Меню Рубрики

Личность как объект социологического анализа кратко

Лучший тренажер для развития навыков социолога: мышление, внимание, увеличение словарного запаса. По нашей статистике, 85% получили положительные результаты за первые 4 тренировки.

Человек и личность являются предметом многих наук. Изучение человека в социологии находится на пересечении с такими науками, как философия, этика, культурология, психология, политология, правоведение. Социология – единственная наука, исследующая человека как социальный тип, как тип личности, наделенный типичными чертами, обретенными в процессе функционирования социальных общностей. Вместе с тем в ее поле зрения включены и реально существующие личности, чье формирование обусловлено спецификой «текущих» общественно-культурных условий. Но изучаются не их индивидуальные особенности, а социально-типичное в человеке, его функции и роли, а также социально-значимая деятельность. Поскольку личность существует не автономно, не сама по себе, а всегда является членом той или иной общности, элементом многих социальных структур (социально-демографических, социально-классовых, социально-территориальных, социально-профессиональных и иных), постольку она выполняет определенные социальные функции, совершает многочисленные поведенческие акты. Социальное в человеке является исходным, главным в социологическом анализе личности.

В повседневном и научном языке очень часто встречаются термины: «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность». Человек – понятие самое общее, родовое. Индивид понимается как отдельный человек, как единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества, разума, воли, интересов, ценностей и т.д. Понятие «индивид» – это своего рода атом, первокирпичик человеческого рода. В понятии «индивидуальность» фиксируется особенное, самобытное, отличающего одного индивида от другого. Это могут быть физиологические, психологические и другие особенности. Понятие «личность» позволяет выделить и подчеркнуть неприродную («надприродную») сущность человека, то есть акцент делается на социальном начале. Поскольку социологию человек интересует, прежде всего, не как продукт природы, а как продукт общества, то для нее важнейшее значение имеет категория личность. Личность обычно рассматривается как конкретное выражение сущности человека, воплощение и реализация в нем системы социально значимых черт и качеств данного общества. Личность – это результат развития индивида, полное воплощение социальных качеств человека, возникающих в процессе его деятельности и при участии в различных общностях и объединениях – совокупность знаний, навыков, привычек, ценностных ориентаций.

Рассматривая структуру личности, выделим в ней вслед за отечественными социологами Г.В.Осиповым, Ю.Левадой, Г.Е.Зборовским и Г.П.Орловым две основные подсистемы – внутренний мир (мир сознания) и внешний мир (мир деятельности). Каждая из названных подсистем личности характеризуется своей структурой и формой выражения. При этом «ядром» личности как системы является переход, превращение факта, момента, ситуации сознания в факт, момент, ситуацию деятельности. Структура, характеризующая срез сознания личности, включает в себя три механизма – мотивационный, диспозиционный, памяти. Мотивационный механизм может быть рассмотрен как взаимодействие потребностей, интересов, ценностных ориентаций, конечным результатом которого является их преобразование в цель личности. При этом потребности и интересы, отражаясь в сознании людей, преломляясь через ценностные ориентации, приводят к формированию конкретных внутренних побудителей действия – мотивов деятельности. Деятельность – целесообразное взаимодействие человека с окружающей средой. Деятельность как сложный целостный процесс, ориентированный на цель, осуществляется совокупностью действий (функций), а они в свою очередь подразделяются на конкретные операции (А.Н.Леонтьев, Л.А.Зеленов). Операции – это конкретные способы выполнения действий, предполагающие определенные навыки, умения, приемы. Диспозиционный механизм, включающий мотивы, стимулы, установки, диспозиции (от лат. «disposition» – расположение), позволяет обнаружить процесс саморегуляции социального поведения личности. Что касается механизма памяти, то он включает в себя глубинное освоение опыта человечества и его знаний и динамичный, быстро изменяющийся уровень освоения оперативной информации. Структура деятельности обусловлена объективной необходимостью выполнения тех или иных действий для воспроизводства, функционирования и развития личности. Она детерминируется (на уровне конкретной личности) ее демографическим, социальным, профессиональным положением, местом (статусом), занимаемым в системе общественных связей и отношений.

Социология содержит множество теорий личности, которые отличаются друг от друга кардинальными методологическими установками. При этом личность рассматривается на двух уровнях анализа: макро- и микросоциологическом. Они направлены на изучение неразрывной связи процесса формирования личности с функционированием и развитием социальных общностей, на изучение взаимодействия личности и общества, личности и группы, на проблемы регуляции и саморегуляции социального поведения личности.

Диспозиционная теория саморегуляции социального поведения личности разъясняет значение ценностно-нормативных факторов в жизни личности. Основателями этой теории были американские социологи У.Томас и Ф.Званецкий, а в отечественной социологии эту теорию активно разрабатывает В.А.Ядов. Теория «зеркального Я» разработана американским исследователем Ч.Кули. Кули полагал, что процесс социализации личности происходит посредством осознания «собственного Я»: личностное «Я» рассматривается индивидом как бы в зеркале, главным образом через реакции взаимодействующих с ним людей. Он выделял самосознание (что я думаю о себе), социальное сознание (что я думаю том, как другие люди думают о группе, к которой я принадлежу). Согласно его теории, человек, начиная с детства, ориентируется на мнение окружающих, воспринимаемых им в качестве своеобразного «социального зеркала». Человек здесь пассивен, усваивает мнения других людей. «Зеркальное Я» формирует человека на всех этапах социализации. Социальное зеркало всегда действует, оно постоянно перед нами и также постоянно изменяется.

Психоаналитическая концепция личности (З.Фрейд) направлена на раскрытие противоречивости внутреннего мира человека, на изучение психологических аспектов взаимосвязи личности и общества. Модель личности, созданная Фрейдом, представляет собой трехуровневое образование: низший слой (Оно, или Ид), представленный бессознательными импульсами и «родовыми воспоминаниями», средний слой (Я, или Эго) и верхний слой (Сверх–Я, или Супер–Эго) – нормы общества, воспринимаемые человеком. Наиболее жесткие, агрессивные и воинственные слои – Оно и Сверх–Я. Они с обеих сторон «атакуют» психику человека, порождая невротический тип поведения. Это модель личности, постоянно обороняющейся от общественного давления и находящийся в конфликте с социальным окружением. Главная проблема – проблема противоречия между человеком и обществом.

Ролевая теория личности (Р.Мертон, Т.Парсонс и др.) описывает ее социальное поведение двумя основными понятиями: «социальный статус» и «социальная роль». Разберем, что означают эти понятия. Каждый человек в социальной системе занимает несколько позиций. Каждая из этих позиций, предполагающая определенные права и обязанности, называется статусом. Человек может иметь несколько статусов. Но чаще всего только один определяет его положение в обществе. Этот статус называется главным, или интегральным. Часто бывает так, что главный статус обусловлен его должностью. Социальный статус отражается как во внешнем поведении и облике, так и во внутренней позиции (в установках, ценностных ориентациях, мотивациях и т.д.). Социологи отличают предписанные и приобретенные статусы. Предписанный – это значит навязанный обществом вне зависимости от усилий и заслуг личности. Он обусловливается этническим происхождением, местом рождения, семьей и т.д. Приобретенный (достигнутый) статус определяется усилиями самого человека (например, ученый, директор и т.д.). Выделяются также естественный и профессионально-должностной статусы. Естественный статус личности предполагает существенные и относительно устойчивые характеристики человека (мужчины и женщины, детство, юность, зрелость, старость и т.д.). Профессионально–должностной – это базисный статус личности, для взрослого человека чаще всего являющийся основой интегрального статуса. В нем фиксируется социальное, экономическое и производственно-техническое положение (банкир, инженер, адвокат и т.д.).

Социальный статус обозначает конкретное место, которое занимает индивид в данной социальной системе. Совокупность требований, предъявляемых индивиду обществом, образует содержание социальной роли. Социальная роль – это совокупность действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус в социальной системе. Каждый статус обычно включает ряд ролей. Совокупность ролей, вытекающих из данного статуса, называется ролевым набором. Социальная роль распадается на ролевые ожидания – то, чего согласно «правилам игры» ждут от той или иной роли, и на ролевое поведение – то, что человек реально выполняет в рамках своей роли. Общество при этом следит, чтобы все делалось «как надо». При этом возникает проблема ролевого конфликта. Ролевой конфликт – это столкновение ролевых требований, вызванное множественностью одновременно выполняемых им ролей. Ролевой конфликт порождает ролевую напряженность, которая проявляется в различных житейских и служебных неурядицах. Для снятия ролевой напряженности существует целая система социального контроля – от общественного мнения до правоохранительных органов – и соответствующая ей система социальных санкций – от порицания, осуждения до насильственного пресечения. Еще Шекспир говорил, что «весь мир – всего лишь сцена, а мужчины и женщины – это актеры, они имеют свои выходы и уходы и в одно и тоже время могут исполнять по нескольку ролей». Что же, сказано справедливо. Понять личность, ее деятельность без указания на выполняемы ею социальные функции нельзя. Собственно, на приведенной мысли в значительной степени базируется вся социологическая теория ролей.

Поведенческая концепция личности (американские социологи Б.Скиннер, Дж. Хоманс и др.) рассматривает личность как систему реакций на различные стимулы в соответствии с концепцией классического бихевиоризма. Бихевиоризм (от англ. «behavior» – поведение) – одно из ведущих направлений в американской психологии ХIХ–начала ХХ в. Сущность бихевиоризма состоит в том, что наука должна описывать непосредственно наблюдаемое, следовательно, психология должна изучать поведение, а не сознание. По мнению сторонников поведенческой концепции, стимулом является любое благо, социальное происхождение, знания, комфорт, уважение и т.п. Чем выше стимул, тем ценнее вознаграждение, тем чаще человек будет лоялен, доброжелателен по отношению к окружающим и к обществу в целом. Если человек не получает желаемого признания, он будет вести себя агрессивно. Рассматривая реакцию человека на ту или иную ситуацию, поведенческая концепция исходит из системы поощрений. Поэтому изменение личностью поведения объясняется стимуляцией желаемых действий. При этом, чем чаще человек в прошлом вознаграждался, тем менее ценным будет для него последующее действие.

При марксистском подходе к изучению личности упор делается на социальную обусловленность ее природы и деятельности. Согласно К.Марксу, сущность человека есть совокупность общественных отношений. Сущность индивидуальной личности составляет не ее физическая природа, а ее социальное качество, то есть общественно значимое качество, присущее многим людям. Личность, с точки зрения марксистского подхода, рассматривается как реализованная в индивиде интеграция социально значимых качеств и общественных отношений. Таким образом, личность, с одной стороны, есть результат исторического развития, а с другой – результат включения индивида в социальную систему, его предметной деятельности, способной изменить общественные отношения.

источник

В повседневном и научном языке очень часто встреча­ются термины: «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность».Чаще всего эти слова употребляются как сино­нимы, но если подходить строго к определению данных понятий, то можно обнаружить существенные смысловые оттенки. Человек— понятие самое общее, родовое. Инди­видпонимается как отдельный, конкретный человек, как единичный представитель человеческого рода неделимый, конечный). Индивидуальностьможно определить как совокупность черт, отличающих одного индивида от другого, причем раз­личия проводятся на самых разных уровнях — биохимичес­ком, нейрофизиологическом, психологическом, социаль­ном идр. Понятие личностьвводится для выделения, подчеркивания неприродной («надприродной», социаль­ной) сущности человека и индивида, т. е. акцент на социальном начале.

Личность в структуре гуманитарных наук:

Философия –рассматривает личность с точки зрения её положения в мире как субъекта деятельности, познания и творчества.

Психология –рассматривает личность в качестве устойчивой целостности психологических процессов, свойств и отношений: темперамента, характера, способностей, волевых качеств и др.

Одним из центральных направлений социологи является исследование личности. Это обуславливается рядом факторов:

* личность является одним из главных субъектов общественных отношений;

* функционирование общества невозможно без учета потребностей и интересов личности;

* личность представляет собой индикатор общественного развития.

В социологии личность определяется как:

I) системное качество индивида, определяемое его включенностью в об­щественные отношения и проявляющееся в совместной деятельности и общении;

2) субъект социальных отноше­ний и сознательной деятельности.

Социальные качества человека: социально определенная цель деятельности, социальные роли и позиции, нормы и ценности, уровень образованности, профессиональная подготовка, трудоспособность, самостоятельность в принятии решений, активность.

В момент рождения ребенок еще не является личностью. Он всего лишь индивид. Чтобы сделаться личностью, человек должен пройти определенный путь развития. Непременным условием этого развития являются:

1) био­логические, генетически заданные предпосылки;

2) нали­чие социальной среды, мира человеческой культуры, скоторым ребенок взаимодействует. Ребенок, не взаимодей­ствующий с социальной средой, еще не человек в собствен­ном смысле слова.

Понятие «личность» показывает, как в каждом человеке индивидуально отражаются социально значимые черты и про­является его сущность как совокупность всех общественных отношений.Социология стремится выявить социальные ос­новы формирования личностных качеств, социальное со­держание и социальные функции существующих в обще­стве типов личности, т. е. изучить личность и как источник общественной жизни, и как ее реальный носитель. Конеч­но же, личность, с точки зрения социологии, обозначает еди­ничного человека, проявляющего социально значимые черты индивидуальной жизнедеятельности благодаря взаимодей­ствию с другими людьми и тем самым способствующего ста­билизации и развитию общественных отношений.

Социология личности сосредоточена на трех основных проблемах:

1) изучение личности как соци­альной системы, элемента социальных общностей и инсти­тутов;

2) изучение личности как объекта социальных отно­шений (воздействие общества на личность, в том числе и о процессе ее социализации, воспитания);

3) рассмотрение личности как субъекта общественных отношений, втом числе социальную деятельность и активность личности.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Учись учиться, не учась! 10539 — | 7954 — или читать все.

193.124.117.139 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

источник

Первичным агентом социального взаимодействия и отношений является личность. При этом индивидуально-личностные коллизии, переживаемые личностью, предстают как социальные. Признавая ведущую роль социальных факторов (культуры и социальных институтов, влияния других людей) в формировании личности, социологи переводят проблему личности в плоскость социологического анализа.

Такая постановка вопроса вытекает из необходимости найти постоянную величину, определяющую процессы, происходящие в обществе. Объясняя эти процессы взаимодействиями индивидов, объединяющихся в социальные общности для достижения своих целей, мы получаем ключ к пониманию сущности общества.

Что же такое личность? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо, прежде всего, провести разграничение понятий «человек», «индивид», «личность».

Понятие «человек» употребляется для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и способностей. Это понятие подчеркивает наличие в мире такой особой исторически развивающейся общности, как человеческий род (homo sapiens), человечество, которое отличается от всех иных материальных систем только ему присущим способом жизнедеятельности.

«Индивид» – отдельный человек, единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества: разума, воли, потребностей, интересов и т.д. Понятие «индивид» в этом случае употребляется в значении «конкретный человек». При такой постановке вопроса не фиксируются как особенности действия различных биологических факторов (возрастных особенностей, пола, темперамента), так и различия социальных условий жизнедеятельности человека. Однако полностью абстрагироваться от действия этих факторов невозможно. Очевидно, что существуют большие различия между жизнедеятельностью ребенка и взрослого человека, человека первобытного общества и других исторических эпох. Чтобы отразить конкретно-исторические особенности развития человека на различных уровнях его индивидуального и исторического развития, наряду с понятием «индивид» используют и понятие «личность». Индивид в данном случае рассматривается как отправной момент для формирования личности от исходного состояния для онто- и филогенеза человека, личность – итог развития индивида, наиболее полное воплощение всех человеческих качеств.

Личность является объектом изучения философии, психологии и социологии. Философия рассматривает личность с точки зрения ее положения в мире как субъекта деятельности, познания и творчества. Психология изучает личность в качестве устойчивой целостности психических процессов, свойств и отношений: темперамента, характера, способностей, волевых качеств и т.д.

Социологический же подход выделяет в личности социально-типическое. «Личность» – это единичный человек как система устойчивых качеств, свойств, реализуемых в социальных связях, социальных институтах, культуре, более широко – в социальной жизни.

Основная проблематика социологической теории личности связана с процессом формирования личности и развития ее потребностей в неразрывной связи с функционированием и развитием социальных общностей, изучением закономерной связи личности и общества, личности и группы, регуляции и саморегуляции социального поведения личности.

Таким образом, для социологии в человеке интересна его социальная составляющая. При таком подходе ничто человеческое, в том числе темперамент, эмоции, присущие данному человеку, не исчезают в его личности. Вместе с тем в личности они представлены в тех проявлениях, которые значимы для социальной жизни. Индивид становится личностью в процессе освоения социальных функций и развития самосознания, т.е. осознания своей самотождественности и неповторимости как субъекта деятельности и индивидуальности, но именно в качестве члена общества.

Стремление к слиянию с социальной общностью (к идентификации с ней) и вместе с тем к проявлению творческой индивидуальности делает личность продуктом и субъектом социальных отношений, социального развития.

Формирование личности осуществляется в процессах социализации индивидов и направленного воспитания: освоения ими социальных норм и функций (социальных ролей) посредством овладения многообразными видами и формами деятельности.

Не всякий человек личность. Человеком рождаются, а личностью становятся. В то же время неправильно думать, что личность это только выдающийся человек. Личность – это человек обладающий самосознанием и ценностными ориентирами, включенностью в социальные отношения и чувством ответственности за поступки, осознанием своей индивидуальности и автономностью по отношению к государству и обществу. Поэтому, можно говорить как о выдающейся личности, воплотившей в себе яркие общечеловеческие и индивидуальные характеристики, так и о личности преступника или алкоголика, бомжа. Препятствием к тому, чтобы быть личностью, для взрослого человека являются только необратимые органические поражения мозга.

источник

1. Понятие личности в социологии.

2. Ролевые теории личности.

1. В социальном и гуманитарном знании проблемы сущности человеческой личности, возможности ее формирования в необходимом для конкретного общества направлении всегда были очень актуальными. Ведь основным элементом и необходимым условием существования общества и является человеческая личность. Но что включает в себя это понятие? Философия больше оперирует понятием «человек», которое включает в себя и его биологическую, и ментальную, и культурную природу. Психология больше обращает внимание на индивидуальные различия людей: темперамент, характер, особенности поведения. Социология, опираясь на философский и психологический анализ личности, рассматривает личность как определенную совокупность социальных качеств, которые формируются у человека в процессе совместного существования с другими людьми. На уровне обыденного сознания мы часто отождествляем понятия «человек», «индивид» и «личность». Но социология их четко разграничивает.

Человек — это самое общее понятие, которое указывает на принадлежность к человеческому роду (homo sapiens) и служит для характеристики универсальных, присущих всем представителям этого биологического вида свойств и качеств.

Индивид — это конкретный человек, единичный представитель человеческого рода. Индивид рассматривается как единство биологического, психологического и социального начал. Но это скорее количественная характеристика, чем качественная. Качественной характеристикой человека (индивида) выступают понятия «индивидуальность» и «личность». Но «индивидуальность» указывает на психофизиологические особенности человека (индивида), а «личность» — на социальные.

Каждый человек обладает совокупностью внутренних качеств и свойств, которые составляют структуру его личности. В этой структуре иерархически выстроены биологические и социальные качества человека. Иерархическая структура личности (по К. К. Платонову) выглядит следующим образом:

Краткое название подструктуры

Соотношение биологического и социального

Убеждения, мировоззрения, личностные смыслы, интересы

Социальный уровень (биологического почти нет)

Умения, знания, навыки, привычки

Социально-биологический уровень (значительно больше социального, чем биологического)

Подструктура форм отражения

Особенности познавательных процессов (мышления, памяти, восприятия, ощущения, внимания); особенности эмоциональных процессов (эмоции, чувства)

Биологический уровень (биологического больше, чем социального)

Подструктура биологических конституциональных свойств

Скорость протекания нервных процессов, баланс процессов возбуждения и торможения; половые, возрастные свойства

Биологический уровень (социальное практически отсутствует)

В социологии личность — это устойчивая совокупность социально значимых черт и качеств, присущих человеку как общественному существу. Социально значимые черты и качества индивида формируются и реализуются в процессе взаимодействия с обществом через конкретные социальные группы, институты и общности. Личность выступает здесь не только как объект внешних воздействий, но и как субъект социальных отношений, активный участник общественной жизни, имеющий собственные потребности, устремления, интересы, способный оказывать обратное воздействие на социальную среду.

Понимание личности как субъекта социальной деятельности включает исследование его потребностей, интересов, ценностей, целей, мотивов и стимулов деятельности. Потребности — это исходный источник деятельности.

Будучи осознанными, потребности трансформируются в интересы личности. В свою очередь, интересы, преломляясь через ценностные ориентации, формируют мотивы и цели деятельности. Мотивы — это внутренние побудители деятельности, а внешними побудителями являются стимулы. В отличие от мотивов, являющихся субъективными факторами, стимулы представляют собой объективные факторы и выражают особенности окружающей социальной среды.

Взаимодействие мотивов и стимулов образует диспозицию (социальную установку) личности — ее предрасположенность к определенному поведению в конкретных условиях.

Таким образом, личность — это интегральное социальное качество, приобретенное индивидом в процессе включения в систему общественных связей и отношений. Взаимодействуя с окружающей социальной средой, личность вырабатывает свои ценностные ориентации, социальные установки и модели поведения. Формирование новых потребностей, интересов и диспозиций становится важным фактором творческой активности личности, преобразования условий жизни и, следовательно, развития общества в целом.

Когда мы говорим о социальном типе личности, прежде всего обращаем внимание на то, что он отражает устойчивые черты характера, сформированные под влиянием историко-культурных и социально-экономических условий жизнедеятельности людей в конкретной общественной системе.

В социологии выделяют модальный, базисный и идеальный типы личности. Модальный — это усредненный тип личности, который реально преобладает в данном обществе. Базисный — это тип личности, наилучшим образом отвечающий потребностям развития общества. Идеальный тип личности не привязан к конкретным условиям и рассматривается как эталон будущего.

В современной социологии существуют и другие типологии, выстроенные по различным основаниям (например, по ценностным ориентациям, устойчивым поведенческим стереотипам и др. ).

2. Организационно-регулирующим механизмом социализации является система статусов и ролей. Общее понимание социального статуса и социальной роли показано в теме «Социальная структура».

Зная социальный статус конкретного человека, мы можем ожидать от него типичного набора действий, т. е. выполнения соответствующей статусу социальной роли.

Понятие «социальная роль» появилось в начале XX в. в работах Э. Дюркгейма (1858-1917), М. Вебера (1864-1920), а затем оно разрабатывалась в работах Дж. Мида (1863-1930), Т. Парсонса (1902-1979), Р. Линтона (1893-1953), Я. Морено (1892-1974) и др.

Мид акцентировал внимание на механизмах «научения ролей», освоения ролей в процессах межличностного взаимодействия (интеракции), подчеркивая стимулирующее воздействие ролевых ожиданий со стороны «значимых» для данного индивида лиц, с которыми он вступает в общение.

Линтон обратил внимание на социально-культурную природу ролевых ожиданий и их связь с социальной позицией личности, а также на назначение социальных и групповых санкций.

Парсонс одним из первых попытался систематизировать социальные роли. Он считал, что любая роль описывается пятью основными характеристиками:

1) эмоциональной — одни требуют эмоциональной сдержанности, другие — раскованности;

2) способом получения — одни предписываются, другие завоевываются;

3) масштабом — часть сформулирована и строго ограничена, другая — размыта;

4) формализацией — действие в строго установленных правилах либо произвольно;

5) мотивацией — на личную прибыль, на общее благо и т. д.

Морено в своей книге «Кто должен выжить? » классифицирует социальные роли следующим образом:

• психосоматические роли, когда поведение связано с основными биологическими потребностями, определенными культурой;

• психодраматические роли, когда поведение личности определяется в соответствии с конкретными требованиями данного социального окружения;

• социальные роли, когда личность ведет себя так, как этого ожидают от представителя той или иной социальной категории.

Но любая роль не является чистой моделью поведения. Как правильно отмечает в своей работе В. Харчева, процесс реализации ролей зависит от следующих факторов:

• биопсихологических возможностей человека, способствующих выполнению той или иной социальной роли или тормозящих его;

• личностного образа, определяющего комплекс идеальных черт, которые человек должен проявлять при выполнении ролей, а также комплекс идеальных способов поведения, ожидаемых от человека;

• характера роли, принятой в группе, и способа социального контроля за выполнением ролевого поведения;

• структуры группы, сплоченности и степени идентификации индивида с ней.

Социальную роль следует рассматривать в двух аспектах: ролевого ожидания и ролевого поведения. Между ними никогда не бывает полного совпадения, но каждый имеет большое значение в поведении личности. Роли определяются прежде всего тем, чего ожидают от нас другие. Эти ожидания ассоциируются со статусом личности. Если ожидания не оправдываются, возникает конфликт между личностью и обществом.

Ролевые требования (предписания, положения и ожидания соответствующего поведения) воплощаются в конкретных социальных нормах, сгруппированных вокруг социального статуса.

В нормативной структуре социальной роли обычно выделяют четыре элемента:

1) описания типа поведения, соответствующего данной роли;

2) предписания (требования), связанные с данным поведением;

3) оценка выполнения предписанной роли;

4) санкция — социальные последствия того или иного действия в рамках требований социальной системы.

Поскольку каждый человек исполняет несколько ролей практически одновременно, может возникнуть конфликт. Ситуация, когда человек сталкивается с необходимостью удовлетворять требованиям двух и более несовместимых ролей, называется ролевым конфликтом. Но ролевой конфликт может происходить не только между ролями, но и в пределах одной роли. Подобный конфликт может быть разрешен посредством рационализации, разделения и регулирования ролей.

Рационализация роли — это неосознанный поиск неприятных сторон желаемой, но недостижимой роли с целью собственного успокоения.

Разделение ролей снижает ролевую напряженность путем временного изъятия из жизни одной из ролей и выключения ее из сознания индивида. При этом человек как бы переключает свои роли, чередует их, избавляясь от неприятного несоответствия.

Регулирование ролей — формальная процедура, посредством которой индивид освобождается от личной ответственности за последствия выполнения им той или иной роли.

Первые два вида действий являются неосознанными защитными механизмами, третий в основном используется осознанно и рационально.

3. Социализация — это процесс включения личности в общество, усвоение ею общественного опыта, культурных ценностей, социальных ролей, норм и правил поведения. На основе социализации происходит формирование социально значимых качеств личности, которые позволяют ей принимать полноценное участие в жизни общества. Необходимость социализации связана с тем, что социальные качества не передаются по наследству. Они усваиваются, вырабатываются индивидом в ходе внешнего воздействия. Социализация требует деятельного участия самого индивида и предполагает наличие сферы деятельности.

Социализация не сводится к традиционным понятиям «воспитание» и «образование»; она продолжается в течение всей жизни человека и охватывает все процессы воздействия на него со стороны социального окружения.

В социализации выделяют две фазы: социальную адаптацию и интериоризацию. Социальная адаптация — это приспособление индивида к социальным условиям, ролевым функциям, социальным нормам, социальным группам, институтам, организациям, выступающим в качестве сферы его жизнедеятельности.

Интериоризация — это процесс включения социальных норм и ценностей во внутренний мир человека.

Одним из механизмов социализации является идентификация. Социализация предполагает способность человека выработать и реализовать «Я-концепцию». Такая концепция включает личную и социальную идентичность, т. е. способность человека к самооценке физических, интеллектуальных, нравственных качеств и определению своей принадлежности к какой-либо общности (возрастной, политической, семейной). Действие идентификации как механизма социализации связано с тем, что индивид усваивает и реализует нормы, ценности, качества тех групп, принадлежность к которым он осознает. Можно сказать, что действия людей во многом определяются их самооценкой и групповой принадлежностью.

Социализация включает ряд этапов, имеющих свою специфику и по-разному трактуемых социологами. Одни исходят из того, что главным показателем зрелости личности служит ее трудовая деятельность, и поэтому выделяют три основных этапа социализации: дотрудовой, трудовой и послетрудовой (пенсионный). Другие подразделяют социализацию на два самых общих этапа: первичная социализация (от рождения до формирования личности) и вторичная (развитие личности на стадии ее социальной зрелости). Третьи предлагают деление социализации в зависимости от жизненных циклов человека (детство, юность, зрелость, старость).

В любом случае социализация наиболее активно осуществляется на начальных этапах, когда формируется личность ребенка и происходит его подготовка к взрослой жизни. Среди механизмов ранней социализации особое значение имеют коллективные игры, в ходе которых дети осваивают будущие социальные роли.

В процессе вторичной социализации личности очень значимым может быть ресоциализация, потребность в которой возникает при серьезных изменениях в жизни человека и всего общества, когда ранее приобретенные знания, ценности, роли и навыки теряют свое определяющее значение. Ресоциализация — это процесс усвоения личностью новых, более адекватных изменившимся условиям жизни знаний, ценностей, ролей и навыков.

Формирование личности происходит в процессе воздействия на нее различных социальных групп, институтов, заинтересованных в том, чтобы человек усваивал определенные социальные ценности и осваивал конкретные социальные роли. Это — агенты и институты социализации. Среди них можно выделить:

• отдельные личности — агенты социализации, воздействующие на индивида в процессе обучения и воспитания (родители, учитель и другие);

• учреждения — институты социализации, которые направляют и контролируют ее протекание (школа, вуз);

• средства массовой информации (особенно телевидение), обеспечивающие усвоение ценностей и стандартов поведения.

Существует множество теорий социализации, но мы обратим внимание на наиболее известные теории Ч. Кули (1864-1929) и Дж. Мида.

Кули выдвинул теорию «зеркального Я», согласно которой человеческое «Я» открывается через реакцию других людей. Другие люди — это те зеркала, в которых формируется образ «Я» человека. Он включает:

• представление о том, каким я кажусь другому человеку;

• представление о том, как этот другой оценивает мой образ;

• вытекающее из этого специфическое чувство гордости или унижения (самоуважение).

По мнению Мида, сознательное «Я» вырастает в социальном процессе. Ребенок обнаруживает свое «Я» как существо, обладающее определенными намерениями только во взаимодействии с другими. Если он будет общаться с одним человеком, его развитие как индивидуальности будет сравнительно прямолинейным и одномерным. Ребенку требуется несколько взрослых, которые по-разному реагируют на мир.

Мид полагал, что человек может быть объектом для самого себя, одновременно будучи и субъектом. Психическую систему этого процесса он обозначает «Я» (I) и «Меня» (me), где «Я» отражает субъективный аспект процесса формирования собственной индивидуальности, а «Меня» — объективный.

Мид утверждает, что мы обретаем ощущение индивидуальности, когда подходим к себе с той же меркой, что и к другим людям. При этом мы «принимаем на себя роль других в отношении самих себя». Мы одновременно являемся субъектом — наблюдателем и объектом — наблюдаемым. В собственном воображении мы принимаем позицию другого человека и с этой позиции изучаем и оцениваем самих себя. По мнению Мида, «обобщенный другой» — это средство связи каждого из нас с обществом. С помощью «обобщенного другого» мы впитываем в себя (интериализуем) организованную систему взглядов нашей группы и(или) всего общества так, что социальный контроль превращается в самоконтроль.

Используемая литература: Социология. Курс лекций : учеб. пособие / И.А. Акимова,
Н.Г. Багдасарьян, Е.А. Гаврилина, В.Г. Горохов, А.В. Литвинцева,
И.Е. Моторина, Г.В. Панина, Ю.П. Полуэктов, А.В. Чернышева ;
под ред И.А. Акимовой — М.: Изд-во МГТУ нм. Н.Э. Баумана.
2010. — 95. |2|.

Скачать реферат: У вас нет доступа к скачиванию файлов с нашего сервера. КАК ТУТ СКАЧИВАТЬ

источник

ЛИЧНОСТЬ КАК ОБЪЕКТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

Понятие личности определяется совокупностью социально значимых качеств, формирующихся при взаимодействии с другими людьми.

В социологии понятие личность означает устойчивую систему’ социально значимых черт, определяющих биосоциальную природу человека и характеризующих индивида как члена той или иной общности, оно показывает переходы от индивидуального к социальному и от социальной структуры к межличностным отношениям и индивидуальному поведению.

Социологические подходы заключаются в том, что рассматривается
проблема личности с разных точек зрения, в частности, каким образом под
влиянием общества происходит социализация человека.

Социологические концепции личности объединяют ряд различных теорий, признающих человеческую личность специфическим образованием, непосредственно выводимым из тех или иных социальных факторов.

6.1. Психологические теории личности в современной социологии

В основу этих теорий положены психологические аспекты усвоения человеком социальных ролей, применяемые в американской гуманистической психологии, особенно в разделе психотерапия, например:

1)транзактный анализ (особенно популярный), выделивший
структурный анализ личности, теорию игр и сценариев: Э. Берн, К. Стейнер;

2)психосинтез (сочетание классической философии и
психологических знаний, включая положения экзистенцианализма,
фрейдизма, психоанализа, вероучения буддизма, йоги, христианства).
Основа психосинтеза — представления о мудрости, возможности реализации
человеческого потенциала и гармонии. Основатель — Р. Ассанджиоли, ученик
3. Фрейда, современные теоретики — М. Браун, Т. Йоманс.

3)рационально-эмотивная терапия (А. Эллис) строится по классической формуле: человек расстроен не столько данным событием, сколько представлением о нем, причем утверждается, что эмоциональные реакции и жизненный стиль человека связаны с базовыми представлениями. Эта концепция служит основой теории необихевиоризма.

6.2. Марксистская теория личности

Данная теория исходит из предметно-деятельного характера становления человеческой личности, учитывая ее активность в освоении многообразных форм человеческой деятельности.

Основным вкладом в гуманистическое направление социологии стала в данной теории концепция отчуждения личности от тех или иных форм человеческой деятельности на различных этапах цивилизации, что является фактором одностороннего развития индивида.

Преодоление отчуждения человека происходит через становление гармонически развитой личности в соответствии с изменением общественных условий.

6.3. Ролевые теории личности

Я.Л. Морено, Т. Парсонс определяют личность как функцию от той совокупности социальных ролей, которые индивид исполняет в обществе.

Концепция распределения ролей у Т. Парсонса — деление их на аскриптивные, т.е. предписанные по естеству (определенные рождением, полом, возрастом, социальной принадлежностью и т.д.) и достижительные, т.е. зависящие от личных усилий индивида. Поскольку роли связаны с пребыванием человека в социальных группах, то личность является производной от условий, принятых в группах, в которые включен индивид. В процессе социализации он усваивает способы исполнения ролей и тем самым становится личностью. Общим для концепции ролевой теории является то, что личность есть результат овладения правилами жизни и поведения в обществе.

6.4. Теория референтных групп Т. Хаймена и С. Стауффера

Данная теория рассматривает включенность личности в различные социальные общности (от семьи до класса). Референтной становится группа, к которой человек принадлежит в данное время, принадлежал в прошлом или хотел бы принадлежать в будущем, с учетом следующих характеристик данной группы:

Выделяются два типа групп: а) компаративная — стандарт собственной оценки и б) нормативная, выполняющая регулятивную роль по отношению к поведению индивида, обусловливая разнообразие личности.

6.5. Социологическая концепция личности Ч.Х. Кули (1864-1929)

В концепции Ч.Х. Кули решающая роль в социализации индивида отводится первичным группам (семье, детским коллективам, соседской общности и т.д.), которые характеризуются неформальными, интимными и доверительными межличностными отношениями.

Особое значение при формировании сознания и самосознания ребенка он придавал мнениям и представлениям окружающих ребенка лиц в первичном коллективе — родителей, друзей, соседей.

Мнение окружающих становится настолько важным и существенным для индивида, что под их вниманием у индивида формируется чувство собственного «я», называемое «зеркальным я». Другие люди — это зеркала, в которые смотрится индивид, в постоянном общении с другими людьми формируется его собственное «я», как некая сумма зеркальных «я», т.е. человеческое «я» оказывается результатом взаимодействия индивида с окружающими его людьми.

6.6. Социологическая концепция личности Дж.Г. Мида (1901-1978)

Дж. Г. Мид придавал решающее значение в процессе социализации
индивида социальному взаимодействию и предпринял попытку раскрыть
роль символов и жестов в этом процессе.

Отличительная особенность социализированного индивида — способность понимать значения жестов и символов и принимать на себя роли других людей.

Критерием формирования зрелого «я» служит способность индивида принимать на себя роль «обобщенного другого», под которым Дж.Г. Мид понимал некий обобщенный образ коллективных представлений и установок по отношению к данному индивиду.

Семья и другие первичные коллективы, значение которых в процессе социализации показал еще Ч.Х. Кули, играют выдающуюся роль в период ранней социализации ребенка. По мере его взросления, превращения в подростка, юношу закономерно расширяется круг его общения с другими людьми за пределами первичной группы.

На формирование мировоззрения и сознания человека, на развитие его социальных качеств в современном обществе существенное влияние оказывают средства массовой информации.

6.7. Социальная типология личности

К числу важнейших характеристик при рассмотрении структуры личности относится ее социальная типология — выявление ее сущностных черт, обусловленных образом жизни. К ним относятся:

1) свойства социально-исторических типов личности, обусловленные
природой данной формации;

2) черты личности, обусловленные социальной принадлежностью и
образующие социально-классовую типологию;

3) социально-типологические особенности национального характера
как продукт историко-географического развития данного народа;

4) профессиональная типология личности.

В социальной типологии принято выделять два типа личности: 1. идеальный и 2. нормативный.

К свойствам идеального типа личности относятся требования общественного идеала, зафиксированные в религиозных верованиях, идеологии. Формирование данного типа объективно необходимо для функционирования данного общества.

Нормативный тип личности выделяется на уровне социально-исторического и культурологического анализа, являясь наиболее распространенным в обществе.

Сюда входит, по М.Веберу, система ценностных ориентации, определяемая через понятия собственности, престижа, власти и реализуемая в двух обществах: традиционном , где главный принцип жизненного поведения реализуется в постулате «Делай так, как делали до тебя», и модернистском , где главный принцип — разумность и эффективность социального поведения.

В современной западной социологии рассматривается также «постмодернистское» направление, в котором принципы поведения обусловлены интересами человека и определяемы следующими ценностями: счастливая семья, умение принять верное решение, забота о других, высокий заработок, образованность , культурный уровень, интересная творческая работа.

Социализацией называется процесс становления личности, ее обучения, воспитания и усвоения социальных норм, ценностей, установок, образцов поведения, присущих данному обществу.

Социализация выполняет в общество три основных задачи:

1) интегрирует индивида в общество, а также в различные типы
социальных общностей через усвоение им элементов культуры, норм и
ценностей;

2) способствует взаимодействию людей вследствии принятия ими
социальных ролей;

3) сохраняет общество, производит и передает культуру поколений
через убеждения и показ соответствующих образцов поведения.

По мнению Ч. Кули, личность проходит следующие стадии социализации:

1)имитацию — копирование детьми поведения взрослых;

2) игровую — детское поведение как исполнение роли со значением;

3) групповые игры — роль как ожидаемое от нее поведение. В процессе
социализации различают ее первичные и вторичные формы.

Первичная (внешняя) социализация означает приспособление индивида к ролевым функциям и социальным нормам, складывающимся в различных социальных институтах общества на различных уровнях . жизнедеятельности человека. Происходит это через социальную идентификацию – т.е. осознание своей принадлежности к данной общности. Агентами здесь выступают семья, школа, сверстники либо субкультуры и компенсаторы, ведущие к десоциализации.

Вторичная социализация — интериоризация , т.е. означает процесс включения социальных ролей во внутренний мир человека. В результате складывается система внутренних регуляторов поведения личности, что обеспечивает соответствие (либо противодействие) поведения индивида заданным со стороны общественной системы образцам и установкам. Это представляет собой жизненный опыт, способность к оценке норм, тогда как на уровне идентификации они в основном лишь усваивались.

источник

Исследование социальных взаимодействий, а также общества в целом невозможно без детального рассмотрения личности. Социологический анализ личности предполагает наличие обоснований, касающихся тенденций развития человека, его социального статуса и роли в современном мире.

Социальный статус является основным объектом социологического анализа личности. Это обусловлено тем, что статус в целом подразумевает наличие определенных функций, а также соблюдение социальных норм, соответствие правам, выполнение всех обязанностей и полномочий, которые закреплены за человеком при достижении конкретного социального статуса.

Статусы обладают достаточно высоким уровнем устойчивости в рамках взаимодействий в конкретных социальных институтах (семьи, брака, управления, государства, институтах экономической и политической сфер). Человек постоянно сравнивает свой статус с другими, желает получить тот, что выше, более привилегированный. Но новый статус несет за собой и новые полномочия, которые официально закрепляются. Если человек не соответствует своему социальному статусу, то он рискует потерять его, лишиться всех полученных материальных благ, а его свобода может быть ограничена.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Социальные статусы в современной социологии делятся на два основных вида: предписанный (врожденный) и достигаемый (приобретенный). Предписанный статус остается у индивида и не зависит от его способностей, а также усилий, которые он предпринимает для достижения более высокого статуса. В качестве таких статусов выступает национальный, этнический, религиозный, гендерный.

Более интересен достигаемый статус. Это социальная позиция, которая закрепляется через индивидуальный выбор. Человеку приходится существовать в условиях жесткой конкуренции, чтобы достичь желаемое положение. В течение своей жизни индивид может иметь сразу несколько предписанных статусов, которые будут сохраняться независимо от его состояния, но достигаемые статусы можно сохранить только приложив массу усилий. Человек может оставить достигнутый им статус только постоянно развиваясь и предлагая нестандартные пути для развития общественности.

Личность является одним из древнейших феноменов. В социологии это – типичный представитель обширной социальной общности, который выступает в качестве носителя присущих конкретной социальной группе норм, ценностей, традиций и обычаев. Также личность – это представитель интересов и главный участник любых отношений.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Принципы социологического анализа строятся на анализе ее структуры, где предусмотрено решение наиболее сложных задач как социологии и психологии, так и социальной психологии. Личность – структурная целостность, которая обладает такими чертами, как биогенность, психогенные и социогенные компоненты. Именно это дает основание исследователям выделять несколько структур личности:

  • Биологическая структура личности – в меньшей степени учитывается при социологическом анализе личности, но может быть учтена при сильнейших деформациях данной структуры;
  • Психологическая структура личности – в большей степени, чем биологическая структура, связана с социологическим анализом личности. Она включает в себя весь эмоциональный аспект, а также совокупность переживаний, страхов, мотиваций, волевых устремлений личности. Сюда же входят особенности памяти, творческие способности, интеллектуальные черты;
  • Социальная структура личности – включает в себя совокупность как объективных социальных свойств личности, так и ее субъективных аспектов. Они возникают в процессе деятельности и функционируют именно благодаря ей. Именно поэтому анализ структуры личности невозможен без предварительного анализа ее деятельности, разнообразия форм и сфер.

Социологический анализ личности происходит в своих особых условиях. В целом, в науке принято разграничивать некоторые понятия, среди которых «индивид», «индивидуальность» и «личность». Также отдельной категорией выделяют понятие «человек». Именно личность служит для выражения и характеристики всех социальных черт, которыми обладает человек, изначально являясь лишь продуктом биосоциальной природы.

Социологию как науку человек личность интересует как выражение общественных отношений. Он обладает индивидуальными навыками, особенностями своего предписанного статуса. В процессе жизнедеятельность он начинает брать на себя все более сложные социальные роли, проходя два этапа социализации: первичную и вторичную. Таким образом, выходя из всех возможных рамок, личность становится устойчивым комплексом качеств и свойств, которые приобретаются под влиянием социально-культурных условий, а также условий, которые существуют в конкретных социальных группах.

Социологический анализ личности проходит несколько основных этапов:

  1. Социологический анализ потребностей личности;
  2. Социологический анализ интересов личности, ее способностей (интеллектуальных, физических, духовных);
  3. Социологический анализ ценностей и совокупности ценностных представлений конкретной личности;
  4. Социологический анализ мотивов личности и дальнейшая социальная характеристика ее деятельности.

Немаловажным предметом при произведении социологического анализа личности является ее социальный потенциал. Это понятие носил собирательный характер и включает в себя такие личностные характеристики, как творческие задатки, способности, умения и навыки, интересы и предрасположенность к определенному виду деятельности. По сути, благодаря своему социальному потенциалу человек приобретает ценность в социальной системе, что помогает ему достичь новых статусов и сохранять их. Также многие исследования направлены на измерение уровня способностей человека к выполнению стандартный социальных функций, а также их подготовленности к профессиональной, экономической, политической и культурной видам деятельности.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

источник

Понятие личности в социологии.

1.В социальном и гуманитарном знании проблемы сущности человеческой личности, возможности ее формирования в необходимом для конкретного общества направлении всегда были очень актуальными. Ведь основным элементом и необходимым условием существования общества и является человеческая личность. Но что включает в себя это понятие? Философия больше оперирует понятием «человек», которое включает в себя и его биологическую, и ментальную, и культурную природу. Психология больше обращает внимание на индивидуальные различия людей: темперамент, характер, особенности поведения. Социология, опираясь на философский и психологический анализ личности, рассматривает ее (личность) как определенную совокупность социальных качеств, которые формируются у человека в процессе совместного существования с другими.На уровне обыденного сознания мы часто отождествляем понятия «человек», «индивид» и «личность». Но социология их четко разграничивает.

Человек – это самое общее понятие, которое указывает на принадлежность к человеческому роду (homo sapiens) и служит для характеристики универсальных, присущих всем представителям этого биологического вида свойств и качеств.

Индивид – это конкретный человек, единичный представитель человеческого рода. Индивид рассматривается как единство биологического, психологического и социального начал. Но это скорее количественная характеристика, чем качественная. Качественной характеристикой человека (индивида) выступают понятия «индивидуальность» и «личность». Но «индивидуальность» указывает на психофизиологические особенности человека (индивида), а «личность» — на социальные.

Каждый человек обладает совокупностью внутренних качеств и свойств, которые составляют структуру его личности. В этой структуре иерархически выстроены биологические и социальные качества человека.. Иерархическая структура личности (по К.К. Платонову) выглядит следующим образом:

Краткое название подструктуры

К данной структуре относятся

Соотношение биологического и социального

Убеждения, мировоззрения, личностные смыслы, интересы

Социальный уровень (биологического почти нет)

Умения, знания, навыки, привычки

Социально-биологический уровень (значительно больше социального, чем биологического)

Подструктура форм отражения

Особенности познавательных процессов (мышления, памяти, восприятия, ощущения, внимания); особенности эмоциональных процессов (эмоции, чувства)

Биологический уровень (биологического больше, чем социального)

Подструктура биологических конституциональных

Скорость протекания нервных процессов, баланс процессов возбуждения и торможения и т.п.; половые, возрастные свойства

Биологический уровень (социальное практически отсутствует)

В социологии «личность» понимается как устойчивая совокупность социально значимых черт и качеств, присущих человеку как общественному существу. Социально значимые черты и качества индивида формируются и реализуются в процессе взаимодействия с обществом через конкретные социальные группы, институты и общности. И личность выступает здесь не только как объект внешних воздействий, но и как субъект социальных отношений, как активный участник общественной жизни, имеющий собственные потребности, устремления, интересы, способный оказывать обратное воздействие на социальную среду.

Понимание личности как субъекта социальной деятельности включает в себя исследование его потребностей, интересов, ценностей, целей, мотивов и стимулов деятельности. Потребности – это исходный источник деятельности.

Будучи осознанными, потребности трансформируются в интересы личности. В свою очередь, интересы, преломляясь через ценностные ориентации, формируют мотивы и цели деятельности. Мотивы – это внутренние побудители деятельности, а внешними побудителями являются стимулы. В отличие от мотивов, являющихся субъективными факторами, стимулы представляют собой объективные факторы и выражают особенности окружающей социальной среды.

Взаимодействие мотивов и стимулов образует диспозицию (социальную установку) личности – ее предрасположенность к определенному поведению в конкретных условиях.

Таким образом, «личность» – это интегральное социальное качество, приобретенное индивидом в процессе включения в систему общественных связей и отношений. Взаимодействуя с окружающей социальной средой, личность вырабатывает свои ценностные ориентации, социальные установки (диспозиции) и модели поведения. Формирование новых потребностей, интересов и диспозиций становится важным фактором творческой активности личности, преобразования условий его жизни и, следовательно, развития общества в целом.

Когда мы говорим о социальном типе личности, то, прежде всего, обращаем внимание на то, что он отражает устойчивые черты характера, сформированные под влиянием историко-культурных и социально-экономических условий жизнедеятельности людей в конкретной общественной системе.

В социологии выделяют модальный, базисный и идеальный типы личности. Модальный тип – это усредненный тип личности, который реально преобладает в данном обществе. Базисный тип – это тип личности, наилучшим образом отвечающий потребностям развития общества. Идеальный тип личности не привязан к конкретным условиям и рассматривается как эталон будущего.

В современной социологии существуют и другие типологии, выстроенные по различным основаниям (например, по ценностным ориентациям, устойчивым поведенческим стереотипам и др.).

2. Организационно-регулирующим механизмом социализации является система статусов и ролей. Общее понимание, что такое социальный статус и социальная роль, вы можете прочитать в теме «Социальная структура».

Зная социальный статус конкретного человека, мы можем ожидать от него типичный набор действий, соответствующего статусу поведения, т. е. мы ожидаем выполнения соответствующей статусу социальной роли.

Понятие «социальная роль» появилось в начале XX века в работах Э.Дюркгейма, М.Вебера, а затем оно разрабатывалась в работах Дж. Мида, Т.Парсонса, Р.Линтона, Дж. Морено и др.

Дж. Мид акцентировал внимание на механизмах «научения ролей», освоения ролей в процессах межличностного взаимодействия (интеракции), подчеркивая стимулирующее воздействие «ролевых ожиданий» со стороны «значимых» для данного индивида лиц, с которыми он вступает в общение.

Р. Линтон обратил внимание на социально-культурную природу ролевых ожиданий и их связь с социальной позицией личности, а также на назначение социальных и групповых санкций.

Т. Парсонс одним из первых попытался систематизировать социальные роли. Он считал, что любая роль описывается пятью основными характеристиками:

эмоциональной – одни роли требуют эмоциональной сдержанности, другие – раскованности;

способом получения – одни предписываются, другие завоевываются;

масштабом – часть ролей сформулирована и строго ограничена, другая – размыта;

формализацией – действие в строго установленных правилах либо произвольно;

мотивацией – на личную прибыль, на общее благо и т.д.

Любая роль характеризуется некоторым набором этих пяти свойств.

Дж. Морено в своей книге «Кто должен выжить?» классифицирует социальные роли следующим образом:

«психосоматические роли», когда поведение связано с основными биологическими потребностями, определенными культурой;

«психодраматические роли», когда поведение личности определяется в соответствии с конкретными требованиями данного социального окружения;

«социальные роли», когда личность ведет себя так, как этого ожидают от представителя той или иной социальной категории.

Но любая роль не является чистой моделью поведения. Как правильно отмечает в своей работе В. Харчева 35 , процесс реализации ролей зависит от:

биопсихологических возможностей человека, которые могут способствовать или тормозить выполнение той или иной социальной роли;

личностного образа, определяющего комплекс идеальных черт, которые человек должен проявлять при выполнении ролей, а также комплекс идеальных способов поведения, которые группа ожидает от человека;

характера роли, принятой в группе, и характера социального контроля, призванного следить за выполнением членами группы ролевого поведения;

структуры группы, ее сплоченности и степени идентификации индивида с группой.

Социальную роль следует рассматривать в двух аспектах: ролевого ожидания и ролевого поведения. Между ними никогда не бывает полного совпадения. Но каждый из них имеет большое значение в поведении личности. Наши роли определяются прежде всего тем, чего ожидают от нас другие. Эти ожидания ассоциируются со статусом, который имеет данная личность. Если эти ожидания не оправдываются, то возникает конфликт между личностью и обществом.

Ролевые требования (предписания, положения и ожидания соответствующего поведения) воплощаются в конкретных социальных нормах, сгруппированных вокруг социального статуса.

В нормативной структуре социальной роли обычно выделяются четыре элемента:

описания типа поведения, соответствующего данной роли;

предписания (требования), связанные с данным поведением;

оценка выполнения предписанной роли;

санкция – социальные последствия того или иного действия в рамках требований социальной системы.

Поскольку каждый человек исполняет несколько ролей практически одновременно, между ролями может возникнуть ролевой конфликт. Ситуация, когда человек сталкивается с необходимостью удовлетворять требованиям двух и более несовместимых ролей называется ролевым конфликтом. Но ролевой конфликт может быть не только между ролями, но также и в пределах одной роли.

Ролевой конфликт может быть разрешен посредством рационализации, разделения и регулирования ролей.

Рационализация роли – это неосознанный поиск неприятных сторон желаемой, но недостижимой роли с целью собственного успокоения.

Разделение ролей снижает ролевую напряженность путем временного изъятия из жизни одной из ролей и выключения ее из сознания индивида. При этом человек как бы переключает свои роли, чередует их, избавляясь от неприятного несоответствия.

Регулирование ролей – формальная процедура, посредством которой индивид освобождается от личной ответственности за последствия выполнения им той или иной роли.

Первые два вида действий считаются неосознанными защитными механизмами, третий же способ в основном используется осознанно и рационально.

3. Социализация — это процесс включения личности в общество, усвоение ею общественного опыта, культурных ценностей, социальных ролей, норм и правил поведения. На основе социализации происходит формирование социально значимых качеств личности, которые позволяют ей принимать полноценное участие в жизни общества. Необходимость социализации связана с тем, что социальные качества не передаются по наследству. Они усваиваются, вырабатываются индивидом в ходе внешнего воздействия на объект. Социализация требует также деятельного участия самого индивида и предполагает наличие сферы деятельности.

-Социализация не сводится к традиционным понятиям «воспитание» и «образование»; она продолжается в течение всей жизни человека и охватывает все процессы воздействия на него со стороны социального окружения.

В социализации выделяют две фазы: социальную адаптацию и интериоризацию. Социальная адаптация – это приспособление индивида к социальным условиям, ролевым функциям, социальным нормам, к социальным группам, институтам, организациям, выступающим в качестве сферы его жизнедеятельности.

Интериоризация – это процесс включения социальных норм и ценностей во внутренний мир человека.

Одним из механизмов социализации является идентификация. Социализация предполагает способность человека выработать и реализовать «я — концепцию» Такая концепция включает личную и социальную идентичность, т.е. способность человека к самооценке физических, интеллектуальных, нравственных качеств и способность определения своей принадлежности к какой-либо общности (возрастной, политической, семейной и т.д.) Действие идентификации как механизма социализации связано с тем, что индивид усваивает и реализует нормы, ценности, качества и т.п. тех групп, принадлежность к которым он осознает. Можно сказать, что действия людей во многом определяется их самооценкой и групповым членством.

Социализация включает в себя ряд этапов, каждый из которого имеет свою специфику. Этот вопрос по-разному трактуется социологами. Одни исходят из того, что главным показателем зрелости личности служит ее трудовая деятельность и поэтому выделяют три основных этапа социализации: дотрудовой, трудовой и послетрудовой (пенсионный). Другие подразделяют социализацию на два самых общих этапа: период первичной социализации (от рождения до формирования личности) и период вторичной социализации (развитие личности на стадии ее социальной зрелости). Третьи предлагают деление социализации в зависимости от жизненных циклов человека (детство, юность, зрелость, старость).

В любом случае социализация наиболее активно осуществляется на начальных этапах, когда формируется личность ребенка и происходит его подготовка к взрослой жизни. Среди механизмов ранней социализации особое значение имеют коллективные игры, в ходе которых дети осваивают будущие социальные роли.

В процессе вторичной социализации личности очень значимым для личности может быть ресоциализация, потребность в которой возникает при серьезных изменениях в жизни человека и всего общества, когда ранее приобретенные знания, ценности, роли и навыки потеряли свое определяющее значение. Ресоциализация – это процесс усвоения личностью новых, более адекватных изменившимся условиям жизни, знаний, ценностей, ролей и навыков.

Формирование личности происходит в процессе воздействия на нее различных социальных групп, институтов, которые заинтересованы в том, чтобы человек усваивал определенные социальные ценности и осваивал конкретные социальные роли. Это – агенты и институты социализации. Среди них можно выделить:

Отдельные личности – агенты социализации, воздействующие на индивида в процессе обучения и воспитания (родители, учитель и др.);

Учреждения – институты социализации, которые направляют социализацию, контролируют ее протекание (школа, вуз и др.).

Средства массовой информации (особенно, телевидение) обеспечивают усвоение ценностей и стандартов поведения.

Существует множество теорий социализации, но мы обратим внимание на наиболее известные: теории Ч. Кули, Дж. Мида, З. Фрейда.

Ч. Кули выдвинул теорию «зеркального Я», согласно которой человеческое «Я» открывается через реакцию других людей. Другие люди – это те зеркала, в которых формируется образ «Я» человека. Он включает:

Представление том, «каким я кажусь другому человеку»;

Представление о том, «как этот другой оценивает мой образ»;

Вытекающее из этого специфическое «чувство» гордости или унижения («самоуважение»).

По мнению Дж. Мида, сознательное «Я» вырастает в социальном процессе. Ребенок обнаруживает свое «Я» как существо, обладающее определенными намерениями только во взаимодействии с другими. Если он будет общаться с одним человеком, его развитие как индивидуальности будет сравнительно прямолинейным и одномерным. Ребенку требуется несколько взрослых, которые по-разному реагируют на мир.

Дж. Мид полагал, человек может быть объектом для самого себя, одновременно будучи и субъектом. Психическую систему этого процесса Дж. Мид обозначает «Я» ( I) и «Меня» ( me), где «Я» отражает субъективный аспект процесса формирования собственной индивидуальности, а «Меня» — объективный.

Дж. Мид утверждает, что мы обретаем ощущение индивидуальности, когда подходим к себе с той же меркой, как и к другим людям. При этом мы «принимаем на себя роль других в отношении самих себя». Мы одновременно являемся субъектом – наблюдателем и объектом – наблюдаемым. В собственном воображении мы принимаем позицию другого человека и с этой позиции изучаем и оцениваем самих себя. По мнению Дж. Мида, «обобщенный другой» — это средство связи каждого из нас с обществом. С помощью «обобщенного другого» мы впитываем в себя (интериализуем) организованную систему взглядов нашей группы и/или всего общества так, что социальный контроль превращается в самоконтроль.

источник

Читайте также:  Виды экономического анализа какой прогноз