИ СОСТОЯНИЯ.

I. Часть речи – СКС, т.к. обозначает СОСТОЯНИЕ человека, природы, ОЦЕНКУ ДЕЙСТВИЯ и отвечает сразу на два вопроса: “КАК?” и “КАКОВО?”

Остальные пункты, как у наречия, кроме разрядов по значению, которых у СКС не выделяют.

8. Морфологический разбор ПРИЧАСТИЯ.

I. Часть речи – прич., т.к. отв. на вопр. “КАКОЙ?” и “ЧТО ДЕЛАЮЩИЙ? ЧТО СДЕЛАВШИЙ?” и обозн. ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА ПО ДЕЙСТВИЮ.

  • действительное (-ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ-; -вш-, -ш-) или страдательное (-ем-, -ом-, -им-; -енн-, -нн-, -т-).
  • вид (СВ – что сделавший? НСВ – что делавший?).
  • возвратность (возвратное – есть -ся, невозвратное – нет -ся).
  • время (настоящее: -ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ-, -ем-, -ом-, -им-; прошедшее: -вш-, -ш-, -енн-, -нн-, -т-).
  • полная или краткая форма (только для страдательных).
  • падеж (только для причастий в полной форме).
  • число (ед., мн).
  • род (только для прич в ед.ч.).

III. Синтаксическая роль (обычно бывают определением или сказуемым).

9. Морфологический разбор ДЕЕПРИЧАСТИЯ.

I. Часть речи – дееприч., т.к.отв.на вопр. “КАК?” и “ЧТО ДЕЛАЯ? ЧТО СДЕЛАВ?” и обозн.добавочное действие.

  • Неизменяемая часть речи.
  • Вид (СВ – что сделав?/НСВ – что делая?).
  • Возвратность (возвр. – есть -ся, невозвр. – нет -ся).

III. Синтаксическая роль (чаще бывает обстоятельством).

10. Морфологический разбор ПРЕДЛОГА.

I. Часть речи – предлог, т.к. служит для связи главного слова … с зависимым …

  • Простой (из одного слова: из, в) / составной (из нескольких слов: в течение, в связи с ).
  • Производный (перешел из другой части речи: вокруг) / непроизводный (из, к, об…).
  • Неизменяемая часть речи.

III. Не является членом предложения, но может входить в его состав.

11. Морфологический разбор СОЮЗА.

I, Часть речи – союз, т.к. служит для соединения однородных членов предложения или простых частей в составе сложного предложения.

  • Простой (из одного слова: и, а, но…) / составной (из нескольких слов: потому что…).
  • Сочинительный (связывают ОЧП или ПП в составе ССП: и, тоже, либо, однако…) + группа по значению (соединительные: и; противительные: но; разделительные: или). Подчинительный (связывают ПП в составе СПП: потому что, так как, чтобы, словно…) + группа по значению (изъяснительные: что, временные: когда, условные: если, причинные: потому что, целевые: чтобы, следственные: так что; уступительные: несмотря на то что, хотя; сравнительные: как будто)
  • Неизменяемая часть речи.

III. Не является членом предложения.

12. Морфологический разбор ЧАСТИЦЫ.

I. Часть речи – частица, т.к. придает доп.оттенки (какие именно: вопросительные, восклицательные, указательные, усилительные, отрицательные) словам или предложениям или служит для образования форм слов (каких именно: наклонения, степени сравнения).

  • Разряд по значению: (формообразующие: более, пусть, бы…/смысловые: неужели, вот, именно…).
  • Неизменяемая часть речи.

III. Не является членом предложения, но может входить в его состав.

13/14. Морфологический разбор МЕЖДОМЕТИЯ / ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНОГО СЛОВА.

I. Часть речи – межд. или зв/п.слово, т.к. выражает различные чувства или побуждение к действию/передают звуки живой или неживой природы.

II. Признаки: неизменяемая часть речи; производное/непроизводное.

источник

Морфологическим разбором называется полная грамматическая характеристика слова. Планы морфологического разбора слов в предложении отличаются друг от друга в зависимости от того, к какой части речи принадлежит слово и какую синтаксическую роль оно выполняет в предложении. Также план морфологического разбора зависит от возраста учащихся. Чем старше ученики, тем подробнее разбор. Приведём схемы морфологического разбора отдельных частей речи для учащихся 4 и 5 классов.

Из-за того, что в русском языке многие слова омонимичны, контекст обязателен для определения семантики слова, его частеречной принадлежности, и, соответственно, выбора нужного разбора, выделения необходимых признаков и установления синтаксической роли в предложении. Например, слово «хорошо» в отрыве от контекста не даёт нам возможности понять, морфологический разбор какой части речи следует выполнять. «Хорошо» может быть и наречием («Сегодня я чувствую себя хорошо»), и краткой формой прилагательного («Утро хорошо сегодня!»), и именем существительным («Сдать русский язык на «хорошо»»), и частицей (« — Сегодня встречаемся у памятника в одиннадцать часов! — Хорошо»), и категорией состояния («Хорошо летом у моря»). Именно поэтому выполнить верный морфологический разбор слова, данного вне контекста, невозможно.

1. Определить часть речи; установить общее значение, задать вопрос к слову для определения части речи.

2. Определить начальную форму имени существительного — для этого нужно поставить слово в форму единственного числа именительного падежа.

род (мужской / женский / средний);

склонение (1 скл. / 2 скл. / 3 скл. / несклоняемое / разносклоняемое)

падеж (И.п. / Р.п./ Д.п. / В.п. / Т.п./ П.п.);

число (единственное / множественное).

4. Роль в предложении, постановка вопроса для определения члена предложения, соответствующее подчёркивание.

Образец морфологического разбора имени существительного

Образец разбора слова «котята» в предложении «Котята погнались за бабушкиным клубком ниток».

Котята. Кто? — котята — это имя существительное. Оно обозначает живое существо.

нарицательное, одушевлённое, мужского рода, 2-го склонения;

в форме именительного падежа (кто?); множественного числа.

4. Погнались (кто?) — котята — в предложении является подлежащим, подчёркивается горизонтальной линией (чертой).

Котята погнались за бабушкиным клубком ниток.

Котята — сущ., погнались (кто?) котята;

Н.ф. (начальная форма) — котёнок;

4. Погнались (кто?) — котята — подлежащее.

Определить часть речи, установить общее значение, задать вопрос к слову для определения части речи.

Определить начальную форму имени прилагательного — для этого нужно поставить слово в форму единственного числа именительного падежа мужского рода).

род прилагательного, падеж, число.

4. Роль в предложении, постановка вопроса для определения члена предложения, соответствующее подчёркивание.

Образец морфологического разбора имени прилагательного

Образец разбора слова «красивая» в предложении «Из радиодинамика лилась красивая старинная мелодия».

Красивая (мелодия) — имя прилагательное. Мелодия какая? — красивая. Обозначает признак предмета.

Начальная форма — красивый.

В предложении употреблено в форме женского рода, единственного числа, именительного падежа.

Мелодия (какая?) красивая — в предложении является определением, подчёркивается волнистой линией.

Из радиодинамика лилась красивая старинная мелодия.

Мелодия (какая?) — красивая — определение.

Определить часть речи, установить общее значение, задать вопрос к слову для определения части речи.

Определить начальную форму числительного — для этого нужно поставить его в форму именительного падежа.

(для количественных: целое/дробное/собирательное);

4. Роль в предложении, постановка вопроса для определения члена предложения, соответствующее подчёркивание.

Образец морфологического разбора имени числительного

Читайте также:  Простата анализ какие надо сдать

Образец разбора слова «двое» в предложении «Во дворе меня ждали двое друзей».

Двое — имя числительное. Слово обозначает количество — товарищей (сколько?) — двое;

Постоянные признаки: простое, собирательное;

непостоянные: в форме именительного падежа;

Ждали (кто?) двое товарищей — в предложении числительное «двое» входит в состав подлежащего, на письме подчёркивается горизонтальной линией.

Во дворе меня ждали двое товарищей.

Двое — числ., товарищей — (сколько?) — двое;

4. Ждали (кто?) двое товарищей — часть подлежащего.

Больше интересных материалов:

Определить часть речи, установить общее значение, задать вопрос к слову для определения части речи.

Определить начальную форму местоимения — для этого нужно поставить его в форму именительного падежа единственного числа.

а) постоянные : лицо (1 л./ 2 л. /3 л),

б) непостоянные (если есть): род, число, падеж;

4. Роль в предложении, постановка вопроса для определения члена предложения, соответствующее подчёркивание.

Образец морфологического разбора местоимения

Образец разбора слова «тебе» в предложении «Я позвоню тебе в пятницу вечером».

Тебе — местоимение. Указывает на предмет — позвоню (кому?) тебе.

Из постоянных признаков — личное местоимение, 2-ое лицо. Из непостоянных — местоимение употреблено в форме единственного числа, в дательном падеже.

Позвоню (кому?) тебе — в предложении местоимение «тебе» является дополнением, на письме подчёркивается штриховой линией (штрихом).

Я позвоню тебе в пятницу вечером.

Тебе — местоим., позвоню (кому?) тебе;

4. Позвоню (кому?) тебе — дополнение.

Определить часть речи, установить общее значение, задать вопрос к слову для определения части речи.

Определить начальную форму глагола — для этого поставить глагол в неопределённую форму.

спряжение (1 спр. / 2 спр. / разноспрягаемые),

время (прошедшее / настоящее / будущее),

4. Роль в предложении, постановка вопроса для определения члена предложения, соответствующее подчёркивание.

Образец морфологического разбора глагола

Образец разбора слова «усиливался» в предложении «Снег усиливался с каждой минутой».

Усиливался — глагол. Обозначает действие: снег (что делал?) усиливался.

Начальная (неопределённая) форма — усиливаться;

глагол употреблён в форме прошедшего времени (лицо невозможно определить), мужского рода, единственного числа.

4. Снег (что делал?) усиливался — в предложении глагол «усиливался» является сказуемым, подчёркивается двумя горизонтальными линиями (чертами).

Снег усиливался с каждой минутой.

Усиливался — глаг., снег (что делал?) усиливался;

Снег (что делал?) усиливался — сказуемое.

Определить часть речи, установить общее значение, задать вопрос к слову для определения части речи.

Морфологические признаки (неизменяемость).

Роль в предложении, постановка вопроса для определения члена предложения, соответствующее подчёркивание.

Образец морфологического разбора наречия

Образец разбора слова «быстро» в предложении «На школьной проверке скорости чтения Лена читала быстро и без ошибок».

Быстро — наречие. Обозначает признак действия: читала (как?) быстро.

Читала (как?) быстро — в предложении наречие «быстро» является обстоятельством, подчёркивается штрихпунктирной линией (штрихпунктиром).

На школьной проверке скорости чтения Лена читала быстро и без ошибок.

источник

Введите любое слово, затем нажмите «разобрать». После этого вы получите разбор, в котором будет написана часть речи, падеж, род, время и всё остальное. Т.к. разбор производится вне контекста, то может быть предложено несколько вариантов разбора, среди которых вам нужно будет выбрать правильный. Разбор выполняется компьютером автоматически, поэтому иногда могут быть ошибки. Будьте внимательны, онлайн разбор предназначен для помощи, а не для бездумного переписывания. Замечание про букву Ё: не заменяйте её на Е.

Нажмите Ctrl+D, чтобы добавить сервис в закладки и пользоваться им в будущем.

Для того, чтобы не испытывать трудности в схеме морфологического разбора слова или в порядке разбора, не следует автоматически запоминать последовательность и принцип разбора. Эффективнее всего ориентироваться на выделение общих признаков частей речи, а затем перейти на частные признаки этой формы. При этом общая логика разбора должна быть сохранена. Также вам помогут Части речи.

Следующие примеры морфологического разбора позволят понять схему разбора слов предложения в русском языке. Однако следует помнить, что наличие текста – обязательное условие правильного разбора частей речи, ведь морфологический разбор – это характеристика слова (как части речи), учитывающая специфику его использования.

Рассмотрим примеры морфологического разбора.

  1. начальная форма (в именительном падеже, единственном числе);
  2. собственное или нарицательное;
  3. одушевленное или неодушевленное;
  4. род;
  5. склонение
  6. число;
  7. падеж;
  8. роль в предложении.

Существительное (образец разбора):
Текст: Малыши любят пить молоко.
Молоко – существительное, начальная форма – молоко, нарицательное, неодушевленное, среднего рода, 2-го склонения, в винительном падеже, единственном числе (множественного не имеет), прямое дополнение.

  1. начальная форма – инфинитив (именительный падеж, единственное число);
  2. разряд (качественное, относительное или притяжательное);
  3. краткое или полное (только о качественном);
  4. степень сравнения (только о качественном);
  5. род (только о единственном числе);
  6. падеж;
  7. число;
  8. роль в предложении.

Прилагательное (образец разбора):
Текст: Полное лукошко грибов собрала Аленушка.
Полное – имя прилагательное, начальная форма – полный; качественное: полное; в положительной (нулевой) степени сравнения, в среднем роде, винительном падеже, является дополнением.

Числительное (порядок разбора):

  1. начальная форма (именительный падеж для количественного, именительный падеж, единственное число, мужской род – для порядкового);
  2. разряд по значению (количественное, порядковое);
  3. разряд по составу (простое, сложное, составное);
  4. падеж;
  5. род и число (у порядковых и некоторых количественных);
  6. роль в предложении.

Числительное (образец разбора):
Текст: Пролетело четыре дня.
Четыре – числительное, начальная форма – четыре, количественное, простое, в именительном падеже, не имеет числа и рода, является подлежащим.

Местоимение (порядок разбора):

  1. начальная форма (именительный падеж, единственное число, если изменяется по числам и родам);
  2. разряд по значению;
  3. род (если есть);
  4. падеж
  5. число (если есть);
  6. роль в предложении.

Местоимение (образец разбора):
Текст: С нее капали хрустальные дождинки.
Нее – местоимение, начальная форма – она, личное, 3-е лицо, женский род, родительный падеж, единственное число, обстоятельство места.

  1. инфинитив (начальная форма);
  2. возвратный или невозвратный;
  3. переходный или непереходный;
  4. вид;
  5. спряжение;
  6. наклонение;
  7. время (для изъявительного наклонения);
  8. лицо (для настоящего, будущего времени и повелительного наклонения);
  9. род (для прошедшего времени и условного наклонения в единственном числе);
  10. число;
  11. роль в предложении.

Глагол (образец разбора):
Текст: Сказали правду, не побоявшись осуждения.
Сказали – глагол, начальная форма – сказать, невозвратный, непереходный, совершенного вида, 1-го спряжения, в изъявительном наклонении, прошедшем времени, множественном числе, является сказуемым.

Причастие (порядок разбора):

  1. начальная форма (именительный падеж, единственное число, мужской род);
  2. инфинитив;
  3. вид;
  4. время;
  5. возвратное или невозвратное (для действительного);
  6. переходное или непереходное (для действительного);
  7. полное или краткое (для страдательного);
  8. род (для единственного числа);
  9. падеж;
  10. число;
  11. роль в предложении.

Причастие (образец разбора):
Текст: Гляжу на опадающую листву и грущу.
Опадающую – причастие, начальная форма – опадающий, от глагола опадать, несовершенного вида, настоящего времени, невозвратное, непереходное, в женском роде, винительном падеже, единственном числе, согласованное определение.

Деепричастие (порядок разбора):

  1. глагол, от которого образовано;
  2. вид;
  3. возвратное или невозвратное;
  4. переходное или непереходное;
  5. роль в предложении.

Деепричастие (образец разбора):

Текст: Уезжая за границу, ты грустишь о доме.
Уезжая – деепричастие, от глагола «уезжать», несовершенного вида, невозвратное, непереходное, обстоятельство образа действия.

Наречие (порядок разбора):

  1. разряд по значению (определительное или обстоятельственное);
  2. степень сравнения (если есть).

Наречие (образец разбора):
Текст: Солнце взошло выше, и тучи рассеялись.
Выше – наречие, обстоятельственное места, является обстоятельством места, сравнительная степень.

Что-то непонятно? Есть хорошее видео по теме для прилагательных:

Порядок разбора в вашем классе может отличаться от предложенного, поэтому советуем уточнить у вашего учителя требования к разбору.

Всё для учебы » Русский язык » Морфологический разбор слова с примерами и онлайн

Чтобы добавить страницу в закладки, нажмите Ctrl+D.

Если страница помогла, сохраните её и поделитесь ссылкой с друзьями:

Группа с кучей полезной информации (подпишитесь, если предстоит ЕГЭ или ОГЭ):

источник

Схемы и образцы морфологического анализа

слова/словоформы. Комментарии к анализам[2]

Цель морфологического анализа слова/словоформы — дать полную характеристику слова как части речи: определить его категориальное значение, выявить и охарактеризовать постоянные и переменные морфологические свойства (морфологические категории, частные грамматические значения и средства их выражения), а также установить синтаксическую функцию.

Морфологическому анализу может быть подвергнуто любое слово в любой словоформе.

Выполняя морфологический разбор словоформы, учитывайте, что в разных учебниках и научных грамматиках представлены разные системы частей речи, что вузовский разбор отличается от школьного, в первую очередь, степенью полноты, что в лингвистике существуют дискуссионные (нерешенные) вопросы, которые естественным образом сказываются на различии в терминологическом обозначении одних и тех же понятий (напр., в школьных учебниках показатель инфинитива –ть квалифицируется как суффикс, в «Русской грамматике» — как флексия, во многих вузовских учениках и пособиях признается его синкретичный статус).

При морфологическом анализе недопустимо ставить знак «прочерк» в том случае, когда данная грамматическая категория у слова или словоформы не выражена (напр., у наречия по-нашему не будет форм степеней сравнения; у прилагательного должен отсутствует склонение; у глагола в прошедшем времени читал нет категории лица и т. д.). Отсутствие любой категории, любого грамматического значения, а также любого формального показателя должно быть выражено словесно, поскольку нули в лингвистике — это важнейший показатель системных отношений.

Морфологический анализ имени существительного

Вузовский разбор существительных отличается от школьного другой нумерацией склонений — 1 и 2 склонение меняются местами. При разборе можно отмечать: склонение в вузе — . склонение в школе -. Основное количество ошибок при разборе существительных связано с неправильным определением падежей. Если в разборе неправильно определена семантика падежной словоформы, то следствием будут ошибки в определении синтаксической функции данной словоформы.

Схема морфологического анализа имени существительного

2. Часть речи. Категориальное значение.

3. Начальная форма. Вопрос к начальной форме. Вопрос к словоформе в тексте.

4. Одушевленное или неодушевленное. Показатели.

5. Собственное или нарицательное.

6. Лексико-грамматический разряд (для нарицательных). Показатели.

7. Род. Показатель. Значение (значимый/формальный).

8. Тип склонения (по начальной форме). Показатель.

9. Число. Показатель. Значение.

10. Падеж. Позиция падежной словоформы. Показатель. Значение.

12. Синтаксическая функция.

Морфологический анализ имени прилагательного

Существуют сложности при разграничении прилагательных, существительных (субстантивированных слов) и причастий. Чтобы не допустить ошибок в этом вопросе, необходимо учитывать категориальное значение анализируемого слова, его морфологические и синтаксические свойства в совокупности.

Схема морфологического анализа имени прилагательного

2. Часть речи. Категориальное значение.

3. Начальная форма. Вопрос к начальной форме. Вопрос к словоформе в тексте.

4. Разряд (качественное, относительное, притяжательное). Показатели.

5. Тип склонения (по начальной форме). Показатели.

6. Полная или краткая форма (для качественных). Показатели.

7. Степень сравнения (для качественных). Показатели.

8. Согласование с существительным в роде,

10. падеже. Показатель рода, числа, падежа.

11. Синтаксическая функция.

Схема морфологического анализа имени числительного

2. Часть речи. Категориальное значение.

3. Начальная форма. Вопрос к начальной форме. Вопрос к словоформе в тексте.

5. Структура (числительное простое, суффиксальное, сложное, составное).

6. Тип склонения (указать особенности склонения данного числительного).

10. Характер синтаксических связей с существительным (управление, согласование) и синтаксическая функция.

Схемы и образцы морфологического анализа

слова/словоформы. Комментарии к анализам[2]

Цель морфологического анализа слова/словоформы — дать полную характеристику слова как части речи: определить его категориальное значение, выявить и охарактеризовать постоянные и переменные морфологические свойства (морфологические категории, частные грамматические значения и средства их выражения), а также установить синтаксическую функцию.

Морфологическому анализу может быть подвергнуто любое слово в любой словоформе.

Выполняя морфологический разбор словоформы, учитывайте, что в разных учебниках и научных грамматиках представлены разные системы частей речи, что вузовский разбор отличается от школьного, в первую очередь, степенью полноты, что в лингвистике существуют дискуссионные (нерешенные) вопросы, которые естественным образом сказываются на различии в терминологическом обозначении одних и тех же понятий (напр., в школьных учебниках показатель инфинитива –ть квалифицируется как суффикс, в «Русской грамматике» — как флексия, во многих вузовских учениках и пособиях признается его синкретичный статус).

При морфологическом анализе недопустимо ставить знак «прочерк» в том случае, когда данная грамматическая категория у слова или словоформы не выражена (напр., у наречия по-нашему не будет форм степеней сравнения; у прилагательного должен отсутствует склонение; у глагола в прошедшем времени читал нет категории лица и т. д.). Отсутствие любой категории, любого грамматического значения, а также любого формального показателя должно быть выражено словесно, поскольку нули в лингвистике — это важнейший показатель системных отношений.

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

источник

Морфология — раздел грамматики, изучающий слово как часть речи. В русском языке есть десять частей речи, которые принято разделять на самостоятельные, служебные и междометия.

Читайте также:  Медкнижка какие анализы сдавать 2017

Морфологический разбор слов проводится по определенной схеме в строгом порядке. Для того чтобы выполнить разбор слова по частям речи, нужно определить:

  1. общее грамматическое значение;
  2. морфологические признаки (или грамматические значения);
  3. синтаксическую роль.

Анализ слова как части речи представляет собой одновременно емкую и полную характеристику отдельной словоформы с учетом грамматических особенностей его употребления. Каждая часть речи имеет постоянные и изменяемые признаки. При разборе нужно уметь определять, к какой части речи относится слово, находить его начальную форму, выделять морфологические признаки.

Морфологический разбор, пример которого представлен на нашем сайте, поможет улучшить навыки анализа.

Для того чтобы правильно выполнить морфологический разбор слова, следует запомнить последовательность и принцип анализа. Так, сначала следует выделить общие признаки частей речи, а затем найти конкретные признаки данной словоформы.

План морфологического разбора слова следующий:

  1. Указать часть речи и его значение, на какой вопрос отвечает слово.
  2. Поставить слово в начальную форму: Им.п., ед.ч. — для существительных, Им.п., ед.ч., м.р. — для прилагательных, неопределенная форма — для глаголов (что (с)делать?).
  3. Определить постоянные признаки: нарицательное или собственное, одушевленное или неодушевленное, род и склонение у существительных; вид, возвратность, переходность и спряжение у глагола; разряд по значению, степень сравнения, полная или краткая форма у прилагательных.
  4. Охарактеризовать форму, в которой слово употреблено: у существительных определить число и падеж, у прилагательных — степень сравнения, краткую или полную форму, число, падеж и род; у глаголов — наклонение, время, число, род или лицо, если есть.
  5. Роль в предложении — показать, каким членом является слово в предложении: второстепенным или главным. Иногда требуется выписать словосочетание и показать его синтаксическую роль графически.

Образец морфологического разбора имени существительного:

На столе стоял кувшин с молоком.

  1. С молоком — сущ., с чем?; предм.
  2. Начальная форма — молоко.
  3. Нарицательное, неодушевленное, средний род, 2-е склонение
  4. В единственном числе, в творительном падеже
  5. Дополнение.

Наш сервис использует самые современные технологии анализа морфологии и будет полезен тем, кто хочет узнать, как правильно делать морфологический разбор.

Важно помнить, что непостоянные признаки у прилагательного определяются по слову, которому оно подчиняется. Также следует учитывать, что род у глаголов можно определить только в прошедшем времени единственного числа, а лицо — в настоящем и будущем времени.

Для определения синтаксической роли необходимо знать контекст, относящийся к слову. Так, существительное может выступать в качестве подлежащего, дополнения или обстоятельства. Прилагательное, примыкающее к существительным, является определением, а в краткой форме может быть сказуемым. Глагол всегда является сказуемым. Буква ё может менять значение слова, и морфологический разбор будет разным. Например, стёкла (сущ., мн.ч.) и стекла (глаг., пр.в.).

Морфологический разбор слова онлайн поможет не только правильно проанализировать словоформу, но и подготовиться к ЕГЭ или ОГЭ по русскому языку.

Для примера ниже подобраны слова с наиболее интересными вариантами морфологического разбора: поле, бобров, алей, пали, парки, полпарка, отпарка, спарка, упарка, лады, для выполнения морфологического разбора других слов воспользуйтесь формой поиска.

источник

Морфология – это один из разделов языкознания, который изучает такой языковый объект, как слово, его значимые части и свойства. Все употребляемые слова относятся к определённым частям речи. Развёрнутый грамматический анализ конкретного слова с позиции отнесения к определённой части речи даёт морфологический разбор. В целях получения быстрого результата можно сделать морфологический разбор слова онлайн. Но основные правила этого процесса должны знать ученики начиная с 4 класса.

Отвечая на вопрос, что такое морфологический разбор слова, необходимо отметить, что слово разбирается как в контексте фразы, так и в его первоначальной форме. Поэтому важным навыком является умение правильно определять синтаксическое значение слова в рассматриваемом предложении, его первоначальную форму, изменяемые и неизменяемые признаки.

Самостоятельные части речи имеют определённое лексическое значение и выступают членами предложения – главными или второстепенными. Например, существительные, прилагательные или причастия. Планы морфологического разбора отличаются в некоторой степени для разных частей речи, а также изменяются по сложности в зависимости от программы обучения и класса, в котором даётся подобное задание.

По общему правилу указывается часть речи с определением её грамматического значения, первоначальная форма, неизменяемые и изменяемые признаки, какова роль в рассматриваемом предложении. Далее предлагаются варианты, как сделать морфологический разбор учениками 5 класса и старше основных частей речи.

Начало морфологического разбора существительного, как и любых других слов, следует производить с определения части речи.

  1. Указать часть речи.
  2. Поставить к существительному вопрос.
  3. Найти начальную форму.
  4. Выяснить, является ли слово собственным или нарицательным, можно ли считать его одушевлённым или нет, к какому склонению и роду относится.
  5. Определить падеж и число в данном предложении.
  6. Какой член предложения.

Это интересно: как применяется и есть ли слово «нету» в русском языке?

Для наглядности разобрано существительное «котята» предложения «Котята весело играют».

  1. Котята – существительное, которое обозначает живое существо;
  2. Поставленный вопрос – кто;
  3. Первоначальная форма – котёнок;
  4. Нарицательное, одушевлённое, второе склонение, мужской род;
  5. Падеж – именительный, число – множественное;
  6. Подлежащее.

Первые три пункта повторяются. Далее следует определить спряжение глагола и такие изменяемые признаки, как число и время. Род указывается в том случае, если глагол употреблён в единственном числе. Для глаголов будущего или настоящего времени определяется лицо.

Образец морфологического разбора на примере слова «рисовали» предложения «Ученики рисовали карандашами».

  • Рисовали – глагол, обозначающий действие;
  • Поставленный вопрос – что делали;
  • Первоначальная форма – рисовать;
  • 1 спряжение;
  • Множественное число прошедшего времени;
  • Сказуемое.

Нужно знать: Морфология русского языка, что изучает наука.

Первые три пункта для прилагательного повторяются так же как и для существительного или глагола. Далее оцениваются и указываются падеж, число и род.

Образец морфологического разбора на примере слова «маленькая» предложения «Маленькая девочка играет в песочнице».

  • Маленькая – прилагательное, обозначающее признак;
  • Поставленный вопрос – какая;
  • Начальная форма – маленький;
  • Падеж именительный,
  • Число единственное;
  • Род женский;
  • Является определением.

При морфологическом разборе причастия, кроме части речи, следует указать глагол, от которого оно образовано. Кроме того, для причастия характерны такие признаки, как залог и возвратность.

Образец морфологического разбора на примере слова «бурлящий» предложения «Путь преградила бурлящая река».

  • Бурлящая – причастие, от глагола «бурлить»;
  • Начальная форма – бурлящий;
  • Поставленный вопрос – какая;
  • Действительный залог, несовершенный вид;
  • Применено в настоящем времени;
  • Является невозвратным;
  • Единственное число, падеж именительный;
  • Род женский;
  • Является определением.

Схема морфологического разбора наречия несколько проще и содержит меньше пунктов, чем существительного или прилагательного, поскольку наречие – неизменяемое слово, которое не имеет начальной формы.

Образец морфологического разбора на примере слова «медленно» предложения «По небу медленно плыли облака».

Кроме самостоятельных частей речи, существуют служебные и междометия. Они не выступают членами предложения, не обладают каким-либо определённым лексическим значением.

Например, предлоги или союзы применяются для установления отношений между членами предложения или словосочетаниями. Служебные части речи также могут подлежать морфологическому разбору по определённой схеме. Схемы разбора в классе, установленные учителем для конкретной части речи, могут отличаться от предложенных выше по степени сложности.

источник

В русском языке десять частей речи: имя существительное, глагол, имя прилагательное, имя числительное, наречие, местоимение, предлог, союз, частица, междометие.
Морфологический анализ слова

Данные задания предлагают определить принадлежность заданного слова к той или иной части речи. Чтобы успешно выполнить задание, следует помнить:

Слова в предложении стоят в определенной форме, а часть речи легче определить по начальной форме (для имен и причастий – это мужской род, единственное число, для глагола – инфинитив).

Следует помнить вопросы, на которые отвечают различные части речи, и значение, свойственное этому классу слов.

Многие суффиксы помогут вам определить часть речи.

Темы, которые наиболее часто спрашиваются в заданиях А10 и В2 выделены.

имя существительное местоимение имя числительное имя прилагательное наречие
обозначает предмет указывает на предмет, признак и количество, но не называет их число и порядок при счете признак предмета признак предмета, действия или признака
вопрос, на который отвечает кто? что? кто? что? какой? чей? сколько? который? сколько? который? какой по счету? какой? чей? каков? в зависимости от разряда
основные разряды, группы собствен-ное

(ФИО, названия)

нарица-тельное

(общее наименование)

Разряды:

3) притяжательные (мой, твой, наш, ваш, свой, его, ее, их)

4) указательные (тот, этот, такой, таков, столько)

5) определительные (весь, всякий, каждый, сам, самый, любой, иной, другой)

6) вопросительные (кто? что? какой? каков? чей? сколько? который?)

7) относительные (вопросительные, но для связи основ в сложном предложении)

8) отрицательные (НЕ-/НИ + вопросит.)

9) неопределенные (НЕ/-КОЕ + вопросит.; вопросит. + -ТО, -ЛИБО, -НИБУДЬ)

Разряды:

1) количеств.(сколько?):

двое, трое, пятеро

Разряды:

— притяжательные (чей?);

— относительные (какой?);

— качественные (какой?), сочетаются с наречием очень)

Разряды:

1) образа действия(как? каким образом?)

2) времени (когда? с каких пор? как долго?)

6) меры и степени (насколько? в какой мере? во сколько?)

7) вопроси-тельные (слова-вопросы как? где? куда? откуда? зачем? почему? когда?)

8) отрица-тельные (НЕ-/НИ- + вопросит.)

9) неопределенные (КОЕ-, -ТО, -ЛИБО, -НИБУДЬ + вопросит.)

10) указательные (здесь, так туда, там, тут, оттуда, тогда)

одушевлен-ное

кто? (В.п.=Р.п.)

неодушевлен.

что? (В.п.≠Р.п.)

Для качественных прилагательных:

Степени сравнения (суффиксы:

1 склон.

муж. и жен. род, оконча-ние –а/-я или нулевое

2 склон.

оконча-ние –о/-е, нуле-вое

3 склон.

оконча-ние нулевое

2) порядковые (какой? который?)

три восьмых

прос-тая состав-ная сравни-тельная (суффик-сы) -ее,

-ше

более, менее + прилаг. превос-ходная айш,

ср. степ. + всего (всех)

общие признаки 1) род

— мужской: он, какой? который? чей? каков?

— женский: она, какая? которая? чья? какова?

— средний: оно, какое?, которое? чье? каково?

единственное;

П.п. о ком? о чем?

не изменяется С какой часть речи можно спутать С существитель-ным, прилагательным, числительным.

Запомнить!Местоимения не называют, а лишь указывают.

Определительные местоимения следует лишь запомнить.

С прилагательным или местоимением.

Запомнить! Имя числительное указывает на точное количество

У прилагательного и наречия одинаковы степени сравнения, краткую форму прилагательного можно спутать с наречием,

НО: наречия отвечают на вопрос как?

Глагол и глагольные формы.

глагол причастие деепричастие
значение действие предмета признак предмета по действию добавочное действие
вопрос что делать? что сделать? какой?

что сделав?

одинаковые признаки 1) вид:

2) переходность:

— переходные (после глагола, причастия, деепричастия можно задать вопросы кого? или что? без предлога)

— непереходные (нельзя задать такого вопроса)

3) возвратность:

— невозвратные (нет этого постфикса)

4) спряжение:

— I спряжение (если окончание в наст. или буд. времени ударное – то в окончании прослеживается буквы –Е или –У/Ю, если безударное – то инфинитив не на –ИТЬ)

— II спряжение (если окончание в наст. или буд. времени ударное – то в окончании прослеживается буквы –И или –А/Я, если безударное – то инфинитив на –ИТЬ)

5) время:

— будущее (только у глаголов)

— множественное

отличительные признаки Наклонение:

изъявительное

повелительное (суффикс –И-)

— сослагательное или условное (глагол + БЫ)

1) склоняется по падежам и родам

2) может иметь полную (какой?) и краткую форму (что сделан?)

неизменяемая часть речи
особенности действительное страдательное совершенный вид:

-ащ-/-ящ-

-ем-/-ом-/-им-
прошедшее -вш-/-ш- -енн-/-нн-/-т-
с какой частью речи можно спутать Прошедшее время глагола, краткое страдательное и деепричастие часто очень похожи, так как все эти части речи выражают прежде всего действие. Отличать их необходимо по суффиксам и вопросам.

Полное причастие внешне похоже на отглагольное прилагательное. Запомнить! Причастие всегда образуется с помощью стандартных суффиксов, которые прилагательному не присущи.

Служебные части речи и междометие.

предлог союз частица междометие
функция 1) невозможно задать вопрос;

2) связывает слова в предложении, указывает на падежные формы имен

1) невозможно задать вопрос;

2) связывает однородные члены предложения и грамматические основы

1) невозможно задать вопрос;

2) образует формы слов, выражает отрицание, смысловые оттенки, чувства, логические выделяет среди других слов

1) невозможно задать вопрос;

2) выражает эмоции и чувства человека

разряды 1) по происхождению:

— непроизводные (в, на, под, у, к, с, над, от, по, до)

— производные, т.е. образованные от других частей речи (в течение, в продолжение, напротив, около, благодаря, вокруг, согласно и др.)

— составные (из нескольких слов)

1) сочинительные:

— соединительные (и, да, ни-ни, и-и, не только – но и, как – так и, тоже, также)

— противительные (а, но, да(=но), зато, однако)

— разделительные (или, либо, то-то, не то – не то, или – или).

— временные (когда, пока, едва, лишь, только лишь)

— причинные (потому что, так как, оттого что, ибо)

— целевые (чтобы, для того чтобы, с тем чтобы)

— условные (если, раз, когда (=если))

— уступки (хотя, несмотря на то что, пускай)

— сравнительные (как, как будто, словно, точно)

— изъяснительные (что, чтобы, будто)

1) формообразующие (бы, да, пусть, пускай, давай, более, менее, самый)

3) модальные (ли, разве, неужели, вот, вон, именно, как раз, только, лишь, исключительно, почти, что за, как, даже, ведь и др.)

1) непроизводные (ах! ой! увы! фу! о!)

2) производные (батюшки! брось! вот еще! вот тебе на! и т.д.)

Читайте также:  Географический язык какие анализы сдать

Разбор задания.

Укажите верную характеристику слова НЕСКОЛЬКО в предложении: Человек, написавший на листе бумаги несколько фраз, отражающих его впечатления и раздумья, скорее всего, не думал ни о каких жанрах.

Рассуждение: Читаем предложение и задаем вопрос к данному слову: фраз сколько? несколько. На вопрос сколько? могут отвечать только две части речи: числительное, местоимение. В вариантах присутствует только местоимение, поэтому именно вариант 4 является верным.

При рассуждении можно пойти другим путем, действуя методом исключения. Например, краткое прилагательное отвечает только на вопрос каков?, у причастий есть специфические суффиксы. Оба эти варианта не подходят. Слово несколько указывает на некоторое количество, именно указывает, но не называет, поэтому при колебании между вариантами наречие и местоимение, следует выбрать последний.

Укажите верную характеристику слова СВЯЗАН в предложении: Животное обладает большим умом, но его ум всегда связан с определенной ситуацией, а человек всегда находится в непредвиденной ситуации.

Рассуждение: Слово связан отвечает на вопрос что сделан?, кроме того, в его состав есть суффикс –н-, что указывает на отличительные признаки краткого страдательного причастия. Правильный вариант 3.

В этом задании нужно определить лексическое значение многозначного слова. Обратись к контексту, в котором слово употреблено. При толковании поможет как общая тема текста, так и ближайший контекст слова.

Потренируйся.

Прочитайте текст и выполните задания А8 – А11.

(1)… (2) К северу от песков широкий пояс каменистой полупустыни занимает южную, гобийскую, половину Монгольской Народной Республики. (3)… в жарких безводных котлованах-впадинах между хребтами-залегают красноцветные породы. (4) Это пески, глины и песчаники, некогда отлагавшиеся в устьях рек Центральноазиатской суши, которая не покрывалась морем последние сто тридцать миллионов лет. (5) В этих породах сохранились неприкосновенными самые различные наземные животные, населявшие Центральноазиатский материк от меловой эпохи до наших дней, – исторические документы великой лестницы эволюционного развития животных от неуклюжих, безмозглых ящеров до быстрых и сообразительных млекопитающих – ближайших родичей человека.

А8 Какое слово или сочетание слов является одной из грамматических основ в четвертом (4) предложении текста?

3) которая не покрывалась морем

А9 Укажите верную характеристику пятого (5) предложения текста.

4) сложное с сочинительной и бессоюзной связью

А10 Укажите предложение, в котором есть определительное местоимение.

А11 Укажите значение слова ЛЕСТНИЦА в пятом (5) предложении.

3) сооружение в виде ряда ступеней

4) последовательное расположение по восходящей линии от низшего к высшему

Прочитайте текст и выполните задания А8 – А11.

(1)… (2) Именно по тембру мы узнаем голос человека или различаем инструменты, которые исполняют одну и ту же мелодию в одной тональности и с одинаковой громкостью. (3) От чего же зависит тембр звука? (4) Оказывается, что любой источник звука совершает сложные несинусоидальные колебания. (5) Их можно наблюдать при помощи известного прибора – осциллографа. (6)… если к нему подключить микрофон и пропеть какую-нибудь мелодию, то на экране осциллографа появится не синуоида, а более сложная кривая.

А8 Какое сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?

1) инструменты исполняют (предложение 2)

2) наблюдать (предложение 5)

3) можно наблюдать (предложение5)

4) появится кривая (предложение 6)

А9 Укажите верную характеристику шестого (6) предложения текста.

А10 Укажите предложение, в котором есть неопределенное местоимение.

А11 Укажите значение слова ИСТОЧНИК в предложении 4.

1) то, что дает начало чему-либо

2) естественный выход подземных вод на поверхность

3) тот, кто сообщает какие-либо сведения

4) первый момент какого-либо явления
Ответы:
А8. Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения.
1) 4
2) 3
А9. Предложение. Виды предложений по количеству грамматических основ.
1) 1
2) 4
А10. Части речи.
1) 4
2) 3
А11. Лексическое значение слова.
1) 4
2) 4

Главная » Подготовка к ЕГЭ по русскому языку » Морфологический анализ слова, примеры

источник

Виды и образцы языкового анализа

Фонетический разбор слова

Фонетический разбор слова заключается в характеристике слоговой структуры и звукового состава слова и предполагает элементы графического анализа.

При проведении фонетического разбора необходимо обязательно произносить слово вслух. Нельзя автоматически переводить буквенную запись в звуковую, это ведет к ошибке. Нужно помнить, что характеризуются не буквы, а звуки слова.

Порядок фонетического анализа

1. Разбить слово на слоги, указать количество слогов. Указать слог, на который падает ударение.

2. Записать слово в фонетической транскрипции.

3. Дать характеристику гласным и согласным звукам.

4. Указать количество букв и звуков. Прокомментировать их соотношение.

тетрадь [тʼитрáтʼ] вариант [тʼи э трáт’]

т [т’ ] — согл., глух., парн. [т-д], мягк., парн. [т , -т]
е [и ] — гл., безударн.
т [т ] — согл., глух., парн. [т-д], тверд., парн. [т-т , ]
р [р ] — согл., сонорный, звонк., непарн., тверд., парн. [р-р , ].
а [а ´ ] — гласн., ударн.
д [т’ ] — согл., глух., парн. [т-д], мягк., парн [т , -т]
ь [– ]
7 букв, 6 звуков.

Морфемный анализ слова

  1. Определите, какой частью речи является данное слово. Установите, изменяемая или неизменяемая это часть речи.
  2. Выделите окончание (для изменяемых частей речи) и основу.
  3. Определите, какая основа (производная или непроизводная).
  4. Найдите корень слова путем подбора и сопоставления родственных слов.
  5. Выделите в производной основе суффикс(ы) и приставку(и), охарактеризуйте их значение.

Придорожный

  1. Имя прилагательное. Изменяемая часть речи.
  2. Окончание –ый, основа придорожн-.
  3. Основа производная (членится на морфемы).
  4. Корень -дорож-; однокоренные слова дорога, подорожник.
  5. Суффикс –н- с общим значением «относящийся к чему-либо, состоящий из чего-либо». Приставка при- имеет значение нахождения вблизи чего-либо.

Графический морфемный разбор слова

Словообразовательный разбор

Цель словообразовательного анализа — определение способа образования слова . Он проводится в следующем порядке.

1. У анализируемого слова определяется тип основы (производная или непроизводная). Если основа непроизводная, например, лес, река , словообразовательный разбор произвести невозможно.

2. К анализируемому слову подбирается производящее слово (сочетание слов), т. е. то, от которого данное слово образовано. Производящее слово должно быть родственным анализируемому слову, обычно проще его, самым близким по структуре и лексическому значению. Следует помнить, что от выбора производящего слова в конечном итоге зависит правильное решение данной проблемы.

3. Устанавливается, что является производящей базой : основа слова, целое слово, части нескольких слов, несколько слов, например, весенний — весн а, невесело — весело , диван-кровать — диван , кровать .

4. Выделяются части слов, при помощи которых образовано новое слово.

5. Определяется способ образования слова.

Морфологический анализ

Сущность морфологического анализа заключается в разборе слова как части речи, в последовательном установлении всех грамматических значений слова в его конкретной грамматической форме.

При морфологическом разборе имени существительного следует:

1) назвать часть речи на основании общекатегориального значения,

2) поставить существительное в начальную форму (И.п., ед.ч.),

3) установить постоянные признаки: а) нарицательное или собственное, б) одушевленное или неодушевленное, в) род, г) тип склонения,

4) установить непостоянные признаки: а) падеж, б) число,

5) определить синтаксическую функцию слова.

На пути 3 нам совсем не попадались встречные суда.

II. Пост. — нариц., неодуш., м.р., разноскл.; непост. — в предложн. п., в ед. ч.

III. Не попадались (где?) на пути .

При морфологическом разборе имени прилагательного следует:

1) назвать часть речи на основании общекатегориального значения,

2) поставить прилагательное в начальную форму (И.п. ед. ч. м.р.),

3) установить постоянные признаки: разряд по значению,

4) установить непостоянные признаки: а) для качественных — степень сравнения и форму, б) падеж, род, число,

5) определить синтаксическую функцию.

Орешник начинает ронять лист с самых высоких 3 побегов.

(С) самых высоких — имя прилагательное.

I. Побегов (каких?) самых высоких.

II. Пост. — качественное; непост. — в превосходн. ст., в полн. ф., в род. п., во мн. ч.

III. Побегов (каких?) самых высоких .

При морфологическом разборе имени числительного следует:

1) назвать часть речи на основании общекатегориального значения,

2) поставить числительное в начальную форму (И.п.),

3) установить постоянные признаки: а) разряд по значению, б) разряд по структуре,

4) установить непостоянные признаки: падеж, род (если есть), число (если есть),

5) определить синтаксическую функцию числительного.

Экспедиция на двух парусных судах под начальством Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева в тысяча восемьсот девятнадцатом 3 году подошла к берегам Антарктиды.

(В) тысяча восемьсот девятнадцатом — имя числительное.

I. Подошла (когда?) в тысяча восемьсот девятнадцатом (году).

Н.Ф. — тысяча восемьсот девятнадцатый.

II. Пост. — порядковое, составное; непост. — в предложн. п., в м.р., в ед. ч.

III. Подошла (когда?) в тысяча восемьсот девятнадцатом (году) .

При морфологическом разборе местоимения следует:

1) назвать часть речи на основании общекатегориального значения,

2) поставить местоимение в начальную форму (И.п.),

3) установить постоянные признаки: а) разряд по значению, б) лицо и число (у личных местоимений),

4) установить непостоянные признаки: падеж, род (если есть), число (если есть),

5) определить синтаксическую функцию.

Грядку лука в огороде, / Сажень улицы в селе, — / Никаких 3 иных угодий / не имел он на земле. (А.Т. Твардовский)

II. Пост. — отрицательное, непост. — в род. п., во мн. ч.

При морфологическом разборе глагола следует:

1) назвать часть речи на основании общекатегориального значения,

2) поставить глагол в начальную форму (инфинитив),

3) установить постоянные признаки: а) вид, б) спряжение, в) возвратность, г) переходность,

4) установить непостоянные признаки — а) наклонение, б) время (для гл. изъявительного наклонения), в) лицо (для наст. и буд. вр.), г) число, д) род (для прош. вр.),

5) определить синтаксическую функцию.

Уж тает 3 снег, бегут ручьи.

II. Пост. — несов. в., I спр., невозвратный, непереходный; непост. — в изъяв. накл., в наст. вр., в 3 л., в ед. ч.

Синтаксический разбор словосочетания

  1. Выделить словосочетание из предложения.
  2. Найти главное и зависимое слова, указать, какими частями речи они выражены, поставить вопрос от главного слова к зависимому.
  3. Определить тип словосочетания (глагольное, именное или наречное).
  4. Определить способ подчинительной связи (согласование, управление, примыкание) и указать, чем она выражена (окончанием зависимого слова, окончанием и предлогом, только по смыслу).
  5. Определить смысловые отношения между главным и зависимым словом (определительные, объектные, обстоятельственные).

Студёный ветер резко рвал полы его шинели.

↓──────×
студёный ветер
↓ ↓
прилаг. + сущ. Словосочетание именное.
Способ связи — согласование, выражено окончанием зависимого прилагательного.
Отношения определительные: указывается предмет и его признак.

Синтаксический разбор простого предложения

При анализе простого предложения следует:

1. Установить, что данное предложение простое.

2. Определить предложение по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное).

3. Назвать предложение по интонации (восклицательное, невосклицательное).

4. Назвать предложение по составу главных членов (двусоставное или односоставное).

5. Определить тип односоставного предложения.

6. Назвать предложение по наличию второстепенных членов (распространенное или нераспространенное).

7. Назвать предложение по полноте (полное или неполное).

8. Назвать предложение по наличию осложняющих категорий (осложненное или неосложненное). Для осложненного — указать, чем осложнено.

Степь, двор, садвсё было в холодной тени . (Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, полное, осложнено однородными подлежащими с обобщающим словом)

Синтаксический разбор сложного предложения

1. Разобрать предложение по членам.

2. Разделить предложение на части, пронумеровать части по порядку.

3. Составить схему предложения с указанием средств связи и типов придаточных.

4. Описать отношения между придаточными: последовательное, параллельное, однородное подчинение.

5. Сделать описательный разбор по следующей схеме:

1) по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное).

2) по интонации (невосклицательное, восклицательное).

3) по количеству грамматических основ (простое, сложное — сложносочиненное, сложноподчиненное, бессоюзное, с разными видами связи).

Для сложного предложения далее характеризуется каждая часть:

1) по наличию одного или обоих главных членов (двусоставное или односоставное),

2) по наличию второстепенных членов (распространенное, нераспространенное),

3) по наличию пропущенных членов (полное, неполное),
4) по наличию осложняющих категорий (осложненное или неосложненное). Для осложненного — указать, чем осложнено.

При осложненности предложения прямой речью или вставным предложением они рассматриваются и описываются как самостоятельное предложение.

Повеств., невоскл., сложн., связь союзн., СПП.

1-е предложение — главное, односост., неопред.-личное, распр., полное, неосложненное.

2-е предложение — придаточное, двусост., распр., полное, неосложненное .

1\AppData\Local\Temp\msohtmlclip1\01\clip_image001.png» />источник