Меню Рубрики

Коррупция как социальное явление социологический анализ

Коррупция присуща любому современному государству без исключения. Вместе с тем в странах с переходной экономикой, к которым относится Россия, коррупция сейчас является проблемой номер один. Тема противодействия коррупции в нашей стране всегда была актуальна, однако сегодня мы можем наблюдать растущую волну как самого явления, так, впрочем, и интереса к его преодолению.

Коррупция является следствием общих политических, социальных и экономических проблем государства. Коррупция уменьшается в здоровом в экономическом, политическом и социальном плане государстве, где эффективны производство и распределение общественных благ, где осуществляется действенный контроль в системе управления.

Коррупция всегда наносит ущерб общественным интересам — прямой или косвенный. Если коррупции не поставлен действенный заслон, она стремительно

разрастается, поражая все новые и новые сферы.

В результате происходит институциализация коррупции, формируются социальные практики, превращающие коррупцию в неотъемлемую часть жизни общества. Это приводит к деградации социальных отношений, а правовые институты перестают работать. Масштабная коррупция подрывает правовые основы существования государства, превращая право в товар.

В то же время коррупция всегда увеличивается, когда государство находится в стадии становления или переживает период ломки политических, экономических, социальных и психологических устоев.

Коррупция в органах государственной власти России достигла таких размахов, что вышла на уровень общенациональной угрозы, борьба с которой должна являться консолидированной, как это определено в Концепции национальной безопасности Российской Федерации (Указ Президента РФ от 12.05.2009 №537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года»).

Определение понятия «коррупция» содержится в Федеральном законе от 25 декабря 2008 № 273 —ФЗ «О противодействии коррупции».

Коррупцией считается злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица.

К коррупционным деяниям относятся следующие преступления: злоупотребление служебным положением (статьи 285 и 286 Уголовного кодекса Российской Федерации, далее — УК РФ), дача взятки (статья 291 УК РФ), получение взятки (статья 290 УК РФ), злоупотребление полномочиями (статья 201 УК РФ), коммерческий подкуп (статья 204 УК РФ), а также иные деяния, попадающие под понятие «коррупция», указанное выше».

Конституция Российской Федерации предоставляет гражданам возможность направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления, в том числе о коррупционных правонарушениях, на решения и действия (бездействие) должностных лиц этих и других органов.

Праву граждан в данном случае корреспондирует обязанность органов публичной власти гарантировать, что заявитель не подвергнется преследованию в связи с высказанными в сообщении жалобами, замечаниями и предложениями.

Для органов власти обращения граждан являются важнейшим источником информации, необходимой для принятия качественных решений, своевременного реагирования на коррупционные проявления.

В случае если гражданин указал в сообщении заведомо ложные сведения, расходы, понесенные в связи с рассмотрением сообщения государственные и другие органы, а также должностные лица, могут взыскать с заявителя по решению суда.

Кроме того, за заведомо ложный донос о совершенном преступлении и клевете предусмотрена уголовная ответственность.

Как социальное явление коррупция достаточно многолика и многогранна. Коррупция проявляется в совершении:

— преступлений коррупционной направленности (хищение материальных и денежных средств с использованием служебного положения, дача взятки, получение взятки, коммерческий подкуп и т.д.);

— административных правонарушений (мелкое хищение материальных и денежных средств с использованием служебного положения, нецелевое использование бюджетных средств и средств внебюджетных фондов и другие составы, подпадающие под составы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях);

— дисциплинарных правонарушений, т.е. использовании своего статуса для получения некоторых преимуществ, за которое предусмотрено дисциплинарное взыскание;

— запрещенных гражданско-правовых сделок (например, принятие в дар или дарение подарков, оказание услуг госслужащему третьими лицами).

За совершение коррупционных правонарушений граждане несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Лицо, совершившее коррупционное правонарушение, по решению суда может быть лишено в соответствии с законодательством Российской Федерации права занимать определенные должности государственной и муниципальной службы.

Важными мерами по профилактике коррупции являются формирование в обществе нетерпимости к коррупционным проявления, а также неотвратимость ответственности за совершение подобного рода правонарушений.

В законодательстве о противодействии коррупции закреплена обязанность, согласно которой государственный или муниципальный служащий обязан уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений.

Уведомление о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, является должностной (служебной) обязанностью государственного или муниципального служащего, а невыполнение этого требования законодательства является правонарушением, влекущим его увольнение с государственной или муниципальной службы либо привлечение его к иным видам ответственности.

Государственный или муниципальный служащий, уведомивший представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы о фактах обращения в целях склонения его к совершению коррупционного правонарушения, о фактах совершения другими государственными или муниципальными служащими коррупционных правонарушений, непредставления сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, находится под защитой государства.

Порядок уведомления представителя нанимателя (работодателя) о фактах обращения в целях склонения государственного или муниципального служащего к совершению коррупционных правонарушений, перечень сведений, содержащихся в уведомлениях, организация проверки этих сведений и порядок регистрации уведомлений определяются ведомственными нормативными правовыми актами.

Кроме того, о фактах коррупции граждане могут сообщить в государственные и муниципальные органы в порядке, установленном Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», а в правоохранительные органы в соответствии с требованиями Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.

Искоренить коррупцию — значит создать сильное-правовое демократическое государство, которое эффективно служит всем нам, российским гражданам. Победить коррупцию – это сформировать конкурентоспособную экономику, преодолеть бедность, повысить благосостояние россиян. Ликвидировать коррупцию – значит утвердить новое качество жизни, социальную стабильность, порядок и справедливость. Устранить коррупцию – это сформировать зрелое гражданское общество, общество свободных ответственных и созидательных людей. Уничтожить коррупцию — это остановить терроризм в нашей стране, обезопасить жизнь граждан, сохранить целостность и единство России, сделать ее сильной и конкурентоспособной страной в мировом сообществе.

источник

автореферат диссертации по социологии, специальность ВАК РФ 22.00.04
диссертация на тему: Коррупция как социальное явление: социологический анализ

Полный текст автореферата диссертации по теме «Коррупция как социальное явление: социологический анализ»

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Шедоев Алексей Игоревич ООЗ 159925

Коррупция как социальное явление: социологический анализ

Специальность 22 00 04 — социальная структура, социальные институты и процессы

диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук

Работа выполнена на кафедре социологии политических и социальных процессов факультета социологии Санкт-Петербургского государственного университета

Научный руководитель доктор политических наук, профессор,

Милецкий Владимир Петрович

Официальные оппоненты: доктор социологических наук, профессор

Исаев Борис Акимович, доктор социологических наук, доцент Шипунова Татьяна Владимировна

Ведущая организация Санкт-Петербургский университет

Защита состоится «ЯЗ» в / У час на заседании

Диссертационного совета Д 212/232.13 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора наук при Санкт-Петербургском государственном университете по адресу 193060, Санкт-Петербург, ул Смольного, д. 1/3 9-й подъезд, факультет социологии, ауд.

Автореферат разослан « Л 4 » ¿^¿рГ/ТЧ3 2007г.

Ученый секретарь Диссертационного совета

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность. Проблема борьбы с коррупцией становится в последнее время центральной в общественной жизни России, что для стран с переходной социально-экономической системой, к которой относится и Россия, является настоящим бедствием В нашей стране коррупция в сочетании с непрофессионализмом чиновников является причиной как политических, так и социально-экономических кризисов

Наиболее распространена коррупция именно в органах государственной власти, как во властных структурах, имеющих административный ресурс (политическое разделение властей). Помимо неэффективного расходования материальных и финансовых ресурсов коррупция ведет к росту недоверия органам государственной власти.

Коррупции способствуют социальные факторы, такие как политическая нестабильность, неразвитость и несовершенство законодательства, неэффективность институтов власти, слабость институтов гражданского общества и отсутствие прочных демократических традиций. Российская специфика добавляет к вышеназванным неразвитую политическую культуру граждан, слабость судебной системы, пренебрежение правом в угоду выгоде, безнаказанность при нарушении законодательства, семейственность при решении политических и экономических вопросов.

Президент фонда ИНДЕМ Георгий Сатаров в своем докладе о коррупции «Бизнес и коррупция проблемы противодействия-2006», который является вторым из серии исследований фонда, посвященных противодействию коррупции, отмечает «В ходе исследования бизнесмены часто жаловались, что их бизнес на грани рентабельности, поскольку расходы на неформальные договоренности растут». В 2005 году было совершено 39 млн коррупционных сделок, в среднем бизнесмен дает взятки два раза в год По данным фонда, в среднем 7% оборота компании превращаются в коррупционный доход чиновников Исследо-

вание проводилось в виде социологического опроса, «глубинного интервью» предпринимателей, в трех городах — Волгограде, Смоленске И Москве Данные исследования говорят насколько серьезна проблема коррупции для малого бизнеса. «Бизнес вынужден концентрироваться на краткосрочных стратегиях из-за нестабильности и непредсказуемости правил игры. Теневой доход рассматривается Как своего рода страховой фонд от непредсказуемости»,- говорится в докладе ИНДЕМ.

Самыми серьезными административными барьерами, провоцирующими коррупцию, респонденты называют сложную процедуру регистрации бизнеса, необходимость лицензирования, получения разрешений со стороны местных властей (даже при наличии лицензии), регулярные проверки, в ходе которых проверяющие «заботятся не о ликвидации выявленных проверками недостатков, а о получении неформальных вознаграждений». Наиболее же взяткоемкими являются отношения предпринимателей и чиновников при получении помещения в аренду или в собственность, в этой же сфере наиболее высоки административные издержки

Коррупционные преступления являются преступлениями высокой латентности. Выявляемость случаев коррупции, по данным Б В Волженкина, колеблется от 0,1 до 2 процентов, и в большинстве своем это случаи так называемой «низовой коррупции», поскольку, как указывает Л С Куликов, коррупционеры средних и высших эшелонов «действуют практически безнаказанно благодаря своему статусу они находятся в своеобразной «зоне безопасности», либо защищены депутатским иммунитетом»

В списке наиболее коррумпированных стран при выполнении госзаказов Российская Федерация занимает шестое место после Таиланда, Индонезии, Филиппин, Индии и Парагвая

«Распространение коррупции приняло угрожающий характер Нельзя сказать, что коррупция характерна для отдельных звеньев государственного механизма Она пронизывает все уровни власти, приобретает системный характер Способствуют росту коррупционных проявлений отсутствие системности в антикоррупционных законах, наличие правовых норм, в кото-

рых компетенция государственного органа или должностного лица определяется неконкретно, что дает возможность вариативного принятия решений, сохранение широкой сферы государственных услуг, охваченных разрешительным способом, а также незнание гражданами своих прав на получение этих услуг, отсутствие реального механизма контроля за действиями должностных лиц», — заявил Генеральный Прокурор России Юрий Чайка, выступая перед депутатами Госдумы

Проникая в культуру общества, становясь традицией, коррупция тем самым снижает общую эффективность государственного управления и становится социальной проблемой

Таким образом, изучение коррупции как социокультурной проблемы, исследование воздействия ее на сферы жизнедеятельности общества и разработка эффективных мер антикоррупционной политики являются в настоящее время насущной необходимостью.

Степень научной разработанности темы. Периоды реформ отличаются повышенным общественным интересом к коррупции. В это время появляется множество публикаций с результатами журналистских расследований, дающих богатый материал обществоведам Исследовательский интерес возникает и в рамках социальных наук, когда коррупция оказывается в поле зрения ученых как сопутствующее социальное явление или как атрибут основного предмета исследования

При анализе литературы по данной проблеме автором рассмотрено несколько видов источников, а именно, нормативно-правовые акты, монографические работы исследований соответствующей тематики, аналитические доклады различных правовых центров («Стратегия», г. Санкт-Петербург и «Фонд поддержки антикоррупционных инициатив», г Нижний Новгород) материалы научно-практических конференций и семинаров, печатных и электронных СМИ

Изначально рассмотрены общеметодологические работы, отражающие различные подходы к пониманию коррупции с точки зрения экономики, политологии и социологии.

В рамках экономического подхода выполнены работы С. Роуз-Аккерман и Г.Нойгебауэра, В. Райсмена , М. Олсона, А Крюгера, Д Дела-Порта, Д Акемологоу и Т.Вердье П. Бардха-на, Т. Беслей и А Кейс, а также А. Шляйфера и Р. Вишни

Среди авторов политологических работ необходимо выделить Дж. Сентурия, JI Хайдепхаймера, Е.Этциони-Халеви, Дж.Ная, П. Далеона, У вон Алемана, Р. Барро, Г Вен-Дора, Р Брукса и Р. Дали.

Первая публикация под заголовком «Социология коррупции» относится к 1968 г Главным образом, она была посвящена полемике с идеями о возможных положительных эффектах коррупции, появившимися в публикациях того времени Среди социологических работ общеметодологического характера по данной проблеме необходимо отметить исследования Джонсто-на М., А Хейденхеймера, Н. Леффа, К. Фридриха, Р.Д Саймона и Д С Эйтцен, немецких социологов Флека и Кузьмича, Дж Колемана.

Внутри социологического подхода к проблеме коррупции можно выделить отдельные направления В первую очередь, это ревизионистское направление и социокультурные теории К ревизионистской школе, авторы которой говорят о положительных эффектах коррупции в развивающихся странах, можно отнести работы Хосе Абуэва, Дэвид Бейли, Натаниэль Лефф, Колин Лейес Социокультурные теории изучения коррупции в социологии характерны для таких авторов как Й Андвиг, Р Клитгаард,Э Холл, В Танци, Р Кларк

Во всех вышеперечисленных работах описываются основные методологические подходы к определению понятия «коррупция», и также к ее причинам, проявлениям и последствиям

К следующей группе работ следует отнести общетеоретические исследования, посвященные коррупции в целом. Это работы Аслаханова А,А., Волженкина Б В., Кабанова П А., Кирпич-никова А И., Лунеева В В , Максимова С В., Пономарева П Г., Райсмена В М , Жилиной И Ю , Быстровой A.C. и Сильвестрос М,В , Колодкина Л.М , Астафьева Л.В , Витвицкого А А , Мишина Г К

Данные работы являются общими по проблеме коррупции и не затрагивают отдельные ее аспекты.

Также существуют работы, описывающие различные модели коррупционного поведения В литературе на настоящий момент описано большое количество моделей коррупции В рамках этих моделей изучаются самые разные вопросы, связанные с коррупцией, под разными углами зрения К наиболее известным можно отнести модель, описанную Л Шлейфером и Р.Вишни, касающуюся проблем распределения бюрократами государственных ресурсов, и влияния конкуренции на уровень взяток как между бюрократами (исполнителями), так и между потребителями (клиентами)

Среди авторов, которые моделировали аспекты коррупции в своих работах можно назвать П Чендера и JI. Уайльда, А А Васина и О, Агапову, Т. Бесли, а также Д, Акемолгу, Т. Вердье, Д.Блисса и Р Д Телла, Д Д Лаена, К М Мерфи, А.Шлейфера и Р Вишни, Л. Ламберт-Могилански

Читайте также:  Как сделать анализы на дому

Общий криминологический анализ проблемы коррупции осуществил Гилинский Я И , Кучерова И И рассматривала проявления коррупции в сфере налогообложения, Жданова И.Л, Минаков А С, Курносова О.В , Горный МБ- проявления коррупции во время предвыборных кампаний Работы Шароград-ской A.A., Вдовина Ю И , Вишневского Б.Л. посвящены связям коррупции и СМИ. Макарычев А С. рассматривал проблемы коррупции в региональном разрезе

С социологической точки зрения проблемы коррупции рассматривают Сатаров Г А., Левин М.И, Римский В Л, они же впервые вырабатывают цепочные принципы антикоррупционной политики Салагаев А.Л исследует коррупцию на региональном уровне в Республике Татарстан, Кузнецов И С изучает в рамках конструктивного подхода, как проблема коррупции в государственных органах власти формируется СМИ

Несмотря на солидные исследования отдельных аспектов проблематики и их несомненную практическую востребованность, в настоящее время недостаточно рассмотрено восприятие коррупции как социального явления в обществе

Объект исследования, коррупция как социальное явление современного российского общества

Предмет исследования социальные детерминанты и факторы коррупции в современной России

Целью диссертационного исследования. Основной целью диссертации является раскрытие социальной сущности, источников и причин коррупции в российском обществе, показ причин её распространения в органах государственной власти и разработка предложений по совершенствованию мер противодействия ей

Для достижения названной цели предполагается решить следующие исследовательские задачи.

— раскрыть природу коррупции как социального явления и как источник социальных угроз для государства и общества;

— показать с социологической точки зрения детерминанты, особенности и основные тенденции коррупции в органах государственной власти современной России,

— выявить факторы распространения коррупции в современных российских условиях,

— предложить практические рекомендации по противодействию распространения коррупции в современных условиях

Методологические и теоретические основы исследования. Методико-теоретическую основу работы составляют междисциплинарный подход, основанный на принципах системно-социологического и структурно-функционального анализа. Эмпирическим основанием исследования выступает документальный анализ нормативно-правовых актов, статистические и социологические данные, опубликованные в печати, а также собственный качественный анализ общественного мнения о коррупции в Республике Бурятия

Основные результаты проведенного исследования, представляющие научную новизну и выносимые на защиту, состоят в следующем- природа коррупции обусловлена комплексом общественных, психологических и ментальных детерминант, среди которых доминирующую роль играют социально-экономические и политико-правовые факторы, в том числе криминально-бюрократический характер общественной системы в условиях постсоветской реформации страны;

— негативное влияние коррупции на развитие экономических, политических, культурных процессов в социуме выражается в опасности закрепления псевдогосударственных и квазигражданских типов социальных отношений, а также восприятия коррупции современным обществом в качестве естественного явления и отсутствия неотвратимости ее юридического пресечения;

— авторские рекомендации по совершенствованию политико-правовых компонентов системы предупреждения и противодействия распространению коррупции в современном российском обществе

Апробация исследования. Диссертационное исследование проводилось и обсуждалось на кафедре социологии политических и социальных процессов факультета социологии Санкт-Петербургского Государственного Университета Основные теоретические и практические положения работы изложены в публикациях и докладах автора на заседаниях кафедры и научных конференциях аспирантов и докторантов Санкт-Петеребургского Государственного Университета в 2006-2007 гг.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы

Основное содержание работы

Во Введении обосновывается проблема, раскрываются актуальность, степень ее разработанности в науке и практике, оп-

ределяются цели и задачи работы, объект и предмет исследования, научная новизна

В первой главе «Социальная природа и факторы коррупции» речь идет о ключевых теоретико-методологических подходах к изучению коррупции в качестве сложного и комплексного социального явления Оно имеет свои объективные детерминанты и субъективные предпосылки. Пальму первенства здесь следует отдать главным образом социальным детерминантам, объясняющим социальную природу коррупции и позволяющим раскрыть её основные факторы.

В первом параграфе «Методологические подходы к изучению коррупции как социального явления» показано, что коррупция в современном мире рассматривается как негативная форма девиантного поведения в сфере государственного и муниципального управления, как деструктивный фактор общественной жизни, во многом определяющий социальный климат в обществе и состояние национальной безопасности Коррупция является препятствием развитию реальной демократии и росту благосостояния населения Она имеет множественные причины и основания для распространения в политической, экономической, культурной, социально-структурной организации общества Все ее проявления в большей степени ощутимы в реальной социальной жизни, сказываются на уровне и степени защищенности граждан, обеспеченности их прав и свобод

Явление коррупции исследуется в рамках различных подходов, школ, течений и направлений научной мысли, изучающих отдельные ее аспекты, характерные для разных социокультурных условий Наибольшим эвристическим потенциалом обладают системный и структурно-функциональный подходы В социологии структурный подход акцентирует аспект социальной структуры (целостность взаимосвязанных элементов, процессы воспроизводства), а функциональный — аспект социальной организации (принципы соотнесения и функционирования элементов) социума, общества как системы в целом Центральным для структурно-функционального анализа является понятие функции, которая рассматривается в двух аспектах 1) как »назначение» («роль»)

«одного» из элементов некоторой целостности по отношению к »другому» или к целостности (системе) в целом; 2) как такая зависимость в рамках данной целостности (системы), при которой изменения «одного» оказываются производными (функцией) от изменений «другого» (на уровне прикладных и (или) статистических анализов эта зависимость описывается через взаимоотношения зависимой и независимой переменных) В этом (втором) случае вводится понятие функциональных (функционально-организационных) связей (отношений, зависимостей) в ряду причинных, структурных, генетических связей внутри системы, а также между системами, системой и средой Соответственно выделяются и процессы функционирования (поддержания организации-организованности, порядка) наряду с процессами производства (ресурсов), воспроизводства (структуры), в совокупности обеспечивающие стабильное существование системы (целостности) и соотносимые с процессами ее изменения и развития (как в результате «естественной» эволюции, так и вследствие специально предпринимаемых («искусственных») усилий Многообразие этих подходов свидетельствует не только об актуальности этого явления, но и о том, что коррупционные отношения недостаточно изучены. Во многом это связано с тем, что данное явление не столь доступно для научного анализа, а ее механизмы и проявления имеют преимущественно латентный характер.

Во втором параграфе «Социальная сущность и основные факторы коррупции в современном обществе» раскрывается социальная природа коррупции и основные детерминанты этого явления На основе рассмотренных выше методологических подходов в диссертации выявляются факторы коррупционной мотивации в среде государственных и муниципальных служащих Следует отметить, что первичной предпосылкой такой мотивации, ее источником, как правило, становится искажение принципов государственной службы в индивидуальном сознании самих служащих Свою службу они начинают рассматривать как источник реализации личных целей, не всегда совпадающих с общественными и государственными потребностями и интересами в сфере управления. Государство тоже не всегда

обеспечивает достаточный уровень экономической мотивации государственных служащих к честному служению, что является предпосылкой поиска ими дополнительных, часто незаконных источников повышения своего материального благополучия.

В работе отмечается, что в рыночных условиях органы государственной и муниципальной власти в определенной мере должны становиться субъектами предоставления различных управленческих услуг, хотя представлять современное государство только институтом, оказывающим гражданам социальные, политические и иные услуги, в методологическом отношении не очень корректно Ведь, если государство способно и должно оказывать гражданам такие услуги, то в современных условиях «лучшие» услуги могут получать отдельные потребители за особое вознаграждение. Торговля этими услугами приводит, в свою очередь, к коммерциализации государственного и муниципального аппарата, при которой сама система государственной службы перестает существовать как публично-правовой институт, становясь обычным сектором общественной жизни с частными отношениями, торговлей, обменом и прочими институциональными атрибутами рынка В этом случае коррупция предстает в общественном сознании всего лишь системой социальных стимулов и вознаграждений, в которой относительно небольшой группе состоятельных клиентов предоставляются за вознаграждение услуги чиновников

С учетом вышеизложенного, при раскрытии сущности феномена коррупции как социального явления целесообразно не останавливаться на каком-либо одном определении коррупции, а использовать эвристический потенциал различных подходов По мнению автора диссертации, коррупция — социально опасная разновидность девиантного поведения, проявляющаяся в деструктивных социальных отношениях, способствующих закреплению противоправных связей и практик квазисоциального характера в ущерб индивидуальным, общественным и государственным интересам.

Следуе г отметить, что коррупция в России в настоящее время стала полноправным объектом социологи1 еского анализа Несмотря на то, что в советский период мнот о говорилось о

том, что коррупция имеет место только в буржуазных странах и выражается в подкупе чиновников, взятках, продажности должностных лиц и политических деятелей. Коррупция считалась нетипичным явлением для советского общества и любые ее проявления рассматривались исключительно с позиций нарушения отдельными чиновниками госаппарата социалистической законности

Кроме этого в диссертации формируется совокупность ключевых факторов коррупции как социального явления

В третьем параграфе «Классификация и основные модели коррупции» исследуется коррупция как многоликое образование, которое существует в самых разных формах и моделях. В социально-правовой литературе выделяется несколько основных форм (проявлений) коррупции. Речь идет о таких, как взяточничество, фаворитизм, непотизм (кумовство), протекционизм, лоббизм, незаконное распределение и перераспределение общественных ресурсов и фондов, незаконное присвоение общественных ресурсов в личных целях, незаконная приватизация, незаконная поддержка и финансирование политических структур (партий и др.), вымогательство, предоставление льготных кредитов, заказов, знаменитый «блат» (использование личных контактов для получения доступа к общественным ресурсам — товарам, услугам, источникам доходов, привилегиям, оказание различных услуг родственникам, друзьям, знакомым) и др Существующие классификации коррупции связаны с ее рассмотрением с позиций политико-административной, социологической и экономической теорий

Принято классифицировать коррупцию по пяти видам К первому относится коррупция в высших эшелонах власти в центре и на местах Этот вид коррупции тесно связан с крупными хищениями, отмыванием денег, нажитых преступных путем, организованной преступностью Он является одной из причин невысокого уровня жизни граждан Второй вид связан с мелкими поборами с населения, в том числе с мелких предпринимателей, автолюбителей и т д Поскольку эти мелкие поборы носят массовый характер, они, надо полагать, складываются в многомиллионные суммы Они способствуют отчуждению гра-

ждан от государства и формируют их убежденность в том, что правильным путем чего-либо добиться в жизни невозможно. Третий вид коррупции касается правоохранительных органов Речь идет об органах внутренних дел, прокуратуре, суде, таможенной службе, исправительных учреждениях и других В отличие от советского периода взяточничество в настоящее время получило распространение не только в милиции, но и в вышеназванных правоприменительных институтах. Четвертый вид связан с подкупом в коммерческих или иных организациях сферы бизнеса. Этот вид коррупции изучен еще недостаточно, поскольку доступ в коммерческие организации для сбора необходимых материалов по понятным причинам весьма ограничен О действительном состоянии дел с этим видом преступлений можно догадываться лишь по ряду косвенных признаков. Пятый вид коррупция касается шоу-бизнеса, подкупа участников и организаторов профессиональных и спортивных соревнований, зрелищных коммерческих конкурсов Здесь уровень ла-тентности коррупции тоже очень велик. Ежегодно по соответствующей статье Уголовного кодекса РФ возбуждается лишь одно-два уголовных дела Между тем подкуп участников названных состязаний и конкурсов имеет широкое распространение.

Вторая глава «Социодинамика и особенности коррупции в современном российском обществе» посвящена рассмотрению коррупции в .органах государственной и муниципальной власти России Это универсальное по своей природе и негативному воздействию на результаты общественного развития социальное явление. Во всем мире оно появилось одновременно с формированием государственности и продолжает существовать в различных формах на протяжении всей истории развития человечества. Не является здесь исключением и современная Россия.

Параграф первый «Специфика российской коррупции и факторы её воспроизводства» К концу 90-х гг. XX в. сложилось так, что выявленные факты коррупционной деятельности по сферам занятости относились в основном к органам исполнительной ветви власти и банковско-финансовой сфере При-

чем с точки зрения интересов субъектов коррупционных взаимодействий — одни из них «обладают» властью закона, которую могут использовать в своих корыстных целях, другие — властью капитала, которая объективно стремится к расширению своего влияния на все без исключения общественные процессы И в этом также заключается большая доля социальной опасности коррупции для общества- она деформирует не только институты государства, в частности государственную службу, но и институты гражданского общества, которые под воздействием коррупционных последствий перестают выполнять роль регуляторов многих социальных отношений (в первую очередь, социально-экономических), уступая место квазигражданским структурам, криминальным по своей природе

В диссертации отмечено, что скрытый (латентный) коррупционный криминал по своим масштабам значительно больше явного. По оценкам участников опроса, проведенного среди государственных служащих, коррупция получила значительное распространение в органах государственной власти и управления. Из общей совокупности респондентов более 2/3 опрошенных (78,8%) отметили ее распространенность, при этом 49,4% оценили степень распространенности как сильную, а 29,4% как частичную. Всего 1,7% респондентов отрицают факт распространенности коррупции в государственных органах и примерно пятая часть из них (19,5% от общего количества) затруднились в своих оценках Это очень тревожные показатели, так как они основываются на видении ситуации изнутри системы государственной службы Такой уровень коррупции не только подрывает авторитет государственной власти, но и создает резко отрицательный имидж страны в глазах мирового сообщества.

Анализируя приведенные данные, автор делает вывод о том, что значительное обнищание определенной части населения страны, вызванное распадом СССР и разрушением экономического пространства, повальное расхищение государственной собственности, межнациональные конфликты, резкий спад экономики и т.д., явились условиями и факторами, способствую-

щими активному проявлению коррупции на всех уровнях и практически во всех сферах общественной жизни страны.

В работе отмечается, что коррупция во всех своих видах и проявлениях (воровство, казнокрадство, взяточничество и т п) особенно пышно и стремительно распространяется в условиях социальной аномии. Последняя сопровождает перестройки, революции, контрреволюции и др

В условиях крутых общественных изменений и дезорганизации социальной системы, как правило, начинает происходить присвоение или передел государственной собственности, осуществляются глубокие изменения в общественном сознании, происходит деформация ценностей у значительной части населения, в том числе и у государственных служащих, чиновников, бюрократии. Даже в этих условиях бюрократия умудряется сохранить свои позиции, а то и укрепить их, показывая чудеса приспособления «Вопреки прогнозам горе-теоретиков, — отмечает Г В. Мальцев, — государственная бюрократия скорее выиграла, чем проиграла в результате реформ и резкого сокращения объемов государственной собственности Она стала более дерзкой, циничной, более коррумпированной, чем раньше»

Одним из основных механизмов, позволяющих чиновникам обогащаться незаконным путем, в современной России являются чрезмерное регулирование (накладывающееся друг на друга регулирование со стороны множества министерств и ведомств), а также неопределенность (недоведенность до норм прямого действия) известных и понятных гражданам и организациям законов и норм, дающая достаточно большой простор для их «индивидуальной» трактовки отдельным коррумпированным чиновникам Эти и другие обстоятельства объективно обусловливают и умножают коррупционную почву в современной России Их принято относить к факторам (множителям) коррупции-в современном российском обществе.

Читайте также:  К чаадаеву анализ какой жанр

Во втором параграфе «Основные тенденции и направления противодействия коррупции в современной России» говорится о том, что коррупция как негативное социальное явление в настоящее время стремительно распространяется вширь и вглубь, принимает новые’ формы и разъедает социальную ткань

общества, деформирует систему социальных связей и взаимодействий, мешает проведению позитивных государственных реформ, формированию и развитию институтов гражданского общества.

Уровень жизни большинства граждан России существенно не меняется, что приводит к росту социальной напряжённости в обществе, которая воспроизводится затянувшимся системным кризисом в российской экономике, сфере политических и социальных отношений, духовной и культурной деградацией больших масс населения, отсутствием действенных механизмов социальной самозащиты гражданского общества и т.п. Несмотря на очевидность негативного характера явления коррупции, общество не имеет четкого представления о ее масштабах и непосредственном влиянии на материальное положение и уровень жизни О чем свидетельствует проведенный автором совместно с социологической службой «Эйдос» анализ данных анкетного опроса населения и экспертных интервью представителей различных социальных групп и должностных лиц органов государственного и муниципального управления в городе Улан-Удэ Например, коррупция в органах исполнительной власти Бурятии жителей республики волнует меньше всего Она занимает в умах респондентов предпоследнее место после таких проблем как. рост цен продовольственных товаров(55%), низкий уровень доходов (49%), рост стоимости услуг ЖКХ и тд. Гораздо важнее людям представляются проблемы жилья, социальной незащищенности, высокого уровня преступности, кризиса морали и нравственности, экологии, образования.

Поэтому коррупцию можно считать и следствием, и причиной подобного и целого ряда других отрицательных социальных последствий современной «эпохи реформ» в России

Автором подчеркивается необходимость в проведении антикоррупционной политики, которая должна стать неотъемлемой частью внутренней государственной политики, развернутой в различных направлениях — государственно-политическом, социально-экономическом, государственно-правовом, общественно-гражданском, культурном и др. В целях реализации антикоррупционной политики целесообразно разработать и вне-

дрить в практику государственного управления механизмы антикоррупционных мер, которые должны составить основу системы противодействия коррупции и борьбы с нею во всех формах ее проявления

Практика противодействия и борьбы с коррупцией в России убедительно доказывает низкую эффективность разовых мероприятий, ограниченных во времени и социальном пространстве, по преодолению этого опасного явления, которое развивается независимо и вопреки интересам общественного прогресса. Необходимо отметить, что закреплению коррупционных форм взаимоотношений в последние 10-15 лет истории развития российского общества во многом было обусловлено ложными политическими предпосылками, когда прежние заслуги в деле утверждения демократических принципов и рыночных основ общественного и государственного устройства обеспечивали неприкосновенность впоследствии коррумпированных представителей политической элиты и государственных чиновников высокого ранга

Следует также отметить, что в течение длительного времени с коррупционными проявлениями в государственных органах власти и управления борьбу вели главным образом внутриведомственные структуры, в которых интересы государства и общества отстаивали работники этих же ведомств, включенные в их внутрикорпоративные отношения и интересы Это приводило к тому, что такая форма организации борьбы и противодействия коррупции была не в состоянии устранять основные причины, порождающие коррупцию, поскольку они восходили к важнейшим условиям существования системы В то же время, во взаимодействии и столкновении межведомственных интересов «борьба с коррупцией» часто становилась инструментом достижения частных личных или групповых устремлений путем устранения конкурентов на рынке «коррупционных услуг», получения более выгодного положения в сфере перераспределения государственных средств, усиления своего влияния на экономические, социальные, а зачастую — и на политические процессы в стране С этим в немалой степени связано то заблуждение, навязываемое коррумпированными кругами, что кор-

рупция в новейшей истории России выступала в положительном качестве как единственное действенное и эффективное средство ускоренного внедрения рыночных отношений в доминировавшую многие десятилетия плановую систему экономики, перехода к рыночным условиям регулирования экономических отношений. При этом сознательно замалчивается тот факт, что коррупция по своей природе исключительно деструктивна и не может создавать устойчивые позитивные формы общественных и государственных отношений, ее сущность заключается в квазигражданственности и подмене подлинно государственных принципов организации социума псевдогосударственными, ориентированными на обеспечение интересов непосредственных творцов и участников коррупционных процессов

Таким образом, на разных уровнях власти неоднократно говорится о необходимости объявить тотальную войну коррупции. Для этого нужна твердая государственная воля по искоренению этого опасного социального явления и соответствующее ей гражданское состояние общества, готового в этих условиях принять и на себя весомую часть ответственности за реализацию антикоррупционной политики в стране

В Заключении подводятся итоги диссертационного исследования, формулируются основные выводы и предложения

Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях:

1. Качество управления бюрократией // Современное управление М , 2006 С.87

2. Некоторые вопросы методологии исследования коррупции как социальной проблемы // Социологическая эпистемология и методология в XXI веке. Материалы 1-х Ковалевских чтений. СПб , 2006 С.384.

3 Коррупция как один из аспектов аппарата бюрократии // Информатика и проблемы телекоммуникаций. Российская научно-практическая конференция 1 т Новосибирск, 2007 с 430.

Подписано в печать 21 08 07 Формат бумаги 60×84/16 печл 1,04 Уч издл 0,85 Тираж 100 экз Заказ №2174

Издательство Бурятского госуниверситета 670000, г Улан-Удэ, ул Смолина, 24а

источник

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp» , которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.


Введение
Актуальность. Так как проблема коррупции берет свои истоки со времен образования государственности, она всегда являлась одной из наиболее актуальных из-за ее пагубного влияния на государство и общество. Много лет коррупция рассматривалась только с точки зрения экономики, политики и криминологии. Но социологическое изучение коррупции также необходимо, так как коррупция является одним из видов социальных отношений. Она оказывает влияние и на социальную сферу общества: на материальное благополучие граждан, на отношения между государством и его гражданами, на степень доверия власти, на формирование ценностей. Социологические изучения коррупции начались сравнительно недавно. А изучению мнения именно молодого поколения о коррупции никогда прежде не уделялось должного внимания. Это кажется нам значительным упущением, так как молодое поколение является будущим нашей страны, знание его понимания коррупции позволит в дальнейшем правильно строить антикоррупционную политику и формировать истинное знание о коррупции как о социальном явлении и как о проблеме развития государства.
Объектом нашего исследования является представление молодежи о коррупции как о социальном явлении, а предметом – особенности этих представлений.
Цель курсовой работы – проведение социологического анализа представлений молодежи о коррупции как о социальном явлении, выявление особенности этих представлений и факторов, их определяющих. Для реализации этой цели необходимо решить несколько задач, а именно:
    уточнить содержание понятия «коррупция», исходя из целей и задач исследования;
    разработать концептуальную модель социологического исследования представлений молодежи о коррупции как о социальном явлении;
    выявить особенности представлений молодежи о коррупции как о социальном явлении;
    определить факторы, влияющие на формирование представлений молодежи о коррупции как о социальном явлении.

Для проведения исследования были выдвинуты следующие гипотезы

      Главная гипотеза:
      Молодёжь воспринимает коррупцию как норму
      Второстепенные гипотезы:
      Под коррупцией понимается только взяточничество в низших кругах государственной власти;
      Молодежь убеждена в негативном эффекте коррупции на развитие общества.

Для исследования этой работы проведено собственное исследование, респондентами которого являются студенты МГЛУ. Также проведен анализ и сравнение данных, полученных в нашем опросе и исследованиях, раннее проводимых аналитическими центрами.
Социологический анализ коррупции предполагает исследование комплекса социологических идей, связанных, прежде всего, с анализом девиации. Этот комплекс содержит ключевые для ее понимания и объяснения понятия аномии, агрессии, деструктивности. Теоретико-методологическую основу исследования составляют идеи о девиантном поведении и аномии, разработанные Дюркгреймом, и концепция первичного и вторичного отклонений, разработанная X. Беккером. Эмпирической базой исследования являются данные, полученные различными исследовательскими центрами, такими как Фонд «Общественное мнение» («Бытовая коррупция в России», «Коррупция в России»), аналитическим центром Юрия Левады («Коррупция в стране») и «Всероссийским центром изучения общественного мнения» (цикл исследований, посвященных распространенности коррупции в российском обществе), исследование фонда ИНДЕМ «Диагностика коррупции в России», а также данные собственного эмпирического исследования.

Глава 1. Теоретико-методологические основы социологического анализа представлений молодежи о коррупции как о социальном явлении

§1.1 Коррупция как социальное явление

Для установления причин такого сложного социального явления, как коррупция, для оценки сегодняшнего состояние и развития ее в России, выявления ее последствий необходимо как можно точно и полно определить понятие «коррупции». Учебные и исследователи до сих пор не пришли к единому концептуальному определению. Коррупция охватывает разные сферы жизни — социальную сферу, политику, экономику -, поэтому является предметом изучения разных научных дисциплин. Представители разных направлений трактуют ее со своей точки зрения, изучают ее отдельные аспекты, характерные для социокультурных условий.
Криминологи под коррупцией понимают «социальное, общественно опасное, угрожающее экономический и политической безопасности страны явление, составляющее совокупность преступлений, совершаемых должными лицами в целях личного обогащения за счет государства, коммерческих и иных организаций и граждан». 1 Схожие с криминологами во смени юристы определяют коррупцию как «разновидность преступной деятельности должностных лиц, использующие доверенные им государством или обществом права и властные полномочия в корыстных целях». 2
Несомненно, коррупция затрагивает экономическую сферу жизни, и экономисты выделяют свое определение коррупции. Коррупция – «сращивание государственных структур со структурами преступного мира в сфере экономики, а также продажность и подкуп политических и общественных деятелей, государственных чиновников». 3
В фокусе социологии коррупция это совокупность отношений. Она определяется социологами как «порабощение общественных отношений, где два или более лица совершают подмену отношений путем успешной трансформации денег или власти, обходя предусмотренные законом процедуры и подменяя их личными отношениями» 4 или как «отказ от ожидаемых стандартов поведения со стороны представителей власти ради незаконной личной выгоды». 5
Резюмируя все эти подходы к определению коррупции, можно сделать выделить особенности и составить собственное определение. Конечно, для полноценного раскрытия смысла и конструктивного исследования феномена коррупции целесообразнее пользоваться потенциалом всех научных дисциплин и подходов, но для удобства мы определим коррупцию как социально опасную разновидность девиантного поведения, выражающуюся в нелегитимном использовании, вопреки интересам общества, государства и других лиц, полномочий и иных общественных ресурсов для извлечения личной выгоды. В таких социальных отношениях главным мерилом выступают деньги и сила.
Многие социологи также отмечают, что коррупция как социальное явление это не только сами криминальные действия, но и особенность культуры населения, готовность платить, готовность должностных лиц принимать подношения, а также состояние дисфункции социальной системы в целом и системы административного управления. 6
Вообще же, в понимании коррупции выделяют несколько подходов. Первый из них рассматривает коррупцию как прямое использование должностным лицом прав, связанных с его должностью, в целях личного обогащения. Этот подход отражает наиболее узкое понятие коррупции.
Во втором подходе под коррупцией понимаете определенный вид социально- экономических отношений. В этом подходе уместно разделить коррупцию на «западную» и «восточную» (некоторые исследователи идут дальше и разделяют коррупцию на «Западно-европейскую», «азиатскую», «африканскую» и «латиноамериканскую»). В основе этого разделения лежат разные социокультурные особенности общества. «Западная» коррупцию характеризуется разовыми отношениями купли-продажи, коррупция представляет собой рынок коррупционных услуг. «Восточная» коррупция представляет собой укорененную систему социальных отношений, коррупция привычна и не воспринимается как отклонение от нормы. Коррупция тесно переплетена с другими социальными отношениями землячества, родства, кооператива.
Третий подход воспринимает коррупцией как набор универсальных стратегий поведения больших социальных групп. В рамках такой трактовки 2 подхода: «захват государства» и «захват бизнеса».
В четвертом подходе коррупция – это некое системное общественное явление. Она трактуется как некий общий дефект системы (гос-ва, общества, правовой системы, экономики), «энтропия». 7
Существует множественная классификация коррупции, каждая имеет разные основания. Наиболее, на наш взгляд, целесообразной является разделение коррупции на административную, деловую и бытовую. Такое отделение обусловлено разными типами субъектов коррупции, разными причинами, ее порождающих и оно необходимо в связи с разными принципами и методами борьбы.
Административная коррупция связана с деятельностью высших органов власти. Основными ее проявлениями являются факты лоббирования законов, создания льгот «своим» фирмам, неравной борьбе органов власти за контрольные пакеты акций. В общем представлении, административной коррупцией являются искажения в процессе предписания существующих законов, актов, кодексов с целью предоставления преимуществ определенному кругу лиц. Это является следствием наличия у чиновников расширенных полномочий (права на предоставление выборочных льгот или права на пользование услугами государственного сектора) и недостаточного контроля над распоряжением чиновника этими правами. Отличительная особенность этого вида коррупции – сложность борьбы. Субъекты таких коррупционных сделок, как правило, чиновники высокого ранга, опасающихся за свое место, и вследствие этого, такие коррупционные махинации обладают высокой степенью латентности, что усложняет антикоррупционную борьбу. Так же чиновники в основном прикрывают эти сделок несовершенства закона.
Следующий тип коррупции охватывает коррупционные сделки, совершаемые должностными лицами и предпринимателями с целью решения проблем бизнеса. Этот тип коррупции носит соответствующее название – деловой коррупции.
И наконец, бытовая коррупция, самая масштабная и по количеству лиц, вовлеченных в нее, и по суммам денег. Бытовая коррупция включает в себя случаи взаимодействий чиновников с гражданами, решающими свои повседневные проблемы.
Так же о коррупции как о социальном явлении указывает наличие социальных последствий. Коррупция влияет на все сферы жизни общества, в частности, велико ее влияние на социальную сферу. Среди многих изменений в обществе и его устройстве, к которым приводит коррупция можно выделить, как наиболее важные, следующие:

    Коррупция — деструктивный фактор общественной жизни, она подрывает нормы общественной морали, ее наличие формирует у членов общества «двойной стандарт» морали и поведения;
    Коррупция дискредитирует право как основной инструмент регулирования жизни государства и общества;
    Наличие коррупции является препятствием развитию реальной демократии, так как вызывает разочарование в ее ценностях;
    Коррупция деформирует структуру основных институтов общества;
    Коррупция способствует несправедливому перераспределению жизненных благ в пользу узких олигархических групп, тем самым увеличивает пропасть между богатыми и бедными, снижает рост благосостояния населения;
    Коррупцию можно считать одной из причин снижения доверия общества к власти
Читайте также:  Виды экономического анализа какой прогноз

В рамках рассмотрения коррупции также необходимо уделить внимание проблемам этого социального явления. Но в ряде факторов сложно установить причинно-следственную связь, это затрудняет исследования ее причин.
Однако исследователи все же выделяют наиболее общие причины, такие как:

    Непонимание обществом масштаба ущерба, наносимого коррупцией;
    Слабость институтов гражданского общества и отсутствие прочных демократических традиций;
    Отсутствие общественного контроля за деятельностью чиновников;
    Увеличение роли государства, бюрократизация общественной жизни;
    Искажение принципов государственной службы в индивидуальном сознании самих служащих;
    Несовершенство законодательства, наличие обходных путей закона, «лазеек».

Выявление причин коррупции крайне важно для планирования и проведения антикоррупционной политики. Необходимо бороться не только с фактами коррупции, но и устранять причины, порождающие ее.
Таким образом, в данном параграфе было разработано авторское определение коррупции, выявлены сущностные признаки этого явления, его социальные причины и последствия. Теперь мы можем перейти к рассмотрению методов изучения этого явления и способов исследования восприятия коррупции молодым поколением, которые мы рассмотрим в следующем параграфе.

§1.2 Концептуальная модель социологического исследования представлений молодежи о коррупции как о социальном явлении

В России интерес к исследованию явления коррупции появился сравнительно недавно, в конце 1900 годов. Это связано с тем, что до этого времени о коррупции предпочитали молчать, не признавая вообще факт существования этой проблемы в стране.
В первых исследованиях коррупция рассматривалась как одна из проблем государства или причин некомпетентности государственной власти. Так в исследовании ФОМ был задан вопрос «НА РЕШЕНИЕ КАКИХ ПРОБЛЕМ ПРЕЗИДЕНТУ РОССИИ Б. ЕЛЬЦИНУ СТОИЛО БЫ, ПО-ВАШЕМУ, НАПРАВИТЬ СВОИ УСИЛИЯ В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ?» 8 и среди множества вариантов ответа фигурирует вариант «вести борьбу с преступностью и коррупцией». Так, коррупция выступила как одна из проблем государства, ориентиров проведения государственной политики. По количеству выбора этого ответа можно судить о том, что граждане(29%), в том числе и молодежь, признают существование коррупции и видят в ней тормоз развития государства.
Исследования, в которых рассматривается именно феномен коррупции, признается факт его существования, исследуются его причины и возможные последствия, появились ещё позднее. И только в рамках именно этих исследований есть смысл говорить о изучении представлений молодежи о коррупции.
Но прежде всего, нужно дать определение слова «представление». Представление – это знание, понимание чего-нибудь. 9 В частности представление о коррупции включает в себя следующие составляющие:

    Знание о существовании. То есть, знает ли респондент вообще о наличии коррупции;
    Определение коррупции. Иными словами, если человек знает о существовании коррупции, то, что он под ней понимает, как определяет ее, какие случаи он относит к этому явлению, а какие нет;
    Отношение к коррупции. Отношение включает в себя внутреннюю оценку коррупции респондентом, проявление симпатии или антипатии, одобрение или критику коррупционных явлений. Для понятия отношения также важны факторы, влияющие на формирование этого отношения (личную коррупционную практику, влияние СМИ и т.д.).

Для изучения представлений целесообразно рассмотреть методы изучения представлений, в том числе основные типы вопросов. Социологические исследования представлений респондентов о коррупции делятся на 2 типа: оценочные вопросы и вопросы о личной коррупционной практике. Каждый из этих двух разновидности вопросов решает проблемы сбора информации, которые обусловлены самой природой этого явления. А именно: феномен коррупции сложен для изучения, так как обладает высокой степень латентности. Скрытность этого явления, его преступных характер усложняют изучение, в некоторых вопросах понижает уровень искренности ответов. Оценочные вопросы положительно воспринимаются респондентами, не вызывают затруднения. Но их недостаток в том, что возможности анализа данных ограничены из-за большой доли субъективизма. Вопросы же о личной практике более функциональны и достоверны, но вызывают определенные трудности при ответе. Это объясняется тем, что коррупция относится к числу сенситивных тем, которые далеко не всегда вдохновляют респондентов на откровенность. 10
Однако же, первые исследования, включающие вопросы об оценке коррупции, касались в основном политической сферы. Например, исследование ВЦИОМ включало вопрос «КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, НАСКОЛЬКО ШИРОКО РАСПРОСТРАНЕНА КОРРУПЦИЯ, МНОГИЕ ЛИ БЕРУТ ВЗЯТКИ И ПОЛЬЗУЮТСЯ СЛУЖЕБНЫМ ПОЛОЖЕНИЕМ ДЛЯ ЛИЧНОГО ОБОГАЩЕНИЯ В НЫНЕШНЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ ПРИМАКОВА?». 11 В этом же исследовании встречаются аналогичные вопросы, касающиеся коррупции в Администрации Президента и Государственной Думе. Как видно из этих типов вопроса, рассматривается только один тип коррупции, а именно верхушечная, что опять же говорит о том, что коррупция не рассматривается как проблема, поразившая все сферы общественной жизни. Помимо оценки уровня коррупции, исследования включали вопросы, в которых респонденту предлагалось провести своеобразный мониторинг уровня коррупции в стране, вопрос звучал так «КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, ВЗЯТОЧНИЧЕСТВО, ПРОДАЖНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ ЗА ПОСЛЕДНИЕ ГОД-ДВА УВЕЛИЧИЛИСЬ, УМЕНЬШИЛИСЬ ИЛИ ОСТАЛИСЬ ТАКИМИ ЖЕ, КАК РАНЬШЕ?». 12
Одним из основных параметров представления любой группы населения, в том числе и молодежи, о коррупции является знание или незнание о наличии этого явления в стране. Вопросы типа «ПО ТЕЛЕВИДЕНИЮ, В ПРЕССЕ, ПО РАДИО ПОСЛЕДНЕЕ ВРЕМЯ ЧАСТО ГОВОРИТСЯ О КОРРУПЦИИ В ОРГАНАХ ВЛАСТИ. ВЫ ЗНАЕТЕ, ЧТО ЭТО ТАКОЕ, ЧТО-ТО СЛЫШАЛИ ОБ ЭТОМ ИЛИ СЛЫШИТЕ СЕЙЧАС ВПЕРВЫЕ?» задавались разными аналитическими центрами, в частности ФОМом, впервые такой вопрос был поставлен в 1998 году.
Так же сущность понимания молодёжью коррупции раскрывают ответы на такие вопросы как «СЧИТАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО ПОДАРКИ, ДЕНЬГИ ВРАЧАМ, ПРЕПОДАВАТЕЛЯМ ШКОЛ И ВУЗОВ, РАБОТНИКОМ ЖЭКОВ И Т.Д. ЯВЛЯЮТСЯ СТОЛЬ ЖЕ ОПАСНЫМ И ВРЕДНЫМ ЯВЛЕНИЕМ ДЛЯ ОБЩЕСТВА КАК И КОРРУПЦИЯ ЧИНОВНИКОВ?». Этот вопрос показывает, причисляют ли факты низовой коррупции к проблеме коррупции и выявляет степень опасность, которую респонденты видят в этом явлении. Помимо таких довольно конкретных узких вопросов, встречаются вопросы с множественным выбором, например, «Какие из следующих ситуаций Вы бы отнесли к коррупции?». Респондентам предлагается выбрать из числа перечисленных ситуаций те, которые, по их мнению, являются проявлением коррупции. Все ситуации, данные в таком опросе, с научной точки, зрения в той или иной степени являются примерами употребления власти в корыстных целях. Такие вопросы позволяют анализировать понимание респондентами сущности коррупции и выяснить, насколько научная трактовка коррупции совпадает с мнением простых людей. 13
Также нередко в исследованиях респондентов просят оценить уровень коррупции в стране. Оценка отношения к коррупции выявляется прямыми вопросами, такими как, «Как Вы относитесь к тому, что в нашей стране для решения своих проблем гражданам нередко приходится давать взятки?» Но для глубинного анализа отношения к коррупции исследователи прибегают к косвенным вопросам, связывающим отношение к коррупции с эмоциональным состоянием граждан после коррупционной сделки. «КАК БЫ ВЫ ОПИСАЛИ СВОИ ОЩУЩЕНИЯ ОТ ТОГО, ЧТО ВАМ ПРИШЛОСЬ ДАТЬ ВЗЯТКУ?» среди вариантов ответов присутствуют «унижение», «ненависть к нашей государственной системе», «ненависть к чиновнику» и «ненависть ко всей коррумпированной власти». Также отношение к коррупции выявляют через оценку коррупции как проблемы государства. «Коррупция» выступает одним из вариантов ответа к вопросам «В ЧЕМ ИМЕННО ВЫ ВИДЕТЕ УХУДШЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В НАШЕЙ СТРАНЕ ЗА ПОСЛЕДНИЙ ГОД?».
Немаловажным является рассмотрение факторов, влияющих на представления молодежи о коррупции и формирующих их. Таких основных фактора два: это окружающая среда, в которой живет молодой человек и влияние СМИ. В частности можно отметить общую подмену ценностей, на первый план выходят не духовные, а материальные блага, среди них деньги, слава, высокий социальный статус, высокооплачиваемая профессия. Во время переходного периода в развитии нашего общества сформировалась тенденция, что среди ценностей общества, которые могут выступать в качестве рычага в ходе отстаивания своих жизненных интересов, выступили «связи» и «деньги». Помимо этого, современная социальная ситуация характеризуется высокой степенью неопределённости, размытостью границы между нормой и отклонением. Настроения современной молодежи описываются отвержением старых норм морали, норм «старого общества».
Влияние СМИ также велико, всё, что освещается в газетах, по телевидению, на радио принимается на веру. Люди принимают точку зрения, навязанную СМИ, по сути СМИ в какой-то мере формирует представления населения, в том числе молодежи, на то или иное явление. Тем более важно обратить на СМИ внимание, так как они в какой-то мере пропагандируют насилие и бездуховность, пренебрежительное отношения к нравственным принципам и традиционным Российским ценностям, тем самым способствуют проникновению коррупции.
Все вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что концептуальная модель социологического исследования представлений молодежи о коррупции как о социальном явлении заключается в исследовании знаний о существовании этого явления, анализе понимания и определения феномена коррупции и изучении оценки молодежи коррупции как социального явления. Основным способом сбора информации было проведение социологических опросов, именно этим способом мы и собираемся воспользоваться при проведении собственного эмпирического исследования. Кроме этого, предполагается просмотреть результаты ранее проведенных исследований и провести собственную интерпретацию.
Выводы по первой главе:
Таким образом, в рамках первой главы было уточнено содержание понятия «коррупции». В нашей работе под коррупцией понимается социально опасная разновидность девиантного поведения, выражающаяся в нелегитимном использовании, вопреки интересам общества, государства и других лиц, полномочий и иных общественных ресурсов для извлечения личной выгоды. На основе анализа различных исследований о коррупции, была разработана концептуальная модель социологического исследования представлений молодежи о коррупции как о социальном явлении, включающая в себя раскрытие таких вопросов, как знание молодежи о существовании коррупции, понимание коррупции, оценка молодежью коррупции как социального явления и отношение к ней, а также выявление факторов, влияющих на формирование представлений о коррупции.

Глава 2. Социологический анализ представлений молодёжи о коррупции как о социальном явлении

§2.1 Особенности представлений молодежи о коррупции как о социальном явлении

Для анализа представлений молодежи о коррупции(на примере студентов-социологов МГЛУ) нами было проведено собственное эмпирическое исследование. В качестве респондентов были опрошены студенты социологи 1 – 5 курса. Выбор обуславливается тем, что социальная группа молодежь составляют люди в возрасте от 16-30, для максимального соответствия этому нами, таким образом, были опрошены люди в возрасте от 17 до 24 лет. Для опроса были выбраны студенты специальности «социология», потому у социологов формируется особое представление о мире, обществе и его проблемах. Исследование было проведено на сайте webanketa.com, число опрошенных составило 115 человек.
Проведенный опрос включал в себя все вопросы, раскрывающие понятие представление молодежи о коррупции как о социальном явлении. В частности был задан вопрос, ориентированный на понимание того, в какой мере осознают респонденты существование коррупционных сделок в России, и как оценивают частоту возникновения их; а именно вопрос звучал так «КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, СУЩЕСТВУЮТ ЛИ В НАШЕМ ОБЩЕСТВЕ ФАКТЫ, ЯВЛЕНИЯ КОРРУПЦИИ, ВЗЯТОЧНИЧЕСТВА, ЕСЛИ ДА ТО, КАК ЧАСТО ЛЮДЯМ ПРИХОДИТСЯ СТАЛКИВАТЬСЯ С ЭТИМ?». Большая часть респондентов (51%) указали, что с коррупцией жители нашей страны сталкиваются довольно часто, чуть меньшее количество респондентов(45%) выбрали вариант ответа «очень часто» и лишь 4 % ответивших посчитали, что коррупция редкое явление нашей жизни, и коррупционные сделки – это «единичные случаи». Более того, в опросе был задан вопрос о коррупционной практике респондентов «ПРИХОДИЛОСЬ ЛИ ВАМ В ТЕЧЕНИЕ ПОСЛЕДНЕГО ГОДА ПОПАДАТЬ В КОРРУПЦИОННУЮ СИТУАЦИЮ, НЕЗАВИСИМО ОТ ТОГО, ДАВАЛИ ВЫ ВЗЯТКУ ИЛИ НЕТ?». На этот вопрос мы получили следующие ответы «да» — 47%, «нет» — 38%, остальные респонденты затруднились ответить на этот вопрос. По результатам данных вопросов можно утверждать, что молодежь не только знакома с коррупцией, но и половина сталкивалась лично с этим явлением.
Но мало знать осведомлённость о существовании коррупции, для полного изучения представления о коррупции надо еще узнать, что молодёжь понимает под коррупцией, какие явления к ней относит. С этой целью был задан вопрос «КАКИЕ ИЗ ПЕРЕЧИСЛЕННЫХ СИТУАЦИЙ ВЫ БЫ ОТНЕСЛИ К КОРРУПЦИОННЫМ?». Ниже представлена таблица вариантов ответов и проценты выбора ответов респондентами.
Таблица 1.

Вариант ответа Процент респондентов, обозначивших эту ситуацию как коррупционную
Чиновник за определенную услугу обеспечивает продвижение в очереди на муниципальное жилье 12,55
Врач за вознаграждение выдает больничный лист 12,01
Депутат законодательного органа голосует в поддержку законопроекта за вознаграждение 11,73
Чиновник от имени государственного органа сдает в аренду государственное имущество, получая за это дополнительное вознаграждение 10,37
Репетитор при подготовке в вуз гарантирует поступление за особое вознаграждение 10,23
Студент вручает экзаменатору бутылку коньяка или коробку конфет для получения хорошей оценки 9
Врач, принимая беременную женщину по государственному родовому сертификату, направляет ее на платные анализы к знакомому «частнику» 8,05
Прокурор района устраивает свою дочь учительницей в школу для получения ею в ускоренном порядке муниципального жилья 7,5
Чиновник устраивает на работу в свое ведомство родственника 5,73
Бизнесмен, переходя на государственную службу, передает управление фирмой близкому родственнику (родственнице), а затем оказывает покровительство в ведении бизнеса 5,59
Фирма предоставляет в постоянное распоряжение чиновника автомобиль 3,55
Чиновник принимает приглашение бизнесмена поужинать в ресторане после решения им проблемы предпринимателя 3,14
Другое: 0,55

В варианте ответа «другое» самими респондентами были указаны такие коррупционные ситуации, как «взимание штрафа работниками правоохранительных органов на месте, без составления протокола», «невозможность сдачи экзамена на права без взятки». Хотя и разность ответивших на тот или иной вопрос не велика, можно выделить, что респонденты отмечали варианты ответа, отражающие случаи как низовой коррупции, так и верхушечной коррупции. Можно предположить, что это объясняется тем, что половина опрошенных сталкивались с коррупцией, а именно с низовой коррупцией.
Но не смотря на эти результаты отношение респондентов к коррупции нельзя назвать резко отрицательным. В данном опросе предлагалось ответить на вопрос «КАК ВЫ ОТНОСИТЕСЬ К ТОМУ, ЧТО В НАШЕЙ СТРАНЕ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ ГРАЖДАНАМ НЕРЕДКО ПРИХОДИТСЯ ДАВАТЬ ВЗЯТКИ?». Наиболее популярными ответами оказались ответ «Этого можно избежать, но с взятками легче достичь нужного результата»(27%) и вариант ответа «Это отрицательное явление нашей жизни»(25%). Исходя из этих данных можно сделать вывод, что хотя молодые люди и понимают отрицательный эффект коррупции, они признают, что в нашем обществе, погрязшем в коррупции, некоторые ситуации невозможно разрешить без дополнительного стимулирования чиновников взяткой. Таким образом, гипотеза о
и т.д.

источник