Меню Рубрики

Не помню как его звали анализ

(1)Не помню, как его звали. (2)Он жил на Сортировочной и в нашу школу перешёл временно, потому что его мать положили в больницу, а здесь, в третьем микрорайоне, жила бабушка. (З)Новенького посадили со мной, и это мне не понравилось: значит, когда я просил посадить меня с Колькой Лыковым — нельзя, посадите с Саней Табуховым — опять нельзя, а тут, оказывается, можно!
(4)Новенький несколько раз обратился ко мне с какими-то дурацкими вопросами: «Как зовут?», «Где живёшь?». (5)Я отвечал нехотя, сквозь зубы, и он отвязался.
(6)А после уроков его повели бить. (7)Это называется «прописка». (8)Бьют несерьёзно, больше для формы, как говорится, ничего личного, просто традиция такая. (9)Новенький, увидев толпу, которая его окружила, метнулся к стоящему рядом Серёжке Романову, отбросил его ударом в сторону и, ловко увернувшись от Кольки Лыкова, словно ветер, скрылся во дворах. (10)3а ним побежали, но догнать не смогли. (И)Серёжка, всхлипывая, вытирал кровь с разбитой губы, а мы хмуро смотрели на него. (12)Решили не ждать завтрашнего дня, а рассчитаться с новеньким сегодня же во что бы то ни стало.
(13)-Димон, ты же сидел с ним! (14)3айди к нему, позови его к себе домой — музыку там послушать или чего ещё. — попросил меня Колька. (15) — Ты же умный, схитри как-нибудь, чтобы он вышел на улицу.
(16)Мне польстило, что ко мне обратился Колька, что он при всех назвал меня умным, что поручение, которое требует смекалки и находчивости, по его мнению, могу выполнить только я.
(17)Через полчаса я уже звонил в дверь квартиры, где жил новенький.
(18)-Тебе чего?
(19)-Как чего? (20)Посмотреть в твои глаза! — насмешливо сказал я. (21)- Ты-то умчался, как быстроногая лань, а я за тебя получил по полной программе.
(22)-А ты-то при чём?
(23) -Как при чём? — удивился я. (24) — Мы же вместе сидим, значит, мы друзья, вот мне за тебя и вломили! (25)До сих пор рёбра болят. (26)Пройти-то можно?
(27)-Проходи.
(28)Мы попили чай, он показал свои рисунки. (29)Неплохо он рисовал. (ЗО)Потом я посмотрел на часы и позвал его к себе в гости.
(31)-Давай только не сегодня!
(32)Внутри у меня всё упало: ребята из нашего класса уже ждали нас в засаде возле недостроенного дома.
(33)-Понимаешь, у меня братишка болеет, и я хотел, чтобы ты нарисовал ему какую-нибудь картинку, он любит разные сказочные сюжеты.
(34)-Ну, раз так, то пойдём.
(35)Тот путь я помню до сантиметра, словно шёл босиком по гвоздям. (З6)Новенький что-то говорил мне, а я торопливо кивал головой. (37)Недостроенный дом. (38)Я вижу выбитый асфальт, рулоны рубероида, краешек пакета, где лежат альбомные листы и краски. (39)Горячий воздух, словно напильник, режет мою грудь. (40)Я остановился. (41)А новенький сделал ещё несколько шагов. (42)Кусты шевельнулись. (43)Всё! (44)Навстречу нам медленно вышел Колька Лыков и зловеще улыбнулся.
(45)Самое страшное было дальше. (46)Судьба, видно, решила провести меня до последнего круга моего ада. (47)Новенький вдруг взвизгнул, схватил камень и крикнул: «Димон, беги!». (48)Но, увидев, что нас уже окружили, что мне не убежать, он набросился на Тольку Власова, освобождая мне путь.
(49)-Димон, беги! (50)Чего ты стоишь?
(51)И тут я улыбнулся, а остальные засмеялись. (52)Только тогда он всё понял и посмотрел на меня. (53)Удивлённо, недоверчиво. (54)В ту секунду мне показалось, что сожжённая этим взглядом кожа, словно чулок, сползла с моего тела.
(55). Уже много лет я мечтаю кого-то спасти: я мечтаю вытащить тонущего из воды, защитить девушку от хулиганов, вынести раненого с поля боя и согласен даже умереть, совершая героический поступок. (56)Но никто на моём пути не тонет, никто не горит, никто не просит меня о помощи. (57)В жалобно протянутых ладонях я несу своё окровавленное сердце: всё надеюсь, что когда-нибудь увижу преданного мною паренька и он меня простит. (58)Или хотя бы поймёт. (59)Или, по крайней мере, выслушает. (60)Но он живёт где-то на Сортировочной, в нашу школу его перевели временно, и наши жизненные пути всё никак не могут пересечься.

1. Проблема предательства. (Можно ли жертвовать искренним дружелюбием, доверием, безопасностью другого человека ради мнимых «традиций»? Какие внутренние изменения происходят в душе того, кто совершил предательство?)
2. Проблема самоутверждения личности в коллективе. (Что вызывает уважение или презрение к человеку в коллективе? Как заслужить одобрение окружающих?)

1. Невозможно понять и оправдать того, кто предал искреннее дружелюбие и доверие другого человека. Совершившему предательство трудно заглушить голос своей совести; предательство дружбы, доверия ведёт к саморазрушению человека.
2. Нужно следовать законам чести, а не быть рабом чужой воли, стремясь заслужить одобрение окружающих; настоящее признание в коллективе вызывает человек смелый, способный отстаивать свои нравственные принципы, умеющий брать на себя ответственность.

источник

Почему человек идет на предательство? Какими последствиями оно может быть чревато? Такими вопросами задается в своем тексте В. Надыршин, обозначая проблему предательства в повседневной жизни.

Публицист раскрывает свои мысли на примере происшествия, участником которого стал мальчик Дима, совершивший крайне несправедливый поступок по отношению к своему новому однокласснику. Так, автор показывает, что сосед по парте рассказчика доверился ложному стремлению подлеца подружиться, даже согласился порадовать его брата своим рисунком.

В. Надыршин подчеркивает, что Дима, получше узнав «новенького» и поняв, что поступает неправильно, все равно пошел на поводу у своих сверстников и совершил предательство.

Кроме того, автор текста обращает внимание на внутренние переживания рассказчика, связанные с плохим поступком, на искреннее желание повзрослевшего Димы искупить свою вину. Публицист подчеркивает, что даже много лет спустя рассказчика терзают муки совести, он надеется вновь встретить «паренька», которого когда-то предал, и попросить прощения.

Позиция автора выражена ясно. В. Надыршин убежден в том, что предательство является страшным, жестоким поступком. Он считает, что человек, совершивший его, самого себя обрекает на страдания, лекарством от которых может стать лишь смерть прощение.

Трудно не согласиться с автором текста. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Действительно, даже друзья или близкие люди способны предавать друг друга в повседневной жизни. Более того, иногда они не видят замечают своей вины, считая совершенный проступок оправданным и безобидным. Бывает и так, что предателями становятся из-за страха потерять уважение окружающих или же быть осужденным ими. Аргументирую свою точку зрения.

Например, в произведении С. Львова «Друг моего детства» главный герой ощутил на себе горечь предательства. Так, Юра поделился со своим товарищем Аркадием очень важной тайной — именем той, в которую был влюблен. Герой и не подозревал, что Басов сможет так подло обойтись с ним. Так, Юра был обманут, выставлен на посмешище. Даже спустя много лет предатель не раскаялся, продолжая вспоминать о своем жестоком поступке как о мальчишеской шалости.

Еще одним примером проблемы предательства в повседневной жизни может стать случай, произошедший с главной героиней повести В. Железникова «Чучело». Так, Лена Бессольцева поступила благородно — взяла вину любимого ею человека на себя, из-за чего стала изгоем в обществе одноклассников. Она считала Диму Сомова смелым и добрым человеком и не смогла бы поверить в то, что его слабый характер и страх быть отвергнутым способны заставить его обманывать подругу снова и снова, обещать во всем признаться одноклассникам, но ничего не предпринимать. Близкий человек жестоко предал Лену, показав тем самым никчемность своей личности, трусость и равнодушие.

Таким образом, не остается сомнений в том, что предательство даже в повседневной жизни является ужасным поступком, на который способен лишь жалкий человек. Кроме того, оно причиняет душевные муки не только тем, кто оказался его жертвой, но и тем, кто совершил проступок. Не зря еще несколько веков назад Данте Алигьери отнес предательство к одним из наиболее тяжких из существующих грехов.

источник

1)Не помню, как его звали. (2)Он жил на Сортировочной. И в нашу школу перешел временно, потому что его мать положили в больницу, а здесь, в третьем

Название 1)Не помню, как его звали. (2)Он жил на Сортировочной. И в нашу школу перешел временно, потому что его мать положили в больницу, а здесь, в третьем
Дата публикации 25.06.2013
Размер 31.95 Kb.
Тип Документы
(1)Не помню, как его звали. (2)Он жил на Сортировочной. И в нашу школу перешел временно, потому что его мать положили в больницу, а здесь, в третьем микрорайоне, жила бабушка. (3) Новенького посадили со мной, и это мне не понравилось: значит, когда я просил посадить меня с Колькой Лыковым – нельзя, посадите с Саней Табуховым – опять нельзя, а тут, оказывается, можно!

(4)Новенький несколько раз обратился ко мне с какими-то дурацкими вопросами: «как зовут?», «где живёшь?»… (5)Я отвечал нехотя, сквозь зубы, и он отвязался.

(6)А после работы его повели бить. (7)Это называется «прописка». (8)Бьют несерьёзно, больше для формы, как говорится, ничего личного, просто традиция такая. (9)Новенький, увидев толпу, которая его окружила, метнулся к стоящему рядом Сережке Романову, отбросил его ударом в сторону и, ловко увернувшись от Кольки Лыкова, словно ветер, скрылся во дворах. (10)За ним побежали, но догнать не смогли. (11)Сережка Романов, всхлипывая, вытирал кровь с разбитой губы, а мы хмуро смотрели на него. (12)Решили не ждать завтрашнего дня, а разобраться с новеньким сегодня же, во что бы то ни стало.

(13) – Димон, ты же сидел с ним! (14)Зайди к нему, позови к себе домой – музыку послушать или чего еще… – попросил меня Колька Лыков. (15) – Ты же умный, схитри как-нибудь, чтобы он вышел на улицу.

(16) Мне польстило, что ко мне обратился Колька, что он при всех назвал меня умным, что поручение, которое требует смекалки и находчивости, могу выполнить только я.

(17) Через полчаса я уже звонил в дверь квартиры, где жил новенький.

(19) – Как чего? (20) Посмотреть в твои глаза! – насмешливо сказал я. (21) – Ты-то умчался, как быстроногая лань, а я за тебя получил по полной программе.

(23) – Как причем? – удивился я. (24) – Мы же вместе сидим, значит, мы друзья, вот мне за тебя и вломили! (25) До сих пор рёбра болят.. (26) Пройти-то можно?

(28) Мы попили чай, он показал свои рисунки…. (29) Неплохо он рисовал. (30) Потом я посмотрел на часы и позвал к себе в гости.

(31) – Давай только не сегодня!

(32) Внутри меня всё упало: ребята из нашего класса уже ждали нас в засаде возле недостроенного дома.

(33) – Понимаешь: у меня братишка болеет, и я хотел, чтобы ты нарисовал ему какую-нибудь картинку, он любит разные сказочные сюжеты…

(35) Тот путь я помню до сантиметра, словно шел босиком по гвоздям. (36) Новенький что-то говорил мне, а я торопливо кивал головой. (37) Недостроенный дом. (38) Я вижу выбитый асфальт, рулоны рубероида, краешек пакета, где лежат альбомные листы и краски… (39) Горячий воздух, словно напильник, режет мою грудь. (40) Я остановился. (41) Кусты шевельнулись. (43) Всё! (44) Навстречу нам медленно вышел Колька Лыков и зловеще улыбнулся.

(45) Самое страшное было дальше. (46) Судьба, видно, решила провести меня до последнего круга моего ада. (47) Новенький вдруг взвизгнул, схватил камень и крикнул: «Димон, беги!». (48) Но, увидев, что нас уже окружили, что мне не убежать, он набросился на Тольку Власова, освобождая мне путь.

(49) –Димон, беги! (50) Чего ты стоишь?

(51) И тут я улыбнулся, а остальные засмеялись. (52) Только тогда он все понял и посмотрел на меня. (53)Удивленно, недоверчиво. (54) В ту секунду мне показалось, что сожжённая этим взглядом кожа, словно чулок, сползла с моего тела…

(55) Уже много лет я мечтаю кого-то спасти: вытащить тонущего из воды, защитить девушку от хулиганов, вынести раненого с поля боя, я согласен даже умереть, совершая героический поступок. (56) Но никто на моем пути не тонет, никто не горит, никто не просит меня о помощи. (57) В жалобно протянутых ладонях я несу свое окровавленное сердце: всё надеюсь, что когда-нибудь увижу преданного мною паренька и он простит. (58) Или хотя бы поймет. (59) Или, по крайней мере, выслушает…(60)Но он живет где-то на Сортировочной, в нашу школу его перевели временно, и наши жизненные пути всё никак не могут пересечься.

*Надыршин Василий Михайлович – современный публицист.
В8. «Автор текста, чтобы ярче изобразить смятение в душе героя, использует такой троп, как ______ (предложения 35,39). Короткие, отрывистые фразы, синтаксическое средство – ________ (предложения 52-53) создают особый художественный эффект: мы как будто слышим взволнованное дыхание человека. В финальной части автор использует такое синтаксическое средство, как ______(в предложении 55), и приём – ______ («никто…» в предложении 56), чтобы показать, как произошедшее повлияло на героя».

источник

12. егэ по русскому языку. Текст по В. Надыршину (1)Не помню, как его звали. (2)Он жил на Сортировочной и в нашу школу перешёл временно, потому что его мать

Название 12. егэ по русскому языку. Текст по В. Надыршину (1)Не помню, как его звали. (2)Он жил на Сортировочной и в нашу школу перешёл временно, потому что его мать
Дата публикации 01.09.2013
Размер 187.57 Kb.
Тип Документы

pochit.ru > География > Документы

12. ЕГЭ по русскому языку. Текст по В. Надыршину

(1)Не помню, как его звали. (2)Он жил на Сортировочной и в нашу школу перешёл временно, потому что его мать положили в больницу, а здесь, в третьем микрорайоне, жила бабушка. (З)Новенького посадили со мной, и это мне не понравилось: значит, когда я просил посадить меня с Колькой Лыковым — нельзя, посадите с Саней Табуховым — опять нельзя, а тут, оказывается, можно!

(4)Новенький несколько раз обратился ко мне с какими-то дурацкими вопросами: «Как зовут?», «Где живёшь?». (5)Я отвечал нехотя, сквозь зубы, и он отвязался.

(6)А после уроков его повели бить. (7)Это называется «прописка». (8)Бьют несерьёзно, больше для формы, как говорится, ничего личного, просто традиция такая. (9)Новенький, увидев толпу, которая его окружила, метнулся к стоящему рядом Серёжке Романову, отбросил его ударом в сторону и, ловко увернувшись от Кольки Лыкова, словно ветер, скрылся во дворах. (10)3а ним побежали, но догнать не смогли. (И)Серёжка, всхлипывая, вытирал кровь с разбитой губы, а мы хмуро смотрели на него. (12)Решили не ждать завтрашнего дня, а рассчитаться с новеньким сегодня же во что бы то ни стало.

(13)-Димон, ты же сидел с ним! (14)3айди к нему, позови его к себе домой — музыку там послушать или чего ещё. — попросил меня Колька. (15) — Ты же умный, схитри как-нибудь, чтобы он вышел на улицу.

(16)Мне польстило, что ко мне обратился Колька, что он при всех назвал меня умным, что поручение, которое требует смекалки и находчивости, по его мнению, могу выполнить только я.

(17)Через полчаса я уже звонил в дверь квартиры, где жил новенький.

(19)-Как чего? (20)Посмотреть в твои глаза! — насмешливо сказал я. (21)- Ты-то умчался, как быстроногая лань, а я за тебя получил по полной программе.

(23) -Как при чём? — удивился я. (24) — Мы же вместе сидим, значит, мы друзья, вот мне за тебя и вломили! (25)До сих пор рёбра болят. (26)Пройти-то можно?

(28)Мы попили чай, он показал свои рисунки. (29)Неплохо он рисовал. (ЗО)Потом я посмотрел на часы и позвал его к себе в гости.

(31)-Давай только не сегодня!

(32)Внутри у меня всё упало: ребята из нашего класса уже ждали нас в засаде возле недостроенного дома.

(33)-Понимаешь, у меня братишка болеет, и я хотел, чтобы ты нарисовал ему какую-нибудь картинку, он любит разные сказочные сюжеты.

(35)Тот путь я помню до сантиметра, словно шёл босиком по гвоздям. (З6)Новенький что-то говорил мне, а я торопливо кивал головой. (37)Недостроенный дом. (38)Я вижу выбитый асфальт, рулоны рубероида, краешек пакета, где лежат альбомные листы и краски. (39)Горячий воздух, словно напильник, режет мою грудь. (40)Я остановился. (41)А новенький сделал ещё несколько шагов. (42)Кусты шевельнулись. (43)Всё! (44)Навстречу нам медленно вышел Колька Лыков и зловеще улыбнулся.

(45)Самое страшное было дальше. (46)Судьба, видно, решила провести меня до последнего круга моего ада. (47)Новенький вдруг взвизгнул, схватил камень и крикнул: «Димон, беги!». (48)Но, увидев, что нас уже окружили, что мне не убежать, он набросился на Тольку Власова, освобождая мне путь.

(49)-Димон, беги! (50)Чего ты стоишь?

(51)И тут я улыбнулся, а остальные засмеялись. (52)Только тогда он всё понял и посмотрел на меня. (53)Удивлённо, недоверчиво. (54)В ту секунду мне показалось, что сожжённая этим взглядом кожа, словно чулок, сползла с моего тела.

(55). Уже много лет я мечтаю кого-то спасти: я мечтаю вытащить тонущего из воды, защитить девушку от хулиганов, вынести раненого с поля боя и согласен даже умереть, совершая героический поступок. (56)Но никто на моём пути не тонет, никто не горит, никто не просит меня о помощи. (57)В жалобно протянутых ладонях я несу своё окровавленное сердце: всё надеюсь, что когда-нибудь увижу преданного мною паренька и он меня простит. (58)Или хотя бы поймёт. (59)Или, по крайней мере, выслушает. (60)Но он живёт где-то на Сортировочной, в нашу школу его перевели временно, и наши жизненные пути всё никак не могут пересечься.

^ Информация о тексте №12

п/с Основные проблемы
1. Проблема предательства. (Можно ли жертвовать искренним дружелюбием, доверием, безопасностью другого человека ради мнимых «традиций»? Какие внутренние изменения происходят в душе того, кто совершил предательство?)

Невозможно понять и оправдать того, кто предал искреннее дружелюбие и доверие другого человека. Совершившему предательство трудно заглушить голос своей совести; предательство дружбы, доверия ведёт к саморазрушению человека.
2. Проблема самоутверждения личности в коллективе. (Что вызывает уважение или презрение к человеку в коллективе? Как заслужить одобрение окружающих?) Нужно следовать законам чести, а не быть рабом чужой воли, стремясь заслужить одобрение окружающих; настоящее признание в коллективе вызывает человек смелый, способный отстаивать свои нравственные принципы, умеющий брать на себя ответственность.

^ 13. ЕГЭ по русскому языку.. Текст по С.Т. Аксакову

(1)Чувство природы врождённо нам всем, от грубого дикаря до самого образованного человека. (2)Противоестественное воспитание, насильственные понятия, ложное направление, ложная жизнь — всё это вместе стремится заглушить мощный голос природы и часто заглушает это чувство или даёт ему искажённое развитие.

(3)Конечно, не найдётся почти ни одного человека, который был бы совершенно равнодушен к так называемым красотам природы, то есть к прекрасному местоположению, живописному далёкому виду, великолепному восходу или закату солнца, к светлой лунной ночи; но это ещё не любовь к природе; это любовь к ландшафту, декорациям, к призматическим преломлениям света; это могут любить люди самые чёрствые, сухие, в которых никогда не зарождалось или совсем заглохло всякое поэтическое чувство: зато их любовь этим и оканчивается. (4)Приведите их в таинственную сень и прохладу дремучего леса, на равнину необозримой степи, покрытой тучною, высокою травою; поставьте их в тихую, жаркую летнюю ночь на берег реки, сверкающей в тишине ночного мрака, или на берег сонного озера, обросшего камышами; окружите их благовонием цветов и трав, прохладным дыханием вод и лесов, неумолкающими голосами ночных птиц и насекомых — для них тут нет красот природы, они не поймут ничего! (5)Их любовь к природе внешняя, наглядная, они любят картинки, и то недолго; смотря на них, они уже думают о своих пошлых делишках и спешат домой, в пыльную, душную атмосферу города, на свои балконы и террасы, чтобы подышать вечерними испарениями мостовой, раскалённой дневным солнцем. (6)И бог с ними!

(7)Деревня, далёкая деревня, — в ней только можно чувствовать полную, не оскорблённую людьми жизнь природы. (8)Деревня, мирная тишина, спокойствие! (9)Безыскусственность жизни, простота отношений! (10)Сюда надо бежать от праздности, пустоты интересов; сюда же хочется бежать от суетливой внешней деятельности, мелочных, своекорыстных хлопот, бесплодных, хотя и добросовестных мыслей и забот! (11)На зелёном, цветущем берегу, над тёмной глубью реки или озера, в тени кустов, под шатром кудрявой ольхи, тихо трепещущей своими листьями в светлом зеркале воды, — улягутся мнимые страсти, утихнут мнимые бури, рассыплются самолюбивые мечты, разлетятся несбыточные надежды! (12)Природа вступит в вечные права свои, вы услышите её голос, заглушённый на время суетнёй, хлопотнёй, смехом, криком и всею пошлостью человеческой речи! (13)Вместе с благовонным, свободным, освежительным воздухом вдохнёте вы в себя безмятежность мысли, кротость чувства, снисхождение к другим и даже к самому себе. (14)Неприметно, мало-помалу, рассеются это недовольство собою и презрительная недоверчивость к собственным силам, твёрдости воли и чистоте помышлений — эта эпидемия нашего века, эта чёрная немочь души, чуждая здоровой натуре русского человека, но заглядывающая и к нам за грехи наши.

^ Информация о тексте №13

п/с Основные проблемы Авторская позиция
1. Проблема связи человека с природой. (В чем проявляется связь человека с природой? Что разрушает эту связь?)

Связь человека с природой проявляется во врождённом чувстве природы, которое присуще каждому, но заглушается из-за приверженности человека ложным ценностям.
2. Проблема восприятия природы. (Что такое любовь к природе?)

Любовь к природе не ограничивается любованием её живописными видами. Людям, наделённым поэтическим чувством, доступно более глубокое понимание природы, связанное с особым мироощущением, которое исключает суетность восприятия.
3. Проблема воздействия природы на человека. (Как воздействует природа на человека?)

Природа позволяет отвлечься от мелочных и своекорыстных хлопот, благотворно воздействуя на мысли и чувства человека.

^ 14. ЕГЭ по русскому языку. Текст по Л.П. Овчинниковой

(1)Есть события, которые всегда остаются в нашем сознании незаживающей раной. (2)Есть такие места, часы и минуты истории, которые притягивают, как тайна. (3)Мы стояли около старого окопа. (4)Перед нами был широкий луг во всём блеске яркого дня. (5)Пели птицы. (б)Пахло нагретой землёй, свежим сеном, близкой прохладой реки. (7)Казалось, природа справляла здесь торжество солнечного дня.

(8)На этом широком лугу пограничники увидели войну 22 июня 1941 года. (9)В годы войны и спустя время у кого не сжималось сердце при мысли о тех, кто на рассвете воскресного дня первым встретил смертоносный огонь! (10)Как передать чувство, с которым стоишь теперь над старым окопом? (11)На этой реке появились первые вражеские понтоны. (12)Полевая дорога стала узлом обороны. (13)Из-за этих деревьев показались немецкие каски.

(14)Время сохранило старые рубежи. (15)Мы пробирались по ним через поваленные деревья и кустарник, чтобы выйти к небольшому обелиску, на котором начертаны фамилии пограничников, погибших в первый день войны: Л.Ф. Бохлунов, СИ. Юхименко, Н.М. Колесов, А.М.Иванов. (16)Неподалёку ещё один окоп, в котором воевал и погиб старшина Иван Пархоменко. (17)Первый и последний рубеж бойцов.

(18)Мы видим прошлое через длинную цепь событий, свидетелями или участниками которых мы были. (19)Исторические факты в нашем сознании всегда пропущены через сегодняшние представления о мире и месте человека в нем. (20)Наверное, каждому из нас довелось в жизни услышать рассказы о поведении человека в момент смертельной опасности, о том, как перед лицом ужаса и страха порой распадаются человеческие связи.

(21)В этом вечном споре о прочности человеческих отношений павшие герои по-прежнему держат свой окоп.

(22)Пограничники стали дозорными большой войны. (23)Их выстрелы слышали не только в окрестных сёлах. (24)Они катились эхом до площадей, на которых стояли люди у репродукторов, до призывных пунктов, до заводских дворов.

(25)Пограничники 3-ей заставы 90-го Владимир-Волынского пограничного отряда так и не узнали, что село Выдранка, как и соседние заставы, оказалось в полосе одного из главных ударов гитлеровских войск. (26)Связь с отрядом прервалась в первые же минуты войны. (27)Провода были разбиты снарядами. (28)Бойцы не знали, что происходит в тылу. (29)Перед ними были жерла вражеских пушек и цепи солдат, идущих в атаку. (30)В первые же часы, поднявшись по тревоге, пограничники заняли круговую оборону.

(31)В истории пограничного отряда записано: «(32)Пограничники отбивали атаки превосходящих сил противника. (ЗЗ)После каждой атаки немцы снова вели артиллерийский огонь. (34)Горели дома, всё заволокло дымом. (35)Но пограничники не отступили». (36)В эти трагические минуты произошло событие, запомнившееся жителям Выдранки. (37)Немцы были уже в селе, они обходили заставу с тыла. (38)Вдруг раздались выстрелы. «(39)Их было всего трое — наших бойцов, — вспоминает Лидия Антоновна Дукельская. — (40)Они вышли из леса к дороге и в упор стали стрелять из винтовок по колонне. (41)Немцы бросили гранаты. (42)И мы увидели: наши бойцы лежат на земле. (43)Один убит, а двое ранены. (44)Фашисты бросились к ним, чтобы добить их. (45)Мы видели, как раненые бойцы подали друг другу руки, чтобы, значит, и умереть вместе. (46)Так они потом и остались на земле. (47)Так мы их и похоронили». (48)Кто были эти воины? (49)Их имён мы не знаем.

(50)3астава! (51)Слово-то какое, пришедшее к нам из глубины веков. (52)3аставливать — толкуют словари — значит становиться впереди, загораживать, заслонять собой.

^ Информация о тексте №14

п/с Основные проблемы
1. Проблема исторической памяти. (Есть ли такие события, которые не стираются из человеческой памяти?)

Событиям героического прошлого не дано стереться из человеческой памяти.
2. Проблема героизма. (Почему до сих пор людей волнуют подвиги солдат, остановивших врага в годы Великой Отечественной войны?)

Воины, защищавшие родину в годы Великой Отечественной войны, и сегодня служат примером верности долгу, образцом мужества, героизма, «прочности человеческих отношений».
3. Проблема отношения к прошлому. (Как следует относиться к прошлому нашей страны?)

Героическое прошлое нашей Родины заставляет о многом задуматься, многому может научить.

^ 15. ЕГЭ по русскому языку. Текст по Л.А. Жуховицкому

(1)Когда-то существовало государство, где «слабость» в человеке начинали искоренять даже не с колыбели, а прямо с момента рождения.

(2)Помню, как восхищала меня в детстве суровая и гордая романтика Древней Спарты. (З)Мне нравилось всё в этой удивительной стране: и то, что слабых детей сбрасывали со скалы, и что мать-спартанка провожала сына на войну не слезами, а прекрасной афористичной фразой: «Со щитом или на щите», и что маленький спартанец, пронёсший в школу под рубахой живого лисёнка, не плакал и не кричал, когда зверёк вгрызался в его тело. (4)Мальчик умер — но молча!

(5)Значительно позже я задал себе один вопрос: почему же история Спарты была такой бедной — войны да восстания рабов? (б)Почему государство, где основной доблестью считалась стойкость, всё-таки не сумело выстоять? (7)Почему спартанцы, которых готовили к борьбе, и только к борьбе, всё равно потерпели в этой борьбе поражение?

(8)Постепенно я понял: всё было закономерно. (9)Мужественная Спарта погибла от собственной бездарности.

(10)В этой стране с бюрократической планомерностью сразу после рождения убивали гениев. (11)В пропасть швыряли слабосильных и нестандартных, то есть тех, кто в дальнейшем просто вынужден был бы противопоставить безукоризненной мужественности окружающих мощь разума и силу духа. (12)Тех, кого непосильная тяжесть меча поневоле отталкивала бы к резцу, линейке и перу. (13)Тех, для кого «выжить» означало бы — «изобрести».

(14)Со скалы сбрасывали не только будущих учёных и поэтов, но и полководцев. (15)Хилый Суворов и маленький Наполеон полетели бы в пропасть на общих основаниях.

(16)Кстати, убивая больных, спартанцы попутно убивали талант в здоровых. (17)Ничто так не стимулирует прогресс, как забота о слабом. (18)Избавляясь от слабых и калек, спартанцы избавлялись от прогресса.

(19)От знаменитого государства, кроме памяти о воинской доблести, не осталось ничего: ни мудрых стихов, ни статуй, ни научных законов. (20)Неинтересная была страна.

(21)Нам известно из легенд, что спартанки, матери и жёны, умели отказываться от любви. (22)Умели ли они любить — легенды об этом молчат. (23)Холодная была страна.

(24)История юного героя, убитого лисёнком, говорит, увы, не только о мужестве мальчика. (25)Этот смельчак был ещё и трус. (26)Боли не испугался, смерти не испугался — испугался общественного мнения. (27)Конечно, любое общество без общественного мнения разваливается. (28)Но ведь общество, где против общественного мнения не восстают, перестаёт развиваться, загнивает и тоже разваливается. (29)В Спарте боялись общественного мнения. (З0)Робкая была страна.

(31)Спартанцы умели защищаться — но что им было защищать? (32)Нелюбимых жён и нелюбящих матерей? (ЗЗ)Право сбрасывать со скалы? (34)Свободу? (35)Но ведь и свобода нужна человеку не сама по себе, а как средство развития личности. (З6)Там, где личность не развивается, свобода постепенно отмирает за ненадобностью.

(37)Насколько же ярче и богаче была история Афин, где детей растили для всего многообразия жизни!

(38)Конечно, реальная Спарта была обычней, будничней легендарной и не столь разительно отличалась от Афин. (39)Но и этого различия оказалось достаточно, чтобы Спарта умерла, не оставив после себя ничего, кроме славы, а Афины заложили фундамент современной культуры. (40)Кстати, напряжённая духовная жизнь, бурное развитие науки и искусства нисколько не мешали афинянам быть мужественными: ведь борьбу греков против персидских завоевателей возглавили именно Афины.

(41)Воспитание воли и решительности — задача важная, но далеко не единственная. (42)Прежде всего человека нужно воспитать человечным -иначе он всю жизнь будет бороться только за себя.

^ Информация о тексте №15

п/с Основные проблемы
1. Проблема исторической памяти. (Какую память оставили после себя великие древние государства?)

В течение долгих веков сохраняются, наряду с памятью о военной доблести, достижения науки, произведения искусства, отражающие «напряжённую духовную жизнь» людей; если Спарта не оставила после себя ничего, кроме славы, то «Афины заложили фундамент современной культуры».
2. Проблема воспитания подрастающего поколения. (Как следует воспитывать детей, на какие качества личности следует обращать большее внимание?)

Человечность — качество более важное, чем воля и решительность; человека нужно воспитывать человечным, тогда он будет заботиться о старших, защищать слабых, любить ближних.
3. Проблема закономерностей исторического развития государства. (Почему погибло такое сильное в военном отношении государство, как Спарта?)

Спарта сама погубила себя, избавляясь от слабых членов общества и тем самым препятствуя прогрессу, развитию человеческой личности.

^ 16.ЕГЭ по русскому языку. Текст по М.С. Крюкову

(1)»Я лучше, я умнее всех». (2)Человек такой моральной позиции напрочь лишён способности судить о своих возможностях. (З)Хорошо, если в конце концов он поймёт это и займёт соответствующее своим способностям место, положит на плечи посильный груз.

(4)А если нет? (5)Такой человек, окажись он у власти — пусть самой что ни на есть скромной, — станет только вредить делу. (б)Такой руководитель побоится иметь хорошего заместителя: как бы тот не занял его место. (7)Не поддержит дельного предложения: ведь оно исходит не от него, руководителя. (8)Похоронит хороший проект, если он «не работает» на его, начальника, авторитет.

(9)Каждый человек ищет место в жизни. (10)Старается утвердить своё «я». (11)Это естественно. (12)Только вот как он находит своё место, какими путями идёт к нему, какие моральные ценности имеют вес в его глазах, — вопрос чрезвычайно важный.

(13)Поэт сказал: «Мы все немножко подпираем небосвод». (14)Это о достоинстве человека, его месте на земле, его ответственности за себя, за всех и за всё.

(15)И ещё верные слова: «Каждый человек стоит ровно столько, сколько он действительно создал, минус его тщеславие».

(16)Чего уж там, многие из нас не могут признаться себе, что из-за ложно понятого, раздутого чувства собственного достоинства, из-за нежелания показаться хуже мы иногда делаем опрометчивые шаги, поступаем не очень правильно — лишний раз не переспросим, не скажем «не знаю», «не могу».

(17)Слов нет, беспардонные себялюбцы вызывают чувство осуждения. (18)Однако не лучше и те, кто разменивает своё достоинство, как мелкую монету. (19)В жизни каждого человека, наверное, бывают моменты, когда он просто обязан проявить своё самолюбие, утвердить своё «я». (20)И, конечно, сделать это не всегда просто.

(21)Одним из семи чудес света, о которых писали древние, был александрийский маяк — сооружение грандиозное и необычное. (22)Рассказывают, что сферическое зеркало маяка под определённым углом собирало в пучок столько солнечного света, что могло сжигать корабли, плывущие далеко в море. (23)Маяк был построен по приказу Птолемея Филадельфа. (24)На мраморных плитах маяка самолюбивый фараон приказал выбить своё имя.

(25)Но кто был подлинным творцом седьмого чуда, его настоящим строителем? (26)Люди узнали об этом через много лет. (27)Оказывается, архитектор сделал на каменных плитах маяка углубления и в них высек слова: «Сострат, сын Дексифана из Книда, — богам-спасителям ради мореходов». (28)Надпись он залепил известью, затёр её мраморной крошкой и на ней начертал, как того требовал фараон: «Птолемей Филадельф».

(29)Так всегда бывает. (30)Истинная цена человека рано или поздно всё равно обнаруживается. (31)И тем выше эта цена, чем больше человек любит не столько себя, сколько других. (32)Лев Толстой подчёркивал, что каждый из нас, так называемый маленький, рядовой человек, на самом деле есть лицо историческое. (ЗЗ)Великий писатель возлагал ответственность за судьбу всего мира на каждого из нас. (34)На то самое «я», которое таит в себе силы титанические. (35)То самое «я», которое становится во сто крат сильнее, превращаясь в «мы», в заботу о нашем общем благе. (36)На этом пути человеку дорого доброе имя, общественное признание. (37)Не будем забывать об этом.

^ Информация о тексте №16

п/с Основные проблемы
1. Проблема самооценки личности. (Как правильно оценить свои возможности? Как избежать ошибки при самооценке?)

He следует завышать самооценку, поскольку в этом случае человек взвалит на плечи непосильный для себя груз и будет вредить делу, но в то же время необходимо сохранять чувство собственного досто­инства.
2. Проблема места человека в мире. (Что помогает человеку самоутвердиться?)

В жизни каждого человека бывают моменты, когда он обязан утвердить, проявить своё «я»; личность становится более значительной, сильной, превращаясь в «мы», будучи направленной на заботу об общем благе.
3. Проблема значимости человеческой личности. (В чём заключается значимость человеческой личности?)

Значимость личности заключается в сё влиянии на исторический ход событий, в том, что она принимает на себя ответственность «за судьбу всего мира».

^ 17. ЕГЭ по русскому языку. Текст по Т.М. ДжафарлИ

(1)Вечером 27 января 1837 года по Петербургу разнеслась страшная весть: на дуэли ранен Пушкин. (2)Этому не хотели верить, хотя муссировавшиеся в последние дни сплетни, исходившие от представителей определённых кругов и оскорблявшие честь поэта, честь его семьи, давали повод к рождению трагической развязки.

(3)И вот преступление свершилось. (4)Близ столицы, около Чёрной речки, в сосновой роще в пять часов, когда сумерки только-только стали окутывать покрытую толстым слоем снега землю, а усилившийся ветер стал гнать белую пыль из снежинок, раздался роковой выстрел Дантеса. (5)Тяжело раненный, поэт упал лицом в снег.

(6)В эти дни все, кому были дороги слава и величие России, жили одной мыслью, одной надеждой: лишь бы выжил! (7)Толпы людей стояли у дома поэта, бросаясь к каждому выходящему из подъезда с одним и тем же тревожным вопросом. (8)Две ночи в доме Пушкина не гас свет. (9)В одной из комнат находились друзья поэта — Жуковский, Вяземский, Даль. (10)29 января 1837 года по старому календарю в 2 часа 45 минут перестало биться его сердце.

(11)В эти тяжёлые часы корнет лейб-гвардии гусарского полка Михаил Юрьевич Лермонтов, которому судьба спустя несколько лет уготовила подобный конец, сочинял строки своего ставшего знаменитым стихотворения «На смерть поэта». (12)Из уст в уста передавались слова, полные горечи и гнева:

Погиб поэт! — невольник чести —

С свинцом в груди и жаждой мести,

(13)И Пушкин, и Лермонтов погибли на дуэли, один — защищая честь семьи, другой — свою. (14)С тех пор прошло более века. (15)Мы живём в другую эпоху. (16)Многое из прошлого кануло в Лету. (17)Не стало больше и дуэлей. (18)Но это не означает, что сегодня люди больше не должны беречь своё достоинство, поддерживать свою честь! (19)А порою, к сожалению, подобное случается.

(20). Пожилой писатель ехал в электричке домой, а рядом сидел человек, который без особых на то причин изощрялся в оскорблениях человечества вообще и двух сидящих напротив женщин в частности. (21)Писатель не выдержал и заявил, что, если хулиган немедленно не успокоится, он вынужден будет отвести его в милицию.

(22)- Да бросьте, и охота вам была — говорит и пусть себе говорит, мы привыкли. — возразили женщины.

(23)- И очень жаль, — грустно заметил писатель.

(24)- Чего жаль-то? — переспросила одна из женщин.

(25)- Вашего достоинства, раз вы к этому привыкли.

(26)Писатель, в котором исповедуемые им моральные принципы выработали чуткую и неуступчивую гражданскую совесть, стал на защиту достоинства и чести окружающих, то есть моральных ценностей, которые как бы стабилизируют добропорядочность личности, а тем самым общества в целом. (27)Благодаря выработанное™ в нас этих моральных качеств мы оказываемся в силах сохранить за собой нравственные позиции, чётко видеть границу между добром и злом, между истиной и ложью, между сиюминутной утилитарной выгодой для себя и непреходящим истинным благом народа, общества, человечества.

(28)Ещё мыслители древнего мира аккумулировали в своих суждениях и выводах общечеловеческое стремление разобраться в основаниях, придающих позитивную значимость мотивам поведения и самим действиям, установить, какой жизнью и какими поступками завоёвывается уважение людей и право быть человеком.

(29)Герои великого певца Древней Греции Гомера вступили в войну, известную как Троянская, из-за оскорбления чести одного из своих товарищей; другая его героиня — Пенелопа, жена Одиссея, оберегала своё женское достоинство долгие годы разлуки с мужем. (30)О том, что у афинян было сильно развито чувство чести, говорил ученик Сократа Ксенофонт.

(31 Ют эпохи к эпохе формировалась мысль о том, что истинная ценность человеческой жизни утверждается нравственными деяниями, что важнейшим атрибутом личности следует признать сознание собственного достоинства, умение беречь свою честь.

^ Информация о тексте №17

п/с Основные проблемы Авторская позиция
1. Проблема чести и достоинства. (Не устарели ли сегодня такие понятия, как благородство, честь, достоинство? К чему приводит утрата моральных ценностей?)

Чувство собственного достоинства, умение беречь свою честь и сегодня остаются важнейшими характеристиками личности. Утрата моральных ценностей может привести к потере способности различать добро и зло, истину и ложь.
2. Проблема чувства собственного достоинства. (Почему недопустимо попрание чести, достоинства человека?)

Моральные ценности, такие как достоинство, честь, «стабилизируют добропорядочность личности, а тем самым и общества в целом».
3. Проблема активной жизненной позиции. (Нужно ли выступать в защиту людей, честь и достоинство которых попираются?)

. У каждого должно быть чувство собственного достоинства, поэтому необходимо выступать в защиту людей, честь и достоинство которых попираются; истинная ценность человеческой жизни утверждается нравственными деяниями.

источник

(4)Новенький несколько раз обратился ко мне с какими-то дурацкими вопросами: «как зовут?», «где живёшь?»… (5)Я отвечал нехотя, сквозь зубы, и он отвязался.

(6)А после работы его повели бить. (7)Это называется «прописка». (8)Бьют несерьёзно, больше для формы, как говорится, ничего личного, просто традиция такая. (9)Новенький, увидев толпу, которая его окружила, метнулся к стоящему рядом Сережке Романову, отбросил его ударом в сторону и, ловко увернувшись от Кольки Лыкова, словно ветер, скрылся во дворах. (10)За ним побежали, но догнать не смогли. (11)Сережка Романов, всхлипывая, вытирал кровь с разбитой губы, а мы хмуро смотрели на него. (12)Решили не ждать завтрашнего дня, а разобраться с новеньким сегодня же, во что бы то ни стало.

(13)– Димон, ты же сидел с ним! (14)Зайди к нему, позови к себе домой – музыку послушать или чего еще… – попросил меня Колька Лыков. (15)– Ты же умный, схитри как-нибудь, чтобы он вышел на улицу.

(16)Мне польстило, что ко мне обратился Колька, что он при всех назвал меня умным, что поручение, которое требует смекалки и находчивости, могу выполнить только я.

(17)Через полчаса я уже звонил в дверь квартиры, где жил новенький.

(19)– Как чего? (20)Посмотреть в твои глаза! – насмешливо сказал я. (21)– Ты-то умчался, как быстроногая лань, а я за тебя получил по полной программе.

(23)– Как причем? – удивился я. (24)– Мы же вместе сидим, значит, мы друзья, вот мне за тебя и вломили! (25)До сих пор рёбра болят.. (26)Пройти-то можно?

(28)Мы попили чай, он показал свои рисунки…. (29)Неплохо он рисовал. (30)Потом я посмотрел на часы и позвал к себе в гости.

(31)– Давай только не сегодня!

(32)Внутри меня всё упало: ребята из нашего класса уже ждали нас в засаде возле недостроенного дома.

(33)– Понимаешь: у меня братишка болеет, и я хотел, чтобы ты нарисовал ему какую-нибудь картинку, он любит разные сказочные сюжеты…

(35)Тот путь я помню до сантиметра, словно шел босиком по гвоздям. (36)Новенький что-то говорил мне, а я торопливо кивал головой. (37)Недостроенный дом. (38)Я вижу выбитый асфальт, рулоны рубероида, краешек пакета, где лежат альбомные листы и краски… (39)Горячий воздух, словно напильник, режет мою грудь. (40)Я остановился. (41)Кусты шевельнулись. (43)Всё! (44)Навстречу нам медленно вышел Колька Лыков и зловеще улыбнулся.

(45)Самое страшное было дальше. (46)Судьба, видно, решила провести меня до последнего круга моего ада. (47)Новенький вдруг взвизгнул, схватил камень и крикнул: «Димон, беги!». (48)Но, увидев, что нас уже окружили, что мне не убежать, он набросился на Тольку Власова, освобождая мне путь.

(49)–Димон, беги! (50)Чего ты стоишь?

(51)И тут я улыбнулся, а остальные засмеялись. (52)Только тогда он все понял и посмотрел на меня. (53)Удивленно, недоверчиво. (54)В ту секунду мне показалось, что сожжённая этим взглядом кожа, словно чулок, сползла с моего тела…

(55)… Уже много лет я мечтаю кого-то спасти: вытащить тонущего из воды, защитить девушку от хулиганов, вынести раненого с поля боя, я согласен даже умереть, совершая героический поступок. (56)Но никто на моем пути не тонет, никто не горит, никто не просит меня о помощи. (57)В жалобно протянутых ладонях я несу свое окровавленное сердце: всё надеюсь, что когда-нибудь увижу преданного мною паренька и он простит. (58)Или хотя бы поймет. (59)Или, по крайней мере, выслушает…(60)Но он живет где-то на Сортировочной, в нашу школу его перевели временно, и наши жизненные пути всё никак не могут пересечься.

(8)И чем старше взрослый человек, тем грустнее ему: ведь он отплывает все дальше и дальше от берега своего единственного детства.

(9)Вот снесли дом, в котором ты рос, и в сердце у тебя возникла пустота. (10)Вот закрыли школу, в которой учился, – там теперь какая-то контора. (11)А потом ты узнал: умерла учительница Анна Николаевна.

(12)В сердце все больше пустот – как бы оно не стало совсем пустым, страшным, точно тот край света возле белой лестницы в тихую ночь: черно перед тобой, одни холодные звезды!

(13)Когда же человек взрослеет, у него тускнеют глаза. (14)Он видит не меньше, даже больше, чем в детстве, но краски бледнеют, и яркость не такая как раньше.

(15)Без детства холодно на душе.

(16)Мне кажется, в моем детстве все было лучше. (17)Носились стрижи над головой, расцветало море одуванчиков, а в речке клевала рыба. (18) Какой счастливец смог дважды начать свою жизнь, чтобы сравнить два начала? (19)Нет таких. (20)Мое детство видится мне прекрасным, и такое право есть у каждого, в какое бы время он ни жил. (21)Но жаль прогонять заблуждение. (22)Оно мне нравится и кажется важным.

(23)Я понимаю: в детстве есть похожесть, но нет повторимости. (24)У всякого детства свои глаза. (25)Но как бы сделать так, чтобы, несмотря ни на что, мир остался по-детски ненаглядным?

(26)Как бы сделать? (27)Неужели нет ответа?

(1)Однажды на уроке биологии учительница, рассказывая о селекции, обмолвилась, что во время Великой Отечественной войны работники одной из лабораторий, умирая от голода, сберегли выведенные в ходе долгих экспериментов новые сорта пшеницы.

(2)Когда урок кончился, Димка Демьяненко, не без тайного желания покрасоваться перед миловидной учительницей, громогласно заявил:

(3)- Нет, ну это каким же чудовищем нужно быть, чтобы вот так видеть, как родные с голоду пухнут, и беречь это элитное зерно! (4)Оно что, дороже человеческой жизни?!

(5)Он торжествующе посмотрел на смутившуюся учительницу. (6)Наталья Евгеньевна вопросительно взглянула на Димку, не понимая: это вопрос, обращенный к ней, или реплика в никуда?

(7)- Это же было во время войны! — тихо сказала она.

(8)Димка надменно хмыкнул, показывая хлипкость этого аргумента перед его несокрушимой правотой. (9)Но победное самодовольство Димки задело самолюбие Вовки Нестерова, который никогда не упускал случая противопоставить свой живой ум книжному умствованию Демьяненко.

(10)- А ты бы, Демьян, что сделал с этим зерном? (11)Нажарил бы блинчиков для своей родни?!

(12)Димка с холодным высокомерием посмотрел на него. (13)Он умел в нужные минуты перевоплощаться в непреклонного и самоотверженного поборника справедливости, готового ради принципов пойти хоть в огонь.

(14)- Я бы, Вовчик, это зерно честно раздал людям, и думаю, что это спасло бы кого-то от смерти! (15)И знаешь, смеяться тут нечему!

(16)Вовка сразу посуровел, с его лица слетела улыбка, и он строго, как боец, задетый неспортивной выходкой противника, зловеще кивнул.

(17)- Честно — это как? — спросил он, хищно прищурив глаза. -(18)Вот, Демьян, у тебя центнер зерна. (19)Нас тут — двадцать четыре человека. (20)Подели! (21)И чтоб честно!

(22)Димка передёрнул плечами, показывая, сколь унизительно простой является эта задачка для его интеллекта. (23)Быстро произведя какие-то расчёты, он произнес:

(24)- Это будет примерно по четыре килограмма.

(25)- Вот как! — усмехнулся Нестеров. — (26)У меня есть брат и сестра — нам четыре килограмма. (27)А ты, Демьян, в семье один — тебе тоже четыре килограмма. (28)И это честно?! (29)Ты делишь чужое, честный ты наш! (30)Это, выходит, так: я работаю сторожем при складе с продовольствием, у меня семья голодает, я раз — и уволок пару ящиков тушёнки. (31)Другой — патронами на войне торгует, чтобы семью прокормить, третий — военную тайну врагу загнал.

(32)- Я разве предлагал военной тайной торговать? (ЗЗ)Чего ты передёргиваешь?

(34)- А, вон ты как? (35)3начит, тебе брать чужое можно! (36)А другим нельзя? (37)У тебя всегда, Демьян, так: себе — чтоб хорошо, а для других — чтоб честно! (38)А ты слышал слово долг? (39)И оно.

(40)- А есть ещё такое слово, как любовь к людям! (41)И эта любовь превыше всякого там долга. — перебил его Димка.

(42)- Друг мой Демьян, не говори красиво! (43)3ачем тогда воевать против врага, на войне же людей убивают! (44)Сдаться — и всё! (45)Зачем тогда работать — это трудно, негуманно. (46)Пусть все лежат на печи и жалеют друг друга! (47)Люди, которые сберегли это зерно, как раз и думали о других, а вот если бы они это зерно по домам растащили, то стали бы предателями и воришками. (48)И нечего тут своей философией мозги людям пудрить. (49)Пойдёмте лучше в столовую, пока наш суп вот такие гуманисты не съели.

(50)Я шёл вслед за другими и думал, что очень часто одни и те же явления могут оцениваться совершенно по-разному. (51)В чём-то правым мне казался Димка, убедительными мне казались и доводы Нестерова. (52)Но я чувствовал, что за их словами не было внутренней силы, как будто бы каждому из них захотелось порисоваться перед окружающими, они надели яркие мушкетёрские костюмы, помахали перед нами бутафорскими шпагами и сошли со сцены, довольные произведённым эффектом. (53)А мне вдруг захотелось понять: так кто же прав на самом деле? (54)Ведь не может быть, чтобы правда двоилась, чтобы она зависела от остроумия и яркости своих случайных попутчиков, которые решили поупражняться в красноречии, нисколько не заботясь о том, насколько утверждаемая ими точка зрения согласуется с голосом их сердца, с их верой.

источник

1)Не помню, как его звали. (2)Он жил на Сортировочной. И в нашу школу перешел временно, потому что его мать положили в больницу, а здесь, в третьем

Название 1)Не помню, как его звали. (2)Он жил на Сортировочной. И в нашу школу перешел временно, потому что его мать положили в больницу, а здесь, в третьем
Дата публикации 16.11.2014
Размер 31.95 Kb.
Тип Документы

5-bal.ru > Авто-обзор > Документы

(1)Не помню, как его звали. (2)Он жил на Сортировочной. И в нашу школу перешел временно, потому что его мать положили в больницу, а здесь, в третьем микрорайоне, жила бабушка. (3) Новенького посадили со мной, и это мне не понравилось: значит, когда я просил посадить меня с Колькой Лыковым – нельзя, посадите с Саней Табуховым – опять нельзя, а тут, оказывается, можно!

(4)Новенький несколько раз обратился ко мне с какими-то дурацкими вопросами: «как зовут?», «где живёшь?»… (5)Я отвечал нехотя, сквозь зубы, и он отвязался.

(6)А после работы его повели бить. (7)Это называется «прописка». (8)Бьют несерьёзно, больше для формы, как говорится, ничего личного, просто традиция такая. (9)Новенький, увидев толпу, которая его окружила, метнулся к стоящему рядом Сережке Романову, отбросил его ударом в сторону и, ловко увернувшись от Кольки Лыкова, словно ветер, скрылся во дворах. (10)За ним побежали, но догнать не смогли. (11)Сережка Романов, всхлипывая, вытирал кровь с разбитой губы, а мы хмуро смотрели на него. (12)Решили не ждать завтрашнего дня, а разобраться с новеньким сегодня же, во что бы то ни стало.

(13) – Димон, ты же сидел с ним! (14)Зайди к нему, позови к себе домой – музыку послушать или чего еще… – попросил меня Колька Лыков. (15) – Ты же умный, схитри как-нибудь, чтобы он вышел на улицу.

(16) Мне польстило, что ко мне обратился Колька, что он при всех назвал меня умным, что поручение, которое требует смекалки и находчивости, могу выполнить только я.

(17) Через полчаса я уже звонил в дверь квартиры, где жил новенький.

(19) – Как чего? (20) Посмотреть в твои глаза! – насмешливо сказал я. (21) – Ты-то умчался, как быстроногая лань, а я за тебя получил по полной программе.

(23) – Как причем? – удивился я. (24) – Мы же вместе сидим, значит, мы друзья, вот мне за тебя и вломили! (25) До сих пор рёбра болят.. (26) Пройти-то можно?

(28) Мы попили чай, он показал свои рисунки…. (29) Неплохо он рисовал. (30) Потом я посмотрел на часы и позвал к себе в гости.

(31) – Давай только не сегодня!

(32) Внутри меня всё упало: ребята из нашего класса уже ждали нас в засаде возле недостроенного дома.

(33) – Понимаешь: у меня братишка болеет, и я хотел, чтобы ты нарисовал ему какую-нибудь картинку, он любит разные сказочные сюжеты…

(35) Тот путь я помню до сантиметра, словно шел босиком по гвоздям. (36) Новенький что-то говорил мне, а я торопливо кивал головой. (37) Недостроенный дом. (38) Я вижу выбитый асфальт, рулоны рубероида, краешек пакета, где лежат альбомные листы и краски… (39) Горячий воздух, словно напильник, режет мою грудь. (40) Я остановился. (41) Кусты шевельнулись. (43) Всё! (44) Навстречу нам медленно вышел Колька Лыков и зловеще улыбнулся.

(45) Самое страшное было дальше. (46) Судьба, видно, решила провести меня до последнего круга моего ада. (47) Новенький вдруг взвизгнул, схватил камень и крикнул: «Димон, беги!». (48) Но, увидев, что нас уже окружили, что мне не убежать, он набросился на Тольку Власова, освобождая мне путь.

(49) –Димон, беги! (50) Чего ты стоишь?

(51) И тут я улыбнулся, а остальные засмеялись. (52) Только тогда он все понял и посмотрел на меня. (53)Удивленно, недоверчиво. (54) В ту секунду мне показалось, что сожжённая этим взглядом кожа, словно чулок, сползла с моего тела…

(55) Уже много лет я мечтаю кого-то спасти: вытащить тонущего из воды, защитить девушку от хулиганов, вынести раненого с поля боя, я согласен даже умереть, совершая героический поступок. (56) Но никто на моем пути не тонет, никто не горит, никто не просит меня о помощи. (57) В жалобно протянутых ладонях я несу свое окровавленное сердце: всё надеюсь, что когда-нибудь увижу преданного мною паренька и он простит. (58) Или хотя бы поймет. (59) Или, по крайней мере, выслушает…(60)Но он живет где-то на Сортировочной, в нашу школу его перевели временно, и наши жизненные пути всё никак не могут пересечься.

*Надыршин Василий Михайлович – современный публицист.
В8. «Автор текста, чтобы ярче изобразить смятение в душе героя, использует такой троп, как ______ (предложения 35,39). Короткие, отрывистые фразы, синтаксическое средство – ________ (предложения 52-53) создают особый художественный эффект: мы как будто слышим взволнованное дыхание человека. В финальной части автор использует такое синтаксическое средство, как ______(в предложении 55), и приём – ______ («никто…» в предложении 56), чтобы показать, как произошедшее повлияло на героя».

источник

(1)…Его звали Костей. (2) Я не помню, чтобы этот мой первый друг хотя бы когда-нибудь рассердился, — он вечно был весел и всегда улыбался. (3) Милый Костя! (4) Его давно нет на свете, и я вспоминаю о нем с особенной любовью, как о родном и таком близком человеке, которого не можешь отделить от самого себя.
(5) В детской дружбе заложена какая-то таинственная сила, которая проходит через всю остальную жизнь. (6) Те, кого мы любили в детстве, служат точно путеводными маяками для остального жизненного пути. (7) Моя встреча с Костей окрасила не только мое детство, но и юность дорогими впечатлениями и первым дорогим опытом. (8) С ним вместе мы начали самостоятельную жизнь… (9) Вместе с Костей же явилась и новая книга.
(10) — У меня отец всё романы читает, — рассказывал Костя, коверкая ударение. — (11) И чем страшнее, тем лучше для него. (12) Хочешь, почитаем вместе? (13) Есть «Черный ящик», «Таинственный монах», «Шапка юродивого, или Трилиственник».
(14) Я, конечно, согласился с величайшим удовольствием.
(15) Отец Кости имел привычку перечитывать свои любимые «романы» по нескольку раз, и книги имели очень подержанный вид, а некоторые листы были точно изжеваны теленком…
(16) — Люблю почитать романы, — говорил отец Кости. — (17) Только я по-своему читаю… (18) Меня, брат, никакой сочинитель не проведет. (19) Я сперва прочитаю конец романа, если все благополучно кончилось, ну, тогда я уж с начала за него примусь. (20) Учен я довольно… (21) Прежде, бывало, читаешь-читаешь, а до конца дочитал, — глядь, либо кого убили, либо кто умер. (22) Нет, покорно благодарю. (23) Я и без сочинителя знаю отлично, что все мы помрем. (24) Мало ли горя кругом, а тут еще в книге его вычитывай…
(25) Его звали Романом Родионычем. (26) Это был человек маленького роста, с большой кудрявой головой. (27) Он тоже вечно улыбался, как и Костя, — это была фамильная черта. (28) Роман Родионыч был заводским служащим и занимал должность запасчика, то есть заведовал амбарами с хлебом, овсом и разными другими материалами, как сальные свечи, веревки, кожи и проч. (29) Наш завод хотя и был небольшой, но служащих было достаточно. (30) Они все были из крепостных и образование получили в заводской школе. (31) Дальнейшее образование шло «своим умом» и почерпалось главным образом из случайно попадавшихся под руки книг.
(32) Мы сейчас слишком привыкли к книге, чтобы хотя приблизительно оценить ту громадную силу, которую она представляет. (33) Важнее всего то, что эта сила, в форме странствующей книги в коробке офени, сама приходила уже в то далекое время к читателю и, мало того, приводила за собой другие книги… (34) Я сравнил бы эти странствующие книги с перелетными птицами, которые приносят с собой духовную весну. (35) Можно подумать, что какая-то невидимая рука какого-то невидимого гения разносила эти книги по необъятному простору Руси, неустанно сея «разумное, доброе, вечное». (36) Да, сейчас легко устроить домашнюю библиотеку из лучших авторов, особенно благодаря иллюстрированным изданиям; но книга пробивала себе дорогу в самую глухую пору, в доброе старое время ассигнаций, сальных свечей и всякого движения родным «гужом». (37) Здесь нельзя не помянуть добрым словом старинного офеню-книгоношу, который, как вода, проникал в каждую скважину. (38) Для нас, детей, его появление в доме являлось настоящим праздником. (39) Он же руководил и выбором книг и давал, в случае нужды, необходимые объяснения.
(40) Один из таких офеней лично мне невольно доставил большое огорчение. (41) Как все дети, я очень любил рисовать, а у него в коробе среди других сокровищ оказался атлас для самообучения рисованию. (42) Вся беда была в том, что он стоил целых два рубля, — сумма, по тогдашнему счету и по нашему бюджету, громадная…
(43)– Нет, не могу, — заявил отец. — (44) Если рубль, то еще можно, а двух рублей нет.
(45) Я отлично понимал, что значит слово «нет», и не настаивал. (46) Так атлас и ушел в коробе офени к другому, более счастливому покупателю, а мне его жаль даже сейчас. (47) Уж очень хотелось учиться рисовать, а учиться было не по чему.

В данном тексте поднимается проблема роли книг в жизни человека.Автор приводит нам историю о мальчике по имени Костя. Затем в тексте идет речь об отце мальчика ,который очень любил читать книги.Мамин-Сибиряк обращает наше внимание на то , что книга это священный дар, который может дать нам величайшие знания,если мы будем использовать ее с умом. Автор считает, что в настоящее время мы недооцениваем книги. «Сейчас легко устроить домашнюю библиотеку».

Позиция автора ясна: Мы сейчас слишком привыкли к книге, чтобы хотя приблизительно оценить ту громадную силу, которую она представляет.
Нельзя не согласиться с Маминым-Сибиряком. Действительно, книги обладают «громадной силой». Благодаря книгам человек познает мир, историю, культуру разных времен и народов.

Приведу пример из художественной литературы. В романе Р.Брэдбери «451 градус по Фаренгейту» описывается общество,в котором все книги были под запретом.

Вы видите только 30% текста.
Оплатите один раз, чтобы читать целиком более 5000 сочинений сразу по всем предметам

Доступ будет предоставлен бессрочно, навсегда.

источник

Читайте также:  К чаадаеву анализ какой жанр