Меню Рубрики

Культура как предмет философского анализа презентация

Философия культуры Содержание понятия «Культура» Типология культуры Подходы в философии к пониманию культуры

философские подходы к пониманию культуры деятельностный /праксиологический Культура – система сложившихся внебиологических программ человеческой жизнедеятельности, обеспечивающих воспроизводство и изменение социальной жизни во всех основных проявлениях, сфера свободной самореализации личности ценностный / аксиологический Культура – система материальных и духовных ценностей; сложная иерархия идеалов и смыслов, значимых для конкретного общества

Определение понятия «культура» (более 300-х.) система способов деятельности сфера деятельности, связанная с производством духовного продукта система надбиологически выработанных средств, благодаря которым человеческая деятельность осуществляется и др.

Культура Культура (лат. cultura, от основы colere — возделывать) — совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых человечеством и составляющих его духовно-общественное бытие. К — возделывание, обработка, улучшение, совершенствование — «культурное растение», «физическая культура», «культуризм», «культиватор» и т. д.; К — воспитание, образование, соблюдение нравственных норм, общепринятых правил, этикета — «культурный человек», «культура речи», «некультурное поведение» и т. д.; К — искусство, творчество — «дом культуры», «художественная культура», «колледж культуры» и т. д.

Метафорические определения культуры Культура – это: то, остаётся, когда всё остальное забыто; тоненькая яблочная кожура над раскалённым хаосом и т. п.

Элементы и структура культуры Правила Предписания Юридические нормы (право) Нормы морали Ценности Идеалы и т. д. ( см. ниже)

Типология культуры Типология по религиозной принадлежности (Маркс Вебер) Восточный и западный типы культуры Типология по хронологическому критерию Понятие «маргинальная культура

I. Типология культур по религиозной принадлежности (Маркс Вебер) Индо-буддистский — отстранение, уход человека от мира. Китайско-конфуцианский — приспособление человека к миру, к окружающей его природной и социальной среде. Христианский — ориентация на изменение, преобразование человеком мира.

II. Восточный и западный типы культуры

Восточная культура Созерцательность (принцип недеяния) Рациональность основана: на господстве веры и на коллективном отношении к миру Коллективный способ передачи ценностей и норм культуры Всеобщее послушание Западная культура Практическая ориентация Рациональность основана: на объективном познании мира на власти права личностный способ передачи ценностей и норм культуры Научно-технический прогресс

III. Типология по хронологическому критерию Культура традиционного общества борьба с природой натуральное хозяйство

Культура индустриального общества господство над природой машинные технологии

Культура постиндустриального общества экологолизация интеллектуализация производство услуг

Маргинальные культуры – это культуры, соединяющие черты востока и запада Субкультура — система норм и ценностей, отличающих группу от большинства общества хиппи Готическая субкультура

Маргинальная культура: а) культура, соединяющая черты востока и запада; б) совокупность локальных культур (субкультур), базисные принципы которых оцениваются с точки зрения господствующего культурного канона как чуждые или враждебные (См. схему далее)

IV. Маргинальная культура (вариант Б)

Субкультура — система норм и ценностей, отличающих группу от большинства общества

Массовая / элитарная культура Элитарная культура – изящное искусство, классическая музыка, литература (создаётся и воспринимается самими творцами, политической и экономической элитой). Народная культура – (фольклор, сказки, песни, мифы) базируется на художественных традициях. Массовая культура – продукты которой стандартизированы и распространены среди широкой публики; возникает с появлением СМИ и не связана с религиозными, этническими, классовыми, профессиональными субкультурами. М.К. базируется на товарности.

Менталитет — матрица культуры, содержащая в себе образ жизни, особенность миропонимания

Культура – явление, противоположное природе: культура – «вторая природа» Культура – атрибут человека и человечества Человек – творец и творение культуры

Социальные функции культуры Преобразовательная Функция трансляции социального опыта (от поколения к поколению, от эпохи к эпохе); Регулятивная (нормативная); Гносеологическая ; Аксиологическая; Коммуникативная. Все перечисленные функции синтезируются в ЧЕЛОВЕКОТВОРЧЕСКОЙ функции.

Материальная культура — это Способ производства материальных благ Технология труда Культура труда Культура быта Экологическая культура

Духовная культура – это: деятельность и её результаты в сфере науки, образования, искусства и т. п. наука + образование + философия + религия + политика, традиции + обычаи + ценности + нормы морали + нормы права …

Темы докладов Культура России в системе «Восток – Запад» Особенности культуры России. Культура и цивилизация Молодёжная субкультура Характер взаимодействия между массовой и элитарной культурами.

источник

Термин культура (от лат. cultura – возделывание, обрабатывание, почитание) издавна используется для обозначения того, что сделано человеком, как синоним общественного, искусственного в противоположность природному, естественному. В значении самостоятельного понятие «культура» появилось в трудах немецкого юриста С. Пуфендорфа (1632 –1694). Он употреблял его для обозначения результатов деятельности общественного человека. Он противопоставлял культуру природному, или естественному состоянию человека. Этот смысл чего-то внеприродного, развитого и культивируемого человеком сохраняется за понятием «культура» до настоящего времени.

Явления культуры, пронизывающие все сферы социального бытия, изучались и изучаются множеством наук (археологией, историей, этнографией, антропологией, лингвистикой, семиотикой и др.). Каждая из этих дисциплин формирует представление о культуре как предмете собственного исследования, поэтому «образ культуры» в различных науках выглядит своеобразно. В современной литературе встречается более 250 определений культуры, фиксирующих её различные аспекты, черты, проявления.

В силу этого множества конкурирующих определений, выявить сущность и значение культуры как особого социального феномена, зафиксировать его самые общие черты можно только на уровне философского анализа. Зафиксировать эти характеристики, т.е. выявить природу культурных универсалий, механизмы трансформации и тем самым подняться от интуитивного ощущения целостности культуры к её теоретическому осмыслению – задача философии культуры как относительно самостоятельной области философского знания. (Термин «философия культуры» ввел в научный оборот начале Х1Х века немецкий романтик А. Мюллер).

Философию культуры следует отличать от культурологии области гуманитарного знания, изучающей культуру в совокупности её конкретных исторических форм. Культурология, не ставит перед собой задачи раскрыть сущностные основания и универсальные принципы культуры как таковой. Что есть культура в целом? Почему и для чего она возникла? Какова её инвариантная структура? Какие законы управляют её функционированием и динамикой? Как связаны в этом процессе судьбы культуры и жизнь природы, изменения общественных отношений и трансформации человеческого сознания?

В ходе философского осмысления феномена культуры сформировались следующие концептуальные модели культуры: натуралистическая, классическая, неклассическая, постмодернистская.

Натуралистическая модель сформировавшаяся в философии Просвещения, рассматривала культуру как закономерное звено природной эволюции, воплощающее развитие способностей «естественного человека», видела в ней человеческое продолжение природы. Здесь же возникла значимая для философии культуры пара понятий «культура» / «цивилизация». Французские просветители вместо понятия «культура» использовали понятие «цивилизация», трактуя последнее как проект идеального социального устройства, основанного на разуме, справедливости и нравственности. А вот немецкие просветители связывали понятие «культура» с личностным развитием человека, а понятие «цивилизация» использовали для характеристики социально-политической жизни общества.

Классическая модель культуры, сложившаяся в ХIХ веке, знаменует собой отказ от натуралистических тенденций. Человек в рамках данной модели провозглашается свободным от религиозной и природной зависимости творцом культуры. Культура отождествляется здесь с формами духовного и политического саморазвития человека и общества, отличающимися исторической преемственностью и развитием. Культура отдельного человека выводится из надындивидуальной культурной реальности.

В основе данной модели культуры лежат принципы:

Трактовка культуры как чисто духовного образования, воплощающегося в прогрессе морального (Кант), эстетического (Шиллер) или философского (Гегель) сознания, получила материалистическую интерпретацию в марксистской философии. Эта интерпретация основана на том постулате, что культура не может быть понята из самой себя, а только в связи с обществом и процессом предметно-практической деятельности человека. В таком понимании культура- не только совокупность результатов, но и сам процесс человеческой деятельности, направленный на создание необходимых условий (прежде всего материальных) для всестороннего и целостного развития человека.

Неклассическая (модернистская) модель возникает в ХХ веке как реакция на трудности рационалистического познания культуры, невозможность соблюсти строгую научную объективность в её изучении, а также ввиду сомнений в том, что развитие культуры – линейно-прогрессивный процесс. Здесь фиксируется факт относительной самостоятельности и самоценности каждой отдельной взятой культуры, будь то европейская или какая-либо туземная.

Данная модель культуры ориентируется на повседневную жизнь человека. Она рассматривает культурную реальность как объект переживания, а не рационального осмысления. Для модернистской модели культуры характерны пессимизм, идея абсурдности бытия, отказ от систематизации и упорядоченного моделирования мира, использование герменевтики как метода понимания фиксированных проявлений духовной культуры в её исторических образцах.

Постмодернистская модель культуры основывается на постулате о бесперспективности попыток творческого преобразования мира, на установке отказа от попыток его систематизации. Отвергается возможность свести все проявления культуры к какой-то первооснове, акцентируя внимание на их самодостаточности. В результате словно бы перестает существовать субъект культуры как центр системы представлений о мире, формируется новый тип осмысления культуры без субъекта.

Многоплановость и полифункциональность культуры явились реальными основаниями для становления различных теоретических подходов к исследованию и определению культуры в философии ХХ века: аксиологического, деятельностного, семиотического, структуралистского, социологического, гуманитарногои др. Каждый из отмеченных подходов акцентирует внимание на существенно важных аспектах феномена культуры, поэтому они дополняют друг друга. Вместе с тем, можно утверждать, что наиболее плодотворными в формировании целостного понимания культуры являются следующие направления её философского анализа:

Семиотический подход в качестве сущностной характеристики культуры фиксирует внебиологический знаковый механизм хранения и передачи социального опыта (социокод), обеспечивающий социальное наследование. В рамках данного подхода культура – это мир символических форм, фиксирующий совокупный исторически развивающийся социальный опыт и передающий его от поколения к поколению в содержании различных семиотических систем. В роли таких семиотических систем могут выступать любые фрагменты человеческого мира, приобретающие функцию знаков (предметные действия человека, язык, техника, предметы быта, произведения искусства, научные знания, философские идеи, религиозные представления и т.п.). Культура – это код, содержащий набор алгоритмов общественной жизни .

С позиций деятельностного подхода культура предстает как система исторически развивающихся надбиологических программ человеческой деятельности, поведения и общения, выступающих условием социальной жизни во всех ее основных проявлениях. Культура как системно организованная деятельность обеспечивает и регулирует воспроизводство всего многообразия форм социального бытия, а также программирует динамику и формы организации общества. Культура – это не просто записанный код, а программа общественной жизни, запущенная «на исполнение». Акцентируя внимание на процессуальном характере культуры, данный подход не позволяет строго разграничить культуру и общество, отвлекается от субъективно-личностной стороны культуры, которая для философской ее интерпретации имеет фундаментальное значение.

Аксиологический (ценностный) подход, трактующий культуру как сложную систему материальных и духовных ценностей, иерархию идеалов и смыслов, являющихся итогом всего многообразия деятельности человека и значимых для конкретной социальной системы. Культура – это «база данных» интеллектуальной продукции общественной жизни. Аксиологическая интерпретация культур дает возможность отличить культуру от природы и одновременно не позволяет отождествить её с обществом, хотя и не снимает проблему их соотношения. Рассматривая мир культуры с точки зрения его значения для человека, данный подход сталкивается с серьезными трудностями в понимании природы ценностей, их происхождения и динамики, критериев общезначимости.

Таким образом, можно зафиксировать следующие взаимосвязанные аспекты феномена культуры:

1. Культура характеризуется как мера освоения человеком предметно-вещественного мира, его включенности в собственное смысловое поле;

2. Культура проявляет себя как сложная, многоуровневая система ценностей;

3. Культура выступает как совокупность овеществленных средств и способов человеческой жизнедеятельности;

4. Культура предстает как совокупность семиотических систем, программирующих, регулирующих и целенаправляющих жизнедеятельность людей;

5. Культура – источник социальной динамики и важнейший показатель отношения людей к их естественной среде обитания;

6. Культура – сфера проявления родовой сущности человека;

7. Культура – форма исторического движения человечества к свободе и прогрессу.

Таким образом, культура – специфически человеческая деятельность, объективированная в материальных и духовных ценностях, в степени воплощения богатства социального опыта в духовном мире индивида, а следовательно, в мере его саморазвития как универсального существа.

В структуре культуры традиционно выделяют материальную и духовную формы существования.

Материальная культура возникает в процессе освоения человеком предметного мира и включает совокупность материальных ценностей. Созданные людьми предметы материальной культуры, с одной стороны, удовлетворяют их практические потребности, а с другой – выступают средствами закрепления, хранения и передачи социально значимой информации. Духовная культура – это процессы, состояния и результаты творческой деятельности человека, объективированные в духовных ценностях. Сохраняясь, совершенствуясь и свободно перемещаясь в социальном пространстве и историческом времени, ценности духовной культуры программируют, регулируют и стимулируют систему социальной жизнедеятельности, позволяют человеку строить сложные и многоуровневые системы ориентации в мире.

Системный взгляд на культуру позволяет видеть в ней сложное взаимодействие материальной и духовной составляющих.

Социальные функции культуры многообразны.

В качестве основных выделяют:

– позавательно-преобразовательную (функцию освоения и преобразования мира),

– коммуникативную (обеспечивает возможность коммуникаций между людьми),

– нормативную (задает нормы, правила человеческого общежития ради выживания и развития человечества),

– сигнификативную (наделяет все явления значениями и смыслами),

– кумулятивную (функцию накопления, сохранения и трансляции – напр., в процессе обучения, – социальной информации).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Студент — человек, постоянно откладывающий неизбежность. 10702 — | 7356 — или читать все.

193.124.117.139 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Читайте также:  Простата анализ какие надо сдать

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

источник

Подать заявку

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

Описание презентации по отдельным слайдам:

Философия культуры раздел философии, рассматривающий проблемы сущности, целей и ценностей культуры Культура (cultura) — возделывание, обработка. Понятие, охватывающее всю творческую, созидательную деятельность человека; совокупность умений, её обеспечивающих; результат этой деятельности, включающий всё, что создано руками человека

Понятие «культура» изначально связано с «хорошим делом», не только с тем, что сделано, но и как, и зачем. А дело есть способ освоения мира.

Сам человек также часть культуры. Культура- это творческий принцип жизни личности и общества в целом: это не просто умение, доведенное до уровня искусства, но и нравственно санкционированная цель.

Совокупность материальных и духовных ценностей, а так же способов их созидания, умение использовать их для прогресса человечества, передавать от поколения к поколению и составляет культуру.

Материальная культура К материальной культуре относят прежде всего средства производства и предметы труда, вовлеченные в водоворот общественного бытия. Материальная культура- показатель уровня практического овладения человеком природой.

Духовная культура К духовной культуре относятся наука и степень внедрения ее достижений в производство и быт, уровень образования, состояние просвещения, медицинского обслуживания, искусства, нравственные нормы поведения членов общества, уровень развития потребностей и интересов людей.

Духовная культура отлагается в «вещной» форме. Все это живет и сотрудничает с современным поколением и является культурой, сокровищами всех богатств человеческого духа только в соотношении с живым разумом.

Культура — это воплощенный разум человечества, функ­ционирующий как смысловое приращение к природному миру. Входящие в ее область духовные явления сохраняются не толь­ко в пределах какого-либо определенного исторического периода, но обладают вечной природой: мысль Платона сегодня такая же реальность, как и более двух тысяч лет назад.

Культура является собой совокупность всех тех духовных достижений челове­чества, которые — даже возникнув как индивидуально-субъ­ективные и исторически конкретные — с течением истории по­лучили статус общественно-объективных и как бы надвременных духовных явлений, образуя непрерывную и неподвластную отдельному индивиду всеобщую культурную традицию. Исходя из понимаемой таким образом объективности культуры, а также и из того обстоятельства, что она является результатом чело­веческой деятельности, культура характеризует собой человека не как индивида, но как общественно развитое существо в контексте социума. Как не может быть культуры вне или до человека, так не может быть и человека вне или до культуры: культура — это сущностное, родовое свойство человека. Культурными не рождаются, а становятся. Каждый отдельный человек учится быть культурным.

Мир ценностей Перед человеком- целый океан культурных ценностей, созданных всемирной историей, а также несметные ценности природы, которыми он постоянно пользуется и наслаждается в меру своей одаренности, образованности и воспитанности.

Ценность- это факт культуры, и она социальна по своей сути. Понятие ценности соотносительно с такими понятиями, как «значимость», «полезность», или «вредность». Значимость характеризует степень интенсивности, напряженности целостного отношения – что-то нас трогает больше, что-то меньше, что-то оставляет нас безразлично спокойными.

Полезность может носить чисто утилитарный характер. Ею могут характеризоваться материальные и духовные ценности: одежда, кров, орудия труда, знания, умения и тп. Вредность- это негативное целостное отношение. Об истине мы говорим как о познавательной ценности, которая приносит огромную пользу людям, а может быть употреблена и во зло.

Стержнем культурных ценностей, объединяющим их воедино, является гуманистическое понятие нравственности , без которого все виды ценностей потеряли бы всякий смысл. Нравственный императив придает ценностным ощущениям стимул к деятельному выражению,имеющему едино понимаемую цель, и обеспечивает их духовной энергией, без которой не было бы самой культуры.

Культура и природа Марк Порций Катон Старший ввёл понятие культуры, определяя его как возделывание, улучшение, почитание, относя его к обработке земли. В таком понимании культура предстаёт как сотрудничество человека с природой, направленное на взаимную пользу. При таком сотрудничестве человек принимает от природы её материальные составляющие, черпает замыслы, учится, в ответ обогащая природу творчеством своего труда, одухотворяя её. Действия же направленные на разрушение природы не могут не навредить и человечеству в ней живущему. Такие действия не могут являться результатом высшей сознательной деятельности, проявлением которой и является культура.

Современное, не редко встречающееся противопоставление культуры и природы возможно при допущении мысли об отдельности человеческого существования от природы и отождествления культуры и городской жизни, цивилизации. Нетрудно найти примеры проявлений, относящихся к городской жизни которые не могут быть отнесены к области культуры и даже стать примером упадка культуры и её отсутствия. Подобные мнения можно найти в работах И. Г. Гердера,Н. А. Бердяева. Нетрудно убедиться, что отстранение человека от принципов разумного сотрудничества с природой, его порождающей, приводит к упадку накопленного культурного достояния, а после и к упадку самой цивилизованной жизни. Примером тому могут служить упадок многих развитых государств древнего мира и многочисленные проявления кризиса культуры в жизни современных мегаполисов.

Культура и цивилизация Для философии культуры XX в. в отличие от XVIII и XIX вв., в которых культура и цивилизация чаще всего мыслились почти полными синонимами, характерно постепенное разведение этих двух понятий, первое из которых продолжает оставаться символом всего позитивного в этой ранее неделимой области, а второе в большинстве случаев получает нейтральную оценку, а порой и прямой негативный смысл.

Цивилизация, как синоним материальной культуры, как дос­таточно высокая ступень овладения силами природы, безуслов­но, несет в себе мощный заряд технического прогресса и способ­ствует достижению изобилия материальных благ. Понятие цивилизации, поэтому чаще всего связывается именно с этим культурно-нейт­ральным по своей внутренней природе развитием техники, которую можно использовать в самых разнообразных целях, а понятие культуры, наоборот, максимально сблизилось с по­нятием именно духовного прогресса. Цивилизация — это преоб­разованный человеком мир внеположных ему материальных объектов, а культура — это внутреннее достояние самого человека, оценка его духовного развития, его подавленности или свободы, его полной зависимости от окружающего социального мира или его духовной автономности.

Структура культуры Структура культуры — термин употребляется для объяснения строения культуры, включающей субстанциональные элементы, которые опредмечиваются в ее ценностях и нормах, функциональные элементы, характеризующие сам процесс культурной деятельности, различные ее стороны и аспекты. Структура включает в себя — систему образования, — науку, — искусство, — литературу, — мифологию, нравственность, — политику, — право, — религию, сосуществующих между собой и составляющих единое целое.

Кроме того в рамках культурологии сегодня исследуются и такие ее структурные элементы, как — мировая и национальная культура, — классовая, — городская и сельская, — профессиональная и др, — духовная и материальная. В свою очередь каждый из элементов культуры может делиться на другие, более дробные.

Функции культуры — Основная (человекотворческая) Человек живет не в природе, а в культуре. В ней он сам себя познает. Здесь есть и моменты миропонимания, формирования, воспитания и социологизации человека. Иначе она еще называется преобразующей функцией, поскольку освоение и преобразование окружающей действительности являются фундаментальной потребностью человвеку. — Информационная Обеспечивает процесс культурной преемственности и различные формы исторического прогресса. Проявляется в закреплении результатов социокультурной деятельности, накоплении, хранении и систематизации информации. Особо оценивается представителями семиотического подхода к культуре. Знания о мире и о себе. Передача знаний, коммуникация.

Выделяется специальная — Познавательная функция Потребность в ней вытекает из стремления любой культуры создать свою картину мира. Существуют как теоретические, так и практические формы познания, в результате которых человек получает новое знание о мире и самом себе. а также в связи с информационной выделяется — Нормативная (регулятивная или защитная функция) — является следствием необходимости поддержания определенного сбалансированного отношения человека и окружающей среды, как природной так и социальной. Также обусловлена необходимостью поддерживать равновесие и порядок в социуме, приводить в соответствие с общественными потребностями и интересами действия различных социальных групп и индивидов. Культура создает нормы — юридические, технические, этические, экологические и др. Устанавливает табу. Позволяет регулировать формы отношений. Законы,порядок. История нормативных актов — это часть исторической культуры.

— Коммуникативная функция. Коммуникация — это процесс обмена информацией между людьми с помощью знаков и знаковых систем. Культура продуцирует конкретные правила и способы коммуникации. — Знаковая Знаки — вербальные и невербальные системы образов культур народов. Их знание и прочтение — семиотическая функция. — Ценностная (Аксиологическая)Культура показывает значимость или ценность того, что в одной культуре ценно, в другой таковым не является. — Духовно-нравственная — воспитательные роли культуры. — Потребительская (релаксационная) Функция снятия стресса, напряжения. Долгое время эта функция недооценивалась. Форма трансляции познавательного социального опыта.

источник

Лекция 7. Человек как предмет философского анализа старший преподаватель кафедры философии Панькова Наталья Михайловна. — презентация

Презентация была опубликована 5 лет назад пользователемАльбина Мишутина

Презентация на тему: » Лекция 7. Человек как предмет философского анализа старший преподаватель кафедры философии Панькова Наталья Михайловна.» — Транскрипт:

1 Лекция 7. Человек как предмет философского анализа старший преподаватель кафедры философии Панькова Наталья Михайловна

2 Вопросы: 1. Философская антропология. 2. Теории происхождения человека 3. Человек в мире культуры. 4. Индивид, индивидуальность, личность. 5. Смысл жизни человека.

3 1. ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ Философия выражает отношение человека к миру Человек – смысловой центр философской системы Что такое Человек? Субъект и объект познания Постижение непостижимого

4 Античная философия Космоцентричный человек Гармония тела и души Мир идей Мир вещей

5 Средневековая философия Теоцентризм Человек не верит в себя, он верит в Бога Знание – через Откровение, через веру Природа человека греховна Град Божий Град Земной

6 Философия Нового времени Антропоцентризм – вера в человека. Рефлексия Разумные законы Душа – сознание, мышление Механицизм: Организм как механизм Общественно-предметный мир

7 Что такое Человек? Разумное животное Политическое животное Машина Венец природы Ошибка природы Самосознающее существо Моральное существо Свободное существо

8 2. Теории происхождения человека

9 1. Теологическая концепция: весь мир и человек созданы Богом — Креационизм 2. Естественное происхождение — Антропосоциогенез: человек появился в результате эволюционного развития 3. Космическая теория возникновения человека: как вмешательство инопланетного разума

10 1. Креационизм основные формы органического мира (жизнь), человечество, планета Земля, а также мир в целом, рассматриваются как созданные Творцом или Богом. История сотворения мира изложена в Ветхом Завете — центральный догмат веры иудаизма и христианства. Главным рассказом о сотворении мира является первая книга Библии — Бытие. Бог сотворил первичную материю из Ничего, а затем сотворил мир из Первоматерии. Связующим звеном между Богом и миром является Логос — слово Божье, наделенное самостоятельным существованием. Логос содержит в себе мир вечных идей -первообразов, оказываясь синонимом Премудрости Божьей.

11 Сотворение мира «На первый день Бог создал свет и отделил его от тьмы; на второй день — создал твердь и воду, на третий — сушу и растения, на четвёртый — небесные светила, на пятый — птиц, рыб и пресмыкающихся, наконец, на шестой — животных и человека». Хаос сменился космическим порядком «И увидел Бог, что это хорошо». Человек сотворен по образу и подобию Бога. Сотворил Еву из ребра Адама Затем Бог создал райский сад и два дерева в нём: Древо жизни и Древо познания добра и зла Создал первую данную человеку заповедь — не вкушать плодов от древа познания добра и зла

13 Альтернативные концепции: Панспермия — гипотеза о появлении жизни на Земле в результате занесения из космического пространства так называемых «зародышей жизни» — Герман Эбергард Рихтер (1865 г.) Инопланетное вмешательство — существование разумных существ на других планетах — философы и ученые эпохи Возрождения Н.Кузанский, Джамбатиста Бенедетти, Джордано Бруно. Если возникновение жизни, а затем и разумной жизни — естественный процесс, то подобное могло произойти и в любом другом месте, где есть подходящие условия.

14 2. Естественное происхождение Человек продукт эволюции неживого, затем живого вещества Теория самозарождения жизни — от священного растения или животного к человеку — Абиогенез В настоящее время общепризнано, что возникновение живого вещества из неживого практически невозможно в современных природных условиях (Франческо Реди, 17 в.) Фалес, Анаксимандр, Эмпедокл, Аристотель, Парацельс

15 Эволюционизм Эволюционное учение и эволюционистика — система идей и концепций, утверждающих историческое прогрессивное развитие биосферы Земли, которое может быть вписано в глобальный процесс эволюции Вселенной. Чарльз Дарвин ( ) «О происхождении видов» — в 1859 г. Гоминиды, 3,5 млн. лет эволюции Антропосоциогенез Креационизм – ложная теория

16 Антропогенез часть биологической эволюции, которая привела к появлению человека разумного Австралопитек – Человек умелый (Homo habilis) – Человек прямоходящий (Homo erectus) – Питекантроп – Неандерталец – Кроманьонец — Человек разумный (Homo sapiens) — Неоантроп Homo habilis

17 Социал-дарвинизм Ф.Энгельс ( гг.) Трудовая гипотеза «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» — основные элементы становления человека и человечества

Читайте также:  Медкнижка какие анализы сдавать 2017

18 возникновение жизни Гипотеза стационарного состояния жизни — Земля никогда не возникала, а существовала вечно, способна поддерживать жизнь, изменялась незначительно. Виды также не возникали, они существовали всегда Гипотеза самозарождения — была распространена в Др. Китае, Вавилоне и Др. Египте (альтернатива креационизму). Др. Греция – Аристотель. Определённые «частицы» вещества содержат некое «активное начало», которое при опред. условиях может создать живой организм. Гипотеза «первичного бульона» : Биолог Александр Иванович Опарин (в 1924 г.) Теория о возникновении жизни через превращение в ходе химической эволюции. Первичный бульон предположительно существовал в мелких водоёмах Земли 4 млрд. лет назад. Он состоял из аминокислот и образовался под воздействием электрических разрядов, высокой температуры и космического излучения.

19 Глобальный эволюционизм. Учение о Ноосфере. Представители: П. Тейяр де Шарден (1881 – 1955), В.И. Вернадский ( ) Эволюция не закончилась на человеке как индивидууме, она продолжается. «пласты ноосферы» Концентрация мышления связана со слиянием воедино человеческого духа, которое в результате дальнейшей эволюции приведет к возникновению духа Земли. Следующий шаг — присоединение её к другому мыслительному центру, сверх-интеллектуальному, степень развития которого уже не нуждается в материальном носителе — сфера Духа. В.И. Вернадский

20 3. Человек в мире культуры Антропология – учение о человека XVIII в. – Г. Лейбниц, И.Кант, Л.Фейербах и др. Философская антропология — философское учение о природе и сущности человека, рассматривающее человека как особый род бытия, занимающий специфическое положение в космосе. Исторически первая форма представления человека как такового в качестве особого предмета понимания и изучения.

21 XX в. – Макс Шелер (1874 – 1928 гг.) «Положение человека в Космосе» (1928) Хельмут Плеснер (1892 – 1985 гг.) «Ступени органического и человек» (1928) Арнольд Гелен (1904 – 1976 гг.) «Человек. Его природа и положение в мире» (1940) и «Первобытный человек и поздняя культура» (1956). «Человек метафизический» Макс Шелер

22 Вопрос о соотношении биологического и социального в человеке 1. Биологизаторская позиция – объяснение человека, исходя из его естественного, биологического начала Т. Мальтус: «Общественная жизнь – арена борьбы людей за существование» Чарльз Дарвин, Конрад Лоренц, Зигмунд Фрейд, А. Гелен: Граница жизни у животных – среда обитания, а у человека — культура

23 А. Гелен, описывая человека при помощи метафоры И.-Г. Гердера «человека ущербного» (человечество проходит те же стадии, что и отдельный индивид), задается вопросом: как вообще такое существо как человек способно выжить? Человек (в отличие от животного) не может выжить в природной среде, у него редуцированы инстинкты. Он перегружен избытком информации («избыточная нагрузка»). Из этого недостатка Гелен выводит все феномены человеческого существования: «Избыточная нагрузка» вызывает к необходимости «психологическую разгрузку». Эту задачу выполняют социальные институты, обеспечивающие выживание человека. Человек — действующее существо, активно формирующее свою среду обитания. В этой активности человек и создает культуру, как средство собственного выживания.

24 2. Социологизаторская позиция Человек – существо, определяемое культурой. Он – ее создатель и ее создание. Карл Маркс «Тезисы о Фейербахе»: Каково общество – таков и человек. Чтобы изменить человека, необходимо изменить систему общественных отношений. Эрнест Кассирер (1874 – 1945 гг.): Человек живет в символическом мире, во Вселенной Культуры. Культура – совокупность символов. Без них жизнь человека была бы ограничена его биологическими потребностями и практическими интересами. «Человек символический»

25 А.Белый ( ): Культура – деятельность сохранения и роста жизненных сил личности через развитие этих сил в творческом преобразовании действительности Н.Бердяев ( ): Человек включает в себя все силы мира через присутствие в нем Божественного. С.Франк ( ): При диалоге с миром человек открывает в себе нечто то, что можно назвать «ты». Но есть и иное — то, что мы называем «мы». При этом, Франк негативно относился к коллективизму, который давит личность. Всякий диктат противоречит свободе, а божественное единство не может существовать без свободы, оно свободно. Л. Карсавин ( ) Развивал своеобразную версию «философии всеединства» применительно к проблеме личности. Холизм – примат целого над частями. Н. Лосский ( ) Эволюционный процесс развития личности – это переход от воплощения образа Божия – к подобию Божиему, ступень на пути к царству Божиему.

26 Свобода воли Неотъемлемая черта личности, беспрепятственное внутреннее самоопределение личности в выполнении своих целей и задач Воля – это сознательное и свободное устремление человека к осуществлению определенной цели, которая для него представляет определенную ценность. Воля противоположна импульсным стремлениям и влечениям, а также в ряде ситуаций и потребностям человека.

27 Экзистенциализм Жан-Поль Сартр ( ) Нет иного творца человека, кроме самого человека. Он сам творит себя. Постоянно. «Человек – это существо, устремленное в будущее» Экзистенция (существование) – способ бытия человеческой личности Человек в своем развитии является и субъектом и объектом одновременно Проблема смысла жизни

28 4. Индивид, индивидуальность, личность Современный человек, благодаря различным формам отчуждения – политическим, экономическим, социальным, нравственным, научным – утратил связь и единство с природой.

29 Индивид отдельно взятый человек. Понятие «индивид» означает единичного человека, характеристика которого безликость – это всегда один из многих. Это понятие указывает определенность родовой принадлежности человека: всякий Homo sapiens есть индивид.

30 Индивидуальность понятие, характеризующее своеобразие, совокупность качеств и отличительных свойств человека. Это особенное, неповторимое в индивиде. В формировании индивидуальности значительная роль принадлежит наследственным факторам и неповторимому природному развитию человека новорожденный уже индивидуальность: уникальный и неповторимый человек (личная уникальность и биопсихологическая неповторимость). Понятие «индивидуальность» характеризует неповторимость, самобытность и незаменимость человека.

31 Личность социально одаренная индивидуальность. Это то, что характеризует человека среди себе подобных в плане социально- выработанных свойств и качеств. В этом смысле понятие «личность» противоположно понятию «индивид». Личность реализует себя в различных видах социального общения и в деятельности. Личность здесь – сумма поступков. Личность формируется в деятельности, общении, требующих постоянной самооценки.

32 Социализация Личность всегда формируется в обществе, является активным субъектом общества Личность — объект деятельности, совокупность общественных функций в нем. Становление личности, ее признание обществом происходит в процессе социализации

33 Социализация Социализация — это процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему осуществлять свою жизнедеятельность адекватным для данного общества способом. В социализации заметное место занимает воспитание — намеренное формирование личности. Сознание управляет освоением ценностей, формируется самосознающий разум. Социализация охватывает весь жизненный путь личности

34 Фазы социализации Социальная адаптация Характеризуется приспособлением человека к социально- экономическим условиям, ролевым функциям, социальным нормам, общественным группам и социальным организациям, выступающим в качестве среды его жизнедеятельности. Интериоризация Характеризуется процессом включения социальных норм и ценностей во внутренний мир человека, освоением им ценностей социума. Социализация и потребность избежать одиночества сопровождают жизненный путь личности на уровне исторического и индивидуального развития.

35 5. ПРОБЛЕМА СМЫСЛА ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА Понимание смысла человеческого существования — важное основание гармонизации человека, окружающей его природы, рода человеческого в целостности во Вселенной, а следовательно и самой жизни на планете. Смысл жизни — отношение человека как сознательного существа к своей жизни и самому себе

36 Подходы к решению проблемы смысла жизни: 1. Жизнь бессмысленна 2. Смысл присущ жизни изначально 3. Смысл за пределами жизни 4. Смысл задается самим человеком Человек – единственное в мире существо, которое осознает собственную жизнь. А.Камю: «Стоит ли жизнь того, чтобы жить?»

37 1. Жизнь бессмысленна Артур Шопенгауэр ( ) «Мир как воля и представление» Жизнь – это цепь страданий и горестей человека, которая ведет его к отрицанию цели, ценности и смысла жизни. Этот мир ничто иное, как арена замученных и запуганных существ, которые живут лишь благодаря тому, что одно существо истребляет другое, а самосохранение — цепь мучительных смертей.

38 2. Смысл присущ жизни изначально Русская религиозная философия Всеединство — смысла жизни человека связан с идеей Бога «Жизнь вне царства Божьего есть результат неверного использования свободы воли» Владимир Соловьев

39 3. Смысл жизни — за пределами жизни (в будущем) Человек переустраивает жизнь основываясь на принципах справедливости и добра Прогрессивное развитие предполагает цель, а цель придает смысл жизни человека Каждое поколение людей – средство для достижения цели в будущем Фридрих Ницше ( ) Бог умер, на его место придет Сверхчеловек

40 4. Смысл задается самим человеком Виктор Франкл ( ) «Человек в поисках смысла» Жизнь человека не может лишиться смысла ни при каких обстоятельствах; смысл жизни всегда может быть найден! Универсальность смысла жизни состоит в воплощении высшей человечности: любви, красоты, сострадания, добра и мудрости Только в общении с другими людьми, в заботе о ближнем человек обретает смысл своего существования!

41 Трактовки смысла жизни в философии В течение жизни человек может избирать и реализовывать содержание различных ценностей, которым подчиняет свою жизнь. Разнообразие трактовок смысла жизни определяется разнообразием целеполаганий бытия в основных концепциях смысла жизни: 1. Гедонизм 2. Эвдемонизм 3. Утилитаризм (прагматизм) 4. Аскетизм 5. Этика долга

42 Гедонизм Жизнь– как наслаждение (Эпикур). Гедонизм обосновывает моральные требования, согласно которым добро определяется как избавление от страданий, как то, что приносит наслаждение, а зло – как то, что влечет за собой страдания. Это учение развивает представление о наслаждении, как движущем начале человеческого бытия.

43 Эвдемонизм близок гедонизму в этике. связываетсмысл жизни со стремлением к счастью как подлинному назначению человека счастье человека — конечная цель всякого общества и всякой полезной деятельности людей. Представители: Аристотель, Гельвеций, Дидро

44 УТИЛИТАРИЗМ этическая концепция смысл жизни — извлечение пользы: «обеспечение наибольшего счастья наибольшего числа людей». Перенесение принципа пользы в теорию познания способствовало появлению прагматизма. Прагматизм определяет смысл жизни практической полезностью действия: цель жизни оправдывает средства достижения цели. Представители: И.Бентам, Д.-Ст. Миль, Д. Дьюи

45 Аскетизм определяет смысл жизни в связи с ее предельной простой телесной и духовной жизнью. В древней Греции аскетизм называли «упражнением в добродетели». воздержанность в удовлетворении потребностей, вплоть до отказа от земных благ в целях достижения религиозного (христианские аскеты) или светского идеала (нигилизм).

46 Этика долга учение, усматривающее смысл жизни в альтруизме, самопожертвовании ради служения идеалу; формирует моральное обоснование жизнедеятельности, творческого существования «Поступай всегда так, чтобы максима (принцип) твоего поведения могла стать всеобщим законом (поступай так, как ты бы мог пожелать, чтобы поступали все)»; Представители: И.Кант и др.

47 Задание для самостоятельной работы: Диоген Синопский, на определение Платона «Человек есть животное о двух ногах, лишённое перьев», общипал курицу и принес к нему в школу, объявив: «Вот платоновский человек!» На что Платон к своему определению вынужден был добавить «…и с плоскими ногтями». Что такое человек? Сформулируйте свое определение! Спасибо за внимание!

48 Задание для самостоятельной работы: Я устал, надоели дети, Бабы, водка и пироги. Что же держит меня на свете? Чувство юмора и долги. И. Губерман Предложите ваш вариант смысла жизни.

источник

Подать заявку

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

Описание презентации по отдельным слайдам:

Человек как предмет философского анализа

Вопросы: Философская антропология. Теории происхождения человека Человек в мире культуры. Индивид, индивидуальность, личность. Смысл жизни человека.

1. Философская антропология Философия выражает отношение человека к миру Человек – смысловой центр философской системы Что такое Человек? Субъект и объект познания Постижение непостижимого

Античная философия Космоцентричный человек Гармония тела и души Мир идей Мир вещей

Средневековая философия Теоцентризм Человек не верит в себя, он верит в Бога Знание – через Откровение, через веру Природа человека греховна Град Божий Град Земной

Философия Нового времени Антропоцентризм – вера в человека. Рефлексия Разумные законы Душа – сознание, мышление Механицизм: Организм как механизм Общественно-предметный мир

Что такое Человек? Разумное животное Политическое животное Машина Венец природы Ошибка природы Самосознающее существо Моральное существо Свободное существо

2. Теории происхождения человека

Теологическая концепция: весь мир и человек созданы Богом — Креационизм Естественное происхождение — Антропосоциогенез: человек появился в результате эволюционного развития Космическая теория возникновения человека: как вмешательство инопланетного разума

1. Креационизм основные формы органического мира (жизнь), человечество, планета Земля, а также мир в целом, рассматриваются как созданные Творцом или Богом. История сотворения мира изложена в Ветхом Завете — центральный догмат веры иудаизма и христианства. Главным рассказом о сотворении мира является первая книга Библии — Бытие. Бог сотворил первичную материю из Ничего, а затем сотворил мир из Первоматерии. Связующим звеном между Богом и миром является Логос — слово Божье, наделенное самостоятельным существованием. Логос содержит в себе мир вечных идей -первообразов, оказываясь синонимом Премудрости Божьей.

Сотворение мира «На первый день Бог создал свет и отделил его от тьмы; на второй день — создал твердь и воду, на третий — сушу и растения, на четвёртый — небесные светила, на пятый — птиц, рыб и пресмыкающихся, наконец, на шестой — животных и человека». Хаос сменился космическим порядком «И увидел Бог, что это хорошо». Человек сотворен по образу и подобию Бога. Сотворил Еву из ребра Адама Затем Бог создал райский сад и два дерева в нём: Древо жизни и Древо познания добра и зла Создал первую данную человеку заповедь — не вкушать плодов от древа познания добра и зла

Читайте также:  Какие анализы сдавать для уролога

Альтернативные концепции: Панспермия — гипотеза о появлении жизни на Земле в результате занесения из космического пространства так называемых «зародышей жизни» — Герман Эбергард Рихтер (1865 г.) Инопланетное вмешательство — существование разумных существ на других планетах — философы и ученые эпохи Возрождения Н.Кузанский, Джамбатиста Бенедетти, Джордано Бруно. Если возникновение жизни, а затем и разумной жизни — естественный процесс, то подобное могло произойти и в любом другом месте, где есть подходящие условия.

2. Естественное происхождение Человек продукт эволюции неживого, затем живого вещества Теория самозарождения жизни — от священного растения или животного к человеку — Абиогенез В настоящее время общепризнано, что возникновение живого вещества из неживого практически невозможно в современных природных условиях (Франческо Реди, 17 в.) Фалес, Анаксимандр, Эмпедокл, Аристотель, Парацельс

Эволюционизм Эволюционное учение и эволюционистика — система идей и концепций, утверждающих историческое прогрессивное развитие биосферы Земли, которое может быть вписано в глобальный процесс эволюции Вселенной. Чарльз Дарвин (1809 — 1882) «О происхождении видов» — в 1859 г. Гоминиды, 3,5 млн. лет эволюции Антропосоциогенез Креационизм – ложная теория

Антропогенез часть биологической эволюции, которая привела к появлению человека разумного Австралопитек – Человек умелый (Homo habilis) – Человек прямоходящий (Homo erectus) – Питекантроп – Неандерталец – Кроманьонец — Человек разумный (Homo sapiens) — Неоантроп Homo habilis

Социал-дарвинизм Ф.Энгельс (1820-1895 гг.) Трудовая гипотеза «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» — основные элементы становления человека и человечества

возникновение жизни Гипотеза стационарного состояния жизни — Земля никогда не возникала, а существовала вечно, способна поддерживать жизнь, изменялась незначительно. Виды также не возникали, они существовали всегда Гипотеза самозарождения — была распространена в Др. Китае, Вавилоне и Др. Египте (альтернатива креационизму). Др. Греция – Аристотель. Определённые «частицы» вещества содержат некое «активное начало», которое при опред. условиях может создать живой организм. Гипотеза «первичного бульона» : Биолог Александр Иванович Опарин (в 1924 г.) Теория о возникновении жизни через превращение в ходе химической эволюции. Первичный бульон предположительно существовал в мелких водоёмах Земли 4 млрд. лет назад. Он состоял из аминокислот и образовался под воздействием электрических разрядов, высокой температуры и космического излучения.

Глобальный эволюционизм. Учение о Ноосфере. Представители: П. Тейяр де Шарден (1881 – 1955), В.И. Вернадский (1863 — 1945) Эволюция не закончилась на человеке как индивидууме, она продолжается. «пласты ноосферы» Концентрация мышления связана со слиянием воедино человеческого духа, которое в результате дальнейшей эволюции приведет к возникновению духа Земли. Следующий шаг — присоединение её к другому мыслительному центру, сверх-интеллектуальному, степень развития которого уже не нуждается в материальном носителе — сфера Духа. В.И. Вернадский

3. Человек в мире культуры Антропология – учение о человека XVIII в. – Г. Лейбниц, И.Кант, Л.Фейербах и др. Философская антропология — философское учение о природе и сущности человека, рассматривающее человека как особый род бытия, занимающий специфическое положение в космосе. Исторически первая форма представления человека как такового в качестве особого предмета понимания и изучения.

XX в. – Макс Шелер (1874 – 1928 гг.) «Положение человека в Космосе» (1928) Хельмут Плеснер (1892 – 1985 гг.) «Ступени органического и человек» (1928) Арнольд Гелен (1904 – 1976 гг.) «Человек. Его природа и положение в мире» (1940) и «Первобытный человек и поздняя культура» (1956). «Человек метафизический» Макс Шелер

Вопрос о соотношении биологического и социального в человеке Биологизаторская позиция – объяснение человека, исходя из его естественного, биологического начала Т. Мальтус: «Общественная жизнь – арена борьбы людей за существование» Чарльз Дарвин, Конрад Лоренц, Зигмунд Фрейд, А. Гелен: Граница жизни у животных – среда обитания, а у человека — культура

А. Гелен, описывая человека при помощи метафоры И.-Г. Гердера «человека ущербного» (человечество проходит те же стадии, что и отдельный индивид), задается вопросом: как вообще такое существо как человек способно выжить? Человек (в отличие от животного) не может выжить в природной среде, у него редуцированы инстинкты. Он перегружен избытком информации («избыточная нагрузка»). Из этого недостатка Гелен выводит все феномены человеческого существования: «Избыточная нагрузка» вызывает к необходимости «психологическую разгрузку». Эту задачу выполняют социальные институты, обеспечивающие выживание человека. Человек — действующее существо, активно формирующее свою среду обитания. В этой активности человек и создает культуру, как средство собственного выживания.

2. Социологизаторская позиция Человек – существо, определяемое культурой. Он – ее создатель и ее создание. Карл Маркс «Тезисы о Фейербахе»: Каково общество – таков и человек. Чтобы изменить человека, необходимо изменить систему общественных отношений. Эрнест Кассирер (1874 – 1945 гг.): Человек живет в символическом мире, во Вселенной Культуры. Культура – совокупность символов. Без них жизнь человека была бы ограничена его биологическими потребностями и практическими интересами. «Человек символический»

А.Белый (1880 — 1934): Культура – деятельность сохранения и роста жизненных сил личности через развитие этих сил в творческом преобразовании действительности Н.Бердяев (1874 — 1948): Человек включает в себя все силы мира через присутствие в нем Божественного. С.Франк (1877 — 1950): При диалоге с миром человек открывает в себе нечто — то, что можно назвать «ты». Но есть и иное — то, что мы называем «мы». При этом, Франк негативно относился к коллективизму, который давит личность. Всякий диктат противоречит свободе, а божественное единство не может существовать без свободы, оно свободно. Л. Карсавин (1882 — 1952) Развивал своеобразную версию «философии всеединства» применительно к проблеме личности. Холизм – примат целого над частями. Н. Лосский (1870 — 1965) Эволюционный процесс развития личности – это переход от воплощения образа Божия – к подобию Божиему, ступень на пути к царству Божиему.

Свобода воли Неотъемлемая черта личности, беспрепятственное внутреннее самоопределение личности в выполнении своих целей и задач Воля – это сознательное и свободное устремление человека к осуществлению определенной цели, которая для него представляет определенную ценность. Воля противоположна импульсным стремлениям и влечениям, а также в ряде ситуаций и потребностям человека.

Экзистенциализм Жан-Поль Сартр ( 1905 — 1980) Нет иного творца человека, кроме самого человека. Он сам творит себя. Постоянно. «Человек – это существо, устремленное в будущее» Экзистенция (существование) – способ бытия человеческой личности Человек в своем развитии является и субъектом и объектом одновременно Проблема смысла жизни

4. Индивид, индивидуальность, личность Современный человек, благодаря различным формам отчуждения – политическим, экономическим, социальным, нравственным, научным – утратил связь и единство с природой.

Индивид отдельно взятый человек. Понятие «индивид» означает единичного человека, характеристика которого безликость – это всегда один из многих. Это понятие указывает определенность родовой принадлежности человека: всякий Homo sapiens есть индивид.

Индивидуальность понятие, характеризующее своеобразие, совокупность качеств и отличительных свойств человека. Это особенное, неповторимое в индивиде. В формировании индивидуальности значительная роль принадлежит наследственным факторам и неповторимому природному развитию человека новорожденный уже индивидуальность: уникальный и неповторимый человек (личная уникальность и биопсихологическая неповторимость). Понятие «индивидуальность» характеризует неповторимость, самобытность и незаменимость человека.

Личность социально одаренная индивидуальность. Это то, что характеризует человека среди себе подобных в плане социально-выработанных свойств и качеств. В этом смысле понятие «личность» противоположно понятию «индивид». Личность реализует себя в различных видах социального общения и в деятельности. Личность здесь – сумма поступков. Личность формируется в деятельности, общении, требующих постоянной самооценки.

Социализация Личность всегда формируется в обществе, является активным субъектом общества Личность — объект деятельности, совокупность общественных функций в нем. Становление личности, ее признание обществом происходит в процессе социализации

Социализация Социализация — это процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему осуществлять свою жизнедеятельность адекватным для данного общества способом. В социализации заметное место занимает воспитание — намеренное формирование личности. Сознание управляет освоением ценностей, формируется самосознающий разум. Социализация охватывает весь жизненный путь личности

Фазы социализации Социальная адаптация Характеризуется приспособлением человека к социально-экономическим условиям, ролевым функциям, социальным нормам, общественным группам и социальным организациям, выступающим в качестве среды его жизнедеятельности. Интериоризация Характеризуется процессом включения социальных норм и ценностей во внутренний мир человека, освоением им ценностей социума. Социализация и потребность избежать одиночества сопровождают жизненный путь личности на уровне исторического и индивидуального развития.

5. Проблема Смысла жизни человека Понимание смысла человеческого существования — важное основание гармонизации человека, окружающей его природы, рода человеческого в целостности во Вселенной, а следовательно и самой жизни на планете. Смысл жизни — отношение человека как сознательного существа к своей жизни и самому себе

Подходы к решению проблемы смысла жизни: Жизнь бессмысленна Смысл присущ жизни изначально Смысл за пределами жизни Смысл задается самим человеком Человек – единственное в мире существо, которое осознает собственную жизнь. А.Камю: «Стоит ли жизнь того, чтобы жить?»

1. Жизнь бессмысленна Артур Шопенгауэр (1788 — 1860) «Мир как воля и представление» Жизнь – это цепь страданий и горестей человека, которая ведет его к отрицанию цели, ценности и смысла жизни. Этот мир ничто иное, как арена замученных и запуганных существ, которые живут лишь благодаря тому, что одно существо истребляет другое, а самосохранение — цепь мучительных смертей.

2. Смысл присущ жизни изначально Русская религиозная философия Всеединство — смысла жизни человека связан с идеей Бога «Жизнь вне царства Божьего есть результат неверного использования свободы воли» Владимир Соловьев

3. Смысл жизни — за пределами жизни (в будущем) Человек переустраивает жизнь основываясь на принципах справедливости и добра Прогрессивное развитие предполагает цель, а цель придает смысл жизни человека Каждое поколение людей – средство для достижения цели в будущем Фридрих Ницше (1844 — 1900) Бог умер, на его место придет Сверхчеловек

4. Смысл задается самим человеком Виктор Франкл (1905 — 1997) «Человек в поисках смысла» Жизнь человека не может лишиться смысла ни при каких обстоятельствах; смысл жизни всегда может быть найден! Универсальность смысла жизни состоит в воплощении высшей человечности: любви, красоты, сострадания, добра и мудрости Только в общении с другими людьми, в заботе о ближнем человек обретает смысл своего существования!

Трактовки смысла жизни в философии В течение жизни человек может избирать и реализовывать содержание различных ценностей, которым подчиняет свою жизнь. Разнообразие трактовок смысла жизни определяется разнообразием целеполаганий бытия в основных концепциях смысла жизни: Гедонизм Эвдемонизм Утилитаризм (прагматизм) Аскетизм Этика долга

Гедонизм Жизнь– как наслаждение (Эпикур). Гедонизм обосновывает моральные требования, согласно которым добро определяется как избавление от страданий, как то, что приносит наслаждение, а зло – как то, что влечет за собой страдания. Это учение развивает представление о наслаждении, как движущем начале человеческого бытия.

Эвдемонизм близок гедонизму в этике. связываетсмысл жизни со стремлением к счастью как подлинному назначению человека счастье человека — конечная цель всякого общества и всякой полезной деятельности людей. Представители: Аристотель, Гельвеций, Дидро

Утилитаризм этическая концепция смысл жизни — извлечение пользы: «обеспечение наибольшего счастья наибольшего числа людей». Перенесение принципа пользы в теорию познания способствовало появлению прагматизма. Прагматизм определяет смысл жизни практической полезностью действия: цель жизни оправдывает средства достижения цели. Представители: И.Бентам, Д.-Ст. Миль, Д. Дьюи

Аскетизм определяет смысл жизни в связи с ее предельной простой телесной и духовной жизнью. В древней Греции аскетизм называли «упражнением в добродетели». воздержанность в удовлетворении потребностей, вплоть до отказа от земных благ в целях достижения религиозного (христианские аскеты) или светского идеала (нигилизм).

Этика долга учение, усматривающее смысл жизни в альтруизме, самопожертвовании ради служения идеалу; формирует моральное обоснование жизнедеятельности, творческого существования «Поступай всегда так, чтобы максима (принцип) твоего поведения могла стать всеобщим законом (поступай так, как ты бы мог пожелать, чтобы поступали все)»; Представители: И.Кант и др.

Задание для самостоятельной работы: Диоген Синопский, на определение Платона «Человек есть животное о двух ногах, лишённое перьев», общипал курицу и принес к нему в школу, объявив: «Вот платоновский человек!» На что Платон к своему определению вынужден был добавить «…и с плоскими ногтями».  Что такое человек? Сформулируйте свое определение! Спасибо за внимание!

Задание для самостоятельной работы: Я устал, надоели дети, Бабы, водка и пироги. Что же держит меня на свете? Чувство юмора и долги. И. Губерман Предложите ваш вариант смысла жизни .

источник