Меню Рубрики

Контент анализ как метод психологического исследования

Принципиальное отличие этих методов анализа заключено в явно выраженной строгости, формализованности, систематизированности контент-анализа. Он нацелен на выработку количественного описания смыслового и символического содержания документа, на фиксацию его объективных признаков и подсчет последних.

По мнению ряда социологов (Маркоффа, Шапиро, Вейтмана и др.), контент-анализ можно было бы назвать «текстуальным кодированием», так как он предполагает получение количественной информации о содержимом документа на основе ее кодирования.

Кроме того, контент-анализ отличается от всех прочих способов изучения документов, тем, что он позволяет «вписать» содержание документа в социальный контекст, осмыслить его одновременно и как проявление, и как оценку социальной жизни. «Вписывание» документа в изучаемую проблему предполагает выявление того, что: а) существовало до него и получило в нем отражение, б) наличествует только в нем, в) будет после него, т.е. явится итогом его восприятия адресатом.

  • фиксация определенных единиц содержания,
  • изучает документы в их социальном контексте,
  • может использоваться как основной метод исследования (например, контент-анализ текста при исследовании политической направленности газеты), параллельный, т.е. в сочетании с другими методами (напр., в исследовании эффективности функционирования средств массовой информации), вспомогательный или контрольный (напр., при классификации ответов на открытые вопросы анкет).
  • документы, исследуемое содержание которых, позволяет задать однозначное правило для надежного фиксирования нужных характеристик (принцип формализации), а также, интересующие исследователя элементы содержания встречаются с достаточной частотой (принцип статистической значимости).
  • чаще всего в качестве объектов исследования контент-анализа выступают сообщения печати, радио, телевидения, протоколы собраний, письма, приказы, распоряжения и т.д., а также данные свободных интервью и открытые вопросы анкет.
  • выявление того, что существовало до текста и что тем или иным образом получило в нем отражение (текст как индикатор определенных сторон изучаемого объекта – окружающей действительности, автора или адресата);
  • определение того, что существует только в тексте как таковом (различные характеристики формы – язык, структура, жанр сообщения, ритм и тон речи);
  • выявление того, что будет существовать после текста, т.е. после его восприятия адресатом (оценка различных эффектов воздействия).
  • формулируются тема, задачи и гипотезы исследования
  • определяются категории анализа – наиболее общие, ключевые понятия, соответствующие исследовательским задачам.

Система категорий играет роль вопросов в анкете и указывает, какие ответы должны быть найдены в тексте.

Категории контент-анализа должны быть исчерпывающими (охватывать все части содержания, определяемые задачами данного исследования), взаимоисключающими (одни и те же части не должны принадлежать различным категориям), надежными (между кодировщиками не должно быть разногласий по поводу того, какие части содержания следует относить к той или иной категории) и уместными (соответствовать поставленной задаче и исследуемому содержанию). При выборе категорий для контент-анализа следует избегать крайностей: выбора слишком многочисленных и дробных категорий, почти повторяющих текст, и выбора слишком крупных категорий, т.к. это может привести к упрощенному, поверхностному анализу. Иногда необходимо принимать во внимание и отсутствующие элементы текста, которые могут быть значимыми для контент-анализа.

Таким образом, категории анализа должны быть:

  • уместными, т.е. соответствовать решению исследовательских задач;
  • исчерпывающими, т.е. достаточно полно отражать смысл основных понятий исследования;
  • взаимоисключающими (одно и то же содержание не должно входить в различные категории в одинаковом объеме);
  • надежными, т.е. такими, которые не вызывали бы разногласий между исследователями по поводу того, что следует относить к той или иной категории в процессе анализа документа.

Необходимо выбрать соответствующую единицу анализа – лингвистическую единицу речи или элемент содержания, служащие в тексте индикатором интересующих исследователя явления.

За единицу анализа может быть принято:

  • слово,
  • предложение,
  • тема,
  • идея,
  • автор,
  • персонаж,
  • социальная ситуация,
  • часть текста, объединенная чем-то, что соответствует смыслу категории анализа.

Сложные виды контент-анализа обычно оперируют не одной, а несколькими единицами анализа. Единицы анализа, взятые изолировано, могут быть не всегда правильно истолкованы, поэтому они рассматриваются на фоне более широких лингвистических или содержательных структур, указывающих на характер членения текста, в пределах которого идентифицируется присутствие или отсутствие единиц анализа – контекстуальных единиц. Например, для единицы анализа «слово» контекстуальная единица – «предложение».

Необходимо установить единицу счета – количественную меру взаимосвязи текстовых и внетекстовых явлений. Наиболее употребительны такие единицы счета, как время-пространство (число строк, площадь в квадратных сантиметрах, минуты, время вещания и т.п.), появление признаков в тексте, частота их появления (интенсивность).

Единица счета – количественная мера единицы анализа, позволяющая регистрировать частоту (регулярность) появления признака категории анализа в тексте. Единицами счета могут быть число определенных слов или их сочетаний, количество строк, печатных знаков, страниц, абзацев, авторских листов, площадь текста, выраженная в физических пространственных величинах и многое другое.

Важен выбор необходимых источников, подвергаемых контент-анализу.

Проблема выборки содержит в себе выбор источника, количества сообщений, даты сообщения и исследуемого содержания. Все эти параметры выборки определяются задачами и масштабами исследования.

Чаще всего контент-анализ проводится на годичной выборке: если это изучение протоколов собраний, то достаточно 12 протоколов (по числу месяцев), если изучение сообщений средств массовой информации – 12-16 номеров газеты или теле-, радиодней. Обычно выборка сообщений средств массовой информации составляет 200-600 текстов.

Выявление смысловых единиц контент-анализа, которыми могут быть:

  • понятия, выраженные в отдельных терминах;
  • темы, выраженные в целых смысловых абзацах, частях текстов, статьях, радиопередачах и т.п.;
  • имена, фамилии людей;
  • события, факты и т.п.;
  • смысл апелляций к потенциальному адресату.

Единицы контент-анализа выделяются в зависимости от содержания, целей, задач и гипотез конкретного исследования.

Выделение единиц счета, которые могут совпадать либо не совпадать с единицами анализа. В 1-м случае процедура сводится к подсчету частоты упоминания выделенной смысловой единицы, во 2-м – исследователь на основе анализируемого материала и здравого смысла сам выдвигает единицы счета, которыми могут быть:

  • физическая протяженность текстов;
  • площадь текста, заполненная смысловыми единицами;
  • число строк (абзацев, знаков, колонок текста);
  • длительность трансляции по радио или ТВ;
  • метраж пленки при аудио- и видеозаписях,
  • количество рисунков с определенным содержанием, сюжетом и пр.

Процедура подсчета в общем виде сходна со стандартными приемами классификации по выделенным группировкам. Применяется составление специальных таблиц, применение компьютерных программ, специальных формул (напр., «формула оценки удельного веса смысловых категорий в общем объеме текста»), статистические расчеты понятности и аттрактивности текста.

Проведение контент-анализа требует предварительной разработки ряда исследовательских инструментов. Из них обязательными являются:

  • классификатор контент-анализа,
  • протокол итогов анализа, который имеет второе обозначение – бланк контент-анализа,
  • регистрационная карточка или кодировальная матрица,
  • инструкция исследователю, непосредственно занимающемуся регистрацией и кодировкой единиц счета,
  • каталог (список) проанализированных документов.

Классификатором контент-анализа называется общая таблица, в которую сведены все категории (и подкатегории) анализа и единицы анализа. Ее основное предназначение – предельно четко зафиксировать то, в каких единицах выражается каждая категория, используемая в исследовании. Классификатор можно уподобить социологической анкете, где категории анализа играют роль вопросов, а единицы анализа – ответов. Он является основным методическим документом контент-анализа, предопределяющим содержание всех прочих инструментов этого метода.

Протокол (бланк) контент-анализа содержит: во-первых, сведения о документе (его авторе, времени издания, объеме и т.п.); во-вторых, итоги его анализа (количество случаев употребления в нем определенных единиц анализа и следующие отсюда выводы относительно категорий анализа). Протоколы заполняются, как правило, в закодированном виде, но не ради сохранения тайны итогов контент-анализа, а исходя из желательности на одном листе бумаги уместить всю информацию о документе, чтобы удобнее было сопоставлять друг с другом итоги анализа разных документов. Если в исследовании осуществляется контент-анализ малого числа документов, то можно обойтись без кодирования и заполнять эти протоколы в открыто-содержательном виде.

Регистрационная карточка представляет собой кодировальную матрицу, в которой отмечается количество единиц счета, характеризующее единицы анализа. Протокол контент-анализа каждого конкретного документа заполняется на основе подсчета данных всех регистрационных карточек, относящихся к этому документу

источник

Психология использует разные научные методы, применение которых зависит от целей и задач исследования.

Одним из используемых методов выступает контент-анализ, который используется в психологии и психодиагностике достаточно давно.

Это мощное оружие в руках психолога, социолога или человека, вовлеченного в среду СМИ, а потому следует понимать сущность и специфику этого метод, чтобы успешно применять её на практике.

О достоинствах и недостатках наблюдения, как метода психологического исследования, читайте здесь.

Контент-анализ в психологии основывается на исследовании специфических особенностей текста, которые раскрываются путем анализа с точки зрения количества и качества изучаемых единиц текста.

Текстом при этом может выступать что угодно, любой носитель информации: видеозапись, интервью, радиопередача, визуальная, графическая информация.

Такой анализ производит интерпретацию содержания текста и выявление числовых закономерностей.

Первостепенной задачей анализа является выделение неких единиц информации, несущих смысл.

Что это может значить на конкретном примере?

Исследователь может выделить культурные и психологические свойства людей и персонажей, являющихся участниками массовой коммуникации, определить характер взаимодействия коммуникаторов, жанры сообщений, основной посыл, проскальзывающий в ряде текстов, и так далее.

После первого шага следует второй этап: исследователь изучает поведение выбранных им смысловых единиц внутри текста, изучая частоту и количество их появления в тексте.

На основании полученных данных можно сделать выводы, польза и применение полученной информации зависит от цели исследования.

Исполнитель (то есть психолог) обязан быть достаточно квалифицированным специалистом.

Как минимум, он должен быть внимательным и скрупулезным, ведь ему придется уметь фиксировать точные результаты, психологические характеристики поступков, особенностей поведения.

Ему придется работать не только с анализом вербального взаимодействия участников коммуникации, но и выявлять признаки неречевого типа, будь то жесты, графические объекты, рукописи.

Каковы основные принципы экспериментального метода в психологии? Узнайте об этом из нашей статьи.

Основными плюсами метода выступают:

  • возможность открытия скрытых тенденций и закономерностей;
  • объективность процедур и достоверность результатов;
  • исследователь никаким образом не оказывает воздействие на поведение испытуемых;
  • метод позволяет обнаруживать достоверные показатели, которые внешне не всегда различимы в огромных массивах информации.

Контент-анализ способствует раскрытию психологических особенностей коммуникатора, аудитории, либо сообщения, и проанализировать их взаимосвязь.

Этот научный метод призван раскрыть не видимое на первый взгляд содержание коммуникации, её сущность, изучая то, как проявляется это содержание в тексте.

Исследователь, таким образом, может обнаружить связь текста с реальностью, протекающей вне текста, что бывает невозможно при упрощённом постижении информации.

В ходе внимательного рассмотрения изучаемой информации, она переводится в количественные показатели, на основании которых ученый уже может сделать множество важных открытий и выводов.

Контент-анализ дает возможность добыть особо ценную информацию, которая отвечала бы таким критериям качества, как объективность, валидность и надежность. Именно это отличает его от обычного содержательного анализа.

Зарождением метода следует считать 20-е годы прошлого столетия, тогда он использовался чаще для выявления особенностей средств массового сообщения.

В те же года Н.А. Рыбников, ученый, специализирующийся на биографических данных, применил данный метод для раскрытия специфических характеристик определенной личности через ее сочинение о своей жизни — автобиографию, которую он воспринимал как психологический документ, в котором фиксируется личность, её развитие или деградация, её история.

Он брал за основу сочинения детей рабочих, предлагая им описать свою жизнь на текущий момент. Исследование позволило выявить градацию положительных или негативных взглядов на своё существование в зависимости от возраста и пола испытуемых школьников.

Он сделал интересный вывод: девочки младшего возраста более позитивно смотрят на свою жизнь, нежели их сверстники мужского пола.

С возрастом же они меняются ролями, и девочки, взрослея, всё больше выражают тенденцию к негативной оценке своей жизни.

Вслед за этим ученым к методу обратился на практике психолог П.П. Блонский, которого интересовали первые воспоминания людей, в качестве испытуемых он выбрал тех, кто находится внутри сферы образования: школьников, студентов и учителей.

Ученый сделал вывод, что в большинстве своем первым воспоминанием как детей, так и взрослых, являлось несчастье, какой-либо страх.

Этот метод применяется и в социологии, где психодиагностика производится для изучения общественного сознания различных социальных слоев.

Так социолог В.А. Кузьмичев произвел разбор 13 еженедельных советских газет, применив тематическую группировку, применявшуюся ранее в США, выделив такие темы, как спорт, сенсации, экономика, культура и т.д.

Другой ученый, В.Н.Касаткин, исследовал записи здоровых и больных людей. Американский исследователь Г. Лассуэлл применял данный метод, изучая область политики и пропаганды, он преобразовал контент-анализ путём различных нововведений.

Для более ёмкого понимания сути контент-анализа вы можете ознакомиться с трудами вышеописанных ученых, стоявших у истоков метода, вся информация есть в открытом доступе.

Для чего используется лонгитюдный метод в психологии? Ответ узнайте прямо сейчас.

Существует разделение на количественный и качественный контент анализ, которые, однако, могут использоваться совместно для более углубленного проникновения в суть объекта анализа.

При количественном анализе подключается использование процедур математико-статистического характера, здесь всё зависит от единицы анализа, за которую можно взять определенное слово, смысловые блоки, стиль речи и т.д.

Этот вид контент-анализа относительно прост, ведь по сути представляет из себя подсчет слов (смыслов, словосочетаний) в выбранном тексте. Для проведения такого анализа, если, конечно, используется именно текст в прямом его значении, достаточно будет использовать Microsoft Word.

Обращаясь к результатам одного лишь количественного метода сложно будет сделать какие-то категоричные умозаключения и выводы о тексте, но он гарантирует больший процент понимания смысла, посыла автора и иных особенностей анализируемого пласта информации.

Когда используется качественный контент-анализ, обычно исследователь выделяет некую категорию анализа, изучая текст на факт наличия или отсутствия в нем данной категории.

Если говорить о тексте в банальном его значении — наборе слов и предложений, то качественный анализ, в отличие от количественного, после подсчета лексических единиц переходит на следующий уровень: анализирует связь между ними.

Перед началом такого исследования требуется определить цель, для чего мы анализируем текст, смысловые категории и словарь лексических единиц. Здесь уже необходимо будет подсоединить умение анализировать, делать выводы, сопоставлять разные данные и находить закономерности.

Этот метод является крайне выгодным инструментом изучения того или иного объекта СМИ.

Текст СМИ зачастую содержит в себе сокрытые символические формы общения с аудиторией, и задачей исследователя является превращение этих форм в статистические объективные данные.

Контент-анализ крайне продуктивный метод изучения как своих источников, так и источников конкурентов. Он позволяет выявить наиболее удачные ходы, которые пускают в ход конкуренты, и внедрить их в свою систему.

С его помощью можно отследить закономерности и тенденции информационного потока, выйти на явные и скрытые намерения коммуникатора и предсказать возможную реакцию аудитории.

Читайте также:  Виды экономического анализа какой прогноз

Иногда необходимо проанализировать свои материалы, и выявить те аспекты, которые затрудняют восприятие идеи потребителем, посмотреть, на какие смысловые посылы аудитория реагирует хорошо, начинает, например, активнее переходить по ссылкам, продажи начинают расти и т.д.; а на какие реагирует нейтрально, либо вообще негативно.

В этом нам помогут, в том числе, и комментарии пользователей.

Как сделать контент анализ? Первое, с чего следует начать — это определить единицы смысла и единицы счета.

Смысловой единицей могут являться: термины, в которых выражены те или иные важные для исследования понятия, события, идеи, факты.

За единицу счета моно взять массив текста, «заселенный» смысловыми единицами, или число абзацев, строк и знаков.

Единица счета позволяет обнаружить регулярность и частоту появления выбранной категории (или признака этой категории) в источнике информации.

Важно учитывать, что контент-анализ лишь дополняет обычный, содержательный, выступая вспомогательным средством, который позволяет углубить восприятие смысла любого текста, ведь при поверхностном взгляде что-то ускользает мимо нашего взора, и иногда это может являться точкой ступора, когда обычные методы не позволяют продвинуться дальше в исследовании.

При проведении исследования по этому методу следует заранее подготовить определенные инструменты исследователя:

  • таблицу, куда будут внесены единицы и категории анализа;
  • бланк контент-анализа, содержащий необходимые данные об авторе документа, объеме текста и прочее;
  • регистрационная карточка, где записывается количество единиц счета;
  • список изученных текстовых/визуальных/аудио материалов.

Результаты анализа текста, т.е. количество случаев применения в нем, например, определенного набора слов, умозаключения касательно категорий анализа можно прописать как отдельно, так и в бланке.

Итак, наверное, стоит подключить немного конкретики.

Возьмем для примера такой интимный момент, как переписка между двумя людьми. А еще лучше, семейной пары. Там и выстраиваемые долгими годами отношения, свои особенности коммуникации, возникшие со временем, и еще очень много интересных моментов.

Например, берем переписку до и после замужества. Выявляем смысловые единицы, частоту которых нам важно проследить в тексте, к примеру, такие слова, как «люблю», «скучаю», «дом» и т.д.

Самый простой способ: мы копируем текст, и загружаем его в обычный Word, делая поиск по словам.

Сопоставляем количество нужных нам слов до и после замужества, и, может, даже делаем простенький график, где будет отображена частота или падение применения тех или иных смысловых единиц. Вот такой домашний и в чем-то полезный и весёлый контент-анализ.

Если же мы обратимся к сфере СМИ, то на роль предмета исследования подойдет публичная презентация своей деятельности конкурентом — его интервью, тексты блогов. Контент потребителей же заключается в их видимой реакции, то есть в комментариях.

Можно исследовать негативные отзывы, особенно если всегда всё было ровно и спокойно, а тут вдруг негатив начинает просто литься рекой.

Тогда будет не лишним сопоставить лексическую основу вдруг из ниоткуда вылившихся на вашу компанию рек ругани и порицаний, с ранними негативными комментариями, которых было не так много.

При анализе причин негативных отзывов, следует выделить несколько, на которых основываются критики. Часть из них при сопоставлении с объективными недочетами вашей деятельности, нужно взять на вооружение, чтобы исправить ситуацию.

Если некая доля из них будет основываться на сильных сторонах вашего конкурента, то вы сможете определить заказчика всех этих негативных реплик в ваш адрес.

Когда вы выясните на что опираются люди, вовлеченные в волну заказного негатива, вы сможете принять решение о дальнейших действиях.

На тему контент-анализа существует множество англо и русскоязычных блогов, а в качестве софта можно порекомендовать atlasti.com, gesis.org, provalisresearch.com.

А какие возможности он даст, если применять его в психологии, научной работе, публичной деятельности и рекламе?

Можно проследить, какие темы находят больший отклик у читателя, как меняется состояние клиента после употребления тех или иных смысловых единиц, которые он видит, слышит или читает.

источник

Контент-анализ: сущность, задачи, процедуры

Контент-анализ (англ. content analysis; от content — содержание) — формализованный метод изучения текстовой и графической информации, заключающийся в переводе изучаемой информации в количественные показатели и ее статистической обработке. Характеризуется большой строгостью, систематичностью.

Сущность метода контент-анализа состоит в фиксации определенных единиц содержания, которое изучается, а также в квантификации полученных данных.

Объектом контент-анализа может быть содержание различных печатных изданий, радио- и телепередач, кинофильмов, рекламных сообщений, документов, публичных выступлений, материалов анкет.

Контент-анализ начал использоваться в социальных науках начиная с 30-х гг XX в. в США. Впервые этот метод был применен в журналистике и литературоведении. Основные процедуры контент-анализа были разработаны американскими социологами X. Лассуэллом и Б. Берелсоном.

Г. Лассуэлл его использовал в конце 1930-х годов для исследований в сфере политики и пропаганды. Лассуэл модернизировал контент-анализ, ввел новые категории и процедуры, особое значение придавал квантификации данных.

Развитие средств массовой коммуникации вызвало увеличение контент-аналитических исследований в этой области. Во время второй мировой войны контент-анализ применялся некоторыми государственными учреждениями США и Англии для изучения эффективности пропаганды в разных странах, а также в разведывательных целях.

Накопленный опыт контент-аналитических исследований был подытожен в книге Б. Берелсона «Контент-анализ в коммуникационных исследованиях» (начало 50-х гг). Автором был определен сам метод контент-анализа, а также разные его виды, критерии и единицы для количественного исследования. Книга Б. Берелсона до сих пор является фундаментальным описанием, дающим понимание основных положений контент-анализа.

После обобщений, сделанных Б. Берелсоном, в США появилось много исследований, в которых контент-анализ применяется в различных научных направлениях. Наиболее интересной методической новацией была методика «связанности символов» Ч. Осгуда (1959), которая позволяла выявить неслучайно связанные элементы содержания.

Западноевропейские исследователи в использовании метода контент-анализа опирались в основном на американский опыт. Тем не менее, здесь тоже появилось несколько оригинальных методик качественно-количественного анализа содержания (Ж. Клейзер, А. Моль).

В настоящее время к основным процедурам контент-анализа относятся:

1. Выявление смысловых единиц контент-анализа, которыми могут быть:

а) понятия, выраженные в отдельных терминах;

б) темы, выраженные в целых смысловых абзацах, частях текстов, статьях, радиопередачах и т. п.;

д) смысл апелляций к потенциальному адресату.

Единицы контент-анализа выделяются в зависимости от содержания, целей, задач и гипотез конкретного исследования.

2. Выделение единиц счета, которые могут совпадать либо не совпадать с единицами анализа. В 1-м случае процедура сводится к подсчету частоты упоминания выделенной смысловой единицы, во 2-м — исследователь на основе анализируемого материала и здравого смысла сам выдвигает единицы счета, которыми могут быть:

а) физическая протяженность текстов;

б) площадь текста, заполненная смысловыми единицами;

в) число строк (абзацев, знаков, колонок текста);

г) длительность трансляции по радио или ТВ;

д) метраж пленки при аудио- и видеозаписях,

е) количество рисунков с определенным содержанием, сюжетом и пр.

3. Процедура подсчета в общем виде сходна со стандартными приемами классификации по выделенным группировкам. Применяется составление специальных таблиц, применение компьютерных программ, специальных формул (напр., «формула оценки удельного веса смысловых категорий в общем объеме текста»), статистические расчеты понятности и аттрактивности текста.

Метод контент-анализа широко применяется как вспомогательное средство в психологии, социологии и др. науках при анализе ответов на открытые вопросы анкет, материалов наблюдений, результатов психологического тестирования (в частности, в проективных методиках), для анализа результатов в методе фокус-групп. Подобные методы используются также в исследованиях массовых коммуникаций, в маркетинговых и многих др. исследованиях. Контент-анализ может использоваться для исследования большей части документальных источников, однако лучше всего он работает при относительно большом количестве однопорядковых данных.

Контент-анализ в психологии

В социальной психологии контент-анализ может применяться, во-первых, как самостоятельный исследовательский прием исследования содержания сообщения; во-вторых, в комплексе с другими методами, т.е., когда одновременно исследуют не только сообщение, но и другие элементы коммуникационного процесса; в-третьих, как вспомогательный метод обработки массива данных, полученных другими методами

В социальной психологии контент-анализ в первую очередь используется для изучения человеческого общения, коммуникаций и их субъектов как представителей микро- и макрогрупп. Непосредственными материалами исследования являются документы, которые рассматриваются как «сообщение». Понятие «сообщение» является специфичным социально-психологическим, в нем акцентируется динамический характер объекта, его включенность в коммуникационную систему. (Т.е. имеется в виду зависимость сообщения от личностных и групповых особенностей коммуникатора и реципиента).

Можно выделить основные области применения контент-анализа в социально-психологических исследованиях:

изучение через содержание сообщений социально-психологических особенностей их авторов (коммуникаторов);

изучение реальных социально-психологических явлений (объекта, субстанции сообщений), которые отображены в содержании сообщений, в том числе тех явлений, которые имели место в прошлом и недоступны для исследования другими методами;

изучение через содержание сообщений социально-психологической специфики различных средств коммуникации, а также особенностей форм и приемов организации содержания, в частности пропагандистского;

изучение через содержание сообщений социально-психологических особенностей их реципиентов;

изучение через содержание сообщений социально-психологических аспектов влияния коммуникации на реципиентов как представителей разных микро- и макрогрупп, а также изучение успешности общения.

Кроме того, можно выделить виды применения контент-анализа во вспомогательных целях:

для обработки и уточнение данных, полученных другими методами в социально-психологических исследованиях;

специальное — применение для изучения научной литературы.

источник

Контент-анализ — один из наиболее разработанных и строгих методов анализа документов.

Контент-анализ (англ. — анализ содержания) — количественный анализ текстов и текстовых массивов с целью последующей содержательной интерпретации выявленных числовых закономерностей.

Этот тип исследования называют еще формализованным анализом документов.

Контент-анализ широко распространен не только в психологии, но и в других социальных науках. Этот метод можно рекомендовать для анализа исторических документов и т. д.

Во время второй мировой войны имел место, пожалуй, самый знаменитый эпизод в истории контент-анализа — предсказание британскими аналитиками времени начала использования Германией крылатых ракет «Фау-1» и баллистических ракет «Фау-2» против Великобритании, сделанное на основе анализа (совместно с американцами) внутренних пропагандистских кампаний в Германии.

С помощью контент-анализа изучалась религиозная символика и популярные песни, устанавливались отличия эротических кинокартин от порнографических, устанавливалась мера эффективности политических лозунгов, реклам и вражеской пропаганды, определялись особенности суицидального поведения, проявившиеся в предсмертных записках самоубийц, стереотипы сознания различных социальных групп, выявлялась направленность демонстрации людей определенной национальности на телеэкранах, идеологическая подоплека передовиц газет, отличия в трактовках одного и того же события в разных СМИ, исследовались многие другие темы.

Цели контент-анализа в социально-психологическом исследовании:

— изучение социально-психологических особенностей создателей (авторов; отдельных личностей, группы, в том числе скрытых (неосознаваемых) проявлений и тенденций;

— изучение реальных социально-психологических явлений, отраженных в содержании сообщений (явлений, имевших место в прошлом, которые недоступны для исследования другими методами);

— изучение социально-психологических особенностей их адресатов;

— изучение социально-психологических аспектов воздействия авторов на адресатов как представителей личных социальных микро- и макрогрупп, а также изучение успешности общения;

— обработка и уточнение данных, полученных другими методами (обработка открытых вопросов анкет и интервью, данных проективных методик и т. д.).

Исследователь выделяет единицы содержания и квантифицирует полученные данные. Каждая единица рассматривается в контексте более общей структуры.

Выбор объекта и единиц анализа — чуть ли не самые сложные шаги на этом пути. Нужно найти ответы на вопросы: где это искать и как проявляется изучаемое явление, событие, процесс.

Стандартные единицы при анализе текста в контент-анализе:

2) суждение или законченная мысль,

Основные этапы контент-анализа:

1) выделение единицы анализа, и сведение их в категории анализа и машиночитаемый вид;

2) подсчет частотных распределений и выявление взаимосвязей единиц анализа;

3) интерпретация результатов.

Контент-анализ используется при анализе результатов применения прожективных тестов, материалов беседы, книг, плакатов или листовок, газет, фильмов, публичных выступлений, теле- и радиопередач, общественных и личных документов, журналистских интервью, ответов на вопросы анкет и т. д.

Различают четыре методологии контент-анализа:

  • грамматический (лингвистический) — по размеру абзацев, длине фраз, порядку слов в предложении, метрическому составу и другим формальным признакам языка;
  • семантический (социологический) — по экспертным оценкам содержания,
  • документалистический (кибернетический) — по параметрам языка, текста и документа как сообщения (дескрипторы и их нагрузка, компактность, информационная плотность, аспектность, проточность, физический и информационный объемы, информационная емкость и информативность);
  • цитационный — анализ библиографических ссылок в научной литературе.

Недостаток контент-анализа — громоздкая процедура.

Контент-анализ обладает массой достоинств:

  • нет эффекта воздействия исследователя на поведение испытуемых,
  • данные проверены на надежность.

источник

Общее представление о качественно-количественном анализе определенных единиц изучаемого содержания. Структура основных процедур контент-анализа. Характеристика метода контент-анализа, как вспомогательного средства научного психологического познания.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования Республики Беларусь

Гродненский государственный университет имени Янки Купалы

Методология, теория и методы психологических исследований

Контент-анализ как метод научного психологического исследования

Контент-анализ (от англ. contens содержание) — метод качественно-количественного анализа содержания документов с целью выявления или измерения различных фактов и тенденций, отраженных в этих документах.

Сущность метода контент-анализа состоит в фиксации определенных единиц содержания, которое изучается, а также в квантификации полученных данных.

Объектом контент-анализа может быть содержание различных печатных изданий, радио и телепередач, кинофильмов, рекламных сообщений, документов, публичных выступлений, материалов анкет.

Контент-анализ начал использоваться в социальных науках начиная с 30-х гг., XX в., в США. Впервые этот метод был применен в журналистике и литературоведении. Основные процедуры контент-анализа были разработаны американскими социологами X. Лассуэллом и Б. Берелсоном.

Г. Лассуэлл его использовал в конце 1930-х годов для исследований в сфере политики и пропаганды. Лассуэл модернизировал контент-анализ, ввел новые категории и процедуры, особое значение придавал квантификации данных.

Развитие средств массовой коммуникации вызвало увеличение контент-аналитических исследований в этой области. Во время второй мировой войны контент-анализ применялся некоторыми государственными учреждениями США и Англии для изучения эффективности пропаганды в разных странах, а также в разведывательных целях.

Накопленный опыт контент-аналитических исследований был подытожен в книге Б. Берелсона «Контент-анализ в коммуникационных исследованиях» (начало 50-х гг.).

Автором был определен сам метод контент-анализа, а также разные его виды, критерии и единицы для количественного исследования. Книга Б. Берелсона до сих пор является фундаментальным описанием, дающим понимание основных положений контент-анализа. После обобщений, сделанных Б. Берелсоном, в США появилось много исследований, в которых контент-анализ применяется в различных научных направлениях. Наиболее интересной методической новацией была методика «связанности символов» Ч. Осгуда (1959), которая позволяла выявить неслучайно связанные элементы содержания.

Читайте также:  На какие инфекции сдают анализы

Западноевропейские исследователи в использовании метода контент-анализа опирались в основном на американский опыт.

Тем не менее, здесь тоже появилось несколько оригинальных методик качественно-количественного анализа содержания (Ж. Клейзер, А. Моль).

Особенность контент-анализа состоит в том, что он изучает документы в их социальном контексте.

Может использоваться как основной метод исследования (например, контент-анализ текста при исследовании политической направленности газеты), параллельный, т. е., в сочетании с другими методами (напр., в исследовании эффективности функционирования средств массовой информации), вспомогательный или контрольный (напр., при классификации ответов на открытые вопросы анкет).

Не все документы могут стать объектом контент-анализа. Необходимо, чтобы исследуемое содержание позволило задать однозначное правило для надежного фиксирования нужных характеристик (принцип формализации), а также, чтобы интересующие исследователя элементы содержания встречались с достаточной частотой (принцип статистической значимости). Чаще всего в качестве объектов исследования контент-анализа выступают сообщения печати, радио, телевидения, протоколы собраний, письма, приказы, распоряжения и т. д.

А также данные свободных интервью и открытые вопросы анкет. Основные направления применения контент-анализа:

— выявление того, что существовало до текста и что тем или иным образом получило в нем отражение (текст как индикатор определенных сторон изучаемого объекта — окружающей действительности, автора или адресата);

— определение того, что существует только в тексте как таковом (различные характеристики формы — язык, структура, жанр сообщения, ритм и тон речи);

— выявление того, что будет существовать после текста, т. е., после его восприятия адресатом (оценка различных эффектов воздействия).

В разработке и практическом применении контент-анализа выделяют несколько стадий. После того, как сформулированы тема, задачи и гипотезы исследования, определяются категории анализа — наиболее общие, ключевые понятия, соответствующие исследовательским задачам. Система категорий играет роль вопросов в анкете и указывает, какие ответы должны быть найдены в тексте.

В практике отечественного контент-анализа сложилась довольно устойчивая система категорий — знак, цели, ценности, тема, герой, автор, жанр и др.

Все более широко распространяется контент-анализ сообщений средств массовой информации, основанный на парадигматическом подходе, в соответствии с которым изучаемые признаки текстов (содержание проблемы, причины ее возникновения, образующий проблему субъект, степень напряженности проблемы, пути ее решения и др.) рассматриваются как определенным образом организованная структура.

Категории контент-анализа должны быть исчерпывающими (охватывать все части содержания, определяемые задачами данного исследования), взаимоисключающими (одни и те же части не должны принадлежать различным категориям), надежными (между кодировщиками не должно быть разногласий по поводу того, какие части содержания следует относить к той или иной категории) и уместными (соответствовать поставленной задаче и исследуемому содержанию).

При выборе категорий для контент-анализа следует избегать крайностей: выбора слишком многочисленных и дробных категорий, почти повторяющих текст, и выбора слишком крупных категорий, т. к., это может привести к упрощенному, поверхностному анализу. Иногда необходимо принимать во внимание и отсутствующие элементы текста, которые могут быть значимыми для контент-анализа.

После того, как категории сформулированы, необходимо выбрать соответствующую единицу анализа — лингвистическую единицу речи или элемент содержания, служащие в тексте индикатором интересующих исследователя явления.

В практике отечественных контент-аналитических исследований наиболее, употребительными единицами анализа являются слово, простое предложение, суждение, тема, автор, герой, социальная ситуация, сообщение в целом и др. Сложные виды контент-анализа обычно оперируют не одной, а несколькими единицами анализа.

Единицы анализа, взятые изолировано, могут быть не всегда правильно истолкованы, поэтому они рассматриваются на фоне более широких лингвистических или содержательных структур, указывающих на характер членения текста, в пределах которого идентифицируется присутствие или отсутствие единиц анализа — контекстуальных единиц. Например, для единицы анализа «слово» контекстуальная единица — «предложение». Наконец, необходимо установить единицу счета — количественную меру взаимосвязи текстовых и вне текстовых явлений. Наиболее употребительны такие единицы счета, как время-пространство (число строк, площадь в квадратных сантиметрах, минуты, время вещания и т. п.), появление признаков в тексте, частота их появления (интенсивность).

Важен выбор необходимых источников, подвергаемых контент-анализу. Проблема выборки содержит в себе выбор источника, количества сообщений, даты сообщения и исследуемого содержания.

Все эти параметры выборки определяются задачами и масштабами исследования. Чаше всего контент-анализ проводится на годичной выборке: если это изучение протоколов собраний, то достаточно 12 протоколов (по числу месяцев), если изучение сообщений средств массовой информации — 12-16 номеров газеты или теле и радио дней. Обычно выборка сообщений средств массовой информации составляет 200-600 текстов.

Необходимым условием является разработка таблицы контент-анализа — основного рабочего документа, с помощью которого проводится исследование. Тип таблицы определяется этапом исследования. Например разрабатывая категориальный аппарат, аналитик составляет таблицу, представляющую собой систему скоординированных и субординированных категорий анализа.

Такая таблица внешне напоминает анкету: каждая категория (вопрос) предполагает ряд признаков (ответов), по которым квантифицируется содержание текста. Для регистрации единиц анализа составляется другая таблица — кодировка матрица. Если объем выборки достаточно велик (свыше 100 единиц), то кодировщик, как правило, работает с тетрадью таких матричных листов.

Если выборка невелика (до 100 единиц), то можно проводить двумерный или многомерный анализ. В этом случае для каждого текста должна быть своя кодировка матрица. Эта работа трудоемка и кропотлива, поэтому при больших объемах выборки сопоставление интересующих исследователя признаков осуществляется на компьютере.

Важным условием контент-анализа является разработка инструкции кодировщику — системы правил и пояснений для того, кто будет собирать эмпирическую информацию, кодируя (регистрируя) заданные единицы анализа. В инструкции точно и однозначно излагается алгоритм действий кодировщика, дается определение категорий и единиц анализа, правила их кодирования, приводятся конкретные примеры из текстов, являющихся объектом исследования, оговаривается, как следует поступать в спорных случаях, и т. д.

Процедура подсчета при количественном контент-анализе в общем виде аналогична стандартным приемам классификации по выделенным группировкам ранжирования и измерения ассоциации.

Есть и более простые способы измерения. Удельный вес той или иной категории можно вычислить с помощью формулы:

В настоящее время к основным процедурам контент-анализа относятся:

1. Выявление смысловых единиц контент-анализа, которыми могут быть:

а) понятия, выраженные в отдельных терминах;

б) темы, выраженные в целых смысловых абзацах, частях текстов, статьях, радиопередачах и т. п.;

д) смысл апелляций к потенциальному адресату.

Единицы контент-анализа выделяются в зависимости от содержания, целей, задач и гипотез конкретного исследования.

2. Выделение единиц счета, которые могут совпадать либо не совпадать с единицами анализа. В 1-м случае процедура сводится к подсчету частоты упоминания выделенной смысловой единицы, во 2-м — исследователь на основе анализируемого материала и здравого смысла сам выдвигает единицы счета, которыми могут быть:

а) физическая протяженность текстов;

б) площадь текста, заполненная смысловыми единицами;

в) число строк (абзацев, знаков, колонок текста);

г) длительность трансляции по радио или ТВ;

д) метраж пленки при аудио- и видеозаписях;

е) количество рисунков с определенным содержанием, сюжетом и пр.

3. Процедура подсчета в общем виде сходна со стандартными приемами классификации по выделенным группировкам. Применяется составление специальных таблиц, применение компьютерных программ, специальных формул (например «формула оценки удельного веса смысловых категорий в общем объеме текста»).

Метод контент-анализа широко применяется как вспомогательное средство в психологии, социологии и др. науках при анализе ответов на открытые вопросы анкет, материалов наблюдений, результатов психологического тестирования (в частности, в проективных методиках), для анализа результатов в методе фокус-групп. Подобные методы используются также в исследованиях массовых коммуникаций, в маркетинговых и многих др. исследованиях. Контент-анализ может использоваться для исследования большей части документальных источников, однако лучше всего он работает при относительно большом количестве порядковых данных.

В социальной психологии контент-анализ может применяться:

— во-первых, как самостоятельный исследовательский прием исследования содержания сообщения;

— во-вторых, в комплексе с другими методами, т. е., когда одновременно исследуют не только сообщение, но и другие элементы коммуникационного процесса;

— в-третьих, как вспомогательный метод обработки массива данных, полученных другими методами.

В социальной психологии контент-анализ в первую очередь используется для изучения человеческого общения, коммуникаций и их субъектов как представителей микро- и макро- групп. Непосредственными материалами исследования являются документы, которые рассматриваются как «сообщение».

Понятие «сообщение» является специфичным социально-психологическим, в нем акцентируется динамический характер объекта, его включенность в коммуникационную систему. (Т. е., имеется в виду зависимость сообщения от личностных и групповых особенностей коммуникатора и реципиента). Можно выделить основные области применения контент-анализа в социально-психологических исследованиях:

— изучение через содержание сообщений социально-психологических особенностей их авторов (коммуникаторов);

— изучение реальных социально-психологических явлений (объекта, субстанции сообщений), которые отображены в содержании сообщений, в том числе тех явлений, которые имели место в прошлом и недоступны для исследования другими методами; научный психологический познание

— изучение через содержание сообщений социально-психологической специфики различных средств коммуникации, а также особенностей форм и приемов организации содержания, в частности пропагандистского;

— изучение через содержание сообщений социально-психологических особенностей их реципиентов;

— изучение через содержание сообщений социально-психологических аспектов влияния коммуникации на реципиентов как представителей разных микро- и макро- групп, а также изучение успешности общения.

Кроме того, можно выделить виды применения контент-анализа во вспомогательных целях:

— для обработки и уточнение данных, полученных другими методами в социально-психологических исследованиях;

— специальное — применение для изучения научной литературы.

1. Большой психологический словарь. Под общ. ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. Москва, 2004;

2. Методологические и методические проблемы контент-анализа. Вып. 1-2. М., 1973;

3. Методы анализа документов в социально-психологических исследованиях. М, 1985.

Основные термины понятия контент-анализа как количественного анализа текстов и текстовых массивов с целью последующей содержательной интерпретации выявленных числовых закономерностей. Цели данного метода в социально-психологическом исследовании.

контрольная работа [12,9 K], добавлен 01.03.2011

История графического изображения и начало психологического анализа рисунка. Рисунок как средство психологического анализа человеческой индивидуальности. Научные психографические исследования в сфере почерковедения и психологического анализа рисунков.

реферат [21,7 K], добавлен 22.04.2010

Становление неклассического типа научной рациональности. Контент-анализ как научный метод психологии. Экзистенциально-феноменологическое, марксистское, неокантианское философские направления. Общенаучный уровень методологии и неклассическая психология.

курсовая работа [39,9 K], добавлен 09.06.2014

Особенности и популярность форумов и Интернет-сообществ, общение в виртуальном пространстве, высказывание мнений, совершение покупок. Глубинное интервью как качественный метод исследования. Специфика сбора и анализа данных Интернет-источников на форумах.

реферат [29,2 K], добавлен 26.12.2009

Исследование – вид познавательной деятельности человека. Стихийные и научные исследования. Организационно-процедурные этапы психологического исследования. Форма научного отображения проблемной ситуации. Цели и задачи исследования. Гипотезы исследования.

реферат [15,0 K], добавлен 29.09.2008

Развитие теории анализа рисунка в качестве метода психологического исследования. Научные психологические основы анализа рисунка. Рисуночные методики, наиболее часто используемые в психологической практике. Требования к специалистам, изучающим рисунок.

реферат [26,3 K], добавлен 15.10.2008

Изучение сути биографического метода, который представляет собой метод синтетического описания человека как личности и субъекта деятельности. Исследование дневниковых записей. Контент-анализ как метод исследования в психодиагностике. Каузальная атрибуция.

курсовая работа [47,3 K], добавлен 06.06.2012

Современная психодиагностика. Форма и содержание психологического тестирования. Опросники. Проективная техника. Психофизиологические методы. Малоформализованные методики: метод наблюдения, беседа, анализ продуктов деятельности (контент-анализ).

контрольная работа [35,9 K], добавлен 11.11.2008

Значение методологических проблем в современной науке. Понятие и основные черты научного исследования. Специфика научного исследования в социальной психологии. Проблема качества социально-психологической информации. Природа конфликта, пути их разрешения.

реферат [42,7 K], добавлен 29.05.2010

Научное знание и его критерии. Классификация методов психологического исследования. Подготовительный этап психологического исследования. Классификация видов психологического наблюдения. Эксперимент как активный метод психологического исследования.

шпаргалка [38,3 K], добавлен 15.01.2006

источник

Контент-анализ (англ. content analysis; от content — содержание) — формализованный метод изучения текстовой и графической информации, заключающийся в переводе изучаемой информации в количественные показатели и ее статистической обработке. Характеризуется большой строгостью, систематичностью.

Сущность метода контент-анализа состоит в фиксации определенных единиц содержания, которое изучается, а также в квантификации полученных данных.

Объектом контент-анализа может быть содержание различных печатных изданий, радио- и телепередач, кинофильмов, рекламных сообщений, документов, публичных выступлений, материалов анкет.

Контент-анализ начал использоваться в социальных науках начиная с 30-х гг XX в. в США. Впервые этот метод был применен в журналистике и литературоведении. Основные процедуры контент-анализа были разработаны американскими социологами X. Лассуэллом и Б. Берелсоном.

Г. Лассуэлл его использовал в конце 1930-х годов для исследований в сфере политики и пропаганды. Лассуэл модернизировал контент-анализ, ввел новые категории и процедуры, особое значение придавал квантификации данных.

Развитие средств массовой коммуникации вызвало увеличение контент-аналитических исследований в этой области. Во время второй мировой войны контент-анализ применялся некоторыми государственными учреждениями США и Англии для изучения эффективности пропаганды в разных странах, а также в разведывательных целях.

Накопленный опыт контент-аналитических исследований был подытожен в книге Б. Берелсона «Контент-анализ в коммуникационных исследованиях» (начало 50-х гг). Автором был определен сам метод контент-анализа, а также разные его виды, критерии и единицы для количественного исследования. Книга Б. Берелсона до сих пор является фундаментальным описанием, дающим понимание основных положений контент-анализа.

После обобщений, сделанных Б. Берелсоном, в США появилось много исследований, в которых контент-анализ применяется в различных научных направлениях. Наиболее интересной методической новацией была методика «связанности символов» Ч. Осгуда (1959), которая позволяла выявить неслучайно связанные элементы содержания.

Западноевропейские исследователи в использовании метода контент-анализа опирались в основном на американский опыт. Тем не менее, здесь тоже появилось несколько оригинальных методик качественно-количественного анализа содержания (Ж. Клейзер, А. Моль).

В настоящее время к базовым процедурам контент-анализа относятся выявление смысловых единиц и выделение единиц счета.

Смысловыми единицами могут быть:

  • понятия, выраженные в отдельных терминах;
  • темы, выраженные в целых смысловых абзацах, частях текстов, статьях, радиопередачах и т. п.;
  • имена, фамилии людей;
  • события, факты и т. п.;
  • смысл апелляций к потенциальному адресату.

Единицы контент-анализа выделяются в зависимости от содержания, целей, задач и гипотез конкретного исследования.

Единицы счета могут совпадать либо не совпадать с единицами анализа. В 1-м случае процедура сводится к подсчету частоты упоминания выделенной смысловой единицы, во 2-м — исследователь на основе анализируемого материала и здравого смысла сам выдвигает единицы счета, которыми могут быть:

  • физическая протяженность текстов;
  • площадь текста, заполненная смысловыми единицами;
  • число строк (абзацев, знаков, колонок текста);
  • длительность трансляции по радио или ТВ;
  • метраж пленки при аудио- и видеозаписях,
  • количество рисунков с определенным содержанием, сюжетом и пр.
Читайте также:  Как здают анализ на желочный

Подсчет результатов в общем виде сходен со стандартными приемами классификации по выделенным группировкам. Применяется составление специальных таблиц, применение компьютерных программ, специальных формул (напр., «формула оценки удельного веса смысловых категорий в общем объеме текста»), статистические расчеты понятности и аттрактивности текста.

Метод контент-анализа широко применяется как вспомогательное средство в психологии, социологии и др. науках при анализе ответов на открытые вопросы анкет, материалов наблюдений, результатов психологического тестирования (в частности, в проективных методиках), для анализа результатов в методе фокус-групп.

Подобные методы используются также в исследованиях массовых коммуникаций, в маркетинговых и многих др. исследованиях.

Контент-анализ может использоваться для исследования большей части документальных источников, однако лучше всего он работает при относительно большом количестве однопорядковых данных.

  1. Большой психологический словарь. Под общ. ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. Москва, 2004.
  2. Методологические и методические проблемы контент-анализа. Вып. 1-2. М., 1973;
  3. Методы анализа документов в социологических исследованиях. М , 1985;

© И.В. Дмитриев, 2005 г.
© Публикуется с любезного разрешения автора

источник

Контент-анализ — метод, который достаточно широко применяется в социально-психологических исследованиях для анализа текстов любого рода. Процедура исследования в случае контент-анализа заключается в поиске и фиксации легко подсчитываемых признаков, характеристик и свойств документа, в которых находят свое отражение существенные свойства его содержания, т.е. в данном случае производится оценка качества через количественные показатели 1 . Полученные с помощью контент-анализа [1]

количественные характеристики текста дают возможность сделать выводы в том числе латентном, т.е. неявном, содержании текста 1 . Так, проведенное в годы Второй мировой войны X. Ласуэллом контент-аналитическое исследование текстов американской газеты «Истинный американец» позволило доказать профашистскую направленность издания, что послужило поводом для его закрытия [2] [3] .

Основные процедуры контент-анализа разработаны X. Лассуэллом, Б. Берельсоном, Ч. Стоуном, Ч. Осгудом и др. [2]

В истории развития метода можно выделить три основных периода [5] :

  • 1) период разнородного нестрогого частотного анализа содержания (конец XIX в. — 30-гг. XX в.);
  • 2) период «классического» частотного контент-анализа Г. Лассуэлла — Б. Берельсона (1940—1950-е гг.);
  • 3) период усовершенствования строгих методик Ч. Осгуда и др. и «машинного» контент-анализа Ф. Стоуна и др. (с конца 1950-х — начала 1960-х гг.).

Область применения контент-анализа в социально-психологических исследованиях довольно широка: это изучение социально-психологических особенностей коммуникаторов и реципиентов; анализ социальнопсихологических феноменов, нашедших свое отражение в содержании документа; исследование специфики средств коммуникаций, форм и приемов организации их содержания; изучение социально-психологических сторон процесса коммуникационного воздействия [6] .

Процедура контент-анализа предполагает несколько этапов: выделение единиц анализа (качественных и количественных), составление кодировоч- ной инструкции, пилотажную кодировку текста, кодировку всего массива исследуемых текстов и расчет количественного соотношения единиц анализа в исследуемом тексте, а также интерпретацию полученных данных [2] .

Качественные (смысловые) единицы включают в себя: а) категории — наиболее общие, ключевые понятия, составляющие концептуальную схему исследования; б) подкатегории — частные понятия, раскрывающие смысловое содержание категорий; в) индикаторы — формы выражения смысловых единиц анализа на языке изучаемого текста [8] .

«Например, в качестве смысловых единиц анализа информации (текстов) о политической избирательной кампании (программы, призывы, публикации в прессе, листовки и т.п.) используют: события, субъекты событий (политические лидеры, партии, официальные лица, избиратели и т.п.), их отношение к событиям (за- против, выгодно-не выгодно, хорошо-плохо), интересы, позиции, программы, цели и способы их достижения, установки, ценностные ориентации, деловые и личные качества кандидатов и т.п.» [9] .

Количественные единицы анализа (единицы счета) могут совпадать или не совпадать со смысловыми единицами. При их совпадении квантификация сводится к вычислению частот упоминания выделенной смысловой единицы, при несовпадении единицей счета может стать физическая протяженность или площадь текста, заполненного смысловыми единицами 1 . К количественным единицам анализа относят: а) единицы контекста — части текста (предложение, ответ на вопрос, абзац текста), в которых считаются частота и объем употребления категорий; б) единицы счета и объема — пространственные, частотные, временные характеристики представленности в тексте смысловых единиц анализа [3] [11] .

Процедура проведения контент-анализа требует разработки кодировоч- ной инструкции — описания приемов кодирования текста, способов фиксации и обработки данных. Она содержит краткое обоснование категорий анализа, соответствующий словарь индикаторов категорий и подкатегорий контент-анализа в терминах исследуемого текста, а также определяются их коды (цифровые или буквенные обозначения) и выбранные единицы количественного анализа. Как правило, в ней описываются формы (специально подготовленные таблицы) рабочей регистрации частоты и объема упоминания категорий контент-анализа. Количественная обработка информации предполагает использование типичных способов статистического анализа данных: распределения и частоты встречаемости категорий анализа, коэффициентов корреляции и др. [8]

При решении вопроса о целесообразности применения контент-анализа необходимо учитывать, что обычно он применяется либо при необходимости достижения особой точности и объективности анализа документов; либо при наличии большого по объему несистематизированного текстового материала; либо же в том случае, когда категории анализа текста встречаются с определенной частотой. В социальной психологии контент-анализ может использоваться как самостоятельный метод, однако чаще и наиболее успешно он используется в сочетании с другими методами, например с наблюдением, опросом и т.д. [6]

Как и любой метод научного исследования, контент-анализ характеризуется определенными достоинствами и недостатками. К достоинствам метода относят возможность избежать влияния исследователя на изучаемый объект; достижимость высокой степени надежности получаемых данных; возможность исследования социально-психологических явлений в историческом плане с помощью анализа документов прошлого; широкую доступность использования принципа лонгитюдного изучения [14] . Основной недостаток метода заключается в сложности и трудоемкости процедуры и техники, требующей высокой квалификации исследователей [15] .

Методические материалы к практическому занятию

Данное занятие, прежде всего, предназначено для студентов, обучающихся по специальностям «психология» и «психология и педагогика», но может быть включено и в план практических занятий для студентов, обучающихся по другим гуманитарным специальностям (например, истории, филологии, социологии, культурологии, философии).

Цель: предоставить информацию о контент-анализе как специализированном методе социальной психологии; сформировать начальные навыки проведения коп- тент-аналитического исследования.

Оснащение: для занятия необходимы тексты двух сказок: африканской и русской.

Давно-давно, когда животные могли разговаривать так же, как и люди, жила- была обезьяна.

Однажды утром отправилась эта обезьяна поискать себе что-нибудь поесть. Вот пришла она к холму, подняла камень, лежавший на солнцепеке, а там — черви, скорпионы, жуки. Вдоволь полакомилась обезьяна. И пошла дальше.

Идет она, идет и вдруг видит: на дороге еще один камень лежит, а иод ним огромный питон. Еле живой.

Стал питон просить обезьяну:

— О дитя моего народа, отверни этот камень, чтобы я мог выползти. Помоги мне!

Обезьяна приподняла камень и освободила питона.

Не успел он выползти из-под камня, как схватил обезьяну и хотел уж ее проглотить. Закричала обезьяна, стала просить питона помиловать ее, но питон и слушать ничего не желал.

А в это время случилось зайцу проходить мимо. Вот несчастная обезьяна и обратилась за помощью к нему, прося рассудить их с питоном. Рассказали питон и обезьяна, как все случилось, а заяц, подумав, ответил:

— Ничего не понимаю! Питон, ложись под камень, как это было, когда обезьяна увидела тебя, чтобы я своими глазами мог увидеть, как все было на самом деле.

Как сказал заяц, так и сделали. Питон лег, а обезьяна навалила на него огромный плоский камень. И говорит тогда заяц обезьяне:

— А теперь, сестра моя, беги прочь!

И они убежали оба, оставив питона лежать под камнем.

У крестьянина из гурта бежала овца. Навстречу ей попалась лиса и спрашивает: «Куда тебя, кумушка, Бог песет?» — «О-их, кума! Была я у мужика в гурте, да житья мне не стало: где баран сдурит, а все я, овца, виновата! Вот и вздумала уйти куды глаза глядят». — «И я тоже! — отвечала лиса. — Где муж мой курочку словит, а все я, лиса, виновата. Побежим-ка вместе».

Через некоторое время повстречался им бирюк. «Здорово, кума!» — «Здравствуй», — говорит лиса. «Далече ли бредешь?» Она в ответ: «Куда глаза глядят», — да как рассказала про свое горе, бирюк молвил: «И я так же! Где волчица зарежет ягненка, а все я, бирюк, виноват. Пойдемте-ка вместе».

Пошли. Дорогою бирюк и говорит овце: «А что, овца, ведь на тебе тулуп-то мой?»

Лиса услышала и подхватила: «Взаправду, кум, твой?» — «Верно, мой!» — «Побожишься?» — «Побожусь!» — «К присяге пойдешь?» — «Пойду». — «Ну, иди, целуй присягу». [16]

Ту г лиса сметила, что мужики на тропинке поставили канкан, она привела бирюка к самому канкану и говорит: «Ну, вот здесь целуй!»

Только что сунулся бирюк сдуру — а капкан щелкнул и ухватил его за морду. Лиса с овцой тотчас убежали от него подобру-подоздорову.

  • 1. Прослушивание заранее подготовленных сообщений студентов по темам «История контент-анализа» и «Контент-анализ: технологии и процедуры».
  • 2. Выполнение практического задания (контент-аналитического исследования двух сказок).
  • 3. Подведение итогов занятия, обсуждение домашнего задания.

Этап 1. Прослушивание заранее подготовленных сообщений студентов

Па первом этапе занятия два студента выступают с заранее подготовленными сообщениями.

Первое сообщение — «История контент-анализа» — посвящено сущности и истории разработки и применения данного метода в социальной психологии и смежных науках.

Литература, рекомендуемая для подготовки сообщения:

  • Семёнов,В. Е. Метод изучения документов в социально-психологических исследованиях / В. Е. Семёнов. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1983. — 104 с. — Гл. 1.
  • Сикевич, 3.В. Социология и психология национальных отношений / 3. В. Сикевич. — СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1999. — Гл. 3. — С. 186—187.

Перед выступлением докладчика студентам предлагается записать следующие вопросы, ответы на которые необходимо найти при прослушивании сообщения:

  • • Что такое контент-анализ?
  • • Кем были впервые разработаны основные операции контент-анализа?
  • • Каковы основные этапы развития контент-аналитических исследований за рубежом?
  • • Каковы основные этапы развития контент-аналитических исследований в нашей стране?

После завершения выступления студенты отвечают на заданные вопросы.

Второе сообщение — «Контент-анализ: технологии и процедуры» — должно познакомить студентов с практическими аспектами применения метода контент-анализа и конкретными примерами его использования в исследовательской практике.

Литература, рекомендуемая для подготовки сообщения:

  • Семёнов,В. Е. Метод изучения документов в социально-психологических исследованиях / В. Е. Семёнов. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1983. — 104 с. — Гл. 2.
  • Сикевич, 3.В. Социология и психология национальных отношений / 3. В. Сикевич. — СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 1999. — Гл. 3. — С. 187—193.

Этап 2. Выполнение практического задания

После теоретического знакомства с методом контент-анализа студентам предлагается самостоятельно провести небольшое контент-аналитичсскос исследование. Материалом для анализа служат тексты двух сказок (русской и африканской), студентам предлагается применить контент-анализ для изучения особенностей русской и африканской культуры. По желанию студентов работать можно как индивидуально, так и в группах по 2—3 чел. На выполнение задания отводится 20—30 мин.

Данный этап занятия предполагает последовательное решение ряда задач.

  • 1. Студенты читают обе сказки и пытаются сформулировать гипотезу, содержащую положение о культурных особенностях, содержащихся в текстах.
  • 2. Исходя из гипотезы студенты выделяют категории и подкатегории контент- анализа и проводят собственно исследование.
  • 3. Получив количественные данные, студенты пытаются проинтерпретировать их, соотнести с особенностями русской и африканской культуры.
  • 4. После окончания работы каждая группа студентов рассказывает о проделанной работе: гипотезе, процедуре исследования, результатах и сделанных выводах.

На данном этапе студентам необходима помощь преподавателя. Как показывает наш опыт, далеко не все студенты способны самостоятельно выделить категории контент-анализа. В этом случае преподаватель может подсказать несколько вариантов, например, посчитать количество употребления слов различных частей речи; выписать из текста все глаголы и распределить их в группы по смысловому содержанию (например, глаголы, обозначающие агрессивные действия; глаголы, обозначающие действия коммуникации, и т.д.). Что касается гипотез исследования, то они могут касаться различных особенностей культуры: культурно приемлемых способов выражения эмоций, различий в уровне проявления агрессивности и т.д.

При обсуждении полученных результатов может оказаться важным напомнить студентам о том, что проделанная работа носила учебный характер, что невозможно сделать достоверные выводы о культурных особенностях на столь ограниченном материале.

Этап 3. Подведение итогов занятия

На завершающем этапе преподаватель подводит итоги занятия. Можно спросить студентов, при решении каких конкретно исследовательских и практико-ориентированных профессиональных задач они смогут применять рассмотренный метод. Необходимо обсудить также достоинства и недостатки контент-анализа.

В конце занятия студентам предлагаются задания для самостоятельной работы, выполнение которых поможет закрепить полученные знания и практические умения.

Задания для самостоятельной работы

  • 1. Приведите определение контент-анализа.
  • 2. Опишите основные этапы развития метода в зарубежной и отечественной науке.
  • 3. Что может выступать в качестве объекта контент-анали гического исследования?
  • 4. Перечислите основные этапы контент-аналитического исследования?
  • 5. Что такое категории контент-анализа и индикаторы категорий?
  • 6. Каковы преимущества и недостатки данного метода?

Студентам предлагается применить процедуру контент-анализа для анализа текстов различного рода. Студенты могут самостоятельно сформулировать тему исследования исходя из своих профессиональных и личных интересов. В качестве примеров тем можно привести следующее:

  • 1. Гендерные стереотипы в телевизионной рекламе.
  • 2. Этнические стереотипы в телевизионных новостных программах.
  • 3. Маскулинность и фемининность в текстах современных популярных песен.

Битяпова, М. Р. Социальная психология / М. Р. Битянова. — М., 2001.

Гусевау Ю. Е. К вопросу о проблеме изучения гендерных представлений в прессе методом контент-анализа / Ю. Е. Гусева // Психология человека: Интегративный подход в психологии : сб. трудов. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2004. — Вып. 2. — С. 28-34.

Гусева, /О. Е. Социально-психологические характеристики женщины, транслируемые женскими журналами / Ю. Е. Гусева // Женщина в мире мужской культуры: путь к себе: материалы Международной научной конференции 15—17 июля 1999 г. — СПб., 1999. — С. 28-30.

Методы социальной психологии / под рсд. Е. С. Кузьмина, В. Е Семенова. — Л., 1977.

Семёнов, В. Е. Метод изучения документов в социально-психологических исследованиях / В. Е. Семёнов. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1983. — Гл. 2.

Сикевич, 3. В. Социология и психология национальных отношений / 3. В. Си- кевич. — СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1999. — Гл. 3. — С. 187—193.

источник