Меню Рубрики

Мышление как процесс анализ сравнение синтез

Мыслительный процесс начинается с появлением какой — либо проблемной ситуации и всегда направлен на разрешение какой-нибудь задачи, что говорит о том, что исходная ситуация дана в представлении субъекта неадекватно, в случайном аспекте, в несущественных связях. Поэтому чтобы в результате мыслительного процесса разрешить задачу, нужно прийти к более адекватному познанию.

К такому все более адекватному познанию своего предмета и разрешению стоящей перед ним задачи мышление идет посредством многообразных операций, составляющих различные взаимосвязанные и друг в друга переходящие стороны мыслительного процесса.

Изучая мышление С.Л.Рубинштейн выделил основные операции, составляющие его процесс. К ним он отнес сравнение, анализ и синтез, абстракцию и обобщение рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., Педагогика, 1989.. Все эти операции являются различными сторонами основной операции мышления — «опосредования», т. е. раскрытия все более существенных объективных связей и отношений.

Исходным действием всякого мышления является сравнение, т.к. именно в процессе сопоставления вещей, явлений, их свойств, вскрывается их тожество или различия. Выявляя схожесть одних и различия других вещей, сравнение приводит к их классификации. Сравнение является часто первичной формой познания: вещи сначала познаются путем сравнения. Вместе с тем это и элементарная форма познания. Сходство и различие являясь основными категориями рассудочного познания, выступают вначале как внешние отношения. Более тщательное познание требует раскрытия внутренних связей, закономерностей и существенных свойств. Это осуществляется другими сторонами мыслительного процесса или видами мыслительных операций, таких как анализ и синтез.

Анализ — это мысленное расчленение предмета, явления, ситуации и выявление составляющих его элементов, частей, моментов, сторон. Анализируя что либо мы вычленяем явления из тех случайных несущественных связей, в которых они часто даны нам в восприятии. Синтез восстанавливает расчленяемое анализом целое, вскрывая более или менее существенные связи и отношения выделенных анализом элементов.

Анализ расчленяет проблему; синтез по-новому объединяет данные для ее разрешения. Анализируя и синтезируя, мыслительный процесс проходит путь от более или менее нечеткого представления о предмете к понятию, в котором анализом выявлены основные элементы и синтезом раскрыты существенные связи целого. Анализ и синтез, как и любые другие мыслительные операции, возникают первоначально в плане действия. Теоретическому мыслительному анализу предшествует практический анализ вещей в действии, который расчленяет их в практических целях. Точно так же теоретический синтез формируется в практическом синтезе, в производственной деятельности людей. Формируясь сначала в практике, анализ и синтез затем становятся операциями или сторонами теоретического мыслительного процесса.

В содержании научного знания, в логическом содержании мышления анализ и синтез неразрывно взаимосвязаны. Со стороны логики, которая рассматривает объективное содержание мышления в отношении его истинности, анализ и синтез непрерывно переходят друг в друга. Анализ без синтеза порочен; попытки одностороннего применения анализа вне синтеза приводят к механистическому сведению целого к сумме частей. Точно так же невозможен и синтез без анализа, так как синтез должен восстанавливает в мысли целое в существенных взаимосвязях его элементов, которые выделяет анализ.

Если в содержании научного знания, для того чтобы оно было истинным, анализ и синтез должны как две стороны целого строго покрывать друг друга, то в течение мыслительной деятельности они, оставаясь по существу неразрывными и непрерывно переходящими друг в друга, могут поочередно выступать на передний план. Превосходство анализа или синтеза на том или ином этапе мыслительного процесса может быть обусловлено прежде всего характером материала. Если материал, исходные данные проблемы неясны, нечетко их содержание, тогда на первых этапах неизбежно довольно продолжительное время в мыслительном процессе будет преобладать анализ. Если же к началу мыслительного процесса все данные выступают перед мыслью достаточно отчетливо, тогда мысль сразу пойдет преимущественно по пути синтеза.

В самой сущности некоторых людей может наблюдаться склонность либо преимущества к анализу, либо преимущества к синтезу. Бывают по преимуществу аналитические умы, главная сила которых в том что они точны и четки — в анализе, а другие, по преимуществу синтетические, преимущественная сила которых — в широте синтеза. Однако и при всём при этом речь идет лишь об относительном преобладании одной из этих сторон мыслительной деятельности; у подлинно больших умов, создающих что-либо действительно ценное в области научной мысли, обычно анализ и синтез все же более или менее уравновешивают друг друга.

Анализ и синтез не исчерпывают собой всех сторон мышления. Немаловажными его сторонами являются абстракция и обобщение.

источник

Мышление – это процесс познания человеком действительности с помощью мыслительных процессов. Мышление предполагает ориентировку в связях и соотношениях между предметами. Эта ориентировка может быть связана с (1) непосредственными действиями с предметами, (2) их зрительным изучением или (3) словесным описанием — таким образом определяется вид мышления. Отсюда и мыслительные операции могут осуществляться на уровне (1) наглядно — действенного, (2) наглядно-образного и (3) словесно — логического мышления.

Исследователи выделяют следующие основные мыслительные операции: сравнение, анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, классификация и систематизация.

Сравнение – это мыслительная операция, при которой устанавливаются сходства и различия между объектами. Основанием для сравнения бывают, как правило, существенные признаки сравниваемых объектов. Сравнение является часто первичной элементарной формой познания: вещи сначала познаются путем сравнения. Более глубокое познание требует раскрытия внутренних связей, закономерностей и существенных свойств. Это осуществляется другими сторонами мыслительного процесса или видами мыслительных операций – прежде всего анализом и синтезом.

Анализ – это мыслительная операция расчленения сложного объекта на составные части или характеристики. Осуществляется анализ путем выделения в объекте существенных свойств, признаков, связей, отношений.

Синтез — мысленное объединение отдельных существенных признаков, свойств, связей в единое целое. Эта операция противоположна анализу.

Анализ расчленяет проблему; синтез по-новому объединяет данные для ее разрешения. Анализируя и синтезируя, мысль идет от более или менее расплывчатого представления о предмете к более конкретному понятию. Анализ и синтез в мышлении взаимосвязаны. Попытки одностороннего применения анализа вне синтеза приводят к механическому сведению целого к сумме частей. Точно так же невозможен и синтез без анализа, так как синтез должен восстановить в мысли целое из элементов, которые выделяет анализ.

В самом складе некоторых людей наблюдается преимущественная склонность – у одних к анализу, у других к синтезу. Бывают по преимуществу аналитические умы, главная сила которых в точности и четкости – в анализе, и другие, по преимуществу синтетические, особая сила которых – в широте синтеза. Однако и при этом речь идет лишь об относительном преобладании одной из этих сторон мыслительной деятельности; у подлинно больших умов, создающих что-либо действительно ценное в области научной мысли, обычно анализ и синтез более или менее уравновешивают друг друга.

Но анализ и синтез не исчерпывают собой всех сторон мышления. Развитие операций анализа и синтеза создает необходимые предпосылки для последующего формирования операций сравнения, абстрагирования и обобщения.

Абстрагирование — мыслительная операция, основанная на выделении существенных свойств и связей предметов и отвлечении от других, несущественных. Так, рассматривая предмет, можно выделить его цвет, не замечая формы, или наоборот, выделить только форму.

Обобщение (или генерализация) – это получение вывода на основе мысленного объединения предметов и явлений по их общим и существенным признакам. Обобщение может совершиться путем сравнения, при котором выделяются общие качества (например, все круглые предметы из ряда разнообразных, или все красные фигуры из разноцветных).

Абстракция и обобщение являются двумя взаимосвязанными сторонами единого мыслительного процесса, при помощи которого мысль идет к познанию.

Классификация – это распределение предметов, явлений и понятий по видам, признакам, классам, группам, разрядам в зависимости от их существенных признаков. Можно сказать, что если дано некоторое множество объектов, то классификация решает тройственную задачу: а) упорядочить это множество; б) сделать его хорошо обозримым; в) облегчить доступ в памяти к любому виду предметов данного множества.

Систематизация как мыслительная операция представляет собой расположение объектов, имеющих общие свойства, в определенном порядке. В начале 70-х гг. в психологии преобладала тенденция к отождествлению операции систематизации и классификации. Однако в исследованиях более позднего периода наблюдается отход от такой трактовки. Справедливо указывается, что мыслительная деятельность систематизации протекает и самостоятельно и вместе с мыслительным процессом классификации. Главное различие между этими двумя процессами — в их конечном результате. Конечный результат классификации — установление принадлежности единичного объекта или явления к определенному роду, закону или правилу, а систематизации — образование некоторой целой группы объектов или явлений.

В современной психологии классификация и систематизация рассматриваются как взаимосвязанные мыслительные операции, мыслительные действия и логические структуры.

Как видно из изложенного, общим элементом всех мыслительных операций являются существенные признаки. Поэтому и процесс формирования мыслительных операций должен начинаться с выработки умения выделять существенные признаки изучаемых явлений, процессов, объектов. Именно умение выделять главное, существенное — важнейшее качество человеческого ума.

Таким образом, мышление осуществляется совокупностью различных операций. Осуществляя мыслительные операции: анализ, синтез, классификацию, сравнение, абстракцию, обобщение — человек приобретает новые знания. Использование языковых средств позволяет выйти за пределы чувственного познания, овладеть системами понятий. Благодаря мышлению человек может по-новому осмыслить данные своего сенсорного опыта, устанавливать причинно-следственные зависимости между явлениями, делать выводы, предвидеть ход событий, изменять и совершенствовать практику.

источник

Методы образования понятий: анализ, сравнение, синтез, абстрагирование, обобщение. Неологизмы и их роль в языке

Основными логическими приемами формирования понятий являются анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение. Эти приемы широко используются в познании. Важную роль они играют в формировании понятий, основанном на выявлении существенных признаков.

Образование понятия — не простой зеркальный акт отражения предметов действительности, а сложнейший диалектический процесс. Он предполагает активность исследователя и включает в себя множество логических приемов, важнейшими из которых является анализ и синтез, сравнение, абстрагирование и обобщение.

Для выделения существенных признаков необходимо абстрагироваться (отвлечься) от несущественных, которых в любом предмете очень много. Этому служит сравнение, сопоставление предметов. Для выделения ряда признаков требуется произвести анализ, т.е. мысленно расчленить целый предмет на его составные части, элементы, стороны, отдельные признаки, а затем осуществить обратную операцию — синтез (мысленное объединение) частей предмета, отдельных признаков, притом признаков существенных, в единое целое.

Мысленному анализу как приему, используемому при образовании понятий, часто предшествует анализ практический, т.е. разложение, расчленение предмета на его составные части. Мысленному синтезу предшествует практический сбор частей предмета в единое целое, с учетом правильного взаимного расположения частей при сборке.

Аналитическая способность человека пронизывает всю его жизнедеятельность. Поскольку окружающий человека внешний (да и внутренний) мир состоит из структурированных объектов, т.е. из каких-то частей, из более простых элементов, то естественно, что вся познавательная деятельность человека и есть деятельность аналитическая, она предполагает разложение этих объектов на составные их части. В мышлении эта процедура выявляет некие свои составные части, свои элементы. Мышление «делимо» как на простейшие единицы мысли, так и на простейшие мыслительные действия, которыми и являются анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, сравнение и некоторые другие. Логика не интересуется ни генезисом, ни историей аналитической способности человека, логика не оспаривает зависимость аналитической способности мышления от практической деятельности. Для логики важен лишь собственно анализ, т.е. поиск простейшего элемента.

1. Анализ — мысленное расчленение предметов на их составные части, мысли (предметом мысли может быть все что угодно, в том числе и сама мысль), мысленное выделение в них признаков. В определенном отношении можно даже проводить аналогию между анализом и арифметическим действием — делением. Затем необходимо изучить эти элементы в сравнении друг с другом, а также в отношении к частям и сторонам функционирования других предметов. Здесь выполняется следующий шаг образования понятий — сравнение.

2. Сравнение — мысленное установление сходства или различия предметов по существенным или несущественным признакам. Понятно, что сравнение можно осуществить лишь между сходными то ли по объему, то ли по содержанию мыслями, потому что о несравнимых мыслях ничего иного отметить невозможно. Сравнение позволяет отличить тот или иной предмет мысли от других, ту или иную мысль от другой. Устанавливая общее между предметами мысли, сравнение позволяет приблизиться к открытию самого важного в науке — закона, который, как известно, есть общее, устойчивое и повторяющееся в предметах, явлениях, процессах. Устанавливая различие, сравнение позволяет по определенным показателям отличать тот или иной предмет (мысль) от других. Сравнение заметно сложнее анализа и синтеза, если их рассматривать в отдельности. Сравнение — это уже и выделение по какому-то признаку общего в предметах(тождество), и установление различия между ними.

Следующая операция — абстрагирование — позволяет существенно сократить количество рассматриваемых признаков.

3. Абстрагирование — мысленное выделение одних признаков предмета и отвлечение от других. В результате этой операции происходит освобождение от множества несущественных признаков и появляется возможность, на основании выделенных, составить класс мыслимых предметов, т.е. провести обобщение.

Результатом абстрагирования выступают абстракции, т.е. понятия разной степени общности, а так как понятия отражают существенное, поэтому многие и рассматривают данную операцию как способ образования понятий. Но абстрагировать можно любой признак, не обязательно существенный по природе предмета, а существенный для целей исследования, для решения узкоспециальных задач.

4. Обобщение — мысленное расширение, увеличение, перенесение (экстраполяция) известного на область неизвестного; метод выделения отличительных черт, свойств и признаков, принадлежащих группам известных предметов (явлений, процессов, мыслей о них), и распространение их на другие, еще не известные группы. Обобщение — не просто выделение общего, а выделение отличительно-специфического для области предметов, для класса, объема, множества, для предмета мысли. Обобщение, кроме того, и подведение итога, суммирование, осмысление накопленного материала (знания), формирование на этой основе общего положения (например, определения или закона).

Обобщенный взгляд на тот или иной предмет является в то же время и упрощением, поскольку общий взгляд, конечно же, опускает частности, детали; обобщение как бы сводит сложное к простому. Обобщение увеличивает объем мысли. Обобщение, как и другие мыслительные, методы выполняет многообразные функции в интеллектуальной деятельности человека. Благодаря обобщению, существенные признаки, выявленные у отдельных предметов, рассматриваются как признаки всех предметов, к которым применимо данное понятие.

Сравнение и обобщение позволяют достичь большей точности в суждениях, отделить одно от другого или, наоборот, объединить несколько предметов в одну группу (класс). Как факультативный признак, способствуют лучшему усвоению информации человеческим мозгом.

Читайте также:  Как делать анализ на английском

Процесс образования понятия завершается сведением в совокупность перечисленных операций, т.е. синтезом.

источник

К разрешению задачи мышление идет с помощью многообразных операций, таких как сравнение, анализ, синтез, абстракция и обобщение.

Сравнение — мышление сопоставляет вещи, явления и их свойства, выявляя сходства и различия, что приводит к классификации.

Анализ — мысленное расчленение предмета, явления или ситуации для выделения составляющих элементов. Таким образом, мы отделяем несущественные связи, которые даны в восприятии.

Синтез — обратный анализу процесс, который восстанавливает целое, находя существенные связи и отношения.

Анализ и синтез в мышлении взаимосвязаны. Анализ без синтеза приводит к механическому сведению целого к сумме частей, также невозможен синтез без анализа, так как он должен восстановить целое из выделенных анализом частей. В складе мышления некоторых людей наблюдается склонность – у одних к анализу, у других к синтезу.

Бывают умы аналитические, главная сила которых— в широте синтеза.

Абстракция — выделение одной какой-либо стороны, свойства и отвлечение от остальных. Так, рассматривая предмет можно выделить его цвет, не замечая формы, либо наоборот, выделить только форму. Начиная с выделения отдельных чувственных свойств, абстракция затем переходит к выделению нечувственных свойств, выраженных в абстрактных понятиях.

Обобщение (или генерализация) — отбрасывание единичных признаков при сохранении общих, с раскрытием существенных связей. Обобщение может совершиться путем сравнения, при котором выделяются общие качества. Так, совершается обобщение в элементарных формах мышления. В более высших формах обобщение совершается через раскрытие отношений, связей и закономерностей Абстракция и обобщение являются двумя взаимосвязанными сторонами единого мыслительного процесса, при помощи которого мысль идет к познанию. Познание совершается в понятиях, суждениях и умозаключениях.

43. Виды мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное, абстрактное (словесно-понятийное). Мышление и речь. Формы мышления: понятие, суждение, умозаключение.

Мышление — это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия существенно нового, процесс опосредствованного и обобщенного отражения дей­ствительности в ходе ее анализа и синтеза. Мышление возникает на основе практической деятельности из чувственного познания и да­леко выходит за его пределы.

Физиологической основой мышления являются временные нервные связи (условные рефлексы), которые образуются в коре больших полушарий. Эти условные рефлексы возникают под воздействием вторых сигналов (слов, мыслей), отражающих реальную действительность, но возникают обязательно на основе первой сигнальной системы (ощущений, восприятий, представлений).

В психологии распространена классификация видов мышле­ния: 1) наглядно-действенное, 2) наглядно-образное и 3) отвлеченное (теоретическое) мышление.

Наглядно-действенное мышление. В ходе исторического разви­тия люди решали встающие перед ними задачи сначала в плане практической деятельности, лишь затем из нее выделилась деятельность теоретическая. Например, сначала наш далекий предок научился практически (шагами и т. д.) измерять земельные участки, и только потом на основе знаний, складывающихся в ходе этой практической деятельности, постепенно возникала и развивалась геометрия как особая теоретическая наука.

Наглядно-образное мышление. В простейшей форме наглядно-образное мышление возникает преимущественно у дошкольников, т. е. в возрасте четырех – семи лет. Связь мышления с практиче­скими действиями у них хотя и сохраняется, но не является такой тесной, прямой и непосредственной, как раньше. В ходе анализа и синтеза познаваемого объекта ребенок необязательно и далеко не всегда должен потрогать руками заинтересовавший его пред­мет. Во многих случаях не требуется систематического практи­ческого манипулирования (действования) с объектом, но во всех случаях необходимо отчетливо воспринимать и наглядно пред­ставлять этот объект.

Отвлеченное мышление. На основе практического и наглядно-чувственного опыта у детей в школьном возрасте развивается — сначала в простейших формах – отвлеченное мышление, т. е. мыш­ление в форме абстрактных понятий.

Мышление словесно-логическое — один из видов мышления, характеризующийся использованием понятий, логических конструкций. Мышление словесно-логическое функционирует на базе языковых средств и представляет собой наиболее поздний этап исторического и онтогенетического развития мышления. В структуре Мышления словесно-логического формируются и функционируют различные виды обобщений.

Основные формы мышления и их характеристика

Понятие — есть отражение существенных признаков и свойств предметов и явлений. При этом – уникальные характеристики каждого явления собираются воедино, синтезируются. Чтобы этот процесс понять, отобразить, нужно всесторонне изучить предмет, установить его связи с другими предметами. Понятие о предмете возникает на основе многих суждений и умозаключений о нём. Образование понятий – результат длительной, сложной и активной умственной, коммуникативной и практической деятельности людей, процесса их мышления. Понятие – усвоенная конечная характеристика, даже абстрактная или обобщённая. При возникновении нового понятия происходит его усвоение. Усвоить понятие – это значит осознать его содержание, уметь выделять существенные признаки, точно знать его границы (объём), его место среди других понятий с тем, чтобы не путать со сходными понятиями; уметь пользоваться данным понятием в познавательной и практической деятельности.

Суждение это форма мышления, отражающая объекты действительности в их связях и отношениях. Каждое суждение есть отдельная мысль о чём-либо.

Последовательная логическая связь нескольких суждений, необходимая для того, чтобы решить какую-либо мыслительную задачу, понять что-нибудь, найти ответ на вопрос, называется Рассуждением.

Рассуждение – имеет практический смысл лишь тогда, когда оно приводит к определённому выводу, умозаключению. Умозаключение и будет ответом на вопрос, итогом поисков мысли.

Умозаключение – выведение субъективно нового суждения из уже известных суждений, имеющихся на данный момент в общественно-историческом опыте человечества и личном практическом опыте субъекта мыслительной деятельности. Умозаключение как форма получения знания возможно только при соблюдении законов логики. Умозаключения бывают индуктивные, дедуктивные и по аналогии.

источник

Мышление протекает с помощью мыслительных операций – это умственные действия по преобразованию информации.

Анализ и синтез— это основные процессы или операции мышления. Все остальные мыслительные операции опираются на них.

Анализ – выделение в объекте каких-либо сторон, элементов, свойств, связей, т.е. расчленение предмета или общей ситуации на составные компоненты.

Синтез – получение единого целого из составных частей.

Синтез и анализ тесно взаимосвязаны. Например, анализ дорожной обстановки необходим для синтеза решения.

Скорость мышления.Для каждого вида деятельности необходима своя скорость мышления, то есть скорость принятия решения. Философ может никуда не торопиться, пилот «Формулы 1» должен принимать решения очень быстро.

Для освоения управления автомобилем в реальных условиях требуется изменение скорости мышления со «скорости мышления пешехода» до «скорости мышления водителя».

Принятие решения в различных дорожных ситуациях.

Существует несколько основных стратегий принятия решения для водителя.

Приложение — применение имеющихся знаний, когда процедура решения достаточно четко определена и заранее выучена. Например, быстрая и точная реакция на изменение дорожной ситуации. Для начинающего водителя важно изучение примеров правильных действий и практические тренировки, чтобы «включить» в нужный момент эту стратегию принятия решения.

Адаптация— приспособление имеющихся общих знаний к конкретным условиям, к изменяющейся ситуации. Этот способ хорош для обучения управлению автомобилем, когда мы используем знания и навыки, которые уже имеются для переноса на новый вид деятельности. Известно, что люди, занимающиеся спортом хорошо осваивают навыки управления автомобилем. Люди с гибким мышлением также легче осваивают искусство вождения автомобиля.

Оперативное мышление и прогнозирование

Оперативное мышление работает очень быстро. При оперативном мышлении водитель в условиях ограниченного времени должен мысленно представить дорожную ситуацию в деталях и сформировать план своих оптимальных действий. Водитель должен учесть влияние его будущих действий на дорожно-транспортную обстановку в целом с точки зрения безопасности всех участников движения. Оперативное мышление развивается с приобретением опыта.

Различают три формы мышления: понятие, суждение и умозаключение. Понятия – это транспортное средство, опасная ситуация, реакция водителя, дорожные знаки, правила дорожного движения. Эти понятия водитель изучает в теоретическом курсе обучения. На основе понятий формируются суждения. Например, при взгляде на дорогу у водителя возникает суждение: «Впереди мост, обгонять нельзя». Умозаключение это более сложный процесс, в котором из одного и нескольких суждений выводится новое. Например: «Сейчас будет крутой поворот дороги. На повороте следует снизит скорость. Мне нужно снижать скорость». Умозаключение лежит в основе прогнозирования, т. е. способности водителя предвидеть изменение дорожной обстановки.

Навыки распознавания опасных ситуаций.

Чувство опасности можно и нужно тренировать. Типичных, распространенных аварийных ситуаций несколько сотен. Их можно и нужно изучать в учебном классе и на полигоне, а не на собственном опыте за рулем автомобиля. Разбирая опасные ситуации в классе, мы тренируем наше мышление в прогнозировании дорожной ситуации и выборе правильной реакции на нее.

Выбор правильного решенияводителем переоценить нельзя. Умение принимать правильные решения на дороге складывается из умения прогнозировать ситуацию и знания оптимальных способов реагирования в разных дорожных ситуациях. Например, при неожиданном появлении ребенка на проезжей части дороги.

Психомоторика, – это процесс взаимодействия систем восприятия, мышления (разработка двигательной программы) и реализация программы действий в моторном акте. У водителя психомоторика проявляется в выполнении необходимых действий в ответ на информацию, сигнализирующую об изменении дорожной обстановки. Например, нажатие на педаль тормоза, переключение передачи, нажатие на педаль газа, поворот руля, или различное сочетание вышеперечисленных действий …

Формирование психомоторных навыков управления автомобилем

В процессе исследования процесса формирования моторных навыков были выделены 4 этапа.

Первый этап формирования навыка предварительный. На этом этапе происходят формирование программы навыка, расчленение отдельных движений на компоненты, производятся пробные, ориентировочные движения. Для первого этапа характерна избыточные движения.

Второй этап — аналитический. Движения на этом этапе выполняются раздельно, происходит чувственный анализ силы и длительности каждого движения. Затем возникает возможность выполнения этих действий в чередовании. Для этого этапа характерен чрезвычайно суженный объем внимания (если даются какие-либо побочные сигналы, никто из будущих водителей их не замечает).

Третий этап — синтетический. Отдельные элементы действия объединяются в целое, образуется единое сенсорное поле. Регулятором действия на этом этапе выступает обобщенный образ, в который входят последовательность движений, их взаимосвязь. Четвертый этап можно назвать этапом автоматизации. На этом этапе происходит устранение излишних движений и излишней мышечной напряженности. Внимание перемещается с процесса действия на его результат. Это связано с тем, что контроль движения переходит от зрения к суставно-мышечному чувству.

Влияние возрастных и гендерных различий на формирование психомоторных навыков.

Скорость формирования психомоторных навыков зависит от возраста и от физической активности будущих водителей. Конечно, в возрасте поздней зрелости моторные навыки формируются медленнее, чем в юности. Однако, если человек всю свою жизнь занимался физкультурой, спортом или танцами, привык осваивать новые движения, то у такого кандидата в водители моторные навыки управления автомобилем сформируются быстрее, чем у молодого человека, не занимающегося своим физическим развитием.

Гендерные различия определяются воспитанием мальчиков и девочек по-разному. Мальчики чаще играют с машинами, а девочки чаще с куклами. Большинство мальчиков в результате лучше чувствуют габариты и траектории. И именно поэтому в будущем большинство мальчиков лучше осваивает навыки парковки или заезда в гараж.

Простая и сложная сенсомоторные реакции.

Сенсомоторные реакции – ответные действия человека на информацию, получаемую органами чувств.

Простая сенсомоторная реакция — ответное действие водителя на заранее известный стимул заранее известным способом. Например, нажатие на педаль тормоза при включении красного сигнала светофора, если водитель, ожидая сигнала, подготовился к торможению.

Сложная сенсомоторная реакция – ответное действие, реакция водителя на ситуацию, к которой он заранее не был готов. Например, ребенок выбежал на дорогу. Наиболее важные для водителя характеристики сенсомоторных реакций – это время реакции и точность реакции.

Точность реакции – складывается на основании точности моторной реакции водителя и качества обработки информации о дорожной ситуации. Важный вклад в точность реакции вносит суставно-мышечное чувство, которое осуществляет контроль правильности и точности выполняемых движений.

Факторы, влияющие на быстроту реакции

Быстрота реакции водителя определяется временем реакции — временем ответного действия водителя на раздражитель, на сигнал об изменении дорожной ситуации. Быстрота реакции водителя зависит как от субъективных факторов (состояние здоровья водителя, возраст, пол, темперамент, уровень профессиональной и физической подготовленности, самообладание, устойчивость внимания, действие лекарств и т.п.), так и от объективных факторов (видимость, сложность дорожной обстановки, скорость движения, время суток, климатические условия и т.п.).

Среднее время реакции при экстренном торможении составляет 1 секунду. У опытных водителей этот показатель колеблется на уровне 0,5–1,5 секунды, у водителей с меньшим опытом – 1,0–2,0 секунды. Время реакции увеличивается при утомлении, болезненном состоянии, после приема алкоголя, при повышении температуры окружающего воздуха (при температуре 43 °С время реакции увеличивается на 30–45%).

Время реакции у мужчин меньше, чем у женщин. В темное время суток время реакции увеличивается на 0,6. 0,7 с. При повышении скорости время реакции также увеличивается. При увеличении скорости движения автомобиля с 50 до 70 км/ч время реакции водителя увеличивается с 1,1с до 1,7 с.

Тема 2. Этические основы деятельности водителя

Цели обучения управлению транспортным средством.

Для чего нужно учиться управлять автомобилем? Для того, чтобы стать надежным ответственным водителем. Какими качествами должен обладать ответственный водитель? Список, приведенных качеств достаточно длинный.

Развитые системы восприятия (зрения, слуха, вестибулярного аппарата, суставно-мышечного чувства), хорошая сенсомоторная реакция, Хорошее внимание (устойчивость, распределение, переключаемость), хорошее пространственное мышление, гибкость мышления, способность быстро принимать решения, уравновешенность, выносливость, стрессоустойчивость, устойчивость к монотонии, ответственность, доброжелательность, навыки и опыт, безопасный стиль вождения. Часть из этих качеств можно развивать. Например, сенсомоторную реакцию, внимание, способность принимать решения. О других своих особенностях надо просто знать, для того, чтобы выработать свой собственный безопасный стиль управления автомобилем, чтобы планировать маршруты и остановки для отдыха.

Очень важны личные цели обучения будущего водителя. Каких целей кандидат в водители хочет достичь? Просто сдать экзамен на права? Или надежно и безопасно управлять автомобилем?

Что должен уметь хороший водитель?

Он должен уметь хорошо управлять автомобилем и знать правила дорожного движения. Он должен уметь прогнозировать опасность, уметь правильно оценивать степень риска в каждый момент движения автомобиля. Он должен объективно оценивать собственные навыки управления автомобилем. Он должен уметь противопоставить риску каждого момента движения достаточный запас безопасности.

Читайте также:  Простата анализ какие надо сдать

Но главное хороший и надежный водитель должен хотеть создать этот запас безопасности, он должен быть ответственным водителем. Должен взять на себя свою долю ответственности за безопасную дорожную обстановку. И здесь большое значение имеют ценности и мотивы человека.

Мотивация в жизни и на дороге.

Мотив – это то, что заставляет активно включаться в деятельность. Мотив отвечает на вопрос «Зачем человек садится за руль?». «Какую ценность я получу, если буду безопасно управлять автомобилем?». Говоря о мотивах, человек всегда использует глаголы. Например: «Я хочу научиться водить автомобиль, чтобы ездить на дачу и получить одобрение жены».

Управление автомобилем, это не просто рациональное перемещение из точки А в точку Б. Это комплекс действий в социальном контексте. В таком случае, поездки на автомобиле и связанные с ними риски напрямую связаны с мотивами водителя, причинами поездки, с отношением к жизни и отношением к дорожной обстановке. Очень небольшое количество водителей сознают это. Чем раньше водители примут во внимание эти факторы и смогут ими управлять, чем больше у них будет возможность самокритично оценить себя в дорожной ситуации, тем больше они смогут снизить риск аварии или даже избежать ее.

Мотивация достижения успеха и избегания неудач.

Мотивация достижения (ориентация на успех) и мотивация избегания (боязнь неудач) направлены на получение результата, только вот способы, характер поведения, эмоций и состояний абсолютно разные.

Люди с выраженной ориентацией на успех (те, у кого преобладает мотивация достижения) предпочитают оптимистичный взгляд на жизнь, рассматривают задачи как стимул к движению вперед, к развитию, реагируют на появление препятствий с оптимизмом и энергией. Они опираются на свои способности (реально их оценивая и развивая), прилагают усилия к достижению цели, считают, что во многом только от них самих зависит успех. У таких людей есть ощущение контроля над собственной жизнью.

Те же, у кого преобладает боязнь неудач (мотивация избегания), сосредоточены на возможных сложностях, стараются минимизировать потери при достижения своих целей. У них повышена тревожность из-за сомнений и неуверенности в своих силах преодолеть сложности и достичь успеха. Возникает парадоксальный механизм – препятствия рассматриваются как подтверждение их сомнений, что ничего не получится. «Я так и думал!» В результате часто так и получается.. Мотивация к достижению успеха или мотивация к избеганию неудач связаны со склонностью водителя к риску.

Склонность к рискованному поведению на дороге.

Люди, умеренно ориентированные на успех предпочитают средний уровень риска, а люди с мотивацией избегания неудач предпочитают малый или слишком большой уровень риска. Чем выше мотивация к успеху, тем ниже готовность к риску.

Интересно, что те, кто мотивирован на успех и имеют высокую готовность к риску, реже попадают в аварии, чем те, кто имеют высокую готовность к риску и избегает неудач. Кроме того, с возрастом склонность к риску снижается, также она снижается у опытных водителей.

В конфликтной ситуации склонность к риску возрастает, особенно у людей, чувствующих себя отвергнутыми. Конфликтные люди, настроенные враждебно к окружающим, склонны к чрезмерному риску за рулем.

В условиях группы склонность к риску возрастает, по сравнению с поведением одиночки и зависит от групповых ожиданий. То есть молодой, неопытный водитель в присутствии друзей чаще будет совершать рискованные маневры.

В Австрии на больших группах водителей автомобилей и мотоциклов, были проведены исследования зависимости аварийности от уровня самооценки водителей, оценки ими своего водительского мастерства. Оказалось, чем ниже оценка водителем своего водительского мастерства, тем выше аварийность. Причем у водителей с низкой самооценкой наблюдался более спортивный, рискованный стиль вождения, что ученые объясняют стремлением к компенсации за неуверенность в себе. И наоборот – чем выше оценка водителем своего мастерства, тем более безопасный стиль вождения он исповедует, более спокойный, надежный. Однако слишком высокая, завышенная самооценка, этакий «нарциссизм» — тоже дает всплеск аварийности. Идеальный вариант – золотая середина.

Формирование привычек.

Формирование привычек будущего водителя, его стиля вождения во многом зависит от значимых людей в его жизни. В первую очередь, это родители, если они управляли автомобилем. На формирование привычек водителя могут повлиять друзья и знакомые, с которыми будущий водитель ездил. Какие-то привычки молодой водитель возьмет у героев любимых фильмов. Очень важной фигурой для будущего водителя является инструктор, мастер производственного обучения в автошколе. Это как бы второй отец или мать для «новорожденного» водителя. Поэтому очень важно, чтобы инструкторы показывали пример ответственного поведения на дороге.

Ценности человека, группы и водителя.

Ценности – это то, что человек считает очень важным для себя в жизни, чем хочет обладать, то, что он боится потерять, если имеет.

Система ценностей формируется в юности, и зависит от воспитания и социального окружения человека (его родителей, друзей, коллег).

Набор ценностей, которые соотносятся с безопасным управлением автомобилем: здоровье, любовь, семья, безопасность, материальный достаток.

Набор ценностей, который может способствовать опасному поведению водителя: удовольствие, внимание и восхищение окружающих, свобода.

Ценность может быть очень значимой для человека, но он не будет для достижения ее что-либо делать. Чтобы что-то делать нужен мотив.

Свойства личности и темперамент. Влияние темперамента на стиль вождения.

Классификация по темпераментам была предложена во II веке до н. э. врачом Клавдием Галеном. Типы темпераментов были выбраны на основе двух характеристик. Силой психики и преобладанием процессов возбуждения или торможения. Сильными типами являются сангвиник, холерик и флегматик. У представителей этих темпераментов сильная психика, сильные проявления эмоций. Настроение, как правило, устойчивое. Критику в свой адрес выдерживают хорошо. После неудачной попытки могут повторить упражнение и исправить ошибки.

Сангвиник — это энергичный, быстро думающий и действующий, уверенный в себе человек. Он легко приспосабливается к изменениям, легко обучается, имеет высокую сопротивляемость трудностям, легко сходится с людьми, у него преобладает возбуждение и положительный эмоциональный фон (настроение). Его главный недостаток – излишний оптимизм и склонность к риску. Хуже всего он справляется с монотонией на дороге. Особенно тяжело ему в пробках, во время занятий на площадке и повторение одних и тех же маршрутов.

Холерик — энергичный, быстро действующий, уверенный человек, у него также преобладает возбуждение. Эмоциональный фон у холерика, как правило, отрицательный (как правило, в плохом настроении). Он вспыльчив и несдержан, у него существует цикличность активности и пассивности. Из пассивного состояния в активное его можно вывести критическими замечаниями. Он сначала выльет на вас свое недовольство, а затем будет готов к работе.

Флегматик эмоционально устойчив, спокойный, настойчивый человек. К его недостаткам можно отнести то, что он реагирует на все медленно.

Флегматик трудно привыкает ко всему новому. При этом, он хорошо сопротивляется сильным и продолжительным стимулам (крик, сигналы машин, стоящих сзади)

С ним важна отработка ситуаций, где надо действовать быстро. Для него очень важно проводить детальный разбор неправильных действий и объяснение как делать правильно. Акцент должен быть сделан на скорость реакции.

Меланхолик.Это мягкий, чувствительный, тревожный, ранимый человек. Он плохо воспринимает сильные стимулы, громкий голос, например. Меланхолик очень трудно переживает резкие изменения, ему трудно правильно реагировать в незнакомой ситуации. У него, обычно, снижено настроение.. Очень болезненно воспринимает критику. Он склонен к длительным переживаниям. Ему очень важно получать ободрение и поддержку.

Для снижения тревоги у меланхолика, необходимо медленно увеличивать сложность маршрута. Важно изучить разные способы реагирования и обсудить их подробно. В условиях учебной площадки нужно отрабатывать ситуации «ошибки». Закладывать в задание неизбежность ошибки. Разбирать ситуации и исправлять их. Таким образом, снимается «запрет на ошибку». И в реальных условиях города меланхолик не впадет в ступор, поняв, что он что-то сделал неправильно. Меланхолики не склонны к завышению своей самооценки и излишнему риску.

Негативное социальное научение. Влияние рекламы, прессы и киноиндустрии на поведение водителя. Ложное чувство безопасности.

Теорию социального научения разработал Альфред Бандура. Суть ее в том, что эффект научения может быть получен посредством наблюдения за поведением другого человека. Причем человек, действия или поведение которого наблюдаются (данную фигуру в процессе научения называют социальной моделью), может не ставить специальной цели научить чему-либо наблюдателя или заставить его подражать себе. Поведение другого человека — образца для подражания — служит источником значимой информации, которую наблюдатель затем использует, чтобы вести себя точно так же.

Образцом для подражания могут служить известные успешные люди, герои рекламы, фильмов или компьютерных игр. Дети, подростки и юноши стараются полностью копировать своего героя. У них еще не сформировано до конца критическое мышление, функции прогнозирования и контроля. В то время как взрослые люди могут взять только отдельные черты или детали одежды, критично относясь к другим чертам своего идеала.

Для водителя негативным результатом социального научения является копирование агрессивного, аварийноопасного стиля вождения любимого героя. Например, водителя такси в фильме «Такси», героя фильма «Адреналин» или успешного бизнесмена в рекламе автомобиля с мощным двигателем. Эти герои никогда не попадают в аварии, или после серьезной аварии выходят сами из автомобиля и пересаживаются в другой автомобиль. У зрителей создается ощущение ложной безопасности такого стиля вождения. Важно различать фантазии, которые показывают в кино и рекламе от реальности дорожного движения при управлении транспортным средством.

Понятие социального давления. Влияние социальной роли и социального окружения на стиль вождения. Способы нейтрализации социального давления в процессе управления транспортным средством.

Социальное давление — психологическое воздействие группы людей, оказывающее влияние на характер поведения членов группы и приводящее их личные привычки, установки, ценности и нормы поведения в соответствие с групповыми. Примерами таких групп являются формальные объединения (политические партии, сотрудники одной фирмы, члены профессионального сообщества, члены гольф-клуба) или неформальные группы (соседи по дому, друзья, родители детей из одной школы, болельщики одной команды, владельцы престижной марки автомобиля). В среде подростков и молодежи это группы одноклассников, однокурсников, одногруппников, члены одной спортивной команды. Принадлежность к группе позволяет человеку взять на себя социальную роль (друга, спортсмена этой команды, бизнесмена или чиновника). Человек чувствует себя защищенным своей социальной группой, знает как себя вести в той или иной ситуации. Ему не надо думать и брать на себя личную моральную ответственность за свои действия. Поскольку у человека есть потребность в принадлежности к группе и принятии этой группой, то он часто готов принять мнения членов группы как истину и руководство к действию, даже если в душе он с этим не согласен.

Начинающие молодые водители часто перевозят пассажиров своего возраста группой, чтобы провести вместе время. Эта ситуация может создать ряд типичных групповых рисков, характерных для юного возраста. Это- групповое давление в виде советов и мнений увеличить скорость, громко включить музыку, обогнать автомобиль, советы об изменении маршрута движения, поддразнивания и оценка молодого водителя. Возникают опасности отвлечения внимания на дороге, желания поэкспериментировать, показать себя перед друзьями, ответить на толчок в бок. Все это может привести к аварийной ситуации.

Как противостоять групповому давлению? Водителю всегда надо помнить, что он несет персональную ответственность за свои действия на дороге, за жизнь и здоровье пассажиров и пешеходов, за сохранность автомобиля. Молодому водителю лучше вообще какое-то время не брать пассажиров. Стоит также задуматься, нужна ли тебе эта группа, если ее члены дают такие советы и идеи поведения за рулем, которые могут привести к аварии. Ведь это фактически призыв к саморазрушаюшему поведению (водитель может стать либо убийцей либо самоубийцей, следуя таким советам). Непреложным должно быть правило, что решения за рулем принимает водитель, что водителю должно быть комфортно в автомобиле. В том числе речь идет о психологическом и эмоциональном комфорте. Если молодому водителю некомфортно в автомобиле из-за поведения пассажиров, то необходимо остановить автомобиль. Продолжать движение можно только тогда, когда будет восстановлено состояние спокойного внимания направленного на дорогу. Даже, если для этого придется высадить пассажиров.

Представление об этике и этических нормах.

Понятие «этика» возникло от слова «этос». Первоначально смыслом слова «этос» было совместное жилище и правила, порождённые совместным общежитием, нормы, сплачивающие общество, преодоление индивидуализма и агрессивности. По развития общества к этому смыслу добавляются понятия совести, сострадания, ответственности. Возникает этика разных видов человеческой деятельности. Правила поведения в приличном обществе назывались этикетом, возникает этика врача, педагога, психолога. В современном обществе такой вид деятельности как управление транспортным средством, средством повышенной опасности не может обойтись без этических норм, без правил взаимодействия со всеми участниками дорожного движения.

Поведение человека определяется многими факторами. Темперамент, характер, самочувствие, особенности ситуации, поведение окружающих людей и многое другое может оказывать влияние на поведение человека. И тем не менее, существуют границы в пределах которых человек может проявлять свое поведение.

Они называются правилами. Некоторые правила устанавливает закон. Например, правила дорожного движения. Нарушитель закона наказывается шрафом, исправительными работами или лишением свободы. Кроме того, существуют правила поведения, которые устанавливает общество, в котором человек живет. Эти правила относятся к вопросам культуры и морали общества. Правила устанавливаются обществом для того, чтобы желания и поведение одного человека не мешало жить остальным членам этого общества. Нарушитель этих правил считается человеком некультурным, невежливым и аморальным. Это этические нормы и правила этикета.

Существуют внутренние правила самого человека. Они связаны с внутренней этикой человека, с его нравственными и этическими нормами, ценностями и убеждениями. Эти правила определяют, как себя человек ведет, когда его никто не видит и не может оценить.

За рулем, человек не вступает в непосредственный контакт с людьми, не слышит, что о нем говорят другие участники движения и они его тоже не слышат. Он чувствует себя в большей безопасности от оценки его поведения за рулем, от контроля начальства, родителей, коллег, соседей по дому. И тогда только внутренней культурой человека определяется поведение водителя на тех участках дороги, где не стоят сотрудники дорожной полиции, нет камер видеонаблюдения и никто не сможет его наказать. Человек сам решает, занимать ли место для инвалидов на парковке, пропускать ли в свой ряд автомобиль, с какой скоростью ехать в жилой зоне, использовать ли «спортивный скоростной стиль» езды в городе.

Читайте также:  Виды экономического анализа какой прогноз

Этические нормы водителя.

Этические нормы водителя – это нормы поведения на дороге, за рулем автомобиля. Свод этих правил называется этикетом.

Основная этическая норма — это сознательно и ответственно относится к управлению автомобилем, не создавать аварийных ситуаций, с пониманием относиться к менее опытным водителям, помогать и реагировать на действия уязвимых участников дорожного движения. Особые требования предъявляются к водителям, потому что они управляют средством повышенной опасности для других участников движения (других водителей, пассажиров, пешеходов, велосипедистов).

Дорожный этикет – это правила поведения участников дорожного движения. Необходимо быть понятным в своих действиях на дороге другими водителями. Для этого в систему дорожного этикета входит система жестов, световых и звуковых сигналов.

Главное правило дорожного этикета – выполнять Правила дорожного движения и когда есть свидетели и тогда, когда свидетелей нет. Потому что остальные участники дорожного движения чаще всего предполагают, что другие выполняют правила. Особенно часто так думают наиболее уязвимые участники дорожного движения: старики, дети, молодые матери с маленькими детьми, велосипедисты, неопытные водители….

Второе правило дорожного этикета – быть предсказуемым, своевременно информировать других участниках дорожного движения о своих намерениях на дороге. Знать систему звуковых и световых сигналов. Дать время своим партнерам по дорожному движению принять ваш сигнал и отреагировать на него.

Третье правило дорожного этикета – это помощь другим участникам движения. Опытный водитель может оценить быстрее и точнее опасную ситуацию, проанализировать последствия своих действий и спрогнозировать действия других участников движения. Следовательно, он несет большую моральную ответственность за свои действия на дороге. Даже, если он прав в соответствии с буквой закона, он должен сделать все возможное, чтобы уберечь от травм и аварийных ситуаций менее опытных и компетентных участников дорожного движения. Находясь в более выгодной позиции, необходимо помогать другим водителям.

Существует, правило этикета «пускать через одного» автомобили из боковых проездов и со вспомогательных дорог. При обгоне принято оказывать помощь обгоняющему. Ведь обгоняемый видит больше, чем обгоняющий.

Четвертое правило этикета – выражать благодарность за помощь другим участникам движения. Атмосфера на дороге важный фактор безопасности.

Информировать участников дорожного движения о своих маневрах надо заранее, оставляя им время на реакцию. И не жалейте лишний раз поблагодарит за помощь или извиниться.

Ответственность водителя за безопасность на дороге.

Ответственность водителя — это понимание того, что от тебя зависит безопасность на дороге, понимание возможных последствий своих действий за рулем автомобиля, это умение принимать решение и действовать не только в своих интересах, а в интересах всех участников дорожной ситуации, это готовность прилагать усилия для повышения своего водительского мастерства. Будущему водителю очень важно понимать свою долю ответственности за безопасность на дороге. Тогда и к процессу обучения он будет относится по-другому и обучение будет проходить более продуктивно.

Взаимоотношения водителя с другими участниками дорожного движения.

Оптимальной стратегией взаимодействия на дороге является стратегия «выиграл-выиграл». Необходимо быть понятным в своих действиях на дороге другими водителями. Информировать участников дорожного движения о своих маневрах надо заранее, оставляя им время на реакцию. И не нужно лениться лишний раз поблагодарить за помощь или извиниться. Для этого в систему дорожного общения входит система жестов, световых и звуковых сигналов.

Примеры световых сигналов:

Дата добавления: 2015-05-08 ; Просмотров: 7100 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

источник

Мышление – это процесс познания человеком действительности с помощью мыслительных процессов. Мышление предполагает ориентировку в связях и соотношениях между предметами. Эта ориентировка может быть связана с (1) непосредственными действиями с предметами, (2) их зрительным изучением или (3) словесным описанием — таким образом определяется вид мышления. Отсюда и мыслительные операции могут осуществляться на уровне (1) наглядно — действенного, (2) наглядно-образного и (3) словесно — логического мышления.

Исследователи выделяют следующие основные мыслительные операции: сравнение, анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, классификация и систематизация.

Сравнение – это мыслительная операция, при которой устанавливаются сходства и различия между объектами. Основанием для сравнения бывают, как правило, существенные признаки сравниваемых объектов. Сравнение является часто первичной элементарной формой познания: вещи сначала познаются путем сравнения. Более глубокое познание требует раскрытия внутренних связей, закономерностей и существенных свойств. Это осуществляется другими сторонами мыслительного процесса или видами мыслительных операций – прежде всего анализом и синтезом.

Анализ – это мыслительная операция расчленения сложного объекта на составные части или характеристики. Осуществляется анализ путем выделения в объекте существенных свойств, признаков, связей, отношений.

Синтез — мысленное объединение отдельных существенных признаков, свойств, связей в единое целое. Эта операция противоположна анализу.

Анализ расчленяет проблему; синтез по-новому объединяет данные для ее разрешения. Анализируя и синтезируя, мысль идет от более или менее расплывчатого представления о предмете к более конкретному понятию. Анализ и синтез в мышлении взаимосвязаны. Попытки одностороннего применения анализа вне синтеза приводят к механическому сведению целого к сумме частей. Точно так же невозможен и синтез без анализа, так как синтез должен восстановить в мысли целое из элементов, которые выделяет анализ.

В самом складе некоторых людей наблюдается преимущественная склонность – у одних к анализу, у других к синтезу. Бывают по преимуществу аналитические умы, главная сила которых в точности и четкости – в анализе, и другие, по преимуществу синтетические, особая сила которых – в широте синтеза. Однако и при этом речь идет лишь об относительном преобладании одной из этих сторон мыслительной деятельности; у подлинно больших умов, создающих что-либо действительно ценное в области научной мысли, обычно анализ и синтез более или менее уравновешивают друг друга.

Но анализ и синтез не исчерпывают собой всех сторон мышления. Развитие операций анализа и синтеза создает необходимые предпосылки для последующего формирования операций сравнения, абстрагирования и обобщения.

Абстрагирование — мыслительная операция, основанная на выделении существенных свойств и связей предметов и отвлечении от других, несущественных. Так, рассматривая предмет, можно выделить его цвет, не замечая формы, или наоборот, выделить только форму.

Обобщение (или генерализация) – это получение вывода на основе мысленного объединения предметов и явлений по их общим и существенным признакам. Обобщение может совершиться путем сравнения, при котором выделяются общие качества (например, все круглые предметы из ряда разнообразных, или все красные фигуры из разноцветных).

Абстракция и обобщение являются двумя взаимосвязанными сторонами единого мыслительного процесса, при помощи которого мысль идет к познанию.

Классификация – это распределение предметов, явлений и понятий по видам, признакам, классам, группам, разрядам в зависимости от их существенных признаков. Можно сказать, что если дано некоторое множество объектов, то классификация решает тройственную задачу: а) упорядочить это множество; б) сделать его хорошо обозримым; в) облегчить доступ в памяти к любому виду предметов данного множества.

Систематизация как мыслительная операция представляет собой расположение объектов, имеющих общие свойства, в определенном порядке. В начале 70-х гг. в психологии преобладала тенденция к отождествлению операции систематизации и классификации. Однако в исследованиях более позднего периода наблюдается отход от такой трактовки. Справедливо указывается, что мыслительная деятельность систематизации протекает и самостоятельно и вместе с мыслительным процессом классификации. Главное различие между этими двумя процессами — в их конечном результате. Конечный результат классификации — установление принадлежности единичного объекта или явления к определенному роду, закону или правилу, а систематизации — образование некоторой целой группы объектов или явлений.

В современной психологии классификация и систематизация рассматриваются как взаимосвязанные мыслительные операции, мыслительные действия и логические структуры.

Как видно из изложенного, общим элементом всех мыслительных операций являются существенные признаки. Поэтому и процесс формирования мыслительных операций должен начинаться с выработки умения выделять существенные признаки изучаемых явлений, процессов, объектов. Именно умение выделять главное, существенное — важнейшее качество человеческого ума.

Таким образом, мышление осуществляется совокупностью различных операций. Осуществляя мыслительные операции: анализ, синтез, классификацию, сравнение, абстракцию, обобщение — человек приобретает новые знания. Использование языковых средств позволяет выйти за пределы чувственного познания, овладеть системами понятий. Благодаря мышлению человек может по-новому осмыслить данные своего сенсорного опыта, устанавливать причинно-следственные зависимости между явлениями, делать выводы, предвидеть ход событий, изменять и совершенствовать практику.

источник

Мыслительная деятельность людей совершается при помощи мыслительных операций: анализа и синтеза, сравнения, классификации, абстракции, обобщения и конкретизации.

Анализ – мысленное разложение целого на части или выделение из целого его сторон, отношений, с последующим их сравнением.

Синтез – мысленное объединение частей, свойств в единое целое. Анализ и синтез всегда протекают в единстве. В мыслительной деятельности анализ и синтез как бы поочередно выходят на передний план.

Сравнение – это установление сходства или различия между предметами и явлениями или их отдельными признаками. Сравнение бывает односторонним (неполным по одному признаку) и многосторонним (полным, по всем признакам); поверхностным и глубоким; неопосредованным и опосредованным.

Абстракция – выделение какой-либо стороны или аспекта явления, которые в действительности как самостоятельные не существуют. Абстрагирование обычно осуществляется в результате анализа.

Конкретизация – возвращение мысли от общего и абстрактного к конкретному, с целью раскрыть содержание. Когда необходимо показать проявление общего в единичном. Когда нас просят привести пример, то по сути дела, просьба заключается в конкретизации предшествующих высказываний.

Обобщение – мысленное объединение предметов и явлений по их существенным признакам.

Формы мышления: понятия, суждения, умозаключения.

Основными формами мышления являются понятия, суждения, умозаключении, индукция, дедукция

Понятие – система суждений о некотором классе предметов (явлений), выделяющая наиболее общие их признаки.

В психологии принято различать два вида понятий – житейские и научные.

В житейских понятиях (стул, стол, собака, дерево и пр.) преобладают конкретные, ситуационные связи, они формируются с участием практической деятельности и наглядно-образного опыта.

Научные понятия (государство, остров, глагол, млекопитающее и пр.) приобретаются в результате обучения, в них преобладают отвлеченные, логические связи, формируются с ведущим участием вербально-логических операций.

Суждение высказывание, содержащее определенную мысль.

Умозаключение – серия логически связанных высказываний, из которых выводится новое знание.

Индукция и дедукция – это способы производства умозаключений. Индукция – вывод частного суждения из общего, а дедукция – вывод общего суждения из частных.

Виды мышления.

Мышление человека включает в себя не только разные операции, но и протекает на различных уровнях, в различных формах, что позволяет говорить о разных видах мышления.

По степени развернутости мышление может быть:

дискурсивным (поэтапный процесс) и интуитивным (быстрота протекания, отсутствие четко выраженных этапов, минимальная осознанность);

Если рассматривать мышление с точки зрения новизны и оригинальности решаемых задач, то можно выделить мышление творческое (продуктивное) и воспроизводящее (репродуктивное).

По характеру решаемых задач мышление делят на теоретическое и практическое.

Одной из наиболее распространенных в психологии является классификация видов мышления в зависимости от содержания решаемой задачи. Здесь выделяют предметно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление.

При помощи предметно-действенного мышления задачи решаются с помощью реального, физического преобразования ситуации, апробирования свойств объектов. Эта форма мышления наиболее характерна для детей до 3 лет. Ребенок не ставит еще перед собой цели и не планирует своих действий. Ребенок мыслит действуя. Движение руки на этом этапе опережает мышление. Поэтому этот вид мышления еще называют ручным.

Наглядно-образное мышление связано с оперированием образами. Человек, решая задачу, анализирует, сравнивает, обобщает различные образы, представления о явлениях и предметах. В образе может быть одновременно зафиксировано видение предмета с нескольких точек зрения. В этом качестве наглядно-образное мышление практически неотделимо от воображения.

В простейшей форме наглядно-образное мышление проявляется у дошкольников в возрасте 4-7 лет. Здесь познавая объект, ребенку не обязательно трогать его руками, но ему необходимо отчетливо воспринимать и наглядно представлять этот объект. Все доказательства носят наглядный, конкретный характер. В данном случае наглядность как бы опережает мышление, и когда ребенка спрашивают, почему кораблик плавает, то он может ответить, потому что он красный или потому что это Вовин кораблик.

Словесно-логическое мышление функционирует на базе языковых средств и представляет собой наиболее поздний этап исторического и онтогенетического развития мышления. Для словесно-логического мышления характерно использование понятий, логических конструкций, которые иногда не имеют прямого образного выражения (стоимоть, честность, гордость и т.д.) Следует отметить, что все виды мышления тесно взаимосвязаны между собой. Отдельные виды мышления постоянно взаимопереходят друг в друга.

4. Иллюстративный материал в презентации лекции

1. Столяренко Л.Д. Основы психологии: учебник / Л. Д. Столяренко. — Издание семнадцатое. — Ростов-на -Дону : Феникс. 2008. – 592с.

2. Сидоров П.И. Клиническая психология: учебник / П. И. Сидоров, А. В. Парняков. — 3еизд. испр. и доп. — М : ГЭОТАР-Медиа, 2010. – 880с.

3.Сластенин В.А. Психология и педагогика. 8-е изд.: учебное пособие. М.: Академия, 2010. – 480с.

Дополнительная:

  1. Тертель А.Л. Психология. Курс лекций: учебное пособие / А. Л. Тертель. — М.: «Проспект». 2006. – 448с.
  2. Немов Р.С. Общая психология: учебник / Р. С. Немов. — СПб.: Питер (Краткий курс). 2006. – 687с.
  3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: учебное пособие / С. Л. Рубинштейн. — СПб: Питер. 2007. – 713с.

6. Контрольные вопросы (обратная связь)

1. Как вы думаете, творческое воображение присуще каждому человеку?

2. Как вы думаете, почему эмпатию называют типом социальной интеллигентности?

3. Как вы думаете, воображение связано с органическими процессами и может ли влиять на них?

4. Какая информация, по вашему мнению, запоминается быстрее?

5. Как вы думаете какой наиболее распространенный тип памяти?

6. Как вы думаете, какой тип памяти наиболее прочный?

7. Мышление и речь одно и тоже?

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

источник