Конфликтология — относительно новая и специфическая область научных знаний, изучающая теорию и практику предупреждения и разрешения конфликтов.
Конфликтология — прикладная научная дисциплина и вместе с тем область профессиональной деятельности, требующая специальных знаний, умений и навыков по урегулированию конфликтов и, соответственно, специальной подготовки.
Предметом конфликтологии как интегративной области научных знаний являются общие закономерности возникновения, развития и разрешения конфликтов, а также основные принципы, способы и приемы деятельности по отношению к конфликту, т. е. управление конфликтом.
В последние годы развиваются отрасли и специфические методы конфликтологии как новой интегративной науки, в частности общая конфликтология и отраслевые, или специальные, ее направления. Определяется и предмет изучения общей конфликтологии — природа возникновения и развития конфликтной ситуации, измерение степени развития конфликта, возможные пути целенаправленного влияния на конфликтную ситуацию.
Конфликтология базируется на подходах и методах различных наук, прежде всего философии, социологии, психологии. При этом каждая из перечисленных наук рассматривает конфликтологию с точки зрения собственного предмета изучения конфликтов и используемых методов.
С точки зрения психологии конфликтология — область научных знаний о путях и способах предвидения, предупреждения, преодоления противоречий в отношениях между отдельными людьми, группами, объединениями и их гармонизации.
Конфликтология — интегративная и междисциплинарная наука, в которой существенное место занимают, в частности, психологические знания и методы. С другой стороны, в различных отраслях психологии и в профессиональной психологической деятельности (например, в психологии управления коллективами, при оказании психологической помощи, в психотерапии, психоконсультировании) важнейшее значение имеют психологические проблемы и анализ конфликтов, особенности конфликтного реагирования и поведения в конфликтах, продуктивное преобразование и преодоление, а также конструктивное разрешение конфликтов.
В психологической лексике непосредственное отношение к конфликтологии имеет прежде всего такое ключевое понятие, как «конфликт». Однако трактовка его в разных областях психологических знаний, в разных сферах и отраслях психологической науки различна.
Большинство публикаций по конфликтологии и психологии конфликтов носят практически ориентированный характер. Объектом изучения являются конфликты разных уровней: внутриличностные, социальные (межличностные, межгрупповые, межгосударственные) и др. При этом преобладают исследования конфликтов, возникающих между субъектами одного уровня (личность—личность, малая группа — малая группа и т. п.). Сторонники различных концепций рассматривают конфликт с разных сторон, и каждое из многочисленных его определений отражает специфику предмета анализа.
Один из подходов заключается в том, что поведение человека и группы рассматривается гомеостатично как ряд функциональных единиц, каждая из которых начинается с нарушения равновесия внутри группы и заканчивается его восстановлением.
Следовательно, конфликт — это адаптационная реакция системы на неспецифическое возмущение внешней среды, происходящая путем перестройки структуры системы. Этот общесистемный подход вполне согласуется с различными взглядами психологов на сущность как внутри-личностного, так и межличностного конфликта. Так, высказывается мнение, что конфликт возникает тогда, когда наблюдается рассогласование между возможностями субъекта (по существу, структурой его личности) и конкретными условиями, в которых он действует.
Р. Кричевский и Е. Дубовская рассматривают конфликт как дисгармо-низацию межличностных отношений, а А. Ишмуратов — как болезнь общения.
А. Анцупов и А. Шипилов показывают, что «межличностный ролевой конфликт возникает на основе несоответствия ролевой структуры диады взаимодействия требованиям актуальной ситуации и проявляется в перестройке ролевых взаимоотношений».
А. Донцов, характеризуя функционально-ролевую структуру группы, утверждает, что она «стремится» к соответствию с объективно необходимой в настоящих условиях, но никогда полностью не совпадает с ней. В постоянно возобновляющемся преодолении этого противоречия он видит одну из движущих сил развития предметной активности этой группы, предпосылку адаптации групповой деятельности к изменяющимся условиям ее воспроизводства. Приведение в соответствие существующего уровня предметно-деятельностных связей требуемому сопровождается перестройкой собственно межличностных отношений и системы внутригрупповых ожиданий.
Следует отметить, что существуют конфликтогенные ситуации и существуют роли, более или менее чувствительные к изменению различных психологических элементов этих ситуаций в силу своего функционального предназначения, а следовательно, более или менее конфликтные.
Анализируя неформальные ролевые взаимоотношения и сущность межличностного ролевого конфликта, приходим к выводу, что этот конфликт возникает тогда, когда сложившиеся в группе ролевые взаимоотношения не отвечают требованиям новой ситуации. Это выражается в противоречиях:
• функциональном (противоречие в распределении власти, обязанностей и прав);
• операциональном (противоречие в способах поведения в новой ролевой структуре, определяющих качество коммуникативных процессов, стиль руководства, общения и взаимодействий);
• внутриличностпом (противоречие в ролевом наборе кого-то из членов группы). Осваиваемая человеком новая роль может оказаться несовместимой с ролями, которые он исполнял ранее и продолжает исполнять в других ситуациях.
Ролевые взаимоотношения — только компонент психической жизни группы, более того — это лишь один из типов взаимоотношений. Цельной картины развития группы пока нет, и приходится управлять развитием каждого компонента в отдельности. Следует отметить, что в отличие от некоторых концепций группового развития, концепция ролевого развития достаточно динамична.
Ролевые взаимоотношения в группе развиваются дискретно, под влиянием окружающей среды. Каждый цикл развития начинается с нарушения ролевого равновесия под влиянием внешнего стимула и завершается его восстановлением путем спецификации очередного неспецифического стимула и межличностного конфликта.
Дата добавления: 2014-01-06 ; Просмотров: 667 ; Нарушение авторских прав? ;
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
источник
Конфликты существовали всегда, с момента появления человека и начала его взаимоотношений с окружающим миром. Однако конфликтология как наука возникла сравнительно недавно—во второй половине XX в.
Конфликтология — относительно новая и специфическая область научных знаний, изучающая теорию и практику предупреждения и разрешения конфликтов.
Конфликтология — прикладная научная дисциплина и вместе с тем область профессиональной деятельности, требующая специальных знаний, умений и навыков по урегулированию конфликтов и, соответственно, специальной подготовки.
Становление конфликтологии связано с практикой управления общественными и групповыми отношениями. Общепринятого определения конфликтологии еще нет. Одни видят в ней относительно самостоятельную область научных знаний, возникшую на стыке философии, социологии, психологии и даже психиатрии, другие же считают ее комплексной научной дисциплиной, объединяющей в единую систему «не связанные между собой исследования конфликта, которые ведутся в рамках военных наук, искусствоведения, истории, математики, педагогики, политологии, правоведения, психологии, социологии, философии и некоторых других наук (например, психиатрии, экономики).
На сегодняшний день уже накоплен достаточно обширный фонд литературы по проблемам конфликтов. Конфликтология входит в программу профессиональной подготовки социологов, менеджеров, психологов, социальных работников; существует система международной сертификации медиаторов (профессиональных посредников в урегулировании конфликтов).
Становление конфликтологии обусловлено прежде всего высокой общественной потребностью в познании конфликтов и способах их урегулирования. Вместе с тем до сих пор дискутируется вопрос о том, существует ли конфликтология как самостоятельная область научных знаний.
Значение конфликтологии как самостоятельной и ориентированной на практику интегративной и междисциплинарной области научных знаний постоянно возрастает, поскольку она помогает прогнозировать
и предупреждать серьезные социальные потрясения, снижать их остроту, разрешать возникающие противоречия между людьми.
Многие специалисты не исключают, однако, и того, что в дальнейшем конфликтология будет развиваться не столько как самостоятельная наука, сколько как практически ориентированная интегративная сфера человеческой деятельности.
Знание конфликтологии необходимо и желательно каждому человеку, каждому члену группы, коллектива, общества, каждому профессионалу в различных областях знаний и человеческих отношений как один из способов гармонизации человеческих отношений.
Предметом конфликтологии как интегративной области научных знаний являются общие закономерности возникновения, развития и разрешения конфликтов, а также основные принципы, способы и приемы деятельности по отношению к конфликту, т. е. управление конфликтом.
В последние годы развиваются отрасли и специфические методы конфликтологии как новой интегративной науки, в частности общая конфликтология и отраслевые, или специальные, ее направления. Определяется и предмет изучения общей конфликтологии — природа возникновения и развития конфликтной ситуации, измерение степени развития конфликта, возможные пути целенаправленного влияния на конфликтную ситуацию.
Такая отрасль конфликтологии и психологии конфликтов, как педагогическая (как область теоретического и прикладного знания), находится на стадии становления, поскольку основным условием ее формирования становится накопление конкретных фактов для последующего их обобщения, анализа, синтеза и интерпретации. Педагогический конфликт как феномен реальной педагогической действительности должен изучаться, оцениваться, восприниматься в практической деятельности, во взаимосвязи с исследовательскими усилиями педагогов, психологов, медиков, социологов, правоведов, специалистов по управлению.
Конфликтология базируется на подходах и методах различных наук, прежде всего философии, социологии, психологии. При этом каждая из перечисленных наук рассматривает конфликтологию с точки зрения собственного предмета изучения конфликтов и используемых методов.
С точки зрения психологии конфликтология — область научных знаний о путях и способах предвидения, предупреждения, преодоления противоречий в отношениях между отдельными людьми, группами, объединениями и их гармонизации.
С точки зрения философии конфликтология — область научных знаний о путях и способах предвидения, предупреждения и преодоления противоречий в жизни общества, государства.
Сточки зрения педагогики конфликтология — область научных психолого-педагогических знаний о путях, способах и средствах предвидения, предупреждения, преодоления противоречий, возникающих в учебно-воспитательном процессе.
С психофизиологической и медицинской точки зрения конфликтология — область научных знаний, посвященная психогигиене отношений между людьми, психопрофилактике и коррекции порожденных конфликтом отклонений в их психосоматическом статусе.
Итак, с одной стороны, конфликтология — интегративная и междисциплинарная наука, в которой существенное место занимают, в частности, психологические знания и методы. С другой стороны, в различных отраслях психологии и в профессиональной психологической деятельности (например, в психологии управления коллективами, при оказании психологической помощи, в психотерапии, психоконсультировании) важнейшее значение имеют психологические проблемы и анализ конфликтов, особенности конфликтного реагирования и поведения в конфликтах, продуктивное преобразование и преодоление, а также конструктивное разрешение конфликтов.
В психологической лексике непосредственное отношение к конфликтологии имеет прежде всего такое ключевое понятие, как «конфликт». Однако трактовка его в разных областях психологических знаний, в разных сферах и отраслях психологической науки различна.
Инженерная психология исследует феномен конфликта при рассмотрении групповой деятельности в системах «человек — машина». В ходе взаимодействия операторов в группе реализуются информационные, регулятивные и аффективные функции. Конфликтоген-ным фактором является психологическая несовместимость операторов в условиях различных систем «человек — машина» (например, в иерархических АСУ, где возникают сложные проблемные ситуации высокой конфликтогенности). Инженерная психология использует в качестве базового понятия термин «сработанность» группы. Субъективная удовлетворенность друг другом и адекватное взаимопонимание способствуют бесконфликтному решению задач при малых энергозатратах.
Экономическая психология анализирует конфликтогенные ситуации, вызываемые преобразованием экономики, производственных процессов, разрушением стереотипов производственных отношений. Конфликты
здесь выражаются в психологическом и конкретно-деятельностном сопротивлении нововведениям, особенно если они не осознаются как выгодные и предпочтительные в их субъективном или объективном значении. Тщательно изучается один из парадоксов сопротивления новому: старое сохраняет свою ценность, от которой трудно отказаться. Преимущество нового пока остается недоказанным.
Военная психология анализирует конфликты при рассмотрении субъективных факторов взаимоотношений рядового и командного состава в воинских подразделениях. Зрелые и незрелые взгляды, позитивные и негативные черты характера, разноуровневый военный профессионализм могут привести к возникновению конфликтов по вертикали и способствовать развитию напряженных ситуаций по горизонтали.
В социологии под конфликтом понимают предельный случай обострения социальных противоречий различных социальных общностей. Разработчики социологии производственных конфликтов утверждают, что конфликт в одних условиях стимулирует самоорганизацию системы, способствует достижению целей эффективными средствами, а в других — приводит к нестабильности, дезорганизации, развалу системы.
Различные точки зрения на конфликты высказывают представители социальной психологии. Конфликт как естественное противоречие, возникающее между людьми, порождается проблемами личной и социальной жизни, противоречиями интересов, взглядов, социальных установок людей.
Выделяются противоречия новаторства и консерватизма; противоречия групповых взаимно неприемлемых интересов; противоречия, вызываемые эгоистическими побуждениями конфликтующих: корыстью, карьеризмом. Рассматриваются конфликты длительные и кратковременные; глобальные и локальные; мелкие столкновения и масштабные; бесследно проходящие конфликты и вызывающие глубокие психологические потрясения.
В работах по психологии управления рассматриваются разрушительные конфликты, дезорганизующие нормальный ход коммуникаций трудовых коллективов и групп на производстве. Межличностные конфликты в производственном коллективе имеют сложную объективно-субъективную природу, что обусловлено как чисто человеческими особенностями характеров конфликтующих, так и внешними условиями, которые способствуют или препятствуют их возникновению. Универсальным психологическим механизмом возникновения конфликта считается превышение индивидуального порога толерантности участников конфликта, тесно связанное с уровнем стрессогенности условий труда и особенностями конкретных ситуаций.
Интерес к психологическим конфликтам в педагогической деятельности вызван прежде всего взаимоотношениями учащихся, педагогов и родителей. Педагоги до недавнего времени предпочитали говорить о трудных ситуациях и барьерах. Однако по природе эти ситуации кон-фликтогенны, хотя в научных сообщениях в таком аспекте не фигурируют. Можно предположить, что умолчание конфликтов было вызвано идеологическими догмами о мягких, несущественных противоречиях в этой сфере.
В исследованиях педагогических конфликтов авторы в основном обращаются к разноплановым противоречиям, возникающим между участниками учебно-воспитательного процесса.
К противоречивым позициям относится оценка конфликтов в педагогике как явлений нормальных или аномальных. Как и часть психологов, некоторые исследователи относят конфликт к разрушительным событиям по отношению к естественно протекающему процессу взаимодействия участников обучения и воспитания. Истоки столкновений многие видят в самой природе педагогической деятельности, объединяющей множество людей с разнообразными личными качествами, опытом, характерами. Наиболее адекватным подходом к этой теме является целостное отражение конфликта как естественного проявления жизнедеятельности педагогической системы, ее структуры.
Большинство публикаций по конфликтологии и психологии конфликтов носят практически ориентированный характер. Объектом изучения являются конфликты разных уровней: внутриличностные, социальные (межличностные, межгрупповые, межгосударственные) и др. При этом преобладают исследования конфликтов, возникающих между субъектами одного уровня (личность—личность, малая группа — малая группа и т. п.). Сторонники различных концепций рассматривают конфликт с разных сторон, и каждое из многочисленных его определений отражает специфику предмета анализа.
Один из подходов заключается в том, что поведение человека и группы рассматривается гомеостатично как ряд функциональных единиц, каждая из которых начинается с нарушения равновесия внутри группы и заканчивается его восстановлением. Высказывается мнение, что «конфликт есть нарушение гомеостаза, следствием которого может быть восстановление гомеостаза (прекращение конфликта), изменение гомеоста-
за (характера процессов в системе или взаимодействия систем в надси-стеме), изменение морфологии системы (надсистемы), разрушение части или всей надсистемы (прекращение гомеостаза)». Это утверждение полностью справедливо только в принципе. Реакция системы на нарушение гомеостаза может быть (и бывает в большинстве случаев) автоматической. При детальном рассмотрении процессов, происходящих в этот момент в системе, можно обнаружить конфликтные реакции на два-три системных порядка ниже рассматриваемого. Например, рефлекторная, автоматическая реакция организма сопровождается конфликтными процессами на клеточном или молекулярном уровне. Возможно, такими проявлениями конфликтов следует пренебречь, учитывая, что восстановление системного гомеостаза реализуется не только с помощью конфликта. Факторами самоорганизации, которая рассматривается как адаптационная реакция на возмущение внешней среды, наряду с конфликтами являются автосинхронизация процессов и кумулятивность, а взаимодействие систем является организующим, дезорганизующим и переформирующим.
Таким образом, можно считать, что конфликт является реакцией системы на возмущение внешней среды, нарушающее системный гомеостаз. Но не любое возмущение внешней среды требует конфликтной реакции, а только неспецифическое возмущение, т. е. такое, на которое в системе не сформирована автоматическая реакция. Если стимул новый или редко встречавшийся ранее, система вынуждена рефлексировать с тем, чтобы выработать адекватную реакцию. Термин «рефлексия» применяется здесь в широком смысле как средство реализации качественного скачка в развитии системы. Суть его — в превращении средства в цель, или, пользуясь терминологией теории управления, в превращении параметра системы управления в объект управления. Это предполагает изменение структуры системы путем изменения ее компонентов либо связей между ними, т. е. формирование новой функциональной подсистемы. На личностном уровне изменяются установки, навыки, привычки, на групповом уровне — взаимоотношения, групповая культура и т. д. Таким образом, адаптация системы к непосредственному стимулу из внешней среды происходит в виде конфликта.
Очевидно, что рефлексия системы начинается с фазы деструкции и заканчивается фазой конструкции новой структуры, способной выработать адекватную реакцию (эти фазы могут быть частично параллельными). Когда конструктивная фаза завершена и система вновь стала равновесной, считается, что конфликт разрешен.
Следовательно, конфликт — это адаптационная реакция системы на неспецифическое возмущение внешней среды, происходящая путем перестройки структуры системы. Этот общесистемный подход вполне согласуется с различными взглядами психологов на сущность как внутри-личностного, так и межличностного конфликта. Так, высказывается мнение, что конфликт возникает тогда, когда наблюдается рассогласование между возможностями субъекта (по существу, структурой его личности) и конкретными условиями, в которых он действует.
Р. Кричевский и Е. Дубовская рассматривают конфликт как дисгармо-низацию межличностных отношений, а А. Ишмуратов — как болезнь общения.
А. Анцупов и А. Шипилов показывают, что «межличностный ролевой конфликт возникает на основе несоответствия ролевой структуры диады взаимодействия требованиям актуальной ситуации и проявляется в перестройке ролевых взаимоотношений».
А. Донцов, характеризуя функционально-ролевую структуру группы, утверждает, что она «стремится» к соответствию с объективно необходимой в настоящих условиях, но никогда полностью не совпадает с ней. В постоянно возобновляющемся преодолении этого противоречия он видит одну из движущих сил развития предметной активности этой группы, предпосылку адаптации групповой деятельности к изменяющимся условиям ее воспроизводства. Приведение в соответствие существующего уровня предметно-деятельностных связей требуемому сопровождается перестройкой собственно межличностных отношений и системы внутригрупповых ожиданий.
Динамика функционально-ролевой дифференциации, степень ее полноты, адекватность персонификации ролей возможностям и способу действий их исполнителей, мера расхождения с требованиями ситуации закономерно продуцируют некоторую напряженность и, возможно, кон-фликтогенность межличностных связей в коллективе. Кроме того, межличностный конфликт, по какой бы причине он не возник, сопровождается дезинтеграцией системы эмоциональных связей в группе. Это означает, что конфликт в формальной структуре неизбежно вызывает такую же реакцию в структуре неформальных отношений.
Все перечисленные идеи позволяют сделать вывод, что с точки зрения групповой динамики конфликт — это состояние взаимоотношений в группе, характеризующееся их деструкцией и реконструкцией, направленными на создание ролевой структуры, наилучшим образом отвечающей требованиям ситуации (структуре стимула).
Деструкция и реконструкция взаимоотношений сопровождаются нарушением коммуникативных процессов в группе. Именно поэтому говорят о конфликтном взаимодействии как этапе динамики конфликта, характеризующегося внешними действиями, конфликтным противоборством, поскольку в этот период в группе частично нарушаются социальные связи, а общение и взаимодействие усложнены. Соответственно затрудняется и социальная ориентация членов группы, рассогласовываются системы ожиданий ее членов по отношению друг к другу. Изменяется и психическое состояние индивидов, участвующих в конфликте. Вследствие этого возникают и внешние проявления конфликтного поведения, всплески негативных эмоций. Для эффективного управления конфликтами недостаточно стремления к ликвидации этих внешних проявлений. Необходимо воздействовать на коммуникативные процессы, управлять конфликтным общением и конфликтным взаимодействием.
Таким образом, конфликт как адаптационная реакция группы на неспецифическую ситуацию проявляется в перестройке ролевых взаимоотношений. Предпосылкой возникновения конфликта является объективно существующее противоречие, неоднородность ожиданий членов группы по отношению друг к другу. В этом случае прогнозы индивидов относительно действий других членов группы становятся неадекватными. Конфликт возникает тогда, когда поведение партнера по взаимодействию оценивается как несовместимое с ожиданиями индивида. Следовательно, можно говорить об объективном факторе возникновения конфликта — ситуации несовместимых ожиданий и субъективном факторе — восприятии и осознании индивидом несовместимости взаимных ожиданий и действий.
Неоднородность ожиданий членов группы происходит тогда, когда группа оказывается в ситуации, для разрешения которой в ней еще не сформировалась ролевая структура, т. е. в новой или редко встречавшейся ранее ситуации. Иными словами, невыполнение ролевой структурой группы своего функционального предназначения на индивидуальном и групповом уровнях создает объективные и субъективные предпосылки конфликта.
Новизна ситуации определяется следующими элементами ее психологической структуры.
• Задача.Любая задача, стоящая перед группой, конфликтогенна, если она ранее не встречалась или встречалась редко (т. е. для ее решения в группе не сформирована функционально-ролевая структура).
• Ресурсы. Недостаток или избыток временных, информационных, вещественно-энергетических ресурсов определяют условия функционирования группы, в том числе и такие, как опасность, внезапность, неопределенность и т. д.
• Компоненты. Для малой группы это люди, вновь включаемые в систему или исключаемые из нее.
Ведущий элемент (внешний стимул) определяет тип ситуации. В соответствии с особенностями задач, компонентов и ресурсов можно выделить такие ситуации: решения основных задач; решения каждой из неспецифических задач; недостатка каждого вида ресурсов; включения в коллектив новых людей; связанные с личностными характеристиками. Для этих типов ситуаций формируются структуры. Их особенности и общие черты соответственно влияют на возникновение и протекание межличностных конфликтов.
Следует отметить, что существуют конфликтогенные ситуации и существуют роли, более или менее чувствительные к изменению различных психологических элементов этих ситуаций в силу своего функционального предназначения, а следовательно, более или менее конфликтные.
Анализируя неформальные ролевые взаимоотношения и сущность межличностного ролевого конфликта, приходим к выводу, что этот конфликт возникает тогда, когда сложившиеся в группе ролевые взаимоотношения не отвечают требованиям новой ситуации. Это выражается в противоречиях:
• функциональном (противоречие в распределении власти, обязанностей и прав);
• операциональном (противоречие в способах поведения в новой ролевой структуре, определяющих качество коммуникативных процессов, стиль руководства, общения и взаимодействий);
• внутриличностпом (противоречие в ролевом наборе кого-то из членов группы). Осваиваемая человеком новая роль может оказаться несовместимой с ролями, которые он исполнял ранее и продолжает исполнять в других ситуациях.
Динамика развития ролевых взаимоотношений в группе заключается в последовательном формировании ролевых структур для ситуаций жизнедеятельности группы. При возникновении группы (либо изменении ее состава) прежде всего формируются ролевые структуры для реакции на наиболее необходимые, а значит, часто возникающие ситуации, от решения которых зависит выживаемость группы, ее социально-психологические характеристики, например целостность, управляемость и т. д. Пока не произошло распределение ролей в наипростейших ситуациях, возможно возникновение функциональных противоречий и соответствующих им конфликтов по любому, даже незначительному поводу.
Когда первичная адаптация группы завершилась, осваиваются более редкие, но все-таки достаточно обыденные ситуации, связанные с основным предназначением группы. При этом, с одной стороны, обогащаются ролевые взаимоотношения, а с другой — расширяется и уточняется ролевой набор и способы поведения каждого участника группы. Происходит более точное согласование поведения исполнителей различных ролей. В последующем осваиваются новые, уже не типичные, не специфические для данной группы ситуации.
Конфликты представляют собой реакции на редкие, все более неспецифические стимулы. Такой подход согласуется с данными Т. Шибутани о том, что «повторение критических ситуаций приводит к развитию новых способов организации совместной деятельности и часто имеет своим результатом установление специальных ролей».
Ролевые взаимоотношения — только компонент психической жизни группы, более того — это лишь один из типов взаимоотношений. Параллельно и взаимосвязанно развиваются все компоненты. Цельной картины развития группы пока нет, и приходится управлять развитием каждого компонента в отдельности. Следует отметить, что в отличие от некоторых концепций группового развития, концепция ролевого развития достаточно динамична. В ряде концепций предполагается наличие некоторого конечного идеального состояния группы, стадии его развития (например, группа — коллектив), и цель социального управления здесь — довести группу до этой стадии.
В ролевых взаимоотношениях картина развития иная. Здесь тоже можно выделить стадию, когда ролевые структуры для основных ситуаций жизнедеятельности группы уже сформировались. Однако на этом развитие (и управление развитием) не прекращается. Происходит освоение все новых и новых ситуаций, часто разнородных для различных групп. И каждая освоенная ситуация уточняет ролевые структуры, все более обогащает ролевые взаимоотношения и придает группе ролевую (и психологическую в целом) индивидуальность.
Резюмируя сказанное, необходимо подчеркнуть, что ролевые взаимоотношения в группе развиваются дискретно, под влиянием окружающей среды. Каждый цикл развития начинается с нарушения ролевого равновесия под влиянием внешнего стимула и завершается его восстановлением путем спецификации очередного неспецифического стимула и межличностного конфликта.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
источник
Глава 1. Проблема конфликта в социологической теории.
1.1. Эволюция научных воззрений на конфликт.
Появившись с первыми человеческими сообществами, конфликты представляли собой повседневные явления и длительное время не были объектом научного исследования.
Первые целостные концепции конфликта появились на рубеже XIX–XX вв., однако и в предшествующие столетия лучшие умы человечества предлагали свое видение природы этого феномена, путей предотвращения и разрешения конфликтов. Первые дошедшие до нас исследования относятся к VII–VI вв. до н.э. Китайские мыслители того времени полагали, что источник развития всего существующего – во взаимоотношениях присущих материи положительных (ян) и отрицательных (инь) сторон, находящихся в постоянном противоборстве.
В Древней Греции возникает философское учение о противоположностях и их роли в возникновении вещей. Анаксимандр утверждал, что вещи возникают из постоянного движения «апейрона» – единого материального начала, приводящего к выделению из него противоположностей. Гераклит сделал попытку вскрыть причину движения, представить движение вещей и явлений как необходимый, закономерный процесс, порождаемый борьбой противоположностей. Гераклит считал войну отцом и царем всего сущего, а Платон рассматривал ее как величайшее зло.
Гераклиту противоречил и Геродот. Он утверждал, что «никто настолько не безрассуден, чтобы предпочесть войну миру. Ведь во время войны отцы хоронят детей, во время же мира – дети отцов».
Мыслители прошлого, осознавая неизбежность конфронтаций в общественной жизни, уже тогда пытались определить критерии «справедливого» и «несправедливого» насилия. В частности, Цицерон выдвинул тезис о «справедливой и благочестивой войне», которая могла вестись для отмщения за причиненное зло, для изгнания из страны вторгшегося врага.
В Средние века Фома Аквинский, развивая мысли о допустимости войн в жизни общества, определил еще одно условие справедливости войны: для нее должна быть «авторизованная компетенция», т.е. санкция со стороны государственной власти.
Одну из первых попыток системного анализа социальных конфликтов предпринял флорентийский теоретик и государственный деятель Никколо Макиавелли. Он считал конфликт универсальным и непрерывающимся состоянием общества ввиду порочной природы человека, стремления различных групп людей к постоянному и неограниченному материальному обогащению. Тем не менее Макиавелли видел в конфликте не только разрушительную, но и созидательную функцию. Чтобы уменьшить негативную роль конфликта, нужно уметь правильно воздействовать на него. Выполнять эту миссию призвано государство.
Фрэнсис Бэкон подверг основательному теоретическому анализу систему причин социальных конфликтов внутри страны. Возникновению конфликтов способствуют пренебрежение государями мнений сената и сословий, политические ошибки в управлении, а также «пасквили и крамольные речи».
Томас Гоббс обосновал в концепцию «войны всех против всех» как естественное состояние. Он считал главной причиной конфликта стремление к равенству.
В Новое время были популярны идее Жан-Жака Руссо об этапности всемирно-исторического процесса. Вначале существует «естественное состояние», когда люди свободны и равны, затем развитие цивилизации приводит к утрате состояния равенства, свободы и счастья и, наконец, заключив «общественный договор», люди вновь обретут утраченную гармонию общественных отношений. По мнению Ж.-Ж. Руссо, общественный договор возможен под жестким контролем народа, так как войны министрам нужны, и добрую волю они не проявят.
Впервые конфликт как многоуровневое социальное явление был изучен Адамом Смитом. В основе конфликта лежат деление общества на классы и экономическое соперничество.
По мнению немецкого философа Георга Гегеля, главная причина конфликта кроется в социальной поляризации между «накоплением богатства», с одной стороны, и «привязанного к труду класса», – с другой. Гегель выступал против смут и беспорядков внутри страны, расшатывающих государственное единство. Он считал, что государство обязано регулировать конфликты.
1.2. Проблематика конфликта в социологии Макса Вебера
Проблема конфликта пронизывает все три главные направления творчества выдающегося немецкого социолога: социологию политики, социологию религии и социологию экономической жизни.
Для современного общества, по Веберу, наиболее адекватны рациональная система права, согласие с властью, основанное на законе, наличие конституционных основ правопорядка и развитого гражданского самосознания, что не исключает глубокого политического конфликта между классами и статусными группами, составляющими данное общество.
Особую роль в современном политическом конфликте играет бюрократия. Вебер не выказывал морального негодования по поводу бюрократического произвола.
Не меньшую роль проблематика конфликта играла и в веберовской социологии религии. Здесь конфликт касался не вопросов распределения и перераспределения властных полномочий, а прежде всего мировоззреческо-ценностных установок, закреплявшихся в соответствующих типах религиозного мировоззрения.
С точки зрения Вебера, мировоззренческие установки мировых религий созданы вполне определенными социальными группами (пророки, святые, брахманы), каждая из которых имела свой «стиль жизни».
Вебер подходил к изучению религиозных идей с точки зрения их отношения к коллективным действиям и прежде всего с точки зрения изучения тех социальных процессов, благодаря которым прозрение и вдохновение нескольких становится убеждением множества людей. Он полагает, что каждая социальная группа характеризуется склонностью к идеям определенного направления, соответствующим их образу жизни.
С точки зрения Вебера, общество – это арена действия борющихся между собой статусных групп, каждая из которых имеет свои собственные экономические интересы, амбиции, понимание мира и других людей.
Внимание к постоянной борьбе между различными социальными группами было сердцевиной веберовского мировоззрения. Он понимал, что определенные конфликты, в основе которых лежит противостояние конечных ценностей, не могут быть устранены никакой аргументацией или разъяснением позиций. Но это отнюдь не означает, что общество характеризуется постоянной нестабильностью.
1.3. Конфликт и девиантное поведение: Эмиль Дюркгейм.
Для Дюркгейма свойственен подход, связанный с проблемой взаимоотношений общества и личности.
Для него общество есть «реальность sui generic». Оно стоит над человеком, каждый индивид, появляющийся на свет, застает общество и его институты в готовом виде. Поколения людей сменяют друг друга, а система общественных институтов остается неизменной. Вся совокупность общественных связей и институтов скрепляется коллективным сознанием, которое и есть лишь другое название для общества. Коллективное сознание существует независимо от индивидуального. Индивид черпает свои представления об окружающем мире благодаря тому, что общество создает средства восприятия этого мира.
Важнейшей категорией социологии Дюркгейма является понятие солидарности. Это то, что соединяет индивидов, превращает их в некоторую целостность. Дюркгейм выделяет два вида солидарности – механическую и органическую. первая имеет в своей основе одинаковость отношения индивидов к обществу. Вторая основана на глубоко эшелонированном разделении труда.
Особое месть в социологии Дюркгейма занимает проблема нравственности, которую он противопоставляет отношениям, основанным на интересе. Если интерес и сближает людей, то лишь на несколько мгновений, – считает Дюркгейм. Нравственность рассматривается Дюркгеймом в качестве конкретной совокупности норм, воздействующих на реальное поведение индивидов через понимание ими своих прав и обязанностей.
Фундаментальные понятия социологии Дюркгейма –нормальное и патологическое состояния общественных отношений. Для каждого типа социальных отношений имеется своя социально допустимая норма патологии или отклонения. Так, преступления, самоубийства, психические заболевания или несчастные случаи, пожары, дорожные происшествия – все это явления нежелательные. Для каждого общества существуют свои нормы социальной патологии – преступлений, самоубийств, которые фиксируются социальной статистикой. Как правило, самоубийства совершаются в условиях нравственного кризиса. Далеко не все социальные потрясения порождают нравственный кризис в обществе. Война, например, ведет к усилению патриотических чувств, солидарности и внутренней сплоченности общества. Эти периоды характеризуются резким уменьшением самоубийств и даже психических заболеваний.
С точки зрения Дюркгейма, в настоящее время необходимо создать себе нравственность. Существенный компонент которой, заключается в регулировании конфликтов. «Точно так, как частные конфликты могут сдерживаться только регулирующим действием общества, заключающего в себе индивидов, так и интерсоциальные конфликты могут сдерживаться только регулирующим действием одного общества, заключающего в себе все другие.»
1.4. Ральф Дарендорф: конфликт и модернизация общества.
В своем критическом анализе сложившихся интерпретаций мира Дарендорф стремится к максимальному объективизму.
Главный конфликт европейской истории XIX в. – это конфликт между предпринимателем и рабочим. Он развертывается в промышленной сфере, которая была на протяжении 19-го столетия доминирующей сферой общества. В этом пункте и именно в данных исторических границах Дарендорф полностью согласен с Марксом.
XX в. означает вступление в постиндустриальное общество, в котором снижается значение классового конфликта. Этот век внес, по мнению Дарендорфа, решающие изменения в социальную структуру общества. Промышленность перестала играть доминирующую роль в организации общественных связей и отношений. Рабочие и предприниматели западных стран выработали формы регулирования конфликта по поводу распределения прибыли и заработной платы. Поэтому изменился характер конфликта.
С точки зрения Дарендорфа, в посткапиталистическом обществе вырабатываются нормы регулирования конфликтов, что связано, с одной стороны, с индустриальной демократией, а с другой стороны, с политической демократией. Он считает, что они – главные системы институтов, характерные для европейских государств после второй мировой войны и главные условия обеспечения социального мира и благоденствия.
По Дарендорфу, конфликт – исходная клеточка социальной жизни, неизбежный результат всякой системы управления, любой иерархически организованной системы.
Для успешного регулирования конфликта важны три обстоятельства:
1) наличие ценностных предпосылок. Каждая из сторон должна признавать наличие конфликтной ситуации;
2) уровень организации сторон. Чем более организованными являются обе стороны, тем легче достичь договоренности;
3) конфликтующие стороны должны согласиться относительно определенных правил игры, при соблюдении которых возможно сохранение или поддержание отношений между сторонами.
Регулирование конфликтов обеспечивается специальными институтами парламентского типа.
Глава 2. Конфликт как предмет социологического анализа.
2.1. Понятие конфликта и его функции, субъекты.
В научной литературе и в публицистике, конфликт трактуется неоднозначно. Существует множество определений этого термина. Наиболее распространенный подход состоит в определении конфликта через противоречие как более общее понятие и, прежде всего, – через социальное противоречие. Под социальным конфликтом понимается тот вид противостояния, при котором стороны стремятся захватить территорию либо ресурсы, угрожают оппозиционным индивидам или группам, их собственности или культуре таким образом, что борьба принимает форму атаки или обороны.
Важным вопросом при рассмотрении социальных конфликтов является вопрос о действующих лицах и исполнителях конфликтных отношений. Наряду с понятием сторона конфликта сюда могут быть отнесены и такие понятия, как участник, субъект, посредник.
Участником конфликта может быть любой человек, организация, или группа лиц, которые принимают участие в конфликте, но не отдают себе отчет в целях конфликтного противоречия.
Субъектом социального конфликта является отдельный человек или социальная группа, способные создавать конфликтную ситуацию.
Посредник – нейтральное лицо, помогающее конфликтующим сторонам в достижении согласия с помощью переговоров.
Рассматривая роль конфликта как неизбежного явления развития общества, можно выделить одну из его функций, которая состоит в разрядке психологической напряженности в отношениях противоборствующих сторон. Существование выходных клапанов и отводных каналов помогает взаимной адаптации индивидов, стимулирует положительные изменения.
Другой позитивной функцией конфликта является коммуникативно-связующая. Через эту функцию участники конфликта осознают свои и противостоящие им интересы, выявляют общие проблемы, приспосабливаются друг к другу.
Еще одна позитивная функция конфликта проявляется в том, что конфликт способен играть консолидирующую роль в обществе и даже быть движущей силой социальных изменений. Это происходит тогда, когда в ходе разрешения конфликта люди по-новому воспринимают друг друга и у них появляется интерес к сотрудничеству, выявляются возможности для этого.
Но нередко конфликты могут дестабилизировать отношения в социальных системах, разрушать социальные общности и групповое единство. Так, забастовки могут нанести серьезный урон предприятиям и обществу, ибо экономический ущерб от остановок предприятий может стать фактором разбалансированности экономики. Национальные конфликты нарушают отношения между нациями.
2.2. Классификация и типология конфликтов.
Конфликтов в обществе великое множество. Они различаются масштабом, типом, составом участников, причинами, целями и последствиями. Их стараются классифицировать по сферам жизни: конфликты в области экономики, в национальных отношениях, в социальной сфере и т.д.
Конфликты можно классифицировать и в зависимости от субъектов и зон разногласий:
Личностный конфликт – включает конфликты, происходящие внутри личности, на уровне индивидуального сознания.
Межличностный конфликт – разногласия между двумя ил более людьми одной или нескольких групп. Они противостоят друг другу, но к ним могут подключаться отдельные личности, не образующие группы.
Межгрупповой конфликт – конфликт между социальными группами и социальными общностями людей с противоположными интересами. Это самый распространенный конфликт.
Конфликт принадлежности – когда индивиды имеют как бы двойную принадлежность. Например, конфликтующие образуют группу внутри какой-то большой группы или индивид входит одновременно в две конкурирующие группы, преследующие одну цель.
Конфликт с внешней средой – индивиды, составляющие группу, испытывают давление извне, прежде всего со стороны административных и экономических норм и предписаний. Они вступают в конфликт с институтами, поддерживающими эти нормы и предписания.
Типологию социального конфликта можно представить и таким образом:
Конфронтация – пассивное противостояние групп с противоборствующими политическими, экономическими и социальными интересами. Как правило, это противостояние не принимает форму открытого столкновения.
Соперничество – борьба за признание личных достижений и творческих способностей со стороны общества, социальной группы, социальной организации. Цель соперничества – приобретение лучших позиций.
Конкуренция – особый тип конфликта, цель его – получение выгоды, прибыли либо доступа к дефицитным благам.
Профессор Мичиганского университета А.Раппорт считал, что нельзя все конфликты подгонять под единую универсальную схему. Есть конфликты типа:
а) «схватка» – когда противников разделяют непримиримые противоречия и рассчитывать можно только на победу;
б) «дебатов» – где возможен спор, маневры и обе стороны могут рассчитывать на компромисс;
в) «игр» – где обе стороны действуют в рамках одних и тех же правил, поэтому они никогда не завершаются и не могут завершиться разрушением всей структуры отношений.
Этот вывод имеет важное значение, так как снимает ореол безвыходности и обреченности вокруг каждого из конфликтов.
Конфликт с точки зрения социологии – это прежде всего модель поведения с особым распределением ролей, последовательностью событий, способами выражения взглядов, ценностных ориентаций, формами отстаивания интересов, целей. Существуют и иные варианты типологии социальных конфликтов по различным основаниям. Например, типологии И.Дойча (приложение 1), Р.Даля (приложение 2), Дарендорфа (приложение 3).
Причиной социального конфликта может оказаться:
1. несовпадение интересов и целей индивидов или социальных групп.
Все поведение человека упрощенно можно представить как ряд элементарных актов, каждый из которых начинается с нарушения равновесия в связи с появляющейся потребностью и появления значимой для индивида цели, а заканчивается восстановлением равновесия и достижением цели.
Встреча с непреодолимым затруднением в удовлетворении потребности может быть отнесена к фрустрации. Она обычно связана с напряжением, неудовольствием, переходящим в раздражение и злость.
Реакция на фрустрацию может быть:
1) отступление – избежание фрустрации путем кратковременного или долговременного отказа от удовлетворения определенной потребности.
2) агрессивное поведение, которое может быть направлено на другого человека или группу людей, если они явятся причиной развития фрустрации или представляются таковыми. Агрессия при этом носит социальный характер и сопровождается эмоциональными состояниями гнева, враждебности, ненависти. Агрессивные социальные действия вызывают ответную агрессивную реакцию у другого индивида или группы, и с этого момента начинается социальный конфликт.
Однако далеко не всякое состояние фрустрации приводят к социальному конфликту. Эмоциональное напряжение, недовольство должно перейти определенную границу, за которой агрессия выступает в форме направленного социального действия. Эта граница определяется состоянием общественного страха, культурными нормами и действием социальных институтов, сдерживающих проявление агрессивных действий.
2. различные формы экономического и социального неравенства. Этот тип причин связан со значительным различием в распределении ценностей (доходов, знаний, информации, элементов культуры и т.п.) между индивидами или группами. Неравенство неустранимо. Оно существует повсеместно и нередко имеет положительное значение, ибо способствует проявлению состоятельности, стимулирует жизненную энергию людей. Конфликт же возникает при такой степени неравенства, когда оно расценивается одной из социальных групп как весьма значительное, препятствующее удовлетворению ее потребностей. Возникающая при этом социальная напряженность приводит к социальным конфликтам.
3. отношения между элементами социальной структуры. Конфликты появляются в результате разного места, которое занимают структурные элементы в обществе, организации или упорядоченной социальной группе. Конфликт по этой причине может быть связан, во-первых, с различными целями, преследуемыми отдельными элементами, во-вторых, с желанием того или иного структурного элемента занять более высокое место в иерархической структуре.
Любая из перечисленных причин может послужить толчком, первой ступенью конфликта только при наличии определенных внешних условий.
2.4. Этапы протекания конфликта.
Любой социальный конфликт имеет довольно сложную внутреннюю структуру (приложение 4).
Анализ содержания и особенностей протекания социального конфликта целесообразно проводить по трем основным стадиям:
1. Предконфликтная стадия. Ни один социальный конфликт не возникает мгновенно. Эмоциональное напряжение, раздражение и злость обычно накапливаются в течение некоторого времени. Предконфликтное состояние весьма неустойчиво: незначительное, даже случайное событие может вызвать необратимые процессы, прямо ведущие к открытому конфликту.
Важный момент зарождения конфликта – наличие объекта, обладание которым связано с удовлетворенностью потребностей сторон, втягиваемых в конфликт. Тем самым он может стать причиной конфликта.
В предконфликтной ситуации конфликтующие субъекты прежде чем решиться на открытые действия оценивают свои возможности, предпринимаются шаги для консолидации сил противоборствующих сторон, поиска сторонников. Кроме того, предконфликтная ситуация – это период формирования каждой стороной своей стратегии действий. Первоначально каждая из конфликтующих сторон ищет пути достижения целей, избежания фрустрации без воздействия на соперника. Когда все попытки достичь желаемое оказываются тщетными, индивид или социальные группы определяют объект, мешающий достижению целей, степень его «вины», силу и возможности противодействия. Этот момент в предконфликтной стадии называется идентификацией. Случается, что причина фрустрации бывает скрыта и ее трудно идентифицировать. Тогда возможен выбор объекта для агрессии, который не имеет никакого отношения к блокированию потребности. Эта ложная идентификация может привести к воздействию на сторонний объект, ответному действию и возникновению ложного конфликта. Ложные конфликты не устраняют причин, вызывающих столкновение, а только усугубляют ситуацию.
2. Непосредственно конфликт. Эта стадия характеризуется наличием инцидента, т.е. социальных действий, направленных на изменение поведения соперников.
Действия, составляющие инцидент, могут быть различными. Это:
1) действия соперников в конфликте, носящие открытый характер. Это могут быть словесные прения, экономические санкции, физическое воздействие, политическая борьба, спортивное состязание и т.п. Поскольку открытый «обмен ударами» хорошо виден со стороны в ходе конфликта, в него могут быть втянуты сочувствующие и просто наблюдатели.
2) скрытые действия соперников в конфликте. Известно, что в ходе конфликтов противники чаще всего пытаются замаскировать свои действия, запутать, обмануть соперничающую сторону. Эта скрытая, завуалированная, но тем не менее чрезвычайно активная борьба преследует цель навязать сопернику невыгодный ему образ действий и одновременно выявить его стратегию.
Начавшийся конфликт в процессе своего развития весьма претерпевает определенные изменения. Это связано с тем, что отношения, складывающиеся в начале и в конце конфликта, существенно различаются: с разной степенью проявляется активность субъектов, могут возникать неожиданные повороты событий и т.д. Создаются дополнительные причины для углубления и разрастания конфликта.
По своему внутреннему содержанию социальные конфликты делятся на рациональные и эмоциональные. К рациональным относятся такие конфликты, которые охватывают сферу разумного, делового соперничества, перераспределения ресурсов и совершенствования управленческой или социальной структуры
Как правило, участвующие в рациональных конфликтах не переходят на личностный уровень и не формируют в своем сознании образа врага. Такие конфликты не бывают острыми, затяжными, так как обе стороны стремятся в принципе к одной и той же цели – улучшению взаимоотношений, норм, образцов поведения, справедливому распределению ценностей.
Однако в ходе конфликтных взаимодействий, столкновений агрессия его участников часто переносится с причины конфликта на личности. При этом первоначальная причина конфликта просто забывается и участники действуют на основе личной неприязни. Такой конфликт называется эмоциональным.
С момента появления эмоционального конфликта в сознании людей, участвующих в нем, появляются негативные стереотипы, порождающие неприязнь и даже ненависть к противнику.
Развитие эмоциональных конфликтов непредсказуемо, и в подавляющем большинстве случаев они неуправляемы. Чаще всего такой конфликт прекращается после появления в ситуации новых людей или даже новых поколений.
Весьма характерным моментом на этапе непосредственно конфликта является наличие критической точки, при достижении которой конфликтные взаимодействия между противоборствующими сторонами достигают максимальной остроты и силы. После прохождения критической точки число конфликтных взаимодействий, их острота и сила резко снижаются. Важно знать время прохождения критической точки, т.к. после этого ситуация в наибольшей степени поддается управлению. В то же время вмешательство в критический момент, на пике конфликта бесполезно или даже опасно.
3. Разрешение конфликта. Признаком разрешения конфликта служит завершение инцидента. Это значит, что между конфликтующими сторонами прекращается конфликтное взаимодействие. Устранение инцидента – это необходимое, но не достаточное условие для погашения конфликта.
Разрешение конфликта возможно лишь при изменении конфликтной ситуации, точнее, если будет изжита коренная причина конфликта, когда изменится установка соперников относительно друг друга и они перестанут видеть друг в друге противников. И наконец, когда изменятся требования сторон и соперник пойдет на уступки (но возможны и одновременно обоюдные уступки).
Разрешение конфликта может быть частичное или полное. Полное разрешение означает прекращение конфликта. При частичном разрешении конфликта чаще изменяется только внешняя его форма, но сохраняются внутренние побудительные установки.
Уже долгое время исследователи рассматривают вопрос конфликтов в обществе, у каждого есть свое мнение на этот счет. Сложившиеся социологические направления подразделяются на две большие группы в зависимости от того, какое место в теоретических построениях занимает проблема социального конфликта:
1) проблематика конфликта занимает доминирующее место при объяснении социальных процессов и изменений.
2) преимущественное внимание уделяют проблеме стабильности и устойчивости. Теории ориентированы не столько на изучение конфликта, сколько на обоснование консенсуса.
Но до сих пор нет единого определения понятия «конфликт». Наиболее распространенный подход состоит в определении конфликта через противоречие как более общее понятие и, прежде всего, – через социальное противоречие. Под социальным конфликтом понимается тот вид противостояния, при котором стороны стремятся захватить территорию либо ресурсы, угрожают оппозиционным индивидам или группам, их собственности или культуре таким образом, что борьба принимает форму атаки или обороны.
Позитивные функции конфликтов:
1) разрядка психологической напряженности в отношениях противоборствующих сторон;
3) играет консолидирующую роль в обществе и даже может быть движущей силой социальных изменений.
Негативные функции конфликтов:
1) может дестабилизировать отношения в социальных системах;
2)разрушать социальные общности и групповое единство.
Конфликтов в обществе великое множество. Они различаются масштабом, типом, составом участников, причинами, целями и последствиями. Их стараются классифицировать по сферам жизни: конфликты в области экономики, в национальных отношениях, в социальной сфере и т.д.
Конфликты можно классифицировать и в зависимости от субъектов и зон разногласий: личностный, межличностный, межгрупповой, конфликт принадлежности, конфликт с внешней средой.
Причиной социального конфликта может оказаться:
1. несовпадение интересов и целей индивидов или социальных групп.
2. различные формы экономического и социального неравенства.
3. отношения между элементами социальной структуры.
Любая из перечисленных причин может послужить толчком, первой ступенью конфликта только при наличии определенных внешних условий.
Анализ содержания и особенностей протекания социального конфликта целесообразно проводить по трем основным стадиям:
2. непосредственно конфликт;
Список использованной литературы.
1. Фролов С.С. Социология: Учебник. – 3-е изд., доп.– М.: Гардарики, 2000.–344 с.;
2. А.Мендра Основы социологии: учебное пособие для вузов.– М.: Издательский дом NOTA BENE, 1999.– 344 с.;
3. Дмитриев А.В. Социальный конфликт: Учебное пособие. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2002. –304 с.;
4. Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н., Попов А.В. Социология: Учебник / Под ред.проф. Ю.Г.Волкова. – Изд. 2-е, испр. и доп. – М.: Гардарики, 2000. – 512 с.;
5. Социология: Учебник для вузов / В.Н.Лавриненко, Н.А. Нартов, О.А.Шабанова, Г.С.Лукашова; Под ред.проф. В.Н.Лавриненко.– 2-е изд., перераб. и доп.– М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.– 407 с.
Приложение 1
Критерии | Типы конфликтов |
По сферам жизни общества и деятельности людей | экономические политические идеологические финансовые торговые таможенные и др. |
По причинам | объективные субъективные реалистические нереалистические |
По субъектности | межгосударственные международные межконфессиональные расовые, межэтнические межличностные |
Приложение 2
Классификация социальных конфликтов по Р.Далю.
Приложение 3
Критерии | Типы конфликтов |
По источникам возникновения | конфликты интересов ценностей идентификации |
По социальным последствиям | успешные безуспешные созидательные (конструктивные) разрушительные (деструктивные) |
По масштабности | локальные региональные межгосударственные глобальные микро-, макро-, мегаконфликты |
По формам борьбы | мирные немирные |
По направленности | вертикальные горизонтальные |
По особенностям условий происхождения | эндогенные экзогенные |
По отношению субъектов к конфликту | подлинный случайный (условный) смещенный ложный неверно приписанный латентный |
По использованной сторонами тактике | «сражение» «игра» «дебаты» |
Дата добавления: 2019-07-15 ; просмотров: 62 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ
источник