Меню Рубрики

Какой анализ изучает деятельность отдельных предприятий

Виды анализа хозяйственной деятельности. Раскрытию содержания анализа способствует его структу­ризация и классификация

Раскрытию содержания анализа способствует его структу­ризация и классификация.

1. По времени проведения и характеру принимаемых решенийможно выделить предварительный, оперативный, итоговый и перспективный анализ.

Предварительный анализ – это анализ, который предшест­вует совершению хозяйственных процессов. На основе оценки достигнутого уровня производства продукции, эффективности использования ресурсов в прошлом и степени обеспеченности ими на будущее прогнозируется выполнение показателей на ко­нец отчетного периода.

Оперативный анализ – это такой анализ, когда по данным повседневного учета и контроля за ходом работы предприятия немедленно фиксируются нарушения в организации производст­ва и одновременно устанавливаются причины нарушений. Этот анализ позволяет достаточно активно вмешиваться в ход произ­водства, влиять на его результаты, а не только делать выводы на будущее.

Итоговый анализ – это анализ, который обеспечивает оцен­ку результатов деятельности предприятия за изучаемый период времени. На основании объективной оценки работы предприятия принимаются решения по выявлению резервов и экономическому стимулированию персонала организации. Итоговой анализ явля­ется базой для перспективного анализа, выявляющего основные тенденции развитии предприятия.

2. По направлениям исследования различают анализ ситуа­ционный, финансово-экономический, производственно-хозяйственный, организационно-управленческий, кадрового по­тенциала и др.

3. По изучаемым объектам разные виды анализа могут быть объединены в следующие группы: анализ рабочего места и бри­гады, анализ видов продукции, анализ функциональных служб и отделов предприятия, анализ финансово-хозяйственной деятель­ности предприятия и др.

Ситуационный анализ – это анализ, предназначенный для определения ситуации, в которой находится предприятие, то есть для установления места, которое оно занимает на рынке продук­ции и услуг, основных факторов, воздействующих на функцио­нирование организации, а также ее укрупненных характеристик в целом. Данные, полученные в ходе ситуационного анализа, опре­деляют весь ход дальнейшей аналитической процедуры — цель, направления, порядок и глубину исследований, которые следует проводить в первую очередь, а также сроки, стоимость работ и состав исполнителей. Результаты ситуационного анализа являют­ся основными исходными данными для разработки стратегии развития предприятия

Финансово-экономический анализ раскрывает содержание финансовых показателей в их связи с производственными. В ходе финансово-экономического анализа оценивают результаты и эффективность деятельности предприятия по основным обобщаю­щим показателям – объему производимой продукции, себестои­мости, прибыли и т.д.

Однако характер и содержание финансово-экономического анализа не позволяют выделить и тем более измерить влияние технических, организационных, демографических и психологи­ческих факторов производства

Производственно-хозяйственный анализ – это анализ, по­зволяющий оценить уровень эффективности использования производственных ресурсов, выявить эффективность основной производственной деятельности, на которую ориентирована ор­ганизация. Этот анализ хотя и связан непосредственно с эконо­мическими показателями деятельности предприятия, касается и технических вопросов производства: повышения надежности ра­боты основных фондов, снижения материальных затрат на произ­водство продукции, совершенствования технологии производства и др.

Организационно-управленческий анализ позволяет оценить текущее состояние системы управления предприятия. По его ре­зультатам делают общие выводы об организационно- управленческом потенциале предприятия и разрабатываются конкретные рекомендации по решению выявленных в ходе ана­лиза проблем

Анализ кадрового потенциала ориентирован на оценку за­трат времени работников предприятия, соответствия профессио­нальных и квалификационных параметров работников по содер­жанию и степени сложности выполняемой ими работы, состояния социально-психологического климата в коллективе. На основании анализа принимаются решения о планировании кадрового резерва или перемещении персонала, о качестве работы персона­ла и методах воздействия на него.

4. По кругу изучаемых вопросов анализ может быть ком­плексный (полный) или тематический (целевой).

Комплексный анализ – это такой анализ, который проводит­ся по всему кругу вопросов: имущественное положение предпри­ятия и его активов; объем, качество и структура продукции; обеспеченность ресурсами, их состояние и использование; затра­ты на все виды деятельности; финансовые результаты и рентабельность производства; потенциал предприятия и диагностика его развития.

Тематический анализ проводится для изучения отдельных сторон деятельности предприятия, представляющих в определен­ный момент наибольший интерес, например, при снижении уров­ня какого-либо показателя требуется изучить относительно узкий комплекс вопросов, от которых зависит повышение эффективно­сти деятельности предприятия. К проведению такого тематиче­ского (целевого) анализа привлекаются специалисты различных служб предприятия.

5. По периодичности проведения и охвату изучаемых явленийанализ делится на систематический, периодичность которого определяется его повторяемостью, и единовременный (сплошной или выборочный).

Систематическим анализом можно считать анализ, прово­димый по данным отчетности и оперативным сводкам. Перио­дичность его зависит от того, за какой срок подводятся итоги деятельности предприятия или его структурного подразделения.

В некоторых случаях, когда информация об интересующем объекте анализа систематически не обобщается и получение ее затруднено, анализ может проводиться единовременно. В зави­симости от содержания собранной информации единовременный анализ может быть сплошным или выборочным.

6. По методике проведенияанализ подразделяется на срав­нительный и факторный.

Сравнительный анализ отличается от других видов анализа тем, что при изучении и оценке деятельности анализируемого объекта проводится сопоставление его текущих показателей с данными прошлых лет, а также с показателями аналогичных объ­ектов, нормативными показателями, среднеотраслевыми показа­телями, показателями, достигнутыми предприятиями- конкурентами и т.п.

Факторный анализ направлен на выявление величины влия­ния факторов на прирост и уровень результативных показателей деятельности предприятия. Такой анализ предполагает: качест­венное изучение объектов и обусловливающих их изменения причин; моделирование связей между большим числом отобран­ных факторов и результативными показателями; построение моделей; интерпретацию полученных результатов. Глубокий фак­торный анализ невозможен без использования специальных эко­номико-математических методов и специальных компьютерных аналитических пакетов

7. По пространственному признаку можно выделить анализ внутрихозяйственный и межхозяйственный

Внутрихозяйственный анализ изучает деятельность только исследуемого предприятия и его структурных подразделений

При межхозяйственном анализе сравниваются результаты деятельности двух или более предприятий. Это позволяет выявить передовой опыт, достигнутый прогрессивными предпри­ятиями, резервы, недостатки производства и на основе этого дать более объективную оценку эффективности деятельности анали­зируемого предприятия.

8. По субъектам (пользователям анализа) различают внут­ренний и внешний анализ.

Внутренний анализ осуществляется непосредственно на предприятии для нужд оперативного, краткосрочного и долго­срочного управления производственной, коммерческой и финан­совой деятельностью.

Внешний анализ проводится на основании финансовой и статистической отчетности органами хозяйственного управления, банками, финансовыми органами, акционерами, инвесторами.

9. По методике изучения объектов различают качествен­ный, количественный анализ, экспресс-анализ, фундаментальный анализ, маржинальный анализ, экономико-математический и т.д.

Качественный анализ – это способ исследования, основан­ный на качественных сравнительных характеристиках и эксперт­ных оценках.

Количественный (факторный) анализ – основан на количе­ственных сопоставлениях и исследовании степени чувствитель­ности экономических явлений к изменению различных факторов.

Экспресс-анализ – представляет собой способ диагностики состояния экономики предприятия на основе типичных призна­ков, характерных для определенных экономических явлений.

Фундаментальный анализ – представляет собой углублен­ное комплексное исследование сущности изучаемых явлений с использованием математического аппарата и другого сложного инструмента.

Маржинальный анализ – это метод оценки и обоснования эффективности управленческих явлений в бизнесе на основании причинно-следственной взаимосвязи объема продаж, себестои­мости и прибыли и деления затрат на постоянные и переменные.

С помощью экономико-математического анализа выбира­ется наиболее оптимальный вариант решения экономической за­дачи, выявляются резервы повышения эффективности производ­ства.

10. По функциональному признаку и той роли и задачам, кото­рую он выполняет, выделяют финансовый, управленческий, мар­кетинговый, инвестиционный, социально-экономический, эконо­мико-экологический, функционально-стоимостной, логистиче­ский и др. виды анализа.

Финансовый анализ – процесс познания сущности финансо­вого механизма функционирования субъектов хозяйствования.

Управленческий анализ – проводится с целью предоставле­ния руководству информации, необходимой для принятия опти­мальных управленческих решений и выработке стратегии и так­тики предприятия.

Технико-экономический анализ изучает взаимодействие эко­номических и технических процессов и устанавливает их влияние на экономические результаты деятельности предприятия.

Социально-экономический анализ – изучает взаимосвязь со­циальных и экономических процессов, их влияние друг на друга и на экономические результаты хозяйственной деятельности.

Экономико-экологический анализ – исследует взаимодейст­вие экологических и экономических процессов, связанных с со­хранением и улучшением окружающей среды и затратами на экологию.

Маркетинговый анализ – изучает внешнюю среду функцио­нирования предприятия, рынков сырья и сбыта готовой продук­ции, ее конкурентноспособности, спроса и предложения, коммер­ческого риска, формирования ценовой политики, разработки так­тики и стратегии маркетинговой деятельности.

Инвестиционный анализ – используется для разработки про­граммы и оценки эффективности инвестиционной деятельности субъектов хозяйствования.

Функционально-стоимостной анализ – исследует функции, выполняемые объектом и методы из реализации. Его основное назначение состоит в том, чтобы выявить ненужные функции объекта и предупредить лишние затраты.

Каждый из названных видов анализа финансово-хозяйственной деятельности своеобразен по содержанию, орга­низации и методике его проведения.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

источник

Термин «анализ» ведет свое происхождение из греческого языка, где слово «analysis» означает расчленение, раздробление какого-либо предмета или явления на отдельные элементы с целью детального изучения этого предмета или явления. Противоположным является понятие «синтез» (оно произошло от греческого слова «synthesis»). Синтез представляет собой объединение отдельных составных частей какого-либо предмета или явления в единое целое. Анализ и синтез представляют собой две взаимосвязанные стороны процесса изучения любых предметов и явлений.

Экономические науки, и в том числе экономический анализ, относятся к совокупности гуманитарных наук, и объектом их исследований служат экономические процессы и явления.

Экономический анализ входит в группу взаимосвязанных конкретных экономических дисциплин, куда, кроме него, входят бухгалтерский учет, контроль, статистика, аудит, микро- и макроэкономика, финансы и кредит и другие науки. Они изучают хозяйственную деятельность организаций, но каждая под определенным, характерным только для нее углом зрения. Поэтому каждая из этих наук имеет свой, самостоятельный предмет.

Экономический анализ (иначе — анализ хозяйственной деятельности) играет важную роль в повышении экономической эффективности деятельности организаций, в укреплении их финансового состояния. Он представляет собой экономическую науку, которая изучает экономику организаций, их деятельность с точки зрения оценки их работы по выполнению бизнес-планов, оценки их имущественно-финансового состояния и с целью выявления неиспользованных резервов повышения эффективности деятельности организаций.

Предметом экономического анализа является имущественно-финансовое состояние и текущая хозяйственная деятельность организаций, изучаемая с точки зрения ее соответствия заданиям бизнес-планов и с целью выявления неиспользованных резервов повышения эффективности работы организации.

Содержание экономического анализа — это всестороннее и детальное изучение на основе всех имеющихся источников информации различных аспектов функционирования данной организации, направленное на улучшение её работы путем разработки и внедрения оптимальных управленческих решений, отражающих резервы, выявленные в процессе проведения анализа и пути использования этих резервов.

Экономический анализ подразделяется на внутренний и внешний в зависимости от субъектов анализа, то есть от тех органов, которые его проводят. Наиболее полным и всесторонним является внутренний анализ, проводимый функциональными отделами и службами данной организации. Внешний же анализ, проводимый налоговыми органами, банками, дебиторами и кредиторами и другими организациями, как правило, ограничивается установлением степени устойчивости финансового состояния анализируемой организации, ее платежеспособности и ликвидности как на отчетные даты, так и в перспективе.

Объектами экономического анализа являются имущественно-финансовое положение организации, ее производственная, снабженческо-сбытовая, финансовая деятельность, работа отдельных структурных подразделений организации (цехов, производственных участков, бригад).

Экономический анализ как наука, как отрасль экономических знаний, наконец, как учебная дисциплина тесно взаимосвязана с другими конкретными экономическими науками.

Смеха №1. Взаимосвязь экономического анаиза с различными экономическими науками

Экономический анализ представляет собой комплексную науку, использующую наряду с собственным, также аппарат, свойственный ряду других экономических наук. Экономический анализ так же, как и другие экономические науки, изучает экономику отдельных объектов, но под свойственным только ему углом зрения. Он дает оценку состояния экономики данного объекта, а также его текущей хозяйственной деятельности.

  • Научность. Анализ должен соответствовать требованиям экономических законов, использовать достижения науки и техники.
  • Системный подход. Экономический анализ необходимо проводить с учетом всех закономерностей развивающейся системы, то есть изучать явления в их взаимосвязи и взаимозависимости.
  • Комплексность. При исследовании необходимо учитывать влияние на хозяйственную деятельность предприятия множества факторов.
  • Исследование в динамике. В процессе анализа все явления должны рассматриваться в их развитии, что позволяет не только понять их, но и выяснить причины изменений.
  • Выделение основной цели. Важным моментом в анализе является постановка задачи исследования и выявление наиболее важных причин, сдерживающих производство или мешающих достижению цели.
  • Конкретность и практическая полезность. Результаты анализа обязательно должны иметь числовое выражение, а причины изменения показателей должны быть конкретными, с указанием мест их возникновения и путей устранения.
Читайте также:  Хочу забеременеть какие анализы нужно сдавать

Слово «метод» пришло в наш язык из греческого языка. В переводе оно означает «путь к чему-либо». Следовательно, метод представляет собой как бы способ достижения поставленной цели. Применительно к любой науке метод — это способ изучения предмета этой науки. Методы любых наук в своей основе имеют диалектический подход к изучению рассматриваемых ими предметов и явлений. Не является здесь исключением и экономический анализ.

Диалектический подход означает, что все имеющие место в природе и обществе процессы, явления следует рассматривать в их постоянном развитии, взаимосвязи и взаимозависимости. Так экономический анализ изучает показатели, характеризующие деятельность каких-либо организаций, в сравнении их за несколько отчетных периодов (в динамике), а также в их изменении. Далее. Различные стороны деятельности организации экономический анализ рассматривает в единстве и взаимной связи, как элементы единого процесса. Так, например, объем продаж продукции зависит от её выпуска, а выполнение планового задания по прибыли — в основном от

Метод экономического анализа обусловлен его предметом и стоящими перед ним задачами.

Способы и приемы, используемые в анализе хозяйственной деятельности, подразделяются на традиционные, статистические и экономико-математические. Они подробно рассматриваются в соответствующих разделах сайта.

Для того, чтобы практически осуществить использование метода экономического анализа, разработаны определенные методики. Они представляют собой набор способов и приемов, применяемых для оптимального решения аналитических задач.

Используемые в экономическом анализе методики на отдельных этапах проведения аналитических работ предусматривают применение различных приемов и способов.

Узловым моментом метода экономического анализа является исчисление влияния отдельных факторов на экономические показатели. Взаимосвязь экономических явлений представляет собой совместное изменение двух или большего числа этих явлений. Существуют различные формы взаимосвязей экономических явлений. Наиболее значимой среди них является причинная взаимосвязь. Её сущность заключается в том, что изменение одного экономического явления вызывается изменением другого экономического явления. Подобная взаимосвязь носит название детерминистской, иначе — причинно-следственной взаимосвязи. Если два экономических явления связаны такой взаимосвязью, то экономическое явление, изменение которого вызывает изменение другого, называется причиной, а то явление, которое изменяется под влиянием первого, называется следствием.

В экономическом анализе те признаки, которые характеризуют причину, носят название факторных, независимых. Те же признаки, которые, характеризуют следствие, принято называть результатными, зависимыми.

Итак, в данном параграфе мы рассмотрели понятие метода экономического анализа, а также важнейшие методы (способы, приемы), используемые при проведении анализа деятельности организации. Более подробно эти методы и порядок их использования мы рассмотрим в специальных разделах сайта.

Наиболее полным и глубоким является внутренний (внутрихозяйственный) анализ, проводимый, как правило, функциональными отделами и службами данной организации. Поэтому перед внутренним анализом стоят гораздо более многочисленные задачи, чем перед внешним анализом.

  1. проверка обоснованности заданий бизнес-планов и различных нормативов;
  2. определение степени выполнения заданий бизнес-планов и соблюдения установленных нормативов;
  3. расчет влияния отдельных факторов на величину отклонения фактических величин экономических показателей от базисных
  4. изыскание внутрихозяйственных резервов дальнейшего повышения эффективности деятельности организации и путей мобилизации, то есть использования этих резервов;

Из перечисленных задач внутреннего экономического анализа главной задачей является выявление резервов в данной организации.

Перед внешним же анализом стоит, по-существу, лишь одна задача — оценка степени платежеспособности и ликвидности организации как на определенную отчетную дату, так и в перспективе.

Результаты проведенного анализа являются основой для разработки и внедрения оптимальных управленческих решений, способствующих повышению эффективности деятельности организаций.

В процессе проведения экономического анализа используются методы индукции и дедукции.

Метод индукции (от частного к общему) предполагает, что исследование хозяйственных явлений начинается с отдельных фактов, ситуаций и переходит к изучению хозяйственного процесса в целом. Метод же дедукции (от общего к частному) характеризуется, наоборот, переходом от общих показателей к частным, в частности к анализу влияния отдельных факторов на обобщающие экономические показатели.

Важнейшим при проведении экономического анализа является, конечно же, метод дедукции, поскольку последовательность проведения анализа как правило предполагает переход от целого к составляющим его элементам, от синтетических, обобщающих показателей деятельности организации к аналитическим, факторным показателям.

Когда проводится экономический анализ, все стороны деятельности организации, все процессы, составляющие производственно-коммерческий цикл организации, исследуются в их взаимосвязи, взаимозависимости и взаимообусловленности. Такое исследование представляет собой узловой момент проведения анализа. Оно носит название факторного анализа.

После окончания анализа его результаты должны быть определенным образом оформлены. Для этих целей используются пояснительные записки к годовым отчетам, а также справки либо заключения по результатам проведенного анализа.

Пояснительные записки предназначаются для внешних пользователей аналитической информации. Рассмотрим, каким должно быть содержание этих записок.

В них должен быть отражен уровень развития организации, условия, в которых протекает ее деятельность, должна быть охарактеризована конкурентоспособность продукции, политика цен на нее, данные о рынках сбыта продукции, и др. Следует также привести сведения о том, на какой стадии жизненного цикла находится каждый вид товаров на рынке. (К ним относятся стадии внедрения, роста и развития, зрелости, насыщения и спада). Кроме того, необходимо привести сведения о конкурентах данной организации.

Затем должны быть представлены за несколько периодов данные об основных экономических показателях.

Должны быть указаны те факторы, которые оказали влияние на дятельность организации и ее результаты. следует также приводить те мероприятия, которые намечены с целью устранения недостатков в деятельности организации, а также для повышения эффективности этой деятельности.

Справки, а также заключения по результатам проведенного экономического анализа могут иметь более детальное содержание по сравнению с пояснительными записками. Как правило, справки и заключения не содержат обобщенных характеристик организации и условий её функционирования. Основой упор здесь делается на описании резервов и путей их использования.

Результаты проведенного могут быть оформлены также и в бестекстовой форме. В этом случае в аналитических документах имеется лишь набор аналитических таблиц и отсутствует какой-либо текст, характеризующий хозяйственную деятельность организации. Эта форма оформления результатов проведенного экономического анализа в настоящее время применяется все шире.

Кроме рассмотренных форм оформления результатов анализа, применятся также внесение важнейших из них в определенные разделы экономического паспорта организации.

Таковы основные формы обобщения и оформления результатов проведенного экономического анализа. Следует иметь в виду, что изложение материала в пояснительных записках, а также в других аналитических документах должно быть ясным, простым и кратким, а также должно быть увязано с аналитическими таблицами.

Экономический анализ может быть подразделен на различные виды в соответствии с определенными признаками.

Прежде всего экономический анализ принято подразделять на два основных вида — финансовый анализ и управленческий анализ — в зависимости от содержания анализа, выполняемых им функций и задач, стоящих перед ним.

Финансовый анализ, в свою очередь может быть подразделен на внешний и внутренний. Первый проводится налоговыми органами, банками, статистическими органами, вышестоящими организациями, поставщиками, покупателями, инвесторами, акционерами, аудиторскими фирмами и др. Основной задачей внешнего финансового анализа является оценка финансового состояния организации, ее платежеспособности и ликвидности. Проводится при самой организации силами ее бухгалтерии, финансового отдела, планового отдела, других функциональных служб. Внутренний финансовый анализ решает гораздо больший спектр задач по сравнению с внешним. Внутренний анализ изучает эффективность использования собственного и заемного капитала, исследует показатели прибыли, рентабельности, выявляет резервы роста последних и укрепления финансового состояния организации. Внутренний финансовый анализ, таким образом, направлен на разработку и внедрение оптимальных управленческих решений, способствующих улучшению финансовых показателей деятельности данной организации.

Управленческий анализ, в отличие от финансового, носит внутренний характер. Его проводят службы и отделы данной организации. Он изучает вопросы, связанные с организационно-техническим уровнем и другими условиями производства, с использованием отдельных видов производственных ресурсов (трудовых ресурсов, основных фондов, материалов), анализирует объем выпуска продукции, ее себестоимость.

В зависимости от содержания, функций и задач анализа, выделяют также следующие виды анализа: социально-экономический, экономико-статистический, экономико-экологический, маркетинговый, инвестиционный, функционально-стоимостной (ФСА) и др.

Социально-экономический анализ рассматривает взаимосвязь и взаимообусловленность между социальными и экономическими явлениями.

Экономико-статистический анализ используется в целях исследования массовых общественно-экономических явлений. Экономико-экологический анализ изучает взаимосвязь и взаимодействие между состоянием экологии и экономическими явлениями.

Маркетинговый анализ имеет своей целью изучение рынков сырья и материалов, а также рынков сбыта готовой продукции, соотношения спроса и предложения, на эту продукцию, конкурентоспособность продукции данной организации, уровня цен на продукцию, и др.

Инвестиционный анализ направлен на выбор наиболее эффективных вариантов инвестиционной деятельности организаций.

Функционально-стоимостной анализ (ФСА) представляет собой метод системного исследования функций какого-либо изделия, либо какого-либо производственно-хозяйственного процесса, либо определенного уровня управления. Этот метод имеет своей целью минимизацию затрат на проектирование, освоение производства, продажу изделий, а также на промышленное и бытовое потребление этих изделий при условиях их высокого качества, максимальной полезности (в том числе долговечности).

В зависимости от аспектов исследования различают два основных вида (направления) анализа хозяйственной деятельности:

  • финансово-экономический анализ;
  • технико-экономический анализ.

Первый вид анализа изучает влияние экономических факторов на выполнение бизнес-планов по финансовым показателям.

Технико-экономический анализ исследует влияние на экономические показатели факторов техники, технологии и организации производства.

В зависимости от полноты охвата деятельности организации можно выделить два вида анализа хозяйственной деятельности: полный (комплексный) и тематический (частичный) анализ. Первый вид анализа охватывает все стороны финансово-хозяйственной деятельности организации. Тематический анализ изучает эффективность отдельных сторон деятельности организации, Экономический анализ может подразделяться также по объектам изучения. Микроэкономический и макроэкономический анализ. Микроэкономический анализ изучает деятельность отдельных хозяйственных единиц. Его можно подразделить на три основных вида: внутрецеховый, цеховый и заводской анализ.

Макроэкономический он может быть отраслевым, то есть изучать функционирование определенной отрасли экономики или отрасли промышленности, территориальным, который анализирует экономику отдельных регионов, и, наконец, межотраслевым, исследующим функционирование экономики в целом.

Отдельным признаком классификации видов экономического анализа является подразделение последнего по субъектам анализа. Под ними понимают те органы и лица, которые проводят анализ.

Субъекты экономического анализа могут быть разделены на две группы.

  1. Непосредственно заинтересованные в деятельности организации. К этой группе могут быть причислены собственники средств организации, налоговые органы, банки, поставщики, покупатели, руководство организации, отдельные функциональные службы анализируемой организации.
  2. Опосредованно заинтересованные в деятельности организации субъекты анализа. Сюда относятся юридические организации, аудиторские фирмы, консультационные фирмы, профсоюзные органы, и др.

В зависимости от времени проведения анализа (иначе говоря, от периодичности его осуществления) различают: предварительный, оперативный, итоговый и перспективный анализ.

Предварительный анализ позволяет дать оценку состояния данного объекта при разработке бизнес-плана. Например, оценивается производственная мощность организации, в состоянии ли она обеспечить планируемый объем изготовления продукции.

Оперативный (иначе текущий) анализ проводится повседневно, непосредственно в ходе текущей деятельности организации.

Итоговый (последующий, или ретроспективный) анализ изучает эффективность хозяйственной деятельности организаций за уже истекший период.

Перспективный анализ применяется для определения ожидаемых результатов в предстоящем периоде.

Читайте также:  Хочу стать мамой какие анализы сдать

Перспективный анализ имеет решающие значение для обеспечения успешной деятельности организации в будущем. Этот вид анализа изучает возможные варианты развития организации и намечает пути достижения оптимальных результатов.

В зависимости от используемой методики исследования объектов в экономической литературе принято подразделять анализ хозяйственной деятельности на следующие виды: количественный, качественный, экспресс-анализ, фундаментальный, маржинальный, экономико-математический.

Количественный (иначе факторный) анализ имеет в своей основе количественные сопоставления, измерение, сравнение показателей и изучение влияния отдельных факторов на экономические показатели.

Качественный анализ использует качественные сравнительные оценки, характеристики, а также экспертные оценки анализируемых экономических явлений.

Экспресс-анализ — это способ оценки экономико-финансового состояния организации на базе определенных признаков, выражающих те или иные экономические явления. Фундаментальный анализ основывается на комплексном, детальном изучении экономических явлений, как правило, на основе применения экономико-статистических и экономико-математических методов исследования.

Маржинальный анализ исследует пути оптимизации величины прибыли, получаемой в результате продаж продукции, работ, услуг. Экономико-математический анализ базируется на использовании сложного математического аппарата, с помощью которого устанавливается оптимальный вариант решения какой-либо экономико-математической модели.

По своему характеру экономический анализ можно подразделить на два следующие: динамический и статический. Первый вид анализа основывается на исследовании экономических показателей, взятых в их динамике, то есть в процессе их изменения, развития с течением времени, за несколько отчетных периодов. В процессе динамического анализа определяются и анализируются показатели абсолютного прироста, темпа роста, темпа прироста, абсолютного значения одного процента прироста, а также осуществляется построение динамических рядов и их анализ. Статический же анализ предполагает, что изучаемые экономические показатели являются статичными, то есть неизменными.

По пространственному признаку экономический анализ может быть подразделен на следующие два вида: внутренний (внутрихозяйственный) и межхозяйственный (сравнительный). Первый изучает деятельность данной организации и её структурных подразделений. При втором виде осуществляется сравнение экономических показателей двух и более организаций (анализируемой организации с другими).

По методам изучения объекта анализа он делится на следующие виды: комплексный, системный анализ, сплошной анализ, выборочный анализ, корреляционный анализ, регрессионный анализ, и др. Важнейшее значение имеет комплексный итоговый анализ деятельности организаций, всесторонне изучающий их работу за отчетный период; результаты этого анализа используются для прогнозирования как на краткосрочную, так и на долгосрочную перспективу.

Оперативный экономический анализ применяется на всех уровнях управления. Доля оперативного анализа в принятии оптимальных управленческих решений возрастает с приближением к отдельным организациям и их структурным подразделениям.

Важнейшей чертой оперативного анализа является то, что он максимально близок по времени к осуществлению отдельных фаз производственно-коммерческого цикла данной организации. оперативный анализ своевременно устанавливает причины имеющихся недостатков и их виновников, вскрывает резервы и содействует их своевременному использованию.

Очень важную роль в разработке оптимальных управленческих решений играет итоговый, последующий анализ. Важнейшим источником информации для проведения такого анализа является отчетность организации.

Итоговый анализ дает уточненную оценку деятельности организации и ее результатов за определенный период, обеспечивает выявление обоснованных величин резервов повышения эффективности деятельности организации, изыскивает пути мобилизации, то есть использования этих резервов. Результаты итогового анализа, проведенного самой организацией, отражаются в пояснительной записке к годовому отчету.

Итоговый анализ является наиболее полным видом анализа хозяйственной деятельности организации.

источник

Различают макроэкономический анализ, который изучает экономические явления и процессы на уровне мировой и нацио­нальной экономики и ее отдельных отраслей, и микроэкономиче­ский анализ, который получил название анализ хозяйственной деятельности (АХД). АХД изучает процессы и явления на уровне отдельных субъектов хозяйствования. Основу АХД составляет экономический анализ.

Экономический анализ — это научный способ познания сущ­ности экономических явлений и процессов, основанный на рас­членении их на составные части и изучении их во всем многооб­разии связей и зависимостей.

Управляющая система состоит из следующих элементов: планирование —> учет и контроль —> анализ —> принятие управлен­ческих решений.

АХД является связующим звеном между учетом и приня­тием управленческих решений.

Экономический анализ можно рассматривать как деятель­ность по подготовке данных, необходимых для научного обосно­вания и оптимизации управленческих решений.

изучение характера действия экономических законов, ус­тановление закономерностей и тенденций экономических явле­ний и процессов в условиях конкретного предприятия;

научное обоснование текущих и перспективных планов;

контроль за выполнением планов и управленческих ре­шений, за экономным использованием ресурсов;

изучение влияния объективных и субъективных, внут­ренних и внешних факторов на результаты хозяйственной дея­тельности;

поиск резервов повышения эффективности функциони­рования предприятия на основе изучения передового опыта идостижений науки и практики;

оценка результатов деятельности предприятия по выпол­нению планов;

разработка рекомендаций по использованию выявленных резервов.

Анализ хозяйственной деятельности — это наука, представ­ляющая собой систему специальных знаний, связанных с иссле­дованием тенденций хозяйственного развития, научным обосно­ванием планов, управленческих решений, контроля за их выпол­нением, с оценкой достигнутых результатов, поиском, измерениеми обоснованием величины хозяйственных резервов повышения эффективности производства и с разработкой мероприятий по их использованию.

По признаку времени различают предварительный анализ (до совершения хозяйственных операций) и последующий анализ (после совершения хозяйственных операций). Последующий, т.е. ретроспективный, анализ используют для изучения тенденций развития предприятия, контроля за выполнением принятых пла­нов и диагностики состояния предприятия.

Ретроспективный анализ делится на оперативный и итого­вый. Оперативный анализ проводится сразу после совершения хозяйственных операций или изменения ситуации за короткие отрезки времени (смену, сутки, декаду). Итоговый анализ прово­дится за отчетный период (месяц, квартал, год). Итоговый и опе­ративный анализ взаимосвязаны и дополняют друг друга.

По функциональному признаку, по роли и задачам выделя­ют финансовый, управленческий, портфельный (маркетинговый) и другие виды анализа.

Важное место среди всех видов АХД занимает финансовый анализ, который может быть охарактеризован как процесс позна­ния сущности финансового механизма функционирования субъ­ектов хозяйствования. Его основное назначение состоит в изуче­нии, диагностике и прогнозировании финансового состояния предприятия, в выявлении резервов повышения его устойчиво­сти. На уровне предприятия его проводят финансовые службы. Внешний финансовый анализ проводится банками, аудиторскими фирмами, инвесторами и т.д.

Управленческий анализ проводят все службы предприятия с целью получения информации, необходимой для планирования, контроля и принятия оптимальных управленческих решений, вы­работки стратегии и тактики по вопросам финансовой политики, маркетинговой деятельности, совершенствования техники, тех­нологии и организации производства. Он носит оперативный ха­рактер, его результаты являются коммерческой тайной.

Портфельный (маркетинговый) анализ применяется служ­бой маркетинга предприятия для изучения внешней среды функ­ционирования предприятия: рынков сырья и сбыта готовой про­дукции, ее конкурентоспособности, спроса и предложения, ком­мерческого риска, формирования ценовой политики, разработки тактики и стратегии маркетинговой деятельности.

В этом анализе выделяется деловой комплексный анализ (Profit Impact of Маrкеt Strategy — РIМS) — анализ влияния рыноч­ной стратегии на прибыль.

Предметом анализа хозяйственной деятельности являются причинно-следственные связи экономических явлений и процессов.

анализ должен носить научный характер, основываться на положениях диалектической теории познания, учитывать тре­бования экономических законов развития производства;

анализ должен быть комплексным;

при анализе используется системный подход, т.е. каж­дый изучаемый объект рассматривается как сложная динамиче­ская система, состоящая из ряда элементов, определенным спосо­бом связанных между собой и с внешней средой;

анализ должен быть объективным, конкретным, точным, базироваться на достоверной, проверенной информации, реально отражающей объективную действительность;

анализ должен активно воздействовать на ход произ­водства;

анализ должен проводиться систематически;

анализ должен быть оперативным;

к участию в анализе привлекается широкий круг трудя­щихся предприятия;

анализ должен базироваться на государственном подходе;

анализ должен быть эффективным, т.е. затраты на его проведение должны быть меньше ожидаемого эффекта.

Экономический анализ тесно связан с экономической тео­рией, отраслевыми экономиками, с планированием и управлени­ем на предприятии, с бухгалтерским учетом, финансированием и кредитованием предприятий, опирается на особенности техноло­гии производства.

Метод анализа хозяйственной деятельности — это систем­ное, комплексное изучение, измерение и обобщение влияния факторов на результаты деятельности предприятия путем обработки специальными приемами системы показателей плана, уче­та, отчетности и других источников информации с целью повы­шения эффективности функционирования предприятия.

Методика анализа представляет собой совокупность ана­литических способов и правил исследования экономических яв­лений и процессов хозяйственной деятельности, подчиненных достижению цели анализа. Она включает следующие моменты:

формулировка задач и целей анализа;

способы и методика исследования изучаемых объектов;

потребители результатов анализа.

1-й этап — уточняются объекты, цель и задачи анализа, со­ставляется план аналитической работы;

2-й этап — разрабатывается система синтетических и анали­тических показателей, с помощью которых характеризуется объ­ект анализа;

3-й этап — собирается и подготавливается к анализу необхо­димая информация;

4-й этап — проводится сравнение фактических результатов хозяйствования с показателями плана;

5-й этап — выполняется факторный анализ, т.е. выделяются факторы и определяется их влияние на результат;

6-й этап — выявляются неиспользованные и перспективные резервы повышения эффективности производства;

7-й этап — дается оценка результатов хозяйствования с учетом действия различных факторов и выявленных неиспользованных резервов, разрабатываются мероприятия по их использованию.

Каждое явление можно рассматривать и как причину, и как результат. Например, производительность труда можно рассмат­ривать, с одной стороны, как причину изменения объема произ­водства, уровня себестоимости продукции, а с другой — как резуль­тат изменения степени механизации, автоматизации производст­ва, усовершенствования организации труда. Если показатель рас­сматривается как следствие, то при изучении взаимосвязей его называют результативным показателем. Показатели, определяю­щие повеление результативного признака, называются факторными. Отсюда важным методологическим вопросом в анализе хозяй­ственной деятельности является изучение и измерение влияния факторов на величину исследуемых экономических показателей.

Под факторным анализом понимается методика комплекс­ного и системного изучения и измерения воздействия факторов на величину результативных показателей. Есть два основных ва­рианта факторного анализа:

1) детерминированный (функциональный) факторный ана­лиз;

2) стохастический (корреляционный) факторный анализ. Детерминированный (функциональный) факторный анализ

представляет собой методику исследования влияния факторов, связь которых с результативным показателем носит функцио­нальный характер, т.е. результативный показатель может быть представлен в виде произведения, частного или алгебраической суммы факторов.

Стохастический (корреляционный) факторный анализ представляет собой методику исследования факторов, связь ко­торых с результативным показателем в отличие от функциональ­ной является неполной, вероятностной (корреляционной).

Исследуемые в анализе факторы могут быть классифици­рованы следующим образом:

основные и второстепенные (по степени воздействия на результаты хозяйственной деятельности);

объективные и субъективные;

экстенсивные и интенсивные.

количественные и качественные;

сложные (комплексные) и простые (элементные);

прямого воздействия и косвенные;

первого, второго, третьего и т.д. уровня подчинения (по уровню соподчиненности — иерархии).

Одной из задач факторного анализа является моделирова­ние взаимосвязей между результативными показателями и фак­торами, которые определяют их величину. Сущность моделиро­вания заключается в том, что взаимосвязь исследуемого показа­телях факторами выражается в форме конкретного математиче­ского уравнения.

В детерминированном анализе выделяют следующие типы наиболее часто встречающихся факторных моделей.

Они используются в тех случаях, когда результативный по­казатель представляет собой алгебраическую сумму нескольких факторных показателей.

Этот тип моделей применяется тогда, когда результатив­ный показатель представляет собой произведение нескольких фак­торов.

Используются, когда результативный показатель получают делением величины одного фактора на величину другого.

4. Смешанные (комбинированные) модели — это сочетание в различных комбинациях предыдущих моделей.

Моделирование мультипликативных факторных систем осуществляется путем последовательного расчленения факторов исходной системы на факторы-сомножители. Например, при ис­следовании процесса формирования объема производства про­дукции можно применять такие детерминированные модели, как

где Впр — валовая продукция;

Чср.пр — среднесписочная численность рабочих;

Вг — среднегодовая выработка одного среднесписочного рабочего;

Д — количество дней, отработанных одним работником

В. — среднедневная выработка одного работника; Дч — средняя продолжительность рабочего дня; Вч — среднечасовая выработка одного рабочего.

Эти модели отражают процесс детализации исходной фак­торной системы мультипликативного вида и расширения ее за счет расчленения на сомножители комплексных факторов. Сте­пень детализации и расширения модели зависит от цели исследо­вания, а также от возможностей детализации и формализации по­казателей в пределах установленных правил.

Читайте также:  Хочу забеременеть какие анализы надо сдать

Аналогичным образом осуществляется моделирование ад­дитивных факторных систем — путем расчленения факторов ис­ходной модели на составные элементы.

Как известно, объем реализации продукции равен

On, Оk остаток готовой продукции на складах предпри­ятия соответственно на начало и на конец года.

Преобразование кратных моделей осуществляют методами удлинения, расширения и сокращения.

Метод удлинения предусматривает удлинение числителя исходной модели путем замены одного или нескольких факторов на сумму однородных показателей. Например, себестоимость еди­ницы продукции можно представить в виде функции двух факто­ров: изменения суммы затрат (3) и объема выпуска продукции пр). Исходная модель этой факторной системы будет иметь вид

где Сед — себестоимость единицы продукции;3 — затраты;Тпр товарная продукция.

Если общую сумму затрат заменить отдельными их эле­ментами, такими как сырье и материалы (МЗ), оплата труда (ФОТ), единый социальный налог (ЕСН), амортизация основных средств (А), накладные (прочие) расходы (ЯР), то получим адди­тивную модель с новым набором факторов:

где х1 — материалоемкость продукции;

x2- трудоемкость продукции;

x3 — уровень налогов на социальные нужды в себестоимо­сти;

х4 — доля амортизации в себестоимости продукции;

x5 — уровень накладных (прочих) затрат.

Метод расширения предусматривает расширение исходной факторной модели путем умножения числителя и знаменателя дроби на один или несколько новых показателей. Например, если

в исходную модель ввести новый показатель c, то модель примет вид

В результате получается конечная мультипликативная мо­дель в виде произведения нового набора факторов.

Этот способ моделирования очень широко применяется в анализе. Например, среднегодовую выработку продукции одним работником (показатель производительности труда) можно представить таким образом:

Если ввести такой показатель, как количество дней, отработанных всеми работниками общ), то получим следующую модель годовой выработки:

Метод сокращения представляет собой создание новой факторной модели путем деления числителя и знаменателя дробина один и тот же показатель. В данном случае получается конечная модель того же типа, что и исходная, однако с другим набо­ром факторов.

Как известно, рентабельность совокупных активов пред­приятия рассчитывается делением суммы прибыли (П) на ихсреднегодовую стоимость (А):

Если числитель и знаменатель разделим на выручку (това­рооборот), то получим кратную модель, но с новым набором фак­торов.

Таким образом, результативные показатели могут быть разложены на составные элементы (факторы) различными спосо­бами и представлены в виде различных типов детерминированных моделей. Выбор способа моделирования зависит от объекта исследования, от поставленной цели, а также от профессиональ­ных знаний и навыков исследователя.

Процесс моделирования факторных систем очень сложный и ответственный момент в АХД. От того, насколько реально и точно созданные модели отражают связь между исследуемыми показателями, зависят конечные результаты анализа.

источник

Классификация видов экономического анализа имеет значение для правильного понимания его цели, задач, содержания, способов проведения.

В основе классификации лежат различные признаки в зависимости от подхода к анализу, объектов анализа, задач, целей и т.д.

I. По отраслевому признаку различают:

1. Межотраслевой анализ – теория экономического анализа, являющаяся теоретической и методологической основой АХД во всех отраслях национальной экономики;

2. Отраслевой экономический анализ – экономический анализ в отраслях (промышленности, сельском хозяйстве, строительстве, транспорте, торговле и т.д.), методика которого учитывает специфику отраслей.

Объективная необходимость отраслевого анализа хозяйственной деятельности обусловлена спецификой разных отраслей производства. Однако все отрасли общественного производства тесно связаны между собой и имеют много общего. Это и вызвало объективную необходимость наличия межотраслевого анализа (теории экономического анализа).

Теория экономического анализа раскрывает наиболее общие методологические черты и особенности анализа хозяйственной деятельности.

II. По функциональному признаку, роли и задачам которые экономический анализ выполняет выделяют:

1. Финансовый анализ – это внутрихозяйственный и внешний анализ, проводимый с целью оценки финансового состояния предприятия и финансовых результатов его деятельности на основе как конфиденциальной информации (в основном данных бухгалтерского учета и отчетности), так и открытой информации (в основном данных публичной бухгалтерской отчетности.

На уровне предприятия его проводят финансовые службы. Внешний финансовый анализ проводится банками, поставщиками ресурсов, покупателями продукции, аудиторами, инвесторами, налоговыми органами и т.д.

2. Управленческий анализ – это внутрихозяйственный производственный и внутрихозяйственный финансовый анализ, проводимый всеми службами предприятия на основе внутренней (конфиденциальной, закрытой) информации, с целью предоставления руководству данных, необходимых для планирования, контроля и принятия оптимальных управленческих решений, выработки стратегии и тактики, маркетинговой деятельности, совершенствования техники, технологии и организации производства. Он носит оперативный характер, результаты его являются коммерческой тайной.

3. Технико-экономический анализ – это составная часть управленческого анализа, его проводят технические службы предприятия (главного инженера, главного технолога и др.) в целях изучения взаимосвязи и взаимодействия технических и экономических и установления их влияния на экономические результаты деятельности предприятия.

4. Аудиторский анализ – это, как правило, финансовый анализ, проводимый аудиторскими фирмами, это экспертиза, диагностика финансового здоровья предприятия (его финансового состояния).

5. Социальноэкономический анализ заключается в изучении взаимосвязи социальных и экономических процессов, их влияния друг на друга и на экономические результаты хозяйственной деятельности. Его проводят экономические службы управления, статистические органы, социологические лаборатории и др.

6. Экономикоправовой анализ – проводят юридические службы предприятий и объединений.

7. Экономикостатистический анализ проводят статистические органы для изучения массовых общественных явлений на разных уровнях управления: предприятия, отрасли, региона.

8. Экономикоэкологический анализ проводят органы охраны окружающей среды, экономические службы предприятия с целью исследования взаимодействия экологических и экономических процессов, связанных с сохранением и улучшением окружающей среды и затратами на экологию.

9. Маркетинговый анализ проводят службы маркетинга предприятий или объединений для изучения внешней среды функционирования предприятия, рынков сырья и сбыта готовой продукции, её конкурентноспособности, спроса и предложения, коммерческого риска, ценовой политики, разработки стратегии и тактики маркетинговой деятельности.

10. Инвестиционный анализ проводится для оценки инвестиционной привлекательности инвестиционного проекта, оценки эффективности инвестиционной деятельности субъекта хозяйствования.

11. Функционально-стоимостной анализ исследует функции, которые выполняет объект, и методы их реализации. Его основное назначение в том, чтобы выявить ненужные функции объекта и предупредить лишние затраты за счет ликвидации ненужных узлов, деталей, упрощения конструкции изделия, замены материалов и т.д.

II.По признаку времени различают:

1. Перспективный (предварительный) анализ проводимый до осуществления хозяйственных операций с прогнозными целями.

2. Ретроспективный (последующий, исторический) анализ проводимый после совершения хозяйственных операций.

Эти два вида анализа тесно связаны между собой. Без ретроспективного анализа невозможно сделать перспективный. Умение видеть перспективу дает именно ретроспективный анализ. Он является основой перспективного анализа.

Важнейшими задачами предварительного анализа являются: прогнозирование хозяйственной деятельности; научное обоснование перспективных планов; оценка ожидаемого выполнения планов.

Наиболее типичные случаи прогнозного анализа:

а) анализ проводят перед составлением плана в интересах подготовки исходной информации для планирования;

б) анализ проводят одновременно с разработкой плана для проведения вариантных расчетов;

в) проведение анализа после разработки плана, чтобы определить вероятность его выполнения, соответствие его реальным условиям и возможностям предприятия.

Перспективный анализ в зависимости от длины временного горизонта делится на:

Ø Краткосрочный прогнозный анализ (охватывает период до одного года);

Ø Долгосрочный прогнозный анализ (охватывает период свыше одного года).

Краткосрочный прогнозный анализ используется для выработки тактической, а долгосрочный — стратегической политики предприятия в области бизнеса. Второй подвид анализа менее детализирован, чем первый, но его роль значительно выше.

Ретроспективный анализ используется для контроля за ходом хозяйственной деятельности предприятия, выполнением планов, для выявления неиспользованных резервов, для объективной оценки результатов деятельности предприятия.

Ретроспективный анализ в свою очередь делится на:

Ø Оперативный (ситуационный) анализ, проводимый сразу после совершения хозяйственных операций или изменения ситуации за короткие отрезки времени (час, смену, сутки, декаду) с целью оперативного выявления недостатков и воздействия на хозяйственные процессы. Рыночная экономика характеризуется динамичность ситуаций в производственной, коммерческой и финансовой деятельности предприятия, во внешней среде. Поэтому в условиях рынка значение оперативного анализа повышается.

Ø Итоговый (заключительный) анализ проводимый за отчетный период времени (месяц, квартал, год) для всестороннего изучения хозяйственной деятельности предприятия.

III. По пространственному признаку выделяют:

1. Внутрифирменный анализ изучает деятельность только исследуемого предприятия и его подразделений;

2. Межфирменный анализ изучает деятельность ряда предприятий (двух и более), что позволяет дать более обоснованную оценку их работе.

IY.По методике изучения объектов анализа различают:

1. Количественный анализ – основан на количественных сопоставлениях и исследовании степени чувствительности экономических явлений к изменению различных фактов в количественном измерении (денежном, натуральном, относительном);

2. Качественный анализ — основан на качественных сравнительных характеристиках и экспертных оценках исследуемых процессов и явлений;

3. Факторный (причинный) анализ — это анализ направленный на измерение воздействия факторов на величину результативного показателя.

4. Сравнительный анализ – это анализ основанный на сравнении анализируемых (отчетных, прогнозных) экономических показателей с соответствующими показателями плана, донными прошлых периодов, конкурентов, передовых предприятий, средними данными в отрасли. В его рамках выделяют горизонтальный, вертикальный, трендовый анализы.

5. Диагностический анализ (экспресс-анализ) – основан на установлении характера нарушения нормального хода работы экономического механизма по типичным признакам характерным для данного нарушения.

К примеру, если коэффициент текущей ликвидности значительно больше двух, то это говорит о низкой инвестиционной активности предприятия; или если темпы роста объема выпуска товарной продукции выше темпов роста объема реализованной продукции, то это признак затоваривания (работы на склад).

Знание признака позволяет быстро и довольно точно установить характер происходящих процессов , не производя дорогостоящих фундаментальных исследований.

6. Фундаментальный анализ представляет собой углубленное, комплексное исследование сущности изучаемых явление и процессов с использованием математического аппарата и другого сложного инструментария.

7. Маржинальный анализ (анализ безубыточности) – это метод оценки и обоснования эффективности управленческих решений в бизнесе на основании исследования причинно-следственной взаимосвязи объема продаж (производства), себестоимости и прибыли и деления затрат на постоянные и переменные.

Y. По субъектам (пользователям анализа различают:

1. Внутренний анализ проводится непосредственно на хозяйствующем субъекте для нужд оперативного, краткосрочного и долгосрочного управления;

2. Внешний анализ проводится на основании финансовой (бухгалтерской) и статистической отчетности органами хозяйственного управления, банками, контрагентами предприятия, инвесторами, акционерами, финансовыми органами.

YI. По степени охвата изучаемых объектов анализ делится на:

1. Сплошной анализ заключающийся в исследовании всех без исключения объектов;

2. Выборочный анализ заключающийся в исследовании только части объектов, что ускоряет аналитический процесс и выработку управленческих решений по результатам анализа.

YII.По содержанию программ анализ может быть:

1. Комплексным анализом – анализом объединенным единой целью, при котором деятельность предприятия изучается всесторонне;

2. Локальным анализом – при котором изучается деятельность отдельных подразделений предприятия;

3. Тематическим анализом – при котором анализируются отдельные стороны деятельности предприятия.

YIII. По периодичности проведения анализ делится на:

1. Периодический анализ (годовой, квартальный, месячный, декадный, каждодневный;

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: На стипендию можно купить что-нибудь, но не больше. 9088 — | 7269 — или читать все.

193.124.117.139 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

источник