Меню Рубрики

Логический анализ языка как информационной знаковой системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2015 в 19:35, реферат

Соотношение языка как знаковой информационной системы и языка логики как составляющая часть логики будет нами рассмотрена для обозначения наиболее полного формирования особенностей и значения языка логики.
Целью нашей работы является определение особенностей и значения языка логики высказываний и языка логики предикатов.

Введение…………………………………………………………………………3
1. Язык как знаковая информационная система. Знаки и их основные характеристики. Естественный и искусственный языки…………………….4
2. Понятие об искусственном языке логики. Основные семантические категории и семантический анализ языка…………………………………….8
3. Основные синтаксические категории и функциональный анализ языковых выражений………………………………………………………………………13
4. Понятие о языке логики высказываний и логики предикатов……………15
Заключение……………………………………………………………………..22
Список использованной литературы…………………………………………24

1. Язык как знаковая информационная система. Знаки и их основные характеристики. Естественный и искусственный языки…………………….4

2. Понятие об искусственном языке логики. Основные семантические категории и семантический анализ языка…………………………………….8

3. Основные синтаксические категории и функциональный анализ языковых выражений……………………………………………………… ………………13

4. Понятие о языке логики высказываний и логики предикатов……………15

Список использованной литературы…………………………………………24

Мысль человека всегда выражена языком, которым в широком смысле называют любую знаковую систему, выполняющую функции формирования, хранения и передачи информации и выступающую средством общения между людьми. Вне языка могут быть переданы только посредством мимики или жестов неясные побуждения, волевые импульсы, которые хотя и важны, однако несравнимы с речью, раскрывающей замыслы, чувства и переживания человека.

Для того, чтобы раскрыть тему «Язык логики высказываний и язык логики предикатов», необходимо, в первую очередь, рассмотреть структуру и функции языка, соотношение логических и грамматических категорий, а также принципы построения особого языка логики.

Для раскрытия темы необходимо обозначить такие два аспекта, как «язык логики высказываний» и «язык логики предикатов», которые составляют основную проблематику данной работы.

Соотношение языка как знаковой информационной системы и языка логики как составляющая часть логики будет нами рассмотрена для обозначения наиболее полного формирования особенностей и значения языка логики.

Целью нашей работы является определение особенностей и значения языка логики высказываний и языка логики предикатов.

1. Язык как знаковая информационная система. Знаки и их основные характеристики. Естественный и искусственный языки

Необходимая связь мышления и языка, при которой язык выступает материальной оболочкой мыслей, означает, что выявление логических структур возможно лишь путем анализа языковых выражений. Подобно тому, как к ядру ореха можно добраться лишь вскрыв его скорлупу, так и логические формы могут быть выявлены лишь путем анализа языка.

В целях овладения логико-языковым анализом рассмотрим кратко структуру и функции языка, соотношение логических и грамматических категорий, а также принципы построения особого языка логики.

Язык – это знаковая информационная система, выполняющая функцию формирования, хранения и передачи информации в процессе познания действительности и общения между людьми.

Основным строительным материалом при конструировании языка выступают используемые в нем знаки. Знак – это любой чувственно воспринимаемый (зрительно, на слух или иным способом) предмет, выступающий представителем другого предмета. Среди различных знаков выделим два вида: знаки-образы и знаки-символы.

Знаки-образы имеют определенное сходство с обозначаемыми предметами. Примеры таких знаков: копии документов; дактилоскопические отпечатки пальцев; фотоснимки; некоторые дорожные знаки с изображением детей, пешеходов и других объектов. Знаки-символы не имеют сходства с обозначаемыми предметами. Например: нотные знаки; знаки азбуки Морзе; буквы в алфавитах национальных языков.1

Множество исходных знаков языка составляет его алфавит.

Комплексное изучение языка осуществляется общей теорией знаковых систем – семиотикой, которая анализирует язык в трех аспектах: синтаксическом, семантическом и прагматическом. Синтаксис – это раздел семиотики, изучающий структуру языка: способы образования, преобразования и связи между знаками. Семантика занимается проблемой интерпретации, т.е. анализом отношений между знаками и обозначаемыми объектами. Прагматика анализирует коммуникативную функцию языка – эмоциональные, психологические, эстетические, экономические и другие отношения носителя языка к самому языку.

По происхождению языки бывают естественные и искусственные.

Естественные языки – это исторически сложившиеся в обществе звуковые (речь), а затем и графические (письмо) информационные знаковые системы. Они возникли для закрепления и передачи накопленной информации в процессе общения между людьми. Естественные языки выступают носителями многовековой культуры народов. Они отличаются богатыми выразительными возможностями и универсальным охватом самых различных областей жизни.

Искусственные языки – это вспомогательные знаковые системы, создаваемые на базе естественных языков для точной и экономной передачи научной и другой информации. Они конструируются с помощью естественного языка или ранее построенного искусственного языка. Язык, выступающий средством построения или изучения другого языка, называют метаязыком, основной – языком-объектом. Метаязык, как правило, обладает более богатыми по сравнению с языком-объектом выразительными возможностями.

Искусственные языки различной степени строгости широко используются в современной науке и технике: химии, математике, теоретической физике, вычислительной технике, кибернетике, связи, стенографии.

Особую группу составляют смешанные языки, базой в которых выступает естественный (национальный) язык, дополняемый символикой и условными обозначениями, относящимися к конкретной предметной области. К этой группе можно отнести язык, условно называемый «юридическим языком», или «языком права». Он строится на базе естественного (в нашем случае русского) языка, а также включает множество правовых понятий и дефиниций, правовых презумпций и допущений, правил доказательства и опровержения. Исходной клеточкой этого языка выступают нормы права, объединяемые в сложные нормативно-правовые системы.

Искусственные языки успешно используются и логикой для точного теоретического и практического анализа мыслительных структур.

Один из таких языков – язык логики высказываний. Он применяется в логической системе, называемой исчислением высказываний, которая анализирует рассуждения, опираясь на истинностные характеристики логических связок и отвлекаясь от внутренней структуры суждений. Принципы построения этого языка будут изложены в главе о дедуктивных умозаключениях.

Второй язык – это язык логики предикатов. Он применяется в логической системе, называемой исчислением предикатов, которая при анализе рассуждений учитывает не только истинностные характеристики логических связок, но и внутреннюю структуру суждений. Рассмотрим кратко состав и структуру этого языка, отдельные элементы которого будут использованы в процессе содержательного изложения курса.

Таким образом, предназначенный для логического анализа рассуждений, язык логики предикатов структурно отражает и точно следует за смысловыми характеристиками естественного языка. Основной смысловой (семантической) категорией языка логики предикатов является понятие имени.

2. Понятие об искусственном языке логики. Основные семантические категории и семантический анализ языка

Формальная логика, по нашему определению, должна изучать структуры мышления в их языковой форме. Люди могут обмениваться друг с другом мыслями не иначе, как с помощью языковых средств, будь то произносимые или написанные слова и предложения, сигнализация флагами или другие знаки, основанные на соглашении; мысли также могут сохраняться, накапливаться только с помощью языковых средств. Однако, как мы уже поняли, это не означает такой связи мыслей и языковых средств, когда каждой мысли соответствует определенная формулировка и наоборот. Свои мысли можно формулировать более или менее точно. С другой стороны, языковые формы оказывают определенное влияние на мышление: они могут прояснять мышление, например, при логическом выводе, но они могут и тормозить его или вводить в заблуждение (ср.: Все студенты нашей группы изучают японский язык. Петров изучает японский язык. Следовательно, Петров — студент нашей группы; множество газетных курьезов: Пять тысяч километров и столько же часовых поясов разделяют берега Тихого Дона и Ангары; Модернизация прокатного стана, выполненная по предложению Е. Кутузова, подняла его производительность на 50 %). Поэтому нельзя недооценивать анализ языка в науке. Но его нельзя и переоценивать, как это было, например, у Людвига фон Витгенштейна (1889 — 1951 гг.), видевшего единственную задачу философии в критике языка, а также у многих неопозитивистов. Правда, в результате анализа языка можно косвенно многое узнать об объективной реальности и о мышлении, но никакой анализ языка не может заменить изучение действительности. Только совокупность исследования действительности, мышления и языка составляет аналитическую деятельность в науке.2

Законы и формы мышления как предмет изучения логики, будучи идеальными объектами, приобретают материальную форму именно в языке. Языком в широком смысле называют любую знаковую информационную систему, выполняющую функции формирования, хранения и передачи информации и выступающую средством общения между людьми. Под знаком понимают любой материальный объект (процесс, явление), служащий в качестве представителя некоего другого объекта (процесса, явления). Таким образом, знак что-то «обозначает», и в зависимости от степени близости к обозначаемому выделяют различные типы знаковых систем.

1. Наиболее близки к обозначаемому так называемые знаки-индексы, или естественные знаки. Они настолько близки к нему, что являются его частью. Естественный знак — это объект (процесс, явление) реального мира, являющийся частью некоего целого и свидетельствующий об этом целом или других частях этого целого. Например, дым в лесу указывает на возникновение пожара. Человек внезапно побледнел — это знак того, что ему стало плохо. Легко заметить, что связь естественного знака с обозначаемым — причинно-следственная. Огонь — причина дыма и т. д. Знаки-индексы так привязаны к своим обозначаемым, что между собой практически не взаимодействуют: в естественной знаковой системе нет никакой «грамматики».

2. Следующий тип знака — это знак-образ. Образ уже не является частью обозначаемого предмета, но отражает его и, следовательно, должен напоминать обозначаемое. Знак-образ дальше отдаляется от обозначаемого, чем знак-индекс, но все-таки еще связан с обозначаемым хотя бы тем, что должен быть на него похож. Образные знаковые системы чрезвычайно распространены: система дорожных знаков и геральдика, народные обряды и этикет, древние наскальные рисунки и образные системы современной живописи и т. д. Следует отметить, что знаки-образы могут отличаться друг от друга по степени приближенности к обозначаемому.

3. Следующий тип знаковых систем — собственно языки. Знаком в языках является слово. Слово отдалено от того, что оно обозначает: колебания воздуха при произнесении слова «студенты» не имеют никакой видимой связи со студентами. Таким образом, слово как знак произвольно. Если и есть какая-либо связь между словами и объектами, обозначаемыми этими словами, то у нас мало шансов ее установить.

Комплексное изучение языка осуществляется особой наукой — семиотикой. Основателем семиотики как науки считается американский ученый Чарльз Пирс (1839 — 1914 гг.), который и ввел термин «семиотика». Отдельные более или менее развернутые мысли о знаках и знаковых системах высказывали многие исследователи. Так, по определению Г. Клауса (Германия), семиотика является общей теорией языковых знаков и их связей друг с другом, с мышлением, объективной реальностью и человеком. При этом семиотика не изучает конкретные языки, как, например, русский, немецкий, английский, литовский, это задача отдельных языковедческих наук — русистики, германистики, литуистики. Семиотика занимается тем, что является общим для всех языков независимо от их словарного состава, их грамматической структуры, от того, возникли они естественным путем или были созданы для определенных целей. Своим понятием знака семиотика охватывает не только слова таких языков, как русский, немецкий, литовский и т. п., но и все материальные образования, которые что-либо значат или что-либо обозначают. Семиотика анализирует язык в четырех аспектах:

— синтаксическом; — семантическом; — прагматическом; — сигматическом. 3

Семантический аспект. Семантика занимается проблемой интерпретации, т. е. анализом отношений между знаками и обозначаемыми объектами, между словами и соответствующими им понятиями, а также изучает отношения между значениями простых знаков и значениями сложных знаков, составленных из простых.

Например, отношения между значением слов и значением предложений, построенных из этих слов. Чтобы понять специфику проблем и объекта исследования семантики, рассмотрим знаменитый семиотический, или семантический, треугольник американского исследователя Чарлза Кея Огдена (1889 — 1957 гг.) и английского ученого Айвора Армстронга Ричардса (1893 -1979 гг.) (см. схему 2).

Имя (номинация) обозначает, именует вещь (денотат) и выражает понятие о вещи (десигнат). Термины, написанные в каждой вершине треугольника, иногда считают синонимами. Все они активно употребляются в семиотике и отличаются друг от друга оттенками смыслов у разных авторов. В европейской традиции в связи с изучением философских вопросов семантики следует вспомнить такие имена: Платон (427 — 347 гг. до н. э.), Аристотель (384 — 322 гг. до н. э.), Секст Эмпирик (кон. II — нач. III в.), Порфирий (ок. 233 — ок. 304 гг.), Уильям Оккам (ок. 1285 -1349 гг.), Николай Кузанский (1401-1464 гг.), Готлиб Фреге, Алексей Лосев (1893 — 1988 гг.), Рудольф Карнап (1891 — 1970 гг.), Алонзо Черч (р.1903 г.) и др.

Десигнат, сигнификат, интенсионал соответствуют смыслу, или значению знака в нашем сознании. Денотат, референт, экстенсионал обозначают тот предмет или ряд предметов «внешнего мира», который соответствует данному имени (знаку, слову, словосочетанию).

«Понятие» — не синоним «имени». «Понятие» и «имя» («слово») принадлежат как бы двум разным «мирам». Имя как знак имеет два значения: смысл, или сигнификат, и референт, или денотат. Понятие же — это мысль, форма мышления. Следует напомнить еще раз, что при трехчленном отношении «реалия — понятие — имя» каждый компонент этого «универсально-логического отношения номинации в конкретно-языковом ее воплощении обогащается признаками, характерными для членения мира в данном языке».

источник

Первый урок нашего курса мы посвятим сложной, но очень важной теме – логическому анализу языка. Сразу стоит оговориться, что эта тема многим может показаться абстрактной, нагруженной терминологией, неприменимой на практике. Не пугайтесь! Логический анализ языка – это основа любой логической системы и правильного рассуждения. Те термины, которые мы здесь узнаем, станут нашим логическим алфавитом, без знания которого просто нельзя пойти дальше, но постепенно мы научимся пользоваться им с лёгкостью.

Во введении к курсу было сказано, что логика концентрируется только на той части человеческого знания, которая выражена в языковой форме. Всем известно, что язык – это основной канал коммуникации между людьми, главный способ передачи информации и трансляции знаний. При этом язык – настолько тонкий инструмент, что он позволяет не только наилучшим образом выражать и передавать наши мысли, но и скрывать их, запутывать, обманывать. Поэтому логика ставит перед собой задачу прояснить работу языка. Не занимается ли тем же самым языкознание? И да, и нет. Безусловно, филологи проясняют, как работает язык на разных уровнях: фонетическом, лексическом, синтаксическом. Также они анализируют регулярности в языковом употреблении, и на основе этого анализа разрабатываются правила орфографии, грамматики, пунктуации, произношения. Эти правила призваны унифицировать использование языка и сделать его более лёгким и понятным.

Логики под прояснением работы языка понимают нечто совершенно иное. В отличие от языкознания, логика стремится как можно больше абстрагироваться от конкретной языковой оболочки и содержания высказываний и перейти к независимым от них универсальным логическим законам и правилам рассуждения. Философ и логик Людвиг Витгенштейн говорил, что язык переодевает мысли (Витгенштейн Л. Логико-философский трактат. М.: Канон+, 2008, с. 72). Так вот, задача логического анализа языка снять языковую одежду и выявить тот скелет или каркас, который под ней скрыт. Логики называют этот скелет логической формой. Если говорить просто, логическая форма – это то, что остаётся от высказывания после того, как мы убрали всё его конкретное содержание. Именно концентрация на логических формах высказываний и логических отношениях между ними делает логику универсальной, применимой к любому рассуждению, независимо от его предмета.

Выявление логических форм так важно, потому что оно способно дать нам полезную информацию о рассуждении, даже если мы не разбираемся в теме. Только по форме высказываний можно определить, корректно ли рассуждение, правильно ли дано определение, правильно ли используются понятия, не пытаются ли нас намеренно запутать и т.д. Поэтому главная задача этого урока – научиться отвлекаться от содержания высказываний и выявлять их логические формы.

Чтобы научиться этому, сначала необходимо понять, что для логиков представляет собой язык. Начнём с того, что они видят в языке, прежде всего, знаковую систему. Буквы, слова, предложения – всё это знаки. Согласно знаменитому определению основоположника науки о знаках – семиотики – Чарльза Пирса, знак – «это нечто, что обозначает что-либо для кого-нибудь в определенном отношении или объеме» (Пирс Ч.С. Избранные философские произведения, М.: Логос, 2000, с. 177). Это довольно запутанное определение можно представить в виде квадрата:

В естественном языке знаками будут слова, словосочетания и предложения. «Авокадо», «тренер сборной Германии по футболу», «Александр Сергеевич Пушкин», «Кошки много спят» – всё это знаки. Я пишу их в кавычках специально, чтобы показать, что речь идёт именно о знаках – сочетаниях букв и звуков, которые нечто для нас обозначают. То, что знак обозначает, называется десигнатом. Десигнатами могут быть предметы, люди, абстрактные сущности, состояния, ситуации, положения дел в мире – в общем, всё что угодно. Слово «апельсин» обозначает для меня конкретный предмет. Слово «Иван» – конкретного человека. Предложение «Сегодня выпал снег» – положение дел. Интерпретатор – это человек, который воспринимает нечто (в случае языка – письменные символы и звуковые сочетания) как знак чего-то. Интерпретанта – это то, как человек реагирует на знак (например, если я вижу на перекрёстке знак «Стоп», то я останавливаю свою машину).

Отношение знаков к десигнатам описывается семантикой. Отношения знаков между собой – синтактикой. Отношение знаков к интерпретатору и интерпретанте – прагматикой. Логика не занимается прагматикой, так как последняя всегда связана с конкретной ситуацией, от которой логика стремится абстрагироваться. Зато изучение семантики и синтактики становятся её важными разделами.

Далее, язык состоит не просто из знаков, но знаков определённого рода – знаков-символов. Знаки-символы связаны со своими десигнатами произвольным образом. Например, буквы произвольным образом связаны со звуками (и это хорошо видно из наличия разных алфавитов), слова произвольно связаны с обозначаемыми предметами и явлениями (по-русски мы говорим «собака», по-английски – «dog», по-французски – «chien»; выбранное слово произвольно и ничего не говорит нам о животном, которое мы так называем), предложения произвольно связаны с выражаемыми мыслями (одну и ту же мысль можно передать с помощью совершенно разных предложений).

Один из основоположников современной логики Готлоб Фреге заметил, что знаки обладают определённой двойственностью. С одной стороны, они обозначают какие-то объекты, а с другой – передают интерпретатору некоторую дополнительную информацию о них. Например, возьмём словосочетание «автор “Войны и мира”». Это знак, обозначающий Льва Толстого. Помимо того, что этот знак указывает на конкретного человека, он также сообщает нам, что этот человек написал определённую книгу. Фреге назвал значением тот объект, который знак обозначает, и смыслом – ту дополнительную информацию, которую он несёт. Так появился треугольник Фреге:

Читайте также:  Как сделать анализы на дому

Интересно отметить, далеко не все знаки обладают этими двумя характеристиками. Например, знак «нынешний король Франции» не имеет никакого значения, так как он обозначает несуществующий предмет, зато обладает смыслом. В то же время какой-нибудь знак «а» может обладать значением, которое я хочу ему придать, но не выражает никакого смысла. Помимо этого, различение значения и смысла понятно, когда речь идёт о словах и словосочетаниях. Но как быть с предложениями? Логики считают, что повествовательные предложения тоже обладают значением и смыслом. Поскольку они утверждают нечто о мире, то их значением будет «истина» либо «ложь», а смыслом – собственно описанная ими ситуация. Допустим, дано предложение: «Павлов открыл и описал действие условных рефлексов». Значение этого предложения – «истина». Смысл – тот факт, что Павлов открыл и описал действие условных рефлексов. При этом предложения, как и слова, могут не иметь значения. Например, возьмём предложение «Все дети Джона лысы». По идее, оно должно быть либо истинным, либо ложным. Однако что если у Джона нет детей? В таком случае мы не можем приписать ему никакого значения.

Поскольку знаки произвольны, то для удобства при анализе мы можем заменять их более простыми символами. Они будут иметь то же значение, но будут абстрагироваться от смысла. Соответственно, выражения языка будут рассматриваться в зависимости не от их содержания, а от той семантической функции, которую они выполняют. Выявление семантических функций и замена выражений простыми символами – очень важная процедура, так как по большому счёту она и представляет собой процесс отвлечения от содержания высказываний и переход на уровень логических форм.

Чтобы вы смогли понять, насколько иногда нам сложно отделять знак, его значение и смысл, предлагаем сыграть в игру по мотивам эффекта Струпа.

В психологии эффектом Струпа (англ. Stroop effect) называют задержку реакции при прочтении слов, когда цвет слов не совпадает с написанными словами (к примеру, слово «красный» написано синим). Эффект назван в честь Джона Ридли Струпа, впервые опубликовавшего этот тест на английском в 1935 году. До этого этот эффект был опубликован в Германии в 1929 году. Это исследование стало одним из наиболее цитируемых исследований в истории экспериментальной психологии.

Сейчас мы вам предлагаем пройти нашу модификацию данного теста.

Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать.

В зависимости от выполняемых ими семантических функций языковые выражения делятся на следующие виды:

Расшифруем, что это всё обозначает. Итак, языковые выражения делятся на два типа: предложения и термины.

Предложение – это знаковая форма для передачи мыслей. Если мысль представляет собой вопрос, то она выражается вопросительным предложением. Если мы имеем дело с императивом, то – побудительным предложением. Если же речь идёт о суждении, то есть мысли об утверждении или отрицании наличия некоторой ситуации в мире, то его выражают с помощью повествовательных предложений. Стоит отметить, что логика в основном концентрируется на изучении как раз повествовательных предложений, так как они выступают главным способом передачи знания о мире. Мы в этом курсе также будем говорить по большей части именно о них.

Термины – это значимые части предложений или, если говорить проще, слова и словосочетания. Они в свою очередь делятся на термины логические, то есть термины, которые что-то говорят о логическом устройстве предложений, и термины дескриптивные, то есть термины, которые что-то описывают, несут какую-то информацию о положении дел в мире. Дескриптивные термины различаются в зависимости от того, что именно они обозначают. Имена обозначают какой-то один единственный объект. Например, «Елизавета II» обозначает ровно одного человека. При этом именем может быть и словосочетание: «нынешняя королева Великобритании» тоже обозначает ровно одного человека. Предикаты обозначают свойства, состояния, отношения: «быть красным», «быть английской королевой», «граничить с», «знать иностранный язык» и т.д. В естественном языке предикатам соответствуют нарицательные существительные, прилагательные, глаголы. Функторы обозначают качественные и количественные характеристики предметов. К ним относятся знаки математических операций, физические величины и т.п.: «корень из», «натуральный логарифм от», «масса», «скорость».

Логические термины – это то, на что, прежде всего, обращает внимание логик, сталкиваясь с какими-то рассуждениями. В этом курсе мы тоже попытаемся научиться видеть их и использовать это умение. Итак, логические термины делятся на предицирующие связки, пропозициональные связки и кванторы. Предицирующие связки – это связки «есть» и «не есть». В естественном языке они могут выражаться разными словами («являться», «выступать» и т.д.) или даже опускаться («Сократ – человек»). Пропозициональные связки выражают отношения между различными предложениями или между компонентами одного предложения. К этим связкам относятся: «и», «или», «неверно, что», «если…, то», «если и только если». Кванторы передают информацию о количестве предметов. Квантор общности выражается словами «все», «ни один», «каждый», «любой». Квантор существования передаётся словами «существует», «некоторые», «большинство», «какой-нибудь».

Посмотрим, как вся эта теория работает на практике. Возьмём несколько предложений и рассмотрим их компоненты с точки зрения семантических функций.

Начнём с предложения: « Катя пошла в кино, а Люда осталась дома зубрить сопромат». Во-первых, это сложное предложение состоит из двух простых: « Катя пошла в кино», « Люда осталась дома зубрить сопромат». Между собой они соединяются союзом « а», который в логике приравнивается к пропозициональной связке « и». То есть мы получаем два повествовательных предложения, связанных пропозициональной связкой « и». Для удобства мы можем заменить наши простые предложения знаками « р» и « q», тогда логическая форма этого предложения будет выглядеть следующим образом: « р и q».

Теперь посмотрим на предложение: « Петя пошёл на занятия или прогулял их». Хотя это предложение простое, в логике оно будет разбиваться на две части: « Петя пошёл на занятия» и « Петя прогулял занятия», соединённые пропозициональной связкой « или». К тому же предложение « Петя прогулял занятия» эквивалентно предложению « Петя не пошёл на занятия» или « Неверно, что Петя пошёл на занятия». Таким образом, наше предложение будет выглядеть для логика так: « Петя пошёл на занятия, или неверно, что Петя пошёл на занятия». Заменяем предложения на простые знаки и получаем логическую форму: « р или неверно, что р». Кстати, предложения такой формы всегда истинны. Логическая форма предложения « Если бросить камень в окно, то оно разобьётся» – « если р, то q». Логическая форма предложения « Я выйду за тебя, если и только если ты подаришь мне кольцо с брильянтом» – « р, если и только если q». И так далее.

Вы, наверное, уже обратили внимание, что сейчас мы только выделяли простые предложения и пропозициональные связки между ними, но не затрагивали другие термины внутри предложений. Примерно в таком духе работает логика высказываний. В её рамках простые предложения заменяются короткими символами « p», « q», « r», « s» и т.д. и выявляются те пропозициональные связки, которые соединяют их между собой (« и», « или», « неверно, что», « если, то»). В принципе даже такой поверхностный анализ может быть очень полезным, так как он помогает прояснить отношения между высказываниями в ходе рассуждения: выявлять парадоксы, тавтологии, противоречия и отсекать ложные высказывания, исходя только из их формы.

Безусловно, логический анализ может идти и глубже и затрагивать не только отношения между предложениями, но и отношения между логическими и нелогическими терминами внутри простых предложений. К логическим системам, которые основаны на таком более детальном анализе, относятся логика предикатов и силлогистика. Попробуем проанализировать несколько простых предложений, определяя семантические функции входящих в них терминов, чтобы получить представление, как они работают.

Возьмём предложение: « Все динозавры вымерли». « Все» – это квантор общности. « Динозавры» – это предикат, так как этот термин обозначает свойство « быть динозавром», которое присуще целому классу объектов. « Вымерли» – это тоже предикат, обозначающий свойство « быть вымершим». Чтобы записать логическую форму этого предложения, мы можем заменить предикаты буквами S и P. Попробуем: « Все S P». Получилось что-то странное и не имеющее особого смысла. Проблема в том, что мы пропустили предицирующую связку « есть». Хотя в естественном языке в этом предложении слова « есть» нет и не может быть, с точки зрения логики предицирующая связка « есть» здесь присутствует. Она связывает между собой два предиката: « быть динозавром» и « быть вымершим». В итоге мы получаем: « Все S есть P».

Теперь возьмём предложение: « Некоторые дети часто плачут, но Аня – плачет редко». В этом предложении две части. Начнём с первой. « Некоторые» – это квантор существования, то есть он как бы говорит нам: « Существуют такие объекты, которым присуще быть детьми и часто плакать». « Дети» и « часто плакать» – предикаты, не забываем о невидимой предицирующей связке « есть». Получаем: « Некоторые S есть P». Перейдём ко второй части. « Аня» – это имя, оно обозначает одного-единственного конкретного человека. « Плакать редко» эквивалентно « не плакать часто». Это значит, что мы имеем здесь тот же предикат, что и в первой части – « плакать часто» и предицирующую связку « не есть». Логическая форма этого предложения: « а не есть P». Союз « но» представляет собой пропозициональную связку « и». В итоге: « Некоторые S есть P, и а не есть P».

Таким образом и происходит логический анализ языковых выражений. Сначала определяются семантические функции предложений и слов, затем предложения, имена, предикаты и функторы заменяются короткими удобными символами, которые позволяют отвлечься от конкретного содержания, и выявляются те логические термины, которые связывают их между собой. Это даёт нам возможность проверить, насколько данное рассуждение корректно с точки зрения его логической формы. Естественно, чем более детальный логический анализ языка проводится, тем более сложной будет логическая система. Но одновременно и тем более тонким инструментом для разбора рассуждений она окажется. Конечно, примеры анализа, приведённые выше, могут показаться сложными и не до конца ясными. В этом нет ничего страшного: когда мы перейдём к конкретным темам, их значение прояснится. На сегодня важно запомнить, что за словами естественного языка нужно научиться видеть их семантические функции, за предложениями – их логические формы. Это станет ключом к умению логично рассуждать.

Напоследок, предлагаем вам несколько несложных логических задач. Попробуйте представить их решение в виде пошагового рассуждения. Где это возможно, абстрагируйтесь от содержания предложений и перейдите на уровень логических форм.

Одному коллекционеру принесли картину, якобы принадлежащую перу кисти Антонио Канале, прозванному Каналетто. Коллекционер не был большим знатоком живописи и потому пригласил на экспертизу трёх специалистов. Эксперты высказали о картине следующие суждения:

  • Первый: Это не только не Каналетто, но даже и не Гварди.
  • Второй: Это не Каналетто, но это настоящий Алессандро Маньяско.
  • Третий: Конечно, это не Маньяско, это, несомненно, Антонио Канале.

Впоследствии объективными методами авторство картины было установлено, и оказалось, что один из экспертов сказал правду, другой ошибся, а третий был прав наполовину. Кто автор картины?

В этом упражнении вам необходимо найти принцессу, исходя из имеющихся данных на табличках. История такова: в поисках принцессы, похищенной Кощеем, Иванушка оказался в старинном замке. Преодолев массу препятствий, он очутился в помещении, из которого вели три двери. Иванушка знал, что за какой-то из них находится принцесса, за другой сидит тигр, а за оставшейся дверью никого нет.

Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать.

Предлагаем вам также пройти упражнение, которое отлично показывает, что наш мозг может находить и понимать смысл слов, даже если его пытаются намеренно запутать. Это происходит потому, что мы читаем не по буквам и слогам, а слова целиком и кроме того, смысл слов мы понимаем благодаря соседним словам и словосочетаниям, с которыми наш мозг сталкивался раньше.

Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать.

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать.

источник

Понятие языка как знаковой информационной системы. Функции языка. Основные семиотические аспекты языка: синтаксический, семантический и прагматический. Виды знаков. Естественные и искусственные языки. Смысл и значение языкового выражения.

Язык— это знаковая информационная система, выполняющая функцию формирования, хранения и передачи информации в процессе познания действительности и общения между людьми.

При логическом анализе язык рассматривается как знаковая система. Что такое знак?

Знакэто материальный объект, используемый в процессе познания или общения в качестве представителя какого- либо объекта.

Выделяются знаки следующих типов: 1) знаки-индексы, 2) знаки-образы, 3) знаки-символы.

Знаки-индексы связаны с представляемыми ими объектами как причинно-следственная связь. Так, дым говорит о наличии огня, повышенная температура человека – о его заболевании, изменение высоты ртутного столба – об изменении атмосферного давления и пр.

Знаки-образы, это те знаки, которые сами по себе несут информацию о представляемых ими объектах, т.е. имеют сходство с обозначаемыми предметами. Это копии документов, дактилоскопические отпечатки пальцев, фотоснимки, карта местности и пр.

Знаки-символы не имеют сходства с обозначаемыми предметами. Например, нотные знаки, буквы в алфавитах национальных языков и пр. Логика занимается знаками- символами.

Множество исходный знаков языка составляет его алфавит. Комплексное изучение языка осуществляется общей теорией знаковых систем – семиотикой, которая анализирует язык в трех аспектах – синтаксическом, семантическом и прагматическом.

Синтаксисэто раздел семиотики, в котором исследуются отношения между самими знаками (правила построения и преобразования выражений языка и т.д.).

Семантика – это раздел семиотики, в котором исследуются отношения знаков к представляемым ими объектам.

Прагматика – это раздел семиотики, который изучает отношение человека к знакам, а также отношение между людьми в процессе знакового общения.

Следует отметить, что в последнее время все больше сторонников подхода, согласно которому, следует исключить прагматический подход из области точных наук. Но это не всегда выполнимо. Например, треугольник в геометрии. Основание, как правило, внизу. А если нарисовать наоборот? На это, кстати, обратил внимание Гильберт в работе «Основания геометрии». Или возьмем два луча, которые образуют угол? Их (углов) может быть несколько. Какой мы должны считать основным? Видите, без прагматического подхода не обойтись.

Знаки имеют предметные и смысловые значения. Или, проще говоря, значение и смысл. Значениеэто тот объект, который представляется или обозначается. Смыслэто характеристика объекта, информация об этом объекте, позволяющая отличить его от других объектов. Отношение между смыслом, объектом и значением следующее:

Объект – смысл – значение. Другими словами, при определении значения, мы не должны думать, а должны сразу указать, назвать, показать на предмет. А при определении смысла, наоборот, должны думать. Луна. Что есть значение этого слова, и что есть смысл его? ( Значение – самый яркий объект ночного неба. Смысл – естественный спутник Земли).

Дата добавления: 2014-01-06 ; Просмотров: 545 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

источник

Логика есть знание об абстрактном мышлении. Это мышление вербально, поэтому логика не может не интересоваться языками.

Интерес логики (и не только логики) к языкам в конце XIX века привел к созданию семиотики — науки о знаках.

Мы отмечали, что предметом логики является абстрактное мышление и что любая абстрактная мысль (идея) нечувственна. В силу не чувственности идеи возникает проблема ее фиксации в сознании. Эта проблема решается с помощью языка: идея находит свое выражение в слове или словосочетании. Хотя слова языка сами по себе чувственны, это, как правило, абстрактная чувственность по отношению к обозначенным ими предметам: слово и стоящий за ним предмет обычно не имеют непосредственной чувственной связи. Абстрактность словесной (вербальной) чувственности и делает язык незаменимым помощником сознания при абстрактном мышлении — настолько незаменимым, что последнее можно именовать вербальным.

Будучи знанием об абстрактном мышлении, логика не может не интересоваться языками. Она рассматривает их как знаковые системы. Устойчивый интерес логики (и не только логики) к языкам в конце XIX века привел к созданию семиотики — науки о знаках. У нее три основных раздела:

Коротко о предмете исследования

Подробно о предмете исследования

правила построения выражений языка из отдельных знаков

отношение между знаком и его значением

связь знака с тем, что он обозначает

отношение человека к знакам

Читайте также:  Как собрать анализ мочи беременной

влияние человека на использование знаков и знаков — на поведение человека

Знак — это материальный предмет, репрезентирующий другой предмет.

Ключевым понятием семиотики является понятие знака. Знак — это материальный предмет, репрезентирующий (заменяющий в процессе познания и общения) другой предмет. В данном определении следует обратить внимание на то, что знак всегда материален, а вот репрезентировать (обозначать) он может что угодно: как материальное, так и нематериальное. Например, слово «стол» обозначает материальную вещь, а слово «мышление» — нематериальный процесс.

По характеру отношения репрезентации различают три типа знаков: индикаторы, образы и символы.

По характеру отношения репрезентации различают три типа знаков:

Дым (по отношению к огню), улыбка (по отношению к хорошему настроению)

Отношение подобия (внешнего сходства)

Фотография (по отношению к тому, что сфотографировано)

Буква алфавита, арабская цифра

Любой знак имеет смысловое и предметное значения (иногда говорят короче: смысл и значение).

Любой знак имеет смысловое и предметное значения (часто для краткости используют слова «смысл» и «значение», имея в виду два указанных вида значений). Смысловое значение — это мысль о предмете, зафиксированная в знаке. Предметным же значением является сам репрезентируемый (обозначаемый) знаком предмет.

Возьмем, например, слово «лес». Чтобы указать смысловое значение, дают описание мысли, заключенной в знаке. Для слова «лес» смысл можно передать словосочетанием «множество деревьев». Это неточное указание смыслового значения. Точнее нужно выразиться так: «массив дикорастущих деревьев». Что касается предметного значения слова «лес», то в этом качестве выступает произвольный элемент множества, обозначенного данным словом.

В учебниках логики можно встретить заявление, будто бы бывают знаки без смыслового или предметного значения. Например, Ю.В. Ивлев в качестве примера знака, не имеющего смысла, приводит математическое число, а ярким примером знака без предметного значения он считает выражение «вечный двигатель». Все примеры отсутствия у знака того или иного значения не выдерживают серьезной критики. Возьмем математическое число «один». Его смысл — минимальное количество при натуральном счете. Что касается «вечного двигателя», «кентавра», «русалки» и т. п., то здесь утверждение об отсутствии у таких знаков предметного значения основано на слишком узком понимании предмета: последний, считают сторонники этой точки зрения, может быть лишь материальным.

Всякое выражение языка относится к той или иной семантической категории. Эти категории бывают двух типов: дескриптивные и логические.

Всякое выражение языка относится к той или иной семантической категории — к группе терминов, выполняющих одну и ту же семантическую функцию, т. е. одинаковым образом репрезентирующих предметы.

Семантических категории бывают двух типов: дескриптивные и логические. Дескриптивная категория репрезентирует конкретный предмет, т. е. предмет, неразрывно связанный с другими предметами, а логическая — абстрактный предмет, т. е. такой, который взят сам по себе, в отрыве от других предметов. Например, слово «лес» обычно представляет собой дескриптивную категорию, так как соответствующий ему предмет не рассматривают, как правило, вне связи с другими предметами — небом, землей, животными и т. д. А вот соединительный союз «и» — типичный представитель логической категории, или логический термин, так как он обозначает абстрактное соединение, т. е. соединение чего угодно, без привязки к каким-то определенным предметам. Какие еще логические термины часто встречаются в языке, будет указано в следующей лекции, а пока оставим логические категории в стороне.

Дескриптивными категориями являются предложение, имя, признак, знаки свойства и отношения.

Среди дескриптивных категорий основной является предложение — выражение законченной мысли. По цели высказывания выделяют три вида предложений: повествовательное, вопросительное, восклицательное. Главный из этих видов — первый.

В составе любого предложения имеются, как минимум, две дескриптивных категории: имя и признак. Имя — это выражение языка, называющее предмет, признак — знак наличия свойства. Например, в предложении «Земля круглая» слово «Земля» — имя, а слово «круглая» — признак. Две указанные категории присутствуют в предложении всегда, даже тогда, когда оно состоит из единственного слова. Так, в предложении «Темнеет» помимо высказанного признака «темнеет» имеется невысказанное имя «пространство».

Имена делят на единичные и общие. Единичное имя обозначает какой-то единичный, т.е. единственный и неповторимый, предмет, а общее — произвольный элемент какого-то множества. Например, имя «Земля» — единичное, а имя «планета» — общее. Впрочем, одно и то же выражение языка в одних случаях можно рассматривать как единичное имя, в других — как общее. Всё зависит от того, что имеется в виду. Сравним две фразы: «Человек живет на Земле десятки тысяч лет» и «Человек рождается и умирает». Слово «человек» в первом случае использовано как единичное имя, обозначающее уникальный род живых существ, а во втором — как общее имя, которое указывает на произвольного представителя множества людей.

Что касается признака, то следует учитывать, что стандартно его выражают не менее чем двумя словами, причем первое из них — глагол-связка «быть». В приведенных выше предложениях этот глагол не высказан, а лишь подразумевается. Во многих западноевропейских языках такое построение предложений запрещено, а в русском встречается сплошь и рядом.

Русский глагол-связка «быть» в настоящем времени имеет две формы: «есть» (единственное число) и «суть» (множественное число третьего лица). Вторая форма — устаревшая, сейчас обычно используется лишь первая — и для единственного, и для множественного числа, но в логике для большей строгости высказываний сохранили обе формы. Например, предложение «Земля круглая» стандартно должно быть представлено как «Земля есть круглая», а предложение «Эти часы отстают» — как «Эти часы суть отстающие». Подробнее особенности стандартного выражения суждений освещены в рамках седьмой лекции.

Иногда помимо имен и признаков в составе предложений выделяют знаки свойств и отношений, причем под свойством понимается отличие предмета от других однородных предметов, а под отношением — отличие, присущее паре, тройке и т.д. разнородных предметов. Возьмем для примера такое вот предложение: «Лекция по логике идет в 225-й аудитории». Переведем в стандартную форму: «Лекция по логике есть идущая в 225-й аудитории». Все слова этого предложения можно распределить всего по двум категориям: имя «лекция по логике» и признак «есть идущая в 225-й аудитории». Но можно провести и другой, более детальный семантический анализ, согласно которому «лекция» и «аудитории» — имена, «по логике» и «225-й» — знаки свойств, а «… есть идущая в …» — знак отношения.

При записи последнего знака троеточиями обозначены два свободных места данного отношения, которые должны быть заняты какими-то разнородными предметами (в примере этими предметами являются лекция и аудитория). Такое отношение называется двухместным. Но бывают отношения и с большим количеством мест. Например, в предложении «Орёл находится между Тулой и Курском» отношение «… находится между … и …» трехместное. Однако любое многоместное отношение можно свести к комбинации двухместных. Для последнего примера сделаем это так: «Тула находится с северной стороны от Орла, а Курск — с южной».

Специфика языка права заключается в единообразии терминов, которые должны употребляться разными людьми в различных случаях и ситуациях. Такие термины называются юридическими. Напр., в обыденной жизни мы можем употребить выражение: «Петров – коренной москвич». Слова «коренной москвич» разными людьми понимается по-разному. Одни считают коренными всех, кто родился в Москве, другие только тех, у кого родители были москвичами, третьи – тех, кто много лет прожил в Москве. Такая неопределенность обыденного языка неприемлема при решении правовых вопросов. Напр., несколько лет назад было принято постановление о постановке в очередь на получение отдельной квартиры москвичей, проживающих в коммунальных квартирах. Кто имеет на это право?

Чтобы избежать неопределенностей, взамен обычных слов вводят юридические термины посредством определений: «Коренной москвич – это человек, который прожил в Москве 40 лет». Можно выделить два основных способа введения юридических терминов. Первый – посредством выделения одного из смыслов, в которых выражение употребляется в естественном языке, как в указанном примере. Другой – в придании выражению дополнительного смысла по сравнению с общепринятым. Напр., «совершенным впервые является преступление, если оно совершено фактически первый раз, или истек срок давности привлечения за предыдущее преступление, или судимость снята или погашена». В этом случае сфера приложения термина расширяется. Кроме юридических терминов в языке права используются и неуточняемые выражения. Это выражения, которым придан точный смысл в других науках, а также те, которые не являются многозначными в обыденном языке. В данном случае это такие выражения, как «жить в Москве», «40 лет», «человек».

Язык права подчиняется 3-м нормативным принципам:

1. Принцип предметности. Должно утверждаться или отрицаться нечто о значениях понятий, входящих в предложения, а не о самих понятиях. Напр., в определении В.И. Ленина: «Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности» не ясным остается: Ленин называл материей объективную реальность или только категорию, т. е. мысль об объективной реальности.

2. Принцип однозначности. Понятие должно обозначать только один предмет, если оно единично. Понятие общее должно обозначать предметы одного класса.

3. Принцип взаимозаменимости. Если в понятии заменить часть другим понятием с тем же значением, то значение полученного в результате такой замены сложного понятия должно быть таким же, как и значение исходного понятия. Напр., дано предложение «Земля вращается вокруг Солнца». Заменим понятие «Солнце» на понятие «центральное тело Солнечной системы». Очевидно, что истинность предложения не изменилась. Но если произвести такую же замену в предложении «Птолемей считал, что Солнце вращается вокруг Земли», то получится ложное предложение.

источник

В результате освоения данной темы студент должен:

  • – характерные черты естественного и искусственного языка,
  • – функции языка;
  • – определять знаки-символы, знаки-индексы, знаки-образы,
  • – различать смысл и значение знака,
  • – оперировать логическими символами;

навыками оперирования языками логики высказываний и логики предикатов.

Логика, представляя собой нормативную науку о формах и приемах познавательной интеллектуальной деятельности, является также наукой о языке, поскольку она изучает способы выражения мыслей в естественных языках и создает особые формализованные языки, позволяющие более точно, чем естественные, представлять логические формы мыслей.

В целях овладения логико-языковым анализом необходимо иметь четкое представление о структуре и функциях языка, соотношении логических и грамматических категорий, а также принципах построения особого языка логики.

Язык – это система знаков, служащих для хранения и передачи информации в процессе познания действительности и общения между людьми.

Язык имеет множество аспектов и изучается лингвистикой, логикой, семиотикой и другими науками. Собственно, как система знаков, язык является предметом семиотики – общей теории знаковых систем. С точки зрения семиотики, в языке выделяют три аспекта:

  • синтаксический – подразумевает, какие виды знаков используются в языке, как они могут сочетаться и как соотносятся между собой;
  • семантический – его составляют отношения между знаком и его значением, т.е. к объектам внеязыковой действительности, которые они обозначают. Например, слово «экономист» обозначает представителя определенной профессии; слово «справедливый» указывает на некоторое свойство объекта, а слова «южнее», «лучше» – на определенные отношения в действительности;
  • прагматический – касается отношения между знаками и теми, кто их использует, между языком и его носителем, пользователем. Например, одно и то же выражение языка в зависимости от ситуации, например от интонации, может иметь различные смысловые оттенки.

Соответственно этому, семиотика включает три раздела: синтаксис, семантику и прагматику.

Главным строительным материалом при конструировании языка выступают используемые в нем знаки.

Знак это любой чувственно воспринимаемый (зрительно, на слух или иным способом) предмет, замещающий другой, отличный от него, объект.

Другими словами, чтобы предмет стал знаком, необходимо, чтобы он заменял, замещал другой, отличный от него объект.

К основным функциям знаков относятся:

  • 1) выделение объектов, на которые направлен познавательный процесс;
  • 2) мысленное оперирование с ними.

В силу высказанного знак должен быть, во-первых, чувственно воспринимаемым, и во-вторых, связан естественным образом или по соглашению с обозначаемым.

Как правило, знаки имеют предметное и смысловое значение. Предмет, обозначаемый знаком, называется предметным значением или денотатом знака.

Каждый знак указывает на свое значение каким-то особым способом, связывается с ним посредством определенной информации об обозначаемом, которая либо содержится в материальной природе знака, либо приписывается знаку.

Например, отпечатки следов на песке является знаком того, что здесь шел или стоял человек, животное, машина и т.п., и, следовательно, несет определенную информацию, а третий звонок в театре – знак того, что начинается спектакль или иное театральное действие.

Выражаемая знаком характеристика объекта (информация об этом объекте) называется смысловым значением знака, т.е. это такая характеристика обозначаемого им объекта, которая позволяет однозначно мысленно выделить его из множества других объектов.

Предметное значение часто называют просто значением, а смысловое значение – смыслом. В итоге мы получаем следующую схему (рис. 2.1).

Эта теория знаков называется трехплоскостной семантикой.

Говоря о смысле знака, необходимо отметить, что для одного и того же предмета (класса предметов) могут иметь место различные выделяющие характеристики, т.е. два различных выражения могут иметь разные смыслы, но одно и то же предметное значение. Например, «МГУ им. М. В. Ломоносова» и «Университет, находящийся на Воробьевых горах». Такие знаки называются равнозначными.

Смыслы могут быть собственными и приданными. Смысл знака называется собственным, если характеристика обозначаемого объекта выражена в самой структуре знака. Например, «Народный артист России» – это выражение имеет собственный смысл, поскольку оно обозначает любого человека, удостоенного этого высшего звания, указывая на него посредством информации, заложенной в самом выражении.

Смысл знака называется приданным, если его характеристика принята по соглашению в некотором сообществе. Например, слово «кислород», обозначая один определенный газ, может иметь разные смыслы: газ, образующий в соединении с водородом воду, или химический элемент с атомным весом 16, или какие-то еще другие смыслы.

Придание смысла некоторому языковому выражению в логике совершается с помощью особой логической операции, называемой определением.

К основным характеристикам языка зачастую относят также и смысловое содержание – некоторую совокупность значений, не имеющей никакой определенной логической структуры и являющуюся сугубо индивидуальной для каждого человека, т.е. его собственное понимание того или иного знака. Например, понятия «игра», «болезнь», «дурь» и т.п. Однако это не означает, что эти знаки являются бессмысленными. В этих случаях связь знака с объектом устанавливается стихийно в процессе формирования языка.

Чтобы предмет стал знаком, необходимо, чтобы он заменял, замещал другой, отличный от него, объект. Все многообразие знаков, в зависимости от характера их отношения к обозначаемым объектам, можно разбить на определенные типы.

  • 1. Знаки-индексы – это знаки, которые соотносятся с представляемыми ими объектами как следствие с причинами. Например, дым над лесом говорит о наличии там огня, а изменение ртутного столба – об изменении высоты атмосферного давления.
  • 2. Знаки-образы – это те знаки, которые сами по себе несут информацию о представленных ими объектах, поскольку они находятся в отношении подобия с обозначаемыми объектами. Например, фотографии, отпечатки пальцев и т.п.
  • 3. Знаки-символы – некоторые чувственные образы, используемые для представления отвлеченного содержания. Например, чайка – символ Московского Художественного театра, Московский Кремль – символ России. Эти знаки не соотносимы и не сходны с представляемыми ими объектами.

Логика исследует знаки последнего вида.

Как правило, знаки имеют предметное и смысловое значение.

Предмет, обозначаемый знаком, называется предметным значением, или денотатом знака.

Выражаемая знаком характеристика объекта (информация об этом объекте) называется смысловым значением знака.

Предметное значение часто называют просто значением, а смысловое значение – смыслом.

Предметом изучения логики служат знаки-символы, наиболее существенное значение среди которых имеют имена.

Имя – это слово или словосочетание, являющееся знаком предмета. Слово «предмет» здесь используется в широком смысле – как предмет познания. По существу, предметом мысли является все то, что означено именем (отдельные вещи, их свойства и отношения, процессы, явления, события, классы предметов и т.п.). Поскольку имя является знаком, оно имеет значение или смысл (или то и другое).

Значение имени это предмет или класс предметов, обозначаемый этим именем.

Смысл это информация о предметах, обозначаемых именем, которая позволяет отличать их от других предметов.

В зависимости от того, содержится ли эта информация в самом имени или нет, имена делятся на имеющие собственный смысл и имена с приданным смыслом. Имена, имеющие собственный смысл, по форме являются описательными. Например: учащийся вуза, самый большой город России. Их смысл определяется как смыслом имен, их составляющих, так и отношениями между значением этих имен. Имена с приданным смыслом являются неописательными, поэтому смысл им придается извне, путем постановки в соответствие этим именам других имен. Например: студент, город и т.п.

По значению имена могут быть пустыми и непустыми.

Пустыми называют имена, которые не обозначают ни одного предмета, существующего в универсуме рассуждения. Например: деревянное железо, круглый квадрат, вечный двигатель.

Непустыми называют имена, которые обозначают предметы, которые реально существуют или существовали в универсуме рассуждения. Например: Луна, Аристотель, столица государства.

Непустые имена бывают единичными и общими.

Единичным называют имя, обозначающее один предмет. Например: МГУ им. М. В. Ломоносова, столица России.

Общим называется имя, обозначающее целое множество объектов. Например: государство, академия. Общие имена могут быть универсальными.

Универсальными называют имена, объемом которых – весь универсум рассуждения (вся область предметов, о которых ведется рассуждение). Например: «Человек, знающий некоторые иностранные языки или не знающий ни одного иностранного языка». Универсум рассуждения здесь – множество всех людей.

источник

Язык — это знаковая информационная система, выполняющая функцию формирования, хранения и передачи информации в про­цессе познания действительности и общения между людьми

Основным строительным материалом при конструировании языка выступают используемые в нем знаки.Знак это любой чувственно воспринимаемый (зрительно, на слух или иным спосо­бом) предмет, выступающий представителем другого предмета. Среди различных знаков выделим два вида: знаки-образы и знаки-символы.

Знаки-образы имеют определенное сходство с обозначаемыми предметами. Примеры таких знаков: копии документов; дактилоско­пические отпечатки пальцев; фотоснимки; некоторые дорожные знаки с изображением детей, пешеходов и других объектов.

Читайте также:  Как здают анализ на желочный

Знаки-символы не имеют сходства с обозначаемыми предметами. Напри­мер: нотные знаки; знаки азбуки Морзе; буквы в алфавитах нацио­нальных языков.

Множество исходных знаков языка составляет егоалфавит.

Комплексное изучение языка осуществляется общей теорией знаковых систем —семиотикой, которая анализирует язык в трех аспектах: синтаксическом, семантическом и прагматическом.

Синтаксис это раздел семиотики, изучающий структуру языка: способы образования, преобразования и связи между знака­ми.Семантика занимается проблемой интерпретации, т.е. анали­зом отношений между знаками и обозначаемыми объектами.Праг­матика анализирует коммуникативную функцию языка — эмоцио­нальные, психологические, эстетические, экономические и другие отношения носителя языка к самому языку.

По происхождению языки бывают естественные и искусст­венные.

Естественные языки это исторически сложившиеся в общест­ве звуковые (речь), а затем и графические (письмо) информацион­ные знаковые системы. Они возникли для закрепления и передачи накопленной информации в процессе общения между людьми. Ес­тественные языки выступают носителями многовековой культуры народов. Они отличаются богатыми выразительными возможностя­ми и универсальным охватом самых различных областей жизни.

Искусственные языки — это вспомогательные знаковые систе­мы, создаваемые на базе естественных языков для точной и эконом­ной передачи научной и другой информации. Они конструируются с помощью естественного языка или ранее построенного искусственного языка.

Искусственные языки различной степени строгости широко ис­пользуются в современной науке и технике: химии, математике, тео­ретической физике, вычислительной технике, кибернетике, связи, стенографии.

Особую группу составляютсмешанные языки, базой в которых выступает естественный (национальный) язык, дополняемый симво­ликой и условными обозначениями, относящимися к конкретной предметной области. К этой группе можно отнести язык, условно называемый«юридическим языком», или«языком права».Он стро­ится на базе естественного (в нашем случае русского) языка, а также включает множество правовых понятий и дефиниций, правовых пре­зумпций и допущений, правил доказательства и опровержения. Ис­ходной клеточкой этого языка выступают нормы права, объединяе­мые в сложные нормативно-правовые системы.

Искусственные языки успешно используются и логикой для точ­ного теоретического и практического анализа мыслительных струк­тур.

Один из таких языков —язык логики высказываний. Он приме­няется в логической системе, называемойисчислением высказыва­ний, которая анализирует рассуждения, опираясь на истинностные характеристики логических связок и отвлекаясь от внутренней структуры суждений. Принципы построения этого языка будут изло­жены в главе о дедуктивных умозаключениях.

Второй язык — этоязык логики предикатов.Он применяется в логической системе, называемой исчислением предикатов, которая при анализе рассуждений учитывает не только истинностные харак­теристики логических связок, но и внутреннюю структуру суждений.

Предназначенный для логического анализа рассуждений, язык логики предикатов структурно отражает и точно следует за смысло­выми характеристиками естественного языка. Основной смысловой (семантической) категорией языка логики предикатов является по­нятие имени.

Имя это имеющее определенный смысл языковое выражение в виде отдельного слова иди словосочетания, обозначающее или именующее какой-либо внеязыковой объект. Имя как языковая категория имеет таким образом две обязательные характеристики или значения: предметное значение и смысловое значение.

Предметное значение (денотат) имени — это один или множест­во каких-либо объектов, которые этим именем обозначаются. На­пример, денотатом имени «дом» в русском языке будет все многооб­разие сооружений, которые этим именем обозначаются: деревян­ные, кирпичные, каменные; одноэтажные и многоэтажные и т.д.

Смысловое значение (смысл, или концепт) имени — это инфор­мация о предметах, т.е. присущие им свойства, с помощью которых выделяют множество предметов. В приведенном примере смыслом слова «дом» будут следующие характеристики любого дома: 1) это сооружение (здание), 2) построено человеком, 3) предназначено для жилья.

Отношение между именем, смыслом и денотатом (объектом) можно представить следующей семантической схемой:

Это значит, что имя денотирует, т.е. обозначает объекты только через смысл, а не непосредственно.

Типы имен языка логики предикатов, определяемые спецификой объектов именования и представляющие собою его основные семан­тические категории, это имена: 1) предметов, 2) признаков и 3) пред­ложений.

Имена предметов обозначают единичные предметы, явления, события или их множества. Объектом исследования в этом случае могут быть как материальные (самолет, молния, сосна), так и идеаль­ные (воля, правоспособность, мечта) предметы.

По составу различают имена простые, которые не включают других имен (государство), и сложные, включающие другие имена (спутник Земли). По денотату имена бывают единичныеи общие. Единичное имя обозначает один объект и бывает представлено в языке именем собственным (Аристотель) или дается описательно (самая большая река в Европе). Общее имя обозначает множество, состоящее более чем из одного объекта; в языке оно бывает пред­ставлено нарицательным именем (закон) либо дается описательно (большой деревянный дом).

Имена признаков качеств, свойств или отношений — называ­ютсяпредикаторами. В предложении они обычно выполняют роль сказуемого (например, «быть синим», «бегать», «дарить», «любить» и т.д.). Число имен предметов, к которым относится предикатор, называется егоместностью. Предикаторы, выражающие свойства, присущие отдельным предметам, называютсяодноместными (на­пример, «небо синее»). Предикаторы, выражающие отношения между двумя и более предметами, называютсямногоместными. Например, предикатор «любить» относится к двухместным («Мария любит Петра»), а предикатор «дарить» — к трехместным («Отец дарит книгу сыну»).

Предложения — это имена для выражений языка, в которых нечто утверждается или отрицается. По своему логическому значе­нию они выражают истину либо ложь.

Алфавит языка логики предикатов включает следующие виды знаков (символов):

1) а, b, с, . — символы для единичных (собственных или описа­тельных) имен предметов; их называют предметными постоянными, или константами

2) х, у, z, . — символы общих имен предметов, принимающие значения в той или другой области; их называют предметными переменными;

3) Р’, О’, R’. — символы для предикатов, индексы над которы­ми выражают их местность; их называют предикатными переменными;

4) р, q, г, . — символы для высказываний, которые называют высказывательными, или пропозициональными переменными (от латинского propositio — «высказывание»);

5) » , $ — символы для количественной характеристики высказываний; их называют кванторами: «— квантор общности; он символизирует выражения — все, каждый, всякий, всегда и т.п.; $ — квантор существования; он символизирует выражения — некоторый, иногда, бывает, встречается, существует и т.п.;

6) логические связки:

Ù – конъюнкция (союз «и»);

Ú – дизъюнкция (союз «или»);

® импликация (союз «если. то. »);

º – эквиваленция, или двойная импликация (союз «если и только если. то. »); .

ù – отрицание («неверно, что. »).

Технические знаки языка: (, ) – левая и правая скобки.

Других знаков данный алфавит не включает. Допустимые, т.е. имеющие смысл в языке логики предикатов выражения называются правильно построенными формулами — ППФ.

С помощью приведенного логического языка строится формали­зованная логическая система, называемая исчислением предикатов. Элементы языка логики предикатов будут использованы в дальней­шем изложении для анализа отдельных фрагментов естественного языка.

Вопрос № 5. История логики (краткий очерк)

Как самостоятельная наука логика сложилась более двух тысяч лет назад, в IV в. до н.э. Ее основателем является древнегреческий философАристотель (348—322 гг. до н.э.). В своих логических тру­дах, получивших общее название «Органон» (греч. «орудия позна­ния»), Аристотель сформулировал основные законы мышления: тождества, противоречия и исключенного третьего, описал важней­шие логические операции, разработал теорию понятия и суждения, обстоятельно исследовал дедуктивное (силлогистическое) умоза­ключение. Аристотелевское учение о силлогизме составило основу одного из направлений современной математической логики — ло­гики предикатов.

Важным этапом в развитии учения Аристотеля явилась логика античных стоиков (Зенон, Хрисипп и др.), дополнившая аристоте­левскую теорию силлогизма описанием сложных умозаключений. Логика стоиков — основа другого направления математической логики — логики высказываний.

Среди других античных мыслителей, развивавших и комментиру­ющих логическое учение Аристотеля, следует назватьГалена, име­нем которого названа 4-я фигура категорического силлогизма;Порфирия, известного разработанной им наглядной схемой, отображаю­щей отношения подчинения между понятиями («древо Порфирия»);Боэция, сочинения которого длительное время служили ос­новными логическими пособиями.

Логика развивалась и в средние века, однако схоластика исказила учение Аристотеля, приспособив его для обоснования религиозной догматики.

Значительны успехи логической науки в Новое время. Важней­шим этапом в ее развитии явилась теория индукции, разработанная английским философомФ. Бэконом (1561—1626). Бэкон подверг критике извращенную средневековой схоластикой дедуктивную ло­гику Аристотеля, которая, по его мнению, не может служить мето­дом научных открытий. Таким методом должна быть индукция, принципы которой изложены в его сочинении «Новый Органон» (в отличие от старого, аристотелевского «Органона»). Разработка ин­дуктивного метода — огромная заслуга Бэкона, однако он неправо­мерно противопоставил его методу дедукции; в действительности эти методы не исключают, а дополняют друг друга. Бэкон разрабо­тал методы научной индукции, систематизированные впоследствии английским философом и логикомДж.С. Миллем (1806—1873).

Дедуктивная логика Аристотеля и индуктивная логика Бэкона — Милля составили основу общеобразовательной дисциплины, кото­рая в течение длительного времени была обязательным элементом европейской системы образования и составляет основу логического образования в настоящее время.

Эту логику принято называтьформальной, так как она возникла и развивалась как наука о формах мышления. Ее называют также традиционной, или аристотелевской логикой.

Дальнейшее развитие логики связано с именами таких выдаю­щихся западно-европейских мыслителей, как Р. Декарт, Г. Лейбниц, И. Кант и др.

Французский философР. Декарт (1569—1650) выступил с крити­кой средневековой схоластики, он развил идеи дедуктивной логики, сформулировал правила научного исследования, изложенные в сочинении «Правила для руководства ума». В 1662 г. в Париже вышла книга «Логика, или Искусство мыслить», написанная последователя­ми Декарта А. Арно и П. Николем, известная также под названием «Логика Пор-Рояля». Книга оказала заметное влияние на всю пос­ледующую историю развития логики.

Крупный вклад в исследование логических проблем внесли не­мецкий философГ. Лейбниц (1646—1716), сформулировавший закон достаточного основания, выдвинувший идею математической логики, которая получила развитие лишь в XIX—XX вв.; немецкий философИ. Кант (1724—1804) и многие другие западно-европей­ские философы и ученые.

Значительны заслуги в развитии логики русских философов и ученых. Ряд оригинальных идей выдвинулиМ.В. Ломоносов (1711— 1765),А.Н. Радищев (1749—1802),Н.Г.Чернышевский (1828— 1889). Известны своими новаторскими идеями в теории умозаключе­ний русские логикиМ.И. Карийский (1804—1917) иЛ.В. Рутковский (1859—1920). Одним из первых начал развивать логику отно­шений философ и логикС.И. Поварнин (1807—1952).

Во второй половине XIX в. в логике начинают широко применять разработанные в математике методы исчисления. Это направление разрабатывается в трудах Д. Буля, У.С. Джевонса, П.С. Порецкого, Г. Фреге, Ч. Пирса, Б. Рассела, Я. Лукасевича и других математиков и логиков. Теоретический анализ дедуктивных рассуждений метода­ми исчисления с использованием формализованных языков получил название математической, или символической, логики.

Символическая логика интенсивно развивающаяся область логических исследований, включающая множество разделов, или, как их принято называть, «логик» (например, логика высказываний, логика предикатов, вероятностная логика и т.д.). Большое внимание уделяется разработке многозначной логики, в которой помимо при­нятых в традиционной логике двух значений истинности — «истин­но» и «ложно» — допускается много значений истинности. Так, в разработанной польским логиком Я. Лукасевичем (1878—1956) трехзначной логикевводится третье значение — «возможно» («нейтрально»). Им же построенасистема модальной логики со значения­ми «возможно», «невозможно», «необходимо» и т.п., а такжечеты­рехзначная и бесконечнозначная логики.

Перспективными являются такие разделы, каквероятностная логика, исследующая высказывания, принимающие множество сте­пеней правдоподобия — от 0 до 1,временная логика и многие другие.

Особое значение для правоведения имеет раздел модальной ло­гики, получивший названиедеонтической логики, исследующий структуры языка предписаний, т.е. высказываний со значением «обязательно», «разрешено», «запрещено», «безразлично», которые широко используются в правотворческой и правоохранительной де­ятельности.

Исследование процессов рассуждения в системах символической логики оказало заметное влияние на дальнейшее развитие формаль­ной логики в целом. Вместе с тем символическая логика не охваты­вает всех проблем традиционной формальной логики и не может полностью заменить последнюю. Это два направления, две ступени в развитии формальной логики.

Особенность формальной логики состоит в том, что она рас­сматривает формы мышления, отвлекаясь от их возникновения, изменения, развития. Эту сторону мышления изучаетдиалекти­ческая логика, впервые в развернутом виде представленная в объ­ективно-идеалистической философской системеГегеля (1770— 1831) и с материалистических позиций переработанная в филосо­фии марксизма.

Диалектическая логика изучает законы развития человеческого мышления, а также методологические принципы и требования, ко­торые формируются на их основе. К ним относятся объективность и всесторонность рассмотрения предмета, принцип историзма, раз­двоение единого на противоположные стороны, восхождение от аб­страктного к конкретному, принцип единства исторического и логи­ческого и др. Диалектическая логика служит методом познания диа­лектики объективного мира.

Логика формальная и логика диалектическая изучают один и тот же объект — человеческое мышление, но при этом каждая из них имеет свой предмет исследования. Это значит, что диалектическая логика не заменяет и не может заменить логику формальную. Это две науки о мышлении, они развиваются в тесном взаимодействии, которое отчетливо проявляется в практике научно-теоретического мышления, использующего в процессе познания как формально-ло­гический аппарат, так и средства, разработанные диалектической логикой.

Формальная логика изучает формы мышления, выявляя структу­ру, общую для различных по содержанию мыслей. Рассматривая, например, понятие, она изучает не конкретное содержание различ­ных понятий (это задача специальных наук), а понятие как форму мышления, независимо от того, какие именно предметы мыслятся в понятиях. Изучая суждение, логика отвлекается от их конкретного содержания, выявляя структуру, общую для различных по содержанию суждений. Формальная логика изучает законы, обусловливаю­щие логическую правильность мышления, без соблюдения которой нельзя прийти к результатам, соответствующим действительности, познать истину.

Мышление, не подчиняющееся требованиям формальной логи­ки, не способно правильно отражать действительность. Поэтому изучение мышления, его законов и форм нужно начинать с формаль­ной логики.

Вопрос № 6. Значение логики в юридической деятельности

Мышление человека подчиняется логическим законам и проте­кает в логических формах независимо от науки логики. Люди мыслят логично, не зная ее правил, подобно тому, как они правильно гово­рят, не зная правил грамматики.

Но следует ли из этого, что изучение логикине имеет практичес­кого значения?

Сторонники такого взгляда ссылаются иногда на ироничное за­мечание Гегеля о том, что логика «учит» мыслить, так же как физио­логия «учит» переваривать. Разумеется, можно правильно мыслить, не изучив логику, правильно говорить, не зная грамматики, переваривать пищу, не зная физиологии. Однако нельзя и недооценивать практического значения этих наук. Когда академика И.П. Павлова спросили, в чем он видит основные цели физиологической науки, великий русский физиолог ответил: «Задачей физиологии является научить человека, как правильно есть, дышать, как правильно рабо­тать и отдыхать, чтобы прожить как можно дольше».

Что касается логики, то ее задача состоит в том, чтобы научить человека сознательно применять законы и формы мышления и на основе этого логичнее мыслить и, следовательно, правильнее позна­вать окружающий мир.

Знание логики повышает культуру мышления, вырабатывает навык мыслить более «грамотно», развивает критическое отноше­ние к своим и чужим мыслям. Поэтому мнение, будто изучение логики не имеет практического значения, несостоятельно.

Многие великие философы, выдающиеся деятели науки и куль­туры: Платон и Гоббс, Ломоносов и Чернышевский, Тимирязев и Ушинский — придавали большое значение изучению логики, зна­нию ее законов, указывали на необходимость развивать способность к логическому мышлению. «Как бы ни относиться к вопросу, возрас­тают ли наши способности находить верные доводы в результате изучения логики или нет, — утверждает известный американский логик и математик С. Клини, — бесспорно, что в результате изуче­ния логики увеличивается возможность проверять правильность рассуждений. Ведь логика дает методы анализа рассуждений. Даже если мы считаем, что сами можем не ошибаться в своих рассуждени­ях, то все же не сомневаемся, что есть немало склонных ошибаться (особенно среди несогласных с нами)».

«Логика — необходимый инструмент, освобождающий от лиш­них, ненужных запоминаний, помогающий найти в массе информа­ции то ценное, что нужно человеку, — писал известный физиолог академик Н.К. Анохин. — Она нужна любому специалисту, будь он математик, медик, биолог».

Мыслить логично — это значит мыслить точно и последователь­но, не допускать противоречий в своих рассуждениях, уметь вскры­вать логические ошибки. Эти качества мышления имеют большое значение в любой области научной и практической деятельности, в том числе и в работе юриста, требующей точности мышления, обо­снованности выводов.

Лучшие русские юристы отличались не только глубоким знанием всех обстоятельств дела и яркостью речей, но и строгой логичностью в изложении и анализе материала, неопровержимой аргументацией выводов. Вот, например, как характеризуется профессиональное мастерство известного русского адвоката второй половины прошло­го века П.А. Александрова: «Наиболее характерным для судебного ораторского мастерства П.А, Александрова является твердая логика и последовательность его суждений, умение тщательно взвешивать и определять место любого доказательства по делу, а также убеди­тельно аргументировать и обосновывать свои важнейшие доводы». А.Ф. Кони подчеркивал «неотразимую логику» в речах В.Д. Спасовича. Строгая последовательность, логичность и убедительность от­мечаются в речах видного юриста К.Ф. Халтулари.

И наоборот, непоследовательные и противоречивые рассуждения затрудняют выявление дела, а в некоторых случаях могут явить­ся причиной судебной ошибки.

Знание логики помогает юристу подготовить логически строй­ную, хорошо аргументированную речь, вскрыть противоречия в по­казаниях потерпевшего, свидетелей, обвиняемого, опровергнуть не­обоснованные доводы своих оппонентов, построить судебную вер­сию, наметить логически выдержанный план осмотра места проис­шествия, непротиворечиво, последовательно и обоснованно соста­вить официальный документ и т.д. Все это имеет важное значение в работе юриста, направленной на укрепление законности и правопо­рядка.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1.Что представляет собой чувственное познание, в каких формах оно протекает?

2.Что такое мышление, в чем состоит его роль в познании?

3.Что такое форма мышления?

4.В чем отличие истинности мысли от логической правильности рассуждений?

5.Что такое закон мышления?

6.Сформулируйте основные законы мышления, охарактеризуйте их роль в позна­нии, в юридической практике.

7.Что представляет собой искусственный язык логики предикатов?

8.Приведите определение предмета науки логики.

9.В чем состоит значение логики в работе юриста?

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: На стипендию можно купить что-нибудь, но не больше. 9092 — | 7271 — или читать все.

193.124.117.139 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

источник