Меню Рубрики

Какой вид анализа проводится заинтересованными лицами

В основе классификации видов экономического анализа лежат функции управления, поскольку экономический анализ является необходимым элементом выполнения каждой функции управления экономикой. По аналогии с бухгалтерским учетом экономический анализ разделяют на внутренний управленческий анализ – составная часть управленческого учета, т. е. информационно-аналитического обеспечения руководства предприятия, и финансовый анализ– составная часть финансового учета, обеспечивающего внешних пользователей информацией о предприятии, выступающем самостоятельным субъектом экономического анализа по данным публичной финансовой отчетности.

Экономический анализ можно классифицировать по различным критериям и признакам (табл. 3).

Классификация видов анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия

Классификационный признак Вид анализа
Объект Структурный Функциональный
Периодичность проведения Систематический Эпизодический
Цель Внутренний Сравнительный
Характер Динамический Статический
Масштаб Комплексный (системный) Локальный (объектный)
Содержание Предметный Операционно-процедурный
Форма оценки результатов Количественный Качественный
Субъект Анализ хозяйствующего субъекта (самоанализ) Анализ внешних структур (внешний анализ)
Метод Статический; факторный; экспертный

Структурный анализоснован на структуризации изучаемого объекта. Каждый структурный элемент является самостоятельным предметом детального исследования и характеризуется определенными параметрами.

Функциональный анализисследует процесс функционирования (деятельности) предприятия.

Систематический анализпредполагает постоянное исследование изменения технико-экономического состояния предприятия.

Эпизодический анализоснован на разовых специальных исследованиях изменения технико-экономического состояния предприятия.

Внутренний анализслужит для выявления состояния данного предприятия.

Сравнительный анализнужен для сравнения состояния данного предприятия с другими однотипными предприятиями.

Динамический анализбазируется на изучении конкретных показателей в динамике, развитии. Он основан на расчете таких показателей, как абсолютный прирост, темп роста, темп прироста, абсолютное значение одного процента прироста, на построении рядов динамики.

Статический анализисходит из неизменности, статичности характеристик технико-экономического состояния предприятия.

Комплексный (системный) анализисходит из того, что любой технико-экономический процесс представляет собой определенную систему, для которой характерны внутренние закономерности, отличительные особенности и свойства. Системный анализ имеет две разновидности – генетический (изучение системы в развитии) и функциональный (изучение реального функционирования системы).

Локальный (объектный) анализ базируетсяна изучении отдельных локальных характеристик технико-экономического развития.

Предметный анализоснован на изучении предметно определенных фрагментов технико-экономического развития предприятия, анализе предметных циклов технико-экономического процесса.

Операционно-процедурный анализбазируется на исследовании отдельных операций, процедур в технико-экономических циклах, имеющих достаточно большое значение для развития анализируемого предприятия.

Количественный анализисходит из необходимости определения количественных характеристик технико-экономического состояния предприятия. Цель данного анализа состоит в измерении, сравнении результатов производства, уровня затрат, установлении количественной меры влияния различных факторов.

Качественный анализоснован на качественных сравнительных оценках, характеристиках технико-экономического состояния предприятия. Его целью является выявление особенностей данного состояния и его внутренних взаимозависимостей.

Самоанализвыполняется внутри предприятия силами своих специалистов. Его субъектом являются внутризаводские структуры.

Внешний анализвыполняется с привлечением экспертов, аудиторов, отдельных высококлассных специалистов по профилю работы предприятия.

Статистический анализоснован на исследовании характерных особенностей, структуры, связи явлений, тенденций, закономерностей развития путем применения математико-статистических и экономико-статистических методов.

Факторный анализ направлен на выявление величины влияния факторов на прирост и уровень результативного показателя.

Экспертный анализ направлен на получение оценки проблемы на основе группового мнения специалистов (экспертов). Совместное мнение обладает большей точностью, чем индивидуальное мнение каждого из специалистов [13, с. 9].

В зависимости от масштабов и сложности производства в субъектах хозяйствования функции управления могут детализироваться, а вместе с этим процессом появляется необходимость соответствующей группировки видов анализа:

1. По содержанию процесса управления:

перспективный (прогнозный, предварительный) анализ(производится до осуществления хозяйственных операций, необходим для обоснования управленческих решений и плановых заданий, для прогнозирования будущего и оценки ожидаемого выполнения плана);

ретроспективный (оценочный, последующий) (производится после совершения хозяйственных актов, используется для контроля за выполнением плана, выявления неиспользованных резервов);

– оперативный (ситуационный) анализ(его цель – оперативно выявлять недостатки и воздействовать на хозяйственные процессы).

2. В зависимости от характера объектов управления разделяют виды анализа, отражающие:

отраслевую структуру народного хозяйства;

уровни общественного производства и управления. В экономическом анализе хозяйственной деятельности особое внимание уделяется уровням управления в отраслях народного хозяйства. В промышленности, как правило, два главных уровня управления (соответственно, и в других отраслях): ведомство (высшее звено) и предприятие (первичное звено). В первичном звене для анализа выделяют самостоятельные производственные единицы (цехи и отделы, участки и рабочие места);

стадии воспроизводственного процесса – выбор и проектирование (НИР) будущего производства, подготовка производства, производство, обмен, распределение и потребление продукции (услуг);

составные элементы производства (трудовые и материальные ресурсы) и отдельные составные части производственных отношений (например, финансовые, кредитные).

3. По объектам управления выделяют:

технико-экономический анализ,которым занимаются технические службы предприятия (главного инженера, главного технолога и др.). Его содержанием является изучение взаимодействия технических и экономических процессов и установление их влияния на экономические результаты деятельности предприятия;

финансово-экономический анализ (финансовая служба предприятия, финансовые и кредитные органы) – основное внимание уделяется финансовым результатам деятельности предприятия: выполнению финансового плана, эффективности использования собственного и заемного капитала, выявлению резервов увеличения суммы прибыли, роста рентабельности, улучшения финансового состояния и платежеспособности предприятия;

управленческий анализ – проводят все службы предприятия с целью предоставления руководству информации, необходимой для планирования, контроля и принятия оптимальных управленческих решений, выработки стратегии и тактики по вопросам финансовой политики, маркетинговой деятельности, совершенствования техники, технологии и организации производства, носит оперативный характер, его результаты – коммерческая тайна;

социально-экономический анализ (экономические службы управления, социологические лаборатории, статистические органы) – изучает взаимосвязь социальных и экономических процессов;

экономико-статистический анализ (статистические органы) – применяется для изучения массовых общественных явлений на разных уровнях управления: предприятия, отрасли, региона;

экономико-экологический анализ (связанный с охраной окружающей среды);

экономико-правовой анализ (изучаются правовые аспекты);

маркетинговый анализ (служба маркетинга предприятия или объединения) – применяется для изучения внешней среды предприятия, рынков сырья и сбыта готовой продукции, ее конкурентоспособности, спроса и предложения, коммерческого риска, формирования ценовой политики, разработки тактики и стратегии маркетинговой деятельности.

4. По методике изучения объектов:

— присопоставительном анализе обычно ограничиваются сравнением отчетных показателей о результатах хозяйственной деятельности с показателями плана текущего года, данными прошлых лет, передовых предприятий;

факторный анализ направлен на выявление величины влияния факторов на прирост и уровень результативных показателей;

диагностический анализ, позволяющий обосновать предпочтительные варианты развития. (Пример: если темпы роста валовой продукции опережают темпы роста товарной продукции, то это свидетельствует о росте остатков незавершенного производства. Если темпы роста валовой продукции выше темпов роста производительности труда, то это признак невыполнения плана мероприятий по механизации и автоматизации производства, улучшению организации труда и на этой основе сокращения численности работающих.);

маржинальный анализ – это метод оценки и обоснования эффективности управленческих решений в бизнесе на основании причинно-следственной взаимосвязи объема продаж, себестоимости и прибыли и деления затрат на постоянные и переменные;

с помощью экономико-математического анализа выбирается наиболее оптимальный вариант решения экономической задачи, выявляются резервы повышения эффективности производства за счет более полного использования имеющихся ресурсов;

детерминированный анализ применяется для исследования функциональных взаимосвязей между факторными и результативными показателями;

стохастический анализ (дисперсионный, корреляционный, компонентный и др.) используется для изучения стохастических зависимостей между исследуемыми явлениями и процессами хозяйственной деятельности предприятий;

функционально-стоимостный анализ (ФСА) представляет собой метод выявления резервов. Он базируется на функциях, которые выполняет объект, и сориентирован на оптимальные методы их реализации на всех стадиях жизненного цикла изделия (научно-исследовательские работы, конструирование, производство, эксплуатация и утилизация). Его основное назначение в том, чтобы выявить и предупредить лишние затраты за счет ликвидации ненужных узлов, деталей, упрощения конструкции изделия, замены материалов и т. д.

5. По субъектам:

— внутренний: руководство и экономические службы, собственники и органы хозяйственного управления;

— внешний: поставщики, покупатели, кредитные, финансовые органы.

6. По периодичности: периодический – годовой, квартальный, месячный, декадный, каждодневный, сменный; непериодический – разовый анализ.

7. По содержанию и полноте изучаемых вопросов:

— полный анализ всей хозяйственной деятельности,

— локальный анализ деятельности отдельных подразделений,

— тематический анализ отдельных вопросов экономики.

8. По охвату изучаемых объектов:

9. По степени механизации и автоматизации вычислительных работ (анализ в условиях электронной обработки данных с применением различной вычислительной техники).

На каждом уровне управления ежедневно принимается множество решений, для обоснования которых используются различные виды экономического анализа. Основой принятия решений по регулированию производства является оперативный анализ, для которого характерно моделирование хозяйственных ситуаций, применение стандартных решений.

Для решения задач стратегического управления, как правило, применяется итоговый комплексный экономический анализ отдельных предприятий, всесторонний анализ экономической перспективы их развития.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Учись учиться, не учась! 10539 — | 7954 — или читать все.

193.124.117.139 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

источник

Кем же выдвигаются требования, которые подлежат выполнению предприятием? Ведь круг заинтересованных лиц любой организации очень широк, и не только удовлетворить все их требования, но и просто собрать информацию об этих требованиях чрезвычайно сложно. Как известно, под заинтересованными лицами понимаются любые лица или стороны, которые могут влиять на деятельность организации или сами могут оказаться под ее влиянием (акционеры, менеджеры, работники компании, банки, покупатели и деловые партнеры, государственные органы, сами бизнес-аналитики, эксперты в данной предметной области, общественные группы и местное население, средства массовой информации и т.п.). Далеко не все из них настолько значимы для организации, чтобы она стала выполнять их требования. Поэтому необходимы идентификация заинтересованных лиц и их содержательная классификация.

В зависимости от конкретной цели исследования классификация заинтересованных лиц может быть построена по самым различным классификационным признакам. Так, по признаку отношения кформировнию капитала компании традиционно выделяют две группы — финансовых и нефинансовых стейкхолдеров.

К финансовым стейкхолдерам относятся владельцы собственного и заемного капитала, а к нефинансовым — все остальные заинтересованные стороны. Такой подход очень популярен в корпоративных финансах и финансовом менеджменте. Но для целей бизнес-анализа представляются наиболее важными пять классификационных признаков:

  • — степень зависимости от организации;
  • — степень влияния на организацию;
  • — степень участия в деятельности организации;
  • — ответственность организации;
  • — признак представительства.

В соответствии с этими признаками могут быть выделены различные классификационные группы заинтересованных сторон:

  • — степень зависимости от организации. По степени зависимости от организации могут быть выделены «ближние» стейкхолдеры организации (собственники, менеджмент и персонал, потребители ее услуг, партнеры по деловой кооперации, поставщики) и «дальние», которых в меньшей степени затрагивает политика этой организации (государственные органы, например);
  • — степень влияния на организацию. Это, пожалуй, самый главный признак для отбора тех заинтересованных сторон, чьи требования должны быть удовлетворены коммерческой организацией. По степени влияния на организацию можно выделить основных стейкхолдеров (владельцев контрольного пакета акций, федеральные и местные органы власти, государственные регулирующие и контролирующие органы, лицензирующие саморегулируемые профессиональные организации, банки, заказчиков продукции или услуг, ключевых поставщиков и т.д.), а также второстепенных, от которых организация зависит в меньшей степени (акционеров-миноритариев, незначительных партнеров, политические партии и т.п.).

Однако не менее важно определить, какое именно влияние на деятельность компании могут оказывать ее стейкхолдеры. Еще в 1991 г. был предложен способ идентификации стейкхолдеров на основе оценки соотношения двух характерных для них потенциалов: способности представлять угрозу для компании или осуществлять с ней сотрудничество. В соответствии с таким подходом каждая из заинтересованных сторон может быть отнесена к одному из четырех видов стейкхолдеров [46]:

  • — поддерживающих (supportive);
  • — смешанных (mixed blessing);
  • — неподдерживающих (nonsupportive);
  • — маргинальных (marginal stakeholders).

Разумеется, для подобной классификации стейкхолдеров необходим глубокий анализ не только их истории и текущей деятельности, рыночных позиций и экономических интересов, но и целого ряда социальных, политических, психологических, экологических и иных аспектов. Но результаты такого анализа позволяют оценить характер потенциального воздействия различных заинтересованных сторон на деятельность организации.

При этом не менее важно определить возможные масштабы такого воздействия. Принято считать, что степень влияния заинтересованного лица зависит от двух переменных: власть и интерес. Власть стейкхолдера определяется его способностью оказывать воздействие на организацию и ее политику. А его интерес характеризуется мотивацией и желанием влиять на эту организацию. Поэтому наиболее влиятельным заинтересованным лицом будет стейкхолдер, обладающий самым высоким уровнем власти и самой большой заинтересованностью.

При этом специалистами выявлена определенная закономерность: чем выше степень влияния конкретного стейкхолдера на деятельность организации, тем выше и зависимость организации отданного стейкхолдера. Но чем выше заинтересованность стейкхолдера в деятельности организации, тем более он сам зависит от деятельности этой организации (рис. 1.1).

Читайте также:  Как сделать анализ анкетирования пример

Экспертным путем с помощью балльных оценок исходных параметров (власть и интерес) и определения величин их произведения можно очертить круг наиболее влиятельных лиц в вопросах определения целей организации и путей их достижения, выявить тех стейкхолдеров, которые могут оказаться в потенциально конфликтных ситуациях, а также тех, чьи требования можно игнорировать.

Рис. 1.1. Схема зависимости степени влияния заинтересованного лица от интереса и уровня власти

Затем необходимо обосновать выбор варианта стратегии для работы компании с каждой из групп стейкхолдеров. С этой целью на базе полученных данных все они должны быть сгруппированы еще на четыре важные группы, для каждой из которых может быть применена соответствующая стратегия (всего таких основных вариантов стратегий тоже четыре). Данный подход можно продемонстрировать при помощи матрицы стейкхолдеров, предложенной Одри Менделоу [44] (рис. 1.2).

В первую группу «А» включаются заинтересованные стороны, обладающие как низким уровнем власти, так и низкой заинтересованностью в работе компании. Компания практически может не тратить усилий на эту группу. Заинтересованные стороны не составляют ни одной угрозы в связи с отсутствием сколь-нибудь существенного влияния на работу этой компании. Эта группа не нуждается и в особом информировании помимо общедоступной финансовой или интегрированной отчетности компании. Однако за такими стейкхолдерами надо наблюдать, осуществляя мониторинг возможных изменений в их активности, властных полномочиях и в их интересах.

Рис. 1.2. Матрица стейкхолдеров

Вторая группа «В» включает стейкхолдеров с высокой заинтересованностью, но низким уровнем власти. Несмотря на свою заинтересованность, они не способны осуществлять какие-либо реальные воздействия на работу компании и ее контроль. Тем не менее помимо официальной отчетности их необходимо информировать о планах компании и держать в курсе ее событий. Эту группу рекомендуется привлекать к обсуждению возможных проблем и заручаться ее поддержкой при принятии важных решений.

Третья группа «С» объединяет стейкхолдеров с низкой заинтересованностью в работе компании, но обладающих большой властью. Представители этой группы могут даже не понимать высокой степени своего влияния на компанию и в силу своего низкого интереса редко вызывают значительные проблемы для нее. Но даже их незначительные интересы очень важно принимать во внимание и обязательно удовлетворять. Их полезно привлекать в качестве консультантов и согласовывать с ними важные стратегические решения.

Четвертая группа «D» включает стейкхолдеров с высокой заинтересованностью в работе компании и высоким уровнем власти, которую они вполне могут применить.

Это главные стейкхолдеры, ключевые игроки, требования которых должны быть удовлетворены в первую очередь. Они должны максимально информироваться и привлекаться к выработке решений. Компания должна стремиться повысить и так уже высокую заинтересованность членов этой группы, выявлять их потребности и полностью их удовлетворять. По отношению к ним необходимо развивать политику вовлечения и тесного сотрудничества, налаживать систему постоянной коммуникации и повышать степень взаимного доверия.

Вовлечение стейкхолдеров в разработку политики компании имеет много положительных последствий. Это делает самих стейкхолдеров не только заинтересованными, но и ответственными за ее эффективное выполнение. Учет мнений многих сторон в ходе диалога с ними позволяет находить лучшие аргументы и принимать обоснованные решения, которые будут поддержаны широкими общественными кругами и не будут вызывать возможных последующих протестов.

Это естественным образом повышает легитимность политики компании и ее общественную значимость. Ведь в ходе демократического процесса принятия решений учитываются и экономические, и социальные, и экологические требования различных заинтересованных сторон, что обеспечивает условия устойчивого развития не только самой компании, но и общества в целом. Против таких решений сложно выступать и властным чиновникам, и политическим деятелям, и конкурентам. Однако диалог со стейкхолдерами не означает, что компания снимает с себя ответственность за выработку своей политики.

Однако давайте вернемся к продолжению нашей классификации стейкхолдеров:

  • — по степени участия в деятельности организации можно выделить активных стейкходеров, реально участвующих в выработке ее политики и в принятии управленческих решений (члены правления, совета директоров, топ-менеджеры), и пассивных — заинтересованных в работе организации, но не желающих в ней непосредственно участвовать (значительная часть акционеров, правительство, различные общественные движения и др.);
  • — по признаку ответственности организации предполагается выделение стейкхолдеров, обязательства перед которыми закреплены действующими нормативными актами, судебными решениями или заключенными договорами и международными соглашениями;
  • — по признаку представительства выделяются заинтересованные стороны, имеющие законное право представлять интересы различных групп стейкхолдеров. К ним можно отнести депутатские и парламентские фракции и группы, различного рода ассоциации (объединения) предпринимателей, создаваемые на федеральном, региональном или местном уровнях (Торгово-промышленная палата РФ, Российский союз промышленников и предпринимателей, Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства «Опора России», Общероссийское объединение среднего предпринимательства «Деловая Россия», «Ассоциация российских банков», «Ассоциация региональных банков России», различные профессиональные саморегулируемые организации).

Подобная классификация может помочь при анализе заинтересованных сторон компании и выделении из них ключевых стейкхолдеров, чьим требованиям необходимо давать приоритет по сравнению с другими. Чем выше будет ранг конкретного лица в каждой из классификационных групп, тем важнее это лицо для бизнеса компании.

Возможны и другие подходы к группировке заинтересованных сторон. Например, если в соответствии с известной моделью Митчелла — Эгла — Вуда стейкхолдеров сгруппировать по критериям «власть», «законность (легитимность)» и «срочность», то на пересечении сфер таких группировок можно выделить группы сторон, с которыми необходимо строить особые отношения, и в том числе определить круг наиболее важных заинтересованных лиц, чьи требования должны быть безусловно выполнены [47].

При этом критерий «власть» в рамках данной модели понимается как способность стейкхолдера влиять на конкретный бизнес при помощи административного или силового принуждения, финансовых рычагов или эмоционального воздействия. Под «легитимностью» в данном случае имеется в виду соответствие статуса и действий стейкхолдера действующему законодательству, морально-этическим нормам и устоявшимся в данном обществе стандартам поведения. Критерий «срочность» введен в эту модель для того, чтобы охарактеризовать отношения с бизнесом различных стейкхолдеров с позиций оценки степени неотложности выполнения их требований (рис. 1.3).

Рис. 1.3. Группировка стейкхолдеров по признакам «власть», «законность» и «срочность»

Так, стейкхолдеры, обладающие высокой властью и полной легитимностью, попадают в «доминирующую группу» заинтересованных лиц. Но если они попадают еще и под категорию высокой срочности, то статус их требований становится еще более значительным, ведь они составляют «категорическую группу». Если присутствуют только признаки власти и срочности, но без легитимности, то это «опасная группа», а легитимность и срочность без власти — «зависимая группа». Те стейкхолдеры, которые обладают лишь одним из признаков, попадают в «бездействующую», «контролируемую» или только «требующую группу».

Очевидно, что такие подходы позволяют более обоснованно принимать решения о выполнении требований отдельных стейкхолдеров в конкретных условиях. При этом принципиальную важность в отечественных условиях (да и не только в отечественных) имеет проверка требований заинтересованных лиц на законность. Так, возможно ли считать в России достойными выполнения требования покупателей продавать им марихуану и другие «легкие» наркотики? Но вот в Голландии, Уругвае, Чехии, штатах Вашингтон и Колорадо США, а также еще в ряде мест это вполне законное требование. А как следует относиться к требованиям о свободном открытии казино или о продаже алкоголя несовершеннолетним? А требования рекетиров и вымогателей (часто очень влиятельных) как можно расценивать? Поэтому в полной мере стейкхолдерский подход может быть реализован лишь в цивилизованном, правовом государстве при соблюдении безусловного приоритета требований действующего законодательства. Тогда аналитику станет ясно, например, как относиться к требованиям акционеров о начислении дивидендов при наличии суммы чистых активов баланса, не достигающей величины уставного капитала компании.

Ряд зарубежных авторов [33] выделяет другие три категории заинтересованных сторон современных корпораций:

  • — неотъемлемые заинтересованные стороны — их участие жизненно необходимо для существования бизнеса фирмы (собственники, менеджмент, исполнительный персонал);
  • — контрактные заинтересованные стороны — обладают формальными договорными отношениями с фирмой, определяющими определенные обязательства этой фирмы перед ними (поставщики, покупатели, банки, страховые компании);
  • — контекстуальные заинтересованные стороны — стейкхолдеры, которые взаимодействуют с фирмой в экологических и социальных сферах. Сюда же можно отнести и государственные регулирующие, и фискальные органы. Они играют ключевую роль в обеспечении общественного доверия, признания и одобрения деятельности фирмы.

Очевидно, что в рамках каждой из классификаций каждая из групп может быть детализирована и ранжирована, что позволит расставлять приоритеты при отборе требований, которые должны быть учтены в ходе дальнейших этапов бизнес-анализа.

Но в силу изменений различных обстоятельств теория стейкхолдеров предполагает и возможности выделения новых категорий заинтересованных лиц. Так, развитие современной геополитической ситуации и процессы глобализации экономики связаны с образованием все новых экономико-политических союзов. К таким союзам можно отнести, например, Евразийский экономический союз или (с некоторой натяжкой) объединение стран БРИ КС. Такие международные экономические образования становятся все более заметными стейкхолдерами для коммерческих компаний входящих в них стран. При этом сами страны, входящие в эти образования, характеризуются тем, что в их экономиках большое значение имеют крупные национальные ресурсные, энергетические, транспортные, оборонно-промышленные и иные компании, в которых очень велика роль государства.

Нетрудно заметить, что в большинстве таких стран государство играет роль заинтересованной стороны, относящейся одновременно и к категории «неотъемлемых», и к категории «контекстных» стейкхолдеров. Без участия государства само существование бизнеса многих компаний просто невозможно.

Взять, например, такие отечественные корпорации, как «Газпром», «РЖД», «Роснефть», «Росатом», «Роскосмос», «Ростех» ит.п. Для них государство не просто выдвигает какие-то требования, но и во многом определяет условия заключаемых ими контрактов, политические и экономические цели их развития, выполняя роль неотъемлемого стейкхолдера. В то же время именно государство выступает здесь и как контекстуальный стейкхолдер: обеспечивает занятость населения и безопасные условия труда, социальную инфраструктуру, охрану окружающей среды при осуществлении деятельности таких корпораций, решение целого ряда социальных и экологических задач.

Таким образом, объединение в лице государства ролей неотъемлемых и контекстуальных стейкхолдеров образует новую, ранее не выделяемую в рамках теории заинтересованных сторон категорию «глобального» стейкхолдера (чем-то знакомую нам по опыту плановой экономики) [18].

Аналогичные процессы можно проследить и в других странах. Так, если ранее, например, в США крупнейшие нефтяные компании были достаточно независимы от государства и их можно было бы характеризовать тремя упомянутыми выше категориями стейкхолдеров, то теперь после нарастания существенных экономических проблем внутреннего долга и «газовой сланцевой революции» Правительство США тоже все более становится глобальным стейкхолдером, поскольку оно заинтересовано как в решении социальных задач внутри страны, так и в балансировке государственного бюджета за счет получения политических, экономических и финансовых выгод от реализации международных проектов по добыче и транспортировке сланцевого газа из Америки в страны Европы и Азии. Поэтому государственные требования все больше влияют на деятельность американских нефтегазовых корпораций.

источник

Наиболее действенной и результативной в современных условиях является методика комплексного анализа хозяйственной деятельности, которая органически соединяет анализ профилирования и структуры производственного потенциала предприятия с выделением основных факторов производства, финансовых результатов деятельности и запаса финансовой прочности. Такой анализ, во-первых, объединяет в единое целое управленческий и финансовый анализ, во-вторых, ретроспективный и предшествующий прогнозный анализ, в-третьих, обобщает результаты тематических анализов в единое целое. В системе комплексного экономического анализа хорошо сочетаются внутрипроизводственный анализ, который позволяет выявить внутренние резервы производства, связанные с лучшим использованием и модернизацией имеющихся ресурсов, анализ хозяйственных отношений, который дает возможность оценить готовность и надежность партнерских связей, анализ состояния рынка с учетом конкурентной среды, анализ достаточности собственных ресурсов для развития производства и возможности и целесообразности разных способов привлечения дополнительных, в том числе заемных, средств.

В общем виде при помощи системы комплексного анализа хозяйственной деятельности можно показать сравнительный эффект от реализации разных стратегий и путей развития предприятии, определив приоритеты показателя целей (увеличение объема продаж, рост рентабельности определенных видов деятельности и продуктов, увеличение массы прибыли, снижение фондо-, материало- или трудоемкости изделий) при определенных внешних условиях деятельности специализируемого объекта. Следовательно, комплексный экономический анализ позволяет выявить всю информацию, необходимую для моделирования развития хозяйствующего объекта.

Комплексный экономический анализ, как правило, строится на основе объединения самостоятельных модулей, которые реализуются в строго заданной последовательности и взаимосвязи. Причем ход анализа имеет возвратно-последовательное движение, т.е. когда заканчивается анализ по определенному модулю, то выводы этого анализа учитываются для корректировки результатов полученных по предыдущим и одновременно служат базой для анализа в последующих модулях. Общая схема и последовательность проведения комплексного анализа приведена на рис. 3.1.

Верхний блок данной схемы связан с оценкой рациональности выбранного направления бизнеса и возможности его дальнейшего развития, определяемой потребностями общества (емкостью рынка) и конкурентоспособностью анализируемого объекта по издержкам производства и мобильности ассортиментной программы.

Анализ оценки организационно-технического уровня предприятия выявляет зависимость от партнеров, которые выполняют части производственного процесса или производят отдельные узлы и блоки готовой продукции. Это дает возможность оценить реальность изменения ассортиментной программы и сроки реализации намеченных изменений. Знание отраслевой и региональной инфраструктуры позволяет определить необходимую комплексность организационно-производственной и организационно-управленческой структуры.

Читайте также:  Какие анализы сдавать для уролога

Важным направлением экономического анализа на стадии формирования и функционирования хозяйствующего субъекта является оценка достаточности собственного капитала и возможности привлечения дополнительных ресурсов на развитие за счет собственной прибыли, роста уставного капитала, выпуска облигационных займов, получения займов от партнеров и кредитных ресурсов. Этот анализ начинает и завершает общую аналитическую работу, так как выбор формы увеличения капитала в большей мере зависит от наличия собственной свободной прибыли, направляемой на развитие.

При проведении комплексного анализа большое значение имеет первоначальная оценка возможности изменения объема и ассортимента производимой продукции. Поэтому анализ имеет такую взаимосвязь с маркетинговым, так как производство и его рост оправданы лишь в случае реализации продукции. Вместе с тем рынок предъявляет спрос на определенный ассортимент изделий, а свобода изменения ассортимента в большей мере зависит от гибкости производственного потенциала, т.е. возможности быстрого перехода от одного ассортимента к другому.

Определение направленности производства дает возможность перейти к оценке достаточности, состояния, качества и использования производственных ресурсов – основных средств, материально-энергетических и трудовых ресурсов. В зависимости от особенностей производственного процесса анализ разных факторов производства проводится с разной степенью детализации. Однако во всех без исключения случаях при анализе необходимо:

· оценить состояние ресурсов, их количественные и качественные параметры;

Себестоимость продукции (переменные и постоянные издержки)

ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА: — средства труда; — предметы труда; — живой труд
Капитал (фонды)

расходы

коммерческие

Прибыль и ее использование: — дивиденды; — стимулирование; — развитие
Объем производства и объем продаж

Рис. 3.1. Схема и последовательность проведения комплексного экономического

· показать степень использования ресурсов, т.е. их загруженность, длительность использования в течение года, месяца, смены, часа и т.п. (уровень экстенсивного использования оборудования);

· определить полноту использования возможностей ресурса (интенсивное использование);

· рассчитать общую отдачу от ресурсов;

· выявить возможности увеличения отдачи.

Анализ использования отдельных ресурсов позволяет перейти к анализу себестоимости продукции, при котором сопоставляются альтернативные издержки при изменении расходов имеющихся ресурсов и дается комплексная оценка их использования. При анализе себестоимости могут быть использованы разные подходы. Однако во всех случаях выявляются переменные затраты, связанные прежде всего с изменением объема производства и ассортимента продукции и постоянные – в основном связанные с организацией бизнеса. При этом следует учитывать, что изменение прямых затрат напрямую зависит от конструкции изделия и технологии его производства. А это, в свою очередь отражается на резервах их снижения – следствие научно-технического развития производства (мобилизация перспективных резервов требует времени и инвестиций). Величина постоянных затрат в значительной мере зависит от возможностей (наличия средств) предприятия, а резервы их снижения являются текущими и могут быть мобилизованы в короткие сроки и без больших дополнительных инвестиций, т.е. основная часть затрат в этом случае носит текущий характер.

Потребность в инвестициях и достаточность капитала более всего зависит от скорости оборота капитала, чему способствует принятая на предприятии амортизационная политика и управление запасами оборотных средств (материальными запасами, запасами готовой продукции и незавершенного производства). В современных условиях, когда предприятие самостоятельно решает вопрос о форме расчетов с партнерами и клиентами, подрядчиками и поставщиками, оборачиваемость капитала связана не только с оборотом материально-вещественных элементов производства, но и с формированием дебиторской и кредиторской задолженностей, что имеет прямое отношение к финансовому аспекту анализа. Следует подчеркнуть, что в годы перехода на рыночную экономику предприятия существенно ослабили контроль за оборачиваемостью оборотных средств, так как обязательные нормативы по этой процедуре перестали устанавливать. В результате образовалось большое количество неликвидов на складах предприятий. В последние годы этому вопросу вновь уделяется достаточно серьезное внимание.

При современных правилах бухгалтерского учета предприятию предоставлена достаточно широкая свобода по выбору методов начисления амортизации, а том числе ускоренной. Этот выбор зависит, во-первых, от возможностей предприятия (позволяет ли уровень рентабельности применить ускоренную амортизацию, чтобы не привести к убыточности) и темпов морального старения оборудования в конкретном сегменте бизнеса. Анализ и оценка амортизационной политики дает возможность выявить потенциальные источники инвестиций, сформированные самим предприятием.

Анализ финансовых результатов включает оценку объема продаж, прибыли и рентабельности. Этой важной составной части финансового анализа в последние годы уделяется весьма серьезное внимание. Однако следует подчеркнуть, что в комплексном анализе оценка объема продаж напрямую связна с контролем за управление переменными затратами, маржинальным доходом (разница между ценой продаж и прямыми издержками) и запасом финансовой прочности, которая определяет возможность маневра и в значительной мере связана с коммерческими расходами (упаковка, расфасовка, масштабы перевозок и т.п.).

Анализ прибыли предполагает прежде всего оценку ее качества, т.е. факторов, которые привели к ее изменению. Это может быть фактор, связанный с временным изменением цен на сырье или готовую продукцию, а может быть фактор, связанный с изменением затрат или ростом объема производства, причем длительность и глубина влияния этих факторов в разных условиях сильно отличаются.

Важное место в анализе прибыли занимает ее использование – выявление той доли прибыли, которая направлена на развитие производства и ее соотношение с размером накопленного амортизационного фонда и необходимыми инвестициями. Это показывает потребность в дополнительном привлечении инвестиций.

Завершается комплексный экономический анализ оценкой финансового состояния предприятия, его платежеспособности и возможности (обеспеченности средствами для дальнейшего развития).

Следует отметить, что комплексный экономический анализ является особенностью российской аналитической школы. Он был разработан аналитической школой Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова под руководством доктора экономических наук С.К. Татура и активно развит его учеником, крупнейшим российским аналитиком, доктором экономических наук А.Д. Шереметом.

Это направление анализа имеет большую перспективу, так как непосредственно связано с совершенствованием управления и повышением эффективности производства.

Вопросы для самопроверки

1. Какие существуют подходы к типологии экономического анализа?

2. Что представляет собой предшествующий, прогнозный анализ и какова его роль?

3. Что представляет собой ретроспективный последующий анализ и какова его роль?

4. Что представляет собой оперативный анализ и какова его роль?

5. В чем заключается финансовый анализ и как он развивается?

6. В чем заключается управленческий анализ и как он развивается?

7. Как соотносятся между собой финансовый и управленческий анализ?

8. Для чего нужен тематический анализ и каковы его особенности?

9. С какой целью осуществляется внутрипроизводственный анализ?

10. С какой целью проводится отраслевой анализ и как он связан с внутрипроизводственным?

11. Что представляет собой региональный анализ и каковы его особенности?

12. Раскройте понятие народно-хозяйственного анализа.

13. Каковы основные направления производственного анализа?

14. Дайте определение комплексного анализа хозяйственной деятельности и каковы его особенности?

15. Какая последовательность проведения комплексного анализа хозяйственной деятельности?

16. Как взаимодействуют управленческий и финансовый анализы в комплексном анализе хозяйственной деятельности?

17. Охарактеризуйте комплексный анализ хозяйственной деятельности как метод обоснования управленческих решений.

18. Как дается оценка деловой активности при комплексном экономическом анализе?

19. Как оценивается финансовое состояние и финансовая устойчивость в комплексном анализе хозяйственной деятельности?

20. Каковы перспективы развития комплексного экономического анализа?

Тестовое задание

1. По содержанию программы (кругу изучаемых вопросов) экономический анализ может быть:

б) сплошным и тематическим;

в) комплексным и тематическим.

2. По времени проведения экономический анализ подразделяется на:

а) текущий и перспективный;

б) предварительный и последующий;

в) предварительный, текущий и заключительный.

3. Какие виды экономического анализа выделяют по признаку широты изучаемых вопросов?

а) технико-экономический и полный (комплексный);

б) полный (комплексный) и тематический;

в) комплексный и финансово-экономический;

г) полный и технико-экономический.

4. Какие виды анализа хозяйственной деятельности выделяют по преобладающим методам выявления резервов?

а) сравнительный, внутренний, социально-экономический;

б) сравнительный, многофакторный, функционально-стоимостной;

в) межхозяйственный, внутрихозяйственный, многофакторный;

г) многофакторный, межхозяйственный, внутренний.

5. Какие виды анализа хозяйственной деятельности выделяют по изучаемым объектам?

а) анализ изделия, внутрипроизводственных подразделений, структурных подразделений, предприятия, отрасли;

б) анализ внутрипроизводственных подразделений, предприятия в целом, производственных объединений, экономического района;

в) анализ продукции, анализ структурных подразделений предприятия, анализ продукции, анализ деятельности предприятий и их объединений, отраслевой;

г) анализ внутрипроизводственных подразделений, анализ продукции, анализ изделия.

6. Наибольшее развитие на предприятиях получил вид анализа:

7. Отличительной чертой оперативного анализа является исследование показателей:

8. Какой вид анализа оценивает вклад каждого подразделения в результаты работы предприятия в целом?

9. Какой вид анализа проводится заинтересованными лицами (инвесторами, кредиторами, государственными органами и др.) на основе данных публичной бухгалтерской отчетности и другой открытой для всеобщего сведения информации?

а) внутрихозяйственный производственный анализ;

б) внешний финансовый анализ;

в) внутрихозяйственный финансовый анализ.

10. Какой из видов финансового анализа позволяет проанализировать состав и структуру активов и пассивов баланса предприятия?

б) анализ относительный показателей;

11. Наиболее важным условием проведения межзаводских сравнений является:

а) однородность выпускаемой продукции;

б) единый период времени, принимаемый для анализа;

в) сопоставимость показателей их деятельности;

г) единая отраслевая принадлежность;

д) использование единой методологической базы.

12. Главным в проведении комплексного экономического анализа является:

б) сопоставимость показателей;

в) период времени, изучаемый в процессе анализа;

г) нахождение оптимальных решений;

13. Только на основании публичной финансовой отчетности обычно осуществляется:

14. Функционально-стоимостной анализ – это:

а) экономическая проработка каждой функции предлагаемого новшества или конкретного изделия;

б) сопоставление показателей хозяйственной деятельности предприятия с целью оценки этой деятельности;

в) анализ деятельности предприятия, проводимый по окончании какого-либо периода;

г) определение стратегии развития предприятия на различные периоды времени.

Дата добавления: 2016-11-02 ; просмотров: 1185 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

источник

C) комплексным и тематическим.

3. По времени проведения экономический анализ подразделяется на:

a) текущий и перспективный;

b) предварительный и последующий;

C) предварительный, текущий и заключительный.

4. Какие виды экономического анализа выделяют по признаку широты изучаемых вопросов?

a) технико-экономический и полный (комплексный);

b) полный (комплексный) и тематический;

C) комплексный и финансово-экономический.

5. Какие виды анализа хозяйственной деятельности выделяют по преобладающим методам выявления резервов?

a) сравнительный, внутренний, социально-экономический;

b) сравнительный, многофакторный, функционально-стоимостной;

c) межхозяйственный, внутрихозяйственный, многофакторный.

6. Наибольшее развитие на предприятиях получил вид анализа:

7. Отличительной чертой оперативного анализа является исследование показателей:

C) натуральных.

8. Какой вид анализа оценивает вклад каждого подразделения в результаты работы предприятия в целом?

b) внутрихозяйственный;

9. Какой вид анализа проводится заинтересованными лицами (инвесторами, кредиторами, государственными органами и др.) на основе данных публичной бухгалтерской отчетности и другой открытой для всеобщего сведения информации?

a) внутрихозяйственный производственный анализ;

b) внешний финансовый анализ;

c) внутрихозяйственный финансовый анализ.

10. Какой из видов финансового анализа позволяет проанализировать состав и структуру активов и пассивов баланса предприятия?

b) анализ относительных показателей;

C) вертикальный.

11. Среди названных ниже показателей выделите тот, который характеризует обеспеченность предприятия рабочей силой:

a) производительность труда;

b) наличие персонала предприятия;

c) среднечасовая выработка.

12. Для анализа неиспользованного времени вычисляют следующие показатели:

a) удельный вес рабочего времени;

b) средняя фактическая продолжительность рабочего периода;

c) среднее фактическое число неявок.

13. Какой показатель эффективности труда характеризует данные о количестве отработанных дней в году, средней продолжительности рабочего дня структуры персонала:

c) объем произведенной продукции.

14. Продукция выпускавшаяся предприятием предшествующем периоде, классифицируется как:

15. Показатели использования предметов труда могут быть отнесены к следующей группе показателей:

b) показателям производства;

16. Какой показатель определяется путем отношения объема произведенной продукции на среднегодовую численность промышленно-производственного персонала?

b) производительность труда;

17. На величину какого показателя отрицательно влияет невыполнение плана по объему производства продукции?

b) не укомплектованность персонала;

18. Может ли увеличиться объем производства на 10% при сокращении численности на 8% и увеличении производительности труда на 28%?

19. Каким показателем характеризуется уровень использования основных производственных фондов?

b) фондоотдача, фондоемкость;

c) производительность труда рабочих.

20. На балансе предприятия основные фонды учитываются по:

a) первоначальной стоимости;

b) восстановительной стоимости;

21. Техническое состояние основных фондов анализируется с помощью показателей:

22. Какой показатель является наиболее обобщающим при оценке эффективности использования основных фондов?

a) использование производственной мощности;

b) степень обновления основных фондов;

c) уровень оборачиваемости оборотных средств.

23. Среди перечисленных ниже показателей выделите тот, который характеризует техническое состояние основных фондов:

a) наличие на определенный период;

b) среднегодовая стоимость;

c) коэффициент изношенности.

24. Под производственным потенциалом предприятия понимается:

a) максимально возможный выпуск продукции;

c) фактическая отчетная мощность.

25. Какой путь развития преобладает на предприятии, если темпы роста фондовооруженности превышают темпы роста фондоотдачи?

Читайте также:  Какие анализы сдавать на иммунитет

26. Какая зависимость существует между производительностью труда и фондоотдачей?

27. К частным показателям материалоемкости относятся:

a) коэффициент использования материалов;

c) коэффициент соотношения темпов роста объема производства и материальных затрат.

28. На основе какого документа определяется степень полезного использования сырья и материалов?

a) фактической себестоимости товарной продукции;

b) сметы затрат на обслуживание оборудования;

c) прейскуранта на изготовление продукции.

29. Маржинальный доход предприятия равен:

a) сумме прибыли и переменных затрат;

b) сумме прибыли и постоянных затрат;

c) разнице между выручкой от реализации и прямыми переменными затратами.

30. Запас финансовой прочности предприятия – это:

a) разность между фактическим объемом продаж и маржинальным доходом;

b) разность между суммой выручки и объемом продаж в точке безубыточности;

31. Точку критического объема производства можно определить:

c) графически и аналитически.

32. Состав затрат, включаемых в себестоимость:

a) затраты на подготовку и освоение производства;

b) потери от простоев и брака;

c) затраты на выполнение работ по строительству и содержанию культурно – бытовых объектов, находящихся на балансе предприятия.

33. По способу отнесения на себестоимость затраты делятся на:

a) постоянные и переменные;

c) контролируемые и неконтролируемые.

34. Какой показатель характеризует величину затрат на производство?

a) себестоимость товарной продукции;

b) себестоимость валовой продукции;

c) себестоимость реализованной продукции.

35. Какие виды расходов отражают эффективность управления?

36. Коэффициент распределения общепроизводственных расходов, который обычно является самым лучшим при их описании на заказ, – это есть:

a) фактические накладные расходы / фактический объем;

b) планируемые накладные расходы / фактический объем;

c) планируемые накладные расходы / планируемый объем.

37. Уровень затрат на 1 рубль товарной продукции рассчитывается как:

a) себестоимость реализованной продукции / стоимость реализованной продукции;

b) стоимость реализованной продукции / себестоимость реализованной продукции;

c) уровень затрат в плановых ценах / уровень затрат в фактических ценах.

38. К условно-постоянным расходам относятся:

a) расходы на заработную плату;

b) арендная плата за землю;

c) расходы на приобретение сырья и материалов.

39. Рост постоянных затрат может происходить в результате:

a) повышение цен на реализуемую продукцию;

b) увеличения натурального объема реализации;

c) повышения оплаты труда работников.

40. Какой показатель является обобщающим результатов производственно-хозяйственной деятельности?

41. Основой образования балансовой прибыли является:

a) прибыль от производительной деятельности;

b) прибыль от коммерческой деятельности;

c) прибыль от снижения себестоимости продукции.

42. Увеличение прибыли от реализации может произойти в результате:

a) увеличения объема продаж;

b) увеличения удельного веса маржинального дохода в выручке от реализации;

c) снижения абсолютной суммы постоянных расходов.

43. Маржинальный доход равен:

a) выручка от реализации продукции – переменные расходы;

b) выручка от реализации продукции – постоянные расходы;

c) выручка от реализации продукции – (переменные + постоянные расходы).

44. Возможна ли ситуация на предприятии, когда объем валовой продукции совпадает с объемом товарной продукции?

45. Отношение всех текущих активов к краткосрочным обязательствам называется коэффициентом:

46. Статьи пассива баланса структурированы по:

a) принадлежности капитала;

b) продолжительности использования капитала;

47. Величину собственного оборотного капитала по балансу можно рассчитать:

a) внеоборотные активы – собственный капитал;

b) текущие активы – текущие пассивы;

c) собственный капитал – внеоборотные активы.

48. Что характеризует наличие денежных средств на расчетном счете в анализируемом периоде?

b) платежеспособность предприятия;

c) иммобилизация оборотных средств.

49. Назовите наиболее ликвидную часть оборотных средств предприятия:

a) краткосрочные ценные бумаги;

b) товары и материальные запасы;

c) незавершенное производство.

50. Чем измеряется оборачиваемость оборотных средств?

b) средним остатком оборотных средств;

c) скоростью их возврата в денежную форму.

51. К косвенным показателям качества продукции относятся:

a) объем забракованной продукции;

c) удельный вес экспортируемой продукции.

52. К частным показателям качества продукции относят:

a) удельный вес сертифицированной продукции;

b) гарантийный срок годности;

c) уровень сервисного обслуживания.

53. Прямыми показателями ритмичности является:

a) удельный вес производства продукции за каждую декаду к месячному выпуску;

b) коэффициент аритмичности ;

c) наличие доплат за сверхурочные работы.

54. Качество продукции – это:

a) соответствие требованиям клиента;

b) абсолютные показатели отдельных свойств;

c) сравнительная характеристика свойств товара.

55. Уровень технической оснащенности труда рассчитывается как:

a) отношение стоимости активов предприятия к численности промышленно-производственного персонала;

b) отношение стоимости активной части основных фондов к численности рабочих;

c) отношение стоимости основных фондов к численности рабочих .

56. Производственный цикл – это:

a) время запуска материалов в производство до получения готовой продукции;

b) время от разработки проекта до его реализации;

c) время от получения материалов до поступления выручки за проданную продукцию.

57. К основным характеристикам организации производственного процесса относится:

a) унификация, централизация, специализация;

b) последовательность, параллельность, прямоточность, непрерывность;

c) стандартизация и типизация.

58. Какие показатели характеризуют организационно-производственную структуру организации?

a) уровень централизации, теснота связей подразделения, полнота производственной структуры;

b) уровень специализации и централизации производства;

c) количество подразделений, соотношение численности работников, стоимость основных фондов, выпуск продукции в подразделениях.

59. Среди названных ниже показателей выделите тот, который характеризует использование рабочего времени:

a) абсолютное отклонение по численности непромышленного персонала;

b) среднее число дней отработанных одним рабочим;

c) коэффициент укомплектованности.

60. Среди перечисленных ниже показателей выделите тот, который характеризует движение рабочей силы:

a) производительность труда;

c) коэффициент укомплектованности.

61. Коэффициенты годности и износа в совокупности должны быть:

62. Какая информация является основой для текущего анализа:

63. С увеличением удельного веса трудоемких изделий в общем объеме выпуска средний уровень трудоемкости продукции:

64. Какой элемент оборотных активов обладает абсолютной ликвидностью:

а) ценные бумаги, краткосрочные финансовые вложения и денежные средства;

b) дебиторская задолженность;

65. Использование основных фондов считается эффективным, если относительный прирост физического объема продукции или прибыли:

а) превышает относительный прирост стоимости основных фондов;

b) не превышает относительный прирост стоимости основных фондов;

с) равен относительному приросту стоимости основных фондов.

66. Структура баланса является неудовлетворительной, если коэффициент обеспеченности собственными средствами имеет значение:

67. Как изменяют объем реализованной продукции остатки годовой продукции на складе на начало года:

68. Финансовую устойчивость определяют исходя из соотношений:

а) собственных средств и оборотных активов;

b) заемных средств и оборотных активов;

с) собственных и заемных средств.

69. Позволяет определить структуру итоговых финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчетности на результат в целом:

70. Средние величины отражают:

а) соотношение между размерами общественных явлений;

b) общие тенденции и закономерности в развитии экономических процессов;

71. К резервам интенсивного типа экономического роста не относится:

а) совершенствование качественных характеристик используемых ресурсов;

b) увеличение времени использования ресурсов;

с) совершенствование процесса функционирования используемых ресурсов.

72. Если коэффициент материальных затрат больше 1, то это свидетельствует:

b) об эффективном использовании материалов;

с) о перерасходе материалов.

73. Наличие зарекламированной продукции:

а) уменьшает объем реализованной продукции, повышает себестоимость;

b) увеличивает объем реализованной продукции, уменьшает себестоимость;

с) не влияет на объем реализованной продукции и ее себестоимость.

74. Коэффициент, показывающий удельный вес продукции, сданной без нарушения графика:

а) коэффициент аритмичности;

b) коэффициент качественности;

с) коэффициент ритмичности.

75. Увеличение остатков готовой продукции на складе и товаров, отгруженных на конец года:

а) увеличивает объем реализации продукции;

b) уменьшает объем реализации продукции;

с) не влияет на объем реализации продукции.

76. К условно-переменным расходам относят:

а) зарплату в цехе персонала;

b) общехозяйственные расходы;

с) зарплату вспомогательных рабочих.

77. Показатель эффективности использования материалов определяется как:

а) отношение стоимости материалов к стоимости отходов;

b) отношение стоимости материалов к стоимости материальных затрат;

с) отношение стоимости отходов к полной стоимости материальных затрат.

78. Экономические показатели делятся на количественные и качественные в зависимости от:

с) положенных в основу измерителей.

79. Показатели делятся на стоимостные и натуральные в зависимости от:

с) положенных в основу измерителей.

80. Относительные величины измеряются:

а) в килограммах, тоннах, метрах;

b) в процентах, коэффициентах;

81. Цель перспективного анализа состоит в том, чтобы:

а) оценить результаты деятельности;

b) выявить закономерности, тенденции и долговременные факторы;

с) постоянный контроль за выполнением заданий.

82. Балансовая прибыль (убыток) отчетного года равна:

а) сумме прибыли от реализации продукции, результата от прочей реализации, сальдо расходов и доходов от внереализационных операций;

b) сумме прибыли от реализации продукции, результата от прочей реализации;

с) сумме прибыли от реализации продукции, сальдо расходов и доходов от внереализационных операций.

83. В основу выделения баланса-нетто положен признак:

а) объективное отражение учетных данных;

84. Рентабельность финансовых вложений определяется:

а) отношением доходов от ценных бумаг и вложений к среднегодовой сумме финансовых вложений;

b) отношением доходов от ценных бумаг и вложений к среднегодовой сумме финансовых вложений в капитальное строительство и материальные затраты.;

с) отношением доходов от ценных бумаг и вложений к скорости оборота совокупного капитала.

85. Какие активы относятся к долгосрочным (внеоборотным) активам:

а) материальные активы, дебиторскую задолженность и нематериальные активы;

b) материальные активы и долгосрочные финансовые вложения;

с) основные средства, нематериальные активы и долгосрочные финансовые вложения.

86. Минимальный риск у тех предприятий, чья деятельность обеспечивается преимущественно:

а) заемными источниками финансирования;

b) собственными источниками финансирования;

с) собственными и заемными источниками финансирования.

87. Оценочным показателем эффективности кадровой политики является:

а) коэффициент оборота по приему;

b) коэффициент постоянства кадров;

с) коэффициент оборота по выбытию.

88. В активе баланса отражаются хозяйственные средства:

а) по источникам формирования;

89. Обязательства предприятия группируются:

b) по степени срочности их оплаты;

90. Слово «ликвидный» означает:

а) легко превращаемый в деньги;

b) быстрореализуемый товар;

91. Причинно-следственные связи экономических явлений и процессов являются:

a) предметом экономического анализа;

b) объектом экономического анализа;

c) субъектом экономического анализа.

92. Под предметом экономического анализа понимается:

a) хозяйственная деятельность предприятия в целом;

b) система экономических показателей деятельности предприятия;

c) производственные отношения .

93. В случае внедрения новой технологической линии для модификации изделия предприятие осуществляет:

a) корреляционно-регрессионный анализ;

94. На какие группы делятся показатели по признаку причинно-следственной связи?

a) количественные, структурные и качественные;

b) результативные и факторные;

95. Какие показатели используются для общей характеристики выпускаемой и реализуемой продукции?

96. Кратная форма связи между результативным и факторным показателям относится к:

b) смешанной (комбинированной);

C) мультипликативной .

Элиминирование применяется при методическом приеме:

97. Балансовый прием основан на форме зависимости:

98. Эвристические методы включают:

a) метод цепных постановок и его разновидности;

b) балансовый метод и метод сравнения;

c) методы экспертных оценок и психологические методы.

99. Какой метод анализа используется для исчисления влияния отдельных факторов на совокупный показатель?

C) цепных постановок.

100.Наиболее важным условием проведения межзаводских сравнений является

a) единый период времени, принимаемый для анализа;

b) сопоставимость показателей их деятельности ;

c) единая отраслевая принадлежность.

101.Только на основании публичной финансовой отчетности обычно осуществляется:

102.Функционально-стоимостной анализ – это:

a) экономическая проработка каждой функции предлагаемого новшества или конкретного изделия ;

b) анализ деятельности предприятия, проводимый по окончании какого-либо периода;

c) определение стратегии развития предприятия на различные периоды времени.

103.Какой вид резерва определяется как разность между максимальным и минимальным комплектным резервом?

104.Для оценки степени использования достижений науки и поиска резервов осуществляется сравнение достигнутых показателей:

a) со средними показателями по зоне, области, со среднеотраслевыми;

b) анализируемого предприятия с лучшими результатами;

c) с нормативными показателями.

105.Для оценки достигнутых результатов и определения неиспользованных резервов осуществляется сравнение достигнутых показателей:

a) со средними показателями по зоне, области, со среднеотраслевыми;

b) анализируемого предприятия с лучшими результатами;

c) с нормативными показателями.

106.Для выявления резервов предприятия используют метод анализа:

a) комплексный ;

107.Главным источником информации при анализе хозяйственной деятельности является:

a) статистические данные других предприятий;

b) данные годового производственного отчета цехов;

108.К какому источнику анализа относятся бухгалтерский, оперативный и статистический учет и отчетность?

109.Какое подразделение выполняет на предприятии анализ плана доходов и расходов?

c) отдел труда и заработной платы.

111.Основной подход к изучению «анализа хозяйственной деятельности» заключается в:

a) комплексном изучении работы предприятий ;

b) определении «узких мест» производства;

c) систематизации данных бухгалтерского учета.

112.Содержание экономического анализа определяется:

a) задачами и целью;

c) актами проверок контролирующими организациями.

113. Связь экономического анализа с философией и теорией познания проявляется в ряде их сходных моментов, таких как:

a) единство гносеологических корней и диалектических законов;

b) единство системности и комплексности ;

c) единство целого и его частей .

114.Теорию экономического анализа можно отнести к пересечению:

a ) «экономики особых экономических форм» с «конкретно-экономическими науками»;

b) «конкретно-экономических наук» с «историко-экономическими науками»;

источник