Меню Рубрики

Налоговый анализ как составная часть анализа

Методика анализа налоговой отчетности, включая выбор совокупности рассчитываемых коэффициентов, этапы аналитического исследования и трактовку полученных результатов, разрабатывалась и совершенствовалась одновременно с развитием налоговой системы

Российской Федерации. К началу XXI в. в трудах отечественных экономистов И.Т. Балабанова, Г.В. Девликамовой, Т.К. Островенко 1 и др. были раскрыты основные вопросы методического обеспечения данного вида анализа как составной части экономического анализа деятельности организаций.

Анализ показателей налоговых деклараций, выполняемый в составе общего аналитического исследования финансовой отчетности организации для обеспечения полноты и достоверности результатов, проводится по следующим направлениям:

  • • изучение состава налогов, уплачиваемых организацией, выявление их взаимосвязи с видами и масштабом деятельности;
  • • оценка воздействия общей суммы налоговых обязательств (абсолютной налоговой нагрузки) на финансовый результат деятельности организации;
  • • измерение влияния налоговой задолженности на финансовую устойчивость организации;
  • • планирование и экономическое обоснование оптимизации налогов, уплачиваемых организацией, в целях повышения эффективности финансово-хозяйственной деятельности.

В зависимости от объекта исследования выделим три основных этапа выполнения анализа, содержание которых раскрыто в табл. 10.2.

На первом этапе исследуется вся совокупность налогов, уплачиваемых организацией (абсолютная налоговая нагрузка) во взаимосвязи с осуществляемыми видами деятельности, если режимы налогообложения организации обусловлены работой в конкретной экономической сфере.

Основные этапы аналитического исследования показателей налоговой

Порядковый номер и наименование стадии исследования

Первый этап Анализ абсо- лютной налоговой нагрузки на организацию

1.1. Структурный анализ налогов, уплачиваемых организацией за исследуемые периоды

1.2. Динамический анализ налогов, уплачиваемых организацией за исследуемые периоды

1 Балабанов И. Т. Финансовый анализ и планирование хозяйствующего субъекта. — М.: Финансы и статистика, 2001; Девликамова Г.В. Налоговый анализ как составная часть анализа хозяйственной деятельности предприятия // Финансы. 2001. № 8. С. 21—25; Островенко Т.К. Налоговая нагрузка на предприятие: обобщающие и частные показатели системы // Аудиторские ведомости. 2001. № 9. С. 24—32.

Порядковый номер и наименование стадии исследования

1.3. Факторный анализ изменения объема налоговых платежей

Второй этап Анализ относительной налоговой нагрузки

2.1. Группировка налоговых платежей в зависимости от источника уплаты, анализ их структуры и динамики

2.2. Анализ общих аналитических коэффициентов налоговой нагрузки

2.3. Анализ частных аналитических коэффициентов налоговой нагрузки, отражающих специфику деятельности организации

Третий этап Анализ задолжен- ности (обязательств) органи- зации по налогам

3.1. Анализ структуры и динамики налоговой задолженности организации

3.2. Анализ соотношений сумм текущей задолженности и сумм налогов, уплачиваемых организацией

3.3. Анализ налоговой платежеспособности (обеспеченности налоговых обязательств денежными средствами организации)

3.4. Факторный анализ изменения величины налоговой платежеспособности и задолженности организации по налогам

В структуре налогов, начисленных к уплате в соответствии с налоговыми декларациями, определяются основные, доля которых в общем объеме является существенной. Далее анализируется динамика налоговых платежей в течение исследуемых отчетных периодов, выявляется общая тенденция изменения абсолютной налоговой нагрузки и предварительно определяются причины, вызвавшие это изменение. Заключительной стадией первого этапа выступает факторный анализ изменения совокупности налогов, уплачиваемых организацией в бюджеты различных уровней, — выявляются факторы, под влиянием которых произошли наиболее значимые изменения в динамике налоговых платежей.

Объектом исследования на втором этапе выступает относительная налоговая нагрузка, которая характеризует не только количественную, но и качественную характеристику воздействия налоговой системы на организацию. Поскольку налоги различаются между собой по признакам объекта обложения и источника уплаты, то при определении уровня относительной налоговой нагрузки должно быть учтено это различие и введена система коэффициентов налоговой нагрузки, приведенных в табл. 10.3 (общие аналитические коэффициенты). Также на данном этапе рассчитываются специальные (частные) коэффициенты, используемые для оценки относительной налоговой нагрузки, если в связи с отраслевыми особенностями, сферой экономической деятельности или обладанием специфическими объектами налогообложения у организации имеется необходимость сопоставить объем налоговых платежей по отдельным видам налогов с определенным базовым показателем. Предварительно на первой стадии выполняется анализ структуры и динамики налоговых платежей в зависимости от источника уплаты: выручки, финансового результата, себестоимости, среднегодовой стоимости имущества и др. Это необходимо для последующей оценки взаимосвязи изменения суммы начисленных налогов с изменением величины соответствующего источника.

Детальное рассмотрение частных аналитических коэффициентов выходит за рамки настоящего учебника. Тем не менее отметим, что в организациях сферы материального производства находит применение коэффициент налогообложения добавленной стоимости, рассчитываемый для каждого анализируемого периода по формуле

Добавленная стоимость представляет собой затраты, не облагаемые НДС при их возникновении (расходы на оплату труда, отчисления на социальные нужды амортизации), и прибыль от продаж.

Если у организации в анализируемом периоде, кроме перечисленных, отсутствуют расходы, не содержащие «входного» НДС, то указанный коэффициент будет равен налоговой ставке по НДС, применяемой организацией (18 или 10%). Отклонения от нормального значения коэффициента должны быть объяснены по результатам анализа.

Общие аналитические коэффициенты налоговой нагрузки на отдельные показатели деятельности организации

Способ расчета показателя

Группа R. Коэффициенты налоговой на- грузки на выручку организации

источник

Основные показатели, которые рекомендуются для проведения комплексного анализа расчетов с персоналом и налоговой нагрузки доходов работников на основе данных бухгалтерской отчетности организации. Методика определения коэффициента налоговой нагрузки.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

Размещено на http://www.allbest.ru

Анализ налогов является важнейшим элементом финансово-экономического исследования. Его роль в управлении государственными финансами и финансами субъектов хозяйствования, а также в регулировании социально-экономических процессов в обществе значительно возрастает в условиях свободного предпринимательства и рыночной конкуренции.

Основной целью налогового анализа является получение целого ряда показателей по ключевым параметрам, отражающим реальную картину налогообложения, собираемости налогов, их тяжести для налогоплательщиков, изменения состояния экономики и финансов в зависимости от проводимой в тот или иной период времени налоговой политики, соблюдения принципов налогообложения, способствующих не только справедливому взиманию налогов, но и сближению налоговых систем Российской Федерации и зарубежных стран, интеграции их экономик, а также возможности налогового планирования и прогнозирования на ближайшую и отдаленную перспективу.

Основные задачи налогового анализа не исчерпываются приведенным перечнем. Они могут быть еще более конкретизированы и расширены с учетом конкретной цели принятия управленческого решения в тот или иной период времени.

1. Методика налогового анализа и система показателей ее оценки

Налоговый анализ — это самостоятельное направление экономического анализа, суть которого заключается в изучении основных налоговых параметров и коэффициентов, дающих объективную оценку эффективности системы налогообложения и соблюдения налоговой дисциплины, их влияния на финансовое состояние и непрерывность деятельности организации с целью принятия обоснованных налоговых решений.

Эта модель может быть практически апробирована на разных уровнях управления деятельностью в различных сферах. Предложенная модель налогового анализа применительно к финансово-хозяйственной деятельности организаций апробирована на практических данных организации — СХПК «Волга» Цильнинского района Ульяновской области.

Анализ налогов является важнейшим элементом финансово-экономического исследования. Его роль в управлении государственными финансами и финансами субъектов хозяйствования, а также в регулировании социально-экономических процессов в обществе значительно возрастает в условиях свободного предпринимательства и рыночной конкуренции. Налоговая система России требует пристального изучения и анализа не только как одного из институтов рыночной экономики, но и как активного инструмента ее государственного регулирования.

Анализу должны подвергаться и налоговая система сама по себе, и ее влияние на различные стороны общественно-экономической жизни. Под анализом налоговых отношений понимается метод исследования и контроля налогов путем разложения и расчленения всей совокупности налоговой системы и налоговых отношений, налогового механизма и элементов налога на составные части, сопоставления и группировки этих частей, установления между ними связей и взаимосвязей, степени влияния с целью эффективного управления, планирования и прогнозирования.

Цели анализа достигаются в результате решения конкретных задач. К таковым в налоговом анализе относятся:

1) научная и практическая обоснованность вводимых налогов, сборов и пошлин;

2) экономическая и фискальная целесообразность и эффективность тех или иных налогов и налоговой системы в целом;

3) анализ налогов по элементам;

4) соблюдение общепринятых и научно обоснованных принципов налогообложения;

5) выявление налогового потенциала плательщиков, регионов и страны в целом, а так же потребности государства в денежных средствах, их сопоставление и анализ;

6) оценка обоснованности установления плановых цифр поступления налоговых платежей в бюджеты разных уровней, нормативов отчислений от регулирующих налогов;

7) выявление и измерение факторов, повлиявших на отклонение фактических данных от плановых и определение резервов;

8) изучение уровня собираемости налогов и факторов, влияющих на нее;

9) определение влияния налоговой системы в целом и конкретных налогов по отдельности на поведение субъектов производственного процесса, на потребление и сбережения домохозяйств, на спрос и предложение, инфляцию;

10) анализ контрольной работы налоговых органов в сфере налогов;

11) оценка организации управления налогами, их учета и отчетности;

12) подготовка аналитической информации для принятия оптимальных

Предметом анализа являются экономические и денежные отношения, возникающие между государством с одной стороны и физическими и юридическими лицами с другой по поводу перераспределения ВВП и мобилизации денежных средств в бюджет.

Можно выделить следующие методы налогового анализа:

— горизонтальный (временной)- это сравнение каждой позиции налоговой отчетности с предыдущим периодом;

— вертикальный (структурный) — предполагает определение структуры итоговых показателей по налогам с выявлением влияния каждой позиции отчетности на результат в целом;

— трендовый — это сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определение тренда (основной тенденции налогообложения). Данный метод позволяет рассчитывать прогнозные значения на ближайшую перспективу;

— коэффициентный анализ (анализ относительных показателей) предполагает расчет отношений между отдельными позициями отчетности или позициями различных форм отчетности и определение взаимосвязей показателей;

— сравнительный (пространственный) — это оценка и сопоставление работы разных отделов внутри одной налоговой инспекции или разных налоговых инспекций одного региона;

— факторный анализ — это определение влияния отдельных факторов или причин на результативный показатель с помощью детерминированных приемов исследования (например, на объем налоговых поступлений в бюджет влияют такие факторы как ставка налога, налоговая база, льготы, уклонения от уплаты налогов и т.д.);

— исторический анализ (ретроспективный);

— международный анализ — анализируются механизмы налогообложения разных стран.

Налоговый анализ можно классифицировать по следующим видам:

1) времени проведения: предварительный, текущий, перспективный;

2) полноте охвата данных: полный, частичный, тематический, комплексный;

3) степени охвата данных: сплошной, выборочный, комбинированный;

4) глубине проведения: сквозной, локальный;

5) по характеру материала: документальный, фактический;

6) по периодичности проведения: систематический, разовый;

7) по отношению к плану: плановый, внеплановый;

8) по предназначению результатов анализа: внутренний, внешний;

9) по объекту анализа: управленческий (анализ работы налоговых органов), непосредственный (анализ налоговой системы и ее воздействия общественного производства);

10) по субъекту проведения: анализ, проводимый государственными органами власти, включая налоговые органы; анализ, проводимый аудиторскими службами; анализ, проводимый налогоплательщиками.

Система показателей налогового анализа:

· Сумма кредиторской задолженности по налогам и сборам

· Коэффициент оборачиваемости задолженности фискальной системе

· Коэффициент налоговой платежеспособности

· Коэффициент общей налоговой нагрузки

· Коэффициент реальной доходности

· Уровень текущего налога на прибыль

· Коэффициент эффективности налогообложения

Рисунок 1 — Модель налогового анализа применительно к финансово-хозяйственной деятельности организаций

Цель финансово-экономического анализа в налоговом консультировании заключается в повышении качества налоговых решений и минимизации налоговых рисков. Важно отметить, что аналитические исследования направлены на гармонизацию интересов государства и налогоплательщиков с максимальной заинтересованностью последних в росте эффективности и конкурентоспособности их бизнеса.

Основную долю налоговых платежей СХПК «Волга» занимают НДФЛ (95% в отчетном году). Доля начисленных налогов против уплаченных в отчетном году снизилась по НДФЛ на 11,2% .

Структура налоговых платежей СХПК «Волга» формирующих доходную часть бюджетов всех уровней, наглядно представлена на рисунке 2.

Рисунок 2 — Структура налоговых платежей СХПК «Волга», формирующих доходную часть бюджетов всех уровней

Контрольно-аналитические процедуры следует осуществлять систематически и направить на оценку тенденций изменения задолженности и соблюдения сроков ее погашения, а также влияния системы налогообложения и налоговых обязательств на финансовое состояние и непрерывность развития. Это позволит отслеживать динамику возникновения обязательств и своевременность их погашения, выявлять просроченную задолженность перед налоговыми органами, контролировать изменение налоговой нагрузки с точки зрения ее оптимальности для осуществления данного вида деятельности, предупреждать налоговые правонарушения и факты возможного банкротства.

Такой анализ может осуществляться в рамках системного подхода к исследованию финансово-хозяйственной деятельности организаций, так как в качестве источников информации для анализа используются, как правило, данные бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Расширить анализ эффективности использования кадрового потенциала и налоговых расчетов с персоналом по заработной плате в организациях рекомендуется за счет включения в систему аналитических индикаторов следующих социально-экономических и налоговых показателей, приведенных в таблице 1.

Таблица 1 — Показатели, рекомендуемые для проведения комплексного анализа расчетов с персоналом организации и налоговой нагрузки доходов работников (на основании данных бухгалтерской отчетности организации)

Темп роста кредиторской задолженности перед персоналом организации

Кредиторская задолженность перед персоналом организации за отчетный год/Кредиторская задолженность перед персоналом организации за предыдущий год *100%

Темп роста кредиторской задолженности перед государственными внебюджетными фондами

Кредиторская задолженность перед государственными внебюджетными фондами за отчетный год/Кредиторская задолженность перед государственными внебюджетными фондами за предыдущий год *100%

Доля кредиторской задолженности перед персоналом организации

Кредиторская задолженность перед персоналом организации за анализируемый период/Валюта баланса*100%

Доля кредиторской задолженности перед государственными внебюджетными фондами

Читайте также:  Завтра сдавать анализы кала как хранить

Кредиторская задолженность перед государственными внебюджетными фондами за анализируемый период/Валюта баланса*100%

Коэффициент внутреннего долга перед персоналом организации

Кредиторская задолженность перед персоналом организации за анализируемый период/Среднемесячная выручка за анализируемый период

Коэффициент задолженности фискальной системе (по сумме задолженности перед государственными внебюджетными фондами)

Кредиторская задолженность перед государственными внебюджетными фондами за анализируемый период/Среднемесячная выручка за анализируемый период

Коэффициент оборота кредиторской задолженности перед персоналом организации

Выручка за анализируемый период / Кредиторская задолженность перед персоналом организации за анализируемый период

Коэффициент оборота кредиторской задолженности перед государственными внебюджетными фондами

Выручка за анализируемый период / Кредиторская задолженность перед государственными внебюджетными фондами за анализируемый период

Коэффициент оборота кредиторской задолженности перед бюджетом по НДФЛ

Выручка за анализируемый период / Кредиторская задолженность по налогу на доходы физических лиц за анализируемый период

Коэффициент налоговой нагрузки по налогу на доходы физических лиц

Начисленный налог за период/Налогооблагаемые доходы работников

Коэффициент налоговой нагрузки по социальным страховым платежам

Начисленные страховые взносы за период/Прибыль до налогообложения

Доля отчислений во внебюджетные фонды

Начисленные страховые взносы за период/ Общие расходы

Информация о задолженности, возникновении и погашении обязательств организации перед бюджетом и внебюджетными фондами формируется на соответствующих счетах бухгалтерского учета и отражается в бухгалтерском балансе. Согласно Плану счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций (Приказ Минфина РФ от 31 октября 2000г. №94н) изменение обязательств перед бюджетом и внебюджетными фондами отражается на счетах: 68 «Расчеты по налогам и сборам», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению».

В целях налогового анализа определяют понятие его методики. Методика налогового анализа представляет собой совокупность аналитических способов и правил исследования экономической деятельности организации в целях повышения поступлений в бюджет. Методика налогового анализа состоит из четырех этапов.

В процессе проведения аналитических исследований выбирается направление рационального воздействия на экономическую деятельность.

Итак, налоговый анализ в системе управления предприятием опирается и тесно взаимодействует с другими видами анализа: прогнозированием, планированием, экономическим анализом. В своей взаимосвязи получаются наилучшие представления о выборе рационального и продуманного способа улучшения финансово-хозяйственной деятельности организации.

2. Особенности налогового анализа организации

Налоговый анализ дает информацию о реальном состоянии налогового поля экономического субъекта. Налоговый анализ — это процесс комплексного изучения и оценки налогообложения субъектов предпринимательства с целью выявления возможных и прогнозных резервов оптимизации налоговой нагрузки.

Налоговый анализ на макроуровне проводится в разрезе основных бюджетообразующих налогов, а именно налога на прибыль организаций, НДС, налога на доходы физических лиц, акцизов, налога на добычу полезных ископаемых, налога на имущество организаций.

Налоговый анализ по совокупности налогов целесообразно проводить раз в год, и разделять на анализ внешней налоговой среды (изучение применяемой системы налогообложения; анализ возможности применения альтернтивных налоговых режимов, налоговых льгот) анализ внутренней налоговой среды (изучение учетной политики; анализ ее влияния на налоговые расходы).

Методику налогового анализа экономического субъекта можно представить следующими этапами:

1. Анализ налоговых обязательств. Анализ динамики и структуры налоговых обязательств, выявление факторов и причин, повлиявших на их изменения (по каждому виду налога или сбора). Регулярные переплаты и задолженности отрицательно характеризуют существующую на предприятии налоговую систему, в которой отсутствует использование методов налогового анализа, планирования и прогнозирования в корпоративном налоговом менеджменте.

2. Анализ налоговой базы. Так как в каждом из рассмотренных периодов на изменение суммы налога влияет показатель налоговой базы, целесообразно исследовать факторы, которые привели к ее уменьшению за исследуемый период.

3. Анализ налоговой нагрузки. Существует много способов расчетов относительного показателя налоговой нагрузки организации, которые отличаются составом включаемых налогов в расчет и показателями, с которыми их соотносят. В основном исследования налоговой нагрузки «нацелены на предложение универсального показателя, позволяющего сравнивать уровень налогообложения в различных отраслях».

По методике Федеральной налоговой службы налоговая нагрузка организации за определенный период определяется по следующей формуле:

налоговый доход отчетность

где Нн — налоговая нагрузка за период в %;

Нупл — сумма всех уплаченных налогов и сборов за период за исключением налогов, уплаченных организацией в качестве налогового агента, налогов, возвращенных организации налоговыми органами на расчетный счет;

Д — сумма выручки исключением налога на добавленную стоимость и акцизов.

Если общий коэффициент налоговой нагрузки составляет от 20 до 25%, это означает, что система налогового планирования на предприятии работает эффективно. Если общий коэффициент налоговой нагрузки составляет от 25 до 40%, это означает, что система налогового планирования работает недостаточно эффективно. Организации можно рекомендовать привлечь налогового консультанта, чтобы выявить слабые места в системе бухгалтерского учета и разработать способы оптимизации налогообложения. Если общий коэффициент налоговой нагрузки составляет от 40 до 70%, организация нуждается в серьезном пересмотре используемой системы налогообложения и рассмотрении альтернативных вариантов. Если общий коэффициент налоговой нагрузки составляет более 70%, т.е. фирма более 70% выручки отдает государству в виде налогов, то такой бизнес целесообразнее ликвидировать.

4. Анализ налоговых рисков. Налоговый риск как возможность финансовых и налоговых потерь, связанных с уплатой налогов и их оптимизацией. В настоящее время каждый налогоплательщик может самостоятельно оценить, в какой степени он подпадает под налоговый риск, благодаря опубликованию 27 июня 2007 года Концепции системы планирования выездной налоговой проверки где содержатся показатели таксировки налоговых рисков, используемых налоговыми органами в процессе отбора субъектов для проведения выездных налоговых проверок.

Таким образом, информация, формируемая в ходе налогового анализа, позволяет принимать обоснованные управленческие решения, для легальной минимизации налоговых платежей, и максимизации прибыли, что в конечном итоге дает экономическому субъекту объективную возможность направить финансовые ресурсы на поддержание и развития производства.

В ходе исследования были исследованы теоретические основы формирования региональной налоговой политики, охарактеризованы методы оценки ее эффективности; обоснована концепция современной системы налогового планирования на региональном уровне, раскрыта Практическое значение имеют целевые ориентиры региональной налоговой политики и предложенный механизм территориального налогового администрирования; обоснованные и нашедшие практическую реализацию направления развития региональной системы налогового планирования для целей роста налогового потенциала; а также обоснованные приоритетные направления совершенствования для целей эффективного управления налогообложением на примере экономического субъекта (СХПК «Волга»).

1. Бородина, А.С. Налоговая нагрузка производственного предприятия: методика определения / А.С. Бородина // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Экономика и управление. — 2010. — № 2. — С. 189-194.

2. Бунько, В.А. Методы анализа налоговой нагрузки на предприятии / В.А. Бунько // Управление экономическими системами : Электронный научный журнал. — 2017. — № 10 (58). — С. 50.

3. Вылкова, Е.С. Расчет налогового бремени в современных российских условиях / Е.С. Вылкова // Налоговый вестник. — 20014. — № 12. — С. 17-18.

4. Девликамова, Г.В. Налоговый анализ как составная часть анализа хозяйственной деятельности предприятия / Г.В. Девликамова // Финансы. — 2016. — № 8. — С. 40-42.

5. Дрожжина, И.А. Методика определения налоговой нагрузки с учетом налогового потенциала экономического субъекта / И.А. Дрожжина // Финансы. — 2009. — № 6. — С. 33-38.

6. Жернаков, С.А. Налоговая нагрузка: критерий оценки налоговых рисков и экономическая сущность / С.А. Жернаков // Налоги и финансовое право. — 2014. — № 6. — С. 242-247.

Понятие, основные виды и сущность налоговой нагрузки организации. Применяемые системы налогообложения и налоги, взимаемые с организаций. Методы оценки налоговой нагрузки. Использование статистических методов при прогнозировании налоговой нагрузки.

курсовая работа [1,2 M], добавлен 21.02.2014

Понятие налоговой нагрузки, определение значимых для расчета налоговой нагрузки показателей в процессе хозяйственной деятельности предприятия. Изучение методики определения абсолютной и относительной налоговой нагрузки, состав источников уплаты налогов.

контрольная работа [556,7 K], добавлен 19.08.2010

Оценка тяжести налогового бремени отношением всех уплачиваемых налогов к выручке от реализации. Основные показатели налоговой нагрузки. Особенность методики, предложенной Е.А. Кировой. Расчет отношения налоговой нагрузки и вновь созданной стоимости.

практическая работа [31,5 K], добавлен 09.08.2009

Показатели и способы оценки налоговой нагрузки предприятия, ее сущность и влияние на финансовое состояние предприятия. Налоговое планирование как способ регулирования налоговой нагрузки. Особенности исчисления налогов и регулирования налоговой нагрузки.

дипломная работа [705,2 K], добавлен 10.02.2012

Анализ налоговой нагрузки как элемент налогового планирования. Разработка практических аспектов оценки налоговой нагрузки, обеспечивающих качество управленческих решений в сфере налогообложения. Расчет налоговой нагрузки на примере ОАО «Башнефть».

дипломная работа [76,9 K], добавлен 07.08.2013

Понятие и экономическая сущность налоговой нагрузки предприятия, характеристика основных методов ее оптимизации. Особенности применения методик определения налоговой нагрузки. Расчет величины налоговой нагрузки на примере ОАО «Востокэнергомонтаж».

курсовая работа [619,4 K], добавлен 11.03.2014

Характеристика и особенности упрощённой системы налогообложения (УСН). Переход к применению УСН. Снижение налоговой нагрузки. Методика проведения налоговой проверки по УСН. Основы предпроверочного анализа. Поэтапный порядок проведения налоговой проверки.

курсовая работа [24,8 K], добавлен 06.04.2015

Понятие, экономическая сущность, значение и методика проведения анализа сопоставимости бухгалтерского учета и налоговых данных организации. Существенные показатели и их роль в формировании финансового результата деятельности субъекта хозяйствования.

курсовая работа [60,1 K], добавлен 24.04.2008

Сравнительный анализ различных методик определения налоговой нагрузки. Выявление их достоинств и недостатков. Характеристика основных способов расчета налоговой нагрузки юридического лица. Изучение налоговых платежей и налоговой нагрузки предприятия.

курсовая работа [56,9 K], добавлен 15.12.2013

Проблема оптимизации уровня налоговой нагрузки в Республике Беларусь. Сущность теории А. Лаффера. Показатели налоговой нагрузки на макроуровне. Определение плановой прибыли и отпускной цены товара без НДС. Расчет цены реализации продукции с учетом акциза.

контрольная работа [62,5 K], добавлен 20.04.2013

Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д.
PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах.
Рекомендуем скачать работу.

источник

Российское налоговое законодательство постоянно меняется. Кроме того, за анализируемый промежуток времени могли произойти существенные изменения и в структуре самого предприятия (как объекта исследования). Поэтому не все показатели сопоставимы по годам исследования и затруднено применение детерминированных методов анализа. Совокупность факторов влияния обширна и включает показатели экономического и технологического характера. Проведение факторного анализа требует от аналитика познаний в смежных областях: в налоговом и хозяйственном праве, в производственной технологии.

Основные этапы проведения налогового анализа.

Анализ абсолютной налоговой нагрузки на предприятие

1.1. Временной анализ налогов и сборов, уплачиваемых предприятием за исследуемый период

1.2. Пространственный анализ налогов и сборов, уплачиваемых предприятием за исследуемый период

1.3. Факторный анализ динамики и структуры налоговых платежей

Анализ относительной налоговой нагрузки на предприятие

2.1. Анализ структуры общей налоговой нагрузки на предприятие.

2.2. Анализ общих аналитических коэффициентов налоговой нагрузки

2.3. Анализ частных аналитических коэффициентов налоговой нагрузки, специфичных для конкретных отраслей экономики

Анализ задолженностей предприятия по налогам и сборам

3.1. Анализ динамики задолженности предприятия по налогам и сборам

3.2 Анализ структуры задолженности предприятия по налогам и сборам

3.3. Анализ соотношений сумм задолженностей и сумм налогов и сборов, уплачиваемых предприятием

3.4. Факторный анализ возникших задолженностей предприятия

Относительная налоговая нагрузка являет собой не только количественную, но и качественную характеристику воздействия налоговой системы на ОАО «Арт-Терра». Но поскольку налоги и сборы различаются между собой по признакам объекта обложения и источника уплаты, то при определении уровня относительной налоговой нагрузки было учтено это различие и введена система расчетных относительных показателей – аналитических коэффициентов налоговой нагрузки на различные показатели деятельности предприятия. Они рассчитываются и анализируются на этапе II методики. Эти коэффициенты и характеризуют степень давления налогового пресса на основные финансово-экономические показатели хозяйствующего субъекта: выручку от реализации продукции, балансовую и чистую прибыль, издержки производства и обращения.

Пункт 2.1. этапа II методики предполагает расчет структуры налогов и сборов, уплачиваемых предприятием. Все платежи сгруппированы по критерию источника уплаты налога.

Пункт 2.2. методики содержит общие аналитические коэффициенты относительной налоговой нагрузки. Они представлены в схеме 3.

В группу А были выделены коэффициенты налоговой нагрузки на выручку от реализации. Они рассчитываются поочередным делением на величину выручки от реализации продукции (брутто и нетто) следующих показателей:

-суммы всех косвенных налогов и сборов,

-суммы всех прямых налогов и сборов,

-налога на прибыль предприятий,

-налога на имущество предприятий.

Эти коэффициенты характеризуют степень воздействия на выручку соответственно косвенного налогообложения, прямого налогообложения, обложения налогом на прибыль и поимущественного обложения.

В группу Б сведены коэффициенты, характеризующие уровень воздействия обложения налогом на прибыль предприятия и поимущественного обложения предприятия. Она включает следующие соотношения:

отношения налога на прибыль и налога на имущество к величине балансовой прибыли;

отношения суммы налогов и сборов, взимаемых с финансового результата, к балансовой прибыли;

отношения суммы налогов и сборов, взимаемых с чистой прибыли, к величине чистой прибыли.

Группа В включает коэффициенты, характеризующие налоговую нагрузку на величину издержек производства и обращения. Эти коэффициенты рассчитываются соотнесением сумм налогов и сборов, включаемых в себестоимость продукции, к величине себестоимости.

Все полученные аналитические коэффициенты сводятся в таблицу и анализируются по годам. Данные коэффициенты представляют собой устойчивые количественные характеристики, динамика которых позволяет сделать выводы о тенденциях, сложившихся в системе налогообложения предприятия и об уровне ее воздействия на объект исследования за рассматриваемый период.

Аналитические коэффициенты налоговой нагрузки на отдельные показателя деятельности предприятия

Читайте также:  За какое время делают анализ хгч

Коэффициенты налоговой нагрузки на выручку от реализации:

Отношение суммы всех косвенных налогов и сборов к выручке от реализации

Отношение суммы всех прямых налогов и сборов к выручке от реализации

Отношение суммы налога на прибыль предприятий к выручке от реализации

Отношение реализации от выручке к предприятий имущество на налога суммы

Коэффициенты налоговой нагрузки на показатели прибыли предприятия.

Отношения налога на прибыль и налога на имущество к величине балансовой прибыли

Отношение суммы налогов и сборов, взимаемых с финансового результата, к балансовой прибыли

Отношение суммы налогов и сборов, взимаемых с чистой прибыли, к величине чистой прибыли

Коэффициенты налоговой нагрузки на величину издержек производства и обращения.

Отношение сумм налогов и сборов, включаемых в себестоимость продукции, к величине себестоимости

Следующим шагом налогового анализа является анализ задолженности предприятия по платежам в бюджет и внебюджетные фонды и структура этой задолженности по годам. Результаты анализа оформляются в виде таблиц.

Далее рассчитываются соотношения сумм задолженностей предприятия к общей сумме налогов и обязательных платежей по годам внутри изучаемого периода, а также по тем видам платежей, по которым образовались наибольшие величины задолженностей (НДС, налог на прибыль, акцизы и т д.).

Результаты расчетов, проведенных на этапе III методики, следует анализировать в комплексе. Тенденции, выявленные в динамике и структуре задолженности по отдельным налогам и сборам, и в соотношениях к суммам платежей, позволяют решить следующие задачи:

определить налоги, по которым сложились наибольшие задолженности;

выделить внутри исследуемого периода годы, в которые предприятие не смогло рассчитаться с госбюджетом и внебюджетными фондами по обязательным платежам;

выделить те виды обязательных платежей, которые вызывают у плательщиков наибольшие затруднения с уплатой, то есть наиболее обременительны для хозяйствующего субъекта. Подобная характеристика также является косвенной оценкой налоговой нагрузки;

по результатам анализа предварительно определить возможные факторы или причины, вызвавшие возникновение изучаемых задолженностей по налогам и сборам;

привлекая данные бухгалтерской и финансовой отчетности о деятельности предприятия, уточнить причины нарушений налоговой дисциплины, то есть завершить факторный анализ задолженностей.

Таково содержание предлагаемой методики налогового анализа. Информационными источниками для ее использования являются следующие документы:

бухгалтерские балансы предприятия (форма № 1) с соответствующими приложениями по годам внутри анализируемого периода;

отчеты о прибылях и убытках (форма № 2);

расчеты по отдельным налогам, сборам и обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды;

технико-экономические показатели деятельности предприятия.

Данная методика оперирует микроэкономическими показателями, которые являются обязательными для статистической отчетности промышленного предприятия и не требуют дополнительных расчетов, что, по нашему мнению, является несомненным достоинством. Методика позволяет провести комплексный анализ совокупности налогов и сборов, уплачиваемых конкретным предприятием в разные годы, выявить наиболее значимые факторы, вызвавшие изменения в динамике и структуре налоговой совокупности. Предлагаемые характеристики абсолютной и относительной налоговой нагрузки на предприятие достаточно полно отражают уровень воздействия системы налогообложения на конечные результаты деятельности хозяйствующего субъекта. Следовательно, данная методика позволяет сопоставлять степени налоговой нагрузки у предприятий смежных отраслей народного хозяйства по производственной цепочке.

Предлагаемая методика сравнительного налогового анализа была разработана и апробирована в исследованиях по проблемам отраслевого налогообложения. Полученные результаты подтвердили ее жизнеспособность. Основные положения методики применимы для налогового анализа показателей деятельности предприятий в любых отраслях народного хозяйства.

1. Описание специальных налоговых режимов

1.1 Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)

Главой 26.1 НК РФ установлена система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), применяемая наряду с иными режимами налогообложения (ст.346.1) и предусматривающая, что переход на уплату единого сельскохозяйственного налога доброволен и заменяет уплату соответствующей совокупности налогов уплатой единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН).

Освобождаются от обязанностей по уплате налога на прибыль организаций, налога на добавленную стоимость (кроме ввоза товаров на таможенную территорию РФ), налога на имущество, единого социального налога, налога на доходы физических лиц (от предпринимательской деятельности), налога на имущество физических лиц (для предпринимательской деятельности). Уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и оплачивают другие налоги и сборы в соответствии с иными режимами налогообложения, не освобождаются от исполнения предусмотренных НК РФ обязанностей налоговых агентов. Эти правила распространяются на крестьянские (фермерские) хозяйства.

Организация имеет право перейти на уплату ЕСХН, если по итогам работы за календарный год доля дохода от реализации продукции составляет не менее 70%, а ИП подает данные за 9 месяцев, подают заявление с 20 октября по 20 декабря. Не вправе перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога: 1) организации, имеющие филиалы и (или) представительства; 2) организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров; 3) организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса; 4) бюджетные учреждения.

Объектом налогообложения признаются доходы, уменьшенные на величину расходов (ст.346.4).

Доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав определяются в соответствии со ст.249 НК РФ, внереализационные доходы — в соответствии со ст.250 НК РФ, при определении объекта налогообложения организациями не учитываются доходы, предусмотренные ст.251 НК РФ. При определении объекта налогообложения налогоплательщики уменьшают полученные ими доходы на расходы, указанные в ст.346.5 НК РФ. Эти расходы принимаются при условии их соответствия критериям, указанным в п.1 ст.252 НК РФ.

Налоговой базой признается денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов (ст.346.6). Налогоплательщики вправе уменьшить налоговую базу на сумму убытка, полученного по итогам предыдущих налоговых периодов. Указанный убыток не может уменьшать налоговую базу более чем на 30%, превышающая указанное ограничение сумма, может быть перенесена на следующие налоговые периоды, но не более чем на 10 налоговых периодов.

Налоговым периодом признается календарный год. Отчетным периодом признается полугодие (ст.346.7).

Налоговая ставка устанавливается в размере 6 процентов (ст.346.8).

ЕСХН исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Авансовые платежи по ЕСХН уплачиваются не позднее 25 календарных дней со дня окончания отчетного периода. Суммы ЕСХН зачисляются на счета органов Федерального казначейства для их последующего распределения в соответствии с бюджетным законодательством РФ.

Организации по истечении налогового (отчетного) периода представляют налоговые декларации в налоговые органы по своему местонахождению не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом; по итогам отчетного периода представляются не позднее 25 дней со дня окончания отчетного периода, у ИП не позднее 30 апреля года. Форма налоговых деклараций и порядок их заполнения утверждаются Министерством финансов РФ.

1.2 Упрощенная система налогообложения

Главой 26.2 НК РФ установлена упрощенная система налогообложения (УСН), применяется организациями и ИП наряду с иными режимами налогообложения, переход к УСН или возврат к иным режимам налогообложения осуществляется добровольно при подаче заявления в период с 1 октября по 30 ноября, если по итогам 9 месяцев доходы, определяемые в соответствии со ст.248 НК РФ, не превысили 15 млн. руб. Ее применение предусматривает освобождение от уплаты налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций, единого социального налога, налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности) (ст.346.11). Производят уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством РФ. Для применяющих УСН, сохраняются действующие порядок ведения кассовых операций и порядок представления статистической отчетности, они не освобождаются от исполнения обязанностей налоговых агентов, предусмотренных НК РФ.

Не вправе применять УСН п.3 ст.346.12 НК РФ. Если по итогам отчетного (налогового) периода доходы налогоплательщика превысили 20 млн. руб. и (или) в течение отчетного (налогового) периода допущено несоответствие требованиям, установленным п.3 и 4 статьи 346.12 НК РФ, то он считается утратившим право на применение УСН.

Объектом налогообложения признаются: 1) доходы; 2) доходы, уменьшенные на величину расходов (ст.346.14), не может меняться налогоплательщиком в течение трех лет с начала применения УСН. При его определении учитывают следующие доходы (ст.346.15): а) доходы от реализации (ст.249); б) нереализационные доходы (ст.250), уменьшая полученные доходы на расходы (ст.346.16), которым признаются затраты после их фактической оплаты. Если объектом налогообложения являются доходы, то налоговой базой признается денежное выражение доходов организации или ИП, налоговая ставка устанавливается в размере 6 процентов. Если доходы, уменьшенные на величину расходов, налоговой базой признается денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов и налоговая ставка – 15%.

Сумма минимального налога исчисляется за налоговый период в размере 1% налоговой базы, которой являются доходы, определяемые в соответствии со статьей 346.15 НК РФ, уплачивается в случае, если за налоговый период сумма исчисленного в общем порядке налога меньше суммы исчисленного минимального налога. Убыток не может уменьшать налоговую базу более чем на 30 процентов, оставшаяся его часть может быть перенесена, но не более чем на 10 налоговых периодов. Налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года (ст.346.19).

Налогоплательщики — организации представляют налоговые декларации в налоговые органы по месту своего нахождения, не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом; по итогам отчетного периода – не позднее 25 дней со дня окончания соответствующего отчетного периода. Налогоплательщики — ИП представляют налоговые декларации не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом; по итогам отчетного периода – не позднее 25 дней со дня окончания соответствующего отчетного периода.

Особенности исчисления налоговой базы при переходе на УСН с иных режимов налогообложения и при переходе с УСН на иные режимы налогообложения (ст.346.25). Особенности применения упрощенной системы налогообложения ИП на основе патента (ст.346.25.1).

1.3 Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности

Главой 26.3 НК РФ установлена система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД). Система налогообложения в виде ЕНВД может применяться по решениям представительных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в отношении следующих видов предпринимательской деятельности п.2 ст.346.26.

Уплата организациями ЕНВД предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций (в отношении прибыли, полученной от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), налога на имущество организаций (в отношении имущества, используемого для ведения предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом) и единого социального налога (в отношении выплат, производимых физическим лицам в связи с ведением предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), налога на добавленную стоимость (в отношении операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с гл.21 НК РФ, осуществляемых в рамках предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ при ввозе товаров на таможенную территорию РФ.

Налогоплательщики ЕНВД уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством РФ, обязаны соблюдать порядок ведения расчетных и кассовых операций в наличной и безналичной формах, установленный в соответствии с законодательством РФ.

Налогоплательщиками являются организации и ИП согласно ст.346.28. Налогоплательщики, осуществляющие наряду с предпринимательской деятельностью, подлежащей налогообложению ЕНВД, иные виды предпринимательской деятельности, обязаны вести раздельный учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в отношении предпринимательской деятельности, подлежащей налогообложению единым налогом, и предпринимательской деятельности, в отношении которой налогоплательщики уплачивают налоги в соответствии с иным режимом налогообложения.

Объектом налогообложения для применения единого налога признается вмененный доход налогоплательщика (ст.346.29). Налоговой базой для исчисления суммы единого налога признается величина вмененного дохода, рассчитываемая как произведение базовой доходности по определенному виду предпринимательской деятельности, исчисленной за налоговый период, и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности.

Для исчисления суммы единого налога в зависимости от вида предпринимательской деятельности используются физические показатели, характеризующие определенный вид предпринимательской деятельности, и базовая доходность в месяц, указанные ст.346.29 НК РФ, уплата производится не позднее 25-го числа первого месяца следующего налогового периода.

Налоговым периодом по единому налогу признается квартал (ст.346.30). Ставка единого налога устанавливается в размере 15 процентов величины вмененного дохода (ст.346.31). Налоговые декларации по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками в налоговые органы не позднее 20-го числа первого месяца следующего налогового периода.

1.4 Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции

Главой 26.4 НК РФ установлена система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции, отвечающим условиям ст.346.35. Инвестор освобождается от уплаты региональных и местных налогов и сборов, не уплачивает налог на имущество организаций в отношении основных средств, нематериальных активов, запасов и затрат, если они используются исключительно для осуществления деятельности, предусмотренной соглашениями, не уплачивает транспортный налог в отношении принадлежащих ему транспортных средств (за исключением легковых автомобилей), используемых исключительно для целей соглашения. Суммы некоторых налогов подлежат возмещению.

Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации, являющиеся инвесторами соглашения. Они вправе поручить исполнение своих обязанностей, связанных с применением этого налогового режима оператору с его согласия, на основании нотариально удостоверенной доверенности в качестве уполномоченного представителя налогоплательщика (ст.346.36).

Читайте также:  За какое время делают анализ спермограммы

Особенности определения налоговой базы, исчисления и уплата налога на добычу полезных ископаемых при выполнении соглашений определяются согласно ст.346.37. Налогоплательщики определяют сумму налога, в соответствии с гл.26 НК РФ. Сумма налога исчисляется как произведение налоговой ставки, с учетом коэффициента (Кц), и величины налоговой базы.

Статья 346.38 применяется при определении налоговой базы, исчислении и уплате налога на прибыль организаций при выполнении соглашений Налогоплательщики определяют сумму налога на прибыль организаций в соответствии с гл.25 НК РФ. Объектом налогообложения признается прибыль, полученная налогоплательщиком в связи с выполнением соглашения, которая является доходом от выполнения соглашения, уменьшенным на величину расходов. Доходом признаются стоимость прибыльной продукции, принадлежащей инвестору, и внереализационные доходы, определяемые ст.250 НК РФ. Расходами налогоплательщика признаются обоснованные и документально подтвержденные расходы: 1) возмещаемые расходы; 2) расходы, уменьшающие налоговую базу по налогу. Состав расходов, размер и порядок их признания определяются гл.25 НК РФ. Возмещаемые расходы подлежат возмещению, которое не может быть выше размера, определяемого ст. 346.34 НК РФ.

Налоговой базой, которая определяется по итогам каждого отчетного периода, по каждому соглашению раздельно, признается денежное выражение подлежащей налогообложению прибыли. Налоговой ставка определяется п.1. ст.284 НК РФ и применяется в течение всего срока действия соглашения. Налоговый и отчетный периоды по налогу устанавливаются ст.285 НК РФ.

При выполнении соглашений налог на добавленную стоимость уплачивается в соответствии с гл.21 НК РФ с учетом особенностей, установленных статьей 346.39. Налоговая ставка, действует в соответствующем налоговом периоде согласно гл.21 НК РФ.

Не подлежат налогообложению: передача на безвозмездной основе имущества, необходимого для выполнения работ; передача соответствующей доли произве-денной продукции; передача в собственность государства вновь созданного или приобретенного имущества, использованного для выполнения работ по соглашению.

Налоговые декларации предоставляются согласно ст.346.35 по каждому налогу, соглашению отдельно от другой деятельности. Формы налоговых деклараций утверждаются Министерством финансов РФ. Не позднее 31 декабря представляются в налоговые органы программа работ и смета расходов по соглашению на следующий год. По вновь введенным представляется программа и смета на текущий год. Если вносятся изменения, то их обязаны представить в срок не позднее 10 дней с даты их утверждения. Особенности проведения выездных налоговых проверок при выполнении соглашений определяются ст.346.42.

2. Сравнительная характеристика специальных налоговых режимов

Рассмотрим специальные налоговые режимы в соответствии с основными пунктами статей НК РФ.

1. Общие условия применения.

ЕСХН (п.2 ст.346.1) могут применять организации и ИП, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями.

п.1. Освобождаются от уплаты следующих налогов: на прибыль организаций; на имущество; единого социального налога; на добавленную стоимость (кроме вывоза товаров на таможенную территорию РФ); на доходы и имущество физических лиц.

п.2. Уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, не освобождаются от исполнения обязанностей налоговых агентов.

Все это распространяется на фермерские (крестьянские) хозяйства.

В применении УСН совпадают п.1 п.2. Сохраняется действующий порядок ведения кассовых операций и порядок представления статистической отчетности.

Применение ЕНВД вводится для разных видов деятельности, согласно ст.346.26. ЕНВД не применяется во всех этих видах, в случае осуществления их в рамках договора простого товарищества (о совместной деятельности). Совпадает п.1, кроме налога на доходы физических лиц. Должны соблюдать порядок ведения расчетных и кассовых операций в наличной и безналичной формах.

При применении режима при выполнении соглашений о разделе продукции, то переход на этот режим возможен согласно ст.346.35. Уплачивают налоги: на добавленную стоимость; на прибыль, единый социальный налог; на добычу полезных ископаемых; платежи за пользование природными ресурсами; плату за негативное воздействие на окружающую среду; водный; государственную пошлину; таможенные сборы; земельный; акциз (кроме акциза на подакцизное минеральное сырье, подп.1 п.2 ст.181). Освобождаются от уплаты региональных и местных налогов и сборов; налога на имущество организаций в отношении основных средств, нематериальных активов, запасов и затрат (если они используются для осуществления этой деятельности); транспортного налога (кроме легковых автомобилей). Суммы платежей подлежат возмещению.

Организации и ИП вправе добровольно перейти на любой специальный режим, если они отвечают условиям, предусмотренным конкретным налоговым режимом.

При ЕСХН (п.1, 2 ст.346.2) ими являются организации и ИП, являющимися сельскохозяйственными товаропроизводителями и перешедшими на уплату сельскохозяйственного налога; осуществляющие первичную и последнюю переработку сельскохозяйственной продукции и реализующие ее при условии, что доля дохода не менее 70%. Туда же входят рыбохозяйственные организации, численность рабочих в которых (с учетом семей) не менее 1/2 численности населения. То же самое с лесным хозяйством и продукцией животноводства могут перейти, если по итогам работы за календарный год доходы не менее 70%. Вновь созданная организация вправе перейти с начала следующего года при условии 70%, ИП при условии, что по итогам 9 месяцев – 70%. Не вправе перейти: 1) организации, имеющие филиалы или представительства; 2) организации и ИП, занимающиеся производством подакцизных товаров; 3) игорный бизнес; 4) бюджетные учреждения.

На УСН имеют право перейти организация по итогам 9 месяцев с доходом, не превышающим 15 млн. руб. Не вправе: 1) организации, имеющие филиалы и (или) представительства; 2) банки; 3) страховщики; 4) негосударственные пенсионные фонды; 5) инвестиционные фонды; 6) профессиональные участники рынка ценных бумаг; 7) ломбарды; 8) организации и ИП, занимающиеся производством подакцизных товаров и добычей, реализацией полезных ископаемых, кроме общераспространенных; 9) занимающиеся игорным бизнесом; 10) нотариусы, адвокаты; 11) участники соглашений о разделе продукции; 12) те, кто перешел на ЕСХН в соответствии с гл.26.1 НК РФ; 13) организации, в которых доля участия других организаций более 25% (кроме тех, уставный капитал которых состоит полностью из вкладов общественных организаций инвалидов), если среднесписочная численность инвалидов не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда не менее 25%; 15) численность в которых более 100 человек; 16) остаточная стоимость основных средств превышает 100 млн. руб.; 17) бюджетные учреждения; 18) иностранные организации, имеющие филиалы на территории РФ.

На ЕНВД могут быть организации и ИП, осуществляющие деятельность, облагаемую единым налогом. Должны встать на учет в налоговых органах в срок не позднее 5 дней с начала осуществления этой деятельности.

При выполнении соглашений о разделе продукции – являющиеся инвесторами соглашения. Налогоплательщик вправе поручить исполнение оператору с его согласия на основе нотариально заверенной доверенности в качестве представителя.

3. Порядок перехода и возврата налогового режима.

На ЕСХН (ст.346.3) подают заявление с 20 октября по 20 октября. Вновь созданная в 5-дневный срок с даты постановки на учет. Не вправе до окончания налогового периода перейти на иной режим. Если доля дохода менее 70% утрачивают этот режим. Если это произошло в течение 1 месяца должны произвести перерасчет, сообщить о переходе на иной режим в налоговый орган в течение 15 дней по истечении отчетного периода. Вправе вновь перейти на иной режим с начала календарного года, уведомив не позднее 15 января. Можно перейти обратно не ранее чем через 1 год.

На УСН (ст.346.13) подают заявление с 1 октября по 30 ноября и размеры доходов за 9 месяцев. В случае изменения должны уведомить до 20 октября. Вновь созданная вправе в 5-дневный срок с даты постановки на учет. Если лишился этого режима, то не вправе до окончания налогового периода. Если доход больше 20 млн. руб. лишаются. При переходе в течение 15 дней обязан сообщить по истечении отчетного периода с начала календарного года. На иной режим вправе перейти с начала календарного года, уведомив не позднее 15 января. Если перешел, то обратно не ранее чем через 1 год.

На ЕСХН им признаются доходы, уменьшенные на величину расходов.

На УСН – доходы или доходы, уменьшенные на величину расходов.

При ЕНВД – вмененный доход налогоплательщика.

На ЕСХН (ст.346.5) учитываются доходы от реализации в соответствии

со ст.249 НК РФ и внереализационные доходы – ст.250. Уменьшают налоговую базу на расходы по ст.346.5.

При УСН доходы учитываются согласно ст.346.15 и ст.250, ст.251. А расходы считают согласно ст.346.16.

На ЕСХН она определяется как доходы минус расходы, могут уменьшить на сумму убытка не более чем на 30%.

На УСН если объект – доходы, то налоговая база – денежное выражение доходов; если объект – доходы за вычетом расходов, то признается денежное выражение доходов, уменьшенное на величину расходов.

При ЕНВД – это величина вмененного дохода, равная базовой доходности по виду деятельности (исчисляется за налоговый период), помноженная на величину физического показателя (характеризующего данный вид деятельности). Используются физические показатели (их много), базовая доходность корректируется (умножается) на коэффициенты К1=1,132 (в 2006 году) и К2.

При выполнении соглашений о разделе продукции налоговая база зависит от вида деятельности. Подразделяет: на добычу полезных ископаемых (ст.346.37), на прибыль (ст.346.38) и на добавленную стоимость (ст.346.39).

7. Налоговый и отчетный периоды.

На ЕСХН налоговым периодом является календарный год, отчетным – полугодие.

При УСН налоговый период – календарный год; отчетный период: а) 1-ый квартал; б) полугодие; в) 9 месяцев календарного года.

На ЕНВД налоговый период – квартал.

При соглашении о разделе продукции налоговый период устанавливается статьей 285 НК РФ, т.е. год, а отчетный – 1-ый квартал, 6 и 9 месяцев.

На УСН налог исчисляется самостоятельно в зависимости от того, что является объектом налогообложения. Если доход, то 6%, если доход за вычетом расходов, тогда 15%.

При ЕНВД она устанавливается в размере 15% величины вмененного дохода.

При соглашении о разделе продукции на добычу полезных ископаемых при добыче нефти и газового конденсата составляет 340 руб. за 1 тонну, при добыче остальных полезных ископаемых налоговые ставки применяются с коэффициентом 0,5 (ст.346.37). На прибыль размер налоговой ставки определяется согласно п.1 ст.284, а именно 24%. На добавленную стоимость применяется налоговая ставка, действующая в соответствующем налоговом периоде в соответствии с гл.21, т.е. либо 0%, либо 10% или 18%, либо как процентное отношение налоговой ставки к налоговой базе, принятой за 100 и увеличенной на соответствующий размер налоговой ставки.

9. Порядок и сроки исчисления и уплаты налога.

ЕСХН исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Авансовые платежи производятся не позднее 25 календарных дней со дня окончания отчетного периода.

При УСН налог исчисляется так же как на ЕСХН, сумма налога по итогам налогового периода определяется налогоплательщиком самостоятельно на счета органов Федерального казначейства. Налогоплательщики обязаны вести учет доходов и расходов в книге учета доходов и расходов. Применение УСН на основе патента основывается на ст.346.25.1

Уплата ЕНВД производится налогоплательщиком не позднее 25-го числа 1-го месяца следующего налогового периода. Сумма единого налога зачисляется на счета органов Федерального казначейства, уменьшается на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, не боле чем на 50%.

При соглашении о разделе продукции налоги налог уплачивается в соответствии с гл.21 с учетом особенностей статьи 346.39.

На ЕСХН организацией заполняется не позднее 31 марта следующего за истекшим налоговым периодом. По итогам отчетного периода – не позднее 25 дней со дня окончания отчетного периода. ИП – не позднее 30 апреля (налоговый период) и не позднее 25 дней (отчетный период). Форма налоговых деклараций и порядок их заполнения утверждаются Министерством финансов РФ (см. Приложение 1, 2, 3, 4).

На УСН заполняются точно так же как и на ЕСХН.

При ЕНВД представляются налогоплательщиками не позднее 20-го числа первого месяца следующего налогового периода.

При соглашении о разделе продукции по каждому виду отдельно не позднее 31 декабря, в случае каких-либо изменений обязаны предоставить в срок не позднее 10 дней с даты их утверждения. Подлежат постановке на учет по местонахождению участка недр, если на территории РФ находятся, то постановка на учет производится в налоговом органе по его местонахождению.

3. Достоинства и недостатки специальных налоговых режимов

Любой специальный налоговый режим имеет как свои достоинства, так и недостатки.

Если исходить из того, кто может применять специальные налоговые режимы, то ЕСХН могут применять любые организации и ИП, являющимися сельскохозяйственными товаропроизводителями, осуществляющие первичную и последнюю переработку сельскохозяйственной продукции и реализующие ее при условии, что доля дохода не менее 70%.

При ЕСХН налоговая ставка достаточно низкая – 6%. Этот режим является добровольным, освобождает от уплаты четырех налогов. Но при переходе на него налогоплательщики уже не вправе перейти на иной режим до окончания налогового периода. При этом они могут на него вернуться не ранее чем через 1 год, после того, как утратили право на уплату ЕСХН. При этом режиме большой налоговый период – год.

С другой стороны этот режим не могут применять те, у кого доля сельскохозяйственной продукции меньше 70% в общем доходе, а также: организации, имеющие филиалы или представительства; занимающиеся производством подакцизных товаров; игорный бизнес; бюджетные учреждения.

источник