Меню Рубрики

Какой вид анализа имеет большее значение

Виды анализа можно классифицировать по многим признакам: функциональному, временному, по субъектам (по использованию результатов), по содержанию программы, по степени охвата изучаемых объектов, от методики изучения объектов и др.

1. По функциональному признаку, т.е. по той роли и задачам выделяют финансовый, управленческий, маркетинговый, инвестиционный, технико-экономический, логистический, функционально-стоимостной, экономико-статистический, экономико-экологический и другие виды анализа.

Финансовый анализ – основное его назначение диагностика финансовых результатов предприятия, оценка финансового состояния и эффективности финансово-хозяйственной деятельности.

В процессе проведения финансового анализа выясняют:

· каков имущественный потенциал предприятия и какие изменения произошли за отчетный период;

· насколько оптимальна структура активов предприятия;

· какова структура источников средств предприятия и какие изменения в ней произошли;

· платежеспособно предприятие или нет;

· обеспечена ли финансовая устойчивость предприятия;

· целесообразно ли предприятию привлекать заемные средства;

Управленческий анализ направлен на разработку информации, необходимой руководству для оперативного планирования, контроля и принятия управленческих решений, касающихся использования денежных средств, продажи продукции, совершенствования техники, технологии и организации производства. Управленческий анализ имеет следующие особенности:

· результаты анализа ориентированы на цели и интересы руководителей;

· в процессе проведения управленческого анализа используются различные источники информации (учетные данные, нормативная документация, инструктивный материал и др.);

· отсутствует регламентация по проведению анализа со стороны государственных органов;

· анализ проводится в комплексе, т.е. изучаются все стороны деятельности предприятия;

· анализ является закрытым, т.е. его результаты могут представлять коммерческую тайну (в отличие от финансового анализа, результаты которого являются публичными).

Маркетинговый анализ направлен на продвижение товаров (работ, услуг) на рынок. В процессе маркетингового анализа происходит:

· исследование рынка по направлениям деятельности предприятия;

· разработка стратегии маркетинга на удовлетворение требований потребителей при максимизации собственной прибыли;

· изучение потребительских свойств производимой продукции путем изучения требований потребителей;

· разработка предложений по стимулированию увеличения объема продаж выпускаемой продукции и др.

Инвестиционный анализ используется для разработки программы диагностики инвестиционной деятельности предприятия. В ходе анализа рассматриваются варианты будущих вложений денежных средств по следующим направлениям:

· покупка земли, на которой будет располагаться новое производство;

· расходы на разработку проектно-сметной документации;

· стоимость строительно-монтажных работ по возведению объекта;

· приобретение технологического, транспортного, энергетического и прочего оборудования;

· затраты на создание мощностей по охране окружающей среды;

· затраты на создание и пополнение оборотных средств и др.

В процессе прогнозирования последствий инвестиций с помощью анализа выбирают наиболее выгодные источники финансирования: государственные, муниципальные, заемные средства (кредиты, займы), собственные источники (свободные денежные средства, прибыль и др.).

Технико-экономический анализ применяется для разработки рекомендаций по улучшению экономических результатов за счет использования резервов в технике, технологии, организации производства, а также за счет укрепления материально-технической базы.

В процессе ТЭА осуществляют:

· диагностику производственных результатов во взаимосвязи со структурой основных производственных фондов;

· выявляют влияние технического уровня развития предприятия на качество и конкурентоспособность продукции;

· выявляют резервы в использовании производственных ресурсов;

· оценивают использование трудовых ресурсов, организацию труда, эффективность морального и материального стимулирования повышения производительности труда, проводят анализ соответствия профессионального и квалификационного состава работающих требованиям производства, условий их труда и др.

Логистический анализ исследует товарные потоки на пути от поставщиков сырья до потребителя. Он направлен на поиск резервов ускорения оборачиваемости материальных и денежных средств при производстве и продаже продукции, выполнении работ, оказании услуг. С помощью этого вида анализа можно изыскать возможности по сокращению времени прохождения товаров по цепи производитель-потребитель, снизить транспортные расходы, сократить затраты ручного труда и др.

Существует правило логистики: нужный товар необходимого качества и в необходимом количестве должен быть доставлен в нужное время и в нужное место с минимальными затратами.

Функционально-стоимостной анализ исследует функции, которые выполняет объект, и методы их реализации. Его основное назначение – выявить ненужные функции объекта и предупредить лишние затраты за счет ликвидации ненужных узлов, деталей, упрощения конструкций изделия, замены материалов и др.

Например, в растениеводстве, рекомендации по выращиванию какой-либо сельскохозяйственной культуры с использованием комбинированных машинных агрегатов, которые совмещают несколько операций в одном проходе, позволяют снизить прямые эксплуатационные затраты и уменьшить уплотнение почвы.

Экономико-статистический анализ применяется статистическими органами для изучения массовых явлений на разных уровнях управления – предприятия, отрасли, региона.

Экономико-экологический анализ проводят органы охраны окружающей среды, экономические службы предприятия. С помощью анализа исследуется взаимодействие экологических и экономических процессов, связанных с сохранением и улучшением окружающей среды и затратами на экологию.

2. По времени реализации принимаемых управленческих решений различают:

Оперативный анализ проводят в процессе хозяйственной деятельности, и это оказывает влияние на конечный результат.

Перспективный анализ – проводят с целью определения возможных результатов в будущем и возможного развития событий на перспективу.

Итоговый анализ – определение эффективности и оценка результатов хозяйственной деятельности за анализируемый период с целью использования данных в текущей работе и на перспективу. Его ценность в том, что деятельность предприятия изучается комплексно и всесторонне по отчетным датам за соответствующий период.

3. По субъектам (по использованию результатов, пользователи анализа) различают:

Внутренний анализ, который проводится непосредственно на предприятии для нужд оперативного управления производственной, коммерческой и финансовой деятельностью. Результаты представляют интерес для специалистов, руководителей.

Внешний анализ – проводится на основании финансовой и статистической отчетности банками, налоговыми органами, акционерами, инвесторами для определения кредитоспособности, финансовой устойчивости, ликвидности и др.

4. По степени охвата изучаемых объектов анализ делится на:

Сплошной, при котором выводы делаются после изучения всех без исключения объектов.

Выборочный, при котором выводы делаются на основе результатов обследования только части объектов.

5. По содержанию программы анализ может быть:

Комплексным, когда деятельность предприятия изучается всесторонне.

Тематическим (целевым), когда изучаются только отдельные стороны деятельности предприятия, представляющие в определенный момент наибольший интерес. Например, использование материальных ресурсов, производственная мощность предприятия, снижение себестоимости и др.).

6. В зависимости от методики изучения объектов различают:

Качественный анализ – это способ исследования, основанный на качественных сравнительных характеристиках и экспертных оценках исследуемых явлений и процессов.

Количественный (факторный) анализ – основан на количественных сопоставлениях и исследовании степени чувствительности экономических явлений к изменению различных факторов.

Экспесс-анализ основан на знании типичных признаков, характерных для определенных экономических явлений. Знание признака позволяет быстро и точно установить суть происходящих процессов, не производя глубоких исследований. Например, если объемы производства опережают объемы реализации, то это ведет к затовариванию, т.е. идет работа на склад, понижается платежеспособность, ликвидность и др.

Маржинальный анализ – это метод оценки и обоснования причинно-следственной взаимосвязи объема продаж, себестоимости и прибыли. С его помощью определяют безубыточный объем продаж, критическую сумму постоянных и переменных расходов, критический уровень отпускной цены при которых предприятие будет иметь нулевой финансовый результат.

Дата добавления: 2014-01-04 ; Просмотров: 3977 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

источник

Экономический анализ имеет важное значение в деятельности различных дисциплин экономики. Без него не обойтись в бухгалтерском учете и контроле, микро- и макроэкономических отраслях. Анализ – это целая наука, и ее цель – изучить деятельность самых разных экономических организаций, оценить эффективность исполнения бизнес-планов, выявить неиспользуемые резервы.

Предметами изучения данной сферы являются хозяйственная деятельность предприятий и их финансово-имущественное состояние. На основе предварительно представленных источников, разнообразные виды экономического анализа (а их, как вы увидите ниже, довольно много) должны проработать все аспекты его функционирования и воплотить в жизнь самые эффективные управленческие решения. Словом, как и в других гуманитарных науках, объектами и предметами исследования здесь служат явления экономики.

Виды экономического анализа

Для правильного понимания его задач и функций важно разобраться с классификацией анализа. В специализированной литературе она зависит от различных признаков.

В основе отраслевой классификации лежит общественное разграничение труда. В этом аспекте выделяются два вида анализа:

  • Отраслевой. Берет в расчет нюансы каждой конкретной экономической отрасли – торговой, транспортной, строительной, промышленной, сельскохозяйственной.
  • Межотраслевой. Представляет собой основу всей национальной экономики.

По временному фактору разграничивают следующие виды экономического анализа:

  • Перспективный (или предварительный). Его реализация начинается еще до хозяйственных и прочих операций, чтобы спрогнозировать их успех или неудачу, заранее оценить результаты выполнения.
  • Ретроспективный (или последующий). Осуществляется сразу после завершения экономических актов, контролирует правильность их выполнения, объективно оценивает результаты деятельности организации. Этот вид анализа, в свою очередь, подразделяется на оперативный (который проводится сразу же, в кратчайшие сроки после изменения определенной ситуации) и итоговый (в основе его лежит отчетный, четко прописанный период времени – например, квартал или год).

В этом плане выделяют анализ внутренний и межхозяйственный. Как понятно из определений, первый занимается только изучением деятельности конкретной отрасли или предприятия, а также его подразделений. В свою очередь, второй сравнивает результаты и формы деятельности двух и более различных предприятий. Полное информационное обеспечение экономического анализа такого типа позволяет вовремя выявить достоинства и недостатки, получить передовой опыт и грамотно расходовать резервы предприятия.

Объекты управления

Этот критерий играет ключевую роль во всей классификации анализа. Как известно, в любой хозяйственной деятельности есть несколько подсистем, отличных друг от друга. Экономический анализ деятельности предприятия, при необходимости, может быть немного смещен в сторону любой из них: технической, экономической, технологической, организационной, социальной и т.д. В зависимости от этого, классификация видов анализа будет выглядеть так:

  • Технический.
  • Финансовый.
  • Аудиторский.
  • Социальный.
  • Статистический.
  • Экологический.
  • Маркетинговый.

Методика исследования

Виды экономического анализа могут зависеть и от используемой методики – количественный, качественный и маржинальный. Если с количественными и качественными оценками все понятно, то в основе последнего лежит оптимизация прибыли путем сложных вычислений и специальных аппаратов.

источник

Информация о документе
Дата добавления:
Размер:
Доступные форматы для скачивания:

для проверки и закрепления знаний

Что понимается под экономическим анализом?

В чем состоит различие макро- и микроэкономического ана­лиза?

Какова роль анализа в управлении предприятием и повышении эффективности его деятельности? Почему она возрастает на современном этапе?

Каковы задачи анализа хозяйственной деятельности?

Каково содержание анализа хозяйственной деятельности как науки?

Что является предметом и объектом анализа хозяйственной деятельности?

Назовите основные виды классификации анализа хозяйствен­ной деятельности.

Какой вид анализа имеет большее значение: ретроспективный или перспективный; оперативный или итоговый?

Назовите основные принципы анализа хозяйственной деятель­ности и дайте их краткую характеристику.

В чем проявляется связь анализа хозяйственной деятельности с другими науками?

МЕТОД И МЕТОДИКА АНАЛИЗА ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.1. Метод анализа хозяйствования, его характерные черты

Под методом науки в широком смысле понимают способ иссле­дования своего предмета. Специфические для различных наук спо­собы подхода к изучению своего предмета (в том числе и АХД) ба­зируются на всеобщем диалектическом методе познания.

Диалектический метод познания исходит из того, что все явления и процессы необходимо рассматривать в постоянном движении, из­менении, развитии. Здесь исток одной из характерных черт метода АХД — необходимость постоянных сравнений. Сравнения очень широко применяются в АХД: фактические результаты деятельно­сти сравниваются с результатами прошлых лет, достижениями дру­гих предприятий, плановыми показателями и т.д.

Диалектика учит, что каждый процесс, каждое явление надо рас­сматривать как единство и борьбу противоположностей. Отсюда вытекает необходимость изучения внутренних противоречий, по­ложительных и отрицательных сторон каждого явления, каждого процесса. Это тоже одна из характерных черт АХД.

Использование диалектического метода в анализе означает, что изучение хозяйственной деятельности предприятий должно прово­диться с учетом всех взаимосвязей. Ни одно явление не может быть правильно понято, если оно рассматривается изолированно, без связи с другими. Это также одна из методологических черт метода АХД.

Важной методологической чертой анализа является и то, что он способен не только устанавливать причинно-следственные связи, но и давать их количественную характеристику, т.е. обеспечивать измерение влияния факторов на результаты деятельности. Это де­лает диагноз состояния экономики более точным, а рекомендации по его результатам более обоснованными. Изучение и измерение причинных связей в анализе можно осуществить методами индук­ции и дедукции. Способ исследования причинных связей с по­мощью логической индукции заключается в том, что исследование ведется от частного к общему, от изучения частных фактов к обоб­щениям, от причин к результатам. Дедукция — такой способ, когда исследование осуществляется от общих фактов к частным, от ре­зультатов к причинам. Индуктивный метод в анализе используется в сочетании и единстве с дедуктивным.

Использование диалектического метода в АХД означает, что каждый процесс, каждое экономическое явление надо рассматривать как систему, как совокупность многих элементов, связанных между собой. Из этого вытекает необходимость системного подхода к изу­чению объектов анализа, что является еще одной его характерной чертой.

Системный подход предусматривает максимальную детализа­цию изучаемых явлений и процессов на элементы (собственно анализ), их систематизацию и синтез.

Детализация тех или иных явлений проводится в той степени, какая необходима для выяснения наиболее существенного и глав­ного в изучаемом объекте. Она зависит от объекта и цели анализа. Это сложная задача в АХД, которая требует от аналитика конкрет­ных знаний сущности экономических показателей, а также факто­ров и причин, определяющих их развитие.

Систематизация элементов производится на основе изучения их взаимосвязи, взаимодействия, взаимозависимости и соподчи- ненности. Это позволяет построить приблизительную модель изу­чаемого объекта (системы), определить его главные компоненты, функции, соподчиненность элементов системы, раскрыть логико- методологическую схему анализа, которая соответствует внутрен­ним связям изучаемых показателей.

Читайте также:  Как здают анализ на желочный

После изучения отдельных сторон экономики предприятия, их взаимосвязи и зависимости надо обобщить весь материал иссле­дования. Обобщение (синтез) является ответственным моментом в анализе. При обобщении результатов анализа необходимо из всего множества изучаемых факторов отделить типичные от случайных, выделить главные и решающие, от которых зависят результаты дея­тельности.

Важной методологической чертой АХД, которая вытекает не­посредственно из предыдущей, является разработка и использова­ние системы показателей, необходимой для комплексного, сис­темного исследования причинно-следственных связей экономи­ческих явлений и процессов в хозяйственной деятельности предприятия. От того, насколько полно и адекватно данная систе­ма отражает сущность изучаемых явлений, во многом зависят вы­воды по результатам анализа.

Таким образом, метод АХД представляет системное, комплексное изучение, измерение и обобщение влияния факторов на результаты деятельности предприятия с целью нахождения путей повышения ее эффективности.

Метод АХД предусматривает использование ряда конкретных методик аналитического исследования. Под методикой понимается совокупность способов, правил наиболее целесообразного выпол­нения какой-либо работы. В экономическом анализе методика пред­ставляет собой совокупность аналитических способов и правил ис­следования экономических явлений и процессов хозяйственной деятельности, подчиненных достижению цели анализа. Различают общую и частные методики анализа. Общую методику понимают как систему исследования, которая одинаково используется при изучении разных объектов экономи­ческого анализа в различных отраслях экономики. Частные мето­дики конкретизируют общую относительно определенных отраслей экономики, типов производства, объектов исследования, видов анализа.

Любая методика анализа будет представлять собой указания или методологические советы по исполнению аналитического иссле­дования. Она содержит следующие моменты:

советы по последовательности и периодичности проведения аналитического исследования;

описание способов и приемов исследования изучаемых объек­тов;

источники данных, на основании которых производится ана­лиз;

указания по организации анализа, его методическому и инфор­мационному обеспечению;

рекомендации оформления результатов анализа.

Более подробно остановимся на двух элементах методики АХД: технологии анализа (последовательности выполнения ана­литической работы) и способах исследования изучаемых объек­тов.

При выполнении комплексного АХД выделяются следующие тех­нологические этапы:

1) уточняются объекты, цель и задачи анализа, составляется план аналитической работы;

разрабатывается система синтетических и аналитических показателей, с помощью которых характеризуется объект анали­за;

собирается и подготавливается к анализу необходимая ин­формация (проверяется ее точность, приводится в сопоставимый вид и т.д.);

проводится сравнение фактических результатов хозяйство­вания с показателями плана отчетного периода, фактическими данными прошлых периодов, с достижениями ведущих предпри­ятий, средними по отрасли и т.д.;

выполняется факторный анализ: выделяются факторы и определяется их влияние на результат;

выявляются неиспользованные и перспективные резервы повышения эффективности производства;

происходит оценка результатов хозяйствования с учетом дей­ствия различных факторов и выявленных неиспользованных ре­зервов, разрабатываются мероприятия по их использованию.

Такая последовательность выполнения аналитических процедур является наиболее целесообразной с точки зрения теории и прак­тики АХД.

В качестве важнейшего элемента методики АХД выступают технические приемы и способы анализа (инструментарий анали­за).

Среди них можно выделить традиционные логические способы, которые широко применяются и в других дисциплинах для обра­ботки и изучения информации (сравнение, графический, балан­совый, средних и относительных величин, аналитических группи­ровок, эвристические методы решения экономических задач на основании интуиции, прошлого опыта, экспертных оценок спе­циалистов и т.д.).

Для изучения влияния факторов на результаты хозяйствова­ния и подсчета резервов в анализе применяются способы детер­минированного и стохастического факторного анализа, методы оптимизационного решения экономических задач (цепные подста­новки; абсолютные и относительные разницы; интегральный, корреляционный, компонентный методы; методы линейного, выпуклого программирования; теория массового обслуживания; теория игр; исследование операций и др.) (рис. 2.1). Применение тех или иных способов зависит от цели и глубины анализа, объ­екта исследования, технических возможностей выполнения рас­четов и т.д.

Относительных и средних величин

Способы стохастического факторного анализа

Многомерный математический факторный анализ

Рис. 2.1 . Способы анализа хозяйственной деятельности предприятия

Логические способы обработки информации

решения экономических задач

Линейное и нелинейное программирование

Графического и табличного представления данных

Теория массового обслуживания

Исследование операций и т.д.

Совершенствование инструментария научных исследований имеет очень большое значение и является основой успеха и эффек­тивности аналитической работы. Чем глубже человек проникает в сущность изучаемых явлений, тем более точные методы исследо­вания ему требуются. Это характерно для всех наук. За последние годы методики исследования во всех отраслях науки стали более совершенными. Важным приобретением экономической науки является использование математических методов в экономических исследованиях, что позволяет проводить более глубокие и комп­лексные исследования.

В последующих главах будут более подробно рассмотрены все технические способы анализа: их сущность, назначение, сфера применения, процедуры расчетов и т.д.

2.3. Методика факторного анализа

Все явления и процессы хозяйственной деятельности предпри­ятий находятся во взаимосвязи, взаимозависимости и взаимо­обусловленности. Одни из них непосредственно связаны между

собой, другие — косвенно. Например, на величину прибыли от основной деятельности предприятия непосредственное влияние оказывают такие факторы, как объем и структура продаж, отпуск­ные цены и себестоимость продукции. Все другие факторы воздей­ствуют на этот показатель косвенно.

Каждое явление можно рассматривать и как причину, и как ре­зультат. Например, производительность труда можно рассматри­вать, с одной стороны, как причину изменения объема производ­ства продукции, уровня ее себестоимости, а с другой — как резуль­тат изменения степени механизации и автоматизации производства, усовершенствования организации труда и т.д. Если тот или иной показатель рассматривается как следствие, как результат действия одной или нескольких причин и выступает в качестве объекта ис­следования, то при изучении взаимосвязей его называют результа­тивным показателем. Показатели, определяющие поведение резуль­тативного признака, называются факторными.

Каждый результативный показатель зависит от многочисленных и разнообразных факторов. Чем детальнее исследуется влияние факторов на величину результативного показателя, тем точнее ре­зультаты анализа и оценка качества труда предприятий. Отсюда важным методологическим вопросом в анализе хозяйственной дея­тельности является изучение и измерение влияния факторов на величину исследуемых экономических показателей. Без глубокого и всестороннего изучения факторов нельзя сделать обоснованные выводы о результатах деятельности, выявить резервы производства/ обосновать планы и управленческие решения, прогнозировать ре­зультаты деятельности, оценивать их чувствительность к измене­нию внутренних и внешних факторов.

Под факторным анализом понимается методика комплексного и системного изучения и измерения воздействия факторов на вели­чину результативных показателей. Различают следующие типы факторного анализа:

детерминированный (функциональный) и стохастический (кор­реляционный);

прямой (дедуктивный) и обратный (индуктивный);

одноступенчатый и многоступенчатый;

статический и динамический;

ретроспективный и перспективный (прогнозный).

Детерминированный факторный анализ представляет собой мето­дику исследования влияния факторов, связь которых с результа­тивным показателем носит функциональный характер, т.е. резуль­тативный показатель может быть представлен в виде произведения, частного или алгебраической суммы факторов.

Стохастический факторный анализ исследует влияние факто­ров, связь которых с результативным показателем в отличие от функциональной является неполной, вероятностной (корреляци­онной). Если при функциональной (полной) зависимости с изме­нением аргумента всегда происходит соответствующее изменение функции, то при стохастической связи изменение аргумента может дать несколько значений прироста функции в зависимости от со­четания других факторов, определяющих данный показатель. К примеру, производительность труда при одном и том же уровне фондовооруженности может быть неодинаковой на разных пред­приятиях. Это зависит от оптимальности сочетания всех факто­ров, формирующих этот показатель.

При прямом факторном анализе исследование ведется дедуктив­ным способом — от общего к частному. Обратный факторный ана­лиз осуществляет исследование причинно-следственных связей способом логической индукции — от частных, отдельных факторов к обобщающим. Он позволяет оценить степень чувствительности результатов деятельности к изменению исследуемого фактора.

Факторный анализ может быть одноступенчатым и многосту­пенчатым. Первый вид ( одноступенчатый ) используется для иссле­дования факторов только одного уровня (одной ступени) подчи­нения без их детализации на составные части. Например, у = а • Ь. При многоступенчатом факторном анализе проводится детализация факторов а и b на составные элементы с целью изучения их сущ­ности. Детализация факторов может быть продолжена. В данном случае изучается влияние факторов различных уровней соподчи- ненности.

Необходимо различать также статический и динамический фак­торный анализ. Первый вид применяется при изучении влияния факторов на результативные показатели на соответствующую дату. Другой вид представляет собой методику исследования причинно- следственных связей в динамике.

И наконец, факторный анализ может быть ретроспективным, который изучает причины изменения результатов хозяйственной деятельности за прошлые периоды, и перспективным, который ис­следует поведение факторов и результативных показателей в пер­спективе.

Основные задачи факторного анализа 1. Отбор факторов для анализа исследуемых показателей.

Классификация и систематизация их с целью обеспечения сис­темного подхода.

Моделирование взаимосвязей между результативными и фак­торными показателями.

Расчет влияния факторов и оценка роли каждого из них в изме­нении величины результативного показателя.

Работа с факторной моделью (ее практическое использование для управления экономическими процессами).

источник

Классификация видов анализа хозяйственной деятельности имеет важное значение для правильного понимания его содержания и задач. Анализ можно классифицировать по следующим признакам.

По отраслевому признаку анализ делится на отраслевой, ме­тодика которого учитывает специфику отдельных отраслей эконо­мики (промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта, торговли и т. д.), и межотраслевой, который является теоретической и методологической основой анализа во всех отрас­лях экономики.

По признаку времени анализ подразделяется на предваритель­ный (перспективный) и последующий (ретроспективный).

Предварительный анализ проводится до осуществления хозяйст­венных операций, и важнейшими задачами его являются: прогнозирова­ние хозяйственной деятельности; научное обоснование перспективных планов; оценка ожидаемого выполнения планов. Содержание аналитиче­ских расчетов зависит от тех задач, которые решаются в процессе анализа:

1) анализ проводится перед составлением плана в целях подго­товки исходной для планирования информации;

2) анализ проводится одновременно с разработкой плана для про­ведения вариантных расчетов;

3) анализ проводится после разработки плана для определения вероятности его выполнения, его соответствия реальным условиям и возможностям предприятия.

Последующий (ретроспективный) анализ проводится после со­вершения хозяйственных операций и используется для контроля вы­полнения плана, выявления неиспользованных резервов, объектив­ной оценки результатов хозяйственной деятельности предприятия. Ретроспективный анализ, в свою очередь, делится на оперативный и итоговый.

Оперативный (ситуационный) анализ проводится сразу после со­вершения хозяйственных операций или изменения ситуации за корот­кие отрезки времени (смену, сутки, декаду и т. д.) и направлен на ре­шение задач, которые стоят перед оперативным управлением пред­приятием.

Итоговый анализ проводится за отчетный период времени (месяц, квартал, год) и позволяет выявить недочеты в работе и выявить резервы для повышения эффективности хозяйственной деятельности в будущем.

По пространственному признаку можно выделить анализ внут­рихозяйственный и межхозяйственный.

Внутрихозяйственный анализ изучает деятельность только ис­следуемого предприятия и его подразделений. При межхозяйствен­ном анализе сравниваются результаты деятельности двух или более предприятий, что позволяет выявить передовой опыт, резервы и не­достатки и на основе этого дать более объективную оценку эффек­тивности деятельности предприятия.

По субъектам управления. В зависимости от интересов управляющего органа аспект проводимого анализа может быть смещен в сторону определенных подсистем хозяйственной деятельности. В связи с этим выделяют:

1)технико-экономический анализ, ориентированный на изу­чение организационного и научно-технического уровня предпри­ятия, изыскание инноваций в области совершенствования техники, технологии и организации производства в целях повышения эф­фективности операционной деятельности и усиления конкуренто­способности предприятия; проводится техническими и экономиче­скими службами предприятия с целью изучения взаимодействия технических и экономических процессов, их влияния друг на дру­га и на конечные результаты хозяйственной деятельности пред­приятия;

2) социально-экономический анализ, ориентированный на выяв­ление возможностей дальнейшего развития социальной сферы, улуч­шения условий труда и повышения уровня его мотивации; проводит­ся экономическими службами предприятия, статистическими органа­ми, с целью изучения взаимосвязи социальных и экономических процессов, их влияния друг на друга и на результаты деятельности предприятия;

3) экономико-экологический анализ, являющийся составной ча­стью управления природоохранной деятельностью предприятия и ис­пользуемый для обоснования тактической и стратегической политики предприятия по вопросам охраны окружающей среды, создания эко­логически чистой продукции, безопасного производства и повышения эффективности природоохранных мероприятий; проводится эконо­мическими и экологическими службами предприятия, органами охра­ны окружающей среды с целью исследования взаимодействия эконо­мических и экологических процессов, связанных с сохранением ок­ружающей среды и затратами на экологию;

4) финансово-экономический анализ, представляет собой процесс исследования финансового механизма функционирования предприятия; проводится финансовыми службами предприятия, фи­нансовыми и кредитными органами с целью оценки финансовых ре­зультатов и финансового состояния предприятия;

5)аудиторский (бухгалтерский) анализ, проводится службой внутреннего аудита предприятия и аудиторскими фирмами с целью экспертной диагностики финансового состояния предприятия;

6)экономико-статистический анализ, проводится статистическими органами с целью изучения массовых общественных явле­ний на разных уровнях управления;

7) маркетинговый анализ, осуществляется маркетинговой службой предприятия с целью изучения внешней среды его функцио­нирования, оценки рынков сырья и сбыта готовой продукции, ее кон­курентоспособности, коммерческого риска, разработки тактики и стратегии маркетинговой деятельности предприятия;

8) управленческий анализ, проводимый всеми службами пред­приятия с целью предоставления руководству информации, необхо­димой для принятия обоснованных управленческих решений.

По методике изучения объектов анализ хозяйственной деятель­ности делится на:

— сравнительный анализ, базирующийся на сравнении отчетных показателей о результатах хозяйственной деятельности предприятия с плановым уровнем показателей, нормативными значениями или от­четными данными предыдущих лет;

— детерминированный факторный анализ, направленный на выявление величины факторного влияния на изменение уровня ана­лизируемых показателей;

— диагностический (экспресс-анализ), позволяющий установить характер нарушений нормального хода хозяйственных процессов на ос­нове типичных признаков, характеризующих только данное нарушение;

— маржинальный анализ, представляющий собой способ оценки и обоснования эффективности управленческих решений на основе причинно-следственных взаимосвязей «объема — себестоимости -прибыли», а также на основании деления затрат на производство и реализацию продукции на переменные и постоянные;

— экономико-математический анализ, позволяющий выбирать наиболее оптимальный вариант решения экономической задачи и вы­являющий резервы повышения эффективности производства в ре­зультате наиболее полного использования имеющихся производст­венных ресурсов предприятия;

Читайте также:  Как сделать анализы на дому

— стохастический анализ, используемый для изучения непол­ных и вероятностных зависимостей между исследуемыми экономиче­скими явлениями и процессами;

— функционально-стоимостной анализ, представляющий спо­соб системного исследования объекта на стадии проектирования, на­правленный на оптимизацию соотношения между его потребитель­скими свойствами (выполняемыми функциями) и затратами на его разработку, производство и эксплуатацию.

По субъектам (пользователям) анализа различают внутрен­ний и внешний анализ. Внутренний анализ проводится непосред­ственно на предприятии для нужд управления; внешний анализ -на основе финансовой и статистической отчетности проводится вышестоящи­ми органами управления, банками, финансовыми органами, акцио­нерами, инвесторами.

По охвату изучаемых объектов анализ делится на сплошной и выборочный. При сплошном анализе выводы делаются после изуче­ния всех без исключения объектов, а при выборочном — по результа­там обследования только части объектов.

По содержанию программ анализ может быть комплексный, т. е. анализ всей хозяйственной деятельности предприятия, ло­кальный, т. е. анализ деятельности отдельных структурных под­разделений, и тематический, т. е. анализ отдельных сторон дея­тельности предприятия.

По периодичности проведения анализ делится на периодиче­ский — годовой, квартальный, месячный, декадный, каждодневный и разовый, непериодический анализ.

На практике отдельные виды экономического анализа в чистом виде встречаются редко, но знание важнейших принципов их организации и методов необходимо. На каждом уровне управ­ления ежедневно принимается множество решений, для обоснова­ния которых обычно используются различные виды экономиче­ского анализа.

1. Что представляет анализ хозяйственной деятельности как наука?

2. В чем состоит роль АХД в управлении предприятием?

3. Какой вид анализа имеет большее значение:

— ретроспективный или перспективный;

4. Какую роль играет объект и субъект управления в системе функционирования хозяйственной деятельности?

5. По каким признакам можно классифицировать анализ хозяйственной деятельности?

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9451 — | 7325 — или читать все.

193.124.117.139 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

источник

Классификация анализа хозяйственной деятельности имеет важное значение для правильного понимания его содержания и задач. В экономической литературе анализ хозяйственной деятель­ности классифицируется по разным признакам (рисунок 2).

По отраслевому признаку, который основывается на общественном разделении труда, анализ делится на отраслевой, методика которого учитывает специфику отдельных отраслей экономики, и межотраслевой, который является теоретической и методологической основой АХД во всех отраслях национальной экономики, или, другими словами, теорией анализа хозяйственной деятельности.

По признаку времени экономический анализ подразделяется на предварительный (перспективный) и последующий.

Предварительный (прогнозный) анализ проводится до осуществления хозяйственных операций. Он необходим для обо­снования управленческих решений и плановых заданий, а так­же для прогнозирования будущего и оценки ожидаемого выпол­нения плана, предупреждения нежелательных результатов.

Последующий (ретроспективный) анализ проводится после совершения хозяйственных актов. Он используется для кон­троля за выполнением плана, выявления неиспользованных резер­вов, объективной оценки результатов деятельности предприятий.

Ретроспективный анализ в свою очередь делится на оперативный и итоговый (результативный). Оперативный (ситуационный) анализ проводится сразу после совершения хозяйственных операций или изменения ситуации за короткие отрезки времени (смену, сутки, декаду и т.д.). Цель его – оперативно выявлять не­достатки и воздействовать на хозяйственные процессы.

Итоговый (заключительный) анализ проводится за отчетный период времени (месяц, квартал, год). Его ценность в том, что деятельность предприятия изучается комплексно и всесторонне по отчетным данным за соответствующий период. Этим обеспечивается более полная оценка деятельности предприятия по использованию имеющихся возможностей.

По пространственному признаку можно выделить анализ внутрихозяйственный и межхозяйственный. Внутрихозяйственный анализ изучает деятельность только исследуемого предприятия и его структурных подразделений. При межхозяйственном анализе сравниваются результаты деятельности двух или более предприятий. Это позволяет выявить передовой опыт, резервы, недостатки и на основе этого дать более объективную оценку эффективности деятельности предприятия.

Важное значение имеет классификация экономического анализа по объектам управления. Хозяйственная деятельность (управляемая система) состоит из отдельных подсистем: экономики, техники, технологии, организации производства, социальных условий труда, природоохранной деятельности и др. Аспект анализа по желанию управляющего органа может быть смещен в сторону каких-либо подсистем хозяйственной деятельности. В связи с этим выделяют следующие виды.

Рисунок 2. Классификация видов экономического анализа

Технико-экономический анализ, которым занимаются технические службы предприятия (главного инженера, главного тех­нолога и др.). Его содержанием является изучение взаимодействия технических и экономических процессов и установление их вли­яния на экономические результаты деятельности предприятия.

Финансово-экономический анализ (финансовая служба предприятия, финансовые и кредитные органы) основное вни­мание уделяет финансовым результатам деятельности предпри­ятия: выполнению финансового плана, эффективности использования собственного и заемного капитала, выявлению резервов увеличения суммы прибыли, роста рентабельности улучшения финансового состояния и платежеспособности предприятия.

Аудиторский (бухгалтерский) анализ – это экспертная диагностика финансового состояния предприятия. Проводится аудиторами или аудиторскими фирмами с целью оценки и прогнозирования финансового состояния и финансовой устойчивости субъектов хозяйствования.

Управленческий анализ проводят все службы предприя­тия с далью предоставления руководству информации, необхо­димой для планирования, контроля и принятия оптимальных управленческих решений, выработки стратегии и тактики по вопросам финансовой политики, маркетинговой деятельности, совершенствования техники и технологии и организации производства, носит оперативный характер, результаты его являются коммерческой тайной.

Социально-экономический анализ (экономические служ­бы управления, социологические лаборатории, статистические органы) изучает взаимосвязь социальных и экономических процессов, их влияние друг на друга и на экономические резуль­таты хозяйственной деятельности.

Экономико-статистический анализ (статистические орга­ны) применяется для изучения массовых общественных явлений на разных уровнях управления: предприятия, отрасли и региона.

Экономико-экологический анализ (органы охраны окружающей среды, экономические службы предприятия) ис­следует взаимодействие экологических и экономических про­цессов, связанных с сохранением и улучшением окружающей среды и затратами на экологию.

Маркетинговый анализ (служба маркетинга предприятия или объединения) применяется для изучения внешней среды функционирования предприятия, рынков сырья и сбыта готовой продукции, ее конкурентоспособности, спроса и предложения, коммерческого риска, формирования ценовой политики, разра­ботки тактики и стратегии маркетинговой деятельности.

По методике изучения объектов анализ хозяйственной деятельности может быть сопоставительным, диагностическим, факторным, маржинальным, экономико-математическим, детерминированным, эконо­мико-статистическим, функционально-стоимостным и т.д.

При сопоставительном анализе обычно ограничивают­ся сравнением отчетных показателей о результатах хозяйствен­ной деятельности с показателями плана текущего года, данны­ми прошлых лет, передовых предприятий.

Факторный анализ направлен на выявление величины влия­ния факторов на прирост и уровень результативных показателей.

Диагностический (экспресс) анализ представляет собой способ ус­тановления характера нарушений нормального хода экономических процессов на основе типичных признаков, характерных только для данного нарушения. Знание признака позволяет быстро и довольно точно установить характер нарушений, не производя непосредственных измерений, т.е. без действий, которые требуют дополнительного времени и средств.

Маржинальный анализ – это метод оценки и обоснования эффективности управленческих решений в бизнесе на основании причинно-следственной взаимосвязи объема продаж, себестоимости и прибыли и деления затрат на постоянные и переменные.

С помощью экономико-математического анализа выбирается наиболее оптимальный вариант решения экономи­ческой задачи, выявляются резервы повышения эффективнос­ти производства за счет более полного использования имеющихся ресурсов.

Детерминированный анализ применяется для исследова­ния функциональных взаимосвязей между факторными и резуль­тативными показателями.

Стохастический анализ (дисперсионный, корреляционный, компонентный и др.) используется для изучения стохастичес­ких зависимостей между исследуемыми явлениями и процес­сами хозяйственной деятельности предприятий.

Функционально-стоимостный анализ (ФСА) представ­ляет собой метод выявления резервов. Он базируется на функ­циях, которые выполняет объект, и сориентирован на оптималь­ные методы их реализации на всех стадиях жизненного цикла изделия (научно-исследовательские работы, конструирование, производство, эксплуатация и утилизация). Его основное назна­чение в том, чтобы выявить и предупредить лишние затраты за счет ликвидации ненужных узлов, деталей, упрощений конст­рукции изделия, замены материалов и т.д.

По субъектам (пользователям анализа) различают внутренний и внешний анализ. Внутренний анализ проводится непосредственно на предприятии для нужд оперативного, крат­косрочного и долгосрочного управления производственной, коммерческой и финансовой деятельностью. Внешний анализ проводится на основании финансовой и статистический отчетности органами хозяйственного управления, банками, финан­совыми органами, акционерами, инвесторами.

По охвату изучаемых объектов анализ делится на сплошной и выборочный. При сплошном анализе выводы делаются после изучения всех без исключения объектов, а при выборочном – по результатам обследования только части объектов.

По содержанию программы анализ может быть комплексным и тематическим. При комплексном анализе деятельность предприятия изучается всесторонне, а при тематическом – только отдельные ее стороны, представляющие в определенный момент наибольший интерес.

Каждая из названных форм экономического анализа своеобразна по содержанию организации и методике его проведения.

По каким признакам классифицируется экономический анализ?

Какие виды экономического анализа можно выделить по методике изучения объектов?

В чем заключается разница между маржинальным и факторным анализом?

Какой из видов анализа наиболее подходит для экспресс диагностики финансового состояния предприятия?

источник

Термин «анализ» ведет свое происхождение из греческого языка, где слово «analysis» означает расчленение, раздробление какого-либо предмета или явления на отдельные элементы с целью детального изучения этого предмета или явления. Противоположным является понятие «синтез» (оно произошло от греческого слова «synthesis»). Синтез представляет собой объединение отдельных составных частей какого-либо предмета или явления в единое целое. Анализ и синтез представляют собой две взаимосвязанные стороны процесса изучения любых предметов и явлений.

Экономические науки, и в том числе экономический анализ, относятся к совокупности гуманитарных наук, и объектом их исследований служат экономические процессы и явления.

Экономический анализ входит в группу взаимосвязанных конкретных экономических дисциплин, куда, кроме него, входят бухгалтерский учет, контроль, статистика, аудит, микро- и макроэкономика, финансы и кредит и другие науки. Они изучают хозяйственную деятельность организаций, но каждая под определенным, характерным только для нее углом зрения. Поэтому каждая из этих наук имеет свой, самостоятельный предмет.

Экономический анализ (иначе — анализ хозяйственной деятельности) играет важную роль в повышении экономической эффективности деятельности организаций, в укреплении их финансового состояния. Он представляет собой экономическую науку, которая изучает экономику организаций, их деятельность с точки зрения оценки их работы по выполнению бизнес-планов, оценки их имущественно-финансового состояния и с целью выявления неиспользованных резервов повышения эффективности деятельности организаций.

Предметом экономического анализа является имущественно-финансовое состояние и текущая хозяйственная деятельность организаций, изучаемая с точки зрения ее соответствия заданиям бизнес-планов и с целью выявления неиспользованных резервов повышения эффективности работы организации.

Содержание экономического анализа — это всестороннее и детальное изучение на основе всех имеющихся источников информации различных аспектов функционирования данной организации, направленное на улучшение её работы путем разработки и внедрения оптимальных управленческих решений, отражающих резервы, выявленные в процессе проведения анализа и пути использования этих резервов.

Экономический анализ подразделяется на внутренний и внешний в зависимости от субъектов анализа, то есть от тех органов, которые его проводят. Наиболее полным и всесторонним является внутренний анализ, проводимый функциональными отделами и службами данной организации. Внешний же анализ, проводимый налоговыми органами, банками, дебиторами и кредиторами и другими организациями, как правило, ограничивается установлением степени устойчивости финансового состояния анализируемой организации, ее платежеспособности и ликвидности как на отчетные даты, так и в перспективе.

Объектами экономического анализа являются имущественно-финансовое положение организации, ее производственная, снабженческо-сбытовая, финансовая деятельность, работа отдельных структурных подразделений организации (цехов, производственных участков, бригад).

Экономический анализ как наука, как отрасль экономических знаний, наконец, как учебная дисциплина тесно взаимосвязана с другими конкретными экономическими науками.

Смеха №1. Взаимосвязь экономического анаиза с различными экономическими науками

Экономический анализ представляет собой комплексную науку, использующую наряду с собственным, также аппарат, свойственный ряду других экономических наук. Экономический анализ так же, как и другие экономические науки, изучает экономику отдельных объектов, но под свойственным только ему углом зрения. Он дает оценку состояния экономики данного объекта, а также его текущей хозяйственной деятельности.

  • Научность. Анализ должен соответствовать требованиям экономических законов, использовать достижения науки и техники.
  • Системный подход. Экономический анализ необходимо проводить с учетом всех закономерностей развивающейся системы, то есть изучать явления в их взаимосвязи и взаимозависимости.
  • Комплексность. При исследовании необходимо учитывать влияние на хозяйственную деятельность предприятия множества факторов.
  • Исследование в динамике. В процессе анализа все явления должны рассматриваться в их развитии, что позволяет не только понять их, но и выяснить причины изменений.
  • Выделение основной цели. Важным моментом в анализе является постановка задачи исследования и выявление наиболее важных причин, сдерживающих производство или мешающих достижению цели.
  • Конкретность и практическая полезность. Результаты анализа обязательно должны иметь числовое выражение, а причины изменения показателей должны быть конкретными, с указанием мест их возникновения и путей устранения.

Слово «метод» пришло в наш язык из греческого языка. В переводе оно означает «путь к чему-либо». Следовательно, метод представляет собой как бы способ достижения поставленной цели. Применительно к любой науке метод — это способ изучения предмета этой науки. Методы любых наук в своей основе имеют диалектический подход к изучению рассматриваемых ими предметов и явлений. Не является здесь исключением и экономический анализ.

Диалектический подход означает, что все имеющие место в природе и обществе процессы, явления следует рассматривать в их постоянном развитии, взаимосвязи и взаимозависимости. Так экономический анализ изучает показатели, характеризующие деятельность каких-либо организаций, в сравнении их за несколько отчетных периодов (в динамике), а также в их изменении. Далее. Различные стороны деятельности организации экономический анализ рассматривает в единстве и взаимной связи, как элементы единого процесса. Так, например, объем продаж продукции зависит от её выпуска, а выполнение планового задания по прибыли — в основном от

Читайте также:  Медкнижка какие анализы сдавать 2017

Метод экономического анализа обусловлен его предметом и стоящими перед ним задачами.

Способы и приемы, используемые в анализе хозяйственной деятельности, подразделяются на традиционные, статистические и экономико-математические. Они подробно рассматриваются в соответствующих разделах сайта.

Для того, чтобы практически осуществить использование метода экономического анализа, разработаны определенные методики. Они представляют собой набор способов и приемов, применяемых для оптимального решения аналитических задач.

Используемые в экономическом анализе методики на отдельных этапах проведения аналитических работ предусматривают применение различных приемов и способов.

Узловым моментом метода экономического анализа является исчисление влияния отдельных факторов на экономические показатели. Взаимосвязь экономических явлений представляет собой совместное изменение двух или большего числа этих явлений. Существуют различные формы взаимосвязей экономических явлений. Наиболее значимой среди них является причинная взаимосвязь. Её сущность заключается в том, что изменение одного экономического явления вызывается изменением другого экономического явления. Подобная взаимосвязь носит название детерминистской, иначе — причинно-следственной взаимосвязи. Если два экономических явления связаны такой взаимосвязью, то экономическое явление, изменение которого вызывает изменение другого, называется причиной, а то явление, которое изменяется под влиянием первого, называется следствием.

В экономическом анализе те признаки, которые характеризуют причину, носят название факторных, независимых. Те же признаки, которые, характеризуют следствие, принято называть результатными, зависимыми.

Итак, в данном параграфе мы рассмотрели понятие метода экономического анализа, а также важнейшие методы (способы, приемы), используемые при проведении анализа деятельности организации. Более подробно эти методы и порядок их использования мы рассмотрим в специальных разделах сайта.

Наиболее полным и глубоким является внутренний (внутрихозяйственный) анализ, проводимый, как правило, функциональными отделами и службами данной организации. Поэтому перед внутренним анализом стоят гораздо более многочисленные задачи, чем перед внешним анализом.

  1. проверка обоснованности заданий бизнес-планов и различных нормативов;
  2. определение степени выполнения заданий бизнес-планов и соблюдения установленных нормативов;
  3. расчет влияния отдельных факторов на величину отклонения фактических величин экономических показателей от базисных
  4. изыскание внутрихозяйственных резервов дальнейшего повышения эффективности деятельности организации и путей мобилизации, то есть использования этих резервов;

Из перечисленных задач внутреннего экономического анализа главной задачей является выявление резервов в данной организации.

Перед внешним же анализом стоит, по-существу, лишь одна задача — оценка степени платежеспособности и ликвидности организации как на определенную отчетную дату, так и в перспективе.

Результаты проведенного анализа являются основой для разработки и внедрения оптимальных управленческих решений, способствующих повышению эффективности деятельности организаций.

В процессе проведения экономического анализа используются методы индукции и дедукции.

Метод индукции (от частного к общему) предполагает, что исследование хозяйственных явлений начинается с отдельных фактов, ситуаций и переходит к изучению хозяйственного процесса в целом. Метод же дедукции (от общего к частному) характеризуется, наоборот, переходом от общих показателей к частным, в частности к анализу влияния отдельных факторов на обобщающие экономические показатели.

Важнейшим при проведении экономического анализа является, конечно же, метод дедукции, поскольку последовательность проведения анализа как правило предполагает переход от целого к составляющим его элементам, от синтетических, обобщающих показателей деятельности организации к аналитическим, факторным показателям.

Когда проводится экономический анализ, все стороны деятельности организации, все процессы, составляющие производственно-коммерческий цикл организации, исследуются в их взаимосвязи, взаимозависимости и взаимообусловленности. Такое исследование представляет собой узловой момент проведения анализа. Оно носит название факторного анализа.

После окончания анализа его результаты должны быть определенным образом оформлены. Для этих целей используются пояснительные записки к годовым отчетам, а также справки либо заключения по результатам проведенного анализа.

Пояснительные записки предназначаются для внешних пользователей аналитической информации. Рассмотрим, каким должно быть содержание этих записок.

В них должен быть отражен уровень развития организации, условия, в которых протекает ее деятельность, должна быть охарактеризована конкурентоспособность продукции, политика цен на нее, данные о рынках сбыта продукции, и др. Следует также привести сведения о том, на какой стадии жизненного цикла находится каждый вид товаров на рынке. (К ним относятся стадии внедрения, роста и развития, зрелости, насыщения и спада). Кроме того, необходимо привести сведения о конкурентах данной организации.

Затем должны быть представлены за несколько периодов данные об основных экономических показателях.

Должны быть указаны те факторы, которые оказали влияние на дятельность организации и ее результаты. следует также приводить те мероприятия, которые намечены с целью устранения недостатков в деятельности организации, а также для повышения эффективности этой деятельности.

Справки, а также заключения по результатам проведенного экономического анализа могут иметь более детальное содержание по сравнению с пояснительными записками. Как правило, справки и заключения не содержат обобщенных характеристик организации и условий её функционирования. Основой упор здесь делается на описании резервов и путей их использования.

Результаты проведенного могут быть оформлены также и в бестекстовой форме. В этом случае в аналитических документах имеется лишь набор аналитических таблиц и отсутствует какой-либо текст, характеризующий хозяйственную деятельность организации. Эта форма оформления результатов проведенного экономического анализа в настоящее время применяется все шире.

Кроме рассмотренных форм оформления результатов анализа, применятся также внесение важнейших из них в определенные разделы экономического паспорта организации.

Таковы основные формы обобщения и оформления результатов проведенного экономического анализа. Следует иметь в виду, что изложение материала в пояснительных записках, а также в других аналитических документах должно быть ясным, простым и кратким, а также должно быть увязано с аналитическими таблицами.

Экономический анализ может быть подразделен на различные виды в соответствии с определенными признаками.

Прежде всего экономический анализ принято подразделять на два основных вида — финансовый анализ и управленческий анализ — в зависимости от содержания анализа, выполняемых им функций и задач, стоящих перед ним.

Финансовый анализ, в свою очередь может быть подразделен на внешний и внутренний. Первый проводится налоговыми органами, банками, статистическими органами, вышестоящими организациями, поставщиками, покупателями, инвесторами, акционерами, аудиторскими фирмами и др. Основной задачей внешнего финансового анализа является оценка финансового состояния организации, ее платежеспособности и ликвидности. Проводится при самой организации силами ее бухгалтерии, финансового отдела, планового отдела, других функциональных служб. Внутренний финансовый анализ решает гораздо больший спектр задач по сравнению с внешним. Внутренний анализ изучает эффективность использования собственного и заемного капитала, исследует показатели прибыли, рентабельности, выявляет резервы роста последних и укрепления финансового состояния организации. Внутренний финансовый анализ, таким образом, направлен на разработку и внедрение оптимальных управленческих решений, способствующих улучшению финансовых показателей деятельности данной организации.

Управленческий анализ, в отличие от финансового, носит внутренний характер. Его проводят службы и отделы данной организации. Он изучает вопросы, связанные с организационно-техническим уровнем и другими условиями производства, с использованием отдельных видов производственных ресурсов (трудовых ресурсов, основных фондов, материалов), анализирует объем выпуска продукции, ее себестоимость.

В зависимости от содержания, функций и задач анализа, выделяют также следующие виды анализа: социально-экономический, экономико-статистический, экономико-экологический, маркетинговый, инвестиционный, функционально-стоимостной (ФСА) и др.

Социально-экономический анализ рассматривает взаимосвязь и взаимообусловленность между социальными и экономическими явлениями.

Экономико-статистический анализ используется в целях исследования массовых общественно-экономических явлений. Экономико-экологический анализ изучает взаимосвязь и взаимодействие между состоянием экологии и экономическими явлениями.

Маркетинговый анализ имеет своей целью изучение рынков сырья и материалов, а также рынков сбыта готовой продукции, соотношения спроса и предложения, на эту продукцию, конкурентоспособность продукции данной организации, уровня цен на продукцию, и др.

Инвестиционный анализ направлен на выбор наиболее эффективных вариантов инвестиционной деятельности организаций.

Функционально-стоимостной анализ (ФСА) представляет собой метод системного исследования функций какого-либо изделия, либо какого-либо производственно-хозяйственного процесса, либо определенного уровня управления. Этот метод имеет своей целью минимизацию затрат на проектирование, освоение производства, продажу изделий, а также на промышленное и бытовое потребление этих изделий при условиях их высокого качества, максимальной полезности (в том числе долговечности).

В зависимости от аспектов исследования различают два основных вида (направления) анализа хозяйственной деятельности:

  • финансово-экономический анализ;
  • технико-экономический анализ.

Первый вид анализа изучает влияние экономических факторов на выполнение бизнес-планов по финансовым показателям.

Технико-экономический анализ исследует влияние на экономические показатели факторов техники, технологии и организации производства.

В зависимости от полноты охвата деятельности организации можно выделить два вида анализа хозяйственной деятельности: полный (комплексный) и тематический (частичный) анализ. Первый вид анализа охватывает все стороны финансово-хозяйственной деятельности организации. Тематический анализ изучает эффективность отдельных сторон деятельности организации, Экономический анализ может подразделяться также по объектам изучения. Микроэкономический и макроэкономический анализ. Микроэкономический анализ изучает деятельность отдельных хозяйственных единиц. Его можно подразделить на три основных вида: внутрецеховый, цеховый и заводской анализ.

Макроэкономический он может быть отраслевым, то есть изучать функционирование определенной отрасли экономики или отрасли промышленности, территориальным, который анализирует экономику отдельных регионов, и, наконец, межотраслевым, исследующим функционирование экономики в целом.

Отдельным признаком классификации видов экономического анализа является подразделение последнего по субъектам анализа. Под ними понимают те органы и лица, которые проводят анализ.

Субъекты экономического анализа могут быть разделены на две группы.

  1. Непосредственно заинтересованные в деятельности организации. К этой группе могут быть причислены собственники средств организации, налоговые органы, банки, поставщики, покупатели, руководство организации, отдельные функциональные службы анализируемой организации.
  2. Опосредованно заинтересованные в деятельности организации субъекты анализа. Сюда относятся юридические организации, аудиторские фирмы, консультационные фирмы, профсоюзные органы, и др.

В зависимости от времени проведения анализа (иначе говоря, от периодичности его осуществления) различают: предварительный, оперативный, итоговый и перспективный анализ.

Предварительный анализ позволяет дать оценку состояния данного объекта при разработке бизнес-плана. Например, оценивается производственная мощность организации, в состоянии ли она обеспечить планируемый объем изготовления продукции.

Оперативный (иначе текущий) анализ проводится повседневно, непосредственно в ходе текущей деятельности организации.

Итоговый (последующий, или ретроспективный) анализ изучает эффективность хозяйственной деятельности организаций за уже истекший период.

Перспективный анализ применяется для определения ожидаемых результатов в предстоящем периоде.

Перспективный анализ имеет решающие значение для обеспечения успешной деятельности организации в будущем. Этот вид анализа изучает возможные варианты развития организации и намечает пути достижения оптимальных результатов.

В зависимости от используемой методики исследования объектов в экономической литературе принято подразделять анализ хозяйственной деятельности на следующие виды: количественный, качественный, экспресс-анализ, фундаментальный, маржинальный, экономико-математический.

Количественный (иначе факторный) анализ имеет в своей основе количественные сопоставления, измерение, сравнение показателей и изучение влияния отдельных факторов на экономические показатели.

Качественный анализ использует качественные сравнительные оценки, характеристики, а также экспертные оценки анализируемых экономических явлений.

Экспресс-анализ — это способ оценки экономико-финансового состояния организации на базе определенных признаков, выражающих те или иные экономические явления. Фундаментальный анализ основывается на комплексном, детальном изучении экономических явлений, как правило, на основе применения экономико-статистических и экономико-математических методов исследования.

Маржинальный анализ исследует пути оптимизации величины прибыли, получаемой в результате продаж продукции, работ, услуг. Экономико-математический анализ базируется на использовании сложного математического аппарата, с помощью которого устанавливается оптимальный вариант решения какой-либо экономико-математической модели.

По своему характеру экономический анализ можно подразделить на два следующие: динамический и статический. Первый вид анализа основывается на исследовании экономических показателей, взятых в их динамике, то есть в процессе их изменения, развития с течением времени, за несколько отчетных периодов. В процессе динамического анализа определяются и анализируются показатели абсолютного прироста, темпа роста, темпа прироста, абсолютного значения одного процента прироста, а также осуществляется построение динамических рядов и их анализ. Статический же анализ предполагает, что изучаемые экономические показатели являются статичными, то есть неизменными.

По пространственному признаку экономический анализ может быть подразделен на следующие два вида: внутренний (внутрихозяйственный) и межхозяйственный (сравнительный). Первый изучает деятельность данной организации и её структурных подразделений. При втором виде осуществляется сравнение экономических показателей двух и более организаций (анализируемой организации с другими).

По методам изучения объекта анализа он делится на следующие виды: комплексный, системный анализ, сплошной анализ, выборочный анализ, корреляционный анализ, регрессионный анализ, и др. Важнейшее значение имеет комплексный итоговый анализ деятельности организаций, всесторонне изучающий их работу за отчетный период; результаты этого анализа используются для прогнозирования как на краткосрочную, так и на долгосрочную перспективу.

Оперативный экономический анализ применяется на всех уровнях управления. Доля оперативного анализа в принятии оптимальных управленческих решений возрастает с приближением к отдельным организациям и их структурным подразделениям.

Важнейшей чертой оперативного анализа является то, что он максимально близок по времени к осуществлению отдельных фаз производственно-коммерческого цикла данной организации. оперативный анализ своевременно устанавливает причины имеющихся недостатков и их виновников, вскрывает резервы и содействует их своевременному использованию.

Очень важную роль в разработке оптимальных управленческих решений играет итоговый, последующий анализ. Важнейшим источником информации для проведения такого анализа является отчетность организации.

Итоговый анализ дает уточненную оценку деятельности организации и ее результатов за определенный период, обеспечивает выявление обоснованных величин резервов повышения эффективности деятельности организации, изыскивает пути мобилизации, то есть использования этих резервов. Результаты итогового анализа, проведенного самой организацией, отражаются в пояснительной записке к годовому отчету.

Итоговый анализ является наиболее полным видом анализа хозяйственной деятельности организации.

источник