Меню Рубрики

Многомерные сравнения как способ экономического анализа

Сравнение — действие, посредством которого устанавливается сходство и различие явлений объективной действительности. С помощью этого метода решаются следующие основные задачи: выявление причинно-следственных связей между явлениями; проведение доказательств или опровержений; классификация и систематизация явлений.

Сравнение может быть качественным («вчера было теплее») и количественным (20 всегда больше, чем 10).

Процедура сравнения в анализе финансово-хозяйственной деятельности предприятия включает в себя несколько этапов: выбор сравниваемых объектов; выбор вида сравнения (динамическое, пространственное, по отношению к плановым значениям); выбор шкал сравнения и степени значимости различий; выбор числа признаков, по которым должно производиться сравнение; выбор вида признаков, а также определение критериев их существенности и несущественности; выбор базы сравнения.

При проведении сравнения необходимо, чтобы были выполнены определенные требования:

  • * явления должны быть качественно сравнимы между собой, т.е. иметь нечто общее, служащее основанием сравнения (например, вопрос «Что длиннее, дорога или ночь?» абсурден, поскольку эти явления несопоставимы). Возможность сравнения обеспечивается однородностью включаемых в анализ объектов или явлений;
  • * необходимо соблюдать тождественность формирования сравниваемых показателей (имеется в виду одинаковость способов организации сбора исходной информации, ее обобщения, методов исчисления показателей и т.д.);
  • * сравниваемые объекты должны принадлежать совокупностям явлений, находящимся на одной ступени развития (нацример, вряд ли можносравнивать весенние и осенние цены на овощном рынке, доходность государственных облигаций и бросовых, или мусорных, облигаций, стоимостные показатели в динамике в условиях инфляции и т.п.);
  • * сравниваемые явления должны быть измерены в одинаковых единицах измерения;
  • * объекты или явления должны сравниваться по сопоставимому набору единиц (например, если торговая организация приобрела или, наоборот, закрыла несколько своих магазинов, сравнение во времени абсолютных показателей ее деятельности до и после такой реорганизации, естественно, нельзя считать правомочным),при пространственно-временных сопоставлениях сведения по сравниваемым объектам должны браться на одну и ту же дату (моментные данные) или за один и тот же временной интервал (интервальные данные).

Если объекты анализа не удовлетворяют некоторым из этих требований, в отдельных случаях данные все-таки можно привести к сравнимому виду. Для этого есть несколько способов: расчленение на однородные группы по количественным или качественным критериям, приведение к одинаковым единицам измерения, пересчеты несравнимых показателей по одному алгоритму, дисконтирование и др Например, сравнивая эффективность нескольких финансовых операций целесообразно выразить все ставки в виде годовой процентной ставки или в виде эффективной ставки. Еще одним вариантом обеспечения сопоставимости будет приведение показателей к одной временной базе. Так, например, делакэт при оценке эффективности инвестиционных проектов с разными сроками реализации.

Проводить сравнение можно по одному или нескольким критериям. В первом случае используются следующие методы и виды сравнения:

сравнение факта с планом (на этом методе основан анализ отклонений);

сравнение по данному критерию в динамике, расчет среднего темпа роста (снижения) значения данного показателя за единицу времени;

сравнение с эталоном (норматив, предприятие-конкурент и т.п.);

ранжирование с использованием относительных показателей (например, ранжирование по рентабельности);

использование специальных статистических показателей вместе с их характеристическими значениями (например, оценка риска ценных бумаг осуществляется с помощью показателей вариации).

Для проведения комплексной оценки финансово-хозяйственной деятельности предприятия сравнения по одному критерию явно недостаточно, В развернутом анализе экономические субъекты сравниваются сразу по нескольким критериям (например, по уровню рентабельности, оборачиваемости, росту продаж и т.д.). При этом не все показатели равнозначны — многие из них несоизмеримы или могут действовать разнонаправлено. В этом случае следует использовать какой-либо способ ранжирования, Наиболее часто применяются метод суммы мест и таксонометрический метод. Составленные с использованием этих методов рейтинги, дают комплексную оценку деятельности экономических субъектов, позволяя выявить лучшие по целому ряду показателей.

Еще один важный вопрос сравнений — многомерное сравнение, т.е. сравнение экономических величин по нескольким показателям. Сравнение объектов по набору показателей в общем случае недопустимо. В отдельных случаях оно возможно путем построения обобщающего показателя.

источник

Сравнение представляет собой научный метод познания, в процессе которого исследуемое неизвестное явление (предмет) сопоставляется с уже известным явлением, которое изучалось ранее. Сравнение проводится с целью определения схожих признаков или различий между явлениями (предметами).

Посредством сравнения в экономическом анализе осуществляют:

  1. Нахождение общего и специфического в экономических процессах (явлениях),
  2. Исследование изменений объектов,
  3. Наблюдение тенденций и закономерностей развития.

В экономическом анализе при сравнении происходит решение многих задач. Метод сравнения при этом может использоваться в качестве основного или вспомогательного способа.

Существует несколько ситуаций использования сравнения, при этом для каждой из них характерны свои цели:

  • Сравнение фактического и планового показателя (например, при оценке достижения плана), которое позволяет выявить степень соответствия показателей за определенный период времени (год, месяц, квартал).
  • Сравнение нормативных и фактических показателей дает возможность контролировать затраты, что способствует внедрению технологий, сберегающих ресурсы. Также метод применяется при сопоставлении фактических результатов с результатами прошлых периодов с целью определения тенденций развития какого-либо процесса.
  • Сопоставление фактического результата и лучшего результата (например, образцы труда, передовой опыт, новые достижения науки и техники) осуществляется как в масштабе компании, так и за ее пределами. В компании может происходить сравнение средних уровней показателей, достигнутых работниками в целом, с показателями передового участка, бригады и др. Данное сопоставление дает возможность выявления передового опыта и новых перспектив производства.
  • Сопоставление средних показателей с показателями анализируемого (например, по области, району, зоне) с целью оценки достигнутого результата и выявления неиспользованного резерва.
  • Сравнение динамических и параллельных рядов с целью исследования взаимосвязанных показателей (например, связь между динамикой изменения объема производства, фондоотдачи и основных производственных фондов). Этим способом сопоставляются различные управленческие решения, и выбирается самое оптимальное.
  • Сравнение результата от какого-либо действия (мероприятия) до и после момента использования определенного фактора.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Существует несколько видов сравнительного анализа, применяемых в экономическом анализе:

  • Горизонтальный сравнительный анализ, применяемый при определении абсолютных и относительных отклонений фактического уровня исследуемого показателя от базового уровня.
  • Вертикальный сравнительный анализ, исследующий структуру экономических явлений и процессов посредством определения удельного веса элементов (частей) в общем целом, отношения частей целого друг с другом, включая воздействие факторов на уровень результативного показателя (сравнение их величины до и после изменения соответствующих факторов).
  • Трендовый сравнительный анализ, используемый при исследовании относительных темпов роста и прироста определенных показателей за несколько лет к уровню базисного периода (года) в процессе исследования рядов динамики.
  • Одномерный сравнительный анализ, сопоставляющий один или несколько показателей одного объекта, а также нескольких объектов одним показателем.
  • Многомерный сравнительный анализ, проводимый как сравнение результатов деятельности нескольких компаний (отделов) в соответствии с широким спектром показателей.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

источник

Многомерный сравнительный анализ необходим для комплексной обобщающей сравнительной оценки результатов хозяйствования предприятий. Его выполняют вышестоящие органы управления, а также инвесторы и банки для оценки степени финансового риска.

Способы приведения показателей в сопоставимый вид.

Важное условие, которое нужно соблюдать при анализе, — необходимость обеспечения сопоставимости показателей, поскольку сравнивать можно только качественно однородные величины. При этом должны быть учтены следующие требования:

единство объемных, стоимостных, качественных, структурных факторов; единство промежутков или моментов времени, за которые были исчислены сравниваемые показатели; сопоставимость исходных условий производства (технических, природных, климатических и т.д.); единство методики исчисления показателей и их состава.

Способы группировки информации. Представление данных в табличной и графической формах.

Во всех случаях включение в текст большого количества цифр затрудняет его восприятие, а представление несистематизированных предварительных данных осложняет их аналитическую обработку. Аналитический отчет, подготовленный лишь в виде многостраничного повествования, быстро утомляет пользователя (читателя), поэтому нередко им игнорируется. Чтобы избежать подобных трудностей, используют специальное представление данных — в виде таблиц и графиков.

Таблица данных — это система строк и столбцов, в которых в определенной последовательности и связи излагаются информативные сведения об анализируемых социально-экономических явлениях и объектах. Различают подлежащее и сказуемое аналитической таблицы; первое в таблицах обычно располагается слева, а второе — справа, хотя могут быть и исключения. В подлежащем указывается характеризуемый объект, в сказуемом дается его характеристика, обычно в количественной форме — в виде системы показателей.

По аналитическому содержанию различают таблицы, отражающие:

— характеристику изучаемого объекта по тем или другим признакам: записываются показатели, характеризующие то или иное экономическое явление, и отражается уровень данного показателя за отчетный период по одному или нескольким объектам;

— порядок расчета аналитических показателей: приводится исходная информация и делаются все необходимые расчеты для определения исследуемого показателя;

— динамику изучаемых показателей: приводится исходная информация за ряд лет в хронологическом порядке и рассчитываются базисные и цепные темпы роста и прироста, выраженные в процентах и индексах;

— выполнение плана: отражаются плановые и фактические данные за отчетный период по каждому объекту и исчисляются абсолютные отклонения от плана и процент выполнения плана;

— структурные изменения в составе показателей: приводятся данные о составе изучаемого явления в базисном и отчетном году и рассчитывается удельный вес каждого элемента или части в общем целом и отклонения от плана;

— взаимосвязь показателей по различным признакам: составляется таблица, в которой индивидуальные и групповые данные по одному из показателей ранжируют в возрастающем или убывающем порядке и соответственно этому располагают данные по другим взаимосвязанным с ним показателям;

— результаты расчета влияния факторов на уровень исследуемого показателя: отражается информация по факторным и результативному показателям и изменение результативного показателя в целом и за счет каждого фактора в отдельности;

— результаты подсчета резервов: приводится фактический и возможный уровень факторных показателей и резерв увеличения результативного показателя за счет каждого фактора;

— свободные таблицы: обобщают результаты анализа тех или иных сторон деятельности предприятия.

Заголовки граф таблицы должны содержать названия показателей и единицы их измерения. Если все показатели выражены в одних и тех же единицах (например, в рублях), эта единица может указываться в заголовке всей таблицы, а не в отдельных графах. Итоговая строка чаще всего завершает таблицу. Если же она приводится в начале, то во второй строке указывается «в том числе», а все последующие строки содержат значения, составляющие итоговую строку.

Иногда таблицы дополняются графиками. График представляют собой условные изображения числовых величин и их соотношений посредством линий, геометрических фигур, рисунков или графических карт-схем. Они позволяют сразу видеть пределы рассматриваемых показателей, скорость их изменений, колеблемость.

Они обеспечивают наглядность и простоту восприятия и усвоения полученной информации. На графике более выразительнее проявляются тенденции и связи изучаемых показателей.

Основные формы графиков, используемых в АДХ — диаграммы.

По своей форме диаграммы бывают столбиковые, полосовые, круговые, квадратные, линейные, фигурные.

Дата добавления: 2018-04-15 ; просмотров: 215 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

источник

Метод экспертных оценок.

Статистические (традиционные) методы экономического анализа.

Способы приведения показателей в сопоставимый вид.

Многомерные сравнения в экономическом анализе (матричный метод).

Сравнение как один из методов экономического анализа.

ТЕМА 3. СПОСОБЫ ОБРАБОТКИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ

Метод сравнения — самый древний, логический метод анализа. Вопрос сравнения решается по принципу «лучше или хуже», «больше или меньше». Это во многом обусловлено особенностями психологии человека, который сравнивает объекты парами.

Сравнение – научный подход познания, в процессе его неизвестные предметы или явления сопоставляются с уже известными изучаемыми ранее, с целью определения общих черт или различий между ними.

С помощью сравнения определяется общее и специфическое в экономических явлениях, изучаются изменения исследуемых объектов, тенденции и закономерности их развития.

Способ сравнения используется в следующих случаях:

1) Сопоставление плановых и фактических показателей для определения степени выполнения плана и для проверки обоснованности плановых показателей.

2) Сопоставление фактических показателей с нормативами, позволяет провести контроль за затратами и способами внедрения ресурсосберегающих технологий.

3) Сравнение фактических показателей с показателями прошлых лет для определения тенденции развития экономических процессов

4) Сопоставление показателей анализируемого предприятия с достижением науки и передового опыта работы других предприятий или подразделений необходимые для поиска резервы.

5) Сравнение показателей анализируемого хозяйства со средними показателями по району, зоне, области для оценки достигнутых результатов и определение неиспользованных резервов.

6) Сопоставление параллельных и динамических рядов для изучения взаимосвязей исследуемых явлений.

7) Сопоставление различных вариантов управленческих решений с целью выбора наиболее оптимального из них.

Читайте также:  Медкнижка какие анализы сдавать 2017

8) Сопоставление результатов деятельности до и после изменения какого-либо фактора. Применяется при расчете влияния факторов, при расчете резервов.

Сравнения могут быть качественными и количественными.

Различают следующие виды сравнительного анализа:

Вертикальный (структурный) анализ — представление фи­нансового отчета в виде относительных показателей. Такое пред­ставление позволяет увидеть удельный вес каждой статьи ба­ланса в его общем итоге. Обязательным элементом анализа яв­ляются динамические ряды этих величин, посредством которых можно отслеживать и прогнозировать структурные изменения в составе активов и источников их покрытия.

Таким образом, можно выделить две основные черты вер­тикального анализа:

· переход к относительным показателям позволяет прово­дить сравнительный анализ предприятий с учетом отрас­левой специфики и других характеристик;

· относительные показатели сглаживают негативное влия­ние инфляционных процессов, которые существенно искажают абсолютные показатели финансовой отчетно­сти и тем самым затрудняют их сопоставление в динами­ке.

Горизонтальный анализ баланса заключается в построении одной или нескольких аналитических таблиц, в которых абсолютные балансовые показатели дополняются относительными темпами роста (снижения). Степень агрегирования показа определяет аналитик. Как правило, берут базисные темпы роста за ряд лет (смежных периодов), что позволяет анализировать изменение отдельных балансовых статей, а также прогнозировать их значения.

Аналогично может быть выполнен горизонтальный анализ других форм финансовой отчетности.

Горизонтальный и вертикальный анализы взаимно дополняют друг друга. Поэтому на практике можно построить аналитические таблицы, характеризующие как структуру расчетной финансовой формы, так и динамику отдельных показателей.

Трендовый анализ — часть перспективного анализа, продолжение горизонтального анализа; необходим в управлении для финансового прогнозирования. Тренд — это путь развития. Применяется при изучении относительных темпов роста и прироста показателей за ряд лет к базисному уровню, т.е. это исследование рядов динамики. Анализ тренда предназначен для исследования измене­ний среднего значения временного ряда с построением ма­тематической модели тренда и с прогнозированием на этой основе будущих значений ряда, Анализ тренда выполняют путем построения моделей простой линейной или нелиней­ной регрессии.

Одномерный сравнительный анализ – сопоставление делается по одному или нескольким показателям одного объекта или нескольких объектов по одному показателю.

Многомерный сравнительный анализ – проводится в сопоставлении результатов деятельности нескольких предприятий по широкому спектру показателей при проведении комплексного анализа и обобщения результатов деятельности.

Дата добавления: 2014-01-07 ; Просмотров: 931 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

источник

Задачи, возможности и направления использования многомерных сравнений в АХД. Алгоритм многомерных сравнений.

Многомерный сравнительный анализ необходим для комплексной оценки результатов хозяйствования производственных подразделений, предприятий и т.д. Такая задача встает всегда, когда надо дать обобщающую рейтинговую оценку результатам хозяйствования нескольких предприятий. Это делают вышестоящие органы управления, а также инвесторы для оценки степени финансового риска.

Комплексная оценка хозяйственной деятельности представляет собой характеристику деятельности предприятия, полученную в результате изучения совокупности показателей, которые определяют большинство экономических процессов и содержат обобщающие данные о результатах производства. Очевидно, что чем больше показателей будет использовано для комплексной оценки, тем более правильными будут выводы анализа. Но стремиться к этой цели нужно очень осторожно, потому что увеличение количества показателей усложняет методику рейтинговой оценки и делает ее менее эффективной.

Задача рейтинговой оценки в территориальном плане сейчас решается в двух направлениях.Первое — это разработка обобщающего (синтетического) или интегрального показателя, который бы воплотил наиболее весомые стороны хозяйственной деятельности. Достижение этой цели привлекает тем, что в итоге ожидается получение единого показателя. А это автоматически решает задачу оценки рейтинга субъекта хозяйствования: первое место занимает предприятие с наибольшей или наименьшей величиной показателя, второе — предприятие, которое имеет второй результат, и т.д. Такой интегральный показатель пока не найден, а многочисленные исследования показывают трудность его разработки.

Сложность хозяйственной деятельности не позволяет решить проблему и другим способом — выбрать из числа обобщающих результативных показателей какой-либо один в качестве интегрального. Например, предприятие может иметь лучший результат по сумме полученной прибыли за счет конъюнктурных факторов при уменьшении объема производства продукции. Возьмем другой случай: предприятие перевыполнило план по производству продукции, но при этом увеличилась себестоимость продукции, уменьшилась сумма прибыли.

Поэтому обобщающая оценка результатов деятельности предприятий обычно проводится по целому комплексу показателей. В связи с этим задача обычно усложняется, поскольку субординация предприятий по разным показателям будет неодинаковой. Например, по объему производительности предприятие будет занимать первое место, по себестоимости — третье, а по уровню рентабельности — пятое и т.д.

Другое направление комплексной оценки разработка алгоритмов вычислительных процедур, которые бы на основе комплекса показателей обеспечили однозначную оценку результатов хозяйственной деятельности.

Для решения этой задачи довольно широко используются алгоритмы, основанные на методах «суммы мест», геометрической средней и т.д. Но эти методики имеют существенный недостаток, потому что в них не учитываются весомость определенных показателей и степень различий в их уровне. Наиболее перспективным подходом являетсяиспользование многомерного сравнительного анализа, основанного на методе эвклидовых расстояний, который позволяет учитывать не только абсолютные величины показателей каждого предприятия, но и степень их близости (дальности) до показателей предприятия-эталона. В связи с этим необходимо координаты сравниваемых предприятий выражать в долях соответствующих координат предприятия-эталона, взятого за единицу.

Рассмотрим практическую сторону решения задачи многомерного сравнительного анализа.

Этап 1. Обосновывается система показателей, по которым будут оцениваться результаты хозяйственной деятельности предприятий, собираются данные по этим показателям и формируется матрица исходных данных (табл. 4.8). Исходные данные могут быть представлены как в виде моментных показателей, отражающих состояние предприятия на определенную дату, так и темповых показателей, характеризующих динамику деятельности предприятия и представленных в виде коэффициентов роста. Возможно изучение одновременно и моментных, и темповых показателей.

Этап 2. В табл. 4.8 в каждой графе определяется максимальный элемент, который принимается за единицу. Затем все элементы этой графы (аij) делятся на максимальный элемент эталонного предприятия (max аy). В результате создается матрица стандартизованных коэффициентов ij), представленных в табл. 4.9:

Эталонное предприятие формируется обычно из совокупности однородных объектов, принадлежащих к одной отрасли. Однако это не исключает возможности выбора предприятия-эталона из совокупности предприятий, принадлежащих к различным отраслям деятельности, так как многие финансовые показатели сопоставимы и для разнородных субъектов хозяйствования.

Если с экономической стороны лучшим является минимальное значение показателя (например, затраты на рубль товарной продукции), то надо изменить шкалу расчета так, чтобы наименьшему результату соответствовала наибольшая величина коэффициента.

Этап 3. Все элементы матрицы координат возводятся в квадрат. Если задача решается с учетом разного веса показателей, тогда полученные квадраты умножаются на величину соответствующих весовых коэффициентов (К), установленных экспертным путем, после чего результаты суммируются по строкам (табл. 4.10):

Этап 4. Полученные рейтинговые оценки (Rj) размещаются по ранжиру и определяется место каждого предприятия по результатам хозяйствования. Первое место занимает предприятие, которому соответствует наибольшая сумма, второе место предприятие, имеющее следующий результат, и т.д.

Подчеркнем некоторые преимущества предлагаемой методики многомерного сравнительного анализа.

Во-первых, рассмотренная методика базируется на комплексном многомерном подходе к оценке такого сложного явления, как производственно-финансовая деятельность предприятия.

Во-вторых, она учитывает реальные достижения всех предприятий-конкурентов и степень их близости к показателям предприятия-эталона.

В-третьих, предлагаемая методика делает количественно измеримой оценку надежности делового партнера, основанную на результатах его прошлой и текущей деятельности, что позволяет избежать субъективизма и более реально оценивать рейтинг предприятий.

Дата добавления: 2017-02-20 ; просмотров: 1108 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

источник

Многомерный сравнительный анализ необходим для комплексной оценки результатов хозяйствования производственных подразделений, предприятий и т.д. Такая задача встает всегда, когда надо дать обобщающую рейтинговую оценку результатам хозяйствования нескольких предприятий. Это делают вышестоящие органы управления, а также инвесторы для оценки степени финансового риска.

Комплексная оценка хозяйственной деятельности представляет собой характеристику деятельности предприятия, полученную в результате изучения совокупности показателей, которые определяют большинство экономических процессов и содержат обобщающие данные о результатах производства. Очевидно, что чем больше показателей будет использовано для комплексной оценки, тем более правильными будут выводы анализа. Но стремиться к этой цели нужно очень осторожно, потому что увеличение количества показателей усложняет методику рейтинговой оценки и делает ее менее эффективной.

Задача рейтинговой оценки в территориальном плане сейчас решается в двух направлениях. Первое — это разработка обобщающего (синтетического) или интегрального показателя, который бы воплотил наиболее весомые стороны хозяйственной деятельности. Достижение этой цели привлекает тем, что в итоге ожидается получение единого показателя. А это автоматически решает задачу оценки рейтинга субъекта хозяйствования: первое место занимает предприятие с наибольшей или наименьшей величиной показателя, второе — предприятие, которое имеет второй результат, и т.д. Такой интегральный показатель пока не найден, а многочисленные исследования показывают трудность его разработки.

Сложность хозяйственной деятельности не позволяет решить проблему и другим способом — выбрать из числа обобщающих результативных показателей какой-либо один в качестве интегрального. Например, предприятие может иметь лучший результат по сумме полученной прибыли за счет конъюнктурных факторов при уменьшении объема производства продукции. Возьмем другой случай: предприятие перевыполнило план по производству продукции, но при этом увеличилась себестоимость продукции, уменьшилась сумма прибыли.

Поэтому обобщающая оценка результатов деятельности предприятий обычно проводится по целому комплексу показателей. В связи с этим задача обычно усложняется, поскольку субординация предприятий по разным показателям будет неодинаковой. Например, по объему производительности предприятие будет занимать первое место, по себестоимости — третье, а по уровню рентабельности — пятое и т.д.

Сравнение — это действие, посредством которого устанавливается сходство и различие явлений объективной действительности. С помощью этого метода решаются следующие основные задачи:
выявление причинно-следственных связей между явлениями;
проведение доказательств или опровержений;
классификация и систематизация явлений.
Сравнение может быть качественным («вчера было теплее») и количественным (20 всегда больше, чем 10).
Процедура сравнения в АФХД включает несколько этапов: выбор сравниваемых объектов; выбор вида сравнения (динамическое, пространственное, по отношению к плановым значениям); выбор шкал сравнения и степени значимости различий; выбор числа признаков, по которым должно производиться сравнение; выбор вида признаков, а также определение критериев их существенности и несущественности; выбор базы сравнения.
При проведении сравнения необходимо, чтобы были выполнены определенные требования:
явления должны быть качественно сравнимы между собой, т.е. иметь нечто общее, служащее основанием сравнения (например, вопрос «Что длиннее — дорога или ночь?» абсурден, поскольку эти явления несопоставимы). Возможность сравнения дает однородность изучаемых объектов или явлений;
необходимо соблюдать тождественность формирования сравниваемых показателей (имеется в виду одинаковость способов организации сбора исходной информации, ее обобщения, методов исчисления показателей и т.д.);
сравниваемые объекты должны принадлежать совокупностям явлений, находящимся на одной ступени развития (например, вряд ли можно сравнивать весенние и осенние цены на овощном рынке);
сравниваемые явления должны быть измерены в одинаковых единицах измерения;
объекты или явления должны сравниваться по сопоставимому набору единиц (например, если торговая организация приобрела или, наоборот, закрыла несколько своих магазинов, сравнение во времени абсолютных показателей ее деятельности до и после такой реорганизации нельзя считать правомочным);
при пространственно-временных сопоставлениях сведения по сравниваемым объектам должны браться на одну и ту же дату (моментные данные) или за один и тот же временной интервал (интервальные данные).
Если объекты анализа не удовлетворяют некоторым из этих требований, в отдельных случаях данные все-таки можно привести к сравнимому виду. Для этого есть несколько способов: расчленение на однородные группы по количественным или качественным критериям, приведение к одинаковым единицам измерения, пересчеты несравнимых показателей по одному алгоритму и др. Например, сравнивая эффективность нескольких финансовых операций, целесообразно выразить все ставки в виде годовой процентной ставки или в виде эффективной ставки. Вторым вариантом будет приведение показателей к одной временной базе. Так делают при оценке эффективности инвестиционных проектов с разными сроками реализации.
Проводить сравнение можно по одному или нескольким критериям. В первом случае используются следующие методы и виды сравнения:
сравнение факта с планом (на этом методе основан анализ отклонений);
сравнение по данному критерию в динамике, расчет среднего темпа роста (снижения) значения данного показателя за единицу времени;
сравнение с эталоном, в качестве которого может фигурировать норматив, предприятие-конкурент и т.п.;
ранжирование с использованием относительных показателей (например, ранжирование по рентабельности);
использование специальных статистических показателей вместе с их характеристическими значениями (пример использования одного из таких показателей — коэффициента вариации как характеристики однородности совокупности данных будет представлен в примере 2.12).
Для проведения комплексной оценки хозяйственной деятельности предприятия сравнения по одному критерию явно недостаточно. В развернутом анализе экономические субъекты сравниваются сразу по нескольким критериям (например, по уровню рентабельности, оборачиваемости, росту продаж и т.д.). При этом не все показатели равнозначны — многие из них несоизмеримы или могут действовать разнонаправленно. В этом случае следует использовать какой-либо способ ранжирования.

Читайте также:  Как сделать анализы на дому

источник

Сущность сравнения. Типы сравнений и их цель. Задачи, возможности и направления использования многомерных сравнений в экономическом анализе. Алгоритм многомерных сравнений

Сравнение — один из способов, с помощью которых человек начал распознавать окружающую среду. В современной действительности этот способ используется нами на каждом шагу, временами автоматически, неосознанно. Подчеркивая его важность можно сослаться на поговорку: «Все познается в сравнении». Широкое распространение, он получил и в исследовании экономических явлений. Каждый показатель, каждая цифра, используемые для оценки, контроля и прогноза, имеет значение только в сопоставлении с другой.

Сравнение — это научный метод познания, в процессе его неизвестное (изучаемое) явление, предметы сопоставляются с уже известными, изучаемыми ранее, с целью определения общих черт либо различий между ними. С помощью сравнения определяется общее и специфическое в экономических явлениях, изучаются изменения исследуемых объектов, тенденции и закономерности их развития.

В экономическом анализе сравнения используют для решения всех его задач как основной или вспомогательный способ. В табл. 5.1 представлены наиболее типичные ситуации, когда используется сравнение, и цели, которые при этом достигаются.

Базы и цели сравнительного анализа

Показатель предыдущего периода

Тенденция развития явления (тренд)

Степень фактического выполнения плана

Показатель лучшего предприятия

Оценка возможных резервов

Оценка достигнутых результатов

Параллельный (динамический) ряд показателей

Оценка степени взаимосвязи явлений

Показатель, который может быть получен при принятии другого варианта управленческого решения

Отбор лучшего варианта управленческого решения

Показатель деятельности, полученный при изменении какого-либо фактора

Оценка изолированного действия исследуемого фактора

Рассмотрим более подробно каждый тип сравнения.

Сравнение с показателем предыдущего временного периода позволяет оценить изменение показателя за отчетный период.

В анализе хозяйствования очень часто применяется сравнение фактически достигнутых результатов с данными прошлых лет. Сравнивают результаты сегодняшнего дня со вчерашним, текущего месяца, квартала, года с прошедшими. Это дает возможность оценить темпы изменения изучаемых показателей и определить тенденции и закономерности развития экономических процессов.

В практике аналитической работы используется также сравнение с расчетными нормами (например, расход материалов, сырья, энергии, воды и т.д.). Такое сравнение необходимо для выявления экономии или перерасхода ресурсов на производство продукции, для оценки эффективности их использования в процессе производства и определения утерянных возможностей увеличения выпуска продукции и снижения себестоимости.

Одной из задач экономического анализа является систематический контроль и всесторонняя оценка деятельности предприятий по выполнению плана экономического и социального развития. Этим обусловлена необходимость сравнения фактических данных с плановыми. Такое сравнение позволяет определить степень выполнения плана за месяц, квартал или год. Сравнение фактических данных с плановыми может быть использовано и для проверки обоснованности плановых показателей. Для этого фактические данные в среднем за три-пять прошлых лет сравнивают с данными плана текущего года.

Немаловажное значение в экономическом анализе имеет сравнение достигнутого уровня по тем или иным показателям с данными перспективного плана. Такое сравнение дает возможность видеть ход выполнения перспективного плана и задачи на будущий период.

Следующий вид — сравнение с лучшими результатами, т.е. с лучшими образцами труда, передовым опытом, новыми достижениями науки и техники. Такие сравнения могут проводиться как в рамках исследуемого предприятия, так и за его пределами, внутри предприятия проводится сравнение среднего уровня показателей, достигнутых коллективом в целом, с показателями передовых участков, бригад, рабочих. Это позволяет выявить передовой опыт и новые возможности производства. Большое значение имеет межхозяйственный сравнительный анализ, в процессе которого показатели анализируемого предприятия сопоставляются с показателями других предприятии, имеющих лучшие результаты при одинаковых исходных условиях хозяйствования. Такой анализ направлен на поиск новых возможностей производства, изучение передового опыта и является важным средством определения резервов повышения эффективности работы предприятия.

Очень часто в анализе показатели исследуемого предприятия сравниваются со среднеотраслевыми данными или средними по отрасли, объединению, концерну и др. Такое сравнение необходимо для более полной и объективной оценки деятельности анализируемого предприятия, для изучения общих и специфических факторов, определяющих результаты его хозяйственной деятельности.

Сравнение параллельных и динамических рядов используется для определения и обоснования формы и направления связи между разными показателями. С этой целью числа, которые характеризуют один из показателей, необходимо расположить в возрастающем или убывающем порядке и рассмотреть, как в связи с этим изменяются другие исследуемые показатели: возрастают или убывают, и в какой степени.

В экономическом анализе применяется также сравнение разных вариантов решения экономических задач, что позволяет выбрать наиболее оптимальный и тем самым более полно использовать возможности производства. Особенно широко оно используется в предварительном анализе при обосновании планов и управленческих решений.

В экономическом анализе различают следующие виды сравнительного анализа: горизонтальный (трендовый), вертикальный, факторный , а также одномерный и многомерный.

Горизонтальный сравнительный анализ используется для определения абсолютных и относительных отклонений фактического уровня исследуемых показателей от базового (планового, прошлого периода, среднего уровня, достижений науки и передового опыта).

Трендовый анализ применяется при изучении относительных темпов роста и прироста показателей за ряд лет к уровню базисного года, т.е. при исследовании рядов динамики.

С помощью вертикального сравнительного анализа изучается структура экономических явлений и процессов путем расчета удельного веса частей в общем целом (удельный вес собственного капитала в общей его сумме), соотношения частей целого между собой (например, собственного и заемного капитала, основного и оборотного капитала).

Факторный анализ изучает влияние факторов на уровень результативных показателей путем сравнения их величины до и после изменения соответствующего фактора.

При одномерном сравнительном анализе сопоставления делаются по одному или нескольким показателям одного объекта или нескольких объектов по одному показателю.

С помощью многомерного сравнительного анализа проводится сопоставление результатов деятельности нескольких предприятий (подразделений) по широкому спектру показателей.

Многомерные сравнения необходимы в анализе для комплексной оценки результатов хозяйствования производственных подразделений, предприятии и т.д. Эта задача встает всегда, когда надо дать обобщающую сравнительную оценку результатам хозяйствования нескольких предприятий. Такие сравнения проводятся инвесторами и кредиторами для оценки степени финансового риска инвестиций.

Комплексная оценка хозяйственной деятельности представляет собой характеристику деятельности предприятия, полученную в результате изучения совокупности показателей, которые определяют большинство экономических процессов и содержат обобщающие данные о результатах производства. Очевидно, что чем больше показателей будет использовано для комплексной оценки, тем более правильными будут выводы анализа. Но стремиться к этой цели нужно очень осторожно, потому что увеличение количества показателей усложняет работу подсчетов по комплексной оценке и делает ее менее эффективной.

Задача комплексной оценки решается в двух направлениях. Первое — это разработка обобщающего интегрального показателя, который бы воплотил наиболее весомые стороны хозяйственной деятельности. Достижение этой цели привлекает тем, что в итоге ожидается получение единого показателя. А это автоматически решает задачу оценки результатов хозяйствования: первое место занимает предприятие с наибольшей или наименьшей величиной показателя, второе — предприятие, которое имеет второй результат, и т.д. Такой интегральный показатель не найден, а многочисленные исследования показывают трудность его разработки.

Сложность хозяйственной деятельности не позволяет решить проблему и путем выбора из числа обобщающих результативных показателей какого-либо одного в качестве интегрального. Например, предприятие может иметь лучший результат по сумме полученной прибыли за счет конъюнктурных факторов при уменьшении объема производства продукции. Возьмем другой случай: предприятие перевыполнило план по производству продукции, но при этом увеличилась себестоимость продукции, уменьшилась сумма прибыли.

Поэтому обобщающая оценка результатов деятельности предприятий обычно проводится по целому комплексу показателей. В связи с этим задача обычно усложняется, поскольку субординация предприятий по разным показателям будет неодинаковой. Например, по объему производительности предприятие будет занимать первое место, по себестоимости — третье, а по уровню рентабельности — пятое и т.д.

Другое направление комплексной оценки — разработка алгоритмов вычислительных процедур, которые бы на основе комплекса показателей обеспечили однозначную оценку результатов хозяйственной деятельности.

Для решения этой задачи довольно широко используются алгоритмы, основанные на методах «суммы мест», геометрической средней и т.д. Но эти методики имеют существенный недостаток, потому что в них не учитывается весомость определенных показателей. Наиболее перспективным подходом является использование методики многомерного сравнительного анализа, основанной на методе расстояний, которая позволяет учитывать не только абсолютные величины показателей каждого предприятия, но и степень их близости (дальности) до показателей предприятия-эталона. В связи с этим необходимо координаты сравниваемых предприятий выражать в долях соответствующих координат предприятия-эталона, взятого за единицу. Рассмотрим практическую сторону решения задачи многомерного сравнительного анализа.

Этап 1. Обосновывается система показателей, по которым будут оцениваться результаты хозяйственной деятельности предприятий, собираются данные по этим показателям и формируется матрица исходных данных (табл.5.2). По графам(столбцам) сказуемого записываются исследуемые показатели (i=1,2,3,…n), а по строкам подлежащего — номера предприятий (j=1,2,3,…m). Исходные данные могут быть представлены как в виде моментных показателей, отражающих состояние предприятия на определенную дату, так и темповых показателей, характеризующих динамику деятельности предприятия и представленных в виде темпов роста. Возможно изучение одновременно и моментных, и темповых показателей.

Этап 2. В табл.5.2 в каждой графе определяется максимальный или оптимальный элемент, который принимается за единицу. Затем все элементы этой графы (а) делятся на максимальный(оптимальный) элемент эталонного предприятия (max а,opt а). В результате создаетсяматрица стандартизованных коэффициентов ), представленных в табл.5.3: х=, или х=.

Матрица исходных данных (а)

источник

Сравнение — наиболее распространенный прием анализа. Каждый показатель, используемый для оценки и контроля, имеет значение только в сопоставлении с другим.

Сравнение начинается с соотношения явлений, анализируются сравниваемые явления. Обязательным правилом применения приема сравнения является сопоставимость показателей по структуре и условиям их формирования, т.к. сравнивать можно только качественно однородные величины. экономический информационный обработка

Сравнение экономических показателей может осуществляться по разным направлениям. Сопоставляя отчетные данные с плановыми, выявляют степень выполнения (или невыполнения) задания.

Сопоставляя фактические показатели отчетного периода с аналогичными показателями ряда прошлых лет, оценивают результаты работы в динамике и тенденцию развития данного экономического процесса.

Сравнение показателей анализируемого хозяйствующего субъекта со средними аналогичными показателями по отрасли выявляет место анализируемого субъекта на рынке среди других конкурирующих субъектов, долю на рынке.

Сопоставлением показателей анализируемого хозяйствующего субъекта с высокорентабельными хозяйствующими субъектами по аналогичным показателям выявляются неиспользованные резервы роста производства.

Важным направлением сравнения является сопоставление результатов деятельности до и после применения того или иного мероприятия (изменения того или иного фактора) с целью определения количественного влияния фак-тора и определения резервов. В целях контроля за использованием всех видов ресурсов необходимо проводить сопоставление фактических показателей с нормативными, с нормами расходов. В процессе сравнения выявляются изменения тех или иных показателей.

В экономическом анализе выделяют следующие виды сравнительного анализа:

  • · горизонтальный (временной) анализ — сравнение каждой позиции с предыдущей;
  • · вертикальный (структурный) анализ — определение структуры итоговых показателей, определение доли, удельного веса частей в результирующем показателе;
  • · трендовый анализ — сравнение показателей за ряд лет и определение основной тенденции динамики показателя;
  • · одномерный сравнительный анализ — сопоставляются по одному или нескольким показателям одного объекта или нескольких объектов по единому показателю;
  • · многомерный сравнительный анализ — сравнение результатов деятельности нескольких хозяйствующих субъектов по широкому кругу показателей.

Простой подсчет итогов не дает полной характеристики показателя или объекта исследования, поэтому до осуществления расчетов проводят предварительную характеристику совокупности. Она позволяет изучить экономические явления во взаимосвязи, взаимозависимости, выявить влияние наиболее существенных факторов, обнаружить те или иные закономерности и тенденции, свойственные этим явлениям и процессам. Группировка предполагает классификацию явлений и процессов, а также причин и факторов, их обусловливающих.

С помощью экономического анализа устанавливаются причинная связь, взаимозависимость и взаимообусловленность, причины и факторы, и лишь после этого — характер их влияния на основе построения групповых таблиц.

Группировка как способ анализа широко применяется в литейном производстве, в машиностроении, в концернах, акционерных обществах, ассоциациях. Объектами изучения выступают как сами хозяйствующие субъекты, так и структурные подразделения и хозяйственные операции. В экономическом анализе широко используются структурные группировки при изучении состава хозяйствующих субъектов (по мощности, уровню автоматизации, величине основных фондов и т.д.), структуры выпускаемой продукции (по номенклатуре и ассортименту).

Читайте также:  Простата анализ какие надо сдать

Аналитические группировки предназначены для выявления взаимосвязи, взаимозависимости и взаимодействия изучаемых показателей, явлений, объектов.

Способы измерения влияния факторов

Важнейшим направлением аналитической работы является определение влияния отдельных факторов на изменение результативных показателей.

При определении количественного влияния факторов на изменение результативного показателя можно использовать следующие способы:

  • · способ цепныхподстановок,
  • · способ абсолютных и относительных разниц,
  • · индексный,
  • · интегральный,
  • · балансовый.

В основе первых четырех лежит метод элиминирования, т.е. устранение, исключение воздействия всех факторов на величину результативного показателя, кроме одного.

Метод цепных подстановок используется для определения количественного влияния отдельных факторов на общий результативный показатель. Данный способ применяется в том случае, если между изучаемыми явлениями имеет место функциональная, прямая или обратно пропорциональная зависимость. Он используется во всех типах детерминированных факторных моделей при определении влияния факторов. Суть данного метода заключается в последовательной замене плановой (базисной) величины каждого факторного показателя на фактическую величину в отчетном периоде, все остальные при этом считаются неизменными. Каждая подстановка связана с отдельным расчетом. Степень влияния того или иного показателя выявляется последовательным вычитанием: из второго расчета вычитается первый, из третьего — второй и т.д. Число расчетов на единицу больше, чем число показателей. На практике расчеты при плановых величинах можно взять в готовом виде из плана предприятия, фактические величины — из квартального или годового расчета. Отсюда следует, что можно сделать лишь промежуточные расчеты, а следовательно, число расчетов будет на один меньше. Более точный расчет может быть получен при правильном ранжировании показателей-факторов: в начале учитывают изменение количественных показателей на результат, а затем качественных. Если несколько количественных и качественных, то определяют изменение факторов первого уровня и т.д.

Способ абсолютных разниц применяется для расчета влияния факторов на прирост результативного показателя в детерминиро-ванном анализе, но только в мультипликативных моделях (Y = x1* x2* x3*…. Xn) и моделях мультипликативно-аддитивного типа:

Y = (а — Ь)с и Y = а(Ь — с). И хотя его использование ограничено, но благодаря своей простоте он получил широкое применение в Ахд.

При его использовании величина влияния факторов рассчиты-вается умножением абсолютного прироста значения исследуемого фактора на базовую (плановую) величину факторов, которые на-ходятся справа от него, и на фактическую величину факторов, рас-положенных слева от него в модели.

Алгоритм расчета для мультипликативной четырехфакторной модели валового выпуска продукции выглядит следующим образом:

Таким образом, с помощью способа абсолютных разниц полу-чаются те же результаты, что и способом цепной подстановки. Здесь также необходимо следить за тем, чтобы алгебраическая сум-ма прироста результативного показателя за счет отдельных факто-ров равнялась его общему приросту.

Рассмотрим алгоритм расчета факторов этим способом в моделях мультипликативно-аддитивного вида. Для примера возьмем фак-торную модель прибыли от реализации продукции:

где П — прибыль от реализации продукции;

УРП — объем реализации продукции;

Ц — цена единицы продукции;

С — себестоимость единицы продукции.

Прирост суммы прибыли за счет изменения:

объема реализации продукции

Способ относительных разниц, как и предыдущий, применяется для измерения влияния факторов на прирост результативного показателя только в мультипликативных и аддитивно-мультипликативных моделях типа V = (а — b)с. Он значительно проще цепных подстановок, что при определенных обстоятельствах делает его очень эффективным.Это прежде всего касается тех случаев, когда исходные данные содержат уже определенные ранее относительные приросты факторных показателей в процентах или коэффициентах.

Рассмотрим методику расчета влияния факторов этим способом для мультипликативных моделей типа V = А х В х С.

Сначала необходимо рассчитать относительные отклонения факторных показателей:

Тогда изменение результативного показателя за счет каждого фактора определяется следующим образом:

Согласно этому правилу, для расчета влияния первого фактора необходимо базисную (плановую) величину результативного показателя умножить на относительный прирост первого фактора, выраженного в процентах, и результат разделить на 100.

Чтобы рассчитать влияние второго фактора, нужно к плановой величине результативного показателя прибавить изменение его за счет первого фактора и затем полученную сумму умножить на относительный прирост второго фактора в процентах и результат разделить на 100.

Влияние третьего фактора определяется аналогично: к плановой величине результативного показателя необходимо прибавить его прирост за счет первого и второго факторов и полученную сумму умножить на относительный прирост третьего фактора и т.д.

Как видим, результаты расчетов те же, что и при использовании предыдущих способов.

Способ относительных разниц удобно применять в тех случаях, когда требуется рассчитать влияние большого комплекса факторов (8-10 и более). В отличие от предыдущих способов значительно сокращается количество вычислений.

Разновидностью этого способа является прием процентных разностей.

Для того чтобы установить, насколько изменился объем валовой продукции за счет численности рабочих, необходимо плановую его величину умножить на процент перевыполнения плана по численности рабочих ЧР%:

Для расчета влияния второго фактора необходимо умножить плановый объем валовой продукции на разность между процентом выполнения плана по общему количеству отрабо-танных дней всеми рабочими D% и процентом выполнения плана по среднесписочной численности рабочих ЧР%:

Абсолютный прирост валовой продукции за счет измене-ния средней продолжительности рабочего дня (внутрисменных простоев) устанавливается путем умножения планового объема валовой продукции на разность между процентами вы-полнения плана по общему количеству отработанных часов всеми рабочими t% и общему количеству отработанных ими дней D%:

Для расчета влияния среднечасовой выработки на изменение объема валовой продукции необходимо разность между процен-том выполнения плана по валовой продукции ВП% и процен-том выполнения плана по общему количеству отработанных часов всеми рабочими t% умножить на плановый объем вало-вой продукции ВПпл:

Преимущество этого способа состоит в том, что при его при-менении не обязательно рассчитывать уровень факторных по-казателей. Достаточно иметь данные о процентах выполнения плана по валовой продукции, численности рабочих и количеству отработанных ими дней и часов за анализируемый период.

Интегральный способ.Недостатком вышерассмотренных способов является то, что результаты расчетов зависят от последовательности замены факторов и неразложимый остаток необоснованно часто приписывается влиянию изменения качественного фактора.

Отмеченные недостатки устраняются при использовании интегрального метода. Данный метод объективен, т.к. исключает какие-либо предложения о роли факторов до проведения анализа, соблюдается положение о независимости факторов.

Использование этого способа позволяет получить более точные результаты. Результаты расчетов не зависят от расположения факторов, изменение результативного фактора пропорционально раскладывается между факторами.

Интегрирование этих величин (количества и цены) можно определить по формуле:

Балансовый метод используется в планировании, статистике, бухгалтерском учете. В экономическом анализе он применяется там, где существует строго функциональная зависимость. С помощью данного метода анализируется использование рабочего времени (баланс рабочего времени), использование производственной мощности (баланс производственной мощности), баланс трудовых ресурсов и т.д.

Индексный метод основывается на относительных показателях. Он исчисляется сопоставлением соизмеряемой (отчетной) величины с базисной. Используя индексный метод, можно выявить влияние на изучаемый совокупный показатель различных факторов.

Используя агрегатную формулу индекса и соблюдая установленную вычислительную процедуру, можно определить влияние факторов на изменение результативного показателя. Алгоритм расчета следующий:

где х — количественный фактор; у — качественный фактор;

Jху = Ex1у1/Еху — изменение результирующего показателя;

Jх = Ех1у / Еху — влияние количественного фактора;

Использование математических методов в экономическом анализе повышает эффективность анализа деятельности хозяйствующего субъекта, т.к. сокращаются сроки проведения анализа, большее количество показателей можно проанализировать. Математические методы позволяют заменить приближенные расчеты точными вычислениями, осуществлять многомерный сравнительный анализ, что практически невозможно осуществить вручную. Это требует:

  • · совершенствования системы экономической информации о работе хозяйствующего субъекта;
  • · наличия ЭВМ, осуществляющих обработку экономической информации;
  • · системного подхода к изучению экономики хозяйствующего субъекта (учета всей совокупности взаимосвязей — системного характера);
  • · разработки новых экономико-математических моделей.
  • · Факторный анализ изменения экономических показателей может быть осуществлен с помощью тех или иных математических методов.

Классификация методов и приемов экономического анализа

Основным элементом метода любой науки является ее научный аппарат.

В настоящее время практически невозможно выделить приемы и методы какой-либо науки как присущие исключительно ей, наблюдается взаимопроникновение научных инструментариев различных наук.

В экономическом анализе могут применяться различные методы, разработанные изначально в рамках той или иной экономической науки. Существует множество классификаций методов и приемов экономического анализа, в основе которых лежат различные признаки. Одним из наиболее информативных является деление приемов и методов по степени их формализуемой, т.е. в зависимости от того, в какой степени описывается данный метод с помощью формализованных процедур. С этой точки зрения все аналитические методы могут быть подразделены на неформализованные и формализованные. Неформализованные методы основаны на описании аналитических процедур без использования аналитических зависимостей. Применение этих методов характеризуется определенным субъективизмом, поскольку большое значение имеют интуиция, опыт и знания аналитика. К неформализованным методам относятся: разработка системы показателей, метод сравнений, построение аналитических таблиц, прием детализации, метод экспертных оценок, методы ситуационного анализа и прогнозирования.

Формализованные (математические) методы экономического анализа — это методы, в основе которых лежат строгие аналитические зависимости.

Эти методы составляют второй уровень классификации, в котором выделяют:

  • 1. Классические методы экономического анализа;
  • 2. Традиционные методы экономической статистики;
  • 3. Математико-статистические методы изучения связей;
  • 4. Методы финансовых вычислений;
  • 5. Методы теории принятия решений.

К первой группе относятся балансовый метод, методы детерминированного факторного анализа (цепных подстановок, арифметических разниц, выявление изолированного влияния факторов, дифференциальный, интегральный и логарифмический) и прогнозирование на основе пропорциональных зависимостей.

Во вторую группувключают:метод средних величин, метод группировок, индексный метод.

В третью группувключают:методы корреляционный, регрессионный, дисперсионный, кластерный анализ. Методы теории принятия решений объединяют метод построения дерева решений, линейное программирование и анализ чувствительности. Анализ показателей, экономических явлений, процессов, ситуаций начинается с использования абсолютных величин (объем производства по стоимости или в натуральных измерителях, объем товарооборота, сумма производственных затрат и издержек обращения, сумма валового дохода или прибыли). Без абсолютных величин в анализе, как в бухгалтерском учете и в статистике, обойтись нельзя. Но если в бухгалтерском учете они являются способом измерения хозяйственных процессов, то в анализе — в большей мере используются в качестве базы для исчисления средних и относительных величин.

Относительные величины незаменимы при анализе явлений динамики. Эти явления можно выразить и в абсолютных величинах, но доходчивость, яркость достигаются только при использовании относительных величин. Относительные величины динамики исчисляются путем построения временного ряда, т.е. они характеризуют изменение того или иного показателя во времени. Не менее важное значение имеют в процессе анализа средние величины. Их смысл состоит в обобщении соответствующей совокупности типичных, однородных показателей, явлений или процессов. Они позволяют переходить от единичного к общему, от случайного — к закономерному; абстрагироваться от случайности отдельных колебаний. Сравнение — самый ранний и наиболее распространенный метод экономического анализа.

Существует несколько форм сравнения:

  • · с планом;
  • · с прошлыми периодами; с лучшим;
  • · со средними данными.

Группировка — это метод экономического анализа, предполагающий определенную классификацию явлений и процессов, а также причин и факторов, влияющих на эти процессы. Научная классификация экономических явлений, их объединение в однородные группы и подгруппы возможны лишь на основе их тщательного изучения. Нельзя группировать явления по случайным признакам; необходимо раскрыть их экономическую природу.

Метод цепных подстановок — это метод экономического анализа, который заключается в последовательной замене плановой величины одного из алгебраических слагаемых, одного из сомножителей фактической его величиной при сохранении неизменными остальных показателей.

Индексный метод — это метод экономического анализа, который основан на относительных показателях, выражающих отношение уровня данного явления к его уровню в предыдущие временные периоды или к уровню аналогичного явления, принятому в качестве базы сравнения. Всякий индекс исчисляется сопоставлением соизмеряемой (отчетной) величины с базисной. Индексы, выражающие соотношение непосредственно соизмеряемых величин, называются индивидуальными, а характеризующие соотношения сложных явлений — групповыми. Использование всей совокупности методов, приемов и способов — одно из проявлений системного подхода в экономическом анализе.

источник