Меню Рубрики

Какой анализ может быть только внутренним

Вопрос № 32. Финансовое состояние предприятия, платежеспособность и деловая активность. Определение вероятности банкротства

Финансовое состояние организации (ФСП) – это обеспеченность организации финансовыми ресурсами, рациональность их размещения и эффективность использования.

Фин анализ – это совокупность методов сбора, обработки и использования информации о хозяйственной деятельности предприятия для принятия управленческих решений.Цель анализа фин состояния п-ия – повышение эфф-ти его работы на основе системн изучения д-ти и обобщения ее рез-ов.

Задачами анализа финансового состояния предприятия являются:

1. Идентификация реального состояния анализируемого объекта.

2. Исследование состава и свойств объекта, его сравнение с базовыми характеристиками и нормат величинами.

3. Выявление изменений состояния объекта в пространственно-временном разрезе.

4. Установление основных факторов, вызвавших изменения состояния объекта, и учет их влияния.

5. Прогноз основных тенденций.

Источником информации бух отчетность организации, в основном: бух баланс (форма№1), отчет о прибылях и убытках (форма №2). Также форма №3 – отчет об изменении капитала, форма №4 –отчет о движении ден средств, форма № 5 –приложение к бух балансу, форма № 6 – о целевом использовании получ средств, пояснзаписка (включает информацию об учетной политике п/п, краткую хар-ку деят. п/п, данные о динамике важнейших эк показателей, описание и эффективность будущих капиталовложений и др.), итог часть ауд заключения.

Доп источники информации: стат отчетность, данные бух учета, данные бизнес-планов, нормативная и плановая информация, экспертная информация, данные об инвестиционных проектах и т.д.

Результаты анализа финансового состояния необходимы следующим группам потребителей:

· Собственники (в том числе акционеры)

Финансовый анализ предполагает:

Внешний анализ

Базируется на информации из бухгалтерской отчетности.

А) Анализ Бухгалтерского Баланса определяет:

— Какова величина текущих и постоян.активов, а также источ.их финансиров.

— Какие статьи растут опережающими темпами и как это отраж.на структ.баланса.

— Какую долю активов составляют ТМЦ, запасы ДЗ.

— Достаточность собств.капитала и степень зависим.от ЗК.

Анализ начинают с рассмотрения итоговых величин, делают вывод о приросте или снижении активов фирмы. Выясняют, какие ст.в наиб.степени повлияли на итог.рез-ты. Анализ краткоср.пассивов позволяет опред.осн источ. финансиров.опер деят.фирмы. Наиб.внимание – кред задолжен. Ее рост – благопр.условия в расчетах с поставщиками. Краткоср займы – резкое изменение ст.говорит о расширении хоз операций либо нехватка источников их финансиров. Раздел – долгоср займы. Высок их доля порождает рост фин риска. Величина собст.капит. – важнейшпараметр, влияющий на все характеристики фин сост. Его рост – позитив фактор, признак повышения фин.устой-ти, ликвид-ти, стоим-ти и инвест.привлекат-ти. Снижение – за счет списания убытков, погашение казнач акций и т.д.

Б) Анализ Отчета о прибылях и убытках.

Призван оценить способность фирмы приносить доход своим владельцам Анализ начинается с изучения общих итогов деятельности, т.е. чистой Пр.(убытка). Далее исслед-ся факторы, приведшие к к такому рез-ту. Ключевые факторы – Выр.от реализ.и затр., связ-е с ее получением.

Внутренний финансовый анализ

Методы внутр анализа фин состояния п-ия:В ходе анализа фин. отчетность представляется в разл аналит разрезах.

А) Горизонтальный анализ.Состоит в сравнении показателей бух. отчетности с показ. предыд. периодов. Цель – выявить основ тенденции в развитии фирмы, изменения ее фин сост. Для удобства показатели каждой ст.выражаются как процентное изменение относит. некого базиса. Подобное представление отчетности позволяет сравнить показатели с конкурентами. Наиболее распространенными методами горизонт. анализа являются:

1. простое сравнение статей отчетности и анализ их резких изменений;

2. анализ изменения статей отчетности в сравнении с изменениями других статей.

Б) Вертикальный анализ. Проводится в целях выявления удельного веса отдельных статей отчетности в итоговом показателе и сравнения результата с данными предыдущего года. Горизонт.и вертик.анализ дополняют друг друга.

В) Трендовый анализ. Основан на расчете относительных показателей отчетности за ряд лет от уровня базового года.

Г) Факторный анализ.Предполагает выявление влияния отд факторов на ключевые показатели и рез-ты хоз.деятельности. Описание их причинно-следств связей взаимосвязей с пом-ю математических моделей позволяет аналитику получить количественную оценку влияния того или иного фактора, и прогнозиров.буд-е изменения результир-х показат.

Д) Сравнительный анализ.Это сопоставление финансовых показателей фирмы с аналогичными показателями за прошедшие периоды, с конкурентами, со среднеотраслевыми данными, с эталонными значениями. Оценивают динамику показателей.

Е) Система аналитических коэффициентов – ведущий элемент анализа.

Финансовый коэффициент – это отношение двух показателей, взятых из соответствующих статей отчетности фирмы. Это относительные показатели, они удобны для сравнения и сопоставления

1. анализ ликвидности и п/сп;

2. анализ фин. устойчивости;

3. анализ деловой активности;

4. анализ финансовых результатов и рентабельности.

а) Платежеспособность – это способность погасить все свои обязательства в срок. Предприятие считается платежеспособным при наличии у него активов в размере, достаточном для погашения всех обязательств.

Чистые активы – это активы предприятия, которые остаются после погашения всех обязательств.

Активы, принимаемые к расчету: Внеоб активы; Обор активы за исключением задолженности по взносам в УК.

Пассивы, принимаемые к расчету: Долгосрочные об-ва; Краткосрочные обязательства;

КЗ; Задолженность учредителям по выплате доходов; Резервы под выплату предстоящих расходов.

Чистые активы = Активы, принимаемые к расчету — Пассивы, принимаемые к расчету.Предприятиние платежеспособно, если ЧА неотрицательны

б) Ликвидность – характеризуют способность предприятия своеврем.и в полном объеме отвечать по требованиям держателей его краткос.обязательств – поставщ.,кредиторов, работников., а также осуществлять текущие производств.и операцион.расходы. В общем случае п/п счит-ся ликвид.,если его текущие активы превыш.краткоср.обязат-ва. Т.е. имеет чистый оборот.капитал.

Ликвидность актива – это способность его трансформации в денежные средства. Степень ликвидности актива определяется промежутком времени, необходимым для его превращения в денежную форму.

Показатели ликвидности:

· К абс. ликв. = (ден. ср-ва + краткосроч. Финн. вложения) /бV, норма>0,2

· К уточн.(срочн.) ликв. = (ден. ср-ва + краткосроч. Фин. Влож-я+ ДЗ+ГП) / бV норма >1

· К общ. (тек.) ликв. = оборотные активы / текущие пассивы = бII / бV, норма

2. Фин устойчивость – уровень фин риска фирмы, зависимость от заемного капитала. Фин устойчивость является отражением стабильного превышения доходов над расходами. Она обеспечивает свободное маневрирование денежными средствами предприятия и способствует бесперебойному процессу производства и реализации продукции.

Одним из параметров оценки фин независимости является то, что организация за счет своих соб источников формирует не только основн капитал, но и часть оборотных активов. К-т независимости (автономии), дающий общее представление об уровне финансовой независимости организации от заемных источников (кредиторов, банков пр.)

Показатели финансовой устойчивости:

· К фин.независимости = бIII / валюта б-са= СК / валюта б-са; норма>=0,5

· К-т зависимости = (бIV+ бV) / валюта б-са = ЗК/валюта б-са, норма =1

· К-т фин. риска ( фин. Левериджа) = ЗК/СК; характеризует реакцию СК на привлечение заемных средств в оборот предприятия.

· К-т фин. устойчивости = (бIII+б IV)/ валюта б-са; норма>=0,6

3.Деловая активность – характеризуют скорость превращения различ.ресурсов фирмы в ден.форму и оказыв.влияние на ликвид-ть, платежес.и рентаб. Показат.мог.рассчит-ся как в ед.так и в днях. Логика текущего упр-я финансами подчинена требованию эффективного использования оборотных ср-тв – по возможности каждый рубль должен «работать» и не быть чрезмерно долго «омерщвленным» в активах.

Показатели деловой активности.

· К-т обор- ти = Выручка / оборот. Ср-ва (бII)

· К-т обор-ти МПЗ = Себестоимость / МПЗ

· К-т обор-ти КЗ = Выручка / КЗ

· Период оборач-ти = Дни отчетного периода / К-т обор-ти

· Период обр-ти МПЗ = продолжительность произв-го процесса

· Период обор-ти ДЗ = срок погашения ДЗ

· Период обр-ти КЗ = срок погашения КЗ

4. Рентабельность – это относ показатель, характер доходность п-п (показ за счет чего получен данн рез-т).

3) Диагностика банкротства.

Все факторы, влияющие на финансовое состояние предприятия, подразделяются на две группы.

А)Внешние: политические; галопирующая инфляция; налогообложение; высокая учетная ставка.

Б) Внутр:неуст положение на рынке; неэффек исп-ние осн и обор средств; непрофессионализм управл персонала; большая деб задолженность; большая доля заемн средств; низкая рентабельность пр-ва продукции; высокие затраты. Диагностика банкротства объединяет следующие этапы.

1. Исследование финансового состояния предприятия.

В рос/ практике неплатежеспособность предприятия определяется Метод положениями по оценке фин состояния предприятий и неудовлетворительной структуры баланса (Распоряжением Фин Управления по делам о несостоятельности (банкротстве) от 12 августа 1994 г. N 31-Р).

2. Обнаружение признаков банкротства. Структура баланса предприятия признается неудовлетворительной, а предприятие — неплатежеспособным, если выполняется одно из следующих условий:

а. Коэффициент текущей ликвидности на конец отчетного периода имеет значение менее 2.

б. Коэффициент обеспеченности собственными средствами менее 0,1.

источник

Финансовый анализ заключается в применении специальных методов расчета к показателям бухгалтерской (финансовой) и управленческой отчетности предприятия с целью выявления существенных связей между сложившимися методами управления и технологии в компании с ее доходностью и финансовой устойчивостью.

Цель проведения этих расчетов – принятие решений об инвестировании или кредитовании предприятия, заключении долговременных контрактов, купле или продаже компании в целом, ее акций или долей. Эта цель очень важна для кризисного предприятия. Действительно необходимо объективно оценить стоит ли инвестировать и кредитовать рассматриваемое предприятие или выгоднее сразу заняться распродажей его отдельных частей и имущества. На основе финансового анализа производится подготовка исходной информации для разработки стратегии развития, бизнес-планов и инвестиционных проектов рассматриваемой компании.

Финансовый анализ кризисных предприятий проводится в интересах как руководства компанией, ее владельцев и инвесторов, так и различных кредиторов, включая банки и поставщиков. Первая группа преследует в этой работе цели, связанные с выводом предприятия из кризисной ситуации для дальнейшей работы с ним или перепродажи. Инвестор, владелец собственного капитала предприятия заинтересован получить наиболее полную цифровую информацию о финансовом состоянии предприятия и планах его развития, причем важнейшим требованием при этом является обеспечение его возможностью заглянуть в глубь процессов управления и производства компании, т.е. заглянуть «за» цифры.

Вторая группа — кредиторы, например, банки, выдающие компании заем, намерены уменьшить риск не возврата ссуды и поэтому в процессе анализа хотят уяснить степень платежеспособности предприятия, его залоговые возможности и уровень обеспеченности компании собственным капиталом.

При оценке активов предприятия, как гарантии возврата ссуды, банки склонны уменьшать и даже значительно занижать их стоимость, представленную в бухгалтерской отчетности, ориентируясь на предпосылку банкротства и ликвидации предприятия. Особенно это относится к долгосрочным займам.

Возможности предприятия выполнять свои обязательства перед поставщиками, кредиторами и инвесторами определяются понятием «финансовое состояние компании», а уровень финансового состояния определяется с помощью специальной системы расчетов, получившей название «анализ финансового состояния компании» или более коротко «финансовый анализ».

С одной стороны, как уже указывалось, эта работа имеет направленность внутрь фирмы и должна обеспечить менеджеров и управляющих компанией информацией как для принятия оперативных решений по ведению и финансированию бизнеса, так и стратегических решений по развитию предприятия.

С другой, эта контролирующая аналитическая деятельность направлена за пределы компании и имеет целью обеспечить различных партнеров по бизнесу, кредиторов и инвесторов, поставщиков и покупателей информацией о надежности предприятия, способности его своевременно выполнять свои обязательства и договоренности.

Именно в соответствии с двумя направлениями использования информации о финансовом состоянии предприятия в процессах управления, финансовый анализ и подразделяется на два вида внешний и внутренний.

Внешний финансовый анализ базируется на открытой бухгалтерской информацию предприятия и предполагает использование типовых методов расчета. При этом обычно используется относительно небольшое количество исходной информации — финансовых показателей квартального или годового баланса фирмы.

При проведении внешнего анализа основной упор делается на сравнительные методы и количественное определение уровня фактического финансового состояния предприятия с помощью расчета различного рода коэффициентов и индикаторов. Причины, условия и факторы, определяющие низкий или высокий уровень финансового состояния, не могут быть определены достаточно обоснованно в процессе внешнего анализа из-за недостатка специальной информации.

Внутренний финансовый анализ иногда называют анализом хозяйственной деятельности предприятия. Для него не достаточно информации в целом по предприятию, содержащейся в стандартных бухгалтерских отчетах, и в связи с этим возникает необходимость использовать данные управленческого учета. В процессе анализа наибольшее внимание уделяется выявлению причин и факторов определяющих уровень и изменения финансового состояния предприятия, поиску решений, направленных на улучшение этого состояния. Теоретической базой внутреннего финансового анализа является факторный анализ сложных систем.

Читайте также:  Как новорожденному сдать анализ мочи

Внутренний анализ отличается значительно большей трудоемкостью по сравнению с внешним, так как он не ограничивается рассмотрением предприятия в целом, а всегда направлен на анализ отдельных подразделений, видов и направлений деятельности предприятия, а также типов продукции. В следующей таблице представлены особенности двух видов финансового анализа

Внешний анализ Внутренний анализ
Цель
Исходные данные
Методология
Объект исследования
Оценка финансового состояния предприятия
Стандартная бухгалтерская отчетность
Типовые методы финансовой диагностики, методы сравнения
Предприятие в целом
Определение причин и факторов, влияющих на улучшение финан-сового состояния предприятия
Информация управленческого учета, необходимая для решения поставленной задачи
Факторный анализ и другие методы выявления причинно-следственных связей
Предприятие, его структурные подразделения, направления деятельности, виды продукции

Финансовое состояние предприятия – комплексная экономическая характеристика, определяемая десятками расчетных показателей. Она отражает несколько взаимосвязанных между собой и в тоже время противоречивых направлений развития фирмы:

— поддержание приемлемого уровня предпринимательского и финансового риска,

— обновление выпускаемой и реализуемой продукции, услуг,

— обеспечение прибыльности и эффективности работы предприятий.

Взаимосвязь внешнего и внутреннего финансового анализа при разработке плана развития кризисного предприятия представлена на

Внешний Расчет плановых
финансовых
ФА показателей
Финансовые показатели
Нормативный
бюджет
Внутрен Экономические показатели
ний
ФА
Технико-экономические
нормы и тарифы
Разработка плана развития, выхода из кризисного
состояния (бизнес планирование)

Рис.3.1. Финансовый анализ и плановые расчеты.

Она базируется на трехуровневой системе финансовых и организационно-экономических показателей предприятия. Первый уровень – финансовые показатели компании, на основании которых может констатироваться уровень ее финансового состояния: ликвидность и платежеспособность, финансовая независимость и рентабельность. Эти показатели определяются в процессе внешнего финансового анализа и не позволяют определить причины убыточности или неплатежеспособности кризисного предприятия.

Для выявления причин и факторов используется внутренний финансовый анализ, который заключается в углубленной оценке экономических показателей и определяющих их величину норм, цен и тарифов. Например, анализ себестоимости проводится не по компании в целом, а по отдельным видам продукции и подразделениям предприятия. Этот же принцип разделения по различным видам деятельности, работам и даже операциям используется при оценке фактической трудоемкости продукции, расхода материально-энергетических ресурсов, организации производства, сбыта и закупок, конкурентной позиции предприятия и т.д. Внутренний анализ относится к расчетам показателей второго (экономические показатели) и третьего (технико-экономические нормы и тарифы) уровней схемы на рис.3.1.

На основе внешнего финансового анализа рассчитывается нормативный бюджет кризисного предприятия. На основе внутреннего финансового анализа разрабатывается бизнес-план развития компании.

Главными задачами курсового проекта являются внешняя финансовая диагностика и разработка нормативного бюджета рассматриваемого предприятия. Поэтому остановимся более подробно на показателях и методах внешнего анализа.

источник

Развитая рыночная экономика порождает потребность в дифференциации анализа на внутренний управленческий и внешний финансовый анализ. Внутренний управленческий анализ — часть управленческого учета, т.е. информационно-аналитического обеспечения администрации, руководства предприятия. Внешний финансовый анализ — элемент финансового учета, обслуживающего внешних пользователей информации о предприятии, выступающих самостоятельными субъектами экономического анализа по данным, как правило, публичной финансовой отчетности. [c.211]

В традиционном понимании финансовый анализ представляет собой метод оценки и прогнозирования финансового состояния предприятия на основе его бухгалтерской отчетности. Принято выделять два вида финансового анализа — внутренний и внешний. Внутренний анализ проводится работниками предприятия (финансовыми менеджерами), внешний анализ — аналитиками, являющимися посторонними лицами для предприятия. [c.54]

Такого рода анализ может выполняться как управленческим персоналом данного предприятия, так и любым внешним аналитиком, поскольку в основном базируется на общедоступной информации. Тем не менее принято выделять два вида финансового анализа внутренний и внешний. Внутренний анализ проводится работниками предприятия. Информационная база такого анализа гораздо шире и включает любую информацию, циркулирующую внутри предприятия и полезную для принятия управленческих решений. Соответственно расширяются и возможности анализа. Внешний финансовый анализ проводится аналитиками, являющимися посторонними лицами для предприятия и потому не имеющими доступа к внутренней информационной базе предприятия. Внешний анализ менее детализирован и более формализован. [c.18]

Что такое внешний финансовый анализ, внутренний финансовый анализ [c.842]

На верхнем уровне ДЭК использует те же экономические рычаги, что и большинство крупных компаний финансовые сметы, внутренние и внешние проверки. Второй тип рычагов управления — это анализ всех сделок. Число уровней в этом процессе анализа зависит от размера сделки. Так, для обычной сделки может понадобиться два или три уровня анализа, а действительно крупная сделка рассматривается руководством отделения компании или, в некоторых случаях — советом директоров. [c.425]

Финансовый анализ включает проведение внутреннего и внешнего анализа. [c.5]

В содержание внутреннего производственного и финансового анализа включаются элементы, углубленное изучение которых позволяет в полной мере оценить состояние производственной, хозяйственной деятельности предприятия, помочь руководству предприятия осуществить свою финансовую стратегию. [c.6]

Довольно тесно с внешним финансовым анализом связан и внутренний финансовый анализ, в задачи которого входит анализ состояния запасов и затрат анализ состояния дебиторской и кредиторской задолженности и т.д. [c.6]

Внутренний аудит представляет собой важную функцию управления, которая охватывает учет, финансовый анализ и контроль, сравнивает и оценивает фактически достигнутый результат с поставленными целями и задачами предприятия. Внутренний аудит систематически контролирует деятельность всех объектов управления, выявляет причины отступления от стандартов, отклонения от целей, поставленных перед конкретным объектом, что способствует оперативному устранению выявленных нарушений. [c.52]

По субъектам (пользователям анализа) различают внутренний и внешний анализ. Внутренний анализ проводится непосредственно на предприятии для нужд оперативного, краткосрочного и долгосрочного управления производственной, коммерческой и финансовой деятельностью. Внешний анализ проводится на основании финансовой и статистической отчетности органами хозяйственного управления, банками, финансовыми органами, акционерами, инвесторами и т.д. [c.15]

Внутренний финансовый анализ — это процесс исследования механизма формирования, размещения и использования капитала с целью поиска резервов укрепления финансового состояния, повышения доходности и наращивания собственного капитала субъекта хозяйствования. [c.244]

Под внутренними факторами, определяющими степень и эффективность функционирования финансового менеджмента, понимают уровень ведения бухгалтерского учета и достоверность финансовой отчетности, полученной по данным учета, а также глубина и систематический характер проведения финансового анализа. Более того, оценка и анализ бухгалтерской отчетности являются одним из основных разделов финансового менеджмента. Большинство аспектов этой области знаний могут быть полностью усвоены лишь при надлежащем уровне владения бухгалтерским учетом. [c.420]

Информационной базой внешнего финансового анализа служат публичная бухгалтерская отчетность открытых акционерных обществ, проспекты эмиссии акций и облигаций, отчеты об итогах выпуска ценных бумаг и ежеквартальные отчеты по ценным бумагам, представляемые в регистрирующие государственные органы, а также статистические отчеты, представляемые в органы статистики. Информационной базой для проведения внутреннего управленческого анализа и принятия управленческих решений на уровне организации-эмитента будут служить помимо вышеперечисленных источников учредительный договор, устав акционерного общества, приказ об учетной политике организации. [c.346]

Методика проведения внешнего финансового анализа организации рассмотрена выше. Остановимся на методике проведения внутреннего управленческого анализа для организаций-эмитентов. [c.346]

Аудит (внешний и внутренний), как было показано ранее, трактуется по своей сути, своему содержанию, назначению преимущественно как анализ финансово-хозяйственного состояния, как финансовый анализ. [c.377]

В третьем блоке обособлены данные системы бухгалтерского учета как единственного систематизированного информационного ресурса. Значимость отдельных элементов этого блока для анализа различна. Например, первичные учетные документы (приходный кассовый ордер, товарно-транспортная накладная и др.), а также регистры бухгалтерского учета (различные таблицы, журналы, ведомости, предусмотренные системой бухгалтерского учета для переноса в них сведений из первичных документов с целью их последующего обобщения) не входят в число общедоступных документов более того, согласно ст. 10 Федерального закона О бухгалтерском учете содержание регистров бухгалтерского учета и внутренней бухгалтерской отчетности является коммерческой тайной. Поэтому перечисленные документы могут использоваться лишь во внутреннем финансовом анализе. На бухгалтерскую отчетность понятие коммерческой тайны не распространяется, а ком- [c.335]

Рыночные условия хозяйствования поставили коммерческие организации (предприятия) перед фактором открытой сферы деятельности в системе неопределенности и повышенного риска. С одной стороны, такие предприятия получили право свободно распоряжаться собственными средствами, самостоятельно заключать хозяйственные контракты и сделки на внутреннем и внешнем рынках, что заставило их самостоятельно заниматься поиском надежных потенциальных партнеров и качественно оценивать их финансовую устойчивость и платежеспособность. С другой стороны, предприятия с большим интересом стали относиться к оценке собственных возможностей могут ли они отвечать по своим обязательствам эффективно ли используют имущество окупаются ли вложенные в активы средства целесообразно ли расходуется чистая прибыль и др. Для того чтобы квалифицированно отвечать на эти вопросы, бухгалтерские и финансовые службы организации должны обладать специальными знаниями для проведения финансового анализа, умением пользоваться имеющимися методическими разработками. [c.87]

Внутренний финансовый анализ [c.89]

Содержание финансового анализа обусловливается рядом обстоятельств (в зависимости от востребованности его результатов внешними и внутренними пользователями) [c.94]

Организационное обеспечение финансового анализа обусловливается целью и задачами проведения либо комплексного (всеобъемлющего), либо тематического анализа финансового положения хозяйствующего субъекта практической востребованностью пользователями (как внутренними, так и внешними) полученных обобщающих результатов анализа с объективной оценкой как финансовой устойчивости его функционирования и развития, так и уровня платежеспособности по погашению ранее имеющихся и вновь возникших краткосрочных и долгосрочных обязательств. Эти обстоятельства являются определяющими при формировании организационных основ проведения анализа. [c.106]

Представленные координатору материалы финансового анализа должны подробно обсуждаться и систематизироваться. На основе полученных выводов, следующих из выявленных аналитиками тенденций, разрабатываются обоснованные управленческие решения по мобилизации неиспользованных возможностей для укрепления финансовой устойчивости организации, ее платежеспособности. Это, как правило, является заботой внутренних пользователей полученной аналитической информации. Что касается внешних пользователей, то ими принимаются меры по возвращению кредитов и инвестиций собственнику или разрабатываются рекомендации по повышению эффективности расходования заемщиками средств кредиторов и инвесторов. [c.107]

Методическое обеспечение означает наличие определенных внутренних (т. е. нетиповых, разработанных в данной фирме) методик финансового анализа и планирования, составления финансовых разделов в системе бизнес-планирования, работы с покупателями и поставщиками, принятия решений в случае отклонения от стандартного режима в прохождении платежей и т. п. К этому вид обеспечения относятся и так называемые принципы финансового менеджмента, регулирующие его процедурную сторону. Это системность, комплексность, регулярность, преемственность, объективность и др. Все эти принципы можно обобщенно охарактеризовать термином технологи- [c.52]

В третьем блоке обособлены данные системы бухгалтерского учета как единственного систематизированного информационного ресурса. Значимость отдельных элементов этого блока для анализа различна. Например, первичные учетные документы (приходный кассовый ордер, товарно-транспортная накладная и др.), а также регистры бухгалтерского учета (различные таблицы, журналы, ведомости, предусмотренные системой бухгалтерского учета для переноса в них сведений из первичных документов с целью их последующего обобщения) не входят в число общедоступных документов более того, согласно ст. 10 Федерального закона О бухгалтерском учете содержание регистров бухгалтерского учета и внутренней бухгалтерской отчетности является коммерческой тайной. Поэтому перечисленные документы могут использоваться лишь во внутреннем финансовом анализе. На бухгалтерскую отчетность понятие коммерческой тайны не распространяется, а коммерческие организации некоторых форм собственности и видов бизнеса даже обязаны публиковать свою отчетность. Именно этим обстоятельством определяется значимость бухгалтерской отчетности для анализа. [c.95]

Управление, учет и анализ дифференцируются, кроме того — для каждого предприятия, каждой отрасли — на внешнюю часть и внутреннюю, в зависимости от пользователя. Функцию внешнего управления выполняет финансовый менеджмент, финансовый анализ, финансовый учет. Финансовые результаты деятельности предприятия открыты для акционеров, для налоговой службы, для банков и кредиторов. Производственный учет, производственный анализ и менеджмент — дело внутреннее, сопряженное с коммерческой тайной. Как делается прибыль — секрет фирмы. [c.7]

Традиционно под финансовым анализом в торговле, как и в других отраслях, понимают метод оценки и прогнозирования финансового состояния предприятия на основе публичной финансовой отчетности. Такой анализ считается внешним, так как он базируется на общедоступной информации. К финансовому анализу относят и анализ инвестиционной деятельности, для которого используют более полную информационную базу, например данные управленческого учета, внутренние прогнозы, бизнес-план. Поэтому часть финансового анализа, проводимая службами самого предприятия, относится к внутреннему анализу, необходимому для принятия управленческих решений. [c.252]

Анализ финансового состояния акционерного общества следует рассматривать как совокупность двух составляющих — анализа внешнего и анализа внутреннего. [c.520]

Начавшаяся в рамках перестройки экономики на рыночные рельсы трансформация бухгалтерского учета (начало 90-х годов) вновь вернула к жизни такой важнейший элемент аналитической работы, как финансовый анализ. Как отмечалось выше, он является составной частью финансового менеджмента, его исполнителями выступают бухгалтеры и финансовые менеджеры, а основными пользователями — любые юридические и физические лица, заинтересованные в деятельности данного предприятия и не имеющие доступа к его внутренней информационной базе. [c.39]

Показатели первичного бухгалтерского учета обобщаются в сводные данные, необходимые для статистических сводок и группировок, экономического (и в первую очередь финансового) анализа, оперативного управления, устранения недостатков в работе и для выявления неиспользованных внутренних резервов предприятий. [c.39]

Развитая рыночная экономика рождает потребность в дифференциации анализа на внутренний — управленческий и внешний — финансовый анализ.. [c.16]

В традиционном понимании финансовый анализ представляет собой метод оценки и прогнозирования финансового состояния предприятия на основе его бухгалтерской отчетности. Такого рода анализ может вьшолняться как управленческим персоналом данного предприятия, так и любым внешним аналитиком, поскольку в основном базируется на общедоступной информации. Тем не менее принято выделять два вида финансового анализа внутренний и внешний. Внутренний анализ проводится работниками предприятия. Информационная база такого анализа гораздо шире и включает любую информацию, циркулируюупгую внутри предприятия и полезную для принятия управленческих решений. Соответственно расширяются и возможности анализа. Внешний финансовый анализ проводится аналитиками, являющимися посторонними лицами для предприятия и потому не имеющими доступа к внутренней информационной базе предприятия. Внешний анализ менее детализирован и более формализован. В процессе финансового анализа применяются различные приемы, методы и модели. [c.54]

В научной и учебно-методической литературе принято выделять два вида анализа внутренний и внешний. Основных различий между ними два во-первых, широта и доступность привлекаемого информационного обеспечения и, во-вторых, степень формализуемости аналитических процедур и алгоритмов. В рамках внутреннего анализа возможно привлечение практически любой необходимой информации, в том числе и не являющейся общедоступной, в частности для внешних аналитиков. Методики внешнего анализа строятся из предположения об определенной информационной ограниченности анализа как правило, подобные методики строятся на базе наиболее полного набора общедоступной финансовой отчетности, содержащейся в годовом отчете. [c.257]

Вместе с тем достаточно очевидно, что понятия внутрифирменного и внешнего финансового анализов достаточно трудно разделимы в содержательном и процедурном аспектах, кроме того, вряд ли такое жесткое разделение оправданно, хотя некоторыми отечественными специалистами уже делаются попытки разработать пособия по финансовому анализу (ориентация на внешних пользователей) и так называемому управленческому анализу (ориентация на внутренних пользователей). Безусловно, если речь идет об аналитике, стороннем по отношению к некоторой компании, то его аналитические возможности действительно резко ограничены объемом доступной информационной базы однако если речь идет о специалисте, работающем в этой компании, то указанное ограничение снимается и этот специалист по долгу службы может выступать как в роли стороннего аналитика, когда он анализирует кредитоспособность потенциального контрагента, так и в роли внутреннего аналитика, когда он, например, обосновывает целе-сооэразность принятия финансового плана. [c.12]

Итак, в общем случае аналитик должен иметь представление не только о логике внешнего финансового анализа, но и о процедурах, по большей части реализуемых в рамках внутрифирменного финансового анализа. Именно этим объясняется то обстоятельство, что в данной книге автор счел возможным предложить общую схему финансового анализа, прило-жимую к работе как внешнего, так и внутреннего аналитика, дать ее достаточно подробное наполнение в приложении к внешнему финансовому анализу и упомянуть о некоторых возможностях использования во внутрифирменном анализе. [c.13]

Нормативные модели. Модели этого типа позволяют сравнить фактически результаты деятельности предприятий с ожидаемыми, рассчитанными по бюджету. Эти модели используются в основном во внутреннем финансовом анализе. Их сущность сводится к установлению нормативов по каждой статье расходов по технологическим процессам, видам изделий, центрам отиетственности и к анализу отклонений фактических данных от этих нормативов. Анализ в значительной степени базируется на применении системы жестко детерминированных факторных моделей. [c.68]

источник

Рубрика: Экономика и управление

Статья просмотрена: 10235 раз

Морозов Н. Г. Внешний и внутренний анализ финансовой деятельности предприятий // Молодой ученый. — 2008. — №1. — С. 116-119. — URL https://moluch.ru/archive/1/51/ (дата обращения: 10.12.2019).

Рассматривая профессиональную подготовку будущих учителей математики, необходимо исходить из современного понимания профессиональной компетентности учителя, его профессионального мастерства и уверенного владения предметом. Одной из ключевых компетентностей будущего специалиста является предметно-профессиональная компетентность.

Под предметно-профессиональной компетентностью учителя математики будем понимать характеристику личности специалиста, выраженную в единстве его теоретических знаний, практической готовности к осуществлению видов профессиональной деятельности, связанной с преподаванием предмета математики в системе общего среднего образования.

Показателем наличия предметно-профессиональной компетентности будущего учителя математики служит умение решать определенные профессиональные задачи. Среди этих задач выделим умение применять математические знания при решении математических задач и задач из других предметных областей. В рамках компетентностного подхода речь пойдет об умении применять математические знания при решении познавательных компетентностных задач.

Под компетентностными познавательными задачами мы будем понимать задачи, способ решения которых неизвестен, но может складываться из известных учащимся способов; решение которых требует применения комбинации знаний из предметной области «математика» и использование математических моделей; имеющие нестандартную постановку задачи; для решения нужно применять имеющиеся знания из других учебных предметов или знания, связанные с жизненными ситуациями, с каким либо видом деятельности, т.е. дополнительные не математические знания.

Значит, если на уроках геометрии для развития учебно-познавательной компетентности школьников, учитель может использовать компетентностные задачи [3], то он сам должен уметь решать, подбирать и составлять такие задачи. Чтобы сформировать эти умения у студентов на высоком уровне, нами был разработан курс по выбору «Компетентностные стереометрические задачи».

Данный курс разрабатывался для студентов-математиков IV курса физико-математических факультетов. Такой выбор сделан нами потому, что, начиная с 4-го курса, большинство студентов осмысливает процесс обучения в вузе с позиции требований профессиональной деятельности, а профессиональная мотивация превращается в ведущий фактор внутренней активности личности. Происходит это потому, что в «ходе педагогической практики студенты убеждаются в том, что далеко не все знания, получаемые ими в вузе, нужны в реальной практической деятельности, а если и нужны, то не в той форме, в какой они осваиваются в процессе обучения. Эти «открытия» существенно повышают учебную избирательность студентов при освоении отдельных предметов, «запускают» механизмы преобразования академических знаний и умений в собственно профессиональные» [1; с. 155].

Нами были выделены основные цели и задачи курса:

  1. расширить знания студентов о компетентностном подходе;
  2. обосновать актуальность реализации компетентностного подхода в школе;
  3. познакомить студентов с основными понятиями по теме (компетенция, компетентность, учебно-познавательная компетентность школьников, компетентностная задача);
  4. выделить компетентности, которые учитель математики может формировать при обучении своему предмету;
  5. выделить направления реализации учебно-познавательной компетентности на уроках математики (на примере курса «Стереометрии»);
  6. отработать умение решать компетентностные задачи;
  7. научить студентов отличать компетентностные задачи от обычных математических;
  8. научить подбирать и составлять компетентностные задачи разных видов (предметные, межпредметные и практические) в рамках школьного курса геометрии;
  9. отработать умение студентов обучать школьников методу математического моделирования;
  10. формирование умения у будущих учителей математики применять компетентностные задачи на уроках математики (геометрии) для формирования учебно-познавательной компетентности;
  11. содействовать развитию индивидуальности будущего педагога в профессиональной деятельности.

На первом занятии студенты выполняют задание, которое позволяет выявить их знания по стереометрии и умения отличать и решать компетентностные задачи до изучения курса по выбору. Далее, 4 часа – лекционные, где студенты знакомятся с актуальностью реализации компетентностного подхода в школе, основными понятиями, особенностями реализации компетентностного подхода на уроках математики.

Следующие несколько занятий посвящены решению компетентностных задач подобранных и составленных специально для студентов. Эти задачи отличаются от школьных компетентностных задач уровнем сложности и удовлетворяют следующим требованиям:

1) могут иметь несколько способов решения;

2) при решении применяются знания из других разделов предметной области «математика»;

3) повышенный уровень сложности;

4) связаны с профессиональной деятельностью, с реальными жизненными ситуациями или другими сферами жизни (искусство, архитектура и т.д.), где нужно применять дополнительные не математические знания, что способствует повышению мотивации студентов;

5) связаны с вузовским курсом элементарной математики;

6) включают следующие типы задач: на обоснование возможного применения математических знаний в конкретной ситуации; на применение математических знаний в конкретной математической или нематематической ситуации; на построение математических объектов и ситуаций; на формулирование свойств конкретного объекта по заданным условиям; на оценку способа решения (правильно/неправильно, рационально/нерационально) и полученного результата (правдоподобность).

Приведем примеры компетентностных задач:

№1) Имеется бревно (рис.1) длина которого 20 дм, а диаметры спилов 2 дм и 1 дм. Требуется вырубить из бревна брус с квадратными поперечными сечениями, ось которого совпадала бы с осью бревна и в целях экономии объем его должен быть наибольшим. (Применение математических знаний в нематематической ситуации).

Решение: Нужно найти объем бруса, т.е. объем прямоугольного параллелепипеда с квадратным основанием. В осевом сечении конуса, которое одновременно является диагональным сечением прямоугольного параллелепипеда, получим равнобокую трапецию, в которую вписан прямоугольник – диагональное сечение прямоугольного параллелепипеда (рис.2). Обозначим буквой x высоту параллелепипеда, т.е. высоту прямоугольника в осевом сечении: КМ = x и .

Найдем объем V прямоугольного параллелепипеда.

FK = EM = AD — 2MD= 2 – 2 MD. Проведем CLAD. Тогда LD = AN = AD – AL = 1 – 0,5 = 0,5 (дм).

Из подобия треугольников KMD и CLD , т.к. и значит .

Площадь квадрата, служащего основанием прямоугольного параллелепипеда находим по формуле , где d – диагональ основания, т.е. d = FK. Значит , т.к. высота параллелепипеда равна х, то .

Рассмотрим функцию V(x) и найдем для нее наибольшее значение на промежутке .

при х = 40 или при х = , но х = 40 не принадлежит промежутку .

Сравним между собой значения функции V(x) в точках х = ( V() = ) и х = 20 (V(20) = 10) и найдем . Получили, что наибольшее значение функции является .

Интерпретируем полученный результат: чтобы вырубить из бревна брус наибольшего объема, нужно удалить верхнюю (более тонкую) часть бревна так, чтобы осталось бревно высотой дм, а затем из полученного бревна вырубить брус с квадратным поперечным сечением (это сечение определяет квадрат, вписанный в верхнее основание бревна высотой дм).

№2) На уроке математики изучали объемы тел. На дом было задано вычислить объем сосуда, которым пользуются в быту (стакан, ваза для цветов, банка и т.д.). Таня решила вычислить объем вазы (рис.3) с помощью формулы объема усеченной пирамиды. Может ли она это сделать? Почему? (Обоснование возможного применения математических знаний в конкретной ситуации)

Решение: Таня не может использовать формулу объема усеченной пирамиды для вычисления объема вазы, т.к. если продолжить ребра усеченной пирамиды – они должны пересечься в одной точке, а для модели (см. рис.3.) данной вазы это не выполняется, возможно, при производстве изделия был допущен брак.

№3) Для экспедиции было решено заказать новую палатку для оборудования. Палатка должна быть в форме пирамиды, в основании которой квадрат и его сторона равна 2м. Две боковые грани перпендикулярны основанию, а каждая из двух других боковых граней образует с основанием угол=30 . Удобно ли будет человеку заходить в такую палатку? Решить задачу если =45 (60 ). (Оценка полученного результата (правдоподобность)).

Решение: Сделаем рисунок (эскиз палатки) (рис. 4). и .

Рассмотрим прямоугольный : примем = , тогда по теореме синусов ,для , 1,2 (м) – человеку не удобно заходить в такую палатку, т.к. она низкая.

Для , (м) – в такую палатку входить удобно.

Для , (м) 3,4 (м) – в такую палатку входить удобно, но она будет очень высокой и это сложно для ее установки.

Можно сделать вывод, что в задаче должно быть указано одно значение , при котором высота палатки наиболее правдоподобна.

№4) Известно, что фигура задана следующей системой неравенств: а) ; б) . Требуется построить данную фигуру и описать, какими свойствами она обладает. (Формулирование свойств конкретного объекта по заданным условиям).

Далее для студентов разработаны практические занятия, на которых они выполняют методические задания, удовлетворяющие следующим требованиям:

  1. Неопределенность. Данное требование связано с тем, что задание может иметь несколько вариантов ответов; могут быть различные способы выполнения задания и имеется возможность переформулировки (изменения) задания, в зависимости от знаний и индивидуальных особенностей студента.
  2. Связь со школьным курсом математики. Задания не должны быть «оторваны» от материала, который изучается в школьном курсе математики. Это будет способствовать мотивации студентов, повторению школьного курса и подготовке к педагогической практике.
  3. Возможность проявления творчества. Должны быть творческие задания, где студенты могут высказать свою точку зрения, придумать свой вариант задачи, написать конспект урока, создать свою классификацию и т.д.
  4. Связь с курсом методики обучения математике. Для выполнения заданий должны применяться уже имеющиеся знания из вузовского курса методики, а также эти задания должны способствовать расширению методических умений. Задания должны быть связаны с реальными учебными ситуациями, которые могут возникнуть на уроке математики (например, при решении задач, объяснении нового материала).
  5. Связь с жизнью, другими науками, различными отраслями производства, что позволяет расширить кругозор, учесть интересы студентов и их субъектный опыт, а также создать условия для творчества.
  6. Вариативность заданий. Связано с возможностью выбора темы и способов выполнения заданий, что повышает мотивацию студентов и учитывает их интересы.
  7. Практикоориентированность. Связано с отбором содержания заданий и технологий их выполнения, исходя из практических профессионально-педагогических задач, необходимость решения которых вытекает из особенностей преподавания стереометрии в современной школе.

Приведем примеры методических заданий:

I. Проведите анализ школьных учебников по геометрии на наличие в них компетентностных задач по теме «Стереометрия» и заполните таблицу:

Компетентностная задача (№, стр.)

источник

Основываясь на данных о прошлой деятельности предприятия, финансовый анализ направлен на снижение неопределенности относительно его будущего состояния.

Результаты анализа финансового состояния предприятия имеет первостепенное значение для широкого круга пользователей, как внутренних, так и внешних по отношению к предприятию — менеджеров, партнеров, инвесторов и кредиторов.

  • Для внутренних пользователей, к которым в первую очередь относятся руководители предприятия, результаты финансового анализа необходимы для оценки деятельности предприятия и подготовки решений о корректировке финансовой политики предприятия.
  • Для внешних пользователей — партнеров, инвесторов и кредиторов — информация о предприятии необходима для принятия решений о реализации конкретных планов в отношении данного предприятия (приобретение, инвестирование, заключение длительных контрактов).

Внешний финансовый анализ ориентирован на открытую финансовую информацию предприятия и предполагает использование типовых (стандартизированных) методик. При этом, как правило, используется ограниченное количество базовых показателей.

При выполнении анализа основной акцент делается на сравнительные методы, так как пользователи внешнего финансового анализа чаще всего находятся в состоянии выбора — с каким из исследуемых предприятий устанавливать или продолжать взаимоотношения и в какой форме это наиболее целесообразно делать.

Внутренний финансовый анализ отличается большей требовательностью к исходной информации. В большинстве случаев для него не достаточно информации, содержащейся в стандартных бухгалтерских отчетах, и возникает необходимость использовать данные внутреннего управленческого учета.

В процессе анализа наибольший акцент делается на понимание причин происходящих изменений финансового состояния предприятия и поиск решений, направленных на улучшение этого состояния. При этом совершенно не важно, достигается ли поставленная цель путем использования стандартных или же оригинальных методик.

В отличие от внешнего, внутренний анализ не ограничивается рассмотрением предприятия в целом, а практически всегда спускается до анализа отдельных подразделений и направлений деятельности предприятия, а также видов продукции.

В следующей таблице представлено сравнение двух подходов к финансовому анализу.

Внешний анализ Внутренний анализ
Цель Оценка финансового состояния (проблема выбора) Улучшение финансового состояния
Исходные данные Открытая (стандартная) бухгалтерская отчетность Любая информация, необходимая для решения поставленной задачи
Методика Стандартная Любая, соответствующая решению поставленной задачи
Акцент Сравнение с другими предприятиями Выявление причинно-следственных связей
Объект исследования Предприятие в целом Предприятие, его структурные подразделения, направления деятельности, виды продукции

С помощью финансового анализа последовательно решаются следующие задачи:

  1. Определение финансового состояния предприятия на текущий момент.
  2. Выявление тенденций и закономерностей в развитии предприятия за исследуемый период.
  3. Определение факторов, отрицательно влияющих на финансовое состояние предприятия.
  4. Выявление резервов, которые предприятие может использовать для улучшения своего финансового состояния.
  5. Выработка рекомендаций, направленных на улучшение финансового состояния предприятия.

Основными направлениями финансового анализа являются:

  1. Анализ структуры баланса.
  2. Анализ прибыльности деятельности предприятия и структуры производственных затрат.
  3. Анализ платежеспособности (ликвидности) и финансовой устойчивости предприятия.
  4. Анализ оборачиваемости капитала.
  5. Анализ рентабельности капитала.
  6. Анализ производительности труда.

Существуют следующие методы финансового анализа:

  • Горизонтальный (ретроспективный, продольный, временной) анализ.
    Предполагает сравнение финансовых показателей с предыдущими периодами времени с целью определения тенденций в развитии предприятия.
  • Вертикальный (глубинный, структурный) анализ.
    Предполагает определение структуры основных финансовых показателей с целью более подробного их изучения.
  • Факторный анализ.
    Предполагает оценку влияния отдельных факторов на итоговые финансовые показатели с целью определения причин, вызывающих изменения их значений. При этом может использоваться метод цепных подстановок (элиминирования).
    Данный метод анализа используется, как правило, при проведении внутреннего финансового анализа.
  • Сравнительный анализ.
    Предполагает сопоставление финансовых показателей исследуемого предприятия со среднеотраслевыми значениями или аналогичными показателями родственных предприятий и конкурентов.К сожалению, в России на сегодняшний день отсутствует необходимая статистическая база. Поэтому в некоторых случаях возможно использование аналогичных западных справочников, наиболее известными из которых являются бюллетени агентств Dun & Bradstreet и Robert Morris Associates.
    Данный вид анализа используется, как правило, при проведении внешнего финансового анализа.

Основными источниками информации для финансового анализа являются данные бухгалтерского и управленческого учета:

  1. Данные об имуществе предприятия (активах) и источниках его образования (пассивах) на начало и конец исследуемого периода в виде аналитического баланса.
  2. Данные о результатах деятельности предприятия за исследуемый период в виде аналитического отчета о прибылях и убытках.

О том, как строятся аналитические отчеты, будет сказано ниже.

Какая дополнительная информация используется при проведении финансового анализа?

При проведении финансового анализа для более точной интерпретации исходных данных дополнительно может потребоваться следующая информация:

  • Сведения об учетной политике предприятия.
  • Сумма начисленного износа основных средств и нематериальных активов.
  • Среднесписочная численность персонала и фонд заработной платы предприятия.
  • Доля просроченной дебиторской и кредиторской задолженности.
  • Доля бартерных (товарных) расчетов в выручке от реализации.

Традиционно и в особенности при проведении внешнего анализа в качестве исходной информации используется стандартный бухгалтерский баланс (форма № 1). Однако это не является обязательным условием и, например, в случае недоверия к внешней отчетности предприятия, для этой цели может быть использован любой другой документ управленческого учета.

В любом случае данные должны соответствовать следующим требованиям:

  • Подготовка данных должна вестись на регулярной основе и по единой методике.
  • Данные об имуществе и источниках должны быть сбалансированы между собой.
  • Активы должны быть структурированы по их экономической природе (по принципу отнесения стоимости на производимую продукцию, срокам использования и степени ликвидности).
  • Данные об источниках финансирования должны быть должны быть разделены по принципу собственности и срокам привлечения.

Всем перечисленным выше требованиям отвечает аналитический баланс.

Одним из способов построения этого документа является преобразование (укрупнение или разукрупнение) и уточнение стандартного бухгалтерского баланса.

Ниже перечислен ряд процедур, которые при этом необходимо провести:

  • Уменьшить уставный капитал предприятия на величину неоплаченного капитала (задолженности учредителей).
  • Проставить реальную стоимость внеоборотных активов.
  • Скорректировать стоимость оборотных активов (запасы, дебиторская задолженность, свободные денежные средства) и обязательств (кредиторская задолженность, кредиты) на суммы, по какой-либо причине не попавшие в бухгалтерский баланс.
  • Скорректировать возникшую разницу меджду стоимостью активов и пассивов удобнее всего через специально созданную статью аналитического баланса «Накопленный капитал». Эта аналитическая статья объединяет в себе все виды нераспределенной прибыли, резервов, образованных за счет прибыли, фондов накопления и потребления и других подобных статей баланса. Она показывает, что фактически заработало предприятие за всю историю своего существования (для приватизированных предприятий — с момента акционирования).

Таблица 2. Примерная структура аналитического баланса

Активы Акт Пассивы Пасс
Внеоборотные активы ВнеобАкт Собственный капитал СобКап
Нематериальные активы НематАкт Уставный капитал УстКап
Основные средства ОснСр Добавочный капитал ДобКап
Незавершенное капитальное НезавКап Целевое финансирование ЦелФин
Долгоосрочные финансовые вложения ДолгФин Накопленный капитал НакоплКап
Прочие внеоборотные активы ПрВнеобАкт Долгосрочные кредиты ДолгКред
Оборотные активы ОборАкт Краткосрочные обязательства КраткОбяз
Авансы выданные АвВыдан Краткосрочные кредиты КраткКред
Запасы сырья и материалов ЗапМат Авансы полученные АвПолуч
Незавершенное производство НезавПр Задолженность поставщикам ЗадолжПостав
Готовая продукция ГотПрод Задолженность по налогам и отчислениям ЗадолжНалог
Задолженность покупателей ЗадолжПокуп Задолженность по заработной плате ЗадолжЗарПл
Краткосрочные финансовые вложения КраткФин Прочие краткосрочные обязательства ПрКрОбяз
Денежные средства ДенСред
Прочие оборотные активы ПрОборАкт

Во втором столбце активов и пассивов баланса приводятся условные обозначения соответствующих позиций, используемые в дальнейшем в расчетных формулах и примерах.

В качестве основы для построения аналитического отчета о прибылях и убытках можно использовать бухгалтерский отчет о прибылях и убытках (форма № 2).

При этом необходимо выполнить следующие процедуры:

  • Скорректировать выручку от реализации на суммы реализации, по каким-либо причинам не попавшим в бухгалтерский отчет.
  • Скорректировать затраты на реализованную продукцию на суммы затрат, по каким-либо причинам не попавшим в бухгалтерский отчет или же по налоговому законодательству относимые на погашение за счет прибыли.
  • Разделить затраты на реализованную продукцию на переменные и постоянные составляющие по степени их зависимости от изменения объемов производства и реализации.
  • В составе постоянных затрат выделить отдельными позициями статьи «Амортизационные отчисления» и «Проценты за кредиты».
  • Налоги, исчисляемые до налогообложения прибыли, выделить из прочих операционных затрат и включить в состав затрат на реализованную продукцию.
  • Выделить отдельными позициями доходы и расходы, связанные с реализацией внеоборотных активов и прочего имущества предприятия и ценных бумаг, а также курсовые разницы.

Главными требованиями, предъявляемым к аналитическому отчета о прибыли и убытках, являются:

  • Регулярность построения.
  • Использования единой методики при формировании отчетов за разные периоды.
  • Обеспечение возможности проведения анализа безубыточности.

Таблица 3. Примерная структура аналитического отчета о прибыли и убытках

Выручка от реализации (за вычетом НДС и акцизов) ВырРеал
Переменные затраты ПерЗатр
Маржинальная прибыль МаржПриб
Постоянные затраты
в том числе:
ПостЗатр
Амортизационные отчисления АмОтч
Проценты за кредиты ПроцКр
Прочие постоянные затраты ПрПостЗатр
Прибыль от основной деятельности ПрибОснДеят
Прибыль (убытки) от прочей реализации ПрибПрРеал
Прибыль (убытки) от операций с ценными бумагами ПрибЦенБум
Прочие прибыли (убытки) ПрПриб
Прибыль до вычета налога ПрибДоНал
Налог на прибыль НалПрибн
Чистая прибыль ЧистПриб
Дивиденды (использование прибыли) Дивид (ИспПриб)
Нераспределенная прибыль НераспПриб

Показатели финансового состояния предприятия разделяются на две категории: объемные и относительные. Последние называются финансовыми коэффициентами или финансовыми отношениями (financial ratios).

Различные показатели находятся в связи друг с другом и отражают взгляд только с одной из нескольких возможных точек зрения на предприятие. Поэтому говорят о системе финансовых показателей.

Среди объемных показателей деятельности предприятия используются:

  1. Валюта баланса.
  2. Собственный или оплаченный уставный капитал предприятия.
  3. Чистые активы предприятия.
  4. Объем продаж (выручка от реализации) за период.
  5. Объем прибыли за период.
  6. Денежный поток за период.
  7. Структура денежного потока по видам деятельности.

Финансовые коэффициенты разделяются на несколько групп:

  • Показатели платежеспособности (ликвидности).
  • Показатели прибыльности*.
  • Показатели оборачиваемости.
  • Показатели финансовой устойчивости.
  • Показатели рентабельности*.
  • Показатели эффективности труда.

* Показатели прибыльности и рентабельности рассматриваются по отдельности. Это связано с тем, что в первом случае анализируется эффективность текущей (основной) деятельности предприятия, то есть сопоставляются доходы и затраты, связанные с их получением. Во втором случае речь идет об эффективности использования капитала (активов) в целом.

Для получения целостной оценки предприятия различные объемные показатели и финансовые коэффициенты объединяются (с учетом веса и значимости каждого из них) в комплексные (составные) показатели финансового состояния.

источник