Меню Рубрики

Кое как удалось разлучиться анализ

«А. А. Ахматова. Лирика: Избранное, анализ текста, литературная критика, сочинения

Краткие биографические сведения

Ахматова Анна – настоящие имя и фамилия Анна Андреевна Горенко, псевдоним взят по фамилии прабабки с материнской стороны.

1889.11(23).6. – родилась в Одессе в семье флотского военного инженера Андрея Антоновича Горнеко. Мать – Инна Эразмовна (в девичестве Стогова).

1890–1905 – детство и отрочество провела в Царском Селе под Петербургом, где познакомилась с Н. С. Гумилевым. Училась в Царскосельской женской гимназии. В 1903 г. начинает писать стихи.

1906–1909 – учеба в в Киеве вначале в выпускном классе женской гимназии, затем на юридическом отделении Высших женских курсов.

1907 – первое опубликованное стихотворение («На руке его много блестящих колец…», в парижском журнале «Сириус», выпускаемом Н. С. Гумилевым).

С 1910 – выходит замуж за Н. С. Гумилева, совершает с ним поездку в Париж. По возвращении преимущественно живет в Петербурге. Примыкает к группе акмеистов, не в последнюю очередь потому, что ее муж, Н. С. Гумилев был одним из основателей этого течения. Увлекается поэзией XIX века, своим учителем в поэтическом творчестве считает И. Анненского. Тесное общение с такими писателями и поэтами, как С. Городецкий, О. Мандельштам, В. Нарбут, М. Зенкевич, Г. Иванов, М. Лозинский. Мандельштам и Лозинский оставались ее друзьями на протяжении всей жизни.

1912 – первый сборник стихов «Вечер», неодобрительное отношение к этому Гумилева (когда Ахматова показала свои первые стихи мужу, он посоветовал ей заняться танцами). Тот же год – рождение сына Льва (впоследствии – известный историк, специалист по этногенезу народов Евразии).

1914 – сборник «Четки», широкая известность. В. Маяковский высоко оценивал творчество Ахматовой, но затем (в период лефовских полемик) отзывался о ее стихах преимущественно с насмешкой.

1921 – сборник «Подорожник». На похоронах А. А. Блока узнала об аресте мужа по подозрению в участии в контрреволюционном заговоре. Несмотря на вмешательство Горького, Н. С. Гумилев был расстрелян.

1922 – сборник «Anno Domini».

1922–1936 – Ахматову практически не печатают. В эпоху Пролеткульта и борьбы различных революционных «направлений» традиционализм Ахматовой, восходящий к традициям XIX века, объявлялся устаревшим, «салонным». Творческий кризис, Ахматова почти перестает писать. Скудная, почти аскетическая жизнь усугубляется арестом сына (арестовывали трижды: в 1935, 1938 и 1949 гг.).

В 30-е гг. опубликованы историко-литературные статьи о Пушкине.

1936 – вновь начинает писать, но, по свидетельству самой Ахматовой, «почерк у меня не изменился, но голос уже звучит по-другому».

1936–1940 – написание стихов, составивших сборник «Ива», вышедший в 1940 г.

1935–1940 – написание поэмы «Реквием», которая хранилась в списках.

1942–1944 – в годы Великой Отечественной войны выступала со стихами, проникнутыми патриотическими настроениями. Во время блокады вылетела на самолете в Москву, затем была в эвакуации в Ташкенте. «Ташкентские стихи» посвящены осажденному Ленинграду. После снятия блокады вернулась через Москву в Ленинград.

1946 – доклад А. Жданова, постановление о журналах «Звезда» и «Ленинград», заклеймившие Ахматову и М. М. Зощенко за несоответствие задачам, стоящим перед советской литературой. Доклад знаменовал начало опалы, длившейся вплоть до смерти Сталина. Ахматову исключили из Союза писателей, на выход двух книг, уже готовых к печати, наложен запрет.

1940–1962 – большая лиро-эпическая «Поэма без героя». Ведет редакторскую работу, покровительствует молодым поэтам (напр., И. Бродскому).

60-е гг. – всеобщее признание, поездка в 1964 г. в Италию, присуждение литературной премии «Этна-

Таормина», а в 1965 г. в Англию, где Ахматовой была присуждена степень почетного доктора Оксфордского университета. На обратном пути в СССР посещает Париж. Тот же год – последняя прижизненная книга стихов «Бег времени».

Ахматовой принадлежат переводы из восточных, западно-европейских, еврейских, латышских поэтов.

1966 – умерла в Москве, похоронена в Комарове близ Санкт-Петербурга.

источник

Автор: Ирина Нестерова ✔ 05.04.2019

Нестерова И.А. Биография и анализ стихотворения Анны Ахматовой // Энциклопедия Нестеровых

Долгий творческий путь Анны Ахматовой получил признание как в Росси, так и за рубежом. Ее поэзия очень выразительная и глубокая.

«Портрет Анны Ахматовой», К.Петров-Водкин

Анна Ахматова, настоящая фамилия Горенко, родилась в 1889 году под Одессой. Отец её, Андрей Антонович Горенко, был в то время отставным инженером-механиком флота.

В 1890 семья переезжает в Царское село.

В 1905 году молодая Анна заканчивает Царскосельскую гимназию и поступает на юридический факультет Высших женских курсов.

В 1910году она вступает в брак с [url=http://odiplom.ru/lab/hudozhestvennyi-mir-n_s_-gumileva.html] Н.С. Гумилевым [/url]. Затем супруги отправились вместе во Францию в Париж. В этом же году поэтесса примкнула к акмеистам.

Уже в 1912 году выходит первый сборник стихов Анны Ахматовой под названием «вечер». У поэтессы рождается сын Лев Николаевич Гумилев.

В 1914 году свет увидела вторая книга стихов «Четки».

В 1917 создан сборник «Белая стая». После Октябрьской Революции Анная Ахматова работала в библиотеке Агрономического института.

В 1918 году поэтесса разводится с мужем и вскоре снова выходит замуж за поэта и ученого В. Шилейко.

В 1920 году поэтесса стоит перед выбором: уезжать или остаться в России.

В 1921 году вышел сборник «Подорожник»., в 1922 году книга «Anno Domini».

В середине двадцатых годов новые стихи Ахматовой перестают печатать, а старые переиздавать. В это время поэтесса увлеклась архитектурой старого Петербурга и творчеством А.С. Пушкина.

В 1929 году Ахматова вышла из Всероссийского союза писателей в знак протеста против травли писателей Евгения Замятина и Бориса Пильняка.

Отечественная война застала Ахматову в Ленинграде. Затем она была эвакуирована в Ташкент.

В 1944 году Анна Ахматова возвращается в Москву, позднее в Петербург, где работала над «поэмой без героя». Там же она пишет прозу и различные очерки.

В 1946 году Ахматову и Зощенко исключают из Союза писателей по причине наличия антисоветского пафоса в произведениях. Ахматова лишается средств к существованию. И она начинает заниматься переводами.

После смерти Иосифа Виссарионовича Сталина в 1953 году поэтессу начали снова печатать. При этом восстановив её членство в Союзе писателей СССР.

В 1964 году Анна Ахматова получает международную премию «Этна Таормина» за пятидесятилетие поэтической деятельности. Награждение посвящено выходу в Италии сборника стихов поэтессы. В этом же году Оксфордский Университет присвоил Ахматовой степень доктора литературы.

Анна Ахматова скончалась в 1966 году в возрасте 77 лет после четвертого инфаркта. Похоронена поэтесса в поселке Комарово под Санкт-Петербургом. В 1967 году на могиле Ахматовой был установлен памятник по проекту Александра Игнатьева и Всеволода Смирнова.

В двадцатые годы поэтесса переживает тяжелый период. Она стоит перед выбором покинуть Россию или остаться. В связи с этим стихи Ахматовой становятся более трагичными и мрачными.

Любовная лирика Анны Ахматовой либо описывает зарождение чувств. Для стихов поэтессы характерны содержательность в выборе средств художественной выразительности. В ее поэзии преобладает матово-бледные тона, где лишь изредка встречаются яркие мазки, такие как например «золотой листопад». При этом Анна Ахматова использует активно всевозможные выразительные средства, такие как метафоры, эпитеты и сравнения.

Стихотворение Анны Ахматовой «Кое как удалось разлучиться» было написано в 1921 году. Оно входит в сборник стихов «Подорожник».

Особенностью данного стихотворения является наличие перекрестной рифмы. Стихотворный метр – анапест.

В данном стихотворении поэтесса говорит о любви. Однако любовь не может препятствовать свободному полету души поэта. Все любовные муки позволит перенести стойко муза.

Я-то вольная. Всё мне забава,
– Ночью Муза слетит утешать,
А наутро притащится слава
Погремушкой над ухом трещать.

Во второй строфе поэтесса говорит о том, что ей удалось потушить огонь любви, которая уже невыносима. Она обвиняет своего возлюбленного в том, что он не умеет и не сможет любить по-настоящему. При этом в первой строфе она говорит с укором:

Враг мой вечный, пора научиться
Вам кого-нибудь вправду любить.

В строках стиха звучит признание радости от свободы, от того, что муза снова настигла её. При этом муза, пришедшая утешать, принесет её новую волну вдохновения, а за вдохновением «притащиться слава». Очевидно, что известность не прельщает Анну Ахматову. Она для нее помеха творчеству.

В третьей строфе Анна Ахматова говорит, что не стоит о ней молиться и вспоминать. «Черный ветер» и «золотой листопад» позаботятся о ней и успокоят неприкаянную душу.

В четвертой строфе поэтесса говорит, что не боится разлуки. Именно разлука для поэтессы – истинная благодать для творческой самореализации.

Как подарок, приму я разлуку
И забвение, как благодать.

При этом она говорит, что не хочет, чтобы еще кто-то влюблялся в этого мужчину и также страдал, как она от его безразличия и неспособности любить.

источник

Сборник стихов «Пусть сердцу вечно снится май…»

Приезжая в Петербург из Царского Села, Ахматова обычно жила у нее. Девочки в корсетах, в ситцевых поношенных платьях, молча сели. . . Утром звоню домой к Берзер1. Я знаю, чем так тяжко болен ты: Ты смерти ищешь и конца боишься. Там же, скорее всего, они с Гнедовым и познакомились.

По слухам задержан на высшем уровне в последнюю минуту. Но позвольте напомнить, в чем там дело. Она — скорее всего символ «голубой родины Фирдуси», как розы, бегущие по полям, цветущие в саду и печально шелестящие, и как соловей, обнимающий розу. И воздух вокруг нас — «вещь языка», и «небосвод — хор согласных и гласных молекул». В Москве с Твардовским Александр Исаевич не увиделся. Но посмотрите, сколько других явных странностей или умолчаний: 1. После ареста сына в 1938 г.

Моцарт в нем гремит тоже не написанный пока , соборный орган у святой Екатерины на Невском: Dies irae, dies illa Solvet saeclum in favilla Teste David cum Sibylla. . Разумеется, расширение диапазона поэзии, явившееся следствием пере­мен в миропонимании и мироощущении поэтессы, не могло, в свою очередь, не повлиять на тональность и характер собственно любовной лирики. То змейкой, свернувшись клубком, У самого сердца колдует, То целые дни голубком На белом окошке воркует, То в инее ярком блеснёт, Почудится в дреме левкоя… Но верно и тайно ведёт От счастья и от покоя. А мне переводить Лютфи Под огнедышащим закатом. Видно, дело не в деньгах, не только в них, а вот позвольте-ка, джентльмены, вытянуть еще один билетец на счастье, самый последний Дефо, между прочим, одно время служил устроителем лотереи! Громко я стала читать молитву, Как меня маленькую учили, чтобы мне страшное не приснилось, чтоб в нашем доме бед не бывало. Развернулся Маяковский как Маяковский в плакатах, лозунгах, «Ленине» и других и я и мой друг О.

Там тень моя осталась и тоскует. Здоровье мое удовлетворительно, насколько это возможно. Слишком сладко земное питье, Слишком плотны любовные сети. Вместо того он теперь оказался автором книги. Теперь Анна дала понять, что согласна. Пусть влюбленных страсти душат, Требуя ответа, Мы же, милый, только души У предела света.

Любовь к Пушкину усугублялась ещё и тем, что по стечению обстоятельств Анна Ахматова — царскоселка, её отроческие, гимназические годы прошли в Царском Селе, теперешнем Пушкине, где и сейчас каждый невольно ощущает не исчезающий пушкинский дух, словно навсегда поселившийся на этой вечно священной земле русской Поэзии, те же Лицей и небо и так же грустит девушка над разбитым кувшином, шелестит шарик, мерцают пруды и, по-видимому, так же или иначе? Иль это было лишь ветвей Под черным ветром колыханье, Зеленой магией лучей, Как ядом, залитых, и все же — На двух знакомых мне людей До отвращения похожих? Ведь честный человек не может смотреть спокойно, как оскорбляют другого честного человека, от того же, кто бесчестен и труслив, не увидишь рыцарской учтивости и вежества, ибо трус не знает милосердия. Последним ее трудом стал перевод «Нравственных и философических бесед» М. . Из этого теперь должно выбросить только одно слово, чтобы все заменить. Chicago; London: The University of Chicago Press, 1987.

Именно здесь рождались подлинно поэтические открытия, такой взгляд на мир, что позволяет говорить о поэзии Ахматовой как о новом явлении в развитии русской лирики двадцатого века. Поэт всегда живет не только в реальном мире, но и в зазеркалье, и с ним чаще, чем с другими, происходит вроде бы необыкновенное. В сложной музыке ахматовской лирики, в ее едва мерцающей глубине, все убегающей от глаз мгле, в подпочве, в подсознании постоянно жила и да­вала о себе знать особая, пугающая дисгармония, смущавшая саму Ахматову. Spreech Acts: An essay in the philosophy of language. Предметный концепт закрепляет специфичные для поэтической картины мира представления за определенной предметной сущностью.

А к какому народу обращено следующее стихотворение «Карнавал» 4? Пока вы мирно отдыхали в Сочи, Ко мне уже ползли такие ночи, И я такие слышала звонки. Свое мнение о книге Ржезача я написала в несколько инстанций, настаивая при этом на изъятии ее из обращения. . Невольно вспоминается фетовское «Облаком волнистым…», где упоминались и пеший, и конный, и друг «Пеший или конный не видать в пыли», «друг далёкий, вспомни обо мне» , но дорога была летняя, и кто-то скакал «на лихом коне», и чувство одиночества смягчалось воспоминанием о далёком друге. Все равно, что ты наглый и злой, Все равно, что ты любишь других. В этом отношении она была и осталась традиционалисткой. Заклинание Из тюремных ворот, Из заохтенских болот, Путем нехоженым, Лугом некошеным, Сквозь ночной кордон, Под пасхальный звон, Незваный, Несуженый, — Приди ко мне ужинать.

Я жду тебя — мне очень трудно. В свое время фамилия эта привлекла внимание моего мужа среди интересных или необычных фамилий моих студентов, которыми я всегда снабжала его. Достоин упоминания воображаемый им образ мести: шевалье мечтает не о дуэли. Арест 1949 года, по мнению А. Наличие глагольных сказуемых в present perfect have looked, has drowned выделяет момент речи и актуализирует его. . .

источник

Космобиолухи Космоэколухи Космопсихолухи Космотехнолухи Космоолухи: До, между, после Космоолухи: Рядом >>>>>

Все книги Звёздной которые читала, мне понравились, интересные, динамичные с юмором и читаются очень легко, жаль. >>>>>

Я научила женщин говорить.

К 120-летию со дня рождения Анны Ахматовой

А. А. Ахматова. Рисунок Ю. П. Анненкова. 1921 г.

Я родилась 11(23) июня 1889 года под Одессой (Большой Фонтан). Мой отец был в то время отставной инженер-механик флота. Годовалым ребенком я была перевезена на север – в Царское Село. Там я прожила до шестнадцати лет.

Мои первые воспоминания – царскосельские: зеленое, сырое великолепие парков, выгон, куда меня водила няня, ипподром, где скакали маленькие пестрые лошадки, старый вокзал и нечто другое, что вошло впоследствии в «Царскосельскую оду».

Каждое лето я проводила под Севастополем, на берегу Стрелецкой бухты, и там подружилась с морем. Самое сильное впечатление этих лет – древний Херсонес, около которого мы жили.

Читать я училась по азбуке Льва Толстого. В пять лет, слушая, как учительница занималась со старшими детьми, я тоже начала говорить по-французски.

Первое стихотворение я написала, когда мне было одиннадцать лет. Стихи начались для меня не с Пушкина и Лермонтова, а с Державина («На рождение порфирородного отрока») и Некрасова («Мороз, Красный нос»). Эти вещи знала наизусть моя мама.

Училась я в Царскосельской женской гимназии. Сначала плохо, потом гораздо лучше, но всегда неохотно.

В 1905 году мои родители расстались, и мама с детьми уехала на юг. Мы целый год прожили в Евпатории, где я дома проходила курс предпоследнего класса гимназии, тосковала по Царскому Селу и писала великое множество беспомощных стихов. Отзвуки революции Пятого года глухо доходили до отрезанной от мира Евпатории. Последний класс проходила в Киеве, в Фундуклеевской гимназии, которую и окончила в 1907 году.

Я поступила на Юридический факультет Высших женских курсов в Киеве. Пока приходилось изучать историю права и особенно латынь, я была довольна; когда же пошли чисто юридические предметы, я к курсам охладела.

Читайте также:  Медкнижка какие анализы сдавать 2017

«Я спросила, кто придумал ей псевдоним.

– Никто, конечно. Никто мной тогда не занимался. Я была овца без пастуха. И только семнадцатилетняя шальная девчонка могла выбрать татарскую фамилию для русской поэтессы. Это фамилия последних татарских князей из Орды. Мне потому пришло на ум взять себе псевдоним, что папа, узнав о моих стихах, сказал: «Не срами мое имя».– «И не надо мне твоего имени!» – сказала я».

Лидия Чуковская. «Записки об Анне Ахматовой».

В 1910 (25 апреля старого стиля) я вышла замуж за Н. С. Гумилева, и мы поехали на месяц в Париж.

Прокладка новых бульваров по живому телу Парижа (которую описал Золя), была еще не совсем закончена (бульвар Raspail). Вернер, друг Эдисона, показал мне в Taverne du Pantheon два стола и сказал: «А это ваши социал-демократы, тут большевики, а там – меньшевики». Женщины с переменным успехом пытались носить то штаны (jupes-culottes), то почти пеленали ноги (jupes-entravees). Стихи были в полном запустении, и их покупали только из-за виньеток более или менее известных художников. Я уже тогда понимала, что парижская живопись съела французскую поэзию.

Переехав в Петербург, я училась на Высших историко-литературных курсах Раева. В это время я уже писала стихи, вошедшие в мою первую книгу.

Когда мне показали корректуру «Кипарисового ларца» Иннокентия Анненского, я была поражена и читала ее, забыв все на свете.

В 1910 году явно обозначился кризис символизма, и начинающие поэты уже не примыкали к этому течению. Одни шли в футуризм, другие – в акмеизм. Вместе с моими товарищами по «Первому Цеху поэтов» – Мандельштамом, Зенкевичем и Нарбутом – я сделалась акмеисткой.

Весну 1911 года я провела в Париже, где была свидетельницей первых триумфов русского балета. В 1912 году проехала по Северной Италии (Генуя, Пиза, Флоренция, Болонья, Падуя, Венеция). Впечатление от итальянской живописи и архитектуры было огромно: оно похоже на сновидение, которое помнишь всю жизнь.

«Пять открытых «А» (Анна Ахматова) завораживали, и она прочно утвердилась в начале русского поэтического алфавита. Пожалуй, это была ее первая удачная строка, отлитая акустически безупречно, с «Ах», рожденным не сентиментальностью, а историей. Выбранный псевдоним красноречиво свидетельствует об интуиции и изощренном слухе семнадцатилетней девочки, на чьих документах и письмах тоже вскоре появилась подпись: Анна Ахматова».

Иосиф Бродский. «Скорбная муза» (пер. с англ. А. Колотова)

источник

Заметно меняется в 20-30-е годы по сравнению с ранними книгами тональность того романа любви, который до революции временами охватывал почти все содержание лирики Ахматовой и о котором многие писали как о главном открытии достижении поэтессы.

Оттого что лирика Ахматовой на протяжении всего послереволюционного двадцатилетия постоянно расширялась, вбирая в себя все новые и новые, раньше не свойственные ей области, любовный роман, не перестав быть главенствующим, все же занял теперь в ней лишь одну из поэтических территорий. Однако инерция читательского восприятия была настолько велика, что Ахматова и в эти годы, ознаменованные обращением ее к гражданской, философской и публицистической лирике, все же представлялась глазам большинства как только и исключительно художник любовного чувства. Мы понимаем, что это было далеко не так.

Разумеется, расширение диапазона поэзии, явившееся следствием перемен в миропонимании и мироощущении поэтессы, не могло, в свою очередь, не повлиять на тональность и характер собственно любовной лирики. Правда, некоторые характерные ее особенности остались прежними. Любовный эпизод, например, как и раньше, выступает перед нами в своеобразном ахматовском обличье: он, в частности, никогда последовательно не развернут, в нем обычно нет ни конца, ни начала; любовное признание, отчаяние или мольба, составляющие стихотворение, всегда кажутся читателю как бы обрывком случайно подслушанного разговора, который начался не при нас и завершения которого мы тоже не услышим:

А, ты думал — я тоже такая,
Что можно забыть меня.
И что брошусь, моля и рыдая,
Под копыта гнедого коня.
Или стану просить у знахарок
В наговорной воде корешок
И пришлю тебе страшный подарок
Мой заветный душистый платок.
Будь же проклят.
Ни стоном, ни взглядом
Окаянной души не коснусь,
Но клянусь тебе ангельским садом,
Чудотворной иконой клянусь
И ночей наших пламенным чадом
Я к тебе никогда не вернусь».

Эта особенность ахматовской любовной лирики, полной недоговоренностей, намеков, уходящей в далекую, хочется сказать, хемингуэевскую, глубину подтекста, придает ей истинную своеобразность. Героиня ахматовских стихов, чаще всего говорящая как бы сама с собой в состоянии порыва, полубреда или экстаза, не считает, естественно, нужным, да и не может дополнительно разъяснять и растолковывать нам все происходящее. Передаются лишь основные сигналы чувств, без расшифровки, без комментариев, наспех — по торопливой азбуке любви. Подразумевается, что степень душевной близости чудодейственно поможет нам понять как недостающие звенья, так и общий смысл только что происшедшей драмы. Отсюда — впечатление крайней интимности, предельной откровенности и сердечной открытости этой лирики, что кажется неожиданным и парадоксальным, если вспомнить ее одновременную закодированность и субъективность.

» Кое-как удалось разлучиться
И постылый огонь потушить.
Враг мой вечный, пора научиться
Вам кого-нибудь вправду любить.
Я-то вольная. Все мне забава,
Ночью Муза слетит утешать,
А на утро притащится слава
Погремушкой над ухом трещать.
Обо мне и молиться не стоит
И, уйдя, оглянуться назад.
Черный ветер меня успокоит.

Веселит золотой листопад.
Как подарок, приму я разлуку
И забвение, как благодать.
Но, скажи мне, на крестную муку
Ты другую посмеешь послать? «

Цветаева как-то писала, что настоящие стихи быт обычно «перемалывают», подобно тому как цветок, радующий нас красотой и изяществом, гармонией и чистотой, тоже «перемолол» черную землю. Она горячо протестовала против попыток иных критиков или литературоведов, а равно и читателей обязательно докопаться до земли, до того перегноя жизни, что послужил «пищей» для возникновения красоты цветка. С этой точки зрения она страстно протестовала против обязательного и буквалистского комментирования. В известной мере она, конечно, права. Так ли нам уж важно, что послужило житейской первопричиной для возникновения стихотворения «Кое-как удалось разлучиться. «? Может быть, Ахматова имела в виду разрыв отношений со своим вторым мужем В. Шилейко, поэтом, переводчиком и ученым-ассирологом, за которого она вышла замуж после своего развода с Н. Гумилевым? А может быть, она имела в виду свой роман с известным композитором Артуром Лурье. Могли быть и другие конкретные поводы, знание которых, конечно, может удовлетворить наше любопытство. Ахматова, как видим, не дает нам ни малейшей возможности догадаться и судить о конкретной жизненной ситуации, продиктовавшей ей это стихотворение. Но, возможно, как раз по этой причине — по своей как бы зашифрованности и непроясненности — оно приобретает смысл, разом приложимый ко многим другим судьбам исходным, а иногда и совсем несходным ситуациям. Главное в стихотворении, что нас захватывает, это страстная напряженность чувства, его ураганность, а также и та беспрекословность решений, которая вырисовывает перед нашими глазами личность незаурядную и сильную.

О том же и почти так же говорит и другое стихотворение, относящееся к тому же году, что и только что процитированное:
Пусть голоса органа снова грянут,
Как первая весенняя гроза;
Из-за плеча твоей невесты глянут
Мои полузакрытые глаза.
Прощай, прощай, будь счастлив, друг прекрасный,
Верну тебе твой радостный обет,
Но берегись твоей подруге страстной
Поведать мой неповторимый бред, —
Затем, что он пронижет жгучим ядом
Ваш благостный, ваш радостный союз.
А я иду владеть чудесным садом,
Где шелест трав и восклицанья муз.

А. Блок в своих «Записных книжках» приводит высказывание Дж. Рескина, которое отчасти проливает свет на эту особенность лирики Ахматовой. «Благотворное действие искусства, — писал Дж. Рескин, — обусловлено (также, кроме дидактичности) его особым даром сокрытия неведомой истины, до которой вы доберетесь только путем терпеливого откапывания; истина эта запрятана и заперта нарочно для того, чтобы вы не могли достать ее, пока не скуете, предварительно, подходящий ключ в своем горниле».
Ахматова не боится быть откровенной в своих интимных признаниях и мольбах, так как уверена, что ее поймут лишь те, кто обладает тем же шифром любви. Поэтому она не считает нужным что-либо объяснять и дополнительно описывать. Форма случайно и мгновенно вырвавшейся речи, которую может подслушать каждый проходящий мимо или стоящий поблизости, но не каждый может понять, позволяет ей быть лапидарной, нераспространенной и многозначительной.

Эта особенность, как видим, полностью сохраняется и в лирике 20-30 -х годов. Сохраняется и предельная концентрированность содержания самого эпизода, лежащего в основе стихотворения. У Ахматовой никогда не было вялых, аморфных или описательных любовных стихов. Они всегда драматичны и предельно напряженны, смятенны. У нее редкие стихи, описывающие радость установившейся, безбурной и безоблачной любви; Муза приходит к ней лишь в самые кульминационные моменты, переживаемые чувством, когда оно или предано, или иссякает.
Тебе я милой не была,
Ты мне постыл. А пытка длилась,
И как преступница томилась
Любовь, исполненная зла.
То словно брат. Молчишь, сердит.
Но если встретимся глазами
Тебе клянусь я небесами,
В огне расплавится гранит.

Словом, мы всегда присутствуем как бы при яркой, молнийной вспышке, при самосгорании и обугливании патетически огромной, испепеляющей страсти, пронзающей все существо человека и эхом отдающейся по великим безмолвным пространствам, с библейской, торжественной молчаливостью окружающим его в этот священный вневременной час.

Сама Ахматова не однажды ассоциировала волнения своей любви с великой и нетленной «Песнью Песней» из Библии.
А в Библии красный клиновый лист
Заложен на Песне Песней.

источник

5 место. Если бы любимые никогда не расставались, то мир стал бы гораздо чище, радостнее и светлее. Не было бы трагедий и скорби, взаимных упреков и недоверия, обид и слез, которые являются постоянными спутниками разлуки, даже если близкие люди расстаются ненадолго. И не было бы столь грустных, пронзительных и наполненных горечью стихов, которые вышли из-под пера русских поэтов в минуты отчаяния, когда приходит осознание, что повернуть время вспять невозможно. К разлуке каждый относится по-своему, однако она никого не оставляет равнодушным. И очень часто подобные душевные раны не заживают годами. В стихотворении Михаила Лермонтова «Расстались мы, но твой портрет…» чувство от потери возлюбленной настолько остро, что затмить его не могут другие увлечения. И в такие моменты люди готовы простить своим избранниками абсолютно все взамен на то, чтобы вернуть хотя бы на миг то ощущение безграничного счастья, которое уже однажды им дано было пережить.

Расстались мы, но твой портрет
Я на груди моей храню;
Как бледный призрак лучших лет,
Он душу радует мою.

И новым преданный страстям
Я разлюбить его не мог:
Так храм оставленный — всё храм
Кумир поверженный — всё бог!

4 место. Образность и аллегория свойственны многим авторам, которые предпринимают попытки передать словами те чувства, которые они испытывают во время разлуки. Федор Тютчев в своем стихотворении «В разлуке есть высокое значение», к примеру, сравнивает необходимость расстаться с любимым человеком с пробуждением ото сна. Какими бы сладкими ни были сновидения, рано или поздно наступает утро, и грезы рассеиваются, унося с собой иллюзию счастья и благополучия.

В разлуке есть высокое значенье:
Как ни люби, хоть день один, хоть век,
Любовь есть сон, а сон — одно мгновенье,
И рано ль, поздно ль пробужденье,
А должен наконец проснуться человек…

3 место. Однако для кого-то подобно пробуждение является отменным лекарством и дает силы начать все заново, а для других превращается в вечную пытку, которая отравляет существование, лишает силы воли и заставляет совершать массу глупых поступков. Разлука в стихотворении поэта Алексея Алухтина «Когда так радостно в объятиях твоих…» больше напоминает похмельный синдром, когда блаженное чувство опьянения любовью уходит вместе с возлюбленной, а вместо него сердце наполняют боль, отчаяние и тоска.

Когда так радостно в объятиях твоих
Я забывал весь мир с его волненьем шумным,
О будущем тогда не думал я. В тот миг
Я полон был тобой да счастием безумным.

Но ты ушла. Один, покинутый тобой,
Я посмотрел кругом в восторге опьяненья,
И сердце в первый раз забилося тоской,
Как бы предчувствием далекого мученья.

Последний поцелуй звучал в моих ушах,
Последние слова носились близко где-то…
Я звал тебя опять, я звал тебя в слезах,
Но ночь была глуха, и не было ответа!

С тех пор я все зову… Развенчана мечта,
Пошли иные дни, пошли иные ночи…

О, боже мой! Как лгут прекрасные уста,
Как холодны твои пленительные очи!

2 место. Женщины, как это ни странно, в силу своего характера переживают разлуку с любимыми гораздо более легко. Но и для них осознание того, что близкий человек уходит навсегда, доставляет нестерпимую боль. Впрочем, некоторые представительницы слабого пола воспринимают разлуку как освобождение от мук ревности и любви. Однако нужно обладать недюжинным мужеством, чтобы, как Анна Ахматова в стихотворении «Кое-как удалось разлучиться», признаться самой себе, что утрата надежды на взаимность и расставание гораздо лучше, чем вечный самообман и вера в ложные обещания.

поэзии Кое-как удалось разлучиться
И постылый огонь потушить.
Враг мой вечный, пора научиться
Вам кого-нибудь вправду любить.

Я-то вольная. Все мне забава,-
Ночью Муза слетит утешать,
А наутро притащится слава
Погремушкой над ухом трещать.

Обо мне и молиться не стоит
И, уйдя, оглянуться назад…
Черный ветер меня успокоит,
Веселит золотой листопад.

Как подарок, приму я разлуку
И забвение, как благодать.
Но, скажи мне, на крестную муку
Ты другую посмеешь послать?

1 место. Что касается мужчин, то фактор внезапности для них в большинстве случаев играет роковую роль. И если женщина уходит, то, как точно подметил в своем стихотворении «Разлука» Борис Пастернак, единственным и всепоглощающим чувством в этом случае становится тоска, заглушить которую не в силах ревности, обиды и злость. Остается лишь попытаться найти в себе силы начать все заново, но любая мелочь в доме постоянно будет напоминать о той, которая когда-то была здесь полноправной хозяйкой и, уйдя навсегда, унесла с собой частичку тепла и уюта.

С порога смотрит человек,
Не узнавая дома.
Ее отъезд был как побег.
Bезде следы разгрома.

Повсюду в комнате хаос.
Он меры разоренья
Не замечает из-за слез
И приступа мигрени.

В ушах с утра какой-то шум.
Он в памяти иль грезит?
И почему ему на ум
Bсе мысль о море лезет?

Когда сквозь иней на окне
Не видно света божья,
Безвыходность тоски вдвойне
С пустыней моря схожа.

Она была так дорога
Ему чертой любою.
Как морю близки берега
Bсей линией прибоя.

Как затопляет камыши
Волненье после шторма,
Ушли на дно его души
Ее черты и формы.

В года мытарств, во времена
Немыслимого быта
Она волной судьбы со дна
Была к нему прибита.

Среди препятствий без числа,
Опасности минуя,
Волна несла ее, несла
И пригнала вплотную.

И вот теперь ее отъезд,
Насильственный, быть может.
Разлука их обоих съест,
Тоска с костями сгложет.

И человек глядит кругом:
Она в момент ухода
Все выворотила вверх дном
Из ящиков комода.

Он бродит и до темноты
Укладывает в ящик
Раскиданные лоскуты
И выкройки образчик.

И, наколовшись об шитье
С невынутой иголкой,
Внезапно видит всю ее
И плачет втихомолку.

источник

Стихи А. А. Ахматовой о Разлуке.
«Запретная роза»,
«И, как всегда бывает в дни разрыва»,
«Кое-как удалось разлучиться»,
«Меня покинул в новолунье»,
«Не стращай меня грозной судьбой»,
«Разлука» (Вечерний и наклонный),
«Разлука» (Вот и берег северного моря),
«Сжала руки под тёмной вуалью»

Ты о ней как о первой невесте
Будешь думать во сне и до слез.
Мы ее не вдыхали вместе,
И не ты мне ее принес.
Мне принес ее тот крылатый
Повелитель богов и муз,
Когда первого грома раскаты
Прославляли наш страшный союз.
Тот союз, что зовут разлукой,
И какою-то сотою мукой,
Что всех чище и всех черней.

Читайте также:  Какие анализы нужно принести гастроэнтерологу

И, как всегда бывает в дни разрыва,
К нам постучался призрак первых дней,
И ворвалась серебряная ива
Седым великолепием ветвей.
Нам, исступленным, горьким и надменным,
Не смеющим глаза поднять с земли,
Запела птица голосом блаженным
О том, как мы друг друга берегли.

Кое-как удалось разлучиться
И постылый огонь потушить.
Враг мой вечный, пора научиться
Вам кого-нибудь вправду любить.

Я-то вольная. Все мне забава, —
Ночью Муза слетит утешать,
А наутро притащится слава
Погремушкой над ухом трещать.

Обо мне и молиться не стоит
И, уйдя, оглянуться назад.
Черный ветер меня успокоит,
Веселит золотой листопад.

Как подарок, приму я разлуку
И забвение, как благодать.
Но, скажи мне, на крестную муку
Ты другую посмеешь послать?

Меня покинул в новолунье
Мой друг любимый. Ну так что ж!
Шутил: «Канатная плясунья!
Как ты до мая доживешь?»

Ему ответила, как брату,
Я, не ревнуя, не ропща,
Но не заменят мне утрату
Четыре новые плаща.

Пусть страшен путь мой, пусть опасен,
Еще страшнее путь тоски.
Как мой китайский зонтик красен,
Натерты мелом башмачки!

Оркестр веселое играет,
И улыбаются уста.
Но сердце знает, сердце знает,
Что ложа пятая пуста!

Не стращай меня грозной судьбой
И великою северной скукой.
Нынче праздник наш первый с тобой,
И зовут этот праздник — разлукой.
Ничего, что не встретим зарю,
Что луна не блуждала над нами,
Я сегодня тебя одарю
Небывалыми в мире дарами:
Отраженьем моим на воде
В час, как речке вечерней не спится.
Взглядом тем, что падучей звезде
Не помог в небеса возвратиться,
Эхом голоса, что изнемог,
Л тогда был и свежий и летний, —
Чтоб ты слышать без трепета мог
Воронья подмосковного сплетни,
Чтобы сырость октябрьского дня
Стала слаще, чем майская нега.
Вспоминай же, мой ангел, меня,
Вспоминай хоть до первого снега.

Вечерний и наклонный
Передо мною путь.
Вчера еще, влюбленный,
Молил: «Не позабудь».
А нынче только ветры
Да крики пастухов,
Взволнованные кедры
У чистых родников.

Вот и берег северного моря,
Вот граница наших бед и слав, —
Не пойму, от счастья или горя
Плачешь ты, к моим ногам припав.
Мне не надо больше обреченных —
Пленников, заложников, рабов,
Только с милым мне и непреклонным
Буду я делить и хлеб и кров.

Сжала руки под тёмной вуалью…
«Отчего ты сегодня бледна?»
— Оттого, что я терпкой печалью
Напоила его допьяна.

Как забуду? Он вышел, шатаясь,
Искривился мучительно рот…
Я сбежала, перил не касаясь,
Я бежала за ним до ворот.

Задыхаясь, я крикнула: «Шутка
Всё, что было. Уйдешь, я умру.»
Улыбнулся спокойно и жутко
И сказал мне: «Не стой на ветру».

источник

Стихи А. А. Ахматовой о Разлуке.
«Запретная роза»,
«И, как всегда бывает в дни разрыва»,
«Кое-как удалось разлучиться»,
«Меня покинул в новолунье»,
«Не стращай меня грозной судьбой»,
«Разлука» (Вечерний и наклонный),
«Разлука» (Вот и берег северного моря),
«Сжала руки под тёмной вуалью»

Ты о ней как о первой невесте
Будешь думать во сне и до слез.
Мы ее не вдыхали вместе,
И не ты мне ее принес.
Мне принес ее тот крылатый
Повелитель богов и муз,
Когда первого грома раскаты
Прославляли наш страшный союз.
Тот союз, что зовут разлукой,
И какою-то сотою мукой,
Что всех чище и всех черней.

И, как всегда бывает в дни разрыва,
К нам постучался призрак первых дней,
И ворвалась серебряная ива
Седым великолепием ветвей.
Нам, исступленным, горьким и надменным,
Не смеющим глаза поднять с земли,
Запела птица голосом блаженным
О том, как мы друг друга берегли.

Кое-как удалось разлучиться
И постылый огонь потушить.
Враг мой вечный, пора научиться
Вам кого-нибудь вправду любить.

Я-то вольная. Все мне забава, —
Ночью Муза слетит утешать,
А наутро притащится слава
Погремушкой над ухом трещать.

Обо мне и молиться не стоит
И, уйдя, оглянуться назад.
Черный ветер меня успокоит,
Веселит золотой листопад.

Как подарок, приму я разлуку
И забвение, как благодать.
Но, скажи мне, на крестную муку
Ты другую посмеешь послать?

Меня покинул в новолунье
Мой друг любимый. Ну так что ж!
Шутил: «Канатная плясунья!
Как ты до мая доживешь?»

Ему ответила, как брату,
Я, не ревнуя, не ропща,
Но не заменят мне утрату
Четыре новые плаща.

Пусть страшен путь мой, пусть опасен,
Еще страшнее путь тоски.
Как мой китайский зонтик красен,
Натерты мелом башмачки!

Оркестр веселое играет,
И улыбаются уста.
Но сердце знает, сердце знает,
Что ложа пятая пуста!

Не стращай меня грозной судьбой
И великою северной скукой.
Нынче праздник наш первый с тобой,
И зовут этот праздник — разлукой.
Ничего, что не встретим зарю,
Что луна не блуждала над нами,
Я сегодня тебя одарю
Небывалыми в мире дарами:
Отраженьем моим на воде
В час, как речке вечерней не спится.
Взглядом тем, что падучей звезде
Не помог в небеса возвратиться,
Эхом голоса, что изнемог,
Л тогда был и свежий и летний, —
Чтоб ты слышать без трепета мог
Воронья подмосковного сплетни,
Чтобы сырость октябрьского дня
Стала слаще, чем майская нега.
Вспоминай же, мой ангел, меня,
Вспоминай хоть до первого снега.

Вечерний и наклонный
Передо мною путь.
Вчера еще, влюбленный,
Молил: «Не позабудь».
А нынче только ветры
Да крики пастухов,
Взволнованные кедры
У чистых родников.

Вот и берег северного моря,
Вот граница наших бед и слав, —
Не пойму, от счастья или горя
Плачешь ты, к моим ногам припав.
Мне не надо больше обреченных —
Пленников, заложников, рабов,
Только с милым мне и непреклонным
Буду я делить и хлеб и кров.

Сжала руки под тёмной вуалью…
«Отчего ты сегодня бледна?»
— Оттого, что я терпкой печалью
Напоила его допьяна.

Как забуду? Он вышел, шатаясь,
Искривился мучительно рот…
Я сбежала, перил не касаясь,
Я бежала за ним до ворот.

Задыхаясь, я крикнула: «Шутка
Всё, что было. Уйдешь, я умру.»
Улыбнулся спокойно и жутко
И сказал мне: «Не стой на ветру».

источник

У нас вы можете бесплатно скачать произведения по классической литературе в удобном файле-архиве, далее его можно распаковать и читать в любом текстовом редакторе, как на компьютере, так и на любом гаджете или «читалке».

Мы собрали лучших писателей русской классической литературы, таких как:

  • Александр Пушкин
  • Лев Толстой
  • Михаил Лермонтов
  • Сергей Есенин
  • Федор достоевский
  • Александр Островский

. и многих других известнейших авторов написавших популярные произведения русской классической литературы.

Все материалы проверены антивирусной программой. Также мы будем пополнять нашу коллекцию по классической литературе новыми произведениями известных авторов, а возможно, и добавим новых авторов. Приятного прочтения!

Русский писатель (9 (21) августа 1871 — 12 сентября 1919)

Руусский поэт, драматург (20 августа (1 сентября) 1855 — 30 ноября (13 декабря) 1909)

Русский поэт (15 (27) ноября 1840 (1841?) — 17 (29) августа 1893)

Русский поэт, писатель (11 (23) июня 1889 — 5 марта 1966)

Поэт-символист (3 [15] июня 1867 — 23 декабря 1942)

Русский поэт (19 февраля [2 марта] 1800 — 29 июня [11 июля] 1844)

Русский поэт (18 (29) мая 1787 — 7 (19) июня 1855)

Русский писатель, поэт (14 (26) октября 1880 — 8 января 1934)

Русский поэт. (16 (28) ноября 1880 — 7 августа 1921)

Русский поэт, прозаик, драматург, переводчик, историк. (1 (13) декабря 1873 — 9 октября 1924)

Русский писатель, поэт (10 (22) октября 1870 — 8 ноября 1953)

Русский поэт, художник (16 [28] мая 1877 — 11 августа 1932)

Русская поэтесса, писательница (8 [20] ноября 1869 — 9 сентября 1945)

Русский прозаик, драматург, поэт, критик и публицист. (20 марта (1 апреля) 1809 — 21 февраля (4 марта) 1852)

Русский писатель, прозаик, драматург (16 (28) марта 1868 — 18 июня 1936)

Русский драматург, поэт, дипломат и композитор. (4 (15) января 1795 — 30 января (11 февраля) 1829)

Русский поэт (16 [28] июля 1822 — 25 сентября [7 октября] 1864)

Русский писатель-прозаик (11 августа [23 августа] 1880 — 8 июля 1932)

Русский поэт (3 (15) апреля 1886 — август 1921)

Генерал-лейтенант, участник Отечественной войны 1812 года, русский поэт (16 (27) июля 1784 — 22 апреля (4 мая) 1839)

Русский поэт (3 (14) июля 1743 — 8 (20) июля 1816)

Русский писатель, мыслитель. (30 октября (11 ноября) 1821 — 28 января (9 февраля) 1881)

Русский поэт. (21 сентября (3 октября) 1895 — 28 декабря 1925)

Русский поэт, критик, переводчик. (29 января (9 февраля) 1783 — 12 апреля (24 апреля) 1852)

Русский поэт, прозаик (29 октября (10 ноября) 1894 — 26 августа 1958)

Русский литератор (1 (12) декабря 1766 — 22 мая (3 июня) 1826)

Русский поэт (10 (22) октября 1884 — 23 и 25 октября 1937)

Русский поэт, баснописец (2 (13) февраля 1769 — 9 (21) ноября 1844)

Русский поэт (6 (18) октября 1872 — 1 марта 1936)

Русский писатель (26 августа (7 сентября) 1870 — 25 августа 1938)

Русский поэт, прозаик, драматург. (3 (15) октября 1814 — 15 (27) июля 1841)

Русский писатель (4 (16) февраля 1831 — 21 февраля (5 марта) 1895)

Русская поэтесса (19 ноября [1 декабря] 1869 — 27 августа [9 сентября] 1905)

Русский поэт (23 мая (4 июня) 1821 — 8 (20) марта 1897)

Русский поэт, прозаик (3 (15) января 1891 — 27 декабря 1938)

Русский советский поэт (7 [19] июля 1893 — 14 апреля 1930)

Русский поэт (26 декабря 1862 — 31 января 1887)

Русский поэт, писатель, публицист. (28 ноября (10 декабря) 1821 — 27 декабря 1877 (8 января 1878)

Русский драматург. (31 марта (12 апреля) 1823 — 2 (14) июня 1886)

Русский писатель, поэт (29 января [10 февраля] 1890 — 30 мая 1960)

Русский поэт, драматург и прозаик. (26 мая (6 июня) 1799 — 29 января (10 февраля) 1837)

Русский поэт, общественный деятель, декабрист (18 сентября (29 сентября) 1795 — 13 (25) июля 1826)

Русский писатель. (15 (27) января 1826 — 28 апреля (10 мая) 1889)

Русский поэт (4 мая (16 мая н.ст.) 1887 — 20 декабря 1941)

Русский поэт и писатель (26 июля [7 августа] 1837 — 25 сентября [8 октября] 1904)

Русский поэт (16 [28] января 1853 — 31 июля [13 августа] 1900)

Русский поэт, писатель и драматург (17 февраля (1 марта) 1863, — 5 декабря 1927)

Русский писатель, поэт, драматург. (24 августа (5 сентября) 1817 — 28 сентября (10 октября) 1875 )

Русский писатель, мыслитель. (28 августа (9 сентября) 1828 — 7 (20) ноября 1910)

Русский писатель, поэт. (28 октября (9 ноября) 1818 — 22 августа (3 сентября) 1883)

Русский поэт, дипломат, публицист (23 ноября (5 декабря) 1803 — 15 (27) июля 1873)

Русский поэт, переводчик и мемуарист. (23 ноября (5 декабря) 1820 — 21 ноября (3 декабря) 1892, Москва)

Русский поэт (28 октября (9 ноября) 1885 — 28 июня 1922)

Русский поэт (16 (28) мая 1886 — 14 июня 1939)

Русский поэт, прозаик (26 сентября (8 октября) 1892 — 31 августа 1941)

Русский философ. (27 мая (7 июня) 1794 — 14 (26) апреля 1856)

Русский поэт, прозаик (1 (13) октября 1880 — 5 августа 1932)

Русский философ. (12 (24) июля 1828 — 17 (29) октября 1889)

Русский писатель, драматург. (29 января 1860 — 15 июля 1904)

Русский писатель, поэт (19 [31] марта 1882 — 28 октября 1969)

Безответным рабом.
читают сейчас

Третий мучительный сонет
читают сейчас

Неизвестно
2 минуты назад

Князь Серебряный
3 минуты назад

Иорданская голубица
3 минуты назад

Мелколесье. Степь и дали
4 минуты назад

Бабушке
6 минут назад

О ты, убивший жизнь в учен.
7 минут назад

Капли
7 минут назад

Мой путь
7 минут назад

источник

5 место. Если бы любимые никогда не расставались, то мир стал бы гораздо чище, радостнее и светлее. Не было бы трагедий и скорби, взаимных упреков и недоверия, обид и слез, которые являются постоянными спутниками разлуки, даже если близкие люди расстаются ненадолго. И не было бы столь грустных, пронзительных и наполненных горечью стихов, которые вышли из-под пера русских поэтов в минуты отчаяния, когда приходит осознание, что повернуть время вспять невозможно. К разлуке каждый относится по-своему, однако она никого не оставляет равнодушным. И очень часто подобные душевные раны не заживают годами. В стихотворении Михаила Лермонтова «Расстались мы, но твой портрет…» чувство от потери возлюбленной настолько остро, что затмить его не могут другие увлечения. И в такие моменты люди готовы простить своим избранниками абсолютно все взамен на то, чтобы вернуть хотя бы на миг то ощущение безграничного счастья, которое уже однажды им дано было пережить.

Расстались мы, но твой портрет
Я на груди моей храню;
Как бледный призрак лучших лет,
Он душу радует мою.

И новым преданный страстям
Я разлюбить его не мог:
Так храм оставленный — всё храм
Кумир поверженный — всё бог!

4 место. Образность и аллегория свойственны многим авторам, которые предпринимают попытки передать словами те чувства, которые они испытывают во время разлуки. Федор Тютчев в своем стихотворении «В разлуке есть высокое значение», к примеру, сравнивает необходимость расстаться с любимым человеком с пробуждением ото сна. Какими бы сладкими ни были сновидения, рано или поздно наступает утро, и грезы рассеиваются, унося с собой иллюзию счастья и благополучия.

В разлуке есть высокое значенье:
Как ни люби, хоть день один, хоть век,
Любовь есть сон, а сон — одно мгновенье,
И рано ль, поздно ль пробужденье,
А должен наконец проснуться человек…

3 место. Однако для кого-то подобно пробуждение является отменным лекарством и дает силы начать все заново, а для других превращается в вечную пытку, которая отравляет существование, лишает силы воли и заставляет совершать массу глупых поступков. Разлука в стихотворении поэта Алексея Алухтина «Когда так радостно в объятиях твоих…» больше напоминает похмельный синдром, когда блаженное чувство опьянения любовью уходит вместе с возлюбленной, а вместо него сердце наполняют боль, отчаяние и тоска.

Когда так радостно в объятиях твоих
Я забывал весь мир с его волненьем шумным,
О будущем тогда не думал я. В тот миг
Я полон был тобой да счастием безумным.

Но ты ушла. Один, покинутый тобой,
Я посмотрел кругом в восторге опьяненья,
И сердце в первый раз забилося тоской,
Как бы предчувствием далекого мученья.

Последний поцелуй звучал в моих ушах,
Последние слова носились близко где-то…
Я звал тебя опять, я звал тебя в слезах,
Но ночь была глуха, и не было ответа!

С тех пор я все зову… Развенчана мечта,
Пошли иные дни, пошли иные ночи…

О, боже мой! Как лгут прекрасные уста,
Как холодны твои пленительные очи!

2 место. Женщины, как это ни странно, в силу своего характера переживают разлуку с любимыми гораздо более легко. Но и для них осознание того, что близкий человек уходит навсегда, доставляет нестерпимую боль. Впрочем, некоторые представительницы слабого пола воспринимают разлуку как освобождение от мук ревности и любви. Однако нужно обладать недюжинным мужеством, чтобы, как Анна Ахматова в стихотворении «Кое-как удалось разлучиться», признаться самой себе, что утрата надежды на взаимность и расставание гораздо лучше, чем вечный самообман и вера в ложные обещания.

поэзии Кое-как удалось разлучиться
И постылый огонь потушить.
Враг мой вечный, пора научиться
Вам кого-нибудь вправду любить.

Я-то вольная. Все мне забава,-
Ночью Муза слетит утешать,
А наутро притащится слава
Погремушкой над ухом трещать.

Обо мне и молиться не стоит
И, уйдя, оглянуться назад…
Черный ветер меня успокоит,
Веселит золотой листопад.

Как подарок, приму я разлуку
И забвение, как благодать.
Но, скажи мне, на крестную муку
Ты другую посмеешь послать?

1 место. Что касается мужчин, то фактор внезапности для них в большинстве случаев играет роковую роль. И если женщина уходит, то, как точно подметил в своем стихотворении «Разлука» Борис Пастернак, единственным и всепоглощающим чувством в этом случае становится тоска, заглушить которую не в силах ревности, обиды и злость. Остается лишь попытаться найти в себе силы начать все заново, но любая мелочь в доме постоянно будет напоминать о той, которая когда-то была здесь полноправной хозяйкой и, уйдя навсегда, унесла с собой частичку тепла и уюта.

С порога смотрит человек,
Не узнавая дома.
Ее отъезд был как побег.
Bезде следы разгрома.

Повсюду в комнате хаос.
Он меры разоренья
Не замечает из-за слез
И приступа мигрени.

В ушах с утра какой-то шум.
Он в памяти иль грезит?
И почему ему на ум
Bсе мысль о море лезет?

Когда сквозь иней на окне
Не видно света божья,
Безвыходность тоски вдвойне
С пустыней моря схожа.

Она была так дорога
Ему чертой любою.
Как морю близки берега
Bсей линией прибоя.

Как затопляет камыши
Волненье после шторма,
Ушли на дно его души
Ее черты и формы.

В года мытарств, во времена
Немыслимого быта
Она волной судьбы со дна
Была к нему прибита.

Среди препятствий без числа,
Опасности минуя,
Волна несла ее, несла
И пригнала вплотную.

И вот теперь ее отъезд,
Насильственный, быть может.
Разлука их обоих съест,
Тоска с костями сгложет.

И человек глядит кругом:
Она в момент ухода
Все выворотила вверх дном
Из ящиков комода.

Он бродит и до темноты
Укладывает в ящик
Раскиданные лоскуты
И выкройки образчик.

И, наколовшись об шитье
С невынутой иголкой,
Внезапно видит всю ее
И плачет втихомолку.

источник

Враг мой вечный, пора научиться
Вам кого-нибудь вправду любить.

Я-то вольная. Всё мне забава, —
Ночью Муза слетит утешать,
А наутро притащится слава
Погремушкой над ухом трещать.

Обо мне и молиться не стоит
И, уйдя, оглянуться назад…
Чёрный ветер меня успокоит,
Веселит золотой листопад.

Как подарок, приму я разлуку
И забвение, как благодать.
Но, скажи мне, на кре́стную муку
Ты другую посмеешь послать?

Судьба любит её, но как друга)

Сделала из себя страдающую икону эпохи.

Денис, разве это возможно — самому сделать из себя икону? Во-первых, поэт пишет так, как чувствует. Во-вторых, знаменитым его делают другие!

Ирина, ну, всё правильно. На икону принято молится. Вот и молились, КАК на икону.

Ирина, много игры . зачем такая скорбь по Гумилеву. когда она не была его вдовой. это как пример.

Денис, никогда не слышала, чтобы на поэтов молились. А Ваше странное заявление про «сделала из себя» — неуважительно.

Ирина, да, не уважительно и что?

Veronika, конечно, читатели вправе додумывать за мастера. Слава богу, мастер от этого не перестанет быть мастером.

Денис, да ничего. Ваше право думать, как хотите. Правда, история (и поэзии, и мира вообще) нашего мнения не спрашивает))

Ирина, безусловно- художественный талант огромен. но при этом- какая игра. даже Гумилев писал. об том тумане , который она умеет напускать- актриса по жизни.

Ирина, что ж, пусть не спрашивает. Но мнение-то своё мы имеем право иметь?

Ирина, почему не спрашивает. вы же сами сказали, что знаменитым человека делают другие

Всеми добра! Потомки. что ж вы сами-то в этой жизни сделали?

И суждения нашего поэзия великих поэтов не спрашивает, зато даёт возможность собою наслаждаться, восхищаться, благодарить. Правда для этого нужно иметь душу способную это делать. Но у тем, кому это не дано, ничего не остаётся как охальничать. Ах матовая — великий поэт и человек, и некрасиво расписать её посмертно. При жизни натерпелась.

Ирина, переход на личности- признание отсутствия обьективных аргументов

Распинать посмертно некрасиво. Простите за ошибки, правит система.

Так и знал, что сейчас именно это Вы и скажите. Ирина, а почему мы обязательно должны что-либо сделать, чтобы высказать то, что мы думаем? Такой аргумент, как Ваш, приводят всегда и постоянно в том случае, когда сказать больше нечего, а признать правоту собеседника — не хватает силы воли.

Veronika, ведь вы считаете себя правыми в последней инстанции. Так оставайтесь таковыми. Зачем вам чьи-то аргументы. Идите с миром)

Надежда, Ахматова жила как хотела. да — жила не в самые лучшие для страны годы. но так жили многие. никто ее не распинает- оставьте фарс.

Ирина, )))) спасибо на добром слове

Денис, я не считаю Вас правым, а Ахматовой всё равно. Пусть Ваше останется с Вами.

Вот и не переходите на личность поэтессы, говорите о стихах!

Ирина, моё осталось бы со мной и без Вашего пожелания, но всё равно спасибо.

Денис, люди слепы в отчаянной попытке возвеличить то, что не нуждается в этом

Veronika, о ваших высказываниях с Денисом говорит Ваша же картинка. За сим прощаюсь окончательно))

Veronika, за всех людей говорить не берусь, но в общем и целом — да. Человеку нужны какие-то ориентиры, путеводные звёзды, кумиры и т.д. Человек слаб.?

Денис, лишь бы поговорить? Прочитала Ваши комменты — пустой спор, ради того, чтобы поспорить. Вы наверное постом ошиблись, играйте в машинки.

Денис, и поэты, даже серебрянного века. были так же всего лишь людьми.

Veronika, » не в самые лучшие для страны годы» — а КАКИЕ ОНИ — ЛУЧШИЕ? А в трактовке «жила как хотела» — поддерживаю! ЖИЛА, ЛЮБИЛА, ПСИХОВАЛА, СТРАДАЛА — и все выплескивала в стихах. Потому что ТАЛАНТ. А мы щас копаемся в ЕЁ личном и строим из себя Ценителей.

Ирина, Ваше мнение, надо понимать, истина в последней инстанции?

Ирина, не тратьте свои эмоции и время на них. Вампирят и ничего не понимают в поэзии.

Ирина, тогда ладно. Больше не буду обращать на Вас внимания. Приму, как неизбежное.

Инна, никто не умаляет таланта. но с Гумилевым, к примеру, они давно разошлись и были у нее другие, когда Гумилева убили

Veronika, вы,мадама,ссылкой на Гумилева.,так,между прочим,отнекиваясь,но вставляете свой пафос. ..Ладно бы тот.. Ветров,дурак дураком,но вы.. мадама.. проворно «умнее»..

Денис, почему сделала? Она и страдала. Впрочем,как многие при тоталитарном режиме.

Тигрица, Вы тоже страдали? Раз так убеждённо про тоталитаризм рассуждаете? Или Вам об этом просто рассказали, а Вы поверили на слово?

Ирина, вы не находите ,что мы потеряли молодое поколение -выросло себялюбивое, жесткое, недоброе, безчувственное племя.По моим наблюдениям насколько я могу судить.

Ирина, но это не помешало провозгласить себя его вдовой. кроме того. в свое время сам гумилев писал о ее театральности- о том, что он будучи ее мужем отправляет ее на свидание к другим, ловит карету, забирает со свиданий. но при этом в своих стихах она так сильно страдает, что весь Петербург сочувствуя ей считает Гумилева чуть ли не подлецом

Денис, слава богу не пришлось. А вы отрицание,что был кошмар?

Ладно. Всем спасибо за общение. Утро — пойду варить кофе, а потом «играть в машинки».? Не ругайтесь, друзья. Жизнь прекрасна. Всем удачи!✌

Обожаю Ахматову . Каждое стихотворение написано с душой !

Veronika, солнце! Для Женщины мужичинка должен быть ИСТОЧНИКОМ: бабла, физиологического Удовольствия или ВДОХНОВЕНИЯ! Вот как Ахматова «запечатлела» для себя «образ» — так и вдохновилась! А ваще — я поклонница Цветаевой. Ближе как-то и родней.

.. Маленькая Свинья.. всегда хочет казаться большим Поросенком.(Нем.).

Veronika, мне сдаётся, что все поэты и писатели умеют напустить туман) и все актёры по жизни.

Инна, а я Блока. но талант Ахматовой. признаю и низко кланяюсь ее таланту, но она актриса. В первую очередь

Иван, конечно- они публичные люди. как продавать свои произведения. без красивой легенды — никак

Ольга, странно. Вообще, по-моему, личность человека от его стихов неотделима. Стихи — это часть его личности, произведенная через творчество. Если человек на вас на улице ругается матом, можно говорить о его личности? Думаю да. Так же и тут. Поэзия — это такой язык общения. Так что от личности отделять её глупо

Ирина, хм. а что надо понимать в поэзии? Как это «не понимают в поэзии»? Какие критерии для человека понимающего?

Veronika, Женщина с большой буквы Ж. Вот ДВЕ ЖЕНЩИНЫ, которых ОБОЖАЮ — Цветаева и Пугачева

Иван, мне кажется, о человеке стоит говорить только то, что можешь сказать ему в глаза. А с тем, что стихи неотделимы от личности — не согласна, тем более, если Вы считаете, что все поэты немножко актеры.

Veronika, вот это вообще не обсуждается. Есенина взять. Ему тоже, как я думаю, неплохо жилось. Все было. Но в стихах он упорно делал из себя жертву. Чем-то похоже, не находите? Стихи у него несомненно отличные, но я к той самой «театральности». Правда она иногда засасывает. Как у Филатова: Играть про смерть — прескверная примета, А я, ничтожный шут, забыл про это. Главнейшая забота для творца — Не заиграться в роли до конца. А публика — хоть расшибись в лепешку — Не уважает гибель понарошку. Ты можешь довести толпу до слез Лишь в случае, когда умрешь всерьез.

Ольга, а актерство — это не качество личности?

Много авторов писали про Ахматову, один из них Виталий Виленкин. У меня есть эта книга, в 80 е и 90 е годы трудно было что-то достать интересное из литературы, но мне повезло. Прежде чем ставить штампы и вешать ярлыки на поэтов или других деятелей искусства, почитайте побольше, углубитесь и изучите. Она один из лучших поэтов той эпохи. Страданий, в этом стихе, я не заметила — не почувствовала. Скорее горечь и сожаление. Эта дама была очень сильным человеком, волевым и нюни не распускала, поэтому и прожила 76 лет, в то трудное и опасное время.

Иван, ну примерно об этом и говорилось

Ирина, по вашей логике, не дожившие даже до 40 лет Есенин и Маяковский были людьми слабыми?

Ирина, вы не ответили на это: а что надо понимать в поэзии? Как это «не понимают в поэзии»? Какие критерии для человека понимающего?

Владимир, я так не считаю. В любое время были и такие, и такие.. Я наблюдаю другую картину. Вокруг меня, в моём общении, много молодых людей, которые имеют адекватное мнение, которые увлечены, и не на словах, а на деле, которые уважительно относятся к памяти о творцах и не станут спорить с пустотой.) Просто читают, смотрят, слушают и сами творят. И я радуюсь этому.

Иван, ещё не известно и вряд ли мы когда узнаем правду об уходе из жизни этих поэтов. Версии и только версии, предположения. Никто рядом не стоял когда они уходили из жизни. Так что, не могу сказать, что они ушли по своей воле. Это другой случай. Вот Цветаева сама ушла и написала предсмертное письмо с множественными просьбами. Не знаю, как Вы, но по мне, суицид — либо диагноз от психиатра, либо неспособность справляться с трудностями, то бишь слабоволие. Я не осуждаю, ни в коем случае! Каждый чел организован по своему. Просто очень сожалею.

Инна, мое любимое стихотворение Ахматовой. посвящено мальчику соседу, погибщему в блокаду. постучи кулачком- я открою.

Иван, поэзию надо чувствовать. Критерий никаких нет. Формальным критерием истины служат логические законы, а логика — это способность к размышлению и рассуждению Но, когда делают такие заявления, как Денис, понимаешь, что его фразы — комменты, не основаны на знаниях или любви к этому виду искусства, просто чел любит спорить. Ирина до последнего, спокойно и культурно отвечала, а он просто прицепился. Есть такие натуры. Обосновать не могут, но будут давить без остановки и чувствовать себя великолепно. Поиграть на нервах — это называется, а может троллятина.

Маяковский,как и любой человек,был слаб. Я лично на Соловках видела документ,подписанный Маяковским,что политзаключенные содержатся в хороших условиях.(он приезжал туда с проверкой).А они каждый день сотнями умирали. И все-равно я люблю поэзию Маяковского!

Ахматова была моей «второй любовью» в поэзии. Первой был и остаётся Пушкин. На её стихи я писал музыку с 1980 года, и она иногда звучит по сей день. Не признавать её таланта было бы глупостью. Но есть такая фраза (не помню, чья): «Талант -худшее, что есть, и лучшее, что будет». А ещё есть другое толкование слова «талант» — библейской, близкое к понятию «аванс». Так вот, при таком понимании слова становится очевидным, что никакой заслуги человека в наличии у него таланта нет. Это Богом данный аванс, который надлежит всю жизнь отрабатывать. Поэтому почитание таланта как такового сущая бессмыслица. Важнее то, как человек распорядился своим талантом, чему на службу его направил. И в этом отношении фигура Анны Андреевны оказывается не столь безупречной. Она была и увлекающимся, и заблуждающимся, и достаточно беспорядочным в своих увлечениях и заблуждениях человеком, за что и страдала. Относить её страдания целиком на счёт «тоталитаризьма» неверно. Она сама, своими руками сотворила себе свою трагическую судьбу. И надо отдать её должное, на склоне лет она сумела мудро оценить свой путь, не впадая в обозлённое проклинание своих «гонителей». Рядом с её путём пролегал путь другой не менее трагической фигуры — Марины Цветаевой. Степень заблуждений Марины, равно как и мера её грехов перед Богом и людьми неизмеримо выше, чем у Ахматовой. Однако истовость её раскаяния, страсть, с какой она приняла путь искупления, также грандиознее. Вот почему, сравнивая этих двух великих женщин, я, не отказываясь от своей «первой любви», склоняюсь всё же перед Мариной, отдавая воображаемую пальму первенства на поэтическом Олимпе ей.

Veronika, а в чужую личную жизнь я предпочитаю не лезть. Этих людей давно нет на свете и кто там хорош, а кто оказался плохим, только между ними всё это. Сторонние наблюдатели всегда больше знают.) Все хороши. Не бывает одного виноватого, когда рвутся отношения. Уважаю Гумелёва, как поэта, хотя не всё подряд, есть и нелепые стихи в его творчестве, но не уважаю мужиков, которые «чего — то там» несут про бывших жён от обиды. Этот стих был опубликован не для того, чтобы мы обсуждали личности, а для того, чтобы окунулись в мир прекрасного. Ведь красиво сложить стих — не всем дано. Да ещё, чтобы он был прочувствован и понят читающими.

Михаил, а вы не задумывались о физиологической стороне таланта? Цветаева была больна психически,а Ахматова- болезнью щитовидки?

Тигрица, разумеется, задумывался. Более того. Мой отец врач занимался этими исследованиями профессионально более 30 лет. Но человек как целостность не сводится к физиологии. Это следует учитывать. Точно также, как ценность художника не сводима к его таланту.

Ирина, предлагайте себе что посчитаете нужным. есть понятие публичности. не хочешь быть публичным- сиди тихо и пиши для себя. стал публичным- готовься , что тебя будут изучать со всех сторон. и сопоставлять сказаное в произведениях с твоей жизнью

источник