Меню Рубрики

Категория бытия как начало философского анализа

Категория бытия является исходной категорией в философии. Эта категория фиксирует убеждение человека в существовании окружающего мира, а также самого человека с его сознанием. Вещи конечны, явления исчезают, а мир в целом бесконечен и сохраняется. Констатация бытия является исходной предпосылкой дальнейших рассуждений о мире. Она конкретизируется в сопоставлении с другими категориями философии, из чего складывается учение о бытии – онтология.

Бытие — это самое широкое, а значит, и самое абстрактное понятие. Однозначное определение категории «бытие» до настоящего времени не создано. Чаще всего дается описательная характеристика этой категории, фиксирующая все существующее. глубинным смыслом бытия является подлинное. человека постоянно сопровождает убеждение в незыблемости окружающего мира, вера в то, что «мир есть, был и будет», что бытие всегда сохраняется.

Философы доказали, что мир как целостность непреходящ, вечен, но его конкретные предметы и явления, временны, преходящи. В то же время, несмотря на все многообразие мира, предметы и явления природы, общества, различные человеческие индивиды, мысли, идеи сходны в том, что они «есть», существуют. философское осмысление проблемы бытия не ограничивается фактом существования мира, а делает акцент на самом смысле этого существования. Бытие носит умозрительный характер, не есть предмет реальный.

Философскую категорию «бытие» отличает комплексность содержания. она объединяет утверждения относительно целостного мира и связи его частей, отличается универсальностью и многоуровневым характером отношений со всеми другими категориями философии.

Категория «бытие» — это наиболее общее и абстрактное философское понятие, употребляемое в мировой философской традиции преимущественно в двух основных значениях: как понятие, обозначающее объективный мир, существующий независимо от сознания людей и как понятие, обозначающее существование чего-либо вообще.

В мировой философской традиции в общем выделяются три наиболее типичных аспекта проблемы бытия: 1) Вопросы и ответы о существовании мира и его природе. 2) Вопросы и ответы о единстве мира. 3) Вопросы и ответы о мире как совокупной реальности, обладающей внутренней логикой существования и развития.

Впервые понятие бытия как специфическую категорию для обозначения существующей реальности использует древнегреческий мыслитель Парменид (ок. 540-470 гг. до н.э.). У Парменида с бытием связывается сам факт существования мира. При этом философ ставит вопрос, который далее проходит через всю философию – это вопрос о тождестве бытия и мышления. Парменид обосновывает идею примата бытия над мышлением, что, в свою очередь, приводит к признанию познаваемости мира с помощью разума. В его трактовке бытие есть то, что не порождено и неуничтожимо, оно неизменно и неподвижно. другого, кроме бытия не существует. В нем заключена вся полнота совершенств, среди которых считались Истина, Добро, Благо. Бытие – это свет, «увидеть» который можно только «очами» разума.

Значительное внимание уделил ей Платон. Он отождествляет бытие с миром идей, которые выступают подлинными, неизменными, вечно существующими. Идеи – сущность вещей, т.е. то, что каждую из них делает тем, чем она есть. Платон не ввел в сферу бытия чувственный мир, он назвал его промежуточным между бытием и небытием.

Существенный вклад в учение о бытии внес Аристотель. Он выдвигает важнейшую идею о том, что бытие – это особое понятие, которое не является родовым. Это означает, что его нельзя подвести под более общее, так же как и под него все остальное. Это некая абстракция, как бы потенциальное, мыслимое бытие, а реально существует всегда бытие чего-то, то есть конкретные предметы, события, явления. Бытие имеет не одно, но много смыслов. Все, что не есть чистое ничто, по праву входит в сферу бытия, как чувственное, так и умопостигаемое. Итак, у Аристотеля бытие – это фундаментальный принцип объяснения мира. Бытие в этом плане непреходяще, как непреходяща сама природа, а существование вещей и предметов в мире – преходяще. Оно просто есть, существует. Всеобщность бытия проявляется через существование конкретных предметов.

В средневековой христианской философии истинное бытие есть Бог, свободный и личный, который творит Своей волей и Своей премудростью. Бог есть по своей сути Бытие. Творение – это участие в бытии. Бог есть несотворенное бытие, но все сотворенное есть не само бытие, но лишь обладающее бытием, получившие бытие через участие в бытии.

В Новое время люди перестали признавать свою тотальную зависимость от Бога, присвоили себе право творить мир, самонадеянно уверовали в то, что человек сам создает и творит себя и свои способности. Они стали воспринимать свое сознание, свою жизнь, свои потребности как единственное и, несомненно, подлинное бытие. Приписав деятельностную энергию и способность разумного постижения только самому себе, человек оправдал свое право переделывать природу и преобразовывать мир. Философия бытия уступила место философии свободы, центральной проблемой которой стал человек как начало и причина всего, что случается с ним и миром.

Выдающийся философ Нового времени Рене Декарт отождествил мысль с бытием, а творцом мысли объявил человека. Бытие стало субъективным. Первичную достоверность всего сущего Декарт признает прежде всего в мыслящем «Я», в осознанности человеком своей деятельности. Развивая эту мысль, Декарт утверждает, что если отбросить и провозгласить ложным все, в чем можно каким-либо способом сомневаться, то легко предположить, что нет бога, неба, тела, но нельзя сказать, что не существуем мы, что мы не мыслим. Было бы противоестественным полагать, что то, что мыслит не существует. А поэтому умозаключение, выраженное словами «Я мыслю, следовательно, существую» является наипервейшим из всех и наидостовернейшим из тех, которые перед каждым, кто правильно философствует, предстанут. Нетрудно определить, что и здесь в качестве бытия выступает духовное начало, и в частности, мыслящее «Я».

С позиций субъективного идеализма объясняет сущность бытия английский философ Джордж Беркли. Суть его воззрений заключается в утверждении, что все вещи – это лишь «комплексы наших ощущений», которые изначально даны нашим сознанием. По Беркли, реальное бытие, то есть вещи, идеи, объективно, в реальности, в своем земном воплощении не существуют, их прибежищем является человеческая мысль. И хотя у Беркли проявляются тенденции к объективно-идеалистическому толкованию сущности бытия, в целом его трактовка этой проблемы носит субъективно-идеалистический характер.

Гегельтрактовал бытие как «исчезающее бытие», подчеркивая, что все в мире находится в состоянии становления.

Немецкий философ Мартин Хайдеггер не дает академическое определение бытия. Согласно Хайдеггеру, бытие возникает из отрицательности ничто, в то время как ничто позволяет сущему «погружаться», благодаря этому раскрывается бытие. Для того чтобы раскрыться, бытие нуждается в том сущем, которое называется существованием. Бытие – «просека», которая открывает тайгу сущего, делает его понятным. В этой функции раскрытия тайны и состоит, по Хайдеггеру, «смысл бытия». Подобный смысл может проявиться только в «наличности» человеческого существования, т.е. в раскрытии существования благодаря настроениям. Смысл же существования заключается в том, чтобы позволить обнаружить бытие как «просеку» всего сущего.

У Ж.-П.Сартра бытие является чистым, логическим тождеством с самим собой; по отношению к человеку это тождество выступает как бытие-в-себе, как подавленная, отвратительная умеренность и самодовольство. В качестве существования бытие теряет значительность, и переносить его можно лишь благодаря тому, что оно включает в себя ничто. Существует метафизическое отвращение к каждой вещи: вещи так отвратительно самоуверенны, так самостоятельны, так полны, так совершенны.

Русская религиозная философия утверждала первичность Абсолютного бытия, которое раскрывается человеку в мистическом переживании. Постижение такого Бытия невозможно с помощью логического познания, разум не может доказать его существование. Можно только исходить из Абсолютного бытия, приняв его изначально до всякого познания. Знание не есть отражение бытия. Знание – это самораскрытие бытия, его самооформление и самоявленность.

Философы-постмодернистыпринимают идею бытия как постоянного становления, вечного изменения, отказываясь от понимания бытия как неизменного, абсолютного, субстанциального. В связи с этим перед ними встают две задачи: во-первых, обосновать идею бытия как становления, доказать ее право на доминирование в культуре; во-вторых, отыскать соответствующую терминологическую и понятийно-мыслительную форму ее выражения в тексте и устном говорении. Главной онтологической характеристикой природы и общества объявляется неопределенность как процесс взаимодействия противоречивых тенденций: хаоса и порядка, организации и дезорганизации, устойчивости и неустойчивости. Отвергнув способ философствования, нацеленный на отработку самотождественности через отношение к надчеловеческому, Абсолютному бытию, постмодернисты пытаются показать людям, что обрести смысл жизни и нравственную идентичность можно только в общении с другими людьми. Если нет Бога, Истины, Разума, то остаются только люди, нуждающиеся в стратегии совместного общежития, в солидарности.

Понятие «бытие» сходно, однопорядково с такими понятиями как «действительность», «реальность», «существование» и в некоторых контекстах они могут рассматриваться как синонимы. Вместе с тем бытие – такая характеристика мира, в которой утверждается целостность мира через его существование.

Парной по отношению к категории «бытие» может быть названа категория «небытие». Тема бытия является одной из наиболее значимых в классической европейской философии, о чем уже говорилось выше. Понятие же «небытие» не получило в ней статуса центральной онтологической категории. Его то признавали (атомисты, Платон, Аристотель и их последователи), то не признавали (элеаты, Эмпедокл, Р.Декарт). Тем не менее, понятие «небытие», трактуемое как разделяющее и связующее звено бытия, как источник его множественности и разнообразия, выполняло важную мировоззренческую и методологическую роль в античной философии. Наиболее высокую оценку небытия, трактуемого как божественное Ничто, мы находим в средневековой европейской философии. По своему статусу оно, будучи исходным материалом для творения, выше сотворенного бытия. В восточной философско-религиозной традиции (в частности, в буддизме и в философии вайшешика) признание небытия является основополагающим принципом.

Бытие делится на два мира: мир физических вещей, процессов, материальная действи-тельность и мир идеального, мир сознания, внутренний мир человека, его психических состояний.

Эти два мира имеют различные способы своего существования. Физический, материальный, природный мир существует объективно, независимо от воли и сознания людей. Психический мир — мир человеческого сознания существует субъективно, так как зависим от воли и желания людей, отдельных индивидов. Вопрос о том, как соотносятся эти два мира, — основной вопрос философии. Комбинация этих двух основных форм бытия позволяет выделить еще несколько разновидностей форм бытия.

В структуре бытия чаще всего выделяют следующие специфические формы: Бытие вещей, процессов, состояний природы. Бытие человека. Бытие духовного. Бытие социального.

Бытие вещей, процессов, состояний природы существует объективно, независимо от воли и сознания людей. Этому миру присущи объективные закономерности и задача людей постичь их во всей полноте.

Специфично бытие человека. Человек принадлежит двум мирам: природному телесному миру, как его органическая часть, и одновременно психическому миру, миру сознания, творчества, свободы. Уникальность бытия человека заключается в том, что он постоянно преобразует наличную действительность, разрывает тесные рамки сложившихся обстоятельств, выходит за пределы наличного. Бытие человека воплощает диалектическое единство объективно-предметного и субъективного, тела и духа. Само по себе это явление уникальное. Материальное, природное выступает у человека первичной предпосылкой его существования. Вместе с тем многие действия человека регулируются социальными, духовно-нравственными мотивами. В самом широком смысле человечество – это общность, в которую входят все индивиды, живущие ныне или жившие ранее на Земле, а также те, кому предстоит родиться. Надо иметь в виду, что люди существуют до, вне и независимо от сознания каждого отдельного человека. Здоровое, нормально функционирующее тело является необходимой предпосылкой умственной деятельности, здорового духа. Об этом же говорит и народная пословица: «в здоровом теле – здоровый дух». Правда, верное по своей сути изречение допускает и исключения, так как человеческий интеллект, его психика не всегда подчинены здоровому телу. Но и дух, как известно, оказывает, а точнее, в состоянии оказать огромное позитивное влияние на жизнедеятельность человеческого тела.

Следует обратить внимание и на такую особенность человеческого бытия, как зависимость его телесных действий от социальных мотиваций. В то время как другие природные вещи и тела функционируют автоматически, и можно с достаточной определенностью предсказывать их поведение на ближайшую и дальнюю перспективу, этого нельзя сделать относительно человеческого тела. Его проявления и поступки нередко регулируются не биологическими инстинктами, а духовно-нравственными и социальными мотивами.

Своеобразный способ существования характеризует и человеческое общество. В социальном бытии переплетаются материальное и идеальное, природа и дух. Бытие социальногоделится на бытие отдельного человека в обществе и в процессе истории и бытие общества.

Бытие духовного обретает свою самостоятельность в силу своеобразия функционирования индивидуального и общественного сознания. Индивидуальное сознание или субъективный дух это внутренний психический мир человека. В процессе социальных взаимоотношений и деятельности людей возникают объективированные формы духовного. Это — язык, мораль, искусство, научные теории, религия, традиции.

Тема форм бытия имеет большое значение для уяснения различий в философских воззрениях. Главное различие обычно касается того, какую форму бытия считать главной и определяющей, исходной, какие формы бытия производны. Так, материализм считает основной формой бытия природное бытие, остальные — производными, зависимыми от основной формы. А идеализм считает основной формой идеальное бытие.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

источник

Исходным понятием, на базе которого строится философская картина мира, является категория бытия.

Один из ключевых разделов философии, изучающих проблему бытия — онтология (от греч. ontos — сущее, logos — слово, учение, т.е. учение о сущем). Онтология — учение о фундаментальных принципах существования природы, общества, человека.

Становление философии начиналось именно с изучения проблем бытия. Древнеиндийская, древнекитайская, античная философия в первую очередь разрабатывала проблемы онтологии, а уж потом философия расширила свой предмет и включила в себя гносеологическую, логическую, аксиологическую, этическую, эстетическую проблематику. Однако, все они, так или иначе, имеют своим основанием онтологию.

Парменид (представитель элейской школы древнегреческой философии, существовавшей в VI-V вв. до н.э.) был первым из философов, кто выделил категорию бытия и сделал ее предметом специального философского анализа. Парменид первым попытался понять мир, применяя к многообразию вещей философские понятия предельной общности (бытие, небытие, движение).

Категория бытия является отглагольным понятием, т.е. образовано от глагола «быть». Что значит быть? Быть — значит существовать. Синонимами понятия бытия могут выступать такие понятия как реальность, мир, действительность.

Бытие охватывает все реально существующее в природа обществе, мышлении. Таким образом, категория бытия — есть самое общее понятие, предельно общая абстракция, которая объединяет самые различные предметы, явления, состояния, процессы по общему признаку существования. В бытии выделяют две разновидности реальностей: объективную и субъективную.

Объективная реальность — все то, что существует вне и независимо от сознания человека.

Субъективная реальность — это все то, что принадлежит человеку и вне его существовать не может (это мир психических состояний, мир сознания, духовный мир человека).

Таким образом, бытие — это объективная и субъективная реальности в своей совокупности.

Бытие как совокупная реальность существует в основных четырех формах: 1. Бытие природы. При этом различают: — Первую природу. Это бытие вещей, тел, процессов, нетронутых человеком, все то, что существовало до появления человека: биосфера, гидросфера, атмосфера и др. — Вторую природу. Это бытие вещей и процессов, созданных человеком (преобразованная человеком природа). Сюда относят орудия труда различной сложности промышленность, энергетика, города, мебель, одежда выведенные сорта и виды растений и животных и т.д.

2. Бытие человека. В этой форме выделяется: — Бытие человека в мире вещей. Здесь человек рассматривается как вещь среди вещей, как тело среди тел, как объект среди объектов, который подчиняется законам конечных, преходящих тел (т.е. биологическим законам, циклам развития и гибели организмов и т.д.). — Собственное человеческое бытие. Здесь человек рассматривается уже не как объект, а как субъект, который подчиняется не только законам природы, но и существует как социальное, духовно-нравственное существо.

Читайте также:  На какой неделе беременности анализ вич

3. Бытие духовного (это сфера идеального, сознания и бессознательного), в котором можно выделить: — Индивидуализированное духовное. Это личностное сознание, сугубо индивидуальные процессы сознания и бессознательного каждого человека. — Объективированное духовное. Это надындивидуальное духовное. Это все то, что является достоянием не только отдельного человека, но и общества, т.е. это «социальная память культуры», которая хранится в языке, книгах, картинах, скульптуре и т.д. Сюда относят и различные формы общественного сознания (философия, религия, искусство, мораль, наука и т.д.).

4. Бытие социального, которое подразделяется на: — Бытие отдельного человека в обществе и в прогрессе истории, как социального субъекта, носителя социальных отношений и качеств. — Бытие самого общества. Охватывает всю совокупность жизнедеятельности общества как целостного организма, включая материально-производственную и духовную сферу, многообразие культурно-цивилизационных процессов.

Билет 49 Понятие субстанции. Монизм, дуализм, плюрализм. . Субста́нция (лат. substantia — сущность; то, что лежит в основе) — философская категория классической рациональности для обозначения объективной реальности в аспекте внутреннего единства всех форм ее проявления и саморазвития. Субстанция неизменна в отличие от перманентно меняющихся свойств и состояний: она есть то, что существует в самом себе и благодаря самому себе. Первопричина происходящего. Как правило именно субстанции приписывают свободу, как возможность определять само себя лишь посредством своих собственных оснований. То есть она не может и не должна иметь сторонней по отношению к себе действующей силы. Традиционно принято выделять 2 вида субстанций — Дух и Материя. Проблемы определения Основная проблема чёткого определения что такое субстанция, заключается в том, что если, например, рассматривать не просто мироздание, бытие и небытие, а вообще всё, то возникает вопрос о том, какой же неизменный основной принцип (атрибут) лежит в основе субстанции из которой состоит вообще всё (то есть материя, мысли, чувства, пространство, душа и так далее). Причём очевиден тот факт, что всё очень разнородно и разнообразно, но для определения этой «всеобщей субстанции» нужно выявить сходство между всеми разнообразными элементами этой «всеобщей субстанции» (которая составляет вообще всё, без исключения). Один из подходов в философии заключается в том, что «всеобщая субстанция» иерархически не подчинена единому универсальному атрибуту, но подчинена одновременно нескольким иерархически-независимым друг от друга атрибутам (первопричинам). Сейчас, например, существуют философы, утверждающие что бытие состоит (включая материи) из трёх независимых субстанций. Монизм Мони́зм (от др.-греч. μόνος — один, единственный) — философское учение, согласно которому кажущиеся различными виды бытия или субстанции в конечном счете сводятся к единому началу, общему закону устройства мироздания. В отличие от дуализма и плюрализма, предполагающих существование двух и множества субстанций, монизм отличается большей внутренней последовательностью и монолитностью. Философский монизм В философии существует три вида монизма: 1. Идеализм, феноменализм, ментальный монизм утверждает, что единственной реальностью является идеальное, материальная действительность порождается активностью некоторых идеальных форм (человеческого сознания или Бога). 2. Нейтральный монизм утверждает, что ментальное и материальное может быть сведено к некой третьей субстанции или энергии. 3. Физикализм или материализм утверждает, что единственной реальностью является материальное; ментальное или духовное сводится к материальному. Другие позиции относятся к одной из вышеназванных категорий. Дуализм Дуализм — термин, имеющий несколько значений в истории человеческой мысли. В определённой области знания понятие включает в себя пересечение двух фундаментальных классов вещей или принципов, взаимовлияющих друг на друга, но не меняющих свою структуру. Дуализм в философии Дуализм — философское учение, которое признаёт равноправие идеального и материального, но не признаёт их относительность. Исторические разновидности: Картезианство. Окказионализм. Дуализм в философии сознания В философии сознания дуализм — это дуализм души и тела, точка зрения, согласно которой сознание (дух — нематериальный ресурс) и материя(физическое тело — материальный ресурс) представляют собой две взаимодополняющие и равные по значению субстанции. Как правило, основывается на общефилософском дуализме. Основоположниками являются Аристотель и Декарт. Создав глубоко противоречивое дуалистическое учение об источниках познания, Кант дал мощный толчок для дальнейшего развития философской мысли, попытавшейся в принципе по разному устранить эту половинчатость. Их последователи создали мировоззрение дуализма основанное на законах и принципах разума. (См. законы, принципы разума). Теперь дуализм — стройная теория, имеющая основой собственные аксиомы. Дуализм отличают от монизма и плюрализма. Плюрализм Плюрализм (от лат. pluralis — множественный) — философская позиция, согласно которой существует множество различных равноправных, независимых и несводимых друг к другу форм знания и методологий познания (эпистемологический плюрализм) либо форм бытия (онтологический плюрализм). Плюрализм занимает оппонирующую позицию по отношению к монизму. Термин «плюрализм» был введён в начале XVIII в. Христианом Вольфом, последователем Лейбница для описания учений, противостоящих теории монад Лейбница, в первую очередь различных разновидностей дуализма. Плюрализм в философских системах Примером плюрализма могут служить теории древних мыслителей, выдвигавших в качестве основы всего сущего такие разнообразные начала, как земля, вода, воздух, огонь и т. д. (четыре стихии Эмпедокла). В конце XIX—XX веке плюрализм получил распространение и развитие как в андроцентрических философских конценциях, абсолютизирующих уникальность личного опыта (персонализм,экзистенциализм), так и в эпистемологии (прагматизм Уильяма Джеймса, философия науки Карла Поппера и, особенно, теоретический плюрализм его последователя Пауля Фейерабенда). Эпистемологический плюрализм как методологический подход в науке, подчёркивая субъективность знания и примат воли в процессе познания (Джемс), историческую (Поппер) и социальную (Фейерабенд) обусловленность знания, критикует классическую научную методологию и является одной из посылок ряда антисциентистских течений.

Билет 50. Понятия пространства и времени

ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ – философские категории, которые обозначают основные формы бытия материи и являются такими же объективными характеристиками бытия, как материя и движение.

В обычном языке пространство и время чаще всего обозначают первичные общечеловеческие интуитивные понятия, при помощи которых воспринимается и эмпирически осмысливается окружающий жизненный мир человека.

В истории философии были две стороны отношения пространства и времени к материи. Первую из них можно условно назвать субстанциальной концепцией (Демокрит, Эпикур, Исаак Ньютон). В ней пространство и время рассматривали как самостоятельные основы, существующие вместе с материей и вне зависимости от нее. Очевидно, что отношения между пространством, временем и материей представлялось как взаимосвязь между 2-я видами независимых субстанций. Это вело к выводу о независимости свойств пространства и времени от типа протекающих там материальных процессов.

Вторую идею можно именовать реляционной (от лат. relatio — отношение). Ее сторонники (Аристотель, Лейбниц, Гегель) описывали пространство и время не как отдельные основы, а как системы отношений, которые образуются взаимодействующими друг с другом материальными объектами. Вне данной системы взаимодействий пространство и время принимались несуществующими. В данной концепции П. и В. выступали как общие формы координации материальных объектов и их состояний. Конечно, не отрицалась и зависимость свойств пространства и времени от типа взаимодействия материальных систем. В наши дни реляционная идея имеет естественнонаучное обоснование по типу созданной в самом начале двадцатого века теории относительности. Теория относительности А. Эйнштейна открыла непосредственную связь пространства и времени с движущейся материей и друг с другом. Основополагающий вывод, следующий из данной теории, звучит так: пространство и время не существуют без материи, их метрические особенности создаются распределением и работой материальных масс, другими словами, гравитацией.

Пространство – это структурность объекта и материи в целом, способ сосуществования и взаимодействия разнообразных материальных образований, элементов во всех материальных системах, согласно реляционной концепции. Оно является формой существования материи. Для описания данной философской категории употребляют понятие бесконечность. Пространство многомерно. Философское понятие пространства (протяженности) имеет смысл в той степени, в которой сама материя дифференцирована и структурирована.

Время – форма бытия материи, способ изменения материальных явлений, одно из главных понятий физики и философии, одна из координат пространства-времени, вдоль которой простираются мировые линии физических тел, а также сознание. Время – это позитивный ноумен (см. Ноумен), т.е. умопостигаемая, отображаемая вещь, например, понятиями течения, прошлого, настоящего, будущего, необратимости, направленности и т.д. Время, как субъективное понятие, возникающее в сознании человека в результате отображения в нем взаимовложенных колебательных процессов, один из которых выбирается в качестве эталонного, выступает основным условием всякого конечного существования. Время характеризуется такими свойствами изменения и развития систем, как длительность, последовательность смены состояний. Время рассматривают с точки зрения трех категорий: прошлое, настоящее, будущее. При характеристике времени употребляют понятие вечность.

В диалектике материализма время — это объективно реальная форма существования движущейся материи, которая описывает последовательность проистекания материальных процессов, отделённость друг от друга разных стадий этих процессов, их длительность и развитие.

источник

Тема 5. Бытие и материя

  1. Философский анализ категории бытия и ее эволюция. Основные формы и диалектика бытия.
  2. Формирование научно-философского понятия «материя» и его мировоззренческое, методологическое значение для познания бытия.
  3. Современная наука о строении и свойствах материи.

Прежде чем перейти к рассмотрению вопросов нашей лекции, необходимо остановиться на важном философском понятии, а именно понятии «Картина мира». Это понятие выражает систему интуитивных представлений о реальности. Картину мира можно выделить, описать или реконструировать как у нации или этноса, так и у отдельной личности. Каждому отрезку исторического времени соответствует своя картина мира, при чем картина мира древних индийцев не похожа на картину мира средневековых рыцарей или современную картину мира. В то же время, можно выделить универсальную картину мира, свойственную всему человечеству, и именно картина мира характеризует целостность мировоззрения.

Свою картину мира строит и наука. Научная картина мира (НКМ) – это особая форма теоретического знания, которая выступает как целостный образ мира, включающий представления о природе и обществе. Научная картина мира развивается, в ее истории можно выделить несколько этапов: научная картина мира додисциплинарной науки, научная картина мира дисциплинарно-организованной науки и современную научную картину мира, соответствующую этапу усиления междисциплинарных взаимодействий.

Картина мира характеризует целостность мировоззренческих установок, как для отдельной личности, так и для социальной группы (в том числе, сообщества ученых) и человечества в целом. Однако на основе чего возможна такая целостность?

Комфорт человеческого существования предполагает опору на определенные предпосылки, которые не требуют специальных обоснований. Главной из них является уверенность людей в том, что при всех видимых изменениях, существуют гарантии сохранения мира как стабильного целого: отдельные вещи, процессы, явления могут возникать и исчезать, а мир в целом существует и сохраняется.

Люди находятся в поиске гарантий если не личного существования, то существования человечества и мира, таких гарантий, которые бы избавили от ужаса при мысли о гибели мира. Так в мифологический период греки видели гарантом стабильности мира богов-Олимпийцев. Однако первые философы, разрывая связь с извечной традицией, поставили вопрос о единстве и многообразии мира – этот древнейший вопрос философии – вопрос о бытии, как поиск новых оснований мира.

Категория (то есть наиболее общее понятие) бытие — это философская категория для обозначения феномена независимого от сознания человека реального присутствия, действительного существования объектов, явлений, отношений и процессов различной природы, а также и мира в целом, включая человеческое общество и самого человека. В этой категории фиксируется убеждение человека в существовании мира и самого человека с его сознанием, фиксируется основа существования в философском осмыслении мира. С помощью нее определяется, что есть сущее ( то есть то, что существует, то, что есть) как таковое. Сущее в философии рассматривается в двух аспектах:

1.со стороны своей определенности, сущности (то есть того, что ум постигает в сущем как определенность)

2. со стороны своего существования, бытия.

Смысл бытия как существования констатируется обычно в простом высказывании человека, субъекта познания в формуле “Я есть” (Аз есьм – по-слав.; I am — по-англ.; Je sui — по-франц; Ich bin — по-нем. и т.д.). В обыденном сознании существование Я и других, а также актуального мира – всегда в центре внимания каждого человека. И в этом смысле понятию Бытие будут тождественны такие понятия как иметься, есть, быть, находиться, присутствовать, жить. Это и жизнь и житие, начало (жизни), расцвет (жизни), смерть, гибель, конец (жизни), проживание, сопереживание, быт, “со-бытие”, существование и сосуществование, другие понятия. Они фиксируют в сознании как

— экзистенциальные (связанные с существованием),

— сенсуальные (связанные с восприятием),

— танатологические (связанные с осмыслением смерти),

— темпорологические (связанные с временными условиями)

ощущения, самоощущения и мысли человека.

Мышление человека – феномен (явление), который зависит в определенных пределах от сознания, но и сознание, и мышление — тоже реальное бытие, нечто существующее в своей особой информационной форме. Вопрос о соотношении сознания и бытия решается или в ключе материализма и данных естествознания: бытие определяет сознание и мышление, или в ключе идеализма: дух, сознание, мое или высшее, определяют бытие.

Проблема бытия (и сознания, мышления, духа в их соотношении с природой, ее бытием) – главная тема философии во всей ее истории. Вопрос о генетическом отношении бытия и мышления в марксизме, например, считается основным вопросом всей философии в ее истории (см. Л1). Заметим, что в истории философии проблема сущности бытия первоначально решалась почти исключительно на основе обыденного опыта, ограниченного круга простейших наблюдении и саморефлексии, в основном, умозрительно. Сегодня естествознание, социальные и когнитивные науки так или иначе расшифровывают возможные на современном уровне познания подходы к раскрытию главных вопросов сущности мироздания, смысла существования человека в этом мироздании и его мировоззрения, реализуемого в исторически определенной научной картине мира, то есть его, мира, бытия и небытия.

Понятия существования, а также реальности и действительности являются в основными аналогами и синонимами бытия. Первое из них — главное понятие онтологии (от греч. ontos- бытие и логос — учение) как важнейшей части основных философских систем, иначе говоря, — философской теории бытия, а также экзистенциализма — “философии существования”, “философии жизни”, танатологии (от греч. thanatos — смерть — учение о смерти, как ухода в небытие, ее причинах и признаках) и др.

В онтологии бытие – это предельно общее и сходное, идентичное во всем многообразии сущего. В научных теориях в онтологии (хотя это не всегда фиксируется в текстах) относят определения и определенность предметов, объектов, законы строения и изменения которых (т.е. «номология») далее и исследуются наукой. Эту онтологию легко можно усмотреть и извлечь, изучая тезаурусы терминов и понятий той или иной теории, дисциплины, отрасли знания, науки. Так, в геометрии ее онтологию образуют точки, линии, фигуры разного рода и др., в теории чисел – числа, множества, последовательность и др., в механике – материальные точки, центры тяжести, тела, их массы, время, скорости, ускорения, энергии, импульсы и др., в физике – это заряды, поля, напряженности, потенциалы, температуры, давления и многое другое, в общей биологии – организмы и их элементы, популяции, виды, биосфера и др.

В гносеологии бытие и мышление часто противопоставляются как антиподы, в связи с чем существует проблема тождества бытия и мышления (которая была в XVIII — XIX веках центральной проблемой немецкой классической философии). Тождество при этом понимается диалектически, так как абсолютное тождество возможно только в теории чисел, когда АВ. Правильнее здесь говорить об относительной идентичности, так как любая реальная вещь, как и сознание самого себя, не могут быть идентичны даже сами с собой в другой момент времени. Различают бытие материальное, иначе, реальное, и бытие. идеальное, ментальное, психическое. Они никогда не являются тождественны друг другу в абсолютном смысле. Человек, будучи существом и телесным и ментальным, т.е. обладающим психикой и сознанием, погружен в эти оба вида бытия. В теологических и религиозных философских системах реальным бытием называют существование, а идеальным – сущность, как это, например, реализовалось в системах философии Платона, Г.Гегеля, что означает признание первоначалом мира мысли, духовного начала (вообще говоря, – “творца мира” как первоисточника и “закона мира” как первопричины, существующих во времени до мира и до человека).

Читайте также:  Хгч на каком сроке сдать анализ

В реальной жизни предметы, вещи, тела, живые системы и др. уходят из жизни, исчезают. В философской теории бытия в связи с этим противоположностью бытия признается не-бытие как отсутствие существования чего-либо. Г.Гегель, например, понимал все бытие как “исчезающее бытие”, как переходящее в “небытие”, так что все в мире является становлением, чем-то преходящим, и в этом смысле бытие всегда темпорально.

Категория бытие, начиная с античности, имеет очень долгую и противоречивую историю своего развития. Более того, отношение философа или ученого к нему – основа разделения философов и ученых уже в античности на различные и враждующие уже не одну тысячу лет философские направления объективного идеализма, материализма, дуализма, субъективного идеализма, триализма К.Поппера и плюрализма.

В зависимости от ответа на вопрос: «Обладает ли мир в своем существовании единством?» — выделяют следующие философские позиции:
монизм
дуализм
плюрализм
В монистических теориях ищется и утверждается одно сущностное свойство Бытия, его основание и центр всех его изменений, который называется субстанцией.
Дуалистическая позиция допускает существование двух равноправных субстанций.
Плюралистическая позиция либо вообще снимает вопрос о субстанции, либо допускает смену субстанциальной основы и ее множественность.

Впервые понятие бытие появляется в философии элеатов (конец VI –первая половина V вв. до н.э.): в работах Парменида, а также Зенона Элейского, Мелисса Самосского и др. Парменид полагал, что бытие всюду непрерывно и однородно, оно есть, и, потому, неподвижно. Бытие не содержит никакого небытия и это последнее воспринимается только мыслью. Именно у них мы находим впервые противопоставление бытия и не-бытия. При этом убедительно доказывалась невозможность последнего, так как оно не может быть постигнуто, а лишь примыслено.

Бытие текуче, подвижно, неустойчиво, поэтому оно в своих вечно ускользающих моментах в конце концов непостижимо для мысли. Именно тогда и в такой форме впервые и была поставлена проблема тождества бытия и мышления. Это противопоставление мы находим и у диалектика Гераклита (“Одна и та же вещь существует и не существует”) и у древнегреческих атомистов (Левкиппа, Демокрита).

Именно в древней философии сложилось четыре основных подхода к пониманию бытия:

Принцип Парменида. Бытие есть, а ничто (не-бытие) не-есть. Другими словами бытие можно себе представить, а не-бытие нет.

Принцип Демокрита. Не-бытие есть и бытие есть. То есть не-бытие бытийствует также, как и все прочее.

Принцип нирваны. Бытия нет и не-бытия нет. Отсюда в частности следует, что в мире нет ничего существенного, а высшей мудростью является «ничего-не-делание».

Принцип Гераклита. Бытия нет, а не-бытие есть. Другими словами, имеются фундаментальные процессы, превращающие не-бытие в бытие.

Имеются многочисленные интерпретации этих принципов:

у Платона, бытие образуют обычные вещи, постигаемые нами в понятиях, соотносимых однако с истинными, идеальными понятиями (в соответствии с его учением об эйдосах как (идеальной) первосущности всех вещей).

Аристотель построил понимание бытия на рассмотрении возможного и действительного. При этом бытие в качестве своей причины содержит возможное и форму – перспективу актуализации бытия. То есть, бытие по Аристотелю возможно как чистая актуальность (от лат actualis – деятельный), то есть как (1) Бог, как (2) чистая возможность (материя) и как (3) соединение материи и формы. Аристотель в своей метафизике трактовал бытие в четырех смыслах:

материальные вещи или их части;

существенный принцип существования вещей;

совокупность частей в вещи в контексте этого принципа;

форма вещи, актуальная для ее организации.

В Средние века в Западной Европе бытие трактовалось в духе теизма, признающего существование надмировой личности, абсолюта – Бога.

В духе материализма трактовал бытие Ф.Бэкон, признавая бытие в форме вечно подвижной материи, неразрывно связанной с движением и формой.

Т. Гоббс считал бытие абсолютно телесным, субстанциональным.

Б.Спиноза дал впервые ясное различение сущности, существования, идеи и возможности в бытии.

Р.Декарт выдвинул дуалистическую трактовку бытия: в мире существуют два независимых и равноправных, но борющихся начала, дух и материя, которые создают общее бытие мира. Но взаимодействие духа и материи для дуализма осталось неразрешимой загадкой. Для Декарта наиболее очевидным является само человеческое мышление: “Я мыслю, следовательно я существую”(Cogito ergo sum). Но это не субъективность, а констатация факта, что бытие — это то, что прошло через мышление.

Французские материалисты, такие как Ж.Ламетри, признают, что в мире ничего нет кроме материи, которая существует в пространстве, обладает движущей силой и способностью к ощущению. (Подобные представления у П.Гольбаха и у К.Гельвеция ).

Русские материалисты XIX века, такие как А.И.Герцен, Н.Г.Чернышевский и др., обосновывают объективность бытия и его связь с движущейся материей. Бытие у них исходно и первично для появления сознания.

Основоположник субъективного идеализма, английский философ Дж.Беркли, утрируя положения теории познания другого английского философа — материалиста Дж.Локка о первичных и вторичных качествах вещей, согласно которым вторичные качества субъективны, объявил, что субъективны все качества вещей, а “существовать, значит быть воспринимаемым”. Тогда бытие целиком сводится к восприятиям и ощущениям; мир – это мое ощущение. Вопрос о бытии материи и духа, вещей и идей превращается здесь в психологическую проблему. В ключе этого подхода позднее, в XIX – XX вв., развиваются позитивизм, эмпириокритицизм, прагматизм.

В философии И.Канта, бытие не более чем идеальная и априорная категория мышления, при помощи которой субъект познания организует и осмысливает ощущения и свой опыт. Но, вместе с тем, Кант признает существование явлений и скрытой сущности вещей – “вещей в себе”.

В немецкой философии И.Фихте пытался преодолеть дуализм Канта, достичь в понимании бытия монизма (от греч. monos — один) через признание существования в мире лишь одного абсолютного “Я”, которое и порождает из себя бытие путем априорных, идеальных полаганий мысли.

У Ф.Шеллинга бытие тоже выражает результат полагания бытия мыслью. Оно равносильно познанию и деятельности.

Г.В.Г.Гегель считал, что сущность бытие можно раскрыть только через систему всех категорий диалектики. У него категория бытия развертывается с наиболее пустой категории небытия, переходящего в свою противоположность – категорию бытия, а весь этот процесс охватывается категорией становления, благодаря чему возникает категория “наличного бытия” и возможен переход к другим категориальным триадам, например, качества, количества и т.д.

Виднейший теоретик философской онтологии ХХ века, немецкий философ М.Хайдеггер говорил, что бытие возникает из отрицательности ничто, и в него “погружается” сущее, раскрывая бытие. Бытие нуждается при этом в том сущем, которое само нуждается в существовании. В своей “фундаментальной онтологии” он показывает как бытие обнаруживается в существовании (экзистенции – от лат. existentia).

Осмысление обыденного существования человека в философии в ХХ веке вылилось в особую “философию существования” (экзистенциализм). В истории философии наиболее развиты были французский, русский и немецкий экзистенциализм (Г.Марсель, Ж.-П.Сартр, Н.А.Бердяев, Л.И.Шестов, М.Бубер, М.Хайдеггер, К.Ясперс и др.).

В диалектическом материализме ХХ века проблема Бытия решалась путем отказа от идеи общего бытия как начала мира вообще, за счет признания существования конкретных вещей и всеобщности движущейся материи как первоосновы мира. Небытие не означает пустоты или абсолютного исчезновения, а лишь переход, превращение материи из одной формы в другую.

Проблема отношения материи и сознания, тождества бытия и мышления в основном решается здесь на основе идей французского материализма об отражении. Основная идея отражения (или рефлексивности) как всеобщего свойства материи в следующем:

существует универсальное свойство всех объектов природы – неживой и живой – свойство отражения (рефлективность), имеющее в своей основе принцип всеобщности взаимодействия. То есть отражение – всеобщее свойство материи, т.е. в объектах разного рода реализуется способность воспроизводить в себе признаки, свойства и отношения отражаемого объекта(ов). А мышление – это отражение действительности. В границах известных ныне естествознанию свойств и характеристик объектов природы, живой и неживой, этот принцип действительно выполняется.

В целом, можно выделить следующий диапазон трактовок Бытия:

Бытие — то, что существует вне сознания человека Бытие — все, что существует во взаимосвязи Бытие — как человеческое бытие

Открытие в самом конце ХХ века в астрофизике, космологии и в физике высоких энергий факта великой скромности масштабов той массы вещества, той энергии полей, которые мы знаем, по сравнению с общими масштабами нашего мира и его энергии (4%), немедленно вызывают сомнения и возражения насчет многого из того, что говорилось выше. Речь идет об открытии темной материи и темной энергии, других феноменов и объектов, которые как будто бы не взаимодействуют с нашим миром. Данные, полученные в экспериментах в области физики сверхвысоких энергий, говорят, что этот второй, основной, главный мир, кванты которого раза в четыре тяжелее нуклонов, лишь весьма косвенно, слабо взаимодействует с миров наших вещества и поля, из которых построены мы сами и видимый нами мир. Однако эти исследования сейчас находятся в стадии гипотез.

Теоретически, обобщенно, бытие – это существование мира, атрибутами которого являются движение и изменение, пространство, дление существования (время — в сознании), связи и отношения, структурность, вечность, несотворенность, законосообразность, самоорганизация, рефлексия, взаимодействие и др. Позиция естествознания, признающего бытие мира как такового в указанном здесь смысле, часто обозначается как научный реализм или естественнонаучный материализм.

Дата добавления: 2014-01-15 ; Просмотров: 386 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

источник

Философское осмысление мира в онтологии (учение о существующем бытие) осуществляется с помощью категорий как предельно общих понятий: как предельно общих понятий: «бытие» и «небытие». Все, что существует, составляет бытие.То, чего не существует, относится к небытию. В философской литературе в качестве синонимов понятий «бытие» употребляются понятия «существование», «мир», «космос», «действительность», «реальность». Синонимами «небытие» служат понятия «несуществование», «ничто».

Все существующее в мире имеет одну общую черту – оно есть, оно существует: галактики, планеты, растения, животные, люди, общество, культура. В это же время все существующее имеет разные способы и формы существования. В этом заключается философский принцип многообразия мира. Философия стремится выяснить вопрос о существовании как мира, так и человека. Поэтому она нуждается в особой категории, фиксирующей существование мира, человека и сознания – категории бытия. Философы исходили из того, что такая идея позволяет мысленно объединить самые различные предметы и явления мира лишь по одному признаку – их объективному существованию: Природа и общество, люди и их действия, мысли, чувства, существуют и образуют целостное единство мира.

Бытие – философская категория с помощью которой осознается всеобщая связь между всем существующим: природным, социальным, духовным.

К материальному бытию относят физический, природный мир, мир вещей.

К идеальному бытию относят духовный мир, мир сознания, мир идей.

Проблема трактовки бытия и соотношения его с сознанием стоит в центре философского мировоззрения. Истолкование бытия претерпело сложное развитие. Его общей чертой является противоборство материалистического и идеалистического подходов.

Впервые категорию «бытие» применили древнегреческие философы Парменид, Демокрит, Платон и Аристотель, которые понимали ограниченность утверждений о существовании мира «здесь» и «сейчас», стремились понять его как единство конечного и бесконечного, постоянного и меняющегося. Именно через эту категорию они определяли отношение человека к окружающему миру, но сам мир видели по-разному.

Если Парменид и Гераклит под бытием понимали весь мир, то Демокрит отождествлял бытие с простыми, неделимыми физическими частицами – атомами. Для него бытие – это основа мира, а не весь мир. Множество, богатство мира Демокрит объяснял сосуществованием бесконечного множества атомов. Платон под бытием понимал нечто вечное и неизменяемое, что может быть познано только разумом, а в результате свел бытие к бестелесному созданию – идее. Идея – центральная категория в философии Платона. Идея вещи есть нечто идеальное – это смысл, сущность вещи.

Аристотель подверг критике учение Платона об идеях и дал решение вопроса об отношении в бытии общего и единичного. Единичное – то, что существует только «где-либо» и «теперь», оно чувственно воспринимаемо. Общее – то, что существует в любом месте и в любое время («повсюду» и «всегда»), проявляясь при определенных условиях в единичном, через которое оно познается. Общее составляет предмет науки и постигается умом. Таким образом, он отверг учение об идеях как сверхъестественных и самостоятельных сущностях, которые не связаны с бытием отдельных вещей (чувственное бытие), и предложил различать разные уровни бытия (от чувственно-конкретного до всеобщего). Для объяснении того, что существует, Аристотель принимает четыре причины:

1. Сущность и суть бытия, в силу которой всякая вещь такова, какова она есть (формальная причина);

2. Материя и подлежащее (субстрат) – то, из чего что-либо возникает (материальная причина);

3. Движущая причина, начало движения;

4. Целевая причина – то, ради чего что-либо осуществляется.

Хотя Аристотель признавал материю одной из первых причин и считал ее некоторой сущностью, он видел в ней только пассивное начало (возможность стать чем-либо), всю же активность приписывал остальным трем причинам, причем источником всякого движения считал неподвижное, но движущее начало – бога. Бог Аристотеля – «перводвигатель» мира, высшая цель всех развивающихся по собственным законам форм и образований.

Взгляды древнегреческих философов на проблему бытия выявили два разных подхода: в первом случае проблема бытия ограничивалась самой природой (земной мир и космос), в другом подходе в определении содержания и сущности бытия выявилась абсолютизация знаний об объективно чувственном мире вечных бестелесных идеях. Но было и общее в этих взглядах – это разграничение бытия и небытия.

Бурное развитие науки, техники и материального производства (XVII–XVIII век) отразилось и на понимании бытия, которое стало рассматриваться как материальная реальность, как природа, которая противостоит человеку и осваивается человеком в процессе его деятельности. Господство в этот период механики привело к тому, что сама природа (как бытие) трактовалась как сложная система, в которой происходят только механические изменения.

Новый подход к пониманию бытия представлен в немецкой классической философии. Так, для Канта бытие – это не особенность вещей, а способ связи человеческих понятий и суждений. У Гегеля оно совпадало с начальным этапом развития идеального (абсолютной идеи). У Фихте – создавалось деятельностью человека. Шеллинг видел бытие в свободной духовной деятельности человека (абсолютизация объективного, идеального, духовного мира человека). Прежняя онтология бытия (отождествление бытия с природой) была отвергнута.

Положительным моментом в подходе понимания бытия было то, что духовный мир человека (и сам человек с его сознанием и самосознанием) был включен в структуру бытия. В определенной мере такое видение проблемы бытия характерно и для экзистенциализма, который в раскрытии сущности бытия исходит из рассмотрения приоритета содержания сознания над материальным бытием. Особенно это видно во взглядах основателя экзистенциализма Кьеркегора, который считает, что предметное бытие выражает собою «ненастоящее существование» человека. Но заслугой экзистенциализма является то, что он впервые поставил вопрос об ограниченности гуманизма в фундаменте научно-технической цивилизации. Положительным является и то, что экзистенциализм обосновал уникальность (единичность) каждого человека, что требует видеть и уважать в каждом человеке неповторимое существо, но при этом была отвергнута общественная сущность человека. Педагогическая деятельность предполагает признание единства единичности (уникальности) и общности человеческого в каждом человеке.

Читайте также:  Как расшифровать анализ скрининга 1 триместра

Марксистская философия рассматривает проблему бытия многогранно, на основе диалектико-материалистического решения основного вопроса философии, признания многоступенчатости бытия, взаимосвязи уровней, которые нельзя свести в одно.

Различают несколько взаимосвязанных основных форм бытия: бытие вещей (предметов) природы, «второй природы», общества, человека и всего духовного, которое делится на индивидуализированное (духовный мир личности) и внеиндивидуализированное духовное (общественное сознание). Важнейшим свойством индивидуального, да и общественного сознания, является идеальность.

Идеальное – характерная черта, главнейший признак сознания, обусловленный социальной природой человека. Идеальное – это образы, подлежащие опредмечиванию или духовной объективизации. Идеальное широко представлено в трудовой практической деятельности.

Итак, идеальное – это гносеологические образы (образы будущих предметов или ситуаций, программ, моделей) и ценности бытия человека (добро, правда, справедливость, истина, красота и т.п.), которые подлежат реализации в деятельности человека (общества в целом).

Учение о бытии дает представление о богатстве мира и рассматривает разные формы бытия как находящиеся рядом, как существующие. Единство мира при этом признается, но не выявляется основа, сущность этого единства. Это и привело философию к выработке таких категорий, как субстанция и материя.

Субстанция– философская категория, которая означает внутреннее единство разнообразных конкретных вещей, явлений и процессов, основу и сущность всего существующего (бытия).

Опираясь на опытные знания, на простое созерцание мира, древние философы высказывали суждения о том, что все явления мира, которые окружают человека, имеют какую-то первооснову, неизменную и неистребляемую субстанцию. Демокрит и Эпикур, например, считали, что тела состоят из неделимых частиц (атомов), которые различаются только по величине, форме, положению и весу.

В философии рядом с материалистическим складывалось и религиозно-идеалистическое понимание субстанции. Так, представитель объективного идеализма Платон весь реальный мир делил на мир идей (первопричина) и мир чувственных вещей (материальный). Спиноза, отождествляя субстанцию с Богом, а Бога с природой (пантеизм), сделал вывод, что природа – это единая, вечная и бесконечная субстанция, которая не требует какого-либо иного начала. Она – причина единичных вещей и причина самой себя. Таким образом, идеализм отрицает понятие материальной субстанции и первичности ее бытия. Первопричиной бытия признается духовная субстанция: сознание индивида (Беркли) или абсолютная идея (Гегель).

Диалектико-материалистическое учение о субстанции связано с отождествлением в определенном смысле субстанции и материи. Материя выступает как субстанция тогда, когда противопоставляется всем конкретным формам своего существования, включая и такое ее свойство, как сознание. В качестве субстанции материя выступает как объективная реальность, рассматриваемая со стороны ее внутреннего единства, безотносительно ко всем тем бесконечно многообразным видоизменениям, в которых и через которые она в действительности существует.

Монизм (от греч. monos – «один», «единичный») – философский взгляд на мир, который основывается на единой субстанции (основе) всего существующего. В рамках основного вопроса философии материалистический монизм характеризуется тем, что в качестве первоосновы мира признает материю, а сознание (идеальное) ставит в зависимость от нее, сознание признается как свойство материи. Для идеалистического монизма субстанцией является сознание индивида, всемирный разум, абсолютная идея.

Дуализм (от лат. dualis – «двойственный») – философское учение, которое признает две субстанции (материю и сознание), независимые одна от другой, то есть материальное и идеальное. Декарт как основоположник дуализма считал, что психические и физиологические процессы развиваются самостоятельно.

Во второй половине XIX в. идеализм выступил с разного рода концепциями бытия, в которых якобы преодолена противоположность материи и духа, а, следовательно, материализма и идеализма.

Неопозитивизм, экзистенциализм, критический реализм – выступили вообще против всякой субстанции (как материалистической, так и идеальной), с попыткой противопоставить понятию субстанции понятие «Бытие» как единой, доступной познанию «реальности». Б. Рассел (1872 – 1970 гг.) (анг. Философ, ученый, логик) писал: «… Теперь большинство из нас не признают «субстанцию» полезным понятием (Человеческое познание. М., 1957, с. 108). Николай Гартман (1882 – 1950 гг.) – нем. философ, основатель «критической онтологии»: «Сегодня в проблемах бытия нет речи о субстанциональных формах». У Хайдеггера (1889 – 1976 гг.) — (нем. философ, сыгравший решающую роль в становлении экзистенциализма) все категории философии стали разновидностью понятия бытия, существования, а предмет философии определяется как «существующее бытие сущего». Бытие объединяет сущее тем, что оно есть существование. В философской концепции Н. Гартмана под названием «новой онтологии» утверждает многослойную структуру бытия и самостоятельность каждого слоя и в конечном счете сводит все слои к «пространственно-материальным» и «непространственно-имматериальным». У Гартмана, таким образом, основные формы бытия материи – пространство и время попадают в различные структурные слои, отрываются друг от друга.

Таким образом, попытка рассматривать Бытие отвлеченно от субстанции, независимо от материи, как «чистое» бытие, как бытие «самого себя» «онтологически», как особую по отношению к материи «реальность» неизбежно приводит к дуализму «материальных « и «имматериальных» слоев, либо к допущению другой субстанции, существовавшей до материи, породившей материю и, т.о., освобождая философию от необходимости познать действительное бытие материи со всеми её свойствами и различать среди них такое свойство, как способность верно отражать, давать в мысли копии её многообразного бытия.

Решение проблемы бытия в русской философии многогранно и порой в корне отличается от западноевропейского подхода.

Для русской философии характерно понимание трансцендентности (то, что находится за границами сознания и познания) бытия, существование которого более очевидно, чем существование мыслящего «Я». Исходя из этого человеческое «Я» не автономно, а является, по существу, проявлением и выражением бытия. Такая позиция русского мировоззрения по сравнению с западным объясняется прежде всего на философии всеединства. Бытие мыслится как вселенское единство, но не однородное, а строящееся из различных элементов, всецело связанных между собой. Здесь заложено представление религиозного мировосприятия о совершенном образе бытия, отличном от ущербного эмпирического.

Сущность русской онтологии, по словам Н. Бердяева, имеет истоки в религиозном сознании. Православие не разделяет жизнь человека на внутреннюю и внешнюю, как это делает католицизм, протестантизм. Бытие человека в Боге – на этом основана русская религиозность.

Ф. Энгельс говорил о мире, о его бытии как предпосылке его материального единства, а не о бытии вообще как предпосылке его материальности. Бытие не предшествует материи. Как нельзя рассматривать бытие вне объективной реальности, вне материи, так же нельзя рассматривать и материю безотносительно к бытию или как часть бытия. В этом заключается принципиальное отличие материалистического понимания бытия от идеалистического, так как идеализм отделяет бытие от материи. Поэтому категорию бытие важно рассматривать в свете основного вопроса философии.

Категории «бытия» и «материи» — это предельно широкие понятия, которые определяются через их соотношение со столь же широкими понятиями – психического, сознания.

Это существенное различие и оказалось важным обстоятельством, т.к. в XX в. идеалистическая философия, отделив Бытие от материи, сделала бытие центральной категорией онтологии и противопоставила её не только духу, но и материи. «Идеалист отрицает бытие физического, независимо от психики и потому отвергает понятие, выработанные философией для такого бытия».

Категория материи

Понятие материи является фундаментальным как для философии, так и для естествознания. Их связь при решении основного вопроса философии (об основе единства мира, человека, сущности бытия этого мира) определило этапы, эволюцию взглядов на материю и ее атрибуты, что, в свою очередь, нашло отражение в существовании основных исторических форм материализма. Можно выделить несколько этапов в развитии взглядов на материю: античная философия, эпоха Возрождения и позднейшее развитие философии и естествознания, марксистская философия.

В античности философия строилась на обычной наблюдательности (первый этап). Выводы делались на основе обобщения повседневного опыта. Характерная особенность взглядов на материю в этот период заключалась в том, что какой-то элемент природы (огонь, вода) считался самым элементарным, входящим в каждую вещь природы (всего мира). Такой взгляд на материю позволял проще объяснять качественное разнообразие мира: вещи возникают в результате соединения и разъединения указанных элементов.

В философии Средневековья ставились вопросы о том, что вечна ли материя, появилась ли она естественно или сотворена, является ли она субстанцией. Так, Ф.Аквинский считал, что материя создана Богом и не имеет самостоятельного бытия, т.е. не является субстанцией.

Тем не менее, в философии исподволь ведется работа под построением новой методологии познания.

Одним из первых, кто внес свой вклад в это построение был крупнейший европейский мыслитель XV в. Николай Кузанский (1401 – 1464 гг.). Сделав блестящую церковную карьеру (он стал кардиналом католической церкви) Н. Кузанский пытался использовать античное наследие (Платона) для анализа тех проблем, которые встали перед наукой и философией его времени. Он перенес категорию «бытие» из сферы трансцендентальной (переступать, означает сверхкатегориальный, понятие, возвышающиеся под всеми мыслимыми категориями «родами») и умозаключительной в чувственный, природный мир. Тем самым был придан импульс развитию философско-материалистических учений о мире. Если для неоплатоников был свойственен иерархический взгляд на бытие, мир мыслился или как процесс нисхождения от высшего начала к низшему, то Кузанский своим принципом развертывания снимает иерархический принцип строения природы. Поскольку Бог бесконечен, то развернутая природа, хотя и не бесконечна, ибо тогда она могла быть равнойБогу, но не имеет границ, а, следовательно, центра. Раз происходит развертывание мира, то мир един, нет никакого различия между землей и небесными сферами. Тем самым Н.Кузанский существенно подрывал схоластический взгляд на мир, основывающийся на признании земли центром Вселенной. Кузанский, т.о., создавал теоретические предпосылки для построения иных, чем геоцентрическая картина мира.

Второй этап в становлении взглядов на материю связан с дальнейшим развитием представлений о мире. Материя в это время отождествлялась с веществом, атомами. Н. Коперник и Д. Бруно в своих работах возродили представления греческих философов о внутренней активности материи. Бруно считал материю единым началом всего существующего, утверждал, что для природы Бог не нужен. Он высказал идеи о единой бесконечной субстанции, из которой возникает множество миров. Такие мысли созвучны проблеме материального единства мира.

Развитие в XVII–XVIII вв. математики и механики содействовало изучению природы и обогащению представлений о материи. Материи приписывались такие свойства, которые изучались на основе механики Ньютона – протяженность, непроницаемость, инерция, вес, неизменная механическая масса и др. На основе механистического понимания материи природа представлялась в виде сложной механической системы, элементами которой являются атомы. Абсолютизация роли законов механики при познании материи привела к забвению представлений античной философии о самодвижении материи. На вопрос, что заставляет материю двигаться, был дан ответ – первотолчок. Но что это такое? Значительную часть своей научной деятельности Ньютон посвятил поиску ответа на этот вопрос. Механицизм требовал наличия источника движения материи за ее пределами.

Важно при этом подчеркнуть и то, что механистические представления о материи нельзя было распространять на общественные и духовные процессы, понять процесс развития материи до возникновения сознания. Сознание просто соотносилось с материей, но между ними не налаживалась связь на научной основе. Отсутствовал взгляд на бытие, как развитие единой природно-социальной системы. В результате «материя» и «сознание» метафизически противопоставлялись друг другу, рассматривались вне развития, как застывшие, неизменные.

Третий этап в эволюции взглядов на материю относится к середине XIX века. В естествознании и в социальной практике сложились предпосылки диалектического понимания сущности мира. Новое объяснение материи, предложенное К. Марксом и Ф. Энгельсом, точнее диалектики материи и сознания, позволило лучше постигнуть сущность отношений человека к миру и самому человеку. По Ф. Энгельсу, материя бесконечна не только в количественных, но и в качественных отношениях. Ей присущи противоречивость и самодвижение. Это активное начало мира. Материя первична по отношению к сознанию, которое является результатом развития материи. Мир – это материальный мир с множеством вещей и явлений, которые остаются и исчезают, отражаются в сознании человека, но существуют независимо от него, объективно. И это общее свойство всех элементов мира и есть материя.

Недооценка мировоззренческой роли философии ведет к методологическим кризисам и трудностям в развитии различных наук. Всем известна роль диалектики в преодолении кризиса в физике в начале XX века, когда в связи с обнаружением электронов, радиоактивности, теории относительности и т.д., открытием корпускулярно-волновой природы элементарных частиц многие физики сделали ошибочный (в духе субъективного идеализма) вывод об исчезновении материи, дематериализации атома.

Новые открытия могли быть поняты лишь с позиций диалектического материализма, который не связан жестко с вопросом о конкретном строении материи – это физический вопрос, а вопрос об отношении нашего познания к физическому миру – это философская проблема. Путь к диалектическому определению понятия материи как единой субстанции лежит не через перечисление её физических свойств, а через соотнесение её с сознанием.

В.И. Ленин в работе «Материализм и эмпириокритицизм» (1908) предложил принципиально новое осмысление сущности материи, подчеркнув, что единственное её свойство – быть объективной реальностью, существовать вне нашего сознания.

На самом деле исчезла не материя, а предел наших знаний о ней, изменились наши представления о материи. Эти знания – суть, истина относительная, но в ней содержатся зерна абсолютной истины, нечто не преходящее. Не менее эффективно диалектика позволила преодолеть в середине XX века методологический кризис в математике, где еще в начале столетия были обнаружены парадоксы теории множеств; общей теории систем, в период становления которой были сделаны неверные выводы о том, что она пришла на смену традиционной философии; теоретической кибернетике, в которой понятие информации трактовалось в качестве новой философской категории; молекулярной генетике, в которой метафизические крайности автогенеза и этногенеза обнаружили свою несостоятельность.

Материя нигде и никогда не утрачивает своей способности ко все новым превращениям. При этом возможны любые её превращения , кроме двух – возникновение из ничего и перехода в ничто. Она источник и причина, и следствие самой себя. Она едина в своем самобытии. Принцип сохранения материи подтверждается современной наукой. Из этого следует, что неуничтожимость и несотворимость, бесконечность есть непременное условие самого существования мира: ведь энергия суть мера движения материи.

Таким образом, категория «материя» одновременно выполняет и гносеологическую, и методологическую функции, поскольку:

1. материя определяет сущность мира и является основой единства мира;

2. логика вещей (объективного) мира определяет логику понятий, знаний человека, формируя их в единую систему (научная картина мира);

3. материальная деятельность человека – источник познания и критерий достоверности знаний, поскольку сознание является отражением, образом объективной реальности.

Диалектико-материалистическое понимание материи мировозренчески и методологически ценно не только для естествознания, но и для социальной практики. Оно позволяет рассматривать общественную жизнь как функционирование и развитие сложной материальной системы — человеческого общества, которое представляет собой единство материальных и духовных факторов: общественное сознание — отражение общественного бытия, но и общественное сознание воздействует на общественное бытие, изменяет его в процессе человеческой деятельности. Современное естествознание, а также обществоведение, исследуя разные системы материального и духовного мира, расширяет наше представления о структуре и свойствах материи.

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; Нарушение авторского права страницы

источник