Меню Рубрики

Какой из методов анализа называется глубинным

Психоанализ часто называется глубинным анализом, так как предполагается, что анализ исследует находящиеся глубоко под хорошо защищенным уровнем сознания динамические факторы, которые, предположительно, мотивируют личность.

Анализ — м. греч. разбор, раздробка, разрешение, разложение целого на составные части его; общий вывод из частных заключений; противопол. синтез, синтетический способ, переход.
Толковый словарь Даля

Анализ — анализа, м. (греч. analysis). 1. Метод исследования, состоящий в расчленении исследуемого предмета или явления; противоп. синтез (филос.). Подвергнуть анализу понятие причинности.
Толковый словарь Ушакова

Глубинный — глубинная, глубинное. Прил. к глубина; на глубине, в глубине. лов рыбы. ссыпной пункт. Глубинные мысли (ср. в глубине души).
Толковый словарь Ушакова

Анализ — Способ, метод познания; исследование, рассмотрение чего-либо.
Беглый, беспристрастный, вдумчивый, внимательный, всесторонний, выборочный, гибкий, глубокий, детальный.
Словарь эпитетов

Анализ М. — 1. Метод научного исследования действительности, состоящий в расчленении целого на составные элементы (противоп.: синтез). 2. Определение состава и свойств вещества путем.
Толковый словарь Ефремовой

Глубинный Прил. — 1. Соотносящийся по знач. с сущ.: глубина (1), связанный с ним. 2. Свойственный глубине (1), характерный для нее. // перен. Находящийся далеко от административного, культурного.
Толковый словарь Ефремовой

Анализ — -а; м. [от греч. analysis — разложение, расчленение].
1. Метод научного исследования, состоящий в мысленном расчленении целого на составные элементы (противоп.: си́нтез).
2.
Толковый словарь Кузнецова

Глубинный — -ая, -ое.
1. Находящийся, действующий, производимый и т.п. на большой глубине (под землёй, под водой). Г-ые породы земной коры. Г-ое залегание нефти. Г-ые течения. Г. лов рыбы.
Толковый словарь Кузнецова

Анализ Политический — (гр. analysis разложение, расчленение) — 1) метод, предполагающий мысленное расчленение политических явлений на составные части; 2) совокупность способов и приемов прикладного.
Политический словарь

Историко-логический Анализ — Метод прогнозирования, основанный на системе структурно-временных карт и (или) построении тезаурусов с последующим анализом изменений их структур.
Политический словарь

Контент-анализ — (англ, content-analysis) — метод количественного изучения содержания политической информации.
Политический словарь

Морфологический Анализ — Метод прогнозирования, основанный на построении матрицы характеристик объекта прогнозирования и их возможных значений с последующим перебором и оценкой вариантов сочетании этих значений.
Политический словарь

Анализ — — разбор, рассуждение, разложение на составные
части.
Экономический словарь

Анализ «выгоды-затраты» (benefit-cost Analysis, Cost-benefit Analysis) — Сравнение выгод с затратами (доходов и затрат) в сопоставимых
единицах измерения.
Экономический словарь

Анализ «горизонта» (horizon Analysis) — форма активного управления портфелем облигаций. Для
анализа выбирается единичный
период владения и рассматриваются возможные соотношения доходностей в конце.
Экономический словарь

Анализ (опыт) — В страховых операциях: учет страховщиком происшедших убытков по определенному страхователю, виду страхования или по операциям страховой компании. Этот анализ проводится.
Экономический словарь

Анализ Is-lm — макроэкономический анализ, связывающий положение на рынке товаров с ситуацией на финансовом рынке с помощью кривой IS, каждая точка которой отражает сочетание ставки.
Экономический словарь

Анализ Альтернативных Издержек — OPPORTUNITY COST ANALYSISУпущенная
прибыль или
доход при использовании ограниченных ресурсов для достижения какой-либо
цели.
Альтернативные издержки возникают.
Экономический словарь

Анализ Аудиторского Отчета — — всесторонний разбор и оценка аудиторского отчета. Первая ступень анализа это получение и анализ аудиторского отчета. Аудиторский отчет составляет независимый аудитор.
Экономический словарь

Анализ Баланса — — всесторонняя
оценка
баланса,
счета прибыли и убытков, а также
отчета о состоянии предприятия и приложений к отчету.
Экономический словарь

Анализ Банковский — BANK ANALYSISАналитический отдел банка занимается анализом данных, к-рые влияют на фин. планирование, бухучет и операции. Его основная задача заключается в улучшении деятельности.
Экономический словарь

Анализ Безубыточности — —
определение
объема сбываемой продукции, при котором
выручка покроет
издержки за соответствующий
период. А. б. часто представляется в форме
графика.
Экономический словарь

Анализ Биржевой — анализ биржевой торговли товарами, ценными бумагами и валютой на предмет инвестиционной привлекательности вложения капиталов.
Экономический словарь

Анализ Бухгалтерской Отчетности — — один из компонентов финансово-экономического
анализа деятельности предприятия, заключающийся в изучении абсолютных показателей, представленных в бухгалтерской.
Экономический словарь

Анализ Вариантов Последовательный — метод решения задач оптимизации, основанный на последовательном сравнении, анализе и выборе вариантов. Цель А.в.п. — выбор варианта из множества на основании последовательно.
Экономический словарь

Анализ Вероятности — В управлении риском: 1. Математическое
описание вероятности наступления случая определенного вида. 2.
Коэффициент, выражающий
отношение между числом определенных.
Экономический словарь

Анализ Внешней Среды — англ. external environment analysis анализ состояния и перспектив развития важнейших с точки зрения данного предприятия субъектов окружающей среды рынка. Такой анализ используется.
Экономический словарь

Анализ Внешней Среды В Менеджменте — анализ внешних факторов по отношению к конкретной компании для выявления возможных опасностей. К факторам внешней среды относятся: экономические, социальные, политические.
Экономический словарь

источник

Опрос- систематизированный сбор информации, ,извлекаемой из ответов на вопросы, задаваемые респондентам.

1.количественные:(с применением статистики) ,качественные(глубинное интервью, фокус- группа)

2.письменные:(анкеты, тесты) ,устные:(интервью)

4.стандартизованные, полустандартизованные, нестандартизованные

7.пробные(пилотажные, зондажные, экспресс-опросы. основные(главный способ сбора первичной информации)

8. массовый опрос(для респондентов- неспециалистов), экспертный опрос(для специалистов в разных областях)

Вопросник-система вопросов, логически выстроенная, соответствующая исследовательскому замыслу.

Анкетирование— метод опроса, при котором иссле­дователь общается с респондентом с помощью анкеты. Преимуществом является то, что респондент свободен в вы­боре варианта ответа на вопрос, в выражении своего мнения. Здесь сведено к минимуму влияние исследователя на ход и ре­зультат опроса — «эффекта интервьюе­ра». Сама же процедура анкетного опроса обеспечивает пол­ную анонимность, конфиденциальность информации и полное отсутствие коммуникативного, психологического барьера меж­ду анкетером и респондентом. Существенным недостатком анкетного опроса является не­возможность уточнить, конкретизировать ответ респондента, пояс­нить содержание вопроса. Именно поэтому метод анкетного опро­са не является таким гибким, как, например, интервью.

подразделяются на открытые, закрытые и полузакрытые.

Тест— кратковременное стандартизованное испытание, направленное на получение в сжатые сроки важной информации о наличии или степени выраженности определенного психического свойства.

Интервью — это метод на­учного исследования, который использует процесс вербальной ком­муникации для получения необходимой информации в зависи­мости от намеченной цели исследовател, является методом сбора первичных эмпирических данных и предполагает: четко поставленную исследовательскую цель, систематичность, аккуратное документирование результатов наблюдения, связь с теориямии знаниями, проверку и контроль. При его проведении происхо­дит личное общение интервьюера с респондентом. Ин­тервьюер сам задает вопросы опрашиваемому, и фик­сирует полученные ответы.

Исходя из формы, или техники опроса различают следующие виды интервью:

1) стандартизированное: формализованное, структурированное, которое предполагает не только предварительное формулирование вопросов (закрытых) и ответов, но и определенную последова­тельность их задавания. Преимущество этого вида состоит имен­но в стандартизации процедуры интервью, позволяя контроли­ровать условия и ход опроса, сопоставлять и сравнивать их результаты, сводя влияние личности интервьюера к минимуму. Надежность получаемой информации зависит от добросовест­ности и пунктуальности интервьюера. Эта форма интервью осо­бенно пригодна для проверки уже сформулированных гипотез и при массовых опросах;

2)полустандартизованное: полуформализованное или полу­структурированное. Данный вид несколько смягчает процесс стан­дартизации путем использования небольшого количества откры­тых вопросов. То есть в интервью четко фиксируют, стандарти­зируют самые важные вопросы и ответы, оставляя возможность интервьюеру определенные вопросы формулировать произволь­но, в соответствии с конкретной ситуацией, дополняя и углубляя ответ на закрытый вопрос;

3) нестандартизованное: так называемое свободное интервью, характеризуется минимальной стандартизацией процесса интервью. Однако оно требует такой же тщательной подготовки, как и предыдущие, но уже не только исследователя, но и интервьюера. Исследователь, разрабатывая план интервью, очерчивает определенный круг во­просов, по которым будет собираться информация, но без стро­гой формулировки для всех опрашиваемых и без предварительно определенного порядка задавания вопросов.

Интервьюеру позволено самому в ходе интервью создавать последующие вербальные ситуации взаимодействия, т. е. тех­ника проведения опроса достаточно вариабельна. Данный вид интервью является динамичным, гибким по своему характеру, и его проведение требует от интервьюера мастерства и большого умения.

Недостатки метода: малая оперативность, существенные затраты времени, и средств, невозможность использовать в ситуациях краткосрочных массовых опросах, эффект интервьюера, нетерпеливость респондентов, страх перед опросом.

Фокусированное интервью – подробное обсуждение одной темы, с которой респондент заранее ознакомлен.

Глубинное интервью проводится для выяснения убеждений, мотивов, установок, ценностей, чувств и отношений к заданной теме. Метод глубинного интервью основан на непосредственном личном общении интервьюера с респондентом. Глубинное интервью проводится один на один и записывается на аудио или видео носитель. Длительность глубинного интервью составляет от 30 минут до полутора часов. Интервьюер строит беседу, следуя заранее разработанному сценарию, но активно выводит респондента на открытое, «живое» обсуждение темы. Метод глубинного интервью применяется в основном в зондирующих исследованиях, направленных на поиск и построение рабочих гипотез.

Возможности метода глубинного интервью. Глубинное интервью позволяет получить неформализованную информацию качественного характера. Например, для поиска идей позиционирования и тестирования рекламных образов метод глубинного интервью один из самых обоснованных. Также этот метод является практически единственным способом изучения труднодостижимых респондентов, недоступных для организации формализованных опросов и фокус-групп, например лиц с высокими и сверхвысокими доходами.

Ограничения метода глубинного интервью. Сложность обработки данных глубинного интервью влияет на сроки проведения исследования и может вести к потере качества. Анализ данных глубинного интервью начинается с транскрибации интервью (письменной расшифровки интервью с аудио или видео носителя). После этого аналитик изучает все материалы глубинного интервью и формируетв аналитическом отчете общую картину, выявленную в ходе исследования.

Фокусгруппа наиболее распространенный метод качественного исследования. В фокус группах изучаются модели потребительского поведения, группы осуществляется поиск идей коммуникационных стратегий и тактик, идей позиционирования. Обычно в состав фокус группы входит 8-10 человек, но специфика решаемых в ходе исследования задач может в отдельных случаях требовать участия 3-4 человек (минигруппы) или 15-20 человек (супергруппы).

Длительность фокус группы обычно не превышает 2 часов. Фокус группы проводятся в специально оборудованных помещениях, оснащенных записывающей аудио и видео техникой, совмещенных с комнатой для скрытого наблюдения за процессом дискуссии.

Возможности метода фокус группы. По результатам фокус групп заказчик может получить ряд скрытых до этого гипотез относительно обсуждаемых тем. Дискуссии, рождающиеся в ходе фокус групп, могут обнаружить достоинства и недостатки, скрытые прежде.

Ограничения метода фокус группы. Главные проблемы метода фокус групп сосредоточены вокруг характеристик личности участников дискуссии. Респонденты непроизвольно выполняют множество деструктивных ролей, препятствующих эффективному получению информации. Только очень опытные модераторы способны удерживать ход дискуссии в границах разработанного сценария и вести ее к полному достижению поставленных целей. В процессе фокус групп достаточно сложно выявить глубинные мотивации, поскольку участники не всегда готовы выражать отношений, характеризующих их со слабых сторон. Зачастую истинные мотивации участников фокус группы скрываются за психологическим механизмом защиты. Находясь в фокус группе, участники зачастую стремятся выглядеть экспертами в обсуждаемых вопросах, углубляясь в обсуждение явных свойств и не отражая собственных глубинных мотиваций. Фокус группы проводят опытные специалисты в области психологии, социологии и маркетинга. Все специалисты имеют богатый опыт модерации.

Выборочной средней называют среднее арифметическое значение признака выборочной совокупности.

Выборочная средняя является несмещенной и состоятельной оценкой генеральной средней. Замечание: Если выборка представлена интервальным вариационным рядом, то за xi принимают середины частичных интервалов.

Социальнопсихологический тренинг:

Один из методов групповой психотерапии, активного обучения, направленный на повышение компетентности в сфере общения. Устоявшийся в России термин «Социально-психологический тренинг» введен в 70-х годах XX века в ГДР Манфредом Форвергом.

Обычно участники подобного тренинга преследует с помощью ведущего тренинга следующие цели: скорректировать свой негативный опыт и сформировать умения и навыки в сфере общения.

Базовые методы групповой психотерапии — это групповая дискуссия и ролевые игры в различных модификациях и сочетаниях. Численность группы — обычно от 7 до 15 человек; продолжительность общего цикла занятий – нескольких дней (ряд специалистов проводят длительные тренинг-марафоны).

Продолжительность отдельной встречи — от полутора до трех и более часов. Встречи участников могут быть ежедневными или более редкими.

Существует масса разновидностей тренинга, наиболее известные из них:

Т-группы; тренинг перцептивный; поведенческий тренинг; ролевой тренинг; видеотренинг и т.п.

Психосемантические методы — ряд методов социологического измерения, целью которых является выявление мнений респондента посредством реконструкции и анализа его системы личностных смыслов. К психосемантическим методам обыкновенно относят метод семантического дифференциала, репертуарных решеток Дж.Келли, а также некоторые другие методы, разрабатываемые в рамках отрасли психологии психосемантики. Как способ познания социального П.М. основываются на постулатах когнитивной психологии, разделении значения и смысла, положениях о связи языка и сознания и возможности модельного представления сознания в качестве семантического пространства. Реконструкция личностных смыслов реализуется через построение субъективного семантического пространства с последующим анализом тех или иных значений. Применение психосемантических методов позволяет сочетать преимущества качественной (понимание через анализ сознания) и количественной (возможность формализации) стратегии социологического исследования. В социологии имеется немало примеров эффективного использования психосемантических методов при изучении политического и экономического сознания, семьи, этнических стереотипов. Наиболее часто применяется метод семантического дифференциала, предложенный психологом Ч.Осгудом. По Осгуду, семантический дифференциал представляет собой комбинацию метода контролируемых ассоциаций и процедур шкалирования. Он позволяет измерять коннотативное значение, или личностный смысл — значение значения для респондента. Респонденту предлагается оценить предлагаемые понятия по ряду биполярных шкал, в конечном итоге сводимых к трем факторам семантической коннотации: оценки, активности и силы. Анализируя смыслы, приписываемые респондентами одному и тому же понятию, социолог может реконструировать установки индивидов в отношении данного понятия.

Читайте также:  Виды экономического анализа какой прогноз

Кейсстади— глубинное, детальное исследование одного объекта, имеющего четкие временные и пространственные границы. Цель — изучить его уникальную структуру, скрытые пружины его функционирования, совокупность его взаимосвязей как системы или динамику его развития. Результаты обычно имеют прикладной характер как рекомендации относительно данного феномена, а также других объектов, относящихся к этому же классу и находящихся в сходных условиях.

Биографический метод— метод сбора данных об истории жизни индивидов; заключается в устном рассказе о своей жизни исследователю в процессе интервью и последующем анализе текста путем выстраивания биографических эпизодов в определенной последовательности (хронологической, тематической и т).

Плотное описание — термин, предложенный Н. Денцином, для аналитического описания объекта исследования (человека, группы, события), в котором, кроме описания самого факта, фиксируются условия его протекания и субъективные последствия для участников. Способ детального и всестороннего описания ситуации в терминах ее участников.

Нарративный метод— представляет собой свободное интервью, рассказ о жизни без вмешательства со стороны интервьюера, задающего лишь общее направление ожидаемого рассказа. Предполагается, что в ходе свободного изложения в памяти рассказчика ассоциативно всплывают в первую очередь те эпизоды и моменты, которые имеют для него наибольшую субъективную ценность, что позволяет выявить смыслообразующие моменты конструирования его биографического повествования.

Научная методология— В широком смысле слова научная методология является инструментом поиска наиболее общих подходов к изучению предмета. В узком смысле слова термином методология обозначается совокупность исследовательских процедур, техники и методов, включая приемы сбора и обработки информации. При этом следует учитывать, что любая теоретическая система знаний ценится, прежде всего, потому, что она не только описывает и объясняет объективную реальность, но и одновременно является инструментом поиска нового научного знания. Метод — основной способ сбора, обработки и анализа данных.

Техника — совокупность специальных приемов для эффективного использования того или иного метода.

Методика — совокупность технических приемов, связанных с данным методом, включая частные операции, их последовательность и взаимосвязь. Процедура — последовательность всех операций, общая система действий и способов организации конкретного исследования, сбора и обработки информации.

Теоретическое исследование –исследование,направленное на получение новых знаний о структуре, функциях, закономерностях развития объекта, а также разработку новых методик исследования и на обоснование его процедур.

Каузометрия — (от лат. causa — причина и греч. metreo — измеряю) — метод исследования субъективной картины жизненного пути и психологического времени личности, предложенный Е. И. Головахой и А. А. Кроником (1982). Каузометрия относится к числу биографических методов; направлена на описание не только прошедших, но и предполагаемых будущих этапов жизненного пути. Проводится в форме интервью, которое состоит из шести основных процедур: биографическая разминка, формирование списка значимых событий, их датировка, причинный анализ межсобытийных отношений, целевой анализ, обозначение сфер принадлежности событий. Используются также дополнительные процедуры: оценка эмоциональной привлекательности событий, их удаленность в прошлое и будущее, значимость «для себя» и «для других людей», локализация личного временного центра. Результаты интервью изображаются в виде каузограммыграфика событий и межсобытийных связей, который дает наглядное представление о мотивационном статусе событий, их локализации в календарном и психологическом времени, стартовой или финишной роли в жизни опрашиваемого, о структуре взаимосвязей событий друг с другом. Каузометрия позволяет сделать выводы о возможных деформациях картины жизненного пути, о масштабности, осмысленности и реализованности замыслов человека, об особенностях его стиля жизни и удовлетворенности своим прошлым, настоящим, будущим. Применима для исследования индивидуального и совместного жизненного пути, для анализа и коррекции жизненных сценариев в психотерапии, для проектирования жизненных перспектив в профориентационных, семейных, психогигиенических консультациях.

Топикгайд — это список вопросов для организации групповой дискуссии. Список вопросов утверждается заранее.

Психобиография — (греч. psyche — душа и греч. biographia — жизнеописание, история жизни; жизнь) — метод психологического анализа биографий и личностей конкретных исторических лиц и соответствующий ему жанр жизнеописаний, уделяющий особое внимание психическим факторам жизни и творчества людей. В основном сложился в конце 19 — начале 20 в. В значительной части своей развивается и реализуется в форме патографий. — Первоначально этот метод возник в рамках психоанализа, к-рый до сих пор играет еще значительную роль как методологич. основа психобиографии. Первой работой в области психобиографии было психоаналитич. описание личности амер. президента Вудро Вильсона, сделанное 3. Фрейдом. С методологич. т. зр. эти исследования все чаще опираются не столько на психоанализ, сколько на когнитивную психологию.

Статистическая гипотеза – это предположение о свойствах случайных величин или событий, которое мы хотим проверить по имеющимся данным. Поскольку статистика как метод исследования имеет дело с данным, в которых интересующие исследователя закономерности искажены различными случайными факторами, большинство статистических вычислений сопровождается проверкой некоторых предположений или гипотез об источнике этих данных. Статистическая гипотеза — предположение об определенных эмпирических характеристиках распределения в данной совокупности.

Корреляционный анализ, совокупность основанных на математической теории корреляции методов обнаружения корреляционной зависимости между двумя случайными признаками или факторами. К. а. экспериментальных данных заключает в себе следующие основные практические приёмы: 1) построение корреляционного поля и составление корреляционной таблицы; 2) вычисление выборочных коэффициентов корреляции или корреляционного отношения; 3) проверка статистической гипотезы значимости связи. Дальнейшее исследование заключается в установлении конкретного вида зависимости между величинами (см. Регрессионный анализ). Зависимость между тремя и большим числом случайных признаков или факторов изучается методами многомерного К. а. (вычисление частных и множественных коэффициентов корреляции и корреляционных отношений).

Дискриминантный анализ— анализ при помощи которого решаются две задачи: 1.определить какие переменные лучше всего подходят для отнесения испытуемого к одной из групп.2. причислить к одной из групп «нового» испытуемого, для которого известны лишь значения измеренных для него переменных. .Д.а. решает две проблемы1). интерпретировать различия между классами, т.е. ответить на вопросы: , насколько хорошо можно отличить один класс от другого, используя данный набор переменных, какие из этих переменных наиболее существенны для различения классов (ту же задачу решает множественный дисперсионный а.2). классифицировать объекты, т.е. отнести каждый объект к одному из классов, исходя только из данных по дискриминантным переменным. Д.а имеет преимущества перед регрессионным: во-первых предсказания на основе этого анализа более точные т.к. в качестве зависимой переменной выступает классификация, что делает метод универсальным: любое измерение можно свести к шкале наименований и избежать требования нормальности распределения «зависимой» переменной, во-вторых Д.а. позволяет провести более глубокое исследование различий между градациями «зависимой» переменной и влияний на нее «независимых» переменных.

Факторный анализ— анализ целью которого является уменьшение размерности исходных данных с целью их экономного описания при условии минимальных потерь исходной информации. Ф.а. позволяет отобрать наиболее существенные шкалы, сгруппировать их по факторам – обобщенным смысловым категориям оценки, и вычислить значения этих факторов для дифференциации изучаемых объектов.

Кластерный анализ –анализ решает задачу построения классификации, т.е. разделения исходного множества объектов на группы(классы, кластеры).К.а, это множество процедур, используемых для классификации объектов, группирования их в классы так, чтобы объекты в каждом классе были похожи друг на друга, чем объекты из других классов. К.а. незаменим, 1.при разбиении однородной совокупности испытуемых на группы по измеренным признакам с целью дальнейшей проверки причин межгрупповых различий по внешним критериям.2. при проверке гипотез о том проявляются ли типологические различия между испытуемыми по измеренным признакам.3. при исследовании группирования признаков, измеренных на выборке испытуемых, когда в качестве признаков выступают объекты, упорядочиваемые испытуемыми, например, по степени предпочтения.4. для упрощения факторного анализа, когда речь идет только о группировке признаков, без вычисления(оценки) фактора.5. при исследовании социальной структуры коллектива по данным социометрии.

Модой — называют наиболее часто встречающиеся в исследуемой совокупности значение признака.

Медианой называют такое значение признака, которое расположено в середине упорядоченного ряда.

Стандартное отклонение (термин был впервые введен Пирсоном, 1894) — это широко используемая мера разброса или вариабельности (изменчивости) данных..

Нормальное распределение — один из наиболее широко используемых видов теоретического распределения. Н.Р. наблюдается в тех случаях, когда изменения признака вызываются множеством независимых друг от друга (или слабо зависимых) факторов, каждый из которых играет в общей сумме примерно одинаковую и малую роль, т.е. отсутствуют доминирующие факторы. В качестве стандарта в статистике используется единичное Н.Р., в котором среднее значение признака равно 0, а стандартное отклонение равно 1 (т.е. μ = 0, σ = 1).

Одной из простейших мер вариации является размах или колеблемость варьирующего признака:, но он не описывает вариацию признака внутри интервала [xmax; xmin].:

Наблюдение — это целенаправленное и планомерное восприятие явлений, результаты которого фиксируются наблюдателем. В деятельности педагога могут применяться различные виды объективного наблюдения.

А)Непосредственное: проводит сам исследователь, непосредственно наблюдая за изучаемым явлением и процессом.

Опосредованное: используются готовые результаты наблюдений, подготовленные другими людьми: сообщение воспитателей; аудио-, кино-, и видеозаписи.

В)Открытое (явное),наблюдение, протекающее в условиях осознанного факта присутствия посторонних лиц.

Скрытое: наблюдение через стеклянную стену, которая пропускает свет в одном направлении.,использование скрытых камер и т.д.

С)Включенное (причастное): наблюдатель включается в определенную социальную ситуацию и анализирует событие «изнутри».наблюдатель выступает как член наблюдаемой группы.

Не включенное (непричастное): исследователь ведет наблюдение извне.

Д) Систематическое (сплошное): регулярное наблюдение в течение определенного периода. Фиксируются все проявления психической деятельности.

Несистематическое (выборочное):наблюдается какой-либо один психический процесс, какое-либо одно психическое явление:• навыки общения • речь и т.д.

Е)Долговременное

Кратковременное:разные варианты:1. наблюдение в определенное время дня в течение одного часа;2. наблюдение для замера интервалов времени частности событий и т.д.

Ж) Казуальное (причинное): наблюдение отдельных случаев, которые имеют какой-либо интерес, наблюдение за данным случаем, чтобы получить представление о нем.

Эпизодическое: фиксируются отдельные факты поведения, типичные для данного ребенка.

З)Внешнее (наблюдение со стороны):способ сбора данных о другом человеке, его психологии и поведении путем наблюдения за ним со стороны.

Внутреннее (самонаблюдение)Переживая соответствующее явление, исследователь наблюдает за собой, за своими ощущениями.

Приведенная классификация наблюдений условна и отражает лишь наиболее значимые их особенности. В связи с особенностями каждого вида наблюдения оно должно быть применено там, где может дать наиболее полезные результаты.

Проведение исследования с помощью метода наблюдения требует особой подготовки наблюдения. Необходимо иметь предварительный опыт проведения наблюдения, ЦЕЛЬ наблюдения (для чего, с какой целью), знать теоретические основы.

На основе ЦЕЛИ наблюдения выбрать ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ и ситуацию наблюдения (что наблюдать?). Затем хорошо продумать ПЛАН, СИСТЕМУ КАТЕГОРИЙ, ПРОТОКОЛЫ наблюдений и т.п. Выбрать СПОСОБ наблюдения, наименее влияющий на исследовательский объект и наиболее обеспечивающий сбор необходимой информации (как наблюдать?).

После этого выбрать СПОСОБ РЕГИСТРАЦИИ наблюдаемого (как вести запись?).

Достоинства 1. доступность, дешевизна средств.2. не искажает естественного протекания психических процессов. 3. богатство собираемых сведений.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась — это был конец пары: «Что-то тут концом пахнет». 8474 — | 8067 — или читать все.

193.124.117.139 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

источник

Комбинации решений могут быть весьма разнообразны и изменяться от периода к периоду. В периоды спада прибыльности (например, сезонного падения спроса) особенно значимым становится контроль над управлением оборотным капиталом — объемами закупаемых запасов, своевременностью поставок комплектующих, точностью планируемых объемов производства и отсутствием затоваривания склада — и определение допустимой величины капитальных вложений. Сокращение оборотных активов может создать дополнительный резерв средств для финансирования капитальных вложений, например, за счет закупки меньшего объема запасов или получения быстрее, чем обычно, средств от дебиторов.

Читайте также:  Географический язык какие анализы сдать

Если прибыль невелика и резервы оптимизации оборотного капитала практически исчерпаны, стоит обратить особое внимание на затраты. В условиях падения объемов продаж иногда целесообразно передать часть технологических операций на сторону, сократив свои производственные фонды. При росте объемов продаж сокращение затрат может быть достигнуто за счет организации производства отдельных комплектующих у себя и отказа от их закупки на стороне. При этом необходима оценка целесообразности такого проекта (расчет дополнительной прибыли) и оценка финансовой возможности предприятия реализовать такой проект [52].
Тесты для самоконтроля

  1. Что включает в себя управленческий анализ:

а) внутрихозяйственный производственный финансовый анализ, внешний финансовый анализ;
б) внутрихозяйственный производственный и внешний финансовый анализ;
в) внутрихозяйственный и внешний финансовый анализ;
г) внутрихозяйственный производственный и финансовый анализ?

  1. Анализ финансового состояния фирмы — это:

а) последовательность шагов, направленных на выявление причин скачкообразного изменения прибыли предприятия;
б) расчет, интерпретация и оценка комплекса финансовых показателей, характеризующих различные стороны деятельности организации;
в) получение информации, необходимой для принятия управленческих решений;
г) все вышеперечисленное.

  1. Какой из методов анализа называется продольным:

а) горизонтальный;
б) вертикальный;
в) факторный;
г) сравнительный?

  1. Какой из видов финансового анализа представляет собой процесс исследования финансового состояния предприятия с целью прогнозирования риска инвестирования капитала и уровня его доходности:

а) внутренний;
б) внешний;
в) управленческий;
г) анализ отчетности?

  1. Какой из методов анализа называется глубинным:

а) горизонтальный;
б) вертикальный;
в) факторный;
г) сравнительный?

  1. Разнообразие форм деятельности, видов товаров и услуг, групп используемых финансовых инструментов с целью минимизации финансовых рисков — это:

а) диверсификация;
б) декапитализация;
в) кондоминиум;
г) реновация.

  1. Как называется финансовая операция, заключающаяся в том, что предприятие-продавец уступает банку право получения денежных средств по платежным документам за поставленную продукцию;

а) лизинг;
б) факторинг;
в) гудвил;
г) реновация?

  1. Как называется финансовый механизм управления прибылью предприятия за счет оптимизации соотношения постоянных и переменных издержек:

а) санация;
б) операционный леверидж;
в) леверидж;
г) нет правильного варианта ответа?

  1. Как называется совместное владение и пользование недвижимым имуществом:

а) диверсификация;
б) декапитализация;
в) кондоминиум;
г) реновация?

  1. Как называется система безналичных расчетов, основанная на зачете взаимных финансовых требований и обязательств:

а) диверсификация;
б) клиринг;
в) кондоминиум;
г) реновация?

источник

Сбор и анализ данных – это своеобразный диалог междумиром людей, институтов, процессов и исследователями. Предпосылками выбора того или иного метода анализа являются характер самих данных, тот теоретический подход, в рамках которого работает исследователь при их сборе («статистический» или «гуманитарный»).

В несколько упрощенной форме эти два подхода можно представить следующим образом.

В рамках этого подхода исследователь исходит из посылки, что массовые явления имеют статистический характер, т.е. если изучить достаточно большое количество проявлений изучаемого социального явления, то само явление будет познано. Индивид в этом случае выступает как представитель некоторой общности, носитель информации о социальном феномене. Индивиды взаимозаменяемы, и их индивидуальные особенности как таковые не представляют особого интереса.

Здесь необходимо провести разделение между первичными и вторичными данными.К данным первичного типа относят те, что были получены непосредственно самими исследователем, тогда как вторичные данные являются результатом обработки данных исследований, сделанных в прошлом. Самым важным аргументом против использования вторичных данных является то, что они ограничивают свободу и возможности ученого, поскольку они были получены для целей другого исследования. Действительно, для исследователя, работающего с вторичными данными очень трудно выйти за рамки той системы, которая была сконструирована до него, и для которой эти данные были собраны и обработаны. Однако иногда вторичные данные имеют значительные преимущества перед первичными: доступность и низкую цену. В ряде случаев у исследователя не может быть иной альтернативы, кроме как использовать именно вторичные данные. Например, мы не можем разработать вопросник по отношению к Карибскому кризису и отправиться с ним в 1962 г., непосредственно наблюдать за коллизией Пражской весны 1968 г., зафиксировать живую реакцию современников этих событий. Однако мы можем проанализировать данные прошлых лет. В этих случаях основным источником получения вторичных данных для нас будут отчёты органов государственной статистики, результаты проводившихся опросов общественного мнения, например, данные службы Гэллапа в США, Евробарометра в Европе, ВЦИОМ в России и т.д. Источником такой информации могут выступать даже публикации в газетах.

Решив, какого типа данные – первичные или вторичные будут использованы в исследовании, и, собрав эти данные, учёный может перейти непосредственно к процессу анализа. Анализируя полученные данные, исследователь пытается ответить на вопросы «Что это такое?», «Почему это происходит?», «Как много этого?» и т.д. Для получения ответов на эти и другие вопросы необходимо построить некую модель, в которой будут отображены взаимоотношения и взаимосвязи между изучаемыми явлениями, процессами и объектами. Рассмотрим далее, какие именно модели могут быть построены для исследования политических процессов.

Одномерная модель. Это самая простая модель с одной переменной. Целью ее построения является получение ответа на относительно простые вопросы «Сколько?» и «Что это?». Например,сколько избирателей проголосовало за данную партию? Что представляет собой электорат определенного кандидата? Ответы на эти вопросы дают одномерное распределение значений признака. Для изучения такой переменной, как электоральный выбор, достаточно подсчитать количество проголосовавших за ту или иную партию или кандидата и представить эти значения в виде процентного распределения. Это же относиться и к переменным, измеренным по номинальным шкалам («К какой религии Вы себя относите?», «Укажите свою профессию» и т.д.). Обычно, если мы измеряем переменную по количественной или интервальной шкале, знания одномерного распределения значений признака бывает недостаточно, тем более, что возможностей анализа для таких переменных несравненно больше, чем для номинальных. Исследователя интересуют некоторые меры, которые на языке математической статистики называются мерами центральных тенденций. К ним относятся среднее или типичное значение признака, а также меры разброса значений признака вокруг их средней величины. Например, анализ дохода может включать расчет среднего дохода и процентного значения людей, имеющих доход выше и ниже средней величины.

Бинарная модель. Суть данной модели заключается в предположении, что две переменные А и В связаны между собой. Таким образом, можно построить несколько моделей: А является причиной В, В является причиной А, А и В взаимовлияют друг на друга, А и В находятся под влиянием третьей переменной. Во всех этих случаях используются следующие методы анализа: таблица взаимной сопряженности признаков, корреляционный анализ.

Таблица взаимной сопряженности признаков строится для изучения взаимосвязей между переменными.

Таблица . Электораты избирательных объединений по итогам выборов в Думу в 1999 г (%) 23

Данная таблица, например, устанавливает связь между возрастом и голосованием за партии на выборах в Государственную Думу в 1999 г. Таблица построена таким образом, чтобы можно было проследить разницу в возрастной структуре электората различных партий.

На первый взгляд, очевидна следующая тенденция: молодые избиратели чаще, чем представители других возрастных групп, голосуют за партии демократической направленности, а пожилые – за партии левого толка. Однако подобный вывод не может служить прямым статистическим подтверждением выдвигаемых исследователем гипотез. Эти прикидки «на глазок» в лучшем случае грубы. В более сложных ситуациях такой анализ часто ненадежен. Установить степень соответствия гипотезы с данными помогает такой статистический метод как корреляционный анализ, направленный на измерение и изучение взаимосвязей между двумя переменными.

Методы корреляционного анализа позволяют дать ответ на весьма важные вопросы, возникающие при изучении взаимосвязей между переменными. Например, влияют ли и, если влияют, то до какой степени, изменения значений одной переменной (независимой переменной) на изменения значений другой (зависимой переменной)? Какова форма и направленность выявленной связи? Является ли выявленная связь характеристикой всей совокупности, а не только выборки?

В результате можно построить несколько объяснительных схем.

Например, при анализе взаимосвязи между возрастом и выбором партии, разумно предположить, что возраст может влиять на выбор партии, тогда как выбор партии не может повлиять на возраст. Фиксируемая в этой модели связь называется односторонней.

Две переменные (выбор газеты и партийные предпочтения) могут находиться в отношениях взаимовлияния друг на друга. Пример так называемой «петли причинности», которая относится к довольно трудному случаю анализа. Такая связь в статистике называется симметричной.

Партийные предпочтения Выбор газеты

Исследователь не может достоверно установить, повлиял ли выбор газеты на формирование партийных предпочтений или уже устоявшиеся партийные предпочтения заставили людей выбрать определенные газеты.

Возможен и такой случай, когда две переменные находятся под влиянием третьей, неизвестной переменой. Однако эта связь уже выходит за рамки бинарного анализа и становится предметом множественного анализа.

Множественный анализ. При включении в систему трех и более переменных величин исследователь может обогатить анализ построением таких моделей как регрессионная, интерактивная, путевая и многофакторная.

Базовое положение регрессионной модели состоит в том, что две или более переменные, называемые «независимыми», оказывают совокупное влияние на «зависимую» переменную. Более того, регрессионная модель позволяет отделить влияние каждой независимой переменной друг от друга и определить силу этого влияния. Допустим, мы хотим узнать, какие переменные влияют на выбор партии. Для этого необходимо построить модель, включающую ряд независимых переменных. Например, на выбор партии могут влиять принадлежность к социальной группе и религия.

Класс

Данные такого рода могут быть проанализированы благодаря добавлению к стандартной регрессионной модели процедуры контролирования.

Регрессионная модель может быть полезна для поверки различных исследовательских гипотез, но на практике и она зачастую не отражает всю сложность объективного мира, всю цепочку причин и взаимосвязей. В этом случае используют модели путевого анализа, илипат-анализа, который выстраивает цепочку прямых и непрямых воздействий одной переменной на другую. Рассмотрим в качестве примера психологическую идентификацию с партией и одобрение ее политики. Очевидно, что одобрение политики партии повышает общую партийную идентификацию, но вполне возможен и обратный случай. У большинства людей (здесь имеется в виду ситуация, характерная для развитых либеральных демократий) приверженность к партии формируется задолго до того, как они поймут и осознают ее политическую платформу. Таким образом, наблюдается некий поток противоположных взаимодействий, направление которых бывает трудно определить. Тем не менее, это можно сделать с помощью путевого анализа, эмпирическим путем выстраивающим цепочку причинности.

Еще один метод, применяемый в рамках множественного анализа – это многофакторный анализ. Суть многофакторного анализа состоит в ответе на вопрос, не находится ли система переменных, связанных между собой, в зависимости от двух (или более двух) базовых скрытых факторов. Следовательно,целью многофакторного анализа является обнаружение скрытых факторов. Традиционно в политических исследованиях выделяется несколько скрытых факторов, или как их еще называют, расколов, лежащих в основе многих явлений и процессов, например, раскол на «левых» и «правых» по отношению к политическим установкам, а также противоречия, структурирующиеся по осям «жесткий-мягкий» и «либеральный-авторитарный».

Применяя многофакторный анализ, можно построить следующую модель:

«Жесткий-мягкий»

Установка на социальную защиту

Установка на перераспределение дохода

Установка на национализацию/приватизацию

Установка на безопасность

Установка на преступление и наказание

Построенная модель выделяет только два фактора и соответственно две группы переменных, испытывающих на себе их прямое воздействие. В реальной ситуации, конечно, возможно существование большего числа значимых факторов. Включение или исключение переменных из подгрупп необходимо производить исходя из так называемого веса фактора, т.е. его влияния на определенную группу переменных.

Анализ временных рядов. Многие социальные и политические процессы и события случаются не единожды, а повторяются. Протекание многих политических процессов может быть растянуто на годы, десятилетия и даже столетия. Исследования, изучающие такие процессы и события, называют трендовыми, или панельными. Основным методом в этом случае выступает анализ временных рядов. Временные ряды – это комплекс наблюдений, в которых одна и та же переменная измеряется повторно через определенные интервалы. В политических исследованиях анализ временных рядов чаще всего применяется для прогнозирования поддержки партий (особенно правительственных). При этом исследователи исходят из комбинации различных факторов, например, экономических условий (безработица, инфляция, уровень жизни и т.п.) и кризисных событий (вооруженные конфликты, забастовки, правительственные и парламентские кризисы и др.).

Модель, соответствующая целям анализа временных рядов, выглядит следующим образом:

Читайте также:  Какие анализы сдать при кровотечение

Событие во времени T1 Партийная поддержка во времениT1

Событие во времени T2 Партийная поддержка во времениT2

Основной метод, применяемый при анализе временных рядов – это построение регрессионного уравнения, где в качестве независимых переменных выступают показатели, измеренные на разных временных этапах.

Все описанные выше методы и варианты анализа, относящиеся к так называемой статистической парадигме, получили широкое распространение в исследованиях политических процессов благодаря двум большим достижениям, которые внесли революционные изменения в исследования политических процессов. Первое относится к проведению выборочных исследований для предсказания результатов выборов в США. Начиная с 1824 г. и до 1936 г., исследования проводились в русле определённой традиции, когда в опросах участвовало достаточно большое число респондентов. Дж. Гэллап нарушил эту традицию. Итогом стало во-первых, слом монополии правительства на количественную информацию и, во-вторых, резкое снижение затрат при сборе исходных политических данных. Отныне статистика перестала быть «официальной». Второе достижение относится к 50-ым годам, когда стало возможным использование компьютерных технологий для статистического анализа данных.

Эти изменения коснулись, в первую очередь, исследований, связанных с изучением поведения, установок и мнений граждан. В результате произошедших перемен произошло значительное расширение объекта и предмета политических исследований. Если раньше ученые изучали в основном политические институты и высшую политическую элиту с помощью относительно примитивных количественных методов, то теперь, благодаря использованию новых технологий сбора и анализа данных, политическая наука обогатилась исследованиями массового политического поведении граждан и элиты среднего уровня 24 .

Сторонники этого подхода считают, что с помощью жестко формализованных методов анализа нельзя заглянуть в глубину явлений и процессов. Индивид неповторим. Он — не проявление явления, а само явление. Политические акторы рассматриваются как сознательные существа, формирующие политический мир так же, как и он формирует их. Поэтому наиболее адекватными для изучения политических процессов являются так называемые качественные методы, используя которые исследователь ищет ответы на вопросы «Что это? Зачем это? Откуда это? Каковы причины этого?»

Выделение статистического и гуманитарного подходов основано на существовании в научном мире двух точек зрения относительно изучения реальности – позитивизма и релятивизма. Использование количественных методов базируется на позитивистских традициях. Эти традиции предполагают изучение политических процессов на основе эмпирических наблюдений и проверяемой теории. Именно поэтому позитивисты уделяют столь значительное внимание операционализации теоретических концептов, т.е. переводу теоретических понятий в наблюдаемые и измеряемые индикаторы.

Критики позитивизма доказывают, что внешней реальности не существует. Есть только социально конструируемая реальность, в которой сознательные индивиды сами интерпретируют свое поведение и поведение других, наделяют свои действия субъективными смыслами. В этом процессе люди не являются пассивными элементами, а выступают как активные действующие лица в оценке смысла своих и чужих действий. Они формируют мир так же, как и он формирует их. Это означает, что объяснение мира в целом и политических процессов, в частности, должно исходить из описания и понимания людей как сознательных и социальных акторов. Их мотивации, опыт и субъективные интерпретации — важные составляющие компоненты причинной цепочки событий. Задачи подобного анализа решаются при помощи качественных методов.

Качественные методы – это общее название широкого спектра техник сбора и анализа информации, таких как, включенное наблюдение (открытое и скрытое), интенсивное интервьюирование (глубинные индивидуальное и групповые интервью) и т.д.

Качественные методы играют большую, хотя и не всегда признаваемую роль в исследовании политических процессов. Эти методы применимы в тех случаях, когда целью исследования является изучение субъективного опыта людей и тех смыслов, которые они вкладывают в свои действия. Интенсивное интервьюирование, например, позволяет людям свободно выражать свое мнение на том языке, на котором они привыкли ежедневно общаться, предлагать собственные интерпретации событий. Свободное протекание общения позволяет понять логику аргументов и ту цепочку ассоциаций, которые привели участников к определенному типу поведения. Объяснение событий включает понимание и интерпретацию, а не описание общих законов массового поведения. Наконец, качественные методы привлекают определенное внимание к контекстуальным аспектам событий, помещая установки и поведение респондентов в контекст их индивидуальной биографии и более широкого социального окружения. Таким образом, качественные методы привлекают внимание к смыслам, процессу и контексту протекания событий.

Традиционно качественные методы применяются при изучении процесса вовлечения в политику, способов формирования элит, иерархической структуры, властных отношений, смыслов и сюжета политического процесса. Интенсивные интервью, например, проводились с активистами групп давления, для изучения политических сообществ (Грант и Марш, Миллс, Смит). Внутренняя политика партий также изучалась с помощью интервьюирования партийных функционеров и членов представительных органов власти (Сэйд, Уайтли). Качественные методы находят довольно широкое применение при изучении политики муниципальных органов власти в Британии (Деарлов, Гифорд, Лоундес и Стокер) и США (Джонс и Батчелор, Стоун). В меньшей степени качественные методы используются в исследованиях, касающихся центрального правительства, причиной чему, скорее всего, является большая закрытость «высокой» политики.

Сферой, в которой качественные методы практически отсутствуют, является область электоральных исследований. Здесь основным методом получения информации являются национальные выборочные опросы, дополняемые в последнее время панельными опросами, проводимыми после выборов. Однако и в эту сферу стали проникать качественные методы, использование которых подкрепляется тем аргументом, что электоральные исследования, проводимые на основе использования количественных методов, не обогащают наши знания пониманием мотивов и факторов политического поведения.

Статистический и гуманитарный подходы часто противопоставляют друг другу. Приверженцы качественных методов критикуют сторонников статистического подхода, выдвигая целый набор замечаний, претензий и даже обвинений. Исследователям, которые отдают предпочтение количественным методам, ставится в вину то, что они уделяют слишком большое внимание статистическим процедурам. При этом, якобы, остается в стороне понимание сущности изучаемых явлений и процессов, причинной цепочки событий.

Утверждается также, что сторонники количественных методов неверно представляют предмет своего исследования. Элементарная ошибка в конструировании выборки может повлечь за собой ошибки сбора и искажения выводов. Например, исследователи общественного мнения в России зачастую обращаются только к европейским русским. Правительственная, или так называемая официальная статистика, на которую опираются исследователи, может искажать реальную ситуацию. Респонденты могут говорить неправду, чтобы скрыть свое смущение, не высказывать социально неодобряемое мнение или суждение.

Сторонников количественных методов упрекают также в слишком узкой сфокусированности на предмете исследования, сравнивают эти методы ярким фонарём, который тёмной ночью высвечивает лишь незначительную часть действительности. Этот аргумент иллюстрируется, в частности, вопросниками с фиксированным веером возможных ответов, которые могут, по мнению критиков, существенно ограничить респондентов в праве высказать собственное мнение. Следовательно, при «жестких», формализованных опросах нельзя проникнуть в тонкую материю мотивов и смыслов поведения и действий опрашиваемых.

В свою очередь и качественные методы подвергаются критике, разумеется, со стороны приверженцев количественных методов. За исходные и истинные утверждения предлагается принять следующее. Количественные методы являются репрезентативными и верифицируемыми. Статистический анализ превращает исследовательские выводы в нечто, не подвергающееся сомнению. Результаты, полученные по итогам одного исследования, могут распространяться на большие совокупности явлений с большой долей определенности. И, наконец, количественные исследования дают «твердые» научные доказательства. В то же время считается, что качественные методы обладают серьезными недостатками, среди которых отмечаются следующие. Во-первых, нерепрезентативность выборки, сформированной для исследования. Во-вторых, возможность искажения мнения опрашиваемого из-за тесного контакта с ним интервьюера. В третьих, сложность анализа и интерпретации полученной информации, вытекающая из субъективного характера самих данных. В четвертых, невозможность создания на базе собранных данных обобщающей теории. Соответственно, качественные исследования являются нетипичными. Выводы, полученные при их использовании считаются частичными и подкрепленными лишь впечатлениями. В целом работы этого направлении нельзя относить к строго научным.

В этом споре не может быть победителя. Следует признать, что и качественные и количественные методы имеют свои ограничения. Поэтому самый важный вывод, вытекающий из рассмотрения двух концепций, заключается в том, что выбор подходов или баланс их сочетания должен обуславливаться целями исследованиями, исследовательскими задачами, исследовательской ситуацией. Это означает, что необходимо иметь в виду следующее. Так как статистический и гуманитарный подходы предполагают использование различных методов сбора и интерпретации информации, то применять их надо к различным типам исходных данных, а корректный конечный результат можно получить только при корректной постановке задачи.

Монополией на истину не обладают ни сторонники количественных методов, ни их оппоненты из лагеря приверженцев гуманитарных подходов. Грубейшей ошибкой будет возведение в абсолют любого подхода, претендующего на универсальность. Мир слишком сложен и многомерен, чтобы его можно было познать, пользуясь только одним, пусть даже очень тонким и совершенным инструментом, и мастерство исследователя состоит в овладении и в умении творчески применять весь инструментарий, наработанный научным сообществом.

1 Питерс Б.Г. Политические институты: вчера и сегодня// Политическая наука: новые направления. Под ред. Гудина Р., Клингемана Х.-Д. М., 1999. С. 219.

2 В российской политической науке отсутствуют термины, адекватно передающие смысл словосочетанияpublicadministration. Чаще всего его переводят как государственное и муниципальное управление. Принимая во внимание имеющиеся терминологические затруднения, мы сочли необходимым использовать в тексте пособия английское словосочетание.

3 Rhoder R.A.W. The Institutional Approach // Theory and Methods in Political Science. Ed. by Marsh D., Stoker G. Houndmills et al., 1997. P. 50.

4 Питерс Б.Г. Политические институты: вчера и сегодня// Политическая наука: новые направления. Под ред. Гудина Р., Клингемана Х.-Д. М., 1999. С. 220.

5 Истон Д. Политическая наука в Соединенных Штатах: прошлое и настоящее.// Современная сравнительная политология. Хрестоматия. Под ред. Голосова Г.В., Галкиной Л.А. М., 1997.С.13-14.

6 Напомним, что основными принципами «классического» позитивизма, сложившегося в противовес «спекулятивному» теориетизированию, были отказ от умозрительных рассуждений об обществе, создание «позитивной» социальной теории, которая должна была стать такой же доказательной и общезначимой, как и естественно-научные теории. Основными методами исследования признавались метод наблюдения, сравнительный и исторический методы, а также количественные методы. Для «классического» позитивизма был характерен органицим, что выражалось, в частности в постулировании наличия неизменных законов функционирования и развития общества, которые рассматривались как часть или продолжение природных законов. В целом представители позитивизма являлись сторонниками «классического типа научности», выступая за строгие исследователськие методы и принципиальную возможность и необходимость объективности научного познания.

7 Истон Д. Политическая наука в Соединенных Штатах: прошлое и настоящее.// Современная сравнительная политология. Хрестоматия. Под ред. Голосова Г.В., Галкиной Л.А. М., 1997.С.14.

8 Фактически бихевиоралисты выступали строгими приверженцами так называемого «классического» типа научности.

9 Истон Д. Политическая наука в Соединенных Штатах… С. 15

10 Riker W. The Ferment of the 1950s and the development of Rational Choice Theory// Contempopary Empirical Political Theory. Ed. by Manroe K.R. Berkeley et al., 1997. P. 194.

11 Easton D. The Future of the Postbehavioral Phase// Contempopary Empirical Political Theory. Ed. by Manroe K.R. Berkeley et al., 1997. P. 15.

12 Downs A. An Economic Theory of Democracy. NewYork, 1957.P. 28.

13 О теории игр на русском языке см. подробнее следующие учебные пособия: Голосов Г.В. Сравнительная политология. Новосибирск, 1995. Гл.1; Технология политической власти: Зарубежный опыт. Киев, 1994. Гл.8 (2).

14 Easton D. The Future of the Postbehavioral Phase in Political Science// Contemporary Empirical Political Theory. Ed.byMonroeK.R.Berkleyetal., 1997.

15 К. фон Бойме Политическая теория: эмпирическая политическая теория. // Политическая наука: новые направления. Под ред. Гудина Р., Клингемана Х.-Д. М., 1999. С.502.

16 Van Dijk T. Ideology: A Multidisciplinary Approach. London:Sage, 1998.P. 20.

17 Дука А.В. Политический дискурс оппозиции в современной России//Журнал социологии и социальной антропологии. 1998. Т. 1. № 1.

18 Этот процесс описывается в работе Дж.Пококка -J.Poccoc.Virtue and History. Essays on Political Thought and History, Chiefly in the Eighteen Century. Cambridge et al., 1985.

19 Easton D. The Future of the Postbehavioral Phase in Political Science// Contemporary Empirical Political Theory. Ed.byMonroeK.R.Berkleyetal., 1997.P.35.

20 У некоторых авторов дискурс понимается буквально, как речь, рассуждение, текст. М.Фуко в своей работе «Археология знаний» вводит понятия «дискурсивных практики», «дискурсивных формаций». Эти конструкты сложны для перевода и становятся понятными только в контексте всего творчества философа.

21 Мангейм Дж.Б., Рич Р.К. Политология. Методы исследования. М., 1997.

22 Влияние региональных СМИ на политическое сознание избирателей (Краткая справка по результатам исследования). – Исследовательская группа «Циркон», Автономная некоммерческая организация «Интерньюс», 15.02.2000. — Рукопись

23 Выборы-99: послесловие // Поле мнений. Дайджест результатов исследований. Фонд «Общественное мнение». Вып. 1. C. 28-32

источник