Меню Рубрики

Какие показатели необходимы для анализа предприятия

Главное условие эффективного функционирования предприятия в условиях рыночной среды – устойчивость его экономики. Для каждого предприятия значимым фактором является внутренняя, финансовая и общая устойчивость. Внутренняя устойчивость достигается при таком состоянии экономики предприятия, который обеспечивает достаточно высокий финансовый результат его деятельности. Финансовая устойчивость достигается за счет стабильного превышения доходов над расходами, свободного маневрирования денежными средствами и устойчивого экономического роста. Общая устойчивость характеризуется положительным сальдо чистого денежного потока (превышением положительного денежного потока над отрицательным). Финансовая устойчивость определяется рациональной обеспеченностью потребностей любого объекта финансовыми ресурсами для эффективной деятельности в рыночных условиях 1 .

Для анализа финансовой устойчивости и рентабельности компании используем данные финансовой отчетности за 2011-2013 года, которые представлены в виде формы 1 – «Баланс» и формы 2 – «Отчет о финансовых результатах» (Приложения А, Б, В, Г, Д, Е).

Проанализируем следующие показатели финансовой устойчивости:

1. Коэффициент автономии (финансовой независимости) характеризует долю собственного капитала в общей стоимости авансированного капитала предприятия и рассчитывается по формуле:

, (2.1)

где: Ка – коэффициент автономии (финансовой независимости);

Чем больше доля собственного капитала, тем больше возможность преодолеть неблагоприятные ситуации финансового обеспечения хозяйственной деятельности. Минимальное критическое значение этого коэффициента – 0,5. Оно свидетельствует о том, что при таких обстоятельствах любой субъект может все свои обязательства покрыть за счет собственных источников. Значит компания «Конти» зависит от внешних займов и кредиторов, так как показатели коэффициента автономии всех лет равняются 0,4, что меньше 0,5, т.е. оптимального значения 1 .

2. Коэффициент маневрирования собственного капитала характеризует степень мобильности собственного капитала относительно возможного свободного маневрирования ним и рассчитывается по формуле:

, (2.2)

где: Км – коэффициент маневрирования собственного капитала;

Чем больше значение этого коэффициента, тем лучше финансовое состояние, поскольку создаются лучшие возможности финансового обеспечения производственной и других видов деятельности, проведения расчетов с кредиторами. Минимальное критическое значение этого коэффициента – 0. Следовательно, анализируемое предприятие не использует собственный капитал для финансирования текущей деятельности, так как показатели коэффициента маневрирования собственным капиталом всех лет менее 0.

3. Коэффициент прогнозирования банкротства характеризует долю чистых оборотных средств в общей сумме активов баланса. Рассчитывается по формуле 1 :

, (2.3)

где: Кпб – коэффициент прогнозирования банкротства;

РБП – расходы будущих периодов;

ДБП – доходы будущих периодов;

ТО – текущие обязательства;

В динамике коэффициент прогнозирования банкротства показывает возможность банкротства. Чем выше значение показателя, тем ниже опасность банкротства. Можно предположить, что данное предприятие может стать банкротом, так как коэффициент прогнозирования банкротства снижается в 2013 году.

В краткосрочной перспективе критерием оценки финансового состояния предприятия выступает его ликвидность и платежеспособность. Термин «ликвидный» предусматривает беспрепятственное преобразование имущества в средства платежа. Чем меньше время, необходимое для преобразования отдельного вида активов, тем выше его ликвидность. Таким образом, ликвидность предприятия – это его способность превратить свои активы в денежные средства платежа для погашения краткосрочных обязательств 1 .

В данной работе проанализируем следующие показатели ликвидности:

Коэффициент текущей ликвидности характеризует способность предприятия обеспечить свои краткосрочные обязательства из наиболее легко реализуемой части активов – оборотных средств. Этот коэффициент дает наиболее общую оценку ликвидности активов. Поскольку текущие обязательства предприятия погашаются в основном за счет текущих активов, для обеспечения нормального уровня ликвидности необходимо, чтобы стоимость текущих активов превышала сумму текущих обязательств. Нормальным значением данного коэффициента считается 2-3,5, но не менее 2.

Рассчитывается коэффициент текущей ликвидности по формуле 2 :

, (2.4)

где: Ктл – коэффициент текущей ликвидности;

ТО – текущие обязательства.

Таким образом, у предприятия была возможность осуществить расчет по своим текущим обязательствам, реализовав текущие активы в 2011 и 2012 годах, так как коэффициент текущей ликвидности этих лет превышает 2, но в 2013 у компании не было такой возможности, так как данный коэффициент меньше 2.

2. Коэффициент быстрой ликвидности – показывает, какую часть текущих обязательств предприятие способно погасить за счет наиболее ликвидных оборотных средств – денежных средств и их эквивалентов, финансовых инвестиций и кредиторской задолженности. Теоретически значение коэффициента считается достаточным, если оно превышает 1 Рассчитывается коэффициент быстрой ликвидности по формуле 1 :

, (2.5)

где: Кбл – коэффициент быстрой ликвидности;

ТО – текущие обязательства.

Можно сказать, что у предприятия была возможность погасить свои краткосрочные обязательства при условии получения от реальных дебиторов всей суммы задолженности в 2011 и 2012 годах, так как коэффициент быстрой ликвидности этих лет превышает 1, но в 2013 у компании не было такой возможности, так как этот же коэффициент меньше 1.

3. Коэффициент абсолютной ликвидности позволяет определить долю краткосрочных обязательств, которые предприятие может погасить в ближайшее время, не дожидаясь оплаты дебиторской задолженности и реализации других активов. Коэффициент абсолютной ликвидности рассчитывается по формуле 1 :

, (2.6)

где: Кал – коэффициент абсолютной ликвидности;

ТФИ – текущие финансовые инвестиции;

ТО – текущие обязательства.

Следовательно, компания «Конти» имела возможность мгновенного удовлетворения требований кредиторов по текущим обязательствам за счет высоколиквидных средств в 2011 и 2012 годах, потому что коэффициент абсолютной ликвидности этих годов равен 0,9, но в 2013 эта возможность уменьшилась, так как данный коэффициент равняется 0,3, но все же остается в пределах допустимой нормы. А оптимальное значение данного коэффициента должно превышать 0,2.

Анализ финансового состояния – обязательная составляющая финансового менеджмента любой компании. Задача такого анализа – определить, какое состояние предприятия сегодня, какие параметры работы компании являются приемлемыми и их необходимо сохранить на сложившемся уровне 1 .

По данным рассчитанным выше вычислим цепные индексы прироста (+), снижение (-) (табл. 2.2), которые помогут понять, как изменились показатели за взятый период, и дадут возможность проследить отклонения анализируемых показателей.

Таблица 2.2 – Анализ базисных отклонений показателей финансовой устойчивости и ликвидности компании «Конти» 2

источник

Финансовый анализ на предприятии нужен для объективной оценки хозяйственного и финансового состояния в периодах прошлой, настоящей и прогнозируемой будущей деятельности. Для определения слабых производственных мест, очагов возникновения проблем, обнаружения сильных факторов, на которые может опереться руководство, рассчитываются основные финансовые показатели.

Объективная оценка положения фирмы в плане хозяйства и финансов опирается на финансовые коэффициенты, которые являются проявлением соотношения отдельных данных учета. Целью анализа финансов достигается решение выбранного набора аналитических задач, то есть конкретизированный разбор всех первоисточников бухгалтерской, управленческой и экономической отчетности.

Если анализ основных финансовых показателей предприятия рассматривается как выявление истинного положения дел на предприятии, то в качестве результатов получают ответы на вопросы:

  • возможности фирмы по вкладу средств в инвестирование новых проектов;
  • настоящее течение дел в отношении материальных и прочих активов и пассивов;
  • состояние кредитов и способность предприятия к их погашению;
  • существование резервов для предупреждения банкротства;
  • выявление перспектив для дальнейшей финансовой деятельности;
  • оценку предприятия в плане стоимости для продажи или переоборудования;
  • прослеживание динамического роста или спада хозяйственной или финансовой деятельности;
  • выявление причин, негативно влияющих на результаты хозяйствования и поиск путей выхода из ситуации;
  • рассмотрение и сопоставление доходов и расходов, выявление чистой и общей прибыли от реализации;
  • изучение динамики доходов по основным товарам и в целом от всей реализации;
  • определение части доходов, используемой для возмещения затрат, налогов и процентов;
  • изучение причины отклонения суммы балансовой прибыли от величины дохода по реализации;
  • исследование рентабельности и резервов для ее увеличения;
  • определение степени соответствия собственных средств, активов, пассивов предприятия и величины заемного капитала.

Анализ основных финансовых показателей фирмы проводится при участии различных экономических представителей ведомств, заинтересованных в получении наиболее достоверных сведений о делах предприятия:

  • к внутренним субъектам относят акционеров, менеджеров, учредителей, ревизионную или ликвидационную комиссии;
  • внешние представлены кредиторами, аудиторскими конторами, инвесторами и работниками государственных органов.

Инициаторами проведения анализа работы предприятия становятся не только его представители, но и работники иных организаций, заинтересованных в определении фактической кредитоспособности и возможности вклада инвестиций в развитие новых проектов. Например, банковские аудиторы интересуются ликвидностью активов фирмы или ее способностью в данный момент платить по счетам. Юридические и физические лица, желающие осуществить инвестиции в фонд развития данного предприятия, стараются понять степень рентабельности и риски вклада. Оценка основных финансовых показателей при помощи специальной методики прогнозирует банкротство учреждения или говорит о его стабильном развитии.

Финансовый анализ составляет часть общего экономического анализа предприятия и, соответственно, часть полной хозяйственной проверки. Полный анализ подразделяется на внутрихозяйственный управленческий и внешний финансовый аудит. Такое деление обусловлено двумя практически сложившимися системами в бухгалтерии — управленческим и финансовым учетом. Деление признано условным, так как на практике внешний и внутренний анализ дополняют друг друга информацией и являются логически взаимосвязанными. Между ними прослеживается два основных отличия:

  • по доступности и широте используемого информационного поля;
  • степень применения аналитических способов и процедур.

Внутренний анализ основных финансовых показателей проводится для получения обобщенной информации внутри предприятия, определения результатов последнего периода отчетности, выявления свободных ресурсов для реконструкции или перевооружения и др. Для получения результатов используются все доступные показатели, которые также применимы при исследовании внешними аналитиками.

Внешний анализ финансов выполняется независимыми аудиторами, аналитиками со стороны, не владеющими доступом к внутренним результатам и показателям фирмы. Методики внешнего аудита предполагают некоторую ограниченность информационного поля. Независимо от разновидности аудита, его методы и способы всегда одни и те же. Общим во внешнем и внутреннем анализе является выведение, обобщение и детальное изучение финансовых коэффициентов. Эти основные финансовые показатели деятельности предприятия дают ответы на все вопросы относительно работы и процветания учреждения.

Основным требованием безубыточного функционирования предприятия в условиях рыночных отношений является хозяйственная и другая деятельность, обеспечивающая рентабельность и прибыльность. Хозяйственные мероприятия направлены на возмещение расходов полученными доходами, получение прибыли для удовлетворения экономических и социальных потребностей членов коллектива и материальных интересов собственника. Показателей для характеристики деятельности существует множество, в частности к ним относят валовой доход, товарооборот, рентабельность, прибыль, издержки, налоги и другие характеристики. Для всех видов предприятий выделены основные финансовые показатели деятельности организации:

Этот показатель характеризует степень соотношения собственных средств организации и заемных капиталов, в частности, сколько приходится позаимствованных средств на 1 рубль денег, вложенных в материальные активы. Если такой показатель при расчете получается значением более 0,7, значит финансовое положение фирмы нестабильно, деятельность предприятия в некоторой степени зависит от привлечения внешних заемных средств.

Этот параметр указывает на основные финансовые показатели компании и характеризует достаточность оборотных активов организации для погашения собственных долгов краткосрочного характера. Рассчитывается как отношение стоимости оборотных текущих активов к стоимости текущих пассивных обязательств. Показатель ликвидности указывает на возможность превращения активов и ценностей фирмы в наличный капитал и показывает степень мобильности такого преобразования. Ликвидность предприятия определяется двумя ракурсами:

  • промежуток времени, требуемый для превращения текущих активов в деньги;
  • возможность продажи активов по назначенной цене.

Для выявления истинного показателя ликвидности на предприятии учитывается динамика показателя, что позволяет не только определить финансовую мощь фирмы или ее неплатежеспособность, но и выявить критическое состояние финансов организации. Иногда показатель ликвидности низкий из-за возросшей потребности в продукции отрасли. Такая организация вполне ликвидная и имеет высокую степень платежеспособности, так как ее капитал состоит из денежных средств и краткосрочных займов. Динамика основных финансовых показателей демонстрирует, что хуже выглядит положение, если организация имеет оборотный капитал только в виде большого количества складированной продукции в виде оборотных активов. Для их превращения в капитал требуется определенное время на реализацию и наличие покупательской базы.

Основные финансовые показатели деятельности предприятия, к которым относится ликвидность, показывают состояние платежеспособности. Оборотных активов фирмы должно хватать для погашения текущих краткосрочных займов. В наилучшем положении эти значения приблизительно на одном уровне. Если же у предприятия оборотных средств намного больше по стоимости, чем кредитов краткосрочного характера, то это говорит о неэффективном вложении денег предприятием в текущие активы. Если сумма оборотных средств ниже стоимости краткосрочных кредитов, это говорит о скором банкротстве фирмы.

Как частный случай, существует показатель быстрой текущей ликвидности. Он выражается в способности погасить краткосрочные пассивы за счет ликвидной части активов, которая рассчитывается как разница всей оборотной части и краткосрочных пассивов. Международные стандарты определяют оптимальный уровень коэффициента в пределах 0,7-0,8. Наличие в составе предприятия достаточного числа ликвидных активов или чистого оборотного капитала привлекает кредиторов и инвесторов для вложения денег в развитие предприятия.

Основные финансовые показатели эффективности организации включают в себя значение рентабельности, которое определяет эффективность применения средств собственников фирмы и в целом показывает, насколько прибыльна работа предприятия. Значение рентабельности является основным критерием для определения уровня биржевой котировки. Для расчета показателя сумма чистой прибыли делится на сумму средней прибыли от реализации чистых активов фирмы за выбранный период. Показатель выявляет, какое количество чистой прибыли принесла каждая единица проданного товара.

Коэффициент генерированных доходов применяется для сравнения доходов искомого предприятия, по сравнению с таким же показателем другой фирмы, осуществляющей деятельность по другой системе налогообложения. Расчет основных финансовых показателей этой группы предусматривает отношение полученной прибыли до уплаты налогов и полагающихся процентов к активам предприятия. В результате появляется информация о том, какую сумму прибыли принесла каждая денежная единица, вложенная для работы в активы фирмы.

Читайте также:  Как берут анализ кала на дисбактериоз

Характеризует, сколько финансов получается от реализации каждой денежной единицы определенного вида активов и показывает скорость оборачиваемости финансовых и материальных ресурсов организации. Для расчета берется отношение чистой прибыли за выбранный период к средней стоимости затрат в материальном выражении, деньгах и ценных бумагах краткосрочного характера.

Для этого показателя отсутствует нормативный предел, но управленческие силы фирмы стремятся к ускорению оборачиваемости. Постоянное использование в хозяйственной деятельности займов со стороны говорит о недостаточном поступлении финансов в результате реализации, которые не покрывают затрат на производство. В случае если величина оборачиваемых активов на балансе организации завышена, это выливается в оплате дополнительных налогов и процентов по банковским ссудам, что ведет к потере прибыли. Низкое число активных средств ведет к просрочкам при выполнении производственного плана и потере выгодных коммерческих проектов.

Для объективного наглядного рассмотрения показателей хозяйственной деятельности составляются специальные таблицы, в которых показаны основные финансовые показатели. Таблица содержит основные характеристики работы по всем параметрам финансового анализа:

  • коэффициент оборачиваемости запасов;
  • показатель оборачиваемости дебиторской задолженности фирмы во временном промежутке;
  • значение фондоотдачи;
  • показатель отдачи ресурсов.

Показывает отношение выручки от реализации товара к сумме в денежном выражении запасов на предприятии. Величина характеризует скорость продажи материальных и товарных ресурсов, отнесенных к категории склада. Повышение коэффициента говорит об укреплении финансового положения организации. Положительная динамика показателя особенно важна в условиях большой кредиторской задолженности.

Этот коэффициент не рассматривается, как основные финансовые показатели, но является немаловажной характеристикой. Он показывает средний временной промежуток, в который предприятие ожидает поступления оплаты после реализации товара. Для расчета берется отношение дебиторского долга к усредненной каждодневной выручке от продажи. Среднее значение получают путем деления общей суммы выручки за год на 360 дней.

Полученное значение характеризует договорные условия работы с покупателями. Если показатель высокий, значит, партнер предоставляет льготные условия работы, но это вызывает настороженность у последующих инвесторов и кредиторов. Маленькое значение показателя ведет в условиях рынка к пересмотру контракта с данным партнером. Вариантом получения показателя является относительный расчет, который берется как отношение выручки от продажи к дебиторским долгам фирмы. Повышение коэффициента говорит о незначительной задолженности дебиторов и высоком спросе на продукцию.

Основные финансовые показатели предприятия наиболее полно дополняет показатель фондоотдачи, характеризующий скорость оборачиваемости финансов, потраченных на приобретение основных фондов. В расчете принимается отношение выручки от реализованного товара к усредненной за год стоимости основных фондов. Повышение показателя говорит о невысокой стоимости затрат в части основных фондов (станков, оборудования, зданий) и высоком объеме проданного товара. Большое значение фондоотдачи свидетельствует о незначительных затратах на производство, а низкая фондоотдача показывает неэффективное применение активов.

Для наиболее полного понятия о том, как складываются основные финансовые показатели деятельности организации, существует не менее важный коэффициент отдачи ресурсов. Он показывает степень эффективности применения предприятием всех активов на балансе, независимо от способа приобретения и получения, а именно, сколько получено выручки на каждую денежную единицу основных и оборотных активов. Показатель зависит от принятого на предприятии порядка начисления амортизации и выявляет степень неликвидных активов, от которых избавляются для повышения коэффициента.

Коэффициенты управления источниками доходов показывают структуру финансов, характеризуют защищенность интересов инвесторов, сделавших долгосрочные вливания активов в развитие организации. Они отображают способность фирмы выплатить долгосрочные займы и кредиты:

  • доля займов в общей сумме финансовых источников;
  • коэффициент собственности;
  • коэффициент капитализации;
  • коэффициент покрытия.

Основные финансовые показатели характеризуются объемом заемного капитала в общей массе финансовых источников. Показатель доли заемных средств определяет конкретные суммы приобретения активов на заемные деньги, включающие в себя долгосрочные и краткосрочные финансовые обязательства фирмы.

Коэффициент собственности дополняет основные финансовые показатели предприятия характеристикой доли собственного капитала, потраченного на приобретение активов и основных средств. Гарантией получения кредитов и вложения инвесторских денег в проект развития и перевооружения предприятия является показатель доли собственных средств, затраченных на активы в размере 60%. Такой уровень является показателем стабильности организации и защищает ее от потерь в период спада деловой активности.

Коэффициент капитализации определяет пропорциональное отношение между заемными средствами из различных источников. Для определения пропорции между собственными средствами и заемными финансами применяется обратный коэффициент левериджа.

Показатель обеспеченности процентов к выплате или показатель покрытия характеризует защищенность всех видов кредиторов от невыплаты процентной ставки. Этот коэффициент рассчитывается как отношение суммы прибыли до оплаты процентов к объему денег, предназначенных для погашения процентов. Показатель демонстрирует, сколько в течение выбранного периода фирма выручила денег для оплаты заемных процентов.

Основные финансовые показатели организации в части рыночной активности говорят о положении предприятия на рынке ценных бумаг и позволяют управленцам судить об отношении кредиторов к общей деятельности компании за истекший период и в будущем. Показатель рассматривается как соотношение первоначальной учетной стоимости акции, полученным на нее доходом и сложившейся рыночной ценой на данное время. Если все остальные финансовые показатели находятся в допустимом диапазоне, то показатель рыночной активности также будет в норме при высокой рыночной стоимости акции.

В заключение следует отметить, что финансовый анализ хозяйственной структуры организации является важным для всех субъектов деятельности, акционеров, краткосрочных и долгосрочных кредиторов, учредителей и управленческого аппарата.

источник

Показатели финансового анализа предприятия позволяют определить его текущее состояние, возможности и проблемы. Затем эту ценную информацию используют для разработки стратегии и принятия управленческих решений. В ней также заинтересованы инвесторы, акционеры и собственники бизнеса. Поэтому каждая компания нуждается в специалисте, который на основании данных из отчетов умеет формировать адекватные выводы по результатам деятельности и прогнозы. В статье рассмотрим основные группы коэффициентов финансового анализа и научимся правильно раскрывать их смысл.

Анализ финансовых показателей – один из методов оценки состояния предприятия и его возможностей в будущем. Он выступает основой стратегического планирования, помогает управленцам выявить возможности для последующего развития, найти сильные и слабые стороны компании.
Анализ финансовых коэффициентов проводится, чтобы найти оптимальные пути достижения увеличения прибыльности компании. Аналитик должен разбираться в многообразии цифр из бухгалтерской и управленческой отчетности, чтобы определить насколько результативно работает предприятие.

Но в финансовом анализе главное не расчет показателей, а правильное истолкование полученных результатов. От этого зависит эффективность принимаемых решений в управлении компанией.

В финансовом анализе используется более 200 коэффициентов. Все они характеризуют 4 основные стороны деятельности компании:

  • ликвидность
  • оборачиваемость активов
  • рентабельность
  • рыночная стоимость

Для каждой из этих групп показателей рассчитываются свои коэффициенты. Они могут отличаться зависимо от задач анализа и пользователей, для которых предназначена эта информация.

Рассмотрим подробнее каждую из групп коэффициентов.

Способность компании выплачивать свои обязательства за счет текущих активов – одно из условий ее финансовой стабильности. Адекватно оценить ее позволяют коэффициенты ликвидности.

Показатели рассчитываются на основании бухгалтерского баланса (Формы №1). Чем они выше, тем выше платежеспособность предприятия. Каждый из них раскрывает информацию разного характера. Так коэффициент текущей ликвидности интересен в первую очередь инвесторам, абсолютной – поставщикам, а быстрой – кредиторам.

Коэффициенты оборачиваемости позволяют оценить эффективность управления активами и капиталом предприятия. Основой для их расчета выступает выручка от продаж продукции или услуг, ее отношение к среднегодовому размеру активов, дебиторской и кредиторской задолженности. Для проведения анализа необходимо:

  • собрать данные за последние 3-5 лет;
  • установить положительную или отрицательную динамику;
  • сравнить результаты с конкурентами в отрасли.

Дополнительно рассчитывают период оборачиваемости активов по формуле:

Период оборачиваемости = Отчетный период/ Коэффициент оборачиваемости активов

Чем меньше значение, тем выше производительность компании и скорость перевода активов в деньги. В торговой отрасли период оборачиваемости обычно меньше, чем в промышленной.
Наибольшую ценность показатели оборачиваемости представляют для менеджмента предприятия. Их рост свидетельствует об увеличении объема выручки и эффективности использования активов.

Коэффициенты рентабельности отражают степень прибыльности по различным видам активам. Они рассчитываются как отношение чистой прибыли к сумме активов, за счет которых она была получена. Для этого используются данные бухгалтерского баланса (Форма №1 и №2). Чем выше значения, тем эффективнее задействованы анализируемые ресурсы предприятия.

В отличие от оборачиваемости активов, в показателях рентабельности больше заинтересованы собственники и акционеры. Они играют важную роль в разработке инвестиционной, кадровой, и маркетинговой стратегий компании.

Анализ рыночной активности предприятия позволяет сделать вывод об эффективности его финансово-хозяйственной деятельности, рациональности дивидендной политики и самое главное – привлекательности для акционеров или инвесторов.

Главным показателем, учитываемым при анализе рыночных коэффициентов предприятия, является стоимость акций. Если она растет, значит инвестиции используются эффективно и прибыль компания растет.
Также важный показатель – это дивидендный доход, характеризующий процент возврата на вложенный в акции капитал. Чем выше значение, тем выгодней для акционера дальнейшие инвестиции в деятельность предприятия.
Потенциальных инвесторов обычно очень интересует коэффициент реальной стоимости предприятия. Он рассчитывается как отношение рыночной к балансовой стоимости акции. Если значение больше или равно 1, компания инвестиционно привлекательна. Но существуют также и другие методы оценки стоимости бизнеса.

Насколько хорошо вы ориентируетесь в вопросах финансового менеджмента?

Пройдите бесплатный тест, чтобы получить объективную оценку уровня своих знаний и необходимых навыков!

Чтобы провести адекватный анализ финансовых показателей предприятия, необходимо:

  • Иметь полное описание финансовой деятельности компании за анализируемый период – отчет о результатах хоздеятельности, о прибыли, балансовый отчет и т.д.
  • Сопоставить коэффициенты за разные периоды, а также сравнить со среднестатистическими значениями в отрасли, результатами предприятий-конкурентов;
  • Сравнивая полученные значения с рекомендуемыми, делать скидку на специфику хозяйственной деятельности компании. Например, для торговли и промышленности пределы нормы отличаются в разы.
  • Проводить анализ показателей в комплексе. Например, коэффициент рентабельности сам по себе не слишком информативен. Чтобы получить объективную картину, его необходимо анализировать в разрезе рыночных показателей в сравнении с конкурентами.

Рассчитав финансовые показатели, можно узнать о текущем положении дел на предприятии и оценить его перспективы. Грамотный анализ позволит правильно выстроить стратегию развития, улучшить концепции управления активами и привлеченными средствами компании. Главным источником информации при этом выступает отчетность организации, мониторинг которой желательно проводить почаще.

Хотите овладеть современными инструментами финансового анализа для принятия удачных управленческих решений за 4 занятия?

Пройдите тренинг “Финансовый анализ: современные инструменты и эффективные управленческие решения”, чтобы получить практические навыки работы с данными финансовых отчетов. Узнавая из них о сильных и слабых сторонах своей компании, научитесь принимать стратегически взвешенные управленческие решения.

Зарегистрируйтесь, чтобы посмотреть фрагмент тренинга бесплатно и оценить удобство такого формата обучения!

источник

Финансовый анализ – это изучение основных показателей финансового состояния и финансовых результатов деятельности организации с целью принятия заинтересованными лицами управленческих, инвестиционных и прочих решений. Финансовый анализ является частью более широких терминов: анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия и экономический анализ.

На практике финансовый анализ проводят при помощи таблиц MS Excel или специальных программ. В ходе анализа финансово-хозяйственной деятельности производятся как количественные расчеты различных показателей, соотношений, коэффициентов, так и их качественная оценка и описание, сравнение с аналогичными показателями других предприятий. Финансовый анализ включает анализ активов и обязательств организации, ее платежеспособности, ликвидности, финансовых результатов и финансовой устойчивости, анализ оборачиваемости активов (деловой активности). Финансовый анализ позволяет выявить такие важные аспекты, как возможная вероятность банкротства. Финансовый анализ является неотъемлемой частью деятельности таких специалистов, как аудиторы, оценщики. Активно используют финансовый анализ банки, решающие вопрос о выдаче организациям кредитов, бухгалтера в ходе подготовке пояснительной записки к годовой отчетности и другие специалисты.

Основы финансового анализа

В основе финансового анализа лежит расчет специальных показателей, чаще в виде коэффициентов, характеризующих тот или иной аспект финансово-хозяйственной деятельности организации. Среди самых популярных финансовых коэффициентов можно выделить следующие:

1) Коэффициент автономии (отношение собственного капитала к общему капиталу (активам) предприятия), коэффициент финансовой зависимости (отношение обязательств к активам).

2) Коэффициент текущей ликвидности (отношение оборотных активов к краткосрочным обязательствам).

3) Коэффициент быстрой ликвидности (отношение ликвидных активов, включающих денежные средства, краткосрочные финансовые вложения, краткосрочную дебиторскую задолженность, к краткосрочным обязательствам).

4) Рентабельность собственного капитала (отношение чистой прибыли к собственному капиталу предприятия)

5) Рентабельность продаж (отношение прибыли от продаж (валовой прибыли) к выручке предприятия), рентабельность по чистой прибыли (отношение чистой прибыли к выручке).

Методики финансового анализа

Обычно используют следующие методы финансового анализа: вертикальный анализ (например, вертикальный анализ отчетности), горизонтальный анализ, прогнозный анализ на основе трендов, факторный и другие методы анализа.

Среди законодательно (нормативно) утвержденных подходов к финансовому анализу и методик можно привести следующие документы:

  • Распоряжение Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) от 12.08.1994 г. N 31-р
  • Постановление Правительства РФ от 25.06.2003 г. N 367 «Об утверждении Правил проведения арбитражным управляющим финансового анализа»
  • Положение ЦБР от 19.06.2009 г. N 337-П «О порядке и критериях оценки финансового положения юридических лиц – учредителей (участников) кредитной организации»
  • Приказ ФСФО РФ от 23.01.2001 г. N 16 «Об утверждении «Методических указаний по проведению анализа финансового состояния организаций»
  • Приказ Минэкономики РФ от 01.10.1997 г. N 118 «Об утверждении Методических рекомендаций по реформе предприятий (организаций)»

Важно отметить, что финансовый анализ – это не просто расчет различных показателей и коэффициентов, сравнение их значений в статике и динамике. Итогом качественного анализа должен явится обоснованный, подкрепленный расчетами вывод о финансовом положении организации, который и станет основой для принятия решений менеджментом, инвесторами и другими заинтересованными лицами (см. пример подобного финансового анализа). Именно этот принцип был положен в основу разработки программы » Ваш финансовый аналитик», которая не только готовит полный отчет по результатам анализа, но и делает это без участия пользователя, не требуя от него знаний финансового анализа — это сильно упрощает жизнь бухгалтеров, аудиторов, экономистов.

Читайте также:  Как берут анализ кала на глисты

Источники информации для финансового анализа

Очень часто заинтересованные лица не имеют доступа к внутренним данным организации, поэтому в качестве основного источника информации для финансового анализа выступает публичная бухгалтерская отчетность организации. Основные формы отчетности – Бухгалтерский баланс и Отчет о прибылях и убытках – дают возможность рассчитать все основные финансовые показатели и коэффициенты. Для более глубокого анализа можно использовать отчеты о движении денежных средств и капитала организации, которые составляются по итогам финансового года. Еще более детальный анализ отдельных аспектов деятельности предприятия, например, расчет точки безубыточности, требует исходных данных, лежащих за пределами отчетности (данные текущего бухгалтерского и производственного учета).

Для примера, получить финансовый анализ по данным вашего Баланса и Отчета о прибылях и убытках можно бесплатно в онлайн режиме на нашем сайте (как за один период, так и за несколько кварталов или лет).

Z-модель Альтмана (Z-счет Альтмана, Altman Z-Score) – это финансовая модель (формула), разработанная американским экономистом Эдвардом Альтманом, призванная дать прогноз вероятности банкротства предприятия.

Под выражением «анализ предприятия» обычно подразумевают финансовый (финансового-экономический) анализ, или более широкое понятие, анализ хозяйственной деятельности предприятия (АХД). Финансовый анализ, анализ хозяйственной деятельности относятся к микроэкономическому анализу, т.е. анализу предприятий как отдельных субъектов экономической деятельности (в отличие от макроэкономического анализа, который подразумевает изучение экономики в целом).

С помощью анализа хозяйственной деятельности организации изучаются общие тенденции развития предприятия, исследуются причины изменения результатов деятельности, разрабатываются и утверждаются планы развития предприятия и принимаются управленческие решения, осуществляется контроль за выполнением утвержденных планов и принятых решений, выявляются резервы с целью повышения эффективности производства, оцениваются результаты деятельности фирмы, вырабатывается экономическая стратегия её развития.

Банкротство , или неплатежеспособность – это признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Определение, основные понятия и процедуры, связанные с банкротством предприятий (юридических лиц), содержатся в Федеральном законе от 26.10.2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Вертикальный анализ отчетности – техника анализ финансовой отчетности, при которой изучается соотношение выбранного показателя с другими однородными показателями в рамках одного отчетного периода.

Горизонтальный анализ отчетности – это сравнительный анализ финансовых данных за ряд периодов. Данный метод также известен под названием «трендовый анализ».

Коэффициент восстановления платежеспособности – это финансовый коэффициент, показывающий возможность восстановления нормальной текущей ликвидности предприятия в течение 6 месяц после отчетной даты.

Коэффициент утраты платежеспособности – это финансовый коэффициент, показывающий вероятность ухудшения показателя текущий ликвидности предприятия в течение следующих 3 месяцев после отчетной даты.

Платежеспособность предприятия (организации) – это способность субъекта экономической деятельности полностью и срок погашать свою кредиторскую задолженность. Платежеспособность является одним из ключевых признаков нормального (устойчивого) финансового положений предприятия.

Модель Сайфуллина-Кадыкова – это формула для прогноза возможного банкротства предприятия на основе его финансовых данных. Российские экономисты постарались адаптировать модели предсказания банкротства к условиям отечественной экономики.

Модель Таффлера – методика прогнозирования банкротства предприятий на основе его финансовых показателей, предложенная в 1977 году британскими учеными Р. Таффлером и Г. Тишоу.

Ретроспективный (оценочный) анализ – это анализ данных с учётом изменения во времени, начиная от текущего момента времени к какому-либо прошедшему периоду времени.

Точка безубыточности – это объём производства и реализации продукции, при котором расходы будут компенсированы доходами, а при производстве и реализации каждой последующей единицы продукции предприятие начинает получать прибыль.

источник

Чтобы обеспечить эффективное управление финансами в соответствии со стратегией, определенной акционерами, надо выделить из сотен финансовых показателей несколько ключевых для последующего управления и контроля и установить их в качестве KPI менеджменту.

Финансовый анализ деятельности предприятия помогает выявить сильные и слабые стороны бизнеса, оценить эффективность управления активами и диспропорции в структуре пассивов, определить потенциальные риски, связанные с инвестированием средств. В теории финансового менеджмента упоминается более 300 различных коэффициентов, однако в большинстве случаев для оценки результатов деятельности и постановки целей компании бывает достаточно всего 10 ключевых показателей. При этом по мере развития бизнеса и совершенствования системы финансового управления их число может увеличиваться. Список показателей, которые помогут оценить эффективность компании.

В то же время стоит отметить, что финансовый анализ деятельности предприятия без привязки к целям компании практически бесполезен, поскольку не позволяет оценить результативность и эффективность. К примеру, если основная цель – максимизация стоимости бизнеса, то в первую очередь внимание уделяется EVA, показателям, определяющим денежный поток (EBITDA, изменение рабочего капитала), а также тем, от которых они зависят: оборачиваемость дебиторской и кредиторской задолженности, запасов, маржинальная прибыль, условно-постоянные расходы и т.д. А если ключевая цель – максимизация прибыли, то прежде всего внимание стоит обращать на нормативы и лимиты расходов, динамику выручки, рентабельность. При этом показатели, влияющие на денежный поток, также могут быть важны, но лишь с точки зрения потребности в заемном финансировании и доли расходов на него в общей величине издержек компании. Чем опасен быстрый рост объема продаж.

Помимо выбора самих показателей, финансовому директору необходимо разработать методику расчетов для каждого из них. Дело в том, что многие коэффициенты вычисляются несколькими способами, что влияет на объективность данных. К наиболее сложным с точки зрения методологии можно отнести показатели оборачиваемости запасов, дебиторской и кредиторской задолженности, и порой их рассчитывают некорректно.

Часто компании тратят существенные ресурсы на детальный ретроспективный анализ отчетности за прошедшие периоды. Однако такая оценка позволяет лишь констатировать факты. Гораздо эффективнее перспективный анализ, то есть оценка бюджетов (доходов и расходов, движения денежных средств, прогнозного баланса ). Именно их стоит контролировать на соответствие целям и при необходимости вносить корректировки. А ретроспективный финансовый анализ будет служить обратной связью – средством контроля достижения поставленных организацией целей.

Кроме того, финансовые показатели можно и нужно использовать в качестве ключевых показателей эффективности (KPI) для дочерних компаний, топ-менеджеров и руководителей подразделений. Естественно, нужно придерживаться правила: сотрудник (подразделение) должен иметь возможность влиять на показатели, установленные ему в качестве KPI.

Скачайте 3 популярных регламента, которые пригодятся в работе

Рассмотрим следующую ситуацию. Собственники ООО «Приоритет»* (оптовая торговля продуктами питания нескольких производителей и поставщиков) поставили перед менеджментом компании задачу – увеличить чистую прибыль в 2,5 раза в течение ближайших пяти лет. Доля условно-постоянных расходов в общей массе составляет 2,5 процента, а чистая прибыль в 1,5 раза превышает величину условно-постоянных расходов. Таким образом, их сокращение не позволит получить желаемый результат. Наценка компании «Приоритет» как дистрибьютора ограничена договоренностями с поставщиками продукции, увеличить ее невозможно. И тем не менее менеджмент наметил несколько промежуточных целей, достижение которых обеспечивает рост прибыли:

  • нарастить объемы продаж в два раза в течение пяти лет;
  • оптимизировать логистические расходы (снизить нормативы расходов в расчете на рубль продукции на 1,5% ежегодно);
  • ограничить рост условно-постоянных расходов на комбинированную величину «индекс инфляции + 1 процентный пункт».

Итак, за счет роста объемов продаж менеджмент планирует увеличить чистую прибыль на 80 процентов, при этом CAGR (Compound Annual Gtrth Rate, совокупный среднегодовой темп роста) должен составить 12,5 процента. Для отдела продаж такая цель вполне реалистична, но чтобы ее достичь, придется наращивать рабочий капитал такими же темпами. Однако «Приоритет» испытывает сложности с привлечением дополнительного финансирования (собственники не планируют инвестировать в бизнес).

После составления бюджета движения денежных средств (см. табл. 1) стало понятно, что часть потребности можно покрыть, если удастся привлечь дополнительные кредитные средства. Однако возможности увеличения кредитного портфеля ограничены – не более 5 процентов в год. Этого недостаточно для финансирования деятельности компании, поскольку величина рабочего капитала (см. секреты управления рабочим капиталом) растет при существующих показателях оборачиваемости быстрее, чем величина NOPAT (Net operating profit after tax, чистая прибыль от операционной деятельности за вычетом налогов). Таким образом, основная задача для управляющей команды – решение проблемы финансирования деятельности компании в сложившихся условиях. «Приоритет» может снизить потребность в финансировании либо за счет сокращения величины капитализируемых затрат (CAPEX), либо за счет оптимизации величины рабочего капитала (WC). При этом доля CAPEX в общей потребности финансирования составляет менее 5 процентов, поэтому было решено оптимизировать величину рабочего капитала.

таблица 1. Бюджет движения денежных средств, тыс. руб. (извлечение)

Показатели 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г.
NOPAT 74 150 83 155 89 062 104 247 119 551 139 875
Амортизация 498 500 508 509 510 515
Изменение рабочего капитала
– уменьшение (увеличение) запасов 11 750 45 759 86 942 96 506 91 680 105 433
– уменьшение (увеличение) дебиторской задолженности 15 732 73 679 125 255 131 517 127 572 149 259
– увеличение (уменьшение) кредиторской задолженности 5329 37 839 66 218 68 205 61 384 65 988
Итого изменение рабочего капитала 22 153 81 599 145 978 159 818 157 868 188 703
Денежный поток от операционной деятельности 52 495 2056 –56 408 –55 062 –37 807 –48 313
CAPEX –3575 –1175 –2874 –3005 –3370 –3500
Денежный поток по инвестиционной деятельности –3575 –1175 –2874 –3005 –3370 –3500
Поступления/погашение от кредитов и займов 12 500 13 125 13 781 14 470 15 194 15 954
Уплата процентов по кредитам и займам –35 354 –36 458 –37 381 –38 525 –39 987 –42 005
Денежный поток по финансовой деятельности –22 854 –23 333 –23 600 –24 055 –24 793 –26 051
Итого денежный поток за период 26 066 –22 453 –82 882 –82 122 –65 970 –77 865
Остаток денежных средств на начало периода 3759 –22 453 –105 335 –187 456 –253 426
Остаток денежных средств на конец периода 29 825 –22 453 –105 335 –187 456 –253 426 –331 291

Итак, предстояло реализовать несколько шагов: сократить период оборачиваемости «дебиторки» на два дня, запасов – на три дня (к концу следующего финансового года), а период оборачиваемости «кредиторки» ежегодно увеличивать на два дня. Если у компании получится намеченное, потребность в дополнительном финансировании снижается и роста кредитного портфеля на 5 процентов в год будет достаточно для поддержания нормативного значения минимального (страхового) сальдо денежных средств в течение года (см. табл. 2). Кроме того, в 2016 году компании не нужно будет увеличивать кредитный портфель, и уже в 2017-м появится возможность погасить часть кредитов.

таблица 2. Бюджет движения денежных средств, тыс. руб. (извлечение)

Показатели 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г.
NOPAT 74 150 83 155 89 062 104 247 119 551 139 875
Амортизация 498 500 508 509 510 515
Изменение рабочего капитала
– уменьшение (увеличение) запасов 11 750 39 299 57 305 85 331 83 783 91 025
– уменьшение (увеличение) дебиторской задолженности 15 732 60 760 90 101 111 367 109 777 115 444
– увеличение (уменьшение) кредиторской задолженности 5329 49 466 83 893 119 210 117 846 126 656
Итого изменение рабочего капитала 22 153 50 593 63 514 77 488 75 714 79 813
Денежный поток от операционной деятельности 52 495 33 061 26 056 27 268 44 347 60 577
CAPEX –3575 –1175 –2874 –3005 –3370 –3500
Денежный поток по инвестиционной деятельности –3575 –1175 –2874 –3005 –3370 –3500
Поступления/погашение от кредитов и займов 12 500 13 125 13 781 14 470 –10 000
Уплата процентов по кредитам и займам –35 354 –36 458 –37 381 –38 525 –39 987 –42 005
Денежный поток по финансовой деятельности –22 854 –23 333 –23 600 –24 055 –39 987 –52 005
Итого денежный поток за период 26 066 8553 –417 208 990 5072
Остаток денежных средств на начало периода 3759 8553 8136 8344 9334
Остаток денежных средств на конец периода 29 825 8553 8136 8344 9334 14 406

Таким образом, чтобы добиться цели – увеличить чистую прибыль в 2,5 раза в течение ближайших пяти лет, «Приоритету» предстоит (кроме увеличения продаж) снизить период оборачиваемости дебиторки и запасов, а также увеличить период оборачиваемости кредиторской задолженности. Соответственно, в качестве ключевых показателей деятельности компании можно выделить: темпы роста выручки, логистические расходы на рубль продукции, темпы изменения условно-постоянных расходов, период оборачиваемости дебиторской и кредиторской задолженности, запасов.

Помимо перечисленных, сюда можно добавить несколько важных интегрированных показателей: коэффициент общей оборачиваемости активов, GPM (gross profit margin, норма маржинальной прибыли), ROA (return on assets, коэффициент рентабельности активов), ROS (return on sales, коэффициент рентабельности продаж). Показатель общей оборачиваемости активов позволяет оценивать эффективность использования активов в целом, то есть, к примеру, если компания не выполнит цель по ускорению оборачиваемости дебиторки, она может компенсировать это ускорением оборачиваемости запасов. Небольшое отставание от целей по оптимизации величины рабочего капитала может быть компенсировано сокращением CAPEX. GPM позволяет контролировать соотношение выручки и переменных расходов на закупку товаров для перепродажи. ROA (как и показатель общей оборачиваемости активов) используется для оценки эффективности использования активов, но уже в сопоставлении не с выручкой, а с прибылью. А ROS используют для контроля сбалансированного роста выручки и прибыли.

При выборе ключевых показателей особое внимание стоит уделить методике расчета некоторых из них, в частности, оборачиваемости (дебиторская и кредиторская задолженность, запасы), величины рабочего капитала, а также интегрированных (длительность операционного и финансового циклов). Компанию «Приоритет» прежде всего интересует оборачиваемость. Как правило, соответствующие показатели рассчитывают так:

Период оборота дебиторской задолженности (DSO, Day’s sales outstanding) = (Средняя дебиторская задолженность за период × Количество дней в периоде) : Выручка;

Период оборота запасов в днях (ICP, Inventory conversion period) = (Средние запасы товаров за период × Количество дней в периоде) : Себестоимость продукции;

Период оборота кредиторской задолженности в днях (RCP, Receivables conversion period) = (Средняя кредиторская задолженность за период × Количество дней в периоде) : Себестоимость продукции.

Из перечисленных вариантов «Приоритету» подходит только расчет периода оборота запасов, для остальных было решено разработать собственную методику. Дело в том, что рассчитываемая таким образом оборачиваемость дебиторки при росте выручки от реализации не всегда отражает реальную картину, а в случае с кредиторкой возникает несопоставимость данных в числителе и знаменателе. Были предложены следующие способы расчетов:

  1. Период оборота дебиторской задолженности, DSO = (Средняя дебиторская задолженность за период × Количество дней в периоде) : Поступление денежных средств от реализации продукции;
  2. Период оборота кредиторской задолженности, RCP = (Средняя кредиторская задолженность за период × Количество дней в периоде) : Платежи в погашение кредиторской задолженности за период.

Данные ключевые показатели и методики их расчета уже можно использовать, и в дальнейшем их установят в качестве KPI топ-менеджерам компании (см. табл. 3). Веса показателей распределены с учетом их влияния на поставленные цели. Логика распределения показателей такова:

  • генеральный директор отвечает за все интегрированные показатели;
  • директор по продажам отвечает за выручку и оборачиваемость дебиторской задолженности ;
  • директор по логистике и закупкам – за логистические расходы и периоды оборота запасов и кредиторки.

таблица 3. За какие показатели несет ответственность менеджмент компании

Должность сотрудника Показатели KPI Периодичность расчета Удельный вес показателей KPI при расчете бонусов
Генеральный директор ROA; ROS; GPM, общая оборачиваемость активов, темпы изменения условно-постоянных расходов Ежегодно (все показатели) ROA – 0,3; ROS – 0,25; GPM – 0,2, общая оборачиваемость активов – 0,15, темпы изменения условно-постоянных расходов – 0,1
Директор по продажам Темпы роста выручки; период оборачиваемости дебиторской задолженности Темпы роста выручки – ежегодно; период оборачиваемости дебиторской задолженности – ежемесячно Темпы роста выручки – 0,7; период оборачиваемости дебиторской задолженности – 0,3
Директор по логистике и закупкам Логистические расходы на рубль продукции, период оборачиваемости запасов; период оборачиваемости кредиторской задолженности Ежемесячно все показатели Логистические расходы на рубль продукции – 0,5, период оборачиваемости запасов – 0,25; период оборачиваемости кредиторской задолженности – 0,25

Однако не все компании ориентированы лишь на рост прибыли. К примеру, собственники ЗАО «Астра»* (производство продуктов питания) установили менеджменту в качестве цели увеличить свободный денежный поток, доступный инвесторам (FCF, free cash flow), на 50 процентов в течение ближайших пяти лет. Он рассчитывается по формуле:

FCF = EBIT – T + DA – ∆NFA – ∆WCR

где EBIT – прибыль до вычета налогов и процентов; T – налог на прибыль; DA – амортизация; ∆NFA – чистые инвестиции (изменения) в долгосрочных активах (за исключением долгосрочных финансовых вложений) без учета амортизации, при отсутствии положительных денежных потоков от инвестиционной деятельности данный показатель равен величине CAPEX; ∆WCR – изменение величины рабочего капитала.

Исходя из данной формулы, можно определить ключевые показатели: EBIT, CAPEX, WCR. Налог на прибыль и амортизацию исключаем, поскольку никто из менеджмента и сотрудников компании влияния на них не имеет. Далее можно выделить коэффициенты, связанные с WCR: оборачиваемость запасов, дебиторской и кредиторской задолженности.

Показателей, влияющих на EBIT, множество. В качестве ключевых менеджмент «Астры» выбрал выручку и некоторые переменные расходы (на рубль продукции) с наибольшим удельным весом: прямые расходы сырья и материалов (55% от нетто-выручки), переменные логистические – 7% от нетто-выручки, на технический ремонт и обслуживание оборудования – 5%. Остальные расходы также будут анализироваться и устанавливаться в виде KPI руководителям департаментов и отделов.

Отдельно стоит отметить, что некоторые показатели могут демонстрировать динамику, лучше или хуже запланированной, поэтому было принято решение добавить еще один, интегрированный, отражающий в совокупности эффективность управления рабочим капиталом, инвестиционной политики во взаимосвязи с EBIT – это ROCE (Return on capital employed). Он рассчитывается по формуле:

ROCE = NOPAT : Capital Employed

где NOPAT – чистая прибыль от операционной деятельности за вычетом налогов, и рассчитывается как EBIT × (1 – эффективная ставка налога на прибыль); Capital Employed – вложенный капитал, который имеет множество определений и обычно рассчитывается как разница между общей величиной активов и краткосрочной кредиторской задолженностью.

Таким образом, менеджмент компании получил набор ключевых показателей, влияющих на денежный поток: EBIT, CAPEX, оборачиваемость запасов, оборачиваемость дебиторской и кредиторской задолженности, выручка от реализации продукции, а также прямые расходы сырья и материалов, переменные логистические расходы и расходы на технический ремонт и обслуживание оборудования (на рубль продукции), ROCE.

Теперь можно принимать решения о стратегии движения к поставленной цели, планировать целевые значения показателей, устанавливать их в качестве KPI руководителям отделов.

* Здесь и далее названия компаний изменены.

Полезная статья? Добавьте страницу в закладки, сохраните, распечатайте или переадресуйте.

источник

Разберем 12 основных коэффициенты финансового анализа предприятия. Из-за их большого разнообразия зачастую нельзя понять, какие из них основные, а какие нет. Поэтому я постарался выделить основные показатели в полной мере описывающие финансово-хозяйственную деятельность предприятия.

В деятельности, у предприятия всегда сталкиваются его два свойства: его платежеспособность и его эффективность. Если платежеспособность предприятия увеличивается, то эффективность снижается. Можно наблюдать обратную зависимость между ними. И платежеспособность, и эффективность деятельности можно описать коэффициентами. Можно остановиться на этих двух группах коэффициентах, тем не менее, лучше их еще разбить пополам. Так группа Платежеспособности делится на Ликвидность и Финансовую устойчивость, а группа Эффективность предприятия делится на Рентабельность и Деловую активность.

Все коэффициенты финансового анализа делим на четыре большие группы показателей.

  1. Ликвидность (краткосрочная платежеспособность),
  2. Финансовая устойчивость (долгосрочная платежеспособность),
  3. Рентабельность (финансовая эффективность),
  4. Деловая активность (нефинансовая эффективность).

Ниже в таблице представлено деление на группы.

Платежеспособность предприятия Эффективность предприятия
Ликвидность Финансовая устойчивость Рентабельность Деловая активность

В каждой из групп выделим только по топ-3 коэффициента, в итоге у нас получится всего 12 коэффициентов. Это будут самые важные и главные коэффициенты, потому что именно они по моему опыту наиболее полно описывают деятельность предприятия. Остальные коэффициенты, не вошедшие в топ, как правило, являются следствием этих. Приступим к делу!

Начнем с золотой тройки коэффициентов ликвидности. Эти три коэффициента дают полное понимание ликвидности предприятия. Сюда входит три коэффициента:

  1. Коэффициент текущей ликвидности,
  2. Коэффициент абсолютной ликвидности,
  3. Коэффициент быстрой ликвидности.

Кем используются коэффициенты ликвидности?

Самый популярный среди всех коэффициентов – Коэффициент текущей ликвидности используется преимущественно инвесторами в оценке ликвидности предприятия.

Коэффициент абсолютной ликвидности интересен для поставщиков. Он показывает способности предприятия расплатиться с контрагентами-поставщиками.

Коэффициент быстрой ликвидности рассчитывается кредиторами для оценки быстрой платежеспособности предприятия при выдаче займов.

В таблице ниже представлена формула расчета трех самых важных коэффициентов ликвидности и их нормативные значения.

Коэффициенты

Коэффициент текущей ликвидности = Оборотные активы/Краткосрочные обязательства

Коэффициент абсолютной ликвидности = (Денежные средства + Краткосрочные финансовые вложения) /Краткосрочные обязательства

Коэффициент быстрой ликвидности = (Оборотные активы-Запасы)/Краткосрочные обязательства

Перейдем к рассмотрению трех основных коэффициентов финансовой устойчивости. Ключевое отличие между коэффициентами ликвидности и коэффициентами финансовой устойчивости – первая группа (ликвидности) отражает краткосрочную платежеспособность, а последняя (финансовой устойчивости) – долгосрочную. А по сути, как коэффициенты ликвидности, так и коэффициенты финансовой устойчивости отражают платежеспособность предприятия и то, как оно может рассчитываться со своими долгами.

В данную группу показателей входит три коэффициента:

  1. Коэффициент автономии,
  2. Коэффициент капитализации,
  3. Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами.

Коэффициент автономии (финансовой независимости) используется финансовыми аналитиками для собственной диагностики своего предприятия на финансовую устойчивость, а также арбитражными управляющими (согласно постановлению Правительства РФ от 25.06.03 № 367 «Об утверждении правил проведения арбитражным управляющим финансового анализа»).

Коэффициент капитализации важен для инвесторов, которые анализируют его для оценки инвестиций в ту или иную компанию. Более предпочтительной для инвестиций будет компания с большим коэффициентом капитализации. Слишком высокие значения коэффициента не слишком хорошо для инвестора, так как снижается прибыльность предприятия и тем самым доход вкладчика. Помимо этого коэффициент рассчитывается кредиторами, чем значение ниже, тем предпочтительнее предоставление кредита.

Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами рекомендательно (согласно Постановлению Правительства РФ от 20.05.1994 №498 «О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятия», которое утратило силу в соответствии с Постановлением 218 от 15.04.2003) используется арбитражными управляющими. Данный коэффициент также можно отнести и к группе Ликвидности, но здесь мы его припишем к группе Финансовой устойчивости.

В таблице ниже представлена формула расчета трех самых важных коэффициентов финансовой устойчивости и их нормативные значения.

Коэффициенты

Коэффициент автономии = Собственный капитал/Активы

Коэффициент капитализации = (Долгосрочные обязательства + Краткосрочные обязательства)/Собственный капитал

Переходим к рассмотрению трех самых важных коэффициента рентабельности. Эти коэффициенты показывают эффективность управления денежными средствами на предприятии.

В данную группу показателей входит три коэффициента:

  1. Рентабельность активов (ROA),
  2. Рентабельность собственного капитала (ROE),
  3. Рентабельность продаж (ROS).

Коэффициент рентабельности активов (ROA) используется финансовыми аналитиками для диагностики эффективности предприятия с точки зрения доходности. Коэффициент показывает финансовую отдачу от использования активов предприятия.

Коэффициент рентабельности собственного капитала (ROE) представляет интерес для собственников бизнеса и инвесторов. Он показывает, как эффективно были использованы вложенные (инвестированные) в предприятие деньги.

Коэффициент рентабельности продаж (ROS) используется руководителем отдела продаж, инвесторами и собственником предприятия. Коэффициент показывает эффективность реализации основной продукции предприятия, плюс позволяет определить долю себестоимости в продажах. Необходимо отметить, что важно не то, сколько продукции продало предприятие, а то, сколько чистой прибыли оно заработало чистых денег с этих продаж.

В таблице ниже представлена формула расчета трех самых важных коэффициентов рентабельности и их нормативные значения.

Коэффициенты

Коэффициент рентабельности активов = Чистая прибыль / Активы

Коэффициент рентабельности собственного капитала = Чистая прибыль/Собственный капитал

Коэффициент рентабельности продаж = Чистая прибыль/ Выручка

Переходим к рассмотрению трех самых важных коэффициента деловой активности (оборачиваемости). Отличие этой группы коэффициентов от группы коэффициентов Рентабельности заключается в том, что они показывают нефинансовую эффективность деятельности предприятия.

В данную группу показателей входит три коэффициента:

  1. Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности,
  2. Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности,
  3. Коэффициент оборачиваемости запасов.

Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности используется генеральным директором, коммерческим директором, руководителем отдела продаж, менеджерами по продажам, финансовым директором и финансовыми менеджерами. Коэффициент показывает, как эффективно построено взаимодействие между нашим предприятием и нашими контрагентами.

Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности используется в первую очередь для определения путей повышения ликвидности предприятия и интересен для собственников и кредиторов предприятия. Он показывает, сколько раз в отчетном периоде (как правило, это год, но может быть и месяц, квартал) предприятие погасило свои долги перед кредиторами.

Коэффициент оборачиваемости запасов может использоваться коммерческим директором, руководителем отдела продаж и менеджерами по продажам. Он определяет эффективность управления запасами на предприятии.

В таблице ниже представлена формула расчета трех самых важных коэффициентов деловой активности и их нормативные значения. В формуле расчета есть небольшой момент. Данные в знаменателе, как правило, берутся средними, т.е. складывается значение показателя на начало отчетного периода с конечным и делится на 2. Поэтому в формулах везде в знаменателе стоит 0,5.

Коэффициенты

Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности = Выручка от продаж/Средняя сумма дебиторской задолженности

Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности = Выручка от продаж/Средняя величина кредиторской задолженности

Коэффициент оборачиваемости запасов = Выручка от продаж/Средняя величина запасов

Подведем итоги топ-12 коэффициентов для финансового анализа предприятия. Условно мы выделили 4 группы показателей деятельности предприятия: Ликвидность, Финансовая устойчивость, Рентабельность, Деловая активность. В каждой группе мы определили топ-3 самых важных финансовых коэффициента. Полученные 12 показателей в полной мере отражают всю финансово-хозяйственную деятельность предприятия. Именно с расчета их стоит начинать финансовый анализ. Для каждого коэффициента приведена формула расчета, поэтому вам не составит трудностей посчитать его для своего предприятия.

Автор: Жданов Василий Юрьевич, к.э.н.

источник