Меню Рубрики

Какой принцип финансового анализа предполагает

Для проведения финансового анализа применяется широкий спектр видов, методов и приемов анализа: структурный, структурно-динамический, трендовый (перспективный), межхозяйственный анализ; коэффициентный анализ; факторный анализ с использованием методов цепных подстановок, интегрального, корреляционного, регрессионного и экспоненциального анализа, а также такие распространенные приемы, как aбсолютное cравнение достигнутых уровней, расчет абсолютных и относительных отклонений «долевого участия», детализация показателей на его сопоставляющие, группировка, дисконтирование и др.

Анализ финансового состояния базируется на следующих принципиальных основах:

Подходы к проведению анализа: изучение финансовой отчетности, чтение баланса, проведение экспресс-анализа.

Методы: горизонтальный, вертикальный, трендовый, сравнительный, анализ относительных показателей.

Определение критериев оценки – зависят от целей проведения анализа.

Способы и методы оценки финансовых результатов: на основе предшествующей работы для объективного анализа применяется метод дисконтированной стоимости; для определения количественной или качественной оценки может использоваться метод экспертных оценок.

Следует различать типы моделей финансового анализа. К важнейшим из них относятся дискриптивные, предикативные и нормативные модели.

Дискриптивные модели являются основными. Они построены на использовании бухгалтерской отчетности и пояснительных записок к ней. И носят описательный характер. Эти модель включает в себя:

1. Горизонтальный (временный) анализ – сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим периодом;

2. Bертикальный (структурный) анализ – определение структуры финансовых показателей;

3. Tрендовый анализ – сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определение тренда, то есть основной тенденции динамики показателя, очищенного от случайных влияний и индивидуальных особенностей отдельных периодов;

4. Aнализ относительных показателей (финансовых коэффициентов) – расчет числовых отношений различных форм отчетности, определение взаимосвязей показателей;

5. Cравнительный анализ, который делится на:

    • внутрихозяйственный – сравнение основных показателей предприятия и дочерних предприятий;
    • межхозяйственный – сравнение показателей предприятия с показателями конкурентов.

Предикативные модели представляют собой модели-прогнозы финансового отчета, построенные на данных динамического анализа или исходя из экспертных прогнозных оценок будущего финансового развития предприятия.

Нормативные модели применяются в основном при проведении внутреннего финансового анализа, позволяют сравнивать фактические результаты деятельности компании с законодательно установленными, средними по отрасли или внутренними нормативами предприятия. Модель предполагает установление нормативов по каждому показателю и анализ отклонений фактических данных от нормативов.

Содержание финансового анализа во многом определяется тем, кто является пользователем информации, и какова сфера его экономических интересов в оценке различных сторон и аспектов финансовой деятельности коммерческий организации.

Список литературы:

  1. Анализ финансовой отчетности: Учебник / Под ред. М.А. Вахрушиной, Н.С. Пласковой — М.: Вузовский учебник, 2009.
  2. БарнгольцС.Б., Мельник М.В. Методология экономического анализа деятельности хозяйствующего субъекта. М.: Финансы и статистика, 2003.
  3. Ефимова О.В., Мельник М.В. Анализ финансовой отчетности. М.: Бухгалтерский учет, 2004.

источник

Предмет, объекты, цели и задачи анализа банковской деятельности

Каждая наука имеет свой предмет исследования, который она изучает с соответствующей целью и присущими ей методами. Предмет науки показывает, что изучает данная наука, а метод – как изучает, т.е. какие приемы и способы используются при изучение данного предмета исследования. Один и тот же объект можно рассматривать с разных сторон различными науками.

Предмет анализа – это исследования экономических отношений деятельности банка с точки зрения их результативности. Предметом анализа являются причинно-следственные связи экономических явлений, процессов, ситуаций, раскрывающие механизм поставленных целей и задач деятельности банка.

Объектами экономического анализа являются результаты экономических процессов деятельности банка. К объектам анализа относятся: платежеспособность, ликвидность, финансовый результат, финансовая устойчивость, доходы и расходы банка и т.д. Субъектами анализа являются экономические подразделения банка, а также заинтересованные в его деятельности внешние пользователи информации.

ЦЕЛЬ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА– получение определённого числа основных параметров, дающих объективную и обоснованную характеристику деятельности банка и выявление резервов повышения эффективности его функционирования.

Задачами финансового анализа являются:

1. Оценка состава и структуру пассива банка

2. Оценка состава и структуру актива

3. Оценка платежеспособности и ликвидности банка

4. Оценка финансовой устойчивости банка

5. Оценка прибыли и рентабельности деятельности банка

6. Оценка денежных потоков банка

7. Оценка дивидендной политики банка

8. Прогнозирование финансового состояния банка

9. Диагностика и вероятности банка

10. Разработка мероприятий по использованию внутренних резервов банка

Принцип – исходное положение какой-либо теории, учения (или некоторые общие требования, которым должен удовлетворять анализ).

Финансовый анализ – это научный способ познания, существующих финансовых связей и процессов, основанных на расчленении их на составные части и изучение во всём многообразие связей и зависимостей в динамике.

К Принципом проведения финансового анализа относятся:

1. Принцип научности – при проведении анализа, следует руководствоваться научно обоснованными методиками и процедурами, базироваться на положениях диалектической теории познания, учитывать требования экономических теорий развития деятельности банка, использовать новейшие методы экономических исследований.

2. Принцип государственного подхода – соответствия государственной экономической социальной международной политики.

3. Принцип комплексности – всестороннее изучение экономического явления или процесса в целях объективной его оценки.

4. Принцип регулярности или непрерывности – анализ следует проводить постоянно, систематически, а не от случая к случаю.

5. Принцип сопоставимости – данные и результаты анализа должны быть легко сопоставимы друг с другом, а при регулярном проведении аналитических процедур, должна быть соблюдена преемственность результатов.

6. Принцип эффективности – затраты, связанные с проведением анализа, должны давать эффект.

7. Принцип объективности – анализ должен базироваться на достоверной проверенной информации, реально отражающей объективную действительность.

8. Принцип действенности – пригодность результатов анализа для использования в практических целях, активное воздействие на ход деятельности банка и его результаты.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9435 — | 7324 — или читать все.

195.133.146.119 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

источник

Финансовый анализ – это изучение основных показателей финансового состояния и финансовых результатов деятельности организации с целью принятия заинтересованными лицами управленческих, инвестиционных и прочих решений. Финансовый анализ является частью более широких терминов: анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия и экономический анализ.

На практике финансовый анализ проводят при помощи таблиц MS Excel или специальных программ. В ходе анализа финансово-хозяйственной деятельности производятся как количественные расчеты различных показателей, соотношений, коэффициентов, так и их качественная оценка и описание, сравнение с аналогичными показателями других предприятий. Финансовый анализ включает анализ активов и обязательств организации, ее платежеспособности, ликвидности, финансовых результатов и финансовой устойчивости, анализ оборачиваемости активов (деловой активности). Финансовый анализ позволяет выявить такие важные аспекты, как возможная вероятность банкротства. Финансовый анализ является неотъемлемой частью деятельности таких специалистов, как аудиторы, оценщики. Активно используют финансовый анализ банки, решающие вопрос о выдаче организациям кредитов, бухгалтера в ходе подготовке пояснительной записки к годовой отчетности и другие специалисты.

Основы финансового анализа

В основе финансового анализа лежит расчет специальных показателей, чаще в виде коэффициентов, характеризующих тот или иной аспект финансово-хозяйственной деятельности организации. Среди самых популярных финансовых коэффициентов можно выделить следующие:

1) Коэффициент автономии (отношение собственного капитала к общему капиталу (активам) предприятия), коэффициент финансовой зависимости (отношение обязательств к активам).

2) Коэффициент текущей ликвидности (отношение оборотных активов к краткосрочным обязательствам).

3) Коэффициент быстрой ликвидности (отношение ликвидных активов, включающих денежные средства, краткосрочные финансовые вложения, краткосрочную дебиторскую задолженность, к краткосрочным обязательствам).

4) Рентабельность собственного капитала (отношение чистой прибыли к собственному капиталу предприятия)

5) Рентабельность продаж (отношение прибыли от продаж (валовой прибыли) к выручке предприятия), рентабельность по чистой прибыли (отношение чистой прибыли к выручке).

Методики финансового анализа

Обычно используют следующие методы финансового анализа: вертикальный анализ (например, вертикальный анализ отчетности), горизонтальный анализ, прогнозный анализ на основе трендов, факторный и другие методы анализа.

Среди законодательно (нормативно) утвержденных подходов к финансовому анализу и методик можно привести следующие документы:

  • Распоряжение Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) от 12.08.1994 г. N 31-р
  • Постановление Правительства РФ от 25.06.2003 г. N 367 «Об утверждении Правил проведения арбитражным управляющим финансового анализа»
  • Положение ЦБР от 19.06.2009 г. N 337-П «О порядке и критериях оценки финансового положения юридических лиц – учредителей (участников) кредитной организации»
  • Приказ ФСФО РФ от 23.01.2001 г. N 16 «Об утверждении «Методических указаний по проведению анализа финансового состояния организаций»
  • Приказ Минэкономики РФ от 01.10.1997 г. N 118 «Об утверждении Методических рекомендаций по реформе предприятий (организаций)»

Важно отметить, что финансовый анализ – это не просто расчет различных показателей и коэффициентов, сравнение их значений в статике и динамике. Итогом качественного анализа должен явится обоснованный, подкрепленный расчетами вывод о финансовом положении организации, который и станет основой для принятия решений менеджментом, инвесторами и другими заинтересованными лицами (см. пример подобного финансового анализа). Именно этот принцип был положен в основу разработки программы » Ваш финансовый аналитик», которая не только готовит полный отчет по результатам анализа, но и делает это без участия пользователя, не требуя от него знаний финансового анализа — это сильно упрощает жизнь бухгалтеров, аудиторов, экономистов.

Источники информации для финансового анализа

Очень часто заинтересованные лица не имеют доступа к внутренним данным организации, поэтому в качестве основного источника информации для финансового анализа выступает публичная бухгалтерская отчетность организации. Основные формы отчетности – Бухгалтерский баланс и Отчет о прибылях и убытках – дают возможность рассчитать все основные финансовые показатели и коэффициенты. Для более глубокого анализа можно использовать отчеты о движении денежных средств и капитала организации, которые составляются по итогам финансового года. Еще более детальный анализ отдельных аспектов деятельности предприятия, например, расчет точки безубыточности, требует исходных данных, лежащих за пределами отчетности (данные текущего бухгалтерского и производственного учета).

Для примера, получить финансовый анализ по данным вашего Баланса и Отчета о прибылях и убытках можно бесплатно в онлайн режиме на нашем сайте (как за один период, так и за несколько кварталов или лет).

Z-модель Альтмана (Z-счет Альтмана, Altman Z-Score) – это финансовая модель (формула), разработанная американским экономистом Эдвардом Альтманом, призванная дать прогноз вероятности банкротства предприятия.

Под выражением «анализ предприятия» обычно подразумевают финансовый (финансового-экономический) анализ, или более широкое понятие, анализ хозяйственной деятельности предприятия (АХД). Финансовый анализ, анализ хозяйственной деятельности относятся к микроэкономическому анализу, т.е. анализу предприятий как отдельных субъектов экономической деятельности (в отличие от макроэкономического анализа, который подразумевает изучение экономики в целом).

С помощью анализа хозяйственной деятельности организации изучаются общие тенденции развития предприятия, исследуются причины изменения результатов деятельности, разрабатываются и утверждаются планы развития предприятия и принимаются управленческие решения, осуществляется контроль за выполнением утвержденных планов и принятых решений, выявляются резервы с целью повышения эффективности производства, оцениваются результаты деятельности фирмы, вырабатывается экономическая стратегия её развития.

Банкротство , или неплатежеспособность – это признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Определение, основные понятия и процедуры, связанные с банкротством предприятий (юридических лиц), содержатся в Федеральном законе от 26.10.2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Вертикальный анализ отчетности – техника анализ финансовой отчетности, при которой изучается соотношение выбранного показателя с другими однородными показателями в рамках одного отчетного периода.

Горизонтальный анализ отчетности – это сравнительный анализ финансовых данных за ряд периодов. Данный метод также известен под названием «трендовый анализ».

Коэффициент восстановления платежеспособности – это финансовый коэффициент, показывающий возможность восстановления нормальной текущей ликвидности предприятия в течение 6 месяц после отчетной даты.

Коэффициент утраты платежеспособности – это финансовый коэффициент, показывающий вероятность ухудшения показателя текущий ликвидности предприятия в течение следующих 3 месяцев после отчетной даты.

Платежеспособность предприятия (организации) – это способность субъекта экономической деятельности полностью и срок погашать свою кредиторскую задолженность. Платежеспособность является одним из ключевых признаков нормального (устойчивого) финансового положений предприятия.

Модель Сайфуллина-Кадыкова – это формула для прогноза возможного банкротства предприятия на основе его финансовых данных. Российские экономисты постарались адаптировать модели предсказания банкротства к условиям отечественной экономики.

Модель Таффлера – методика прогнозирования банкротства предприятий на основе его финансовых показателей, предложенная в 1977 году британскими учеными Р. Таффлером и Г. Тишоу.

Ретроспективный (оценочный) анализ – это анализ данных с учётом изменения во времени, начиная от текущего момента времени к какому-либо прошедшему периоду времени.

Точка безубыточности – это объём производства и реализации продукции, при котором расходы будут компенсированы доходами, а при производстве и реализации каждой последующей единицы продукции предприятие начинает получать прибыль.

источник

Существует множество рекомендаций методического характера, которым желательно следовать при проведении финансового анализа.

В экономической литературе к числу основных принципов организации финансового анализа относятся:

  • 1) принцип системности — предполагает изучение деятельности хозяйствующего субъекта как системы, совокупности различных отделов и подразделений, участвующих в процессе производства или оказания услуги. Системность финансового анализа проявляется также и на макроуровне, когда предприятие рассматривается как элемент более крупной хозяйственной системы (регион, отрасль и т.д.);
  • 2) принцип научности — предполагает раскрытие экономической сущности изучаемого явления, его оценку посредством использования всех доступных научных методов и процедур анализа;
  • 3) принцип комплексности — требует всестороннего изучения объекта исследования, изучения его составных элементов и их взаимодействия между собой, а также влияния на объект различных внешних и внутренних факторов;
  • 4) принцип регулярности — подразумевает выбор временного интервала анализа для каждого объекта исследования в зависимости от целей и задач, стоящих перед руководством предприятия. Анализ может проводиться через определенные промежутки времени или непрерывно;
  • 5) принцип конкретности — реализуется в целевой направленности и адресности проведения анализа, т.е. цели, задачи, необходимый инструментарий формулируются конкретно и лаконично, с тем чтобы быть максимально попятными и удобными для выполнения;
  • 6) принцип объективности — предполагает доказательность выводов по результатам анализа посредством полного раскрытия причин изменений изучаемых объектов. Применяя данный принцип в процессе финансового анализа, очень важно минимизировать всякую субъективность при интерпретации полученной информации;
  • 7) принцип преемственности — предполагает соблюдение единых принципов аналитической работы, сопоставимость выводов, сделанных на основе различных тематических анализов в различные периоды времени;
  • 8) принцип экономичности — предполагает, что затраты на аналитическую работу и объем работы должны соизмеряться с тем эффектом, который она обеспечивает;
  • 9) принцип осторожности — предполагает использование надежной, проверенной информации, так как результаты любых аналитических процедур независимо от вида анализа следует рассматривать как субъективные оценки, которые не могут служить неоспоримым аргументом для принятия управленческого решения;
  • 10) принцип программности — предполагает наличие четкой программы анализа для осознания заложенных в ней целей и ожидаемых результатов;
  • 11) принцип развертывания предполагает использование алгоритма расчетов «от общего к частному» с выделением наиболее существенных моментов и отбрасыванием несущественных;
  • 12) принцип оценки отклонений — предполагает, что любые значимые отклонения от нормативных, плановых или среднеотраслевых значений показателей и тенденции их изменения необходимо объяснять и тщательно анализировать даже в том случае, когда они имеют позитивный характер;
  • 13) принцип адекватности аналитического инструментария — предполагает, что выбор аналитического инструментария при проведении анализа должен основываться на идее его целесообразности, так как использование сложных инструментов и методов еще не гарантирует получение более качественных оценок и выводов;
  • 14) принцип приемлемой точности в расчетах — предполагает, что при проведении анализа наибольшую ценность представляет выявление тенденций и закономерностей, а не получение предельно точных оценок, которые чаще всего таковыми не могут быть в принципе;
  • 15) принцип целесообразности — предполагает, что процесс анализа должен завершаться обобщением полученных результатов и формулированием соответствующих выводов и рекомендаций, число которых не должно быть велико.
Читайте также:  Какие анализы нужно принести гастроэнтерологу

Рассмотренные принципы составляют основу системы аналитической работы. Принятию любого управленческого решения предшествует определенное его обоснование, базирующееся обычно на результатах некоторых аналитических процедур. Смысл и значимость подобных процедур, особенно в бизнесе, выходят далеко за рамки простых арифметических действий или расчета ряда аналитических показателей.

Таким образом, в процессе финансового анализа необходимо помнить, что используя существующее множество методов и инструментов, можно получить различные результаты, которые нередко противоречат друг другу. В этом случае результаты проведенных аналитических процедур не должны абсолютизироваться, их не следует рассматривать как истинные аргументы, обосновывающие принятие того или иного управленческого решения, они должны дополняться различного рода субъективными оценками.

источник

При проведении финансового анализа должны приниматься во внимание как общие принципы выполнения аналитических процедур, так и свойственная ему специфика.

В экономической теории к числу принципов организации финансового анализа относятся:

Принцип системности — предполагает изучение деятельности хозяйствующего субъекта, во-первых, как системы, объединяющей различные структурные подразделения, реализующие процесс производства, а во-вторых, как элемента более крупной хозяйственной системы (регион, отрасль и т.д.).[12, c.124]

Принцип научности — предполагает раскрытие экономической сущности изучаемого явления или процесса, их оценки, характера изменения, посредством использования научных методов и процедур анализа. [12, c.125]

Принцип комплексности — требует всестороннего изучения явления или процесса во взаимодействии с обусловливающими их факторами. [12, c.139]

Принцип регулярности — определяет для каждого объекта временной интервал анализа. В процессе мониторинга анализ может проводиться непрерывно, либо через определенные промежутки времени. [12, c.145]

Принцип конкретности — реализуется в целевой направленности и адресности проведения анализа. [12, c.162]

Принцип объективности — предполагает доказательность выводов по результатам анализа, посредством полного раскрытия причин изменений изучаемых объектов. [12, c.183]

Принцип преемственности — предполагает соблюдение единых принципов аналитической работы, сопоставимость выводов, сделанных на основе различных тематических анализов в различные периоды времени.

Принцип экономичности — предполагает, что объем проводимой аналитической работы и затраты на ее проведение должны соизмеряться с эффектом, который она обеспечивает. [12, c. 200]

Принцип осторожности — предполагает наличие надежной, проверенной информации (показатели, факты, события и др.), которая может быть, сформирована самим аналитиком, так и предоставлена ему со стороны. Кроме того, результаты любых аналитических процедур независимо от вида анализа следует рассматривать как субъективные оценки, которые не могут служить неоспоримым аргументом для принятия управленческого решения.

Принцип программности — предполагает наличие четкой программы анализа, для осознания заложенных в ней целей и ожидаемых результатов.

Принцип развертывания — предполагает использование алгоритма расчетов «от общего к частному». [12, c.219]

Принцип оценки отклонений — предполагает, что любые значимые отклонения от нормативных, плановых или среднеотраслевых значений показателей и тенденции их изменения необходимо объяснять и тщательно анализировать.[12, c.223]

Принцип адекватности аналитического инструментария — предполагает, что выбор аналитического инструментария при проведении анализа должен основываться на идее его целесообразности, поскольку сама по себе сложность инструментария вовсе не гарантирует получение более качественных оценок и выводов. [12, c.227]

Принцип приемлемой точности в расчетах — предполагает, что при проведении анализа, наибольшую ценность представляет выявление тенденций и закономерностей, а не получение предельно точных оценок, которые чаще всего таковыми не могут быть в принципе. [12, c.236]

Принцип целесообразности — предполагает, что процесс анализа должен завершаться обобщением полученных результатов и формулированием соответствующих выводов и рекомендаций, число которых не должно быть велико. [12, c. 243]

Рассмотренные принципы составляют основу системы аналитической работы.

Принятию любого управленческого решения, предшествует определенное его обоснование, базирующееся обычно на результатах некоторых аналитических процедур. Смысл и значимость подобных процедур, особенно в бизнесе, выходят далеко за рамки простых арифметических действий или расчета ряда аналитических показателей. Необходимо понимать что, применяя различные методы и процедуры анализа, можно не только получить различные результаты, нередко противоречащие друг другу, но и «обосновать» заранее желаемый вариант действий или заранее желаемые выводы. Результаты аналитических процедур, как и собственно анализ, не должны абсолютизироваться, их не следует рассматривать как неоспоримые аргументы, обосновывающие принятие того или иного решения. Чаще всего эти результаты целесообразно дополнить различного рода субъективными оценками.

источник

Управление финансами — неотъемлемая часть общей системы управления предприятием, связанная с выработкой и принятием финансовых и инвестиционных решений на основе использования соответствующих концепций, правил и методов.

Считается, что целью деятельности предприятия и финансового управления является получение прибыли. Однако это не совсем так. Предприятие может быть доходным, но финансово неустойчивым. Менеджеры должны постоянно поддерживать платежеспособность предприятия, т.е. его способность рассчитываться по всем обязательствам. В числе последних наиболее сложным видом являются обязательства перед собственниками предприятия, его акционерами, вложившими свои средства в акции предприятия, сформировав тем самым его капитал. Поэтому важно обеспечить рост благосостояния акционеров, которое выражается в неуклонном увеличении капитала предприятия, в росте цены его акций, значит, в росте его стоимости в целом.

Можно предположить наличие разных целей управления финансами в зависимости от стадии жизненного цикла предприятия, его производственно-технических возможностей, уровня конкурентоспособности производимой им продукции, организационно-правовой формы и других факторов. Тем не менее, основной целью управления финансами предприятий является удовлетворение интересов собственников в форме повышения их благосостояния путем увеличения стоимости фирмы через механизм формирования и эффективного использования прибыли. Эта цель получила наибольшее признание в теории финансового менеджмента и доказала свою жизнеспособность практическими успехами в развитии корпоративного бизнеса разных стран.

В условиях слабой распыленности капитала и существования прямых финансовых зависимостей между контрагентами на первое место выдвигаются проблемы обеспечения требуемой доходности на вложенный капитал, выход на новые рынки и т.д.

В настоящее время юридически и экономически самостоятельные предприятия действуют в условиях нестабильности и неопределенности и должны приспосабливаться к быстро меняющимся условиям внешней среды, оперативно определяя собственную стратегию управления финансами. Количество стратегических целей и их формулирование зависят от специфики деятельности конкретного предприятия. Тем не менее система стратегических целей, достижение которых служит признаком успешного управления финансами предприятия, может включать в себя:

— избежание банкротства и крупных финансовых неудач;

— рост объемов производства и реализации;

— лидерство в борьбе с конкурентами;

— максимизация цены компании.

Все эти цели связаны между собой, дополняют друг друга, но организации должны контролировать весь их комплекс. Максимизация цены компании как наиболее обоснованный критерий эффективного управления ее финансами применим, когда на рынке капитала нет никаких ограничений и какой-либо дискриминации в установлении цен на ценные бумаги.

Реализация стратегических целей предполагает решение финансовым менеджментом организации следующих основных задач:

— обеспечение сбалансированности движения материальных и денежных потоков;

— обеспечение формирования необходимого объема финансовых ресурсов в соответствии с задачами развития организации в предстоящем периоде;

— эффективное использование финансовых ресурсов организации по всем направлениям ее деятельности;

— обеспечение эффективного управления денежным оборотом организации;

— достижение финансовой устойчивости и финансовой независимости организации;

— максимизация прибыли организации в предстоящем периоде и т.д.

Решение комплекса поставленных задач приводит к необходимости финансового планирования и формирования системы бюджетирования на предприятии. Конкретные формы и методы реализации названных функций определяются финансовой политикой предприятия. Ее основные элементы: учетная политика; кредитная политика; политика управления денежными средствами; политика в отношении управления издержками; дивидендная политика; ценовая политика; инвестиционная политика; налоговая политика и т.п.

Функции финансового управления можно разделить на три крупные блока:

К традиционным функциям принято относить как минимум три основополагающие функции:

Финансовое планирование — одна из главных функций финансовой деятельности — в наиболее общем виде включает в себя:

— разработку бюджетов, или бюджетирование;

Разработка бюджетов в современных условиях приобретает самостоятельное значение, отличается от традиционного планирования и называется бюджетированием. Предприятие формирует множество бюджетов. Основные из них: бюджет капитала, бюджет движения денежных средств, бюджет доходов и расходов; сводный бюджет предприятия.

В случае бизнес-планирования финансовое управление сводится к грамотному составлению финансового раздела бизнес-плана инвестиционного проекта.

В рамках функции учета и контроля речь идет об организации комплексного учета денежных средств предприятия, составления финансовой отчетности. организации контроля за исполнением финансовых решений. Реализация этой функции требует развития управленческого учета.

Ценообразование. Речь идет о трех видах цен: цене на продукцию, цене капитала, цене затрат. В современных условиях необходимо уметь определять цену продукции, цену капитала и фактическую доходность предприятия. Воздействуя на цену того или иного элемента затрат, финансист может управлять структурой затрат.

Нетрадиционные функции. В практике российских предприятий эти функции появились относительно недавно и поэтому нуждаются в исчерпывающем их понимании и дальнейшем развитии. Они сводятся к управлению финансовой устойчивостью и инвестиционной деятельностью. В рамках последней выделяют следующие обязательные элементы:

— управление инвестиционным портфелем;

— разработка системы хеджирования против финансовых рисков.

Специальные функции. Речь идет о функциях финансового управления применительно к интегрированным предпринимательским структурам, корпорациям. Основные элементы практической реализации данной функции:

— управление акционерным капиталом;

— управление эмиссионной деятельностью корпорации;

— управление процессами слияний и поглощений.

Из множества подходов к прогнозированию наибольшее распространение на практике получили три, в основе которых:

· методы обработки пространственных, временных и пространственно-временных совокупностей;

· методы ситуационного анализа и прогнозирования.

Методы экспертных оценок могут предусматривать многоступенчатый опрос экспертов по специальным схемам и обработку полученных результатов с помощью научного инструментария экономической статистики. Эти методы применяются не только для прогнозирования значений показателей, но и в аналитической работе, например, для разработки весовых коэффициентов, пороговых значений контролируемых показателей и тому подобное.

Методы обработки пространственных, временных и пространственно-временных совокупностей занимают ведущее место с позиции формализованного прогнозирования и существенно варьируют по сложности используемых алгоритмов. Выбор того или иного метода зависит от множества факторов, в том числе и имеющихся в наличии исходных данных.

В основе методов ситуационного анализа и прогнозирования лежат модели, предназначенные для изучения функциональных и детерминированных связей, когда каждому значению факторного признака соответствует вполне определенное неслучайное значение результативного признака.

Ставится задача выявления и исследования факторов развития хозяйствующего субъекта и установления степени их влияния на различные результатные показатели, например, прибыль. Для этого используется имитационная модель, предназначенная для перспективного анализа формирования и распределения доходов предприятия. В укрупненном виде модель представляет собой многомерную таблицу важнейших показателей деятельности субъекта в динамике. В подлежащем таблицы находятся взаимоувязанные показатели либо в номенклатуре статей формы №2, либо в более детализированном виде. В сказуемом таблицы находятся результаты прогнозных расчетов. По результатам имитации может выбираться один или несколько вариантов действий. При этом значения факторов, использованные в процессе моделирования, будут служить прогнозными ориентирами в последующих действиях.

Читайте также:  Медкнижка какие анализы сдавать 2017

Имитационное моделирование финансово-хозяйственной деятельности основано на сочетании формализованных методов и экспертных оценок специалистов и руководителей хозяйствующего субъекта, но с превалированием последних. Поэтому для разработки долгосрочного прогноза со стороны администрации необходимо включить 2-3 специалиста от различных служб и подразделений предприятия.

Прогнозирование на основе пропорциональных зависимостей основано на том факте, что многие показатели, даже не будучи связанными между собой формализованными алгоритмами, тем не менее, изменяются в динамике согласованно. Очевидно, что если некая система находится в состоянии равновесия, то отдельные ее элементы не могут действовать хаотично, по крайней мере, вариабельность действий имеет определенные ограничения. Основу метода составляет тезис о том, что можно идентифицировать некий показатель, являющийся наиболее важным с позиции характеристики деятельности компании, который благодаря такому свойству мог бы быть использован для определения прогнозных значений других показателей в том смысле, что они привязываются к базовому показателю с помощью простейших пропорциональных зависимостей. В качестве базового показателя чаще всего используется либо выручка от реализации, либо себестоимость реализованной продукции. Обоснованность этого выбора достаточно легко объяснить с позиции логики и, кроме того, находит подтверждение при изучении динамики и взаимосвязей других показателей, описывающих отдельные стороны деятельности компании.

Условия, от которых зависит эффективность финансового планирования, вытекают из самих целей этого процесса и требуемого конечного результата. В этом смысле выделяют три основных условия финансового планирования:

Прогнозирование. Финансовые планы должны быть составлены как можно более точным прогнозом определяющих факторов. При этом прогнозирование может основываться на исторической информации, с использованием аппарата математической статистики, результатов моделей прогнозирования, экспертных оценок и др.

Выбор оптимального финансового плана. На сегодня не существует модели, решающей за менеджера, какую из возможных альтернатив следует принять. Решение принимается после изучения альтернатив, на основе профессионального опыта и, возможно даже, интуиции руководства.Контроль над воплощением финансового плана в жизнь. Достижение долгосрочных планов предприятия невозможно без текущего планирования, подчиненного этим долгосрочным планам.

Сформулированные ранее условия имеют достаточно общий вид. В то же время, финансовый план — это, в конечном итоге, набор финансовых показателей, которые необходимо рассчитывать и прогнозировать с помощью специальных технологий. В качестве конечного результата финансового плана обычно используются прогнозные баланс предприятия, отчеты о прибыли и движении денежных средств. Сформулируем основные технологические принципы финансового планирования.

Принцип соответствия состоит в том, что приобретение текущих активов следует планировать преимущественно за счет краткосрочных источников. Если предприятие планирует закупку партии товаров, прибегать к эмиссии облигаций для ее финансирования не следует. Необходимо воспользоваться краткосрочной банковской ссудой или коммерческим кредитом поставщика. В то же время, для проведения модернизации парка оборудования следует привлекать долгосрочные источники финансирования.

Принцип постоянной потребности в рабочем капитале сводится к тому, что в прогнозируемом балансе сумма оборотных средств предприятия должна превышать сумму его краткосрочных задолженностей. Данный принцип имеет прагматичный смысл: определенная часть оборотных средств предприятия должна финансироваться из долгосрочных источников.

В этом случае предприятие имеет меньший риск испытать дефицит оборотных средств.

Принцип избытка денежных средств предполагает в процессе планирования «не обнулять» денежный счет, а иметь некоторый запас денег для обеспечения надежной платежной дисциплины в тех случаях, когда какой-либо из плательщиков просрочит, по сравнению с планом, свой платеж. Если сумма денег предприятия становится чрезмерно большой, можно прибегнуть к покупке ценных бумаг.

Выделяют следующие этапы процесса финансового планирования:

· анализ финансового положения компании;

· составление прогнозных смет и бюджетов;

· определение общей потребности компании в финансовых ресурсах;

· прогнозирование структуры источников финансирования;

· создание и поддержание действенной системы контроля и управления;

· разработка процедуры внесения изменений в систему планов.

С позиции практики рекомендуется готовить несколько вариантов финансового плана: пессимистический, наиболее вероятный и оптимистический. При подготовке плана нужно учитывать: наличие ограничений, с которыми сталкивается предприятие: требования по охране окружающей среды; требования рынка по объему, структуре и качеству продукции; технические, технологические и кадровые особенности данного предприятия; дисциплинирующую роль плана для работы финансового менеджера; условность любых планов в силу естественной неопределенности экономической ситуации в глобальном и локальном масштабах.

В наиболее общем виде финансовый план представляет собой документ, содержащий следующие разделы:

1. Инвестиционная политика.

2. Управление оборотным капиталом.

3. Дивидендная политика и структура источников.

источник

Финансовый анализ должен соответствовать определенным требованиям, которые накладывают свой отпечаток на само исследование и должны обязательно включаться при организации, проведении и практическом использовании результатов анализа. Важнейшими из них являются:

принцип взаимоувязки экономических показателей;

Принцип системности требует подходить к объекту анализа как к системе. Система есть совокупность взаимосвязанных элементов, обладающих эмерджентнымисвойствами (эмерджентные свойства – свойства, присущие всей системе в целом, но не являющиеся свойствами ее элементов). Таким образом, определение системы содержит в себе два важных признака – взаимосвязь элементов и наличие общесистемного свойства.

Принцип взаимоувязки экономических показателей. Основным недостатком традиционного (несистемного) анализа о состоянии производственного процесса предприятия является его изолированность, нацеленность на один фактор. Единичные относительные показатели имеют ограниченную ценность, т.к. принципиальное значение для управления имеет оценка общих тенденций. Кроме того, изменения в одном показателе могут иметь значение только тогда, если оно соотносится с другими показателями. Поэтому системный экономический анализ должен обеспечивать рассмотрение хозяйственных процессов всех взаимосвязей, взаимозависимостей и взаимообусловленности.

Принцип интеграции. Этот принцип требует, прежде всего, разработки (и использования) интегральных аналитических показателей. Интегральный показатель получается путем свертки нескольких частных показателей. Сверткой называется обобщение разных показателей одного объема для получения интегрального показателя того же объема.

Принцип комплексности (полного отражения всех значимых свойств объекта исследования). Показатели должны отражать многие условия и результаты коммерческой деятельности предприятия, все частные факторы, финансовые и нефинансовые аспекты хозяйственной деятельности.

Принцип моделирования. Модель – это, прежде всего, инструмент анализа объекта. Модель позволяет на основе регулирования исходными параметрами, предположениями прогнозировать поведение системы. Модели могут строиться на разных основаниях:

модели, имитирующие свойства или поведение какого-либо реально существующего объекта;

модели, выступающие реальным воплощением некоторой умозрительной концепции или идеи.

Финансовый анализ представляет собой процесс исследования финансового состояния и основных результатов финансовой деятельности предприятия с целью выявления резервов повышения его рыночной стоимости и обеспечения эффективного развития.

Виды финансового анализа классифицируются в зависимости от следующих признаков:

1. По организации проведения:

Внутренний финансовый анализ проводится финансовыми менеджерами предприятия и его владельцами с использованием всей совокупности имеющихся информационных показателей (результаты такого анализа могут представлять коммерческую тайну).

Внешний финансовый анализ осуществляется работниками налоговых органов, аудиторских фирм, коммерческих банков, страховых компаний с целью изучения правильности отражения результатов финансовой деятельности предприятия, его кредитоспособности и т.п.

2. По объему аналитического исследования выделяют:

тематический финансовый анализ.

Полный финансовый анализ проводится с целью изучения всех аспектов финансовой деятельности и всех характеристик финансового состояния предприятия в комплексе.

Тематический финансовый анализ ограничивается изучением отдельных сторон финансовой деятельности и отдельных характеристик финансового состояния предприятия (предметом тематического финансового анализа может являться состояние его финансовой устойчивости; уровень текущей платежеспособности; эффективность использования отдельных активов предприятия или их совокупности в целом; оптимальность структуры источников формирования финансовых ресурсов; анализ ценных бумаг; анализ капитальных вложений и т.п.).

3. По объекту финансового анализа выделяют:

анализ финансовой деятельности предприятия в целом;

анализ финансовой деятельности отдельных «центров ответственности» предприятия;

анализ отдельных финансовых операций предприятия.

При анализе финансовой деятельности в целом не выделяются отдельные его структурные единицы и подразделения.

Анализ финансовой деятельности отдельных подразделений базируется на результатах управленческого чета и направлен на исследование уровня и эффективности использования финансового потенциала (затрат), т.к. такие структурные подразделения чаще всего не имеют законченного цикла формирования собственных финансовых ресурсов.

Предметом анализа отдельных финансовых операций предприятий могут быть отдельные операции, связанные с краткосрочными или долгосрочными финансовыми вложениями; с финансированием реализации отдельных инвестиционных проектов и т.п.

4. По периоду проведения финансового анализа выделяют:

последующий финансовый анализ.

Предварительный финансовый анализ связан с изучение условий осуществления финансовой деятельности в целом или осуществления отдельных финансовых операций (например, оценка инвестиционных качеств отдельных ценных бумаг в преддверии формирования инвестиционных решений о направлении долгосрочных финансовых вложений; оценка уровня собственной кредитоспособности в преддверии принятия решений о привлечении крупного банковского кредита и т.п.).

Текущий (оперативный) финансовый анализ проводится в контрольных целях в процессе реализации отдельных финансовых планов или осуществления отдельных финансовых операций для оперативного воздействия на ход финансовой деятельности (как правило, он ограничивается кратким периодом времени).

Последующий (ретроспективный) финансовый анализ осуществляется предприятием за отчетный период (месяц, квартал, год). Он позволяет глубже и полнее проанализировать финансовое состояние и результаты финансовой деятельности предприятия в сравнении с предварительным и текущим анализом, так как базируется на завершенных отчетных материалах статистического и бухгалтерского учета.

Дата добавления: 2015-11-05 ; просмотров: 452 | Нарушение авторских прав

источник

19. Сущность, содержание, принципы финансового анализа. Основные группы пользователей бухгалтерской отчетности

19. Сущность, содержание, принципы финансового анализа. Основные группы пользователей бухгалтерской отчетности

Финансовый анализ – это процесс, основанный на изучении данных о финансовом состоянии предприятия и результатах его деятельности в прошлом с целью оценки будущих условий и результатов его деятельности. Финансовое состояние предприятия отражает его способность финансировать свою деятельность. Оно характеризуется обеспеченностью финансовыми ресурсами, целесообразным их размещением и эффективным использованием, финансовыми взаимоотношениями с другими юридическими и физическими лицами.

Финансовый анализ дает возможность оценить имущественное состояние предприятия, степень предпринимательского риска, достаточность капитала, потребность в дополнительных источниках, способность к наращению капитала, рациональность привлечения заемных средств, обоснованность политики распределения и использования прибыли, целесообразность выбора инвестиций и т. д.

Анализ финансового состояния предприятия осуществляется на основе бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах (о прибылях и убытках), отчета о движении денежных средств, отчета о движении капитала, сводной бухгалтерской отчетности в регистрах, журналах.

Наиболее важен бухгалтерский баланс, представляющий собой зафиксированное на определенную дату состояние имущества фирмы и источников ее финансирования. Баланс не достаточно удобен из-за его статичности.

Анализ финансового состояния может проводиться руководителями и работниками (службами) предприятия – внутренний анализ; а также различными заинтересованными лицами: инвесторами, банками, поставщиками и другими деловыми партнерами, налоговыми органами ит. д. – это внешний анализ. Результаты внутреннего анализа используются для планирования, контроля и прогнозирования финансового состояния. Его цель – обеспечить необходимое поступление денежных средств, рациональное размещение и эффективное использование собственных и заемных средств.

Внешний анализ характеризуется множественностью субъектов анализа, разнообразием их целей и интересов. Несмотря на это, внешний анализ проводится на основе типовых методик, стандартов учета и отчетности, которые охватывают различные стороны финансового состояния предприятия и позволяют адаптировать анализ к целям заинтересованных лиц.

Основные группы пользователей бухгалтерской отчетностью, имеющие к ней доступ:

1) акционеры, кредиторы, инвесторы;

3) работники предприятий, потенциальные инвесторы, профсоюзные организации, статистические органы.

Все другие пользователи могут получить информацию из официально публикуемой отчетности, которая предоставляется в обязательном порядке определенными законодательно установленными категориями предприятия (например, банки, ломбарды, АО) или на добровольном основании.

Успешность анализа определяется соблюдением следующих основных принципов:

• принцип осторожности, в соответствии с которым результаты любых аналитических процедур следует рассматривать как субъективные оценки, которые не могут служить неоспоримым аргументом для принятия управленческого решения;

• требование наличия четкой программы анализа, предшествующей его проведению, включая проработку и однозначную идентификацию целей, желаемых результатов и доступных ресурсов;

• принцип построения схемы анализа от общего к частному с выделением наиболее существенных моментов и отбрасыванием несущественных;

• принцип тщательного анализа отклонений от нормативных или плановых значений показателей даже в том случае, когда они имеют позитивный характер;

• требование тщательного выбора используемых аналитических методик и обоснованности применения определенной совокупности критериев и показателей;

• принцип соответствия сложности привлекаемого аппарата целям исследования, в соответствии с которым выбор математического аппарата должен основываться на идее целесообразности и оправданности, поскольку сама по себе сложность аппарата не гарантирует получение более качественных оценок и выводов.

источник

«Принцип — это основополагающее утверждение, на основе которого создают научные теории и законы, юридические документы, выбирают нормы поведения в обществе.»

Научность, то есть раскрытие экономической сущности изучаемого явления и процесса, правильной их оценки, тенденций и темпов изменения. Методология экономического анализа опирается на достижения экономической науки и учитывает действие экономических законов. Важной составной частью научности является выбор надежных и обоснованных методов и процедур анализа.

Научность предполагает учет экономических законов развития производства, использование достижений научно-технического прогресса и передового опыта, новейших методов экономических исследований.

Системность предполагает рассмотрение изучаемого объекта как сложной динамической системы, состоящей из ряда элементовподсистем, определенным образом связанных между собой и с внешней средой. Изучение каждого объекта должно осуществляться с учетом всех внутренних и внешних связей, взаимозависимости и соподчиненности его отдельных элементов. При этом оценивать деятельность изучаемого объекта следует не только с точки зрения достижения им локальных целей, но и обязательно с позиций того, насколько эти цели согласуются с целями системы более высокого иерархического уровня и общегосударственными интересами. Системный подход предусматривает акцентирование внимания на внутренних связях объекта анализа и предполагает рассмотрение итогов хозяйственной деятельности объекта как результата взаимодействия всех сторон этой деятельности и всех влияющих на них факторов.

Читайте также:  Географический язык какие анализы сдать

Целостность системы, отличаясь определенной завершенностью, предполагает и обособленный анализ элементов, ее составляющих. Современный уровень развития экономического анализа неразрывно связан с пятью типами системных представлений.

Принцип системности требует учета взаимосвязи отдельных факторов при изучении, измерении и обобщении их влияния на формирование экономических показателей. Все стороны финансово-хозяйственной деятельности предприятия рассматриваются при этом не изолированно, а во взаимосвязи и динамике. Анализ проводится на всех уровнях управления.

Системность анализа органически связана с его комплексностью. Комплексность предполагает анализ всех сторон деятельности организации, а также всестороннее изучение причинных связей в экономике организации.

Системность — понятие более емкое, чем комплексность, и поэтому последнюю можно рассматривать важной составляющей системного анализа. Методологическое единство системности и комплексности экономического анализа находит свое выражение в следующем: во-первых, в органическом единстве экономического и политического. Политика, как известно, является концентрированной экономикой. Отрыв политического от экономического чреват весьма серьезными последствиями. Так, проблемы совершенствования хозяйственного механизма (например, налогообложения) должны решаться на основе экономических расчетов, всестороннего экономического анализа.

Системность, комплексность анализа выражается, во-вторых, в единстве экономического и социального, т. е. в изучении динамически экономических результатов деятельности организации во взаимосвязи с динамикой социальных результатов.

Системность, комплексность анализа выражается, в-третьих, в ограниченном восприятии объектов анализа — как экономических, социальных и экологических. Важно во взаимосвязи изучать динамику объема выпуска продукции, улучшения условий производства и влияния производства продукции на окружающую среду. Например, наличие очистительных сооружений, сокращение выбросов в окружающую среду и т. д.

Системность и комплексность анализа выражается, в-четвертых, в диалектическом подходе к целому и его частям. Опираясь на суждения о единстве анализа и синтеза, в то же время следует учитывать, что совокупность всех сторон явления, процесса, ситуации можно охватить, лишь изучив все их стороны, во всех связях и опосредованиях. При анализе изучается деятельность организации не только в целом, но и ее составных частей (цехов, участков). Системность и комплексность анализа выражается, в-пятых, в разработке и использовании единой, универсальной системы показателей.

Системность и комплексность анализа выражается, в-шестых, в комплексном использовании всех видов экономической информации (бухгалтерского, статистического и оперативного учета, всех видов отчетности, плановой и нормативной информации, внеучетных данных).

Принцип системности и комплексности требует учета взаимосвязи отдельных факторов при изучении, измерении и обобщении их влияния на формирование экономических показателей. Все стороны финансово-хозяйственной деятельности предприятия рассматриваются при этом не изолированно, а во взаимосвязи и динамике. Анализ проводится на всех уровнях управления, а его комплексность проявляется в системном рассмотрении всех стадий и показателей деятельности анализируемого объекта в их взаимосвязи.

Принцип объективности предполагает исследование реальных экономических явлений и процессов, их причинно-следственные взаимосвязи. Он отражен в законодательных актах, предусматривающих различную степень ответственности лиц, допустивших фальсификацию данных учета и отчетности о деятельности предприятия. Тем самым информация, используемая в процессе исследования, должна быть документально обоснованной и достоверной, отражать реальную финансово – хозяйственную деятельность данного предприятия.

Принцип оперативности касается быстрого и четкого выполнения предприятием заданий, реализации принятых решений и т. д. По результатам анализа намечаются мероприятия, направленные на улучшение финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Таким образом, своевременность анализа позволяет превратить его в инструмент оперативного контроля различных сфер деятельности предприятия [3].

Регулярность, которая определяется для каждого объекта анализа в зависимости от темпов его изменения и подвижности. Для одних объектов анализ может проводиться постоянно на основе непрерывного наблюдения мониторинг), когда выявляются отклонения от обоснованного ритма; для других – через определенные интервалы, обусловленные длительностью производственного цикла, жизненного цикла продукции, технологии и техники и т. п.; для третьих – через равные промежутки времени (ежемесячно, ежеквартально, ежегодно). Анализ должен проводиться по плану, систематически, а не от случая к случаю. Из этого требования вытекает необходимость планирования аналитической работы на предприятиях, распределения обязанностей по ее выполнению между исполнителями и контроля за ее проведением. Чтобы соблюсти этот принцип, необходимо избегать случайности, поскольку периодичность анализа должна быть объективно обоснована.

Действенность предполагает активное воздействие на достижение поставленных целей, своевременное выявление недостатков, просчетов и упущений в работе и путей повышения эффективности деятельности организации. Из этого принципа вытекает необходимость практического использования материалов анализа для управления хозяйствующим субъектом, для разработки конкретных мероприятий, для обоснования, корректировки и уточнения данных бизнес-плана. В противном случае цель анализа не достигается [2, с. 19-20].

Принцип демократичности и массовости означает привлечение, к аналитической работе специалистов производственной сферы, от которой зависит повышение жизненного уровня населения, т.е. предполагает участие в аналитическом процессе широкого круга заинтересованных лиц, а не только специалистов-аналитиков, а также широкую доступность, прозрачность, убедительность выводов и предложений. Этот подход позволяет наиболее полно выявить имеющиеся резервы и недостатки, более взвешенно принимать решение. Процессы глобализации экономики, создание равных условий для предприятий различных форм собственности способствуют повышению эффективности его деятельности, что достигается изысканием неиспользованных резервов в деятельности каждого подразделения предприятия.

Эффективность означает, что затраты на его проведение не должны превышать результатов принятия управленческого решения по данному направлению. При этом они должны давать многократный эффект.

Экономичность, для достижения которой объем аналитической работы и затраты на ее проведение должны быть соизмеримы с эффектом, который она обеспечивает. Это особенно важно при проведении ретроспективного анализа, когда затраты на него соизмеряются с выявленными резервами производства, и при оперативном анализе, когда затраты соизмеряются с сокращением потерь и предотвращением нерационального использования ресурсов. При проведении перспективного анализа (маркетингового, инвестиционного и инновационного), когда определяются стратегии развития объекта, повышенные затраты на анализ могут быть оправданы, так как они позволяют предотвратить неэффективные вложения. Обеспечение экономичности анализа в большей мере связано с регулярностью и четкой организацией аналитической работы, целесообразным уровнем ее централизации [1].

источник

Финансовый анализ – это изучение основных показателей финансового состояния и финансовых результатов деятельности организации с целью принятия заинтересованными лицами управленческих, инвестиционных и прочих решений. Финансовый анализ является частью более широких терминов: анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия и экономический анализ.

На практике финансовый анализ проводят при помощи таблиц MS Excel или специальных программ. В ходе анализа финансово-хозяйственной деятельности производятся как количественные расчеты различных показателей, соотношений, коэффициентов, так и их качественная оценка и описание, сравнение с аналогичными показателями других предприятий. Финансовый анализ включает анализ активов и обязательств организации, ее платежеспособности, ликвидности, финансовых результатов и финансовой устойчивости, анализ оборачиваемости активов (деловой активности). Финансовый анализ позволяет выявить такие важные аспекты, как возможная вероятность банкротства. Финансовый анализ является неотъемлемой частью деятельности таких специалистов, как аудиторы, оценщики. Активно используют финансовый анализ банки, решающие вопрос о выдаче организациям кредитов, бухгалтера в ходе подготовке пояснительной записки к годовой отчетности и другие специалисты.

Основы финансового анализа

В основе финансового анализа лежит расчет специальных показателей, чаще в виде коэффициентов, характеризующих тот или иной аспект финансово-хозяйственной деятельности организации. Среди самых популярных финансовых коэффициентов можно выделить следующие:

1) Коэффициент автономии (отношение собственного капитала к общему капиталу (активам) предприятия), коэффициент финансовой зависимости (отношение обязательств к активам).

2) Коэффициент текущей ликвидности (отношение оборотных активов к краткосрочным обязательствам).

3) Коэффициент быстрой ликвидности (отношение ликвидных активов, включающих денежные средства, краткосрочные финансовые вложения, краткосрочную дебиторскую задолженность, к краткосрочным обязательствам).

4) Рентабельность собственного капитала (отношение чистой прибыли к собственному капиталу предприятия)

5) Рентабельность продаж (отношение прибыли от продаж (валовой прибыли) к выручке предприятия), рентабельность по чистой прибыли (отношение чистой прибыли к выручке).

Методики финансового анализа

Обычно используют следующие методы финансового анализа: вертикальный анализ (например, вертикальный анализ отчетности), горизонтальный анализ, прогнозный анализ на основе трендов, факторный и другие методы анализа.

Среди законодательно (нормативно) утвержденных подходов к финансовому анализу и методик можно привести следующие документы:

  • Распоряжение Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) от 12.08.1994 г. N 31-р
  • Постановление Правительства РФ от 25.06.2003 г. N 367 «Об утверждении Правил проведения арбитражным управляющим финансового анализа»
  • Положение ЦБР от 19.06.2009 г. N 337-П «О порядке и критериях оценки финансового положения юридических лиц – учредителей (участников) кредитной организации»
  • Приказ ФСФО РФ от 23.01.2001 г. N 16 «Об утверждении «Методических указаний по проведению анализа финансового состояния организаций»
  • Приказ Минэкономики РФ от 01.10.1997 г. N 118 «Об утверждении Методических рекомендаций по реформе предприятий (организаций)»

Важно отметить, что финансовый анализ – это не просто расчет различных показателей и коэффициентов, сравнение их значений в статике и динамике. Итогом качественного анализа должен явится обоснованный, подкрепленный расчетами вывод о финансовом положении организации, который и станет основой для принятия решений менеджментом, инвесторами и другими заинтересованными лицами (см. пример подобного финансового анализа). Именно этот принцип был положен в основу разработки программы » Ваш финансовый аналитик», которая не только готовит полный отчет по результатам анализа, но и делает это без участия пользователя, не требуя от него знаний финансового анализа — это сильно упрощает жизнь бухгалтеров, аудиторов, экономистов.

Источники информации для финансового анализа

Очень часто заинтересованные лица не имеют доступа к внутренним данным организации, поэтому в качестве основного источника информации для финансового анализа выступает публичная бухгалтерская отчетность организации. Основные формы отчетности – Бухгалтерский баланс и Отчет о прибылях и убытках – дают возможность рассчитать все основные финансовые показатели и коэффициенты. Для более глубокого анализа можно использовать отчеты о движении денежных средств и капитала организации, которые составляются по итогам финансового года. Еще более детальный анализ отдельных аспектов деятельности предприятия, например, расчет точки безубыточности, требует исходных данных, лежащих за пределами отчетности (данные текущего бухгалтерского и производственного учета).

Для примера, получить финансовый анализ по данным вашего Баланса и Отчета о прибылях и убытках можно бесплатно в онлайн режиме на нашем сайте (как за один период, так и за несколько кварталов или лет).

Z-модель Альтмана (Z-счет Альтмана, Altman Z-Score) – это финансовая модель (формула), разработанная американским экономистом Эдвардом Альтманом, призванная дать прогноз вероятности банкротства предприятия.

Под выражением «анализ предприятия» обычно подразумевают финансовый (финансового-экономический) анализ, или более широкое понятие, анализ хозяйственной деятельности предприятия (АХД). Финансовый анализ, анализ хозяйственной деятельности относятся к микроэкономическому анализу, т.е. анализу предприятий как отдельных субъектов экономической деятельности (в отличие от макроэкономического анализа, который подразумевает изучение экономики в целом).

С помощью анализа хозяйственной деятельности организации изучаются общие тенденции развития предприятия, исследуются причины изменения результатов деятельности, разрабатываются и утверждаются планы развития предприятия и принимаются управленческие решения, осуществляется контроль за выполнением утвержденных планов и принятых решений, выявляются резервы с целью повышения эффективности производства, оцениваются результаты деятельности фирмы, вырабатывается экономическая стратегия её развития.

Банкротство , или неплатежеспособность – это признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Определение, основные понятия и процедуры, связанные с банкротством предприятий (юридических лиц), содержатся в Федеральном законе от 26.10.2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Вертикальный анализ отчетности – техника анализ финансовой отчетности, при которой изучается соотношение выбранного показателя с другими однородными показателями в рамках одного отчетного периода.

Горизонтальный анализ отчетности – это сравнительный анализ финансовых данных за ряд периодов. Данный метод также известен под названием «трендовый анализ».

Коэффициент восстановления платежеспособности – это финансовый коэффициент, показывающий возможность восстановления нормальной текущей ликвидности предприятия в течение 6 месяц после отчетной даты.

Коэффициент утраты платежеспособности – это финансовый коэффициент, показывающий вероятность ухудшения показателя текущий ликвидности предприятия в течение следующих 3 месяцев после отчетной даты.

Платежеспособность предприятия (организации) – это способность субъекта экономической деятельности полностью и срок погашать свою кредиторскую задолженность. Платежеспособность является одним из ключевых признаков нормального (устойчивого) финансового положений предприятия.

Модель Сайфуллина-Кадыкова – это формула для прогноза возможного банкротства предприятия на основе его финансовых данных. Российские экономисты постарались адаптировать модели предсказания банкротства к условиям отечественной экономики.

Модель Таффлера – методика прогнозирования банкротства предприятий на основе его финансовых показателей, предложенная в 1977 году британскими учеными Р. Таффлером и Г. Тишоу.

Ретроспективный (оценочный) анализ – это анализ данных с учётом изменения во времени, начиная от текущего момента времени к какому-либо прошедшему периоду времени.

Точка безубыточности – это объём производства и реализации продукции, при котором расходы будут компенсированы доходами, а при производстве и реализации каждой последующей единицы продукции предприятие начинает получать прибыль.

источник